Биомеханические принципы и основные виды шинирования зубов

Опубликовано: 22.04.2024

Под шинированием понимают объединение нескольких или всех зубов в единый блок каким-либо ортопедическим аппаратом (шиной).

Шинирование направлено на решение основных задач ортопедического лечения при заболеваниях пародонта.

Е. И. Гаврилов считал, что для достижения лечебного эффекта шиниро­вания при планировании шинирующей конструкции необходимо руковод­ствоваться следующими биохимическими принципами:

1. Ограничение подвижности зубов за счет жесткости шины, что благо­приятно действует на больной пародонт

2. Разгрузка пародонта происходит за счет нормализации распределения жевательного давления

3. Разгрузка пародонта зубов с наибольшим его поражением происходит за счет наиболее устойчивых зубов

4. Шинирующая конструкция, расположенная по дуге, является самой жесткой за счет аркообразное™ и взаимного пересечения векторов подвиж­ности включенных в шину зубов

5. При линейном расположении шин в боковых отделах, справа и слева, их надо соединить поперечно при помощи дугового протеза

Основные виды стабилизации.

Известно, что лучший результат шинирования получается тогда, когда шина объединяет зубы, подвижность которых происходит в пересекающихся плоско­стях. Для передней группы зубов хорошая устойчивость шинируемого блока достигается, если шина объединяет резцы и клыки. Такая иммобилизация назы­вается передней.Иммобилизация зубов, при которой шина располагается в переднезаднем направлении, называется боковой(сагиттальной). Под этим понимают стабилизацию малых и больших коренных зубов, имеющих одина­ковую функцию. Объединение передней и боковой шин (например, при помощи соединительной коронки) между собой придает ей дугообразную форму, а ста­билизация становится более устойчивой и называется переднебоковой.

Для усиления сопротивляемости трансверзальным нагрузкам, боковые шины могут быть объединены между собой поперечной связью (дуговым протезом). Таким образом возникает поперечнаястабилизация. Если все зубы зубного ряда соединяются в блок непрерывный или многозвеньевой шиной, то появляется круговаястабилизация.

Ответы на экзаменационные вопросы

II часть

ВОПРОС 7

Временное шинирование и его роль в комплексном печении болезней пародонта. Показания к удалению зубов

При пародонтите.

Основные виды шинирования.

Шинирование может быть временным или постоянным, а конструкции шин съемными и несъемными. Временное шинированиепроводят на период терапевтического и хирургического лечения для создания условий нормаль­ного функционирования пародонта. Кроме того оно необходимо для выяс­нения прогноза существования отдельных зубов, например до заживления постэкстракционных ран и решения вопроса о включении этих зубов в по­стоянную шину. Временные шины применяются также для закрепления ре­зультатов ортодонтического лечения, как ретенционные аппараты.

В качестве временных шин могут использоваться временные пнротезы после множественного удаления зубов, для чего их дополняют шинирующими эле­ментами. Временное шинирование и непосредственное протезирование имеют важный психотерапевтический эффект. При временном шинировании обычно применяют шины не требующие препарирования зубов и лабораторного изго­товления, для чего используются быстротвердеющие пластмассы, композит­ные материалы, либо армируют их лигатурной проволокой.

Постоянные шины применяют как лечебные аппараты для длительной иммобилизации подвижных зубов.

Показания к включению зубов в шину.

Ведущим фактором в определение показаний к удалению, сохранению и включению зубов в шину является величина атрофии зубной альвеолы. Не­обходимо учитывать также степень подвижности зубов, топографию дефек­тов зубного ряда, конструкции будущего протеза или шины, характер при­куса, возраст и состояние больного и др.

Наличие у зубов третьей подвижности является противопоказанием для включения в шину. Рекомендуется их удалять. Подлежат удалению также зубы с подвижностью второй степени, если резорбция луновочковой кости превышает 1/2 длины корня зуба. Не сохраняются также зубы с патологи­ческой подвижностью первой степенью и резорбции, превышающей 2/3 вы­соты лунки. Зубы с подвижностью второй степени и хроническими около­верхушечными очагами, даже если их каналы хорошо запломбированы в шину не включают. Наличие же свища является абсолютным противопока­занием для включения зуба в шину.

Целесообразным считается шинирование зубов с подвижностью зубов первой и второй степени, при этом основным правилом шинирования счита­ется соединение подвижных зубов с неподвижными, сохранившими резерв­ные силы. При шинровании съемными конструкциями показания к сохране­нию зубов могут быть несколько расширены.

Для временногошинирования используется лигатурное связывание зу­бов, а также шинирующпая конструкция непосредственно изготовляемая в полости рта больного. Из быстро твердеющих акриловых пласмасс и ком­позитов или химиоотверждаемых композиционных материалов. В ряде слу­чаев пластмассовые шины могут армироваться лигатурной проволокой или лигатурные временные шины покрываются слоем пластмасс.

Ортопедическое лечение заболеваний пародонта предусматривает применение различных конструкций шин. Лечебный эффект той или иной шины основан на законах биомеханики, знаниекоторых позволяет разум- но применять их в соответствии сконкретной клинической картиной.

Шинирование основано на следующих биомеханических принципах:

Шина, укрепленная на зубах, вследствие своей жесткости, огра- ничивает свободу их подвижности. Зубы могут совершать движение лишь вместе с шиной и в одном с ней направлении. Как правило, амплитуда колебаний шины намного меньше амплитуды колебаний отдельных зубов. Уменьшение патологической подвижности зубов благоприятно сказывает- ся на больном пародонте.

Шинирующая конструкция, объединяя в блок все передние или все боковые зубы, разгружает их пародонт при откусывании или разжевывании пищи. Этот эффект возрастает в связи с увеличением количества шиниру-

а t • б

Рис. 130. Распределение жевательного давления при откусывании пищи: а -давление распределяется на две пары передних зубов; б - после шинирования давление распределяется

на всю группу зубов, включенных в шину.

еМЬ( х зубов. На рис. 130 видно, что при откусывании пищи до шинирования давление приходится на два передних и два нижних передних зуба. После шинирования (рис.1306) это давление распределяется уже на всю группу передних зубов, пародонт которых при самом грубом подсчете обладает в 2- 3 раза большими возможностями.

Нагрузка в шинируемом блоке прежде всего воспринимается зу- бами, имеющими меньшую патологическую подвижность. Они, таким об- разом, разгружают зубы с более пораженным пародонтом. Отсюда следу- ет практический вывод, что в шинируемый блок следует включать как бо- лее, так и менее устойчивые зубы. В переднем отделе зубной дуги устой- чивыми зубами чаще всего являются клыки.

Зубы расположены по дуге, кривизна которой наиболее выражена в переднем отделе. По этой причине движения зубов в щечно-язычном (небном) направлении совершаются в пересекающихся плоскостях, а ши- нированный блок, объединяющий их, превращается в жесткую систему.

Шинирующая конструкция, расположенная по дуге, более устой- чива к действию наружных сил, чем шина, расположенная линейно. Объ- яснение этого свойства шины следует искать в механических особенно- стях аркообразных конструкциях. На рис.131а представлена линейная конструкция, объединяющая 6 блоков. Опрокидывающий момент для нее будет выражаться формулой: М = Р • L, где Р - сила, a L - высота констру- кции. На рис.1316 те же секции расположены по дуге. Из методических соображений без ошибки для выводов позволительно аркообразную фи- гуру представить в виде прямоугольной (рис.131в). Такой прием называ- ют аппроксимацией (приближением). Величина опрокидывающего момен- та при одной и той же силе Р остается неизменной, т.е. равной PL. Со- противление конструкции опрокидыванию возрастает, о чем легко судить по ее форме, не прибегая к сложным математическим расчетам.


Рис. 131. Распределение шинирующих блоков: а - линейное; б - по дуге; в - в виде буквы П. L - высота блока.

Последние два принципа предполагают, что для усиления лечебного действия шину, расположенную, например, на боковых зубах, следует уд. линить, включив в нее передние зубы и придав ей таким образом аркооб- разную форму.

6. При линейном расположении шины, когда все зубы имеют под. вижность I - II степени, возможно колебание шины при боковых усилиях. Для нейтрализации вредных трансверзальных колебаний шину следует соединить с подобной, но расположенной на противоположной стороне (поперечная стабилизация). Это возможно сделать при помощи дугового протеза.


CC BY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кирюхин В. Ю., Гилязева Усиливается Р.Ф.

В данной работе авторы обращаются к общепринятым в медицинской практике принципам, которыми руководствуются при выполнении операции шинирования зубов . Авторы делают попытку рассмотреть накопленный в стоматологии опыт, сведенный к ряду утверждений. В результате анализа оказалось, что часть принципов соответствует механическому представлению о процессах, происходящих при шинировании, а другая требует пересмотра.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кирюхин В. Ю., Гилязева Усиливается Р.Ф.

Текст научной работы на тему «Биомеханические основы шинирования зубного ряда»

УДК 531/534: [57+61]

БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШИНИРОВАНИЯ ЗУБНОГО РЯДА

В.Ю. Кирюхин, Р.Ф. Гилязева

Кафедра теоретической механики Пермского государственного технического университета, Россия, 614990, Пермь, Комсомольский проспект, 29, e-mail: vkiryukhin@mail.ru

Аннотация. В данной работе авторы обращаются к общепринятым в медицинской практике принципам, которыми руководствуются при выполнении операции шинирования зубов. Авторы делают попытку рассмотреть накопленный в стоматологии опыт, сведенный к ряду утверждений. В результате анализа оказалось, что часть принципов соответствует механическому представлению о процессах, происходящих при шинировании, а другая - требует пересмотра.

Ключевые слова: биомеханика зубочелюстной системы, ортопедическая

стоматология, пародонтоз, биомеханика, шинирование зубов, жевательные нагрузки.

Все виды заболеваний пародонта объединяются термином «пародонтопатия». Среди прочих ее проявлений в рамках данной работы будем говорить о дистрофической форме пародонтоза (рис. 1). Клинически это заболевание сопровождается резорбцией альвеолярного отростка, образованием патологического десневого кармана и многими другими симптомами, снижающими эффективность работы зуба и окружающих его тканей [1]. Но к наиболее важным из них с позиций механики следует отнести функциональную перегрузку пародонта. Механизм ее образования таков. При нормальном соотношении корня и лунки на ткани пародонта передаются жевательные усилия, не выходящие за пределы физиологических предельный значений, называемых еще физиологической выносливостью [5]. По мере атрофии альвеолы давление на оставшийся пародонт возрастает, вызывая его функциональную перегрузку. Как показали расчеты [3], особо опасной она становится при боковых усилиях. В сложившихся обстоятельствах обычная физиологическая нагрузка становится по мере разрушения пародонта травмирующим фактором [1].

Вместе с тем в процессе убыли лунки появляется физиологическая подвижность зуба, которая часто сопровождается вторичным перемещением зуба (выдвижение из лунки, перемещения в область ротовой полости или наоборот). Механические причины такого процесса обсуждались в работе [2]. Как было показано авторами, вторичное смещение также связано с нарушением комплекса сил взаимодействий зуба и периодонта. В результате процесса вторичного деформирования теряются межзубные контакты, нарушается единство зубного ряда. В результате зубы действуют изолированно, от чего функциональная перегрузка еще более усиливается.

© Кирюхин В.Ю., Гилязева Р.Ф., 2008

Рис. 1. Иллюстрация атрофии альвеолярного отростка в осевом сечении зуба

Для того чтобы уменьшить функциональную перегрузку и облегчить пародонту выполнение его функции, необходимо: 1) вернуть зубной системе утраченное единство и превратить зубы из отдельного действующих элементов в неразрывное целое; 2) распределить жевательное давление среди оставшихся зубов и разгрузить зубы с наиболее пораженным пародонтом; 3) предохранить зубы от травмирующего действия боковой нагрузки; 4) при частичной потере зубов осуществить

Как правило, ортопедическое лечение заболеваний пародонта связано с применением шин различных конструкций, изготовленных из разнообразных материалов и выполненных по различным технологиям [4, 5].

Таким образом, естественный способ ослабить воздействие на перегруженный пародонт заключается в снижении нагрузки, накладываемой на отдельный зуб, за счет распределения усилий жевания среди нескольких соседних зубов. Вовлечение дополнительных зубов в пережевывание пищевого комка при пародонтозе и увеличенной подвижности происходит за счет связывания их в шину. Очевидно, в этом случае врач, выполняющий операцию по установке шины, имеет дело с механической конструкцией, следовательно, он должен понимать механику процесса, чтобы достигнуть желаемого эффекта. На сегодняшний день это происходит за счет использования накопленного опыта, который, с одной стороны, не исключает возникновения ошибок и, с другой стороны, допускает поиск неиспользованных резервов для улучшения результата шинирования. В связи с этим актуальной биомеханической проблемой являются анализ и оптимальное проектирование работы шины в связке с зубами, имеющими различную степень подвижности и дистрофию альвеолярного отростка.

Авторы не претендуют в данном исследовании на окончательное решение вопроса о выборе оптимальной схемы укладки шины, ее конструкции и набора используемых материалов. И даже не ставят перед собой такую задачу. Это, наверное, и невозможно сделать со всей однозначностью. Дело в том, что существует другая проблема биомеханики, остающаяся нерешенной и для многих других процессов, происходящих в живых тканях. Стремление улучшить результат медицинского вмешательства неразрывно связано с необходимостью введения некоторого критерия, значения которого позволяют судить о той или иной степени удачности производимых действий.

Так, в механике состояние конструкций различного рода, подверженных силовым нагрузкам, оценивается, как правило, на языке напряженно-деформированного состояния. Положительный эффект от шинирования выражается в наблюдаемой сразу подвижности зуба, впоследствии - в прочности шины и развитии (или приостановке) процесса дистрофии и увеличения подвижности зубов. В этом смысле для операции шинирования в перспективе актуально рассматривать вопрос: «Какие напряжения и деформации необходимо создавать в области пародонта и в зубах, чтобы они в наилучшей степени соответствовали целям шинирования?» На сам процесс создания искомых напряжений можно повлиять, выбирая параметры совершения операции шинирования: тип шины (нить или штампованная конструкция), тип материалов и пр. Но, в любом случае, необходимо совершенно ясно представлять, какие механические цели достигаются при выборе оптимальной конструкции.

В связи с вышесказанным авторы предлагают сделать первый шаг в данном направлении, заключающийся в попытке оценить с позиций механики те принципы работы, которые выработались в процессе многолетней практики и были обобщены признанными авторитетами ортопедической стоматологии Е.И. Гавриловым и И.М. Оксманом [1]. Метод анализа при этом сводится к структурному представлению предлагаемых тезисов и соответствующему сравнению с инженерными (механическими) представлениями. Притом, что уже существуют примеры анализа напряженно-деформированного состояния шинирующей конструкции [3], авторы в перспективе предполагают провести ряд оценочных расчетов, чтобы сделать результаты наиболее наглядными и адекватными.

Принципы шинирования и биомеханика

Как уже говорилось, для увеличения лечебного эффекта шины необходимо опираться на механические представления о ее поведении при жевательной нагрузке. Е.И. Гавриловым и И.М. Оксманом [1] была сделана попытка обобщить накопленный в практике опыт в виде свода законов биомеханики, с тем, чтобы применять их в соответствии с конкретной клинической картиной. Ниже авторы работы приводят эти принципы, ссылаясь на необходимые источники.

1. Укрепленная на зубах шина вследствие ее жесткости ограничивает свободу их подвижности. Зубы могут совершать движения лишь вместе с шиной и в одном с ней направлении. Уменьшение патологической подвижности зубов благоприятно сказывается на больном пародонте.

Какой бы ни была жесткость шины, она должна и будет обеспечивать некоторую подвижность зубов из-за упругих свойств ее материала, а также за счет подвижности зубов. Так, значения перемещений в нормальном состоянии за счет периодонтальной щели доходят до 0,1 мм. При абсолютно жестком соединении зубов шиной их перемещения при любой нагрузке должны быть одинаковы, что противоречит целям ортопедического лечения. Следовательно, необходимо, чтобы шина имела определенную гибкость, причем ее необходимо рассчитывать, исходя из клинической ситуации: количество зубов в шине, степень поражения их альвеолярных отростков, подвижность и прочее.

А уменьшение патологической подвижности не должно происходить за счет запредельной подвижности изначально более здоровых зубов. Всё это опять приводит к выводу о необходимости установки гибкой шины.

Рис. 2. Изменение нагрузки на пародонт вследствие применения шины (справа) по отношению к разобщенному зубному ряду (слева)

Справедливости ради необходимо сказать, что обвязывание нитями ряда соседних зубов не создает жесткой связи, особенно при нагружении в поперечном для шины направлении. Это вызвано тем, что натяжение в нитях в этом случае на порядок превосходит сами приложенные усилия, что влечет за собой упругое деформирование и относительное смещение зубов внутри блока.

2. Шинирующая конструкция разгружает пародонт при откусывании или разжевывании пищи. Этот эффект растет с увеличением количества шинируемых зубов. При откусывании пищи до шинирования давление приходится на два верхних и два нижних зуба (рис. 2). После шинирования это же давление распределяется уже на всю группу зубов.

В значительной степени описываемая ситуация прокомментирована в предыдущем пункте. Однако следует отметить, что относительно пародонта в целом для зубов, вовлеченных в шину, жевательная нагрузка не уменьшается и не увеличивается. Речь идет лишь о перераспределении напряжений за счет упругих сил, возникающих внутри шины, на что могут повлиять и материал нитей (или штампованных соединений) и конструкция.

Комментируя первые два принципа шинирования, следует обратить внимание на ту физиологическую подвижность и нагрузку, которые были бы благоприятны для каждого зуба (включая наиболее пораженные). Так, на основании резервных сил пародонта строятся пантомограммы и делается вывод о ресурсных способностях зубного ряда [5]. Однако это еще не говорит о реальных благоприятных нагрузках на костную ткань, периодонт вокруг каждого зуба.

Авторы видят реализацию первых двух принципов шинирования следующим образом: определение оптимальной нагрузки и подвижности для каждого из зубов, решение задачи оптимального проектирования конструкции шины с помощью развиваемых в механике технологий управления напряжениями, деформациями и перемещениями и применение полученных расчетным путем решений на практике. Другими словами, этап численного анализа для улучшения качества ортопедического лечения исключить невозможно.

3. Нагрузка в шинируемом блоке в первую очередь воспринимается зубами, имеющими меньшую патологическую подвижность; они разгружают зубы с более пораженным пародонтом. Поэтому в шинируемый блок следует включать как более, так и менее устойчивые зубы.

Во-первых, комментарий к данному принципу следовало бы начать с того, что необходимо определиться с самим термином «подвижность». Известно, что даже здоровые зубы имеют нормальную, физиологическую подвижность, обеспеченную периодонтальной щелью и растяжимостью волокон периодонта. Полное исключение подвижности может привести к противоположному эффекту, а именно атрофии периодонта, что вряд ли можно отнести к положительному результату лечения.

Рис. 3. Схематическая иллюстрация влияния жесткости шины на подвижность отдельных зубов в шинирующем блоке: справа изображена шина из более жесткого материала, чем

Во-вторых, поскольку любая шина, имея в своей связке три и более зубов, представляет собой статически неопределенную систему, связь между нагрузкой на зубы и приложенной жевательной нагрузкой зависит от жесткости элементов системы. Простая структурная схема (рис. 3) показывает, что при одной и той же точке приложения жевательного усилия нагрузка и перемещения существенно меняются при изменении жесткости шины (авторы намеренно не показывают здесь расчетов с целью упростить изложение).

4. Зубы расположены по дуге, кривизна которой наиболее выражена в переднем отделе. По этой причине движения зубов в щечно-язычном направлении совершаются в пересекающихся областях, а объединяющий их шинированный блок превращается в жесткую систему.

5. Шинирующая конструкция, расположенная по дуге, более устойчива к действию наружных сил, чем шина, расположенная линейно.

Последние два принципа предполагают, что для усиления лечебного действия шины ее следует удлинить, включив в нее передние зубы и придав ей таким образом аркообразную форму.

Вообще говоря, эти принципы можно считать и геометрическими, поскольку фиксируют достаточно очевидный и логичный факт, а именно: при сравнимости размеров в различных направлениях система будет наиболее устойчива.

6. Порядок распределения жевательной нагрузки на шинированные зубы зависит от точки приложения силы. По мере приближения точки приложения силы к опорному зубу (крайнему в шине) возрастает величина его перегрузки. Желательно, чтобы линейно расположенные шины не имели большой протяженности.

При увеличении жесткости шины уровень нагрузки на опорные зубы увеличивается. Поэтому передвижение точки приложения жевательной силы по длине шины в большей степени сказывается на перегрузке опорных зубов. И если в нормальном физиологическом состоянии на зуб, впоследствии оказавшийся крайним в шине, действуют в среднем те же нагрузки, что и на соседние, то теперь ему приходится испытывать повышенную силу давления, даже при отдалении от него точки приложения жевательного усилия. И чем выше жесткость, тем выше будут перегрузки.

7. При линейном расположении шины, когда все зубы имеют подвижность, возможно колебание шины при боковых усилиях. Для нейтрализации вредных поперечных колебаний шину следует соединить с аналогичной, но расположенной на противоположной стороне.

Несмотря на то, что ряд выводов авторы сделали сразу по ходу изложения, следует сделать несколько дополнительных выводов.

Во-первых, очевидно, что разработка и изготовление шинирующего устройства предполагает несколько, вообще говоря, противоречивых требований:

• необходима повышенная жесткость для объединения зубов в общий блок, но необходима и подвижность, распределенная неоднородно по зубному ряду;

• шина должна быть максимально короткой, но при этом геометрически устойчивой;

• шина должна нормализовать жевательную нагрузку на каждом из пораженных зубов, но не должна перегрузить относительно здоровые зубы.

Принципиальный выход из этого затруднения видится в том, что для начала врачам стоит определить значимость каждой из решаемых в процессе шинирования задач (не все из них авторы приводят в целях краткости). Впоследствии было бы логично решить ряд задач механики по оценке влияния каждого из факторов на результат операции в целом. До сих пор в литературе не встречалось таких данных.

Во-вторых, к механическим принципам следовало бы отнести практически все из них, кроме 5-го и 7-го, поскольку 5-й фактически дублирует содержание 4-го принципа, а 7-й следует отнести к правилам выполнения операции с целью выполнить тот же 4-й принцип. Поэтому к нему нет комментариев в тексте работы.

В-третьих, трудно называть приведенные утверждения «принципами» в том смысле, в котором их принято использовать в классической механике и прочих естественных науках. Так, наиболее близкое к науке определение слова «принцип» звучит так: основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки,

мировоззрения, политической организации и т.д. В рассматриваемых принципах шинирования обобщен огромный опыт практической работы с заболеваниями пародонта, но на их основании нельзя развить теорию или учение, которое могло бы привести к новым, до этого неизвестным результатам.

В-четвертых, авторы считают, что на сегодняшний день наличествует большой пробел между указанными принципами и их объективно подтвержденной реализаций на практике, что, вероятно, объясняется молодостью такой науки, как биомеханика.

Авторы работы выражают искреннюю благодарность коллегам с кафедры теоретической механики Пермского государственного технического университета за плодотворное обсуждение содержания данной работы.

1. Гаврилов, Е.И. Ортопедическая стоматология / Е.И. Гаврилов, И.М. Оксман. - М.: Медицина, 1978.

2. Вершинин, В.А. Биомеханические аспекты вторичной деформации зубов / В.А. Вершинин,

B.Ю. Кирюхин, Г.И. Рогожников // Российский журнал биомеханики. - 2004. - Том 8, № 2. -

3. Кирюхин, В.Ю. Об эффективности применения шинирования зубов жгутом из титановой нити при заболеваниях пародонта / В.Ю. Кирюхин, Г.И. Рогожников, М.В. Мартюшева, Р.Ф. Гилязева // Российский журнал биомеханики. - 2007. - Том 11, № 2. - С. 65-74.

4. Курляндский, В.Ю. Учебник ортопедической стоматологии / В.Ю. Курляндский. - М: Медгиз, 1962.

5. Ряховский, А.Н. Байтовые зубные протезы. Ч. 1. Шинирование зубов / А.Н. Ряховский // Стоматология. - 2003. - № 2 - С. 45-50.

BIOMECHANICAL PRINCIPLES OF DENTITION SPLINTAGE

V.Y. Kiryuhin, R.F. Gilyazeva (Perm, Russia)

In the present paper, the authors turn to the commonly accepted principles of practical dental clinics imposing the way of the dentition splintage. Authors attempt to revise the experience accumulated in the dentistry practice and reduced to a number of statements. In the end, the analysis admits a usage of some principles from mechanical point of view. Nevertheless, the other part needs to be revised.

Key words: biomechanics of the dentofacial system, prosthetic dentistry, parodontosis, biomechanics, teeth splintage, masticatory forces.

С помощью шинирования можно существенно снизить подвижность зубов, восстановить участок пародонта и практически предотвратить ненужную потерю зубов. Шинирование зубов всегда используют при пародонтите, главным симптомом которого является подвижность зубного ряда.

шинирование передних зубов

Сущность шинирования

Для укрепления зубов методом шинирования проводят объединение зубов в одну блочную структуру. Соединение производится при помощи шины. От этого и такое название «шинирование».

В основном шинирование применяют для переднего зубного ряда. Данный метод не только сохраняет жевательную функцию, но и довольно эстетический.

Обычно подвижность зубного ряда возникает при атрофии костной ткани. После появления подвижности процесс разрушения зубов начинает идти в несколько раз быстрее. Если не провести шинирование, то зубы будут потеряны.

Под воздействием «силы жевания» уже подвижные зубы начинают сильно наклоняться и менять свое первоначальное положение. В результате в ротовой полости получается своеобразный веер из зубов. Чтобы остановить этот процесс применяют шинирование.

Показания и противопоказания к шинированию

К названной процедуре прибегают в следующих случаях:

  1. Дефекты зубов, сдвиги зубов.
  2. Неправильное расположение зубов.
  3. Восстановление зубов после брекетов.
  4. Поражение мягких тканей и кровоточивости десен.
  5. Обнаженные корни и сильно выраженные десневые карманы.
  6. Наличие зубных отложений, которые очень быстро накапливаются около корня зуба.

Назначить процедуру шинирования может стоматолог после осмотра и рентгена ротовой полости.

Шинирование противопоказано в случаях:

  • Воспаления пародонта.
  • При первичной травме пародонта.
  • Жевательную поверхность зубов еще не исправляли частичным сошлифованием.
  • Отсутствие качественной гигиены ротовой полости.

шинирование нижних зубов

Съемные шины

При шинировании используют съемные и несъемные шины. Каждый вид имеет индивидуальные показания к установке и свои преимущества.

Съемные шины это специальные пластинки и капы. С их помощью получается соединить некоторое количество зубов даже при условии, что некоторые зубы отсутствуют. В результате получается восстановленный зубной ряд.

Съемный метод всегда применяется после механических повреждений, таких как сильный ушиб и перелом. В этом случае проведенное лечение зафиксирует зубной ряд в правильном положение и исключит любою смену этого положения.

Для изготовления съёмных шин всегда применяют металл или пластик.

Плюсы съемного шинирования:

  • Удаление пульпы не требуется.
  • Не надо шлифовать поверхность зубов.

Системы шинирования

  1. Система Эльбрехта. Она содержит кламмеры, которые устанавливаются на фронтальные зубы. Очень хорошо фиксирует весь зубной ряд. Обычно используется при подвижности первой степени и отсутствие болезней пародонта и периодонта.
  2. Система с цельной каппой. Это система Эльбрехта с некоторой модификацией. С ее помощью возможно фиксировать фронтальные зубы (клыки, резцы). В основе крепления лежат защитные колпачки, которые эффективно защищают зубную дугу от неравномерной, повышенной жевательной нагрузки.
  3. Круговая шина. Имеет две разновидности: первая — обычная, вторая – с когтевыми отростками. Эта система очень эффективна при сильно выраженной подвижности. Круговую шину не следует использовать при отклонении зубов от своей оси.

Несъемные шины

Такое шинирование применяют при повреждении десен, а также при очень большой подвижности зубов. Несъемное шинирование зубов показано в профилактических целях предотвращения пародонта.

Для проведения несъемного шинирования применяют особые несъемные материалы, которые обеспечивают очень надежную сцепку в отличие от ранее описанных шин. Обычно это коронки, бюгель, нити, стекловолокно и протезы.

шинирование

Протезы довольно прочные и долговечные. Их часто используют, если в одном ряду отсутствует один или несколько элементов.

Коронки тоже относятся к надежным элементам. Для того чтобы поставить эту конструкцию в ротовую полость, сначала необходимо провести крепление здоровых зубов, депульпировать их и провести обточку под заданную необходимую форму.

Протезирование бюгелем используется в случае, когда необходимо провести изоляцию и закрепление имеющегося зубного ряда. Процедуру с названным материалом так же применяют в случаях, когда отсутствующие естественные зубы необходимо заменить на искусственные.

Шинирование нитью

Шинирование нитью назначают пациентам, если сохранены все элементы зубного ряда. Это наиболее щадящий метод. При нем не требуется обточка, депульпирование, мягкие ткани не травмируются.

Несъемное шинирование нитью состоит из нижеперечисленных этапов:

  1. Анестезия.
  2. Выполнение на задней поверхности зубного ряда ровной борозды (глубина 0,5 мм).
  3. В сделанное углубление вставляется специальная нить.
  4. Проводится закрепление нити при помощи гелиокомпозита.

При выполнении шинирования нижнего ряда дополнительно проводят закрепление моляров. Для этой цели борозда высверливается на жевательной поверхности, а названная нить продевается с верхней стороны.

Шинирование зубов стекловолокном

Стекловолоконное шинирование зубов это один из самых эстетичных и надежных методов.

Стекловолокно сохраняет даже сильно расшатанные зубы. С его помощью можно легко убрать зубные промежутки.

Для проведения шинирования стекловолокном не требуется обтачивать зубы и так же удалять из них нерв. Все это дает минимальное травмирование ротовой полости.

стекловолоконное шинирование зубов

Плюсы шинирования

К положительным моментам процедуры относятся следующие:

  • Восстанавливается весь зубной ряд.
  • Полностью устраняется имеющиеся подвижность зубов.
  • Эффективно даже при возрастных патологиях.
  • Исправляет механические повреждения.
  • В случае болезней пародонта шинирование помогает полностью сохранить функциональную способность зубов.
  • Процедура не дает атрофию челюстной кости.
  • После установление шин, жевательная нагрузка в ротовой полости распределяется равномерно.
  • С помощью шин возможно сократить большие промежутки между зубами.
  • Процедура позволяет восстановить утраченные коронки после протезирования.
  • Здоровые зубы при шинировании сохраняются, так как процедура не требует обточки и депульпации.
  • Конструкции шинирования долговечны, надежны и прочны.

стекловолкно для шинирования зубов

Минусы шинирования

Недостатки этой методики:

  • Гигиена ротовой полости немного усложнена (связано это с зубодесневыми карманами).
  • Неквалифицированная работа стоматолога часто вызывает вспышку стоматологических заболеваний.
  • Сделанная глубокая борозда может достать до пульповой камеры, тем самым самопроизвольно спровоцировать возникновение пульпита.
  • Возможно возникновение чувствительности эмали зубов.
  • Если недостаточно провести полировку зубов, то под шиной могут развиться стоматологические заболевания.
  • В случае перегрева или неправильной технологии изготовления шина может переломиться от жевательной нагрузки.

Особые случаи шинирования

Шинирование при переломе

Очень часто пациентами стоматологов является люди с переломами челюсти. Кроме самого перелома у таких пациентов на лицо подвижность зубов. Тогда перед врачом встает задача закрепления костей всей челюсти.

В таких случаях обычно применяется только съемное шинирование. Шины здесь устанавливают до момента полного срастания челюсти.

При переломах шины используют или из металла или из пластика, который очень быстро твердеет. Такие конструкции обычно бывают следующих типов:

  1. Двухчелюстная. Ее устанавливают при двойном переломе и в сложных случаях.
  2. Одночелюстная. Используется если у пациента линейный перелом нижней челюсти.
  3. Шинирование зубов с распорным изгибом. К такому типу шинирования прибегают если необходимо зафиксировать кость в месте перелома и когда отсутствуют несколько зубов.
  4. Шинирование с зацепными крючками. Применяется если у пациента наблюдается перелом со смещением. При этом смещение вернуть в первоначальное положение не представляется возможным.
  5. Гладкая система. Используется в случае простого перелома костей.

как происходит шинирование

Шинирование передних зубов

Верхние зубы подвергаются шинированию, если они подвижны и есть угроза возникновения их веерообразного положения.

Для устранения такого дефекта стоматолог высверливает борозду высотой 1,5-2мм и глубиной около 2 мм. Обычно борозду проделывают на передней поверхности зубов сверху. Затем в эту борозду укладывают ленту из стекловолокна, которую потом закрывают пломбировочным материалом (световой пломбой). Пломбировочный материал убирает зубные промежутки. Количество верхних зубов, которое будет браться в шину, зависит от клинической картины ротовой полости.

Шинирование нижних зубов

Здесь речь пойдет о шинировании фронтальных зубов. Сначала делают горизонтальную борозду глубиной 2 мм, высотой 1,5-2 мм. В эту бороздку укладывают цельную стекловолоконную ленту. Затем борозду с лентой заливают специальным световым композитом. Здесь кроме самих подвижных зубов в шину берутся неподвижные зубы. Чаще всего это клыки, которые берут на себя часть основного давления.

Стоимость шинирования

Цены на шинирования различны. Сумма зависит от материала, от способа лечения, от сложности и особенностей заболевания.

В стоимость шинирования заложена цена рентгена, так как без него невозможно правильно провести диагностику и дальнейшее лечение. Ориентировочно цены на шинирование равняются следующим числам:

  1. Шинирование коронками – 4 000 рублей.
  2. Бюгельное протезирование – 24 000 рублей.
  3. Шинирование трех зубов с боковой стороны – 5 000 рублей.
  4. Стекловолоконное шинирование зубов – 7 000 рублей.

шинирование при пародонтите

Отзывы

Расшатались зубы после пародонтоза. Думала, что скоро превращусь в беззубую бабку. Плакала ночами. Но стоматолог вселил в меня надежду и сказал, что будут делать шинирование. Благодаря современным материалам (мне делали со стекловолокном), все вышло совсем не так. Дискомфорта я не испытываю, зубы мои не шатаются, в зеркале я вижу только красивую улыбку.

С детства имел неровные зубы, которые просто уродовали мое лицо. Много лет носил брекеты. Постепенно зубы приняли более-менее божеский вид. Не так давно стоматолог сказал мне, что для большего эффекта необходимо провести шинирование зубов. Я конечно дал свое согласие. Вы знаете, впервые я доволен своим ртом.

У меня зашатались несколько передних зубов и почему-то один быстро выпал. Я пошла к врачу, он сделал мне шинирование. Вместо потерянного зуба установил искусственный. На вид его не отличишь от натурального. Прошло несколько лет, а какой точно зуб у меня искусственный, я уже не помню. Здорово!

Моя сестра делала себе шинирование зубов. Несколько раз ходила к врачу. У нее был какой-то особый случай. Мучилась она. Но сейчас все нормально. Помню, что мы дорого с родителями за это лечение заплатили: больше двадцати тысяч рублей. Было давно, сестра уже не вспоминает об этом. А я почему-то помню. Лечение просто было дорогим!

Используемые источники:

  • Осложнения при зубном протезировании и их профилактика / М.Г. Бушан, Х.А. Каламкаров. — М.: Штиинца
  • И. Ю. Лебеденко, Ортопедическая стоматология,2012
  • American Dental Association. «Specialty Definitions: Definitions of Recognized Dental Specialties»

Краткосрочные шины для шинирования зубов. При подвывихе или полном вывихе зуба проводят его шинирование по неотложным показаниям. Самый распространенный способ срочного шинирования - фиксация выбитого зуба к соседним с помощью проволоки и композитного материала.

Раньше с этой же целью использовали и другие методики, такие как проволочные шины и цементируемые шины-капы из акриловой пластмассы, других материалов для вакуумпрессования или отлитые из металла. Однако при наличии достаточной площади эмали для протравливания все эти конструкции дают менее удовлетворительный результат по сравнению с шинами из проволоки и композитного материала, так как затрудняют гигиену полости рта и влияют па окклюзионные соотношения.

Долгосрочные шины для шинирования зубов. Эти шины используют, когда зубы необходимо иммобилизовать на срок от нескольких недель до нескольких месяцев, например, на время лечения пародонтита перед фиксацией постоянной ортопедической конструкции. Чаще всего применяют шины, требующие минимального препарирования, типа шины Рошетта, но иногда используют и внутрикоронковые фиксаторы.

Постоянные шины для шинирования зубов. Обычно постоянные шины представляют собой полные коронки, соединенные между собой. При неповрежденных зубах методом выбора служат конструкции, требующие минимального препарирования.

Сравнение съемных и несъемных шинирующих конструкций

Раньше использовалось множество различных видов съемных шин, однако в настоящее время в ходу в основном 2 конструкции: долгосрочные ортодонтические шины-рстейнеры и краткосрочные вакуум-прессованные мягкие шины для иммобилизации зубов после травмы. В остальных случаях желательно применять несъемные шины, так как они имеют следующие преимущества:
• Лучше обеспечивают иммобилизацию подвижных зубов и предотвращают их скученность.
• Хорошо очищаются и не затрагивают ткани десны.
• Не увеличивают размеры зубного ряда или увеличивают минимально.
• Не могут быть произвольно сняты пациентом при нежелании носить их.

Типы краткосрочных, долгосрочных и постоянных шин

Краткосрочные шины сильно отличаются от остальных шинирующих конструкций, между тем как разница между долгосрочными и постоянными не так уж велика.

шинирование зубов

Виды краткосрочных шин

Композитные шины, фиксируемые на протравленную эмаль. Самая простая техника срочного шинирования заключается в протравливании и соединении композитным материалом контактных поверхностей соседних зубов. Эта методика не обеспечивает достаточно прочной и длительной фиксации, поэтому лучше усилить конструкцию проволокой из нержавеющей стали или полимерной лентой.

Шины из проволоки и композитного материала. Такая шина обеспечивает прочную фиксацию на достаточно долгий срок, особенно для нижних резцов. Если один из зубов покрыт коронкой и не может быть протравлен, то композитный материал можно заменить акриловой пластмассой.

Виды долгосрочных и постоянных шин

Шины, армированные волокном. Такие шины появились сравнительно недавно, поэтому ввиду недостаточного срока клинических наблюдений их пока можно отнести только к категории долгосрочных, но не постоянных конструкций.

Шины из гибкой ортодонтической проволоки. Обычно эти шины используют по окончании курса ортодонтического лечения, когда предполагается, что результат будет нестабильным. Понять, потребуется ли долгосрочное или постоянное шинирование, можно еще до начала лечения. В этом случае нужно обязательно заранее предупредить об этом пациента или его родителей.

Ортодонтическую проволоку прикрепляют к язычной или нёбной поверхности зубов композитным материалом. Ее гибкость обеспечивает некоторую подвижность зубов, прочность проволоки невысока, она часто ломается.

Литые металлические шины, требующие минимального препарирования. Это один из самых распространенных видов долгосрочных и постоянных шин. Их преимущества следующие: они не требуют удаления большого количества твердых тканей зубов, тонкие и не причиняют неудобств пациенту, а также не влияют значительно на его внешний вид. Тем не менее так как шины накладываются на поверхность зуба, они неизбежно увеличивают его объем и затрудняют гигиену полости рта.

Кроме того, они могут изменять окклюзионные соотношения, в некоторых случаях из-за этого приходится отказываться от идеальной в отношении фиксирующих и рстенционных свойств конструкции шины.

Для постоянного шинирования зубов после ортодонтического лечения при здоровом пародонте предпочтительнее использовать конструкции, требующие минимального препарирования, так как они лучше фиксируются на зубах и более гладкие. Такие шины изготавливают и цементируют так же, как и соответствующие мостовидные протезы.

Шинирующие протезы из полных коронок. Несмотря на все преимущества шин, требующих минимального препарирования, конструкции из полных коронок до сих пор используют довольно широко. Показанием к их применению служит наличие на зубах обширных реставраций или коронок, при наличии дефектов зубного ряда изготавливают шинирующий мостовидный протез. Применение съемного протеза чревато увеличением подвижности опорных зубов, кроме того, съемная конструкция не устраивала пациента по психологическим причинам.

Недостатки метода: требует больших временных затрат как со стороны врача, так и зубного техника; лечение очень дорого. Если шина оказывается несостоятельной, ее часто приходится снимать и, возможно, удалять несколько зубов. По вышеуказанным причинам такие конструкции следует применять только у пациентов с хорошей мотивацией и отличной гигиеной полости рта.

Шины с внутрикоронковыми фиксаторами. Для шинирования рядом стоящих зубов с внутрикоронковыми реставрациями было предложено несколько методов с использованием амальгамы или композитного материала, проволоки или специальных устройств.

Основная проблема с шинами такого типа заключается в том, что приложение нагрузки к непокрытым конструкцией участкам зубов приводит к разрыву соединения между реставрацией и тканями зуба, что нарушает краевое прилегание и способствует развитию вторичного кариеса. Нередко происходит также отлом фиксаторов. И наконец, такие конструкции тяжело обрабатывать и полировать, они хуже поддаются очищению по сравнению с шинами из полных или частичных коронок с полированными соединениями.

По этим причинами, а также из-за разработки более совершенных конструкций, шинирование с внутрикоронковой фиксацией в настоящее время не используют, хотя некоторые пациенты, счастливо избежавшие вышеописанных осложнений, все еще носят подобные шины.

Читайте также: