Где зубному врачу переучиться на стоматолога

Опубликовано: 04.05.2024


На фоне резкого ухудшения показателей здоровья населения, демографического кризиса усиливается роль работников среднего медицинского звена, а также повышаются требования к результатам труда, к компетенции и профессиональной пригодности работников со средним медицинским образованием (в том числе по специальностям «стоматология» и «стоматология ортопедическая»).

В нашей стране существует такое понятие, как «врачи стоматологического профиля», в состав которых, помимо стоматологов, входят зубные врачи. Они работают во всех регионах, причем чаще всего в наименее престижных местах, в том числе на селе. Из 65 тыс. врачей стоматологического профиля, имеющихся в Российской Федерации, 29 тыс. чел. составляют зубные врачи. Ими комплектуются сельские врачебные участки, стоматологические кабинеты учебных заведений, промышленных предприятий и т.д. Зубные врачи вносят значительный вклад в обеспечение населения всеми видами стоматологической помощи [1, 2, 4].

В 2008 г. приказом № 184 Минобрнауки «Об утверждении указателя соответствия между перечнями специальностей среднего профессионального образования» квалификация «зубной врач» по специальности «стоматология» исключена из перечня специальностей среднего профессионального образования. В настоящее время в Оренбургской области закрыты все зубоврачебные отделения медицинских учреждений среднего образования, выпуск зубных врачей прекращен. Однако, по данным многих авторов [1, 2], очевидно, что без помощи зубных врачей невозможно осуществлять стоматологическое обслуживание населения, особенно в труднодоступных и сельских регионах страны.

Цель: проведение мониторинга переподготовки зубных врачей на примере Оренбургской области; выявить наиболее характерные тенденции и обосновать необходимость изменений в кадровой политике по среднему медицинскому персоналу.

Материалы и методы. Объект исследования – средние медицинские работники (зубные врачи) Оренбургской области, предмет исследования – комплекс мероприятий, направленных на модернизацию среднего медицинского образования и улучшение качества переподготовки зубных врачей в Оренбургской области. Изучаемые явления – система организации среднего медицинского образования в новых условиях реформирования здравоохранения. Предпринято комплексное социологическое исследование. Проведено анкетирование, интервьюирование, свободное наблюдение и анализ документации, отражающей аспекты подготовки и переподготовки сестринского персонала медицинских учреждений [3, 5].

Результаты и обсуждение. Численность постоянного населения Оренбургской области на 1 января 2014 г. составила 2008,5 тыс. человек, из которых 1202,4 тыс. человек – городские жители (60,0 %), а 80,9 тыс. человек – сельские жители (40,0 %). При этом в Российской Федерации на 1 января 2014 г. численность постоянного населения составила 143,7 млн человек, из которых 106,5 млн человек (74,1 %) – городские жители, а 37,1 млн человек – сельские жители. Учитывая, что сельское население в Оренбургской области составляет 40 %, исключать зубных врачей, нам представляется, нецелесообразно, так как работают они в основном на селе, где ощущается серьезный дефицит во врачебных кадрах стоматологического профиля. В настоящее время в структуре врачебных кадров стоматологического профиля России из 65 тыс. чел. зубные врачи составляют 29 тыс. чел.(44,6 %). В основном они работают на селе.

В настоящее время не оспаривается факт наличия таких проблем в современной отечественной стоматологии, как недостаточная обеспеченность специалистами в детской стоматологии. Многие школьные стоматологические кабинеты ликвидированы. Остаются нерешенными многочисленные вопросы в организации работы гигиениста стоматологического. На этом фоне использования потенциала зубных врачей может помочь исправить сложившееся положение [1].

В 2013 г. число зубных врачей (физических лиц) в Оренбургской области составляло 574 человека, в 2014 г. – 643 человека, в 2015 г. – 594 человека. При этом число зубных врачей в городах региона в течение всего периода незначительно превосходило таковое в сельской местности: 2 % – 2013 г., 4 % – 2014 г., 10,2 % – 2015 г. (рисунок).


Численность зубных врачей в Оренбургской области в городской и сельской местности за период 2013–2015 гг.

В Оренбургском областном медицинском колледже отделение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов проводит циклы усовершенствования «Стоматологическая помощь населению» (144 часа), «Стоматологическая ортопедия» (144 часа) и повышения квалификации «Ортопедия» (72 часа).

Учебная программа цикла «Стоматологическая помощь населению» предназначена для реализации требований к специалисту, выполняющему должностные обязанности зубного врача. Целью программы является повышение качества теоретических знаний и практических навыков зубных врачей. Основными задачами обучения являются: ознакомление с современными технологиями диагностики и лечения стоматологических заболеваний; формирование представлений о пациенте как личности, соблюдение требований этики и деонтологии, а также вопросы профилактики занимают значительное место в деятельности зубного врача, в том числе: стоматологическая профилактика, гигиеническое обучение и воспитание населения. В программу обучения включены важнейшие аспекты терапевтической стоматологии, восстановительной стоматологии, хирургической и ортопедической стоматологии, а также зубоврачебная помощь детям и ортодонтия.

Накопленный опыт развития зубоврачевания и подготовки кадров по специальностям «стоматология» и «стоматология ортопедическая» представляет несомненный интерес в историческом, методологическом, организационном аспектах, а также в современных условиях иерархически построенной системы, в условиях рынка.

По приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» присутствуют:

Зубной врач осуществляет диагностику и лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в соответствии с профилем занимаемой должности. Проводит работу по профилактике заболеваний и поражений зубов, санации полости рта у детей и взрослых. Осуществляет доврачебную помощь при травмах и термических повреждениях челюстно-лицевой области. Производит снятие оттисков, получение диагностических моделей и их анализ, параллелометрию, проведение этапного наблюдения, коррекцию протезов и ортодонтических аппаратов. Осуществляет подготовку пациентов к физиотерапевтическим процедурам. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику, выполнение требований инфекционного контроля в стоматологическом отделении. Осуществляет ведение медицинской документации. Осуществляет получение, хранение и использование лекарственных средств, стоматологических материалов, инструментов. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Зубной техник изготавливает различные виды искусственных коронок, включая металлокерамику, простые конструкции штифтовых зубов, различные конструкции мостовидных протезов, съемные пластинчатые и бюгельные протезы, ортодонтические и челюстно-лицевые конструкции. Осуществляет подготовку стоматологического оборудования и оснащения зуботехнической лаборатории к работе, контроль их исправности, правильности эксплуатации. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Гигиенист стоматологический осуществляет диагностику кариеса зубов, болезней пародонта, некариозных поражений, болезней слизистой оболочки и регистрацию стоматологического статуса пациента. Определяет гигиеническое состояние полости рта и обучает пациента методам чистки зубов; проводит контрольную чистку зубов; дает индивидуальные рекомендации по выбору средств гигиены для детей и взрослых. Дает рекомендации пациентам по уходу за ортодонтическими и ортопедическими конструкциями. Осуществляет профилактические и гигиенические мероприятия, направленные на сохранение стоматологического здоровья населения и выработку навыков рационального ухода за полостью рта. Составляет и реализует программу индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний. Осуществляет профилактические процедуры: покрытие зубов фторлаком и фторгелем, полоскания и аппликации реминерализующими растворами, герметизацию фиссур зубов, снятие над- и поддесневых зубных отложений, пародонтальные аппликации. Проводит профилактику основных стоматологических заболеваний детей организованных детских коллективов. Осуществляет стоматологическое просвещение среди населения разных возрастных групп, медицинского персонала, воспитателей детских дошкольных организаций, учителей, родителей. Проводит анкетирование населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, ВИЧ-инфекции. Оказывает больным и пострадавшим первую медицинскую и неотложную помощь при травмах, отравлениях, аллергических реакциях, острой сердечной недостаточности, обмороке, шоке, коллапсе.

В Оренбургском областном медицинском колледже отделение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов реализует дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению». При этом в 2013–2014 гг. – повышение квалификации прошли 152 человека, в 2014–2015 гг. – 203 чел., в 2015–2016гг. – 137 чел. (6 циклов), что меньше по сравнению с предыдущим годом на 33 %. Уменьшение численности слушателей связано с уменьшением количества заявок.

В настоящее время важное место уделяется удовлетворению потребностей в современном образовании и комплексной модернизации профессионального образования. Необходимо повышение доступности и качества профессионального медицинского образования, его инновационное развитие, совершенствование образовательных программ и технологий.

Качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению» направлена на повышение профессионального уровня зубного врача в рамках имеющейся квалификации по видам профессиональной деятельности.

Из 212 часов учебного плана на специальный модуль «Профессиональная деятельность зубного врача» отводится 177 часов (83 %), на медицину катастроф и неотложную доврачебную помощь – 27 часов (13 %) всего учебного времени.

Раздел «Профессиональная деятельность зубного врача» программы включает темы:

- система и политика здравоохранения в РФ;

-оказание стоматологической помощи в условиях медицинского страхования;

- организация работы стоматологического отделения, (кабинета). Охрана труда. Техника безопасности;

- этические, психологические и правовые аспекты в деятельности зубного врача;

- инфекционная безопасность и инфекционный контроль в стоматологии;

- общие вопросы анатомии, физиологии, гистологии органов полости рта. Возрастные особенности;

- современные методы обследования стоматологических пациентов. Современные методы диагностики в зубоврачевании;

- клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых в стоматологии. Обезболивание в стоматологии;

- современные физиотерапевтические методы в стоматологической практике;

- стоматологическая профилактика. Гигиеническое обучение и воспитание в деятельности зубного врача;

- восстановительная стоматология. Современные стоматологические пломбировочные материалы;

- зубоврачебная помощь детям. Ортодонтия.

При анкетировании и интервьюировании 49 зубных врачей со стажем работы более 10 лет (100 %) выявлено следующее:

- 98 % (48 чел.) зубных врачей хотят продолжать свою трудовую деятельность на занимаемых должностях, при этом все они (100 %) имеют необходимую квалификацию;

- 70 % (34 чел.) анкетируемых зубных врачей полагают, что должны иметь возможность перехода на другие должности, которые требуют квалификации специалиста со средним медицинским образованием, – гигиенистов стоматологических. Из них – 100 % (34 чел.) респондентов при этом указывают, что перевод зубных врачей на новые должности должен осуществляться только с добровольного согласия и без ущемления в заработной плате;

- 80 % (39 чел.) респондентов полагают, что зубным врачам, которые хотят продолжать работать по специальности, можно было бы предоставить право на льготных условиях получить высшее стоматологическое образование.

Таким образом, учитывая тот факт, что в настоящее время отмечается недостаточная обеспеченность специалистами в детской стоматологии, ликвидированы многие школьные стоматологические кабинеты, не решены многочисленные аспекты в организации работы гигиениста стоматологического, представляется актуальным использование потенциала зубных врачей. В связи с тем, что сельское население в Оренбургской области составляет 40 %, исключать зубных врачей нецелесообразно, так как они работают в основном на селе, где ощущается серьезный дефицит во врачебных кадрах стоматологического профиля. В Оренбургской области проводятся циклы усовершенствования «Стоматологическая помощь населению» (144 часа), «Стоматологическая ортопедия» (144 часа) и повышения квалификации «Ортопедия» (72 часа). При этом в учебном плане на специальный модуль «Профессиональная деятельность зубного врача» отводится 83 % учебного времени. Однако за последние 3 года отмечается уменьшение численности слушателей на 33 % в связи с уменьшением количества заявок.

Результаты анкетирования и интервьюирования зубных врачей показали, что 98 % зубных врачей хотят продолжать свою трудовую деятельность на занимаемых должностях, все они имеют необходимую квалификацию; 70 % анкетируемых зубных врачей полагают, что должны иметь возможность перехода на другие должности с согласия и без ущемления в заработной плате; 80 % респондентов указали на желаемую возможность на льготных условиях получить высшее стоматологическое образование.


Специальность «Стоматология» имеет высокую востребованность, предоставляет слушателям хорошие возможности для заработка. Поскольку стандарты отрасли постоянно изменяются, успешному врачу нужно обучаться, повышать квалификацию. Это позволит ему держать руку на пульсе и идти на шаг впереди конкурентов. Многие учебные заведения предлагают курсы повышения квалификации, сертификационную переподготовку стоматолога.

О профессии врача в сфере стоматологии


Стоматолог — это врач, который лечит повреждения и болезни зубов, челюстей и челюстно-лицевой области в целом

У профессии стоматолога, как и любого врача, порядке прохождения переподготовки есть свои особенности, которые нужно знать и учитывать до начала обучения или работы. Подробнее.

Особенности повышения квалификации врача стоматолога


В зависимости от специализации, функции стоматолога могут существенно отличаться

Стоматологи работают в частных клиниках, государственных больницах, могут открывать частные кабинеты. Есть специалисты общего профиля либо узкой специализации – ортопеды, протезисты, гигиенисты. Профпереподготовка должна проводиться регулярно, поскольку принципы работы отрасли постоянно изменяются, появляются новые технологии. Уровень заработной платы зависит от места работы – в государственных клиниках платят меньше.

Главное требование к слушателям – наличие высшего, реже средне-специального образования по выбранному направлению. Ограничений по возрасту, месту проживания нет – дистанционно может обучаться каждый, независимо от занятости, географической принадлежности. Это удобно для работающих жителей регионов, которые хотят получить престижный диплом.

Какие образовательные учреждения проводят дистанционную переподготовку


Профессия стоматолог довольно востребована и считается престижной

Дистанционное обучение – на сегодняшний день самый удобный и простой вариант получить нужную специальность. Переподготовка стоматологов рассчитана на 3 месяца – за это время специалист успеет изучить необходимые дисциплины, получит недостающие для работы знания. Диплом после завершения дистанционного курса выдается такой же, как выпускникам очных отделений.

ВЫБОР РЕДАКЦИИ: Региональная академия делового образования

Региональная академия делового образования – образовательное учреждение, которое имеет известное имя и проверенную репутацию. Тут реализуется широкий перечень программ по переподготовке медиков, включая переквалификацию стоматологов. Дистанционный формат обучения стоит дешевле очного, поэтому специалисты выбирают его для прохождения переподготовки все чаще.

Длительность удаленных программ переподготовки составляет около 500 часов. Перечень курсов широкий, они предусмотрены для слушателей со средним, высшим образованием, работающим в разных стоматологических направлениях. Все занятия, проверки знаний проходят в удаленном формате. Предметы преподаются те же, что на очном отделении.

Сдача итоговых экзаменов удаленная. Не нужно будет ехать в другой город, тратить время и деньги, отпрашиваются с работы. Промежуточные тестирования по ходу прохождения курса реализуются в дистанционном формате.

Цены на 2018/19 год составляют от 18 тыс. рублей за 200 учебных часов. Для сравнения – очный курс стоит минимум в 2 раза дороже. Немаловажное преимущество, которое имеет Региональная академия делового образования, – огромный выбор программ, возможность прохождения не только стандартных, но и ускоренных программ.

ВЫБОР РЕДАКЦИИ: Современная научно-технологическая академия


Зубные врачи существовали в глубокой древности

Современная научно-технологическая академия реализует полный набор программ для специалистов широкого профиля. Возможны разные направления обучения, но только в рамках переподготовки – то есть курсы рассчитаны на слушателей, у которых уже есть стоматологическое образование.

Перечень специальностей очень широкий – это общая, детская, ортопедическая, хирургическая, терапевтическая стоматология. Краткосрочных программ в учебном заведении нет, обучаться нужно будет 500-580 часов. Требования к абитуриентам те же, что на очном отделении. В современном мире все стремительно меняется, и на шаг впереди конкурентов оказываются те специалисты, которые знают и умеют больше остальных, важна переподготовка после значительного перерыва в работе.

Итоговое тестирование, как и сам процесс обучения, проводится в дистанционном формате. Все детали уточняйте у кураторов и преподавателей, время экзамена можно выбирать.

Стоимость дистанционного образования на 2018/19 год составляет от 25-28 тыс. рублей за курс продолжительностью не менее 500 часов. Очное, а не удаленное обучение, обойдется в 2-3 раза дороже.

Международный центр профессионального образования


Профессия стоматолога является достаточно актуальной уже на протяжении долгих времён

Международный центр профессионального образования – это частное образовательное учреждение, которое проводит переподготовку специалистов высокого уровня на базе имеющейся квалификации. Есть сертификаты и аккредитации, деятельность легальная.

Дистанционные программы переподготовки есть практически по всем направлениям медицины, включая разные области стоматологии. Программы рассчитаны на 288-504 часов, разной будет их цена. Обучение проводится в дистанционном формате, доступ к методическим материалам откроется в личном кабинете после зачисления на курс, внесения оплаты. После прохождения курса выдается диплом государственного образца.

Итоговый экзамен сдается в удаленном формате, само обучение проводится тоже только дистанционно. Слушателям не придется никуда ехать, что удобно для студентов из других городов.

Стоимость дистанционного образования на 2018/19 год составляет 23 тыс. рублей за курс из 300 часов (ориентировочно). Международный центр профессионального образования известен регулярными акциями и скидками на популярные программы.

Медицинский колледж № 1


Зубной врач поможет в устранении больных зубов, в их восстановлении и терапии, исправлении прикуса и др

Медицинский колледж № 1 – проверенное временем учебное учреждение с демократичными ценами. Тут можно пройти переподготовку по нужному медицинскому направлению с выдачей документа установленного образца. Дистанционное обучение реализуется активно, проводится оно по тем же программам, что очное.

На переподготовку стоматологов принимаются лица, имеющие образование и перерыв в стаже от 5 лет (но данный момент лучше уточнять индивидуально). Длительность программ – от 72 до 360 часов, в зависимости от выбранного направления. Курсы максимально полные, в ходе них вы получите все необходимые знания.

Итоговые экзамены сдаются заочно. Дистанционные программы реализуются полностью удаленно, так как учащиеся проживают в разных регионах, да и смысл данных курсов сводится именно к мобильности, удобству.

Стоимость дистанционного образования на 2018/19 год составляет от 10 тыс. рублей за курс в 100 часов, очная форма стоит минимум 20 тыс. рублей за то же время. Это делает дистанционный формат самым выгодным.

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования


В России профессию «стоматолог» официально признал Петр Первый

Академия межрегионального уровня проводит переподготовку по разным медицинским направлениям, к курсу допускаются только те лица, которые имеют профильное образование. Инновационные технологии во время учебного процесса используются активно, они повышают его эффективность и уровень качества.

Дистанционные программы переподготовки доступны по направлению «Стоматология» на разных условиях – речь о длительности, цене, стоимости. Продолжительность программ составляет в среднем 200-500 часов. Дистанционный формат стоит дешевле очного, а уровень знаний дает сопоставимый. Для слушателей отделения удаленного образования действует круглосуточная информационная поддержка.

Как сдается итоговый экзамен – в большинстве случаев удаленно, редко лично. Для дистанционных программ характерен заочный формат освоения знаний без установочных сессий и лишних визитов.

Цены дистанционных курсов на 2018/19 год – от 22 тыс. за 200-часовую программу. Образовательное учреждение устанавливает гибкие условия оплаты. Уровень знаний высокий, выдаются документы установленного образца.

К чему нужно быть готовым


Кстати, первые дантисты в России тоже были иностранцами

У дистанционного образования есть свои особенности, о которых нужно знать студенту. Преимуществ намного больше, чем недостатков. Во-первых, тратить деньги на проживание, проезд постоянно не нужно, поскольку вы будете заниматься, не выходя из дома. Это идеальный вариант для работающих занятых лиц, которые хотят получить новые знания, престижный диплом, но не могут и не планируют оставлять даже на время работу. График занятий на предстоящие 3 месяца вы составите себе сами. Все лекции, семинары будут проводиться через личный кабинет студента на сайте. Доступ к методическим материалам откроется сразу после оплаты.

Во-вторых, ВУЗ можно выбирать независимо от места проживания. Это плюс для жителей регионов, где нет нужных учебных заведений, они имеют недостаточный уровень или устанавливают высокие цены на обучение. Также большинство хочет получить не любой, а престижный диплом, который сделает каждого специалиста желанным соискателем для крупных компаний с конкурентным уровнем оплаты труда. Нет разницы, где вы проживаете, в столице или на Камчатке, можно выбирать любое столичное или любое другое заведение.

В-третьих, в ходе обучения придется отработать навыки самоорганизации. На очном отделении в этом плане проще – процесс контролируется, за студентами, которые не показывают нужных результатов в плане успеваемости, следят отдельно. Дистанционно никто не будет стоять у вас над душой, так что результаты зависят только от личных усердий и усилий. На будущее хорошая самодисциплина только в плюс – вы сможете грамотно планировать время и решать любые задачи в поставленные сроки.

В-пятых, чтобы получить образование удаленно, нужно будет обновить программы, установить новые приложения для участия в лекциях, семинарах, конференциях. Поначалу это может показаться сложным, но потом вы во всем разберетесь. Навыки работы с различными программами – тоже плюс в реальной жизни, поскольку они еще пригодятся. Также вы оцените, насколько удобно заниматься удаленно. По качеству обучения такие отделения обычным не уступают, а время и деньги вы экономите.


Как любой врач, дантист находится на службе у здоровья

В-шестых, после завершения переподготовки найти престижную работу будет намного проще. Специалисты с высоким уровнем знаний ценятся, могут претендовать на устройство в ведущие компании региона и достойный уровень оплаты труда. Если раньше были проблемы с поиском престижной работы, то теперь они закончатся – нужно будет только составить грамотное резюме и правильно презентовать себя на собеседованиях. Для стоматологов, работающих в личном кабинете, наличие сертификатов, дипломов тоже в плюс – они повышают престиж в глазах пациентов, позволяют устанавливать более высокие цены.

Дистанционная переподготовка позволяет дипломированному стоматологу с высшим либо средним (реже) образованием получать недостающие знания, повышать уровень квалификации. Наличие престижного диплома или сертификата позволит найти престижную работу и увеличить доход. Среднее время обучения составляет 3 месяца, после его окончания слушатель получает документ установленного образца – такой же, который дают выпускникам очных отделений.

Профессиональная переподготовка по программе Стоматология профилактическая (500 ч.)

Для этой программы доступна рассрочка на 12 месяцев!

Дарим премиальные таблички
об окончании обучения

Дарим премиальные таблички об окончании обучения

Дарим 50% от второго курса в подарок

Скидка при коллективном обращении

Скидка на профессиональную переподготовку

Бесплатное обучение за рекомендацию другу

Медицинские работники, имеющие среднее медицинское и фармацевтическое образование, могут получить новую специализацию и расширить горизонты профессиональной деятельности. Речь идет о профессиональной переподготовке в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Специальность «Стоматология профилактическая» с квалификацией специалиста «Гигиенист стоматологический» была введена в номенклатуру медицинских специальностей в 2001 году. Интерес к этой профессии стабильно растет. Врач и гигиенист не только проводят лечебно-профилактические мероприятия для предупреждения заболеваний полости рта, но и осуществляет просветительскую деятельность, направленную на предотвращение проблем. Переподготовка на профилактического стоматолога (гигиенист стоматологический) — возможна только тем, у кого есть перерыв в работе 5 и более лет.

Особенности обучения на курсе «Стоматология профилактическая»

Переподготовка доступна специалистам со средним медицинским образованием по специальности «Стоматология профилактическая», у которых есть перерыв в работе по специальности 5 и более лет

Программа курсов профессиональной переподготовки включает следующие разделы:

  • Основы анатомии и физиологии ЧЛО.
  • Исследование статусов пациента (стоматологический, гигиенический и пародонтологический).
  • Зубочелюстные отклонения от нормы.
  • Инновации в гигиенической стоматологии.
  • Изменения в состоянии ротовой полости при заболеваниях системного характера.
  • Классификация острых и неотложных состояний.
  • Заболевания пародонта.
  • Подготовка персональных гигиенических программ.
  • Комплексное лечение с задействованием врачей близких специальностей. Совместная деятельность в паре гигиенист и стоматолог.

Преимущества СНТА

Чтобы освоить новую профессию, лица со средним специальным медицинским образованием могут пройти обучение по профилактической стоматологии в лицензированной организации. Не всегда есть возможность учиться очно, ездить на лекции, присутствовать в учебном заведении во время сессий. Мы предлагаем оптимальный вариант для занятых людей: обучение в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Достаточно заключить договор и получить доступ к учебным материалам. Если итоговый тест будет сдан успешно, то выдается диплом установленного образца.

Слушатели могут пользоваться круглосуточной поддержкой. Каждый получает персонального куратора.

Популярность курсов в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий объясняется их удобством и комфортом:

  • Учебные программы разработаны в четком соответствии с профессиональными стандартами и ФГОС.
  • Возможность самостоятельно определять темп обучения.
  • Для учебы достаточно иметь компьютер и стабильный выход в интернет.
  • Можно находиться в любой точке мира.
  • Диплом профилактического стоматолога доставляется курьером.
  • Стоимость обучения более чем доступна.
  • Получить специальность можно без отвлечения от основной деятельности.

Квалифицированный стоматологический гигиенист должен владеть всеми методами организации и проведения мероприятий по необходимой гигиене ротовой полости и профилактике заболеваний. Он становится незаменимым помощником для врача стоматолога, но может осуществлять деятельность и самостоятельно. Профессиональная качественная работа всегда ценится высоко.

Обучение по направлению «Стоматология профилактическая (500 ч.)» дает возможность получить диплом о переподготовке. Также для отдельных направлений и специальностей предусмотрена выдача дополнительных документов, если их требуют ведомственные нормативно-правовые акты: сертификаты, книжки и т.д.

Для того чтобы стать студентом академии, необходимо соответствовать нескольким требованиям и выполнить некоторые действия:

  1. Для получения права пройти обучение, необходимо иметь диплом о профильном медицинском образовании;
  2. Подайте заявку на обучение по программе профессиональной переподготовки или повышения квалификации по направлению «Стоматология профилактическая (500 ч.)» в электронном формате:
    - по электронной почте,
    - по форме обратной связи на сайте,
    - или позвоните по бесплатному круглосуточному телефону;
  3. Предоставить документы, подтверждающие личность и имеющийся уровень образования;
  4. После подписания договора пройдите курс обучения в дистанционном форме;
  5. Пройдите итоговое тестирование, и получите диплом о прохождении переподготовки или удостоверение о повышении квалификации по программе «Стоматология профилактическая (500 ч.)».


На фоне резкого ухудшения показателей здоровья населения, демографического кризиса усиливается роль работников среднего медицинского звена, а также повышаются требования к результатам труда, к компетенции и профессиональной пригодности работников со средним медицинским образованием (в том числе по специальностям «стоматология» и «стоматология ортопедическая»).

В нашей стране существует такое понятие, как «врачи стоматологического профиля», в состав которых, помимо стоматологов, входят зубные врачи. Они работают во всех регионах, причем чаще всего в наименее престижных местах, в том числе на селе. Из 65 тыс. врачей стоматологического профиля, имеющихся в Российской Федерации, 29 тыс. чел. составляют зубные врачи. Ими комплектуются сельские врачебные участки, стоматологические кабинеты учебных заведений, промышленных предприятий и т.д. Зубные врачи вносят значительный вклад в обеспечение населения всеми видами стоматологической помощи [1, 2, 4].

В 2008 г. приказом № 184 Минобрнауки «Об утверждении указателя соответствия между перечнями специальностей среднего профессионального образования» квалификация «зубной врач» по специальности «стоматология» исключена из перечня специальностей среднего профессионального образования. В настоящее время в Оренбургской области закрыты все зубоврачебные отделения медицинских учреждений среднего образования, выпуск зубных врачей прекращен. Однако, по данным многих авторов [1, 2], очевидно, что без помощи зубных врачей невозможно осуществлять стоматологическое обслуживание населения, особенно в труднодоступных и сельских регионах страны.

Цель: проведение мониторинга переподготовки зубных врачей на примере Оренбургской области; выявить наиболее характерные тенденции и обосновать необходимость изменений в кадровой политике по среднему медицинскому персоналу.

Материалы и методы. Объект исследования – средние медицинские работники (зубные врачи) Оренбургской области, предмет исследования – комплекс мероприятий, направленных на модернизацию среднего медицинского образования и улучшение качества переподготовки зубных врачей в Оренбургской области. Изучаемые явления – система организации среднего медицинского образования в новых условиях реформирования здравоохранения. Предпринято комплексное социологическое исследование. Проведено анкетирование, интервьюирование, свободное наблюдение и анализ документации, отражающей аспекты подготовки и переподготовки сестринского персонала медицинских учреждений [3, 5].

Результаты и обсуждение. Численность постоянного населения Оренбургской области на 1 января 2014 г. составила 2008,5 тыс. человек, из которых 1202,4 тыс. человек – городские жители (60,0 %), а 80,9 тыс. человек – сельские жители (40,0 %). При этом в Российской Федерации на 1 января 2014 г. численность постоянного населения составила 143,7 млн человек, из которых 106,5 млн человек (74,1 %) – городские жители, а 37,1 млн человек – сельские жители. Учитывая, что сельское население в Оренбургской области составляет 40 %, исключать зубных врачей, нам представляется, нецелесообразно, так как работают они в основном на селе, где ощущается серьезный дефицит во врачебных кадрах стоматологического профиля. В настоящее время в структуре врачебных кадров стоматологического профиля России из 65 тыс. чел. зубные врачи составляют 29 тыс. чел.(44,6 %). В основном они работают на селе.

В настоящее время не оспаривается факт наличия таких проблем в современной отечественной стоматологии, как недостаточная обеспеченность специалистами в детской стоматологии. Многие школьные стоматологические кабинеты ликвидированы. Остаются нерешенными многочисленные вопросы в организации работы гигиениста стоматологического. На этом фоне использования потенциала зубных врачей может помочь исправить сложившееся положение [1].

В 2013 г. число зубных врачей (физических лиц) в Оренбургской области составляло 574 человека, в 2014 г. – 643 человека, в 2015 г. – 594 человека. При этом число зубных врачей в городах региона в течение всего периода незначительно превосходило таковое в сельской местности: 2 % – 2013 г., 4 % – 2014 г., 10,2 % – 2015 г. (рисунок).


Численность зубных врачей в Оренбургской области в городской и сельской местности за период 2013–2015 гг.

В Оренбургском областном медицинском колледже отделение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов проводит циклы усовершенствования «Стоматологическая помощь населению» (144 часа), «Стоматологическая ортопедия» (144 часа) и повышения квалификации «Ортопедия» (72 часа).

Учебная программа цикла «Стоматологическая помощь населению» предназначена для реализации требований к специалисту, выполняющему должностные обязанности зубного врача. Целью программы является повышение качества теоретических знаний и практических навыков зубных врачей. Основными задачами обучения являются: ознакомление с современными технологиями диагностики и лечения стоматологических заболеваний; формирование представлений о пациенте как личности, соблюдение требований этики и деонтологии, а также вопросы профилактики занимают значительное место в деятельности зубного врача, в том числе: стоматологическая профилактика, гигиеническое обучение и воспитание населения. В программу обучения включены важнейшие аспекты терапевтической стоматологии, восстановительной стоматологии, хирургической и ортопедической стоматологии, а также зубоврачебная помощь детям и ортодонтия.

Накопленный опыт развития зубоврачевания и подготовки кадров по специальностям «стоматология» и «стоматология ортопедическая» представляет несомненный интерес в историческом, методологическом, организационном аспектах, а также в современных условиях иерархически построенной системы, в условиях рынка.

По приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» присутствуют:

Зубной врач осуществляет диагностику и лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в соответствии с профилем занимаемой должности. Проводит работу по профилактике заболеваний и поражений зубов, санации полости рта у детей и взрослых. Осуществляет доврачебную помощь при травмах и термических повреждениях челюстно-лицевой области. Производит снятие оттисков, получение диагностических моделей и их анализ, параллелометрию, проведение этапного наблюдения, коррекцию протезов и ортодонтических аппаратов. Осуществляет подготовку пациентов к физиотерапевтическим процедурам. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику, выполнение требований инфекционного контроля в стоматологическом отделении. Осуществляет ведение медицинской документации. Осуществляет получение, хранение и использование лекарственных средств, стоматологических материалов, инструментов. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Зубной техник изготавливает различные виды искусственных коронок, включая металлокерамику, простые конструкции штифтовых зубов, различные конструкции мостовидных протезов, съемные пластинчатые и бюгельные протезы, ортодонтические и челюстно-лицевые конструкции. Осуществляет подготовку стоматологического оборудования и оснащения зуботехнической лаборатории к работе, контроль их исправности, правильности эксплуатации. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Гигиенист стоматологический осуществляет диагностику кариеса зубов, болезней пародонта, некариозных поражений, болезней слизистой оболочки и регистрацию стоматологического статуса пациента. Определяет гигиеническое состояние полости рта и обучает пациента методам чистки зубов; проводит контрольную чистку зубов; дает индивидуальные рекомендации по выбору средств гигиены для детей и взрослых. Дает рекомендации пациентам по уходу за ортодонтическими и ортопедическими конструкциями. Осуществляет профилактические и гигиенические мероприятия, направленные на сохранение стоматологического здоровья населения и выработку навыков рационального ухода за полостью рта. Составляет и реализует программу индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний. Осуществляет профилактические процедуры: покрытие зубов фторлаком и фторгелем, полоскания и аппликации реминерализующими растворами, герметизацию фиссур зубов, снятие над- и поддесневых зубных отложений, пародонтальные аппликации. Проводит профилактику основных стоматологических заболеваний детей организованных детских коллективов. Осуществляет стоматологическое просвещение среди населения разных возрастных групп, медицинского персонала, воспитателей детских дошкольных организаций, учителей, родителей. Проводит анкетирование населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, ВИЧ-инфекции. Оказывает больным и пострадавшим первую медицинскую и неотложную помощь при травмах, отравлениях, аллергических реакциях, острой сердечной недостаточности, обмороке, шоке, коллапсе.

В Оренбургском областном медицинском колледже отделение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов реализует дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению». При этом в 2013–2014 гг. – повышение квалификации прошли 152 человека, в 2014–2015 гг. – 203 чел., в 2015–2016гг. – 137 чел. (6 циклов), что меньше по сравнению с предыдущим годом на 33 %. Уменьшение численности слушателей связано с уменьшением количества заявок.

В настоящее время важное место уделяется удовлетворению потребностей в современном образовании и комплексной модернизации профессионального образования. Необходимо повышение доступности и качества профессионального медицинского образования, его инновационное развитие, совершенствование образовательных программ и технологий.

Качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению» направлена на повышение профессионального уровня зубного врача в рамках имеющейся квалификации по видам профессиональной деятельности.

Из 212 часов учебного плана на специальный модуль «Профессиональная деятельность зубного врача» отводится 177 часов (83 %), на медицину катастроф и неотложную доврачебную помощь – 27 часов (13 %) всего учебного времени.

Раздел «Профессиональная деятельность зубного врача» программы включает темы:

- система и политика здравоохранения в РФ;

-оказание стоматологической помощи в условиях медицинского страхования;

- организация работы стоматологического отделения, (кабинета). Охрана труда. Техника безопасности;

- этические, психологические и правовые аспекты в деятельности зубного врача;

- инфекционная безопасность и инфекционный контроль в стоматологии;

- общие вопросы анатомии, физиологии, гистологии органов полости рта. Возрастные особенности;

- современные методы обследования стоматологических пациентов. Современные методы диагностики в зубоврачевании;

- клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых в стоматологии. Обезболивание в стоматологии;

- современные физиотерапевтические методы в стоматологической практике;

- стоматологическая профилактика. Гигиеническое обучение и воспитание в деятельности зубного врача;

- восстановительная стоматология. Современные стоматологические пломбировочные материалы;

- зубоврачебная помощь детям. Ортодонтия.

При анкетировании и интервьюировании 49 зубных врачей со стажем работы более 10 лет (100 %) выявлено следующее:

- 98 % (48 чел.) зубных врачей хотят продолжать свою трудовую деятельность на занимаемых должностях, при этом все они (100 %) имеют необходимую квалификацию;

- 70 % (34 чел.) анкетируемых зубных врачей полагают, что должны иметь возможность перехода на другие должности, которые требуют квалификации специалиста со средним медицинским образованием, – гигиенистов стоматологических. Из них – 100 % (34 чел.) респондентов при этом указывают, что перевод зубных врачей на новые должности должен осуществляться только с добровольного согласия и без ущемления в заработной плате;

- 80 % (39 чел.) респондентов полагают, что зубным врачам, которые хотят продолжать работать по специальности, можно было бы предоставить право на льготных условиях получить высшее стоматологическое образование.

Таким образом, учитывая тот факт, что в настоящее время отмечается недостаточная обеспеченность специалистами в детской стоматологии, ликвидированы многие школьные стоматологические кабинеты, не решены многочисленные аспекты в организации работы гигиениста стоматологического, представляется актуальным использование потенциала зубных врачей. В связи с тем, что сельское население в Оренбургской области составляет 40 %, исключать зубных врачей нецелесообразно, так как они работают в основном на селе, где ощущается серьезный дефицит во врачебных кадрах стоматологического профиля. В Оренбургской области проводятся циклы усовершенствования «Стоматологическая помощь населению» (144 часа), «Стоматологическая ортопедия» (144 часа) и повышения квалификации «Ортопедия» (72 часа). При этом в учебном плане на специальный модуль «Профессиональная деятельность зубного врача» отводится 83 % учебного времени. Однако за последние 3 года отмечается уменьшение численности слушателей на 33 % в связи с уменьшением количества заявок.

Результаты анкетирования и интервьюирования зубных врачей показали, что 98 % зубных врачей хотят продолжать свою трудовую деятельность на занимаемых должностях, все они имеют необходимую квалификацию; 70 % анкетируемых зубных врачей полагают, что должны иметь возможность перехода на другие должности с согласия и без ущемления в заработной плате; 80 % респондентов указали на желаемую возможность на льготных условиях получить высшее стоматологическое образование.

Академия профессиональных стандартов предлагает пройти курс дистанционного обучения по программе «Стоматология» по приемлемым ценам. Мы являемся ведущим учебным заведением России в области обучения медицинских работников профстандартам 2016-2018 в соответствии с федеральными законами № 66н, № 541н, № 707н и № 83н.

    У нас вы можете быстро и без отрыва от производства пройти:
  • Профессиональную переподготовку по стоматологии
  • Повышение квалификации по стоматологии
  • Тематическое усовершенствование

О курсе обучения «Стоматология»

Название учебной программы: Стоматология

Вид образовательной программы:

  • Профессиональная переподготовка с выдачей диплома установленного образца и медицинского сертификата государственного образца
  • Повышение квалификации с выдачей медицинского сертификата государственного образца
Формат обучения: Очно-заочно с применением дистанционных технологий

Продолжительность курса:

  • Профессиональная переподготовка 506 часов / 3 месяца
  • Повышение квалификации 144 часа / 1 месяц
  • Возможно ускоренное обучение
Объем программы: Уточняйте по телефону

Требования: Высшее образование - специалитет по специальности "Стоматология". Подготовка в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей по стоматологическому профилю. Профессиональная переподготовка по специальности при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей по стоматологическому профилю".

Выдаваемые документы

В соответствии с новым Законом об образовании в РФ, по программам профессиональной переподготовки - дипломы государственного образца отменены. Все образовательные учреждения имеют право выдавать только дипломы установленного образца.

Обучение и переподготовка медицинских работников:

Обратите внимание, что согласно Приказу Минздрава России от 22.12.2017 №1043н, медицинские специалисты, желающим пройти курсы профессиональной переподготовки по стоматологии в 2020 году, получают сертификаты, минуя процедуру аккредитации. Успейте пройти переподготовку до конца 2020 года. Аккредитация будет введена для слушателей курсов переподготовки с 1 января 2021 года.

ВАЖНО! Профессиональную переподготовку по программам направления «Стоматология» могут пройти только специалисты с высшим медицинским образованием по стоматологическому профилю:

  • «Стоматология детская»;
  • «Стоматология общей практики»;
  • «Стоматология ортопедическая»;
  • «Стоматология терапевтическая»;
  • «Стоматология хирургическая».

Преимущества обучения в академии профессиональных стандартов:

Диплом и сертификат

Мы гарантированно выдаём диплом установленного образца и медицинский сертификат государственного образца

Без отрыва от работы

Вам не потребуется брать отпуск, чтобы пройти профессиональную переподготовку и повышение квалификации

Дистанционное обучение

Процесс обучения построен на дистанционно-образовательных технологиях.

Лучшее соотношение цена/качество

Мы предлагаем доступные цены на рынке дистанционных образовательных услуг в сфере профессиональных стандартов

Индивидуальный график обучения

Проходите дистанционное обучение в удобное для вас время в соответствии с профессиональными стандартами

Учебные материалы

Получите доступ к качественным учебным материалам, где бы вы не находились в данный момент обучения

Закажите бесплатно обратный звонок

В результате обучения вы станете обладателем

Диплом о профессиональной переподготовке

После прохождения обучения по программам свыше 250 академических часов, вы получаете диплом с несколькими степенями защиты. Данный документ дает право ведения проф. деятельности в новой области

Удостоверение повышения квалификации

Удостоверение выдается медицинским работникам, имеющим профильное образование и прошедшим дистанционное обучение по программам повышения квалификации длительностью от 72 академических часов

Сертификат медицинского специалиста

Сертификат медицинского работника подтверждает ваш уровень знаний и умений, необходимых для осуществления деятельности в профессиональной медицинской или фармацевтической сфере.

Этапы для получения профессионального образования

Академия профессиональных стандартов подготовила и выпустила более 11 000 медицинских работников по специальности стоматология. За счет дистанционного образования - обучение стало доступно каждому, где бы он не находился.

Этапы получения профессиональной переподготовки

6 шагов

Теперь и вы можете в кратчайшие сроки получить диплом о профессиональной переподготовке, повышение квалификации и медицинский сертификат не выходя из дома, следуя простым 6 шагам.

Специфика направления стоматология:

Стоматология – является одним из тех медицинских направлений, которое выбирают будущие врачи-стоматологи, заведующие (начальники) структурного подразделения медицинской организации. Профессия «Стоматология» является востребованным медицинским направлением, основывающемся на базовых медицинских дисциплинах и обучении стоматологии. В дистанционном обучении стоматологии используются самые передовые технологии, которые позволяют освоить медицинским работникам и специалистам все нужные им знания в данной области.

Особенности работы врача в сфере стоматологии:

  • Консультирование пациентов по их заболеваниям;
  • Диагностика обнаружения скрытых форм заболеваний;
  • Оказание экстренной помощи при неотложных состояниях;
  • Организация профилактических и реабилитационных мероприятий;
  • Содействие в проведении профилактических мероприятий;
  • Подготовка и оформление документооборота, правила медэкспертизы

Читайте также: