Беседа как беречь зубы

Опубликовано: 22.04.2024

Ковенькова Валентина Ивановна

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Научить детей правильно ухаживать за зубами (полоскать рот, пользоваться зубной щеткой), объяснить, почему необходимо беречь зубы с детства. Учить правильно, называть предметы туалета. Активизировать в речи детей слова, обозначающие действие.

Связная речь: формировать умения отвечать на вопросы. Вызывать чувство сострадания к

ВложениеРазмер
beseda_o_zubakh.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Научить детей правильно ухаживать за зубами (полоскать рот, пользоваться зубной щеткой), объяснить, почему необходимо беречь зубы с детства. Учить правильно, называть предметы туалета. Активизировать в речи детей слова, обозначающие действие.

Связная речь: формировать умения отвечать на вопросы. Вызывать чувство сострадания к

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Показ, объяснения, вопросы воспитателя и ответы детей, действие воспитателя и детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ: Чтение отрывков из стихотворений К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», С. Михалкова «Как у нашей Любы», рассматривание иллюстраций, беседы с детьми.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: Бокалы с водой, тазик, зубная паста, зубные щетки, цветные картинки, кукла Ксюша.

Воспитатель: Сегодня мы ребята поговорим с вами о наших зубах. У нас у всех есть зубы. А как вы думаете, для чего нам нужны зубы?

Ответы детей: (чтобы есть, пережевывать пищу, и т.д.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Зубы нам нужны, чтобы кушать.

Ребятки, скажите, а вы что больше любите кушать?

Воспитатель: А конфеты, шоколадки, торты, варенье любите кушать? Все правильно, мы все обожаем кушать сладости, но оказывается, когда много кушаешь сладости, они начинают разрушать наши зубы, на зубах появляются дырочка и зуб начинает болеть. А когда зуб болит, куда мы идем?

Ответы детей : (в больницу к врачу.)

Воспитатель: - Правильно, мы должны идти к врачу и лечить зуб. Но чтобы наши зубы не болели, лучше всего подражать зайчонку – есть больше овощей и фруктов, и конечно не пить без конца сладкий чай и компот. А вот кефир и молоко пить полезно.

(сюрпризный момент – слышится плач куклы)

Воспитатель: - Ой, ребятки, слышите, кто-то плачет? Пойду я посмотрю.

(воспитатель вносит куклу Ксюшу с перевязанной щекой, жалеем куклу и выясняем, что случилось с Ксюшей).

- Оказывается, она была в гостях и там съела много сладкого, и у нее заболели зубы.

- Ксюша ты как раз вовремя пришла, мы сегодня учимся, как правильно ухаживать за зубами. Садись на стульчик, мы тебя тоже научим. Только с ребятами немножко отдохнем.

Наши деточки устали,

И со стульчиков все стали,

Солнышку мы улыбнулись,

Вправо, влево наклонились

Быстро к речке мы спустились,

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться,

Зубную пасту мы берем

Крепко щеткой зубы трем

Моем шею, моем уши

Сами вытремся посуше.

Воспитатель: - Ребята, сколько у нас во рту зубов?

Ответы детей: - Много.

Воспитатель: - Правильно, много. Покажите свои зубы. Вот какие красивые зубы. Но каждый наш зубик нужно беречь и охранять. Беречь, мы уже знаем как:

1. Не есть слишком много сладостей.

2. А еще нужно, после еды полоскать рот теплой водой.

- У нас у всех есть промежутки между зубами, в которых застревают кусочки пищи. Поэтому посмотри Ксюша, как надо стараться, чтобы вода прошла через эти промежутки.

(показ действий воспитателем детям)

( показ действий детьми)

Воспитатель: - Ну, теперь нам совсем стало ясно как беречь зубы. Но кто же их будет охранять? А охранять их будет зубная паста и зубная щетка.

Сейчас мы с вами будем учиться правильно, чистить зубы, но только пока без зубной пасты.

(раздача зубных щеток)

- Посмотрите, как правильно нужно держать зубную щетку.

(показ воспитателем правильной чистки зубов )

- Сначала чистим передние зубы: снизу – вверх , с верху – вниз, затем боковые – с левой стороны, боковые – с правой стороны.

(вся группа детей учится)

- Молодцы! В следующий раз мы будем учиться правильно, чистить зубы внутри, а только потом с зубной пастой.

Воспитатель: (обращение к кукле Ксюше)

-К сюша, ты запомнила, как правильно нужно ухаживать за зубами, чтобы зубы не болели.

Кукла Ксюша: - Да. Спасибо вам ребята. Теперь я буду беречь,и охранять свои зубы.

1. Меньше буду, есть сладостей, больше овощей и фруктов.

2. После того как покушаю, обязательно буду полоскать рот.

3. И 2 раза в день утром и вечером буду чистить зубы.

Воспитатель: - Ребята, давайте Ксюше подарим зубную пасту и зубную щетку и пригласим ее на следующие занятия.

( дети приглашают куклу Ксюшу в гости)

(кукла Ксюша благодарит детей, прощается и уходит)

Воспитатель: - Наше занятие закончилось, давайте ребята, и мы попрощаемся с нашими гостями. Дружно скажем досвидания.

На занятии мы уточнили для чего нам нужны зубы. Зубы нужны не только людям, но и животным. Теперь мы знаем, что лучше кушать полезные продукты, чтобы зубы сохранились.

Нина Панарина
Занятие-беседа по ЗОЖ «Береги зубы»

Занятие – беседа: «Береги зубы зубы».

Загадка: «Полон хлевец белых овец». (Зубы.)

- Как зубы помогают переваривать пищу?

- Зубы размельчают пищу, она смачивается во рту слюной - это помогает пище лучше перевариваться в желудке и кишечнике. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. На место выпавших зубов, прорезываются новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потерял постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастает.

Работа со стихотворением С. Михалкова «Как у нашей Любы…»

Как у нашей Любы разболелись зубы

Слабые, непрочные – детские, молочные…

Целый день бедьняжка стонет,

Прочь своих подружек гонит:

- Мне сегодня не до вас!

Мама девочку жалеет, полосканье в чашке греет,

Не спускает с дочки глаз.

Папа Любочку жалеет, из бумаги куклу клеит.

Чем бы доченьку занять, чтобы боль зубную снять?.

-Кто знает, почему болели зубы у Любы? (объяснение детей -в нём дырочка.) Почему появилось такое повреждение?

Рисуют дети. Нарисуй зуб – Замок, в котором поселилась Зубная Боль. Где будет вход в замок? (Это дырочка.)

-Что нужно сделать, чтобы Зубная Боль не попала в замок? (Закрасить дырочку, как будто заделали вход.)

-Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу.)

«Наша большая Родина» Форма работы: беседа, практическое занятие Целевая аудитория: несовершеннолетние 7-17 лет. Форма работы: занятие Цель: Формировать и систематизировать у детей представление об образе.

«Здоровые зубы здоровью любы» (фотоотчёт)
«Здоровые зубы здоровью любы» (фотоотчёт) «Здоровые зубы – здоровью любы» В ДОУ «Сказка» с 20 по 24 марта прошла неделя профориентации. Дети дошкольного учреждения узнали много.

Конспект занятия «Наши зубы» Цель: Продолжить знакомить с правилами личной гигиены; Формировать у детей биологический смысл гигиенических мероприятий по уходу за зубами.

Краткосрочный проект «Здоровые зубы» «Я - исследователь" Тема: «Здоровые зубы. История возникновения зубной щетки» Вид проекта: познавательный Продолжительность: краткосрочный.

Методическая разработка образовательной деятельности Зубы белые нужны, зубы крепкие важны Возраст детей Дети 5-6 лет старшая группа Форма проведения ОД Игра – путешествие Приоритетные образовательные области «Познавательное развитие»,.

Непрерывная образовательная деятельность «Берегите зубы» Уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию второе мероприятие образовательной деятельности, направленное на здоровьезбережение, для детей.

Открытое интегрированное занятие по по ЗОЖ в старшей группе «Путешествие по Стране здоровья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №109 «Петушок» Г. УЛАН-УДЭ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Путешествие.

Познавательная беседа на тему «Здоровые и чистые зубы». Приуроченное ко Дню здоровья
Познавательная беседа на тему «Здоровые и чистые зубы». Приуроченное ко Дню здоровья Интеграция образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие". Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу.

Занятие-беседа по ФЦКМ в старшей группе «Десна-красавица» Занятие по познавательному развитию (ФЦКМ) Старшая группа Составила воспитатель Лукьяненко Любовь Петровна Беседа. «Десна - красавица».

Занятие по ЗОЖ «Овощи и фрукты-полезные продукты» Цель: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: - систематизировать.

Автор: Гора Елена Александровна

Организация: МБОУ НШ №1

Населенный пункт: Ростовская обл., г. Батайск

Цель: систематизация знаний по гигиене полости рта.

  • 1. Познакомить с основными заболеваниями полости рта. 2. Обобщить знания, о правилах и способах ухода за зубами. 3. Способствовать развитию навыков личной гигиены. 4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. 5. Пропагандировать здоровый образ жизни. 6. Составить и оформить памятку «Как ухаживать за зубами».

Ход классного часа

  1. Организационный момент

В путь – дорогу собирайтесь,

За здоровьем отправляйтесь

Я здоровье – берегу

Вам я тоже помогу.

  1. Введение в тему

- Жила – была на свете Улыбка.

- Милая такая добрая Улыбка! Она дарила людям Радость и Хорошее Настроение! И все у неё было хорошо! Ей нравилось бродить по улицам, перескакивая с лица на лицо, видя свое отражение в луже на мостовой или в лице случайного прохожего. Но однажды так сильно взгрустнулось нашей Улыбке, что она прямо растаяла.

- Как вы думаете, что произошло с улыбкой? (Ответы детей)

- Какая улыбка без красивых и здоровых зубов?

- Сегодня мы проведём занятие по теме «Здоровые зубы – красивая улыбка».

- Мы с вами поговорим о том, как сохранить улыбку красивой и что нужно для этого делать.

III. Работа по теме

1. Беседа о зубах

- Посмотрите, пожалуйста, на экран.

На нем изображены люди, которые улыбаются.

- Внимательно рассмотрите рисунки и скажите, что больше привлекает ваше внимание? ( Зубы)

- Не на всякие зубы приятно смотреть!

- Для чего человеку нужны зубы? (Зубы помогают переваривать пищу, они способствуют произношению звуков, украшают лицо)

- Первые молочные зубы прорезаются в возрасте 6-8 месяцев. А все 20 молочных зубов появляются к трем годам. В возрасте 5-7 лет передние зубы начинают выпадать, остальные молочные зубы заменяются постоянными к 9-13 годам. У взрослого человека 32 зуба, 16 на каждой челюсти. Впереди находятся 8 резцов. Ими легко перекусывать или откусывать. За ними - 4 крепких клыка (по 2 зуба на каждой челюсти)

2. Практическое занятие

- Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы. Найдите молочный и постоянный зубы.

- Чем отличаются молочные зубы от постоянных? (Постоянные больше по размеру. Временные бело-голубоватого цвета.)

- А что, ребята, происходит, когда временный зуб выпадает? (На его месте вырастает постоянный)

- Этот постоянный зуб будет служить человеку всю жизнь.

- Смена зубов – естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.

3. Интересные факты

- В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов.

- Если вы найдёте в классе спрятанные зубки, то узнаете об этих обычаях.

(Дети находят зубки в разных уголках класса, читают народные обычаю, записанные на рисунках и прикрепляют их на доску)

-У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок.

-Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: « превратись зуб в Они» (Они – это японское чудовище, у которого крепкие зубы).

- У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит « чёрная, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый (Чёрная птица – символ удачи).

- В Америке – дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку на ночь специально для Зубной Феи, которая может забрать зуб и положить вместо него несколько монеток!

- А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?

4. Строение зуба

- Молочные и постоянные зубы внешне отличаются друг от друга. А сходство спрятано внутри. Оказывается, строение молочных и постоянных зубов одинаковое.

Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей:

Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта.

Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти.

Шейка – часть зубов, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Чем же покрыты наши зубы? Зубы покрыты эмалью. Эмаль придаёт зубам красивый блеск. Эмаль зуба – это самая прочная часть тела. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но она со временем разрушается. Отчего может разрушиться эмаль зубов?

4. Причины разрушения эмали зубов.

- Возьмём кусочек стекла, нагреем его на огне, потом опустим в стакан с холодной водой. Что произойдёт со стеклом? Стекло треснет.

- Эмаль зубов может так же растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов от резкой смены температуры!

Кислота, которая содержится в продуктах, тоже разрушает эмаль. Рассмотрим, как зубная паста помогает нашим зубкам!

ФИЗМИНУТКА

Учитель: Чтобы зубы были здоровыми, надо … (если вы со мной согласны, то вы приседайте – зубы крепко сидят), а если не согласны с моей фразой, то прыгайте (зубы шатаются)

Фразы:

– Чтобы зубы были крепкими и здоровыми, надо:

  • грызть ручки и карандаши (прыгают)
  • правильно питаться (сидят)
  • часто есть сладкое (прыгают)
  • грызть орехи (прыгают)
  • чистить зубы (сидят)
  • есть очень холодную и очень горячую пищу (прыгают)
  • ходить вовремя к врачу (сидят)

5. Советы стоматолога

- Итак, у нас возникла зубная боль. К какому врачу мы пойдём за помощью? (К стоматологу)

- Давайте прочтём советы стоматолога.

6. Практикум «Чистка зубов».

- Ребята, давайте вспомним, как правильно чистить зубы?

(Ученики показывают, как правильно чистить зубы)

  • Зубная щётка располагается вдоль линий дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
  • Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щётки – снизу вверх.
  • Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щётки – вперёд-назад.
  • Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
  • Не забудьте почистить язык.
  1. Игра «Да и нет».

(Заранее подготовленный ученик проводит игру)

- Признавайтесь, часто ль чистите вы зубы?

Молодцы, я всем вам верю,

Но ваши знания проверю.

Если дам совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите хором: «Нет!»

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Если мой совет хороший-

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Говорила маме Люба:

-Я не буду чистить зубы.

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, каждом зубе.

Будет ваш каков ответ?

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Запомните совет полезный:

Грызть нельзя предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

IV. Подведение итога

(Дети зачитывают памятку)

  1. Чисти зубы два раза в день – утром и вечером.
  2. Чисти зубы все подряд, в течение 3 минут.
  3. Чисти сверху, снизу, и снаружи, и внутри.
  4. Ешьте фрукты, овощи. Не злоупотребляйте сахаром и сладостями.
  5. Меняйте зубную щетку каждые 3 месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки.
  6. Дважды в год посещайте стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка.

V. Рефлексия.

У каждого ученика на парте лежит рисунок с изображением зубика.

- Чего не хватает в зубике? (Улыбки)

- Давайте оживим наш зубик, подарив ему улыбку. А чтобы нам работалось веселей, включим музыку.

(Дети оживляют зубик.)

- Итак, ваши зубки ожили. Мы их прикрепим на доску. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок стало в классе.

Цель: овладение детьми элементарными умениями и навыками о правильном уходе за полостью рта;

Задачи: наличие желания иметь красивые зубы, привычку соблюдать правила гигиены полости рта, посещать стоматолога; повышение уровня развития самостоятельности и ответственности

Всем известно, что чистить зубы нужно дважды в день, но не все делают это правильно. Существуют правила чистки зубов, которые нужно соблюдать, чтобы они были красивыми и здоровыми.

Правило 1

Чистка зубов должна быть полной. Тебе нужно использовать зубочистку или зубную щетку специально для межзубных пространств. Зубную пасту следует подбирать в соответствии с состоянием полости рта.

Просмотр содержимого документа
«Беседа «Как ухаживать за зубами»»


Департамент образования

администрации города Липецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА

«Как ухаживать за зубами»

Цель: овладение детьми элементарными умениями и навыками о правильном уходе за полостью рта;

Задачи: наличие желания иметь красивые зубы, привычку соблюдать правила гигиены полости рта, посещать стоматолога; повышение уровня развития у дошкольников самостоятельности и ответственно

Всем известно, что чистить зубы нужно дважды в день, но не все делают это правильно. Существуют правила чистки зубов, которые нужно соблюдать, чтобы они были красивыми и здоровыми.

Чистка зубов должна быть полной. Тебе нужно использовать зубочистку или зубную щетку специально для межзубных пространств. Зубную пасту следует подбирать в соответствии с состоянием полости рта.

Зубная щетка — предмет индивидуальной гигиены. Не давай никому свою зубную щетку и не пользуйся чужой.

Чистят зубы дважды в день по три минуты. Утром лучше всего чистить их после завтрака — тогда ты уберешь с них остатки пищи, и твое дыхание не будет неприятным.

После еды не забывай тщательно прополоскать рот.

Как правильно чистить зубы

Сначала мысленно раздели зубы на три вида: большие коренные зубы, малые коренные зубы, резцы с клыками. Каждую из этих групп нужно чистить по отдельности. Запомни, что щеткой нужно водить от дес­ны по направлению к верхней части зуба. При этом давление щетки не должно быть слишком большим, иначе ты рискуешь повредить десны.

1. Перед началом чистки зубов прополощи рот теплой водой, чтобы полностью удалить скопившуюся слизь.

2. Приложи щетку к основанию зубов нижней челюсти. При этом она должна располагаться так, чтобы ее движения были параллельны росту зубов.

3. Начинать чистить зубы нужно с нескольких коротких движений вверх и вниз. Зубы чистят с обеих сторон — не забывай об этом.

4. Теперь поставь щетку под прямым углом к вертикальной оси зуба и прочисть его режущую поверхность. Жевательную поверхность чисть короткими движениями.

5. Движения должны быть выметающими. Только так тебе удастся удалить все остатки пищи с зубов, не повредив их эмали.

6. Не забудь почистить язык. Сейчас в продаже есть специальные щетки, имеющие шершавую обратную поверхность. С ее помощью ты сможешь убрать остатки пищи и слюну с языка и внутренней поверх­ности щек.

7. Теперь точно так же прочисть и верхнюю челюсть.


Как сохранить зубы здоровыми и красивыми

Встретить человека с ослепительно белой улыбкой практически невозможно. И дело здесь не в том, что люди плохо следят за своими зубами. Просто естественный цвет эмали зубов достаточно редко бывает белым, как правило, он желтоватый или немного голубоватый.

Если на твоих зубах начинает образовываться коричневый налет, это в первую очередь говорит о том, что ты не уделяешь достаточно внимания заботе о полости рта. Также такой налет может появиться у курящего человека. Иногда потемнение эмали вызывается флюорозом — слишком большом количестве фтора в организме.

Чем лучше у тебя будут зубы, тем проще тебе будет сохранить свое здоровье. Между прочим, зубы влияют не только на пищеварительную систему. Было выяснено, что при заболеваниях зубов у человека может сильно нарушиться координация движений, функционирование органов зрения и слуха. Наверняка тебе стало интересно — как же это может быть связано, ведь зуб­ная боль — просто локальное явление, неопасное для здоровья человека? Для того чтобы разобраться, необходимо понять строение зуба.

Он состоит из коронки, корня и шейки. Коронка сверху покрыта эмалью, а корень — цементом (так обычно называют ткань, которая по своей структуре напоминает кость). Шейка зуба — это переход коронки зуба в его корень. Шейка закрывается десной.

Внутри зуба имеется мякоть, называемая пульпой. Именно в ней находятся кровеносные сосуды и нервы, и именно в ней из-за воспаленных нервов возникает зубная боль.

Чаще всего из зубных повреждений у человека встречается кариес.

➠ По данным статистики, у 7-9 человек из 10 отмечается кариозное поражение зубов. Несмотря на то что этой болезни столько же лет, сколько и всему человечеству, стоматологи до сих пор не могут найти средство, чтобы полностью победить кариес.

Кариес начинает образовываться с небольшого пятнышка на зубе. Затем это пятнышко постепенно перерастает в углубление. Если вовремя его не заметить, оно будет увеличиваться. Это означает, что зуб заболел кариесом и в нем постепенно образуется кариозная полость. Если с этой проблемой вовремя не пойти к врачу, то этот зуб можно потерять.

Кариес не только губительно воздействует на зубы, но и сильно вредит всей пищеварительной системе. Микробы, находящиеся на зубах, пораженных кариесом, при самом неблагоприятном стечении обстоятельств могут привести к возникновению тяжелых инфекционных процессов в организме. Они даже могут поразить сердце, печень, суставы. Когда человек теряет зубы, его лицо претерпевает сильные изменения в худшую сторону, оно, как правило, сморщивается, а щеки становятся запавшими. Речь становится невнятной и шепелявой.

Чтобы этого не допустить, нужно уделять пристальное внимание зубам с самого детства. В пище должно содержаться достаточное количество витаминов D и С, а также витаминов, относящихся к группе В.

Для того чтобы вовремя заметить кариес, необходимо дважды в год посещать стоматолога. Кроме кариеса, он вовремя поможет выявить прочие болезни зубов и десен.

Да, за деснами тоже очень важно следить, так как от их состояния также зависит здоровье зубов. Именно они защищают шейку зуба. В доказательство немного статистических данных.

От болезней тканей, окружающих зубы, на данный момент страдают 75% всех жителей Земли в возрасте от 15 до 45 лет. Из-за этих заболеваний люди в более старшем возрасте теряют зубы гораздо чаще, чем из-за кариеса.

Если ты будешь закрывать глаза на правила личной гигиены, то вероятность того, что у тебя начнется заболевание десен, составляет свыше 80%. Если же ты будешь правильно ухаживать за полостью рта, то эта цифра понижается в разы — всего лишь до 15%.

Болезнями зубов люди страдали еще в глубокой древности. В найденных литературных памятниках древнего Египта, Ассирии и Вавилона найдены описания симптомов зубных болезней, а также несколько методов их лечения. К примеру, древние люди считали, что на зубную эмаль оказывает положительное влияние сельдерей, морковь и сырые яблоки. Между прочим, в настоящее время польза этих продуктов для зубов была доказана с научной точки зрения. Они не только благотворно влияют на состояние зубов, но и освежают дыхание.

В народной медицине от зубной боли достаточно часто использовали чеснок, причем делали это весьма любопытным образом. Свежие дольки чеснока разрезали пополам и прикладывали к пульсу на правой или левой руке — в зависимости от того, на какой стороне болит зуб. Чеснок плотно приматывали бинтом. Некоторое время спустя больной зуб успокаивался и больной засыпал.

Зачастую при боли в зубах применяли отвар коры осины — 15-20 г сухой коры заливали 200 мл кипятка. Затем делали настойку на водке из этого отвара. Данным отваром полоскали рот, а также закапывали в сам зуб.

Аналогичным способом для снятия зубной боли используют луковицы кудреватой лилии, травы фиалки, коры ивы или корни пиона.

Однако в клинической стоматологии предпочитают использовать препараты на основе лекарственной календулы. При пародонтозе и некоторых других заболеваниях зубов или десен можно сделать ирригацию ротовой полости 2% -ным раствором настойки календулы (1 чайная ложка настойки на 1 стакан воды).

До и после снятия зубных отложений в карманы десен помещают турунды, которые предварительно смачивают в растворе календулы. В карманах десен они должны находиться не более 5 минут.

Для профилактики воспаления десен после утренней и вечерней чистки зубов можно ополаскивать рот 2%-ным раствором настойки календулы, после чего рекомендуется помассировать десны пальцами. Учеными было доказано, что настойка календулы имеет ярко выраженное антибактериальное действие, в частности на бактерии стафилококка и стрептококка.

Но не только календула помогает при заболеваниях зубов и десен. Также эффективным средством является пчелиный клей, или прополис. В нем содержится большое количество эфирных масел, которые по своему обезболивающему действию в значительной степени превосходят новокаин. Прополис разводится в воде до получения 10%-ной концентрации, после чего этим раствором полощут ротовую полость.

Это средство наиболее эффективно при повышенной чувствительности дентина и при обнажености шейки зубов. В этом случае его втирают в десны ватным там­поном на протяжении нескольких минут.

Если у тебя вдруг заболел зуб, то очень эффективным и быстродействующим средством будет приложенный к нему кусочек прополиса.

Несколько советов, следуя которым тебе удастся сохранить зубы здоровыми на долгие годы.

Для предотвращения разрушения зубов, а также для профилактики образования зубного камня регулярно и ежедневно ухаживай за своими зубами.

Многие продукты дополнительно очищают зубы. К ним, в первую очередь, следует отнести твердые овощи, так как при их пережевывании очищаются и сами зубы, и межзубное пространство. Помимо этого, пережевывание овощей позволит тебе дополнительно укрепить десны. К таким продуктам относятся морковь, яблоки, капуста, сельдерей и некоторые другие.

Очистить зубы после еды можно, прополоскав рот. В рот нужно набрать небольшое количество жидкости и погонять ее по всей полости. С помощью этого способа удаляются остатки пищи, прилипшей к зубам, имен­но она в наибольшей степени способствует возникновению заболеваний полости рта.

В настоящее время в специализированных магазинах продаются специальные освежающие и антисептические средства для зубов. Их уже давно применяют в западных странах для того, чтобы избавиться от непри­ятного запаха, а также при кровоточивости десен. В стакан с теплой водой добавляют от 5 до 10 капель средства и полученным раствором полощут ротовую полость после чистки зубов.

Наиболее вредной для зубов по праву считается сладкая, липкая и кислая еда. К ней большинство стоматологов относят карамель, пирожные, печенье, чай, кофе и другие напитки, содержащие сахар. Он не только крайне вреден для зубной эмали, но и создает благоприятную среду для развития вредоносных микроорганизмов в полости рта. Во многих фруктовых соках со­держатся кислоты, которые также очень негативно влияют на зубную эмаль, постепенно разъедая ее.

Всегда чисти зубы перед сном. И дело здесь не в прихоти. Из-за того что в ночные часы деятельность слюнных желез приостанавливается, бактерии, находящие­ся в ротовой полости, начинают интенсивно размножаться и понемногу разрушать зубную эмаль.

Также немаловажно чистить зубы по утрам. Это позволит освежить дыхание и усилить кровообращение в деснах. Зубную щетку нужно выбирать так, чтобы она не была ни слишком твердой, ни слишком мягкой. Поверхность ее должна быть слегка выпуклой. Когда будешь чистить зубы, помни, что щетка должна двигаться сверху вниз таким образом, чтобы еще и про­никать в щели между зубами. Эти места наиболее труднодоступны, и в них скапливаются остатки пищи. Зубы следует чистить как с наружной, так и с внутренней стороны.

Итак, твои зубы уже чистые, однако это еще не все. Теперь на край десны нанеси небольшое количество зубной пасты, затем указательным пальцем под небольшим нажимом начинай массировать десну. Мас­саж должен продолжаться от 3 до 5 минут. Массировать нужно не только десны с наружной стороны зубов, но и с внутренней.

Десны можно также массировать и с помощью воды — так называемый гидромассаж. Он выполняется путем направления на десны струи воды под значительным напором. Делают это, как правило, через душевой наконечник. Массаж десен направлен на улучшение кро­вообращения в них. Он поможет тебе снять все воспалительные процессы, только начинающиеся или уже развившиеся, а также прижмет десну как можно плотнее к шейке зуба, уплотнит ее край и прекратит кровоточивость.

Во многих зубных пастах содержится достаточно большое количество фтора, который оказывает положительное влияние на зубы и защищает их от образования кариеса. Сейчас в продаже имеются различные ароматизированные зубные пасты, которые сделают чистку зубов не только полезным, но и приятным занятием.

Не нужно ковыряться в зубах не предназначенными для этого предметами, например иголками или спичками. Ими ты можешь поранить как десны, так и эмаль зуба. И это только в лучшем случае. В худшем — занесешь инфекцию, которая может привести к возникновению воспалительного процесса или развитию кариеса. Для очистки межзубного пространства лучше всего использовать специальные зубочистки.

Грызть твердые конфеты или орехи также не стоит — они могут очень сильно навредить эмали или даже сломать зуб. Кроме того, лучше не пить чересчур горячие или холодные напитки.

Если вдруг твои зубы неожиданно приобрели желтый оттенок, то попробуй почистить их смесью пищевой соды и нескольких капель лимонного сока. После этой процедуры не забудь прополоскать рот теплой водой.

Чтобы время от времени отбеливать зубы, протирай их влажной марлей с мелкой солью. Очень эффективной для отбеливания зубов будет их очистка с помощью мякоти клубники. Хорошим порошком для чистки зубов является смесь мелкой соли и питьевой соды. Сода снижает кислотность полости рта, а именно из-за нее образуется кариес.

Если тебе удастся соблюсти все этим не слишком сложные советы, то твоя улыбка останется белоснежной на долгое время, а зубы будут здоровыми.

Береги зубы смолоду!

Возраст обучающихся: 10-11 лет.

Цель: ознакомить детей со строением зубов человека; формировать у детей представление о заботливом отношении к своим зубам; расширить их знания о том, что полезно и что вредно для зубов.

Задачи: познакомить со строением и заболеваниями зубов человека; прививать важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки; воспитывать здоровый образ жизни.

Оборудование: изготавливается бумажная модель одного “веселого” зуба и одного “грустного” зуба; карточки с изображением различных предметов (чашка, карандаш, морковь, зубная щетка, мороженное и др.), презентация; зеркала (одно большое, маленькие на парту, зубная щетка в футляре (каждый ребенок приносит свою щетку).

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Форма проведения: беседа.

Полон хлевец
Белых овец. ( Зубы. )

Худая девчонка –
Жесткая челка,
Днем прохлаждается,
А по утрам да вечерам
Работать принимается:
Голову покроет
Да стены помоет. ( Зубная щетка .)

Белая река
В пещеру затекла,
По ручью выходит –
Со стен все выводит. ( Зубная паста .)

Серебряна труба,
Из трубы – вода,
Вода бежит и льется
В белизну колодца,
На трубе – два братца,
Сидят да веселятся.
Один в кафтане красном,
Второй – в голубом,
Оба друга - братца
Заведуют водой. ( Умывальник .)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо и хлеб – всю добычу мою –
Я радостью белым зверям отдаю. ( Губы и зубы .)

Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. ( Зубная щетка .)

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Для чего человеку нужны зубы? Смог бы он обойтись без них?

- Что помогает переваривать пищу?

Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами.

А сейчас посмотрите в зеркало на зубы. Они крепкие, белые, красивые, потому что здоровые. Зубы словно забор, выстроились в два ряда – вверху и внизу. Они крепко держатся на месте, потому что зубы, как дерево, которое крепится в земле корнями, прикрепились своими корнями к десне. Корни зубов, также как корни деревьев, мы не видим их, они находятся внутри десны.

У детей, пока они ходят в детский сад (в школу), зубки непостоянные, они называются молочными. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали , на их месте прорезались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Заботиться о зубах надо постоянно и тщательно, потому что при потере коренного зуба новый на его месте не вырастает. А пустота на месте зуба - это некрасиво и неприятно.

Вначале появляются большие коренные, резцы, затем малые коренные, клыки и вторые коренные зубы. Уже позже появляются “зубы мудрости” или третьи большие коренные зубы.

III. Форма проведения: Анализ ситуации.

В небе солнышко светило,
На лугах цвели цветы,
Веселились дети лихо,
Развлекались, как могли.
Только Кате не до смеха:
У нее во рту “потеха”,
Заболел молочный зуб,
Рот “подушечкой” припух.
Наша Катя не играет,
На качели не бежит,
Слезы горькие глотает,
Рот закрыла и молчит.
Ей сочувствуют подруги.
Утешают от души:
Не грусти, забудь о зубе,
Нас попробуй - рассмеши.
Только как же тут забыться,
Боль мешает ей играть,
Молоточком злым стучится,
Как помочь ее унять?

- Как вы думаете, почему болел зуб у Кати? ( Зуб поврежден, в нем дырочка .)

- Почему появилось повреждение?

- Что вы предпринимаете, когда у вас болит зуб?

IV. Форма проведения: Продолжение беседы.

Снаружи зубы покрыты белой эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если зубами разгрызать орехи или твердые конфеты, а ещё хуже брать в рот всякие предметы, например, карандаши, игрушки, палочки, то на зубах появляются дырочки (кариес). (Можно использовать рисунок – строение зуба).

Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трех частей:

Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;

Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;

Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем, она прикрыта десной.

Дырка в зубе всегда больно. А ещё больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам.

Болеют зубки и тогда, когда за ними забывают ухаживать: не чистят после еды, не полощут рот, а еще когда не лечат большие дырочки в зубах. Если повреждение в зубе маленькое, то доктор быстро и без боли залечит. Но когда маленькая дырочка превращается в огромную дырку, вылечить и спасти такой зуб почти невозможно.

V. Форма проведения: Практикум “Нарисуй зубик”.

Детям предлагается нарисовать один из вариантов зубика – “веселый” или “грустный”, объяснить свой выбор темы рисунка; рассказать, кто поможет (помогает) зубику.

VI. Форма проведения: Опрос фронтальный. Зачем человеку зубная щетка?

- Как надо ухаживать за зубами? ( После каждой еды, а также утром и

вечером полоскать рот или чистить зубы. )

- Кто знает, что необходимо иметь каждому человеку для ухода за зубами?

( Зубную щетку, пасту .)

Щетку надо выбирать с ровной, мягкой щетиной. Регулярно ее мыть. Менять раз в 3 – 4 месяца.

- Как правильно чистить зубы?

VII. Форма проведения: Практикум “Чистка зубов”.

(Выполняют все дети.)

Производят короткие движения, располагая зубную щетку под углом к зубу.

Зубную щетку располагают под углом к зубу, производят выметающие движения от десны к краю зуба.

Зубную щетку располагают горизонтально и производят движения вперед – назад.

Зубную щетку располагают вертикально, направление движения – от десны к режущему краю зуба.

Заканчивают чистку зубов круговыми движениями щетки с захватом зубов и десен при сомкнутых челюстях.

Зубы в стадии прорезывания чистят горизонтальными движениями вперед – назад, располагая зубную щетку, как показано на рисунке.

Не забудьте почистить язык.

VIII. Разучивание стихотворения.

Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!

Вот эти 6 правил, которые помогут сохранить зубы здоровыми и тогда он будет здоров. Каждый человек должен следить за своими зубами и тогда он будет здоров. Он всегда будет жить в городе “Ослепительной улыбки”. Нельзя забывать, что зубы - это зеркало организма и отношения к своему здоровью.

IX. Итог урока

- Почему за зубами нужно ухаживать?

- Сколько раз в день нужно чистить зубы?

- Расскажите, как надо беречь зубы?

- Что зубами не грызть и почему?

- Какой предмет поможет вам всегда содержать зубы в чистоте?

Читайте также: