Если пациент собирающий мокроту на общий анализ страдает кровоточивостью десен он не должен

Опубликовано: 16.05.2024

Тема занятия: «Подготовка пациента к лабораторным исследованиям мочи, кала»

1. Продолжительность занятия: 4 академических часа.

2. Цель занятия:

Овладеть на доклиническом уровне профессиональными компетенциями:

ПК 5.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

ПК 5.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 5.3 Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 5.4 Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 5.5 Оформлять медицинскую документацию.

ПК 5.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 5.7 Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 5.8 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 5.9 Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 5.11Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Овладеть на доклиническом уровне общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

4. Порядок проведения и примерное распределение времени:

- организационная часть - 5 минут

- мотивация новой темы - 5 минут

- контроль усвоения материала по теме предыдущего занятия - 25 минут

- контроль исходного уровня базисных знаний и умений, необходимых для изучения темы - 10 минут

- изучение данного материала - 25 минут

- самостоятельная работа студентов - 70 минут

- контроль эффективности обучения - 20 минут

- подведение итогового занятия - 15 минут

- домашнее задание - 5 минут

5.Контроль усвоения знаний и умений предыдущего занятия: по теме: «Уход за цистостомой»

6. Оснащение занятий по данной теме:

- чистый сухой флакон на 250 мл. с пробкой

- чистая сухая стеклянная посуда 0,5 – 1л с крышкой

- градуированная 3-х литровая банка с этикеткой

- стерильная посуда с крышкой

- 8 баночек, емкостью 250 мл, снабженных этикетками;

- чистый сухой стеклянный флакон с пробкой и полоской лейкопластыря;

- деревянная лучинка, шпатель,

- стерильная пробирка с консервантом (для сбора кала на бакпосев)

- стерильная пробирка с петлей

- одноразовый флакон с ложечкой для сбора кала

- чистые пробирки для сбора мочи на биохимическое исследование

- контейнера для дезинфекции

- полиэтиленовые мешки для утилизации отходов класса «А» и «Б»

- дезинфицирующие средства (Хлорамин Б, Жавелар, Жавелион, Део-хлор и т.д.)

- бланки направлений на мочу (общий анализ, моча по Зимницкому, по Нечипоренко, на сахар, на бактериологическое исследование, на диастазу, на глюкозурический профиль, для исследования желчных пигментов в моче экспресс-методом (проба Розина) и т.д)

- бланки направлений на кал (на общий анализ, на копрограмму, на бак посев, на яйца глистов и на простейшие, на скрытую кровь, на энтеробиоз, на дизбактериоз)

7. Контрольные вопросы по данной теме:

1. Показания для сбора мочи (на общий анализ, по Нечипоренко, по Зимницкому, Амбурже, на сахар, диастазу, на бактериологическое исследование).

2. Цель исследования анализа мочи на Нечипоренко.

3. Как должна проинструктировать пациента перед забором мочи по Зимницкому?

4. При сборе мочи на определение суточного диуреза как должна медсестра проинструктировать пациента?

5. Инструктаж пациента для сбора мочи на бактериологическое исследования.

6. Показания для сбора кала (копрологическое исследование, на скрытую кровь, на простейшие гельминтов, бактериологического исследования).

7. После проведения каких манипуляций кал в лабораторию нельзя доставлять?

8. Для подтверждения глистной инвазии какой вид исследования кала назначается пациенту?

9. С какой целью пациенту назначается исследование кала на скрытую кровь? Подготовка пациента к этому виду лабораторного исследования.

10. Почему для выявления простейших кал должен быть доставлен в лабораторию теплым?

11. Правила транспортировки биологического материала в лабораторию.

12. Дезинфекция инструментария лабораторной посуды после забора биологического материала.

8. Задание для закрепления темы:работа студентов с дидактическим материалом.

Тестовые задания кала.

1. В условиях кал для бак-исследования всегда берут стерильный петлей непосредственно из прямой кишки:

б) нет, это неверно

2. Лабораторная посуда для сбора кала на простейших:

а) стерильная широкогорлая банка с крышкой

в) спичечная коробка

г) чистый сухой флакон из- под пенициллина

3. Консервант для взятия кала на дизгруппу:

б) дистиллированная вода

в) 1% раствор формалина

г) английская смесь.

4. Для исследования кала на скрытую кровь пациента готовят:

5. При заборе кала на скрытую кровь из рациона пациента исключается все перечисленные продукты, за одним исключением:

б) молочные продукты

г) гречневая каша

6. Кал на простейших направляют в лабораторию:

а) в течение часа

в) не позднее 24-х часов

г) в пределах 10-12 часов

7. Кал на яйца гельминтов необходимо взять:

а) из одного места

г) всю порцию кала без примеси воды и мочи.

8. Кал на копрологию нельзя направлять в лабораторию во всех перечисленных случаях, кроме одного:

а) после клизм и слабительных

б) если кал содержит патологические примеси (гной, слизь, кровь)

в) после приема препаратов железа

г) после рентгенологического исследования желудка с бариевой известью

9. Лаборатория, исследующая кал на яйца гельминтов:

9. Студент должен знать:

- Основные виды лабораторных методов исследования: кала, мочи;

- Цели предстоящих лабораторных исследований: кала, мочи;

- Объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки к нему;

- Технику безопасности при работе с биологическими жидкостями.

10. Студент должен уметь:

- Выбрать назначения на лабораторные исследования из листа врачебных назначений;

- Подготовить посуду и оформить направления;

- Объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки к нему;

- Взять мочу на общий анализ, по Нечипоренко, по Зимницкому, по Амбурже, на сахар, на диастазу и для бактериологического исследования;

- Взять кал на копрологическое исследование, на скрытую кровь, для исследования на простейшие яйца гельминтов, для бактериологического исследования;

- Транспортировка биологического материала в лабораторию.

11. Задание для самоподготовки к следующему занятию:

« Лабораторные методы исследования мокроты»

12. Рекомендуемая литература:

1. Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела» 2012 г. 677-679

2. Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела» Практикум, 2003г. с. 305-307, 313-314, 316-326

3. Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела» 2004г. с. 269-272, 273, 275, 276-281.

4. С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела» глава с. 151-158,

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПМ.05 № 3.44

Тема занятия: «Лабораторные методы исследования мокроты»

1. Продолжительность занятия: 4 академических часа.

2. Цель занятия:

Овладеть на доклиническом уровне профессиональными компетенциями:

ПК 5.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

ПК 5.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 5.3 Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 5.4 Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 5.5 Оформлять медицинскую документацию.

ПК 5.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 5.7 Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 5.8 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 5.9 Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 5.11Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Овладеть на доклиническом уровне общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

4. Порядок проведения и примерное распределение времени:

- организационная часть - 5 минут

- мотивация новой темы - 5 минут

- контроль усвоения материала по теме предыдущего занятия - 25 минут

- контроль исходного уровня базисных знаний и умений, необходимых для изучения темы - 10 минут

- изучение данного материала - 25 минут

- самостоятельная работа студентов - 70 минут

- контроль эффективности обучения - 20 минут

- подведение итогового занятия - 15 минут

- домашнее задание - 5 минут

5.Контроль усвоения знаний и умений предыдущего занятия: по теме: «Подготовка пациента к лабораторным исследованиями мочи, кала»

6. Оснащение занятий по данной теме:

- чистая сухая градуированная банка

- стерильная посуда (банка) или чашка Петри

- чистый сухой флакон

- листы врачебных назначений

- контейнера для дезинфекции

- полиэтиленовые мешки для утилизации отходов класса «А» и «Б»

- дезинфицирующие средства (Хлорамин Б, Жавелар, Жавелион, Део-хлор, Авансепт, Самаровка и т.д.)

7. Контрольные вопросы по данной теме:

1. Показания для сбора мокроты на общий анализ, на микробактерии туберкулеза, на атипичные клетки, на бактериологический посев, на чувствительность к антибиотикам

2. Правила сбора суточного количества мокроты.

3. Правила транспортировки мокроты в лабораторию.

4. Тактика медсестры при отказе пациента от сбора анализов.

5. В какую лабораторию пишет медсестра направление при заборе мокроты на общий анализ?

6. Куда подклеивает медсестра полученные результаты анализов?

7. Какой инструктаж должна провести медсестра пациенту перед забором мокроты?

8. Что должна медсестра объяснить пациенту, если у него имеется кровоточивость десен?

9. В какую посуду собирается мокрота на бактериологическое исследование?

10.В течении какого времени сохранится стерильность посуды?

11.Действия медсестры, если пациент, которому назначено бактериологическое исследование мокроты принимает антибактериальные препараты.

12. Дезинфекция мокроты и карманных плевательниц в домашних условиях

13. Правила техники безопасности медперсонала при обучении сбору пациентом мокроты

8. Задание для закрепления темы:работа студентов с дидактическим материалом.

1. Патологический секрет, выделяющийся из дыхательных путей при кашле и отхаркивании, называется ________________________.

2. У здорового человека мокрота ________________________.

3. Если пациент, собирающий мокроту на общий анализ, страдает кровоточивостью десен, он не должен _______________________________.

4. К банке с мокротой прикрепляют направление с указанием отделения и палаты, название лаборатории, Ф.И.О. пациента, _________________________, даты и подписи медсестры.

5. Для исследования мокроты достаточно собрать ____________ мл.

6. Стерильность посуды для сбора мокроты сохраняется в течении _______________ суток.

7. Режим обеззараживания посуды для сбора мокроты:

а) выдержать час в растворе фурацилина

б) кипятить в 2% растворе соды 30 мин.

в) погрузить в 1% раствор хлорамина на 30 мин.

г) ополоснуть маточным раствором хлорной извести

8. Установите соответствие:

вид анализа:посуда для сбора мокроты:

1. мокрота на чувствительность к А. пробирка с ватно-марлевой пробкой

антибиотикам Б. чистая сухая банка светлого стекла

2. суточное количество мокроты В. стерильная чашка Петри

Г. карманная плевательница

1 – мокрота 5 – 30-50

3 – чистить зубы 7 – в

4 – диагноз 8 – 1-а; 2-г

9. Студент должен знать:

- Основные виды лабораторных исследований мокроты;

- Технику безопасности при работе с биологическим материалом;

- Правила сбора и транспортировки биологического материала на исследование.

10. Студент должен уметь:

- Выбрать назначения на лабораторные исследования из листа врачебных назначений;

- Объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки к нему;

- Собрать мокроту (на общий анализ, на микобактерии туберкулеза, на атипичные клетки);

- Оформить направление на различные виды лабораторных исследований;

- Подготовить необходимую лабораторную посуду;

- Транспортировать биологический материал в лабораторию;

- Провести дезинфекцию лабораторной посуды;

- Провести обеззараживание биологического материала;

- Оказать необходимую помощь при попадании биологического материала на слизистые, кожу.

11. Задание для самоподготовки к следующему занятию:

« Забор мазков из зева и носа»

12. Рекомендуемая литература:

1. Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела» 2012 г. 666-670

2. Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела» Практикум, 2003г. с. 305-307, 313-314, 316-326

3. Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела» 2004г. с. 269-272, 273, 275, 276-281.

4. С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела» глава с. 151-158,

Прокрутить вверх


Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.


Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот.


Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Мокрота – отделяемый из легких и дыхательных путей (трахеи и бронхов) патологический секрет. Общий анализ мокроты – лабораторное исследование, которое позволяет оценить характер, общие свойства и микроскопические особенности мокроты и дает представление о патологическом процессе в дыхательных органах.

Клинический анализ мокроты.

Мг/дл (миллиграмм на децилитр).

Какой биоматериал можно использовать для исследования?

Как правильно подготовиться к исследованию?

  • Рекомендуется употребить большой объем жидкости (воды) за 8-12 часов до сбора мокроты.

Общая информация об исследовании

Мокрота – это патологический секрет легких и дыхательных путей (бронхов, трахеи, гортани), который отделяется при откашливании. У здоровых людей мокрота не выделяется. В норме железы крупных бронхов и трахеи постоянно образовывают секрет в количестве до 100 мл/сут., который проглатывается при выделении. Трахеобронхиальный секрет представляет собой слизь, в состав которой входят гликопротеины, иммуноглобулины, бактерицидные белки, клеточные элементы (макрофаги, лимфоциты, слущенные клетки эпителия бронхов) и некоторые другие вещества. Данный секрет обладает бактерицидным эффектом, способствует выведению вдыхаемых мелких частиц и очищению бронхов. При заболеваниях трахеи, бронхов и легких усиливается образование слизи, которая отхаркивается в виде мокроты. У курильщиков без признаков заболеваний органов дыхания также обильно выделяется мокрота.

Клинический анализ мокроты является лабораторным исследованием, которое позволяет оценить характер, общие свойства и микроскопические особенности мокроты. На основании данного анализа судят о воспалительном процессе в органах дыхания, а в некоторых случаях ставят диагноз.

При клиническом исследовании мокроты анализируются такие показатели, как количество мокроты, ее цвет, запах, характер, консистенция, наличие примесей, клеточный состав, количество волокон, определяется присутствие микроорганизмов (бактерий, грибов), а также паразитов.

Мокрота по составу неоднородна. Она может содержать слизь, гной, серозную жидкость, кровь, фибрин, причем одновременное присутствие всех этих элементов не обязательно. Гной образуют скопления лейкоцитов, возникающие в месте воспалительного процесса. Воспалительный экссудат выделяется в виде серозной жидкости. Кровь в мокроте появляется при изменениях стенок легочных капилляров или повреждениях сосудов. Состав и связанные с ним свойства мокроты зависят от характера патологического процесса в органах дыхания.

Микроскопический анализ дает возможность под многократным увеличением рассмотреть присутствие различных форменных элементов в мокроте. Если микроскопическое исследование не выявило наличия патогенных микроорганизмов, это не исключает присутствия инфекции. Поэтому при подозрении на бактериальную инфекцию одновременно рекомендуется выполнять бактериологическое исследование мокроты с определением чувствительности возбудителей к антибиотикам.

Материал для анализа собирается в стерильный одноразовый контейнер. Пациенту необходимо помнить, что для исследования нужна мокрота, выделенная при откашливании, а не слюна и слизь из носоглотки. Собирать мокроту нужно утром до приема пищи, после тщательного полоскания рта и горла, чистки зубов.

Результаты анализа должны оцениваться врачом в комплексе с учетом клиники заболевания, данных осмотра и результатов других лабораторных и инструментальных методов исследования.

Для чего используется исследование?

  • Для диагностики патологического процесса в легких и дыхательных путях;
  • для оценки характера патологического процесса в дыхательных органах;
  • для динамического наблюдения за состоянием дыхательных путей пациентов с хроническими заболеваниями органов дыхания;
  • для оценки эффективности проводимой терапии.

Когда назначается исследование?

  • При заболеваниях легких и бронхов (бронхитах, пневмонии, бронхиальной астме, хронической обструктивной болезни легких, туберкулезе, бронхоэктатической болезни, новообразованиях органов дыхания, грибковой или глистной инвазии легких, интерстициальных заболеваниях легких);
  • при наличии кашля с выделением мокроты;
  • при уточненном или неясном процессе в грудной клетке по данным аускультации или рентгенологического обследования.

Что означают результаты?

Количество мокроты при разных патологических процессах может составлять от нескольких миллилитров до двух литров в сутки.

Незначительное количество мокроты отделяется при:

  • острых бронхитах,
  • пневмониях,
  • застойных явлениях в легких, в начале приступа бронхиальной астмы.

Большое количество мокроты может выделяться при:

  • отеке легких,
  • нагноительных процессах в легких (при абсцессе, бронхоэктатической болезни, гангрене легкого, при туберкулезном процессе, сопровождающемся распадом ткани).

По изменению количества мокроты иногда можно оценить динамику воспалительного процесса.

Цвет мокроты

Чаще мокрота бесцветная.

Зеленый оттенок может свидетельствовать о присоединении гнойного воспаления.

Различные оттенки красного указывают на примесь свежей крови, а ржавый – на следы распада эритроцитов.

Ярко-желтая мокрота наблюдается при скоплении большого количества эозинофилов (например, при бронхиальной астме).

Черноватая или сероватая мокрота содержит угольную пыль и наблюдается при пневмокониозах и у курильщиков.

Мокроту могут окрашивать и некоторые лекарственные средства (например, рифампицин).

Запах

Мокрота обычно не имеет запаха.

Гнилостный запах отмечается в результате присоединения гнилостной инфекции (например, при абсцессе, гангрене легкого, при гнилостном бронхите, бронхоэктатической болезни, раке легкого, осложнившемся некрозом).

Своеобразный "фруктовый" запах мокроты характерен для вскрывшейся эхинококковой кисты.

Характер мокроты

Слизистая мокрота наблюдается при катаральном воспалении в дыхательных путях, например, на фоне острого и хронического бронхита, трахеита.

Серозная мокрота определяется при отеке легких вследствие выхода плазмы в просвет альвеол.

Слизисто-гнойная мокрота наблюдается при бронхите, пневмонии, бронхоэктатической болезни, туберкулезе.

Гнойная мокрота возможна при гнойном бронхите, абсцессе, актиномикозе легких, гангрене.

Кровянистая мокрота выделяется при инфаркте легких, новообразованиях, травме легкого, актиномикозе и других факторах кровотечения в органах дыхания.

Консистенция мокроты зависит от количества слизи и форменных элементов и может быть жидкой, густой или вязкой.

Плоский эпителий в количестве более 25 клеток указывает на загрязнение материала слюной.

Клетки цилиндрического мерцательного эпителия – клетки слизистой оболочки гортани, трахеи и бронхов; их обнаруживают при бронхитах, трахеитах, бронхиальной астме, злокачественных новообразованиях.

Альвеолярные макрофаги в повышенном количестве в мокроте выявляются при хронических процессах и на стадии разрешения острых процессов в бронхолегочной системе.

Лейкоциты в большом количестве выявляются при выраженном воспалении, в составе слизисто-гнойной и гнойной мокроты.

Эозинофилы обнаруживаются при бронхиальной астме, эозинофильной пневмонии, глистных поражениях легких, инфаркте легкого.

Эритроциты. Обнаружение в мокроте единичных эритроцитов диагностического значения не имеет. При наличии свежей крови в мокроте выявляются неизмененные эритроциты.

Клетки с признаками атипии присутствуют при злокачественных новообразованиях.

Эластические волокна появляются при распаде ткани легкого, которое сопровождается разрушением эпителиального слоя и освобождением эластических волокон; их обнаруживают при туберкулезе, абсцессе, эхинококкозе, новообразованиях в легких.

Коралловидные волокна выявляют при хронических заболеваниях (например, при кавернозном туберкулезе).

Обызвествленные эластические волокна – эластические волокна, пропитанные солями кальция. Их обнаружение в мокроте характерно для туберкулеза.

Спирали Куршмана образуются при спастическом состоянии бронхов и наличии в них слизи; характерны для бронхиальной астмы, бронхитов, опухолей легких.

Кристаллы Шарко Лейдена – продукты распада эозинофилов. Характерны для бронхиальной астмы, эозинофильных инфильтратов в легких, легочной двуустки.

Мицелий грибов появляется при грибковых поражениях бронхолегочной системы (например, при аспергиллезе легких).

Прочая флора. Обнаружение бактерий (кокков, бацилл), особенно в больших количествах, указывает на наличие бактериальной инфекции.

  • При трудно отделяемой мокроте перед сдачей анализа могут быть назначены отхаркивающие препараты, обильное теплое питье, ингаляции с физиологическим раствором.
  • Интерпретация результатов анализа должна осуществляться лечащим врачом с учетом клинических данных и других лабораторных и инструментальных обследований.

Кто назначает исследование?

Пульмонолог, терапевт, педиатр, врач общей практики, ревматолог, фтизиатр, аллерголог, инфекционист, клинический миколог, онколог, паразитолог.

Литература

  • Лабораторные и инструментальные исследования в диагностике: Справочник / Пер. с англ. В. Ю. Халатова; под. ред. В. Н. Титова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – С. 960.
  • Назаренко Г. И., Кишкун А. Клиническая оценка результатов лабораторных исследований. – М.: Медицина, 2000. – С. 84-87.
  • Ройтберг Г. Е., Струтинский А. В. Внутренние болезни. Система органов дыхания. М.: Бином, 2005. – С. 464.
  • Kincaid-Smith P., Larkins R., Whelan G. Problems in clinical medicine. – Sydney: MacLennan and Petty, 1990, 105-108.

Правила сбора мокроты

Недопустимо направлять мокроту на исследование в емкостях, не предназначенных для этих целей, так как в них могут содержаться вещества, способные исказить результат анализов.

Нельзя разделять мокроту на две части для исследования в разных лабораториях, так как важные компоненты могут попасть только в один из контейнеров.

  • Мокрота собирается утром, натощак. Перед сбором мокроты почистите зубы и прополощите рот водой, чтобы удалить частицы пищи и бактериальный налет. Сделайте два глубоких вдоха, задерживая дыхание на несколько секунд, после каждого глубокого вдоха медленно выдыхайте. Затем вдохните в третий раз и с силой выдохните (вытолкните) воздух. Еще раз вдохните и хорошо откашляйтесь.
  • Поднесите контейнер как можно ближе ко рту и осторожно сплюньте в него мокроту после откашливания. Следите, чтобы мокрота не попала на край контейнера. Не касайтесь внутренней поверхности крышки и стенок стерильного контейнера пальцами. Плотно закройте контейнер крышкой.
  • Вымойте руки с мылом.
  • Собранную для исследования утреннюю мокроту доставьте в лабораторию не позднее, чем через 1–1,5 часа после сбора. При этом должны быть созданы условия, исключающие ее охлаждение при транспортировке. В противном случае в мокроте быстро произойдут изменения ее качеств, состава микробных колоний, что может исказить результаты исследования.

Внимание Нельзя собирать мокроту, выделяемую при отхаркивании, только при откашливании. Попадание слюны в образец может существенно влиять на результат исследования.

Общие правила сбора слюны

Внимание! Нецелесообразно проводить исследования слюны на фоне применения глюкокортикоидных препаратов (в т.ч. мазей).

За сутки до взятия слюны не употреблять алкоголь.

  • За час до сбора слюны не есть, не курить, не чистить зубы (если нет других указаний от лечащего врача).
  • За 10 минут до сбора слюны прополоскать рот водой.

Правила сбора слюны для исследований «Кортизол в слюне»

  • За сутки и в течение всего периода сбора слюны исключить физические нагрузки, не употреблять кофеин (чай, кофе, кофеиносодержащие энергетические напитки, продукты, жевательная резинка), алкоголь;
  • За один час до сбора слюны не курить;
  • За 30 минут до сбора слюны не употреблять пищу, не чистить зубы, в том числе не использовать зубную нить и ополаскиватель для полости рта, не жевать жевательную резинку;
  • За 10 минут до сбора слюны прополоскать рот водой;
  • Прием седативных препаратов, кортизона ацетата, эстрогенов, пероральных контрацептивов, глюкокортикоидных препаратов (в т. ч. мазей) может вызвать повышение уровня кортизола. Отмена лекарственных препаратов осуществляется строго по рекомендации лечащего врача.

Продробнее о правилах сбора слюны для исследований «Кортизол в слюне» смотрите по ссылке

Мокрота. Общая клиника

  • Мокрота собирается утром, натощак. Перед сбором мокроты почистите зубы и прополощите рот водой, чтобы удалить частицы пищи и бактериальный налет. Сделайте два глубоких вдоха, задерживая дыхание на несколько секунд, после каждого глубокого вдоха медленно выдыхайте. Затем вдохните в третий раз и с силой выдохните (вытолкните) воздух. Еще раз вдохните и хорошо откашляйтесь.
  • Поднесите контейнер как можно ближе ко рту и осторожно сплюньте в него мокроту после откашливания. Следите, чтобы мокрота не попала на край контейнера. Не касайтесь внутренней поверхности крышки и стенок стерильного контейнера пальцами. Плотно закройте контейнер крышкой.
  • Вымойте руки с мылом.
  • Собранную для исследования утреннюю мокроту доставьте в лабораторию не позднее, чем через 1–1,5 часа после сбора. При этом должны быть созданы условия, исключающие ее охлаждение при транспортировке. В противном случае в мокроте быстро произойдут изменения ее качеств, состава микробных колоний, что может исказить результаты исследования.

Внимание! Нельзя собирать мокроту, отделяющуюся при отхаркивании. Попадание слюны в образец может существенно влиять на результат исследования.

Мокрота. Туберкулез

  • Мокрота собирается утром, натощак. Перед сбором мокроты почистите зубы и прополощите рот водой, чтобы удалить частицы пищи и бактериальный налет. Сделайте два глубоких вдоха, задерживая дыхание на несколько секунд, после каждого глубокого вдоха медленно выдыхайте. Затем вдохните в третий раз и с силой выдохните (вытолкните) воздух. Еще раз вдохните и хорошо откашляйтесь.
  • Поднесите контейнер как можно ближе ко рту и осторожно сплюньте в него мокроту после откашливания. Следите, чтобы мокрота не попала на край контейнера. Не касайтесь внутренней поверхности крышки и стенок стерильного контейнера пальцами. Плотно закройте контейнер крышкой.
  • Вымойте руки с мылом.
  • Собранную для исследования утреннюю мокроту доставьте в лабораторию не позднее, чем через 1–1,5 часа после сбора. При этом должны быть созданы условия, исключающие ее охлаждение при транспортировке. В противном случае в мокроте быстро произойдут изменения ее качеств, состава микробных колоний, что может исказить результаты исследования.

Внимание! Нельзя собирать мокроту, выделяемую при отхаркивании, только при откашливании. Попадание слюны в образец может существенно влиять на результат исследования.

Посев мокроты на микрофлору и чувствительность к антибиотикам

Для бактериологического исследования мокроту собирают до начала антибактериальной терапии или через определенный промежуток времени после введения препарата.

Порядок сбора

  • Мокрота собирается утром, натощак. Перед сбором мокроты почистите зубы и прополощите рот водой, чтобы удалить частицы пищи и бактериальный налет. Сделайте два глубоких вдоха, задерживая дыхание на несколько секунд, после каждого глубокого вдоха медленно выдыхайте. Затем вдохните в третий раз и с силой выдохните (вытолкните) воздух. Еще раз вдохните и хорошо откашляйтесь.
  • Поднесите контейнер как можно ближе ко рту и осторожно сплюньте в него мокроту после откашливания. Следите, чтобы мокрота не попала на край контейнера. Не касайтесь внутренней поверхности крышки и стенок стерильного контейнера пальцами. Плотно закройте контейнер крышкой.
  • Вымойте руки с мылом.
  • Собранную для исследования утреннюю мокроту доставьте в лабораторию. При этом должны быть созданы условия, исключающие ее охлаждение при транспортировке. В противном случае в мокроте быстро произойдут изменения ее качеств, состава микробных колоний, что может исказить результаты исследования.

Внимание! Нельзя собирать мокроту, выделяемую при отхаркивании, только при откашливании. Попадание слюны в образец может существенно влиять на результат исследования.

Мокрота. Анаэробы и чувствительность к антибиотикам

Внимание Мокрота собирается натощак.

Предварительно почистите зубы, десны и язык зубной щеткой и прополощите рот кипяченой водой комнатной температуры.

Порядок сбора

  • Сделайте два глубоких вдоха, задерживая дыхание на несколько секунд, после каждого глубокого вдоха медленно выдыхайте. Затем вдохните в третий раз и с силой выдохните (вытолкните) воздух. Еще раз вдохните и хорошо откашляйтесь.
  • Поднесите контейнер как можно ближе ко рту и осторожно сплюньте в него мокроту после откашливания. Следите, чтобы мокрота не попала на край контейнера. Не касайтесь внутренней поверхности крышки и стенок стерильного контейнера пальцами. Плотно закройте контейнер крышкой.
  • Вымойте руки с мылом.
  • Собранную для исследования утреннюю мокроту доставьте в лабораторию.

Внимание! Нельзя собирать мокроту, выделяемую при отхаркивании, только при откашливании. Попадание слюны в образец может существенно влиять на результат исследования.

Мокрота. На грибы Candida

Внимание! Мокрота собирается до начала антибактериальной терапии.

Порядок сбора

  • Сделайте два глубоких вдоха, задерживая дыхание на несколько секунд, после каждого глубокого вдоха медленно выдыхайте. Затем вдохните в третий раз и с силой выдохните (вытолкните) воздух. Еще раз вдохните и хорошо откашляйтесь.
  • Поднесите контейнер как можно ближе ко рту и осторожно сплюньте в него мокроту после откашливания. Следите, чтобы мокрота не попала на край контейнера. Не касайтесь внутренней поверхности крышки и стенок стерильного контейнера пальцами. Плотно закройте контейнер крышкой.
  • Вымойте руки с мылом.
  • Собранную для исследования утреннюю мокроту доставьте в лабораторию.

Мокрота. Микроскопические грибы (комплекс)

Мокрота собирается до начала антибактериальной терапии. Предварительно почистите зубы, десны и язык зубной щеткой и прополощите рот кипяченой водой комнатной температуры.

Порядок сбора

  • Сделайте два глубоких вдоха, задерживая дыхание на несколько секунд, после каждого глубокого вдоха медленно выдыхайте. Затем вдохните в третий раз и с силой выдохните (вытолкните) воздух. Еще раз вдохните и хорошо откашляйтесь.
  • Поднесите контейнер как можно ближе ко рту и осторожно сплюньте в него мокроту после откашливания. Следите, чтобы мокрота не попала на край контейнера. Не касайтесь внутренней поверхности крышки и стенок стерильного контейнера пальцами. Плотно закройте контейнер крышкой.
  • Вымойте руки с мылом.
  • Собранную для исследования утреннюю мокроту доставьте в лабораторию.

Внимание! Качественным материалом для анализа считается мокрота, имеющая слизистый или слизисто-гнойный характер, а также содержащая плотные белесоватые включения.

Сбор мокроты у детей

У детей, не умеющих откашливать мокроту и заглатывающих ее, следует поступить следующим образом:

  • Вызвать рефлекторный кашель, раздражая ватным тампоном, накрученным на ручку чайной ложки область корня языка и задней стенки глотки.
  • Полученную мокроту собрать этим же тампоном и поместить в контейнер.

Так же следует поступать с очень слабыми больными, которые не могут откашляться самостоятельно.

(т.е. срок выполнения срочного cito-исследования – 1 рабочий день, не считая дня взятия биоматериала, и результат будет выдан до 23:59 дня, следующего за днём взятия).

Сito-исследование доступно только для лабораторных регионов.

Обращаем ваше внимание: оператор свяжется с Вами в течение часа после обращения. Заявки, отправленные после 20:00 по московскому времени, обрабатываются на следующий день.

Представитель отдела франшизы свяжется с Вами в ближайшее время.
Ознакомьтесь с нашей презентацией.

Обращаем ваше внимание: Обследование могут пройти все желающие, не имеющие признаков простудных заболеваний и не контактировавшие с людьми, инфицированными COVID-19.

Задание № 1. Дополните предложение

Если пациент, собирающий мокроту на общий анализ, страдает кровоточивостью десен , он не должен __________________________________________.

К банке с мокротой прикрепляют направление с указанием отделения и палаты, название лаборатории, Ф.И.О. пациента _________________, дата и подпись медицинской сестры.

Полученные из лаборатории результаты исследования мокроты медицинская сестра подклеивает в __________________________________________.

Для исследования мокроты на чувствительность к антибиотикам посуду следует взять из ____________________ лаборатории.

Для исследование мокроты на ВК она доставляется в ________________________________ лабораторию.

Для общего клинического анализа пациент должен собрать _________мл. утренней мочи.

На посуду с помощью аптечной резинки крепится направление с указанием фамилии, имени, отчества пациента, номера палаты и отделения, ___________, даты и подписи медсестры.

Моча доставляется в лабораторию не позднее, чем через ___________ после сбора.

По методу Зимницкого собирают мочу в течение ________.

Для исследования по Нечипоренко достаточно _________ мл мочи.

Мочу по Нечипоренко доставляют в ______________ лабораторию.

Задание № 2 Решите тест

1.Исследование кала для определения переваривающей способности различных отделов пищеварительного тракта носит название _____________.

2.Исследование кала, выявляющее наличие малых кровотечений из желудочно-кишечного тракта, носит название ___________________.

3. Лабораторная посуда для сбора кала на простейшие:

а) стерильная широкогорлая банка с крышкой

в) спичечная коробка

г) чистая сухая банка с крышкой

4. Для исследования кала на скрытую кровь пациента готовят:

5.При заборе кала на скрытую кровь из рациона пациента исключают все перечисленные продукты, за одним исключением:

б) молочные продукты

г) гречневая каша

6. Лаборатория, исследующая кал на яйца гельминтов:

Задание № 3 Решите ситуационные задачи

Задача 1 . У пациента вязкая, плохо отхаркивающаяся мокрота, в связи, с чем он не может собрать ее на исследование. Участковая медсестра порекомендовала пациенту для лучшего отхождения мокроты прием щелочи (щепотку гидрокарбоната натрия на 1 стакан теплого молока, пить небольшими глотками с интервалом 5-10 минут), настой термопсиса или девясила, горчичники и банки, самомассаж грудной клетки. Согласны ли Вы с действиями медсестры? Почему?

Задача 2 . Собирая мокроту для общего анализа, пациент заметил примесь крови и сообщил об этом медсестре. Тактика медсестры?

Задача 3. Медсестра проинструктировала пациента о порядке сбора мокроты на общий анализ следующим образом: утром до еды после чистки зубов собирается 30-50 мл мокроты и банка оставляется в специальном ящике на полу в санитарной комнате. Какая допущена ошибка?

Задача 4. Медсестра, доставляя в баклабораторию собранную мокроту, обнаружила, что две банки не имеют крышек. Тактика медсестры.

Задача 5. Пациенту назначено исследование мочи по Зимницкому. Медсестра разбудила пациента в 7 часов утра, и он помочился в первый флакон (6.00-9.00). В чем ошибка?

Задача 6 . Пациент, собрав мочу для анализа, увидел, что моча необычного цвета (красно-бурого). Разволновался, спрашивает у медсестры, почему у него такая моча? Как должна поступить медсестра?

Задача 7. Для исследования мочи на сахар пациент в 8 часов утра помочился в 3-х литровую банку, в которую потом сутки собирал остальную мочу. О чём медсестра забыла предупредить пациента?

Задача 8 . Пациенту назначено исследование кала на копрологическое исследование . Родственники принесли передачу - 1 кг яблок, свежие булочки. Тактика медсестры?

Задание № 1. Дополните предложение

Для определения суточного количества мокроты пациенту следует выделить _____________________.

Если мокроты мало и пациент ее собирает в течение 3- х суток, мокроту необходимо хранить в ___________________ месте.

Патологический секрет, выделяющийся из дыхательных путей при кашле и отхаркивании, называется __________________________.

У здорового человека мокрота _______________________________.

Для исследование мокроты достаточно собрать ______________ мл.

Суточный диурез должен составлять не менее ____________ от всей потребляемой за _______________________.

Для исследования мочи на диастазу собирают в ___________ посуду, желательно «__________ порцию» мочи.

Для исследования на сахар мочу собирают в течение _____________.

При исследовании функции почек по Зимницкому пациент, оставаясь на обычной диете, собирает мочу отдельными порциями через каждые _________ часа в течение ___________.

На этикетке каждого флакона указывается фамилия, имя, отчество пациента, отделение, ___________, промежуток времени, за который собрана моча. Например, на третьем флаконе указывается время с __________ до ___________ час.

Соотношение между потребляемой за сутки жидкостью и _______________ носит название _____________________.

Задание № 2 Решите тест

1. Для сохранения кала в течение 10-12 часов его необходимо поместить в _____________ место.

2.Можно ли взять кал для копрологичесого исследования, если накануне пациенту было проведено рентгенологическое исследование желудка с бариевой взвесью:

3.При взятии кала для копрологичесого исследования диета назначается на ________ дней.

4.Кал на простейшие направляют в лабораторию:

а) в течение часа

в) не позднее 24-х часов

г) в пределах 10-12 ч.

5.Кал на яйца гельминтов необходимо взять:

а) из одного места

г) всю порцию кала без примеси воды и мочи

6.Кал на копрологическое исследование нельзя направлять в лабораторию во всех перечисленных случаях, кроме одного:

а) после клизм и слабительных

б) если кал содержит патологические примеси (гной, слизь, кровь)

в) после приема препаратов железа

г) после рентгенологического исследования желудка с бариевой взвесью

Задание № 3 Решите ситуационные задачи

Задача 1. Молодая женщина собрала мокроту для общего анализа. На следующий день из лаборатории был получен ответ, что собранный материал для исследования непригоден, так как в ней преобладают слона и слизь из носоглотки. Научите пациентку правильно собирать мокроту.

Задача 2. Пациенту назначено исследование мокроты на общий анализ. Медсестра выдала пациенту чистую карманную плевательницу темного стекла и объяснила, что он должен собрать мокроту утром до еды, предварительно вычистив зубы и тщательно прополоскав рот. Согласны ли Вы с действиями медсестры?

Задача 3. В направлении, приложенном к банке с мокротой, указана фамилия, имя, отчество, отделение, палата и дата. Все ли необходимые сведения указаны?

Задача 4. Больной отказался собирать мокроту для исследования на БК, мотивируя отказ тем, что её выделяется слишком мало. Тактика медсестры?

Задача 5. Пациенту назначено исследование мочи по Нечипоренко. Медсестра объяснила пациенту, что он должен утром собрать "среднюю порцию" струи мочи в чистую пробирку и отнести в лабораторию. Согласны ли Вы с действиями медсестры?

Задача 6 . Пациентка принесла суточную мочу для исследования на сахар, при этом накануне утром мочевой пузырь не опорожнила. Как поступить?

Задача 7. У пациента, страдающего сахарным диабетом, несмотря на высокое содержание сахара в крови, сахар в моче практически не обнаруживается. В беседе с медсестрой врач выяснил, что при сборе мочи медсестра допускала одну и ту же ошибку. Какую ошибку допустила медсестра?

Задача 8. Пациенту назначено копрологическое исследование кала. Вечером того же дня медсестра предупредила пациента и объяснила как правильно собрать кал. Что упущено медсестрой?

Мокрота – отделяемый из легких и дыхательных путей (трахеи и бронхов) патологический секрет. Общий анализ мокроты – лабораторное исследование, которое позволяет оценить характер, общие свойства и микроскопические особенности мокроты и дает представление о патологическом процессе в дыхательных органах.

Клинический анализ мокроты.

Мг/дл (миллиграмм на децилитр).

Какой биоматериал можно использовать для исследования?

Как правильно подготовиться к исследованию?

  • Рекомендуется употребить большой объем жидкости (воды) за 8-12 часов до сбора мокроты.

Общая информация об исследовании

Мокрота – это патологический секрет легких и дыхательных путей (бронхов, трахеи, гортани), который отделяется при откашливании. У здоровых людей мокрота не выделяется. В норме железы крупных бронхов и трахеи постоянно образовывают секрет в количестве до 100 мл/сут., который проглатывается при выделении. Трахеобронхиальный секрет представляет собой слизь, в состав которой входят гликопротеины, иммуноглобулины, бактерицидные белки, клеточные элементы (макрофаги, лимфоциты, слущенные клетки эпителия бронхов) и некоторые другие вещества. Данный секрет обладает бактерицидным эффектом, способствует выведению вдыхаемых мелких частиц и очищению бронхов. При заболеваниях трахеи, бронхов и легких усиливается образование слизи, которая отхаркивается в виде мокроты. У курильщиков без признаков заболеваний органов дыхания также обильно выделяется мокрота.

Клинический анализ мокроты является лабораторным исследованием, которое позволяет оценить характер, общие свойства и микроскопические особенности мокроты. На основании данного анализа судят о воспалительном процессе в органах дыхания, а в некоторых случаях ставят диагноз.

При клиническом исследовании мокроты анализируются такие показатели, как количество мокроты, ее цвет, запах, характер, консистенция, наличие примесей, клеточный состав, количество волокон, определяется присутствие микроорганизмов (бактерий, грибов), а также паразитов.

Мокрота по составу неоднородна. Она может содержать слизь, гной, серозную жидкость, кровь, фибрин, причем одновременное присутствие всех этих элементов не обязательно. Гной образуют скопления лейкоцитов, возникающие в месте воспалительного процесса. Воспалительный экссудат выделяется в виде серозной жидкости. Кровь в мокроте появляется при изменениях стенок легочных капилляров или повреждениях сосудов. Состав и связанные с ним свойства мокроты зависят от характера патологического процесса в органах дыхания.

Микроскопический анализ дает возможность под многократным увеличением рассмотреть присутствие различных форменных элементов в мокроте. Если микроскопическое исследование не выявило наличия патогенных микроорганизмов, это не исключает присутствия инфекции. Поэтому при подозрении на бактериальную инфекцию одновременно рекомендуется выполнять бактериологическое исследование мокроты с определением чувствительности возбудителей к антибиотикам.

Материал для анализа собирается в стерильный одноразовый контейнер. Пациенту необходимо помнить, что для исследования нужна мокрота, выделенная при откашливании, а не слюна и слизь из носоглотки. Собирать мокроту нужно утром до приема пищи, после тщательного полоскания рта и горла, чистки зубов.

Результаты анализа должны оцениваться врачом в комплексе с учетом клиники заболевания, данных осмотра и результатов других лабораторных и инструментальных методов исследования.

Для чего используется исследование?

  • Для диагностики патологического процесса в легких и дыхательных путях;
  • для оценки характера патологического процесса в дыхательных органах;
  • для динамического наблюдения за состоянием дыхательных путей пациентов с хроническими заболеваниями органов дыхания;
  • для оценки эффективности проводимой терапии.

Когда назначается исследование?

  • При заболеваниях легких и бронхов (бронхитах, пневмонии, бронхиальной астме, хронической обструктивной болезни легких, туберкулезе, бронхоэктатической болезни, новообразованиях органов дыхания, грибковой или глистной инвазии легких, интерстициальных заболеваниях легких);
  • при наличии кашля с выделением мокроты;
  • при уточненном или неясном процессе в грудной клетке по данным аускультации или рентгенологического обследования.

Что означают результаты?

Количество мокроты при разных патологических процессах может составлять от нескольких миллилитров до двух литров в сутки.

Незначительное количество мокроты отделяется при:

  • острых бронхитах,
  • пневмониях,
  • застойных явлениях в легких, в начале приступа бронхиальной астмы.

Большое количество мокроты может выделяться при:

  • отеке легких,
  • нагноительных процессах в легких (при абсцессе, бронхоэктатической болезни, гангрене легкого, при туберкулезном процессе, сопровождающемся распадом ткани).

По изменению количества мокроты иногда можно оценить динамику воспалительного процесса.

Цвет мокроты

Чаще мокрота бесцветная.

Зеленый оттенок может свидетельствовать о присоединении гнойного воспаления.

Различные оттенки красного указывают на примесь свежей крови, а ржавый – на следы распада эритроцитов.

Ярко-желтая мокрота наблюдается при скоплении большого количества эозинофилов (например, при бронхиальной астме).

Черноватая или сероватая мокрота содержит угольную пыль и наблюдается при пневмокониозах и у курильщиков.

Мокроту могут окрашивать и некоторые лекарственные средства (например, рифампицин).

Запах

Мокрота обычно не имеет запаха.

Гнилостный запах отмечается в результате присоединения гнилостной инфекции (например, при абсцессе, гангрене легкого, при гнилостном бронхите, бронхоэктатической болезни, раке легкого, осложнившемся некрозом).

Своеобразный "фруктовый" запах мокроты характерен для вскрывшейся эхинококковой кисты.

Характер мокроты

Слизистая мокрота наблюдается при катаральном воспалении в дыхательных путях, например, на фоне острого и хронического бронхита, трахеита.

Серозная мокрота определяется при отеке легких вследствие выхода плазмы в просвет альвеол.

Слизисто-гнойная мокрота наблюдается при бронхите, пневмонии, бронхоэктатической болезни, туберкулезе.

Гнойная мокрота возможна при гнойном бронхите, абсцессе, актиномикозе легких, гангрене.

Кровянистая мокрота выделяется при инфаркте легких, новообразованиях, травме легкого, актиномикозе и других факторах кровотечения в органах дыхания.

Консистенция мокроты зависит от количества слизи и форменных элементов и может быть жидкой, густой или вязкой.

Плоский эпителий в количестве более 25 клеток указывает на загрязнение материала слюной.

Клетки цилиндрического мерцательного эпителия – клетки слизистой оболочки гортани, трахеи и бронхов; их обнаруживают при бронхитах, трахеитах, бронхиальной астме, злокачественных новообразованиях.

Альвеолярные макрофаги в повышенном количестве в мокроте выявляются при хронических процессах и на стадии разрешения острых процессов в бронхолегочной системе.

Лейкоциты в большом количестве выявляются при выраженном воспалении, в составе слизисто-гнойной и гнойной мокроты.

Эозинофилы обнаруживаются при бронхиальной астме, эозинофильной пневмонии, глистных поражениях легких, инфаркте легкого.

Эритроциты. Обнаружение в мокроте единичных эритроцитов диагностического значения не имеет. При наличии свежей крови в мокроте выявляются неизмененные эритроциты.

Клетки с признаками атипии присутствуют при злокачественных новообразованиях.

Эластические волокна появляются при распаде ткани легкого, которое сопровождается разрушением эпителиального слоя и освобождением эластических волокон; их обнаруживают при туберкулезе, абсцессе, эхинококкозе, новообразованиях в легких.

Коралловидные волокна выявляют при хронических заболеваниях (например, при кавернозном туберкулезе).

Обызвествленные эластические волокна – эластические волокна, пропитанные солями кальция. Их обнаружение в мокроте характерно для туберкулеза.

Спирали Куршмана образуются при спастическом состоянии бронхов и наличии в них слизи; характерны для бронхиальной астмы, бронхитов, опухолей легких.

Кристаллы Шарко Лейдена – продукты распада эозинофилов. Характерны для бронхиальной астмы, эозинофильных инфильтратов в легких, легочной двуустки.

Мицелий грибов появляется при грибковых поражениях бронхолегочной системы (например, при аспергиллезе легких).

Прочая флора. Обнаружение бактерий (кокков, бацилл), особенно в больших количествах, указывает на наличие бактериальной инфекции.

  • При трудно отделяемой мокроте перед сдачей анализа могут быть назначены отхаркивающие препараты, обильное теплое питье, ингаляции с физиологическим раствором.
  • Интерпретация результатов анализа должна осуществляться лечащим врачом с учетом клинических данных и других лабораторных и инструментальных обследований.

Кто назначает исследование?

Пульмонолог, терапевт, педиатр, врач общей практики, ревматолог, фтизиатр, аллерголог, инфекционист, клинический миколог, онколог, паразитолог.

Литература

  • Лабораторные и инструментальные исследования в диагностике: Справочник / Пер. с англ. В. Ю. Халатова; под. ред. В. Н. Титова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – С. 960.
  • Назаренко Г. И., Кишкун А. Клиническая оценка результатов лабораторных исследований. – М.: Медицина, 2000. – С. 84-87.
  • Ройтберг Г. Е., Струтинский А. В. Внутренние болезни. Система органов дыхания. М.: Бином, 2005. – С. 464.
  • Kincaid-Smith P., Larkins R., Whelan G. Problems in clinical medicine. – Sydney: MacLennan and Petty, 1990, 105-108.

Читайте также: