Доклад по истории зубов

Опубликовано: 17.04.2024

Наши зубы - уникальный орган, обладающий замечательными свойствами. Мы хорошо знаем, что их нужно чистить 2-3 раза в день, лечить, если они болят и сменить их на протезы, если выпадут. Пожалуй, это все, что мы знаем о наших зубах.

Между тем, зубы - это самое прочное и твердое место в нашем организме. Да-да, зубная эмаль намного прочнее наших костей! Эта самая твердая ткань, которая по прочности не уступает стали. Зато уступает алмазу и именно, поэтому наконечники для стоматологической бор - машины изготавливают из алмаза.

Эмаль обеспечивает сохранность зуба, это защитный барьер, который ограждает ткань зубов от вредного воздействия внешней среды, влияния пищевых кислот. Если бы не было эмали, вряд ли мы смогли бы есть лимон или пить газировку. Зубы быстро разрушились бы до основания.

И вот еще несколько интересных фактов о наших зубах:

- Строение наших зубов похоже на строение зубов акул. Только у акул зубы могут "отрастать" по мере стачивания, а у нас нет.

- Самый большой недостаток наших зубов - неспособность восстанавливаться. Они у нас одни и на всю жизнь. Между тем, у слонов зубы меняются регулярно - за всю жизнь они могут у них смениться до 9-ти раз.

Анатомия зубов человека

- Зубами человек может создать давление до 350 килограммов. Это значит, наша хватка ртом должна быть не хуже, чем у бойцовских собак! Правда, если делать это постоянно, то зубы разрушаются, поэтому повседневная нагрузка на зубы у нас не более 10-15 килограмм.

- Долговечность зубной эмали 50-60 лет, поэтому у некоторых людей даже при смерти все зубы на месте и полностью здоровы. Для сравнения: зубная коронка может прослужить в среднем только 15 лет.

- 99% кальция, который есть в нашем организме, содержится в зубах. Именно по этой причине у беременных женщин портятся зубы: когда малышу в утробе не хватает кальция, он "добывает" его из маминых зубов.

- Огромное значение для здоровья зубов имеет слюна. Если человек регулярно испытывает сухость во рту, то его зубы могут разрушиться буквально за 2-3 года. Слюнная жидкость помогает сохранить зубную эмаль, она содержит бактерицидные вещества, которые не позволяют размножаться бактериям, вызывающим кариес.

- Зубы мудрости есть у 92% взрослых. Прорезываются они не раньше 18-21 года, а у 25% людей эти зубы и вовсе остаются непрорезавшимися. Видимо, матушка природа считает их недостаточно "мудрыми".

- Пломбирование корневых каналов зуба мудрости намного труднее, чем коренных. Поэтому чаще всего стоматологи их рекомендуют сразу удалять.

зубы и здоровье

- У древних людей, которые потребляли много твердой и сырой пищи, челюсть была намного длиннее нашей. Поэтому сейчас у многих людей для зубов мудрости просто не хватает места, и они вынуждены теснить другие зубы, что чревато кривизной зубного ряда. Вывод: с маленьких лет давайте детям морковь, яблоко и другие твердые овощи и фрукты, чтобы зубы у них были ровными и красивыми.

- Одна из версий появления супов-пюре связано с зубами. При короле Людовике XI, который правил Францией в XV веке, было распространено мнение, что процесс жевания пищи ведет к появлению морщин на лице. Поэтому те, кто заботился о красоте, предпочитали употреблять жидкую пищу, которую можно было не жевать, а пить. Одной водой сыт не будешь, вот и придумали кулинары протертый суп, блюдо, которое сегодня популярно во всем мире.

- Печальный факт: кариесом поражены зубы 98% людей. Причина этого в том, что большинство родителей не приучают своих детей с маленьких лет чистить зубы. Начинать чистить зубы человек должен с момента первого прорезывания первого молочного зубика. Ежедневная чистка зубов с этого возраста снижает риск поражения их кариесом на 60-80%.

- Зубы надо чистить два раза в день - сразу после завтрака и вечером перед сном, а также каждый раз после употребления сладкой пищи.

- Без лечения кариес разрушает молочный зуб за 2-3 месяца!

- Детские временные зубы "молочными" назвал древний врач Гиппократ. Он считал, что зубы ребенка формируются из материнского молока.

- Раньше дамы веер использовали в бальных залах не только потому, что душно. Тогда не было принято чистить зубы, пользоваться зубной пастой и ходить к стоматологу. Поэтому зубы многих светских красавиц были гнилыми, черными и редкими, а запах изо рта у них был просто ужасным. Веер помогал частично решить обе проблемы - он прикрывал рот и "отгонял" неприятный запах при беседе.

Видео урок анатомии зубов

- Вернуться в оглавление раздела "Стоматология."

Петровская гравюра — оригинальное и самобытное явление в истории русского изобразительного искусства. Познавательная ценность ее сочетается со значительными художественными достоинствами, а традиции русского искусства органично переплелись в ней с достижениями западноевропейской гравюры.

Среди русских граверов XVIII века ведущая роль принадлежит мастеру Алексею Федоровичу Зубову. Многие его работы стали шедеврами искусства петровского времени, и без них сейчас невозможно представить себе русскую культуру первой четверти XVIII века,— это «Свадьба Петра I», «Васильевский остров», «Панорама Петербурга», «Баталия при Грейнгаме» и многие другие.

Творчество Алексея Зубова в первую очередь дорого нам тем, что лучшие его произведения созвучны самой сути, самому духу эпохи петровских преобразований России. Его гравюры сохранили нам первые виды Петербурга и окрестностей со стройными зданиями, дворцами и парками, полные красоты и торжественности изображения кораблей молодого русского флота, прославлявшие его победы в морских сражениях, образы Петра I и его знаменитых сподвижников, многие очень живые зарисовки быта и нравов того времени.

Пропагандистско-просветительный характер гравюры на металле, внимание к ней самого Петра I определили быстрое развитие и небывалый расцвет этого вида изобразительного искусства.

Ненасытная любознательность Петра I привела и к знакомству с западноевропейской гравюрой на металле. В Голландии Петр I оценил культурные достоинства и возможности этого вида искусства. В те времена в Россию приглашаются мастера-иностранцы для работы и для обучения русских граверному мастерству.

Адриан Шхонебек, Питер Пикарт, Иоганн Бликлант, Гендрик Девит — эти голландские граверы работали в России. Вокруг них, и в первую очередь у Адриана Шхонебека, складывается первая в России школа гравюры на металле, в которую вошли братья Алексей и Иван Зубовы, Алексей Ростовцев, Василий Томилов, Петр Бунин и другие. В этой среде Алексей Зубов быстро, в сравнении с другими, становится самостоятельным мастером.

До наших дней дошло немало различных произведений искусства первой четверти XVIII века. Но изучение этих работ связано с целым рядом трудностей. Многие из них плохо сохранились. Картины пожухли, гравюры выцвели или стерлись. Многие не имеют подписи сделавших их мастеров, и атрибуция бывает чрезвычайно затруднена. Случается, что с течением времени атрибуция одной и той же работы меняется несколько раз.

В настоящее время мы знаем свыше ста произведений безусловно принадлежащих Зубову. Это значительно больше, чем сделал любой другой гравер Петровской эпохи. Такое обширное художественное наследие, созданное за сорок с лишним лет работы, является хорошим материалом для воссоздания и анализа творчества крупнейшего русского гравера. Значительно меньшим фактическим материалом мы располагаем для того, чтобы восстановить жизненный путь Зубова. Многое в его биографии остается неясным, о многих событиях его жизни мы можем высказывать только предположения и догадки. Его имя упоминается в архивных бумагах и записках Оружейной палаты и Санкт-Петербургской типографии, в материалах Академии наук, в церковных исповедных книгах.

Алексей Зубов родился в 1682 году в семье известного иконописца и знаменщика Московской Оружейной палаты.

Отец гравера, Федор Евтихиев Зубов, был выходцем из Великого Устюга, из семьи потомственных иконописцев. В Верхоспасском соборе Теремного дворца Московского Кремля есть два замечательных произведения Ф. Зубова, написанных им в 1680 году, — иконы «Логин Сотник» и «Федор Стратилат». По манере исполнения они очень близки работам Симона Ушакова, только в них меньше «божественной световидной гармонии», как говорили о произведениях С. Ушакова современники, а больше живой человеческой страстности и душевного волнения.

Ф. Зубов был не только талантливым иконописцем, но и замечательным рисовальщиком и миниатюристом своего времени. Несомненно, что, начиная учить своих сыновей иконописи, он старался в первую очередь передать им свое мастерство рисовальщика. В отделе древнерусской живописи Государственного Исторического музея хранятся «прориси», подписанные: «Сей образец Федора Евтихиева». Каждая прорись — это рисунок, переведенный с икон на бумагу с помощью сажи, разведенной на чесночном соке. Прориси Федора Евтихиева отличает мастерство в построении композиции, уверенные линии рисунка, точно обозначающие контуры формы. Не случайно поэтому прориси Федора Евтихиева в течение долгих лет и после его смерти служили образцами для иконописцев.

В 1678 году Ф. Зубов принимает участие в создании рукописного лицевого евангелия, на страницах которого было тысяча двести цветных миниатюр, большое количество орнаментальных рамок, заставок, концовок и узорчатых заглавных букв.

Ф. Зубов находится в центре русской художественной жизни, которая в 60—80-е годы XVII века была сосредоточена в Московской Оружейной палате. Многочисленные художественные работы, сделанные в ее мастерских в это время, показывают высокий уровень исполнения, разнообразие композиционных приемов, богатство декоративных решений, чуткое отношение к использованию цвета. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, и оно естественно было воспринято с самого раннего детства Алексеем Зубовым у отца и его товарищей.

Непосредственно русская гравюра на металле, в которой так преуспел А. Зубов, начала развиваться на Руси только в конце XVII века.

Вокруг царского изографа и иконописца Оружейной палаты Симона Ушакова собираются лучшие художники того времени. Вместе с ним «с товарищи» работают Иосиф Владимиров, Степан Резанец, Федор Козлов, Никита Павловец, Афанасий Трухменский и другие мастера, в том числе и Федор Зубов, Именно С. Ушаков сделал первые гравюры на металле: «Семь смертных грехов» (1665) и «Отечество» (1666). В 1680-е годы он выполняет рисунки для книг писателя Симеона Полоцкого, наставника царя Алексея Михайловича. По этим работам мы можем оценить выдающееся мастерство С. Ушакова рисовальщика, который намного опередил искусство своего времени. Рисунки для гравюр в книгах С. Полоцкого запоминаются продуманностью композиционных решений, реалистическим изображением человеческой фигуры, великолепно и тонко нарисованным архитектурным пейзажем.

Соавтором С. Ушакова и автором самостоятельных листов был мастер-серебряник Оружейной палаты Афанасий Трухменский. До нас дошло довольно много его работ, выполненных в большинстве случаев резцом. Одним из лучших его листов, очень редким, можно считать подписанную гравюру «Архангел Михаил».

Афанасий Трухменский обучил своему мастерству серебряника Оружейной палаты Василия Андреева. В отделе изобразительных материалов Государственного Исторического музея есть уникальный и интересный во многих отношениях лист Василия Андреева «Зосима и Савватий» (1699).

В этой гравюре, которая своей темой, композицией, изобразительными мотивами тесно связана с иконописью, уже начинают чувствоваться черты нового искусства. Это заметно и в технике исполнения, и в легкости владения офортной иглой, и в изображении местности как бы с птичьего полета — так, что мы ощущаем и ее планы, и пространственную глубину,— и в интересе к бытовым деталям и подробностям. Все эти особенности получат свое дальнейшееразвитие уже в гравюре Петровской эпохи.

При отдельных удачах в искусстве гравюры на металле, которые есть в работах С. Ушакова, А. Трухменского, В. Андреева, Л. Бунина, надо отметить, что гравюры они делали по единичным, порой случайным заказам.

Расхождение в художественной направленности между работами Трухменского, Андреева, близкими западноевропейской гравюре, и Бунина, тяготеющего к лубочным картинкам, только намечается в гравюре конца XVII века. Особенно заметно оно проявится позже. И даже в творчестве одного мастера, в первую очередь Алексея Зубова, эта двойственность будет ощутимо видна.

В XVII веке гравюра на меди не являлась еще самостоятельным искусством, заказов на нее было мало, поэтому не было и людей, которые бы профессионально занимались только гравированием. Но в гравюрах этих мастеров Оружейной палаты уже ясно видны попытки нарушить традиционные иконописные формы. Именно в гравюре, новом для них искусстве, черты реализма стали заметны особенно отчетливо.

Их произведения подготовили почву для работы гравера Петровской эпохи, многие из которых были выходцами из семей иконописцев, знаменщиков, резчиков и серебряных дел мастеров Оружейной палаты и первые профессиональные навыки получили в ее многочисленных мастерских.

3 ноября 1689 года Федор Евтихиев Зубов скончался. Через три дня после его смерти на имя царей Иоанна и Петра Алексеевичей была подана челобитная от сыновей Ф. Зубова Ивана и Алексея с просьбой, велеть им «быть в Оружейныя Палаты в учениках». Алексея, как и его старшего брата Ивана, принимают учеником в иконописную мастерскую Московской Оружейной палаты.

Сначала братьев Зубовых отдали в иконописные ученики Тихону Иванову Филатьеву. Но вскоре они подают другую челобитную, где пишут, что за дальностью расстояния ходить к Тихону Иванову Филатьеву не могут и просят: «Велите нам быть в научении у иконного мастера у Егора Зиновьева, потому что и отец наш, отходя сего света, о нас приказывал и бил челом ему Егору; а живет он Егор с нами в ближнем соседстве».

Просьбу их удовлетворили и отдали их «в учение иконнаго художества» Георгию Зиновьеву, которому при этом вменено было в обязанность «учить их прилежно». Георгий Терентьев Зиновьев был жалованным иконописцем, учеником Симона Ушакова, о котором тот говорил: «Ученик Георгейка иконное художество святых икон воображение писать искусен и пишет добрым мастерством». Он работал вместе с С. Ушаковым, Ф. Зубовым и другими художниками этого круга и скоро отличился своим мастерством, прилежанием и добросовестностью в работе.

С 1690 по 1699 год Алексей Зубов официально числился учеником иконописной мастерской, где его учителями были лучшие русские мастера того времени. В 1699 году, по распоряжению боярина Ш. А. Головина, известного дипломата, второго посла в «Великом посольстве», голландскому граверу Адриану Шхонебеку были отданы для учения: 7 августа Петр Бунин (сын Леонтия Бунина) и 14 августа иконописец, состоявший при печатании гербовой бумаги, Алексей Федоров Зубов.

В начале царствования Петр I внимательно следил за развитием книгопечатания и тесно связанного с ним искусства гравюры на меди. Стараясь увеличить количество русских печатных книг, Петр I предлагает голландскому негоцианту Яну Тессингу открыть в Амстердаме типографию.

В грамоте, данной Тессингу в 1700 году, царь пишет, чтоб Тессинг завел типографию и печатал в ней «земныя и морския картины, и чертежи, и листы, и персоны, и математическия, и архитектурныя, и городостроительные, и всякие ратныя и художественныякниги на славянском и латинском языках… от чего б русские подданые много службы и прибытка могли получити и обучатися во всяких художествах и ведениях».

И далее: «Чтоб в те чертежи и книги напечатаны были к славе нашему, великого государя, нашего царского величества превысокому имени и всему нашему российскому царствию меж европейскими монархи к цветущей наивящей похвале… а пониженья б нашего царского величества превысокой чести и государства наших в славе в тех чертежах и книгах не было».

В приведенных словах Петра I содержится целая программа, которая определила развитие книгопечатания, а вместе с ним и гравировального искусства в России в начале века. По беглым подсчетам за первые двадцать пять лет XVIII столетия книг с гравюрами, картами, планами и рисунками к ним было издано приблизительно в сто раз больше, чем их было сделано за все XVII столетие.

Возможности гравировального искусства Петр I оценил во время своего первого заграничного путешествия.

В Амстердаме, в музее редкостей Я. де Вильде, Петр I познакомился с голландским гравером Адрианом Шхонебеком, который написал ему на голландском языке специальное руководство для обучения мастерству гравирования. При участии Шхонебека Петра I практически освоил технику офорта.

Петр I пригласил Шхонебека в Россию, где со дня своего приезда, 10 октября 1698 года, и до своей смерти в 1705 году А. Шхонебек выполнил ряд различных работ. Большинство станковых гравюр он сделал в технике офорта и обучил ей всех своих русских учеников. Относительная легкость и быстрота исполнения гравюры в этой технике определили преобладающее развитие офорта в Петровскую эпоху.

Первые годы учения Зубова у Шхонебека можно представить себе по нескольким ученическим работам, подписанным Зубовым, да по «росписям жалованья» мастерам Оружейной палаты, в том числе и ученикам Шхонебека.

Между 21 февраля и 17 марта 1703 года в делах Оружейной палаты записано: «О прибавке кормовых денег ученику Шхонебека, Алексею Зубову, за его тщательное в работе грыдоровального дела учение», с отзывом Шхонебека, что «вышеписанные листы печатаны,— Распятие Господне грудорованнога доскою, а персонка тушеванною,— работы ученика его Ал. Зубова, а грыдоровал де он и тушевал те доски с образцовых данных от него Андреяна и во учение тщание имеет против прежней работы искуснее».

Ученическая работа А. Зубова «Распятие Господне» является копией с гравюры Жана Лепорта 1667 года, поэтому говорить о какой-либо творческой работе здесь не приходится. Для нас важно другое — как русский ученик усваивал стиль западноевропейской гравюры.

В этих работах нет пока еще никаких признаков оригинального мышления или фантазии, только старательное копирование западноевропейских образцов.

Значительно больший интерес для истории русской гравюры на металле представляет упомянутая в отзыве Шхонебека «Персонка тушеванная». Эта гравюра была сделана Зубовым техникой меццо-тинто или черной манерой, как стали называть эту технику в России, и явилась первой русской гравюрой меццо-тинто, так как в России в XVII веке такую технику гравирования не знали. Этот лист в единственном экземпляре хранится в собрании отдела гравюры Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. На нем изображен мальчик с шапкой на голове, из-под которой падают крупные локоны. Образ мальчика на этой небольшой гравюре передан с необычайной для русского искусства того времени легкостью и свободой.

Гравюра не подписана. В музей она попала вместе с коллекцией Д. А. Ровинского, который считал именно эту гравюру названной в отзыве Шхонебека «Персонкой тушеванной».

Эти две работы, «Распятие господне» и «Персонка тушеванная», и отзыв о них Шхонебека показывают, что Зубов успешнее своих товарищей овладевал мастерством гравера, причем учился разным техникам: офорту и меццо-тинто.

Мы не располагаем документальными сведениями, но все-таки можно предположить, что в период между 1703—1706 годами он становится вполне самостоятельным мастером.

В 1704 году он еще числится учеником Шхонебека, но затем, после смерти Шхонебека в 1705 году, когда большинство его учеников стало работать под руководством голландского гравера Питера Пикарта, приехавшего в Москву в 1702 году, Зубов среди учеников Пикарта нигде не упоминается.

За весь период с 1703 по 1711 год, когда Зубов вместе с другими мастерами Оружейной палаты переезжает в Петербург, о нем сохранилось лишь несколько сведений, относящихся к 1705 и к 1710 годам.

В 1705 году Зубов был рисовальщиком карт в «турецкой комиссии» на юге России. Эта комиссия под руководством известного дипломата Емельяна Украинцева уточняла русско-турецкую границу после мира в 1700 году. К 1705 году относится запись о выдаче жалованья для посылки «на турецкую комиссию к чертежному справлению грыдоровального дела ученику Алексею Зубову».

Традиция посылать мастеров Оружейной палаты для выполнения работ на местах существовала давно. Но эти поездки в то время имели случайный характер. В начале XVIII века они становятся обычаем. Петр I, сам постоянно находясь в разъездах, часто вызывал к себе граверов Оружейной палаты для выполнения работ на месте. Сохранились сведения о походной гравировальной мастерской Петра I в 1703—1704 годах.

В первое десятилетие XVIII века в благоприятных условиях гравюра на металле в России активно развивается, становится самостоятельным видом искусства, а мастера Оружейной палаты, занимающиеся гравюрой, превращаются в профессиональных граверов.

Но количество заказов было так велико, времени на их выполнение давалось так мало, что спешка и небрежность в работе заметны на многих листах. В это время в работах русских граверов наблюдается удивительное соединение самых различных стилей и технических приемов. Здесь мы можем встретить и старые иконописные приемы композиции, и стилистические особенности гравюры украинских и львовских мастеров, и влияние западноевропейских образцов.

При всем огромном сравнительно с XVII веком размахе печатного дела книг и гравюр от первого десятилетия XVIII века осталось очень немного. По этому поводу П. Пекарский пишет: «Главнейшею причиною трудности доставать ныне петровския книги должно считать тогдашнее состояние русского общества: во времена Петра Великого круг читателей был так незначителен, потребность в чтении так ничтожна, что даже немногия, печатавшиеся тогда книги не находили почти сбыта и, с течением времени, по необходимости, как ненужные, предавались уничтожению».

И уж если книг сохранилось мало, то подписанных гравюр почти совсем нет, поэтому проследить за развитием творчества Зубова в этот период очень трудно.

Есть сведения, что в 1710 году гравировальная мастерская Зубова находилась в Новомещанской слободе. В это время он уже работал вполне самостоятельно. Сохранилось несколько неподписанных гравюр 1710 года, которые можно было бы отнести к работам Зубова. Но и они не смогли бы объяснить нам, как Зубов после «Сошествия святого духа» и «Распятия господня», его подписанных гравюр начала века, подошел к созданию одного из своих лучших листов — «Триумфального шествия после Полтавы».

Зубы человека: анатомия, строение, функции

Зубы человека: анатомия, строение, функции

Эта статья расскажет Вам:

  • что такое человеческие зубы;
  • из чего они состоят и как различаются;
  • какие функции возлагаются на зубы.

Зубы играют важную роль в человеческом организме. Первоначально зубы человека были больших размеров и выполняли одну главную задачу – измельчение пищи (чаще, твердой и грубой). Но с развитием человека и общества зубные единицы стали рассматриваться не только, как устройства для пережевывания пищи, но и как эстетическая составляющая внешности успешных людей. Исчезновение из рациона первобытной пищи и достижения стоматологической науки позволяют сегодня любому желающему иметь здоровый и привлекательный зубной ряд.


Несмотря на то, что практически все люди стремятся к тому, чтобы иметь красивую белоснежную улыбку, ежедневно очищают зубной ряд и периодически посещают стоматолога, мало кто задумывается о происхождении и строении зубных единиц. Их тридцать две на двух челюстях, они белого цвета, блестят, могут болеть… Пожалуй, на этом общие познания заканчиваются. Но знать, что из себя представляет зуб, полезно всем.

Зубными единицами называются костные образования в ротовой полости, выполняющие механическую обработку, захватывание и удержание пищи. Вместе с языком, губами и мышцами зубные единицы входят в жевательный аппарат человека. Их рост и развитие обусловлены генетикой. Расположение зубных единиц на челюстях и время их прорезывания во многом зависит от наследственности.

Функции зубов

Изначально зубы человека, как и животного, были настроены только на первичную механическую обработку пищи, упрощающую процесс пищеварения. Чем мельче кусочки пищи, попадающие в желудок, тем легче идет процесс переваривания еды и усвоения полезных веществ.

Второй важной функцией зубных единиц человека является формирование звуков и постановка речи. Если ребенок в раннем возрасте теряет хотя бы один резец, скорее всего, впоследствии похода к логопеду не избежать. Некоторые звуки просто невозможно произносить без помощи зубных единиц. Отсутствующие передние зубы нередко становятся причиной картавости и шепелявости.

Третьей функцией зубного ряда считается эстетика. Красивые зубные единицы свидетельствуют о физическом и моральном здоровье их обладателя. А неправильный прикус или потеря коренной единицы влечет за собой деформации формы лица (увеличение щеки, искривление носа и т.д.).

Классификация зубов

Зубные единицы имеют разные формы – это, наверное, замечали все. И, зависимо от формы, разнится их назначение. Существует четыре основных типа:

  • Резцы — передние зубы,прорезаются первыми у детей, применяются для разрезания и захватывания пищи;
  • Клыки — конусовидные зубы, служат для удержания и разрывания пищи
  • Премоляры – применяются для измельчения и пережевывания пищи (малые коренные)
  • Моляры (большие коренные) — дистальные (задние) зубы, служат для пережевывания пищи, насчитывают чаще два корня на нижней челюсти и три – на верхней.

Принято выделять непостоянные (молочные) и постоянные (коренные зубы).


Молочные зубные единицы являются первым комплектом зубов человека. Это название закрепилось за ними, потому что они прорезаются в период, когда ребенок питается молоком из материнской груди. Анатомия зуба непостоянного типа мало отличается от анатомии постоянного. Но выделяют три основных отличия:

  • меньший размер;
  • малая насыщенность зубных тканей минералами;
  • укороченные корни и слабое крепление в альвеоле.

Малый размер обусловлен небольшим объемом челюсти ребенка, слабая минерализация снижает сопротивляемость кариесу, а строение корней, не позволяющее зубным единицам крепко держаться, способствует не слишком болезненному выпадению в назначенный период.

Анатомия постоянных зубов


Стандартная анатомия зубов исчисляется тридцатью двумя коренными единицами. Однако зачастую «восьмерки», завершающие формирование зубного ряда взрослого человека, портят статистику, могут быть удалены или не прорезаться вовсе, и в итоге человек обнаруживает у себя во рту всего двадцать восемь или тридцать единиц. Для удобства стоматологи делят челюсти пополам, получая две нижние и две верхние четверти с левой и с правой стороны. Если четвертинка состоит из восьми зубов, то в самой глубине челюсти прорезался зуб мудрости, ближе к центру ряда располагаются моляры (две штуки) и премоляры в таком же количестве, за ними следует один клык (клыки представлены в количестве всего четырех штук на обеих челюстях) и резцы (боковой и центральный).

Строение зубов


Строение зуба человека не представляет сложности. Выделяют три главных составляющих зубной единицы – это коронка, шейка и корень. Обычно, когда речь заходит о зубных единицах, имеется в виду коронка – единственная видимая человеческому глазу зубная часть. Она возвышается над десной и защищает внутреннюю зубную полость, а покрывает ее зубная эмаль – самая твердая ткань человеческого организма. Зубная шейка – это место перехода коронки в корень, она находится под десной. Под действием некоторых заболеваний шейки могут оголятся и становиться видимыми. Корень зуба располагается в зубной лунке (альвеоле). Индивидуальное строение зуба подразумевает разное количество корней – от одного до трех, а иногда до пяти (отдельные «восьмерки» могут обладать четырьмя или пятью корнями).

Строение зубных тканей

Строение зубов с точки зрения гистологии (науки, изучающей ткани живых организмов) выглядит таким образом:

  1. Эмаль – самый верхний зубной слой, изначально покрытый кутикулой. Под воздействием слюны на нем образуется защитная оболочка – пелликула.
  2. Дентин – это зубная основа. По строению очень схож с костью, но его прочность повышается за счет насыщенности минералами. Дентиновый слой скрывается под эмалью, а в тех местах, где эмали анатомически нет, его защищает цемент.
  3. Пульпа – представляет собой соединительную ткань, имеющую губчатое строение и пронизанную нервами и сосудами.
  4. Цемент – костная ткань, покрывающая шейку и зубной корень, и фиксирующая зубную единицу в альвеоле.

На фото представлен вид зубной единицы в разрезе


Важную роль для зубных единиц выполняют десны. Они удерживают их, уменьшают жевательные нагрузки на зубные ткани, защищают от патологических изменений, помогают поддерживать чувствительность зубных единиц.

Профессиональная нумерация зубов


Система нумерации зубных единиц разработана стоматологами для упрощения диагностики и конкретизации информации в амбулаторной карте пациента. И этот факт был бы неинтересен рядовому пациенту, если бы не особенности этой самой нумерации. Нередко пациенты стоматологических клиник слышат, что у них есть тридцать девятая или сорок пятая зубная единица. Но всего-то их вырастает тридцать две.

Наибольшей популярностью у специалистов стоматологического дела пользуется двухцифровая система нумерации Виола, принятая в 1971 году. Зубные единицы начинают нумероваться не с цифры «1», а с «11». Челюсти делят пополам и получают четыре зубных блока. Нумерация начинается с правого верхнего блока (11-18), затем считают левый верхний (21-28), далее идет левый нижний (31-38) и правый нижний (41-48). Считают от первого резца до третьего моляра. Молочный зубной ряд нумеруется по тому же принципу, начиная с цифры «51».

Вы хотите попасть на прием к проверенному квалифицированному стоматологу?


Если Вы пребываете в поисках хорошей стоматологической клиники в Харькове, куда можно обратиться без сомнения и страха выбросить деньги на ветер, не получив желаемого результата, мы ждем Вас в ««МистоДентал Plus».

У нас работает команда первоклассных специалистов, готовая оперативно прийти к Вам на помощь. Лечение и диагностика в клинике проводятся на европейском уровне с использованием самых качественных материалов и приборов, а также новейшего оборудования, обеспечивающего безопасность и безболезненность лечебных мероприятий. Наши двери всегда открыты для Вас!

Петровская гравюра — оригинальное и самобытное явление в истории русского изобразительного искусства. Познавательная ценность ее сочетается со значительными художественными достоинствами, а традиции русского искусства органично переплелись в ней с достижениями западноевропейской гравюры.

Среди русских граверов XVIII века ведущая роль принадлежит мастеру Алексею Федоровичу Зубову. Многие его работы стали шедеврами искусства петровского времени, и без них сейчас невозможно представить себе русскую культуру первой четверти XVIII века,— это «Свадьба Петра I», «Васильевский остров», «Панорама Петербурга», «Баталия при Грейнгаме» и многие другие.

Творчество Алексея Зубова в первую очередь дорого нам тем, что лучшие его произведения созвучны самой сути, самому духу эпохи петровских преобразований России. Его гравюры сохранили нам первые виды Петербурга и окрестностей со стройными зданиями, дворцами и парками, полные красоты и торжественности изображения кораблей молодого русского флота, прославлявшие его победы в морских сражениях, образы Петра I и его знаменитых сподвижников, многие очень живые зарисовки быта и нравов того времени.

Пропагандистско-просветительный характер гравюры на металле, внимание к ней самого Петра I определили быстрое развитие и небывалый расцвет этого вида изобразительного искусства.

Ненасытная любознательность Петра I привела и к знакомству с западноевропейской гравюрой на металле. В Голландии Петр I оценил культурные достоинства и возможности этого вида искусства. В те времена в Россию приглашаются мастера-иностранцы для работы и для обучения русских граверному мастерству.

Адриан Шхонебек, Питер Пикарт, Иоганн Бликлант, Гендрик Девит — эти голландские граверы работали в России. Вокруг них, и в первую очередь у Адриана Шхонебека, складывается первая в России школа гравюры на металле, в которую вошли братья Алексей и Иван Зубовы, Алексей Ростовцев, Василий Томилов, Петр Бунин и другие. В этой среде Алексей Зубов быстро, в сравнении с другими, становится самостоятельным мастером.

До наших дней дошло немало различных произведений искусства первой четверти XVIII века. Но изучение этих работ связано с целым рядом трудностей. Многие из них плохо сохранились. Картины пожухли, гравюры выцвели или стерлись. Многие не имеют подписи сделавших их мастеров, и атрибуция бывает чрезвычайно затруднена. Случается, что с течением времени атрибуция одной и той же работы меняется несколько раз.

В настоящее время мы знаем свыше ста произведений безусловно принадлежащих Зубову. Это значительно больше, чем сделал любой другой гравер Петровской эпохи. Такое обширное художественное наследие, созданное за сорок с лишним лет работы, является хорошим материалом для воссоздания и анализа творчества крупнейшего русского гравера. Значительно меньшим фактическим материалом мы располагаем для того, чтобы восстановить жизненный путь Зубова. Многое в его биографии остается неясным, о многих событиях его жизни мы можем высказывать только предположения и догадки. Его имя упоминается в архивных бумагах и записках Оружейной палаты и Санкт-Петербургской типографии, в материалах Академии наук, в церковных исповедных книгах.

Алексей Зубов родился в 1682 году в семье известного иконописца и знаменщика Московской Оружейной палаты.

Отец гравера, Федор Евтихиев Зубов, был выходцем из Великого Устюга, из семьи потомственных иконописцев. В Верхоспасском соборе Теремного дворца Московского Кремля есть два замечательных произведения Ф. Зубова, написанных им в 1680 году, — иконы «Логин Сотник» и «Федор Стратилат». По манере исполнения они очень близки работам Симона Ушакова, только в них меньше «божественной световидной гармонии», как говорили о произведениях С. Ушакова современники, а больше живой человеческой страстности и душевного волнения.

Ф. Зубов был не только талантливым иконописцем, но и замечательным рисовальщиком и миниатюристом своего времени. Несомненно, что, начиная учить своих сыновей иконописи, он старался в первую очередь передать им свое мастерство рисовальщика. В отделе древнерусской живописи Государственного Исторического музея хранятся «прориси», подписанные: «Сей образец Федора Евтихиева». Каждая прорись — это рисунок, переведенный с икон на бумагу с помощью сажи, разведенной на чесночном соке. Прориси Федора Евтихиева отличает мастерство в построении композиции, уверенные линии рисунка, точно обозначающие контуры формы. Не случайно поэтому прориси Федора Евтихиева в течение долгих лет и после его смерти служили образцами для иконописцев.

В 1678 году Ф. Зубов принимает участие в создании рукописного лицевого евангелия, на страницах которого было тысяча двести цветных миниатюр, большое количество орнаментальных рамок, заставок, концовок и узорчатых заглавных букв.

Ф. Зубов находится в центре русской художественной жизни, которая в 60—80-е годы XVII века была сосредоточена в Московской Оружейной палате. Многочисленные художественные работы, сделанные в ее мастерских в это время, показывают высокий уровень исполнения, разнообразие композиционных приемов, богатство декоративных решений, чуткое отношение к использованию цвета. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, и оно естественно было воспринято с самого раннего детства Алексеем Зубовым у отца и его товарищей.

Непосредственно русская гравюра на металле, в которой так преуспел А. Зубов, начала развиваться на Руси только в конце XVII века.

Вокруг царского изографа и иконописца Оружейной палаты Симона Ушакова собираются лучшие художники того времени. Вместе с ним «с товарищи» работают Иосиф Владимиров, Степан Резанец, Федор Козлов, Никита Павловец, Афанасий Трухменский и другие мастера, в том числе и Федор Зубов, Именно С. Ушаков сделал первые гравюры на металле: «Семь смертных грехов» (1665) и «Отечество» (1666). В 1680-е годы он выполняет рисунки для книг писателя Симеона Полоцкого, наставника царя Алексея Михайловича. По этим работам мы можем оценить выдающееся мастерство С. Ушакова рисовальщика, который намного опередил искусство своего времени. Рисунки для гравюр в книгах С. Полоцкого запоминаются продуманностью композиционных решений, реалистическим изображением человеческой фигуры, великолепно и тонко нарисованным архитектурным пейзажем.

Соавтором С. Ушакова и автором самостоятельных листов был мастер-серебряник Оружейной палаты Афанасий Трухменский. До нас дошло довольно много его работ, выполненных в большинстве случаев резцом. Одним из лучших его листов, очень редким, можно считать подписанную гравюру «Архангел Михаил».

Афанасий Трухменский обучил своему мастерству серебряника Оружейной палаты Василия Андреева. В отделе изобразительных материалов Государственного Исторического музея есть уникальный и интересный во многих отношениях лист Василия Андреева «Зосима и Савватий» (1699).

В этой гравюре, которая своей темой, композицией, изобразительными мотивами тесно связана с иконописью, уже начинают чувствоваться черты нового искусства. Это заметно и в технике исполнения, и в легкости владения офортной иглой, и в изображении местности как бы с птичьего полета — так, что мы ощущаем и ее планы, и пространственную глубину,— и в интересе к бытовым деталям и подробностям. Все эти особенности получат свое дальнейшееразвитие уже в гравюре Петровской эпохи.

При отдельных удачах в искусстве гравюры на металле, которые есть в работах С. Ушакова, А. Трухменского, В. Андреева, Л. Бунина, надо отметить, что гравюры они делали по единичным, порой случайным заказам.

Расхождение в художественной направленности между работами Трухменского, Андреева, близкими западноевропейской гравюре, и Бунина, тяготеющего к лубочным картинкам, только намечается в гравюре конца XVII века. Особенно заметно оно проявится позже. И даже в творчестве одного мастера, в первую очередь Алексея Зубова, эта двойственность будет ощутимо видна.

В XVII веке гравюра на меди не являлась еще самостоятельным искусством, заказов на нее было мало, поэтому не было и людей, которые бы профессионально занимались только гравированием. Но в гравюрах этих мастеров Оружейной палаты уже ясно видны попытки нарушить традиционные иконописные формы. Именно в гравюре, новом для них искусстве, черты реализма стали заметны особенно отчетливо.

Их произведения подготовили почву для работы гравера Петровской эпохи, многие из которых были выходцами из семей иконописцев, знаменщиков, резчиков и серебряных дел мастеров Оружейной палаты и первые профессиональные навыки получили в ее многочисленных мастерских.

3 ноября 1689 года Федор Евтихиев Зубов скончался. Через три дня после его смерти на имя царей Иоанна и Петра Алексеевичей была подана челобитная от сыновей Ф. Зубова Ивана и Алексея с просьбой, велеть им «быть в Оружейныя Палаты в учениках». Алексея, как и его старшего брата Ивана, принимают учеником в иконописную мастерскую Московской Оружейной палаты.

Сначала братьев Зубовых отдали в иконописные ученики Тихону Иванову Филатьеву. Но вскоре они подают другую челобитную, где пишут, что за дальностью расстояния ходить к Тихону Иванову Филатьеву не могут и просят: «Велите нам быть в научении у иконного мастера у Егора Зиновьева, потому что и отец наш, отходя сего света, о нас приказывал и бил челом ему Егору; а живет он Егор с нами в ближнем соседстве».

Просьбу их удовлетворили и отдали их «в учение иконнаго художества» Георгию Зиновьеву, которому при этом вменено было в обязанность «учить их прилежно». Георгий Терентьев Зиновьев был жалованным иконописцем, учеником Симона Ушакова, о котором тот говорил: «Ученик Георгейка иконное художество святых икон воображение писать искусен и пишет добрым мастерством». Он работал вместе с С. Ушаковым, Ф. Зубовым и другими художниками этого круга и скоро отличился своим мастерством, прилежанием и добросовестностью в работе.

С 1690 по 1699 год Алексей Зубов официально числился учеником иконописной мастерской, где его учителями были лучшие русские мастера того времени. В 1699 году, по распоряжению боярина Ш. А. Головина, известного дипломата, второго посла в «Великом посольстве», голландскому граверу Адриану Шхонебеку были отданы для учения: 7 августа Петр Бунин (сын Леонтия Бунина) и 14 августа иконописец, состоявший при печатании гербовой бумаги, Алексей Федоров Зубов.

В начале царствования Петр I внимательно следил за развитием книгопечатания и тесно связанного с ним искусства гравюры на меди. Стараясь увеличить количество русских печатных книг, Петр I предлагает голландскому негоцианту Яну Тессингу открыть в Амстердаме типографию.

В грамоте, данной Тессингу в 1700 году, царь пишет, чтоб Тессинг завел типографию и печатал в ней «земныя и морския картины, и чертежи, и листы, и персоны, и математическия, и архитектурныя, и городостроительные, и всякие ратныя и художественныякниги на славянском и латинском языках… от чего б русские подданые много службы и прибытка могли получити и обучатися во всяких художествах и ведениях».

И далее: «Чтоб в те чертежи и книги напечатаны были к славе нашему, великого государя, нашего царского величества превысокому имени и всему нашему российскому царствию меж европейскими монархи к цветущей наивящей похвале… а пониженья б нашего царского величества превысокой чести и государства наших в славе в тех чертежах и книгах не было».

В приведенных словах Петра I содержится целая программа, которая определила развитие книгопечатания, а вместе с ним и гравировального искусства в России в начале века. По беглым подсчетам за первые двадцать пять лет XVIII столетия книг с гравюрами, картами, планами и рисунками к ним было издано приблизительно в сто раз больше, чем их было сделано за все XVII столетие.

Возможности гравировального искусства Петр I оценил во время своего первого заграничного путешествия.

В Амстердаме, в музее редкостей Я. де Вильде, Петр I познакомился с голландским гравером Адрианом Шхонебеком, который написал ему на голландском языке специальное руководство для обучения мастерству гравирования. При участии Шхонебека Петра I практически освоил технику офорта.

Петр I пригласил Шхонебека в Россию, где со дня своего приезда, 10 октября 1698 года, и до своей смерти в 1705 году А. Шхонебек выполнил ряд различных работ. Большинство станковых гравюр он сделал в технике офорта и обучил ей всех своих русских учеников. Относительная легкость и быстрота исполнения гравюры в этой технике определили преобладающее развитие офорта в Петровскую эпоху.

Первые годы учения Зубова у Шхонебека можно представить себе по нескольким ученическим работам, подписанным Зубовым, да по «росписям жалованья» мастерам Оружейной палаты, в том числе и ученикам Шхонебека.

Между 21 февраля и 17 марта 1703 года в делах Оружейной палаты записано: «О прибавке кормовых денег ученику Шхонебека, Алексею Зубову, за его тщательное в работе грыдоровального дела учение», с отзывом Шхонебека, что «вышеписанные листы печатаны,— Распятие Господне грудорованнога доскою, а персонка тушеванною,— работы ученика его Ал. Зубова, а грыдоровал де он и тушевал те доски с образцовых данных от него Андреяна и во учение тщание имеет против прежней работы искуснее».

Ученическая работа А. Зубова «Распятие Господне» является копией с гравюры Жана Лепорта 1667 года, поэтому говорить о какой-либо творческой работе здесь не приходится. Для нас важно другое — как русский ученик усваивал стиль западноевропейской гравюры.

В этих работах нет пока еще никаких признаков оригинального мышления или фантазии, только старательное копирование западноевропейских образцов.

Значительно больший интерес для истории русской гравюры на металле представляет упомянутая в отзыве Шхонебека «Персонка тушеванная». Эта гравюра была сделана Зубовым техникой меццо-тинто или черной манерой, как стали называть эту технику в России, и явилась первой русской гравюрой меццо-тинто, так как в России в XVII веке такую технику гравирования не знали. Этот лист в единственном экземпляре хранится в собрании отдела гравюры Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. На нем изображен мальчик с шапкой на голове, из-под которой падают крупные локоны. Образ мальчика на этой небольшой гравюре передан с необычайной для русского искусства того времени легкостью и свободой.

Гравюра не подписана. В музей она попала вместе с коллекцией Д. А. Ровинского, который считал именно эту гравюру названной в отзыве Шхонебека «Персонкой тушеванной».

Эти две работы, «Распятие господне» и «Персонка тушеванная», и отзыв о них Шхонебека показывают, что Зубов успешнее своих товарищей овладевал мастерством гравера, причем учился разным техникам: офорту и меццо-тинто.

Мы не располагаем документальными сведениями, но все-таки можно предположить, что в период между 1703—1706 годами он становится вполне самостоятельным мастером.

В 1704 году он еще числится учеником Шхонебека, но затем, после смерти Шхонебека в 1705 году, когда большинство его учеников стало работать под руководством голландского гравера Питера Пикарта, приехавшего в Москву в 1702 году, Зубов среди учеников Пикарта нигде не упоминается.

За весь период с 1703 по 1711 год, когда Зубов вместе с другими мастерами Оружейной палаты переезжает в Петербург, о нем сохранилось лишь несколько сведений, относящихся к 1705 и к 1710 годам.

В 1705 году Зубов был рисовальщиком карт в «турецкой комиссии» на юге России. Эта комиссия под руководством известного дипломата Емельяна Украинцева уточняла русско-турецкую границу после мира в 1700 году. К 1705 году относится запись о выдаче жалованья для посылки «на турецкую комиссию к чертежному справлению грыдоровального дела ученику Алексею Зубову».

Традиция посылать мастеров Оружейной палаты для выполнения работ на местах существовала давно. Но эти поездки в то время имели случайный характер. В начале XVIII века они становятся обычаем. Петр I, сам постоянно находясь в разъездах, часто вызывал к себе граверов Оружейной палаты для выполнения работ на месте. Сохранились сведения о походной гравировальной мастерской Петра I в 1703—1704 годах.

В первое десятилетие XVIII века в благоприятных условиях гравюра на металле в России активно развивается, становится самостоятельным видом искусства, а мастера Оружейной палаты, занимающиеся гравюрой, превращаются в профессиональных граверов.

Но количество заказов было так велико, времени на их выполнение давалось так мало, что спешка и небрежность в работе заметны на многих листах. В это время в работах русских граверов наблюдается удивительное соединение самых различных стилей и технических приемов. Здесь мы можем встретить и старые иконописные приемы композиции, и стилистические особенности гравюры украинских и львовских мастеров, и влияние западноевропейских образцов.

При всем огромном сравнительно с XVII веком размахе печатного дела книг и гравюр от первого десятилетия XVIII века осталось очень немного. По этому поводу П. Пекарский пишет: «Главнейшею причиною трудности доставать ныне петровския книги должно считать тогдашнее состояние русского общества: во времена Петра Великого круг читателей был так незначителен, потребность в чтении так ничтожна, что даже немногия, печатавшиеся тогда книги не находили почти сбыта и, с течением времени, по необходимости, как ненужные, предавались уничтожению».

И уж если книг сохранилось мало, то подписанных гравюр почти совсем нет, поэтому проследить за развитием творчества Зубова в этот период очень трудно.

Есть сведения, что в 1710 году гравировальная мастерская Зубова находилась в Новомещанской слободе. В это время он уже работал вполне самостоятельно. Сохранилось несколько неподписанных гравюр 1710 года, которые можно было бы отнести к работам Зубова. Но и они не смогли бы объяснить нам, как Зубов после «Сошествия святого духа» и «Распятия господня», его подписанных гравюр начала века, подошел к созданию одного из своих лучших листов — «Триумфального шествия после Полтавы».

С потерей зубов человечество не могло мириться во все времена. Еще в Талмуде упоминается женщина, вставившая искусственный зуб, чтобы понравиться жениху. А исследования археологов говорят о том, что первые «дантисты» появились в Египте за три тысячи лет до нашей эры. Они могли переставить зуб от одного человека другому (от бедного – богатому). А фараонов хоронили обязательно с зубами – их вставляли усопшему перед мумификацией. При жизни же им часто вставляли искусственные зубы из слоновой кости, которые крепились к здоровым золотыми проволочками, то есть создавали конструкцию, похожую на современные бюгельные протезы. Древние этруски вырезали зубы из слоновой кости или костей других животных, американские индейцы обрабатывали камень, придавая ему приблизительную форму зуба…

Как появились зубные протезы, или зачем красавице веер?

Сегодня в одном из музеев Перу выставлен череп инка с 32 зубами-имплантатами из кварца и аметиста, установленными в IХ веке нашей эры, а на территории Гондураса археологи нашли фрагмент нижней челюсти инка (предположительно VI в. до н.э.), в котором сохранились три имплантата из панциря морских мидий. Во Франции найден череп женщины (I в. н.э.) с металлическим имплантатом в верхней челюсти.

Веер – не роскошь

Казалось бы, от наших предков нас отделяют тысячи или сотни лет. Но природа человеческая с тех пор не изменилась – терпеть зубную боль и в те времена было так же невыносимо, как сегодня. Единственным способом избавления от нее было удаление. В результате дырки между зубами были практически у всех, в том числе и у особ высшего света.

Самый популярный пример, который любят приводить стоматологи – Джордж Вашингтон, рано лишившийся зубов. Одни утверждают, что у него были деревянные зубы, другие говорят, что искусственные зубы президента Америки были сделаны из кости бегемота с фиксированными на ней восемью человеческими зубами. Последнее больше похоже на правду, поскольку до середины XVIII века искусственные зубы делали в основном из костей и зубов животных, а также из зубов человека, купленных у бедняков либо изъятых у мертвых. Так что именно зубы стали первым трансплантируемым органом, ставшим предметом купли-продажи.

200–300 лет назад люди очень боялись потерять зубы, особенно трудно с этой потерей мирились женщины – впалые щеки и изменившийся подбородок их не красили, а искусственные зубы, удерживающиеся во рту с помощью шелковых нитей, легко можно было проглотить, поэтому перед едой их обычно вынимали изо рта, что за званым обедом сделать было невозможно… Самыми дорогими были именно человеческие зубы, а их катастрофически не хватало. Подешевели они благодаря Наполеону. Так, после разгрома его армии на рынках появились просто мешки зубов, а протезы, изготовленные из них, называли «зубы Ватерлоо». Людей не смущало то, что они носят зубы мертвецов, которые, к тому же, со временем начинали гнить. Многие считают, что именно плохим зубам женщины обязаны модой на веера – они разгоняли неприятный запах изо рта и по необходимости скрывали изъяны во рту. До возникновения в ХIХ веке понятия «антисептики» практически все попытки имплантации были либо безуспешными, либо стояли недолго – рана инфицировалась, и имплантат отторгался.

Новая эра в протезировании и имплантологии

В ХIХ веке внутрикостная имплантация начала развиваться более активно. Для нее использовались дерево, разные металлы, фарфор, золото, в начале века впервые был сделан первый керамический зуб, поставленный на платиновый штифт, а также имплантат из золота. Настоящим прорывом стоматология обязана изобретению вулканизированной резины – она использовалась для удержания искусственного зуба. В 1888 году доктор Берри разрабатывает принцип биосовместимости, а в 1891 году на IV Пироговском съезде приват-доцент Н.Н. Знаменский выступил с докладом «Имплантация искусственных зубов». Он установил, что для установки имплантата лучшим местом является не лунка удаленного зуба, что использовалась предшественниками, а восстановившаяся кость. А чтобы имплантат не отторгался, необходимо изготавливать его из такого материала, который не включается в физиологические процессы, происходящие в кости. Начинается поиск соответствующих материалов, и обнаруживаются уникальные свойства титана – инертность, легкость, устойчивость к коррозии.

Родиной современной имплантологии по праву считается Швеция – благодаря Пер-Ингвару Бронемарку и его соратникам. В 1978 году на Гарвардской конференции он сделал доклад и представил результаты исследований, начатых в 1952 году. Тогда Бронемарк сформулировал необходимые условия для успеха зубного протезирования с опорой на имплантаты: стерильность, чистота поверхности, нетравматичность, геометрическое равенство ложа и конструкции, необходимое для прочного сращивания поверхности металла с костью, названного позднее остеоинтеграцией. Принципы успешной имплантации и ее результаты фактически открыли новую эру в имплантологии. Вторая половина прошлого века – время активной разработки конструкций имплантатов, разных по форме и по показаниям к применению. В 80-е годы было предложено огромное количество конструкций, большинство из которых на самом деле – модификации имплантатов системы Branemark, предназначенных как для двухэтапной, так и для одноэтапной имплантации.

Возвращение зубов

Несмотря на то, что отечественные медики до революции активно занимались поисками возможностей для имплантации, в нашей стране она начала активно использоваться чуть более десятилетия назад, то есть в то время, когда во всей Европе и в Америке эта операция превратилась в рутинную процедуру. Сегодня по стандартам Американской стоматологической ассоциации при отсутствии у пациента хотя бы одного зуба стоматолог должен предложить установку имплантата, а если он не владеет этой методикой – направить пациента к специалисту. Если он этого не сделал, его могут привлечь к судебной ответственности.

Благодаря бурному развитию имплантологии многие уже даже не представляют, что приходится терпеть людям в сражении со съемными зубными протезами: постоянное опасение, что твои зубы выскочат изо рта во время обеда, будут мешать при важном и длительном разговоре, а при поцелуе не вовремя щелкнут…

Преимущества протезирования с помощью имплантатов уже известны, можно сказать, всем. Так, внедрение в кость имплантатов останавливает ее рассасывание в области отсутствующего зуба (или зубов), обеспечивает физиологичную нагрузку, а значит, сохраняет кость. Зубные имплантаты полностью восстанавливают форму и функции отсутствующих зубов. При этом они дают возможность замещать дефекты разной величины без обтачивания соседних зубов, часто их используют как опоры для мостовидного протеза при восстановлении больших дефектов зубного ряда. Кроме того, зубные имплантаты дают возможность изготовить несъемные протезы на полностью беззубой челюсти, а могут служить опорой для съемных протезов, благодаря чему достигается более прочная фиксация в сравнении с обычным съемным протезом.

Процесс установки имплантатов практически безболезненный. При ее проведении, чтобы «заморозить» десну, применяется обычная местная анестезия, которая используется при лечении кариеса. В зависимости от индивидуальных особенностей применяются разные методы имплантации, результат которых зависит, в первую очередь, от успешной остеоинтеграции – анатомической и функциональной связи между живой костью и поверхностью установленного имплантата. Как правило, современные имплантаты успешно «приживаются» в 95–98 процентах случаев.

Вести из будущего

Сегодня имплантация – самый физиологичный и самый востребованный способ замещения утраченных зубов. Однако ученые на этом не останавливаются. И кто знает, может быть, в будущем третий набор зубов мы будем приобретать не в виде металлического стержня с коронкой и без участия стоматолога? Например, исследователям из Королевского медицинского колледжа Лондона удалось вырастить из стволовых клеток мыши зуб, содержащий дентин, эмаль, кровеносные сосуды и нервы, то есть «составные части» нормального зуба. Они утверждают, что при имплантации нервные волокна и кровеносные сосуды зуба способны срастись с тканями десны, после чего зуб станет естественной частью челюсти пациента. Ученые из американского Национального института здоровья в Вашингтоне обнаружили, что из пульпы зуба можно выделить стволовые клетки, которые при определенных условиях могут превращаться в одонтобласты – клетки, продуцирующие дентин зуба. А их коллеги из Института стоматологии Университета штата Техас обнаружили источник эпителиальных клеток, синтезирующих зубную эмаль.

Конечно, сегодня все эти рассказы кажутся фантастикой. Тем более, что манипуляции со стволовыми клетками разрешены пока только на уровне исследований. Но кто знает, чем они закончатся? Вдруг и правда, лет через 15-20 достаточно будет всего лишь укола на месте отсутствующего зуба, чтобы восстановить зубной ряд? Сегодня мы об этом можем только мечтать и рассчитывать на реальную возможность вернуть утраченные зубы с помощью стоматолога и метода имплантации, проверенного временем и практикой.

Читайте также: