Какой инструмент использует курятин для удаления зуба

Опубликовано: 16.04.2024


Современные стоматологи используют целый арсенал приборов для лечения и удаления зубов, которые мало видоизменились с момента их изобретения. Для экстракции какого-либо из зубов в ротовой полости необходимо иметь такие инструменты, как шпатель, зеркало, элеватор, щипцы, молоток, долото и многие другие подручные средства. Наш обзор посвящен самому популярному прибору хирурга-стоматолога – щипцам для удаления зубов.

Щипцы для удаления зубов представляют собой медицинский инструмент, используемый в хирургической стоматологии. Внешне он выглядит как два соединенных друг с другом рычага, а основными составляющими данного приспособления выступают щечки – его рабочая часть, замок и ручки.

От качества медицинского оборудования зависит успех врача и всей клиники, поэтому инструменты следует приобретать только у проверенных производителей. Щипцы считаются одним из важных аксессуаров в стоматологической и зуботехнической практике. Они должны быть выполнены с учетом анатомических особенностей человека и иметь эргономичную форму.

Особенности конструкции

Данный стоматологический хирургический прибор представляет собой два шарнирно соединенных рычага. Такое строение обеспечивает выполнение следующих задач:

  1. Переносит необходимое усилие на удаляемый зуб или корень.
  2. Надежно фиксирует инструмент и правильно направляет его при экстракции.
  3. Оказывает минимальное разрушающее воздействие на соседние здоровые зубы.

Щипцы имеют несколько конструкционных элементов:

  1. Рабочая часть прибора называется щечки, ими осуществляется захват и удержание корня зуба или коронки. Большинство щечек имеют углубления на внутренней стороне, а некоторые даже оснащены специальными шипами на концах. Обычно рабочая часть короче рукоятей в несколько раз, именно в это количество раз возрастает усилие, прикладываемое врачом к зубу.
  2. Ручки или бранши – это часть инструмента, которая предназначена для удержания ее стоматологом. Для того чтобы бранши не скользили в руках врача, их делают рифлеными.
  3. Замок служит для подвижного сочленения двух рычагов, он расположен между рабочей частью и ручками.

Классификация по функциональному назначению: виды, их конструктивные особенности и характеристики

Каждый хирург-стоматолог должен иметь в арсенале несколько видов щипцов, различных по форме, которая зависит от места расположения зубов. Их различия состоят в следующем:

  1. Изгиб ручек, он обеспечивает удобство при работе по удалению премоляров и моляров. В большинстве случаев ручки имеют S-образный изгиб.
  2. Угол между осями щечек и ручек может быть различным в разных видах инструментов. В некоторых конструкциях рычаги могут располагаться на одной прямой, в других они бывают параллельными или соединенными под некоторым углом. Определенные инструменты имеют изогнутую форму, а оси их ручек и щечек расположены под углом, не превышающим 90 градусов. Примером такого прибора являются клювовидные щипцы.
  3. Некоторые инструменты имеют удлиненные ручки или дополнительную соединительную часть. Они обычно предназначены для работы с зубами, которые расположены достаточно глубоко в ротовой полости, например, верхний третий моляр.
  4. Большинство моделей являются универсальными, то есть с их помощью можно работать как с зубами левого ряда, так и правого. Но существуют некоторые разновидности щипцов, которые бывают только правосторонними или только левосторонними.
  5. Щипцы могут различаться по ширине щечек – они могут быть широкими, узкими и средними. Такая разница объясняется назначением инструмента, например, для захвата клыков или резцов подойдут с узкими щечками, а для удержания моляров понадобятся более широкие щечки.
  6. Форма щечек является еще одной отличительной чертой разных щипцов. Некоторые щечки имеют полукруглую форму с желобками, что обеспечивает лучшую фиксацию зуба. Для моляров используются щипцы с щечками, которые оснащены шипами на кончиках и 2 выемками по сторонам.

Инструменты для экстракции зубов могут различаться и по функциональному назначению:

  1. Корневые щипцы оснащены соединяющимися при смыкании щечками. Разновидности таких приборов зависят от угла, образованного между осью щечек и осью ручек, или от зуба, который нужно ими удалить. Различают прямые, S-образные или байонетные щипцы.
  2. Коронковые щипцы предназначены для экстракции зубов с полностью или частичной сохранившейся коронкой. В отличие от корневых, щечки таких щипцов не сходятся.

Для удаления передних зубов верхней челюсти (резцов, клыков)

Щипцы для удаления передних зубов верхней челюсти.

Для этих единиц применяются прямые щипцы с узкими щечками, ось которых расположена в одной плоскости по отношению к оси рукоятей, то есть они не сходятся вместе.

Для удаления премоляров верхней челюсти

Щипцы для удаления премоляров верхней челюсти.

В этом случае стоматолог использует S-образные щипцы с более широкими щечками. В таких моделях угол между осями ручек и щечек составляет примерно 180 градусов, а в некоторых инструментах оси параллельны.

Для удаления первого и второго моляров верхней челюсти

Щипцы для удаления верхних моляров левой стороны.

Такой прибор сконструирован согласно анатомическому строению зубов, их различают отдельно – для правой и левой стороны, их форма существенно отличается от аналогов. Само приспособление имеет S-образный изгиб, а левая и правая щечки устроены неодинаково. Одна имеет выступ в виде шипа, а вторая выполнена в форме желобка с полукруглым кончиком.

Для удаления верхних третьих моляров (зубов мудрости) верхней челюсти

Щипцы для удаления верхних третьих моляров верхней челюсти.

Для извлечения зубов мудрости применяются специальные щипцы в форме штыков или байонеты. Этот прибор оснащен щечками одинаковой ширины и формы вогнутого желобка.

Для удаления нижних резцов

В операции по удалению этих зубов используются корневые щипцы клювовидной формы с узкой рабочей частью. Щечки у них имеют закругленные концы и желобки для захвата коронки и шейки зуба.

Для удаления клыков, премоляров нижней челюсти

Щипцы для удаления клыков, премоляров нижней челюсти.

Здесь также используются щипцы клювовидной формы, не сходящиеся щечки которых имеют закругленные кончики и желобки, но отличаются большей шириной и изгибом.

Для удаления моляров нижней челюсти

Щипцы для удаления моляров нижней челюсти.

Для удаления этих зубов применяют S-образные щипцы, которые бывают правыми и левыми в зависимости от расположения шипа. Наложение осуществляется таким образом, что шип фиксируется между щёчными корнями, а щечка, с другой стороны округлая, охватывает нёбный корень.

Для удаления нижних третьих моляров

Щипцы для удаления нижних третьих моляров.

При извлечении нижнего зуба мудрости ротовая полость открывается не полностью, поэтому в этом случае применяются специальные щипцы, которые носят название «горизонтальных» или «плоскостных». Их особенность состоит в том, что в момент экстракции ось ручек расположена в горизонтальной, а ось щечек в вертикальной плоскости.

Чем отличаются щипцы для детской стоматологии?

Детские щипцы отличаются от взрослых как по размеру "тела", так и рабочей части. Инструменты, используемые в детской стоматологии, подходят для удаления молочных и коренных единиц, обеспечивая минимальную травматизацию окружающих зуб тканей. Чаще всего для экстракции молочных зубов используются байонетные щипцы, форма щечек которых соответствует анатомическим особенностям удаляемых зубов, а это в свою очередь способствует удобному и быстрому их извлечению у детей разных возрастов.

Требования к стоматологическим щипцам для удаления зубов

Стоматологические щипцы должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Материалом изготовления инструмента – нержавеющая сталь, это гарантирует долговечность и эффективность использования.
  2. Рабочая часть сконструирована таким образом, чтобы можно было надежно захватить удаляемый зуб и обеспечить плавный ход прибора.
  3. Форма рукоятки и ее рельеф обеспечивают плотное соприкосновение с ладонью хирурга.
  4. Инструмент легкий, чтобы не утомлять руку врача. С этой целью ручки многих щипцов делают полыми.
  5. Устойчивость к механическим и химическим воздействиям при чистке и стерилизации.
  6. Инструмент достаточно прочный, чтобы не деформироваться при приложении значительных физических усилий.
  7. Сохранение своих эксплуатационных свойств в течение длительного времени.
Открыть в каталоге

Перед тем как выбирать щипцы, нужно убедиться, что они подходят именно для тех задач, которые стоят перед стоматологом. Поэтому врачу следует подбирать полный комплект инструментов, которые участвуют в экстракции зубов. Для хирургической стоматологии рекомендуется приобретать качественные приборы, которые станут залогом успешного лечения и удаления зубов.

Конспект урока

А. П. Чехов. «Хирургия»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • жанр юмористического рассказа;
  • история создания рассказа «Хирургия»;
  • сюжет и герои рассказа.

Рассказ – художественное произведение небольшого объёма, в котором идёт повествование о каких-либо событиях.

Художественная деталь – (от франц. detail – подробность, мелочь, частность) – одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.

«Говорящие» фамилии – фамилии персонажей литературного произведения, в которых содержится указание на их характер или внешний вид.

Хирургия – отрасль медицины, изучающая заболевания, основной метод лечения которых – операции.

Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства – органа местного самоуправления (с 1864 г.).

Фельдшер – здесь: помощник лекаря, врача.

Чечунчо́вый (устар.) – чечунча – плотная шёлковая ткань.

Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.

Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви, не имеющий степени священства; то же, что пономарь, псаломщик, причетник.

Бельмо́ – беловатое пятно на роговице глаза (помутнение) после воспаления или травмы.

Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.

Просфо́ра (греч.prosphora – «приношение») – круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах.

Псалты́рь – часть Библии, книга псалмов (песнопений).

«Питие́ мое́ с пла́чем растворя́х» – т. е. питье мое с плачем растворял.

«Ни Боже мой, ни капельки, ни синь-порох…» – т. е. никак, нисколько.

Наме́дни – на днях, совсем недавно.

Иере́й – священник.

Литурги́я – христианское церковное богослужение, церковная служба.

Гугни́в, гугни́вый – говорящий, поющий в нос; гнусавый.

Афонская гора – гора на севере Восточной Греции, также известная как «Святая Гора».

Предрассудок – заблуждение, суеверие.

Помещик – в России конца XV – начала XX вв.: дворянин-землевладелец; владеющий поместьем.

Щипцы, козья ножка, ключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.

Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.

Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо.

Ока́зия – здесь: неожиданность, неудача, беда.

Бу́рса – духовное училище, семинария.

Восвоя́си – домой, к себе. Русское образование, возникшее путем сращения в одно слово словосочетания «во своя вьси» (где «весь» – «деревня»), имеющее значение «в свои деревни, домой».

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я., Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 //В. Я. Коровина, В. П.Журавлев, В. И. Коровин – Москва, Просвещение, 2013 – 303 стр. с ил.

2. А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 3. М., "Наука", 1983

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М., Паритет, 2007 – 320 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Антон Чехов. Инфо https://www.anton-chehov.info/806-p-a-arxangelskomu.html (дата обращения: 25.07.2019).
  2. А. Чехов. Биографический сайт.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассказ «Хирургия» был написан Антоном Павловичем Чеховым в августе 1884 года. Впервые был опубликован в юмористическом литературно-художественном еженедельном журнале «Осколки». Подписался Чехов тогда А. Чехонте. В 1886 году рассказ был включён в сборник «Пёстрые рассказы».

В основу рассказа, вероятно, лёг случай, который Чехов узнал от одного из своих коллег – земского врача Петра Александровича Архангельского. Он поведал писателю о случае, когда практикант вырвал у пациента вместо больного зуба здоровый. Тогда Архангельскому осталось лишь грустно пошутить: «Рви здоровые, авось до больного доберёшься!».

Итак, рассказ начинается в тот самый момент, когда доктор земской больницы уезжает решать свои неотложные семейные дела. Ему предстоит женитьба. А вместо него, на беду пациентам, остается фельдшер Курятин. А у дьяка Вонмигласова, как назло, разболелся зуб. Это в наше время можно выпить таблетку и спокойно дождаться нужного доктора, а во времена Чехова обезболивающее ещё не изобрели.

Надо сказать, что до начала лечения и дьяк, и фельдшер были в прекрасных отношениях. Курятин долго рассуждал, как и какими инструментами, кого он лечил. А дьяк поддакивал, соглашаясь, какая это нелёгкая миссия – лечить людей. Курятин же вспоминает помещика Египетского, который остался доволен работой фельдшера. Правда, мнения помещика на этот счёт мы не знаем. Но едва фельдшер берётся за щипцы, как отношение дьяка к врачевателю резко меняется: он ругается, плачет, скулит и трясётся в кресле. Курятин продолжает орудовать во рту бедного дьяка щипцами, и вот казалось бы финал – зуб вырван, но… не тот. Больной зуб остался на месте.

А Курятин всё так же продолжает рассуждать о сложности своей профессии и хирургии вообще: «Хирургия, брат, не шутка».

Очередная попытка хирургического вмешательства не удалась, и Вонмигласов со сломанным, но не удалённым больным зубом, проклиная хирургию, уходит.

А что же фельдшер? Он продолжает философствовать на тему медицины и вспоминать успешно проведённую операцию господину Египетскому.

Рассмотрим образы героев рассказа. Стоит отметить, что в произведении Чехова нет героя, который бы вызывал симпатию читателя или сочувствие. Такова особенность сатиры: она демонстрирует только смешные и позорные качества своих жертв.

Итак, сатира – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.

Пациент – Дьячок Вонмигласов. Вот как его описал Чехов: «В приёмную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…». Человек он набожный, а к медицине относится с опаской, предпочитает народные средства, и если бы не огромный флюс и дикая боль, то и к доктору бы не пошёл.

Другой персонаж – фельдшер Курятин – самодовольный и невежественный хвастун, который не имеет твёрдых убеждений и знаний. Как его описывает автор? «Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности».

Какую основную тему отражает автор в рассказе «Хирургия»?

Прежде всего, Чехов говорит о непрофессионализме людей, которые отвечают за жизнь и здоровье человека, а если брать шире, то и всего общества. Они готовы часами рассуждать, прикрывая своё невежество высокопарными словами, но на деле остаются недоучками, абсолютно равнодушными к своему делу.

Что высмеивает автор? С одной стороны, комичен фельдшер – типичный шарлатан, который больше болтает, чем делает. С другой – писатель смеётся над дремучестью пациентов. Будучи врачом, Чехов лично наблюдал людей, которые самолечением доводили себя до плачевного состояния и к врачу обращались лишь когда боль становилась нестерпимой.

Для высмеивания персонажей Чехов прибегает к приёму «говорящие фамилии». «Курятин», по всей видимости, происходит от слова «курица». Манера речи фельдшера напоминает кудахтанье курицы, поведение – суетливость птиц в курятнике. Да и устоявшийся образ курицы как «птицы невысокого полета» напоминает самого героя.

«Вонмигласов» – производное от устаревшей формы церковного выражения «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Автор иронично подчёркивает косноязычие дьячка, который из-за больного зуба не мог нормально отслужить литургию.

Для создания соответствующей атмосферы в рассказе Чехов использует речевые особенности героев. Например, у дьяка ругательства явно соседствуют с церковной лексикой: «Паршивый чёрт… – выговаривает он. – Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!».

Кроме того, автор широко использует историзмы, архаизмы и цитаты из церковных трудов, чтобы придать речи героев колоритную сатирическую окраску.

Сатира Чехова направлена на человеческие качества и пороки, которые мешают обществу развиваться и процветать. В произведении он обличает безответственность, хвастовство, невежество, непрофессионализм, равнодушие и грубость людей. Об этом говорят все смешные моменты, из которых состоит рассказ.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Фамилии, которые автор используют как один из элементов характеристики персонажей, называются:

  1. Говорящие
  2. Описывающие
  3. Характеризующие
  4. Кричащие
  5. Смешные
  6. Правильные

В задании идет речь о литературном приёме, который применил автор рассказа. В материале урока этот приём назывался «говорящие фамилии».

Правильный ответ: «говорящие».

Восстановление последовательности элементов

В задании предлагается восстановить последовательность событий в рассказе. Нужно вспомнить каков был сюжет рассказа, в какой последовательности всё происходило и правильно расположить предложенные словосочетания.

  • Доктор уехал жениться
  • Фельдшер его заменял
  • Дьячок пришел лечить зуб
  • Фельдшер сломал пытался вырвать больной зуб
  • Фельдшер зуб сломал
  • Дьячок ушел недовольный

  1. Доктор уехал жениться;
  2. Фельдшер его заменял;
  3. Дьячок пришел лечить зуб;
  4. Фельдшер пытался вырвать больной зуб;
  5. Фельдшер зуб сломал;
  6. Дьячок ушел недовольный.

Тест по рассказу А. П. Чехова «Хирургия»

№ 1. На что крестится дьячок Вонмигласов в приемной больницы?

а) на икону; б) на инструменты; в) на бутыль с карболовым раствором.

№ 2. Должность Курятина:

а) врач; б) профессор; в) фельдшер.

№ 3. Какой инструмент использует Курятин для удаления зуба?

а) щипцы; б) козью ножку; в) пинцет.

№ 4. Что принес дьячок Курятину в знак благодарности?

а) свечку; б) сало; в) просфору.

№ 5. Как поступил Вонмигласов со своим подношением?

а) забрал; б) съел; в) забыл.

№ 6. Что находит в результате дьячок на месте больного зуба?

а ) зуб на месте; б) дырку; в) два торчащих выступа.

№ 7. Почему доктор уехал из больницы?

а) жениться; б) навестить родственников; в) отдыхать.

№ 8. В какую больницу пришел дьячок?

а) в городскую; б) в земскую; в) в сельскую.

№ 9. Что было на глазу у дьячка?

а) синяк; б) родинка; в) бельмо.

№ 10. В каком городе жил Александр Иванович Египетский?

а) в Таганроге; б) в Петербурге; в) в Москве.

№ 11. Имя и отчество фельдшера?

а) Василий Петрович; б) Сергей Кузьмич; в) Илья Сергеевич.

Ключ к тесту:

Тест по рассказу А. П. Чехова «Хирургия»

№ 1. На что крестится дьячок Вонмигласов в приемной больницы? а) на икону; б) на инструменты; в) на бутыль с карболовым раствором. № 2. Должность Курятина: а) врач; б) профессор; в) фельдшер. № 3. Какой инструмент использует Курятин для удаления зуба? а) щипцы; б) козью ножку; в) пинцет. № 4. Что принес дьячок Курятину в знак благодарности? а) свечку; б) сало; в) просфору. № 5. Как поступил Вонмигласов со своим подношением? а) забрал; б) съел; в) забыл. № 6. Что находит в результате дьячок на месте больного зуба? а ) зуб на месте; б) дырку; в) два торчащих выступа. № 7. Почему доктор уехал из больницы? а) жениться; б) навестить родственников; в) отдыхать. № 8. В какую больницу пришел дьячок? а) в городскую; б) в земскую; в) в сельскую. № 9. Что было на глазу у дьячка? а) синяк; б) родинка; в) бельмо. № 10. В каком городе жил Александр Иванович Египетский? а) в Таганроге; б) в Петербурге; в) в Москве. № 11. Имя и отчество фельдшера? а) Василий Петрович; б) Сергей Кузьмич; в) Илья Сергеевич.

Тест по рассказу А. П. Чехова «Хирургия»

№ 1. На что крестится дьячок Вонмигласов в приемной больницы? а) на икону; б) на инструменты; в) на бутыль с карболовым раствором. № 2. Должность Курятина: а) врач; б) профессор; в) фельдшер. № 3. Какой инструмент использует Курятин для удаления зуба? а) щипцы; б) козью ножку; в) пинцет. № 4. Что принес дьячок Курятину в знак благодарности? а) свечку; б) сало; в) просфору. № 5. Как поступил Вонмигласов со своим подношением? а) забрал; б) съел; в) забыл. № 6. Что находит в результате дьячок на месте больного зуба? а ) зуб на месте; б) дырку; в) два торчащих выступа. № 7. Почему доктор уехал из больницы? а) жениться; б) навестить родственников; в) отдыхать. № 8. В какую больницу пришел дьячок? а) в городскую; б) в земскую; в) в сельскую. № 9. Что было на глазу у дьячка? а) синяк; б) родинка; в) бельмо. № 10. В каком городе жил Александр Иванович Египетский? а) в Таганроге; б) в Петербурге; в) в Москве. № 11. Имя и отчество фельдшера? а) Василий Петрович; б) Сергей Кузьмич; в) Илья Сергеевич.

Тест по рассказу А. П. Чехова «Хирургия»

№ 1. На что крестится дьячок Вонмигласов в приемной больницы? а) на икону; б) на инструменты; в) на бутыль с карболовым раствором. № 2. Должность Курятина: а) врач; б) профессор; в) фельдшер. № 3. Какой инструмент использует Курятин для удаления зуба? а) щипцы; б) козью ножку; в) пинцет. № 4. Что принес дьячок Курятину в знак благодарности? а) свечку; б) сало; в) просфору. № 5. Как поступил Вонмигласов со своим подношением? а) забрал; б) съел; в) забыл. № 6. Что находит в результате дьячок на месте больного зуба? а ) зуб на месте; б) дырку; в) два торчащих выступа. № 7. Почему доктор уехал из больницы? а) жениться; б) навестить родственников; в) отдыхать. № 8. В какую больницу пришел дьячок? а) в городскую; б) в земскую; в) в сельскую. № 9. Что было на глазу у дьячка? а) синяк; б) родинка; в) бельмо. № 10. В каком городе жил Александр Иванович Египетский? а) в Таганроге; б) в Петербурге; в) в Москве. № 11. Имя и отчество фельдшера? а) Василий Петрович; б) Сергей Кузьмич; в) Илья Сергеевич.

Тест по рассказу А. П. Чехова «Хирургия»

№ 1. На что крестится дьячок Вонмигласов в приемной больницы? а) на икону; б) на инструменты; в) на бутыль с карболовым раствором. № 2. Должность Курятина: а) врач; б) профессор; в) фельдшер. № 3. Какой инструмент использует Курятин для удаления зуба? а) щипцы; б) козью ножку; в) пинцет. № 4. Что принес дьячок Курятину в знак благодарности? а) свечку; б) сало; в) просфору. № 5. Как поступил Вонмигласов со своим подношением? а) забрал; б) съел; в) забыл. № 6. Что находит в результате дьячок на месте больного зуба? а ) зуб на месте; б) дырку; в) два торчащих выступа. № 7. Почему доктор уехал из больницы? а) жениться; б) навестить родственников; в) отдыхать. № 8. В какую больницу пришел дьячок? а) в городскую; б) в земскую; в) в сельскую. № 9. Что было на глазу у дьячка? а) синяк; б) родинка; в) бельмо. № 10. В каком городе жил Александр Иванович Египетский? а) в Таганроге; б) в Петербурге; в) в Москве. № 11. Имя и отчество фельдшера? а) Василий Петрович; б) Сергей Кузьмич; в) Илья Сергеевич.

Тест по рассказу А. П. Чехова «Хирургия»

№ 1. На что крестится дьячок Вонмигласов в приемной больницы? а) на икону; б) на инструменты; в) на бутыль с карболовым раствором. № 2. Должность Курятина: а) врач; б) профессор; в) фельдшер. № 3. Какой инструмент использует Курятин для удаления зуба? а) щипцы; б) козью ножку; в) пинцет. № 4. Что принес дьячок Курятину в знак благодарности? а) свечку; б) сало; в) просфору. № 5. Как поступил Вонмигласов со своим подношением? а) забрал; б) съел; в) забыл. № 6. Что находит в результате дьячок на месте больного зуба? а ) зуб на месте; б) дырку; в) два торчащих выступа. № 7. Почему доктор уехал из больницы? а) жениться; б) навестить родственников; в) отдыхать. № 8. В какую больницу пришел дьячок? а) в городскую; б) в земскую; в) в сельскую. № 9. Что было на глазу у дьячка? а) синяк; б) родинка; в) бельмо. № 10. В каком городе жил Александр Иванович Египетский? а) в Таганроге; б) в Петербурге; в) в Москве. № 11. Имя и отчество фельдшера? а) Василий Петрович; б) Сергей Кузьмич; в) Илья Сергеевич.

Техника удаления зуба: как это бывает

Удаление зубов – это процедура, которая известна человечеству уже давно. На сегодняшний день существует два способа удаления зубов – простой и хирургический. Чем же они отличаются и как проходят?

Содержание статьи

  • При помощи каких инструментов удаляют зубы?
  • Как проходит типичный процесс удаления зуба?
  • Как происходит сложное удаление зуба?
  • Когда показано сложное удаление зуба?

При помощи каких инструментов удаляют зубы?

Инструментом для удаления зубов были и остаются стоматологические щипцы. Для определенных групп зубов используется свой вид щипцов, так как наши зубы имеют разное строение и по-разному располагаются в зубном ряду. Например, для удаления переднего верхнего зуба и клыка верхней челюсти существуют прямые щипцы, а остальные верхние зубы удаляются S-образными. Резцы нижней челюсти вырывают с помощью изогнутых на 90º щипцов с узкими щечками (часть щипцов, которой захватывается коронка или корень удаляемого зуба). Клыки и следующие за ними два зуба рвут щипцами, наоборот, с широкими щечками. Для удаления больших коренных зубов нижней челюсти используют щипцы с шипами, заходящими между корнями.

Фото антикварных щипцов для удаления зубов XIX века

Как проходит типичный процесс удаления зуба?

При удалении зубов сначала проводится местное обезболивание. Затем врач отделяет ткань десны от зуба примерно на полсантиметра. Потом на коронку удаляемого зуба накладываются щипцы. При удалении зубов на верхней челюсти врач давит на щипцы всей правой рукой. При удалении зубов на нижней челюсти давление осуществляется большим пальцем правой руки. Затем зуб вывихивается, чтобы разрушить удерживающие его ткани. Для удаления однокорневых зубов, например передних, осуществляются вращательные или маятникообразные движения. При удалении коренных зубов совершаются маятникообразные движения. Кульминацией сего действа является извлеченный из лунки зуб.

Как происходит сложное удаление зуба?

Сложное удаление зуба мудрости считается тем случаем, когда зуб невозможно удалить при помощи простого наложения щипцов. Как правило, в таких ситуациях сначала создается доступ к корню удаляемого зуба с помощью рассекания слизистой оболочки и надкостницы. Сложное удаление зуба с косым или горизонтальным положением проходит по частям, для чего нередко используется лазер или специальная пила. Этого не стоит бояться, так как рассекание труднодоступного зуба лишь сокращает время его удаления. После процедуры врач сглаживает острые края костной раны, промывает ее перекисью водорода или фурацилина, слизисто-надкостничный лоскут укладывается на место и фиксируется швами.

В сложных случаях операция удаления зубов не имеет единой техники. Как будет действовать врач, зависит от конкретного случая.

Когда показано сложное удаление зуба?

Сложным считается удаление зуба при опухоли или отеке, при пародонтите, периодонтите, при абсцессе и флюсе. Наличие в зубе кисты и свищевого хода тоже осложняют процедуру удаления. Ретинированные (непрорезавшиеся) зубы также являются показаниями к хирургическому удалению зубов. К сложным случаям относятся удаление дистопированного зуба мудрости, стоящего вне зубного ряда; удаление 4 зуба для исправления неправильного прикуса; удаление молочных зубов у детей в раннем возрасте. Выраженное искривление корней, перелом верхушечного отдела корня тоже являются показаниями к операции. Следует учесть, что сложное удаление зубов вовремя беременности не проводится.

Способ, которым будут удалять ваш зуб, зависит от данного конкретного случая. Стратегию удаления может определить только специалист. В любом случае, бояться этой процедуры не стоит. Грамотный врач правильно проведет удаление, и вам останется только сказать «спасибо»

Данная статья представляет авторский взгляд на проблему сломанных инструментов с биологической точки зрения.

Автор создал схему принятия клинического решения на основе следующих факторов:

1. Зуб витальный или инфицированный.

2. Начальная или конечная стадия чистки каналов.

3. Инструмент сломан до или после изгиба.

На основании этой схемы доктора могут принять решение не удалять инструмент, пытаться обойти его или пытаться удалить сломанный инструмент.

Сломанный инструмент в канале является, к сожалению, осложнением эндодонтической практики.

Сломанный инструмент в медиальном канале

Сломанный инструмент в медиальном канале

Исследования показывают, что отлом стальных инструментов происходит от 1 до 6 % случаев. С появлением никель-титановых вращающихся инструментов возник маркетинговый миф о их неломаемости вследствие их гибкости.

Однако практическая деятельность эндодонтистов всего мира, к сожалению, опровергла данное утверждение. Даже у опытных эндодонтистов отлом никель-титановых инструментов колеблется от 0,5% до 5% случаев. Более того, если проблему отламывания стальных инструментов можно решить, наблюдая за признаками усталости металла и изъятием таких инструментов из использования, то с никель-титановыми инструментами доктора столкнулись с ситуацией, при которой инструмент может ломаться без появления признаков усталости металла. Это происходит либо вследствие отлома из-за усталости металла на изгиб, либо из-за металлургического дефекта. Поэтому даже одноразовое использование Ni-Ti инструментов не предотвращает отломы полностью.

Сломанный никель-титановый инструмент за изгибом в медиальном канале

Сломанный никель-титановый инструмент за изгибом в медиальном канале

На поверхности никель-титановый инструмент после отлома нет признаков какой либо деформации


Единственное решение по предотвращению перелома инструмента, это прекращение клинической работы. Все инструменты ломаются.

В процессе клинической деятельности доктора сталкиваются с ситуацией, когда они могут обнаружить сломанный инструмент в канале в процессе предыдущих лечений, либо сами ломают инструмент в канале.

На сегодняшний день под влиянием маркетингового давления и при наличии определенного инструментария и оборудования, доктора автоматически начинают попытку удаления сломанного инструмента.

Разберем данную проблему с различных точек зрения:

1. Сломанный инструмент и провал эндолечения.

Причиной периапикальных процессов является инфекция корневых каналов.

Сломанный инструмент сам по себе естественно воспалительный процесс не вызывает.

Исследования показали, что СИ является причиной провала эндодонтического лечения лишь в 0.96% случаев (OUTCOME OF ENDODONTIC TREATMENT AND RE-TREATMENT J. Ingle, J. Simon, P. Machtou and P. Bogaerts Endodontics - 5th Ed. (2002) Chapter 13).

Часто мы видим старые эндолечения со сломанными инструментами без каких-либо признаков периапикалъного

воспаления. Влияние СИ на прогноз будет зависеть от нескольких параметров:

- Зуб витальный или инфицированный.

- На какой стадии инструментальной обработки и чистки канала инструмент сломался.



2. Процедура по удалению сломанного инструмента.

Процедура связана с созданием прямого доступа к инструменту с помощью модифицированного Гейтс глиддена и использования ультразвуковых насадок, некоторые техники рекомендуют дополнительное использование хватающих инструментов, как то IRS, Masserannkit, STN и др.

Данная процедура связана с потерей дентина корня, и поэтому может привести к таким осложнениям, как перфорация и вертикальной трещине корня из-за ослабления стенки корня, вследствие потери дентина. Именно дентин обеспечивает прочность зуба и его потеря увеличивает деформацию корня. Вертикальный перелом корня ответственен за 11% провалов эндодонтического лечения.

2 сломанных инструмента в средней части канала


После удаления сломанных инструментов стенки корня истончены и ослаблены, в одном из участков корень перфорирован


3. Инструмент сломался в апикальной части канала за изгибом.

В такой ситуации ни одна техника, как правило, не эффективна.

4. Существование процедуры ByPass.

Процедура прохождение рядом со сломанным инструментом. Такая процедура позволяет нам очистить канал апикальнее и тем самым решить проблему инфицирования.

Диагностический снимок. Периапикальный процесс на М и Д корнях, в одном из М каналов сломанный инструмент.


Снимок определения рабочей длины. Виден ByPass сломанного инструмента.


Снимок определения рабочей длины. Виден ByPass сломанного инструмента.


Снимок по окончанию эндодонтического лечения. Гибридный метод конденсации.


Снимок наблюдения через 6 месяцев. Практически полное исчезновение периапикальных процессов на М и Д корнях.


1. Витальные зубы.

Отлом инструмента за изгибом канала в его апикальной части.

Прогноз хороший. Нет смысла в попытке извлечения инструмента.

Данное решение применимо только при соблюдении современных стандартов эндодонтии: работа с денталдом,

ирригации с гипохлоритом натрия и чистка коронкового кариеса до начала обработки каналов.

Диагностический снимок 48 зуба с необратимым пульпитом, в следствии глубокого кариеса.


Снимок определения рабочей длины.


Снимок после завершения эндодонтического лечения. Стрелками указан отломок НТ инструмента.


Отлом инструмента в корональной части канала с прямым доступом.

Снимок после экстирпации, в процессе которой инструмент сломался в дицтобукальном корне.


Инструмент удален системой IRS.


Снимок по завершению пломбировки каналов.


Отлом инструмента в средней части или апикальной части канала без изгиба.

Пытаться сделать ByРass (удаление инструмента не обязательно).

Диагностический снимок 47 зуба. Сломанный инструмент в одном из М каналов.


Снимок определения рабочей длины. ByРass сломанного инструмента.


В процессе расширения каналов сломанный инструмент был извлечен из канала.


Снимок по окончанию эндодонтического лечения.


2. Инфицированный зуб.

Отлом произошел в конечной стадии формирования и чистки каналов.

Нет необходимости в удалении сломанного инструмента.

Диагностический снимок с гуттаперчей в свищевом ходе(tracing). Периапикальные поражения на М и Д корнях.


Снимок рабочей длины.


Снимок по окончанию пломбировки каналов. Стрелкой обозначен сломанный НТ инструмент в Мезиобукальном


Наблюдение через 6 месяцев. Полное исчезновение периапикальных процессов. Нормальный контур периодонтальной щели восстановлен.


Отлом инструмента произошел в начальных стадиях формирования и чистки каналов.

1. Попытка пройти рядом со сломанным инструментом (ByPass)

Диагностический снимок. Сломанные и в медиальных каналах периапикальный процесс на М и Д корнях заходящий в район фуркации.


Снимок рабочей длины. СИ обойден.


Снимок по окончанию эндодонтического лечения. Сломанный инструмент виден в канале.


Наблюдение через 6 месяцев. Уменьшение периапикального процесса.


2. Eсли ByРass не удался и инструмент отломался до изгиба.

Диагностический снимок 37 зуба. СИ в апикальной части канала частично выходит в периапикальную область. У пациентки непроходящая чувствительность при жевании.


Снимок после извлечения СИ. Использовалась техника Гейтс Глидден и ультразвуковые насадки.


Снимок после завершения пломбировки дистальных каналов.


3. Если попытка ByРass не удалась и в течение часа опытный доктор не смог удалить инструмент, либо

инструмент сломался за изгибом и попытка удаления опасна с точки зрения ослабления корня и перфораций.

Внутриканальное вложение на основе Ca(OH)2 на срок от 2 дo 4 недель. Пломбировка каналов и наблюдение через 6 и 12 месяцев.

Если периапикальный процесс увеличивается – решение о апикальной хирургии или удаление зуба.

При перелечивании 36 зуба со СИ в М канале за изгибом не удалось сделать ByРass.


Пломбировка каналов после 4х недельного использования Ca(ОH)2.


Наблюдение через 6 месяцев. Уменьшение периапикального процесса.


Клиническая тактика, предложенная мною, основана на понимании биологических процессов, лежащих в основе периапикальных патологий и биомеханики зубов.

Я считаю, что механистический подход для решения проблемы сломанного инструмента – попытка удаления в любом случае, не верен. Процедура удаления фрагмента сломанного инструмента связана с потерей здорового дентина корня. В процессе этой процедуры могут быть перфорации, либо, как отсроченное осложнение вследствие ослабления зуба, может возникнуть вертикальная трещина корня.

Безусловно, в практике могут бытъ случаи не попадающие 100% под данную схему и доктор должен принимать решения исходя из биологического понимания ситуации, а не вследствие маркетингового давления.

Читайте также: