Для сформированного временного прикуса нормой является следующая форма зубных рядов

Опубликовано: 21.04.2024

Признаки сформированного молочного прикуса

Во время своего развития, каждый ребенок проходит период формирования молочного прикуса, который начинается в первый год его жизни. Это многоэтапный сложный процесс, имеющий свои особенности и опасности, влияющий на дальнейшее развитие зубочелюстного аппарата.

Содержание статьи:

Что это такое?

Период формирования временных зубов начинается еще на 20 неделе беременности, когда у плода закладываются все зачатки. Первые молочные зубы появляются только через 5 или 6 месяцев после рождения и продолжают свой рост, примерно до шести лет.

Время появления первых зубов

Понятие

Прикус временного типа представляет собой начальную фазу формирования постоянного прикуса. В течение этого периода происходит закладка основополагающей базы для правильного развития зубочелюстного аппарата.

Молочный прикус характеризуется постепенным последовательным прорезыванием зубов, по своим характеристикам, отличающихся от постоянных.

Этапы

Временный прикус, от момента появления первого зуба до полного формирования последнего, проходит два этапа:

    Формирующийся. Отсчитывается от появления первого экземпляра, происходящего в возрасте около 6 месяцев и продолжается до 3 лет. На данном интервале происходит активное прорезывание и рост молочных зубов.

Несмотря на то, что прикус считают формирующимся, с 2-летним ребенком уже рекомендуется посетить стоматолога, так как после появления резцов можно выявить отклонения в развитии зубного ряд или челюстной дуги и назначить корректирующее лечение, которое быстро исправит ситуацию. Сформированный. Данный этап относится к возрастному периоду от 3 до 6 лет. Для периода сформированного прикуса характерно наличие всех временных зубов и активный рост челюстей.

Ткани альвеолярного гребня начинают готовиться к росту коренных, появление которых означает развитие сменного, а затем постоянного прикуса.

Когда временный зубной ряд полностью сформирован, его аномалии и отклонения в развитии челюстного аппарата можно определить самостоятельно.

Вероятность осложнений при неправильном прикусе
Теме возможных осложнений неправильного прикуса посвящен наш очередной обзор.

В отдельной статье мы расскажем, сколько носить брекеты ребенку.

Закономерности развития

Период молочного является одним из самых важных этапов формирования нормального прикуса постоянного типа. Даже небольшое отклонение, возникшее в это время, может спровоцировать серьезные нарушения в дальнейшем.

Для отслеживания ситуации необходимо учитывать сроки прорезывания, порядок и другие важные показатели, которые косвенно могут указывать на наличие скрытых патологий.

Сроки

Примерные сроки формирования молочного прикуса

Для всего периода прорезывания временных зубов существуют определенные сроки. Нормой считается, если первый молочный появился в 6 месяцев, а последний — в 30 месяцев. Отклонение в большую или меньшую сторону на 3–5 месяцев, также считается нормой.

У недоношенных детей или с выраженной нехваткой минералов или витаминов, допускается задержка прорезывания на 1 год.

Если, в течение этого периода и после него, зубы так и не начали свое прорезывание, то это считается отклонением. В качестве его причины, могут выступать различные патологии, в том числе полное отсутствие зачатков.

В любом случае, при выявлении отставания от сроков прорезывания, требуется обязательного посещения детского стоматолога.

Порядок

Молочный прикус имеет также определенный порядок прорезывания. Сначала появляются центральные и боковые резцы, в возрасте до 12 месяцев. Ближе к полуторагодовалому возрасту должны появиться первые моляры и только потом клыки.

Важен ли порядок прорезывания молочных зубов

В случае недостатка места, клык во время роста, постепенно отодвигает моляр в мезиальном направлении, так как второй моляр пока отсутствует. В этом периоде происходит становление высоты прикуса, в сторону постепенного увеличения.

Также, наблюдается удлинение нижней половины лица, за счет роста челюсти. Последними появляются вторые моляры, которые отвечают за удлинение зубного ряда и способствуют формированию полноценной функции жевания.

Данный порядок прорезывания зубов временного типа считается нормой. Но все чаще, врачи сталкиваются с иной схемой появления, например, когда сначала появляются боковые резцы и только потом центральные.

Не так давно, это считалось отклонением, но сейчас данный вопрос считается спорным, так как не всегда при неправильном порядке выявляются какие-либо патологии.

Парность

Как правило, при формировании молочного прикуса происходит одновременное прорезывание зубов-антагонистов на обеих сторонах одной челюсти. По формуле молочного прикуса такие зубы имеют одинаковый порядковый номер.

Нормой считают незначительное отставание в появлении и росте одного из них, варьирующееся в пределах 1 месяца.

Если парность нарушается, то это может быть сигналом о неправильном развитии челюсти. Чаще всего, такое явление связано с замедленным ростом костной ткани альвеолярного гребня.

Что такое парность элементов молочного прикуса

Фото: каких зубов нет в молочном прикусе

Отсутствие необходимого лечения при выраженном нарушении парности, может в дальнейшем привести к серьезным стоматологическим заболеваниям, как зубного ряда, так и челюсти в целом.

Последовательность

Для молочного ряда характерна определенная последовательность: сначала появляются зубы на нижней челюсти, и только потом верхние одноименные. Исключение составляют лишь вторые резцы, которые имеют обратную последовательность прорезывания: сначала в верхнем зубном ряду, а затем в нижнем.

У некоторых детей такая последовательность может нарушаться. Зачастую это сопровождается отклонением в сроках и порядке прорезывания. Подобные изменения могут быть спровоцированы любым фактором, негативно влияющим на рост всего организма.

Чтобы нарушение последовательности не стало причиной неправильного развития прикуса, необходимо постоянно контролировать процесс формирования зубочелюстного аппарата с помощью самостоятельных наблюдений и регулярных консультаций у стоматолога.

Порядок формирования молочного прикуса смотрите на видео:

Чем характеризуется?

Молочный прикус имеет не только определенные сроки и периодичность прорезывания, но и особенности, а также признаки, характерные для каждого этапа своего развития.

Общие

К общим признакам, проявляющимся как в период формирования, так и при сформированном прикусе временного типа, относятся:

  • Длина и радиус верхнего ряда зубов, больше чем нижнего. Такая особенность обусловлена более медленным развитием нижней челюсти и размером верхних зубов, которые незначительно превосходят нижние.
  • Зубные ряды имеют симметричную полукруглую форму. При мысленном проведении линии по центру, межзубный промежуток первых резцов верхней и нижней челюсти совпадают.
  • Особенностью молочных зубов является то, что не все одноименные экземпляры контактируют друг с другом. Первые моляры соприкасаются с антагонистамим лишь на 2/3 их поверхности, частично перекрывая вторые моляры.
  • Все моляры и передняя группа зубов имеют одну плоскость соприкасания с жевательной поверхностью.

Для формирующегося

Для прикуса, находящегося на этапе формирования, характерны следующие особенности:

  • целостность эмали и отсутствием признаков ее стирания;
  • тесное расположение друг к другу, с образованием минимального межзубного промежутка;
  • отсутствие перекрытия нижнего ряда зубов верхним во время смыкания;
  • отсутствие свободного места за последними молярами .

Ближе к концу данного периода, перечисленные признаки становятся все более сглаженными и постепенно полностью исчезают.

Последовательность формирования молочного прикуса

Для сформированного

Сформированный молочный зубной ряд характеризуется следующими проявлениями:

  • появляются выраженные очаги со стертой эмалью, которые придают поверхности полупрозрачный вид;
  • зубы начинают удаляться друг от друга, образуя тремы и диастемы, появление которых указывает на удлинение верхней и нижней челюстной дуги. Это, в дальнейшем, обеспечит правильное формирование и рост постоянных экземпляров;
  • за последними молярами постепенно появляется свободное пространство альвеолярного гребня, предназначенное для роста новых зубов.

Популярные упражнения миогимнастики
Какие упражнения миогимнастики наиболее эффективны?

В следующей публикации рассмотрим вопросы по исправлению глубокого прикуса хирургическим путем.

Отличия от постоянного

Основное отличие молочного прикуса от постоянного, состоит в том, сколько должно прорезаться зубов. В постоянном прикусе у человека насчитывается 32 экземпляра, а во временном, всего 20.

Кроме этого, данные периоды имеют и другие отличия:

  • временные зубы имеют более выпуклую и рельефную форму, в отличии от сглаженных и плоских поверхностей постоянных;
  • область перехода коронковой части к шейке у временных зубов более выражена;
  • молочные экземпляры имеют меньшие размеры. При этом их корневая часть также гораздо меньше, чем у постоянных зубов, что позволяет проводить удаление с минимальной болезненностью и незначительным травмированием тканей;
  • эмаль постоянных зубов имеет сероватый или желтоватый оттенок, в отличие от молочных, у которых она отличается своей белоснежностью с синеватым отливом.

Время формирования прикуса молочного типа имеет важное значение для правильного развития зубочелюстной системы, так как в этот период происходит активный рост костной ткани и всего мышечного аппарата.

Отклонения на данном этапе могут спровоцировать различные аномалии в дальнейшем.

Как предотвратить развитие отклонений молочного прикуса

Чтобы этого не допустить, родителям необходимо знать, что у ребенка в рационе должна присутствовать не только размягченная, перетертая, но и твердая пища, которая способствует нормальному развитию мышц и правильной окклюзии.

Укреплять молочный прикус необходимо как экзо-, так и эндогенными способами. Отдельного внимания заслуживает вопрос предотвращения развития у ребенка вредных привычек и правильного формирования дыхательных и жевательных процессов.

Если проблема все же возникала, то исправлять ее нужно в период молочного или сменного периода, так как в это время лечение открытого, дистального и других патологий прикуса наиболее эффективно, поскольку кости и мягкие ткани челюсти легко поддаются коррекции.

Как правило, для исправления ситуации достаточно просто направить их рост в необходимом направлении, либо сократить интенсивность развития тканей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Стоматологические статьи

    10 декабря 2009 45236

Таблица 1. Сроки закладки минерализации, прорезывания и формирования зубов

Однако в последнее время в связи с процессами акселерации с многих детей начало прорезывания приходится на более раннее время - 4 или 5 месяцев жизни, поэтому некоторые авторы предлагают средние сроки прорезывания, которые были определены ими в результате собственных клинических исследований (таб. 2).

Таблица 2. Анатомия временных зубов.

Временные зубы отличаются от постоянных величиной, формой, цветом (таб. 3).

Таблица 3. Сравнительные признаки временных и постоянных зубов

Среди временных зубов выделяют: резцы – 8; клыки – 4; моляры – 8. По своему строению зубы не однородны, Это зависит от групповой принадлежности зуба, от описываемой поверхности зуба. Для удобства описания выделяют поверхности: вестибулярная, язычная, медиальная, дистальная, окклюзионная.
Группа временных резцов – это однокорневые зубы. На каждой челюсти располагается по 4 резца: 2 медиальных (центральных) и 2 латеральных (боковых) соответственно левые и правые. Общим в строении резцов является форма коронки, уплощенная в вестибуло-язычном направлении вблизи режущего края. Корень имеет конусовидную форму.

Анатомическая форма временных зубов правой верхней челюсти

Анатомическая форма временных зубов правой нижней челюсти.

Группа временных клыков – это однокорневые зубы. На каждой челюсти располагается по 2 клыка: правый и левый. Общим в анатомии этих зубов является наличие заостренной со всех поверхностей коронки и самого длинного конусовидного корня.
Группа временных моляров. Это зубы с многобугорковой жевательной поверхностью и несколькими корнями. Временные моляры самые крупные зубы временного прикуса. У ребенка 8 моляров: 4 моляра верхней челюсти – первый и второй (правые и левые); и 4 моляра нижней челюсти – первый и второй (правые и левые).

Период сформированного временного прикуса имеет следующие зубные признаки: 1. временных зубов 20, они имеют выраженную анатомическую форму, 2. зубы в пределах зубного ряда имеют плотный контакт. Контактный пункт точечный, но при увеличении физиологической подвижности к концу периода сформированного временного прикуса контактный пункт становится плоскостным. 3. верхний и нижний зубные ряды имеют форму полукруга и их середины совпадают между собой; 4. зубы верхней челюсти во фронтальном отделе перекрывают зубы нижней. Это объясняется большей шириной верхней зубной дугой но сравнению с нижней; 5. каждый зуб верхней челюсти артикулирует с двумя нижними, за исключением второго моляра, который артикулирует только со своим антагонистом - вторым нижним моляром; 6. дистальные апроксимальные поверхности вторых временных моляров находятся в одной вертикальной плоскости.
К моменту окончания прорезывания временных зубов осуществляется первый этап физиологического подъема высоты прикуса, который начинается с установления контакта между первыми временными молярами и завершается полным прорезыванием и правильным артикуляционным взаимоотношениям вторых временных моляров.
Следующий период формирования зубочелюстной системы - это период редукции временного прикуса, продолжающийся с 4,5 до 6 лет. Полностью сформированный временный прикус в этот период нестабильный и претерпевает ряд изменений. Его еще называют периодом, предшествующим смене временного прикуса, или периодом «изнашивания» временного прикуса.

Р ис. 4. Редукция временного прикуса (модели челюстей): а) вид спереди, б) вид сзади.

Рис. 5 Правильное соотношение

В следствие роста челюстных костей в процессе подготовке к смене временных зубов на постоянные (большие по размеру), для этого периода характерно формирование физиологических промежутков между зубами (диастем – между центральными резцами и трем - между остальными зубами). Постепенно нарастает стираемость бугров жевательных зубов и режущих краев фронтальных зубов. Усиливается физиологическая подвижность отдельных зубов, подлежащих смене. Зубные ряды удлиняются. За счет стиранея жевательных поверхностей боковых зубов происходит медиальный (к средней линии) сдвиг нижней челюсти и формируется «прямой скользящий прикус». При этом резцы контактируют режущими краями , а в боковом участке возникает медиальная ступенька, образованная дистальными поверхностями вторых временных моляров (симптом Цилинского).
Такое соотношение зубов обеспечивает в последующем правильное положение и соотношение первых постоянных моляров. Промежутки приматов (диастемы и тремы) являются резервным местом для медиального смещения нижнего зубного ряда и последующего беспрепятственного размещения постоянных зубов. Стирание зубов приводит к уменьшению высоты коронок, формируется прямой «скользящий» прикус. Завершается дифференцировка элементов височно-нижнечелюстных суставов, продолжается закладка третьих моляров, развитие и минерализация премоляров и вторых моляров. К концу периода «изнашивания» временного прикуса начинается прорезывание первых постоянных моляров.

Развитие постоянных зубов в целом напоминает развитие временных зубов. У постоянных моляров временные предшественники отсутствуют, поэтому их называют дополнительными. Все остальные постоянные зубы являются замещающими.
В ходе прорезывания постоянных замещающих зубов происходит разрушение и выпадение временных зубов, которое включает и прогрессивную резорбцию корней временных зубов и их альвеол (рис. 6).

Вследствие давления постоянного зуба на альвеолу временного зуба начинается дифференцировка остеокластов, которые активно включаются в процессы резорбции костной ткани.
Локализация зон физиологической резорбции корней временных зубов различна в зависимости от групповой принадлежности зуба: у однокорневых зубов она располагается в области верхушки зуба с язычной стороны, а у многокорневых зубов - в зоне бифрукации корней.
Сроки прорезывания постоянных зубов при правильном развитии ребенка совпадают со временем выпадения временных зубов (табл. 4).
Процесс выпадения временного зуба протекает синхронно с процессом прорезывания постоянного зуба.
Клинически после выпадения временного зуба обнаруживаются бугры или часть режущего края прорезывающихся постоянных зубов.

Таблица 4. Сроки прорезывания постоянных зубов.

Прорезывание постоянных зубов начинается с первого постоянного моляра в 6 лет. Затем последовательно в возрасте 6 – 8 лет прорезываются центральные и боковые резцы. В 9 – 10 лет прорезываются первые премоляры, за которыми, чаще всего, следуют клыки (10 – 11 лет) и вторые премоляры (11 – 12 лет). В 12 – 13 лет прорезываются вторые постоянные моляры. Таким образом, к 12 – 13 годам все временные зубы заменяются постоянными. Окончательное формирование корней завершается к 15 годам.
У замещающих зубов имеется особая анатомическая структура, способствующая их прорезыванию – проводниковый канал, который содержит проводниковый тяж.
Закладка такого постоянного зуба размещается первоначально в общей костной альвеоле с его временным предшественником. В дальнейшем она полностью окружается альвеолярной костью, за исключением небольшого канала, содержащего остатки зубной пластинки и соединительную ткань. Вместе эти структуры способствуют направленному движению постоянного зуба в ходе его прорезывания.

Итак, с прорезыванием первого постоянного моляра начинается сменный прикус. Сменный прикус представляет собой более высокую степень развития и дифференцировки жевательного аппарата. Он характеризуется наличием временных и постоянных зубов, который продолжается от 6 до 12—14 лет.
Сменный прикус представляет особый интерес ортодонтов вызывает особый интерес, поскольку в это время происходит наиболее интенсивный роста челюстных костей, обменные процессы в костной ткани находятся на высоком уровне. Поэтому своевременное выявление этиологических факторов особенно эффективно в денный период, как эффективно и лечение самих зубочелюстных аномалий.
Однако, сведения о развитии сменного прикуса неоднозначны. Так, например А.Д. Осадчий (1967 г.) выделяет в сменном прикусе два периода: 6 – 8 лет – ранний сменный прикус и 9 – 12 лет – поздний сменный прикус. И.Л. Злотник (1952 г.) также выделяет эти два периода, но с разницей в возрасте, соответственно, 6 - 9 и 10 – 12 лет.

Такое выделение периодов связано с наличием в зубных рядах в период раннего сменного прикуса первого постоянного моляра, четырех постоянных резцов на верхней и нижней челюсти. А премоляров и клыка – в периоде позднего сменного прикуса. В 9 лет рост челюстных костей замедляется, но отмечается заметный рост альвеолярного отростка, связанный с прорезыванием постоянных клыков и премоляров и формированием корней резцов и первого моляра (Ф.Я. Хорошилкина, 1999 г.).
Данное разделение учитывает и темпы роста челюстных костей и альвеолярного отростка и уровень интенсивности обменных процессов в них.
Прорезывание первых постоянных зубов (первых моляров) обеспечивает второй физиологический подъем высоты прикуса, формируется сагиттальная и трансверзальная окклюзионные кривые. Третий период повышения высоты прикуса начинается в 12 лет прорезыванием второго моляра. Он сопровождается активным ростом зубоальвеолярных дуг, который продолжается от 13,5 до 15 лет.
В процессе развития жевательного аппарата у детей сменный прикус наиболее лабильный. Одновременное наличие в полости рта временных зубов, утративших устойчивость вследствие рассасывания корней, и постоянных зубов, которые находятся на различных стадиях прорезывания и формирования корней, приводит к значительному снижению жевательной функции, ведущему к неравномерной тренировке жевательных мышц, неправильному росту челюстных костей и нередко формированию аномалий зубочелюстной системы. В этот период отмечается как саморегуляция имеющихся аномалий, так и формирование новых. В связи с неустойчивым состоянием отдельных звеньев зубочелюстной системы и всего жевательного аппарата в целом, а также усиленным ростом челюстей в данный период, необходимо использовать его для выполнения корригирующих ортодонтических вмешательств. Продолжение статьи здесь

Авторы: В.И. Куцевляк, А.В. Самсонов, С.В. Алтунина, Ю.В. Ткаченко

Вопросами изучения этиологии, патогенеза методов лечения и профилактики зубочелюстных аномалий занимаются ортодонты. В то же время детский стоматолог, в силу инициативной формы своей работы проводя периодическое исследование зубочелюстной системы ребенка, состояния твердых тканей зуба, пародонта, слизистой оболочки рта, прикуса, других заболеваний, сталкивается с данной патологией.

Клинические признаки правильного прикуса

Понятие «норма» в медицине определяет условно принятое обозначение правила, относящегося к какому-нибудь признаку. Прикус — соотношение зубных рядов (зубов) при их смыкании с наибольшим количеством контактов. Следовательно норма прикуса — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношение челюстей, соответственно виду прикуса и периоду его развития до полного формирования постоянного прикуса.

Определение нормы формирующегося временного прикуса в первом периоде связано с процессом прорезывания временных первых, вторых моляров, клыков. Показателем являются симметричность и последовательность прорезывания. Наличие физиологических диастем и трем на обеих челюстях между боковыми резцами и клыками, клыками и премолярами на нижней челюсти следует рассматривать как норму временного прикуса.

Норма второго периода сменного прикуса характеризуется последовательностью и симметричностью прорезывания первых и вторых премоляров, затем постоянных клыков. В периоде формирования временного прикуса нередко определяются симптомы диспропорции роста как свидетельство неравномерности созревания органов и тканей зубочелюстной системы и их функций, что проявляется в виде признаков формирующихся аномалий прикуса. Такие симптомы, однако, могут быть определены, как проходящие, но, учитывая многообразие различных причинных факторов проявления симптомов, их можно рассматривать и как начало патологии.

В периоде постоянного прикуса незначительные отклонения в положении зубов, их величине и форме, изменения формы зубных рядов и соотношения челюстей в сагиттальном и вертикальном направлениях в пределах нормы следует рассматривать как признак законченного индивидуального развития прикуса.

Различные факторы проявления зубочелюстных аномалий

В возникновении зубо-челюстно-лицевых аномалий большое значение имеет генетическая обусловленность, которая определяется на основе генеалогического анализа по трем вариантам:

прямое наследование признаков (диастема, адентия, изменение числа и формы зубов);

передача по наследству несоответствия размеров челюстных костей (истинная прогнатия / прогения);

передача по наследству несоответствия размеров челюстей и зубов (тесное / редкое расположение зубов);

В отличие от генетически обусловленных аномалий врожденные аномалии связаны с глубокими нарушениями в эмбриональном периоде. К ним относятся: пороки развития зубов, челюстей или системные аномалии в челюстно-лицевой области.

Также существует большое количество приобретенных зубочелюстных аномалий, ибо их возникновение зависит от различных вредных воздействий в периодах формирования временного, сменного и постоянного прикуса.

Неправильное сосание

Эта функция занимает особое место на первом году жизни ребенка, т.к. благодаря ей не только осуществляется процесс питания ребенка, но так же происходит процесс правильного формирования прикуса ребенка и установление зубных рядов в нейтральном положении.

Нарушение функции сосания заключается в следующем:

нарушение ритма и процесса естественного вскармливания;

недостаточное всасывание молока, неравномерное проглатывание;

употребление соски, пустышки, не связанное с приемом пищи;

сохранение сосательной активности после 10 месяцев жизни;

замедленное перемещение челюстей при процессе сосания;

Неправильное глотание

Неправильное глотание, а также привычка давить языком на зубы являются важными этиологическими факторами в развитии зубочелюстных аномалий.

В норме процесс глотания претерпевает определенные изменения от рождения до установления прикуса. Ребенок рождается с хорошо развитым рефлексом глотания и достаточной активностью языка, особенно его кончика. В покое язык свободно располагается между десневыми валиками и преимущественно бывает вытянут вперед, что обеспечивает его готовность к работе.

Но с появлением первых временных зубов возникает перестройка процесса глотания. При нормальном (соматическом) способе глотания губы спокойно сложены, зубы сжаты, кончик языка упирается в передний участок твердого неба за верхними резцами. При неправильном способе глотания зубы не сжаты и кончик языка контактирует для с нижней губой при сокращении подбородочной мышцы, а иногда и других мимических мышц, что отражается на конфигурации лица: заметна протрузия губ, сморщивание лба, закрывание глаз и вытягивание шеи.

Неправильная функция глотания ведет к значительным изменениям в челюстно-лицевой области. Чаще других возникают такие отклонения, как сужение зубных рядов, уплотнение фронтального участка зубной дуги нижней челюсти, открытый прикус.

Нарушение функции дыхания

Нарушения данной функции имеют важное значение в развитии аномального прикуса, т.к. она обусловлена затрудненным прохождением струи воздуха через носовые ходы и определяется как ротовое или смешанное дыхание. Обычно такое состояние бывает связано с неправильным способом глотания и несмыканием губ. Этим сочетанием определяются его клинические признаки: полуоткрытый рот, смещенный назад и вниз корень языка, что изменяет профиль лица ребенка — появляется . При дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состоянии физиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. В результате неправильного дыхания нарушается динамическое равновесие мышц околоротовой области и языка.

Нарушение функции жевания

Нарушение функции жевания у детей принято характеризовать как . Причиной такого способа жевания может явиться несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен совпадать с периодом формирования временного прикуса. Отрицательно влияет на становление функции жевания нарушение сроков и последовательности прорезывания зубов, врожденное их отсутствие (адентия). Отсутствие временных зубов влияет и на положение языка. Язык устремляется в область дефекта, появляются вредные привычки неправильного положения языка и сосания.

Вредные привычки

К ним в стоматологии относят зафиксированные двигательные реакции, не имеющие физиологически приспособительного значения: сокращения мышц околоротовой области, языка, движения нижней челюсти, сосание и прикусывание пальцев, языка, губ и различных предметов, неправильно протекающие функции жевания, дыхания, глотания, речи, неправильное положение тела (неправильная осанка, неправильное положение челюсти или языка в покое).

Различные предрасполагающие факторы развития аномального прикуса

аномалии уздечек верхней губы, нижней губы и языка;

аномалии строения преддверия полости рта;

нарушение физиологической стираемости временных зубов;

нарушение сроков и последовательности прорезывания временных зубов и их смены;

заболевания твердых тканей зубов и их осложнения;

ранняя потеря временных и постоянных зубов.

Клинические проявления зубочелюстных аномалий

Аномалии периода формирования временного прикуса

На первом году жизни могут быть установлены врожденные аномалии или пороки развития органов челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица (расщелины губы, альвеолярного отростка, неба, значительные деформации челюстных костей, характеризующие врожденные уродства). В периоде формирования временного прикуса до полного прорезывания 20 временных зубов зубочелюстные аномалии проявляются как отклонения от нормального развития, так как о прикусе, т.е. определенном взаимоотношении зубных рядов, можно судить лишь после его окончательного сформирования.

На первом году жизни определяются следующие морфологические отклонения:

аномалии прикрепления уздечек языка;

нарушение последовательности и парности прорезывания зубов;

аномалии количества, величины, формы и положения временных зубов;

несоответствие размеров челюстей;

изменение формы челюстей;

изменение кривизны десневых валиков в разных направлениях;

неправильное положение языка в покое и при глотании;

различные вредные привычки;

К признакам отклонения в физиологическом развитии зубов и челюстей у ребенка в возрасте старше 1 года добавляются так же:

изменения цвета зубов

сохранение активности сосания

вялое формирование функции жевания

кончик языка упирается при глотании в напряженные губы

Типы развитых аномалий и деформаций сформировавшегося или формирующегося прикуса

Прогнатия

Прогнатия характеризуется выдвинутым положением верхней челюсти. Вследствие дистального сдвига нижней челюсти или выдвижения верхней вперед имеет место нарушение смыкания как передних, так и боковых зубов. При этом верхние зубы выдвигают вперед верхнюю губу, а нижняя же попадает под верхние зубы. Все это в целом отражается на внешнем виде и функции жевания и речи.

Прогения

При прогеническом соотношении зубных рядов наблюдается выдвижение вперед нижней челюсти, вследствие чего нижние зубы перекрывают одноименные верхние. При значительном проявлении данной аномалии откусывание пищи резцами становится невозможной и их роль переносится на боковые зубы. При данной патологии резко изменен внешний вид больного и нарушены речь и жевание.

Глубокий прикус

Глубокий прикус характеризуется большим перекрытием передними зубами верхней челюсти передних зубов нижней челюсти при отсутствии режущебугоркового контакта. Режущие края нижних зубов могут касаться шейки верхних. Иногда контакт отсутствует и зубы касаются десны, повреждая ее. Стоматологу следует различать глубокий прикус и глубокое перекрытие, являющееся анатомическим вариантом ортогнатического прикуса. При нем верхние передние зубы перекрывают нижние более чем на 1/3 треть высоты своих коронок, но режущебугорковый контакт сохраняется.

Открытый прикус

При этом виде прикуса отсутствует смыкание передних зубов, а иногда и премоляров и в контакт вступают лишь моляры. Одновременно имеются глубокие функциональные нарушения. Отсутствие контактов между передними зубами заставляет больного откусывать пищу премолярами или молярами. Сокращение полезной жевательной площади затрудняет и разжевывание пищи. В растирании пищи значительное участие принимает язык, который увеличивается в размерах. Речь больного нарушается, как и внешний вид.

Перекрестный прикус

Под перекрестным прикусом понимают соотношение зубных рядов, при котором щечные бугорки нижних боковых жевательных зубов расположены кнаружи от одноименных верхних. Передние зубы смыкаются правильно.

Классификация зубочелюстных аномалий

Для определения сформированных зубочелюстных аномалий предложено много различных классификаций. Но наиболее подходящими для использования детскими стоматологами являются следующие.

Неправильное положение зубов и изменения формы зубных рядов удобно определять по классификации, предложенной Д. А. Калвелисом. Аномальное положение отдельных зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещении в зубном ряду по отношению к трем перпендикулярным плоскостям:

вестибулярное или оральное (передне-заднее направление);

мезиальное или дистальное смещение;

неправильное положение зубов по отношению к горизонтальной плоскости

повороты зубов вокруг продольной оси

скученное положение зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещения, наложениях

Для детальной оценки тесного положения зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда может быть рекомендовано четыре степени тяжести.

Степень I.

Равномерно выраженное тесное положение зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда.

Степень II.

Преобладание неправильного положения одного постоянного резца с поворотом по оси, налеганием на рядом стоящий зуб или наклоном в оральном или вестибулярном направлении.

Степень III.

Характеризуется двумя признаками: неправильным положением зубов и изменением формы зубного ряда и альвеолярного отростка во фронтальном участке с вытеснением из зубного ряда одного или двух зубов, и изменением положения зубов, обусловленным их поворотами по оси, наклонами, значительным налеганием друг на друга и перемещением в оральном или вестибулярном направлении.

Степень IV.

Характеризуется вытеснением из зубного ряда двух и более зубов в сочетании со значительным уплощением фронтального участка зубного ряда нижней челюсти. При этом определяется недостаточность апикального базиса и значительный оральный наклон коронок зубов над уровнем базальной дуги (т.е. в области перехода альвеолярного отростка в базальную дугу).

Методы комплексной профилактики аномалий прикуса.

Профилактика аномалий прикуса проводятся в различные периоды детского и юношеского возраста, включая внутриутробное развитие.

От рождения до 6 месяцев.

От 6 месяцев до 3 лет (Период временного прикуса).

От 3 лет до 6 лет (Период сформированного временного прикуса и начало формирования смешанного).

От 6 до 9 лет (Первый период смешанного прикуса).

От 9 до 12 лет (Второй период смешанного прикуса, начало формирования постоянного прикуса).

От 12 до 15 лет (Период формирования постоянного прикуса).

Для каждого периода характерны свои методы профилактики.

Нормализация жизни матери, нормальное питание, условия труда и. т. д.

Профилактика травматизма при рождении ребенка.

Характер вскармливания ребенка.

Санация полости рта. Причем нужно отдавать предпочтение нестирающимся пломбировочным материалам. И если у ребенка есть потеря зубов, то нужно изготавливать профилактические протезы.

Купирование вредных привычек осознанных и неосознанных.

Операции на уздечке языка проводятся:

1. При рождении — ребенок не может полноценно питаться молоком.

2. В 3 года — при нарушении речи.

3. В 7 лет — при аномальном положении и прорезывании нижних резцов.

4. После 7 лет — в плане профилактики заболеваний пародонта нижних зубов. ( Такое вмешательство так же обусловлено тем, что короткая уздечка верхней и нижней губы провоцирует образование мезиального, открытого или дистального прикуса).

Углубление преддверия полости рта (проводится в 8-9 лет).

Устранение макроплазии (проводится в 8-9 лет).

Удаление временных зубов, оставшихся после прорезывания постоянных.

Серийное и последовательное удаление зубов (по методу Котец).

Особое место в профилактике развития аномального прикуса занимает лечебная физкультура. Ее основными задачами являются:

Купирование вредных привычек.

Нормализация функционирования зубочелюстной системы.

Ослабление гиперактивных мышц.

Усиление слабых мышц.

Примерный комплекс ЛФК для детей с дистальным прикусом.

Часть I.

1. Зубки на зубки, заборчиком.

2. Закусить нижними зубами верхнюю губу.

3. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть с частотой 1 раз в секунду.

4. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть на 15, 20, 40, более секунд.

5. При запрокинутом подбородке доставать кончиком языка до кончика носа, для усиления активности мышц выдвигателей, купирования вредных привычек, выдвижение нижней челюсти вперед в более правильное положение.

Часть II. ( Комплекс усиление активности круговой мышцы рта ).

1. Упражнения с глотком воды, применяется и при нормализации функции дыхания у ребенка. Набирается глоток воды и как можно дольше не проглатывается.

2. Удерживать губами линейку, эквилибратор, и. т.д.

Часть III. ( Общеукрепляющая терапия ).

1. Дозированная нагрузка, она предполагает использование морковки или другого овоща, который режется на пласты 1мм, через 3 дня: 1.5 мм и.т.д. И по мере адаптации пародонта к нагрузке увеличивается размер этого слоя.

2. Передними зубами закусывается эластический круг, и происходит тренировка пародонта.


Автор книги: Юрий Образцов

Жанр: Медицина, Наука и Образование

Текущая страница: 11 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Глава 13
ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ. ОШИБКИ И ОСЛОЖНЕНИЯ В ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

13.1. Особенности профилактики зубочелюстных аномалий

Зубочелюстные аномалии представляют собой один из существенных факторов развития кариеса и заболеваний пародонта. Поэтому профилактику ЗЧА необходимо рассматривать как составную часть комплексной профилактики стоматологических заболеваний. Вместе с тем она имеет ряд особенностей.

1. Возможности профилактики ЗЧА ограничены определенными возрастными рамками. По данным отечественных ученых, она эффективна в преддошкольном (до 3 лет), дошкольном (от 3 до 7 лет) и раннем школьном (до 10 лет) возрасте. После 10 лет эффективность профилактических мероприятий значительно снижается.

Это объясняется тем, что роста челюстей в переднем участке (наиболее уязвимом для формирования различных аномалий) в этом возрасте не происходит, а негативное влияние этиологических факторов минимально. Наиболее важным является преддошкольный период, который характеризуется интенсивным ростом и развитием зубочелюстной системы, а также формированием основных ее функций – глотания, жевания, речи. В этом возрасте на организм ребенка действует максимум неблагоприятных факторов, которые могут нарушить нормальное формирование зубочелюстной системы. Однако высокие компенсаторные возможности детского организма в этом возрасте позволяют рассчитывать на нормализацию роста и развития зубочелюстной системы при условии своевременного устранения факторов риска.

2. Учитывая мультифакториальную природу ЗЧА, их профилактика должна проводиться в тесном сотрудничестве ортодонта с другими специалистами – оториноларингологом, педиатром (неонатологом), окулистом, логопедом, эндокринологом и т. д.

3. В отличие от кариеса и заболеваний пародонта, в профилактике которых большую роль играют популяционный и групповые (коллективные) методы, в профилактике ЗЧА основным является индивидуальный метод. Принцип индивидуального подхода заключается в том, что в каждом конкретном случае врач-ортодонт определяет объем и содержание профилактических мероприятий с учетом возраста пациента и наличия имеющихся факторов риска.

4. В профилактике ЗЧА исключительно важную роль играет повышение медицинской грамотности родителей, педиатров, работников дошкольных учреждений и педагогов начальных классов. По нашему мнению, главным действующим лицом в работе с детьми является педиатр. Именно ему должна принадлежать инициатива в разъяснении родителям таких проблем, как правильный выбор сосок и режим пользования ими, своевременное выявление вредных привычек сосания, воспитание навыков носового дыхания, контроль прорезывания временных зубов, формирование навыков ухода за зубами, способы интенсификации функции жевания и т. д.

Практический опыт показывает, что относительно небольшие трудовые затраты за счет времени, отведенного на санитарно-просветительную работу с родителями и персоналом, обслуживающим детей в яслях, предотвращают гораздо более трудоемкую и менее успешную работу по устранению стойких преданомалий зубочелюстной системы у дошкольников (Разумеева Г. А. и др., 1987).

Такой же точки зрения придерживаются Т. Ф. Виноградова и др. (1987), которые считают, что своевременная диагностика симптомов, причин и факторов риска в возникновении аномалий прикуса в период, когда ни ребенок, ни его родители еще не знают и не предполагают об их существовании, является очень важной, ибо дает основания для устранения этих симптомов и факторов риска, не прибегая к сложным ортодонтическим методам лечения. Этот подход чрезвычайно важен в наше время, поскольку далеко не все родители имеют возможность выделить из семейного бюджета большие денежные суммы для исправления аномалий брекет-системами.


Схема 2. Основные направления профилактики зубочелюстных аномалий

В организации профилактики ЗЧА необходимо уметь четко определять перечень профилактических мероприятий применительно к конкретному возрасту и с учетом имеющихся факторов риска. Основные направления профилактики представлены на схеме 2.

13.2. Врачебные ошибки. Осложнения в ортодонтической практике

По выражению И. А. Кассирского (1970), ошибки – неизбежные и печальные издержки врачебной деятельности. Трагедия врачебных ошибок состоит в том, что они таят в себе риск возникновения осложнений, опасных как для успеха лечения, так и для здоровья пациента. Поэтому одной из главных задач врача любой специальности является исключение условий и причин, способствующих появлению ошибок.

В ортодонтической практике врачебные ошибки могут быть допущены на всех этапах ведения пациента, включая ретенционный период.

Осложнения в зависимости от вызвавшей их причины мы подразделяем на следующие группы:

1. Осложнения, связанные с профессиональной лечебно-диагностической деятельностью врача и обусловленные:

– ошибками диагностики (неполное обследование, ошибочная постановка диагноза, неправильная трактовка результатов исследований и т. д.);

– ошибками планирования лечения (отсутствие санации полости рта, неправильное определение показаний к удалению зубов, включение в план лечения нереальных или трудно выполнимых задач, неправильный выбор конструкции аппарата, отсутствие комплексности и т. д.);

– ошибками реализации плана лечения (неправильная установка брекетов, форсированное перемещение зубов путем приложения больших сил, чрезмерное повышение высоты прикуса, несоблюдение последовательности этапов лечения, нарушение правил и сроков активации, необоснованное удаление зубов и т. д.);

– неправильным ведением ретенционного периода (ошибочный выбор конструкции ретенционного аппарата, несоблюдение сроков продолжительности ретенционного периода, отсутствие мероприятий по достижению множественных фиссурно-бугорковых контактов, отсутствие рентгенологического контроля результатов лечения и т. д.);

– ошибками технического характера (дефекты изготовления аппаратуры, использование некачественных и несертифицированных материалов и др.).

2. Осложнения, обусловленные неадекватным отношением пациента к лечению:

– несоблюдением правил гигиены полости рта и ухода за аппаратом;

– несоблюдением режима пользования аппаратом и небрежным обращением с ним;

– нарушением сроков явки на прием и несоблюдением рекомендаций врача;

– необоснованным прекращением лечения без ведома врача.

3. Осложнения, обусловленные индивидуальными особенностями организма:

– невозможностью полной адаптации к аппарату в связи с несовершенством адаптационных механизмов;

– плохой приспособляемостью пациента;

– склонностью к аллергическим реакциям на пластмассу и другие материалы.

Особого внимания заслуживают ошибки, не имеющие непосредственного отношения к возникновению осложнений, но несущие опасность утраты доверия к врачу и возникновения конфликтных ситуаций. Эти ошибки касаются ведения документации, в частности медицинской карты стоматологического больного. Наиболее частыми ошибками подобного характера являются:

– отсутствие записи о направлении пациента на рентгенологическое или другое исследование;

– отсутствие описания результатов рентгенологического и других исследований;

– отсутствие записи об отказе пациента в проведении дополнительного обследования;

– сокращения специальных терминов, слов и фраз;

– незаполненная зубная формула;

– наличие исправлений и записей, сделанных задним числом.

Глава 14
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ КОНФЛИКТ С ПАЦИЕНТОМ

Профессиональная деятельность врача-ортодонта связана с воздействием на ткани и органы, отвечающие за эстетику лица, – мышцы, зубы, зубные ряды, прикус и т. д. Поэтому конечный результат лечения в первую очередь оценивается эстетическими критериями. Пациент, неудовлетворенный качеством проведенного лечения, имеет право на безвозмездное повторное оказание медицинской услуги или незамедлительное устранение недостатков лечения. Именно неудовлетворенность результатами лечения является одной из главных причин возникновения конфликтов между врачом и пациентом. Для предупреждения конфликтов необходимо:

1. Предоставление пациенту исчерпывающей информации об его болезни: причин возникновения аномалии, ее сущность (диагноз), возможные методы лечения и связанные с ним риски, стоимость предстоящего лечения, возможное воздействие лечения на качество жизни пациента в будущем.

Не следует навязывать пациенту свои предложения по лечению, необходимо предоставить возможность ему самому принять решение. Если он не дал согласие на предложенное лечение, посоветовать, где ему может быть предоставлена помощь.

2. Заключение письменного договора с пациентом в соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса РФ, который устанавливает обязанности медицинской организации в отношении каждого, кто обратился за платной медицинской помощью. Практика стоматологических клиник показывает, что из-за отсутствия надлежаще оформленных договорных отношений пациенты, опираясь на несоблюдение законодательных норм, даже при условии качественно оказанной медицинской услуги, при обращении в суд получают значительные денежные компенсации. Размеры компенсаций, получаемых по результатам рассмотрения судебных исков, с лихвой покрывают затраченные пациентами средства на полученную медицинскую услугу. Таким образом, врач-ортодонт может стать источником заработка как для недобросовестного пациента, так и для адвоката, представляющего в суде его интересы. Нормативным документом, регламентирующим взаимоотношения врача и пациента, является п. II «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 27 от 13 января 1986 г.

3. Безупречное ведение медицинской документации, прежде всего, «Медицинской карты стоматологического больного» (форма № 043/у). В этом документе должна найти отражение следующая информация: жалобы пациента при первичном обращении, результаты объективного обследования, даты направления на дополнительные исследования и их результаты (рентгенография, телерентгенография, лабораторные анализы и т. д.), полный диагноз, план лечения с указанием конструкции аппарата(ов) и других назначений. В дневнике медицинской карты необходимо отображать состояние зубочелюстной системы пациента на промежуточных этапах лечения, рекомендации по профилактике осложнений и рецидивов, а также по уходу за ортодонтическим аппаратом и гигиене полости рта. В случае отказа пациента от какого-либо исследования врач должен сделать об этом запись в медицинской карте. Необходимо также сделать запись о том, что пациент информирован по всем вопросам, касающимся его заболевания (аномалии), о результатах проведения исследования, предложенном плане лечения, возможных его исходах и осложнениях.

В соответствии со ст. 32 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993) с пациентом может быть заключен письменный договор об информированном согласии на медицинское вмешательство.

4. Соблюдение прав пациента, гарантированных ему законодательными документами.

5. Признание перед пациентом допущенной ошибки, принятие исчерпывающих мер для предотвращения нежелательных последствий этой ошибки. Попытка врача скрыть допущенную ошибку имеет более тяжелые моральные последствия, потому что пациенты гораздо чаще готовы простить врачу ошибку, чем обман. Следует помнить, что неискренность и попытка сказать пациенту неправду – самый короткий путь к конфликту.

6. Страхование от профессиональной ошибки в соответствии со ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993), цель которого состоит в том, чтобы защитить врача в случае допущения ошибки, повысить уровень его мотивации к снижению количества ошибок, стимулировать его к повышению профессионального мастерства, а также обеспечить возмещение пациенту причиненного ущерба.

7. Соблюдение принципов врачебной этики: не обсуждать в присутствии пациента действия и уровень профессиональной компетентности своих коллег; не ущемлять интересы других учреждений и коллег, рекламируя деятельность собственного учреждения; соблюдать врачебную тайну; не допускать приемы нечестной борьбы за пациента.

Тесты для проверки уровня усвоения учебного материала

1. Укажите расположение нижней челюсти новорожденного:

2. Десневой валик верхней челюсти у детей первого года жизни имеет форму:

Молочный прикус разделяют на два периода. Первый период (от 6 мее. до 3,5 года) характеризуется незначительным стиранием зубов, плотным стоянием их в зубной дуге, ортогнатическим смыканием между зубными рядами.
Второй период (от 3,5 до 6 лет) характеризуется значительной стираемостью зубов, наличием диастем во фронтальном участке, а также скользящим прикусом.

Несколько повышенная стираемость молочных зубов — явление физиологическое, зависящее не только от консистенции пищи. Стертые окклюзионные поверхности молочных зубов обеспечивают скользящие движения нижней челюсти и способствуют росту последней.
Периоду стирания молочных зубов соответствует период образования диастем между фронтальными зубами.

Молочные зубы под влиянием развития зачатков постоянных зубов и роста челюстей становятся менее жизнеспособными — пульповая ткань их перерождается, атрофируется, корни резорбируются, зубы расшатываются и выпадают. К этому времени коронки молочных зубов расположены с промежутками и наклонены вестибулярно, что объясняется давлением расположенных кнутри от них и усиленно развивающихся зачатков постоянных зубов. Рассасыванию подвергается прежде всего та часть корня молочного зуба, которая обращена к зачатку постоянного зуба.

Процесс резорбции корней молочных зубов происходит в той же последовательности, какая имеет место при прорезывании, — то есть первыми резорбируются корни центральных резцов, а последними — корни вторых моляров (Алтухов).

Форма окклюзионной поверхности молочного прикуса в отличие от таковой в постоянном прикусе не имеет сагиттального и трансверзального искривления, а все зубы своей окклюзионной' поверхностью находятся в одной горизонтальной плоскости.

На формирование зубных дуг в молочном прикусе влияют расположение зачатков зубов, мышечное давление со стороны губ, щек и языка, нормальное носовое дыхание и другие факторы.

Молочные зубы являются фактором, стимулирующим рост челюстных костей, развитие жевательной мускулатуры, способствуют установке правильной артикуляции звуков, а также имеют большое значение в подготовке пищи для усвоения ее детским организмом.

формирование молочного прикуса

Сменный прикус

С 6-летнего возраста начинается смена молочных зубов постоянными, которая заканчивается к 13—15 годам жизни ребенка.
Молочные зубы, отслужившие свой срок, не могут удовлетворять требованиям растущего организма и уступают место более крепким и совершенным постоянным зубам.

Прорезыванию постоянных зубов, так же, как и молочных, свойственны парность, последовательность и очередность.
На развитие постоянных зубов оказывает влияние состояние зубов молочного прикуса. Длительные хронические воспалительные процессы в области периодонтальных тканей молочных зубов могут вызвать воспаление периодонтальных тканей зачатка постоянного зуба, нарушить его развитие и прорезывание (Т. И. Албанская).

Раннее разрушение коронок зубов кариозным процессом, понижение высоты коронок молочных зубов, а также ранняя их потеря приводят к значительным изменениям в формировании прикуса — к сдвигам нижней челюсти дистально или мезиально, к образованию косого и глубокого прикусов.

В процессе установки зубов в правильные дуги имеет большое значение влияние местных сил жевательного аппарата: давление щек, губ, языка и жевательное давление, а для постоянных зубов решающее значение имеет взаимодействие между молочным и прорезывающимся постоянным зубом (А. Я. Катц). Известно, что дистальные поверхности вторых молочных моляров верхней и нижней челюстей расположены в одной фронтальной плоскости, то есть молочные моляры находятся з одноименном бугровом смыкании.

Это объясняется тем, что нижний второй молочный моляр настолько шире верхнего второго молочного, насколько нижний центральный молочный резец уже одноименного верхнего молочного зуба. Такое смыкание молочных моляров обусловливает положение, при котором первые постоянные моляры при их прорезывании в первой фазе смыкаются также одноименными буграми.

В дальнейшем, в результате стирания жевательной поверхности молочных моляров, нижняя челюсть перемещается вперед и устанавливается фиссурно-бугорковое смыкание моляров. Этому сдвигу нижней челюсти вперед способствует также и процесс роста в области суставных головок, более длинный и широкий отрезок дуги во фронтальном участке верхней челюсти по сравнению с нижней.

Установлению фиссурно-бугоркового смыкания способствует также и то, что разница в ширине коронок между V | V и 5 | 5 зубами на нижней челюсти больше, чем разница в ширине этих коронок на верхней челюсти, а поэтому 6 | 6 зубы при выпадении V | V зубов перемещаются вперед на больший промежуток, чем 6 | 6. Этому благоприятствует также и то положение, что смена верхних вторых молочных моляров совершается раньше, чем смена нижних.

Читайте также: