Актуальность темы строение зуба

Опубликовано: 16.04.2024

Дважды в жизни они даются человеку бесплатно,

но если человек захочет получить их в третий раз,

ему придется заплатить.

Состояние зубов имеет большое значение для здоровья человека. Если зубы больны или отсутствуют, то пища плохо прожёвывается, часть питательных веществ не усваивается, что нередко приводит к различным заболеваниям органов пищеварения. При потере зубов нарушается дикция, речь становится невнятной. Отсутствие зубов часто отражается на внешнем облике человека. Лишь постоянный, правильный уход и своевременное лечение способствуют сохранению зубов.

Именно так я определил тему своего проекта « Здоровые зубы каждому любы».

Цель проекта:

выявить причины разрушения зубов, провести исследования о влиянии зубной пасты на зубную эмаль, дать рекомендации для сохранения зубов.

Задачи исследования:

познакомиться со строением зуба, изучить историю создания, состав и действие компонентов зубных паст в древности, и в наше время, изучить источники литературы, интернета;

познакомиться с причинами, способствующими возникновению и развитию кариеса;

провести анкетирование среди одноклассников, обработать результаты в диаграмме;

провести эксперимент для определения влияния зубной пасты на эмаль;

сделать выводы, обработать результаты; довести информацию для одноклассников, близких, родных, знакомых.

вместе с мамой – стоматологом разработать памятку«Здоровые зубы каждому любы»

Объект исследования: зубы, зубная эмаль

Предмет исследования: скорлупа куриного яйца

Гипотеза:

Кариес развивается при несоблюдении правил гигиены полости рта, а зубная паста способна оказать влияние на прочность зубов (зубной эмали)

Для решения поставленных задач и гипотез были использованы следующие методы:

Проблемный: наличие поставленной проблемы

Словесный: поиск и обработка необходимой информации из литературных источников и интернета; анализ результатов; раскрытие выводов; реализация исследования.

Исследовательский: научный подход к решению поставленной задачи; проведение самостоятельных экспериментов, наблюдений.

Источники информации: книги, энциклопедии по медицине моя домашняя библиотека, интернет - ресурсы, народные наблюдения, собственные наблюдения.

Актуальность темы:

Стоматологические заболевания чаще всего начинаются ещё в детстве. Затем прогрессируют и со временем приводят к необратимому поражению зубов, боли и дискомфорту. Больные зубы, их лечение – хлопотное дело, да и здоровые зубы влияют на внешний вид человека. Кроме того зубы играют важную роль в общем состоянии организма. Поэтому надо учиться беречь зубы.

Если процесс не остановить, зуб разрушается окончательно. Я решил выяснить, действительно ли кариес развивается при несоблюдении правил гигиены полости рта, а зубная паста способна оказать влияние на прочность зубов и почему?

Основная часть.

Часть 1. Наличие исследуемой проблемы.

1.1.Основные понятия исследования.

Строение зуба

Одной из задач моего исследования было знакомство с литературой по данной теме. Я работал с различными литературными источниками: искал информацию в книгах, энциклопедиях, которые есть дома, на страничках интернета. Чтобы поработать со словарями и справочниками – заглянул в школьную библиотеку. Вот, что мне удалось выяснить.

У каждого зуба имеются свои анатомические особенности, которые позволяют отличать их один от другого. Зубы человека разделяются на четыре группы: резцы, клыки, премоляры и моляры. В стоматологии их делят их на два вида: передние (это резцы и клыки) и боковые (премоляры и моляры).

Резцы нужны нам в первую очередь для того, чтобы откусывать и захватывать пищу. С помощью клыков происходит дробление, а уже коренные зубы (премоляры и моляры) растирают и перемалывают кусочки пищи.

К двум годам у человека полностью появляются двадцать временных зубов, к шести-семи годам они полностью меняются на постоянные, и их становится тридцать два.

Корень зуба размещается в альвеоле (специальное углубление челюсти), основной его функцией является прикрепление зуба к самой челюсти при помощи связочного аппарата.

Корень зуба от коронки отделяет шейка, которая находится у здорового зуба под краем десны. Начинается она именно там, где слой эмали заканчивается. В районе шейки зуба крепится круговая связка у которой волокна вплетаются с противоположной стороны в десну и в кость альвеолы, направляясь к соседним зубам. В связочный аппарат зуба входят прочные соединительнотканные волокна, они соединяют шейку с корнем зуба своеобразной костной пластиночкой, которая находится в альвеоле челюсти.

В строение зуба входят твердые и мягкие ткани. К мягким относятся каналы корней зуба и пульпа, а к твердым — эмаль, дентин и цемент.

Пульпа зуба — своеобразная «мякоть», которая находится в зубной полости, представлена соединительной тканью, в ней находится большое количество лимфатических и кровеносных сосудов. Однако в ней совершенно нет эластических волокон, что и отличает пульпу от других видов соединительной ткани.

Из-за большого количества нервов и сосудов в таком замкнутом пространстве, при возможности развития воспаления, довольно быстро проявляется сильный болевой синдром.

Дентин — основная опорная ткань зуба, он образует коронку и покрыта зубной эмалью, а дентин корня покрыт зубным цементом. В нем находится зубная полость, которая собственно и заполнена пульпой. Существует два слоя дентина — это наружный и внутренний.

Эмаль — это ткань, которая покрывает коронку зуба. Она является в организме самой твердой. На той поверхности, на которую приходится процесс жевания, ее толщина составляет от 1,5 до 1,7 мм, ну а на боковых поверхностях, она тоньше.

Что интересно, по прочности эмаль приближается к алмазу. Объясняется ее крепость тем, что в ней содержится большое количество минеральных солей. Эмаль покрыта кутикулой (тонкая оболочка), которая хорошо устойчива к действию кислот.

Цемент по своему составу напоминает кость, относится к тканям зуба, совместно с эмалью и дентином, и покрывает корень зуба. Он тесно скреплен с тканями.

Цемент отличается от кости тем, что не имеет кровеносных сосудов.

Приложение 1

1.2.Кариес – возникновение и развитие

Сейчас даже самый маленький ребёнок знает значение слова кариес – это плохие и больные зубы. Я решил подробнее узнать про это слово в медицине, узнать, что приводит к заболеванию зубов, как побороть кариес.

Кариес – лидер среди всех стоматологических заболеваний, встречается во всех регионах нашей страны, среди всех слоёв населения и возрастных категорий. По данным статистики, кариесом страдают почти 95 % человек. Моя мама – стоматолог в нашей больнице и с проблемой кариеса она очень хорошо знакома. Из её рассказа я узнал, что в нашем Бердюжском районе очень много детей, взрослых страдают таким заболеванием. Начинаясь с маленького пятнышка, он может привести к потере целого зуба, а если лечением не заняться вовремя, то может за собой забрать в болезнь и ещё несколько зубов. Процесс кариеса происходит в твёрдых тканях зуба, что и приводит к разрушению. Из литературных источников я узнал, что если употреблять мягкие продукты и много сахара – уровень заболеваемости составляет 98 % (США), народы Африки используют в пищу только натуральную еду, поэтому кариес там встречается у 3 % населения.

Северное население нашей страны с малым количеством солнечного света, где низкое содержание кальция в пище также приводит к распространению кариеса. Посмотрев, и прочитав достаточно много литературы, я определил для себя, что кариес имеет несколько стадий. Данную информацию из разных источников я обработал в самостоятельно составленной таблице, которую озаглавил -

Виды кариеса

Стадия развития кариеса

Признаки стадии

Развитие кариеса

Состояние человека

Шероховатое меловое пятно на поверхности эмали.

Пятно со временем темнеет, имеет коричневую или чёрную окраску.

Болезненные ощущения отсутствуют.

Разрушение твёрдой оболочки зуба.

Появление чувствительности к холодному или горячему.

Потемнение зуба изнутри.

Быстро развивается. Дентин – мягкая ткань.

Кариес большого размера, очень хорошо видна.

Сильные и долгие боли.

Приложение 2

1.3.Состав и действия зубных паст

Анкетирование « Я чищу зубы»

Исследовав вопрос о составе и действии зубных паст, мне стало интересно, чем чистят зубы мои одноклассники.

Актуальность темы: тема является вводной, необходима для понимания функций и обязанностей врача. Знание основ деонтологии позволяет грамотно строить взаимоотношения с пациентами, коллегами, средним и младшим медицинским персоналом. Знание устройства и функций стоматологических установок и наконечников необходимо в каждодневной работе стоматолога.

Цель занятия:сформировать представление о целях и задачах фантомного курса, организации работы стоматологической поликлиники и стоматологического кабинета терапевтического профиля, основах деонтологии и эргономики в стоматологии. Рассмотреть правила техники безопасности.

Хронокарта занятия:

№ цели Содержание модуля Виды деятельности студентов Время
Проверка уровня теоретической подготовки к занятию Опрос 45 мин
Экскурсия по стоматологической поликлинике Ознакомление со структурными подразделениями стоматологической поликлиники 45мин.
Осмотр оборудования стоматологического кабинета Ознакомление с устройством и принципом работы стоматологической установки 65мин.
Ответы на возникшие вопросы. Задание на следующее занятие Дискуссия 25 мин

Контрольные вопросы:

1.Стоматологическая поликлиника, основные и вспомогательные подразделения, функции.

2.Требования, предъявляемые к стоматологическому кабинету терапевтического профиля, оснащение кабинета.

3.Понятия "деонтология" и "врачебная этика".

4.Функции врача, медицинской сестры, санитарки.

5.Какие аспекты включают в себя взаимоотношения «Врач - врач», «Врач - пациент», «Врач - средний и младший медицинский персонал»?

6.Причины врачебных ошибок.

7.Требования к заполнению медицинской документации.

8.Что такое "эргономика"? Основные аспекты эргономики: организация рабочего места, современное стоматологическое оборудование, основы работы «в четыре руки». Рабочая поза врача.

9.Виды стоматологических установок, устройство, принцип работы.

10. Наконечники: турбинный, на микромотор (прямой, угловой). Назначение, правила ухода и эксплуатации, техника безопасности работы.

Литература

Основная:

1. Максимовский Ю.М. Фантомный курс в терапевтической стоматологии – Москва, 2005. – С. 93 - 106.

2. Терапевтическая стоматология. Под ред. Боровского Е.В. – Москва, 2003. – С. 14-17.

3. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология – Москва, 2007. – С. 52-63; 124-134.

Дополнительная:

1. Магид Е.А., Мухин Н.А. Атлас по фантомному курсу терапевтической стоматологии – Москва, 1996. – С. 62-98.

«Стоматологический инструментарий для осмотра полости рта и

пломбирования. Понятия «асептика» и «антисептика». Их значение в профилактике перекрестной инфекции в стоматологии.

Стерилизация».

Актуальность темы: знание видов стоматологического инструментария и техники работы с ним необходимо на всех этапах лечения заболеваний органов полости рта. Знание правил стерилизации стоматологического инструментария необходимо для предотвращения инфицирования пациентов и медицинского персонала.

Цель занятия:сформировать представление о стоматологическом инструментарии, его назначении, технике работы. Разобрать виды стерилизации, этапы стерилизации, последовательность их проведения, методы контроля качества стерилизации.

Хронокарта занятия:

№ цели Содержание модуля Виды деятельности студентов Время
Проверка уровня теоретической подготовки к занятию Опрос 45 мин
Демонстрация преподавателем стоматологического инструментария различного назначения Ознакомление со стоматологическим инструментарием, его назначением и принципами работы 40мин.
Демонстрация оборудования, необходимого на этапах стерилизации Ознакомление со стерилизационным оборудованием, его назначением и принципами работы 60мин.
Ответы на возникшие вопросы. Дискуссия 25 мин
Заключительное слово преподавателя 10 мин.

Контрольные вопросы:

1.Стоматологический инструментарий для осмотра полости рта.

2.Стоматологический инструментарий для пломбирования.

3.Стоматологический инструментарий для снятия зубных отложений.

4.Понятия «асептика» и «антисептика». Их значение в профилактике перекрестной инфекции в стоматологии.

5.Стерилизация: этапы, последовательность.

5.1.Дезинфекция: цель, методы (химический, физический, механический).

5.2.Предстерилизационная отчистка: цель, методика.

5.3.Стерилизации: цель, способы (стерилизация сухим горячим воздухом, паровой метод, химический метод, гласперленовая стерилизация).

5.4. Контроль качества предстерилизационной очистки и стерилизации (пробы: амидопириновая, фенол-фталеиновая, азопирамовая; применение индикаторов интегрированного действия).

6.Обработка и стерилизация стоматологического инструментария различного предназначения, правила работы со стерильным инструментарием, тактика медицинского персонала при контакте с инфицированным материалом.

Список литературы:

Основная:

1. Максимовский Ю.М. Фантомный курс в терапевтической стоматоло- гии – Москва, 2005. – С.106-130; 140-142.

2. Терапевтическая стоматология. Под ред. Боровского Е.В. – Москва, 2003. – С. 17-20.

Дополнительная:

1. Вагнер В.Д., Митянина Т.В., Савельева С.В. Санитарно – эпидемиоло- гический режим в стоматологии. – НГМА, 2001.

2. Вопросы дезинфекции и стерилизации в клинике терапевтической стоматологии. Методические рекомендации – Новосибирск, кафедра терапевтической стоматологии НГМА, 1999.

3. Николаев А.И., Цепов Л.М. Санитарно-гигиенический режим в терапевтическом стоматологическом кабинете – Москва, 2001.

4. Вагнер В.Д. «Пособие по стоматологии»

«Анатомические особенности зубов постоянного прикуса. Зубочелюстная система как единое целое. Понятия зуб, периодонт, пародонт.

Одонтоскопия, одонтометрия. Общая характеристика зубов постоянного прикуса».

Актуальность темы: знание общей характеристики анатомического строения зубов и особенностей каждой группы необходимо для проведения реставрации с восстановлением функциональной и эстетической ценности зуба.

Цель занятия:разобрать общее строение и анатомические особенности зубов каждой группы. Научиться моделированию фронтальной группы зубов.

Хронокарта занятия:

№ цели Содержание модуля Виды деятельности студентов Время
Проверка уровня теоретической подготовки к занятию Опрос 45 мин
Самостоятельная работа по моделированию зубов фронтальной группы Моделирование верхнего центрального резца из пластилина 100мин.
Ответы на возникшие вопросы. Дискуссия 25 мин
Заключительное слово преподавателя 10 мин.

Контрольные вопросы:

1.Зубочелюстная система как единое целое.

2.Понятия зуб, периодонт, пародонт, зубочелюстной сегмент.

3.Одонтоскопия, одонтометрия. Какие параметры оцениваются при проведении этих исследований?

4.Общая характеристика зубов постоянного прикуса. Признаки групповой принадлежности зубов.

5.Признаки латерализации зуба: признак угла коронки, признак кривизны эмали, признак угла корня.

6.Анатомические особенности групп зубов. Морфологические признаки конкретного варианта зуба, учитывая диапазон изменчивости его формы и строения (количество бугров окклюзионной поверхности, корней).

Список литературы:

Основная:

1. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология – Москва, 2007. – С. 41-54.

2. Максимовский Ю.М. Фантомный курс в терапевтической стоматоло- гии – Москва, 2005. – С.19-37; 59-90.

Дополнительная:

1. Дмитриенко С.В. Анатомия зубов человека – НГМА, 2000

2. Магид Е.А., Мухин Н.А. Атлас по фантомному курсу терапевтической стоматологии – Москва, 1996. – С. 43-60.

«Гистология, развитие зубов постоянного прикуса. Сроки и последовательность прорезывания зубов. Механизм прорезывания зубов (теории)».

Актуальность темы: изучение развития и микроскопического строения зубных тканей закладывает основу профессиональных знаний врача-стоматолога и является неотъемлемой частью его подготовки.

Цель занятия:систематизировать знания по гистологии и эмбриологии тканей зубов. Научиться моделировать премоляры.

Хронокарта занятия:

№ цели Содержание модуля Виды деятельности студентов Время
Проверка уровня теоретической подготовки к занятию Опрос 25 мин
Самостоятельная работа по моделированию зубов фронтальной группы Моделирование верхнего клыка из пластилина 120мин.
Ответы на возникшие вопросы. Дискуссия 25 мин
Заключительное слово преподавателя 10 мин.

Контрольные вопросы:

1.Источники развития зубных тканей.

2.Периоды развития зубов постоянного прикуса. Сроки каждого периода.

3.Прорезывание зубов постоянного прикуса. Правила прорезывания.

4.Теории механизма прорезывания зубов: теория роста корня (теория Хантера), теория гидростатического давления, теория перестройки костной ткани, теория тяги периодонта.

5.Сроки и стадии формирования корня. Сроки формирования периодонта и пародонта прорезавшегося зуба.

6.Состав, строение и функции эмали зубов.

7.Состав, строение и функции дентина зубов. Дентин первичный, вторичный, третичный, склерозированный, «мертвые» пути в дентине.

8.Состав, строение и функции цемента зубов.

9.Состав, строение и функции пульпы зубов.

Список литературы:

Основная:

1. Максимовский Ю.М. Фантомный курс в терапевтической стоматоло- гии – Москва, 2005. – С.38-58.

2. Терапевтическая стоматология. Под редакцией Боровского Е.В. – Моск ва, 2003. – С. 54-66.

Дополнительная:

1. Быков В.Л. Гистология и эмбриология органов полости рта человека. – СПб, 1999.

2. Боровский Е.В., Леонтьев В.К. Биология полости рта – НГМА, 2001.

3. Боровский Е.В. Кариес зубов; препарирование и пломбирование – Москва, 2001.

4. «Биохимия полости рта». Методические рекомендации – Новосибирск, НГМА, 2001.

«Биология полости рта. Возрастные изменения в зубочелюстной системе. Роль пульпы и ротовой жидкости в процессе обмена веществ. Этапы минерализации зубов постоянного прикуса. Процессы деминерализации и реминерализации эмали, реминерализирующий потенциал ротовой жидкости».

Актуальность темы: знание биологических процессов, протекающих в полости рта в норме, необходимо для понимания сущности патологических изменений зубочелюстной системы при различных заболеваниях органов полости рта.

Цель занятия:систематизировать знания по биологии полости рта, полученные на других кафедрах (нормальной анатомии, гистологии, биохимии), обратив внимание на клинически важные моменты: состав и свойства ротовой жидкости, минерализация, деминерализация и реминерализация эмали, биологическая роль зубных отложений. Научиться моделировать моляры.

Хронокарта занятия:

№ цели Содержание модуля Виды деятельности студентов Время
Проверка уровня теоретической подготовки к занятию Опрос 45 мин
Самостоятельная работа по моделированию жевательных зубов Моделирование верхнего моляра из пластилина 100мин.
Ответы на возникшие вопросы. Дискуссия 25 мин
Заключительное слово преподавателя 10 мин.

Контрольные вопросы:

1.Возрастные изменения в зубочелюстной системе: в тканях зуба, зубных рядах, пародонте, слюнных железах, жевательной мускулатуре, височно-нижнечелюстном суставе.

2.Механизм чувствительности твердых тканей зуба. Теории чувствительности твердых тканей.

3.Состав и значение ротовой жидкости.

4.Роль пульпы и ротовой жидкости в процессе обмена веществ.

5.Этапы минерализации зубов постоянного прикуса: первичная, вторичная и третичная минерализация. Процессы деминерализации и реминерализации эмали, реминерализирующий потенциал ротовой жидкости. Факторы, приводящие к нарушению баланса между реминерализацией и деминерализацией.

6.Классификация зубных отложений. Механизм образования, биологическая роль.

7.Роль микрофлоры полости рта в механизме образования зубных отложений.

Список литературы:

Основная:

1. Терапевтическая стоматология. Под редакцией Боровского Е.В. – Москва, 2003. – С. 66-75.

Дополнительная:

1. Быков В.Л. Гистология и эмбриология органов полости рта человека. – СПб, 1999.

2. Боровский Е.В., Леонтьев В.К. Биология полости рта – НГМА, 2001.

3. «Биохимия полости рта». Методические рекомендации – Новосибирск, НГМА, 2001.

«Классификация кариозных полостей. Стоматологический инструментарий для препарирования твердых тканей зубов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа

«Здоровые зубы»

Подготовили обучающиеся 2 «А» класса:

Авраменко Надежда, Благой Дмитрий.

Мы попросим вас ответить на вопрос: «Зачем человеку нужны зубы?». Правильно, зубы нужны,

чтобы пережёвывать пищу;

чтобы чётко произносить слова;

здоровые зубы украшают лицо.

Актуальность:

Тема нашего проекта «Здоровые зубы» , является актуальной, так как именно в начальной школе начинает происходить смена молочных зубов на постоянные, но многие дети в этом возрасте не умеют правильно ухаживать за своими зубами, не осознают важность рационального питания, в результате чего возникает ряд опасных заболеваний ротовой полости.

Цель нашего проекта: Формирование личностной ответственности за сохранение своих здоровых зубов.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

- познакомиться со строением полости рта и основными функциями зубов.

- дать понятие о регулярном и правильном уходе за зубами,

- узнать, что вызывает заболевания зубов

- выяснить какие правила питания нужно соблюдать

- узнать какие витамины и минералы необходимы для здоровья зубов

если соблюдать правила гигиены и питания, употреблять все необходимые организму витамины и минералы, то можно надолго сохранить зубы здоровыми, а значит и сохранить своё здоровье.

Сначала мы решили провести в классе анкетирование и выяснить, как ребята относятся к здоровью своих зубов, знают ли они причины разрушения зубов.

В результате анкетирования ребята ответили на следующие вопросы:

Болели ли у вас зубы хотя бы раз в жизни?

Да – 13 учеников нет – 8 учеников

2. Боитесь ли вы посещать врача–стоматолога?

Да – 3 ученика нет – 18 учеников

3.Сколько раз в год вы посещаете врача-стоматолога?

Когда болят зубы – 12, 1 раз в год – 12, 2 раза в год – 3 , никогда –1 .
4. Чистите ли вы зубы?

5. Сколько раз в день вы чистите зубы?

2 раза в день – 21

6. Почему разрушаются зубы?

Употребление сладкого -19, Нерегулярная чистка зубов – 0, Кариес - 2.

Подводя итоги анкетирования можно сделать выводы, что все ребята чистят зубы 2 раза в день, большинство ребят испытывали в своей жизни зубную боль, и к зубному врачу обращаются только, когда болят зубы. Это говорит о том, что ребята имеют слабое представление о причинах заболеваний зубов. Практически все дети считают, что причиной разрушения зубов являются сладости.

Что бы достичь цели нашего проекта мы решили начать работу с профилактического осмотра у врача-стоматолога.

Колодиев Роман Павлович после осмотра учеников нашего класса установил, что

здоровы – 3 ребенка

здоровы, но ранее санированы – 4 ребенка

должны пройти лечение - 14

Мы пригласили Романа Павловича к себе в гости для проведения беседы «Что я должен знать, чтобы сохранить зубы».

Перед встречей с врачом –стоматологом мы обратились к различным источникам информации интернет, телевидение, энциклопедии. И те вопросы, которые для нас остались не разрешенными мы задали нашему гостю.

В ходе беседы мы узнали об особенностях молочных и постоянных зубов, из чего состоит зуб. Какие заболевания являются самыми распространенными. Причины этих заболеваний.

Как правильно чистить зубы. О вредных и полезных продуктах для зубов.

В ходе нашего проекта у нас состоялась встреча с будущими врачами – студентами 2 курса медицинского училища. Они представили нашему вниманию веселое сказочное представление. Главные герои, которого были Айболит и Баба-Яга. Мы отгадывали загадки, играли в игры, смотрели мультфильмы о здоровье зубов. Нам были вручены памятные медали в виде зубиков. Мы очень благодарны нашим гостям за те знания, которые мы получили в ходе общения.

Проект «Здоровые зубы» нам помог узнать, какие бывают зубы.

Первые зубы у ребёнка начинают появляться после шести месяцев. Период прорезывания молочных зубов длится, примерно, до 2-ух лет. Всего их вырастает 20.Молочные зубы формируют место для постоянных зубов до тех пор, пока не выпадают. За молочными зубами нужно ухаживать так же тщательно, как и за постоянными. Если молочные зубы будут болеть, во рту будет много микробов, тогда постоянные зубы здоровыми не вырастут.

У взрослого человека постоянных должно быть 32 зуба. После их выпадения уже больше не вырастет новых зубов, поэтому следует беречь те, которые у нас есть.

Все зубы разные по форме и размеру, так как выполняют разную работу. Передние зубы – это резцы. Они находятся вверху и внизу прямо посередине. Этими зубами мы откусываем небольшие кусочки от пищи. Например, когда едим яблоко, хлеб.

По бокам резцов расположены клыки. Клыки нужны для разрывания и разгрызания плотной пищи, например, морковки, мяса. Клыки есть у многих животных, особенно у хищников. У кошки тоже есть клыки.

А пережёвывают, перетирают пищу большие и малые коренные зубы. Их поверхность неровная, с выступами. Так легче перетирать пищу.

Зубы всякие нужны, зубы всякие важны!

Мы узнали, что зубы выполняют очень трудную работу. А чтобы хорошо справляться с ней, зубы должны быть хорошо защищены.

- Такая защита у зубов есть! Нет ничего более твёрдого в нашем организме, чем эмаль. Она твёрже, чем кость. Здоровую крепкую эмаль не берёт даже сверло, а острие сабли при ударе об эмаль тупится.

Внутри зуба под эмалью спряталась мягкая пульпа. Здесь помещены нервы и кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород питательные вещества и витамины, необходимые для роста и сохранения зуба. У каждого зуба есть свой корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Через корень проходит нерв, который передаёт сигнал в мозг и обратно о состоянии ваших зубов. Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы дёсны были здоровыми, иначе инфекция может распространиться на зуб и разрушить его.

Изучая вопрос о продуктах полезных и вредных для наших зубов, мы совместно с родителями посетили продуктовые магазины и пришли к выводу, что продукты полезные для зубов такие как кисломолочные, молочные, фрукты, овощи имеют небольшие сроки годности и требуют определенных условий хранения. Только соблюдая эти условия и сроки, продукты действительно будут приносить пользу для здоровья.

Почему болят зубы?

Мы слышали, о том, какая крепкая эмаль на наших зубах. Но почему же она разрушается? Да, эмаль разрушается очень быстро, если за зубами не ухаживать. На поверхности эмали появляются маленькие трещины. А отчего они появляются?

Трещины на эмали зубов могут появиться, если грызть зубами твёрдые орехи, леденцы, от дурной привычки брать в зубы гвозди, булавки, грызть ручки, карандаши. Кроме того, трещины могут появиться, если сразу после горячей еды выпить, например, холодный сок, воду или откусить мороженное. Эмаль может потерять свою прочность, если человек неправильно питается: не пьёт молоко, не ест творог, овощи, фрукты, чёрный хлеб, а, наоборот, ест много конфет и других сладостей.

После еды в эти маленькие трещины и в узенькие щелочки между зубами попадают остатки пищи. Если их не удалять, они начинают гнить, в результате образуются опасные микробы, которые будут и дальше разрушать эмаль зубов, и в зубе образуется полость или попросту дырка. Такое заболевание называется кариес. Если такой зуб не лечить сразу, то потом возникает сильная боль, даже может разболеться вся область вокруг зуба. Вместе с грязными руками в рот тоже могут попасть микробы, опасные для зубов. Поэтому очень важно мыть руки перед едой. А ещё больные зубы вредят другим органам: сердцу, почкам. Человек с больными зубами не может хорошо пережёвывать пищу, и от этого может заболеть желудок.

- Если врач не залечит дупло, пока оно маленькое, то дупло будет увеличиваться в размерах и достигнет внутренней части зуба, и поэтому зуб начинает болеть. Если вовремя не обратиться к врачу, то можно потерять зуб. Но многие ребята очень боятся зубного врача.

Чтобы зубы были здоровыми.

- Чтобы в кабинете врача не было больно и страшно, нужно приходить к врачу тогда, когда зубы ещё не болят, не реже 2-х раз в год. А ещё нужно выполнять очень простые правила, и о них вам расскажут наши ребята.

- Чтобы зубы были здоровыми, их нужно чистить и ухаживать за ними.

Нужно удалять остатки пищи, которые застревают между зубами и в маленьких трещинках. И в этом вам поможет зубная щётка. Щетина её «выметает» остатки пищи, а зубная паста или зубной порошок очищают зубы и рот от микробов. После этого зубы снова становятся белыми, блестящими, гладкими.

Зубную щетку придумал еще первобытный человек. Обыкновенная палочка с разрисованными концами – вот и все было «изобретение Древние греки, использовали золу, толченое стекло с песком. Зубной щеткой им служили шерстяные тряпочки пропитанные медом, а зубочистками – когти животных. Жители Индии нашли более приятный способ – они жевали древесную кору.

Первые зубные пасты были произведены в Древнем Египте и состояли из смеси винного уксуса и пемзы. Кроме того, до изобретения пасты наши предки чистили зубы мелом, содой, солью, зернами какао, древесным углем, золой, корешками растений.

У каждого человека должна быть своя зубная щётка. Щетинка её не должна быть очень жесткой, чтобы не повредить дёсны и не поцарапать во рту.

Менять щётку нужно 4 раза в год. Чистить зубы следует 2 раза в день: утром и вечером перед сном, а после каждого приёма пищи нужно полоскать рот.

Верхние зубы следует чистить сверху вниз, а нижние – снизу вверх. Потом, несильно нажимая, провести щёткой вправо и влево; так же чистят зубы и изнутри. Потом чистят жевательную поверхность каждого зуба. Чистить зубы нужно не менее 3-х минут.

Затем хорошенько прополоскать рот тёплой водой.

Тщательно промыть зубную щётку, стряхнуть и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы щётка просохла.

- Мы научились правильно чистить зубы. И узнали, как надо питаться, чтобы зубы не портились.

В результате нашей проектной деятельности можно сделать вывод, что мы несем личностную ответственность за здоровье наших зубов:

В нашей стране достигнута высокая обеспеченность населения врачами стоматологами. Однако проблема оказания стоматологической помощи не теряет своей актуальности. Врач лечит уже заболевшие зубы. Необходимо ещё и каждому человеку самому заботиться о сохранении зубов, помня об их исключительно важной роли в жизнедеятельности всего организма. Уход за зубами имеет не только профилактическое значение для предупреждения заболеваний зубов, но и в снижении заболеваний всего организма. Сегодня всё большее число людей понимает, что красивые, белые зубы – это элемент культуры, определяющий современного человека, это символ здоровья и преуспевания

Наша гипотеза подтвердилась, и мы сделали вывод:

если соблюдать правила гигиены и питания, употреблять все необходимые организму витамины и минералы, то можно надолго сохранить зубы здоровыми, а значит и сохранить своё здоровье.

Сегодня всё большее число людей понимает, что красивые, белые зубы – это элемент культуры, определяющий современного человека, это символ здоровья и преуспевания

Мы с одноклассниками теперь не боимся кабинета стоматолога и твёрдо решили:

Соблюдать режим, больше бывать с ним на свежем воздухе, заниматься физкультурой, закаливанием, вести здоровый образ жизни.

Правильно питаться: ежедневно пить молоко или молочнокислые продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты во все сезоны года. Употреблять твердую пищу: это укрепляет десна и зубы.

Восполнять недостаток витаминов и минералов витаминно-минеральными комплексами.

Развивать привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером .

Не злоупотреблять жевательной резинкой.

Не реже 2 раз в год надо посещать стоматолога.

Наш проект на этом не завершен. Мы запланировали подготовить театрализованное представление для будущих первоклассников.

Мы благодарим Вас за внимание. И будем рады, если наш проект окажется полезным!

Проект разработан ученицей 1 класса Гудаевой Марьям, по руководством классного руководителя. В проекте рассматривается строение зубов, изучается важность правильного ухода за зубами.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Строение зубов и правильный уход за ними"»

Конкурс «Лучший научный проект среди школьников»


Секция: Биология.

Охрана окружающей среды и здоровья человека.

Тема проекта:

«Строение зубов

и правильный уход за ними».

Автор проекта:

ученица 1 «Г» класса Гудаева Марьям.

КГУ «СОШ-лицей № 7».

Учитель начальных классов

Часть I. Теоретические исследования о правильном уходе за зубами.

1.1 Строение зубов

1.2 Физиологическая смена зубов

Часть II. Практическая часть

2.2. Как сохранить зубки здоровыми

2.3. Правильно чистим зубки

Всякую болезнь легче предупредить, чем потом лечить. Сегодня существуют очень много средств по уходу за полостью рта: электрические щётки, средства для полоскания полости рта, средства для свежего дыхания и т. д.

Актуальность.

Именно правильный уход за зубами играет большую роль в поддержании здоровья всего организма. Незнание этих простых правил приводит к заболеваниям полости рта и организма в целом. Я считаю, что школьникам необходимо соблюдать правила ухода за зубами и полостью рта – это будет способствовать профилактике стоматологических заболеваний.

Меня очень заинтересовала эта тема, так как я мечтаю, стать стоматологом, когда вырасту. Поэтому я решила провести исследовательскую работу именно по этой теме.

Цель проекта: научиться ухаживать за зубами.

- изучить строение зубов;

- определить значение правильного ухода за зубами для здоровья человека.

Гипотеза: если правильно ухаживать за зубами, то реже будут болеть зубы и дёсны.

Метод: исследование.

Часть I. Теоретические исследования о правильном уходе за зубами.

1.2. Строение зубов.

Строение зубов обусловлено выполняемой ими функцией. Резцы имеют долотообразную коронку, располагаются спереди по четыре на верхней и нижней челюстях.

Клыки - длинные, глубоко сидящие зубы. Резцы и клыки имеют простые одиночные корни, служат для откусывания пищи. Сзади от клыков с каждой стороны на каждой челюсти находятся по два малых и три больших коренных зуба.

У малых коренных зубов корень чаще одиночный, у больших коренных зубов верхней челюсти по три корня, а нижней челюсти - по два корня. Жевательная поверхность бугристая. С их помощью пища дробится и размельчается.

При болезнях зубов нарушается пищеварение, так как в желудок попадают плохо измельченная пища (недостаточно подготовленная к дальнейшей химической обработке), и микроорганизмы, которые могут вызвать воспалительные процессы в кишечнике или печени.

Поэтому за зубами необходим тщательный уход. Зубы надо чистить два раза в день (утром и вечером). После каждого приема пищи необходимо полоскать ротовую полость.

1.2. Физиологическая смена зубов

У человека зубы прорезываются в два периода. В первый период (от 6 мес. до 2 лет) появляются 20 молочных зубов - по 10 на каждой челюсти.

Во второй период (от 6-7 до 20 и даже 30 лет) вырастают 32 постоянных зуба. Так называемый зуб мудрости появляется не у всех либо прорезается не полностью.

Первые зубы у детей - МОЛОЧНЫЕ - начинают прорезываться примерно с 3-4месяцев и к 3-годам занимают свои места. В 6-7лет молочные зубы начинают выпадать все молочные полностью сменятся на постоянные примерно к 14-летнему возрасту.

У детей всего 20 зубов, а у взрослого человека – от 28 до 32


Часть II. Практическая часть.

Цель моего исследования – узнать, умеют ли учащиеся нашей школы правильно ухаживать за зубами.

Основные задачи и способы их решения:

Провести анкетирование среди учащихся 1 Г класса. Спросить у врача-стоматолога, как правильно ухаживать за зубами. Рассказать о результатах анкетирования участникам анкеты и дать рекомендации.

2.1. Анкетирование

Проведено анкетирование учащихся 1 Г класса, чтобы выяснить, как они ухаживают за зубами и полостью рта.

Уход за полостью рта

Чистишь ли ты зубы каждый день?

Сколько раз в день ты чистишь зубы?

Продолжительность твоей чистки зубов

Очищаешь ли ты поверхность языка при чистке?

Полощешь ли ты ротовую полость после приема пищи?

Посещаешь ли стоматолога 2 раза в год?

Инструкция к анкете: подчеркни ответ, с которым ты согласен.

2.2. Итоги анкетирования.

В анкетировании участвовало 26 человек.

Полученные результаты и выводы приведены в таблице:

Уход за полостью рта

Чистят зубы каждый день

Чистят зубы 1 раз в день

Чистят зубы 2 раза в день

Чистят зубы меньше 3 минут

Чистят зубы 3 минуты

Очищают поверхность языка при чистке зубов

Полощут ротовую полость после приема пищи

Посещают стоматолога 2 раза в год

Выявлено что, никто не соблюдает все правила гигиены полости рта, только частично.

Полученные результаты и выводы свидетельствуют о следующем:

Чем меньше внимания уделяется гигиене полости рта и профилактике кариеса, тем больше проблем со здоровьем зубов и полости рта. У большинства учащихся не сформированы навыки правильного ухода за зубами и полостью рта.

Учащиеся, принимавшие участие в анкетировании, были ознакомлены с результатами исследования. Полученные результаты заинтересовали учеников, и они высказали пожелания больше узнать о правилах ухода за зубами и полостью рта.

2.2. Как сохранить зубки здоровыми.

Гигиена полости рта.

Я задала интересующие меня вопросы моей тете стоматологу Курганской Александре Андреевне. Она рассказала мне очень много интересных фактов. В современной стоматологии большое внимание уделяется гигиене полости рта, как профилактике кариеса и прочих стоматологических заболеваний. Профилактика является самым правильным разделом стоматологии и медицины в целом, так как она направлена на сбережение здоровья, органов и систем.

Качественная гигиена полости рта позволяет сохранить зубы и дёсны здоровыми, дает возможность избежать лечения и удаления зубов. Гигиена полости рта не только сохраняет здоровье, но и экономит деньги.

Зубная щетка, зубная паста и зубная нить - непременные атрибуты гигиены полости рта.

Зубные щетки. По степеням жёсткости выделяют: "мягкую", "среднюю", "жёсткую" зубные щётки. Зубные щётки "средней" жёсткости оптимальны для использования большинством людей. Стоматологи рекомендуют менять зубную щетку каждые три месяца.

Зубные пасты. Зубные пасты следует чередовать. Так, при склонности к кариесу и пародонтиту следует применять утром противокариозную пасту, а вечером - противовоспалительную. Пасты необходимо время от времени менять. Сейчас большой выбор многоцелевых комплексных паст, в состав которых одновременно входят вещества, защищающие эмаль и десны и очищающие зубы. В выборе подходящей именно Вам зубной пасты поможет врач-стоматолог.

Посещайте регулярно стоматолога.

Чистить зубы утром и перед сном в течении 3 минут.

Нельзя пользоваться чужой щеткой.

Не кавыряй в зубах острыми предметами.

Меняйте щетку раз в 3 месяца.

Ешьте как можно больше полезных фруктов и овощей, молочные продукты, рыбу, избегайте сладкого и газированных напитков.

2.3. Как правильно чистить зубки.


В ходе исследовательской работы я убедилась в том, что здоровье зубов и полости рта напрямую зависит от правильного ухода за ними. Эта работа помогла мне расширить свои знания о строении зубов, гигиене полости рта, причинах возникновения кариеса. Надеюсь, что проделанная работа поможет одноклассникам сохранить свои зубы.

Используемая литература:

А. Линдгрен «Как Эмиль вырвал зуб у Лины», Издательство: АСТ, Харвест, Астрель-2010 год

Е. Соколова «Молочный дождь», Издательство: Молодая Гвардия , 2005 год И.Радюнц «Зубная книга. Всё о твоих молочных зубах», Издательство: Манн, Иванов, Фебер -2014 год

Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов.

Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов

Зубы, dentes, представляют окостеневшие сосочки слизистой оболочки, служащие для механической обработки пищи. Филогенетически зубы происходят из рыбьих чешуи, растущих по краю челюстей и приобретающих здесь новые функции. Вследствие изнашивания они неоднократно замещаются новыми, что нашло свое отражение в смене зубов, которая у низших позвоночных происходит многократно в течение всей жизни, а у человека два раза: 1) временные, молочные, dentes decidui, и 2) постоянные, dentes permanentes. Иногда бывает 3-я смена. (Наблюдался случай 3-й смены зубов у 100-летнего мужчины).

В строении чешуи акул видны важнейшие части зуба — эмаль и дентин, так что можно говорить о гомологии зубов в процессе эволюции от акуловых рыб до человека. В ходе эволюции у рептилий зубы приобретают более прочное положение в челюстях, вследствие чего в зубе начинают различать часть, сидящую в ячейках челюсти, — корень и наружную часть — коронку, служащую для механической обработки пищи. При этом имеющее место при наземном существовании разнообразие пищи и развитие жевательного аппарата определяют развитие и специализацию зубов. В результате вместо однообразных конических зубов рыб, служащих лишь для задержки пищи, у млекопитающих появляются различные формы, приспособленные к разным видам захватывания пищи и ее обработки, а именно: для разрывания (клыки), резания (резцы), раздробления (премоляры) и растирания (моляры).

Человек, относящийся к всеядным, сохранил все эти виды зубов. Однако в связи с перенесением хватательной функции с челюстей на руки у него наблюдается уменьшение величины челюсти и числа зубов. Так, у плацентарных млекопитающих число зубов достигает 44. У широконосых обезьян Нового Света зубов меньше: 36, а у узконосых обезьян Старого Света и человека их еще меньше :г2 • 1 • 2 • 3 = 32, причем у человека наблюдается резкое запаздывание развития 3-го коренного зуба (зуба мудрости), что отражает тенденцию к регрессу зубов. В качестве аномалии описан случай беззубости у. человека.

Зубы явились первыми твердыми структурами в теле древнейших позвоночных, возникшими раньше других частей скелета. Палеонтологи узнали о возникновении позвоночных в конце палеозоя только потому, что от этого времени до нас сохранились лишь зубы. Так как форма их соответствует способу питания и образу жизни, то палеонтолог может определить по зубам ископаемые формы животных и человека.

Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов

Развитие зубов.

Развитие зубов у человека начинается приблизительно на седьмой неделе эмбриональной жизни. К этому времени в области будущих альвеолярных отростков верхней и нижней челюсти возникает утолщение выстилающего ротовую полость эпителия, который начинает врастать в виде дугообразной пластинки в подлежащую мезенхиму. Вскоре эта эпителиальная пластинка, продолжая расти в глубину, разделяется по своей длине на две вторичные пластинки, расположенные по отношению друг к другу почти под прямым углом.

Передняя, или щечно-губная, пластинка в дальнейшем расщепляется и превращается в открытую складку эпителия, отделяющую губу и щеки от десны и ведущую, следовательно, к образованию преддверия ротовой полости. Задняя, зубная, пластинка принимает более вертикальное положение. По краю этой пластинки возникают разрастания эпителия, принимающие форму колбо-видных выпячиваний и являющиеся зачатками молочных зубов. Эти выпячивания называются зубными колбами, или эмалевыми органами. После образования эмалевых органов зубная пластинка продолжает расти в глубину таким образом, что эмалевые органы оказываются расположенными на ее передней (т. е. обращенной к губе или щеке) стороне.

Развивающийся эмалевый орган приобретает вскоре после своего возникновения форму чаши или колокола, причем соответствующее углубление оказывается заполненным мезенхимой, образующей сосочек зубного зачатка.

Эмалевые органы постепенно утрачивают связь с зубной пластинкой, и зубные зачатки становятся при этом совершенно обособленными.

В обособившихся зубных зачатках возникают составные части зуба таким образом, что клетки эпителия дают начало эмали, из мезенхимной ткани сосочка образуются дентин и пульпа, а из мезенхимы, первоначально окружающей эмалевый орган в виде зубного мешочка, возникают цемент и корневая оболочка.

По мере роста в длину зубного зачатка становятся все более высокими и костные стенки альвеолы.

Зубы расположены в ячейках альвеолярных отростков верхней и нижней челюсти, соединяясь при помощи так называемого вколачивания, gomphosis (gomphos, греч. — гвоздь) (название неправильное, так как на самом деле зубы не вколачиваются снаружи, а вырастают изнутри — пример формализма в описательной анатомии). Ткань, покрывающая альвеолярные отростки, носит название десен, gingivae. Слизистая оболочка здесь посредством фиброзной ткани плотно срастается с надкостницей; ткань десен богата кровеносными сосудами (поэтому сравнительно легко кровоточит), но слабо снабжена нервами.

Желобоватое углубление, находящееся между зубом и свободным краем десны, называется десневым карманом.

Читайте также: