Форма зубов зависит от формы лица

Опубликовано: 22.04.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Жданов Сергей Евгеньевич, Жданова Мария Леонидовна, Лукиных Людмила Михайловна

При выполнении эстетической реставрации необходимо учитывать все особенности каждого пациента и дело не только в восстановлении зубного ряда, но и в создании полной гармонии между лицом и зубами, учитывая строение лицевого скелета и возраст пациента. В архитектонике лица ведущее место отводится гармонии форм. Целью нашего исследования было изучить значение соотношения формы лица и зубов при выполнении реставрации прямым и непрямым методом, с учетом мнения и пожелания пациентов, а также при использовании дополнительных методов диагностики. В результате исследования можно сделать вывод о том, что удлинение верхних фронтальных зубов приводит к визуальному омоложению, удлинению лица.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Жданов Сергей Евгеньевич, Жданова Мария Леонидовна, Лукиных Людмила Михайловна

The meaning of the correlation of the form of face and teeth for aesthetic restoration

During aesthetic restoration all characteristics of every patient must be taken into account; and this concerns not only the restoration of the tooth row, but also the creating of the full harmony between face and teeth, considering the structure of the facial skeleton and patient’s age. The leading position in the facial architectonics is given to the harmony of forms. The aim of our research is to study the meaning of the correlation of the form of face and teeth in case of restoration, performed by direct and indirect methods, with the consideration of all opinions and wishes of the patients and with the use of additional diagnostic methods. The conclusion of the research is that the lengthening of upper frontal teeth leads to visual rejuvenation, facial lengthening.

Текст научной работы на тему «Значение соотношения формы лица и зубов для эстетической реставрации»

ЗНАЧЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ФОРМЫ ЛИЦА И ЗУБОВ ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕСТАВРАЦИИ

С.Е. Жданов, М.Л. Жданова, Л.М. Лукиных,

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Жданова Мария Леонидовна - e-mail: marikac3@mail.ru

При выполнении эстетической реставрации необходимо учитывать все особенности каждого пациента и дело не только в восстановлении зубного ряда, но и в создании полной гармонии между лицом и зубами, учитывая строение лицевого скелета и возраст пациента. В архитектонике лица ведушее место отводится гармонии форм. Целью нашего исследования было изучить значение соотношения формы лица и зубов при выполнении реставрации прямым и непрямым методом, с учетом мнения и пожелания пациентов, а также при использовании дополнительных методов диагностики. В результате исследования можно сделать вывод о том, что удлинение верхних фронтальных зубов приводит к визуальному омоложению, удлинению лица.

Ключевые слова: эстетическая реставрация, форма лица, форма зубов, пожелания пациентов при эстетической реставрации.

During aesthetic restoration all characteristics of every patient must be taken into account; and this concerns not only the restoration of the tooth row, but also the creating of the full harmony between face and teeth, considering the structure of the facial skeleton and patient's age. The leading position in the facial architectonics is given to the harmony of forms. The aim of our research is to study the meaning of the correlation of the form of face and teeth in case of restoration, performed by direct and indirect methods, with the consideration of all opinions and wishes of the patients and with the use of additional diagnostic methods. The conclusion of the research is that the lengthening of upper frontal teeth leads to visual rejuvenation, facial lengthening.

Key words: aesthetic restoration, form of face, form of teeth, patients' wishes for aesthetic restoration.

При выполнении эстетической реставрации необходимо учитывать все особенности каждого пациента, и дело не только в восстановлении зубного ряда, но и в создании полной гармонии между лицом и зубами, учитывая строение лицевого скелета и возраст пациента. Эстетический результат оценивается только тогда, когда рассматривается все лицо человека, а не изолированный участок полости рта, так как должно быть единство зубных рядов с лицом человека.

В архитектонике лица ведущее место отводится гармонии форм. Впервые форму головы, лица и их частей определяли с помощью индексов [1], представляющих собой процентное отношение между размерами: поперечно-продольный указатель, высотно-продольный и высотно-широтный.

Метод индексов применяется и в наши дни. Индексы позволяют сравнивать лица разного возраста, пола, этнической принадлежности. Научно обоснованные описания формы лица впервые встречаются в работах И. Вильямса (1913) [2]. Автор установил 4 формы лица:

- квадратный тип - боковые линии лица параллельны;

- треугольный тип - остро сходящиеся к нижней части боковые линии лица;

- овальный тип - с округленными боковыми линиями лица;

- овоидный тип - когда лицо имеет более широкие размеры под глазами.

В.Ю. Курляндский (1973) предложил способ определения типов лица непосредственно на пациенте [3]. Справа и слева в области трагусов и углов нижней челюсти автор плотно прижимал 2 линейки. Так им выделены 3 типа лица:

- квадратный - линейки параллельны;

- конический - при линейках, сходящихся книзу;

- обратно конический - линейки сходятся кверху.

В отличие от вышеперечисленных авторов Ли (1970) определял типы лица, соединяя конечные пункты трех лицевых линий: 1 - проводится над бровями на уровне нижних 2/3 высоты лба; 2 - на уровне скуловых дуг; 3 - на уровне углов нижней челюсти [4]. Он исходил из того, что лицо можно принять за квадрат, и в зависимости от того, какая часть квадрата изменяется, описывал 4 формы лица: квадратную, квадратно-суживающуюся, суживающуюся и овоидную.

В.А. Переверзевым (1987) была разработана анатомоклиническая классификация типов лица [5]. Главными признаки были выбраны высота и ширина лица, а также овальность лица. Эти признаки определяют форму, пропорции лица и его основных частей, то есть то, что в первую очередь оценивается визуально.

Красота лица непосредственно зависит от размеров, положения и формы зубов, сочетания и соответствия этих признаков между собой.

В литературе приведены данные по средней длине фронтальных зубов верхней челюсти 11-12 мм. По данным Н. Ыаедеге (2000) большинство людей имеют пропорциональные физические данные. Соотношение длины к ширине центральных зубов составляет 75-80% [6].

W. Викапд (2004) проводил измерения длины зубов у 100 пациентов в возрасте 20-25 лет и получил результаты, указанные в таблице 1 [7].

По мнению доктора I. 1_отЬагс1ае (1996), пол человека оказывает влияние на форму зубов, так, для женщин предпочтительны закругленные углы верхних резцов, а у мужчин

резцы с более прямыми углами, а Б. Ра11а (2005) отмечает, что гладкая и треугольная форма зубов характерна для женского пола, в то время как мужчины имеют более квадратные, массивные зубы с прямоугольной формой режущих краев, а также средняя ширина центральных, боковых резцов и клыков достигают 9 мм, 6,5 мм и 8 мм у мужчин и 8,5 мм, 6,5 мм и 7,5 мм у женщин [8].

Соотношение роста человека и длины верхних фронтальных зубов

Рост (м) Клык справа (мм) Второй резец справа (мм) Первый резец справа (мм) Первый резец слева (мм) Второй резец слева (мм) Клык слева (мм)

1,9 13 12 13 13 12 13

1,8 12 12 12 12 12 12

1,7 11 12 11 11 12 11

1,6 10 12 10 10 12 10

В частности, к одному из отличительных признаков полового деморфизма зубов относят их размеры. Установлено, что верхние резцы у мужчин на 0,1 мм шире, чем у женщин. Определенная закономерность выявлена и в ширине резцов и клыков: установлено, что у женщин верхние резцы шире, чем клыки, тогда как у мужчин они одинаковы [9].

При сравнении одних и тех зубов фронтальной группы легко обнаруживаются различия в размере и форме. Эти различия определили принципы деления зубов.

Исследование, проведенное в 2008 году на кафедре терапевтической стоматологии, показало следующие результаты: было обследовано 4 резца верхней челюсти у 450 пациентов, обратившихся за стоматологической помощью в стоматологическую поликлинику ГБОУ ВПО НижГМА Минздравсоцразвития России, всего обследовано 1800 зубов, из них 890 (49%) составила группа зубов овальной формы, 420 зубов - прямоугольной формы, 380 зубов квадратной формы и 110 зубов (7%) треугольной формы. В данном исследовании было проведено изучение зависимости цвета зубов и формы зубов, без учета формы лица.

В нашем исследовании мы попытались изучить зависимость формы лица и формы зубов и значение этой зависимости при выполнении реставрации с учетом мнений пациента.

Цель исследования - изучить значение соотношения формы лица и зубов при выполнении реставрации прямым и непрямым методом.

Материал и методы

Нами было проведено исследование формы лица и 4 передних зубов 300 пациентов, из них 158 женщин и 142 мужчины различных поликлиник Нижнего Новгорода, в возрасте от 20 до 60 лет. Также, 100 пациентам, которым были выполнены прямая и непрямая реставрации, была заполнена карта регистрации особенностей реставрируемого зуба, названная нами как «карта регистрации реставрации» (КРР) (таблица 2), с целью выявления пожеланий при выполнении реставрации была включена дополнительная графа «пожелания пациентов», где респондентам был задан вопрос о форме реставрируемых зубов: «Какой формы они хотели бы видеть свои зубы и имеет ли форма зубов для них какое-либо значение?», после чего проводили замеры длины,

Карта регистрации реставрации

Визуальный метод Аппаратурный/ приборный метод

шейка Цвет тело режущий край

длина Размер ширина толщина

Метод реставрации прямой непрямой

Изучение длины проводили с помощью штангенциркуля в

кресле при первоначальном осмотре пациента.

Изучение формы лица проводили с помощью визуального контроля и фотографирования с помощью Nikon COOLPIX S8000, далее в программе Photoshop CS3 версия 10,0 проводили линии, соединяющие скуловые кости и углы нижней челюсти, в зависимости от дивергенции и конвергенции этих линий определяли форму лица.

Определение типов резцов по форме проводили методом соединения сходящихся, расходящихся или параллельных линий, которые проводили через контактные поверхности (медиальную и дистальную), режущий край и шейку коронковой части вестибулярной поверхности зуба, получая таким образом, соответствующий контур. Только максимальное количество точек соприкосновения с контактной поверхностью позволяет получить соответствующий контур.

При выполнении реставрации прямым методом был использован материал GC GRADIA DIRECT Anterior. При выполнении реставрации непрямым методом была использована керамическая масса Shofu.

Результаты и их обсуждение

На вопрос о том, имеет ли значение форма зубов при выполнении реставрации, 81% респондент ответили, что форма имеет значение, из них 68% попросили сделать зубы «подлиннее», 13% попросили сделать зубы «покороче», у данных пациентов наблюдался горизонтальный тип стирае-мости зубов, оставшаяся часть (19%) возлагала надежды на опыт врача и предложила доктору «на свое усмотрение выполнить реставрацию».

Пациентам, которым были выполнены реставрации прямым и непрямым методами, было выявлено, что при использовании дополнительных методов измерения формы лица и формы зубов значительно облегчается работа врача-стоматолога и достигается эстетический результат со 100% гарантией.

Пациенты с различными формами лица желают придать зубам «первоначальную форму», в 99% случаев форма лица совпадает с желаемой формой зубов, исключение

составляет 1% пациентов, имеющих патологию лицевого скелета, полученную в результате чрезвычайных происшествий, что затрудняет определение первоначальной формы лица. Причем те пациенты, при опросе которых было выяснено, что в течении времени произошло снижение веса, желали воссоздать форму зубов более узкую, чем она была на самом деле.

Так, нами было изучено соотношение формы лица и зубов (рис.).

Результаты исследования соизмеримости формы лица и четырех резцов верхней челюсти позволили нам выделить шесть типов лиц: квадратное - 19% случаев, треугольное -10,1%, трапецевидное - 30% случаев, овальное (овоидное) -12,9%, овально-треугольное - 15,4% случаев, прямоугольное - 12,6%, что соответствует форме зубов.

Форма лица и формы зубов.

Изучив размеры 4 передних резцов в различных возрастных группах, были получены статистически достоверные результаты (р^0,05).

В нашем исследовании мы попытались изучить зависимость формы лица и формы зубов и значение этой зависимости при выполнении реставрации с учетом мнений пациента. Значение соотношения формы лица и реставрируемого зуба очень велико, так как при различных соотношениях

пациент воспринимается окружающими людьми по-разному. Таким образом, можно смело утверждать, что с удлиненной формой зубов пациенты выглядят намного моложе, чем с укороченной. Удлинение верхних фронтальных зубов приводит к визуальному омоложению, удлинению лица.

1. Ряховский А.Н. Форма и цвет в эстетической стоматологии. М.: ООО «Авантис». 2008. 208 с.: ил.

2. Золотухин В.А. Идентификация личности детей школьного возраста по стоматологическому статусу и рентгенографии. Дис. . кан. мед. наук. Москва. 2006.

3. Курляндский В.Ю. Судебно-медицинские аспекты с точки зрения стоматолога. Судебная стоматология. 1973. С. 17-20.

4. Скляров И.А., Жерехов Д.В. Эстетические параметры идеальной улыбки. Институт стоматологии. 2004. № 3. С. 62-63.

5. Переверзев В.А. Медицинская эстетика. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во. 1987. 240 с.

6. Салова А.В., Рехачев В.М. Прямые виниры фронтальных зубов. СПб.: Издательство «Человек», 2007. 79 с.

7. Bucking W. Реконструкция длины фронтальных зубов - сложная задача для специалиста. Квинтэссенция. 2004. № 5. С. 43-48.

8. Аболмасов Н.Г. Значение исследования зубов для определения пола и возраста. Стоматология. 1969. № 3. С. 78-79.

9. Brown W.A. B. Identification of Human Teeth. Inst. of Archaeol. 1985. Bulletin. № 21/22ю. Р. 31-34.

10. Радлинский С. Восстановление длины нижних передних зубов. Дент Арт. 2003. № 4. С. 34-37.

11. Туати Б., Миара п., Нэтенсон Д. Эстетическая стоматология и керамические реставрации. Пер. с анг. М.: Издательский Дом «Высшее образование и Наука», 2004. 448 с.

12. CAD/CAM - технологии: конкуренция ужесточается? LAB. Журнал для ортопедов и зубных техников. 2006. № 3. С. 15-18.

13. Pradella S., Marchini C. Эстетическая реставрация центральных зубов верхней челюсти. Новое в стоматологии. 2007. № 8. С. 34-51.

Влияние прикуса на черты лица

Выражение, размер и форма наших лиц зависят от специфики строения лицевого скелета. Это, кстати, позволяет с большой достоверностью восстанавливать внешний вид давно живших людей по их черепам.

Поскольку прикус обусловлен размерами, формой и взаимоотношением челюстей, он оказывает самое непосредственное влияние на то, как выглядит наше лицо.

Ознакомившись с представленной ниже информацией, вы узнаете, чем вызываются те или иные диспропорции лица, и как их можно исправить.

Содержание статьи:

Недоразвитый подбородок и опущенные уголки губ

Причиной такого лица является несоответствие величины, формы и положения челюстей и зубных рядов в передне-заднем направлении. Нижняя челюсть западает относительно верхней, из-за чего лицо выглядит детским, нерешительным и немного даже глуповатым.

Стоматологи называют аномалию, приводящую к такому лицу, по-разному – прогнатией, дистальным прикусом, верхней макрогнатией. Дистальный тип – третья по частоте встречаемости (вслед за суженными рядами и глубоким прикусом) зубная аномалия.

Влияние прикуса на овал лица

По различным данным ей подвержено 6-13% людей, что составляет около 30% среди всех зубных аномалий. Визуально прогнатия проявляет себя следующими особенностями:

  • выпуклость лица;
  • уменьшение его нижней трети;
  • короткая верхняя губа (при этом нижняя губа оказывается позади верхних резцов);
  • несмыкание губ;
  • полуоткрытый рот;
  • выраженные подбородочные складки.

Причины очень разнообразны по времени проявления и патогенезу:

    Это, прежде всего пороки развития зубочелюстного аппарата во внутриутробном периоде. В процессе роста эмбриона прогеническое и прогнатическое положение челюстей несколько раз сменяют друг друга.

Но в конце концов ребенок рождается с прогнатическим (младенческая ретрогения) прикусом, максимально благоприятным для грудного сосания, стимулирующего рост нижней челюсти.

И когда у малыша прорастают молочные резцы, соотношение челюстей становится ортогнатическим, то есть правильным.

  • Искусственное вскармливание, при котором от ребенка не требуется больших усилий по сосанию, вследствие чего нижняя челюсть не развивается так, как должно.
  • Нейрогуморальные факторы, обеспечивающие скоординированную работу мышц, участвующих в жевании. Например, гипертонус мышц, который смещает нижнюю челюсть вперед.
  • Неблагоприятные особенности и болезни раннего детского возраста (рахит, вредные привычки, ротовое дыхание, удаление «молочников» без замещения их протезами и пр.).
  • Лечение осуществляется в зависимости от формы и выраженности аномалии. Считается, что при своевременном раннем лечении у 80% пациентов дистальный прикус можно устранить аппаратами функционального действия.

    Арсенал средств лечения аномалии очень широк, и включает в себя большое количество съемных и несъемных ортодонтических аппаратов. Их правильное использование приводит успешному решению проблемы.

    В сложных случаях, особенно у взрослых, не исключается хирургическое вмешательство.

    Головная боль неправильный прикус
    Почему специалисты часто связывают неправильный прикус с головной болью, обоснованные доказательства связи.

    Заходите сюда, если интересует можно ли исправить прикус винирами.

    Уменьшенная форма

    Уменьшение вертикального размера лица, вернее, нижней его трети, происходит при глубоком прикусе. Так называется аномалия, при которой резцы нижней челюсти перекрываются резцами верхней более чем на 1/3 коронковой части, что составляет в среднем 2,7 мм.

    Патология может развиваться в разных прикусах – молочном, сменном и постоянном. Глубокий прикус – одна из наиболее распространенных аномалий. Частота ее проявления составляет 9-51%. Большой разброс этих цифр объясняется различным толкованием аномалии разными специалистам.

    Аномалия приводит к тому, что при смыкании челюстей альвеолярные гребни нижней и верхней челюсти располагаются друг к другу ближе, чем требуется по норме.

    • нижняя часть лица укорачивается;
    • губа оказывается вывернутой;
    • щеки выпячиваются;
    • резко проявляются подбородочная и носогубные складки;
    • подбородок может незначительно западать по отношению к верхней челюсти.

    Из внутриротовых проявлений отмечают:

    • протрузию верхнечелюстных и ретрузию нижнечелюстных фронтальных зубов;
    • их скученность;
    • характерную, выпукло-вогнутую конфигурацию нижней челюсти;
    • неправильное развитие ВНЧС;
    • задержку в развитии нижней челюсти.

    Влияние прикуса на внешность

    Органические нарушения ведут к функциональным:

    • Снижается эффективность жевания из-за преобладания шарнирных движений НЧ (открывание-закрывание рта).
    • Откусывание пищи осуществляется боковыми зубами.
    • Из-за малого промежутка между зубами речь звучит «сквозь зубы».

    Причины разнообразны, и по-разному толкуются специалистами. Однако основные из них не вызывают разногласий:

    • Это наследственность, особенно в случае блокирующего глубокого прикуса.
    • Нарушение последовательности и задержка прорезывания постоянных единиц.
    • Раннее удаление или разрушение клинических коронок боковых зубов.
    • Укорочение клинических коронок зубов в сменном периоде, приводящее к установке первых постоянных элементов с западением относительно окклюзионной плоскости. Остальные зубы устанавливаются по первым молярам и также оказываются ниже окклюзионной плоскости.
    • Вредные привычки.
    • Нарушение координации жевательных мышц, которое может задерживать развитие боковых сегментов.

    Высказывается точка зрения, что причиной развития могут быть нарушения в опорно-двигательном аппарате – неправильная осанка, сколиоз и пр.

    Лечение применяется преимущественно аппаратурное – проводится с помощью съемных и несъемных ортодонтических устройств. В тяжелых случаях используют комплексные решения с хирургическим вмешательством.

    Тяжелая нижняя челюсть

    «Тяжелая» нижняя челюсть – это последствие аномалии, называемой мезиальным прикусом, (нижней макрогнатией, прогнатией). Ее встречаемость по разным данным колеблется от 1 до 12%.

    Наиболее визуально выраженным проявлением является тяжелая, выступающая вперед нижняя челюсть. От этого выражение лица кажется напряженно-агрессивным или обиженным.

    Средняя треть лица вместе с верхней губой западает, нижняя увеличена и выступает вперед. Человек выглядит старше своих лет.

    Нарушения можно подразделить на лицевые (визуальные) и внутриротовые. К лицевым относятся:

    • выдвижение вперед подбородка;
    • западение (вдавливание) средней области лица;
    • выдвижение нижней губы, иногда с выворотом;
    • удлинение нижней трети лица с одновременным ее сужением;
    • углубление носогубных складок.

    Тяжелая нижняя челюсть

    Внутриротовые нарушения включают:

    • обратное перекрытие;
    • язычный наклон нижнечелюстных фронтальных зубов;
    • тремы и диастемы;
    • макродентия зубов, чаще верхнечелюстных;
    • дистопия зубов, выражающаяся в тесном положение нижних фронтальных единиц, способствующем отложению зубного камня, кариесу и гингивиту;
    • несоответствие верхних и нижних зубных дуг и апикальных базисов друг другу.

    Не менее важны для здоровья и скрытые последствия. К ним относятся:

    • перенапряжение в ВНЧС, приводящее к органическим и функциональным нарушениям в суставах;
    • нарушение жевания;
    • пародонтит и пародонтоз;
    • гипертонус мышц челюстно-лицевого аппарата.

    Последствием аномалии может стать и нечеткая, шепелявая речь.

    Существуют разные виды мезиального прикуса. К основным относят ложную и истинную прогению. Причины аномалии подразделяют на наследственные, врожденные и приобретенные.

    С точки зрения частоты встречаемости и простоты исправления наиболее важны третьи – приобретенные прогнатии, которые могут вызываться следующими факторами:

    • Вредные привычки.
    • Разнообразные причины, заставляющие ребенка выдвигать вперед свою нижнюю челюсть – нестершиеся молочные зубы, увеличенные язычные миндалины и пр.

    В результате со временем формируется стереотип, вызывающий привыкание мышц и суставов к новому положению. Если патология возникает в детском и подростковом возрасте, это формирует лицевой скелет с характерными признаками.

    • Ранняя потеря зубов. Чтобы облегчить пережевывание пищи при отсутствии зубов, ребенок смещает нижнюю челюсть вперед, что приводит к вышеописанному результату.

    Лечение мезиального прикуса и восстановление нормального строения лица состоит в комплексном использовании внутриротовых и внеротовых ортодонтических устройств. Конкретные виды аппаратов зависят от формы аномалии.

    Одними внутриротовыми аппаратами справиться с патологией сложно. Во многих случаях для сдерживания смещения и роста нижней челюсти приходится использовать подбородочную пращу.

    Прикус и речь
    Каким образом неправильный прикус влияет на речь и какие можно предпринять меры.

    В этой публикации поговорим о влиянии прикуса на позвоночник.

    Впалые щеки и приоткрытый рот

    Овальное, удлиненное в нижней трети лицо, приоткрытый рот, глуповато-удивленное выражение и впалые щеки могут свидетельствовать об открытом прикусе.

    Это такое состояние зубочелюстного аппарата, при котором отсутствует смыкание фронтальных или боковых зубов.

    Аномалия наблюдается в разных возрастах. Скрытые проявления открытого прикуса зависят от того, смыкание каких групп зубов отсутствует. Чаще всего отмечаются следующие признаки:

    • Пересыхание губ и слизистых оболочек из-за приоткрытого рта.
    • Затрудненное откусывание и неэффективное жевание. Среди движений НЧ преобладают шарнирные, что приводит к участию в жевании языка, который разминает пищу.
    • Нарушение произношения некоторых звуков, в частности, шипящих и язычно-губных.
    • Ротовое дыхание.
    • Инфантильное (младенческое) глотание.
    • Сжатие губ с целью скрыть недостаток.
    • Удлинение или укорочение верхней губы.
    • Обнажение из-под верхней губы режущего края фронтальных зубов. При этом может быть виден язык, закрывающий промежуток между рядами.
    • Напряженная нижняя губа.
    • Сужение и асимметричность верхней зубной дуги, вследствие чего изменяется форма дна гайморовой пазухи и нёба.
    • Тесное расположение фронтальных зубов, на которых обычно видны дефекты зубных тканей – кариес, гипоплазия, выемки и углубления на режущих кромках. Сосочки десен нередко гипертрофированы, отечны, и кровоточат.

    Как и в других случаях зубных аномалий, точных, строго подтвержденных и признаваемых всеми причин открытого прикуса не существует.

    Однако большинство ортодонтов сходятся в том, что к открытому прикусу приводят вредные привычки, дыхание ртом, нарушение речи и глотания, дискоординация околоротовых мышц, помещение языка между зубами и пр.

    Асимметрия

    Причины асимметрии лица

    Асимметрия лица наблюдается у пациентов, которые имеют перекрестный прикус. Патология наблюдается у 2-6% населения, и является самой тяжелой среди всех аномалии. Ее коррекция требует длительного активного лечения и обязательного ретенционного периода.

    При перекрестном типе нарушено перекрытие верхними зубами нижних в поперечном (трансверсальном) направлении. Жевание осуществляется преимущественно одной стороной, что приводит к неравномерному истиранию зубных рядов.

    Перегруженные жеванием зубы подвержены кариесу. Создаются благоприятные условия для развития пародонтоза и пародонтита. Страдает ВНЧС (затрудненное открывание рта, болезненные ощущения и хруст в суставах, головная боль). Возникают сложности при протезировании.

    Клиническая картина многообразна, и зависит от его формы. Общим признаком является выраженное нарушение формы лица – подбородок сдвинут в сторону, противоположная часть лица уплощена.

    Кроме визуальных изменений, имеются и другие, менее заметные, но серьезные нарушения.

    • Изменение углов нижней челюсти – на стороне смещения близки к 90°, на противоположной могут быть 135-140°.
    • Укорочение тела и ветви нижней челюсти на стороне смещения.
    • Нарушение жевания из-за уменьшения окклюзионных контактов.
    • Ограниченность боковых движений нижней челюсти, также приводящая к снижению жевательной эффективности.
    • Наличие на слизистой щек следов прикусывания.
    • Нарушение речи из-за изменения положения языка.

    Причины не менее разнообразны, чем его проявления. К развитию аномалии могут приводить следующие факторы:

    • Воспалительные процессы в пародонте.
    • Жевание одной стороной.
    • Ротовое дыхание.
    • Нарушение порядка и сроков прорезывания зубов.
    • Врожденные расщелины нёба.
    • Системные болезни.
    • Нарушение кальциевого обмена.
    • Травмы.

    Лечение производится съемными и несъемными ортодонтическими устройствами (аппараты для расширения челюсти, брекеты и пр.).

    В видео специалист рассказывает, как изменяется лицо после лечения прикуса.

    Выводы

    Нарушение прикуса, приводящее к изменению размеров, формы и выражения лица происходит вследствие врожденных и приобретенных факторов. К последним приводят неправильное сосание, вредные привычки, своевременно не произведенное лечение.

    Врожденные аномалии исправляются труднее, чем приобретенные. Однако степень их проявления не является неизбежной, усиливается или ослабляется социальными факторами. В большинстве случаев врожденные аномалии могут устраняться полностью своевременным и правильным лечением.

    Коррекция у взрослых происходит сложнее и дольше, чем у детей. Поэтому важно не упустить время, и своевременно заняться лечением.

    Патологическое изменение приводит не только к ухудшению эстетики лица, но и органическим и функциональным нарушениям зубочелюстного аппарата, вызывающим болезни других органов и систем.

    Наиболее частой, но одновременно и легко устраняемой причиной нарушения прикуса являются вредные привычки (сосание посторонних предметов и собственной губы, закусывание нижней губы, просовывание языка между зубами) и неправильные позы (постоянное подпирание челюсти кулачком, сон с подбородком, упертым в грудь, и пр.). С ними необходимо вести неустанную и последовательную борьбу.

    Самым важным условием благоприятного исхода является своевременное обращение пациента к стоматологу, точное диагностирование и принятие решения об ортодонтическом лечении.

    Последствия игнорирования проблемы могут быть серьезными для общего здоровья пациента, его психологического состояния и качества жизни.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    красивая улыбка

    Если Вы хотите улучшить внешний вид своей улыбки, если Вам что-то в ней не нравится, но Вы не можете точно и правильно сформулировать что именно, если Вы хотите говорить со своим стоматологом об эстетике Вашей улыбки на одном языке, то следующая заметка как раз для Вас.

    Природа (или Бог… это уж в зависимости от Ваших взглядов на жизнь) сделала нас разными. И в нашей неповторимости и уникальности есть своя прелесть. Но что делать, когда эта уникальность слишком уж выбивается за рамки наших же представлений о красоте? Как сформулировать свои претензии к природе (а может быть и к предыдущему вмешательству стоматологов)? Для оценки эстетической составляющей нашего лица, губ, зубов - всего того, что рождает красивую гармоничную улыбку, оказывается, существует очень много параметров. Именно ими и пользуются (по крайней мере, должны пользоваться) стоматологи при планировании изменений в Вашем облике. Поскольку различных нюансов весьма и весьма много, а у меня нет задачи каждого из Вас сделать экспертом в области эстетической стоматологии, то остановимся на десяти наиболее простых и наиболее важных.

    1. Параллельность горизонтальных ориентиров.

    Один из самых важных признаков гармоничной улыбки – это параллельность воображаемых линий: межзрачковой линии (на рисунке синяя линия, соединяющая правый и левый зрачок глаза) и линии губ (на рисунке красная линия, проведенная между уголками рта).

    эстетика лица

    Обе эти линии также должны быть параллельны линиям, соединяющим края центральных резцов (зеленая) и режущие бугорки клыков (голубая)

    гармоничная улыбка

    2. Линия улыбки.

    Линия улыбки проходит по режущим кромкам передних верхних зубов (на фото показана сплошной чертой) и должна в идеале повторять изгиб верхнего края нижней губы (на фото показан пунктиром), т.е. быть выпуклой.

    правильная улыбка

    3. Уровень десны.

    Привлекательно и более эстетически выглядит улыбка, в которой линия, соединяющая шейки зубов (показана пунктиром), повторяет линию верхней губы, а уровень обнажаемой при улыбке десны симметричен справа и слева. При этом при максимально открытой улыбке должны быть заметны лишь десневые «треугольники» между зубами и небольшая полоска десны над ними (шириной не более 2-3 мм).

    гармония улыбки

    Таким образом, десна вокруг верхних зубов, верхняя и нижняя губы образуют своеобразную рамку для Вашей улыбки. Если за рамкой не видно «картины», то такая улыбка не будет выглядеть привлекательно.

    десневая улыбка

    Чрезмерная визуализация десны (так называемая «десневая улыбка») устраняется чаще всего с помощью хирургического вмешательства, ортодонтического лечения, а также косметологических вмешательств (например, инъекции ботокса в верхнюю губу, увеличение верхней губы и т.п.).

    4. Вертикальная симметрия и средняя линия.

    Линия, проходящая через центр лица, должна проходить ровно между центральными резцами верхней челюсти. Несовпадение этих линий вызывает ощущение дисгармонии даже при беглом взгляде на Вашу улыбку со стороны. При этом совершенно не обязательно, чтобы она так же прошла и между центральными нижними резцами. Во-первых, полное совпадение редко когда встречается, а, во-вторых, это никоим образом не влияет на эстетическое восприятие Вашей улыбки при взгляде со стороны.

    красивая улыбка

    5. «Золотая пропорция».

    Принцип золотой пропорции применительно к улыбке в эстетической стоматологии состоит в том, что при взгляде на ее спереди строго по центру соотношение видимой ширины передних зубов должно быть примерно таким – 0.6 (ширина клыка): 1 (ширина бокового резца): 1.6 (ширина центрального резца).

    пропорциональная улыбка

    Как видно на фото, ширина видимой части остальных зубов (4-ки, 5-ки) должна последовательно уменьшаться, создавая ощущение перспективы.

    6. Пропорции зуба.

    Центральные резцы верхней челюсти всегда привлекают к себе особое внимание, т.к. лучше всего видны при разговоре и улыбке. Поэтому очень важно, чтобы их пропорции были правильными. Наиболее гармонично выглядят зубы, имеющие отношение ширины зуба к его длине примерно 0.7-0.8 : 1

    пропорции зуба

    При этом в разном возрасте это соотношение может меняться. Из-за физиологической стираемости зубов в более зрелом возрасте это соотношение стремится к пропорции 1 : 1. Поэтому при желании «омолодить» улыбку нужно, как правило, увеличить длину зуба.

    7. Межрезцовые углы.

    Межрезцовые углы – это промежутки между режущими краями передней группы зубов.

    красивые зубы

    При гармоничном построении зубов эти углы должны последовательно увеличиваться от центра к периферии: от небольшого закрытого угла между центральными резцами, до более прямого и даже открытого угла между 2 и 3 зубами.

    красивые коронки

    Стираемость зубов приводит к уменьшению или полному отсутствию межрезцовых углов, что старит пациента, когда он улыбается.

    При этом для «женских» зубов характерны скругленные уголки резцов, для «мужских» - более прямые.

    8. Зенит десневого контура.

    Зенит десны – это наиболее вогнутая ее часть вокруг шейки зуба (на фото обозначен точками).

    уровень десны

    Уровень зенитов около разных зубов в зоне улыбки должен быть на разном уровне. У центральных резцов и клыков – примерно на одном уровне (или чуть выше у клыков), у боковых резцов – несколько ниже и тех, и других (как показано линиями на фото). При этом не менее важно, чтобы зениты на симметричных зубах были на одном уровне. Это особенно важно учитывать, если при улыбке эта зона становится заметной. Когда даже при самой открытой улыбке десна не обнажается, то идеально симметрично выставлять зениты нет серьезной необходимости.

    некрасивая десна

    В данном случае обращает на себя внимание слишком низкий уровень зенита на зубе 12, он значительно ниже симметричного ему зуба 22. Также есть незначительная разница в положении зенитов на центральных резцах (зубы 11 и 21). В результате лечения, эти недостатки были устранены, что и видно на первой фотографии.

    9. Положение режущих краев.

    Режущие края центральной группы зубов также располагаются на разном уровне. У центральных резцов и клыков – примерно на одном уровне, у боковых резцов – чуть выше (как отмечено линиями на фото).

    ровные зубы

    Опять же в силу стираемости зубов с возрастом режущие края зубов становятся на одном уровне, соединяющая их линия приобретает не выпуклый, а прямой вид, а иногда (при повышенной патологической стираемости) – даже вогнутый. Поэтому, чтобы сделать улыбку более «молодой» нужно взаимоотношение режущих краев вернуть к гармоничному.

    Также можно отметить, что доминирование центральных резцов над боковыми резцами и клыками также придает улыбке более юный вид.

    Доминирование клыков, их острые выдающиеся режущие бугорки делают улыбку более агрессивной. Этот эффект основан на том, что в природе длинные острые хорошо развитые клыки характерны для хищников, вся философия существования которых основана на агрессии к своей добыче.

    10. Межзубные десневые сосочки.

    Десневой сосочек – это та часть десны, которая заполняет межзубной промежуток (на фото отмечены линиями).

    десневой сосочек

    Расположение и внешний вид сосочков определяется подлежащей костью, которая имеет точно такой же контур. При наиболее оптимальном варианте вершины десневых сосочков распологаются как на фото (отмечено точками) – между центральными резцами десневой сосчек наиболее длинный, и постепенно к периферии его длина уменьшается. При этом все они должны иметь здоровый внешний вид – треугольную форму с острой вершиной, розовый цвет, отсутствие отечности.

    При различных заболеваниях пародонта, а также при неправильно выполненных реставрациях десневой сосочек может воспаляться, приобретая более темный (или даже синюшный) цвет, теряя свою остроконечную форму, или даже может полностью исчезнуть. При этом между зубами образуются неэстетичные черные промежутки.

    некрасивая десна

    Вот так выглядит основной, но еще далеко не полный список тех параметров, которые нужно оценивать и учитывать при планировании и создании идеальной улыбки. Чем и занимается эстетическая стоматология. Теперь Вы можете сами оценить насколько Ваша улыбка близка к идеальной. И я надеюсь, что эта заметка поможет Вам лучше понять, что конкретно Вы бы хотели изменить и улучшить. Ведь это значительно облегчит взаимопонимание между Вами и Вашим стоматологом.

    Восстановление эстетики в ходе ортопедического лечения является важным аспектом стоматологии, особенно – в эру нынешних цифровых технологий. В ряде исследований были продемонстрированы преимущества компьютерного планирования и визуализации будущих результатов лечения, что способствовало их прогнозированному и успешному достижению. Большинство современных стоматологических программ включают функцию цифрового дизайна улыбки, принцип которого предусматривает учет параметров конфигурации лица. Все подходы к цифровому моделированию улыбки предусматривают получение фотографии лица пациента в состоянии улыбки. Выражение лица пациента – это то, что позволяет сформировать окружающим первое впечатление о нем, и именно поэтому – улыбка в структуре лицевого профиля имеет важно социальное значение. Центральные резцы верхней челюсти являются крайне влиятельной составляющей лицевого профиля. В данной статье будет представлен случай эстетической реабилитации передний области верхней челюсти с применение виниров без проведения процедуры препарирования.

    Цифровой дизайн улыбки с учетом конфигурации лица

    В ходе лечения в качестве референтных во внимание принимались такие параметры как ожидания пациентка, форма зубов, особенности материалов, из которых изготавливали виниры, их текстура, а также внешняя конфигурация лица. Особенность данного клинического случая состояла в том, что, по сути, требовалось сформировать новую анатомическую форму зубов, закрыв при этом имеющиеся между ними пространства. Кроме того, в ходе лечения требовалось изменить дистальный наклон правого центрального резца верхней челюсти с дальнейшим его позиционированием в надлежащем осевом положении. Коррекции также требовал внешний контур десен для формирования эстетически-приемлемого пришеечного контура.

    Техника вмешательства

    Основываясь на анатомических концепциях и имеющейся конфигурации лица, для изготовления ортопедических конструкций в лаборатории использовали подход и классификацию именуемые «Стоматологические анатомические комбинации». Данный подход позволяет стоматологам воссоздавать вариативную анатомию зубов, а не придерживаться лишь стандартных форм. Базовый принцип данной методики состоит в том, что сегментировать и комбинировать две или даже три формы стандартной анатомии зубов, воссоздавая их индивидуальную форму. Сначала, поверхность зуба условно сегментирую на маленькие участки: например, на центральный, мезиальный и дистальный сегменты. При необходимости данные сегменты можно разделить еще пополам, с получением отдельны мезиальной пришеечной, мезиально режущей, дистально пришеечной и дистальной режущей зон, а также зон тела зуба с дистальной и мезиальной сторон соответственно. Для воссоздания конечной формы зуба, полные или половинные сегменты можно комбинировать, стараясь повторить естественную анатомию. Подход предполагает нумерацию в форме 1:3, 1:2, ½:3, ½:3, которая указывает, какой сегмент был использован (первая цифра до двоеточия указывает на то, учитывали ли сегмент полностью, или лишь его половину), а также то, с каким количеством базовых форм зубов проводилась рекомбинация (втора цифра после двоеточия). Первый дополнительный класс 1:3 предусматривает учет одного полного сегмента, который воссоздают путем рекомбинации 3 основных форм зубов, в результате чего можно получить 6 разных типов комбинаций (фото 3a и b).

    Фото 1a и b. Фаза временных реставраций: анализ лица пациента и репродукция конфигурации лица в форме реставраций на имплантатах.


    Фото 2. Сегментация поверхности зуба.


    Фото 3a и b. Дополнительные классы 1:3: комбинации трех базовых форм.


    Второй дополнительный класс, 1:2, предусматривает учет одного полного сегмента, который воссоздаёт путем комбинации двух основных форм зубов. Это позволяет воссоздать 18 различных форм зубов. Третий и четвертый дополнительные классы – ½:3 и ½:2 соответственно, предусматривают учет половины сегмента, которые воссоздают путем рекомбинации 3 или 2 основных форм зубов. Условно разделяя зуб в вертикально мили косом направлении на две части, сформированные сегменты можно восстанавливать, варьируя их форму, таким образом предавая реставрации более динамический вид.

    Клинический случай

    Анализ конфигурации лица пациента начинается с детализации его бифронтальных, бискуловых и биверхнечелюстных участков (приставка «би» используется только для обозначения факта анализа лица с обеих сторон), с проектированием собственно контура конфигурации лица и сопоставляя его с будущим профилем двух центральных резцов верхней челюсти. Таким образом достигают эффект полной индивидуализации улыбки (фото 4а-d). С помощью винирных конструкций, которые сопоставляют на модели альвеолярного гребня, удается спрогнозировать изменения на уровне мягких тканей (фото 5-8).

    Фото 4a и d. Анализ лица пациента. Формы зубов позиционированы поверх контура лица.


    Фото 5. Модель с репродукцией контура мягких тканей.


    Фото 6. Модель с видом зубов до лечения.


    Фото 7. Вид на модели-рефракторе.


    Фото 8a и b. Модификация контура мягких тканей.


    Виниры изготавливали техникой послойного нанесения полевошпатной керамики. Поскольку для работы был выбран оттенок А1 (Creation, KLEMA Dental produkte), то на пришеечной части винира применяли оттенок А1 Dentin, а на участке от средней части зуба в направлении до режущего края – BD-A Dentin. Белый прозрачный образец керамического материала сопоставляли со поверхностью зуба в проекции «тела» коронки, дабы оценить точность подбора оттенка. В области режущего каря виниров применяли несколько прозрачных керамических масс, которые модифицировали при помощи разных цветных оттенков (фото 9-13).

    Фото 9a и b. Нанесение керамики. а. Вид после первого обжига.


    Фото 10-11. Виниры с вертикальным бороздами, готовые для окраски под микроскопом.


    Фото 12. Конечный результат после глазурования и окончательной обработки.

    Фото 13. Сегментирование особенностей наложения керамических масс.


    После глазурования и полировки виниры изымали из рефракторной модели, и припасовывали на гипсовой мастер-модели. Для оценки точности посадки использовали операционный микроскоп. После этого проводили еще один дополнительный этап полировки для сглаживания краев реставрации (фото 14-17). На данном этапе виниры уже были полностью готовы для проведения примерки в полости рта и дальнейшей фиксации. Важным аспектом реабилитации остается точность границ, ведь необходимо понимать разницу между визуальным профилем и углом профиля. Визуальный профиль подразумевает точное соотношение между поверхностным контуром мягких тканей и вестибулярным контуром поверхности зуба, при котором вестибулярный контур поверхности зуба не должен перекрывать имеющейся контур мягких тканей. Таким образом точность визуального профиля зависит от мягких тканей и внешнего контура зуба. Угол профиля же ассоциирован с точностью соотношения между техническим краем винира и клинически отпрепарированной линией уступа. Данный показатель свидетельствует о точности «подгонки» виниров по отношению к наклону края препарирования. Логично, что угол профиля винира влияет на визуальный профиль реставрации в целом (фото 18).

    Фото 14. Вид виниров после полировки.

    Фото 15-17. Четкая финишная линия и текстура виниров.


    Фото 18. Визуальный профиль (профиль прорезывания) и угловой профиль. Визуальный профиль (слева) соотношения между областью мягких тканей и внешней поверхностью зуба. Угловой профиль (справа) – соотношения между финишной линией виниров и клинической финишной линией препарирования.


    Заключение

    Техника, описанная в данной статье, предусматривает реализацию концепции планирования индивидуальной формы зуба исходя из профиля лица пациента. Понимая все возможности анатомических конфигураций, путем комбинации вариаций отдельных сегментов зубов и режущего края, можно воссоздать индивидуальную морфологию внешнего профиля зуба, отказавшись от стандартных вариантов такового. С технической точки зрения крайне важно определиться с подходом к планированию и дизайну различных контуров улыбки, позволяющих максимально имитировать вид естественных зубов (фото 19-22). Путем комбинации цифрового и аналогового протоколов стоматолог и техник могут разработать совместный конструктивный путь к индивидуализации формы зубов, исходя из конфигурации профиля лица пациента, таким образом обеспечивая максимальный прогнозированный исход эстетической реабилитации.

    Фото 19. Фото лица пациента до лечения.


    Фото 20. Вид зубов до лечения.


    Фото 21a и с. Вид виниров без препарирования: с 13 по 23 зубы.


    Фото 22a и b. Индивидуализация улыбки. Гармоническое соотношение формы зубов с внешней конфигурацией лица.

    ВОПРОСЫ ЭСТЕТИКИ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

    В связи с возросшим культурным уровнем современных людей полноценное восстановление внешнего вида лица, нарушенного потерей зубов, считается необходимым для всех больных, вне зависимости от их общественного положения, профессии, возраста, что стало возможным в связи с налаживанием широкого производства и выпуска искусственных зубов различных фасонов, размеров и расцветок, а также материалов — пластмасс, фарфора и др. Однако врачам-ортопедам необходимы также определенные знания из области эстетики.

    Эстетика (греч. aisthesis) — это философское учение о искусстве и художественном творчестве. Как наука эстетика изучает сейчас все сферы эстетического освоения действительности, касается любой творческой деятельности людей. Складывалось это учение прежде всего в недрах искусства и разрабатывалось многие века художниками, скульпторами, музыкантами и философами. Однако подлинно научной теорией эстетика вооружилась лишь с появлением философской теории марксизма. Впервые создав подлинную науку о природе и обществе, марксизм определил место и искусства (как объекта эстетики) среди других общественных явлений, а также его происхождение, природу и сущность.

    В каждой науке существуют свои научные понятия, категории, методы. Для эстетики такими категориями являются понятия прекрасного, красивого, причем существует строгое различие между красотой и украшением.

    Общепринято, что красота сопутствует здоровью человека. Поэтому трудно переоценить роль врача-ортопеда, который призван путем ортопедического лечения, с одной стороны, восстанавливать у больных нарушенную или полностью утраченную функцию зубочелюстной системы, а с другой — способствовать возвращению пациентам эстетически полноценной конфигурации лица.

    Художественно-эстетический метод, который применяют в эстетике, охватывает многие дисциплины и средства, такие, как физика (оптика, цвет), психология восприятия (иллюзии, эмоции), средство художественной выразительности, перспектива и пр. Включает этот метод и биометрию, дающую хотя и средние, но достаточно объективные цифровые данные.

    Перечисленные и многие другие средства врач-ортопед применяет в процессе конструирования протезов, стараясь сделать их наиболее приближенными к естественным зубам. Кроме того, врач руководствуется в своей работе основным принципом эстетики — законом гармонии. Закон гармонии в приложении к нашей специальности может быть сформулирован следующим образом: Единство формы и функции, целостность построения зубочелюстной системы, соразмерность и пропорциональность отдельных ее элементов.

    Эстетические факторы ортопедического лечения многогранны, но прежде всего они включают в себя понятия гармонии формы и гармонии функции.

    Гармония формы означает соразмерность, пропорциональность отдельных элементов лица и зубочелюстной системы в покое. Например, наиболее привлекательными будут такие форма и размер зубов, которые соответствуют форме и величине лица человека, его головы, т. е. которые будут находиться в соответствии с общей конфигурацией лица и его элементов.

    Гармония функции означает правильные гармоничные движения нижней челюсти, сокращения жевательных и мимических мышц, правильное соотношение отдельных элементов лица и органов зубочелюстной системы во время речи, жевания, глотания. Если имеют место какие-либо приспособительные движения нижней челюсти во время жевания, производящие отрицательное впечатление,— считается, что нарушена эстетика функции жевания.

    Неправильное произношение звуков речи, зависящее от протезов, следует диагностировать как нарушение эстетики речи. Применительно к постановке искусственных зубов эстетически полноценной функциональной постановкой будет такая, при которой зубы выглядят естественно как в покое, так и при улыбке, смехе, разговоре, еде.

    Ортопедическое лечение в эстетическом плане направлено, с одной стороны, на воспроизведение идеального образа лица человека, его зубочелюстной системы, а с другой — на отображение отклонений от идеального, т. е. восстановление индивидуального.

    В эпоху расцвета греческого искусства великий скульптор Поликлет (V век до н. э.) создал фигуру человека, получившую название «канона», которая долгое время служила руководством при определении пропорциональности частей тела человека (Поликлетом было установлено, например, что длина головы составляет 1/8 длины тела, а длина лица 1/10 длины тела). Для стоматолога-ортопеда таким каноном является ортогнатический прикус и все его признаки — зубные, мышечные, суставные, включая и конфигурацию лица в фас и в профиль, характерную для ортогнатического прикуса. Знание признаков ортогнатического прикуса помогает создать «идеальную», а вернее, среднюю, наиболее часто встречающуюся форму зубочелюстной системы. Но этого мало. Необходимо также найти признаки, присущие только данному человеку, т. е. воспроизвести индивидуальное. И в этой части своей работы врач-ортопед очень близок к художнику, потому что, совершенствуясь в искусстве, живописец или скульптор проходит те же два этапа творческого роста: от принятого канона к воплощению индивидуального образа.

    Восстановлению индивидуальных черт лица помогает изучение фотографий, сделанных до потери зубов; измерения на лице с использованием относительно постоянных анатомических ориентиров на костях и мягких тканях лица.

    Важным, определяющим эффективность протезов в эстетическом и в не меньшей степени фонетическом отношении, являются выбор и постановка фронтальных зубов. Многие исследователи пытались найти какие-либо закономерности в построении отдельных элементов зубочелюстной системы и выработать эстетические критерии для постановки искусственных зубов.

    Частое соответствие между формой лица и центральными резцами впервые установили Hall, Berry , а затем Williams. В результате многочисленных измерений на черепах людей различных рас Wiliiams определил общие для всех рас три типа лица: треугольный, квадратный и яйцевидный (округлый), которым соответствуют по форме верхние резцы (рис. 35, а, б, в); установленные Williams закономерности до настоящего времени используются при производстве искусственных зубов.

    Соотношение формы лица и зубов

    Харьковским заводом зубоврачебных материалов выпускаются гарнитуры фронтальных и жевательных зубов и альбомы к ним. В альбоме представлены фронтальные зубы 14 размеров и 13 фасонов. К альбому прилагается схема для подбора фронтальных зубов по форме лица и размерам зубных дуг.

    Следующий эстетический критерий для постановки искусственных зубов вошел в литературу под названием триада Нельсона. Согласно этому автору, зубы и зубные дуги обычно соответствуют форме лица (рис. 36, а, б).

    Триада Нельсона. Соотношение формы лица, зубной дуги и зубов

    Modrach различает три типа конституционально предопределенных форм альвеолярного отростка, в пределах которых зубы, хотя и не всегда, полностью повторяют по расположению форму зубной дуги.

    Некоторые авторы считают форму и величину головы надежным ориентиром для определения формы и величины зубной дуги. Длинная узкая голова обычно сочетается с длинным, узким небом, узкими конусовидными альвеолярными дугами и конусовидным расположением передних зубов. Круглой голове соответствуют квадратные зубные дуги, широкие фронтальные зубы, плоскостное, на одном уровне (по горизонтали), расположение зубов. Округлая форма головы сочетается с округлой формой зубных дуг и зубов.

    Соотношение формы лица (профиль) и зубов

    Согласно законам гармонии, выпуклому профилю лица соответствуют выпуклые зубы; прямому профилю — плоские зубы; плоскому лбу и впалым щекам соответствуют плоские зубы; выпуклому лбу и круглым щекам — зубы выпуклые с резко выраженным экватором (рис.37). Как известно из ортодонтии, форма профиля лица обычно соответствует видам прикуса (рис. 38): выпуклый профиль наблюдается при прогнатии (2-й класс, по Энглю); вогнутый — при прогении (3-й класс, по Энглю).

    Взаимосвязь лицевых признаков, типов прикуса и профиля лица

    Форма зубов должна также соответствовать контурам лица, если смотреть на него с разных позиций — прямо, сбоку, а также сверху и снизу. Законы гармонии могут быть использованы в качестве общего руководства в практике ортопедической стоматологии при выборе не только формы зубов, но и их размера, цвета. Искусственные зубы подбирают главным образом по лицевым признакам, но, кроме того, их выбор должен быть увязан с полом, возрастом больного, типом нервной системы и конституцией.

    Зубы мужчин обычно отличаются большей величиной, более четко выраженными формами фронтальных зубов, подчеркивающими силу и мужество. Зубы женщин имеют более мягкие, гибкие контуры, повторяющие округлость, мягкость линий лица и тела.

    Зубы пожилых людей как правило, более темной окраски и нередко имеют резко очерченные, удлиненные шейки. Режущие края фронтальных зубов и особенно клыков уплощенные вследствие стираемости.

    Резюмируя вышеизложенное, мы попытались сформулировать общие положения о эстетической гармонии формы, лежащей в основе постановки зубов.

    • 1. В основе постановки зубов должен лежать принцип гармоничного сочетания формы отдельных элементов зубочелюстной системы и эффективного гармоничного функционирования.
    • 2. Гармоничные формы зубов не отвлекают внимания и не портят общего впечатления от лица, а находятся в соответствии с его характером, конфигурацией и чертами.
    • 3. Отсутствие гармонии означает прежде всего нарушение соответствия протезов анатомическим пропорциям лица и головы в целом, а также невозможность нормального функционирования зубочелюстной системы.

    Общие положения о гармонии формы и функции могут быть использованы при выборе и постановке искусственных зубов. Тем не менее заслуживают внимания указания многих авторов, что в основу эстетики постановки зубов следует положить принцип умеренной асимметрии, но не абсолютной симметрии.

    Функциональная асимметрия, наблюдаемая в природе вообще и в построении тела человека, его лица и зубо-челюстной системы в частности, демонстрируется в работах М. М. Герасимова, А. П. Кибкало, Tanzer и др. Воспроизведение этой асимметрии и особенностей расположения зубов, которые были до их потери, а именно трем между зубами, поворотов отдельных зубов, их скученности и др., является средством для того, чтобы избежать впечатления об «искусственности» в восприятии протеза.

    Одним из способов, при помощи которого можно придать искусственным зубам более естественный вид, является неровная постановка зубов. Режущие края фронтальных зубов не должны стоять на одном уровне. Естественное впечатление производит, когда верхние центральные резцы и клыки длиннее, чем боковые зубы. Центральные резцы могут быть повернуты медиальными поверхностями в небном направлении, дистальными — в губном. Этот вид постановки особенно показан, когда имеется широкий альвеолярный отросток. Поворот медиальных поверхностей центральных и боковых резцов в сторону губ и дистальных в сторону неба полезен, когда альвеолярный отросток имеет треугольную форму.

    Диастемы и тремы в искусственной зубной дуге показаны для широколицых людей. Они могут сочетаться с уплощенными режущими краями и быть поставлены встык с нижними зубами.

    Чтобы придать искусственым зубам естественный вид, можно применять двуцветные зубы, которые имеют режущие края более светлого оттенка, чем в пришеечной части. Возможно также наложение пломб или вкладок в пришеечной, промаксимальных областях, на режущем крае фронтальных зубов или видимых поверхностях премоляров. Вкладки могут быть изготовлены одномоментно у кресла больного из золота или серебряно-палладиевых сплавов.

    Reiter, применив метод фотомонтажа, привел многочисленные варианты постановки зубов в пределах «рамки губ» одного человека. Автор весьма иллюстративно продемонстрировал, как при изменении расположения фронтальных зубов только в вертикальной плоскости получается весьма различный эстетический эффект, вплоть до карикатурного. Особое значение в получении положительного зрительного впечатления от зубов Reiter придает учету так называемого лицевого, резцового и пришеечного эффекта постановки зубов. Лицевой эффект, обеспечивающий общее впечатление от зубов, согласно Reiter, определяется формой зубов, цветом и их соответствием лицевым признакам. Резцовый эффект зависит от положения резцов по отношению к губам.

    Пришеечный эффект определяется соотношением между шейками зубов и контурами десневого края. Зрительное впечатление от искусственных зубов будет благоприятным или неблагоприятным в зависимости от того, насколько правильно учтены и соблюдены при постановке резцовые и лицевые признаки зубов данного человека.

    Для того чтобы получить положительный резцовый эффект при постановке зубов, необходимо определить индивидуальный уровень расположения верхних зубов по отношению к губе, чему помогает лабиометрия — измерение верхней губы и установление ее типа. Однако еще более точное определение уровня режущих краев фронтальных зубов по отношению к верхней и нижней губам и их вестибулярно-оральное положение оказывается возможным только при помощи специальных функциональных фонетических проб.

    Весьма важно, особенно при коротком типе верхней губы, найти не только расположение режущих краев фронтальных зубов, но и уровень шеек этих зубов.

    Для того чтобы при улыбке не было видно искусственной десны (при коротком типе верхней губы), Kemeny и другие рекомендуют ставить зубы длиннее, чем они были у пациента. Такая постановка зубов без искусственной десны может быть показана при определенных анатомических условиях, а именно нависающей форме вестибулярного ската и сохранившемся альвеолярном отростке челюсти.

    В других случаях лучшие в эстетическом отношении результаты обеспечиваются постановкой зубов, соответствующих по длине типу лица больного, но при условии особо тщательной моделировки базиса протеза, и созданием естественной формы альвеолярных выступов, рельефа десневого края и др.

    Весьма существенным и необходимым моментом в постановке зубов является обеспечение красоты и, главное, естественности вида лица человека и в то время, когда он улыбается или смеется.

    Оценка индивидуальных особенностей расположения зубов относительно губ

    В. А. Переверзев, Hulsey предложили объективный метод оценки улыбки, которую они проводили на фасных фотографиях лица с помощью линейных и угловых измерений. Ими были выделены следующие компоненты улыбки (рис. 39, а, б):

    • 1) степень обнажения зубов и альвеолярного отростка при улыбке;
    • 2) средние резцовые линии верхней и нижней зубных дуг (которые могут совпадать, что считается с точки зрения эстетики положительным, или не совпадать);
    • 3) «щечное пространство» — расстояние между видимым краем последнего зуба и углом рта.

    Индивидуальные особенности расположения зубов в пределах «рамок губ», согласно перечисленным элементам, могут быть достаточно точно установлены врачом при оценке старых фотографий больных и повторены или учтены при протезировании.

    В заключение следует отметить, что вершиной искусства постановки зубов следует считать естественность их вида в покое, во время функции жевания, речи, а также когда человек улыбается или смеется, в чем проявляют себя умение врача, его творчество, труд и знание дела.

    Читайте также: