Если человек выбил зуб человеку ему самому следует выбить зуб

Опубликовано: 26.04.2024


Причин, по которым можно потерять абсолютно здоровый зуб, в нашей жизни хватает. У взрослых лицо, а вместе с ним и челюсти часто травмируются при ДТП, в результате падений, вредных привычек, а порой и попыток выяснения отношений силовым способом. Еще больше «возможностей» открывается перед детьми, обожающими активные игры на детских и спортивных площадках. В стоматологии такую ситуацию принято называть вывихом зуба.

Практика показывает, что многие эрудированные взрослые люди в подобных ситуациях теряются и не знают, как себя вести. Между тем, спасти зуб можно, если в течение часа попасть на прием к стоматологу.

Что делать, если взрослый или ребенок выбил зуб?

Обычно оказываются выбитыми передние зубы, имеющие один корень и легко отрывающиеся от основания. В основном страдают резцы верхней челюсти. В зависимости от силы механического воздействия и индивидуальных особенностей зубочелюстной системы, могут возникать разные симптомы.

  1. При сильном ударе по зубной коронке наблюдается полный вывих: зуб выпадает из лунки и оказывается на полу или на земле. На его месте остается кровоточащая лунка, в которой быстро формируется кровяной сгусток. Нередко повреждается и мягкая губная ткань.
  2. Неполный вывих характеризуется смещением коронки с обычной позиции. За пределы ряда оно не выходит, но начинает болеть, шататься. Зубной корень при этом может искривиться и прекратить развиваться. В области мягких тканей часто наблюдаются кровоизлияния и ушибы.
  3. Если механическое воздействие пришлось на режущий край зуба, коронка может частично или полностью погрузиться в альвеолу и внедриться в костную челюстную ткань. Визуально наблюдается укорочение зуба или полное скрытие его в кости.

Имплантация зубов под ключ акция за 22900 рублей в Москве - стоматология Лимон

Даже если ребенок выбил молочный зуб, оценить степень серьезности проблемы может только специалист. Не стоит надеяться на то, что на его месте скоро вырастет постоянный. Пострадавшего вместе с найденным на месте происшествия зубом надо как можно быстрее доставить в стоматологическую клинику. Принять пациента в этом случае в клинике должны вне очереди.

Как поступить с выбитым зубом?

«Потеряшку», упавшего в снег, грязь или осеннюю слякоть, можно только ополоснуть водой, но нельзя скрести и очищать «до зеркального блеска», чтобы не повредить еще живые волокна. Из тех же соображений брать зуб в руки следует за коронку, а не за корень, которому предстоит обратное приживление в лунку. Запрещается также дезинфекция живой ткани спиртом или перекисью водорода.

После вывиха зуб должен находиться во влажной среде, которая значительно увеличит его шансы на реплантацию и приживление. Как этого достичь?

  • Самой лучшей природной средой, поддерживающей жизнеспособность утраченного зуба, является слюна. Поэтому зубик можно разместить во рту, на противоположной от поврежденной стороне, засунув его между щекой и десной. При вывихе молочного зуба ребенок может кричать и плакать. Чтобы зуб не был проглочен, его транспортировкой может заняться сопровождающий родственник — лучше всего, мама.
  • Возможно, у самого взрослого пострадавшего или у окружающих имеется контейнер для хранения контактных линз. Зуб можно разместить в находящемся в нем физрастворе.
  • Подойдет также небольшая емкость, заполненная водой или молоком.
  • Если по соседству есть аптека, в ней можно приобрести любой препарат, представляющий собой физиологичную среду — глюкозу, 0,02–процентный фурацилин, новокаин и т.п.

Нужно ли самостоятельно вставлять зуб?

При неполном вывихе сильно выступившую из десны коронку на месте происшествия можно аккуратно вставить на место, не прилагая значительных усилий. Это предотвратит полное выпадение зуба, вероятность которого достаточно велика. А вот молочный выбитый зуб трогать не стоит, лучше быстрее направиться к дантисту, для выявления возможных повреждений мягких тканей и кости.

Если откололся кусок зуба, рот следует прополоскать чистой водой, попытаться найти осколок и поспешить на прием к квалифицированному врачу.

Что делать при кровотечении?

  • остановить кровь из поврежденных мягких тканей, в том числе и из языка, можно путем прижимания к ране марлевого тампона;
  • если есть возможность, можно приложить холодный компресс, который уменьшит болезненность.

От чего зависит возможность приживления?

Пациенту, поступившему в клинику в течение часа с момента травмы, зуб, скорее всего, сохранят на долгие годы. Но следует понимать, что в любом случае предугадать, как будет вести себя реплантированный зуб через несколько лет, не сможет даже самый квалифицированный специалист. На его жизнеспособность будут влиять общее состояние здоровья ротовой полости, наличие у пострадавшего вредных привычек и его способность соблюдать рекомендации лечащего врача.

Класс: 5

Ключевые слова: Древневавилонское царство , законы Хаммурапи

Один из учеников получил опережающее задание – подготовил доклад о географических условиях, занятиях людей в Вавилонском царстве и кратко сообщил о деятельности и заслугах царя Хаммурапи. Информация о царе была для остальных учеников класса новой, в отличие от первой части сообщения, учащимся же предлагалось на черновике отметить, что нового, чего не было в домашнем параграфе, они узнали? Большинство учащихся удачно справились с заданием и затем для них не составило труда ответить на следующий вопрос: «Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Какова тема нашего урока?»

Цель: познакомиться с содержанием законов царя Вавилонского царства Хаммурапи, определить роль законов для жизни государства.

Задачи:

  • Получить представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, отработать понятие «закон»;
  • Развивать способность выявлять причинно-следственные связи, навыки исследовательской деятельности;
  • Дать нравственную оценку законам Хаммурапи, привить уважение к истории древней цивилизации.

Оборудование: учебник А.А.Вигасин «История Древнего мира», - М., Просвещение, 2016, исторические документы (выдержки статей из законов Хаммурапи), рабочие листы, презентация «Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи».

План:

1. Борьба городов Двуречья за главенство в регионе.
2. Царь Хаммурапи.
3. Законы Хаммурапи и их значение для жизни государства.

Ход урока

I. Актуализация, проверка домашнего задания

1. На доске написаны слова: Вставьте пропущенные буквы и объясните, как слова связаны с Двуречьем?

.амаш, Ев.рат, С.н, Между.ечье, ш.меры, И.тар, кл.нопись, У.ук

2. Текст с ошибками. На каждой парте лежит текст, в котором необходимо найти ошибку, объяснить и исправить.

Почвы в Южном Двуречье не очень плодородны. Также как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой стране. Однако, разливы рек походили не так бурно, насыпи по берегам не строили, каналы для орошения полей и садов не рыли, жители их орошали вручную. Государства возникли здесь намного позже, чем в Египте.

Города обычно стояли на берегу рек. Самыми крупными из них были Ур и Урук. В Двуречье было много гор и лесов, поэтому было много строительного материала. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в богатых домах. Кирпичи обжигали в печах и строили из них оборонительные сооружения.

3. К доске приглашается ученик с устным ответом по домашнему параграфу, но его ответ будет содержать и имеющееся в параграфе данные, и новый материал, еще не известный детям (в этом – опережающая часть задания).
Задание остальным учащимся: внимательно слушая ответ одноклассника, выделить, что нового, чего не было в домашнем параграфе, вы узнали.

Учитель: Так что же нового, ребята, вы узнали?

Учащиеся: (примерный ответ – о существовании Вавилонского царства и его сильного царя Хаммурапи)

Учитель: Действительно, сегодня нас будет интересовать именно Вавилонское царство и его правитель – царь Хаммурапи.

Кто-то из правителей входит в историю благодаря своим завоеваниям, достижениям в культуре, из-за того, что изменил жизнь целого народа. А царь Хаммурапи вошел в историю благодаря созданию законов.

Учитель и учащиеся вместе формулируют тему урока: Как вы думаете, каково же тема нашего урока сегодня?

Учащиеся выдвигают версии, догадываются, учитель корректирует их предположения, учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Цель учитель называет сам: познакомиться с содержанием законов царя Хаммурапи, определить роль законов для жизни государства.

II. Изучение нового материла

1. Борьба городов Двуречья за главенство в регионе.

Учитель: Итак, давайте сейчас запишем в тетрадь те выводы, которые вы сделали, слушая ответ … (ученика с устным ответом и опережающим заданием)

В борьбе городов Двуречья во II тыс. до н.э. за главенство в регионе победил Вавилон, который занимал выгодное географическое положение.

Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) – царь Вавилонского царства.

Учитель: Как мы выяснили, Хаммурапи вошел в историю тем, что издал первый, древнейший свод законов.

Как вы понимаете слово «закон»? Зачем нужны законы?

Учащиеся: делают предположения.

Учитель: Прошу вас запомнить ваши ответы, в конце урока мы их сравним с выводами, которые вы сделаете, подробно изучив законы Хаммурапи.

Посмотрите на это изображение: законы были записаны на каменном столбе, который изображал, как бог Солнца Шамаш вручает власть Хаммурапи, следовательно, законы также даны богом, поэтому предполагалось, что они изначально были справедливы. Но так ли это было на самом деле?

2. Законы Хаммурапи, их значение для жизни государства.

На слайде даны две статьи из законов Хаммурапи. Учащиеся вслух зачитывают их.

Учитель: Какое противоречие здесь налицо? Какой возникает вопрос?

Постановка проблемного вопроса (формулируют учащиеся, отвечая на вопрос учителя): Если законы вручены богом и их цель – справедливость на земле, почему ими предусмотрены несправедливые наказания?

Учитель: Справедливы ли законы царя Хаммурапи? Предположите, почему возникло такое противоречие?

Выдвижение гипотез: (возможные ответы – законы защищали только богатых, законы слишком жестоки, …)

Лабораторная работа

Учитель: Мы проверим ваши предположения, обратившись к статья закона. Работа будет проходить по группам (3 ряда – 3 группы). Каждая группа будет исследовать свой вопрос:

  • 1 группа – Социальное неравенство
  • 2 группа – Система правосудия
  • 3 группа – Институт долгового рабства

У каждой группы свой рабочий лист и свой «пакет документов», т.е. набор статей из законов Хаммурапи.

Рабочий лист. 1 группа (Социальное неравенство)

Положения

Законы Хаммурапи

1. Существовало ли неравенство в обществе? Какие группы вы можете назвать?
2. Положение рабов.

2 группа (Система правосудия)

Законы Хаммурапи

Какова была система правосудия, система наказаний?
А) Примеры справедливого наказания
Б) Примеры несправедливого или слишком жестокого наказания.

3 группа (Институт долгового рабства)

Законы Хаммурапи

1. Как должник, не имевший средств расплатиться с долгом, мог его вернуть?
2. Как законы защищали должников?

Выдержки из законов Хаммурапи

1 группа. Статьи:

7. Если человек (полноправный житель) купит у человека без свидетелей и договора серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо чтобы то не было, этот человек – вор, его должно убить.

199. Если человек повредит глаз раба или сломает кость раба, то он должен отвесить половину его покупной цены.

205. Если раб ударит по щеке кого-либо из свободных людей, то должно отрезать ему ухо.

199. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

201. Если человек выбил зуб мушкенуму (свободный, но неполноправный житель), то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

211. Если человек выколол глаз человеку, то должно выколоть ему глаз.

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, то его должно убить.

2 группа. Статьи:

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.

Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.

Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки.

Если человек клятвенно обвинил человека в убийстве, но не доказал этого, то он должен быть убит.

Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.

Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить ½ мины серебра.

3 группа. Статьи:

117. Если человеку надо заплатить долг, и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь, то три года они должны обслуживать дом их покупателя, на четвертый год им должна быть предоставлена свобода.

96. Если человек взял у торговца зерно или серебро в долг и не имеет зерна или серебра, чтобы вернуть, а имеет только другое имущество, то все, что он имеет, он может отдать ему, торговец же не может отказываться, он должен принять.

48. Если человек имеет долг, а половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан возвращать зерно своему зерно, он может проценты за этот год не платить.

Этапы лабораторной работы с историческим документом и рабочим листом:

1. Прочитать статьи закона.

2. Найти в статьях ответ на вопрос, данный в рабочем листе.

3. Сделать вывод по каждому вопросу (т.е. по каждой группе), который весь класс записывает в тетрадь.

После проделанной работы применяется учебная модель «обмен знаниями» и выводы, сделанные учащимися самостоятельно, в группах, корректируются учителем и записываются всем классом в тетрадь в следующем виде:

1. В вавилонском обществе существовало социальное неравенство и рабство. Законы больше защищали интересы свободных и полноправных людей.

2. Принцип правосудия – «око за око, зуб за зуб». В целом – жестокие наказания.

3. Должник был обязан отдать долг, даже продав себя или свою семью на время в рабство. Тем не менее закон защищал и должника.

Учитель: Что теперь вы можете сказать о законах – справедливы они или нет? Или одновременно и да, и нет?

Учащиеся: одновременно и справедливы, и несправедливы.

Учитель: Тогда подумайте, почему такое существовало? Зачем нужны были такие законы?

Учащиеся: такие законы существовали для того, чтобы был порядок, и никто не пытался совершить преступление, зная, что его ждет жестокое наказание.

Учитель: Верно, следовательно, когда есть законы, государство становится…

Учащиеся: … более сильным, организованным.

Учитель: Молодцы, а теперь давайте запишем наш вывод в тетрадь. Итак, Закон – это правила поведения, которые регулируют отношения между людьми в государстве, за нарушение которых наступает ответственность (наказание). Несмотря на то, что законы иногда бывают несправедливы к низшим слоям общества, они укрепляют государство.

III. Рефлексия, итоги урока

Учитель: Итак, ребята, с какими новыми понятиями мы сегодня познакомились? Для чего нужны законы в государстве?

Учитель подводит итоги урока, дает оценку работе учеников, оглашает отметки, дает домашнее задание и объясняет, как его выполнить.

Домашнее задание: Параграф 14, вопрос 4 стр.70 (устно), рабочая тетрадь стр.44 задание 53.



















Зуб выбит: что делать?

Сохраняйте спокойствие! Внимательно осмотрите полость рта. Нет ли других повреждений, требующих немедленной помощи.

Прополощите рот прохладной водой, промокните чистой салфеткой и осмотрите зубы. Не пугайтесь крови и отекшей слизистой - она быстро заживет. Что делать с зубом - смотрите нашу инструкцию.

И дальше - бегом в клинику. Чем быстрее вы окажетесь в стоматологии, тем выше вероятность, что вы сохраните зуб.

(Если вам не удалось найти зуб, вам нужно приехать в клинику на осмотр, диагностику и выбор варианта имплантации.)

Если зуб выбит, чем мы поможем?

Наша основная цель - сохранение зуба, его восстановление после травмы.

Наши специалисты справляются со сложными случаями: например, проводят операции по приживлению (реимплантации) выбитых зубов. После осмотра врач скажет вам, возможна ли реимплантация. Если да, то врач под надежной анестезией очень бережно возвращает зуб обратно в лунку.

Также мы накладываем шины, укрепляем зубной ряд, наблюдаем в динамике. Шиной соединяются минимум 3 зуба: травмированный и соседние.

Если повреждена пульпа зуба, проводится эндолечение и пломбирование корневых каналов. Под дентальным микроскопом и с использованием коффердама.

Если у вас не получилось найти и привезти зуб в клинику, мы замещаем его композитной реставрацией на волоконной балке - с креплением на соседние зубы.

Лечение травмы проводится под микроскопом, это гарантирует скрупулезность лечения и отличный эстетический результат.

Далее пациент находится под динамичным наблюдением врача. И как показывает наша практика, если соблюдать все условия, то зуб возможно сохранить. С полноценной функциональностью и эстетикой.

Если же зуб спасти не удалось, мы предложим вам оптимальный вариант имплантации и протезирования.

Почему часто возникают травмы? И как от них уберечься?

Травмы зубов чаще всего - это результат сильного удара, падения. Риск травм зубов высок у тех, кто занимается контактными видами спорта (хоккей, бокс, другие единоборства) и ведет активный образ жизни (катается на роликах, коньках, горных лыжах). Уберечь от травмы в этих случаях могут спортивные капы. Но, конечно, травму зуба можно получить и в быту. Если это случилось, вам необходимо следовать нашей инструкции, срочно связаться по телефону с клиникой и как можно скорее добраться до стоматологии.

На данной странице приведены цены на услуги врача категории "профи". Стоимость услуг врачей категории "первая" и "высшая" - выше.

Удаление зуба — это довольно сложная процедура, требующая от стоматолога специальных знаний, опыта и определённой сноровки. Ещё не так давно за подобную операцию брались преимущественно врачи мужского пола, так как женщинам её трудно было провести в чисто физическом плане.

Кому показана процедура?

Удаление зуба делают только в самых крайних случаях, когда его лечение не представляется возможным. Данное правило относится к постоянным зубам. В частности к показаниям принадлежат следующие ситуации:

лечение тяжёлых форм кисты, гранулемы, пульпита, когда другие методы неэффективны;

при пародонтозе или пародонтите;

при установке брекетной системы или протезов в том случае, когда некоторые зубы мешают данном процессу;

удаление зуба мудрости, который растёт в неправильном направлении, или вызывает определённые проблемы в период своего роста.

Основные этапы

Вне зависимости от показаний зуб удаляют в несколько этапов:

осмотр врача, диагностические процедуры, сбор анамнеза;

обезболивание близлежащих участков (проводится уколом в десну анестетика Ультракаина, Убестезина или др.)

лигаментотомия (отслоение самого зуба от десны);

наложение щипцов, их постепенное перемещение в зону под десной и дальнейшая фиксация;

непосредственное извлечение элемента из лунки;

осмотр и обработка лунки с помощью антисептиков и других медицинских препаратов;

наложение швов (осуществляется только при наличие большой раневой поверхности).

Обычно удаление зубов проходит безпроблемно, но в редких случаях возможны некоторые осложнения самой процедуры. Это может быть перелом корня, кровотечение, травмирование мягких тканей и другие патологии, которые оперативно исправляются врачом.

Если речь идёт о том, чтобы удалить зуб мудрости, который ещё не прорезался, но растёт неправильно, то в этом случае для его извлечения необходим разрез десны. В подобной ситуации рана довольно глубокая и десна после удаления зуба заживает несколько дольше.

Что делать после удаления зуба?

Чтобы предотвратить осложнения, сразу после удаления зуба через несколько часов необходимо провести профилактику. Она заключается в следующих мероприятиях:

Убрать марлевый тампон с лунки так как он может стать причиной инфекции;

Прикладывать лёд к щеке. Делать это нужно по пару раз в день, но не дольше, чем 5 минут.

Не кушать на протяжении 2-3 часов после удаления зуба.

Исключить сильные физические нагрузки на протяжении нескольких дней.

Для профилактики кровотечения не принимать горячую ванну в первые 24 часа.

В первые дни отказаться от грубой пищи.

  • Трижды в день ополаскивать ротовую полость раствором хлоргексидина. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не удалить из раны кровяной сгусток. Раствор достаточно подержать несколько секунд в роте, после чего выплюнуть.
  • Указанных правил необходимо придерживаться после удаления зуба мудрости или любой другой резекции зуба.

    Возможные осложнения

    Если у вас болит зуб после удаления — не стоит удивляться. Однако в данном случае можно говорить скорее о том что болит десна после удаления зуба. Это довольно распространённое осложнение, которое отмечают много людей. Выраженность болевого синдрома варьируется от терпимой до сильной. В последнем случае целесообразным будет приём обезболивающих. Наиболее оптимальным является употребление препарата Кетанов, который способен снять даже самую сильную боль.

    Ещё одним распространенным осложнением является инфицирование. Лунка после удаления зуба — уязвимое место, в которое легко может попасть опасные микробы. В результате нередко развивается альвеолит. В этом случае необходимо некоторое время принимать антибиотики и посетить стоматолога для местной обработки лунки.

    Важно помнить о том, что антибактериальный препарат нельзя принимать самостоятельно, соответствующее назначение может сделать только врач.

    Удаление зуба: цена

    Те, кому необходимо удаление, вряд ли будут переживать на счёт цены, так как больной зуб доставляет много дискомфорта. Однако, в этом случае о стоимости процедуры можно не переживать, ведь она будет по карману практически всем. Средняя цена в крупных городах, включая анестезию, составляет примерно 1000-1500 рублей. Это совершенно недорого, если сравнивать, например с лечением пульпита, который включает удаление нерва зуба и стоит от 2500 рублей. Указанная сумма может отличаться в зависимости от класса клиники и профессионализма самого врача.

    Дело в том, что в жизни случаются такие непредвиденные обстоятельства, при которых совершенно нет времени бежать разыскивать компьютер, набирать адрес и читать инструкции на разных языках. К таким ситуациям относятся выбитые зубы и сломанные челюсти. Как правило, расписания на ломание челюстей составляются крайне редко и нерегулярно, поэтому нужно быть к этому готовым в любой момент.

    Что делать, если вы стоите посередине улицы и имеете зубы в руках, а не во рту? Во-первых, не нужно ими бросаться в сторону убегающих обидчиков. Вы потратите на это лишнее время и, возможно, еще один зуб. Распорядитесь своей частью тела более грамотно. Прежде всего, необходимо обеспечить наиболее благоприятные условия для транспортировки. Наиболее благоприятным условием является привычная среда. Но вставить зуб обратно самому не удастся, да и лучше этого не делать, чтобы не повредить лунку. Некоторые люди носят контактные линзы, и у них всегда есть с собой маленький контейнер с физраствором. Это был бы самый лучший вариант. В физрастворе ткань зуба сохранится почти в идеальном состоянии. Останется только положить контейнер на кусок льда. Но это уже совсем чудесный вариант, а чудеса в наше время случаются довольно редко.

    Если чуда не случилось и в кустах не оказалось контейнера с физраствором и куска льда, то можно купить без очереди пакет молока и сунуть зуб прямо в пакет на глазах у изумленной публики. Молоко тоже считается «живой» жидкостью. На самый худой конец, если до молочного магазина бежать еще дальше, чем до больницы, то возьмите чистый кусок целлофана, сверните из него кулечек, наплюйте в него побольше слюны и заверните в него зуб. Некоторые специалисты вообще советуют без излишней суеты засунуть зуб прямо за щеку и так с ним ехать. Удобно, конечно, но неприятно. Опять же, красочно рассказывать по дороге таксисту о драке с зубом за щекой будет несколько затруднительно, а вдруг проглотите! Про слюну я написал в последнюю очередь, так как единого мнения по этому поводу у стоматологов до сих пор нет. Одни считают слюну идеальной естественной средой, а другие - рассадником всяческой инфекции. Доля смысла есть в обоих умозаключениях, лично проверять мне некогда, а спорить с маститыми профессорами я тем более не стану. Действуйте по обстановке! Ну, уж чистой воды можно где-то раздобыть, если совсем ничего нет, только не газировку, пожалуйста, и без сиропа!

    После того как вы запаковали любимый зуб, в зависимости от возможностей и фантазии, бегом направляйтесь в ближайшее солидное лечебное заведение. Причем маленькая стоматологическая поликлиника тут вряд ли поможет, лучше ехать в медицинский институт на кафедру хирургической стоматологии, институт скорой помощи, областную больницу, Военно-медицинскую академию (для питерцев) или что-то в этом роде. Как правило, на хирургическом отделении есть люди, которые смогут вам помочь. Частенько зуб аккуратно вывихивается полностью. В этом случае можно попробовать сделать реплантацию зуба. Прошу не путать реплантацию с имплантацией. Это совершенно разные вещи. Реплантация зуба подразумевает попытку вживления вашего собственного зуба обратно на то место, откуда его только что вынули, а имплантация - это вживление протеза зуба на место давно удаленного. Если зуб был живой, здоровый, с нервом внутри, то этот нерв из зуба удаляют (он все равно уже умер, обратно не прирастет и будет только источником инфекции), зуб обрабатывают всякими специальными растворами и вставляют на прежнее место. Сам по себе он там удержаться не может, поэтому специальными шинами он крепится к соседним зубам, после чего его лучше сильно не беспокоить. Сроки приживления очень варьируют и зависят от очень многих факторов. Если организм здоровый, рана не сильно инфицирована, лунка выбитого зуба не сильно ломаная и человек сильно везучий, то зуб более или менее приживется уже через пару-другую недель. Многое зависит и от скорости обращения к врачу. Не нужно быть гигантом мысли, чтобы догадаться, что чем быстрее это произойдет, тем больше вероятность успешного исхода.

    Я никогда не видел статистики по реплантации зубов. Она производится довольно редко, и мало кто имеет достаточный опыт и количество прецедентов для выведения подобной статистики. Но по моим ощущениям и жизненному опыту, вероятность тут примерно пятьдесят на пятьдесят. Уж больно много независящих от врача факторов имеют решающее значение. Однако я считаю, что если есть хоть один процент вероятности спасения зуба, то его нужно попытаться использовать. В конце концов, потерять зуб вы всегда успеете.

    Теперь о другом варианте перелома зуба. Иногда зуб стоит на месте, слегка шатаясь, а на рентгене видно, что перелом проходит где-то посередине корня зуба. В таком случае тоже можно попытаться его спасти. Причем вероятность благополучного заживления даже больше, чем при полностью выбитом зубе. В таких случаях зуб осторожно препарируют, очень осторожно удаляют нерв, потом пломбируют самую верхушку канала и ввинчивают в канал штифт. Штифт (в некоторых умных книжках его называют «пост» или «балка», но мне больше нравится старый добрый штифт) - это специально подобранный по ширине и длине винт, который ввинчивают в корень и наглухо там цементируют. Таким образом, две части корня накрепко свинчиваются друг с другом, после чего в действие вступают собственные восстановительные силы организма. Если эти силы преодолеют воспаление и прочие последствия травмы, то на этом штифте зуб может простоять еще долгие годы.

    В любом случае, после сильных ударов или травм необходимо сходить к врачу и сделать рентгеновский снимок. Если оставить сломанный зуб без лечения, то он обязательно заболит позже, когда инфекция или травматическое повреждение пульпы приведут к воспалительному процессу, а тогда залечить зуб будет еще сложнее. Особенно важно бежать к врачу, если после удара зуб или участок кости вокруг него как бы «немеет». Это означает, что нарушена целостность нерва данного зуба, что является одним из главных признаков перелома.

    Перелом челюсти

    Зубы зубами, а когда ломается челюсть - это особенно тоскливо. Давать подробные рекомендации по предотвращению ломания челюстей я не буду. Они просты и понятны каждому (не высовываться, дать в челюсть первым, быстро бегать и прочее по вкусу). Но если это случилось, то без специализированной помощи не обойтись уже совсем никак.

    Симптомы перелома челюсти весьма разнообразны. Чаще всего просто-напросто рот перестает правильно закрываться или вообще закрываться, если происходит сильное смещение фрагментов челюсти. Если сломана нижняя челюсть в боковом отделе и поврежден нижнечелюстной нерв, то онемевает вся поврежденная сторона челюсти или вся челюсть сразу, если перелом двухсторонний. При двухстороннем переломе нижней челюсти она вообще может повиснуть на мягких тканях, придавая лицу несколько неосмысленное выражение, которое усиливается тем, что человек и слова сказать не может, а только грустно мычит. Если повреждены крупные сосуды, то возникает такая гематома, что самому на себя посмотреть страшно. В любом случае, каковы бы ни были симптомы, не заметить их невозможно.

    Что делать при переломах?

    Первым делом - не паниковать! Еще из военной хирургии известно, что на лице внешний вид повреждений чаще всего не соответствует их истинной тяжести. Это связано со многими психологическими факторами, близостью к жизненно важным органам и хорошим кровоснабжением лицевой части черепа.

    Нужно не падать в обморок, а, как обычно, бежать в хирургическое отделение ближайшей или дежурной больницы. Не лишним будет прихватить с собой полотенце или любую чистую ткань большого размера. Дело в том, что при переломах челюсти изо рта может натечь по дороге столько слюны и крови, что любой уважающий себя автолюбитель или высадит вас на полдороге, или добьет своими руками за изгаженный салон. Платочек из заднего кармана брюк (у кого он там лежит, к тому же не всегда самый свежий) поможет на несколько минут, после чего его можно только выбросить.

    В дороге поменьше лазайте руками в рот и не старайтесь самостоятельно вправить себе все на старое место. Можете сильно навредить или доломать то, что еще держится на одной надкостнице или честном слове.

    Если челюсть сломали не вам, а вашему другу, который от огорчения потерял сознание, то необходимо первым делом уложить его на бок, чтобы кровь, слюна и язык не закупорили горло и не задушили человека, и следить за тем, чтобы он все время нормально дышал. Самая частая ошибка, когда идет кровь из носа, - это поднимание головы кверху. На самом деле этого делать не нужно. Если повреждение сильное, то задиранием головы кровь все равно не остановить, она только натечет в носоглотку, там свернется и все забьет, а если кровотечение слабое, то она остановится сама через несколько минут. Лучше немного опустить голову книзу и положить холодный мокрый платок на переносицу. И везти его в больницу нужно тоже в таком же положении, а не лежа на спине и не сидя, задрав голову. Если кровотечение очень сильное, а вы идеально разбираетесь в анатомии, то можно до прибытия медиков прижать пострадавшему сонную артерию на поврежденной стороне. Где она находится и как это делать, объяснять не буду, т.к. грамотно подобную операцию сможет проделать только тот, кто это и так знает.

    В больнице хирург сделает снимки и вынесет приговор. Зубы, попавшие в зону перелома челюсти, обычно удаляются тут же, не отходя от кассы. А дальше обломки составляются и фиксируются разными способами. Способов целая куча, но все обычно заканчиваются тем, что жевать целый месяц практически невозможно. Чаще всего зубы шинируют не только друг с другом, но и соединяют верхнюю челюсть с нижней для того, чтобы все срослось в нормальном естественном прикусе и не разъехалось при жевании. Следовательно, придется ходить с крепко стиснутыми зубами, пока не срастется. Питаться придется супчиками и кашками, иногда через трубочку, иногда сквозь зубы, т.к. открыть рот никак нельзя. Прямо за восьмыми зубами есть ретромолярное пространство, в которое даже при закрытом рте можно просунуть трубочку и всасывать через нее жидкие кашки и соки, если между зубами ничего не протиснуть.

    В общем и целом, операция по шинированию челюстей не столько болезненная, сколько противная. Самое веселое то, что после заживления еще долго придется открывать и разрабатывать челюсть чуть ли не двумя руками, т.к. она в этом положении задубеет довольно основательно. Сначала появится щель, в которую будет пролезать маленькая чайная ложечка, потом героическими тренировками можно расширить щелочку до величины десертной ложки, а там и вовсе язык можно докторам показывать.

    Существует несколько аппаратов для шинирования челюстей без их связывания друг с другом, но они, как правило, все внеротовые, довольно громоздкие, мешают человеку жить (спать, мыться, целоваться и т.д.) и не настолько надежны в фиксации.

    Распространяться дальше о заживлении и поведении после операции я не буду. В больнице у вас будет куча времени на изучение такой информации и обсуждение ее с коллегами по несчастью. После любого дежурства по коридору бродят несколько немногословных похожих людей, узнающих друг друга по характерному разговору без открытия рта. Интересно, не из хирургического ли отделения появилось выражение «цедить сквозь зубы»? Я бы не удивился.

    Читайте также: