Как лечить зубы ребенку аутисту

Опубликовано: 12.05.2024

Наша огромная страна переживала разные времена. И в каждой эпохе было что-то свое – хорошее и плохое. Если говорить о нашем недавнем советском прошлом, то, наверное, можно с уверенностью сказать, что возможности лечения и реабилитации людей с ограниченными возможностями у специалистов – медиков, психологов – были весьма ограничены в силу различных социальных причин. Безусловно, это довольно болезненно сказывалось как на здоровье и качестве жизни самих пациентов, так и их близких.


К счастью, времена изменились. Сегодня общество, то есть мы с вами, во многом пересмотрело свои взгляды на проблемы инвалидов. В первую очередь, мы признали, что особенные люди существуют! Многим из нас стали небезразличны их проблемы, мы научились их понимать, но не жалеть, сегодня мы готовы им помогать. Мы становимся добрее и милосерднее. Для многих стало откровением, что за физической неспособностью быть «такими, как все», спрятан потрясающий интеллект и кроются всевозможные таланты. Эти люди пишут книги, сочиняют музыку, рисуют картины, играют в театре. И все это, конечно, же благодаря тем, кто сумел остановиться, приглядеться, понять и помочь им раскрыть эти способности. К счастью, сегодня существуют всевозможные реабилитационные центры и специалисты – врачи, психологи, реабилитологи, которые готовы и способны в той или иной степени адаптировать такого ребенка или взрослого человека к жизни в социуме и т.д. Постепенно инфраструктура больших городов становится более или менее пригодной для физического перемещения по улицам и в общественном транспорте, да и в целом ассимилирования в это общество людей с ограниченными возможностями.

Тем не менее, с какими только непредвиденными трудностями не приходится сталкиваться этим особым людям и их родителям. Например, даже для здорового человека поход в стоматологическую клинику зачастую вызывает сильнейший стресс, то для инвалида или его родителей зачастую это становится практически неразрешимой задачей.

Представьте себе человека с глубокой умственной отсталостью, с различными психическими нарушениями. Основной проблемой здесь выступает даже не страх посещения стоматолога (хотя и он чаще всего присутствует), а в принципе сама возможность общения, способность высидеть в стоматологическом кресле от получаса и более, да еще с открытым ртом, и выполнять все инструкции лечащего врача… Это трудно для доктора, это пугает и приводит в ступор близких такого пациента, и это совершенно невыносимо для него самого.

Еще со времен СССР существовал единственный способ решения подобных проблем – удаление больных зубов, зачастую, хотя и не всегда, под общим наркозом. Причем на прием к стоматологу такие пациенты попадали чаще всего уже с острой болью, такой острой, что терпеть ее сил просто не было. Ни о каком лечении или профилактике речи даже не шло. Результат? Примерно к 25 годам человек, чаще всего находящийся на попечении государства, оставался практически беззубым.

Собственно, и в современной стоматологической практике лечение, а чаще удаление зубов людям с ограниченными возможностями происходит обычно под общим наркозом. Действительно, «удержать» такого человека в кресле может только он. Но тут же возникает совершенно справедливый вопрос: о каком общем наркозе вообще может идти речь у человека с таким набором основных и сопутствующих заболеваний?

Поэтому максимально подробно и честно рассказывать об общем наркозе и особенностях его применения в нашей стоматологической клинике для людей с ограниченными возможностями, будет врач-анестезиолог клиники «Рудента» Аскар Саиткамилович Махмутходжаев.

О наркозе – в деталях


Да, наркозы у наших особых пациентов – действительно самые сложные наркозы. У таких людей частыми спутниками бывают различные заболевания, такие как пороки сердца, эпилепсия, бронхиальная астма, гидроцефалия. Поэтому мы всегда ориентируемся в первую очередь именно на эти патологии и у нас всегда под рукой все необходимые лекарства – по-другому и быть не может. Более того, мы контролируем даже такие показатели, как влажность и температуру в помещении к моменту пробуждения.

Еще один краеугольный камень – страх родителей, что после наркоза у ребенка, в которого было вложено много усилий в плане интеллектуального развития, физической реабилитации или социальной адаптации, произойдет «откат» назад. То есть все успехи и прогресс, достигнутые ценой огромных усилий, а зачастую и ценой довольно приличных материальных вложений, будут сведены на нет. Так вот мы хотим вас заверить: в нашей практике мы не наблюдали ни одного случая даже малейшего ухудшения по основному заболеванию или какого-либо ухудшения самочувствия по сопутствующим патологиям. Причем чаще всего мы говорим о детях, которые лечились под общим наркозом на протяжении 3-4 часов за один прием.

Про безопасность

Хочется начать с того, что специалисты клиники «Рудента» – врачи-стоматологи и анестезиологи – изо дня в день занимаются лечением зубов у людей с ограниченными возможностями. Они кропотливо изучали и сегодня прекрасно понимают их проблемы, знают, как справиться с той или иной задачей, предвосхитить и устранить риски возникновения осложнений.

Помимо этого, они постоянно учатся в прямом смысле слова. Они кропотливо изучают новые подходы и разработки (в том числе западные) в области лечения людей с ограниченными возможностями, стараются быть в курсе последних нововведений и применяют полученные знания на практике, учитывая все тонкости и особенности.

Для контроля над работой жизненно важных органов в процессе лечения мы используем расширенный Гарвардский стандарт мониторинга. Он включает в себя показатели артериального давления, электрокардиограммы, температуры тела, показатели газовой смеси, а также волюмоспирометрию и .т.д.

Кроме того, в «Руденте» сегодня используется один из самых современных и безопасных препаратов для наркоза – газ Севоран. Это очень надежный и нетоксичный препарат, который поступает в организм через дыхательные пути, то есть это так называемый ингаляционный наркоз. Для его подачи используется аппарат для искусственной вентиляции легких, произведенный в Германии одной из самых прогрессивных компаний «Дрегер».

После наркоза таким пациентам уделяется особо пристальное внимание. После окончания наркоза мы не отпускаем их сразу домой, как это происходит обычно со здоровыми людьми, а более длительное время наблюдаем у нас в клинике, пока не только врач, но и родители или сопровождающие такого пациента не поймут, что с ним все хорошо.


Наше мнение

По нашему глубокому убеждению, жить с больными зубами небезопасно как для обычного человека, так и для человека с ограниченными способностями. Точнее, зачастую это гораздо вреднее и опаснее, чем пройти санацию полости рта под общим наркозом. Ведь не секрет, что больные зубы являются сами по себе причиной заболеваний, а также могут стать входными воротами для различных инфекций.

Кроме того, хотелось бы отметить, что нормальная гигиена нужна абсолютно всем. В ряде случаев самостоятельно в домашних условиях ее соблюдать сложно. Поэтому современная стоматология предлагает ряд процедур, которые можно и нужно проводить в условиях клиники. И делать это необходимо регулярно – то есть примерно раз в полгода.

При возникновении даже минимальных проблем с зубами нужно немедленно идти к стоматологу, а не дожидаться такого состояния, когда единственным «лекарством» станет удаление зубов (тем более что протезирование или имплантация зубов для людей с рядом тяжелых психических заболеваний не всегда возможно). Мы убеждены, что лучше решать маленькие проблемы по мере их поступления. Тогда удастся избежать как осложнений со стороны стоматологических заболеваний, так и длительных наркозов, когда объем лечения будет большим.

Одним словом, режим профосмотров и необходимого лечения должен быть таким же, как у обычных людей. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем лучше и безопаснее!

Нам приходится говорить нет

Да, бывают и такие случаи, когда нам приходится отказывать нашим пациентам. Есть целый список общих противопоказаний к проведению общего наркоза. Это недавно перенесенные тяжелые инфаркты, почечная недостаточность в терминальной стадии, цирроз печени. В случае с людьми с ограниченными возможностями этот список можно дополнить таким диагнозом, как декомпенсированная гидроцефалия. То есть это те заболевания, которые требуют наблюдения в условиях реанимации в течение суток.

Также приходится отказывать пациентам с тремя и более тяжелыми патологиями одновременно – например, ДЦП, бронхиальной астмой и пороком сердца, так как риск осложнений слишком высок. В таких случаях требуется стационар.

О сложностях

Многих родителей беспокоит вопрос, как вообще прийти в клинику первый раз, они не знают, как ребенок с глубокой умственной отсталостью или, например, агрессивный ребенок с аутизмом прореагирует на врачей, на обстановку в клинике, как на него возможно будет надеть маску, сделать укол и т.п.

Эти опасения вполне оправданы. Однако в нашей детской стоматологии на практике не было еще такого случая, когда нам не удалось бы «наладить отношения» даже с самым «несговорчивым» пациентом. Мы научились находить к ним подход. А со взрослыми такой проблемы чаще всего вообще не возникает.

Но для тех, кто все равно опасается неадекватной реакции со стороны ребенка, мы хотим успокоить: засыпание «под маской» происходит очень быстро – в течение всего 30-60 секунд.

Про скидки

Мы понимаем, что стоимость и лечения, и наркоза довольно высоки. И зачастую семья с особым ребенком попросту не может себе этого позволить.

Поэтому со своей стороны мы стараемся максимально идти навстречу и предоставляем 20-процентную скидку на все услуги клиники. Кроме того, введение по необходимости дополнительных препаратов ни в коем случае не увеличивает стоимость лечения.

При работе с нашими особыми пациентами в 99% случаев используется общий наркоз, а не седация. Дело в том, что, как правило, отсутствует контакт с ребенком. Кроме того, у таких пациентов хватает усидчивости не более чем на 10 минут. А объем лечения чаще всего такой, что врачу приходится трудиться не меньше часа. Поэтому и для детей, и для взрослых используется именно наркоз.


Пару недель назад я, как обычно, читала детям книжку перед сном. Старшая дочка Лиза выглядела расстроенной. Она только что почистила зубы, а теперь сидела и докрасна растирала себе лицо — верный признак большого стресса.

— Лизочка, все хорошо? — спрашиваю озабочено.

— Все хорошо, — говорит Лиза, вымученно изображая улыбку. — Хэппи.

И в этот момент я вижу на обнажившейся во время улыбки десне кровоточащий нарыв. Мне становится понятна причина Лизиного расстройства — ведь сама она никогда не скажет, если ее что-то беспокоит.Уложив детей спать, я села штудировать интернет, чтобы завтра же утром записать Лизу на экстренный прием к стоматологу.

Интернет услужливо подсовывал самые страшные диагнозы, связанные с воспалением десны, которые грозили в лучшем случае бронхитом и сахарным диабетом, в худшем — выпадением всех зубов. Поэтому откладывать прием было нельзя, тем более что впереди были выходные.

Страшный кабинет

Поход к зубному врачу, особенно если требуется не профилактический осмотр, а лечение, — не самое приятное мероприятие для любого человека.

Здесь играет роль множество факторов.

Во-первых, сама обстановка в кабинете зубного врача. Огромное кресло автоматически поднимается, опускается и раскладывается, лишая ребенка чувства контроля над ситуацией. Сверху нависают фигуры врача и ассистента — в масках, закрывающих половину лица. В глаза бьет яркий свет рабочей лампы.

Во-вторых, сенсорные ощущения — специфические запахи в кабинете, вкус лечебной пасты, ополаскивателя, необходимость держать рот открытым, ощущение латексных перчаток врача на лице, инструменты для осмотра ротовой полости — и, о, ужас! — звук и ощущение бормашины или аспиратора.

В-третьих, необходимость долго сидеть неподвижно и следовать всем инструкциям врача — да еще и с учетом перечисленных выше обстоятельств.

Ну и в-четвертых, боль. Ведь даже если делать анестезию, придется пережить несколько крайне неприятных и чувствительных минут.

К счастью, к своим девяти годам Лизе еще ни разу не приходилось лечить зубы, хотя чистила она их всегда с боем.

Что мы только не перепробовали: специальные многогранные зубные щетки, по щетке Лизе и мне, чтобы чистить ей зубы вместе; обучающие и «зубозаговаривающие» песенки. Но не могу похвастаться, что зубы мы чистили хоть отдаленно качественно.

До семи лет Лиза зубные щетки преимущественно жевала. За несколько секунд я могла успеть почистить ей зубы, как придется, а потом Лизин рот решительно закрывался.

Всегда готов!

Перспектива лечения Лизиных зубов меня всегда так пугала, что сладкое она практически никогда не ела и не ест. Думаю, что именно это до сих пор ее и спасало от неприятных процедур.

Иными словами, все непредвиденные ситуации мы, по возможности, должны предвидеть и подготовиться к ним. В первую очередь это касается врачебного осмотра и посещения зубного врача.

Как мы готовились к посещению зубного, ни разу не побывав у него, и что мы продолжаем делать по сей день?

1. Сначала у нас в доме появились стоматологическое зеркало, деревянная палочка, латексные перчатки и, что немаловажно, нагрудная салфетка. Репетитор, которая занималась с Лизой несколько раз в неделю после школы, играла с ней в «стоматолога и пациента».

Так Лиза училась не сдирать с себя нагрудник, привыкала к ощущению перчаток на коже лица, пыталась держать рот открытым на протяжении нескольких минут и не бояться, что по зубам могут провести палочкой, надавить инструментом на язык и даже посмотреть зубы с фонариком.

В конце упражнения Лиза, конечно же, получала награду: как правило, несколько минут игры на своем любимом айпаде.

2. Постепенно мы заменили обычную зубную щетку на электрическую. Это было непросто, но зато теперь Лизе будет проще выдержать бормашину, в случае, если она понадобится.

3. У нас завелся целый арсенал детских книг о лечении зубов с подробными картинками. Мы читаем их по нескольку раз в день или раз в месяц, в зависимости от интереса ребенка. Конечно, лучше всего, если зубы в книгах и мультиках лечат любимые персонажи — Свинка Пеппа или близнецы Топси и Тим.

«Необходимость» — это, как правило, некомфортная, стрессовая ситуация, с которой Лиза справляется с помощью подобных историй, увиденных в мультфильмах, передачах, на страницах книг. Тогда она начинает говорить «фразами из мультфильмов», о чем я писала в одном из блогов.

4. До сих пор большой хит у Лизы и ее сестер — набор пластилина для игры в стоматолога, с большой челюстью, куда можно вставлять пластилиновые зубы, и даже электрической бормашинкой!

5. Перед первым походом к настоящему стоматологу я заранее сходила в клинику и сфотографировала зубного врача и его кабинет, чтобы Лиза заранее увидела, где ей предстоит побывать.

«Правильный» зубной врач

Как бы родители ни готовили ребенка с аутизмом к встрече со стоматологом, если сам врач не предупрежден об особенностях своего пациента или, что еще хуже, имеет весьма смутное представление об аутизме, прием, скорее всего, закончится провалом.

До Лизиных четырех лет я в принципе не задумывалась о том, что ребенка нужно водить к стоматологу, даже если проблем с зубами нет.

К тому же я в принципе не представляла, как привести Лизу к зубному, чтобы для нее (а также для стоматолога) это не стало травмой на всю жизнь. Визиты даже к семейному врачу всегда были огромной проблемой.

Когда Лиза пошла в специализированную школу (в Британии дети начинают учиться с четырех лет), мне подсказали, что прямо напротив ее школы работает дантист, который «понимает особенности наших» детей.

Мне объяснили, что в Великобритании всем детям положена бесплатная стоматология и в каждом районе есть так называемые community dental services, то есть специализированные стоматологические кабинеты для детей и взрослых с особенностями развития.

Британское аутистическое сообщество (National Autistic Society) на своем сайте опубликовало инструкцию для стоматологов, имеющих дело с пациентами с аутизмом. Я привожу эту памятку подробно в конце этого блога на случай, если вы захотите показать ее вашему дантисту.

Первая встреча Лизы со стоматологом проходила в несколько этапов.

1. За пару дней до назначенного приема мне разрешили прийти одной, познакомиться с врачом, а также сделать те самые фотографии кабинета и его сотрудников, чтобы подготовить Лизу. Мне также выдали еще одно стоматологическое зеркало — попрактиковаться дома.

2. В назначенный день мы уже пришли вместе с Лизой — она осмотрела зубной кабинет, посидела в кресле, дала доктору «посчитать» зубки и получила наклейку за храбрость.

3. Еще через пару дней мы пришли опять — в этот раз Лиза даже позволила нанести на зубы защитную пасту.

Кроме того, другой врач из этой же клиники несколько раз в год приходит в Лизину школу — тоже дополнительный шанс поиграть в «прием у стоматолога».

Идеальный зубной кабинет

К сожалению, когда у Лизы воспалилась десна и нам понадобилась срочная помощь, наш специализированный кабинет нас подвел. Я просто не смогла дозвониться им, поскольку они принимают сообщения на автоответчик и перезванивают на следующий рабочий день.

Получив отказы еще в паре мест, я в панике позвонила в частную клинику. И по разговору с администратором поняла, что это именно то, что нам нужно. А уже побывав там — что именно так должны выглядеть все стоматологические кабинеты для детей с аутизмом.

Во-первых, узнав об особенностях дочки, администратор сразу сказала, что отведет нам на прием в два раза больше обычного времени, а также вышлет мне по имейлу фотографии клиники.

Во-вторых, мне не пришлось держать над дочкой айфон, потому что мультики показывали на мониторе, прикрепленном к потолку! По такому случаю Лиза даже согласилась лечь и надеть темные очки.

В-третьих, врач была очень внимательной и всегда объясняла Лизе, что она будет сейчас делать, прикасалась инструментами к ее руке.

Было заметно, что врач и ее ассистент волнуются. Несколько раз в процессе осмотра и лечения Лиза решительно поднималась, и я видела панику в глазах медсестры, но, к счастью, дочка переводила дух и послушно ложилась опять — наши репетиции дома не прошли даром!

Все манипуляции — в том числе чистка ротовой полости жужжащей щеткой («Сейчас тебе будет немного щекотно», — предупредила Лизу врач и для начала «пожужжала» щеткой по ее кисти) — продолжались около 20 минут.

Я и в самых смелых мечтах не могла предположить, что Лиза сможет выдержать так долго!

Может, она понимала, что десна болит, и ей нужно лечение.

Может, ее успокоила приятная обстановка в кабинете, мультики, дружелюбные врачи.

Может, она просто подросла и стала сознательной.

А может — это была удача, но в следующий раз так не повезет.

В конце врач дала Лизе жетончик, чтобы она могла его обменять на небольшой подарок в специальном автомате.

К счастью, воспаление на Лизиной десне оказалось лишь небольшой инфекцией, и понадобилась лишь чистка без применения анестезии.

Я надеюсь, что благодаря хорошей диете без сладкого, чистке зубов дважды в день (электрической зубной щеткой мы утром каждому зубу говорим «здравствуй, зубик», а вечером — «до свидания, зубик») и регулярным визитам к дантисту, Лизе удастся как можно дольше не знакомиться с неприятным словом «кариес» и его последствиями.

Инструкция для стоматологов

Эти советы для дантистов, имеющих дело с пациентами с аутизмом, опубликовало на своем сайте Британское аутистическое сообщество (National Autistic Society). Я привожу эту памятку подробно на случай, если вы захотите показать ее вашему дантисту.

  • Попытайтесь максимально сократить время ожидания, поскольку оно может вызвать повышенное беспокойство вашего пациента с аутизмом.
  • Выделите больше обычного времени на прием пациента с аутизмом или разбейте лечение на несколько визитов. Так вы не будете спешить и, возможно, это снизит тревожность вашего пациента.
  • Всегда объясняйте заранее, что вы собираетесь делать: «Я сейчас посмотрю твои зубы с помощью этого зеркала. Оно может постучать по твоим зубам».
  • Людям с аутизмом часто нужно дополнительное время, чтобы понять сказанное, многие предпочитают визуальную информацию (фотографии, специальные символы).
  • Многие люди с аутизмом избегают прикосновений. Всегда предупреждайте пациента заранее, если вы должны до него дотронуться, и объясняйте почему.
  • Некоторые люди с аутизмом имеют повышенную чувствительность к свету и звуку. Постарайтесь насколько возможно адаптировать обстановку в кабинете.
  • Некоторые пациенты с аутизмом имеют очень низкую чувствительность к боли и могут не осознавать, что испытывают болезненные ощущения.
  • Люди с аутизмом могут воспринимать сказанное буквально. Говорите просто и четко, без метафор. Убедитесь, что пациент вас понимает.
  • Некоторые пациенты при повышенной тревожности могут издавать звуки или делать повторяющиеся движения. Это их способ справиться со стрессом, к которому нужно относиться с пониманием.
  • Тревожность, сенсорная перегрузка и сложности в общении могут привести к сложному или агрессивному поведению. Позвольте родителям или сопровождающим пациента вмешаться и помочь ему успокоиться.
BBC
В данном материале на законных основаниях могут быть размещены дополнительные визуальные элементы. Русская служба Би-би-си не несёт ответственности за их содержимое.

Лечение зубов аутистам
Лечение зубов аутистам

Вот уже несколько дней, Рома начинает истерить без повода. Стал просыпаться ночью с плачем переходящем в истерику.
Сегодня когда он игрался в планшет, опять на ровном месте закатил истерику, когда я обернулся к нему, чтобы успокоить.

Я заметил что у него какой то нарост на десне, т.е. на вид как будто десна отошла от зуба. Чудом удалось это сфотографировать, чтобы было что показывать доктору.
Сказать что я охренел, ничего не сказать, Роме уже 5 полных лет, но это первый случай с зубами, передние зубки у нас уже с дырочками, но посмотреть полностью рот ребенку не представляется возможным.

Только когда он зевал, можно было что то рассмотреть. И да кто не в курсе, Рома не откроет ротик, только потому что его об этом попросили, или потому что так надо.
Только он видит что к его зубкам проявляют какой либо интерес, все рот на замок – про осмотр можно забыть.

Так вот, я в шоковом состоянии, начинаю одевать ребенка, не зная что делать, куда везти, кому звонить. Первым сообщением пишу жене, что так и так, что будем делать, сразу же оповещаю бабушек, вроде как похоже на флюс, только вздулась десна, а не щека. Жена позвонила и записалась в стоматологию, которую ей посоветовали в чате для особых деток. Сказали что там с такими случаями работают.

Скорее всего зуб придется удалить…

Утром собрались и поехали в Краснодар, и тут жене, девочки что советовали частную стоматологию, пишут мол типа фигней не занимайтесь и езжайте сразу в Челюстно-лицевой центр на Рашпилевской.
Приезжаем туда, парковочных мест свободных нет, отправил их, сам остался ждать, позвонила сказала примут, поехал искать парковочное место)))

В общем пока дождались своей очереди, в кресло пришлось сесть мне, а сверху посадить Рому, иначе сразу же начинал плакать. Доктор так и не смог открыть ротик, благо было фото, сказал надо делать снимок и что лечение зубов аутистам не всегда проходит гладко для них самих.

Выписал направление, снимок тут же рядом что очень удобно. Пришли на снимок, там такой аппарат, где ребенку надо постоять смирно 17 секунд. 17 СЕКУНД.
Я им говорю вы что издеваетесь, посмотрите на него, он секунду не может стоять, чтобы не начать крутиться.

Давайте я его буду держать. Нет, так не получиться, облучите и его и себя и толку не будет. Идите и попросите выписать направление на точечный снимок, там уже можете держать и все получится. Пошли опять взяли направление, пришли сели, я зажал Рому как только смог, жена пыталась вставить пластинку для снимка…

Увы и ах, ничего не вышло. Одно радует что не много времени убили в очередях.
В общем пошли к стоматологу который так и не смог открыть рот ребенку, ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ.

Он выписал направление в Детскую краевую в отделение Хирургии, Поехали туда, пока доехали уже 11:00 утра, Рома проснулся в 05:00, и благополучно уснул)))
Сделали еще несколько фотографий его болячки, жена пошла к доктору с направлением.

Я остался с охранять сон моего сына.
В общем пришла супруга мрачнее тучи, операцию делать только под наркозом, госпитализация 5 дней.

Не давать ребенку ни воды ни еды 5 часов. Обещали прооперировать в этот же день.

Охренеть.
Дождались пока Рома проснется, и пошли в приемное отделение, пока заполнила документы, пока замерили рост и вес, пока сдали кровь, пока попали к педиатру. В общем промаялись еще где то час.

После чего нас направили к месту госпитализации в палату № 1 в хирургическом отделении.

Рома все это время просил: Я хочу бананчик! Дай мне печеньку. Сердце кровью обливалось, глядя на него. А как представлю что ему еще не есть 4 часа, то вообще страшно становится. Привел их в палату и поехал за вещами, т.к. с собой комплект для госпитализации не возим)))

Набор необходимых вещей для мамы с ребенком можно посмотреть здесь.

В 16:00 была назначена операция по удалению зуба.
По факту пока пришел анестезиолог, пока пятое-десятое, начали в горем пополам в 16:30.

Если кто нибудь сказал мне, что лечение зубов аутистам занимает так много времени и ресурсов, я бы не поверил, пока сам не испытал на себе.
Жена была с ребенком, пока он не отключился от наркоза, далее с ее слов:

Рому положили на стол, нацепили ему маску, он начинает плакать, выворачиваться, я держу ему маску, через как мне показалось 10 минут Рома провалился в сон,
а меня попросили выйти из палаты, все как в фильмах про врачей, пульс, частота сердца.

Зуб удалили, вместе в наростом

Самое страшное было что доктор который нас прооперировал, сказал что это не ФЛЮС, это ОПУХОЛЬ.
Данные отправили в гистологию, чтобы подтвердить доброкачественную или злокачественную опухоль.
Пока все собрал, пока доехал, а это уже пятница вечер, адские заторы на всех подъездах к городу.

В общем попал к ним в 18:30, ребенка прооперировали успешно, после отхода от наркоза сильно кричал и плакал, т.к. вернулась боль.
Это просто ужасно, видеть как твой ребенок мучается. В палате 8 кроватей, родитель + ребенок = 16 человек. И кто-то кричит, кто то просыпается среди ночи от истерики,
честно говоря это то еще место, но выбор не велик.

На утро Рома уже хомячил бананы, бегал по улице и как будто не замечал что произошло вчера. Лечение зубов аутистам проходит не как у обычных деток, которые могут понять что им скажут или пообещают после операции.

В итоге пролежали в больнице 3 дня, рана не кровоточила и жена написала отказ от
госпитализации, т.к. надо было уже ехать в Пятигорск к знахарю народной медицине и типа остеопату. Но это уже другая история.

  • Взрослая стоматология
  • Детская стоматология
    • Терапевтическое лечение молочных и постоянных зубов
    • Хирургия
    • Лечение заболеваний десен и гигиена полости рта
    • Ортодонтия: Исправление прикуса и выравнивание зубов
    • Анестезиология: лечение без стресса
    • Детские коронки на молочные зубы
    • Лечение «особых" детей
    • Подростковая стоматология


Лечение зубов у детей – процесс непростой. Еще сложнее обстоит дело с лечением юных пациентов с различными нервно-психическими заболеваниями, детей, организм которых крайне подвержен аллергическим реакциям, с аутизмом и ДЦП, с эпилепсией, диабетом и т.д.

Наш центр детской стоматологии специализируется на предоставлении услуг для таких «особых» детей. Каждый из специалистов Центра детской стоматологии «32 Практика» имеет опыт лечения детей с заболеваниями, успешно организует процесс, как с медицинской, так и с психологической точки зрения.


Дети очень любят играть, и познание процесса лечения зубов через игру всегда дает положительные результаты.

Специфика лечения зубов у детей с синдромом Дауна

Дети с синдромом Дауна нуждаются в особенном внимании и знаний проведения стоматологического лечения. При этом синдроме сопутствующим является особое строение неба, увеличенный язык, вероятны судороги и т.д. В связи с ослабленным иммунитетом, у них часто возникает множественный кариес зубов. В основном юных пациентов с синдромом Дауна врачи «32 Практика» лечат «во сне». Однако, если малыш достаточно, легко идет на контакт и врач видит его готовность к лечению, то сообщает родителям о возможности проведения лечения под местной анестезией.

Cпецифика лечения детей с диагнозом аутизма и ДЦП

Дети, страдающие Аутизмом или ДЦП в большей степени подвержены стрессу, особенно в раннем и подростковом возрасте. Лечение «во сне» помогает предотвратить возникновение сильных переживаний у ребенка, связанных с работой бормашины. Прием ребенком антипсихотических средств при аутизме требует обязательного обсуждения с врачом анестезиологом.

Cпецифика лечения детей с диагнозом эпилепсии

Лечение детей с диагнозом эпилепсия может проводиться весьма успешно. Доброжелательность доктора и его умение поладить с малышом, подготовить к приему дают положительные результаты. Ведь в стоматологии много факторов, которые могут стать причиной испуга малыша и, как следствием, приступа. Однако, необходимо понимать, что эпилепсия может, особенно в раннем возрасте, может вызвать изменения в поведении юного пациента, делающие контакт очень затруднительным. В этом случае рекомендуется проведение лечения во сне.

Cпецифика лечения детей с диагнозом астма и т.д

Врачи «32 Практика» рекомендуют обязательно сообщать до начало приема о наличии у ребенка заболеваний бронхиальной астмой и другими заболеваниями органов дыхания. Хотя в «32 Практика» все продумано до мелочей, чтобы ребенок проникся доверием к врачу, и ему понравилось находиться в клинике, лучше быть готовыми к маловероятному, но все-таки возможному наступлению приступа. Также при наличии у юного пациента заболевания, будут подбираться специальные препараты. Обычно в состав местных анестетиков входит адреналин, а он противопоказан ввиду высокоаллергогенных серосодержащих стабилизаторов. Рекомендовано с собой на прием брать препарат первой помощи, которым обычно пользуетесь для купирования приступа. В аптечке Центра имеются антигистаминные и глюкокортикоидные препараты.

Cпецифика лечения детей с диагнозом диабет

В случае лечения юных пациентов с заболеваниями сахарным диабетом или другими болезнями эндокринной системы необходим контроль гликемии. Также важно знать, что одним из сопутствующих симптомов сахарного диабета является более длительное заживление ран, в частности десен у ребенка. Врач, чтобы заживление прошло успешно прописывает дополнительные препараты.

Идеальная улыбка

Идеальная улыбка

в короткие сроки пациенты «32 Практика» приобретают идеальную улыбку, которая делает их увереннее, красивее и успешнее!

Стоматологи нашей клиники оказывают услуги по комплексному лечению детей с ограниченными возможностями и психическими расстройствами. Мы работаем с самыми сложными случаями и не отказываем нашим клиентам в помощи! В работе с «особыми» пациентами используется как общий наркоз, так и ксеноновая седация. В клинике Family Dent доступно лечение и протезирование зубов инвалидам. Для детей в инвалидных колясках имеются пандусы и широкие проходы.

Дети с психическими и физическими отклонениями чаще подвержены заболеваниям полости рта, чем другие мальчики и девочки. В качестве ключевых причин кариеса у аутистов, детей с синдромом Дауна и ДЦП можно выделить следующие:

  • приём медицинских препаратов;
  • генетическая предрасположенность;
  • плохая гигиена полости рта;
  • употребление в пищу большого количества сахара и сахаросодержащих продуктов.

Лечение «особых» детей под общим наркозом

ребенок инвалид лечение зубов

При лечении детей с различными отклонениями в стоматологии принято использовать общий наркоз. Он начинает действовать в течение одной минуты. Мы используем современные препараты, при которых побочные эффекты оказываются минимальны. Вы можете быть уверены в том, что общий наркоз не повлияет на умственное и речевое развитие вашего ребёнка, не повлечёт за собой ухудшений в его самочувствии. Однако определённый риск существует всегда.

Для лечения под общим наркозом существует ряд противопоказаний:

  • пороки сердца;
  • гидроцефалия;
  • эпилепсия;
  • перенесённые инфаркты
  • бронхиальная астма и др.

Обо всех проблемах со здоровьем нужно обязательно рассказать стоматологу и анестезиологу перед началом лечения.

После наркоза пациент некоторое время остаётся в клинике, чтобы врач мог понаблюдать за ним и убедиться в том, что всё в порядке.

Лечение зубов детям инвалидам под ксеноновым наркозом

Ксеноновая седация – это современный, абсолютно безопасный метод анестезии. Ксенон не влияет на работу сердца, печени и нервной системы, что крайне важно для детей с различными отклонениями. Кроме того, к процедуре нет никаких противопоказаний.

Ксеноновый наркоз всё чаще применяется в детской стоматологии. Этот метод анестезии начинает действовать в течение 5 минут, а процесс восстановления после седации занимает всего 2-3 минуты. При этом у пациента не будет никаких неприятных ощущений и воспоминаний после лечения и удаления зубов.

Однако при работе с «особыми» детьми, к сожалению, далеко не всегда можно использовать ксеноновую седацию. Во-первых, это дорогостоящая процедура, не каждые родители могут её себе позволить. Во-вторых, при работе с ксеноном ребёнок не отключается полностью, а лишь расслабляется. Дети с психическими отклонениями даже под ксеноном могут отказаться слушаться врача, держать рот открытым или сидеть в кресле столько времени, сколько требуется стоматологу для оказания качественной медицинской помощи. Особую сложность представляет лечение зубов аутистам.

Профилактика кариеса у детей с аутизмом, ДЦП и синдромом Дауна

Во времена СССР детям с ограниченными возможностями зубы не лечили, а только удаляли в запущенных случаях и при сильных болях. На тот период стоматология для инвалидов была развита крайне слабо, стоматологические операции проводились лишь в специализированных клиниках и нередко заканчивались осложнениями из-за используемого наркоза.

На сегодняшний день особое внимание следует уделить профилактике и своевременному лечению зубов у детей с физическими и психическими отклонениями. Забота об этом возлагается на плечи родителей и опекунов.

Приводите своего «особого» ребёнка на консультацию, и наши специалисты помогут вам:

  • обучить ребёнка ежедневному уходу за полостью рта;
  • составить индивидуальную программу лечения;
  • подобрать оптимальный вид наркоза (общий наркоз/ксеноновая седация);
  • составить программу профилактических мер.

В целях профилактики желательно проводить профессиональную чистку зубов ребёнка раз в полгода.

Подход стоматологов к «особым» детям

Врачи нашей клиники имеют большой опыт работы с детьми с психическими и физическими отклонениями. Мы относимся к каждому пациенту с терпением, пониманием и любовью.

Стоматологи понимают, что каждый визит в их кабинет – огромный стресс для ребёнка, и всеми силами стараются приободрить маленьких пациентов, наладить контакт. Наши врачи постоянно отслеживают новые методы работы с детьми-аутистами и детьми-инвалидами, стараясь применить их на практике. Всё это помогает достичь успешного результата без вреда для здоровья ребёнка.

Не откладывайте лечение зубов у ребёнка с аутизмом, ДЦП и синдромом Дауна! Запущенный кариес может привести к осложнениям, развитию инфекций, а больные зубы придётся удалять под сильным наркозом в течение нескольких часов. Запишитесь на консультацию в нашу клинику: мы постараемся найти подход к вашему ребёнку и помочь ему!

Читайте также: