Классный час почему болят зубы

Опубликовано: 04.05.2024

Почему болят зубы?

(сценарий классного часа)

Цель: учить детей творить своё здоровье, сохранять и укреплять зубы.

Оборудование: таблица «строение зуба», карточки с изображениями продуктов питания; зубные щетки и пасты (разных видов); пустые коробочки от различных предметов; стихотворение С.Михалкова «Как у нашей Любы».

I . Организационный момент.

Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становиться 20. Некоторые из них к школе выпадают, а на их месте прорезаются новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Сколько у человека постоянных зубов? (32) Если человек потеряет постоянный зуб, новый на его месте уже не вырастет. Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трёх основных частей:

- коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;

- корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;

- шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая, защищает зубы от повреждений. Но если за зубами неправильно ухаживать, а ещё неправильно питаться, появляются дырочки (на их месте возникает кариес). Дырка в зубе приводит к боли. А ещё больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам.

Что нужно делать, если появилась дырочка или зубная боль? (Идти к врачу).

Правильно, врач сумеет устранить боль и заделать дырочку – поставить пломбу.

Но, чтобы зубы не болели, и не пришлось часто ходить к врачу, необходимо правильно ухаживать за зубами.

- Как надо ухаживать за зубами?

- Что нужно иметь каждому человеку для ухода за зубами?

- Как правильно чистить зубы?

Выслушивается мнение нескольких учеников.

- Подведем небольшие итоги.

Человек должен после каждой еды полоскать рот, а утром и вечером чистить зубы. Для этого нужны зубная щётка и паста. Щётку надо выбирать с мягкой щетиной, регулярно её мыть, и менять каждые 3-4 месяца.

А зубная паста бывает профилактической и лечебной. Выбирайте не только отбеливающую пасту, но и ту, которая содержит фтор и кальций для укрепления эмали зубов и экстракты хвойных и лекарственных растений для укрепления и заживления дёсен. Она может быть детской, для взрослых и семейной (белой и цветной, с запахом и вкусом).

-Какой пастой вы пользуетесь? (Ответы детей)

- Сколько по времени вы должны чистить зубы?

Зубная щетка располагается вдоль линии дёсен. Движения щётки – сверху вниз.

Тщательно чистить каждый зуб.

Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щётки – снизу вверх.

Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движением зубной щётки – вперёд - назад.

Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.

Не забудьте почистить язык.

Дети вслед за учителем имитируют движения руки при чистке зубов щеткой.

Бережное отношение к зубам заключается не только в правильном уходе за ними, но и в соблюдении некоторых правил. Есть вещи, которые нельзя делать.

- Что очень вредно для зубов?

- Есть очень холодную или горячую пищу.

- Есть вредную для зубов пищу.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Как у нашей Любы». Обсуждение ситуации.

Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные -
Детские, молочные.

Целый день бедняжка
стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!

Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.

Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит -
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять!

Тут же бабушка хлопочет,
Дать совет полезный хочет -
Как лечили в старину.
Только дедушка спокоен -
Он бывалый, старый воин,
Не одну прошёл войну.

Заглянул он внучке в рот:
- Всё до свадьбы заживёт!

III . Практикум «Здоровье зубов»

Классы делятся на 2 команды.

1. «Спрятанный сахар»

Рассмотрите карточки с изображениями продуктов и разделите их на 2 группы: полезные для зубов и вредные.

Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов?

(Творог, молоко, каша-овсянка, фрукты, соки, рыба…)

Какие продукты вредят зубам?

(Конфеты, мороженое, пирожные, торты, кексы, вафли, печенье, варенье…)

2. «Найти правильный ответ». Каждой команде диктуются по очереди разные фразы. В случае правильного ответа дети должны хлопнуть в ладоши.

Я чищу зубы два раза в день.

Я посещаю стоматолога 1 раз в 2 года.

Я перекусываю фруктами и овощами.

Я часто ем сладкое.

Я раскалываю зубами орехи.

Я не кусаю ледяное мороженое зубами.

Я чищу зубы 1 минуту.

Я не грызу ручки и карандаши.

3. «Утренние сборы». По одному представителю от каждой команды вызываются к доске. Им нужно как можно быстрее отобрать все необходимые предметы для утреннего туалета.

4. «Чистка зубов». По одному представителю от каждой команды показывают, как правильно чистить зубы.

Дервишева Диляра Решатовна

Конспект классного часа

ВложениеРазмер
klas.chas_pochemu_bolyat_zuby.docx 16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Почему болят зубы?

(сценарий классного часа)

Цель: учить детей творить своё здоровье, сохранять и укреплять зубы.

Оборудование: таблица «строение зуба», карточки с изображениями продуктов питания; зубные щетки и пасты (разных видов); пустые коробочки от различных предметов; стихотворение С.Михалкова «Как у нашей Любы».

I. Организационный момент.

Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становиться 20. Некоторые из них к школе выпадают, а на их месте прорезаются новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Сколько у человека постоянных зубов? (32) Если человек потеряет постоянный зуб, новый на его месте уже не вырастет. Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трёх основных частей:

- коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;

- корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;

- шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая, защищает зубы от повреждений. Но если за зубами неправильно ухаживать, а ещё неправильно питаться, появляются дырочки (на их месте возникает кариес). Дырка в зубе приводит к боли. А ещё больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам.

Что нужно делать, если появилась дырочка или зубная боль? (Идти к врачу).

Правильно, врач сумеет устранить боль и заделать дырочку – поставить пломбу.

Но, чтобы зубы не болели, и не пришлось часто ходить к врачу, необходимо правильно ухаживать за зубами.

- Как надо ухаживать за зубами?

- Что нужно иметь каждому человеку для ухода за зубами?

- Как правильно чистить зубы?

Выслушивается мнение нескольких учеников.

- Подведем небольшие итоги.

Человек должен после каждой еды полоскать рот, а утром и вечером чистить зубы. Для этого нужны зубная щётка и паста. Щётку надо выбирать с мягкой щетиной, регулярно её мыть, и менять каждые 3-4 месяца.

А зубная паста бывает профилактической и лечебной. Выбирайте не только отбеливающую пасту, но и ту, которая содержит фтор и кальций для укрепления эмали зубов и экстракты хвойных и лекарственных растений для укрепления и заживления дёсен. Она может быть детской, для взрослых и семейной (белой и цветной, с запахом и вкусом).

-Какой пастой вы пользуетесь? (Ответы детей)

- Сколько по времени вы должны чистить зубы?

  • Зубная щетка располагается вдоль линии дёсен. Движения щётки – сверху вниз.

Тщательно чистить каждый зуб.

  • Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щётки – снизу вверх.
  • Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движением зубной щётки – вперёд - назад.
  • Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
  • Не забудьте почистить язык.

Дети вслед за учителем имитируют движения руки при чистке зубов щеткой.

Бережное отношение к зубам заключается не только в правильном уходе за ними, но и в соблюдении некоторых правил. Есть вещи, которые нельзя делать.

- Что очень вредно для зубов?

- Есть очень холодную или горячую пищу.

- Есть вредную для зубов пищу.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Как у нашей Любы». Обсуждение ситуации.

Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные -
Детские, молочные.

Целый день бедняжка
стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!

Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.

Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит -
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять!

Тут же бабушка хлопочет,
Дать совет полезный хочет -
Как лечили в старину.
Только дедушка спокоен -
Он бывалый, старый воин,
Не одну прошёл войну.

Заглянул он внучке в рот:
- Всё до свадьбы заживёт!

III. Практикум «Здоровье зубов»

Классы делятся на 2 команды.

1. «Спрятанный сахар»

Рассмотрите карточки с изображениями продуктов и разделите их на 2 группы: полезные для зубов и вредные.

Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов?

(Творог, молоко, каша-овсянка, фрукты, соки, рыба…)

Какие продукты вредят зубам?

(Конфеты, мороженое, пирожные, торты, кексы, вафли, печенье, варенье…)

2. «Найти правильный ответ». Каждой команде диктуются по очереди разные фразы. В случае правильного ответа дети должны хлопнуть в ладоши.

  1. Я чищу зубы два раза в день.
  2. Я посещаю стоматолога 1 раз в 2 года.
  3. Я перекусываю фруктами и овощами.
  4. Я часто ем сладкое.
  5. Я раскалываю зубами орехи.
  6. Я не кусаю ледяное мороженое зубами.
  7. Я чищу зубы 1 минуту.
  8. Я не грызу ручки и карандаши.

3. «Утренние сборы». По одному представителю от каждой команды вызываются к доске. Им нужно как можно быстрее отобрать все необходимые предметы для утреннего туалета.

4. «Чистка зубов». По одному представителю от каждой команды показывают, как правильно чистить зубы.

Тема урока:«Почему болят зубы?»

Просмотр содержимого документа
«Тема урока:«Почему болят зубы?»»

Урок здоровья в 1 классе.

Тема урока:«Почему болят зубы?»

Цели: продолжить формирование знаний о правилах личной гигиены; вырабатывать практические навыки по охране своего здоровья; развивать кругозор; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к себе и своему здоровью.

1. Повторение изученного материала.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

- Как можно назвать продукты, которые принесла хозяйка, одним словом? (овощи)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка? Иль свекла? Ох!

- Как вы думаете, ребята, кто из овощей самый полезный? Почему? (все овощи полезны, в них много витаминов)

- Так о чем мы говорили на прошлом уроке?

2. Работа над новым материалом.

А как вы думаете, что помогает человеку съесть яблоко или морковку? Чем человек пережевывает пищу? (зубами)

- Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она измельчается зубами и смачивается слюной. У человека появляются зубы на первом году жизни – МОЛОЧНЫЕ ЗУБЫ. К 6-7 годам из становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. А к 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, а на их месте появляются постоянные зубы.

- Итак, вы наверно уже догадались, что сегодня мы с вами поговорим о наших зубах.

- Зубы покрыты эмалью. Она твердая, она защищает зубы от повреждения. Но если за зубами не правильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки – КАРИЕС. Такая дырочка в зубе – всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам…

- У каждого из вас на столе есть небольшой лист бумаги. Положите его перед собой и возьмите в руки карандаш. Представим, что наш зуб – это Замок. (на доске рисунок «зуба-Замка», дети рисуют на листе свой Замок-зуб»). Он крепкий и прочный.. Но однажды рядом с Замком поселилась Зубная Боль. (изображение злой колдуньи). Она хочет попасть в Замок через вход (дырочку – кариес). Чтобы Зубная Боль не попала в Замок-Зуб, мы закроем вход, закрасим дырочку. (дети выполняют работу самостоятельно). Так и у наших зубов: если отверстие – кариес – закрыть – поставить пломбу, зуб перестанет болеть.

- Поднимите руки те, у кого хоть раз болели зубы? Почти у всех. А что вы делали в этом случае?

- Давайте посмотрим, как поступил в этом случае Крош – герой мультсериала «Смешарики»

- Что случилось с Крошем? (закачался зуб)

- Правильно ли поступил Крош, обратившись к Карпатычу? (нет)

- Почему? (Карпатыч не врач)

- Что посоветовал Крошу техник? (носить вставную челюсть)

- Как вы думаете, это выход из положения? Почему? (нет, потому что Крош еще маленький, челюсть напугала всех его друзей, и он остался один)

- Что дальше произошло с Крошем? (Он набрался смелости и пошел к Совунье)

- Как вы думаете, должны ли мы бояться зубных врачей – стоматологов? Почему? (нет, потому что стоматологи лечат наши зубы)

- Чего испугался Крош у Совуньи? (инструментов)

- Какую пословицу можно подобрать к этой ситуации? (У страха глаза велики)

- Лечила ли Совунья зубы Кроша? (нет, только посмотрела и выписала полоскание)

- Какой диагноз поставила Совунья Крошу? (у него молочные зубы меняются на постоянные)

- Будем ли мы бояться стоматологов? (нет)

- Чтобы наши зубы были всегда здоровыми, должны ли мы о них заботиться? Как? (ходить к зубному врачу, чистить зубы)

- Для того, чтобы чистить зубы, надо иметь зубную щетку с мягкой щетиной и зубную пасту.

- А знаете ли вы, как надо чистить зубы? (дети показывают движение руками)

- После чистки зубов, не забудьте почистить язык.

- Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов? Доктор Здоровая Пища советует есть овощи, фрукты, творог, молоко, кашу, особенно овсяную, так как в них содержится кальций и фосфор, укрепляющие эмаль зубов. А сахар и сладости могут вредить нашим зубам? (на доске появляется Доктор Здоровая Пища, рядом изображение продуктов)

- О чем мы говорили на уроке?

- Как мы можем сохранить здоровье наших зубов?

Автор: Гора Елена Александровна

Организация: МБОУ НШ №1

Населенный пункт: Ростовская обл., г. Батайск

Цель: систематизация знаний по гигиене полости рта.

  • 1. Познакомить с основными заболеваниями полости рта. 2. Обобщить знания, о правилах и способах ухода за зубами. 3. Способствовать развитию навыков личной гигиены. 4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. 5. Пропагандировать здоровый образ жизни. 6. Составить и оформить памятку «Как ухаживать за зубами».

Ход классного часа

  1. Организационный момент

В путь – дорогу собирайтесь,

За здоровьем отправляйтесь

Я здоровье – берегу

Вам я тоже помогу.

  1. Введение в тему

- Жила – была на свете Улыбка.

- Милая такая добрая Улыбка! Она дарила людям Радость и Хорошее Настроение! И все у неё было хорошо! Ей нравилось бродить по улицам, перескакивая с лица на лицо, видя свое отражение в луже на мостовой или в лице случайного прохожего. Но однажды так сильно взгрустнулось нашей Улыбке, что она прямо растаяла.

- Как вы думаете, что произошло с улыбкой? (Ответы детей)

- Какая улыбка без красивых и здоровых зубов?

- Сегодня мы проведём занятие по теме «Здоровые зубы – красивая улыбка».

- Мы с вами поговорим о том, как сохранить улыбку красивой и что нужно для этого делать.

III. Работа по теме

1. Беседа о зубах

- Посмотрите, пожалуйста, на экран.

На нем изображены люди, которые улыбаются.

- Внимательно рассмотрите рисунки и скажите, что больше привлекает ваше внимание? ( Зубы)

- Не на всякие зубы приятно смотреть!

- Для чего человеку нужны зубы? (Зубы помогают переваривать пищу, они способствуют произношению звуков, украшают лицо)

- Первые молочные зубы прорезаются в возрасте 6-8 месяцев. А все 20 молочных зубов появляются к трем годам. В возрасте 5-7 лет передние зубы начинают выпадать, остальные молочные зубы заменяются постоянными к 9-13 годам. У взрослого человека 32 зуба, 16 на каждой челюсти. Впереди находятся 8 резцов. Ими легко перекусывать или откусывать. За ними - 4 крепких клыка (по 2 зуба на каждой челюсти)

2. Практическое занятие

- Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы. Найдите молочный и постоянный зубы.

- Чем отличаются молочные зубы от постоянных? (Постоянные больше по размеру. Временные бело-голубоватого цвета.)

- А что, ребята, происходит, когда временный зуб выпадает? (На его месте вырастает постоянный)

- Этот постоянный зуб будет служить человеку всю жизнь.

- Смена зубов – естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.

3. Интересные факты

- В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов.

- Если вы найдёте в классе спрятанные зубки, то узнаете об этих обычаях.

(Дети находят зубки в разных уголках класса, читают народные обычаю, записанные на рисунках и прикрепляют их на доску)

-У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок.

-Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: « превратись зуб в Они» (Они – это японское чудовище, у которого крепкие зубы).

- У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит « чёрная, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый (Чёрная птица – символ удачи).

- В Америке – дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку на ночь специально для Зубной Феи, которая может забрать зуб и положить вместо него несколько монеток!

- А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?

4. Строение зуба

- Молочные и постоянные зубы внешне отличаются друг от друга. А сходство спрятано внутри. Оказывается, строение молочных и постоянных зубов одинаковое.

Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей:

Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта.

Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти.

Шейка – часть зубов, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Чем же покрыты наши зубы? Зубы покрыты эмалью. Эмаль придаёт зубам красивый блеск. Эмаль зуба – это самая прочная часть тела. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но она со временем разрушается. Отчего может разрушиться эмаль зубов?

4. Причины разрушения эмали зубов.

- Возьмём кусочек стекла, нагреем его на огне, потом опустим в стакан с холодной водой. Что произойдёт со стеклом? Стекло треснет.

- Эмаль зубов может так же растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов от резкой смены температуры!

Кислота, которая содержится в продуктах, тоже разрушает эмаль. Рассмотрим, как зубная паста помогает нашим зубкам!

ФИЗМИНУТКА

Учитель: Чтобы зубы были здоровыми, надо … (если вы со мной согласны, то вы приседайте – зубы крепко сидят), а если не согласны с моей фразой, то прыгайте (зубы шатаются)

Фразы:

– Чтобы зубы были крепкими и здоровыми, надо:

  • грызть ручки и карандаши (прыгают)
  • правильно питаться (сидят)
  • часто есть сладкое (прыгают)
  • грызть орехи (прыгают)
  • чистить зубы (сидят)
  • есть очень холодную и очень горячую пищу (прыгают)
  • ходить вовремя к врачу (сидят)

5. Советы стоматолога

- Итак, у нас возникла зубная боль. К какому врачу мы пойдём за помощью? (К стоматологу)

- Давайте прочтём советы стоматолога.

6. Практикум «Чистка зубов».

- Ребята, давайте вспомним, как правильно чистить зубы?

(Ученики показывают, как правильно чистить зубы)

  • Зубная щётка располагается вдоль линий дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
  • Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щётки – снизу вверх.
  • Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щётки – вперёд-назад.
  • Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
  • Не забудьте почистить язык.
  1. Игра «Да и нет».

(Заранее подготовленный ученик проводит игру)

- Признавайтесь, часто ль чистите вы зубы?

Молодцы, я всем вам верю,

Но ваши знания проверю.

Если дам совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите хором: «Нет!»

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Если мой совет хороший-

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Говорила маме Люба:

-Я не буду чистить зубы.

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, каждом зубе.

Будет ваш каков ответ?

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Запомните совет полезный:

Грызть нельзя предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

IV. Подведение итога

(Дети зачитывают памятку)

  1. Чисти зубы два раза в день – утром и вечером.
  2. Чисти зубы все подряд, в течение 3 минут.
  3. Чисти сверху, снизу, и снаружи, и внутри.
  4. Ешьте фрукты, овощи. Не злоупотребляйте сахаром и сладостями.
  5. Меняйте зубную щетку каждые 3 месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки.
  6. Дважды в год посещайте стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка.

V. Рефлексия.

У каждого ученика на парте лежит рисунок с изображением зубика.

- Чего не хватает в зубике? (Улыбки)

- Давайте оживим наш зубик, подарив ему улыбку. А чтобы нам работалось веселей, включим музыку.

(Дети оживляют зубик.)

- Итак, ваши зубки ожили. Мы их прикрепим на доску. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок стало в классе.

Резкая боль в зубах при употреблении холодной пищи и напитков знакома многим. Чаще всего, она кратковременная, но интенсивная. В сложных случаях подобная реакция формируется при воздействии и других раздражителей: соленого, кислого или сладкого. Почему зубы начинают реагировать на температуру пищи и как избавиться от этой чувствительности?

Поговорим об анатомии

Обратившись к стоматологу, после осмотра, скорее всего, будет поставлен диагноз «гиперестезия» – повышенная чувствительность зубов. Это не заболевание, а симптом, характеризующийся появлением резкой боли при действии температурного или химического раздражителя. Если обратиться к статистическим данным, то от гиперестезии страдает более 25% людей России. Но чтобы понять причину и механизм развития боли нужно понять анатомию зуба и поговорить о чувствительных зонах зуба.

Коронка зуба покрыта эмалью – прочной минерализованной тканью организма, ее главная задача – защита. Она берет на себя агрессивное воздействие окружающей среды: жевательное давление, сдерживает термические раздражители и т.д. Эмаль должна покрывать всю коронку зуба и уходить под десну.

Под эмалью лежит основное вещество зуба – дентин, имеющий трубчатое строение. В этих трубочках сосредоточена жидкость, являющаяся неким проводником – передает температурные раздражители к самой чувствительной зоне зуба – пульпе. Можно сказать, что это скопление нервных и кровеносных сосудов, вплетенных в волокна соединительной ткани. Мелкие нервные окончания входят в канальцы, и связаны с дентинной жидкостью.

Как появления гиперестезия зубов?

Появление гиперестезии – сигнал о том, что эмаль повреждена, уменьшилась ее толщина, а также это указывает на некоторые болезни десен.

Деминерализация – выход минералов из эмали. Например, при кариесе уменьшается объем эмали и со временем это приведет к повышенной чувствительности, ведь ее объема недостаточно, чтобы сдерживать температурные раздражители.

Температура охлаждает дентинную жидкость, а та раздражает нервные окончания пульпы – появляется боль. Но за счет того, что такое воздействие кратковременное, боль проходит так же быстро, как и появилась.

В норме ткани десны закрывают переход эмали в цемент корня, где анатомически возможно оголение дентина, а эмаль и цемент слишком тонкие, чтобы защищать зуб от температурного воздействия. Поэтому при опущении десны – рецессии, так часто появляется повышенная чувствительность зубов.

С механизмом повышенной чувствительности зубов понятно, но на какие заболевания может указывать гиперестезия?

Причины повышенной чувствительности зубов

Гиперестезию можно рассматривать как симптом многочисленных патологических состояний, некоторые из них весьма серьезны, требующие длительного и сложного лечения. К их числу можно отнести:

  • рецессия десны при пародонтите, хронической механической травме десен;
  • кариес, особенно в пришеечной области, где эмаль анатомически тоньше;
  • клиновидный дефект – формирование клиновидной полости на эмали зубов из-за систематического механического давления и истирания. Чем больше образовавшейся дефект, тем сильнее выражена болевая реакция, а причина чаще скрывается в нарушении правил чистки зубов;
  • нарушение краевого прилегания пломбы или ортопедических конструкций. Дело в том, что для установки пломбы или коронки, зуб приходится обтачивать – удалять эмаль с обнажением дентина, но если коронка не полностью закрывает обработанные участки, или сформировалось пространством между пломбой и натуральными тканями – формируется гиперестезия.

Можно выделить еще одну причину повышенной чувствительности зубов и такая реакция является ожидаемой, не указывает на болезни – кратковременная реакция после профессиональной гигиены полости рта.

Дело в том, что после удаления зубного налета и камня, под ним обнажается чувствительная, деминерализованная эмаль и при воздействии на нее температурных раздражителей появляется боль. Во время процедуры часто приберегают к ретракции десны – смещению ее свободного края. Но для восстановления необходимо время, и пока она не займет свое нормальное положение, пациентов может беспокоить боль при действии температурных раздражителей. Именно по этим причинам после профессиональной гигиены полости рта стоматологи проводят реминерализующую терапию, которая предотвращает деминерализацию эмали и закрывает дентинные канальцы.

Предрасполагающие факторы для развития гиперестезии

Кроме непосредственно причин, можно выделить ряд предрасполагающих факторов для развития гиперестезии:

  • Мягкий и твердый зубной налет

Зубной налет и особенно камень необходимо рассматривать как скопление болезнетворных бактерий, где созданы все условия для их развития и прогрессии болезней. Зубной камень и налет часто скапливается между зубами, в области шеек зубов и в этих местах быстро превращается в камень. Мало того, что это рассадник инфекции, так еще и под своей толщиной может скрывать кариозные полости. И гиперестезия – единственный симптом. Кроме того, обильные зубные отложения способствуют рецессии десны, и вероятность гиперестезии увеличивается.

  • Нарушение правил гигиены

В погоне за белоснежной улыбкой многие пациенты пренебрегают правилами безопасности и длительно используют отбеливающие зубные пасты. Их главная особенность – высокий индекс абразивности, и эти частички могут повреждать эмаль, делать ее более тонкой.

  • Преобладание кислотных продуктов в рационе

Злоупотребление продуктами с содержанием большого числа органических кислот – один из предрасполагающих факторов для развития гиперестезии. Осложняет ситуацию чистка зубов сразу после употребления пищи. Дело в том, что после приема пищи эмаль уязвима перед механическим воздействием.

Как избавиться от повышенной чувствительности зубов?

Гиперестезия – симптом и избавиться от него можно только определив истинную причину. Поэтому нет четкого алгоритма лечения, все зависит от ситуации, например, при клиновидном дефекте и кариесе необходимо пломбирование, при рецессии десны – восстановление ее уровня, например, хирургически.

Кстати, реакция зуба на вдыхание холодного воздуха – свидетельствует о куда более серьезном состоянии – периодонтите, и лечение необходимо как можно быстрее. Исчезновение боли при действии температурных раздражителей – не повод для радости, это свидетельствует лишь о прогрессии состояния.

Однако существует и симптоматическое лечение, которое поможет быстро избавиться от неприятных симптомов, как правило, оно проходит по следующему алгоритму:

  • Профессиональная гигиена полости рта

Это не только профилактическая, но и диагностическая процедура, позволяющая выявить скрытые полости и провести соответствующее лечение. Во время этой процедуры стоматолог насыщает эмаль минералами, что укрепляет ее и предотвращает ее истончение.

  • Использование специализированных средств и предметов гигиены

Процедура профессиональной гигиены полости рта подразумевает и подбор средств и предметов гигиены, которые помогут справиться с симптомами. Речь идет о пастах, предназначенных для чувствительных зубов. Но важно помнить, что это не основной метод лечения, а лишь дополнительный! Главное, что в пасте содержался не только кальций, но и фтор. Этот элемент образует прочные связи с элементами кристаллической решетки эмали, которые гораздо сложнее разрушаются под действием агрессивных факторов.

  • Правила чистки зубов

Нередко причиной повышенной чувствительно зубов становится неправильная техника чистки зубов и использование жесткой зубной щетки. В итоге формируется клиновидная полость, которая со временем только прогрессирует и увеличивается в размере.

О правилах чистки зубов мы писали ранее, в этой статье.

Автор: врач-стоматолог, Юлия Лапушкина

Введите e-mail, чтобы подписаться на нашу рассылку

Читайте также: