Для фиксации полимерных лент при шинировании зубов с патологической подвижностью используется

Опубликовано: 26.03.2024

Из этой статьи Вы узнаете:

  • зачем проводят шинирование подвижных зубов,
  • методика проведения, отзывы,
  • шинирование зубов – цена 2021 в Москве.

Статья написана хирургом-стоматологом со стажем более 19 лет.

Шинирование зубов – это один из методов стабилизации прогрессирования хронического пародонтита, цель которого заключается в укреплении подвижных зубов и уменьшении их подвижности (за счет специальных шинирующих конструкций). Эта цель может быть достигнута двумя путями: во-первых – при помощи связывания группы зубов стекловолокном, а во-вторых – при помощи зубных протезов. Ниже мы подробно рассмотрим каждый из этих методов.

Зачем необходимо шинирование подвижных зубов –

При пародонтите средней и тяжелой степени подвижность зубов становится одним из основных симптомов заболевания. Как правило, подвижность зубов начинается при атрофии костной ткани более 1/4 длины корня зуба. Т.е. существует прямая связь между величиной атрофии кости и степенью подвижности зубов.

Оголение шеек передних зубов – это один из визуальных признаков атрофии костной ткани ( рис.1 ). На рентгенограмме в этом случае мы можем увидеть убыль кости. В норме костная ткань должна доходить практически до шейки зуба. Сравните рентгенограмму (рис.2), где присутствует атрофия кости на 1/2 длины корня – с рентгенограммой (рис.3), где атрофия полностью отсутствует.

Пародонтит средне-тяжелой степени. Клинически определяется оголение шеек зубов, расхождение зубов, подвижность зубов и т.д.
Рентгенограмма (2) - атрофия костной ткани на 1/2 длины корня. Рентгенограмма (3) - отсутствие разрушения костной ткани.

В тот момент, когда при пародонтите возникает подвижность зубов – скорость разрушения (атрофии) костной ткани многократно ускоряется. В свою очередь, разрушение костной ткани вокруг зуба приводит к еще большей подвижности зубов. По сути (при отсутствии лечения) процесс приобретает неконтролируемый характер с постоянным прогрессированием симптомов воспаления, в том числе и подвижности зубов.

Со временем, под воздействием жевательной нагрузки подвижные зубы начинают постепенно менять свое положение, наклоняться в разные стороны, а также веерообразно расходиться ( рис.4-6 ). Вот чтобы все это предотвратить и необходимо шинирование зубов.

Веерообразное расхождение нижних/верхних зубов, оголение шеек зубов вследствие атрофии костоной ткани при пародонтите
Веерообразное расхождение верхних зубов, оголение шеек нижних зубов вследствие атрофии костоной ткани при пародонтите
Веерообразное расхождение зубов, оголение шеек зубов при пародонтите

1. Шинирование подвижных зубов стекловолокном –

Шинирование передних нижних зубов –
если шинируются передние нижние зубы, то в этом случае на внутренней поверхности, например, 4-х, 5-ти или 6-ти нижних передних зубов сначала делается горизонтальная борозда высотой 1,5-2 мм и глубиной 2 мм. Потом в эту бороздку укладывается цельная стекловолоконная лента ( рис.7 ). После чего, борозда (вместе с находящейся в ней стекловолоконной лентой) заливается световым композитом.

На рис.8-9 Вы можете увидеть как выглядит внутренняя поверхность нижних зубов «до и после» шинирования.

Процесс шинирования зубов: укладка стекло-волоконной ленты с внутренней поверхности зубов
Шинирование зубов: До и После
Шинирование зубов: До и После

Количество зубов, которое берется в шину будет зависеть от состояния всей группы передних зубов. Кроме наиболее подвижных зубов в шину обязательно должны браться неподвижные зубы (обычно это клыки). Это позволит разгрузить подвижные резцы, т.к. благодаря жесткой шине клыки будут забирать на себя большую часть жевательного давления.

Шинирование передних верхних зубов –
шинирование передних верхних зубов применяется при подвижности зубов, при угрозе или уже при наличии веерообразного расхождения зубов ( рис.10 ). В этом случае в зубах также высверливается борозда высотой 1,5-2 мм и глубиной 2 мм. Однако чаще всего борозда высверливается на передней поверхности верхних зубов (рис.11), после чего в нее укладывается стекловолоконная лента и закрывается световым пломбировочным материалом (рис.12-13).

Обратите внимание, что при помощи пломбировочного материала можно сделать так, что широкие межзубные промежутки будут ликвидированы (рис.13). Количество зубов, которое будет браться в шину – будет зависеть от клинической картины.

Шинирование зубов: фото

Исходная ситуация: веерообразное расхождение верхних и нижних зубов при пародонтите
На передней поверхности 6-ти верхних зубов высверлена борозда под стекловолоконную ленту
В высверленную борозду уложена стекловолоконная лета и частично прикрыта пломбировочным материалом
Окончательный вид шины: межзубные промежутки закрыты пломбировочным материалом для восстановления эстетики

Шинирование боковых зубов –
если шинируется боковая группа зубов, то бороздка под стекловолоконную ленту высверливается не на внутренней, а на жевательной поверхности нескольких зубов. В борозду точно также укладывается стекловолоконная лента и заливается световым композитом.

В результате чего достигается эффект от шинирования

При засвечивании стекловолоконной ленты – она превращается в очень твердую балку, надежно прикрепленную к зубам. Зубы (при помощи такой балки) получаются как бы сцеплены все вместе и, как правило, совершенно неподвижны.

Стекловолоконная балка на зубах (шина) позволяет также перераспределить жевательную нагрузку между зубами (24stoma.ru). Даже накусывая на один зуб – нагрузка будет равномерно распределяться по всем зубам, входящим в шину. Это очень важно, т.к. при пародонтите зубы не только подвижны, но и слегка расходясь – теряют контакт друг с другом.

Результат потери контакта между зубами – каждый зуб несет максимум нагрузки и не способен распределять нагрузку между соседними зубами через такие контакты. В этих условиях костная ткань атрофируется значительно быстрее. Шинирование зубов в таких условиях – значительно увеличит срок службы таких зубов и остановит (или замедлит) атрофию кости.

2. Шинирование подвижных зубов коронками –

В этом случае зубы сначала депульпируются (пломбируются корневые каналы) и потом обтачиваются под коронки. После чего на них уже одеваются «спаянные» друг с другом коронки, например из металлокерамики (рис.14). Этот вариант шинирования имеет значительно больший срок службы и надежность, чем шинирование стекловолокном. Однако его стоимость выше, причем значительно.

При шинировании 6-ти передних нижних зубов коронками стоимость конструкции из 6-ти единиц металлокерамики составит от 30 тысяч рублей (не учитывая стоимость депульпирования зубов). Шинирование цельнокерамическими коронками (рис.15) – еще в 2-2,5 раза дороже. Однако при шинировании дальних жевательных зубов, где эстетика не так важна – можно изготовить коронки не из металлокерамики, а обычные металлические.

Шинирующий протез из металлокерамических спаянных друг с другом коронок на 6-ти верхних передних зубах
Цельнокерамический шинирующий мостовидный протез

3. Шинирование зубов бюгельными протезами –

Если Вы внимательно посмотрите на рис.16-17, то увидите, что в области внутренней поверхности нижних зубов протез имеет дополнительную тонкую дугу, которая плотно охватывает каждый зуб. Это позволяет зубам прочно стоять на своем месте, и передавать жевательную нагрузку с себя – на вот такую металлическую дугу, не испытывая при этом перегрузки.

Большой плюс таких протезов в том, что они позволяют не только шинировать подвижные зубы, но и одновременно восстановить отсутствующие зубы. Более подробно об этом типе протезов читайте здесь.

Шинирующий бюгельный протез на гипсовой модели
Элементы шинирующего бюгельного протеза

Шинирование зубов: цена 2021

Сколько стоит шинирование зубов – цена в Москве на 2021 год в клиниках эконом-класса будет зависеть от количества шинируемых зубов, а также методики…

  • Шинирование стекловолокном 6 передних зубов (системой «Риббонд») – около 6500 рублей.
  • Шинирование 3 зубов стекловолокном – от 3500 рублей.
  • Стоимость шинирования зубов коронками (без стоимости подготовки зубов):
    → металлокерамикой – от 6000 рублей за 1 коронку,
    → безметалловой керамикой – от 19000 рублей за 1 коронку.
  • Стоимость шинирующего бюгельного протеза – от 25000 рублей.

Шинирование зубов: отзывы

Уважаемые пациенты, выбирая тот или иной метод шинирования нужно понимать следующее…

Шинирование стекловолокном является временной процедурой. Если само шинирование сделано по всем правилам, пациент соблюдает гигиену и т.д., то срок службы такой стекловолоконной шины может достигать 3 лет. Лишь раз в год нужно показываться, чтобы отполировать ее. Но если передние зубы зашинированы, а у пациента отсутствуют «задние» жевательные зубы, то очень высокий риск поломки шины в самое ближайшее время из-за перегрузки. Т.е. перед шинированием стекловолокном очень важно запротезировать отсутствующие зубы, чтобы нормализовать прикус.

Шинирование коронками, конечно, более надежно, срок службы металлических и керамических коронок заметно выше, чем стекловолоконной конструкции. Однако при пародонтите легкой степени тяжести не всегда имеет смысл обтачивать зубы под коронки (особенно в большом количестве). Бюгельные шинирующие протезы имеют много плюсов особенно для людей, которым не только нужно устранить подвижность зубов, но и восполнить большое количество отсутствующих зубов. Надеемся, что наша статья оказалась вам полезной!

Источники:

1. Доп. профессиональное образование автора по пародонтологии,
2. На основе личного опыта работы пародонтологом,
3. National Library of Medicine (USA),
4. American Academy of Periodontology (USA),
5. «Пародонтология» (Вольф Г., Ратейцхак Э.).

Проведение процедуры шинирования зубов

На вопрос отвечает врач-стоматолог Палей Анна Михайловна

Шинирование зубов — один из методов лечения пародонтита, цель которого — укрепить подвижные зубы и предотвратить их дальнейшее выпадение. Впервые этот метод предложил M.F.Levenson в 1986 году.

Эта методика позволяет равномерно распределить жевательную нагрузку при пародонтите, замедляя процесс разрушения костной ткани. С помощью ленты, укрепленной в просверленных бороздках, несколько зубов образуют единый прочный блок.

При пародонтите средней и тяжелой тяжести подвижность зубов становится одним из основным признаком заболевания. Как правило, подвижность зубов начинается при разрушении костной ткани, окружающей зуб, более 1/4 длины корня зуба. То есть существует прямая связь между величиной убыли костной ткани и подвижности зубов.

При пародонтите средней и тяжелой тяжести подвижность зубов

Как только возникает подвижность зубов, увеличивается скорость разрушения костной ткани, которая приводит к еще к большей подвижности зубов. При отсутствии адекватного лечения процесс заболевания отличается прогрессированием симптомов воспаления, в том числе и подвижности зубов.

При пародонтите средней и тяжелой тяжести подвижность зубов


Со временем зубы начинают менять свое положение, наклоняться, выдвигаться из зубного ряда, а также веерообразно расходиться.

Чтобы это предотвратить, необходимо проводить шинирование зубов.

Как и к любой методике шинирования подвижных зубов, к применению стекловолокна есть показания и противопоказания.

Показания:

  • подвижность зубов из-за заболеваний пародонта, а также вследствие травмы;
  • рецессия десны — обнажение шеек зубов;
  • утрата костной ткани челюстей.

Противопоказания:

  • Шинирование стекловолокном не разрешается проводить, если присутствуют острые воспалительные процессы в полости рта. Это противопоказание является относительным, т.к. процедуру можно отложить до момента ликвидации острого воспаления. Необходимые мероприятия на этом этапе проводит врач-пародонтолог.
  • Абсолютным противопоказанием является отсутствие двух и более рядом стоящих зубов в любом из отделов, т.к. адекватное распределение жевательной нагрузки при этом невозможно.

Проведение процедуры шинирования зубов

Для данной процедуры депульпирование не требуется. Все манипуляции безболезненны, т.к. проводятся под местной анестезией.
Количество зубов, которые требуется включить в шину, зависит от состояния всей группы зубов.

Кроме подвижных зубов, в шину обязательно берутся неподвижные зубы, в передних отделах это клыки, что позволит разгрузить подвижные резцы.

Проведение процедуры шинирования зубов

При шинировании нижних передних зубов бороздка делается с внутренней стороны,

верхних передних зубов — с наружной стороны.

Проведение процедуры шинирования зубов

При шинировании жевательных зубов бороздки делаются по жевательной поверхности вдоль естественных бороздок. Глубина и ширина бороздок составляет 1,5-2 мм.

Проведение процедуры шинирования зубов

Зубы покрываются тонким слоем композита, в который погружается лента. Слой композита наносится и поверх ленты, при этом форма зуба восстанавливается.
После затвердевания композита шина становится очень прочной и надежно удерживает зубы в зубном ряду. Они как бы сцеплены все вместе, контактируют друг с другом. При помощи композита можно закрыть широкие межзубные промежутки.

Важно помнить: шинирование подвижных зубов стекловолокном — это ВРЕМЕННАЯ конструкция. Срок действия ее около 3 лет. Она устанавливается с расчетом на то, что будет проводиться дальнейшее пародонтологическое или хирургическое лечение.

Преимущества шинирования зубов стекловолоконной лентой:

  • Стекловолоконная лента создает прочный блок из рядом стоящих зубов, предотвращая патологическую подвижность в трех направлениях: вперед-назад, из стороны в сторону и вверх-вниз.
  • Материал обладает достаточной жесткостью для удержания элементов зубочелюстной системы. В то же время шинирование обеспечивает нормальную физиологическую подвижность. Следовательно, увеличивается срок службы подвижных зубов и останавливается убыль костной ткани.
  • Материал не травмирует слизистую оболочку тканей вокруг зубов, давая им возможность восстанавливаться.
  • Стекловолокно совместимо с тканями полости рта и не вызывает аллергических реакций.
  • Шина проста в изготовлении, впоследствии ее можно откорректировать.
  • Конструкция не мешает жеванию, речи, мимике, выглядит вполне эстетично и практически незаметна при улыбке.

Недостатки шинирования зубов стекловолоконной лентой:

  • Стекловолоконную шину нельзя снять самостоятельно, участок стекловолокна возможно извлечь только на приеме у стоматолога.
  • Поломка шины требует немедленной починки, т.к. в этих условиях повышается риск развития осложнений.
  • Одним из особенностей шинирования является некоторая проблемность гигиены полости рта. Необходимо обязательно пользоваться дополнительными средствами гигиены (ирригатор полости рта, ершики) и посещать врача-гигиениста не реже чем раз в 4-6 месяцев.

Обращайтесь в нашу клинику и мы поможем вам!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и удерживая ЛЕВЫЙ Ctrl, нажмите Enter. Вы можете отправить не более 5 сообщений за 30 минут!

Что касается вопроса, какие зубы включаются в шину, то, определив степень подвижности зубов, врач должен оставить во рту только зубы с патологической подвижностью первой и второй степеней. Некоторые авторы, переоценивающие значение шин, придерживаются мысли о более щадящих способах подготовки полости рта к протезированию и возможно большем сохранении остаточного зубного ряда и включают в шину зубы, даже пораженные пародонтозом третьей степени.

Между тем такая мнимощадящая терапия приносит только вред, а не пользу. Во-первых, зуб с патологической подвижностью третьей степени доводит до минимума срок службы шины, ибо эти зубы через полгода, максимум год, становятся столь подвижными, что сами выпадают, а это вызывает необходимость переделки всей шины. Во-вторых, зубы при пародонтозе с подвижностью третьей степени могут служить причиной воспаления соседних участков альевеолярного отростка; в-третьих, зуб, пораженный пародонтозом третьей степени, является опасным инфекционным очагом в полости рта, а иногда фактором интоксикации всего организма.

Ввиду всего изложенного зубы, пораженные пародонтозом третьей степени, в особенности при экссудативной форме заболевания, подлежат удалению. Не включаются в шину, а подлежат удалению также следующие зубы, пораженные пародонтозом: жевательные зубы, выдвинувшиеся из альвеолы (феномен Попова) вследствие отсутствия антагонистов, и жевательные зубы с обнаженной бифуркацией корней, в особенности если они болезненны.

Депульпация зубов. Важным вопросом в лечении пародонтоза является вопрос о депульпации зубов, пораженных пародонтозом. Известно, что по этому вопросу существуют разные точки зрения. Одни авторы (П. П. Львов, Д. А. Энтин, И. О. Новик, Н. Н. Несмеянов, Порт Эйлер) считают, что благодаря депульпации зубов создаются сдвиги в кровоснабжении тканей пародонтоза, благоприятные для ликвидации пародонтоза.

Они ссылаются на то, что гангренозные и депульпированные зубы редко поражаются пародонтозом. Другие (Руа) полагают, что депульпация зубов имеет не лечебное значение, а профилактическое, а поэтому они считают целесообразным умерщвление пульпы в зубах, еще не пораженных пародонтозом, но могущих стать пародонтозными вследствие поражения пародонтозом других участков зубной системы; депульпирование зубов, уже заболевших пародонтозом, они они считают неэффективным.

шинирование зубов

Третьи авторы (И. Г. Лукомский, А. А. Анищенко и др.) находят, что депульпирование зубов не имеет ни профилактического, ни лечебного значения и поэтому считают нецелесообразной депульпацию зубов при пародонтозе.

Мы присоединяемся к третьей точке зрения, особенно учитывая недостатки, которыми страдает метод депульпации. Депульпация зубов является весьма трудоемкой работой для врача и не всегда возможна вследствие морфологических особенностей зубов, в частности фронтальных нижних зубов. Нередко она ведет к гибели интактных зубов в результате возникновения воспалительных явлений в области периапикальных тканей и, наконец, связана с образованием потенциальных инфекционных очагов в полости рта больного (мертвые зубы), и без того неблагополучной с гигиенической точки зрения («угрожаема» по ротовому сепсису).

Таким образом, депульпация, как правило, не показана при шинировании зубов.

Деление шин

Шины делятся нами по следующим признакам: 1) способ передачи жевательного давления; 2) материал, из которого их готовят; 3) конструкция; 4) характер соединения с протезом; 5) протяженность.

По способу передачи жевательного давления шины подразделяются на шины, полностью перекрывающие окклюзионные (режущие или жевательные) поверхности, перекрывающие эти поверхности частично и совсем не перекрывающие их. В случае применения шин, полностью перекрывающих окклюзионные поверхности, все жевательное давление падает на шины и воспринимается подвижными зубами через шины; при применении шин, не полностью перекрывающих окклюзионные поверхности, часть давления падает на шины и часть — на открытые окклюзионные поверхности подвижных зубов.

Как известно, нагрузка зуба состоит из горизонтальных и вертикальных компонентов. При диастемах между подвижными зубами, что характерно для клиники пародонтоза, зубы имеют большую амплитуду движения. В случае соединения их шиной в блок в единое функциональное целое почти полностью снимаются патологические движения в горизонтальном направлении. Что касается вертикальных компонентов нагрузки, то шина, перекрывающая окклюзионные поверхности опорных и подвижных зубов, полностью перемещается только в пределах физиологической подвижности, свойственной опорным зубам.

По конструкции шины подразделяются на съемные и несъемные, а несъемные делятся на кольцевые, полукольцевые, колпачковые, коронковые, капповые, полукоронковые, вкладковые, штифтовые с депульпацией и штифтовые без депульпации зубов. Благодаря этому шинированные подвижные зубы имеют минимальную подвижность в вертикальном направлении. Такая функция пораженных пародонтозом зубов создает физиологические условия для их существования и снимает с них перегрузку.

Если шина не перекрывает окклюзионную поверхность или покрывает лишь часть ее (режущего края), то подвижный зуб подвергается жевательному давлению не только совместно с шиной, но и отдельно — без шины. Это приводит к тому, что подвижные зубы вскоре после шинирования расцементировываются и выскальзывают из-под шины. Таким образом, более целесообразны шины, перекрывающие целиком (а не частично) режущие или жевательные поверхности зубов.

В качестве материала для шин используются пластмассы и различные металлы. Современные пластмассовые шины непрочны, они требуют значительной препаровки коронок подвижных зубов, наносящей большую травму тканям зуба, и показаны лишь в редких случаях. Как правило, должны применяться металлические шины.

По конструкции шины подразделяются на съемные и несъемные, а несъемные делятся на кольцевые, полукольцевые, колпачковые, коронковые, капповые, полукоронковые, вкладковые, штифтовые с депульпацией и штифтовые без депульпации зубов.

По данным antiplagiat.ru уникальность текста на 08.06.2018 г. – 97,9%.


Многим пациентам знакомо крайне неприятное явление – подвижность зубов. Важно понимать, что оно всегда сигнализирует о наличии какого-то заболевания или патологии зубочелюстной системы и требует профессиональной стоматологической помощи. Наряду с теми или иными методами лечения, которые будут зависеть от поставленного диагноза, избавиться от изматывающего симптома «шатающихся зубов» поможет шинирование. Это эффективный способ иммобилизации (обездвиживания) зубов, а кроме того, он незаменим в постимплантационный период, когда стабильность зубного ряда – важнейший фактор для того, чтобы реабилитационный период прошёл быстро и без осложнений.

Историческая справка

Шинирование зубов с целью их иммобилизации уходит корнями в глубокую древность. Судя по некоторым археологическим находкам, ещё в XIII веке до нашей эры этруски использовали с этой целью золотую проволоку, связывающую рядом стоящие зубы. У некоторых мумий, найденных на территории Египта и датированных примерно 2500-2550 годами до нашей эры, зубы также были соединены между собой золотой проволокой.


Золотая проволока в челюсти человека, жившего в I веке до нашей эры, была обнаружена и при раскопках древнего Сидона (сегодня это город Сайда, Ливан) 1 . «Следы» шинирования обнаруживались в разных точках мира, но не было понятно, как древние врачеватели понимали и объясняли его целесообразность. Впервые в истории медицины шнинирование как метод зубопротезирования путём наложения на зубы золотой или серебряной лигатуры был описан арабским врачом-хирургом Абулькасемом (936-1013 годы).


В эпоху Возрождения известный французский хирург Амбруаз Паре (1517-1590 гг.), также, как и его предшественники, использовал для укрепления зубного ряда золотую проволоку. А в 1723 году французский стоматолог-хирург Пьер Фаухард описал в своих работах практикуемые им шинирующие процедуры с использованием лигатурного связывания зубов 2 . В XX веке шинирование как отдельная методика получила широкое развитие. Изучались и применялись на практике различные методы лигатурирования: тонкой шёлковой лентой, проволокой и так далее.


С появлением новых композитных материалов и технологий использования волоконных армированных адгезивных систем шинирование зубов стало эффективным, эстетичным, быстрым методом стоматологической помощи в тех или иных клинических ситуациях. Зубы фиксируются в костях верхней и нижней челюсти с помощью связочного аппарата, который состоит из цемента, альвеолярного отростка и периодонтальных связок. Плотная соединительная ткань периодонтальных связок окружает корни зубов, располагаясь между цементом корня и альвеолярной костью. Она состоит из двух больших групп коллагеновых волокон – шарпеевых и основных, которые занимают около 53-74% общего объёма периодонтальной связки, а также из интерстициальной ткани – содержащей нервы и кровеносные сосуды рыхлой волокнистой субстанции, заполняющей промежутки между пучками волокон.


Шарпеевы волокна непосредственно формируют связки и после полного прорезывания зуба участвуют в удержании функциональной нагрузки на него. Основные волокна подразделяются на несколько групп, каждая из которых выполняет свою функцию: сенсорную, амортизирующую, удерживающую, защитную, трофическую, регенеративную и так далее. Важно отметить, что все волокна связочного аппарата могут растягиваться и сжиматься, поэтому зубы не жёстко зафиксированы в челюсти, а изначально имеют физиологическую подвижность 3 . Но под воздействием ряда факторов, таких как воспалительные заболевания пародонта, травмы, сахарный диабет, генетическая предрасположенность и другие, возникает атрофия костной ткани, и подвижность зубов возрастает, становясь патологической.

Шинирование: определение, способы, методы, виды

Шинирование – стоматологическая процедура, заключающаяся в применении специальных съёмных или несъёмных шин, накладываемых на группу зубов для устранения патологической подвижности зуба, его стабилизации в зубном ряду, предупреждения выпадения, передачи нагрузки с подвижных зубов на здоровые, а также для создания оптимальных условий для заживления мягких и костных тканей.


В зависимости от клинической ситуации шины могут устанавливаться на временной или постоянной основе. Временно, на срок 3-8 недель, они фиксируются при переломах челюсти в реабилитационных целях и после имплантации для обеспечения стабильного положения имплантата. На период от полугода до нескольких лет, в профилактических целях, шины устанавливаются при пародонтите, лечение которого принесло хорошие результаты и процесс убывания костной ткани был остановлен, но существует риск рецидива. На постоянной основе шины устанавливаются при хроническом пародонтите, характеризующемся постоянной подвижностью зубов.

Существует два способа наложения шины: прямой осуществляется непосредственно в полости рта пациента, непрямой – сначала на гипсовой модели в зуботехнической лаборатории, и только потом в полости рта.

Шинирование проводится двумя основными методами.


Экстракоронковое шинирование применяется при подвижности зубов 1-ой степени и не предполагает препарирование (обточку) твёрдых тканей зуба. Перед наложением шины эмаль слегка обрабатывается специальными пилками с абразивной поверхностью с целью удаления беспризменного слоя и создания микрошероховатой поверхности для лучшей «сцепки» шины с живой тканью зубов.


В свою очередь, при 2-3 степени подвижности зубов применяется интракоронковое шинирование, которое предполагает препарирование твёрдых зубных тканей для создания углублений от 1 до 1,5 мм, напоминающих борозды, в которые укладывается лигатура из того или иного материала 4 . Далее шина закрывается сверху композитной или полимерной пломбой. Естественно, пломбировочные материалы подбираются под природный цвет зубов, что позволяет выполнить шинирование максимально эстетично.


В зависимости от материалов, используемых для изготовления шинной конструкции, шинирование подразделяется на несколько видов. Тот или иной вид подбирается в зависимости от диагноза, стадии развития установленного заболевания с учётом наличия или отсутствия таких факторов как твёрдые зубные отложения, десневые карманы, их глубина, кровоточивость дёсен, степень подвижности зубов, а также на основании составленного, клинически обоснованного общего плана лечения.

Так, адгезивное шинирование, или шинирование стекловолоконной (GlasSpan), кварцевой (QS Flow) или оскидциркониевой нитью может проводиться как экстракоронковым, так и интракоронковым способом. Данный вид обладает рядом преимуществ: отсутствие необходимости глубокого препарирования, малый объём шины, не вызывающий дискомфорта, приемлемая прочность, обеспечение равномерного распределения нагрузки между зубами с сохранением естественных межзубных промежутков, возможность подобрать желаемый цвет и осуществить процедуру в одно посещение. Адгезивные шины могут объединять не только подвижные природные зубы, но и искусственные конструкции, созданные путём протезирования на имплантатах, на штифтах, культевых вкладках и так далее.


Также популярно вантовое шинирование зубов нитью из арамидного волокна. Высокофункциональная полимерно-химическая арамидная нить обладают прочностью, в 8 раз превосходящую прочность стали, полностью биосовместима с человеческим организмом, не вступает в химические реакции с потребляемой пищей, жидкостями и слюной. Она помогает восстановить правильное распределение нагрузки на зубной ряд, устранить аномально большие промежутки между зубами, улучшая общую эстетику улыбки. Этот метод проводится интракоронковым способом 5 .

Шинирование с укреплением подвижных зубов коронками – вид шинирования, подразумевающий использование в качестве шины металлокерамических коронок или цельнокерамических коронок, соединённых между собой в единую систему. Поскольку данный вид требует обточки зубов, а, соответственно, эндодонтического лечения и удаления пульпы (нерва), он используется на сегодняшний день в тех случаях, когда другие виды шинирования применить невозможно.

Как один из видов шинирования можно рассматривать и съёмное протезирование зубов. Оно применяется в случаях, когда подвижность зубов сочетается с отсутствием во рту одной или нескольких зубных единиц. Съёмные лигатуры могут быть изготовлены из металлосплавов или полимерных материалов и используются временно, как правило – на время реабилитационного периода, обеспечивая устойчивость зубочелюстной системы.

Также для устранения подвижности зубов может применяться бюгельное протезирование в случаях, если к другим видам шинирования по тем или иным причинам прибегнуть невозможно.


Бюгельная конструкция – это тонкая дуга с несколькими фиксирующими элементами (кламмерами), которые крепятся ко всем подвижным зубам в отдельности. Равномерное распределение нагрузки и индивидуальное крепление дуги к каждому зубу делают конструкцию шины очень устойчивой и прочной 6 .

Важно! Вид, метод, способ шинирования выбирается исключительно лечащим врачом с учётом индивидуальной клинической ситуации, показаний и противопоказаний к тому или иному виду, методу и способу шинирования. Перед процедурой должны быть устранены все имеющиеся кариозные поражения, так как наличие патогенной микрофлоры с течением времени может спровоцировать дальнейшее развитие патологического процесса и те или иные осложнения. Кроме того, в случае диагностирования пародонтита. должно быть назначено специальное лечение с целью замедления процесса убывания кости, параллельно может быть назначена противовоспалительная и реминерализующая терапия, физиотерапевтическое лечение. Непосредственно перед шинированием должна быть проведена профессиональная гигиеническая чистка зубов, так как зубной камень – это основная причина пародонтита и одна из основных причин подвижности зубов.

Возможные осложнения

Иногда после проведения процедуры шинирования могут возникнуть некоторые осложнения. Так, например, борозда под укладку лигатуры может оказаться слишком глубокой, что может привести к повреждению, иногда – к вскрытию пульповой камеры, а соответственно, к пульпиту. Если во время полимеризации (химического соединения нескольких полимеров) шина деформировалась, она может сломаться. Также могут возникать аллергические реакции на тот или иной материал. Всех перечисленных осложнений можно избежать, если процедура шинирования проводится в стоматологической клинике, врачи которой имеют высокую квалификацию, богатый клинический опыт и используют в лечении пациентов средства и методы высокоэффективной медицины.

Критерии качества

Шинная конструкция должна обеспечивать надёжную фиксацию зубов, быть нетравматичной, биосовместимой с живыми тканями организма, гипоаллергенной, гигиеничной, максимально незаметной. Кроме того, ношение шины не должно вызывать существенного дискомфорта во время речи, приёма пищи и ежедневной гигиены полости рта. Таким образом, при выборе вида и метода шинирования необходимо учитывать не только физико-анатомические особенности пациента и клинически установленные показания к проведению процедуры, но и то, насколько безопасно, эффективно, комфортно и эстетично будет проявлять себя шина во время эксплуатации.


Показания

Основными показаниями к применению метода шинирования являются подвижность зубов любой этиологии; пародонтит средней и тяжелой формы, иные заболевания пародонта, проявляющиеся подвижностью зубов, кровоточивостью дёсен, наличием значительных отложений зубного камня и глубоких десневых карманов с обнажением корней; глубокие клиновидные дефекты (ГПС: Клиновидные дефекты); травмы (переломы, ушибы, вывихи), повлёкшие за собой подвижность зуба; врождённое нестандартное положение зубов в зубном ряду (например, неправильный прикус); бруксизм; серьёзные нарушения зубного ряда с явными признаками смещения зубов (например, веерообразное расхождение зубов); период реабилитации после снятия брекет-системы; период реабилитации после имплантации.

Противопоказания

Противопоказаний к шинированию не существует, но некоторые его виды, такие, например, как бюгельное протезирование, могут быть не рекомендованы или отсрочены при наличии ряда заболеваний до их устранения.

Стоимость

Стоимость шинирования всегда индивидуальна и зависит от стоимости стоматологических мероприятий, предпринятых в процессе лечения: диагностика (клинический осмотр полости рта, ОПТГ, КТ (ГПС: 3D Реконструкция), в некоторых случаях – прицельные рентгеновские снимки), профессиональная гигиеническая чистка полости рта, в том числе с применением Vector-терапии, выбранный вид и метод шинирования. Также на стоимость влияют дополнительные лечебные мероприятия по показаниям и, безусловно, такой фактор как квалификация лечащего врача и узких специалистов, привлекающихся в случае необходимости.

Шинирование – эффективный метод лечения и профилактики целого ряда патологий зубочелюстной системы, от подвижности зубов неясной этиологии до пародонтита (ГПС: Лечение воспаления десен) и травмы. Кроме того, он незаменим в постимплантационный период, когда необходимо соблюсти все условия для стабилизации имплантата. Вне зависимости от конкретного клинического случая шинирование эффективно поможет устранить неприятные симптомы или предотвратить их появление, восстановит здоровье зубов, подарит вам уверенность и красивую улыбку.

Библиографическая ссылка на статью:
Загорский В.А. Временное шинирование при патологической подвижности зубов и заболеваниях тканей пародонта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70583 (дата обращения: 04.04.2021).

В основе показаний к шинированию зубов является оценка их подвижности и оценка состояния тканей пародонта, которая определяется на основе клинического и рентгенологического обследования после терапевтического и хирургического методов лечения [1]. При убыли костной ткани на половину длины корня зуба следует проводить горизонтальное шинирование, заключающееся в применении методов сагиттального и трансверзального шинирований. При диагностике убыли костной ткани до ¾ длины корня и подвижности зубов II- III степени следует применять жесткое шинирование в трех плоскостях (вертикальной, сагиттальной и трансверзальной).

Целью временного шинирования является:

  1. Создание жесткой фиксации подвижных зубов с помощью различных временных или постоянных конструкций, шин и ортопедических аппаратов;
  2. За счет объединения группы зубов или всего зубного ряда в один блок достичь восстановления контактных точек, при этом повышается сопротивляемость пародонта отдельных зубов к жевательному давлению;
  3. Создание блока шинируемых зубов, в результате чего осуществляется торможение миграции зубов в трех направлениях; для передних в сагиттальном, вертикальном и трансверзальном, для боковых — в сагиттальном, вертикальном и горизонтальном;
  4. Применение шинирующих аппаратов уменьшает локальную травму отдельных зубов за счет перераспределения жевательной нагрузки на большую группу зубов;
  5. Не создавать ретенционные пункты для задержки пищевых остатков и не оказывать раздражающего действия на ткани пародонта;
  6. Не мешать проведению терапевтической и хирургической терапии ослабленных тканей пародонта подвижных зубов.

Степень подвижности зубов, состояние и выраженность воспаления тканей пародонта лежат в основе выбора вида стабилизации — фронтальная (передний участок); — сагиттальная (боковой отдел зубной дуги); — фронто-сагиттальная; парасагиттальная; — стабилизация по дуге. При сохраненных зубных рядах с ослабленным пародонтом шинирование подвижных зубов предполагает их объединение в единый блок, планирование оптимальной конструкции шины с целью максимального объединения большого количества зубов с ослабленным и сохранившимся пародонтом [2].

При нарушении целостности зубных рядов следует проводить шинирование подвижных зубов с одновременным восстановлением дефектов зубных рядов. При этом необходимо различать шинируемую группу зубов и протезную конструкцию, которая, в большинстве случаев, в той или иной мере, нагружает шинируемые зубы через систему опор на удерживающих и замковых креплениях бюгельных протезов [14]. При выборе подобных конструкций аппаратов следует оптимально распределить их опорную и ретенционную функцию с минимальной травмой и перегрузкой оставшихся зубов. На всех этапах терапевтического, хирургического, ортодонтических и ортопедических методов лечения зубов с ослабленным пародонтом необходимо уделять максимальное внимание коррекции и оптимизации окклюзионных контактов, исключая балансирующие контакты или суперконтакты при всех движениях нижней челюсти.

Ортопедические конструкции, применяемые в процессе комплексного лечения пациента с заболеваниями тканей пародонта представлены временными и постоянными шинами и протезными конструкциями.

Временные шины используют для стабилизации подвижных или мигрирующих зубов как во время всего медикаментозного, терапевтического и хирургического методов лечения, так и на период изготовления постоянных шин или на время изготовления постоянной протезной конструкции. Временные шины следует применять для проведения и закрепления результатов ортодонтического лечения при незначительно наклоненных зубах или их миграции. Временные шины обеспечивают оптимальное распределение жевательного давления между пародонтом пораженных и интактных зубов, создавая покой пораженным тканям, улучшая их трофику, снимая воспалительный компонент в тканях пародонта. Временные шины широко используются в развившихся стадиях очагового и генерализованного пародонтита [15]. Применение их позволяет равномерно перераспределить механическую энергию жевательного давления между пародонтом включенных в блок зубов, создавая покой пораженным тканям, что улучшает кровоснабжение тканей пародонта и приводит к уменьшению воспалительного процесса. Абсолютным показанием к изготовлению временной шины является проведение гингивотомии и гингивоэктомии.

Методы и технологии изготовления временных шин предлагались и менялись в зависимости от уровня развития технологий и материалов в промышленности. В 1916 г. Ciezynski предложил лигатурное обвязывание подвижных зубов бронзо-алюминиевой проволокой, толщиной 0,5 мм или нержавеющей мягкой проволокой, диаметром 0,3—0,4 мм. Подвижные зубы привязывались к более стабильным зубам. Скручивание проволоки проводится в межзубных промежутках с целью придания подвижным зубам большей жесткости.

После появления самотвердеющих акрилатов в 30-х годах XX в. Glickman предложил укреплять шину, связанную из проволоки быстротвердеющими акриловыми пластиками, которые предотвращают расслабление витков проволоки и травмы межзубных сосочков.

Novotny рекомендовал при подвижных зубах полностью акрилатную шину, которая в виде полоски, толщиной до 2 мм фиксирует подвижные зубы с язычной поверхности и заполняет межзубные промежутки, не травмируя межзубные сосочки [22].

За последние десятилетия получили широкое распространение временные шины, которые можно использовать до 5-7 лет и готовят их из пластмассы акрилового ряда или с применением светоотверждаемых композитов. Шины могут быть капповые (изготовленные лабораторным путем и охватывающие зубы с вестибулярной и оральной поверхностей), орально-вестибулярно расположенные в соответствующей поверхности зубного ряда и фиксирующей подвижные зубы. Все временные и постоянные шины не должны мешать смыканию зубов при всех движениях нижней челюсти, не мешать проведению медикаментозного лечения, не травмировать десневой край и не мешать проведению гигиенических процедур [11], [17].

Применение современных композитных материалов значительно расширило показания к использованию временных шин, оптимально фиксирующих подвижные зубы с соблюдением эстетических и гигиенических требований непосредственно у кресла. При потере фронтальных зубов возможно, с помощью композитов, заместить отдельные зубы. В зависимости от химического состава для шинирования подвижных зубов используют два типа материалов: на основе неорганической матрицы GlasSpan и FiberSplint (Швейцария); на основе органической матрицы из полиэтилена Ribbond (США) и Connect (США). В основе этих материалов лежит матрица из тончайших волокон полиэтилена или микроволоконного кварца, пропитанных композитом, позволяющих достаточно плотно фиксироваться к коронковой части зубов, затем к матрице добавляются композитные материалы с целью лучшей механической фиксации подвижных зубов, создавая единый шинирующий блок.

В последнее время в стоматологии начинает достаточно широко внедряться интроральное сканирование. [3], [4], [5], [6]. Этот метод позволяет достаточно точно получить цифровую модель рельефа объектов полости рта [8], [10], [12], [13]. После получения оптического слепка, на CAD/CAM системах изготавливаются различные защитные каппы, временные шины и сплинты. Важной особенностью доступных на современном рынке CAD/CAM систем – является их универсальность в отношении выбора конструкционных материалов [6]. Технологические возможности аппаратуры предусматривают не только компьютерное моделирование проекта протеза, но и непосредственное выполнение готового изделия, что обеспечивает, в частности, ортопедическую стоматологию необходимым ресурсом при создании различных временных шин с учетом персональных анатомо-физиологических особенностей строения лицевого черепа [7], [8], [9].

Достаточно прочную шинирующую конструкцию можно изготовить с применением скрученной титановой или нержавеющей проволоки. Перед изготовлением шины следует тщательно снять все над- и поддесневые зубные отложения. С помощью копировального маркера выверяют, а затем сошлифовывают мешающие контактные точки при сагиттальных и трансверзальных физиологических движениях в пределах поля окклюзии. Алмазным бором на 1—2 мм выше язычных бугорков на нижней челюсти или ниже нёбных бугорков верхней челюсти проводится разметка и препарирование режущей поверхности зубов с целью создания ретенционных пунктов или формирования бороздки, в которую будет проложена фиксирующая лента или скрученная титановая проволока на подвижные зубы. После тщательной промывки мест нанесения композита проводят травление контактирующих поверхностей с последующим обильным количеством воды, смывая протравливающий гель. Затем на препарируемую поверхность наносят бондинг, который тщательно раздувают пустером по протраливаемой поверхности подвижных зубов. С помощью гелиевой лампы засвечивают бондинг. В подготовленную борозду помещают небольшое количество композита, в который вдавливается шинирующая лента или проволока в области одного или двух зубов. После засвечивания композита аналогичным образом укрепляют ленту в бороздки остальных зубов, шинирующих оставшиеся подвижные зубы. После фиксации шинирующей ленты светоотверждаемый композит, с учетом анатомической формы зубов, наносят на все ретенционные пункты и укрепляют межзубные контакты зубов. После окончательной полимеризации композита с помощью боров и полиров осуществляют окончательную обработку поверхности шинирующей конструкции, проводят окончательную выверку окклюзионных контактов с обязательным освобождением придесневых межзубных сосочков. Подобные конструкции изготовленных шин могут служить до 3—5 лет. Срок пользования подобной шиной определяется имеющейся подвижностью зубов, гигиеной полости рта и методами терапевтического лечения заболеваний тканей пародонта.

В процессе работы очень важно учитывать характеристики материалов из которых будут изготавливаться будущие конструкции [20], [21]. Непереносимость стоматологических материалов может быть вызвана различными причинами: гальванизмом, аллергическими реакциями на стоматологические материалы, токсическими повреждениями слизистой оболочки и т.д., поэтому необходим строгий контроль качества используемых материалов (не допускать использования контрафактной продукции) и дополнительно, ест это необходимо, проводить совместный анализ материалов врачом-стоматологом и иммунологической лабораторией [16], [18], [19].

При потере одиночных зубов во фронтальном отделе зубного ряда возможно изготовление отсутствующего зуба из фотоотверждаемого композита с прикреплением ленты или проволоки к оставшимся зубам. Подобные конструкции шин возможно изготавливать при подвижности зубов до 2/3 убыли костной ткани. При подвижности зубов I—II степени возможно изготовление шинирующего протеза без армирующей ленты или проволоки.

Наиболее простая и эффективная методика изготовления временной шинирующей конструкции является временная шина из прозрачного поликарбонатного материала, приготовленная на прочной гипсовой модели с помощью вакуум-формирующих аппаратов. Шина съемная, достаточно хорошо припасовывается и фиксируется на подвижных зубах. С ее помощью возможно восстановление отдельных зубов.

Библиографический список

  1. Севбитов А.В., Браго А.С., Канукоева Е.Ю., Юмашев А.В., Кузнецова М.Ю., Миронов С.Н. Стоматология: Введение в ортопедическую стоматологию // – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015, – 91 с.
  2. Севбитов А.В., Адмакин О.И., Платонова В.В., Браго А.С., Бондаренко И.В., Золотова Е.В., Канукоева Е.Ю., Селифанова Е.И., Скатова Е.А., Юмашев А.В., Кузнецова М.Ю., Миронов С.Н., Дорофеев А.Е. Стоматология: организация стоматологической помощи и анатомия зубов // – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015, – 155 с.
  3. Дорошина И.Р., Юмашев А.В., Михайлова М.В., Кудерова И.Г., Кристаль Е.А. – Ортопедическое лечение пациентов с повышенным рвотным рефлексом // Стоматология для всех. – 2014. – № 4. – С. 18-20.
  4. Ряховский А.Н., Желтов С.Ю., Князь В.А., Юмашев А.В. – Аппаратно-программный комплекс получения 3D-моделей зубов // Стоматология. – 2000. – Т. 79. – № 3. – С. 41-45.
  5. Ряховский А.Н., Кагановский И.П., Лавров В А., Юмашев А.В. Вопросы компьютерного проектирования и изготовления зубных протезов. // Материалы конференции стоматологов «Пути развития стоматологии: итоги и перспективы». – Екатеринбург. – 1995. – С. 223-226.
  6. Ряховский А.Н., Рассадин М.А., Левицкий В.В., Юмашев А.В., Карапетян А.А., Мурадов М.А. – Объективная методика оценки изменений топографии объектов полости рта // Панорама ортопедической стоматологии. – 2006. – № 1. – С. 8-10.
  7. Ряховский А.Н., Юмашев А.В. – Варианты использования CAD/CAM систем в ортопедической стоматологии // Стоматология. – 1999. – Т. 78. – № 4. – С. 56-58.
  8. Ряховский А.Н., Юмашев А.В., Левицкий В.В. Способ построения трехмерного изображения лица и зубных рядов, сопоставленных в корректном друг относительно друга положении // Патент на изобретение RUS 2306113 28.09.2006.
  9. Севбитов, А.В., Исследование ретенционной способности индивидуальных защитных зубных шин относительно границ их базиса / А.В. Севбитов, В.В. Борисов, Е.Ю. Канукоева, А.В. Юмашев, Е.П. Сафиуллина // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. – 2015. – Т. 2. – С. 363-364.
  10. Юмашев А.В., Использование анализа рельефа зубных рядов и их фрагментов при планировании и проведении ортопедического лечения несъемными конструкциями зубных протезов: автореф. дисс. канд. мед. наук / Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии (ЦНИИС). – Москва. – 1999. – 18 с.
  11. Севбитов А.В. Оценка качества жизни ортодонтических пациентов, имеющих травматические поражения на слизистой оболочке полости рта / А.В. Севбитов, А.С. Невдах, В.В. Платонова, М.Ю. Кузнецова, А.В. Юмашев // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. – 2015. – Т. 2. – С. 368-369.
  12. Юмашев А.В. Система получения и компьютерного анализа информации о рельефе объектов в полости рта. // Сборник тезисов XX Итоговой межвузовской научной конференции молодых ученых. – Москва. – 1998. – С.19.
  13. Юмашев А.В., Михайлова М.В., Кудерова И.Г., Кристаль Е.А. – Варианты использования 3D сканирования в ортопедической стоматологии // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. – 2015. – № 1. – С. 2-6.
  14. Севбитов А.В., Митин Н.Е., Браго А.С., Котов К.С., Кузнецова М.Ю., Юмашев А.В., Михальченко Д.В., Тихонов В.Э., Шакарьянц А.А., Перминов Е.С., Основы зубопротезной техники // – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016, – 332 с.
  15. Севбитов А.В., Митин Н.Е., Браго А.С., Михальченко Д.В., Юмашев А.В., Кузнецова М.Ю., Шакарьянц А.А., Стоматологические заболевания // – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016, – 158 с.
  16. Утюж А.С., Юмашев А.В., Михайлова М.В. – Лечение пациентов с отягощенным аллергологическим анамнезом ортопедическими конструкциями на основе титановых сплавов по технологии CAD / CAM. // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 2-2 (64). – С. 44-48.
  17. Ремизова А.А., Юмашев А.В., Кристаль Е.А. – Обоснование выбора высокоточных металлов, применяемых в стоматологии, на примере хромо-никелевого сплава // Стоматология для всех. – 2015. – № 4. – С. 32-34.
  18. Юмашев А.В., Утюж А.С., Нефедова И.В. – Контрафактная продукция в стоматологии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –2016. –№ 5-3. –С. 129-130.
  19. Дорошина И.Р., Кристаль Е.А., Михайлова М.В., Юмашев А.В. – Изменение химического состава стоматологических сплавов в процессе литья // Заготовительные производства в машиностроении. –2014. –№ 5. –С. 41-44.
  20. Юмашев А.В., Кристаль Е.А., Кудерова И.Г., Михайлова М.В. – Непереносимость ортопедических конструкций, явления гальванизма // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. – 2012. – Т. 14. – № 2. – С. 26.
  21. Утюж А.С., Юмашев А.В., Михайлова М.В. – Лечение пациентов с отягощенным аллергологическим анамнезом ортопедическими конструкциями на основе титановых сплавов по технологии CAD / CAM. // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 2-2 (64). – С. 44-48.
  22. P. Novotny et all. Retrakcni prostredky ve fixni protetice. Ceckoslovenska stomatologic. 1990. – T.90. – C.45-52.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: