Подросток отказывается чистить зубы

Опубликовано: 26.03.2024

Журналист и мама Евгения Артамонова делится лайфхаками по приучению ребенка к чистке зубов.


Родительство постоянно подкидывает новые задачи. Сейчас у меня на повестке головоломка продвинутого уровня: как приучить ребенка чистить зубы. Желательно, не связывая его по рукам и ногам, – полюбовно. Для ее решения я отправилась в тематические группы в соцсетях и призвала на помощь поисковые системы. Моему сыну вот-вот исполнится два года. Поэтому собрала информацию по большей части для малышей.

Сегодня стоматологи советуют начинать чистку с первого зуба, примерно в полгода, чтобы как можно раньше сформировать привычку.

В более осмысленном возрасте, в 1,5–2 года, можно объяснять важность этого процесса. В первую очередь на словах, ну и, конечно же, используя другие доступные современные средства коммуникации с малышом, такие как мультфильмы и книги.

Начнем с мультфильмов. Для совсем маленьких есть отличный эпизод у многосерийных "Малышариков" – "Чистим зубы", а для детей постарше – у "Фиксиков" "Зубная щетка". И старые добрые советские "Королева Зубная щетка" или "Птичка Тари".


Видео: "Малышарики. Щетка"; режиссер – Марина Мошкова; продюсер – Илья Попов; производство – студия анимации "Петербург" и Мастер-фильм


Теперь переходим к самой чистке. Проводить гигиенические процедуры эффективнее в игровой форме: петь песни, рассказывать истории. Весело и с энтузиазмом. И обязательно подавать пример. Ребенок должен видеть, как это делают мама, папа, братья и сестры. Можно еще купить игрушку с большими зубами и ухаживать за ее полостью рта тоже.

Казалось бы, сколько всего! Но часто маленькому человеку этого недостаточно и приходится применять родительские лайфхаки. Мамы в Сети советуют иметь в арсенале и менять разные щетки, пасты, держатели для них и другие аксессуары, которые повышают интерес к процессу.

И лучше, чтобы щеток было много. Они имеют свойство постоянно теряться. К тому же можно выдать одну ребенку – грызть, а второй уже орудовать самостоятельно. Или чистить зубы друг другу.

Некоторым помогает "сражаться с бактериями" (монстрами и так далее), разрешить сначала пожевать щетку, а потом, под предлогом "посмотреть, все ли злодеи убежали", вычищать их за зубами уже взрослой рукой. После победы важно очень радоваться.


С теми, кому подобные битвы еще непонятны, стоит попробовать через любовь к чистоте. Если ребенок чистюля, можно после умывания обратить его внимание на то, как грязно во рту и под этим предлогом вместе избавляться от грязи. Мой сын, например, очень любит вытирать ручки, подметать и сразу бежит снимать испачканную футболку.

Детям постарше подойдет ежедневный подсчет зубов – вдруг за ночь появились новые –
и фиксирование процесса чистки. Опытные родители советуют ставить в ванной маленькие песочные часы для отслеживания времени и отражать гигиенические процедуры на специальном плакате на стене. За определенное количество – дарить подарки.

Вообще поощрять можно как и чем угодно и без дополнительных средств, используя всем знакомый метод пряника.


Видео: "Фиксики. Зубная щетка"; идея проекта – Александр Татарский; производство – студия "Аэроплан", продюсерский центр "Рики"

Ну и напоследок хорошо, если такое ежедневное и рутинное занятие превратится в ритуал. Например, после ванной папа будет заворачивать ребенка в его любимый халат и чистить вместе с ним зубы.

Мне придется снова ходить кругами, для того чтобы подойти к своим ответам. Потому что этот подход не столько стратегический, сколько мировоззренческий.

Прежде всего, хочу напомнить, что главное в решении наших ситуаций – отношения с ребенком. Их надо не нарушить, их надо сохранить, какую бы проблему поведения мы ни решали.

Второе важное - способ нашего общения. Если мы трагичны, склонны драматизировать ситуацию и свою роль в ней, если мы не любим играть, нам будет непросто выполнить эти простые рекомендации.

И наоборот. Если мы склонны экспериментировать, если мы готовы к длительному опыту, если нам важно не то, что будет делать ребенок сейчас, а каким он станет потом, и если в нас сохранился еще наш с вами внутренний ребенок, которому интересно, что будет, который, высунув язычок от старания, рисует что-то на листе бумаги и удивляется тому, что у него получилось, то эти варианты действий вполне могут прийтись нам впору.

Предки наши зубов не чистили, а теряли их, судя по художественной литературе, ничуть не раньше, чем мы с вами. Более того, некоторые исследователи утверждают, что эмаль зубов сохраняется куда лучше, если рот просто споласкивать, зубов не трогая. То есть, существует мнение, что чистка зубов, как и повальные занятия в спортзалах, в некотором смысле «психоз цивилизации».

Так это или не так, сейчас значения не имеет. Потому что в наших понятиях Закона и Порядка принято хотя бы дважды в день вооружаться зубной щеткой. И, конечно, все мы заинтересованы, чтобы наш ребенок в эти параметры вписывался. Я тут не исключение, потому и говорила, что реплику психолога «Он имеет право обращаться со своим телом, как ему угодно» (историю эту я приводила в одном из постов), выданную матери усыновленного подростка, я считаю как минимум непрофессиональной. Впрочем, не только поэтому. А потому еще, что не согласна с модными понятиями свободы, когда человек оправдывается в своем стремлении делать что ему угодно, пренебрегая тем, что чувствуют люди вокруг него и не обращая внимания на общепринятые условности. Я считаю это признаком одичания общества.

Ну, так. Есть у нас дитятко, и не чистит оно зубов.

Тут два варианта. Ребенок недавно появился в нашей семье, он взят под опеку или усыновлен. В этом случае, если мы соединились с нашим ребенком, когда он уже дожил без нас до подросткового возраста, вряд ли нам стоит форсировать события. Тут у нас вопрос вживления, прорастания – медленный и тщательный, и можно пожертвовать не только чистыми зубами, но и еще немало чем, пока мы выстраиваем наши отношения, пока проращиваем нашу веру в то, что мы теперь родные люди, что мы любимы и любим, что мы друг для друга надежда и опора.
Но если ребенок этот наш изначально. Вряд ли мы не воспитывали его прежде в плане гигиены, раз теперь задаемся таким вопросом. Скорее всего, наша детка доросла до пубертата и взялась протестовать против всего на свете. То есть, мы вступили в период дезориентации и демонстрации – непростое для всех родителей время.

Что же нам делать?

Прежде всего, приготовиться к тому, что никакие разговоры нам не помогут (Мы же уже пытались поговорить, объяснить, а в ответ либо протесты, либо насмешки, либо «стеклянные глаза»). Что же мы делаем в этом случае?

Первое: мы отступаем.

То есть, делаем вид, что сдались. Даже можем при последней беседе (спровоцируйте ее) махнуть рукой: «Больше не буду к тебе с этим приставать, делай что хочешь.» Если очень хочется, можно еще добавить очень модные сейчас "волшебные" слова "я уважаю твой выбор", если мы знаем о своем ребенке, что эти слова дадут ему иллюзию победы. Пусть потешится. Мы же помним, что наши отношения с ребенком нам во сто крат дороже всех зубов мира вместе взятых.
Иногда, правда, нам приходиться напоминать себе об этом. В переходном возрасте в этой «напоминалке» мы нуждаемся особенно часто.

Еще одно, теперь лирическое, отступление.

На своем семинаре я рассказывала, как важно нам иметь сообщников в воспитании детей. Это тема длинная и отдельная, а если коротко, то хорошо и правильно, чтобы нас окружали люди, которые никогда не бывают нами поносимы или раскритикованы при ребенке, пока он растет, те, к кому он может обратиться «если что», те, кто вызывает в нем симпатию и доверие.

Следующее лирическое отступление.

А способны ли мы блефовать? Способны ли сочинять на ходу? Можем ли договориться о чем-то с друзьями или родственниками из нашей надежной группы, чтобы они помогли нам и приняли участие в наших небольших представлениях? Готовы ли мы самостоятельно моделировать ситуации, а не ждать, когда «представится случай»?
Если да, продолжаю. Но все, что я скажу дальше, будет штрихами, наметками. Не указанием, как надо действовать, а неким «блюдом», посмотрев на которое мы не прочь его приготовить, но не следовать рецепту точь в точь, а внести свои изменения, как это каждому творческому повару-мастеру (а не ремесленнику) свойственно.

Итак, мы отступаем. Некоторое время, возможно , около месяца, делаем вид, что проблемы не существует, «обесточиваем» ее. Пусть наше чадо полностью расслабится.

Потом создаем ситуацию совместного ухода из дома в конкретное место. Уже стоя на пороге, говорим вдруг: «Ой, я забыла почистить зубы. Подожди, пожалуйста, а то еще дыхну несвежим на. кого угодно (продавца, соседа, девушку в сбербанке, в зависимости от того, куда мы идем).

Важно! В это время мы на нашего ребенка не смотрим! Нам надо только, чтобы он находился к нам близко и стопроцентно наши слова слышал, но взгляда мы не ловим и в том, что он нас услыхал, не убеждаемся. Наша цель, чтобы, приняв эту информацию, он чувствовал себя совершенно свободным от нашего влияния. В его сознании это не более чем случайность!

Идем себе потом спокойно, говорим совсем о другом. За тем, как приходит в себя наше вздрогнувшее чадо, не наблюдаем.

Спустя некоторое время, можно неделю или дней десять, разыгрываем сценку в разговоре по телефону с кем-то, кому мы доверяем. Вот тут нам понадобится встречный взгляд! Итак, мы говорим по телефону, например, с подругой, в это время мы можем спокойно путешествовать по квартире, то есть, мы не ограничены необходимостью иметь наше дитятко подле себя. Психологически как раз лучше «маячить», но, конечно, нам надо убедиться, что наушников в ушах ребенка нет. Мы крутимся рядом с ним и ведем отстраненный от ребенка разговор ( чтобы оправдать «кручение» рядом с ним, займитесь, например, разборкой шкафа или протиркой пыли). Итак, мы беседуем, вспоминаем, например, наши школьные годы, смеемся. Говорим: «А помнишь, такой-то в классе….(что угодно. цветок с горшком расколотил). А помнишь, как однажды наши ребята… (бревно не могли их физкультурного зала вынести, застревали)» И потом вдруг:

- Что? Какой? (пауза) А, этот, вечно с грязными зубами? Помню, конечно! Мы его еще тухляком звали».

Вот здесь довольно неприятно, потому что в этом месте мы себя обрываем: «Ой, ну ладно, давай потом поговорим», и тут же, прервав разговор, обращаемся к ребенку, непременно называя его по имени и дожидаясь, чтобы он на нас посмотрел: «Прости за бестактность, я не хотела тебя задеть. Извини, дорогой», - и, сохраняя несколько смущенный вид, уходим в другое место квартиры.

Даем ребенку пережить инцидент, пусть снова пройдут дней десять.

И нам опять понадобится «помощь зала».

Договариваемся с кем-нибудь из своих о короткой сценке, которую мы перед нашим подростком разыграем. В это раз, мы снова ни под каким видом не смотрим на ребенка, мы говорим коротко и только с тем, с кем мы «в сговоре».
Картинка приблизительная:

- Слушай, забыл(а) тебя спросить, как там Имярек, что у нее с этим парнем? Помнишь, ты говорил(а), что ей кто-то приглянулся?

- Да ну, ерунда. Это он издалека казался симпатичным. А потом они пошли танцевать на вечеринке, он засмеялся, а у него во рту помойка. Жуть вообще. Даже кусок пищи в зубе застрял, и вообще все зубы в налете.

- Да кошмар. Он ведь еще к ней целоваться полез! Она еле дотанцевала, чтобы не сбежать.

Тут же надо перейти на другую тему, ее тоже спланировать и обсудить заранее. Вторая тема должна быть совсем другой и еще короче первой. Например, для мамочек:

- Слушай, посмотри. Что у меня нам под воротником? Что-то царапает…

- А? Да у тебя там ярлык шею натер. Давай отрежу…

После этого надо уйти. Желание оглянуться на ребенка – подавить. Заняться чем-то, чтобы не быть уличенными. Это не трудно, можно, например, сесть за компьютер. Но лучше разобрать какую-то коробочку, например. Вместе сделать что-то по хозяйству.

Вот такие приемы помогают включить в нашем чадушке «программу долгосрочного реагирования». Нам же важно не именно сейчас добиться успеха в нашем воспитании, а получить, что называется, пожизненный результат. Эти три сценки мы можем разыграть в течение месяца, частить тут нельзя, а потом, когда пройдет еще месяц, снова соорудить нечто подобное. Пустить в ход фантазию, придумать «сценку» в которой некто с немытыми зубами вызвал неприязнь у собеседника.

Пожалуй, этого хватит.

И, конечно же, мы понимаем с вами, что для того, чтобы наши примеры оказались убедительными, должны быть и другие разговоры с нашими близкими, при которых ребенок присутствует, должны быть разыграны похожие ситуации с безобидными для него сюжетами. Чтобы не вызвать подозрений.

И я бы не стала смущаться придуманностью сценариев, потому что, либо у нас все "идет как идет", либо мы сами составляем программу, по которым играется пьеса. Если мы активны, то и ответственности не боимся. Я думаю так.

Вода камень точит. А водопад может камень сдвинуть с места, и он покатится себе… не туда, куда бы нам хотелось. Поэтому запасемся терпением. И начнем распространять наше влияние потихоньку, чтобы оно поступало капельно и удерживалось в сознании нашего ребенка надежно и прочно.

Проблема: к гигиенисту Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» на прием пришел подросток для проведения чистки air flow. При осмотре обнаружена плохая гигиена полости рта, очень много налета на зубах и даже на деснах. Подросток, отвечая на вопрос гигиениста о частоте чистки зубов, признался, что чистит зубы от случая к случаю.


сильное скопление зубного налета из-за плохой гигиены рта

Решение: проведено профессиональное удаление зубного налета методом Air Flow, рекомендованы средства гигиены, проведена беседа о важности регулярной чистки зубов, показано обучающее видео о правильной чистке зубов.


проведена профессиональная чистка зубного налета Air Flow

Гигиенист Смирнова Елена отметила неудовлетворительную гигиену рта, увидев зубной налет не только на зубах, но и на деснах. На ее вопрос, о том, как часто пациент чистит зубы, подросток ответил, что иногда чистит. В результате такого отношения к собственным зубам они покрылись толстым слоем зубного налета. Исходные фотографии показывают, что налет покрывает и передние, и дальние зубы как снаружи, так и внутри.

плохая гигиена, много зубного налета на зубах и деснах

плохая гигиена, много зубного налета на зубах и деснах
плохая гигиена, много зубного налета на зубах и деснах

плохая гигиена, много зубного налета на зубах и деснах

В зубном налете развиваются бактерии, которые своими продуктами жизнедеятельности вызывают раздражение и воспаление десен. Если не чистить зубы 1-2 дня, то в местах скопления зубного налета происходит вымывание минералов из эмали. Деминерализованная эмаль сильнее подвержена кариесу, так как она уже недостаточно прочная. Качественная чистка зубов дважды в день и регулярная профессиональная чистка зубного налета сохранят здоровье зубов и десен.

Чтобы показать места скопления зубного налета гигиенист Смирнова Е. провела индикацию зубного налета специальным красителем. Под воздействием красителя зубной налет приобретает цвет от голубоватого до красно-фиолетового в зависимости от срока присутствия налета на зубах.

зубной налет окрашен специальным индикатором

зубной налет окрашен специальным индикатором
зубной налет окрашен специальным индикатором

зубной налет окрашен специальным индикатором

Пациенту выполнена профессиональная чистка зубного налета методом Air Flow. Air flow – это чистка зубов смесью воды и специального чистящего порошка под давлением. Профессиональная чистка зубов удаляет зубной налет быстро и качественно, в том числе из труднодоступных мест – около десен, между зубами. После чистки Air Flow эмаль зубов полируется, чтобы зубной налет меньше прилипал к ней.

На фотографиях после чистки стали явно заметны места деминерализации эмали зубов (белые пятна на зубах):

зубной налет удален чисткой Air Flow

зубной налет удален чисткой Air Flow

Подростку было показано обучающее видео о правильной чистке зубов. Даны рекомендации по выбору зубной пасты и щетки. Назначен курс реминерализующей терапии гелем Rocs.

Чтобы проконтролировать качество чистки зубов гигиенист посоветовала использовать дома индикатор зубного налета в виде ополаскивателя - Plaque Agent. Прокрашенным местам следует уделить больше внимания при чистке.

ополаскиватель с индикатором зубного налета

Отметим, что любая, самая лучшая паста и щетка не дадут никакого результата, если будут стоять на полочке в ванной. Только регулярная чистка зубов справится с зубным налетом и не даст ему разрушить зубы.

Стоимость чистки Air Flow 2500 рублей. Стоимость индикатора зубного налета Plaque Agent – 920 рублей.

Другие примеры работ специалистов «Диал-Дент» смотрите тут.

  • 11:41 15.01.18 -Стоматолог Ортос, Стоматология для взрослых и детей Балаково

12 эффективных способов приучить ребенка чистить зубы


Любой взрослый человек прекрасно осознает, с какой целью мы чистим зубы и почему делаем это ежедневно. Дети наших доводов не понимают, им весь процесс кажется тяжкой обязанностью, которую взрослые им навязывают из вредности. Как убедить ребенка в необходимости чистки зубов? Задача эта, пожалуй, самая сложная, но опытные мамы нашли выход из этой ситуации. Сегодня мы поделимся основными рекомендациями по приучению крохи к гигиене полости рта.

Первые навыки

Многие мамы при попытке заставить ребенка чистить зубы сталкиваются с протестом и гневным видом последнего. Отнеситесь к этому терпимее, ведь малыш еще не до конца осознает всю важность этого процесса, а ваши рассказы воспринимаются им как нудные нотации. В лучшем случае он просто сделает вид, что усердно чистит зубы, на самом деле проведя по ним всего пару раз.

Для того чтобы научить ребенка основным принципам ухода за полостью рта, воспитательный процесс должен начинаться в самом раннем возрасте. С появлением первого зубика начинайте обтирать его влажной марлей или специальными салфетками. Если во рту крохи «поселилось» уже несколько зубиков, то уделяем внимание и промежуткам между зубами. Таким образом, гигиена полости рта станет для малыша привычным ежедневным занятием, которое пока проводит мама. К возрасту двух лет научите малыша полоскать рот водой, особенно после еды. Объясните, что эта процедура тоже является гигиенической, но делать это он уже может самостоятельно, без помощи старших.

Любой малыш хочет иметь «взрослые» вещи, поэтому в этом же возрасте можно торжественно вручить ребенку его первую зубную щетку (пока без пасты). Выбирать щетку нужно придирчиво. Обратите внимание, чтобы ручка была толстой, иначе ребенку будет неудобно держать ее в своей ручонке. Щетину выбирайте мягкую, чтобы малыш не поранил нежные десенки. Конечно, в этом возрасте кроха еще не сможет полноценно чистить зубы, а к своему инструменту начнет привыкать.

Но не все так легко, как нам хотелось бы. Детки начинают капризничать, сопротивляться и выражать свое недовольство. И в этом случае родителям следует проявить смекалку и ненавязчиво прививать ребенку основные правила по уходу за зубами.

12 советов родителям

  • Отсутствие давления

Как говорил знакомый всем персонаж, «Спокойствие, только спокойствие». Это совершенно не означает, что нужно молча и терпеливо позволять крохе издеваться над собой и не выполнять требований старших. Наоборот, нужно проявлять настойчивость, но в разумных пределах.

Важна также и последовательность действий. Нельзя сегодня разрешать то, что вчера было запрещено и наоборот. Позволить ребенку не почистить зубы – такая мера поощрения почему-то считается нормальной. Наградите его за заслуги чем-то другим, а вопрос гигиены должен быть постоянным спутником жизни.

В то же время нельзя заставлять ребенка чистить зубы, стоя рядом с ремнем. Этот метод будет действовать только в младшем возрасте. Как только ребенок достигнет подросткового возраста, он может совсем перестать ухаживать за собой исключительно из чувства протеста.

Не нужно торопить и ругать ребенка, если у него что-то не получается.

  • Чистим вместе

Личный пример действует эффективнее, чем любые объяснения и уговоры. Берите малыша с собой в ванную для утренних процедур. Дайте щетку и ему тоже, пусть он пробует повторять ваши движения.

Постепенно игра перерастет в привычку, и тогда ребенок будет сам догонять вас на пути в ванную комнату.

  • «Фантастическая» зубная щетка

Купите ребенку яркую / красивую зубную щетку и пасту с фруктовым вкусом. Щетку желательно приобретать вместе, пусть кроха сам выберет ту, которая ему больше нравится. Сейчас их такое разнообразие: и с героями мультфильмов, и разных цветов, и даже со «вкусными» запахами. Но при покупке изучите и другие характеристики щетки. Например, щетина должна быть синтетической, потому как натуральная хуже просушивается и более привлекательна для микробов.

Зубная паста тоже должна привлекать внимание. Помимо очевидной для взрослых пользы, нужно обращать внимание и на ее вкус. Этот фактор притягивает или отталкивает детей в первую очередь.

Все приобретения лучше делать в аптеке и после посещения детского стоматолога. Специалист подскажет вам, какой должна быть высота ворса зубной щетки, какие компоненты являются обязательными для детской зубной пасты и что приобретать нежелательно.

  • Посещаем стоматолога

Действительно, к доктору сходить нужно. И не только для очередной порции нравоучений, а и за реальной помощью.

Стоматологические клиники сейчас оснащены множеством различных средств обучения. Детям показывают мультфильмы нужной тематики. После обучающих видеоматериалов детишкам демонстрируют правила чистки зубов на муляжах. Такие занятия с наглядными демонстрациями не могут «испариться» из памяти.

Вы можете повторить то же самое и дома. Сейчас не сложно приобрести игрушку с большими зубами и попросить малыша показать, как же правильно чистить зубки.

  • Фиксируем успехи

Успех, если он был замечен и отмечен – это всегда дополнительный стимул к новым свершениям. Раньше в школах первоклассникам вешали на стену большой плакат и за каждый хороший ответ ученика клеили напротив него по звездочке.

Смело берите этот метод на вооружение. Необязательно звездочки, пусть это будут любые фигурки, наклейки, которые нравятся вашему ребенку. Но и вознаграждение нужно придумать заранее. Определенное количество наклеек должно приносить малышу определенное поощрение.

  • Мотивация

А куда без нее? Заставляя, вы вызываете в ребенке протест. Малыш не должен ощущать, что старшие навязывают ему свою точку зрения. При хорошей мотивации ребенок даже сам не заметит, как начнет выполнять ваши рекомендации. Увлеките его через игру или придумайте страшную сказку с хорошим концом, в которой все кариесы сбежали от зубной щетки.

  • Право выбора

Даже здесь нужно предоставить ребенку возможность выбора. Но это не выбор плана «чистить или не чистить зубы». Пусть он будет выбирать себе зубную щетку и зубную пасту. И сейчас мы имеем в виду не момент покупки. Обеспечьте наличие на полочке в ванной комнате 2-3 разных щеток для вашего крошки и столько же видов зубной пасты. Разнообразие каждый день – такое вряд ли может надоесть.

  • Мультфильмы

Не все взрослые знают, что на тему ухода за зубами уже выпущено несколько мультфильмов и фильмов для детей. Разные истории про малышей-нехочух, которые отказывались чистить зубки, дадут определенный эффект.

  • Дух соперничества

Это тоже своего рода мотивация. Ну, какой ребенок не хочет быть лидером? Или выигрывать, соревнуясь с мамой? Придумайте, например, соревнование у кого после чистки зубы будут белее . Выигравшему обязательно приготовьте маленький приз. Пусть это будет всего лишь яблоко, но выигранное им самостоятельно.

Любой процесс станет намного увлекательней, если он проходит в игровой форме. В этом случае ребенок выполняет все действия легко и непринужденно и не воспринимает их как тяжкое бремя.

Включите фантазию и проанализируйте, во что ваш кроха любит играть больше всего. Именно эта игра и должна стать основой для вашей выдумки. Он любит играть в человека-паука? Тогда можно сказать, что плохой запах изо рта рассекретит героя или не позволит ему справиться с очередным преступником. Тут все на вашу фантазию…

  • Приобретите песочные часы

Зачем они нужны? Чтобы успокоить малыша. Некоторым милым созданиям кажется, что родители заставляют их чистить зубы слишком долго. Договоритесь с ребенком заранее, что весь процесс будет занимать ровно столько времени, сколько пересыпается песок. В итоге малыш перестанет ныть и будет ориентироваться по часам.

Только приобретите те часы, которые рассчитаны на 2 минуты. Это не слишком долгий промежуток времени для ребенка, а паста как раз успеет «поработать».

  • Ухаживаем за игрушками

Дети ведь любят подражать взрослым, вот и дайте своему ребенку такой шанс. Пусть он собственным положительным примером научит игрушки чистить зубки. После показа всего процесса своим игрушечным друзьям, ребенок может почистить зубы и им тоже.

Желательно для этой цели использовать игрушки из пластика или других твердых материалов. Плюшевых друзей мочить жалко, да и сохнуть они будут достаточно долго.

К восьми годам ребенок, правильно приученный к гигиене полости рта, уже может самостоятельно и полноценно чистить зубы. Дать ему первые навыки совсем не сложно, нужно только проявить немного терпения и включить свою фантазию.

Нередко в переходном возрасте подростки начинают отдаляться от семьи и кардинально меняют поведение








Нередко в переходном возрасте милый ребенок превращается в замкнутого нервного подростка, который может вспылить из-за пустяка, нагрубить или замкнуться. Как найти общий язык с повзрослевшим чадом, почему оно так себя ведет, можно ли его ругать и как правильно контролировать, «АиФ»-НП» рассказала детский и подростковый психолог-психоаналитик Екатерина Козлова.

Ребенок разочаровывается в родителях

Глеб Данилов, «АиФ»-НП»: Екатерина, когда наступает подростковый возраст с точки зрения науки?

Екатерина Козлова: В разных странах и в разные эпохи было различное отношение к этому периоду. И в нашей стране было время, когда девочки в 12-13 лет выходили замуж и рожали детей. Да и сейчас много концепций и подходов к пониманию начала и окончания подросткового возраста, самый большой диапазон - от 11 лет до 19-20.

По распространенному мнению, предподростковый возраст начинается с формированием вторичных половых признаков, приблизительно в 11 лет. А сам подростковый период - в 13-15 лет, с появлением месячных у девочек и эякуляции у мальчиков.

- Почему становится тяжело общаться с подростками? Чем обусловлен кризис?

- Подростковый период достаточно длительный, и на каждом году в этом периоде происходят свои процессы. Кризис наблюдается только на одном из этапов. Сначала дети предпочитают общаться только с детьми своего пола, мальчики задирают девочек, проявляют к ним агрессию. Может наблюдаться неопрятность, несобранность. Отношения с родителями спокойные. В возрасте около 12 лет в отношениях с родителями наблюдается стремление протестовать, перепады настроения. В общении со сверстниками пока преобладает интерес к своему полу, появляются собственные компании.


В 13-15 лет происходят сильные изменения как в организме, так и в психике подростка. Это и есть время так называемого кризиса. Меняются авторитеты для подростка, теперь это не родители, а сверстники. Нужно это понимать и не бороться с неизбежным. Протекание этого этапа зависит от семьи, от отношений с родителями - как они относятся к нему и к тому, что с ним происходит. Когда ребенок был маленьким, он идеализировал маму с папой. Для того, чтобы у подростка появились собственные убеждения, ему приходится отказываться от убеждений его родителей, происходит своеобразное разочарование в них. Теперь он понимает, что мама и папа не всесильны, имеют слабости и т. п. Также в этом возрасте идет активная борьба с собственными влечениями, усиливается сексуальное напряжение, и все борются с ним по-разному. Кто-то прибегает к интеллектуализации, у таких усиливается мыслительная активность, кто-то ищет острых ощущений, кто-то стремится изменить мир, уходя в группировки, секты и т. д. Подросток действительно имеет больше свободы и ответственности, чем малыш, но не все готовы к таким переменам, особенно, если до этого его чрезмерно контролировали или не давали самостоятельности. Часто в это время дети чувствуют себя одинокими, они не могут и не хотят получить внимание и заботу от родителей как раньше.

Может наблюдаться протест и желание отличаться от других людей, борьба за свою свободу, часто это выражается во внешнем облике подростка.

После 16 лет юноши и девушки стремятся отстаивать свои права и желания. Отношения с родителями могут быть не такими напряженными. Подросток готовится к новому этапу «отделения» от них, к поиску собственной пары.

Подросток будет скорее зависать с друзьями, чем учить уроки, если дома его не ждёт ничего, кроме нотация.

Без насилия и давления

- Можно ли как-то подготовить ребенка к сложностям подросткового возраста?

- Готовиться больше необходимо родителям. Смиритесь с тем, что ребенок взрослеет и придётся изменить отношения с ним, возможно, семейный уклад. Если подростковый бунт слишком сильный - значит, есть проблемы в отношениях с родителями (в том числе слишком сильная привязанность к ним). Подростковый кризис, как лакмусовая бумажка, показывает, есть ли еще какие-то нерешённые проблемы из детства, и, можно сказать, даёт последний шанс, чтобы их решить самостоятельно, без психотерапии.

- Часто подростки забрасывают учебу, перестают делать уроки. Нужно ли заставлять их учиться?

- Необходимо спокойно выяснить, что произошло. Если раньше ребенок делал уроки, а сейчас перестал - значит, есть какие-то причины для этого. Если подросток будет бояться родителей, он не сможет им доверять и делиться какими-то событиями и переживаниями.

- Нужно ли наказывать за бунт? И как?

- С подростком происходят колоссальные изменения, это сильнейшая нагрузка на организм и психику. В этот период важно его поддерживать, не давя. Помните закон физики? Чем больше давление – тем больше сопротивление. Это не значит отсутствие ограничений, они есть на протяжении всего процесса воспитания, только они уже должны по-другому обозначаться. Необходимо не давить властью и авторитетом (ведь его потом особо не будет), а договариваться. Если испортить отношения в этот период, это может длиться всю жизнь. Иногда наблюдаю такую ситуацию: родители гиперконтролировали ребенка, делали за него уроки, чистили ему зубы, помогали с гигиеной и т. п., а когда пришёл подростковый этап, удивляются, почему он несамостоятельный, ничем не интересуется, равнодушен, иногда груб и агрессивен.

Если отношения до этого возраста были доверительные, ребенку предоставлялась свобода, самостоятельность, то подростковый этап пройдет легче.

Сегодня дети осваивают Интернет очень рано, поэтому родителям важно вовремя рассказать им обо всех опасностях Сети.

- Некоторые думают, если загрузить ребенка дополнительными занятиями, секциями и кружками, то времени на бунтарство и выходки не останется.

- Растет тенденция загружать детей уже с двух лет секциями, занятиями; расписание малыша иногда превосходит по загруженности расписание взрослого. Но это приводит к увеличению психологических проблем и даже психиатрических заболеваний. Подростка также не стоит загружать занятиями, если это не его самостоятельный выбор как способ справиться с напряжением.

Бунт нужен!

- Нужно ли контролировать подростка? Как узнать, что он попал в плохую компанию, и что делать?


- Когда нужна срочная помощь психолога?

- В этом возрасте может наблюдаться некий регресс, могут появиться страхи, невротические реакции (навязчивые мысли и действия, тики и т. п.). Это может пройти и само. Если не проходит или сильно выражено, следует обратиться к специалистам. Нужна помощь, когда ребенок говорит о смерти, о желании умереть. Суицидальные попытки подростков часто направлены на реакцию взрослых, но иногда связаны с подростковой депрессией. Кроме того, обратиться к психологу необходимо, если наблюдаете сильные поведенческие симптомы (постоянно подавленное состояние, агрессия, уход из дома и прочее), пищевые нарушения (анорексия, булимия), различные зависимости (компьютерные игры, интернет, алкоголь, наркотики).

- Говорят, что подростковые бунты нужны, иначе они могут появиться в зрелом возрасте, и это будет гораздо хуже, потому что тогда люди могут разрушать браки.

- Все возрастные вопросы должны быть решены в свое время. Подростковый бунт - значимый этап в жизни человека, когда он взрослеет, осознает свое Я, свои потребности, защищает личное пространство, устанавливает собственные законы и границы в отношениях, часто через конфликт, агрессию, раздражение. Не проживая этот период, он станет инфантильным взрослым, не умеющим отстаивать свое мнение и добиваться своих целей. Он будет жить не своей жизнью, действуя по указке родителей, пока проблемы не вскроются и он наконец не заметит, что его интересы и потребности не удовлетворены. Или другой вариант - человек будет пытаться всю жизнь бороться, протестовать, до сих как бы находясь в подростковом этапе.

Мальчишку можно увлечь через спорт, но не только.

Советы родителям

Что может помочь:

  • доверительные отношения с родителями;
  • гибкость родителей (готовность меняться самим и менять отношения с подростком, восприятие его);
  • принятие взросления ребенка;
  • благополучное прохождение подростком предыдущих возрастных этапов (своевременное решение вопросов и конфликтов определенного возраста);
  • отсутствие конфликтов между родителями в семье.

Что помешает:

  • чрезмерный контролироль,
  • физические наказания в семье,
  • противоречия в воспитании (сегодня разрешают, завтра запрещают, или один родитель разрешает, другой запрещает),
  • несамостоятельность подростка (вместе спал с родителями или одним из них, делал уроки вместе с родителями, несамостоятелен в быту),
  • травматические ситуации (развод родителей, смерть родственника, друга и т.п. ).

Читайте также: