Как подготовить ребенка к лечению зубов

Опубликовано: 12.05.2024

Своевременное лечение молочных зубов необходимо для того, чтобы «не испортить» постоянные. Т.к. воспаление от нелеченного молочного зуба может повредить зачаток постоянного зуба, который находится в кости под молочным. А также — раннее удаление молочных зубов приводит к формированию неправильного прикуса у ребенка в будущем.

1) Прежде чем вести ребенка к стоматологу, желательно заранее найти хорошего доктора по рекомендации. Водить ребенка на профилактические осмотры, не дожидаясь, когда заболит зуб, чтобы не бегать потом и не искать ближайшую работающую стоматологию.

2) Основное правило: ПОМНИТЕ, ЧТО РЕБЕНОК, ПЕРВЫЙ РАЗ ПРИШЕДШИЙ К СТОМАТОЛОГУ, НЕ БОИТСЯ ЛЕЧИТЬ ЗУБЫ. Он ещё ничего не знает о том, что его ожидает! В большинстве случаев свой страх ему передают родители, другие родственники и ровесники (если ребенок постарше).

3) Ни в коем случае НЕ говорите ребенку «НЕ БОЙСЯ» (раз мама так говорит, значит, чего-то надо бояться), «БОЛЬНО НЕ БУДЕТ» (мама так переживает- значит, может быть больно) , «БУДЕТ НЕ СТРАШНО», «НИЧЕГО НЕ БУДУТ ДЕЛАТЬ, ТОЛЬКО ПОСМОТРЯТ» (потом все-таки что-то делают — мама обманула меня). В общем, держите свои эмоции под контролем! не передавайте свой страх ребенку! Не выдавайте свое волнение — визит к стоматологу должен быть как само собой разумеющееся, необходимое.

4) До первого похода к врачу поиграйте дома в «стоматолога»: полечите зубы кукле, мишке (если ребенок уже играет). Покажите, как надо войти в кабинет, сесть в кресло, открыть рот и подержать его так, чтобы доктор посчитал зубки, почистил грязь щеточкой, накормил их кашей, замазал пластилином. Скажите, что мама, папа, старший брат (сестра) (если есть) и др. тоже ходят к зубному доктору показывать зубки.

Чаще всего первый визит бывает ознакомительным (« песни, танцы, сказки»): потрогать, пощупать, покататься на кресле и т.д.

5) Не ходите к стоматологу в то время, когда ребенок обычно спит, или вечером, когда устал. Ребенок должен быть сытым.

6) Не употребляйте «страшных» слов: «укол» (лучше: тебе побрызгают водичку (лекарство), чтобы зуб замерз и не болел), «сверлить» (лучше: почистят грязь, уберут из зуба мусор, который оставил червячок), «бормашина» (лучше: специальная жужжащая щеточка с моторчиком).

7) Если Вы ранее уже говорили ребенку что-то нерадостное о визитах к стоматологу, то скажите, что ошиблись (Вам было страшно, Вы были у другого доктора и т.д.)

8) Маленькие детки, которые еще не понимают таких объяснений, нуждаются лишь в уверенной, любящей маме, которая вселяет чувство безопасности. Ведь до 2 лет он плачет в незнакомой обстановке, при незнакомых людях, которые хотят что-то с ним сделать, его пугает чувство беспомощности и беззащитности (что может быть не только на приеме у стоматолога, но и в любом другом месте). Успокаивайте его любящим голосом.

9) Если зуб уже болит, убедите ребенка, что доктор обязательно поможет: зубик перестанет болеть - его помоют, почистят, выгонят червячков, которые кусаются. Только в случае острой боли возможно насильное удержание ребенка, когда отсутствие лечения может привести к усилению боли или отягощению ситуации.

10) Во всех остальных случаях ни в коей мере нельзя применять «насилие» над ребенком! Т.е., если пришли просто на осмотр или необходимо лечение, которое можно отложить (зуб еще не болит), а ребенок сопротивляется, не показывает зубы, не садится в кресло, капризничает, то лучше перенести попытку на другой раз (может, и не один раз ещё). Если в таких ситуациях стоматолог настаивает, чтобы кто-то держал плачущего ребенка, а он в это время «быстренько полечит» -- лучше откажитесь и найдите другого доктора. Ведь основная цель - это чтобы ребенок имел здоровые зубы и правильный прикус, а не то, чтобы он в данный момент сел в кресло, открыл рот. Нужно добиться и сохранить позитивный настрой к доктору и стоматологическим процедурам.

11) Если у Вас не получается уговорить ребенка, пусть попробуют наладить с ним контакт доктор и его ассистент. Иногда для этого просят родителей выйти из кабинета — после чего ребенок ведет себя по-другому, они находят «общий язык»

12) Не потакайте ребенку, не запугивайте, не угрожайте ему, не обещайте того, чего потом не сможете выполнить, ради согласия на манипуляции.

13) Если в этот раз не удалось запланированное (осмотр или плановое лечение), то не ругайте малыша, а попробуйте поговорить с ним: что ему не понравилось, может, испугало. ). Может, он хочет в следующий раз прийти с другим членом семьи (с папой или мамой).

14) Если за 2-3 раза доктор и ребенок не нашли общего языка, то попробуйте сменить стоматолога: возможно, малышу просто не нравится эта тетя или этот дядя.

15) Возможно, в клинике дарят детям подарки после лечения, уточните у администратора. Если нет, то заранее купите и незаметно для малыша передайте доктору или его ассистенту вознаграждение (для ребенка). Не нужен дорогой подарок, это может быть безделушка. Но главное, что это ему подарит доктор и похвалит - какой он молодец (ребенок). После - обязательно и сами похвалите малыша, расскажите дома родственникам (особенно, если ранее были неудачные попытки. ): как он хорошо себя вел, помогал доктору лечить, чистить зубик и т.д.

Помогите малышу сформировать спокойное отношение к необходимым визитам к стоматологу - это закладывается на всю его жизнь. (вспомните, как тяжело, а порой и невозможно, предыдущим поколениям избавиться от воспоминаний и страха к стоматологическому лечению, наверняка немало и нынешних мамочек ещё боятся лечить зубы. ) Желаю вам и вашим детям найти доброго профессионала-стоматолога, (к которому ребенок будет идти как на праздник, а взрослые будут спать на приеме не от наркоза , а от расслабленного состояния полного доверия). Поверьте, это реальность.

Надеюсь, рекомендации будут вам полезны.

опубликовано 19/07/2013 14:17
обновлено 19/10/2015
— Популярная медицина

Переживаете перед визитом ребенка к стоматологу? Боитесь, вдруг что-то пойдет не так? Или у вашего ребенка уже был негативный опыт в прошлом?

Психология способна творить чудеса, если правильно применять ее методы.

Подготовка ребенка к приёму

Есть несколько хорошо зарекомендовавших себя и проверенных способов убедить ребенка в необходимости посещения. Они зависят от возраста и от того, на какие способы убеждения реагирует именно ваш ребенок. Так же у нас в арсенале имеются общие рекомендации, которые подойдут и малышам, и детям постарше.

Для всех возрастов:

  • Относитесь к приему стоматолога как к обыденному, будничному делу; не придавайте огромного значения визиту, превращая его в целое событие. А главное - не нервничайте сами, не давайте детям повод думать, что вас беспокоит предстоящий прием;
  • Не обсуждайте при ребенке негативный опыт посещения стоматолога, не ругайте врачей и тем более не разбирайте "неудачное" лечение кого-то из членов семьи;
  • В день приема разговаривайте с детьми на отвлеченные темы - вся подготовительная работа должна быть проведена до дня «Х»;
  • Избегайте обмана, обещая ребенку, что он совсем ничего не почувствует, что укола не будет, что врач просто посмотрит, особенно если вы точно знаете, что одним осмотром в вашем случае не обойтись;
  • Накормите ребенка перед приемом, даже перед осмотром. Оптимальное время приема пищи – за 1,5 часа до визита.

Для маленьких (3-5 лет):

Игры, мультики.

В интернете можно найти много игр, в которых ваш ребенок выступит в роли стоматолога и вылечит зубы главному герою. Ссылки на игры для: Android, iOS

Еще рекомендуем Вам обратить внимание на мультики про зубки и зубных врачей:

- «Птичка Тари», «Чистим зубы с Хелло Китти», «Новые зубы Кроша», «Добрый доктор Стоматолог», «Кролик-стоматолог» и другие. Мы сделали для вас специальную подборку лучших мультиков. Вы найдете ее в этой статье.

Сказку про Айболита тоже смело добавляйте в свой арсенал.

Сценка дома.

Дома можно разыграть сценку, в которой распределить роли маленького пациента, врача и родителя. Потом поменяться. Во время игры подробно объяснить ребенку, что делает стоматолог, рассказать про зеркало, в которое видны зубки со всех сторон, про водичку из маленького шланга, про пузырьки с витаминами, которые стоят на столе у врача.

Такие сценки лучше проигрывать многократно, используя в качестве пациентов кукол и мягкие игрушки.

В процессе чистки зубов.

Постепенно подготовить ребенка к визиту можно и во время чистки зубов. В процессе чистки объяснять ребенку про микробов, которые живут на зубе и могут его испортить, про врача, который знает, как спасти зубик и прогнать микробы. Таким образом, когда придет время посещения стоматолога, для ребенка эта необходимость не будет неожиданной и родители потратят гораздо меньше времени на финальную подготовку.

Первое посещение – просто осмотр.

Если вы видите, что ребенок очень боится, то в первое посещение рекомендуется не рисковать. Пусть доктор просто посмотрит, сделает фотографию зубика, польет водичку, посеребрит. Главное – сформировать мнение, что посещение стоматолога – обычное дело, пусть и не самое приятное.

Закрепление результата – поощрение.

Обязательно до приема пообещайте ребенку исполнения его желания – сходить на аттракционы, поехать с папой в гараж, лечь спать на час позже, выделить дополнительное время для просмотра мультиков (если обычно вы его ограничиваете), купить вожделенную игрушку и так далее. Истории про подарки от зубной феи также смело добавляйте в арсенал.

Тут важно соблюсти два правила: первое – одно посещение-одно желание (или подарок), и второе – обязательно исполняйте обещанное, даже если был просто осмотр.

В следующий раз пообещайте ребенку исполнить желание, если он будет вести себя на приеме так, как вы договаривались (слушать врача, не капризничать, потерпеть немного, если будет больно).

Для детей среднего возраста (5-8 лет)

Подробный словесный рассказ о приеме.

Если ребенок уже вырос из домашних сценок и мультиков, то вполне можно поговорить с ним «по-взрослому»: рассказать, что делают стоматологи, и не обещать, что ребенок совсем ничего не почувствует. Объяснить, что может быть немного больно, но совсем недолго и для такого большого человека это вовсе не страшно. Можно сказать, что брать кровь из пальчика гораздо больнее, так что раз он переносит эту процедуру, то прием у стоматолога для него – «легкотня» и не проблема.

Авторитетное мнение.

Поможет мнение старших детей (братьев, сестер, одноклассников, друзей) о том, что лечить зубы – не больно и не страшно. Поговорите с ними, их мнение будет для вашего ребенка авторитетным. Тем более он не захочет ударить в грязь лицом и выглядеть плаксой в глазах своих друзей, ведь его потом спросят (с вашей подачи) о том, как прошел прием.

Наглядный пример.

Отличным способом на практике показать ребенку, что прием стоматолога – обычное дело, является собственный пример. Пусть ребенок зайдет в кабинет, когда лечат зуб одному из родителей, старшему брату или сестре. Пусть лично спросит их об ощущениях, послушает звуки, которые на его приеме будут уже знакомы. Пусть задаст вопросы доктору (когда он закончит работу) и, вполне возможно, итогом станет желание ребенка посидеть в кресле и покататься вверх-вниз.

Конечно, этот момент лучше согласовать с Вашим лечащим стоматологом, чтобы он мог лучше спланировать свое время.

Снова поощрение.

Можно напрямую не обещать ребенку «плюшки и пряники», но для закрепления позитивного настроя, как бы между прочим после приема прогуляться до кафешки, «спонтанно» зайти в магазин игрушек, «неожиданно» выяснить, что у тети Маши есть лишний билетик в кино….

Для детей старшего возраста (от 8 лет)

К этому возрасту мало кто из детей не посещал стоматолога, но у некоторых визит оставил неприятные воспоминания и теперь они ни в какую не хотят повтора.

К таким детям можно применить как приемы для предыдущего возраста, так и добавить новые.

Врач другого пола.

Если неприятные воспоминания оставил врач-мужчина, и воспоминания ассоциируются с типично мужскими качествами (сила, грозность, большие руки) то в следующий раз прийти к врачу-женщине, которая точно этими качествами не обладает.

Если неприятные воспоминания оставила женщина, например, из –за своей нетерпеливости, громкого голоса, то в мужчине-враче ребенка может привлечь спокойствие и неторопливость. Необходимо описать достоинства одного врача в противовес недостаткам того, с которым случился неприятный опыт. Но ни в коем случае не нужно ругать предыдущего доктора, говорить, что он плохой или злой. Просто именно с ним у вас «не срослось».

Страх преобразуем в смех.

Можно попросить ребенка нарисовать того доктора, который ему не понравился или неудачно провел манипуляцию. Пусть нарисует подробно – выражение лица, руки и прочее. Вместе посмеяться над тем, какой смешной и не страшный получился доктор, какие у него растопыренные пальцы и забавные очки, и что к такому-то вы точно больше не пойдете.

Рассказы, сериалы.

Придумайте рассказ о докторе, который помог кому-то, попавшему в беду. Если ребёнок достаточно большой и ему интересно, можно посмотреть современные сериалы про врачей.

Ориентация на последствия.

В случае с подросшим ребенком вполне можно апеллировать к его здравому смыслу и логике, объяснив, что если появилась в зубе дырочка, то ее нужно вылечить, иначе потом она станет больше, болеть будет сильнее и лечение займет много времени. А ведь идти к стоматологу, когда появилась проблема – дело неизбежное и только от него зависит продолжительность приема.

Сложный случай.

Если воспоминания от неудачного опыта слишком сильны, и ребенок нечувствителен ни к добрым рассказам, ни к доводам рассудка, ни к уговорам – остается только два варианта: либо подключить профессионального психолога, либо найти место, где все действия с зубами ему проведут под общим наркозом.

ребёнок в стоматологии

И главный совет.

Все перечисленные способы убеждения отсортированы по возрасту для удобства. Комбинируйте их, в зависимости от индивидуальных черт характера вашего ребенка, наблюдайте за ним, за его реакцией на различные виды доводов и убеждений. Может быть в каких-то случаях помогут советы из другой возрастной категории.

Мы желаем удачи на первом и дальнейших приемах вашего ребенка у стоматолога. Пусть у вас все сложится!


Выделим два основных вида страха перед посещением врача:

А) Страх самого стоматологического вмешательства. Дети постарше боятся, к примеру, анестезии. Думают, что будет укол и будет больно.

Б) Боязнь человека, который проводит это вмешательство: маленькие дети иногда думают, что стоматолог сделает им плохо! И, конечно же, от этого плохого человека надо спасаться!

Наиболее вероятной причиной этих страхов может быть, в числе прочих, отрицательный опыт прежнего посещения стоматолога. Это бывает достаточно часто, особенно с маленькими: взрослые думают «мы подержим, полечат его и всё будет хорошо». А ребенок запоминает это насилие и в следующий раз не заходит даже в кабинет. Также, причиной страха могут быть какие-то бессознательные ассоциации, когда лечение связывается с чем-то страшным, неприятным.

1.Как преодолеть эти страхи? И возможно ли это?

Обычно, достаточно установить контакт с врачом. Стоматолог должен восприниматься ребенком, как человек знакомый, которому можно доверять. Тогда ребенок перестаёт бояться и даёт врачу возможность спокойно работать. И у взрослых, кстати, те же проблемы. Однако, когда есть проблемы в общении: скажем, ребенок просто боится любых людей, кроме мамы и папы - ему тревожно. И контакт установить значительно сложнее. И страх не проходит гораздо дольше. Но его тоже можно преодолеть. Именно поэтому ребенка надо вести в специальные детские кабинеты, в которых принимают имеющие опыт в общении с детьми стоматологи.

2.Обещание родителей "купить подарок" действует не всегда

Надо научиться определять - где истинная, внутренняя мотивация, а где внешний стимул. Если мы говорим ребенку «ты хочешь быть здоровым?» — это опора на внутреннюю, истинную мотивацию. Конфетка, игрушка – внешний стимул. Ребенок не должен идти к врачу ни для мамы, ни для папы. Хотя внешнее подкрепление можно использовать. Например, когда видно, что ребенок проделал работу по преодолению свой тревоги, у него получилось – для маленького ребенка это достижение. «Ты такой молодец – я хочу тебе купить что-то приятное, потому что ты смог, совершил эту работу». Т.е. заранее обещать подарок следует не всегда!

У ребенка желание или нежелание «открыть рот для стоматолога» связано с глубоким психическим механизмом - способностью выносить дискомфорт. Бывает, что мама с самого рождения не дает ребенку почувствовать никакого дискомфорта: он еще подумать не успел, не успел захотеть, потерпеть, подождать — а ему, все сразу дается. А у стоматолога, так или иначе, приходится терпеть. Чем больше проблемы, тем больше нужно терпения.

Соответственно, если у ребенка очень низкая способность терпеть, то лечение проводить сложнее. Ведь ему придется находиться в кресле, как минимум, 15-20 минут.

3. Как подготовить ребенка к лечению зубов?

Вести первый раз к стоматологу ребенка нужно не тогда, когда у него уже заболел зуб. Надо вести ребенка в возрасте, например, полутора лет и первый раз показать зубы, а потом каждые полгода: просто чтобы он привыкал к этой обстановке, к врачу. И такому малышу тоже необходимо всё объяснять: говорить, что мы идем к специальному человеку, который смотрит зубы и лечит зубы. Показать специальные детские мультфильмы про то, что происходит с зубами – почему их нужно лечить. Или это можно рассказать своими словами. Или же нарисовать: сначала чистый зубик, а потом такого «кариозного монстра», который на него нападает. И объяснить, что побороть его может тот, кто умеет и у кого есть специальное оружие! Ребенок живо представляет себе картину борьбы со злыми «монстрами» и с удовольствием включаются в этот процесс.

Очень важно, чтобы мама ребенка, особенно маленького, в возрасте до трёх лет, сама доверяла стоматологу. Малыш должен чувствовать, что мама спокойна, т.к. маленькие дети очень привязаны к эмоциям родителей. Ребенок берет за основу родительское отношение. Поэтому, лучше искать врача, который Вам подходит психологически. Ищите, пробуйте. Он может быть не очень известным, но Вашим.

Кстати, часто так бывает, что мама и ребенок лечатся у одного стоматолога. И тут даже возможна полезная ситуация, когда ребенок сначала сидит и смотрит, как врач лечит маму, а потом садится в кресло сам. Это тоже метод, если ребенок спокоен, не в истерике и не напуган.

Что еще? Можно перед визитом к стоматологу поиграть с ребенком в доктора. Особенно с дошкольниками. Они самые трудные в лечении. До 3-х лет еще можно приучить и мама может сгладить ситуацию, успокоить, а после шести – как правило, уже уходят эти страхи у детей и вообще, ребенок приучается к терпению в школе. Так что, самое проблемное, с точки зрения общения с врачами и лечения – именно детки возрастом с 3 до 6 лет. Если в этом возрасте приходят к стоматологу в первый раз и уже с проблемой – это большой стресс. И зуб болит, и обстановка незнакомая. Тем более, если ребенок мало выходил из дома, видел только родных людей, т.е. со слабой социальной адаптацией.

ИТАК, главное:

1) Создать максимально комфортную ситуацию для посещения ребенком стоматолога, не усугублять стресс.

2) Желательно выбрать удобное время, чтобы ребенок был выспавшийся, чтобы он был сыт, в хорошем настроении. И чтобы ничего не болело, имеются в виду простуды,животик и т.п.

3) Детей от 3 лет можно мотивировать и рассказывать, зачем нужно лечение, а после трёх – важно просто давать ощущение комфорта и безопасности.

Несмотря на то, что наука далеко шагнула вперед, появилось множество современных методик - практически бесшумного стоматологического оборудования, менее инвазивных методов лечения, а также анестезирующих средств, которые помогают сделать лечение максимально комфортным, стоматология все же остается не самой приятной отраслью медицины. Мысль о посещении стоматолога вызывает чувство страха у взрослых, и зачастую это связано с негативным опытом лечения в детстве.

О важности адаптации ребёнка к пребыванию в стоматологическом кабинете поговорим с детским стоматологом клиники «Дентал-Фентази» Крыловым Константином Владимировичем.

Крылов Константин Владимирович

32top: Адаптация к стоматологическому лечению: почему это так важно?

Крылов К.: Несмотря на то, что наука далеко шагнула вперед, появилось множество современных методик - практически бесшумного стоматологического оборудования, менее инвазивных методов лечения, а также анестезирующих средств, которые помогают сделать лечение максимально комфортным, стоматология все же остается не самой приятной отраслью медицины. Мысль о посещении стоматолога вызывает чувство страха у взрослых, и зачастую это связано с негативным опытом лечения в детстве. Именно это заставляет ответственных родителей быть более внимательными не только к здоровой и красивой улыбке своих чад, но и к их психологическому комфорту, психическому здоровью.

Чтобы избежать подобной фобии у ребенка, мало располагающей обстановки, красочных мультиков и волшебных рук стоматолога, необходимо много составляющих. Основой я считаю единую команду родителей, ребенка и врача. И у каждого тут своя функция и свое время действовать. Первыми «вступают в игру» родители, ведь грамотная подготовка к первому визиту, в дальнейшем поможет врачу провести адаптацию к лечению.

32top: Дайте советы родителям, готовящимся к первому визиту к стоматологу. Как помочь, а не навредить?

Крылов К.: Лучше не рассказывать ребенку подробно, как будет проходить лечение, и что ему будут делать. Такие слова, как укол, сверлить, пломба, боль и многие другие должны стать запретными. Даже слова с частичкой не, например - «тебе не будет больно» не смогут успокоить вашего малыша, из всего сказанного у него в голове отложится только слово «больно». А слово «сверлить», даже если вы скажете – «немножко посверлят» уж точно окончательно отобьет желание лечить зубы. Конечно же, эти стандартные ошибки родители допускают исключительно из добрых побуждений. А что же сказать стоит? - Расскажите о том, что вы пойдете знакомиться с доктором, который посчитает зубки и проверит – хорошо ли их чистят дома. Ограничьтесь этим, запаситесь терпением и уже во время первого визита и адаптации вы станете разговаривать с доктором на одном языке. Главное не обещать то, в чем вы не уверены, и если вы сказали «тебе ничего делать не будут» - так и должно быть. С первого этапа ребенок должен понять, что с ним честны все: и родители и врач.

32top: Адаптация – как это происходит? Приоткройте завесу тайны!

Крылов К.: С первого визита начинается процесс адаптации к стоматологическому лечению. Адаптировать порой приходится не только детей, но и родителей. Часто ко мне приходят маленькие пациенты со своими родителями, которые напуганы больше, чем дети. И тут сразу все понятно - первым делом необходимо все разъяснить маме с папой, ведь ребенок не будет спокоен при тревожном состоянии родителей. Родителям я, конечно же, объясняю, из чего складывается лечение их ребенка, и прошу сдерживать эмоции. До родителей важно донести, что ребенок, особенно напуганный или имеющий негативный опыт в прошлом, даже на самые простые и приятные манипуляции может реагировать остро. Процесс адаптации как правило длиться не один визит. В клинике, где я работаю, врачи прекрасно понимают это и терпеливо идут к одной цели: чтобы ребенок перестал бояться и доверился своему доктору. Важно запастись терпением и родителям, ведь без их спокойного и доброжелательного участия адаптация не состоится.

Дети - сложные пациенты, и при этом отличные психологи, обманывать их нельзя. В силу возраста и психоэмоционального статуса они не могут долго сидеть неподвижно, не хотят открывать рот по требованию врача. А современная медицина не терпит компромиссов, поэтому спокойное поведение пациента просто необходимо для качественного лечения. Первые минуты знакомства - самые важные, именно в этот момент мы понимаем, каким будет путь адаптации. Врачу необходимо наладить контакт, не только визуальный, но и речевой и, на мой взгляд, самое важное, тактильный. В первый визит ребенок должен чувствовать себя уверенно, в полной безопасности, и возможно даже «командиром ситуации». Ребенку всегда предлагается альтернатива, право выбора, это добавляет ему уверенности. И вот мы считаем ноги, пальцы, глаза, нос и наконец, зубы во рту - и это уже успех. Дальше начинается знакомство с инструментами и оборудованием. А затем, как правило, самая приятная процедура - чистка зубов, естественно в следующий визит. При знакомстве с чем-то новым работаем по принципу «рассказал, показал, сделал», а если называть обычный слюноотсос «слоном», а страшный острый инструмент-зонд «палочкой считалочкой», следить за своей интонацией и восхищаться смелостью ребенка, то профессиональная чистка зубов становится очень занимательной. На пути адаптации каждая маленькая победа должна поощряться не только врачом, но и родителями.

К сожалению, не у всех детей процесс адаптации проходит легко и быстро, это зависит от многих факторов: возраст ребенка, психоэмоциональное состояние, характер, настроение, наличие опыта общения с медицинским персоналом в прошлом, и как не странно даже погода и индивидуальные биологические ритмы.

32top: Где врачей учат адаптировать детей к лечению? Что это за методики и почему не везде ими пользуются?

Крылов К.: Методик адаптации много, то, что я описал выше – лишь вершина айсберга. Проводится множество курсов и семинаров, и в России, и за рубежом. Как правило, это курсы для психологов, но эти методики можно применять в любой отрасли медицины. Помимо психологических тренингов и курсов, каждый врач придумывает свои уникальные методы управления поведением ребенка, а также выбирает наиболее подходящие приемы именно для него. Как я уже говорил, дети действительно отличные психологи и очень тонко чувствуют все, что происходит вокруг. К сожалению широкого распространения методики, адаптации в нашей стране пока не получили. Почему? – Да потому, что процесс адаптации длительный, трудоемкий и требует от врача колоссальных эмоциональных затрат. К сожалению, мало кто к этому готов, конечно, проще полечить с физическим удержанием. Проще для врача, а вот для маленького пациента не проще и не лучше. Нежная психика малыша может серьезно пострадать. Человек может на всю жизнь получить фобию: страх перед врачом, уколом, стоматологическим лечением. Важно любить свою работу, детей, каждого своего пациента, без этих составляющих, ни один психологический прием работать не будет.

32top: Возрастные особенности: когда адаптировать, а когда лечить под наркозом?

Крылов К.: Конечно, метод физического удержания – это каменный век, но, к сожалению, не всех детей возможно адаптировать. Часто объем лечения и сложность манипуляций несопоставимы с возможностями ребенка в очень раннем возрасте. Дети, имеющие определенные психологические и психические особенности зачастую не терпят даже самых простых манипуляций, доверие таких детей, к сожалению, заслужить практически невозможно. В таких случаях речь идет только о лечении в наркозе. К слову сказать, современный наркоз стал максимально безопасным. Так или иначе, даже дети одного возраста и пола абсолютно разные. В 2 года один ребенок может дать вылечить несколько зубов, а другой даже не откроет рот. Дети с особенностями тоже все абсолютно разные: услышав диагноз и не пообщавшись с ребенком, не сделав попытку адаптации никогда нельзя категорично утверждать, что это невозможно. Случается, что детей с диагнозом аутизм легче адаптировать к стоматологическому лечению, чем детей, имеющих опыт лечения с физическим удержанием.

32top: Напуганные дети, напуганные родители: как справиться со страхами?

Крылов К.: Одна из интереснейших адаптаций в моей практике - пациент Миша, 6 лет. Ребенок очень непростой, с особенностями развития эмоционально-волевой сферы, к нему был нужен особый подход. Первая встреча показала, что лечения без привлечения наркоза или седации не получится. На второй визит уже, и мама была готова к наркозу. Но мы решили попробовать еще раз. Когда Миша пришел в 3-ий раз, он понял, какие все-таки вредные микробы поселились в его зубках, он сказал: «их просто нужно взрывать», и эта его фраза решила все. Развивая эту тему и применяя методику сенсорной перегрузки, которая подействовала как никогда успешно, мы смогли начать лечение. В каждый свой визит Миша с азартом давал мне все новые и новые задания по уничтожению микробов. Я, разумеется, его распоряжения выполнял. Миша был в восторге, он был командиром! Это добавляло ему уверенности в себе, а мне позволило вылечить ему все зубы!

Еще один яркий пример успешной адаптации - пациент Нико. В момент обращения ему исполнилось 7 лет, крайне сложный возраст для адаптации т.к. ребенок уже все понимает, и никакие психологические уловки и подмены понятий особого успеха не имеют. Нико боялся всех манипуляций, имея в прошлом опыт общения с врачами других специальностей. Со слов родителей, даже простые диагностические мероприятия ранее приходилось выполнять под наркозом. Нико на первом приеме только плакал и повторял - «я хочу, но я боюсь». Нико я объяснял все как есть на самом деле, чтобы он понял важность стоматологического лечения для своего здоровья. Ключ к успеху был прост: я просто хвалил его за каждую попытку открыть рот и позволить мне что-то увидеть. Я называл его супергероем и уверял, что уже после первого лечения он долго будет смеяться над собой, не понимая, почему так боялся. Через два визита внушений и рассказов о том, из чего складывается лечение, Нико позволил сделать анестезию и провести лечение. На 3-й визит мама моего уже смелого пациента подтвердила, что мой метод сработал! Она просто не могла поверить, что ее сын перестал бояться лечения. Спустя полгода он занял первое место в конкурсе клиники «100 улыбок».

Самыми сложными для адаптации являются дети с негативным опытом. За последние 6 месяцев в памяти остались два особо впечатляющих ребенка. Амир, у которого 4-х кратный негативный опыт лечения в разных стоматологических клиниках и при этом ни одного вылеченного зуба. Иван, 3-х кратный негативный опыт, и все 3 раза лечили один и тот же зуб. Осложнена ситуация была тем, что оба пациента на момент приема испытывали острую боль. Переключить их внимание, имея болевую доминанту, можно было лишь после проведения анестезии. А как же сделать ее, учитывая поведение ребенка, без адаптации и в первый визит? Конечно, это исключение из правил, «закон парности случаев», такое бывает редко, но все же случается. Обоим пациентам на момент лечения было около пяти лет, ускоренная адаптация прошла по стандартной схеме, описанной в самом начале. Учитывая острую боль и возраст, дети охотно сотрудничали. Важно и то, что родители отлично справлялись со своей ролью – поддерживали и одобряли. Показ инструментов, фотографирование, выбор мультика – все это помогло детям оказаться в кресле. Помогла и закись азот- кислородная смесь. Сенсорная перегрузка, переключение фокуса внимания, слова о невероятном мужестве пациентов и – устранение острой боли прошло успешно.

Для успешного лечения детей необходимо не только знать их психологию и уметь управлять их поведением. Необходимо чутко прислушиваться к желаниям ребенка. Дети привыкают не только к месту, дружескому отношению, но и к врачу. Порой родители совершают ошибку: в силу нехватки времени, торопливости, или невнимательности меняют доктора, не подозревая о том, что все врачи абсолютно разные: по-разному разговаривают, общаются и даже работают. В таком случае может наступить рецидив, ребенок вновь разочаруется, испугается, потеряет доверие. И начинать придется с самого начала, с процесса адаптации.

В подтверждение своих слов рассажу еще одну историю про своего пациента Льва. Сейчас Леве 7,5 лет, но наша с ним история началась около 5-ти лет назад, когда я еще работал в другом городе. Совсем маленький мальчик пришел ко мне со своей мамой, которая боялась больше него. Конечно, мама-то знала, что такое стоматология, но Лев пока этого не знал. Мне удалось успокоить маму, а мальчик был счастлив, потому что ему показывали мультфильмы – больше ничего и делать не пришлось. Лечение прошло гладко. Через несколько лет мы снова встретились уже в Москве. Мама рассказала, что после моего отъезда Льву пришлось еще лечить зубы, и это лечение не было таким спокойным. В свои 7,5 лет Лев панически боялся уколов, так что наша с ним история началась с самого начала – с адаптации.

Первый поход с ребенком в стоматологию — серьезное и ответственное мероприятие в жизни молодой семьи. Все страхи родом из нашего детства, ведь известно, что причина стоматофобии у большинства взрослых — это неудачный опыт лечения зубов в прошлом. Именно поэтому очень важно, чтобы первая встреча с доктором прошла удачно и не оставила в памяти малыша неприятный опечаток, который может потом трансформироваться в страх перед стоматологией. Рассмотрим несколько важных советов, которые помогут родителям подготовить малыша к первому визиту в стоматологию:

— Не откладывайте поход в стоматологическую клинику Виртуоз до того момента, когда у малыша возникнут реальные проблемы с зубками. Оптимальный возраст для первой встречи со стоматологом — один - два года. Во время первого посещения стоматологии ребенок изучит окружающую обстановку и познакомится с врачом. Также стоматолог проведет профилактический осмотр — посмотрит, в каком состоянии зубки и десна крохи, правильно ли они растут, нет ли кариеса. Даже если в результате осмотра обнаружатся какие-то проблемы с зубками, лечение стоит отложить до следующего визита. Так у малыша останутся только положительные воспоминания о стоматологии, и в следующий раз он без проблем согласится идти на прием к врачу. Посещать стоматолога с ребенком нужно раз в полгода. Так он привыкнет к систематическим визитам, и не будет бояться лечения в будущем, а Вы сможете предотвратить образование кариеса или других возможных проблем с зубками.

— Следует понимать, что изначально у ребенка нет страха перед лечением зубов, ведь он не знает, что его ожидает в стоматологической клинике. В большинстве случаев этот страх прививают малышу родители, сами не замечая того. Не допускайте этой распространенной ошибки. Для этого в первую очередь следует успокоиться. Если ребенок почувствует страх родителей, это состояние передастся и ему. Также не стоит акцентировать внимание на важности и неприятности события, так малыш не будет нервничать.

— Хороший способ подготовить ребенка к походу в стоматологическую клинику – поиграть с ним дома в «стоматолога». Полечите зубки зайчику или кукле, и в процессе игры расскажите, какие манипуляции проводит врач и как нужно вести себя в стоматологическом кабинете. Рассказ должен быть интересным, увлекательным и не страшным. В рассказе о стоматологии не применяйте слова, которые могут напугать кроху. Лучше заменить такие слова более простые и понятные для малыша. Так ребенок будет иметь представление о том, что его ждет в кабинете стоматолога.

— Ситуация, когда ребенок ни разу не был у стоматолога, а зуб уже заболел, конечно, более сложная. Ни в коем случае не стоит обманывать ребенка, и говорить, что «будет не больно», если лечение предстоит болезненное. Так малыш испытает стресс не только от посещения стоматологии, но и от обмана родителей. В дальнейшем заслужить доверия ребенка будет сложно. Лучше честно сказать, что «будет немного неприятно, но он с этим справится». Обязательно сгладьте это признание рассказом о приятном событии, которое ждет кроху после посещения врача.

— В день посещения стоматолога ребенок должен выспаться и быть в хорошем настроении. Обязательно хорошо покормите малыша перед походом в клинику, особенно, если ему предстоит лечение. Ведь после посещения врача минимум два - три часа есть будет нельзя.

— Если ребенок капризничал, и поход к стоматологу пришлось отложить, не нужно ругать малыша. Лучше спокойно с ним поговорить, выяснить его страхи, касающиеся визита к врачу, и постараться развеять их. Если ребенок хорошо себя вел, и посещение стоматологии прошло удачно, обязательно похвалите малыша и поощрите его каким-то небольшим подарком. Малышу, безусловно, это будет приятно, и в следующий раз он пойдет в клинику с большей охотой.

— Конечно, очень важно выбрать хорошую стоматологическую клинику и опытного детского стоматолога. Для первых встреч ребенка с доктором лучше остановить свой выбор на частной стоматологии со специально оборудованным кабинетом для малышей. В такой клинике большое внимание уделяется обстановке в детском кабинете, они красочный и уютный, ребенку будет интересно и не страшно в нем находиться. Врачи в частных клиниках, как правило, более приветливые, и лучше находят язык с маленькими пациентами.

Центр стоматологии « Виртуоз » в Воронеже — высококлассная стоматологическая клиника, признанная лучшей в городе. Одна из номинаций, в которой стоматология «Виртуоз» одержала победу в престижной премии «LUX-TIME» — «Детский доктор». Это позволяет с уверенностью рекомендовать данную клинику для малышей. Лучшая награда для родителей — счастливая здоровая улыбка своего ребенка, поэтому запишитесь на прием к стоматологу уже сейчас!

Читайте также: