Внимательно прочитайте в учебнике порядок чистки зубов

Опубликовано: 21.04.2024

1. Рассмотрите условные знаки. Какие правила в них зашифрованы? Расскажите по этим знакам, как выработать правильную осанку.


Отметьте (закрасьте кружок), какие правила вы выполняете.

2. Практическая работа "Уход за зубами"

Цель работы: освоить приемы ухода за зубами.

1) Рассмотрите фотографии. Отметьте (закрасьте кружок) предметы, необходимые для ухода за зубами. Объясните (устно) назначение каждого предмета.


Внимательно прочитайте в учебнике порядок чистки зубов. Воспроизведите движения зубной щетки:

а) при чистке зубов с наружной стороны

б) при чистке зубов с внутренней стороны

в) при чистке жевательных поверхностей зубов

Отметьте на схемах освоенные вами движения.


3) Следуя инструкции, научитесь пользоваться зубной нитью:

а) вытянуть кусочек нити, отрезать его

б) обмотать пальцы концами нити

в) почистить промежутки между зубами

4) Прочитайте инструкцию на упаковке жидкости для полоскания рта. Следуя инструкции, прополощите рот.

Придумайте друг для друга вопросы и задания, чтобы узнать, достигнута ли цель работы. Оцените свои успехи, поставив зан "+" в соответствующие квадратики.

+ Мы верно выбрали предметы для ухода за зубами

+ Мы успешно освоили движения зубной щетки при чистке зубов

+ Мы научились пользоваться зубной нитью

+ Мы научились пользоваться жидкостью для полоскания рта

3. Продукты растительного происхождения отметь (закрась кружок) зеленым карандашом, а продукты животного происхождения - красным.


4. Составьте меню для своей семьи.

Наше меню

Завтрак Обед Ужин
каша гречневая, бутерброд, чай с вареньем борщ, картофельное пюре, компот рыбная котлета, салат, чай
каша овсяная, чай, яблоко грибной суп, картофельное пюре, чай кусочек мяса, отварные овощи, чай
каша овсяная, кусочек сыра, чай борщ, овощи тушенные, чай запеканка с молоком
каша овсяная, кофе, сливки свекольник, салат, морс рыбная котлета, салат, чай
каша овсяная, кусочек мяса, кофе, сливки борщ, овощи тушеные, чай кусочек мяса, отварные овощи, чай

Докажите, что ваше меню соответствует правилам здорового питания.

Приготовьте одно из блюд и угостите им своих друзей.

15407

Все чистят зубы по-разному. Кто-то тратит на это пресловутые 2–3 минуты, кто-то пару раз проходится сверху, снизу — и готово. Рассказываем, как делать это правильно.

Подберите правильную щётку

Есть популярное мнение, что жёсткая зубная щётка якобы лучше удаляет налёт. Однако вместе с налётом она сильно скребёт по эмали и дёснам. Это может им навредить — дёсны могут сильнее кровоточить, а эмаль будет стираться.

Даже если у вас нет проблем с дёснами, выбирайте щётку со средней, а лучше мягкой щетиной. На упаковке таких щёток обычно написано medium (средняя) и soft (мягкая). Мягкость щёток обманчива — они хорошо убирают налёт, особенно если чистить зубы как следует. Есть они у таких брендов как Curaprox, Rocs, Colgate, Lacalut, Paradontax и Oral-B.

Можно выбрать и электрическую щётку. Ряд исследований подтвердил, что они справляются с налётом лучше обычных. Для ежедневной чистки подойдут насадки со средней жёсткостью или мягкие.

Подберите пасту с фторидом

В магазинах так много разных паст, что можно запутаться. На самом деле не принципиально, с какой добавкой будет ваша паста. Выбрать можно любую, условие только одно — чтобы в ней был фторид. Он не даёт бактериям, вызывающим кариес, активно размножаться после еды. Соединения фтора (fluoride) — именно то, что делает пасту способной предотвращать кариес. Для эффекта фторидов нужно очень мало. На упаковке должна быть маркировка содержания фторида для взрослых — 1,350–1,500ppm, для детей старше 3 лет — более 1000ppm, до 3 лет — менее 1000 ppm.

Если пасты нет, а зубная щётка есть, это лучше, чем совсем ничего.

Попробуйте чистить иначе

Стоматологи советуют чистить зубы круговыми или выметающими движениями. Весь процесс устроен примерно так :

  • Смочите щётку водой и выдавите пасту. Достаточно размера горошины.
  • Поставьте щётку под углом примерно 45 градусов к линии роста зубов.
  • Короткими массирующими движениями аккуратно пройдитесь по верхнему и нижнему зубному ряду.
  • Не забудьте о дальних коренных зубах: до них тоже нужно достать.
  • Не забудьте почистить таким же образом зубы с внутренней стороны.
  • Аккуратно пройдитесь по языку, чтобы убрать с него налёт.
  • Не полощите рот водой: достаточно просто сплюнуть пасту. Так от содержащегося в ней фторида будет эффект. Нет, компоненты пасты вам не навредят, если у вас нет аллергических реакций.

Ещё можно посмотреть видео с техникой чистки.

Чего делать не нужно:

  • Тереть щёткой туда-сюда вдоль зубов — со временем от такой чистки десна перестаёт прикрывать шейку зуба. Это чревато болезненностью, а бактериям будет легче нападать на нежную шейку зуба, не защищённую эмалью и десной.
  • Использовать одну и ту же зубную щётку больше 3–4 месяцев. Это касается и насадки для электрической щётки.
  • Регулярно забывать чистить зубы, особенно вечерами. Если это войдёт в привычку, особенно после сладостей, в будущем с большой вероятностью может могут воспалиться дёсны или появится кариес.

Вероятно, сначала тщательная чистка будет вас раздражать. Хорошая новость в том, что вы быстро привыкнете.

Засекайте время

Чистить зубы надо две минуты два раза в день. Науке неизвестно, нужно ли это делать до или после завтрака, но утром в любом случае нужно. Вечером чистить зубы тоже очень важно: если вы почистили зубы после ужина и вам снова захотелось есть, после еды нужно повторить процедуру. Это необходимо, чтобы ночью, когда слюны выделяется меньше, вызывающие кариес бактерии не устроили пир на ваших зубах.

Если вам не всегда хватает терпения на чистку, попробуйте включить любимую песню. Главное, чтобы она длилась не меньше двух минут. Для любителей приложений есть бесплатная программа Brush DJ. Приложение будет присылать напоминания и разные подсказки для чистки.

При необходимости используйте зубную нить

Стоматологи всё ещё спорят о том, нужно ли ежедневно проходиться нитью между зубами. Но если вы чувствуете, что в зубах что-то застряло или чистка не справилась, нить будет кстати. Используйте ее аккуратно раз в день , не травмируя дёсны. Больше об уходе за зубами можно узнать из нашей статьи о том, как это делают стоматологи.

Ещё немного рекомендаций

Чистка зубов — это не всё . Нужно сбалансировано питаться: есть каждый день овощи и фрукты, употреблять как можно меньше продуктов с добавленным сахаром и трансжирами. Стоит периодически ходить к стоматологу на профилактические осмотры, не дожидаясь боли в зубах. Частота посещений зависит от того, есть ли у вас уже проблемы с зубами, какие-то жалобы или вы уже лечите зубы. Перерыв между осмотрами может быть от 3 месяцев до 2 лет. Если лечить зубы вовремя, не дожидаясь глубокого кариеса или пульпита, они будут дольше оставаться здоровыми.

Обязательно идите к врачу, если:

– вы часто пренебрегаете чисткой зубов, любите сладкое;

– зубы растут неровно (это может изменить прикус);

– чувствуете боль в зубах или дёснах — на зубах появляются тёмные пятнышки, похожие на кариес;

– зуб выпал или надломился;

– стали прорезываться зубы мудрости;

– появился плохой запах изо рта.

Уделяйте внимание гигиене полости рта у детей. Пока малыш не чистит зубы сам, купите специальную зубную щёточку для младенцев и используйте её. Привычной для нас щетины на таких щётках нет. Когда у ребёнка появятся первые зубы, можно использовать детскую пасту с фтором. Фтора бояться не надо: до трёх лет достаточно пасты размером с семечку, а после трёх можно использовать уже горошину.

Нужно быть рядом и следить, чтобы дети не глотали пасту. Если ребёнок проглотил пасту, это не страшно. Главное, чтобы он не делал это постоянно. И не забывайте водить ребёнка к стоматологу: первый приём должен быть до года , когда у малыша уже появились первые зубы. Больше по теме воспитания у детей привычки чистить зубы можно почерпнуть в статье про обучение ребенка уходу за зубами.

Буурел Оюнмаа Сааяевна

О порядке ухода за зубами. Советы врача.

ВложениеРазмер
beseda_na_temu_ukhod_za_zubami.docx 24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Правила ухода за зубами, казалось бы, известны нам с детства. И все-таки количество людей, которые могут похвастаться отсутствием тех или иных «зубных» проблем, довольно небольшое. И часто это обусловлено именно неправильным уходом за полостью рта. Как ухаживать за зубами, чтобы они всегда оставались здоровыми?

Какую зубную пасту выбрать?

Особых критериев по выбору пасты нет, главное – чтобы она содержала фтор.

Что нужно знать о зубной щетке?

Зубную щетку нужно регулярно менять (примерно раз в 3 месяца) – бактерии, накапливающиеся на ней, могут послужить причиной возникновения заболеваний полости рта, а также замедлить выздоровление больных зубов вследствие повторного инфицирования. Если трех месяцев еще не прошло, но вы заметили, что щетка потеряла свой первоначальный вид – растрепалась, из нее выпадает щетина, также смените ее.

Особенно часто нужно менять зубную щетку людям, страдающим различными расстройствами пищеварительной системы, и обязательно сменять щетку после перенесенных пневмонии, ангины, гриппа, ОРЗ – бактерии, оставшиеся на зубной щетке такого человека, способны продолжать свою жизнедеятельность на протяжении месяца.

И последнее - пользоваться нужно исключительно своей зубной щеткой.

Как часто и как долго нужно чистить зубы?

Как минимум дважды в день – утром, перед завтраком, и вечером, перед отходом ко сну. Продолжительность чистки зубов – 3 минуты.

Как правильно чистить зубы с помощью зубной щетки?

Зубная щетка перед чисткой зубов тщательно промывается, на нее наносится небольшое количество зубной пасты.

Наружные и внутренние поверхности зубов чистятся так: рабочая часть зубной щетки располагается под углом 45º к зубу и производятся «выметающие» движения по направлению от десны к зубу.

Жевательные поверхности зубов очищают так: располагают зубную щетку горизонтально и совершают возвратно-поступательные движения.

Внутренняя поверхность жевательных зубов чистится короткими движениями зубной щеткой, расположенной под углом к вертикали зуба.

Внутренняя поверхность передних зубов чистится движением от десны к верхнему краю зуба зубной щеткой, расположенной вертикально.

Не забываем о чистке языка – он очищается выметающими и возвратно-поступательными движениями.

Зубная щетка тщательно промывается и ставится в стакан щетиной вверх.

Как правильно чистить зубы с помощью зубной нити?

Когда под рукой нет зубной щетки или воспользоваться ею не представляется возможным, очистить зубы от остатков пищи поможет флосс, или зубная нить. Для очищения зубов с помощью флосса нужно намотать 40 см нити вокруг средних пальцев рук так, чтобы между ними осталась натянутая часть нити длиной примерно 2-3 см. Эту часть нити нужно аккуратно ввести между зубами, произвести несколько движений от десны к верхнему краю зуба, при этом нить флосса должна огибать зуб по линии десны. По мере использования нити нужно ее разматывать. Каждый участок флосса используется один раз для одного межзубного промежутка.

Нужно ли чистить язык?

Одним из важнейших этап очищения полости рта является чистка языка. Многие забывают об этом, ограничиваясь только чисткой зубов. А ведь на языке также накапливаются остатки пищи и различные вредоносные микроорганизмы. Чистка языка поможет удалить налет с него и станет гарантией свежего дыхания.

Для чистки языка можно использовать специальные скребки (ложки), обратную сторону предназначенной для этого зубной щетки (с мини-скребком для языка на ней), обычную зубную щетку и зубную пасту. Начинать очищение языка следует с задней его части, постепенно перемещаясь к кончику языка. После чистки языка нужно промыть скребок (зубную щетку, ложку) под проточной водой, а рот прополоскать эликсиром.

Зачем нужны зубные эликсиры?

Завершающим этапом очистки полости рта является использование зубного эликсира. Он предупреждает образование налета на зубах, оказывает антибактериальное воздействие на полость рта, освежает дыхание. Полоскание зубным эликсиром занимает 1-2 минуты, после чего жидкость нужно выплюнуть.

Как питание сказывается на здоровье наших зубов?

Состояние зубов во многом зависит от нашего питания. Так, для зубов вредны продукты, в больших количествах содержащие сахар. Хотите избежать кариеса – ограничьте себя в употреблении различных сладостей. Также доказано, что эмаль зубов способен разъедать сок цитрусовых, поэтому после употребления их в пищу желательно прополоскать рот. Разрушающе действует на зубы слишком холодная и слишком горячая пища (напитки), в особенности ее совмещение (выпитый горячий кофе после только что съеденной порции мороженого).

Полезными для здоровья зубов являются продукты, богатые фтором (красная рыба, черный чай), кальцием (молочные продукты, кунжут, соя), железом (печень, фасоль, гречневая крупа), фосфором (говядина, яйца, рыба), витаминами D (яйца, грибы, скумбрия), B (орехи, морковь, картофель, цветная капуста, шпинат), C (шиповник, яблоки, смородина).

Как часто нужно посещать стоматолога?

Профилактический осмотр у стоматолога и своевременное лечение зубных болезней – гарантия того, что в будущем у вас не будет проблем с полостью рта. Посещать стоматолога рекомендуется раз в полгода.

Здоровые зубы, ослепительная белоснежная улыбка, приятный запах изо рта, отсутствие страха во время визита к стоматологу – вот результат правильного ухода за зубами, регулярной заботы о чистоте полости рта.

Цель: познакомить со строением зубов и их значением в жизни нашего организма; изучить правила ухода за зубами и убедить детей в необходимости соблюдения этих правил; воспитывать человека, который умеет заботиться о своём здоровье.

Оборудование: учебник “Природоведение” 4 кл З. А. Клепинина, дневники наблюдений, цветные карандаши, таблицы “Органы пищеварения”, “Зубы”, “Как чистить зубы”, “Разрез зуба”, санплакаты по уходу за зубами; макет зубов; стихотворение-памятка для учащихся, инд. карточки для учащихся, карточки-тесты, зеркала у каждого учащегося; предметы гигиены (несколько видов зубной пасты, разные виды флосса, зубные щётки, жевательные резинки).

Ход урока

I. Организация класса

II. Проверка рабочих мест

III. Сообщение синоптиков. Работа в дневниках наблюдений.

Уч-ль: Как всегда, в начале урока — сообщение синоптиков. Сделайте прогноз погоды на сегодняшний день.

1. Поэтическая минутка.

Не видно снега уж давно,
И веет вновь весенний ветер.
Теперь на улице тепло,
И во дворе играют дети.
В лесу подснежник расцветает,
А скоро расцветёт сирень.
И на опушке снег последний тает,
И выглянет навстречу солнышку олень.
И вот уж первый солнца луч
Нечаянно в комнату зашёл…
Наверно, где-то взял он ключ.
И я спрошу: “Ты как меня нашёл?”.
Аня Максименко ученица 4 класса г. Москвы.

2. Прогноз погоды.

А) Наличие солнца.
Б) Температура воздуха.
В) Сила ветра.
Г) Облачность.
Д) Осадки, их виды.
Е) Что интересного заметил по дороге в школу?
Ж) Долгота дня.

IV. Проверка д/з

Уч-ль: Проверим домашнее задание. Какая тема была задана на дом?

Дети: Органы пищеварения.

Индивидуальный опрос по карточкам.

А) Работа по карточкам на местах (Приложение 1). Указать и назвать органы пищеварения.

Б) Ответить на вопрос: какие органы пищеварения вы знаете?

В) работа у доски по таблице (таблица “Органы пищеварения”). Расскажите по таблице путь пищи, попавшей в рот.

Уч-ль: Какие вы знаете правила питания?

1. Питаться нужно разнообразной пищей.

2. Важно кушать 3-4 раза в день, всегда в одно и то же время, а ужинать не менее, чем за полтора-два часа до сна.

3. Перед едой тщательно мыть руки.

4. Бери пищи столько, сколько можешь съесть.

5. Тщательно пережёвывай пищу.

6. При пережёвывании пищи нельзя широко раскрывать рот. Это неприятно для окружающих.

7. Когда едите вилкой, держите её в правой руке. А если пользуетесь вилкой и ножом, держите вилку в левой руке, а нож - в правой.

8. Следите, чтобы остатки пищи не падали на стол или пол.

9. Не разговаривайте и не читайте во время еды.

V. Сообщение темы урока. Постановка цели

Уч-ль: Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света- человека. Послушайте загадку и отгадайте, о чём идёт речь:

У красной прорубки сидят белые голубки. Что это такое?

Уч-ль: Тема нашего урока — “Зубы и уход за ними”

На уроке мы узнаем о строении зубов, об их значении в жизни нашего организма, изучим правила ухода за ними.

Практическая работа

Уч-ль: У вас на партах лежат зеркала. Возьмите зеркало в руки и рассмотрите при помощи зеркала свои зубки. Будьте аккуратны при работе с зеркалом.

Посмотрели зубы, аккуратно положите зеркала на место.

Уч-ль: Все ли зубы имеют одинаковую форму? Я вас просила дома посчитать, сколько у вас зубов.

Дети: От 20 до 28.

Рассказ учителя по теме.

Уч-ль: У человека зубы вырастают 2 раза. Первые — временные, их ещё называют молочные. Вторые — постоянные. Смена зубов — естественный процесс, который происходит у всех людей. Зубы меняются в возрасте от 6 до 12 лет.

Уч-ль: Чем молочные зубы отличаются от постоянных?

Дети: Молочные зубы меньше по размеру и у них нет корней, поэтому они легко выпадают.

Уч-ль: Для чего человеку нужны зубы?

1. Пережёвывать пищу.

2. Украшать лицо человека.

3. Для правильного произношения.

Учитель показывает макет зубов.

Уч-ль: Зубы выполняют важную работу- они измельчают пищу. У взрослого человека 32 зуба: 16 зубов на верхней челюсти, 16 — на нижней. Впереди находятся 8 резцов (по 4 зуба на каждой челюсти). Ими вы перегрызаете морковку или откусываете яблоко. За ними 4 крепких клыка. Они помогают откусить что-то твёрдое или вязкое. А позади располагаются коренные зубы. Их задача — перетирать пищу.

Чтение сказки о зубах. Г. “Начальная школа” № 9, 1999 г.(автор Надежда Диас Паскуаль, учитель школы № 985 г. Москвы).

Уч-ль: После чтения сказки вы должны ответить на вопросы: для чего нужен каждый вид зубов и кто разрешил спор между приятелями-зубами?

Знакомство со сказкой.

Ответить на вопросы:

Уч-ль: Кто запомнил, для чего нужен каждый вид зубов? Кто разрешил спор? Кто такой Зуб Мудрости? Из чего состоят наши зубы? Как выглядят зубы изнутри?

Уч-ль: Внимательно послушайте рассказ ученика.

Рассказ ученика (используется таблица “Разрез зуба”).

Зубы — самые твёрдые части нашего организма. Сверху зуб покрыт эмалью: твёрдым, гладким, блестящим веществом.

Под эмалью скрывается дентин - основное вещество, из которого состоит зуб. Ещё глубже располагается пульпа- мягкая ткань, богатая кровеносными сосудами и нервами. Через сосуды в зуб попадают питательные вещества и микроэлементы. Хотя зуб выглядит полированным камешком, но он живой и требует питания. А благодаря нервам зубы достаточно чувствительны. У всех зубов есть корни, уходящие глубоко в кость челюсти. Эти корни закрепляют зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Каждый зуб расположен в зубной ячейке- специальном углублении в челюсти. В эту ячейку уходят корни. Основание зуба со всех сторон окружено десной.

Работа с карточками.

Внимательно посмотрите на карточку, ответьте на вопросы. А таблица вам поможет заполнить пропуски в предложениях.

Проверка самостоятельной работы.

Уч-ль: Давайте проверим, как вы заполнили таблицу.

1. Белая часть зуба называется коронкой.

2. Остальная часть зуба спрятана в десне.

3. Корень прочно удерживает зуб в челюсти.

4. Эмаль очень твёрдая и защищает зуб.

5. В пульпе находятся кровеносные сосуды и нервы.

6. Закрасьте дентин жёлтым, а пульпу красным цветом.

Рассказ учителя о болезнях зубов (с использованием показа санплакатов).

Уч-ль: Но как ни тверды наши зубы, они могут разрушаться. Сначала на эмали образуются маленькие трещинки. После еды в трещинах остаётся пища. Остатки пищи гниют, зубы разрушаются и начинают болеть. Всё это приводит к серьёзному заболеванию- кариесу. Вреден для зубов и так называемый зубной камень. Это желтовато-коричневая корка, нарастающая на зубах. Зубной камень повреждает не только зубы, но и дёсны.

Беседа

Уч-ль: Что же делать, чтобы зубы не болели?

Уч-ль: Кто может сказать, как ухаживать за зубами?

Уч-ль: А теперь я хочу обобщить всё то, что вы сказали.

  • Не ковыряйте в зубах металлическими предметами. В аптеках продаются специальные зубочистки.
  • Не откусывайте нитки, проволоку зубами.
  • Сразу после холодной пищи не берите горячую и наоборот. От этого на зубах могут образоваться трещины.
  • Необходимо помнить: больные зубы могут быть причиной заболевания внутренних органов. Например, если плохо пережёвана пища, она может повредить пищевод и желудок. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, а значит, меньше отдыхает и начинает болеть. Отсюда следует вывод: тщательно, не спеша пережёвывайте пищу. Не забывайте мудрую народную поговорку: “Кто долго жуёт, тот долго живёт” (поговорка написана на доске).
  • Поменьше ешьте сладостей, а больше фруктов и овощей.
  • Ни в коем случае нельзя курить. От табачного дыма зубы становятся неприятного жёлтого цвета.
  • Не реже двух раз в год показывайте свои зубы врачу. Больные зубы немедленно лечите у врача-стоматолога. Врачи-стоматологи занимаются лечением зубов.
  • Обязательно нужно чистить зубы не менее двух раз в день: утром и вечером после еды не менее трёх минут. Помните пословицу: “Забудь лень — чисти зубы дважды в день” (пословица написана на доске).
  • Перед чисткой зубов надо тщательно вымыть руки и щётку.
  • Никогда не чистите зубы чужой щёткой. У каждого члена семьи должна быть индивидуальная щётка. Зубные щётки бывают натуральные и синтетические. Лучше зубы чистить синтетическими щётками, их легче обрабатывать. Желательно щётки хранить в соляном растворе (1 ч. ложка на стакан воды) или вымыть с мылом и просушить. Срок годности зубной щётки невелик — примерно 3–4 месяца с начала пользования ею (учитель показывает различные зубные щётки).

Практическая работа.

Уч-ль: Как же правильно чистить зубы?

Главный принцип чистки зубов - вымести налёт, а не загнать его под дёсна.

Вы позавтракали вкусно?
Зубы вам почистить нужно.
В руки щёточку возьмём,
Зубной пасты нанесём.

На доске таблица “Как чистить зубы”.

1 движение: Сверху вниз выметающими движениями снаружи и изнутри.

2 движение: Спиралеобразное движение (или, как говорим, кругообразное).

3 движение: Чистите жевательную поверхность.

Зубы чистим осторожно,
Ведь поранить дёсна можно…
А потом что? А потом
Зубы мы ополоснём.
Нам понадобится кружка…
Улыбнитесь-ка друг дружке,
Поработаем умело!
Наши зубки стали белы.

Здоровые зубы — здоровью любы (пословица на доске).

Уч-ль: Детям рекомендуется чистить зубы детскими зубными пастами (учитель показывает).

Физминутка.

Знакомство со стихотворением-памяткой “Мы чистим зубы”

Уч-ль: Я хочу вам подарить на память стихотворение-памятку (учитель раздаёт каждому ребёнку памятку):

Мы чистим зубы дважды в день.
И делать это нам не лень.
Три минуты щёткой с пастой
Чистим зубы все подряд.
Чистим сверху, чистим снизу,
И снаружи, и внутри.
Вычищаем всех бактерий
И язык почистили.
В промежутках чистим флоссом,
Разрешая все вопросы.
Рот осталось сполоснуть.
Нами выбран верный путь.

Уч-ль: В стихотворении употребляется слово “флоссом”. Флосс- тонкая шёлковая ниточка, при помощи которой можно чистить между зубами (учитель показывает).

Сценка “Здоровые и больные зубы”

Уч-ль: Внимательно послушайте сказку и скажите, почему нужно иметь здоровые зубы и что рекомендовал врач?

Сказка о здоровых и больных зубах.

В красном домике уют.
В красном домике живут,
Крепко дружат малыши.
Голыши-крепыши:
Братья Молочные,
Зубики прочные.
Каждый день поутру
К ним приходят ко двору
Щётка длинная, зубная,
С ней коробка жестяная.
А в коробке порошок
Белый, как снежок.
Раскрывается коробка,
И зубная щётка ловко
Чистит малышей,
Чтобы были здоровей.
Моет, моет голышей,
Чтоб глядели веселей.
И белы, и хороши
Голыши- крепыши.

Спасибо тебе, тётка,
Заботливая щётка.
Двадцать братьев- крепышей
За работу, за работу
Принимайтесь поскорей!

Чёрный хлеб, редиску, репку
Пережёвывают крепко.
Огурец, морковь, капусту
Пережёвывают с хрустом.

Лучше мясорубки
Мелют мясо зубки.
Пьют кефир и молоко.
И смеются от души,
Веселятся голыши.
А от них невдалеке
Тоже в красном теремке
Поживают голыши,
Но совсем не крепыши.
Не хотят они трудиться,
С тёткой-щёткою водиться.
Голыши немытые, ленивые, сердитые.
Жуют конфеты, шоколад
И мягкий-мягкий мармелад.
Течёт варенье по столу.
Как много разных сладостей.
Но всё же мало радости.
И вот заныл малышок:

Тук-тук молоток.
Кто-то меня бьёт,
Мне покоя не даёт.

Я — совсем не молоток.
Хочешь знать, кто?
Изволь. Я- твоя зубная боль.
Ты ленился, не трудился,
Ты не чистился, не мылся.
Стал ты жёлтым,
Стал ты слабым
И ко мне попался в лапы.
По такому случаю
Я тебя замучаю.

Как заноет больной:
Больной зуб: Ой, ой, ой!
Пропадаю, братцы,
Некуда деваться!

Не пищи и не плачь!
Тебя вылечит врач.

Добрый врач, не спеша,
Оглядел малыша,
А затем, в один момент
Взял какой-то инструмент,
Пузырёк достал из шкафа
И покапал чудо-капель.
Злая боль скрючилась
И сразу улетучилась.
И сказал добрый врач голышу:

Я тебе рецепт напишу:
Не будь замарашкой
И слушайся тётки-
заботливой щётки.
Не имей привычки
Целый день жевать конфеты,
Потому что вредно это.
И почаще, милый друг,
Ты ешь овощи и фрукты.
Заходи ко мне и впредь,
И не будешь ты болеть.

В красном домике уют.
В красном домике живут,
И в одном голыши,
И в одном крепыши.
Вот какие малыши,
Голыши-крепыши.

Уч-ль: Почему нужно иметь здоровые зубы? Что рекомендовал врач?

(Врач дарит детям памятки, как сохранить здоровые зубы).

Самостоятельная работа

Уч-ль: Вашему вниманию предлагается тест.

1. От чего разрушаются зубы?

А) от сладостей;
Б) от горячей пищи;
В) от овощей и фруктов.
Г) от откусывания твёрдых предметов.

2. Подчеркнуть выражения, в которых говорится о значении зубов:

А) пережёвывать пищу;
Б) чётко произносить слова;
В) откусывать твёрдые предметы;
Г) украшать лицо человека.

А теперь мы отдохнём и частушечки споём.
Вам мальчишки и девчушки
Приготовили частушки.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: “Нет! Нет! Нет!”.

Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!

Говорила маме Люба:
“Я не буду чистить зубы”
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, в каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? ….(нет)

Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Вы, ребята, не устали,
Пока частушки распевали?
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что- нет. /

Уч-ль: Над какой темой сегодня работали? Чему научились?

Уч-ль: В заключении урока - рекламная пауза.

Современные учёные рекомендуют: “Если вы находитесь далеко от дома и после еды не можете почистить зубы, пользуйтесь жевательными резинками “Орбит”, “Дирол”, “Стиморол”. Только эти жевательные резинки разрешены Здравоохранением России, а значит не вредят нашему здоровью. Жевательные резинки очень полезны для зубов, так как они тренируют жевательный аппарат, улучшают кровообращение, массируют слизистую рта и способствуют механической очистке зубов. Но чтобы жевательная резинка принесла пользу, нужно вначале прополоскать рот, а затем уже жевать резинку. Жуйте на здоровье (учитель раздаёт детям жевательные резинки).

Тема урока: Что такое гигиена?

Цель урока: Познакомить с основными гигиеническими правилами (выработка хорошей осанки, уход за зубами, правильное питание); продолжить работу по воспитанию здорового образа жизни.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- понимать необходимость выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья; давать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; высказывать эмоционально- ценностное отношение к здоровому образу жизни;

Регулятивные УУД:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану;

Познавательные УУД:

- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Оборудование: Учебник «А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 3 класс.2 часть», 2013г.;

- зубная щетка, паста, платочек, мыло, полотенце

- карточки с изображением продуктов;

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

-Доброе утро. Давайте поприветствуем друг друга и начнем урок. А урок начнем с притчи.

Основное правило достижения цели

К Мастеру в стрельбе из лука пришли трое новичков:

- Ты самый ловкий стрелок во всём мире! Мы хотим стать такими же успешными и продолжить твоё дело, – сказали они.

- Я могу научить вас стрельбе из лука! – ответил Мастер. – Рассказать все тайны и премудрости этого дела. Но в свои ученики я возьму только одного! И он сможет стать самым лучшим стрелком и по- настоящему успешным человеком.

Чтобы выбрать кого-то к себе в ученики, Мастер предложил пройти всем троим небольшое испытание. Он повесил на дерево мишень, и на расстоянии нескольких метров подвёл первого новичка.

- Что ты видишь перед собой? – спросил Мастер.

- Я вижу дерево, на котором висит мишень.

- Что ещё? – спросил Мастер

- Позади зелёная лужайка, на ней растут цветы.

- Хорошо, - сказал Мастер и подозвал следующего претендента в ученики. – А ты что видишь перед собой?

- Я вижу мишень, дерево, поляну, цветы, небо, – ответил второй новичок.

- Хорошо! – ответил Мастер и задал такой же вопрос третьему новичку. – А что видишь ты?

- Я вижу перед собой мишень! – ответил он.

- Хорошо, – сказал Мастер, – что ещё?

- Больше ничего! Самое главное – это мишень, я вижу только её!

- Молодец! – сказал Мастер. – Ты добьёшься в жизни больших успехов. Я возьму тебя в свои ученики.

Когда есть цель, всё остальное не имеет значения.

- Какую цель поставите вы ?

- Какими мы должны быть на уроке, чтобы много узнать? (внимательными, старательными, думающими, инициативными, самостоятельными, активными и т.д.)

2.Актуализация знаний.

Начнём урок с повторения изученного материала. У вас на партах есть задания по разным уровням. Вам за 2 минуты нужно их выполнить, выбрав то, что вы сможете выполнить.

Сколько костей в теле человека ____________________

К чему прикрепляются мышцы ______________________

Сколько мышц в теле человека ________________________

Из них сколько используется при ходьбе ________________________,

Сколько мышц используется что бы наморщить лоб _________________

Сколько мышц используется что бы улыбнуться _____________________

Сначала пища попадает в ____________________________ полость. Здесь мы ее пережевываем ______________________, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища переваривается с помощью ______________.

Затем через глотку и пищевод пища попадает в _____________________, где она переваривается с помощью ____________________________ сока. Из желудка пища поступает в ___________________. Там и заканчивается её переваривание.

1. Процесс дыхания начинается:

А) в ротовой полости

А) пищевое отверстие

Б) дыхательное горло

В) отверстие для воды

3. Человек дышит чаще:

В) во время физической нагрузки

4. Бронхи нужны для:

А) фильтрация воздуха

Б) согревание воздуха

В) всасывание кислорода

А) отдают вредная привычка

Б) реакция очищения организма

В) аллергическая реакция

3. Выявление места и причины затруднения. 5 мин

- Внимание на экран. Просмотр фрагмента мультфильма «Мойдодыр»

-Почему от мальчика сбежали вещи?

А вы догадались, как можно назвать этого мальчика?

(Неряха, грязнуля.)

- Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?

(Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)

-К нам в класс пришла посылка . Давай те узнаем от кого эта посылка.

Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки. Желаю удачи. До свидания.

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне -
Пусть отмоет руки мне.. (мыло)

Лёг в карман и караулю –
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (носовой платок)

Целых 25 зубков,
Для кудрей и хохолков.
И под каждым, под зубком –
Лягут волосы рядком. (расческа)

Вытираю я, стараюсь,
После бани паренька.
Все намокло, все измялось -
Нет сухого уголка. (полотенце)

В пещеру затекла,
По ручью выходит –
Со стен всё выводит. (зубная паста)

Костяная спинка,
Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (зубная щетка)

(По ходу работы учитель достает кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце, зеркало, щетку для чистки одежды.)

-Ребята, вам знакомы с этими предметами? Для чего они нужны?

-Как они называются? (предметы личной гигиены)

- Знаете ли вы что обозначает слово «гигиена?»

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

-Пусть нам прочитает …….. из словаря Ожигова

Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

-Вы догадались о чем мы сегодня будем говорить на уроке, какая тема нашего урока?

- Что мы хотим узнать? Какие цели поставим перед собой?

- Сегодня мы рассмотрим некоторые правила гигиены.Ответим на несколько вопросов. ПЛАН НА ДОСКЕ

- Первый вопрос. Как вырасти стройным?

– Скажите, что такое позвоночник?( Опора всего скелета.)

- Из-за чего возникают искривление позвоночника и сутулость?

- Что нужно делать , чтобы не было искривления?( Следить за осанкой).

- Какие правила правильной осанки вы знаете с 1 класса?

(Примерный ответ: Сидеть на всем стуле)

-Посмотрите, как выглядит скелет больного человека. Почему от этого будет страдать весь организм?

5. Реализация построенного проекта.

А)Практическая работа. Проведение опытов.

-Давайте проведём опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.

-Сидя, положите ладошки на ребра, выпрямите спину, ноги поставьте под прямым углом. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки?

(Они поднялись вверх, значит, в легкие попало много воздуха.)

- Наклонитесь низко к столу, ноги согните. Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Ладошки почти не поднялись – легкие наполнились плохо.)

- Сделайте вывод. (Неправильная осанка мешает глубокому дыханию)

- Почему вы, зная об этом, не всегда выполняете правила красивой осанки?

(Забываем, трудно держать спину прямо, неудобно сидеть…)

- Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок. Теперь согните спину. Что произошло с вашей ладошкой (Она сжалась.)

Точно также сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении?

( Нет, он не может работать всей поверхностью.)

- Сделайте вывод. (При неправильной осанке страдают внутренние органы)

- Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали?

-Хорошей осанки никогда не будет у того, у кого слабые мышцы. Ведь именно мышцы поддерживают и спину, и плечи, и голову.

Б). Работа по рассказу А. Дорохова «Молодой старичок» 1-2 мин

- А теперь я вам прочитаю рассказ «Молодой старичок». Внимательно слушайте.

Я знал одного ленивого мальчика. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идет, хотя дверь была закрыта: только он один волочил ноги словно дряхлый старик. А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрет голову одной рукой, потом другой и, в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.

А почему? Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться – зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью – новые деревья, а он всякий раз находит предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку – у него, мол, на прошлой недели был насморк, и он себя плохо чувствует.

Вот так он и стал молодым старичком.

-Что бы вы могли посоветовать этому мальчику?(заниматься спортом, закаляться…)

В)Работа в парах по учебнику (с.56-57).

7.Первичное закрепление .

Перед вами лежит тест. Вам сейчас нужно на них ответить.

-Ответьте на вопросы теста «Как ты заботишься о своей осанке»

1.Я делаю зарядку, занимаюсь спортом.

2.Я ем молочные продукты.

3.Я сижу прямо, не сутулюсь.

4.Никогда не ношу тяжести в одной руке.

5.Я ношу обувь своего размера и никогда не шаркаю ногами.

6.У меня близорукость.

7. Я часто болею.

8.Я не люблю физкультуру и часто ищу причину, чтобы пропускать урок.

За каждый ответ на вопросы 1 -5: «да» - 2 балла, «нет» - 0 баллов, «иногда» - 1 балл.

За каждый ответ на вопросы 6-8: «да» - 0 баллов, «нет» - 2 балла, «иногда» - 1 балл.

-Посчитайте свои баллы.

18-15 баллов. Вы заботитесь о своей осанке и своем здоровье.

14-10 баллов. Вам необходимо больше уделять внимания своей осанке, иначе искривления позвоночника вам не избежать.

Меньше 10 баллов. Срочно принимайте меры, ваша осанка в опасности

- Итак. Как вырасти стройным?

Вывод: Нужно следить за осанкой, укреплять мышцы спины и заниматься спортом.

7. Физкультминутка 1 мин

8. Продолжение работы по теме урока.

1.Игра «что с чем дружит» . Работа в группах. Стрелкой укажите.

- С чем дружит нос…, туфли…, ногти…, волосы. зубы.

-А вы дружите с зубной щёткой.

-Почему надо чистить зубы?

-А сколько зубов у человека? (У детей-24, у взрослых-32 зуба)

Сообщение ученика. Ралина.

Зубы – самая твердая часть организма. Слой белой эмали, которой они покрыты, не уступает по твердости слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивают бильярдные шары, которые не боятся даже самых сильных ударов. Но как бы ни тверды были зубы, они боятся вездесущих микробов

-На зубах постоянно образуется налёт . Он состоит из микробов и остатков пищи . Пища застревает и между зубами . Поэтому очень важно уметь правильно чистить зубы.

-Кто из вас знает, как надо правильно чистить зубы?

-Давайте поучимся правильно чистить зубы.

2.Учимся чистить зубы. Практическая работа . По слайдам.

Сначала производят 10-20 подметающих вертикальных движений по внешней поверхности зубов сверху вниз по верхней челюсти, а затем снизу вверх по нижней. Надо начинать с правой стороны. Затем чистят внутренние поверхности, располагая головку щетки под углом 45 гр. к зубам. Далее чистят жевательную поверхность зубов – щетка движется вперед и назад сначала по верхней, затем по нижней челюсти. Заканчивают чистку круговыми массирующими движениями по наружной поверхности зубов с захватом десен. Это очень полезная процедура, благодаря которой улучшается кровообращение в деснах, а зубы после такой полировки выглядят особенно блестящими.

Зубная нить (флос) помогает эффективно очистить межзубные пространства от остатков пищи и зубного налета. Ополаскиватели и элексиры освежают дыхание, укрепляют зубы. Укрепляет зубы и еда, а именно: яйца, сливочное масло, морская рыба, молочные продукты, черный хлеб.

-А что разрушает зубы? (Сладкие продукты. Нельзя колоть орехи зубами, грызть твердые предметы, ковырять в зубах твердыми предметами.)

-Что же делать, если вы не уберегли свои зубы?

Когда почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.

-Сколько раз надо чистить зубы?

( Два раза в день: утром и вечером).

Вывод: Зубы надо чистить два раза в день. Зубную щетку надо менять 4 раза в год. Два раза в год нужно показываться зубному врачу.

9.Продолжение работы по теме урока.

1. Как правильно питаться? 1 мин

- Познакомимся с третьим правилом. Оно относится к питанию.

-Как вы думаете, для чего мы едим?

- Мы едим для того, чтобы жить. Пища - это необходимый для организма источник жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов, микроэлементов. Словом, всё то, что позволяет нашему организму выполнять свойственные функции. (ответы учеников)

2.Работа по учебнику (с.58-59) 3-4 мин

- О том, как нужно правильно питаться прочитайте в учебнике на с.58-59.

- Нашему организму необходима пища и растительного, и животного происхождения.

-Какая пища относится к растительной?

10.Закрепление нового (по данному блоку)

1.Игра. “Распределите продукты” . Работа в группах. (сорт кардс)

-А теперь проверим ваши знания. Перед вами лежат конверты. В них рисунки продуктов. Распределите продукты на 2 группы . Как вы их распределите, подумайте и объясните нам.

2.Выполнение задания “ Подумаем” .Работа в парах.

Несколько простых, но важных правил гигиены закончите сами.

1.Перед едой нужно обязательно …

2. Во время еды нельзя …

3. Никогда не ешьте немытые…

Вывод:полезно есть разные продукты: овощи, фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу, хлеб и крупы. Во время еды не разговаривай, перед едой мой руки.

11.Домашнее задание. 1 – 2 мин

1. Прочитать с.56-59, задания в РТ

2.Нарисуй плакат для своих друзей, рассказывающий о том, как заботиться о своём здоровье и сохранять его.

12.Рефлексия учебной деятельности. Итог по уроку. 3 мин

- Какую пользу вы получили от урока?

- Какие правила теперь будете соблюдать?

- О чем расскажете дома родителям?

- Ребята, работая на уроке, вы узнали и открыли для себя много нового и интересного.

-Ребята, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли мы её?

- Поднимите руки те, для кого урок был полезен.

-А теперь оцените свою работу на уроке по нашей шкале достижений. Билетик на выход.

Я открыл для себя..

Мне трудно было…

- В конце урока я всем желаю крепкого здоровья. Берегите своё здоровье.

Читайте также: