Форма зубных рядов в норме

Опубликовано: 26.03.2024

Норма имеет много переходных форм, из которых некоторые стоят на границе с аномалиями. Трудно провести резкую грань между крайними числами вариационного ряда, служащими крайними вариантами нормы, и начальной стадии аномалии прикуса. Этим объясняется трудность точной характеристики прикусов сточки зрения анатомической нормы. Следовательно, делить прикусы на нормальные и ненормальные нецелесообразно, а нужно положить в основу их деления признак не морфологической нормы, а полноценность функции.
Прикусы должны быть разделены на физиологические и патологические.

К физиологическим прикусам, как уже сказано, относятся те, которые отличаются, несмотря на вариабильность морфологических особенностей, полноценной функцией. К патологическим относятся прикусы, отличающиеся нарушением функций. Конечно, полноценная функция возможна при наличии относительной гармонии между морфологией и функцией. Такая относительная гармония выработалась у человека в процессе его видового и индивидуального приспособления к условиям внешней среды, в том числе и к социальным факторам, неизменно действующим на человеческий организм.

Классификация Энгля.

Первую попытку дать научно обоснованную классификацию патологических прикусов сделал Энгль в 1889 г. Он попытался уложить все многообразие отклонений прикуса от нормы в трех классах. В основу своей классификации Энгль положил взаимоотношения между 6-ми зубами, которые он называет «ключом окклюзии». Энгль исходит из мысли, что местоположение верхнего 6-го зуба постоянно и оно всегда соответствует локализации crista zygomatica. Верхний 6-й зуб является, по Энглю, punctum fixum. Аномалии прикуса возникают только вследствие ненормального расположения нижней челюсти.

В норме мезио-щечный бугор верхнего 6-го зуба попадает в поперечную бороздку между щечными буграми нижнего 6-го зуба.

зубочелюстная система

Первый класс, по Энглю, характеризуется тем, что во фронтальном участке имеются отклонения от нормы с точки зрения как положения отдельных зубов, так и всего фронтального отрезка зубного ряда. Что касается соотношения 6-х зубов, то в области этих зубов нет отклонения от нормы: челюсти находятся, по Энглю, в «мезио-дистальной гармонии».

Ко второму классу Энгль относит зубные ряды, характеризующиеся дистальным расположением нижних 6-х зубов в отношении верхних, т. е. мезио-щечный бугор верхнего 6-го при смыкании зубных рядов находится впереди поперечной бороздки между щечными буграми нижнего 6-го зуба.

Второй класс, по Энглю, еще делится на два отдела. К первому отделу относится дистальное расположение нижней челюсти, при котором передние верхние зубы наклонены кпереди и расположены веерообразно. Ко второму отделу относится дистальное расположение нижней челюсти, при котором верхние фронтальные зубы наклонены кзади, т. е. расположены опистогнатически, а также осложнены глубоким прикусом. Аномалии в обоих отделах могут быть односторонними или двусторонними.

К третьему классу относятся зубные ряды, отличающиеся мезиальным сдвигом нижних 6-х зубов в отношении верхних 6-х зубов. В аномалиях третьего класса при смыкании зубных рядов мезио-щечный бугор верхнего 6-го зуба находится позади поперечной бороздки между щечными буграми нижнего 6-го зуба. Аномалии третьего класса тоже могут быть двусторонними или односторонними.

Классификация Энгля имела большой успех в конце XIX века, ибо она внесла некоторый порядок в путаницу, существовавшую в диагностике до Энгля. Однако она страдает многими недостатками. Первый недостаток заключается в том, что верхние 6-е зубы не могут служить, как пишет Энгль, «точной научной базой для изучения аномалий прикусов», они вовсе не имеют неизменного местоположения. К тому же нормальное взаимоотношение между верхней и нижней челюстями, которое принято называть нейтральным, не всегда «обеспечивает наилучшее равновесие лицевых контуров».

Оппенгейм своими убедительными экспериментальными данными еще при жизни Энгля показал, что в лицевых костях нет постоянного взаимоотношения, ив 1929г. сам Энгль отказался от положения, что локализация верхних 6-х зубов постоянна. Следовательно, 6-е зубы не являются «ключом окклюзии».

Скоксбург демонстрировал случай, когда он расширял челюсти, руководствуясь концепцией Энгля о «мезио-дистальной гармонии» между 6-ми зубами. Расширением челюстей Скоксбург добился не гармонии, а дисгармонии между новым положением нижней челюсти и челюстно-лицевыми костями больного ребенка. Поэтому он, по требованию родителей, вынужден был удалить четыре премоляра и только после этой симметрической экстракции добился соответствия между челюстями и лицевыми костями.

Второй недостаток, по мнению Скоксбурга, заключается в том, что классификация Энгля характеризует только аномалии, расположенные в мезио-дистальном направлении. Что касается аномалий прикуса, расположенных в вертикальном и трансверзальном направлениях, то эти аномалии неотражены в класси фикации Энгля. Третий недостаток классификации Энгля тот, что она является анатомической и характеризует только морфологические отклонения, но не учитывает функциональных расстройств. Таким образом, классификация Энгля не удовлетворительна.

Вопросами изучения этиологии, патогенеза методов лечения и профилактики зубочелюстных аномалий занимаются ортодонты. В то же время детский стоматолог, в силу инициативной формы своей работы проводя периодическое исследование зубочелюстной системы ребенка, состояния твердых тканей зуба, пародонта, слизистой оболочки рта, прикуса, других заболеваний, сталкивается с данной патологией.

Клинические признаки правильного прикуса

Понятие «норма» в медицине определяет условно принятое обозначение правила, относящегося к какому-нибудь признаку. Прикус — соотношение зубных рядов (зубов) при их смыкании с наибольшим количеством контактов. Следовательно норма прикуса — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношение челюстей, соответственно виду прикуса и периоду его развития до полного формирования постоянного прикуса.

Определение нормы формирующегося временного прикуса в первом периоде связано с процессом прорезывания временных первых, вторых моляров, клыков. Показателем являются симметричность и последовательность прорезывания. Наличие физиологических диастем и трем на обеих челюстях между боковыми резцами и клыками, клыками и премолярами на нижней челюсти следует рассматривать как норму временного прикуса.

Норма второго периода сменного прикуса характеризуется последовательностью и симметричностью прорезывания первых и вторых премоляров, затем постоянных клыков. В периоде формирования временного прикуса нередко определяются симптомы диспропорции роста как свидетельство неравномерности созревания органов и тканей зубочелюстной системы и их функций, что проявляется в виде признаков формирующихся аномалий прикуса. Такие симптомы, однако, могут быть определены, как проходящие, но, учитывая многообразие различных причинных факторов проявления симптомов, их можно рассматривать и как начало патологии.

В периоде постоянного прикуса незначительные отклонения в положении зубов, их величине и форме, изменения формы зубных рядов и соотношения челюстей в сагиттальном и вертикальном направлениях в пределах нормы следует рассматривать как признак законченного индивидуального развития прикуса.

Различные факторы проявления зубочелюстных аномалий

В возникновении зубо-челюстно-лицевых аномалий большое значение имеет генетическая обусловленность, которая определяется на основе генеалогического анализа по трем вариантам:

прямое наследование признаков (диастема, адентия, изменение числа и формы зубов);

передача по наследству несоответствия размеров челюстных костей (истинная прогнатия / прогения);

передача по наследству несоответствия размеров челюстей и зубов (тесное / редкое расположение зубов);

В отличие от генетически обусловленных аномалий врожденные аномалии связаны с глубокими нарушениями в эмбриональном периоде. К ним относятся: пороки развития зубов, челюстей или системные аномалии в челюстно-лицевой области.

Также существует большое количество приобретенных зубочелюстных аномалий, ибо их возникновение зависит от различных вредных воздействий в периодах формирования временного, сменного и постоянного прикуса.

Неправильное сосание

Эта функция занимает особое место на первом году жизни ребенка, т.к. благодаря ей не только осуществляется процесс питания ребенка, но так же происходит процесс правильного формирования прикуса ребенка и установление зубных рядов в нейтральном положении.

Нарушение функции сосания заключается в следующем:

нарушение ритма и процесса естественного вскармливания;

недостаточное всасывание молока, неравномерное проглатывание;

употребление соски, пустышки, не связанное с приемом пищи;

сохранение сосательной активности после 10 месяцев жизни;

замедленное перемещение челюстей при процессе сосания;

Неправильное глотание

Неправильное глотание, а также привычка давить языком на зубы являются важными этиологическими факторами в развитии зубочелюстных аномалий.

В норме процесс глотания претерпевает определенные изменения от рождения до установления прикуса. Ребенок рождается с хорошо развитым рефлексом глотания и достаточной активностью языка, особенно его кончика. В покое язык свободно располагается между десневыми валиками и преимущественно бывает вытянут вперед, что обеспечивает его готовность к работе.

Но с появлением первых временных зубов возникает перестройка процесса глотания. При нормальном (соматическом) способе глотания губы спокойно сложены, зубы сжаты, кончик языка упирается в передний участок твердого неба за верхними резцами. При неправильном способе глотания зубы не сжаты и кончик языка контактирует для с нижней губой при сокращении подбородочной мышцы, а иногда и других мимических мышц, что отражается на конфигурации лица: заметна протрузия губ, сморщивание лба, закрывание глаз и вытягивание шеи.

Неправильная функция глотания ведет к значительным изменениям в челюстно-лицевой области. Чаще других возникают такие отклонения, как сужение зубных рядов, уплотнение фронтального участка зубной дуги нижней челюсти, открытый прикус.

Нарушение функции дыхания

Нарушения данной функции имеют важное значение в развитии аномального прикуса, т.к. она обусловлена затрудненным прохождением струи воздуха через носовые ходы и определяется как ротовое или смешанное дыхание. Обычно такое состояние бывает связано с неправильным способом глотания и несмыканием губ. Этим сочетанием определяются его клинические признаки: полуоткрытый рот, смещенный назад и вниз корень языка, что изменяет профиль лица ребенка — появляется . При дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состоянии физиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. В результате неправильного дыхания нарушается динамическое равновесие мышц околоротовой области и языка.

Нарушение функции жевания

Нарушение функции жевания у детей принято характеризовать как . Причиной такого способа жевания может явиться несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен совпадать с периодом формирования временного прикуса. Отрицательно влияет на становление функции жевания нарушение сроков и последовательности прорезывания зубов, врожденное их отсутствие (адентия). Отсутствие временных зубов влияет и на положение языка. Язык устремляется в область дефекта, появляются вредные привычки неправильного положения языка и сосания.

Вредные привычки

К ним в стоматологии относят зафиксированные двигательные реакции, не имеющие физиологически приспособительного значения: сокращения мышц околоротовой области, языка, движения нижней челюсти, сосание и прикусывание пальцев, языка, губ и различных предметов, неправильно протекающие функции жевания, дыхания, глотания, речи, неправильное положение тела (неправильная осанка, неправильное положение челюсти или языка в покое).

Различные предрасполагающие факторы развития аномального прикуса

аномалии уздечек верхней губы, нижней губы и языка;

аномалии строения преддверия полости рта;

нарушение физиологической стираемости временных зубов;

нарушение сроков и последовательности прорезывания временных зубов и их смены;

заболевания твердых тканей зубов и их осложнения;

ранняя потеря временных и постоянных зубов.

Клинические проявления зубочелюстных аномалий

Аномалии периода формирования временного прикуса

На первом году жизни могут быть установлены врожденные аномалии или пороки развития органов челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица (расщелины губы, альвеолярного отростка, неба, значительные деформации челюстных костей, характеризующие врожденные уродства). В периоде формирования временного прикуса до полного прорезывания 20 временных зубов зубочелюстные аномалии проявляются как отклонения от нормального развития, так как о прикусе, т.е. определенном взаимоотношении зубных рядов, можно судить лишь после его окончательного сформирования.

На первом году жизни определяются следующие морфологические отклонения:

аномалии прикрепления уздечек языка;

нарушение последовательности и парности прорезывания зубов;

аномалии количества, величины, формы и положения временных зубов;

несоответствие размеров челюстей;

изменение формы челюстей;

изменение кривизны десневых валиков в разных направлениях;

неправильное положение языка в покое и при глотании;

различные вредные привычки;

К признакам отклонения в физиологическом развитии зубов и челюстей у ребенка в возрасте старше 1 года добавляются так же:

изменения цвета зубов

сохранение активности сосания

вялое формирование функции жевания

кончик языка упирается при глотании в напряженные губы

Типы развитых аномалий и деформаций сформировавшегося или формирующегося прикуса

Прогнатия

Прогнатия характеризуется выдвинутым положением верхней челюсти. Вследствие дистального сдвига нижней челюсти или выдвижения верхней вперед имеет место нарушение смыкания как передних, так и боковых зубов. При этом верхние зубы выдвигают вперед верхнюю губу, а нижняя же попадает под верхние зубы. Все это в целом отражается на внешнем виде и функции жевания и речи.

Прогения

При прогеническом соотношении зубных рядов наблюдается выдвижение вперед нижней челюсти, вследствие чего нижние зубы перекрывают одноименные верхние. При значительном проявлении данной аномалии откусывание пищи резцами становится невозможной и их роль переносится на боковые зубы. При данной патологии резко изменен внешний вид больного и нарушены речь и жевание.

Глубокий прикус

Глубокий прикус характеризуется большим перекрытием передними зубами верхней челюсти передних зубов нижней челюсти при отсутствии режущебугоркового контакта. Режущие края нижних зубов могут касаться шейки верхних. Иногда контакт отсутствует и зубы касаются десны, повреждая ее. Стоматологу следует различать глубокий прикус и глубокое перекрытие, являющееся анатомическим вариантом ортогнатического прикуса. При нем верхние передние зубы перекрывают нижние более чем на 1/3 треть высоты своих коронок, но режущебугорковый контакт сохраняется.

Открытый прикус

При этом виде прикуса отсутствует смыкание передних зубов, а иногда и премоляров и в контакт вступают лишь моляры. Одновременно имеются глубокие функциональные нарушения. Отсутствие контактов между передними зубами заставляет больного откусывать пищу премолярами или молярами. Сокращение полезной жевательной площади затрудняет и разжевывание пищи. В растирании пищи значительное участие принимает язык, который увеличивается в размерах. Речь больного нарушается, как и внешний вид.

Перекрестный прикус

Под перекрестным прикусом понимают соотношение зубных рядов, при котором щечные бугорки нижних боковых жевательных зубов расположены кнаружи от одноименных верхних. Передние зубы смыкаются правильно.

Классификация зубочелюстных аномалий

Для определения сформированных зубочелюстных аномалий предложено много различных классификаций. Но наиболее подходящими для использования детскими стоматологами являются следующие.

Неправильное положение зубов и изменения формы зубных рядов удобно определять по классификации, предложенной Д. А. Калвелисом. Аномальное положение отдельных зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещении в зубном ряду по отношению к трем перпендикулярным плоскостям:

вестибулярное или оральное (передне-заднее направление);

мезиальное или дистальное смещение;

неправильное положение зубов по отношению к горизонтальной плоскости

повороты зубов вокруг продольной оси

скученное положение зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещения, наложениях

Для детальной оценки тесного положения зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда может быть рекомендовано четыре степени тяжести.

Степень I.

Равномерно выраженное тесное положение зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда.

Степень II.

Преобладание неправильного положения одного постоянного резца с поворотом по оси, налеганием на рядом стоящий зуб или наклоном в оральном или вестибулярном направлении.

Степень III.

Характеризуется двумя признаками: неправильным положением зубов и изменением формы зубного ряда и альвеолярного отростка во фронтальном участке с вытеснением из зубного ряда одного или двух зубов, и изменением положения зубов, обусловленным их поворотами по оси, наклонами, значительным налеганием друг на друга и перемещением в оральном или вестибулярном направлении.

Степень IV.

Характеризуется вытеснением из зубного ряда двух и более зубов в сочетании со значительным уплощением фронтального участка зубного ряда нижней челюсти. При этом определяется недостаточность апикального базиса и значительный оральный наклон коронок зубов над уровнем базальной дуги (т.е. в области перехода альвеолярного отростка в базальную дугу).

Методы комплексной профилактики аномалий прикуса.

Профилактика аномалий прикуса проводятся в различные периоды детского и юношеского возраста, включая внутриутробное развитие.

От рождения до 6 месяцев.

От 6 месяцев до 3 лет (Период временного прикуса).

От 3 лет до 6 лет (Период сформированного временного прикуса и начало формирования смешанного).

От 6 до 9 лет (Первый период смешанного прикуса).

От 9 до 12 лет (Второй период смешанного прикуса, начало формирования постоянного прикуса).

От 12 до 15 лет (Период формирования постоянного прикуса).

Для каждого периода характерны свои методы профилактики.

Нормализация жизни матери, нормальное питание, условия труда и. т. д.

Профилактика травматизма при рождении ребенка.

Характер вскармливания ребенка.

Санация полости рта. Причем нужно отдавать предпочтение нестирающимся пломбировочным материалам. И если у ребенка есть потеря зубов, то нужно изготавливать профилактические протезы.

Купирование вредных привычек осознанных и неосознанных.

Операции на уздечке языка проводятся:

1. При рождении — ребенок не может полноценно питаться молоком.

2. В 3 года — при нарушении речи.

3. В 7 лет — при аномальном положении и прорезывании нижних резцов.

4. После 7 лет — в плане профилактики заболеваний пародонта нижних зубов. ( Такое вмешательство так же обусловлено тем, что короткая уздечка верхней и нижней губы провоцирует образование мезиального, открытого или дистального прикуса).

Углубление преддверия полости рта (проводится в 8-9 лет).

Устранение макроплазии (проводится в 8-9 лет).

Удаление временных зубов, оставшихся после прорезывания постоянных.

Серийное и последовательное удаление зубов (по методу Котец).

Особое место в профилактике развития аномального прикуса занимает лечебная физкультура. Ее основными задачами являются:

Купирование вредных привычек.

Нормализация функционирования зубочелюстной системы.

Ослабление гиперактивных мышц.

Усиление слабых мышц.

Примерный комплекс ЛФК для детей с дистальным прикусом.

Часть I.

1. Зубки на зубки, заборчиком.

2. Закусить нижними зубами верхнюю губу.

3. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть с частотой 1 раз в секунду.

4. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть на 15, 20, 40, более секунд.

5. При запрокинутом подбородке доставать кончиком языка до кончика носа, для усиления активности мышц выдвигателей, купирования вредных привычек, выдвижение нижней челюсти вперед в более правильное положение.

Часть II. ( Комплекс усиление активности круговой мышцы рта ).

1. Упражнения с глотком воды, применяется и при нормализации функции дыхания у ребенка. Набирается глоток воды и как можно дольше не проглатывается.

2. Удерживать губами линейку, эквилибратор, и. т.д.

Часть III. ( Общеукрепляющая терапия ).

1. Дозированная нагрузка, она предполагает использование морковки или другого овоща, который режется на пласты 1мм, через 3 дня: 1.5 мм и.т.д. И по мере адаптации пародонта к нагрузке увеличивается размер этого слоя.

2. Передними зубами закусывается эластический круг, и происходит тренировка пародонта.

Размер зубов – норма и отклонение

В ходе эволюции произошли существенные изменения в рационе питания человека, что значительно повлияло на форму, строение и размер зубов. Читайте в статье Startsmile о том, какие параметры в стоматологии считаются оптимальными, и что делать, если они не соответствуют норме.

Содержание статьи

  • Размер зубов современного человека
  • Как определяют размеры зубов?
  • Размер зубов при протезировании
  • Пропорциональное соотношение размеров зубов
  • Норма и отклонения размеров зубов
  • Макродентия
  • Микродентия
  • Можно ли уменьшить размер зубов?
  • Как увеличить зубы в размере?

Размер зубов современного человека

На протяжении более двух миллионов лет размер зубов постепенно уменьшался из-за перехода к употреблению мягкой и обработанной пищи. Первые трансформации коснулись клыков — у приматов они были крупнее и сильнее выдвинуты вперед относительно остального ряда. Исчезли межзубные промежутки, размеры передних зубов стал миниатюрнее. Отказ от сырого мяса привел к снижению жевательной нагрузки и сужению челюсти, в результате чего для «восьмерок» совсем не осталось места. Сейчас зубы мудрости считаются атавизмом и часто подлежат удалению.

Виды и расположение зубов в картинках

Как определяют размеры зубов?

Для определения размера постоянных зубов человека используются расчетные таблицы Ветцеля и В. Л. Устименко со средними стандартами и допустимыми отклонениями. Однако опытный стоматолог способен самостоятельно выявить аномалию во время визуального осмотра или применив формулу соотношения высоты и ширины естественной коронки. Во время диагностики специалист учитывает форму лица и рост пациента. К примеру, при широкой челюсти величина зубов, превышающая норму, не является патологией.

Для определения размера корневого канала также существуют таблицы, в которых указано среднее расстояние от его верхушки до режущего края или бугра поверхности зуба. Самым длинным является корень клыков — около 26 миллиметров, корневой канал резцов равен 21 – 23 миллиметрам, а размер корней зубов жевательной зоны и премоляров колеблется от 19 до 22 миллиметров.

Размеры корней зубов в картинках

Размер зубов при протезировании

Особенно важно сохранить и, при необходимости, восстановить природный размер зубов при протезировании, чтобы не нарушить прикус и полноценное функционирование зубочелюстной системы. Величину коронки подбирает зубной техник, ориентируясь на соседние или одноименные зубы, контролируя правильность смыкания рядов и корректируя протез в процессе установки.

Определение размеров искусственных зубов при полной адентии осуществляется путем измерения расстояния между уголками рта при помощи специальной линейки — оно соответствует ширине шести передних зубов. А отрезок от края десны до линии улыбки равен высоте коронки. К примеру, при имплантации необходимо верно вычислить не только параметры ортопедической конструкции, но и размер импланта зуба. По длине он должен быть равен настоящему корню, однако выбор параметров титанового стержня зависит в большей степени от объема костной ткани челюсти.

Фото процесса определения размера зубов

Пропорциональное соотношение размеров зубов

В большинстве случаев специалисты определяют пропорции зуба, соотнося его высоту и ширину. Идеальным считается результат около 0,75. Наиболее точная диагностика осуществляется благодаря применению формул.

Фото пропорционального соотношения размеров передних зубов

  • Формула Герлаха. Способ основан на пропорциональном соотношении размеров передних зубов и зубных единиц жевательной зоны. Ширина коронок верхних центральных резцов должна соответствовать ширине четырех нижних резцов. Клык, два премоляра и один моляр обеих челюстей в норме равны между собой. Ширина бокового отдела зубного ряда на 10 мм больше ширины переднего сегмента.
  • Формула Пона. Расстояние между первыми премолярами равняется сумме ширины четырех резцов, умноженной на 100 и разделенной на 80, а расстояние между первыми молярами — сумме ширины четырех резцов, умноженной на 100 и разделенной на 64.
  • Формула Коркхауза. Длина отрезка от срединной линии до первого моляра верхней челюсти должна быть на 2 мм больше, чем аналогичное расстояние на нижней челюсти.

Норма и отклонения размеров зубов

Все одноименные зубные единицы имеют примерно одинаковую высоту и ширину, кроме центральных (медиальных) резцов. Размер передних зубов верхней челюсти в норме немного больше, чем нижней. Высота коронки верхних центральных резцов варьируется от 9 до 12 миллиметров, ширина — от 8 до 9 миллиметров. Нижние зубы аналогичны по высоте, но их ширина составляет около 5 миллиметров. Размеры зубов мудрости у человека не отличаются от параметров других моляров. В таблице ниже указана средняя ширина зубных коронок в миллиметрах.

Верхняя челюсть Нижняя челюсть
Медиальный резец 8,5 мм 5,3 мм
Латеральный резец 6,5 мм 6 мм
Клык 7,6 мм 6,7 мм
Первый премоляр 6,7 мм 6,8 мм
Второй премоляр 6,4 мм 7 мм
Первый моляр 9,4 мм 10 мм
Второй моляр 9,4 мм 10,2 мм

Аномалии размера зубов человека бывают врожденными или приобретенными, сопровождаются неправильным прикусом, нарушением жевательных функций и неэстетичным видом улыбки. Самыми распространенными отклонениями являются макродентия и микродентия.

Макродентия

Размер зуба превышает норму более чем на 2 миллиметра. Патология возникает из-за слияния двух зачатков либо основного и сверхкомплектного зуба в период формирования. Причиной макродентии могут стать эндокринные заболевания, нарушения обменных процессов или наследственность. Существует пять видов патологии:

Фото макродентия

  • локализованная — один или два зуба значительно больше остальных;
  • генерализованная — весь зубной ряд отличается по размеру от другого;
  • изолированная — увеличение одного медиального резца;
  • абсолютная — величина зубов обеих челюстей превышает норму;
  • относительная — чрезмерный рост верхних или нижних резцов.

Микродентия

Размер зубов при микродентии — меньше анатомических стандартов. В список причин отклонения входят воздействие радиации, преждевременное удаление молочного зуба, узкая челюсть, инфекционные заболевания. Выделяют несколько видов аномалии:

Фото микродентии

  • изолированная — единичное нарушение, касающееся боковых резцов;
  • относительная — зубы имеют нормальный размер, но выглядят меньше за счет увеличенной челюсти, вследствие чего образуются межзубные промежутки и диастема;
  • генерализованная — дефект охватывает группу зубов.

Можно ли уменьшить размер зубов?

При макродентии пациентам предлагаются следующие варианты решения проблемы:

  • Контурирование. Если патология незначительна, врач сточит некоторое количество эмали и подпилит края зуба до нужной величины и формы.
  • Протезирование. При серьезных отклонениях от нормы рекомендуется ортопедическая коррекция с помощью установки зубной коронки.

Как увеличить зубы в размере?

Чтобы зубы увеличились в размере, применяют следующие методики.

  • Имплантация. Чрезмерно маленькие зубы необходимо удалить, заменив их коронками на имплантах.
  • Протезирование. Для группы зубов меньшей величины подойдет мостовидный протез, в единичных случаях фиксируется коронка.
  • Реставрация. Небольшую микродентию можно замаскировать наращиванием ткани или фиксацией виниров.

Фото зубов увеличенных с помощью виниров

Зубы разного размера не только портят внешность. Из-за них нарушается прикус и, как следствие, работа челюстного сустава. Решается проблема быстро и просто. Необходимо обратиться к врачу, который после осмотра и диагностических процедур подберет наиболее подходящий способ сделать вашу улыбку идеальной.

Как ставят виниры на зубы

Вопросами изучения этиологии, патогенеза методов лечения и профилактики зубочелюстных аномалий занимаются ортодонты. В то же время детский стоматолог, в силу инициативной формы своей работы проводя периодическое исследование зубочелюстной системы ребенка, состояния твердых тканей зуба, пародонта, слизистой оболочки рта, прикуса, других заболеваний, сталкивается с данной патологией.

Клинические признаки правильного прикуса

Понятие «норма» в медицине определяет условно принятое обозначение правила, относящегося к какому-нибудь признаку. Прикус — соотношение зубных рядов (зубов) при их смыкании с наибольшим количеством контактов. Следовательно норма прикуса — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношение челюстей, соответственно виду прикуса и периоду его развития до полного формирования постоянного прикуса.

Определение нормы формирующегося временного прикуса в первом периоде связано с процессом прорезывания временных первых, вторых моляров, клыков. Показателем являются симметричность и последовательность прорезывания. Наличие физиологических диастем и трем на обеих челюстях между боковыми резцами и клыками, клыками и премолярами на нижней челюсти следует рассматривать как норму временного прикуса.

Норма второго периода сменного прикуса характеризуется последовательностью и симметричностью прорезывания первых и вторых премоляров, затем постоянных клыков. В периоде формирования временного прикуса нередко определяются симптомы диспропорции роста как свидетельство неравномерности созревания органов и тканей зубочелюстной системы и их функций, что проявляется в виде признаков формирующихся аномалий прикуса. Такие симптомы, однако, могут быть определены, как проходящие, но, учитывая многообразие различных причинных факторов проявления симптомов, их можно рассматривать и как начало патологии.

В периоде постоянного прикуса незначительные отклонения в положении зубов, их величине и форме, изменения формы зубных рядов и соотношения челюстей в сагиттальном и вертикальном направлениях в пределах нормы следует рассматривать как признак законченного индивидуального развития прикуса.

Различные факторы проявления зубочелюстных аномалий

В возникновении зубо-челюстно-лицевых аномалий большое значение имеет генетическая обусловленность, которая определяется на основе генеалогического анализа по трем вариантам:

прямое наследование признаков (диастема, адентия, изменение числа и формы зубов);

передача по наследству несоответствия размеров челюстных костей (истинная прогнатия / прогения);

передача по наследству несоответствия размеров челюстей и зубов (тесное / редкое расположение зубов);

В отличие от генетически обусловленных аномалий врожденные аномалии связаны с глубокими нарушениями в эмбриональном периоде. К ним относятся: пороки развития зубов, челюстей или системные аномалии в челюстно-лицевой области.

Также существует большое количество приобретенных зубочелюстных аномалий, ибо их возникновение зависит от различных вредных воздействий в периодах формирования временного, сменного и постоянного прикуса.

Неправильное сосание

Эта функция занимает особое место на первом году жизни ребенка, т.к. благодаря ей не только осуществляется процесс питания ребенка, но так же происходит процесс правильного формирования прикуса ребенка и установление зубных рядов в нейтральном положении.

Нарушение функции сосания заключается в следующем:

нарушение ритма и процесса естественного вскармливания;

недостаточное всасывание молока, неравномерное проглатывание;

употребление соски, пустышки, не связанное с приемом пищи;

сохранение сосательной активности после 10 месяцев жизни;

замедленное перемещение челюстей при процессе сосания;

Неправильное глотание

Неправильное глотание, а также привычка давить языком на зубы являются важными этиологическими факторами в развитии зубочелюстных аномалий.

В норме процесс глотания претерпевает определенные изменения от рождения до установления прикуса. Ребенок рождается с хорошо развитым рефлексом глотания и достаточной активностью языка, особенно его кончика. В покое язык свободно располагается между десневыми валиками и преимущественно бывает вытянут вперед, что обеспечивает его готовность к работе.

Но с появлением первых временных зубов возникает перестройка процесса глотания. При нормальном (соматическом) способе глотания губы спокойно сложены, зубы сжаты, кончик языка упирается в передний участок твердого неба за верхними резцами. При неправильном способе глотания зубы не сжаты и кончик языка контактирует для с нижней губой при сокращении подбородочной мышцы, а иногда и других мимических мышц, что отражается на конфигурации лица: заметна протрузия губ, сморщивание лба, закрывание глаз и вытягивание шеи.

Неправильная функция глотания ведет к значительным изменениям в челюстно-лицевой области. Чаще других возникают такие отклонения, как сужение зубных рядов, уплотнение фронтального участка зубной дуги нижней челюсти, открытый прикус.

Нарушение функции дыхания

Нарушения данной функции имеют важное значение в развитии аномального прикуса, т.к. она обусловлена затрудненным прохождением струи воздуха через носовые ходы и определяется как ротовое или смешанное дыхание. Обычно такое состояние бывает связано с неправильным способом глотания и несмыканием губ. Этим сочетанием определяются его клинические признаки: полуоткрытый рот, смещенный назад и вниз корень языка, что изменяет профиль лица ребенка — появляется . При дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состоянии физиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. В результате неправильного дыхания нарушается динамическое равновесие мышц околоротовой области и языка.

Нарушение функции жевания

Нарушение функции жевания у детей принято характеризовать как . Причиной такого способа жевания может явиться несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен совпадать с периодом формирования временного прикуса. Отрицательно влияет на становление функции жевания нарушение сроков и последовательности прорезывания зубов, врожденное их отсутствие (адентия). Отсутствие временных зубов влияет и на положение языка. Язык устремляется в область дефекта, появляются вредные привычки неправильного положения языка и сосания.

Вредные привычки

К ним в стоматологии относят зафиксированные двигательные реакции, не имеющие физиологически приспособительного значения: сокращения мышц околоротовой области, языка, движения нижней челюсти, сосание и прикусывание пальцев, языка, губ и различных предметов, неправильно протекающие функции жевания, дыхания, глотания, речи, неправильное положение тела (неправильная осанка, неправильное положение челюсти или языка в покое).

Различные предрасполагающие факторы развития аномального прикуса

аномалии уздечек верхней губы, нижней губы и языка;

аномалии строения преддверия полости рта;

нарушение физиологической стираемости временных зубов;

нарушение сроков и последовательности прорезывания временных зубов и их смены;

заболевания твердых тканей зубов и их осложнения;

ранняя потеря временных и постоянных зубов.

Клинические проявления зубочелюстных аномалий

Аномалии периода формирования временного прикуса

На первом году жизни могут быть установлены врожденные аномалии или пороки развития органов челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица (расщелины губы, альвеолярного отростка, неба, значительные деформации челюстных костей, характеризующие врожденные уродства). В периоде формирования временного прикуса до полного прорезывания 20 временных зубов зубочелюстные аномалии проявляются как отклонения от нормального развития, так как о прикусе, т.е. определенном взаимоотношении зубных рядов, можно судить лишь после его окончательного сформирования.

На первом году жизни определяются следующие морфологические отклонения:

аномалии прикрепления уздечек языка;

нарушение последовательности и парности прорезывания зубов;

аномалии количества, величины, формы и положения временных зубов;

несоответствие размеров челюстей;

изменение формы челюстей;

изменение кривизны десневых валиков в разных направлениях;

неправильное положение языка в покое и при глотании;

различные вредные привычки;

К признакам отклонения в физиологическом развитии зубов и челюстей у ребенка в возрасте старше 1 года добавляются так же:

изменения цвета зубов

сохранение активности сосания

вялое формирование функции жевания

кончик языка упирается при глотании в напряженные губы

Типы развитых аномалий и деформаций сформировавшегося или формирующегося прикуса

Прогнатия

Прогнатия характеризуется выдвинутым положением верхней челюсти. Вследствие дистального сдвига нижней челюсти или выдвижения верхней вперед имеет место нарушение смыкания как передних, так и боковых зубов. При этом верхние зубы выдвигают вперед верхнюю губу, а нижняя же попадает под верхние зубы. Все это в целом отражается на внешнем виде и функции жевания и речи.

Прогения

При прогеническом соотношении зубных рядов наблюдается выдвижение вперед нижней челюсти, вследствие чего нижние зубы перекрывают одноименные верхние. При значительном проявлении данной аномалии откусывание пищи резцами становится невозможной и их роль переносится на боковые зубы. При данной патологии резко изменен внешний вид больного и нарушены речь и жевание.

Глубокий прикус

Глубокий прикус характеризуется большим перекрытием передними зубами верхней челюсти передних зубов нижней челюсти при отсутствии режущебугоркового контакта. Режущие края нижних зубов могут касаться шейки верхних. Иногда контакт отсутствует и зубы касаются десны, повреждая ее. Стоматологу следует различать глубокий прикус и глубокое перекрытие, являющееся анатомическим вариантом ортогнатического прикуса. При нем верхние передние зубы перекрывают нижние более чем на 1/3 треть высоты своих коронок, но режущебугорковый контакт сохраняется.

Открытый прикус

При этом виде прикуса отсутствует смыкание передних зубов, а иногда и премоляров и в контакт вступают лишь моляры. Одновременно имеются глубокие функциональные нарушения. Отсутствие контактов между передними зубами заставляет больного откусывать пищу премолярами или молярами. Сокращение полезной жевательной площади затрудняет и разжевывание пищи. В растирании пищи значительное участие принимает язык, который увеличивается в размерах. Речь больного нарушается, как и внешний вид.

Перекрестный прикус

Под перекрестным прикусом понимают соотношение зубных рядов, при котором щечные бугорки нижних боковых жевательных зубов расположены кнаружи от одноименных верхних. Передние зубы смыкаются правильно.

Классификация зубочелюстных аномалий

Для определения сформированных зубочелюстных аномалий предложено много различных классификаций. Но наиболее подходящими для использования детскими стоматологами являются следующие.

Неправильное положение зубов и изменения формы зубных рядов удобно определять по классификации, предложенной Д. А. Калвелисом. Аномальное положение отдельных зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещении в зубном ряду по отношению к трем перпендикулярным плоскостям:

вестибулярное или оральное (передне-заднее направление);

мезиальное или дистальное смещение;

неправильное положение зубов по отношению к горизонтальной плоскости

повороты зубов вокруг продольной оси

скученное положение зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещения, наложениях

Для детальной оценки тесного положения зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда может быть рекомендовано четыре степени тяжести.

Степень I.

Равномерно выраженное тесное положение зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда.

Степень II.

Преобладание неправильного положения одного постоянного резца с поворотом по оси, налеганием на рядом стоящий зуб или наклоном в оральном или вестибулярном направлении.

Степень III.

Характеризуется двумя признаками: неправильным положением зубов и изменением формы зубного ряда и альвеолярного отростка во фронтальном участке с вытеснением из зубного ряда одного или двух зубов, и изменением положения зубов, обусловленным их поворотами по оси, наклонами, значительным налеганием друг на друга и перемещением в оральном или вестибулярном направлении.

Степень IV.

Характеризуется вытеснением из зубного ряда двух и более зубов в сочетании со значительным уплощением фронтального участка зубного ряда нижней челюсти. При этом определяется недостаточность апикального базиса и значительный оральный наклон коронок зубов над уровнем базальной дуги (т.е. в области перехода альвеолярного отростка в базальную дугу).

Методы комплексной профилактики аномалий прикуса.

Профилактика аномалий прикуса проводятся в различные периоды детского и юношеского возраста, включая внутриутробное развитие.

От рождения до 6 месяцев.

От 6 месяцев до 3 лет (Период временного прикуса).

От 3 лет до 6 лет (Период сформированного временного прикуса и начало формирования смешанного).

От 6 до 9 лет (Первый период смешанного прикуса).

От 9 до 12 лет (Второй период смешанного прикуса, начало формирования постоянного прикуса).

От 12 до 15 лет (Период формирования постоянного прикуса).

Для каждого периода характерны свои методы профилактики.

Нормализация жизни матери, нормальное питание, условия труда и. т. д.

Профилактика травматизма при рождении ребенка.

Характер вскармливания ребенка.

Санация полости рта. Причем нужно отдавать предпочтение нестирающимся пломбировочным материалам. И если у ребенка есть потеря зубов, то нужно изготавливать профилактические протезы.

Купирование вредных привычек осознанных и неосознанных.

Операции на уздечке языка проводятся:

1. При рождении — ребенок не может полноценно питаться молоком.

2. В 3 года — при нарушении речи.

3. В 7 лет — при аномальном положении и прорезывании нижних резцов.

4. После 7 лет — в плане профилактики заболеваний пародонта нижних зубов. ( Такое вмешательство так же обусловлено тем, что короткая уздечка верхней и нижней губы провоцирует образование мезиального, открытого или дистального прикуса).

Углубление преддверия полости рта (проводится в 8-9 лет).

Устранение макроплазии (проводится в 8-9 лет).

Удаление временных зубов, оставшихся после прорезывания постоянных.

Серийное и последовательное удаление зубов (по методу Котец).

Особое место в профилактике развития аномального прикуса занимает лечебная физкультура. Ее основными задачами являются:

Купирование вредных привычек.

Нормализация функционирования зубочелюстной системы.

Ослабление гиперактивных мышц.

Усиление слабых мышц.

Примерный комплекс ЛФК для детей с дистальным прикусом.

Часть I.

1. Зубки на зубки, заборчиком.

2. Закусить нижними зубами верхнюю губу.

3. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть с частотой 1 раз в секунду.

4. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть на 15, 20, 40, более секунд.

5. При запрокинутом подбородке доставать кончиком языка до кончика носа, для усиления активности мышц выдвигателей, купирования вредных привычек, выдвижение нижней челюсти вперед в более правильное положение.

Часть II. ( Комплекс усиление активности круговой мышцы рта ).

1. Упражнения с глотком воды, применяется и при нормализации функции дыхания у ребенка. Набирается глоток воды и как можно дольше не проглатывается.

2. Удерживать губами линейку, эквилибратор, и. т.д.

Часть III. ( Общеукрепляющая терапия ).

1. Дозированная нагрузка, она предполагает использование морковки или другого овоща, который режется на пласты 1мм, через 3 дня: 1.5 мм и.т.д. И по мере адаптации пародонта к нагрузке увеличивается размер этого слоя.

2. Передними зубами закусывается эластический круг, и происходит тренировка пародонта.

Осмотр верхней и нижней зубных дуг проводят отдельно, оп- ределяя при этом следующее: 1) число имеющихся зубов; 2) на- личие и расположение дефектов в зубных рядах; 3) замещены или нет отсутствующие зубы протезами и их вид; 4) характер контактов между рядом стоящими зубами; 5) форма зубных дуг;

уровень и положение каждого зуба; 7) уровень окклюзион- ной поверхности; 8) уровень окклюзионной плоскости.

В правильно сформированной зубочелюстной системе зубы на каждой челюсти плотно касаются друг друга контактными поверх- ностями, а точнее экваторными линиями этих поверхностей, образуя контактные пункты (рис. 14). Функциональное назначе- ние контактных пунктов — предупреждение травмы десневого сосочка, расположенного в треугольном пространстве, образован- ном в пришеечной трети боковых поверхностей. Контактные пунк- ты способствуют перераспределению жевательного давления с нагружаемого зуба по всему зубному ряду. С возрастом за счет физиологической подвижности зубов, которая обусловливает смещение зуба при его нагрузке, а следовательно, и трение и истирание контактных поверхностей, контактные пункты из то- чечных, линейных превращаются в плоскостные (рис. 15). Несмот- ря на истирание контактных поверхностей, контакты между зу- бами сохраняются, так как зубы имеют тенденцию к перемеще- нию к срединнойлинии зубного ряда.При таком перемещении расстояние между зубами в пришеечной области уменьшается, сосочек зуба уплощается. Изменение соотношения зубов необхо- димо учитывать при изготовлении пломб, вкладок, искусствен- ных коронок, создавая не точечные, а плоскостные контакты.

В ряде случаев можно отметить отсутствие контактов вследст- вие аномалии развития зубов и челюстей, удаления зубов (рис. 16),


Рис. 14. Контактные пункты, а — вид сбоку; б — вид сверху. 50

Рис. 15. Изменение с возрастом контактных пунктов.

а — точечные контакты; б — плоско- стные контакты. Штриховой линией по- казано укорочение протяженности зуб- ного ряда.

кариозного поражения или неправильно наложенных пломб, искусственной коронки. Отсутствие контакта может являться сим- птомом патологической перестройки в костной ткани челюстей при смещении зубов под влиянием жевательного давления.

Осматривая каждый зуб в описанной последовательности, определяют отсутствующие, помечая цифрой 0 в одонтопародон- тограмме в графе, соответствующей их цифровому обозначению. При текстовой записи в истории болезни принято условно обозна- чать формулу зубов следующим образом: ставят знак, опре- деляющий принадлежность зуба не только к верхней или ниж- ней челюсти, но и к правой или левой половине челюсти. Внут- ри знака вписывают порядковый номер зуба. Так, 3_| — это пра- вый клык верхней челюсти; [3 — левый клык верхней челюсти; 3] — правый клык нижней челюсти; |3

— левый клык нижней че- люсти.

Установив отсутствие зуба (зубов), необходимо методом оп- роса выявить причину его потери. Зуб может быть удален по раз- личным причинам после прорезывания (вторичная, или приоб- ретенная адентия), может не прорезаться (ретенированный) или зачатки постоянных зубов могут отсутствовать (первичная, врож- денная адентия). В редких случаях отмечается увеличение числа

Рис. 16. Изменение в зубных рядах при частичной потере зу- бов.

КЛАСС

Рис. 17. Классификация дефектов зубного ряда по Кенеди.

зубов — сверхкомплектные зубы. Так же может быть установлено в зубном ряду наличие молочных зубов.

Вариантов отсутствующих зубов может быть великое множест- во — от одного отсутствующего зуба в зубном ряду до наличия на челюсти всего одного зуба. Для систематизации этих вариан- тов предложены топографоанатомические классификации дефек- тов зубных рядов, образующихся в результате потери зубов.

По классификации Кенеди, дефекты группируются в 4 клас- са: I класс — двухсторонние концевые дефекты, отсутствие ди- стальных по отношению к центральным резцам зубов; II класс — односторонние концевые дефекты; III класс — включенные де- фекты (зубы расположены с двух сторон от дефекта); IV класс —

дефекты в группе передних зубов. В I, II и III классах различают варианты, или подклассы. Если имеются множественные топо- графически различные дефекты, характерные для второго и тре- тьего классов, то этот вид относят к меньшему по порядку клас- су, т. е. второму. Например, при дефекте в области передних и жевательных зубов наблюдаемый случай относят к III, II и I классам (рис. 17).

Зубные дуги верхней и нижней челюстей имеют своеобраз- ное строение и определяют вид прикуса — характер смыкания зубных рядов. В большинстве случаев при варианте физиологичес- кой нормы — ортогнатическом виде прикуса — зубной ряд по- стоянных зубов, как правило, имеет форму полуэллипса, ниж- ний — параболоидную (рис.18). При прямом прикусе верхний и нижний зубные ряды имеют форму полуэллипса, при бипрогна- тическом виде прикуса передний сегмент вытягивается как на нижней, так и на верхней челюсти кпереди. Для физиологичес- кой прогении на фоне нормального полуэллипса построения зубного ряда верхней челюсти фронтальный участок дуги ниж- ней челюсти вытягивается кпереди. При физиологической про- гнатии эти соотношения обратные.


Рис. 18. Форма зубных рядов верх- ней (а) и нижней (б) челюстей.

Рис. 19. Соотношение коронок и линии, проходящей через центр альвеолярных отростков.

Характерным признаком построения зубных рядов является то, что срединные продольные межбугорковые фиссуры жева- тельных зубов и середины режущих поверхностей передних зу- бов нижней челюсти проецируются на середину альвеолярных гребней. Группа передних зубов верхней челюсти составляет иск- лючение из этого правила — их режущие поверхности сдвинуты в губную сторону (рис. 19). Эти топографические взаимоотноше- ния коронок с центром альвеолярного отростка служат ориен- тиром при создании искусственных зубных рядов. Отклонение зуба от этого расположения (рис. 20) является одним из симптомов, позволяющих в комплексном анализе субъективных ощущений, анамнестических данных установить, отклонился ли зуб в горизонтальном направлении от своего первоначального положе- ния в дуге или это его индивидуальное (но аномалийное) поло- жение. Различают смещение зуба (зубов) в интактном зубном ряду, смещение зуба (зубов) при дефектах зубных рядов и сме- щение зуба вследствие его неправильного прорезывания (дисто- пия зуба). Направления смещения зуба в сформированной зубо- челюстной системе разнообразны и зависят от характера и на- правления действия сил жевательного давления: расположен ли зуб в зоне фиксированного функционального центра или в зоне нефункционирующей группы зубов. Принято различать смещения зуба: 1) вестибулярно или орально; 2) медиально или дисталь- но; 3) в вертикальном направлении: супраокклюзионно (ниже окклюзионной плоскости зубного ряда) или инфраокклюзион- но (выше окклюзионной плоскости зубного ряда); 4) поворот зубов вокруг вертикальной оси (ротация), ротационное смеще- ние.

Смещение зуба в любом направлении — симптом заболева- ния зубочелюстной системы. Выявление этого симптома требует от врача проведения дополнительных методов исследования, установления механизмов смещения, а по результатам всего ком- плекса диагностического процесса — установления диагноза. Так, вестибулярное смещение центральных резцов с образованием между ними промежутка (ложная диастема); смещение передней группы зубов, супраокклюзионное положение одного из резцов с различной степенью ротации патогномонично для ряда забо- леваний — пародонтоза, пародонтита (рис. 21).

Доказательством смещения передней группы зубов является нахождение режущих краев резцов, а иногда и клыков верхней челюсти ниже красной каймы губы. Значительное их обнажение при разговоре свидетельствует об их перемещении вертикально или вестибулярно за счет протекающих в пародонте патологичес- ких процессов. Смещение зубов вестибулярно, как правило, со- провождается образованием диастемы и трем, а сами зубы как бы отодвигают губу кверху. Это смещение может вести к образова- нию открытого прикуса или обусловить перемещение нижних резцов вверх.


Рис. 20. Небное смещение премоля- ров (а) и вестибулярное (б) — цен- тральных резцов.

Рис.21. Смещение передней груп- пы зубов вестибулярно, вниз, в сто- роны; появление трем.

При физиологической норме осмотр зубных рядов позволяет определить различное расположение зубов относительно гори- зонтальной плоскости как в переднезаднем, так и в боковом направлении.

Различают окклюзионную плоскость и камперовскую горизон- таль. Окклюзионна я плоскост ь — это плоскость, про- веденная от режущего края центрального резца нижней челюсти к вершине дистального щечного бугорка второго (третьего) моля- ра или к середине ретромолярного бугорка. Камперовска я го- ризонталь , или носоушная линия, — линия, проведенная мысленно на лице от основания крыла носа до середины козел- ка уха.

Зубные ряды при ортогнатическом прикусе располагаются по отношению к окклюзионной плоскости так: режущие края рез- цов, вершины клыков и дистальный щечный бугорок третьего


Рис. 22. Расположение зубов относитель- Рис.23. Кривизна окклюзи- но окклюзионной плоскости. онной поверхности зубной

дуги верхней челюсти.

моляра касаются этой плоскости, первый и второй премоляры и моляры расположены ниже плоскости. Центральные резцы и клыки верхней челюсти на 2—3 мм ниже окклюзионной плоско- сти. Щечные бугорки премоляров и моляров также пересекают эту плоскость (рис. 22).

Такое расположение коронок зубов и их окклюзионных по- верхностей обусловливает кривизну зубной дуги в переднезаднем (рис. 23) и боковом направлениях. Если провести линию по ре- жущим краям передних зубов и щечным бугоркам (или фиссу- рам) жевательных зубов, то образуется сегмент окружности, обращенный выпуклостью книзу. Эта линия называется сагит- тальной компенсационно й кривой, или кривой Шпее. У зубного ряда верхней челюсти она начинается от первого пре- моляра. Разный уровень расположения щечных и небных бугор- ков вследствие наклона зубов в сторону щеки обусловливает на- личие боковых (трансверсальных) окклюзионны х кри- вых — кривых Уилсона — с различным радиусом кривизны у каждой симметричной пары зубов. Эта кривая отсутствует у пер- вых премоляров (рис. 24).

Сагиттальная окклюзионная кривая зубного ряда нижней че- люсти имеет вогнутость книзу и тоже начинается от первого премоляра (рис. 25). На нижней челюсти образуются боковые окклюзионные кривые за счет наклона коронок зубов в сторону языка и разной выраженности зубных бугорков (см. рис. 25, б).

С целью клинической оценки соотношения зубов и окклюзионной плоскости поступают так: при полуоткрытом рте указательными пальцами отводят углы рта больного в стороны так, чтобы из-под красной каймы верхней губы центральные резцы выступали не более чем на 0,5 см, фиксируют взгляд (гла- за врача, стоящего спереди от больного, находятся на уровне полуоткрытого рта больного) на краю центральных резцов. При этом в поле зрения попадает весь зубной ряд верхней челюсти. Мысленно проводят плоскость, параллельную камперовской го- ризонтали, оценивают имеющееся искривление по окклюзион-

Читайте также: