Каков хукм чистки зубов современной зубной щеткой во время омовения

Опубликовано: 30.04.2024

Современные фатвы ученых Ислама

СКОЛЬКО РАЗ НУЖНО ПРОТИРАТЬ ГОЛОВУ ВО ВРЕМЯ ОМОВЕНИЯ?

Передают, что Абу Хабба рассказывал, что во время омовения ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Всевышний Аллах, помыл дочиста кисти рук, затем трижды прополоскал рот и трижды прополоскал нос, затем трижды умыл лицо и трижды помыл предплечья, затем один раз обтер голову, а затем трижды помыл ноги до щиколоток, после чего сказал: «Я хотел показать вам, как очищался Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха».

Этот хадис передали Абу Дауд, ан-Насаи и ат-Тирмизи с достоверной цепочкой рассказчиков. Ат-Тирмизи сказал, что это – самое достоверное сообщение по этому вопросу. См. «Булюг аль-марам», хадис № 31

Имам Мухаммад ибн Али аш-Шаукани, да помилует его Аллах

«Из этого хадиса следует, что обтирать голову желательно всего один раз. Однако ученые шафиитского мазхаба и некоторые другие ученые считали, что желательно обтирать голову трижды. При этом они обосновывали свою точку зрения несколькими хадисами, рассказанными со слов Али ибн Абу Талиба и Усмана ибн Аффана. Со слов первого хадис передали ад-Даракутни, аль-Бейхаки и ат-Табарани, однако все собранные ими версии являются слабыми. А со слов второго хадис передали Ахмад, Абу Дауд, аль-Баззар, ад-Даракутни, Ибн Хузейма и аль-Бейхаки, причем последний сказал:

«Есть много малоизвестных версий хадиса, рассказанного со слов Усмана, в которых говорится о том, что он обтирал голову трижды. Все они противоречат достоверным версиям и не влияют на мнение авторитетных знатоков хадисов, хотя некоторые из ученых продолжают ссылаться на них».

Абу Дауд сказал: «Все достоверные хадисы, рассказанные со слов Усмана, свидетельствуют о необходимости обтирать голову всего один раз. Некоторые ученые опираются на хадисы о том, что разрешается умывать надлежащие части тела по три раза. Они распространяют эти слова на обтирание головы и не обращаются к хадисам, в которых конкретно говорится, сколько раз следует обтирать голову».

Абу Убейд аль-Касим ибн Салям сказал: «Я не помню, чтобы кто-нибудь из наших предшественников обтирал голову трижды, кроме Ибрахима ат-Тейми».

Именно поэтому Муджахид, аль-Хасан аль-Басри, Абу Ханифа, аль-Муайяд Биллях, Абу Наср и многие другие ученые считали, что не следует обтирать голову более одного раза».

См. «Нейль аль-аутар» аш-Шаукани, 1/151-153; «Булуг аль-марам. Достижение цели», 1/108-109

Современные фатвы ученых Ислама

КАК ПРАВИЛЬНО ОБТИРАТЬ ГОЛОВУ ВО ВРЕМЯ ОМОВЕНИЯ? И КАКУЮ ЧАСТЬ ГОЛОВЫ НУЖНО ПРОТЕРЕТЬ?

Передают, что ‘Абдуллах ибн Зейд ибн ‘Асым, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что один человек попросил его: «Можешь ли ты показать мне, как совершал омовение Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» Он ответил: «Да». Затем он велел принести ему воды, а когда ее принесли, то слил немного воды на руки и дважды вымыл их, затем трижды прополоскал рот и нос, затем трижды умыл лицо, затем дважды вымыл каждую руку до локтей, а потом обтер голову, проведя обеими руками спереди назад и в обратном направлении». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

В другой версии хадиса говорится: «Он начал обтирать голову с передней части, пока обеими руками не достиг затылка, а затем провел ими в обратном направлении, пока не достиг того места, с которого начал».
См. «Булюг аль-марам», хадис № 32

Имам Мухаммад ибн Али аш-Шаукани, да помилует его Аллах

«В этом хадисе речь идет о том, как следует обтирать голову, и ученые по-разному истолковывали это предписание. Одни считали, что необходимо обтирать голову двумя руками, начиная с передней части головы и заканчивая на затылке, после чего необходимо провести обеими руками в обратном направлении. Это мнение опирается на обсуждаемый нами хадис. Другие ученые считали, что обтирать голову следует, начиная с затылка и заканчивая у самого лба, после чего надо провести обеими руками в обратном направлении. Они опирались на то, что именно такая последовательность упоминается в одной из достоверных версий хадиса. Третьи считали, что вначале нужно положить руки на чуб, затем обтереть ими часть головы до лба, затем провести руками в обратном направлении до затылка, после чего протереть часть головы от затылка до чуба. Обтирать голову можно любым из этих способов, потому что самое главное провести обеими руками по всей поверхности головы. Поступать таким образом желательно по мнению всех ученых.

Ан-Навави писал: «Причина этого заключается в том, что вода попадает на волосы по всей поверхности головы». Малик, аль-Музани и аль-Джабаи считали, что обтирать всю поверхность головы обязательно. Согласно одной из двух версий, этого же мнения придерживался Ахмад ибн Ханбаль. Ат-Табари и аш-Шафии считали, что достаточно обтереть даже часть головы. Абу Ханифа считал, что обязательно обтереть хотя бы одну четвертую часть головы. Ас-Саури, аль-Аузаи, аль-Лейс, Ахмад, Зейд ибн Али, Мухаммад аль-Бакир, Джафар ас-Садик и многие другие ученые считали, что достаточно протереть только переднюю часть головы, причем аш-Шафии и ас-Саури разрешали обтирать голову одним пальцем. В подтверждение своей правоты эти ученые приводили многочисленные доводы и хадисы.

Ибн аль-Мунзир сообщил, что АбдуЛлах ибн Умар обтирал только часть головы и что сподвижники не порицали его за такое решение. А в хадисе, переданном Абу Даудом со слов Анаса ибн Малика, говорится, что однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал омовение в катарской чалме. При этом он не развязал чалму, а лишь просунул под нее руку и обтер переднюю часть головы. Однако этот хадис является слабым, потому что одни из его рассказчиков по имени Абу Ма’каль неизвестен авторитетным знатокам хадисов. Похожие хадисы также передали Саид ибн Мансур и аш-Шафии, однако все они являются слабыми.

Ибн аль-Каййим писал: «Нет ни одного достоверного хадиса о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обтер часть головы. Если же он обтирал только переднюю часть головы, то вслед за этим проводил руками по чалме».

Из всего сказанного следует, что крайне желательно обтирать всю поверхность головы двумя руками, однако оснований для того, чтобы считать это предписание обязательным, недостаточно, потому что ни один достоверный хадис не содержит устного повеления поступать таким образом, без которого нельзя называть то или иное предписание обязательным».

См. «Нейль аль-аутар», 1/148-151; «Булуг аль-марам. Достижение цели». 1/110-112

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «К фитре[1] относится следующее[2]: стрижка усов[3], отпускание бороды, чистка зубов палочкой мисвак, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками[4], стрижка волос на лобке[5], подмывание водой и обрезание[6]«[7].

Сунной (желательным) является выщипывать волосы в области подмышек, но возможно ли их брить?

Разрешается ли пользоваться спиртовым дезодорантом или одеколоном? Можно ли совершать молитву, надушившись ими?

Если рассматривать строго и без поблажек, то непосредственно перед молитвой-намазом — нет, не стоит. Уточню, что это «нет» не проистекает из текста какого-либо аята или хадиса, а отражает взгляд значительной части ученых прошлых веков, которые, принимая во внимание то, что спиртное и все одурманивающее рассудок в Исламе запрещено, высказали мнение: сам спирт является канонически нечистым (наджас). В то же время запрет на употребление аннулируется, когда, например, вино преобразуется в уксус, и о разрешенности использовать уксус, полученный из вина, есть упоминание в Сунне как об «очень хорошей приправе»[8]. Среди богословов прошлого и современности, отвечающих на подобный вопрос, есть также мнение, что спиртосодержащие одеколоны и духи не являются запретными (харам), так как используются не для опьянения рассудка, а для устранения неприятных запахов и подчеркивают чистоту, опрятность человека[9]. Я лично согласен с таким подходом к данному вопросу, тем более что сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) очень любил благоухающие масла, настоятельно призывал к чистоте тела и одежды, а также оповестил о том, что приятный запах привлекает ангелов.

Известный богослов Рамадан аль-Буты считает, что «пользоваться одеколоном, даже если он со спиртом, канонически допускается». В реалиях нашего времени этот богослов относит спиртосодержащие одеколоны и дезодоранты к ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаемому и прощаемому[10], ведь количество наносимого на тело спирта крайне незначительно и он моментально испаряется. Также малое количество спирта в тех или иных средствах гигиены или парфюмерии, например, в шампунях или креме, относится к категории ‘умумуль-бальва[11], и верующий не должен мучить себя излишними сомнениями, которые обычно от Сатаны.

Если человек решает следовать мнениям тех богословов, которые более строго относятся к спиртосодержащим дезодорантам, духам, то сегодня среди косметических и гигиенических средств можно найти и такие, которые не содержат спирта. Если же все-таки пользоваться спиртосодержащим одеколоном, принимая во внимание мнения о дозволенности этого средства гигиены (ведь тех, что без спирта крайне мало и выбор невелик), то, даже учитывая быстрое испарение содержащегося в нем спирта и наличие приятного аромата, остающегося на протяжении дня, все-таки не стоит брызгать их непосредственно на тело, одежду прямо перед совершением молитвы-намаза, уместно будет дать несколько минут на испарение спирта.

Отмечу, что когда речь идет о спиртосодержащих кондитерских или других продуктах питания, в которые добавляется ликероводочная продукция, то следует воздержаться от употребления этого в пищу, ведь они попадают в желудок, а потому запретны, так как в достоверном хадисе сказано, что «опьяняющее в большом количестве запрещено [к употреблению] и в малом»[12].

Правда ли, что, если перед совершением молитвы-намаза почистить зубы мисваком, молитва будет в семьдесят раз лучше по вознаграждению?

Я не встречал достоверного высказывания Пророка об этом. Думаю, что подобное крайне маловероятно, так как мисвак относится к вещам, дополняющим молитву.

Мисвак (сивак) — это чистка зубов, а также то, чем чистят зубы, удаляют остатки пищи, снимают налет и устраняют неприятный запах. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мисвак — это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]»[13]. Есть дерево, ветки которого во времена Пророка применялись, как и сегодня применяются, в качестве щетки и пасты одновременно. Именно эти веточки, нарезанные примерно на длину современных зубных щеток, и подразумеваются в первую очередь в упомянутом хадисе, как и во всех других хадисах, рассказывающих о мисваке, или сиваке. На сегодняшний день научными исследованиями доказана значительная и многогранная польза мисвака для полости рта. Например, зубной налет, от которого возникает кариес, счищается этой палочкой очень эффективно.

«Экстракт этого дерева по своим химическим свойствам схож с такими антибактериальными и антикариесными веществами, как триклозан и хлоргексидин. Кроме того, в мисваке содержатся фтор, витамин С, танин, алкалоиды и флавоноиды. Поэтому использование мисвака укрепляет зубы, предохраняет от появления и дальнейшего развития кариеса, уменьшает зубную боль, устраняет плохой запах изо рта, укрепляет десны, а также придает зубам блеск и белизну. Современными исследованиями доказано также, что мисвак содержит в большом количестве биологически активные вещества, полезные для всего организма. Некоторой заменой мисваку, хотя и гораздо менее эффективной, могут служить веточки оливкового дерева, грецкого ореха и некоторых других деревьев»[14]. Среди современных зубных паст имеются и такие, основным компонентом которых является мисвак.

Что касается времени использования, то оно не имеет ограничений: после сна, после продолжительного молчания или разговора, после еды и т. д. Главным, в соответствии с действиями пророка Мухаммада, является постоянный уход за полостью рта с целью сохранения здоровья и свежести дыхания. Например, ‘Аиша передавала, что «посланник Всевышнего, когда возвращался домой, в первую очередь чистил зубы»[15].

Ученые-богословы единодушны: чистка зубов мисваком (как и иная форма поддержания полости рта в чистоте) является сунной муаккяда (обязательным на уровне сунны), так как Пророк был постоянен в этом и побуждал к этому других.

Относительно чистки зубов палочкой-мисваком непосредственно перед совершением очередной молитвы-намаза следует заметить, что в одном хадисе говорится о желательности чистки зубов перед полосканием рта во время совершения малого омовения (вуду’), а в другом — перед молитвой. Но последнее не говорит однозначно в пользу чистки прямо перед проговариванием намерения о совершении молитвы-намаза. Ведь желательно, чтобы в полости рта во время молитвы не было остатков пищи и чего-либо иного. А потому рекомендуется после использования сивака прополоскать рот.

И в заключение приведу еще один хадис: «Пророк Мухаммад всегда, днем это было или ночью, когда просыпался, чистил зубы перед тем, как совершить омовение»[16].

Можно ли пользоваться мисваком во время соблюдения поста?

По данному вопросу имеются два практических пояснения.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов говорят о нежелательности использования мисвака (палочки, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно) после начала времени полуденной молитвы (Зухр) и до захода солнца. Аргументация у них не прямая, а косвенная. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Запах изо рта постящегося[17] пред Всевышним лучше запаха благовония»[18]. «То есть, — заключила данная группа ученых, — желательно после полудня сохранить естественный запах полости рта».

Богословы ханафитского и маликитского мазхабов говорят о допустимости использования мисвака на протяжении всего времени поста. Опираются они в своем заключении на все хадисы, подчеркивающие необходимость чистоты полости рта и побуждающие к ее сохранению и удалению неприятных запахов, а также на два специальных хадиса, касающихся постящегося. Пророк Мухаммад говорил: «Одним из наилучших действий постящегося является [применение] мисвака»[19]. ‘Амир ибн Раби‘а говорил: «Я видел, как пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) постоянно и многократно пользовался мисваком[20] во время поста»[21].

Имам аш-Шавкяни, например, сказал: «Правильным является желательность (мустахаб) использования мисвака на протяжении всего времени поста. Так считала большая часть ученых»[22].

Пользоваться зубной щеткой во время поста без зубной пасты допускается, а вот от чистки зубной пастой в это время лучше воздержаться либо использовать в малом количестве. Многие богословы говорят, что попадание ее непосредственно в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не проглатывать.

Объясните, пожалуйста, почему необходимость содержать в чистоте и порядке свою квартиру, двор, общественные места, территорию города не является фардом (обязательным)? Вообще-то, наверное, по значению и важности это должно приближаться к степени соблюдения столпов Ислама.

Согласен. Так и есть. Известный постулат в Исламе: чистота — это половина (часть) веры[23]. Чем человек более набожен и религиозен не на словах, а на деле, в повседневной практике, тем больше (по возможности) он стремится к чистоте и порядку.

Нужно ли как-то сочетать простые повседневные гигиенические процедуры с малым и полным омовением?

Необходимости такой нет. Поступайте так, как вам удобнее.

Говорят, когда чистишь сиваком зубы, то нежелательно стоять в ряду при наступлении времени совершения намаза, а надо присесть или нагнуться и только тогда чистить зубы. Zaur.

Ничего такого не слышал и не читал об этом. Согласитесь, странно, если человек чистит зубы сидя, а тем более в ряду молящихся. Подобные гигиенические процедуры, исходя из этических соображений, необходимо производить заблаговременно.

Можно ли выбрасывать волосы и ногти не в мусорную корзину, а, например, в туалет?

Я люблю принимать душ каждый день. Но слышал, что часто такие процедуры делать нельзя.

В Коране и достоверных хадисах не раз можно встретить прямое повеление быть предельно чистыми, что подразумевает в первую очередь физическую чистоту, чистоту тела, одежды, жилища и т. п.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Чистота [физического и духовного характера] — половина веры [то есть наличие в сердце естественной и живой веры в Бога способствует его, человека, всесторонней чистоте и опрятности, как внутри, так и снаружи, что важно пред Господом миров и вознаграждаемо, по Его милости и щедрости]»[24].

То есть если в человеке есть вера, то она выступает определенным, индивидуальным для каждого, индикатором выявления загрязненности, необходимости принятия душа, мытья рук, уборки на рабочем месте или в квартире и т. п. Без перфекционизма и фанатизма, конечно же, иначе это постепенно перерастает в зависимость и психическое заболевание.

Я думаю, что для каждого человека частота приема душа — это индивидуально: кто один раз в неделю полностью моется, а кто постоянно. Что вы скажете по этому поводу?

Вы можете принимать душ столько, сколько вам это необходимо для поддержания личной чистоты и гигиены. Это зависит от стиля жизни, от регулярности занятий спортом, от сферы деятельности, трудовой занятости и т. д.

К примеру, японцы поступают очень даже по-мусульмански, принимая душ в среднем два раза в день (утром и вечером).

Мне уже 33 года, родители в детстве не сделали обрезания. Можно ли его сделать сейчас? И нет ли риска, что это как-то повлияет на мужскую половую систему? Улан.

Обрезание является медицинской процедурой, а потому вам лучше проконсультироваться у нескольких квалифицированных врачей-хирургов. Отсутствие обрезания не делает вас неполноценным, ущемленным в чем-либо пред Богом. Если все же не сделаете обрезания, то соблюдайте элементарные нормы гигиены.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Фитра (араб.) — естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе. Слово «фитра» некоторые богословы толковали и как «сунна» (путь). Они говорили: «Фитра — это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 148.

[2] О том, что именно относится к фитре, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.

[3] Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.

[4] Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.

[5] В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.

[6] Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал «полоскание рта». Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150.

[7] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 129, хадис № 56–(261); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 776, хадис № 2762, «хасан».

[8] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 849, хадис № 2051.

[9] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 18; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 25, 26.

[10] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 18.

[11] ‘Умумуль-бальва — все то, что является повсеместно распространенным и сложно обезопасить себя от этого.

[12] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 645.

[13] Хадисы от ‘Аиши, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 297, хадисы № 4832, 4833, оба «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 115, хадис № 118.

[14] Восточные рецепты: белоснежная улыбка // http://subscribe.ru/archive/science.health.genesha/200706/27080918.html

[15] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 118, хадис № 121.

[16] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 31, хадис № 57, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 426, хадис № 6891, «сахих».

Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 300–302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 123.

[17] Уточню, что слово, использованное в хадисе, поясняется как «изменение запаха ротовой полости», то есть запах не нечищеных зубов или скопления огромного количества бактерий на корне языка, а тот, что поднимается из голодного желудка. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 121.

[18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1880, хадис № 5927; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 121, хадис № 127.

[19] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 504, хадис № 8247, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 120, хадис № 126; Ибн Маджа М. Сунан. С. 183, хадис № 1677, «да‘иф»; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 19. Есть мнение, что этот хадис слаб по степени своей достоверности (да‘иф). Но в любом случае смысл его применяется на практике, учитывается при формировании выводов, так как по этой теме имеются похожие достоверные хадисы.

[20] Отсутствие конкретизации в хадисе говорит о том, что мисвак может быть и свежим, и сушеным. Так считал аль-Бухари и те, кто согласился с ним в этом. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 199.

[21] Св. х. Ахмада, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 239, хадис № 724, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 125.

[22] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 120.

[23] Пророк Мухаммад сказал: «Чистота [физического и духовного характера] — половина веры [то есть наличие в сердце естественной и живой веры в Бога способствует его, человека, всесторонней чистоте и опрятности, как внутри, так и снаружи, что важно пред Господом миров и вознаграждаемо, по Его милости и щедрости]». Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 119, хадис № 1–(223); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 48, хадис № 1/25, «сахих».

[24] Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 119, хадис № 1–(223); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 48, хадис № 1/25, «сахих».


Условия действительности омовения:

1. Омовение следует совершать чистой водой.

2. С кожи следует удалить всё, что может помешать доступу воды к тем частям тела, которые следует омывать (например, воск, тесто или краску).

Лак, которым пользуются женщины, препятствует доступу воды к ногтям, и поэтому омовение будет действительным только после его удаления.

Засохшая слизь в носу препятствует доступу воды к коже, и поэтому перед омовением лица её следует удалить.

Если кольцо узкое, его необходимо сдвинуть с места, чтобы под него могла проникнуть вода; если же оно достаточно широко, сдвинуть его следует в соответствии с сунной.

Перед омовением женщина должна снять накладные ногти (если есть), поскольку они препятствуют доступу воды.

Протирание накладных волос недействительно, так как это равносильно протиранию головного убора, что не может служить заменой протирания головы во время совершения омовения.

3. Необходимо, чтобы процесс осквернения, несовместимый с омовением, прекратился.

Омовение. Мытьё кистей рук

Так, недействительным будет омовение того, кто, не имея для этого достаточных оснований, приступит к нему, прежде чем у него перестанет выделяться моча или литься кровь из раны.

Точно так же недействительным будет омовение женщины, у которой не завершились месячные или послеродовое кровотечение.

Столпы омовения

Столпом именуется любая обязанность, являющаяся неотъемлемой составной частью того или иного вида поклонения. В пример можно привести обмывание лица при совершении частичного омовения или поясной и земной поклоны во время молитвы.

Обязанности разделяются на безусловные (катъы) и практические (амали).

Безусловной является такая обязанность, необходимость выполнения которой подтверждается прямым указанием Корана или Сунны. Так, протирать голову при совершении омовения необходимо в силу того, что Аллах Всевышний сказал (смысл): «. и протирайте головы».

Человек, отрицающий необходимость выполнения подобных обязанностей, заслуживает обвинения в неверии, а отказ от их выполнения делает недействительным то действие, составной частью которого является такая обязанность.

Омовение. Мытьё рук, включая локти

Практическая обязанность подобна безусловной в том отношении, что отказ от её выполнения также делает действие недействительным. Однако человек, отрицающий необходимость выполнения обязанностей такого рода, не заслуживает обвинения в неверии, если речь идёт о мере, определяемой с помощью иджтихада. Примером может служить решение о необходимости протирания четверти поверхности головы во время омовения.

Столпов омовения четыре:

1) однократное омовение лица;

2) однократное омовение рук до локтей (включительно);

3) однократное протирание четверти головы;

4) однократное омовение ног до лодыжек (включительно).

Обязательность этих столпов подтверждается словами Всевышнего (смысл): «О те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы, и (омывайте) ноги до щиколоток. » (сура «Аль-Маида», аят 6).

Омовение. Мытьё лица

По высоте к поверхности лица относится всё, начиная от верхней границы лба и до нижней части подбородка, а по ширине – всё, что находится между мочками ушей. К лицу относится часть щеки между виском и ухом, а также выступающие наружу части сомкнутых губ.

Омовение наружной части густой бороды, сквозь которую не видно, что под ней находится, заменяет омовение кожи. Если же борода редкая и сквозь неё видна кожа, то её необходимо промыть водой. Промывать волосы бороды, спускающиеся за пределы овала лица, не обязательно. Всё сказанное касается также усов, бровей и волос, растущих между нижней губой и подбородком.

Если ноготь является длинным и накрывает кончик пальца, мешая доступу воды к тому, что под ним находится, необходимо удалить препятствие и промыть то, что находится под ногтем.

Не следует во второй раз омывать то место, с которого были сбриты борода или усы, как не следует во второй раз омывать ссадину или голову после бритья.

Руки следует омывать вместе с локтями, а ступни ног – со щиколотками.

Желательные действия (мустахаббат) во время омовения

Омовение. Протирание (масху) головы

1. Протирание шеи после протирания головы.

Сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «В День воскресения будет защищен от оков тот, кто во время совершения омовения станет протирать шею» (Ад-Дайлями).

Ляйс бин Мусарриф передал слова своего отца, сообщившего, что его дед видел, как Посланник Аллаха ﷺ протирал голову, дойдя до затылка и начала шеи. В другой версии этого хадиса сказано: «Протерев голову, он сказал: «Так», – и сделал знак рукой, указав сначала на переднюю часть головы, а потом – на нижнюю часть шеи со стороны затылка» (Ахмад; ат-Тахави; ат-Табарани).

2. Обращение к кибле во время омовения,

поскольку омовение является одним из видов поклонения, и для него следует выбирать наилучшее положение.

3. Совершение омовения в чистом месте.

4. Совершение омовения и готовность к молитве до наступления отведённого для неё периода времени,

поскольку это даёт возможность ожидания наступления времени молитвы, а за ожидание начала молитвы полагается такая же награда, как и за её совершение. Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Раб будет пребывать в состоянии молитвы всё то время, пока он остаётся на месте совершения своей молитвы, ожидая наступления времени (следующей) молитвы, а ангелы станут говорить: "О Аллах ﷻ , прости его, о Аллах ﷻ , помилуй его!" – пока он не покинет (это место) или не осквернится» (Муслим).

Ритуальное малое омовение согласно ханафитскому мазхабу

5. Во время совершения омовения желательно самостоятельно омывать и протирать различные части тела,

не прибегая к посторонней помощи, но нет ничего дурного в том, чтобы обратиться к кому-либо за помощью, когда понадобится слить или принести воду. Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «После того как Посланник Аллаха ﷺ удовлетворял нужду, я часто приносил ему воду, которой он совершал омовение» (Муслим).

Сообщается, что аль-Мугира бин Шуба (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды ночью, когда я находился вместе с Посланником Аллаха ﷺ , он спешился и удовлетворил свою нужду. Когда он вернулся, я стал сливать для него воду из сосуда, который у меня был, а он совершил омовение и протёр свои кожаные носки» (Муслим).

6. Желательно набирать воду для полоскания рта и промывания носа правой рукой, а сморкаться и протирать ноги – левой.

Если человек не постится, полоскать рот и промывать нос необходимо как можно тщательнее. Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха ﷺ использовал правую руку для всего чистого и для еды, а левую – для подмывания и всего нечистого» (Ахмад; Абу Дауд).

Омовение. Полоскание рта и носа.

7. Во время омовения не следует разговаривать о мирских делах,

чтобы омовение, являющееся преддверием поклонения, было свободно от примесей мира этого.

8. Не следует ни расходовать слишком много воды, ни чрезмерно экономить её.

9. Воду, которая останется после омовения, желательно выпить стоя и обратившись лицом к кибле.

Сообщается, что альХусейн бин Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «(Однажды) Али велел принести себе воду для омовения. », после чего он описал, как Али совершил омовение, а потом сказал: «Потом он встал и сказал мне: "Подай мне (сосуд)", – и я подал ему сосуд, в котором находились остатки воды, использованной им для омовения. Он выпил эту воду стоя, а я удивился этому. Заметив моё удивление, он сказал: "Не удивляйся, ибо я видел, как Пророк ﷺ делал то же самое, что на твоих глазах сделал я. Он повелевал подавать ему воду, которой он пользовался для омовения, и стоя выпивал то, что оставалось"» (Ан-Насаи; ат-Тахави).

10. Завершив омовение, желательно прочитать следующую мольбу:

«Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха ﷻ , у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник. О Аллах ﷻ , причисли меня к кающимся и причисли меня к очищающимся (Ашхаду алля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарика ляху, ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюху. Аллахумма джаль-ни мина-т-таввабина ва-джаль-ни миналь-мутатаххирина)».

Мольба (дуа) после омовения

11. После омовения желательно совершить молитву в два ракаата.

Сообщается, что однажды Усман (да будет доволен им Аллах) совершил омовение, а потом сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха ﷺ совершил омовение, подобное моему омовению, а потом сказал: "Простятся прошлые грехи тому, кто совершит омовение, подобное этому моему омовению, а потом совершит молитву в два ракаата, не разговаривая с самим собой"» (Муслим).

12. При омовении рук и ног желательно омывать больше, чем установлено, захватывая не только локти и щиколотки.

Сообщается, что Нуайм бин Абдуллах сказал: «(Однажды) я видел, как совершает омовение Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах). Он полностью омыл лицо, потом омыл правую руку, пока не дошёл до предплечья, потом протёр голову, потом омыл правую ногу, пока не дошёл до голени, потом омыл левую ногу, пока не дошёл до голени, а потом сказал: "Я видел, что так совершал омовение Посланник Аллаха ﷺ , который сказал: "Благодаря совершению омовения должным образом в День воскресения у вас будут белые звёзды во лбу и белые кольца на руках и ногах, так пусть же тот из вас, кто сможет, увеличит свою звезду и свои кольца, сделает это"» (Муслим).

Омовение. Мытьё ног, включая шиколотки

Установление (хукм) относительно омовения

1. Совершение омовения становится обязательным (фард) в том случае, когда человек, находящийся в состоянии малого осквернения, желает совершить молитву (салят), будь то заупокойная молитва (джаназа) или совершение земного поклона (саджа) при чтении (тилява) определённых аятов Корана.

Аллах Всевышний сказал (смысл): «О те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы, и (омывайте) ноги до щиколоток. » (сура «Аль-Маида», аят 6).

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не будет принята молитва от осквернившегося, пока он не совершит омовение» (Аль-Бухари).

2. Омовение необходимо (ваджиб) совершить перед обходом (таваф) Каабы, так как обход является одним из видов поклонения, подобным молитве.

Обход Каабы (таваф)

Пророк ﷺ сказал: «Обход вокруг Дома (Каабы) подобен молитве, если не считать того, что во время этого обхода вы разговариваете. Пусть же тот, кто станет разговаривать во время обхода, говорит только о благе» (Ат-Тирмизи; ан-Насаи; аль-Хаким).

3. Омовение желательно (мандуб) совершать периодически, поскольку это постоянно делал Пророк ﷺ . Кроме того, желательно совершить омовение после отказа от совершения грехов и принесения покаяния (тавбу).

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда раб (Аллаха ﷻ ), исповедующий Ислам (или: верующий раб), совершает омовение и омывает своё лицо, с лица его вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) сходит всё греховное, на что он смотрел своими глазами; когда он омывает руки, вместе с водой с рук его сходит всё греховное, что он ими брал, а когда он омывает свои ноги, вместе с водой с ног его сходит всё греховное, к чему они направлялись, (и так продолжается до тех пор) пока не выходит он свободным от грехов» (Муслим).

Передают со слов Усмана бин Аффана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Грехи будут покидать тело того, кто станет совершать омовение должным образом, выходя даже из-под его ногтей» (Муслим).

Омовение перед сном

Сон с омовением

Аль-Бара бин Азиб (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «О такой-то, если захочешь лечь в постель, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой; ляг на правый бок и скажи: "О Аллах ﷻ , я предался Тебе и повернулся к Тебе лицом своим, и вручил Тебе дело своё, и к Тебе обратился в поисках убежища по желанию своему и из страха (перед Тобой). Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! Уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего Пророка ﷺ , которого Ты послал (Аллахумма, инни аслямту нафси иляй-ка, ва ваджжахту ваджхи иляйка, ва фаввадту амри иляйка ва альджа'ту захри иляйка рагбатан ва рахбатан иляйка. Ля мальджа'а ва ля манджа минка илля иляйка! Аманту бикитабика-л-лязи анзальта ва бинабиййика-л-лязи арсальта)". И, поистине, если умрёшь ты этой ночью, то (умрёшь) в присущем тебе от рождения состоянии, а если доживёшь до утра, то обретёшь благо» (Аль-Бухари; Муслим).

Использованная литература: «Хашияту Тахтави», стр. 91; «Имдадул Фатах», стр. 80; «Фикху Муяссар», стр. 41

В исламе большое внимание уделяется соблюдению гигиены. Для очищения полости рта мусульмане, помимо традиционных средств, используют также мисвак (сивак) – палочку, которой устраняют остатки пищи и перебивают неприятный запах. Мисваком также именуют и сам процесс чистки зубов.

Во времена Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) для этих целей использовали ветки дерева арак, которые служили одновременно и щёткой, и пастой. Дело в том, что под кожицей мисвака находятся волокна, которые схожи с щетинками на современных щётках, а экстракт этого дерева содержит профилактические элементы нынешних зубных паст.

Способ применения

Перед использованием желательно намочить сивак тёплой водой, а кончик палочки очистить от кожицы на 1-2 сантиметра и разжевать волокна. На конце появятся щетинки, а сам мисвак будет похож на кисточку, которой и нужно чистить зубы и десна без нанесения зубной пасты.

Достоинства использования:

1) Соблюдение Пречистой Сунны. Пророк (с.г.в.) регулярно чистил зубы таким способом и призывал к этому своих сподвижников. Считается желательным применять мисвак во время тахарата (малого омовения). Сам Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Если бы я не опасался, что это станет бременем для моей уммы, то велел бы использовать мисвак с каждым омовением» (Бухари).

2) Довольство Аллаха, подтверждением чему служат следующие слова Его Посланника (с.г.в.): «Сивак – очищение полости рта и причина довольства Господа» (Бухари).

3) Гнев шайтана, который ненавидит всё, что приносит пользу человеку. Имам Насаи приводит слова Посланника Всевышнего (с.г.в.) о том, что мисвак вызывает раздражение у шайтана.

4) Соблюдение чистоты и гигиены, чему в исламе уделяется большое внимание. В одном из хадисов говорится: «Чистота – это ключ от молитвы» (Тирмизи).

В какое время чистить зубы мисваком по сунне?

Это дозволено в любой момент суток, но есть временные промежутки, когда делать сивак желательно.

  • Во время омовения (как уже было сказано в первом пункте предыдущего подраздела).
  • При возвращении домой – желательно использовать мисвак сразу после того, как верующий переступил порог своего дома. Жена Пророка (с.г.в.) – Аиша (р.а.) говорила: «Когда Посланник Господа, саляллаху алейхи ва салям, входил в жилище, то первым делом он брался за мисвак» (Муслим).
  • После сна. В одном хадисе говорится, что Пророк (с.г.в.), вставая ночью на намаз, чистил зубы сиваком (Бухари).
  • Перед посещением мечети, как это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). Известно, что отправляясь на коллективный намаз, он использовал благовония и освежал дыхание мисваком.

Мисвак во время поста

Относительно дозволенности этой процедуры во время уразы в среде мусульманских богословов существуют некоторые разногласия. Если речь идёт о промежутке от рассвета до полуденного намаза (зухр), то все учёные сходятся во мнении о применимости сивака. Но, что касается времени между молитвой зухр и временем разговения (ифтара), то тут мнения разделились. Представители шафиитского мазхаба считают, что мисвак нежелательно использовать постящимся в указанный период. Основным доводом служит хадис: «Запах изо рта соблюдающего поста для Аллаха лучше, чем благовония» (Бухари, Муслим). Исходя из этого, необходимо терпеть, даже если запах неприятен, и не прибегать к каким-либо освежителям дыхания, включая и сивак (можно ограничиться полосканием рта водой, избегая заглатывания).

Богословы других мазхабов уверяют, что прибегать к мисваку во время уразы допустимо на протяжении всех суток. В качестве основного довода приводится хадис, в котором сказано: «Посланник Аллаха регулярно чистил зубы сиваком во время поста» (Абу Дауд, Ахмад). Также Ибн Маджа приводит такие слова Пророка (с.г.в.): «Одно из лучших качеств постящегося – это мисвак».

Какой рукой чистить зубы мусульманам?

В среде алимов единого ответа на этот вопрос нет, так как их мнения разделились. Одни считают, что нужно держать ветку арака в правой руке, так как сивак – это соблюдение Пречистой сунны, а Посланник Аллаха (с.г.в.) всё начинал с правой руки. Другие же утверждают, что мисваком люди удаляют грязь, а удаление нечистот производится левой рукой. Третьи же придерживаются позиции, что всё исходит от намерения человека: если он решил использовать мисвак с целью получить за это саваб, то есть соблюсти сунну, то ему следует взять сивак в правую руку. А если верующий решил удалить нечистоты изо рта – например, вытащить что-то застрявшее в зубах – то лучше это делать левой рукой.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).


Вопросы, касающиеся личной гигиены постящегося в светлое время суток

Можно ли во время поста чистить зубы и использовать зубную пасту? Можно ли во время поста употреблять жевательную резинку? Каково суждение о неоднократном приеме ванны днем в Рамадан?

Можно ли во время поста чистить зубы и использовать зубную пасту?

Как известно, мусульмане имеют такое средство для очистки зубов, как сивак (мисвак), использовать который (согласно ханафитскому мазхабу) не порицается. Один из сподвижников сказал: «Я видел, что не считал возможным, - Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чистящим рот сиваком во время поста».

Что же касается чистки зубов простой щеткой, то, вероятно, по аналогии с сиваком это не порицается.

Другое дело – использование зубной пасты. В этом случае необходимо соблюдать предосторожность, чтобы не проглотить пасту внутрь. По мнению большинства ученых, в случае попадания пасты внутрь организма пост нарушается. Поэтому лучше отложить использование зубной пасты на вечер (либо на раннее утро). Однако, если постящийся, чистя зубы и соблюдая при этом осторожность, все же по оплошности проглотил зубную пасту, то его пост не нарушается. Всевышний говорит в Коране: «. На вас греха не будет, коль ошибетесь вы, а грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, - Аллах Прощающ, Милосерд!» (Сура «Аль-Ахзаб», аят 5). А Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Всевышнего) сказал: «Моей общине прощены ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением».

(Совет Исламской академии фикха при Организации Исламская Конференция)

(Духовное управление мусульман Нижегородской области)

Можно ли во время поста употреблять жевательную резинку?

Все богословы однозначно придерживаются отрицательной позиции, поскольку при ее жевании выделяются вкусовые элементы, которые жвачка, несомненно, содержит. К тому же употребление жевательной резинки (особенно длительное) наносит организму немалый вред, т.к. при ее жевании выделяется желудочный сок, призванный способствовать процессу пищеварения. Не находя же в желудке еды он начинает разъедать сам желудок. Таким образом, после жвачки следует принимать какую-либо пищу, и, следовательно, во время поста ее употребление особенно опасно.

(Духовное управление мусульман Нижегородской области)

Каково суждение о неоднократном приеме ванны днем в Рамадан?

Это разрешается. В этом нет ничего плохого. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего), постясь поливал голову водой, спасаясь от жажды. Постясь же один из сподвижников смачивал свою одежду водой, чтобы ослабить воздействие жары или жажды. Влага не влияет на пост – ведь она не вода, попадающая в желудок.

(шейх Ибн Усаймин)

Добавим, что, применив суждение по аналогии (кыяс), следует, что можно принимать не только прохладную ванну, в целях противодействия жаре, но и теплую, чтобы ослабить воздействие холода (в особенности, в холодные дни). Однако, при этом следует отметить, что ходить в баню или сауну, где человек будет сильно потеть, во время поста порицается. Если же баня служит для того, чтобы просто помыться, то это, как уже было отмечено выше, разрешается. То есть, под запрет попадают не места для мытья, а процесс потения, который при соблюдении поста оказывает на организм негативное влияние. Также следует отметить, что не рекомендуется во время поста ходить в бассейн с целью купания там, поскольку во время купания сложно предохраниться от попадания воды внутрь. Если же этого удастся избежать, то это не запрещается.

(Духовное управление мусульман Нижегородской области)

Если женщина очистилась после месячных непосредственно после восхода зари, должна ли она воздерживаться и поститься в этот день? Засчитывается ли этот день или за него она должна совершить внеурочный пост?

Если крововыделение прекратилось во время восхода зари или несколько раньше, то ее пост считается правильным и вознаграждается также, как выполнение обязанности, даже если она и совершила полное омовение (гусль) лишь после того, как наступило утро. Если же крововыделение прекратилось лишь тогда, когда наступило утро, то она должна в этот день воздерживаться от запрещаемого. Она не вознаграждается за него, более того – совершает внеурочный пост после Рамадана, а Аллах знает лучше.

Читайте также: