Как помогала лечить зуб гликерия анисимовна

Опубликовано: 17.04.2024

Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние.

В приемную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером.

— А-а-а. мое вам! — зевает фельдшер. — С чем пожаловали?


— С воскресным днем вас, Сергей Кузьмич. К вашей милости. Истинно и правдиво в псалтыри сказано, извините: «Питие мое с плачем растворях». Сел намедни со старухой чай пить и — ни боже мой, ни капельки, ни синь-порох, хоть ложись да помирай. Хлебнешь чуточку — и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону. Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет! Согрешихом и беззаконновахом. Студными бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих. За грехи, Сергей Кузьмич, за грехп! Отец иерей после литургии упрекает: «Косноязычен ты, Ефим, и гугнив стал. Поешь, и ничего у тебя не разберешь». А какое, судите, тут пение, ежели рта раскрыть нельзя, всё распухши, извините, и ночь не спавши.

— М-да. Садитесь. Раскройте рот!

Вонмигласов садится и раскрывает рот.

Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом.

— Отец диакон велели водку с хреном прикладывать — не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост.

— Предрассудок. (пауза). Вырвать его нужно, Ефим Михеич!

— Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтоб это дело понимать как оно есть, что вырвать, а что каплями или прочим чем. На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные. по гроб жизни.

— Пустяки. — скромничает фельдшер, подходя к шкапу и роясь в инструментах. — Хирургия — пустяки. Тут во всем привычка, твердость руки. Раз плюнуть. Намедни тоже, вот как и вы, приезжает в больницу помещик Александр Иваныч Египетский. Тоже с зубом. Человек образованный, обо всем расспрашивает, во всё входит, как и что. Руку пожимает, по имени и отчеству. В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал. Долго мы с ним тут. Христом-богом молит: вырвите вы мне его, Сергей Кузьмич! Отчего же не вырвать? Вырвать можно. Только тут понимать надо, без понятия нельзя. Зубы разные бывают. Один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом. Кому как.
Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы.

— Ну-с, раскройте рот пошире. — говорит он, подходя с щипцами к дьячку. — Сейчас мы его. тово. Раз плюнуть. Десну подрезать только. тракцию сделать по вертикальной оси. и всё. (подрезывает десну) и всё.

— Благодетели вы наши. Нам, дуракам, и невдомек, а вас господь просветил.

— Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт.

— Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки. Этот — раз плюнуть. (накладывает щипцы). Постойте, не дергайтесь. Сидите неподвижно. В мгновение ока. (делает тракцию). Главное, чтоб поглубже взять (тянет). чтоб коронка не сломалась.


— Отцы наши. Мать пресвятая. Ввв.

— Не тово. не тово. как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (тянет). Сейчас. Вот, вот. Дело-то ведь не легкое.

— Отцы. радетели. (кричит). Ангелы! Ого-го. Да дергай же, дергай! Чего пять лет тянешь?

— Дело-то ведь. хирургия. Сразу нельзя. Вот, вот.

Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит. На багровом лице его выступает пот, на глазах слезы. Курятин сопит, топчется перед дьячком и тянет. Проходят мучительнейшие полминуты — и щипцы срываются с зуба. Дьячок вскакивает и лезет пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте.

— Тянул! — говорит он плачущим и в то же время насмешливым голосом. — Чтоб тебя так на том свете потянуло! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись! Света божьего не вижу.

— А ты зачем руками хватаешь? — сердится фельдшер. — Я тяну, а ты мне под руку толкаешь и разные глупые слова. Дура!

— Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил! (дразнит). «Не умеешь, не умеешь!» Скажи, какой указчик нашелся! Ишь ты. Господину Египетскому, Александру Иванычу, рвал, да и тот ничего, никаких слов. Человек почище тебя, а не хватал руками. Садись! Садись, тебе говорю!

— Света не вижу. Дай дух перевести. Ох! (садится). Не тяни только долго, а дергай. Ты не тяни, а дергай. Сразу!

— Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный! Живи вот с этакими. очумеешь! Раскрой рот. (накладывает щипцы). Хирургия, брат, не шутка. Это не на клиросе читать. (делает тракцию). Не дергайся. Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил. (тянет). Не шевелись. Так. так. Не шевелись. Ну, ну. (слышен хрустящий звук). Так и знал!
Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлен. Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот.

— Было б мне козьей ножкой. — бормочет фельдшер. — Этакая оказия!

Придя в себя, дьячок сует в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа.

— Парршивый чёрт. — выговаривает он. — Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!
— Поругайся мне еще тут. — бормочет фельдшер, кладя в шкап щипцы. — Невежа. Мало тебя в бурсе березой потчевали. Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил. образованность. один костюм рублей сто стоит. да и то не ругался. А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!

Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси.

Приводится по: «Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах». Сочинения в восемнадцати томах, М., «Наука», 1983

Урок литературы в 5 классе «Хирургия» А. П. Чехова - юмористический рассказ.

Учитель русского языка
МОУ «СОШ №8» села Елизаветинского
Ковалева Л. П.

Урок литературы в 5 классе по теме «Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ" можно провести, не тратя много времени на подготовку. Анализируя произведение, делая выводы, ученики впервые знакомятся с героями, которые хотят в жизни сыграть роль выше той, что ему предназначена. Если такую работу продолжать далее, пусть даже эпизодически, то дети будут подготовлены к восприятию образа Хлестакова (произведение Н. В. Гоголя «Ревизор») и понятия хлестаковщины.

Тема урока – «Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ.

  1. Уяснить, почему «Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ.
  2. Формирование умений учащихся анализировать текст художественного произведения.
  3. Формирование умений заниматься исследовательской деятельностью.
  4. Воспитание культуры речи, культуры поведения.

Оборудование – плакаты с выписками из словаря С. И. Ожегова.

Фельдшер – лицо со средним медицинским образованием.

Доктор – лицо с высшим медицинским образованием.

На дом вам было задано прочитать рассказ А. П. Чехова «Хирургия». Сегодня на уроке мы будем доказывать, что «Хирургия» - юмористический рассказ. Вспомним, что такое юмор. Правильно, юмор – это изображение чего-нибудь в смешном виде. А что изображал А. П. Чехов в своем рассказе? (Ребята отвечают). Внимательно ли вы прочитали рассказ? Чтобы узнать это, проведем викторину.

  • Какими словами начинается рассказ?
  • Почему больных принимает фельдшер, а не доктор?
  • Как фамилия фельдшера?
  • Как зовут фельдшера?
  • Сколько лет Курятину?
  • Как фамилия дьячка?
  • Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову?
  • Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна?
  • Какие инструменты называл Курятин?
  • Назовите тему рассказа.

Учитель. Вы хорошо выполнили домашнее задание. Некоторые из вас поучили дополнительное задание: подготовить инсценирование эпизода, в котором фельдшер удаляет зуб дьячку. (Ученики исполняют сценку).

Учитель. Спасибо, ребята. Определите основную мысль рассказа. Правильно, «Коли не умеешь… так не берись». Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить. А ответ спрятан в значении фамилии Вонмигласов. Вонмигласов означает «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии. У А. П. Чехова все фамилии «говорящие». Что означает фамилия Курятин? Обратимся к фразеологическому словарю. Найдите фразеологизм со словом курица.

- Мокрая курица.
- Что означает «мокрая курица»?
- «Жалкий человек».
- Курятин – жалкий человек. А почему? Кто он?

Фельдшер. Обратите внимание на выписку из словаря С. И.Ожегова. Кто такой фельдшер? Лицо со средним медицинским образованием. А что означает слово доктор? Лицо с высшим медицинским образованием. Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет. Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача.

- Найдите в тексте место, где говорится о том, как одет герой. («В поношенной жакетке, в истрепанных брюках»). Соответствует ли его одежда виду врача?
- Найдите в тексте портрет Курятина. («выражение чувства долга и приятности»).
- Как ведет себя фельдшер? («зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние). Соответствует ли такое поведение поведению врача? Нет, не соответствует.
- Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения. (А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть»). Как речь Курятина характеризует его? (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача). Во время аналитической беседы делаем с детьми записи на доске и в тетрадях.

Характеристика фельдшера Курятина.

Цитата. (Что сказано). Прием. О чем это говорит?

Курятин. Значение фамилии. Жалкий человек.

В поношенной жакетке, в истрепанных брюках» Одежда. Не соответствует внешнему виду врача..
«выражение чувства долга и приятности». Портрет. Хочет сыграть роль доктора.
«зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние Поведение. Не соответствует виду врача.
А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть») Речь. (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача

Делаем вывод. Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена. (Фельдшер играет роль врача).

Путем аналитической беседы и поисковой деятельностью учащихся составляется характеристика Вонмигласова.

Характеристика Вонмигласова.
Цитата. (Что сказано). (Что сказано). О чем это говорит?
Вонмигласов. Значение фамилии. Служитель церкви.
«высокий, коренастый старик» Портрет. Внешний вид. Обыкновенный человек.
«правый глаз с бельмом и полузакрытый» Портрет. Больной, несчастный, жалкий.
«бородавка, издали похожая на большую муху» Деталь. Смешной человек.
Крестится на бутыль с карболкой. Поведение. Кощунственное поведение, не соответствующее поведению священника.
Доверяет фельдшеру удалить зуб. Поведение. Глупость.
Старославянские слова. Речь. Хочет казаться культурным.
Просторечные слова. Речь. Бескультурный, малообразованный человек.

Учитель. Делаем вывод о характере Вонмигласова, прочитав слова из третьей колонки. Вонмигласов – служитель церкви, Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его кощунственное поведение не соответствует поведению священника. Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек, но хочет казаться культурным, умным, образованным.
Как вы убедились, А. П. Чехов показывает своих героев смешными. Каким образом он это делает? Обратите внимание на то, что записано у нас во второй колонке. Прочитайте. Что из этого следует?
Вывод: писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий.
Итак, поработав с текстом (закрепление), ответим на вопросы:
- Смешные ли герои?
- Каким образом показал нам это А. П. Чехов?
- Над чем смеется писатель?
Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать? Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову? Какой должна быть речь грамотного человека? ( Учащиеся отвечают).
Групповое задание.
Карточка 1. (Задание 1 группе).
Замените фразу «_А- а – а…мое вам» на более удачную.
1. Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь?
2. Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю.
3. Что скажешь, дружок? Где болит?

Карточка 2.
Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную.
1.Его нужно выдернуть.
2. Его нужно вытащить.
3. Его нужно удалить.

Подведение итогов урока.
- Что мы сегодня узнали нового? (Значение некоторых слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова).
- Чему мы учились? ( Работать с текстом, составлять таблицу и работать с ней).

- Если мы захотим написать юмористический рассказ, нам нужно:
1. Придумать фамилию.
2. Описать лицо, одежду, обувь героя.
3. Показать речь героя.
Сегодня мы работали в роли критиков. Попробуйте себя в роли писателя и сочините юмористический рассказ.
Литература.
Урок разработан несколько лет назад и проводится мною по данному конспекту. Готовясь к уроку, проштудировала все статьи об А. П. Чехове и конспекты уроков в журналах «Литература в школе» с 1993 года. Конспект урока я составляла сама, пользуясь некоторыми материалами своих коллег. За что я им очень благодарна.

«Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ»

Образовательная:

Познакомить учащихся с жизнью А. П. Чехова; ввести представления о понятии «юмор» и его использовании в художественной литературе; выяснить, почему «Хирургия» – юмористический рассказ.

Развивающая:

Формировать умения учащихся анализировать текст художественного произведения, умения заниматься исследовательской деятельностью, развивать культуру речи учащихся, обогащать их лексикон, расширять их сведения об историческом прошлом страны.

Воспитательная:

Воспитывать интерес учащихся к чтению произведений русских классиков,

воспитывать нравственные качества, культуру речи, культуру поведения.

Эпиграф: «Они смешные, но невеселые…»

1. Психологический настрой на урок.

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

2. Ввод в тему урока.

Ребята, я предлагаю начать урок с игры, которая называется

Перед вами названия четырех произведений. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.

«Заколдованное место» Н.В.Гоголь

«Кавказский пленник» Л.Н.Толстой

Почему рассказ "Хирургия" лишний в данном списке?

Выход на тему урока. Как мы определим тему урока?

Запись темы урока в тетради.

3. Слово учителя.

На дом вам было задано прочитать рассказ А. П. Чехова «Хирургия». Сегодня на уроке мы будем доказывать, что «Хирургия» - юмористический рассказ.

Рассмотрим эпиграф к уроку - « Они смешные, но невеселые».

- Такую характеристику своим рассказам дал писатель. Что хотел сказать этими словами автор?

И мы с вами должны выяснить, почему рассказ «Хирургия» и смешной и грустный.

Обратимся к теме урока. Какое слово ключевое в данной теме? (Юмористический)

Что обозначает слово ЮМОР?.

Найдем значение данного термина в литературоведческом словаре. СТР.297

Следовательно, ЮМОР - это изображение чего - либо в смешном виде. Запись в тетради.

Обратимся непосредственно к рассказу "Хирургия"

Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Какие истории легли в основу данного рассказа?

Пересказ. Однажды в земскую больницу, где работал друг Чехова, врач Архангельский, пришел больной с зубной болью. Архангельский был занят другим пациентом, и поручил студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента не больной зуб, а здоровый. Вырвал и сам испугался. Студент стал рвать больной зуб и сломал на нем коронку. Пациент выругался и ушел.

- А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

АНАЛИЗ РАССКАЗА

- Что хотел высмеять Чехов в своем рассказе?

- Как вы понимаете название рассказа? Что такое хирургия?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Хирурги́я — область медицины, в которой заболевания лечатся при помощи оперативного (хирургического) метода.

- Какие еще незнакомые слова вам встретились в рассказе?

Фельдшер – лицо со средним медицинским образованием, помощник лекаря, врача.

Доктор – лицо с высшим медицинским образованием.

Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства органа местного самоуправления (с 1864 г.)

Чечунчо́вый (устар.) – чесунчовый; чесунча, чечунча – плотная шёлковая ткань, обычно желтовато-песочного цвета.

Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.

Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви, не имеющий степени священства.

Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.

Щипцы, козья ножка, ключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.

Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.

Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо.

Бу́рса – духовное училище, семинария.

- Вспомните, что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему? (потому что герои ведут себя нелепо…)

Внимательно ли вы прочитали рассказ?

4. Чтобы узнать это, проведем викторину.

1. Какими словами начинается рассказ? Земская больница.

(Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства органа местного самоуправления (с 1864 г.)

Как выглядела земская больница? Кто ее пациенты?

(Земская больница не описана Чеховым подробно. В земских больницах обычно были палаты для больных и приемное отделение. Такие больницы были небольшими, часто в них работал только один доктор. В приемной стоит шкаф, в котором инструменты, в бутылке карболовый раствор. Пациенты этой больницы – люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов.)

2. Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? Уехал жениться

3. Как фамилия фельдшера? Курятин

4. Как зовут фельдшера? Сергей Кузьмич

5. Сколько лет Курятину? 40 лет

6. Как фамилия дьячка? Вонмигласов

7. Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? Водку с хреном

8. Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? Ниточку на руке носить с Афонской горы и полоскать теплым молоком. Что такое Афонская гора?

9. Какие инструменты называл Курятин? Щипцы, козья ножка, ключ

10. Назовите тему рассказа.

11. Определите основную мысль рассказа.

Правильно, «Коли не умеешь… так не берись». Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить.

А ответ спрятан в значении фамилии Вонмигласов.

Вонмигласов означает «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Фамилия дьячка Вонмигласов. Вонвем! – возглас, призыв.

Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии.

Что означает фамилия Курятин? Вспомните фразеологизмы, афоризмы со словом «курица».

- Что означает «мокрая курица»?

- Курятин – жалкий человек. А почему? Кто он? Фельдшер. Кто такой фельдшер? Лицо со средним медицинским образованием. А что означает слово доктор? Лицо с высшим медицинским образованием. Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет. Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача.

И в связи с этим какой прием использует автор в произведении?

Прием «Говорящие фамилии»

А из чего еще может состоять характеристика литературного героя?

Портрет(внешность), речь, поступки, поведение героя.

5. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

Путем аналитической беседы и поисковой деятельностью учащихся составляется характеристика Вонмигласова и Курятина.

Работа по вариантам (по группам):

1 вариант –- характеристика Вонмигласова,

2 вариант -– характеристика Курятина.

6. Физкультминутка

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова.

(Вращение корпусом влево и впр аво.)

Мы размяться все успели, И за па рты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Характеристика Вонмигласова

Поведение, поступки

- «высокий коренастный старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом»

- «к вашей милости»;

- «крестится на бутыль с карболовым раствором»

- «правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху»

- «на то вы, благодетели, и поставлены, дай Бог вам здоровья, чтоб мы вас денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни»

- «Благодетели вы наши… Нам дуракам и невдомек, а вас Господь просветил»

- «Чтоб тебя на том свете потянуло! Коли не умеешь рвать, так не берись!»

- «Паршивый черт… Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель…»

Делаем вывод о характере Вонмигласова.

Вонмигласов – служитель церкви, Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его кощунственное поведение не соответствует поведению священника. Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек, но хочет казаться культурным, умным, образованным.

Характеристика Курятина

Поступки, поведение

- «толстый человек лет сорока»

- «А – а – а, мое вам»

- «Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние»

- «В поношенной жакетке, в истрепанных брюках»

- «на лице выражение чувства долга и приятности»

- «берет козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладет и берет щипцы»

- «Сейчас мы его …тово…»

-«Дело – то ведь хирургия… Сразу нельзя…»

- «А ты зачем руками хватаешь?»

_ «Хирургия, брат, не шутка»

- «Поругайся мне еще тут… Невежа… не околеешь»

- Соответствует ли его одежда виду врача?

- Соответствует ли такое поведение поведению врача? Нет, не соответствует.

- Как речь Курятина характеризует его? (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача).

Делаем вывод. Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Его речь, поведение, одежда говорят о том, что он хочет казаться важным, знающим свое дело, а на самом деле ничего не умеет. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена. (Фельдшер играет роль врача).

Вывод: писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий.

7. Итак, поработав с текстом (закрепление), ответим на вопрос:

- Над чем смеется писатель? Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему? На чем основан юмор этого рассказа?

Можно. Юмор в нем основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании их недостатков. (Обратить внимание на эпиграф)

Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит? (Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в то же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание его пациенту – дьячку Вонмигласову.)

8. Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать? Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову? Какой должна быть речь грамотного человека?

Групповое задание.

Карточка 1. (Задание 1 группе).

Замените фразу «_А- а – а…мое вам» на более удачную.

1. Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь?

2. Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю.

3. Что скажешь, дружок? Где болит?

Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную.

1.Его нужно выдернуть.

2. Его нужно вытащить.

3. Его нужно удалить.

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что мы сегодня узнали нового? (Значение некоторых слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова).

- Чему мы учились? ( Работать с текстом, составлять таблицу и работать с ней).

12. Д/З. Сегодня мы работали в роли критиков. Попробуйте себя в роли писателя и сочините юмористический рассказ

Если мы захотим написать юмористический рассказ, нам нужно:

Рассказ «Хирургия» впервые был напечатан в августе 1884 года в журнале «Осколки». Исследователи творчества Чехова сходятся во мнении, что «Хирургия» соединила в себе многие жизненные впечатления Чехова.

Друг Чехова с гимназических времен рассказывал, об «уморительном номере из артистического репертуара Чехова». Антон играл зубного врача, а его брат Александр – пациента. «Александр немилосердно вопил от якобы нестерпимой зубной боли. Антон с пресерьезными видом успокаивал пациента, брал в руки щипцы для углей, совал в рот Александру, и… начиналась «хирургия», от которой присутствующие покатывались со смеха».

В 1884 году Чехов окончил курс в университете и явился в Чикинскую больницу на практику уже в качестве врача. Именно здесь он и почерпнул многие сюжеты для своих рассказов. Врачи, работавшие с Чеховым, знали о его литературных трудах, и однажды один из них пошутил: «Наверное, Антон Павлович на нас заработает не один пятачок!»

Историю, которая легла в основу «Хирургии», рассказал ему известный земский врач П.А.Архангельский, заведовавший тогда Чикинской больницей. Архангельский был занят с более серьезным больным и поручил прикомандировавшемуся к нему студенту (впоследствии ставшему знаменитым врачом) вырвать у больного зуб. Но неопытный студент вырвал у пациента здоровый зуб вместо больного. «Ничего, ничего, - подбодрил Архангельский студента, - рви здоровые, авось до больного доберешься!»

Антон Чехов. Хирургия.

Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние.

В приемную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером.

— А-а-а. мое вам! — зевает фельдшер. — С чем пожаловали?

— С воскресным днем вас, Сергей Кузьмич. К вашей милости. Истинно и правдиво в псалтыри сказано, извините: «Питие мое с плачем растворях». Сел намедни со старухой чай пить и — ни боже мой, ни капельки, ни синь-порох, хоть ложись да помирай. Хлебнешь чуточку — и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону. Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет! Согрешихом и беззаконновахом. Студными бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих. За грехи, Сергей Кузьмич, за грехп! Отец иерей после литургии упрекает: «Косноязычен ты, Ефим, и гугнив стал. Поешь, и ничего у тебя не разберешь». А какое, судите, тут пение, ежели рта раскрыть нельзя, всё распухши, извините, и ночь не спавши.

— М-да. Садитесь. Раскройте рот!

Вонмигласов садится и раскрывает рот.

Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом.

— Отец диакон велели водку с хреном прикладывать — не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост.

— Предрассудок. (пауза). Вырвать его нужно, Ефим Михеич!

— Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтоб это дело понимать как оно есть, что вырвать, а что каплями или прочим чем. На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные. по гроб жизни.

— Пустяки. — скромничает фельдшер, подходя к шкапу и роясь в инструментах. — Хирургия — пустяки. Тут во всем привычка, твердость руки. Раз плюнуть. Намедни тоже, вот как и вы, приезжает в больницу помещик Александр Иваныч Египетский. Тоже с зубом. Человек образованный, обо всем расспрашивает, во всё входит, как и что. Руку пожимает, по имени и отчеству. В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал. Долго мы с ним тут. Христом-богом молит: вырвите вы мне его, Сергей Кузьмич! Отчего же не вырвать? Вырвать можно. Только тут понимать надо, без понятия нельзя. Зубы разные бывают. Один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом. Кому как.

Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы.

— Ну-с, раскройте рот пошире. — говорит он, подходя с щипцами к дьячку. — Сейчас мы его. тово. Раз плюнуть. Десну подрезать только. тракцию сделать по вертикальной оси. и всё. (подрезывает десну) и всё.

— Благодетели вы наши. Нам, дуракам, и невдомек, а вас господь просветил.

— Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт.

— Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки. Этот — раз плюнуть. (накладывает щипцы). Постойте, не дергайтесь. Сидите неподвижно. В мгновение ока. (делает тракцию). Главное, чтоб поглубже взять (тянет). чтоб коронка не сломалась.

— Отцы наши. Мать пресвятая. Ввв.

— Не тово. не тово. как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (тянет). Сейчас. Вот, вот. Дело-то ведь не легкое.

— Отцы. радетели. (кричит). Ангелы! Ого-го. Да дергай же, дергай! Чего пять лет тянешь?

— Дело-то ведь. хирургия. Сразу нельзя. Вот, вот.

Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит. На багровом лице его выступает пот, на глазах слезы. Курятин сопит, топчется перед дьячком и тянет. Проходят мучительнейшие полминуты — и щипцы срываются с зуба. Дьячок вскакивает и лезет пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте.

— Тянул! — говорит он плачущим и в то же время насмешливым голосом. — Чтоб тебя так на том свете потянуло! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись! Света божьего не вижу.

— А ты зачем руками хватаешь? — сердится фельдшер. — Я тяну, а ты мне под руку толкаешь и разные глупые слова. Дура!

— Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил! (дразнит). «Не умеешь, не умеешь!» Скажи, какой указчик нашелся! Ишь ты. Господину Египетскому, Александру Иванычу, рвал, да и тот ничего, никаких слов. Человек почище тебя, а не хватал руками. Садись! Садись, тебе говорю!

— Света не вижу. Дай дух перевести. Ох! (садится). Не тяни только долго, а дергай. Ты не тяни, а дергай. Сразу!

— Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный! Живи вот с этакими. очумеешь! Раскрой рот. (накладывает щипцы). Хирургия, брат, не шутка. Это не на клиросе читать. (делает тракцию). Не дергайся. Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил. (тянет). Не шевелись. Так. так. Не шевелись. Ну, ну. (слышен хрустящий звук). Так и знал!

Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлен. Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот.

— Было б мне козьей ножкой. — бормочет фельдшер. — Этакая оказия!

Придя в себя, дьячок сует в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа.

— Парршивый чёрт. — выговаривает он. — Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!

— Поругайся мне еще тут. — бормочет фельдшер, кладя в шкап щипцы. — Невежа. Мало тебя в бурсе березой потчевали. Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил. образованность. один костюм рублей сто стоит. да и то не ругался. А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!

Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси.

Источники:
1) А. П. Чехов. Избранные сочинения. М.: «Художественная литература», 1988.
2) Громов М. П., Долотова Л. М., Соколова М. А., Чудаков А. П. Примечания // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1974-1982.



АРТ-ГАЛЕРЕЯ «СЮЖЕТЫ О ЗУБНОЙ БОЛИ».*

Большинству из нас знакомы эти строчки из стихотворного произведения Роберта Бёрнса (в переводе С.Я. Маршака) «Ода к зубной боли»:


Фото. Роберт Бёрнс(1759-1796).

«. О дух раздора и войны,

Что носит имя сатаны

И был низвергнут с вышины

Казни врагов моей страны

И хотя стихи написаны достаточно давно, они очень образно отражают отношение человека, в том числе современного, к зубной боли.

Когда у нас болят зубы, мы спешим за помощью к стоматологу. Новейшие способы лечения без боли, которые появились в последние десятилетия, позволяют нам быстро избавиться от любых проблем и продолжать радоваться жизни.

А многие из нас хорошо помнят те времена, когда только от мысли о визите к дантисту становилось не по себе.

А как же обстояли дела с лечением зубов в ещё более ранние времена?

Проблемы болезней зубов и способы их преодоления существовали с давних времен. Попытки лечения зубов люди предпринимали на самой заре развития цивилизации. Целителями были жрецы и шаманы, которые пытались победить зубную боль при помощи ритуалов и заклинаний. Это было не особенно эффективно, и чаще всего больной зуб потом удаляли. С развитием цивилизации менялись и методы лечения зубов.

В то время была широко распространена идея о том, что зубная боль посылается человеку свыше в наказание за грехи, и поэтому лечить больные зубы не надо.

Навеянные предрассудками сюжеты, а также боль и страдания несчастных пациентов нашли своё отражение во многих картинах, гравюрах и других художественных произведениях. На них мы можем заметить, что инструменты, которыми пользовались для удаления зубов, больше напоминали слесарный инструмент. Справедливости ради нужно сказать, что многие из так называемых «зубодёров» были весьма искусны в своем ремесле благодаря обширной практике, и к ним обращались даже образованные врачи. Из-за того, что основным методом лечения было удаление зубов, людям приходилось прибегать к протезированию, правда в те времена оно было доступно было лишь обеспеченным персонам.


Рис. 1. Томас Роулендсон (1756-1827 ). «Практика модного дантиста».

Эпизод из практики дантиста, который в угоду нуворишам

пересаживает им зубы, только что удаленные у детей из бедных семей.

По средневековым представлениям зуб мертвеца приносит удачу.

Рис. 2. Франциско Гойя (1797).


Женщина крадет зубы у повешенного.

Рис. 3. Страницы из рукописной книги «Исламская миниатюрная

Живопись. Конец ХУШ века.


Рис. 4. Процедура удаления зуба.


Рис. 5. 1880 г. Япония.

Стоя на коленях, дантист удаляет зуб. Рядом на листе

Бумаги лежат деревянные протезы.


Рис. 6. 1694 г. Уличный цирюльник на Востоке.

В Европе в Средневековье больные зубы удаляли знахари, колдуны, цирюльники, брадобреи, ювелиры и даже кузнецы. Их называли зубоврачевателями (или просто «зубодёрами»).


Рис. 7. Филиппо Палиции. 1584 г. Италия. Акварель.

Карикатура на зубодёра. « Демонстрация «безболезненного удаления зуба».


Рис. 8. Удаление зуба «слесарными щипцами».


Рис. 9. Германия. Практикующий врач удаляет зуб пациенту.

Сестра ассистирует ему.

Анализируя представленные далее живописные полотна, в той или иной мере связанные с зубоврачеванием, хочется отметить преобладание в их сюжетах и персонажах (врачах и пациентах) юмористический компонент. Так уж издавна повелось, что к врачам, которые порой спасают жизни или уменьшают страдания больных, художники подходят с улыбкой, утрируя изображаемые картины, гиперболизируя показные страдания и лечение, критикуя шарлатанов от медицины, создавая жанровые артистические сцены, в которых врачи выступают в роли актеров, демонстрируя свое мастерство.

Вот некоторые картины зарубежных художников на заданную тему:


Рис. 10. Ян Миенс Моленар «Дантист». 1629 г.


Рис.11. Теодор Ромбуотс. «Удаление зуба».


Рис 12. Микельанджело Меризи да Караваджо. «Удаление зуба».


Рис. 13. Лукас Лейден (1523). «Зубной врач осматривает крестьянина». Голландия.


Рис. 14. Хонхорт Геррит Ван (1628). «Вырывание зуба». Голландия.

С этими картинами перекликается полотно голландского художника Адриана Яна ван Остаде. «Извлечение парикмахером зуба».


Рис. 12. Адриан Ян ван Остаде. «Извлечение парикмахером зуба».


Рис. 13. Геррит Доу.»Удаление зуба». Голландия.


Рис. 14. Геррит Доу. «Зубной врач».


Рис. 15. Ян Стен. «Зубной лекарь» или «Шарлатан». Голландия.


Рис. 16. Ян Викторс. «Дантист».

На всех перечисленных картинах лечение зубов в тот период было процедурой прилюдной и проходило в виде театрализованного представления (балагана).


Рис. 16. Пьетро Лонги. «Зубной врач». Италия.


Рис. 17. Тьеполо Джованни Доменико. 1754. Венеция.


Рис. 18. Роберт Дигтон (1724). «Деревенские зубовырыватели».


Рис. 19. Луис-Леопольд Бойли. «Лекарь, извлекающий зуб у пациента». Франция.


Рис. 20. «Острая боль». Лондон.


Рис. 21. Феликс Шлезингер. «Посещение дедушки». Германия.


Рис. 22. «Первый визит к стоматологу» (1866).

В Россию лечение зубов пришло с опозданием.

Из художественных произведений на эту тему можно назвать трагикомические иллюстрации к юмористическому рассказу А.П. Чехова «Хирургия».

Причитания пациента при удалении зуба: «Батюшки, отцы родные, помилосердствуйте! Втрое заплачу! Только пустите! Собирается меня убить! И зуб уже перестал болеть. Отец диакон велели водку с хреном прикладывать. Не помогло, Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост. ».


Рис. Александр Апсит. Иллюстрации к рассказу А.П. Чехова «Хирургия».


Рис. Кукрыниксы. Иллюстрации к рассказу А.П. Чехова «Хирургия».


Картина Мешкова В.Н. (1867-1946). «Зубоврачевание».


Картина Худобко В. (2001г.). Карикатура «Романтика».

Стоматологическая тема звучит и в наши дни в ряде скульптурных произведений сувенирного характера:




Скульптура «Леди Дантист».

И хотя они также носят юмористический характер, но выглядят более реалистично.

Выпущены также ретро-открытки «Кот Дантист».


Ретро-открытка. «Кот Дантист».

Завершая некий анализ живописи и скульптуры на тему зубоврачевания, приводим портрет Святой Аполлонии – христианской покровительницы всех страдающих зубной болью и врачей-стоматологов. Согласно легенде, можно уменьшить зубную боль, стоит только произнести или упомянуть в молитве её имя. В день её почитания католической церковью- 9 февраля отмечается Международный день стоматолога.


Картина. Карло Дольчи (1670). «Святая Аполлония».

* При подготовке данного материала были использованы разработки Семена Львовича Талейсника. Приносим ему большую благодарность за великолепную идею и выполненную с любовью подборку иллюстраций.

Читайте также: