Какой народный способ лечения зубной боли использовал дьячок вонмигласов в рассказе хирургия

Опубликовано: 01.05.2024

Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние.

В приемную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером.

— А-а-а. мое вам! — зевает фельдшер. — С чем пожаловали?


— С воскресным днем вас, Сергей Кузьмич. К вашей милости. Истинно и правдиво в псалтыри сказано, извините: «Питие мое с плачем растворях». Сел намедни со старухой чай пить и — ни боже мой, ни капельки, ни синь-порох, хоть ложись да помирай. Хлебнешь чуточку — и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону. Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет! Согрешихом и беззаконновахом. Студными бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих. За грехи, Сергей Кузьмич, за грехп! Отец иерей после литургии упрекает: «Косноязычен ты, Ефим, и гугнив стал. Поешь, и ничего у тебя не разберешь». А какое, судите, тут пение, ежели рта раскрыть нельзя, всё распухши, извините, и ночь не спавши.

— М-да. Садитесь. Раскройте рот!

Вонмигласов садится и раскрывает рот.

Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом.

— Отец диакон велели водку с хреном прикладывать — не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост.

— Предрассудок. (пауза). Вырвать его нужно, Ефим Михеич!

— Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтоб это дело понимать как оно есть, что вырвать, а что каплями или прочим чем. На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные. по гроб жизни.

— Пустяки. — скромничает фельдшер, подходя к шкапу и роясь в инструментах. — Хирургия — пустяки. Тут во всем привычка, твердость руки. Раз плюнуть. Намедни тоже, вот как и вы, приезжает в больницу помещик Александр Иваныч Египетский. Тоже с зубом. Человек образованный, обо всем расспрашивает, во всё входит, как и что. Руку пожимает, по имени и отчеству. В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал. Долго мы с ним тут. Христом-богом молит: вырвите вы мне его, Сергей Кузьмич! Отчего же не вырвать? Вырвать можно. Только тут понимать надо, без понятия нельзя. Зубы разные бывают. Один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом. Кому как.
Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы.

— Ну-с, раскройте рот пошире. — говорит он, подходя с щипцами к дьячку. — Сейчас мы его. тово. Раз плюнуть. Десну подрезать только. тракцию сделать по вертикальной оси. и всё. (подрезывает десну) и всё.

— Благодетели вы наши. Нам, дуракам, и невдомек, а вас господь просветил.

— Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт.

— Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки. Этот — раз плюнуть. (накладывает щипцы). Постойте, не дергайтесь. Сидите неподвижно. В мгновение ока. (делает тракцию). Главное, чтоб поглубже взять (тянет). чтоб коронка не сломалась.


— Отцы наши. Мать пресвятая. Ввв.

— Не тово. не тово. как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (тянет). Сейчас. Вот, вот. Дело-то ведь не легкое.

— Отцы. радетели. (кричит). Ангелы! Ого-го. Да дергай же, дергай! Чего пять лет тянешь?

— Дело-то ведь. хирургия. Сразу нельзя. Вот, вот.

Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит. На багровом лице его выступает пот, на глазах слезы. Курятин сопит, топчется перед дьячком и тянет. Проходят мучительнейшие полминуты — и щипцы срываются с зуба. Дьячок вскакивает и лезет пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте.

— Тянул! — говорит он плачущим и в то же время насмешливым голосом. — Чтоб тебя так на том свете потянуло! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись! Света божьего не вижу.

— А ты зачем руками хватаешь? — сердится фельдшер. — Я тяну, а ты мне под руку толкаешь и разные глупые слова. Дура!

— Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил! (дразнит). «Не умеешь, не умеешь!» Скажи, какой указчик нашелся! Ишь ты. Господину Египетскому, Александру Иванычу, рвал, да и тот ничего, никаких слов. Человек почище тебя, а не хватал руками. Садись! Садись, тебе говорю!

— Света не вижу. Дай дух перевести. Ох! (садится). Не тяни только долго, а дергай. Ты не тяни, а дергай. Сразу!

— Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный! Живи вот с этакими. очумеешь! Раскрой рот. (накладывает щипцы). Хирургия, брат, не шутка. Это не на клиросе читать. (делает тракцию). Не дергайся. Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил. (тянет). Не шевелись. Так. так. Не шевелись. Ну, ну. (слышен хрустящий звук). Так и знал!
Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлен. Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот.

— Было б мне козьей ножкой. — бормочет фельдшер. — Этакая оказия!

Придя в себя, дьячок сует в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа.

— Парршивый чёрт. — выговаривает он. — Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!
— Поругайся мне еще тут. — бормочет фельдшер, кладя в шкап щипцы. — Невежа. Мало тебя в бурсе березой потчевали. Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил. образованность. один костюм рублей сто стоит. да и то не ругался. А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!

Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси.

Приводится по: «Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах». Сочинения в восемнадцати томах, М., «Наука», 1983

Тест по литературе «Чехов А.П. «Хирургия»» для 5 класса

1. К какому жанру относится произведение А.П. Чехова «Хирургия»?

6. Как зовут фельдшера?

1) Никита Анисимович

2) Александр Иваныч

3) Сергей Кузьмич

2. Где происходит действие?

1) в поликлинике

2) в доме фельдшера

3) в земской больнице

7. Какой народный способ лечения зубной боли использовал дьячок Вонмигласов?

1) прикладывал водку с хреном

2) полоскал тёплой водой с солью

3) кусочек солёного сала держал между десной и щекой

4) полоскал рот тёплым молоком

3.Почему больных вместо доктора принимает фельдшер?

2) доктор заболел

3) доктора отправили в отпуск

4) доктор уехал жениться

8. Что принёс дьячок Вонмигласов фельдшеру в качестве оплаты?

3) церковную свечу

4. Чей это портрет?

«. толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках»

4) муж Гликерии Анисимовны

8.В каком городе родился А.П.Чехов?

5. Укажите фамилию фельдшера.

10.Какой профессией владел А.П.Чехов?

Тест по литературе «Чехов А.П. «Хирургия»» для 5 класса

1. К какому жанру относится произведение А.П. Чехова «Хирургия»?

6. Как зовут фельдшера?

1) Никита Анисимович

2) Александр Иваныч

3) Сергей Кузьмич

2. Где происходит действие?

1) в поликлинике

2) в доме фельдшера

3) в земской больнице

7. Какой народный способ лечения зубной боли использовал дьячок Вонмигласов?

1) прикладывал водку с хреном

2) полоскал тёплой водой с солью

3) кусочек солёного сала держал между десной и щекой

4) полоскал рот тёплым молоком

3.Почему больных вместо доктора принимает фельдшер?

2) доктор заболел

3) доктора отправили в отпуск

4) доктор уехал жениться

8. Что принёс дьячок Вонмигласов фельдшеру в качестве оплаты?

3) церковную свечу

4. Чей это портрет?

«. толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках»

4) муж Гликерии Анисимовны

8.В каком городе родился А.П.Чехов?

5. Укажите фамилию фельдшера.

10.Какой профессией владел А.П.Чехов?




Логотип

Логотип

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей


Розыгрыш ЦЕННЫХ ПРИЗОВ среди ВСЕХ участников
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • РОМАНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНАНаписать 10914 23.01.2017

Номер материала: ДБ-124426

  • Русский язык
  • 5 класс
  • Тесты
    23.01.2017 1281
    23.01.2017 1878
    23.01.2017 759
    23.01.2017 281
    23.01.2017 232
    23.01.2017 284

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1. К какому жанру относится произведение А. П. Чехова «Хирургия»?

1) повесть
2) рассказ
3) роман
4) поэма

2. Где происходит действие?

1) в поликлинике
2) в доме фельдшера
3) в земской больнице
4) в церкви

3. Почему больных вместо доктора принимает фельдшер?

1) доктор умер
2) доктор заболел
3) доктора отправили в отпуск
4) доктор уехал жениться

4. Чей это портрет?

«. толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках»
1) доктор
2) фельдшер
3) дьячок
4) муж Гликерии Анисимовны

5. Укажите фамилию фельдшера.

1) Курицын
2) Куропаткин
3) Куров
4) Курятин

6. Как зовут фельдшера?

1) Никита Анисимович
2) Александр Иваныч
3) Сергей Кузьмич
4) Ефим Михеич

7. Какой народный способ лечения зубной боли использовал дьячок Вонмигласов?

1) прикладывал водку с хреном
2) полоскал тёплой водой с солью
3) кусочек солёного сала держал между десной и щекой
4) полоскал рот тёплым молоком

8. Что принёс дьячок Вонмигласов фельдшеру в качестве оплаты?

1) святую воду
2) просфору
3) церковную свечу
4) икону

9. Прочитайте слова и соотнесите их с предложенными значениями:

1) литургия
1)живописное изображение бога и святово
2)боголсужение
3)священик
4)пщеничный хлеб
5)верхняя длинная одежда священика
2) просфора
2)боголсужение
3)священик
4)пщеничный хлеб
5)верхняя длинная одежда священика

3) ряса
2)боголсужение
3)священик
4)пщеничный хлеб
5)верхняя длинная одежда священика

4) икона
2)боголсужение
3)священик
4)пщеничный хлеб
5)верхняя длинная одежда священика

5) иерей
2)боголсужение
3)священик
4)пщеничный хлеб
5)верхняя длинная одежда священика

10. С помощью каких инструментов можно, по мнению фельдшера, вырвать зуб?

1) нитка, щипцы, козья ножка
2) нож, крючок, щипцы
3) щипцы, козья ножка, ключ
4) козья ножка, крючок, ключ

5 КЛАСС
11. Укажите название операции, которую сделал фельдшер дьячку?

1) тракция
2) имплантация
3) резекция
4) ампутация

12. Кому принадлежит фраза «Хирургия, брат, не шутка»?

1) Вонмигласову
2) доктору
3) фельдшеру
4) Александру Иванычу Египетскому

13. Что на месте вырванного зуба обнаружил дьячок?

1) половину зуба
2) целый зуб
3) большую дыру
4) два торчащих выступа

14. Какие человеческие качества высмеиваются в «Хирургии»?

1. К какому жанру относится произведение А. П. Чехова «Хирургия»?
2) рассказ

2. Где происходит действие?
3) в земской больнице

3. Почему больных вместо доктора принимает фельдшер?
4) доктор уехал жениться

4. Чей это портрет? «. толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках»
2) фельдшер

5. Укажите фамилию фельдшера.
4) Курятин

6. Как зовут фельдшера?
3) Сергей Кузьмич

7. Какой народный способ лечения зубной боли использовал дьячок Вонмигласов?
1) прикладывал водку с хреном

8. Что принёс дьячок Вонмигласов фельдшеру в качестве оплаты?
2) просфору

9. Прочитайте слова и соотнесите их с предложенными значениями:
1) литургия – 2) богослужение

2) просфора – 4) пшеничный хлеб

3) ряса – 5)верхняя длинная одежда священника

4) икона – 1) живописное изображение бога и святого

5) иерей – 3) священник

10. С помощью каких инструментов можно, по мнению фельдшера, вырвать зуб?
3) щипцы, козья ножка, ключ

11. Укажите название операции, которую сделал фельдшер дьячку?
1) тракция

12. Кому принадлежит фраза «Хирургия, брат, не шутка»?
3) фельдшеру

13. Что на месте вырванного зуба обнаружил дьячок?
4) два торчащих выступа

14. Какие человеческие качества высмеиваются в «Хирургии»?
глупость
невежество
трусость
хвастовство

Конспект урока

А. П. Чехов. «Хирургия»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • жанр юмористического рассказа;
  • история создания рассказа «Хирургия»;
  • сюжет и герои рассказа.

Рассказ – художественное произведение небольшого объёма, в котором идёт повествование о каких-либо событиях.

Художественная деталь – (от франц. detail – подробность, мелочь, частность) – одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.

«Говорящие» фамилии – фамилии персонажей литературного произведения, в которых содержится указание на их характер или внешний вид.

Хирургия – отрасль медицины, изучающая заболевания, основной метод лечения которых – операции.

Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства – органа местного самоуправления (с 1864 г.).

Фельдшер – здесь: помощник лекаря, врача.

Чечунчо́вый (устар.) – чечунча – плотная шёлковая ткань.

Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.

Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви, не имеющий степени священства; то же, что пономарь, псаломщик, причетник.

Бельмо́ – беловатое пятно на роговице глаза (помутнение) после воспаления или травмы.

Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.

Просфо́ра (греч.prosphora – «приношение») – круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах.

Псалты́рь – часть Библии, книга псалмов (песнопений).

«Питие́ мое́ с пла́чем растворя́х» – т. е. питье мое с плачем растворял.

«Ни Боже мой, ни капельки, ни синь-порох…» – т. е. никак, нисколько.

Наме́дни – на днях, совсем недавно.

Иере́й – священник.

Литурги́я – христианское церковное богослужение, церковная служба.

Гугни́в, гугни́вый – говорящий, поющий в нос; гнусавый.

Афонская гора – гора на севере Восточной Греции, также известная как «Святая Гора».

Предрассудок – заблуждение, суеверие.

Помещик – в России конца XV – начала XX вв.: дворянин-землевладелец; владеющий поместьем.

Щипцы, козья ножка, ключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.

Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.

Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо.

Ока́зия – здесь: неожиданность, неудача, беда.

Бу́рса – духовное училище, семинария.

Восвоя́си – домой, к себе. Русское образование, возникшее путем сращения в одно слово словосочетания «во своя вьси» (где «весь» – «деревня»), имеющее значение «в свои деревни, домой».

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я., Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 //В. Я. Коровина, В. П.Журавлев, В. И. Коровин – Москва, Просвещение, 2013 – 303 стр. с ил.

2. А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 3. М., "Наука", 1983

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М., Паритет, 2007 – 320 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Антон Чехов. Инфо https://www.anton-chehov.info/806-p-a-arxangelskomu.html (дата обращения: 25.07.2019).
  2. А. Чехов. Биографический сайт.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассказ «Хирургия» был написан Антоном Павловичем Чеховым в августе 1884 года. Впервые был опубликован в юмористическом литературно-художественном еженедельном журнале «Осколки». Подписался Чехов тогда А. Чехонте. В 1886 году рассказ был включён в сборник «Пёстрые рассказы».

В основу рассказа, вероятно, лёг случай, который Чехов узнал от одного из своих коллег – земского врача Петра Александровича Архангельского. Он поведал писателю о случае, когда практикант вырвал у пациента вместо больного зуба здоровый. Тогда Архангельскому осталось лишь грустно пошутить: «Рви здоровые, авось до больного доберёшься!».

Итак, рассказ начинается в тот самый момент, когда доктор земской больницы уезжает решать свои неотложные семейные дела. Ему предстоит женитьба. А вместо него, на беду пациентам, остается фельдшер Курятин. А у дьяка Вонмигласова, как назло, разболелся зуб. Это в наше время можно выпить таблетку и спокойно дождаться нужного доктора, а во времена Чехова обезболивающее ещё не изобрели.

Надо сказать, что до начала лечения и дьяк, и фельдшер были в прекрасных отношениях. Курятин долго рассуждал, как и какими инструментами, кого он лечил. А дьяк поддакивал, соглашаясь, какая это нелёгкая миссия – лечить людей. Курятин же вспоминает помещика Египетского, который остался доволен работой фельдшера. Правда, мнения помещика на этот счёт мы не знаем. Но едва фельдшер берётся за щипцы, как отношение дьяка к врачевателю резко меняется: он ругается, плачет, скулит и трясётся в кресле. Курятин продолжает орудовать во рту бедного дьяка щипцами, и вот казалось бы финал – зуб вырван, но… не тот. Больной зуб остался на месте.

А Курятин всё так же продолжает рассуждать о сложности своей профессии и хирургии вообще: «Хирургия, брат, не шутка».

Очередная попытка хирургического вмешательства не удалась, и Вонмигласов со сломанным, но не удалённым больным зубом, проклиная хирургию, уходит.

А что же фельдшер? Он продолжает философствовать на тему медицины и вспоминать успешно проведённую операцию господину Египетскому.

Рассмотрим образы героев рассказа. Стоит отметить, что в произведении Чехова нет героя, который бы вызывал симпатию читателя или сочувствие. Такова особенность сатиры: она демонстрирует только смешные и позорные качества своих жертв.

Итак, сатира – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.

Пациент – Дьячок Вонмигласов. Вот как его описал Чехов: «В приёмную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…». Человек он набожный, а к медицине относится с опаской, предпочитает народные средства, и если бы не огромный флюс и дикая боль, то и к доктору бы не пошёл.

Другой персонаж – фельдшер Курятин – самодовольный и невежественный хвастун, который не имеет твёрдых убеждений и знаний. Как его описывает автор? «Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности».

Какую основную тему отражает автор в рассказе «Хирургия»?

Прежде всего, Чехов говорит о непрофессионализме людей, которые отвечают за жизнь и здоровье человека, а если брать шире, то и всего общества. Они готовы часами рассуждать, прикрывая своё невежество высокопарными словами, но на деле остаются недоучками, абсолютно равнодушными к своему делу.

Что высмеивает автор? С одной стороны, комичен фельдшер – типичный шарлатан, который больше болтает, чем делает. С другой – писатель смеётся над дремучестью пациентов. Будучи врачом, Чехов лично наблюдал людей, которые самолечением доводили себя до плачевного состояния и к врачу обращались лишь когда боль становилась нестерпимой.

Для высмеивания персонажей Чехов прибегает к приёму «говорящие фамилии». «Курятин», по всей видимости, происходит от слова «курица». Манера речи фельдшера напоминает кудахтанье курицы, поведение – суетливость птиц в курятнике. Да и устоявшийся образ курицы как «птицы невысокого полета» напоминает самого героя.

«Вонмигласов» – производное от устаревшей формы церковного выражения «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Автор иронично подчёркивает косноязычие дьячка, который из-за больного зуба не мог нормально отслужить литургию.

Для создания соответствующей атмосферы в рассказе Чехов использует речевые особенности героев. Например, у дьяка ругательства явно соседствуют с церковной лексикой: «Паршивый чёрт… – выговаривает он. – Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!».

Кроме того, автор широко использует историзмы, архаизмы и цитаты из церковных трудов, чтобы придать речи героев колоритную сатирическую окраску.

Сатира Чехова направлена на человеческие качества и пороки, которые мешают обществу развиваться и процветать. В произведении он обличает безответственность, хвастовство, невежество, непрофессионализм, равнодушие и грубость людей. Об этом говорят все смешные моменты, из которых состоит рассказ.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Фамилии, которые автор используют как один из элементов характеристики персонажей, называются:

  1. Говорящие
  2. Описывающие
  3. Характеризующие
  4. Кричащие
  5. Смешные
  6. Правильные

В задании идет речь о литературном приёме, который применил автор рассказа. В материале урока этот приём назывался «говорящие фамилии».

Правильный ответ: «говорящие».

Восстановление последовательности элементов

В задании предлагается восстановить последовательность событий в рассказе. Нужно вспомнить каков был сюжет рассказа, в какой последовательности всё происходило и правильно расположить предложенные словосочетания.

  • Доктор уехал жениться
  • Фельдшер его заменял
  • Дьячок пришел лечить зуб
  • Фельдшер сломал пытался вырвать больной зуб
  • Фельдшер зуб сломал
  • Дьячок ушел недовольный

  1. Доктор уехал жениться;
  2. Фельдшер его заменял;
  3. Дьячок пришел лечить зуб;
  4. Фельдшер пытался вырвать больной зуб;
  5. Фельдшер зуб сломал;
  6. Дьячок ушел недовольный.

Чехов не любил юбилеи - это хорошо известно. Трудно представить Антона Павловича, принимающего сафьяновые папки-адреса с выбитыми золотом поздравлениями от официальных лиц. Как отметить 150-летие писателя и при этом не выпасть из его ироничного стиля? Предлагаем провести анализ одного произведения писателя с точки зрения врача-стоматолога.

Антон Павлович Чехов, великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии, родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.

Чехов-врач и Чехов-писатель неразрывно связаны друг с другом и тема медицины сопровождает практически все его творчество. Он часто и очень достоверно описывает болезни, душевное и физическое состояние, смерть своих героев, но это совсем не похоже на сухие «заметки врача». Ему удавалось изображать в своих произведениях образы больных людей, не прибегая к сложным медицинским терминам, а используя слова и выражения, понятные для простого читателя. К тому же, главными героями у Чехова, зачастую, становятся именно врачи. Именно благодаря его «медицинскому» видению мира, нам знакомы неповторимые образы чеховских врачей. И, возможно, кто-то, читая Чехова, тоже захочет связать свою жизнь с прекрасной профессией врача. Перечитывая известные и любимые чеховские произведения, часто замечаешь, как гармонично переплетается художественное творчество с медициной. Медицинские знания расширили границы творчества Чехова. Наблюдая за жизнью совершенно разных слоев общества в качестве практикующего врача, он получил большое количество материала для своих работ.

Одна из жемчужин раннего творчества Великого русского писателя Антона Павловича Чехова ̶ рассказ «Хирургия», написанного в стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Автор представляет лекаря, который несерьѐзно относится к своему делу. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. В этом произведении мы знакомимся с двумя героями — фельдшером Курятиным и дьячком Вон- мигласовым. Чехов изображает обычную ситуацию: дьячок обратился к фельдшеру с просьбой вылечить больной зуб. Но в этой жизненной истории писатель показывает нам, к чему приводит безответственность лекаря [2].

Герои рассказа — дьячок Вонмигласов и фельдшер земской больницы Курятин, который в отсутствие доктора, уехавшего жениться, принимает больных. Красноречиво говорит о Курятине его портрет: «. толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцем левой руки — сигара, распространяющая зловоние». Несмотря на незнание дела, этот светило медицины берется за удаление зуба, которое кажется ему пустяком. Между тем у уверенного поначалу в себе Курятина ничего не получается, и он меняет свое мнение о хирургии: «Дело-то ведь нелегкое. », «Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил!». Курятин не понимает, что, возьмись он и за это также неумеючи, снова ничего не выйдет

Дьячок Вонмигласовне найдя у Курятина иконы, крестится на бутыль с карболовым раствором. По сути, ему все равно, на что молиться. Вера его условна, и соблюдение обрядов тоже. За отсутствием истинной веры скрываются и нравственные пороки. Дьячок жаден. Разругавшись с фельдшером и несмотря на жуткую боль, он не забывает захватить со стола принесенную им в знак благодарности просфору.

В завязке рассказа в земскую больницуна прием приходит дьячок Вонмигласов и жалуется на больной зуб:" «Питие мое с плачем растворях». Сел намеднисо старухой чай пить и – ни боже мой, ни капельки, ни синь- порох, хоть ложись да помирай… Хлебнешь чуточку – и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону… Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет!". Курятин диагностирует у пациента кариозную полость:" Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом."

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у Вонмигласова глубокий кариес, осложненный пульпитом. Ухудшает ситуацию то, что Вонмигласов не сразу обратился к врачу, а занялся самолечением. Если в начале болезни не обратиться к врачу, процесс разрушения зуба будет прогрессировать, микробы проникнут через дентин в пульпу зуба и вызовут еѐ воспаление – пульпит. Пульпит – это воспаление пульпы, возникшее в результате проникновения микробов в полость зуба из кариозного дефекта. Его течение может быть острым, весьма болезненным, заставляющим больного немедленно обратиться к врачу. Возникшие боли часто пульсирующие, отдающие на всю половину челюсти, нередко в область уха и других участков головы, именно на эти симптомы жалуется Вонмигласов.

В те времена единственным методом лечения глубокого кариеса было удаление зуба. Фельдшер берется за зуб, неумело порезав десну, с первого раза не удалось его удалить. Еще одна попытка удалить зуб приводит к перелому коронки. Это может быть связано со значительным поражением зуба кариозным процессом, а иногда зависит и от анатомических особенностей строения корня, окружающей костной ткани. Часто это осложнение возникает вследствие нарушения техники операции: неправильное наложение щипцов (несоблюдение правила совпадения оси щѐчек с осью зуба), недостаточно глубокое их продвижение, резкие движения во время вывихивания зуба, грубое и неправильное применение элеваторов. Оставление отломанной части корня в лунке может привести к развитию воспалительного процесса в окружающих тканях. Фельдшер, причинив пациенту страдания, и не пытается исправить положение. После перепалки со взаимными оскорблениями рассерженный дьячок «уходит восвояси».

Взаимоотношение героев. В первой части рассказа, когда еще не возникает конфликта между фельдшером и пациентом и кажется, что существуют согласие и доброжелательность в их отношениях Итак, начато болезненное и неумелое удаление зуба. Настроение каждого персонажа меняется. Речь Вонмигласова перестает быть добродушной. Церковная лексика все чаще сочетается с просторечной и даже откровенно бранной. В отношении фельдшера и его просвещенности звучит откровенная ирония. Он уже видит перед собой не благодетеля, которого «Господь просветил», а злодея-грешника, достойного адских мук («Чтоб тебя так на том свете потянуло!»).

Курятин же меняет равнодушно-снисходительный тон на нервозный. Хирургия теперь уже не пустяки —«хирургия, брат, не шутка» («Легко ли зубы рвать?»). Брань становится взаимной, отношения неприязненными. Курятин не упускает случая противопоставить себя и свое занятие служению дьячка («Это не то, что на колокольню полез да в колокола оттарабанил», «Это тебе не на клиросе читать»), желая унизить собеседника. Что примечательно в поведении такого типа людей, как Курятин, — это желание свалить всю вину на ни в чем не повинного человека («руками хватает», «под руку разные глупые слова говорит»). Это непременные качества самоуверенного невежды.

В диалог включена своеобразная реплика в сторону, обращенная фельдшером к самому себе, имеющая значение для создания комического эффекта: «Надо было б мне козьей ножкой… — бормочет фельдшер. — Экая оказия». Мы наблюдаем игру слов «козья ножка» и «оказия». Слово оказия в разговорном стиле означает «редкий, небывалый случай». Здесь — и признание своей ошибки, и одновременно самооправдание непрофессионала. Банальный недуг Вонмигласова оказывается редким случаем в понимании Курятина. Или это фиаско (неправильно выбрал инструмент) — редкий случай в практике фельдшера? Сомнительно. Тем более что, защищая себя, он ссылается лишь только на опыт своего общения с Александром Ивановичем Египетским.

В финале рассказа благообразный дьячок становится агрессивным и переходит на оскорбления, на что охотно отвечает Курятин. Интересно обратить внимание на характер этих оскорблений. При обилии просторечий и даже нарушении религиозной этики (слово «черт» не разрешено произносить истинно верующему человеку) Вонмигласов все же остается в рамках церковных представлений о святости, Божьей милости и происках дьявола и выражает эти представления в диалоге. Именно поэтому он обобщенно говорит «насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель», объективно имея в виду не одного Курятина, а подобных ему людей. И это уже вместо «отцов родных, благодетелей», которых «Господь просветил». Не только за неумение, но и за черствость, равнодушие, принесшие ему невыносимые страдания, отказывает Вонмигласов своему мучителю в звании человека и называет его паршивым чертом. Обращая внимание на то, что Вонмигласов не забывает унести просфору, несмотря на испытанный в кабинете врача сильный стресс, можно объяснить это его прагматизмом, жадностью, мелочностью.

Чтение художественной литературы помогает студентам-медикам внимательнее наблюдать за пациентами, анализировать клинические ситуации [1].

1. Петрова М.Н. Написание эссе – эффективный метод творческого развития личности будущего врача/Международный научно-образовательный Форум "Education, forward!" "Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации" (Якутск, 21-26 июня 2015 г.). Материалы форума - М.: Мир науки, 2015. - 714 с;

Читайте также: