Длина общей нормали внутреннего зуба
Добавил пользователь Morpheus
Зубчатые колеса получили весьма широкое распространение. Их основное предназначение заключается в передаче усилия или вращения. Как правило, подобный элемент на момент эксплуатации находится в зацеплении. Зубчатые цилиндрическое колеса характеризуются довольно большим количеством особенностей, которые должны учитываться. Например, длина общей нормали зубчатого колеса может варьироваться в достаточно большом диапазоне. Рассмотрим подобный показатель подробнее.
Что такое длина общей нормали?
Для обеспечения функционирования механизма, представленного шестернями, проводится измерение основных показателей при использовании двух методов, один их которых предусматривает использование роликов, второй определение длины общей нормали. Рассматривая нормаль следует уделить внимание следующим моментам:
- Практически все цилиндрические эвольвентные зубчатые передачи внешнего зацепления и другого типа производятся с учетом рассматриваемого показателя.
- Длина определяется расстоянием между разноименными сторонам одной впадины.
- Зависит подобный показатель от диаметров зубчатых колес, а также некоторых других параметров.
Определяется зачастую размер по роликам зубчатых колес. Подобный показатель указывается на чертежах, в большинстве случаев применяется для обозначения символ W.
Еще довольно важным определением можно назвать то, что такое постоянная хорда. Она характеризуется отрезком прямой, которые соединяют две точки разноименных эвольвентных поверхностей зуба цилиндрического колеса. Этот показатель также часто отображается на чертеже, в большинстве случаев зуб изображается схематически.
Принципы измерения
Как ранее было отмечено, измерение нормали зубчатого колеса проводится для определения качества изготовления рассматриваемого изделия. Среди особенностей процедуры измерения можно отметить следующие моменты:
- В большинстве случаев для получения требуемых данных нужен только один измерительный прибор – штангенциркуль. Он характеризуется относительно высокой точностью и небольшой стоимость, встречается на многих производственных площадках. После получения требуемых данных можно провести расчет длины общей нормали зубчатого колеса.
- Рассматриваемый способ определения общей длины нормали получил широкое распространение по причине доступности. Однако, проверять можно исключительно изделия с относительно невысокой степенью точности.
- Стоит учитывать, что расчет размера по роликам не проводится по причине относительно невысокой точности.
Проводится расчет длины общей нормали косозубого колеса по причине того, что подобный показатель применяется при определении нормы бокового зазора при создании зубчатой передачи.
Довольно большое распространение получили механизмы с наружным зацеплением. Расчет зубчатых колес ГОСТ 16532-70 выполняется в плоскости нормальной поверхности зуба. Кроме этого, при косом расположении зуба после вычислений уделяется внимание тому, чтобы ширина венца колеса позволяла проводить требующиеся измерения.
Проводя вычислении можно использовать не только формулы, но и специальные программы. Довольно распространенным типом подобных программ можно назвать таблицу, выполненную в программе Excel. Как правило, таблица предусматривает внесение следующей информации:
- Модуль зацепления. Этот показатель считается одним из основных, рассчитывается на момент проектирования. Как правило, в таблице указывается буквой «м».
- Число зубьев. Подобный параметр также определяющий. Он может варьировать в достаточно большом диапазоне. В таблице и технической документации показателей обозначение буквой
- Угол наклона. Это значение измеряется в градусах, указывается буквой b.
- Коэффициент смещения основного контура (x).
- Угол профиля нормального исходного контура.
После заполнения этой информации можно рассчитать допуск длины общей нормали зубчатого колеса и многие другие важные показатели, которые учитываются при проектировании.
Довольно большое распространение получило программное обеспечение подобного типа по причине того, что оно просто в применении и может устанавливаться на смартфоне или другом мобильном устройстве. Ввести данные довольно просто, программа рассчитывает самые различные показатели, которые требуются при производстве. Как правило, она требуется для определения нижеприведенных значений:
- Угла профиля.
- Условного числа зубьев колеса.
- Числа зубьев в длине общей нормали.
- Длины общей нормали.
Программа КОМПАС-3D получила весьма широкое распространение в сфере проектирования. Она применяется для получения чертежей различного типа, в автоматическом режиме также проводится расчет основных показателей. Для работы может применяться библиотека под названием «Валы и механические передачи 2D». В этом случае расчет проводится в автоматическом режиме, что снижает вероятность допущения погрешности.
Есть возможность проводить расчеты при применении обычных формул. Они следующие:
- W=mW1;
- W=m(W1+0,648x).
Первая формула подходит для определения длины общей нормали прямозубых колес без смещения, вторая для вариантов исполнения со смешением. Под W1 подразумевается длина общей нормали цилиндрических колес. Стоит учитывать, что подобный показатель зависит от числа зубьев всего колеса, а также числа зубьев, которые охватываются при измерении.
Не стоит забывать о том, что при проведении рассматриваемых расчетов требуются табличные данные. В подобных таблицах указывается нижеприведенная информация:
- Общее число зубьев колеса.
- Число зубьев, которые охватываются при проведении измерений.
Из этой документации можно узнать требующиеся данные для проведения различных вычислений.
Довольно большое распространение получили винтовые цилиндрические колеса. Они требуются в случае перекрещивания валов. Рассматриваемые механизмы сохраняют установленную зависимость, еще одним важным параметром считается межосевой угол.
Подобные варианты исполнения не рекомендуется применять для передачи вращения, так как характеризуются низким показателем КПД. Именно поэтому следует рассматривать другие механизмы с цилиндрическими зубчатыми колесами.
Эвольвентная зубчатая передача внутреннего зацепления также широко применяется. Основными элементами подобного варианта исполнения можно назвать следующее:
- Зуб.
- Впадина.
- Зубчатый венец.
- Поверхность вершин и впадин.
Применяется довольно большое количество различных таблиц при вычислении основных параметров. Именно поэтому при разработке проекта следует руководствоваться различной нормативной документацией.
Стоит учитывать также тот момент, что измерение длины общей нормали может проводиться при применении специального инструмента, который получил названием нормалемер. К особенностям этого инструмента можно отнести нижеприведенные моменты:
- При изготовлении в качестве основы применяется штангенциркуль и микрометр.
- Для упрощения процесса есть специальные удобные в применении губки, а также стрелочный индикатор.
В данном случае проводимые измерения достаточно просты. Устройство подобного типа можно встретить в специализированных магазинах. Его основными элементами можно назвать:
- Индикатор.
- Рычаг.
- Винт.
- Кольцо.
- Гайка микровинта.
- Переставная губка.
- Подвижная губка.
Конструкция характеризуется довольно компактными размерами. При этом проблем с ее применением, как правило, не возникает.
Процедура измерений должна проводится опытным специалистом. Это связано с тем, что точные измерительные приборы при небрежном отношении могут стать причиной высокой погрешности.
Несколько различных способов измерения определяют то, что выбрать подходящий вариант достаточно сложно. При выборе наиболее подходящего способа учитывается следующая информация:
- Точность размеров изготавливаемого изделия. К примеру, штангенциркули применяются в случае высокой погрешности.
- Размеры зубчатого колеса. К примеру, специальный прибор предназначен для небольших изделий.
- Массовость налаженного производства. Проверять каждое изделие при использовании обычного прибора достаточно сложно и трудоемко.
- Навыки мастера. Не всеми приборами просто пользоваться.
- Допустимые затраты на контроль качества налаженной производственной деятельности.
В заключение отметим, что при массовом производстве и небольшой точности размеров проводить измерение можно проводить при помощи ролика. При этом диаметр ролика выбирается в зависимости от особенностей зубчатого колеса, так как он выступает в качестве шаблона. В продаже можно встретить целые наборы шаблонов.
Для проверки качества изготовления поверхностей зубьев эвольвентных цилиндрических колес на практике очень широко применяются два вида контроля: измерение размера по роликам (шарикам) и измерение длины общей нормали. Измеренные значения сравниваются с.
. рассчитанными конструктором значениями, которые он обязан указывать в таблице на деталировочных чертежах шестерни и зубчатого колеса.
Так как для выполнения измерения длины общей нормали достаточно иметь лишь штангенциркуль, то данный метод контроля толщины зубьев является практически более доступным и широко применяется особенно при единичном (ремонтном) производстве цилиндрических зубчатых колес невысокой степени точности. При этом следует отметить достаточно высокую точность данного метода контроля из-за прямого способа измерения детали в отличие от измерения размера по роликам, которые своими допусками вносят дополнительную погрешность. Длина общей нормали относится к параметрам, характеризующим норму бокового зазора в зубчатой передаче.
Выполним расчет в Excel длины общей нормали.
Если на вашем компьютере нет программы MS Excel, то можно выполнить расчет в программе Calc из свободно распространяемого пакета Open Office.
Рассматриваем наружное зацепление! Расчет регламентируется ГОСТ16532-70. Схема выполнения замеров представлена ниже на рисунке. Измерения выполняются в плоскости нормальной (перпендикулярной) поверхности зубьев. Для косозубых колес (особенно при больших углах наклона) необходимо после расчетов убедиться, что ширины венца колеса «хватает» для выполнения измерения.
Начинаем расчет. Исходные данные пишем в ячейки со светло-бирюзовой заливкой, результаты расчетов считываем в ячейках со светло-желтой заливкой. Традиционно в ячейках со светло-зеленой заливкой помещены мало подверженные изменениям исходные данные.
Заполняем исходные данные:
1. Модуль зацепления m в миллиметрах пишем
в ячейку D3: 8,000
2. Число зубьев z , контролируемого колеса записываем
в ячейку D4: 27,000
3. Угол наклона зубьев колеса b в градусах пишем
в ячейку D5: 17,2342
4. Коэффициент смещения исходного контура x вводим
в ячейку D6: 0,350
5. Угол профиля нормального исходного контура a записываем
в ячейку D7: 20,000
Далее расчет в Excel выполняется автоматически — находим два вспомогательных и два главных искомых параметра:
6. Угол профиля at в градусах рассчитываем
в ячейке D9: =ATAN (TAN (D7/180*ПИ())/COS (D5/180*ПИ()))/ПИ()*180 =20.861
at =arctg (tg ( a )/cos ( b ))
7. Условное число зубьев колеса zk считаем
в ячейке D10: =D4*(TAN (D9/180*ПИ()) -D9/180*ПИ())/(TAN (D7/180*ПИ()) -D7/180*ПИ()) =30,777
zk = z *(tg ( at ) - at )/(tg ( a ) - a )
8. Число зубьев в длине общей нормали zn считываем
в ячейке D11: =ОКРУГЛ(0,5+D10*ACOS (D10*COS (D7/180*ПИ())/(D10+2*D6))/ПИ();0) =4,000
zn =0.5+ zk *arcos( zk *cos(a)/( zk +2* x ))/π с округлением до ближайшего целого
9. Длина общей нормали W в миллиметрах рассчитывается
в ячейке D12: =D3*((ПИ()*D11-ПИ()/2+(TAN (D7/180*ПИ()) -D7/180*ПИ())*ОКРВНИЗ(D10;1))*COS (D7/180*ПИ())+0,014*(D10-ОКРВНИЗ(D10;1))+0,684*D6) =88,023
W = m *((π* zn -π/2+(tg ( a ) - a )* zk’ )*cos ( a )+0.014*( zk - zk’ )+0.684* x )
Здесь zk’ -целая часть от zk («округление вниз»).
Итак, далее в нашем примере мы должны, взяв штангенциркуль, выполнить замеры длины общей нормали четырех зубьев (несколько раз и разных групп) и получить у качественно нарезанного колеса значения равные расчетному.
Справедливости ради необходимо упомянуть, что для измерения длины общей нормали существует специальный инструмент – нормалемер. Нормалемер изготавливают на основе штангенциркуля или микрометра, снабжая последних специальными удобными для выполнения измерений губками и стрелочным индикатором.
Допуски цилиндрических зубчатых передач регламентированы ГОСТ1643-81. В том числе на длину общей нормали назначаются допуски в зависимости от вида сопряжения и нормы бокового зазора.
Немного поворчу. В справочниках и в ГОСТе вышеописанный расчет написан так, что «два дня с пивом нужно разбираться, «прыгая» от таблицы к таблице». Видимо это всегда в подобных случаях так делалось авторами для придания себе «высочайшей важности и значимости»… А обычных студентов и инженеров нужно «запугать» изобилием переходов со страницы на страницу, чтобы на четвертом-пятом переходе к новой таблице или диаграмме они забыли, что вообще делают. Если еще в завершение всего добавить чего-нибудь совсем страшного – типа инволюты (это не евро и не доллары, а функция такая), то все – дело будет сделано. Получим на сотню инженеров-механиков одного или двух чуть-чуть понимающих в зубчатых передачах! А если забраться в дебри смещения контуров для получения определенных силовых или качественных изменений, узнать, что в Германии и Японии вначале считают и оптимизируют передачу, а затем для нее делают инструмент… А мы до сих пор все считаем под стандартизованный инструмент – a=20 градусов…
Тема зубчатых колес, начатая в статье «Расчет зубчатой передачи» будет обязательно продолжена. Следите за анонсами.
На этом сегодня все. Легко и быстро рассчитывайте длину общей нормали, контролируйте положение разноименных боковых поверхностей зубьев!
Для получения информации о выходе новых статей и для скачивания рабочих файлов программ прошу вас подписаться на анонсы в окне, расположенном в конце статьи или в окне вверху страницы.
После ввода адреса своей электронной почты и нажатия на кнопку «Получать анонсы статей» НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДТВЕРДИТЬ ПОДПИСКУ , кликнув по ссылке в письме, которое придет к вам на указанную почту (иногда — в папку «Спам»)!
Жду ваших комментариев! Всем Удачи!
Прошу УВАЖАЮЩИХ труд автора скачать файл ПОСЛЕ ПОДПИСКИ на анонсы статей!
Ссылка на скачивание файла: raschet-dliny-obshchey-normali (xls 31.5KB).
Длина общей нормали – это длина прямой, касательной к основной окружности двух разноименных профилей нескольких охватываемых зубьев ZW.
Номинальная длина общей нормали:
а) для прямозубых колес внешнего зацепления
W * = (W ’ +0,684x) m, (1)
б) для косозубых колес внешнего зацепления
W * = (W ’ + Wy +0,684x) m, (2)
где W ’ – длина общей нормали при m = 1мм для числа зубьев ZW ;
x– коэффициент смещения исходного контура,
Wу – поправка длины общей нормали.
Охватываемое число зубьев иW ’ при измерении длины общей нормали зависят от числа зубьев колеса и могут быть определены по табл. 3.30.
В таблицу параметров заносят действительную длину общей нормали с отклонением: W = (W * – ЕW ms),(3)
здесь ЕW ms – наименьшее отклонение средней длины общей нормали, мм.
Величину ЕW ms определяют двумя слагаемыми: ЕW ms = Е 1 + Е 2.
Первое слагаемое зависит от диаметра колеса, степени точности изготовления колеса и передачи, от вида сопряжения колес (табл. 2.7). Второе слагаемое зависит от величины допуска на радиальное биение зубчатого венца (табл. 2.8 и 2.9).
Таблица 2.6 – Длина общей нормали W ’ цилиндрических колес при x = 0,
m = 1 мм, a =20 о [3, c. 133]
Z | ZW | W ’ | Z | ZW | W ’ | Z | ZW | W ’ |
7,6184 | 13,7748 | 19,9311 | ||||||
7,6324 | 13,7888 | 19,9452 | ||||||
7,6464 | 13,8028 | 19,9592 | ||||||
7,6604 | 13,8168 | 19,9732 | ||||||
7,6744 | 13,8308 | 19,9872 | ||||||
7,6884 | 13,8448 | 20,0012 | ||||||
7,7024 | 13,8588 | 20,0152 | ||||||
7,7165 | 13,8728 | 20,0292 | ||||||
7,7305 | 13,8868 | 20,0432 | ||||||
Окончание таблицы 2.6 | ||||||||
10,6966 | 16,8530 | 23,0093 | ||||||
10,7106 | 16,8670 | 23,0233 | ||||||
10,7246 | 16,8810 | 23,0373 | ||||||
10,7386 | 16,8950 | 23,0513 | ||||||
10,7526 | 16,9090 | 23,0653 | ||||||
10,7666 | 16,9230 | 23,0794 | ||||||
10,7806 | 16,9370 | 23,0934 | ||||||
10,7946 | 16,9510 | 23,1074 | ||||||
10,8086 | 16,9650 | 23,1214 | ||||||
26,0875 | 29,1657 | 32,2438 | ||||||
26,1015 | 29,1797 | 32,2558 | ||||||
26,1165 | 29,1937 | 32,2718 | ||||||
26,1295 | 29,2077 | 32,2858 | ||||||
26,1435 | 29,2217 | 32,2998 | ||||||
26,1575 | 29,2357 | 32,3139 | ||||||
26,1755 | 29,2497 | 32,3279 | ||||||
26,1855 | 29,2637 | 32,3419 | ||||||
26,1995 | 29,2777 | 32,3559 |
Таблица 2.7 – Первое слагаемое Е1наименьшего отклонения средней длины
общей нормали [3, c. 133]
Степень точности | Вид сопряжения | Делительный диаметр колеса, мм | ||||
до 80 | св. 80 до 125 | св. 125 до 180 | св. 180 до 250 | св. 250 до 315 | св. 315 до 400 | св. 400 до 500 |
величина Е1, мкм | ||||||
D | ||||||
C | ||||||
В |
Таблица 2 .8 – Второе слагаемое Е2наименьшего отклонения средней длины
общей нормали [3, c. 133]
Допуск на радиальное биение зубчатого венца, Fr , мкм | ||||||||
св. 25 до 32 | св. 32 до 40 | св. 40 до 50 | св. 50 до 60 | св. 60 до 80 | св. 80 до 100 | св. 100 до 125 | св. 125 до 160 | св. 160 до 200 |
Е2, мкм |
Таблица 2.9 – Допуск радиального биения зубчатого венца Fr , мкм [3, c. 133]
Расчет длины общей нормали для прямозубого колеса:
Z = 42, m = 5 мм, x = 0, степень точности 8 – С, внешнее зацепление.
1) делительный диаметр равен: d = m . Z = 210 мм;
2) по табл. 2.6 определим охватываемое число зубьев ZW = 5;
3) из табл. 2.6: W ’ =13,8728 мм;
4) по ф.(1) вычислим W * = (W ’ + 0.684x) m =(13,8728 + 0,684 . 0) . 5 =
= 69,364 мм;
5) по табл. 2.8 найдем Е1 =0,100 мм;
6) по табл. 2.9 определим допуск радиального биения Fr =71мкм;
7) по табл. 2.8 найдем Е2= 0,018 мм при Fr = 71мкм;
8) вычислим наименьшее отклонение средней длины общей нормали:
ЕW ms = Е 1 + Е 2= 0,100+0,018 = 0,118 мм;
9) по ф.(3) рассчитаем действительную длину общей нормали
W = (W * – ЕW ms )= 69,364 – 0,118 = 69,25 мм;
10) по табл. 2.10 определим допуск на среднюю длину общей нормали
ТWm = 0,090 мм.
Таким образом, во вторую часть таблицы параметров на чертеже цилиндрического прямозубого колеса запишем:
«Длина общей нормали W = 69,25 – 0,09».
Для косозубых и шевронных колес при вычислении длины общей нормали по ф. (2) и ф. (3) используют те же таблицы, что и для прямозубых колес, но расчет проводят для условного числа зубьев ZУ и вводят поправку длины общей нормалиWУ.
Условное число зубьев вычисляют по зависимости: ZУ = Z . k.
Коэффициент “k” зависит от угла наклона зубьев (табл. 2.11). Как правило, условное число зубьев получается не целым, поэтому в расчет вводят поправку:
WУ =0,0149 . (ZУ – Z * ), (4)
где Z * – целая часть условного числа зубьев.
Таблица 2.11 – Значения коэффициента “k” [3, c.134]
β | k | β | k | β | k |
8 о | 1,0288 | 13 о | 1,0768 | 18 о | 1,1536 |
8 о 20’ | 1,0309 | 13 о 20’ | 1,0810 | 18 о 20’ | 1,1598 |
8 о 40’ | 1,0333 | 13 о 40’ | 1,0853 | 18 о 40’ | 1,1665 |
9 о | 1,0359 | 14 о | 1,0896 | 19 о | 1,1730 |
9 о 20’ | 1,0388 | 14 о 20’ | 1,0943 | 19 о 20’ | 1,1797 |
9 о 40’ | 1,0415 | 14 о 40’ | 1,0991 | 19 о 40’ | 1,1866 |
10 о | 1,0446 | 15 о | 1,1039 | 20 о | 1,1936 |
10 о 20’ | 1,0477 | 15 о 20’ | 1,1088 | 20 о 20’ | 1,2010 |
10 о 40’ | 1,0508 | 15 о 40’ | 1,1139 | 20 о 40’ | 1,2084 |
11 о | 1,0543 | 16 о | 1,1192 | 21 о | 1,2160 |
11 о 20’ | 1,0577 | 16 о 20’ | 1,1244 | 21 о 20’ | 1,2239 |
11 о 40’ | 1,0613 | 16 о 40’ | 1,1300 | 21 о 40’ | 1,2319 |
12 о | 1,0652 | 17 о | 1,1358 | 22 о | 1,2401 |
12 о 20’ | 1,0688 | 17 о 20’ | 1,1415 | 22 о 20’ | 1,2485 |
12 о 40’ | 1,0728 | 17 о 40’ | 1,1475 | 22 о 40’ | 1,2570 |
В остальном, расчет длины общей нормали и допуска на её величину для косозубых и шевронных колес не отличается от расчета для прямозубых колес.
пример № 2.
Вычисление длины общей нормали для косозубого цилиндрического колеса: Z = 42, m = 5 мм, x = 0, β = 14 о 22 ’ , внешнее зацепление, степень точности 8 – С.
1. вычислим делительный диаметр колеса: d = m . Z / cos 14 o 22 ’ = 216,78мм;
2. по табл. 2.11 определим k = 1,0948 и ZУ = k . Z = 1,0948 . 42=45,98;
3. по табл. 2.6 определим охватываемое число зубьев ZW = 6 и
W ’ =16,8670 мм;
4. вычислим поправку WУ = 0,0149 . (ZУ –Z * )= 0,0149 . (45,98 – 45) = 0,0146 мм;
5. по ф.(2) рассчитаем номинальную длину общей нормали:
W * = (W ’ + Wу + 0.684x) m =(16,8670 + 0,0146 + 0) . 5 = 84,408мм;
6. по табл. 2.7 найдем Е1= 0,100 мм;
7. по табл. 2.9 определим допуск радиального биения Fr = 71 мкм;
8. по табл. 2.8 найдем Е2= 0,018 мм при Fr = 71 мкм;
9. вычислим наименьшее отклонение средней длины общей нормали:
ЕW ms = Е 1+ Е 2 = 0,100+0,018 = 0,118 мм;
10. по ф.(3) рассчитаем действительную длину общей нормали
W = (W * – ЕW ms ) =(84,408 – 0,118 ) = 84,39 мм.
11. по табл. 2.10 определим допуск на среднюю длину общей нормали
ТWm = 0,090 мм.
Таким образом, во вторую часть таблицы параметров на чертеже цилиндрического косозубого (или шевронного) колеса запишем:
«Длина общей нормали W = 84,39 – 0,09».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ЕДИНАЯ СИСТЕМА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ
ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
ГОСТ 2.403-75
(СТ СЭВ 859-78)
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Единая система конструкторской документации
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ
ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Unified system for design documentation.
Rules for making drawings of spur gears
ГОСТ
2.403-75 *
Взамен
ГОСТ 2.403-68
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 27 марта 1975 г. № 784 срок введения установлен
* Переиздание (май 1998 г.) с Изменением № 1, утвержденным в январе 1981 г. (ИУС 3-81) .
1. Настоящий стандарт устанавливает правила выполнения чертежей эвольвентных цилиндрических зубчатых колес в части указания параметров зубчатого венца.
Стандарт полностью соответствует CT СЭВ 859-78.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2. Чертежи цилиндрических зубчатых колес должны быть выполнены в соответствии с требованиями стандартов Единой системы конструкторской документации и настоящего стандарта.
3. На изображении зубчатого колеса должны быть указаны:
а) диаметр вершин зубьев;
в) угол сектора по окружности вершин зубьев - для зубчатого сектора;
г) размеры фасок или радиусы кривизны линий притупления на кромках зубьев. Допускается указывать размеры фасок или радиусы кривизны линий притупления в технических требованиях чертежа;
д) шероховатость боковых поверхностей зубьев;
е) глубина модификации - для зубчатых колес с продольной модификацией зуба (черт. 1).
4. На чертеже зубчатого колеса должна быть помещена таблица параметров зубчатого венца (черт. 2).
5. Таблица параметров должна состоять из трех частей, которые должны быть отделены друг от друга сплошными основными линиями:
первая часть - основные данные;
вторая часть - данные для контроля;
третья часть - справочные данные.
6. В первой части таблицы параметров должны быть приведены:
б) число зубьев z, для зубчатого сектора - число зубьев секторного зубчатого колеса;
в) угол наклона линии зуба b косозубых и шевронных зубчатых колес;
г) направление линии косого зуба - надписью «Правое» или «Левое», для шевронных зубчатых колес - надписью «Шевронное»;
д) нормальный исходный контур:
стандартный - ссылкой на соответствующий стандарт;
нестандартный - следующими параметрами (черт. 4):
коэффициент высоты головки h * а;
коэффициент граничной высоты hl,
коэффициент радиуса кривизны переходной кривой r * f;
коэффициент радиального зазора с * ;
коэффициент толщины зуба по делительной прямой s * - для исходного контура, у которого толщина зуба по делительной прямой не равна ширине впадины.
Для нестандартного исходного контура с модификацией должны быть также приведены: коэффициент высоты модификации головки h * g и коэффициент глубины модификации головки D * a и (или) коэффициент высоты модификации ножки h * q и коэффициент глубины модификации ножки D * f.
Если исходный контур не может быть определен перечисленными параметрами, то на чертеже должно быть приведено его изображение с необходимыми размерами;
е) коэффициент смещения x с соответствующим знаком. При отсутствии смещения следует проставлять 0;
ж) степень точности и вид сопряжения по нормам бокового зазора по соответствующему стандарту и обозначение этого стандарта.
7. Во второй части таблицы параметров венца должны быть приведены данные для контроля взаимного положения разноименных профилей зубьев по одному из следующих вариантов:
постоянная хорда зуба и высота до постоянной хорды ;
длина общей нормали W;
толщина по хорде зуба и высота до хорды ;
торцовый размер по роликам (шарикам) М и диаметр ролика (шарика) D.
Во второй части таблицы параметров венца на чертеже зубчатого колеса с нестандартным исходным контуром должны быть приведены данные для контроля по нормам:
контакта зубьев в передаче;
В качестве данных для контроля по нормам точности на чертеже зубчатого колеса с нестандартным исходным контуром следует указывать установленные конструктором значения параметров одного из контрольных комплексов, предусмотренных стандартом на допуски.
8. В третьей части таблицы параметров венца должны быть приведены:
а) делительный диаметр d;
б) число зубьев сектора (черт. 5);
в) при необходимости - прочие справочные данные, например:
- размеры для контроля торцового профиля зуба:
радиус кривизны активного профиля зуба в нижней точке ρ p или угол развернутости vp;
радиус кривизны профиля зуба в начальной точке модификации головки ρ g или угол развернутости vg;
нормальная глубина модификации D αt;
- размер для контроля контактной линии поверхности зуба косозубого зубчатого колеса - основной угол наклона bв;
- размеры для контроля взаимного положения одноименных профилей зубьев:
- обозначение чертежа сопряженного зубчатого колеса.
9. Если зубчатое колесо имеет два и более венца (черт. 7) одного вида, то значение параметров следует указывать в таблице параметров в отдельных графах (колонках) для каждого венца. Венец и соответствующая колонка таблицы должны быть обозначены одной прописной буквой русского алфавита.
Если зубчатое колесо имеет два и более венца разного вида (например, цилиндрический и конический), то для каждого венца должна быть приведена на чертеже отдельная таблица. Таблицы следует располагать рядом или одну под другой. Каждый венец и соответствующая таблица должны быть обозначены одной прописной буквой русского алфавита.
10. Неиспользуемые строки таблицы параметров следует исключать или прочеркивать.
11. Примеры указания параметров зубчатого венца на чертежах цилиндрических зубчатых колес приведены на черт. 2 - 7.
Пример указания параметров зубчатого венца на чертеже прямозубого
цилиндрического зубчатого колеса со стандартным исходным контуром
Пример указания параметров зубчатого венца на чертеже косозубого
цилиндрического зубчатого колеса со стандартным исходным контуром
Пример указания параметров зубчатого венца на чертеже прямозубого цилиндрического зубчатого колеса с нестандартным исходным контуром, у которого толщина зуба по делительной прямой не равна ширине впадины
Пример указания параметров зубчатого венца на чертеже прямозубого зубчатого сектора со стандартным исходным контуром
Пример указания параметров зубчатого венца на чертеже прямозубого цилиндрического зубчатого колеса со стандартным исходным контуром с модификацией
Пример указания параметров зубчатого венца на чертеже цилиндрического зубчатого колеса со стандартным исходным контуром, имеющего два венца
Читайте также: