Историк андрей борисович зубов

Опубликовано: 22.04.2024

Андрей Борисович Зубов
Андрей Борисович Зубов
Андрей Борисович Зубов (род. 1952), российский историк, востоковед, религиовед, политолог, общественный, церковный и политический деятель

В 1973 году окончил Московский государственный институт международных отношений. В том же году начал работать в Институте востоковедения РАН.

По словам Зубова, к православной вере его привел Всеволод Семенцов, который также был крестным отцом его старшей дочери Ксении и старшего брата Андрея. Крестился в Лазареву субботу 1978 года, после девяти месяцев оглашения. Крестным отцом был протоиерей Валентин Асмус.

В 1978 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме "Опыт исследования парламентской демократии в Таиланде".

Первоначально специализировался на изучении вопросов политической истории Таиланда, парламентаризма в странах Востока. Под влиянием В. С. Семенцова стал заниматься проблемами религиоведения и истории России.

С 1988 по 1994 год преподавал историю религий в Московской духовной академии, где имел звание доцента.

В 1989 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме «Парламентская демократия и политическая традиция Востока».

В 1993 - 1994 годах в журнале "Континент" состоялась примечательная полемика между А. Б. Зубовым и филологом академиком С. С. Аверинцевым о христианском осмыслении истории. В отклике на статью Зубова "Пути России" Аверинцев выразил несогласие с используемой Зубовым дихотомической схемой "эвдемонизм" - "сотерия". Кроме того, он не согласился с утверждением, будто "в 1941 году граждане СССР почти поголовно верили Сталину, готовы были умереть за него".

Зубов ответил Аверинцеву статьей "Опыт метанойи" в которой он высказал резко критическое отношение к фигуре генерала Власова. Дискуссия Зубова и Аверинцева была включена журналом «Континент» в «Избранное „Континента“ за 1992-2011», что дополнительно подчеркивает ее значимость. Позднее Зубов кардинально изменил отношение и к проблеме Власова, и к характеристике войны как Отечественной.

С 1994 по 2012 год - заведующий кафедрой "Религиоведения, философии и вероучительных дисциплин" философско-богословского факультета Российского православного института св. Иоанна Богослова.

В 1999 году в ходе внутрицерковной дискуссии, предшествовавшей канонизации Николая II, Зубов выступил против причисления последнего русского царя к лику святых.

В 2001 году уволился из Института востоковедения РАН и перешел работать в МГИМО. Был профессором кафедры философии МГИМО, а также возглавлял в качестве генерального директора университетский Центр "Церковь и международные отношения". Уволен за критику действий российского правительства на Украине и в Крыму, однако комиссия Совета при президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным.

В 2000-е годы стал ответственным редактором проекта по выпуску двухтомника "История России. XX век". Авторский коллектив объединяет более 40 авторов из России и зарубежья. Проект изначально создавался под руководством А. И. Солженицына, но затем Солженицын дистанцировался от него. Книга вышла в 2009 году.

После своего увольнения из МГИМО часто выступал в СМИ оппозиционной направленности, в том числе с вопросами, касающимися истории. В мае 2015 года на сайте The Insider была публикация Ольги Горелик с комментариями Андрея Зубова и Николая Сванидзе "7 главных мифов о войне", в которой авторы критикуют набор тезисов, названных наиболее распространенными мифами о Второй мировой войне. Военный историк Григорий Пернавский указал на большое, по его мнению, количество фактологических ошибок и оценил эту публикацию как непрофессиональную и пропагандистскую.

Член Союза писателей Москвы. Член редакционной коллегии журнала «Континент». В 1998 году награжден премией фонда «Знамя». Координатор общественного комитета «Преемственность и возрождение России», целью которого является "восстановление правового и культурно-исторического преемства с дореволюционной Россией как основы ее возрождения".

В октябре 2005 году являлся участником церковно-общественного форума «Единением и любовью спасемся», посвященного 625-летию победы на Куликовом поле.

Член Народно-трудового союза российских солидаристов с 2003 года. Член Совета НТС с мая 2006 до апреля 2008 года. Председатель Исполнительного бюро НТС. Член редколлегии журнала "Посев".

Член Синодальной библейско-богословской комиссии и с 27 июля 2009 по 23 октября 2014 года - член комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви [1].

В марте 2012 года выступил в прессе в связи с делом Pussy Riot. По его мнению, наказание участницам группы было неадекватно жестким, и даже в Российской империи к подобным поступкам относились снисходительнее. После референдума о статусе Крыма в марте 2014 года выступил с резкой критикой вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. В сентябре 2014 года подписал заявление с требованием "прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины". В начале октября 2014 года опубликовал в газете "Ведомости" статью "Крым наш?", содержащую обширные экскурсы в историю Крыма.

Весной 2016 года заявил о своем участии в выборах в Госдуму от Партии народной свободы. Он опубликовал собственную политическую программу, в основе которой лежат предложения по десоветизации общества: признание Октябрьской революции и коммунистического режима противоправными, а сопротивление им - правомерным; люстрация для сотрудников КГБ и членов КПСС; компенсации за экспроприированную собственность и принудительный труд; ограничение использования советской символики и так далее.

Программа включала также переход к парламентскому государству; расследование преступлений "путинского режима"; обеспечение права на национально-культурное самоуправление для всех народов России; мирное урегулирование конфликта с Украиной через признание ее территориальной целостности, отказ от поддержки непризнанных ДНР и ЛНР и проведение нового референдума в Крыму под контролем временной администрации ООН. Выдвигал свою кандидатуру на выборах в Государственную думу VII созыва по 208 одномандатному избирательному округу, в состав Думы не прошел.

Владеет английским, тайским и французским языками.

Андрей Борисович Зубов
Андрей Борисович Зубов
Андрей Борисович Зубов (род. 1952), российский историк, востоковед, религиовед, политолог, общественный, церковный и политический деятель

В 1973 году окончил Московский государственный институт международных отношений. В том же году начал работать в Институте востоковедения РАН.

По словам Зубова, к православной вере его привел Всеволод Семенцов, который также был крестным отцом его старшей дочери Ксении и старшего брата Андрея. Крестился в Лазареву субботу 1978 года, после девяти месяцев оглашения. Крестным отцом был протоиерей Валентин Асмус.

В 1978 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме "Опыт исследования парламентской демократии в Таиланде".

Первоначально специализировался на изучении вопросов политической истории Таиланда, парламентаризма в странах Востока. Под влиянием В. С. Семенцова стал заниматься проблемами религиоведения и истории России.

С 1988 по 1994 год преподавал историю религий в Московской духовной академии, где имел звание доцента.

В 1989 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме «Парламентская демократия и политическая традиция Востока».

В 1993 - 1994 годах в журнале "Континент" состоялась примечательная полемика между А. Б. Зубовым и филологом академиком С. С. Аверинцевым о христианском осмыслении истории. В отклике на статью Зубова "Пути России" Аверинцев выразил несогласие с используемой Зубовым дихотомической схемой "эвдемонизм" - "сотерия". Кроме того, он не согласился с утверждением, будто "в 1941 году граждане СССР почти поголовно верили Сталину, готовы были умереть за него".

Зубов ответил Аверинцеву статьей "Опыт метанойи" в которой он высказал резко критическое отношение к фигуре генерала Власова. Дискуссия Зубова и Аверинцева была включена журналом «Континент» в «Избранное „Континента“ за 1992-2011», что дополнительно подчеркивает ее значимость. Позднее Зубов кардинально изменил отношение и к проблеме Власова, и к характеристике войны как Отечественной.

С 1994 по 2012 год - заведующий кафедрой "Религиоведения, философии и вероучительных дисциплин" философско-богословского факультета Российского православного института св. Иоанна Богослова.

В 1999 году в ходе внутрицерковной дискуссии, предшествовавшей канонизации Николая II, Зубов выступил против причисления последнего русского царя к лику святых.

В 2001 году уволился из Института востоковедения РАН и перешел работать в МГИМО. Был профессором кафедры философии МГИМО, а также возглавлял в качестве генерального директора университетский Центр "Церковь и международные отношения". Уволен за критику действий российского правительства на Украине и в Крыму, однако комиссия Совета при президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным.

В 2000-е годы стал ответственным редактором проекта по выпуску двухтомника "История России. XX век". Авторский коллектив объединяет более 40 авторов из России и зарубежья. Проект изначально создавался под руководством А. И. Солженицына, но затем Солженицын дистанцировался от него. Книга вышла в 2009 году.

После своего увольнения из МГИМО часто выступал в СМИ оппозиционной направленности, в том числе с вопросами, касающимися истории. В мае 2015 года на сайте The Insider была публикация Ольги Горелик с комментариями Андрея Зубова и Николая Сванидзе "7 главных мифов о войне", в которой авторы критикуют набор тезисов, названных наиболее распространенными мифами о Второй мировой войне. Военный историк Григорий Пернавский указал на большое, по его мнению, количество фактологических ошибок и оценил эту публикацию как непрофессиональную и пропагандистскую.

Член Союза писателей Москвы. Член редакционной коллегии журнала «Континент». В 1998 году награжден премией фонда «Знамя». Координатор общественного комитета «Преемственность и возрождение России», целью которого является "восстановление правового и культурно-исторического преемства с дореволюционной Россией как основы ее возрождения".

В октябре 2005 году являлся участником церковно-общественного форума «Единением и любовью спасемся», посвященного 625-летию победы на Куликовом поле.

Член Народно-трудового союза российских солидаристов с 2003 года. Член Совета НТС с мая 2006 до апреля 2008 года. Председатель Исполнительного бюро НТС. Член редколлегии журнала "Посев".

Член Синодальной библейско-богословской комиссии и с 27 июля 2009 по 23 октября 2014 года - член комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви [1].

В марте 2012 года выступил в прессе в связи с делом Pussy Riot. По его мнению, наказание участницам группы было неадекватно жестким, и даже в Российской империи к подобным поступкам относились снисходительнее. После референдума о статусе Крыма в марте 2014 года выступил с резкой критикой вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. В сентябре 2014 года подписал заявление с требованием "прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины". В начале октября 2014 года опубликовал в газете "Ведомости" статью "Крым наш?", содержащую обширные экскурсы в историю Крыма.

Весной 2016 года заявил о своем участии в выборах в Госдуму от Партии народной свободы. Он опубликовал собственную политическую программу, в основе которой лежат предложения по десоветизации общества: признание Октябрьской революции и коммунистического режима противоправными, а сопротивление им - правомерным; люстрация для сотрудников КГБ и членов КПСС; компенсации за экспроприированную собственность и принудительный труд; ограничение использования советской символики и так далее.

Программа включала также переход к парламентскому государству; расследование преступлений "путинского режима"; обеспечение права на национально-культурное самоуправление для всех народов России; мирное урегулирование конфликта с Украиной через признание ее территориальной целостности, отказ от поддержки непризнанных ДНР и ЛНР и проведение нового референдума в Крыму под контролем временной администрации ООН. Выдвигал свою кандидатуру на выборах в Государственную думу VII созыва по 208 одномандатному избирательному округу, в состав Думы не прошел.

Владеет английским, тайским и французским языками.

Сегодня администрация Московского государственного института международных отношений МИД России (МГИМО) приняла решение о расторжении трудового соглашения с профессором Зубовым А.Б. и его увольнении из института.

Согласно объявлению на сайте МГИМО:

Это решение вызвано тем, что Зубов А.Б. сознательно и неоднократно нарушал Устав МГИМО, Правила внутреннего распорядка и Положение МГИМО об основных принципах корпоративного поведения, которые определяются ведомственной принадлежностью МГИМО к МИДу России.

Предупреждения со стороны руководства МГИМО о недопустимости такой практики высказывались Зубову А.Б. не раз в прошлом, а в связи с активизацией его публичных выступлений по поводу событий на Украине и в Крыму, 5 марта ему было вручено официальное уведомление о недопустимости таких высказываний и их несоответствии статусу профессора МГИМО.

Многочисленные высказывания и интервью Зубова А.Б. о происходящем на Украине и о внешней политике России вызывают возмущение и недоумение в университетской среде. Они идут вразрез с внешнеполитическим курсом России, подвергают безоглядной и безответственной критике действия государства, наносят вред учебно-образовательному и воспитательному процессу.

Оставляя на совести Зубова А.Б. неуместные и оскорбительные исторические аналогии и характеристики, руководство МГИМО сочло невозможным продолжение работы Зубова А.Б. в институте и приняло решение о прекращении с ним трудового договора.

Андрей Зубов

Андрей Зубов
Зубов, Андрей Борисович (1952) — историк-ревизионист, публицист, религиовед-модернист.

В 1973 г. закончил факультет международных отношений МГИМО. Тема кандидатской диссертации – «Опыт исследования парламентской демократии в Таиланде» 1978 г. Доктор исторических наук (диссертация «Парламентская демократия и политическая традиция Востока», 1989 г.).

Сотрудник Института востоковедения Академии Наук СССР (до 2001 г.). Профессор МГИМО, генеральный директор Центра «Церковь и Международные отношения» МГИМО.

Координатор Общественного комитета «Преемственность и возрождение России». Член Союза писателей Москвы. Член редколлегии журнала «Континент». В 1998 г. награжден премией фонда «Знамя».

Один из авторов Основ социальной концепции Русской Православной Церкви (2000 г.). Член рабочей группы для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений (2005 г.).

С 2009 по 2014 г. являлся членом Синодальной библейско-богословской комиссии. Член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви с 2009 г. С 2010 г. — член Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества.

В 1988-1994 гг. читает курс «Истории религий» в МДА. Профессор, зав. кафедрой «Религиоведения, философии и вероучительных дисциплин» Православного университета апостола Иоанна Богослова (РПУ). Выступает с лекциями на Рождественских чтениях, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, Общедоступном православном молодежном лектории, Московских Епархиальных миссионерских курсах. Участник фестиваля «Троица. Всё живое» в подмосковном городе Электроугли.

Участник Церковно-общественного форума «Единением и любовью спасемся», посвященном 625-летию победы на Куликовом поле (2005 г.).

Постоянный автор изданий «православия-лайт»: журналов «Фома», «Нескучный сад» (закрывшегося в прошлом году), сайта «Православие и мир» и т.п.

Духовником А. Зубова с 1978 г. является о. Георгий Бреев. Прихожанин и чтец в храме Рождества Богородицы в Крылатском (Москва) (настоятель о. Георгий Бреев), а до 2009 г. — также храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (настоятель до 2009 г. — о. Георгий Бреев).

С 2009 г. член Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы.

Книга А. Зубова Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге (2010) издана в издательстве «Никея» (директор — Николай Георгиевич Бреев). В книге О.В. Гусаковой «Хранители веры. О жизни Церкви в советское время» (Никея, 2014) А. Зубов представлен как один из «хранителей веры».

Член Народно-Трудового Союза (НТС) российских солидаристов с 2003 г. Член Совета НТС с мая 2006 г. Председатель Исполнительного Бюро НТС. Член редколлегии журнала НТС «Посев» (до апреля 2008 г.).

Выступил в поддержку участниц кощунства в Храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 г.:

Жестокое отношение судебных властей к молодым женщинам — Надежде Толоконниковой и Марии Алёхиной, возможно, соучаствовавшим, как полагает следствие, в кощунственных действиях в кафедральном соборе Христа Спасителя 21 февраля 2012 года, вызывает у меня глубокое огорчение

В 2014 г. выступил с провокационной статьей «Аншлюс без кавычек» против воссоединения Крыма с Россией.

Основные труды

Парламентаризм в Таиланде: Опыт исследования современного восточного общества методом анализа избирательной статистики (1982)

Парламентская демократия и политическая традиция Востока (1990)
L’Euroasia del Nord : Il rischio del caos dopo l’impero sovetico (1994)

История религий. 1 (ранний, средний и верхний палеолит) (1995)

Обращение к русскому национальному правопорядку как нравственная задача и политическая цель (1997)

История религий. Книга Первая: Доисторические и внеисторические религии (1997)

Церковь и общество. Диалог русского православия и римского католичества глазами ученых (2001)

Российская полития на рубеже веков (2001)

Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге (2010)

Статьи, выступления

Пути России (1993)

Опыт метанойи (1994)

Европа и мир (1995)

Будущее российского федерализма (1996)

«Если бы от мира сего было царство Мое…» (1997)

Победа над «последним врагом»: Тенденции развития европейской цивилизации с точки зрения православия и стремление к спасению // Богословский вестник. 1993. Т 1. № 1-2. С. 40-53

Единство и разделения современного русского общества: вера, экзистенциальные ценности и политические цели» 1998

Сорок дней или сорок лет? (1999)

Христианство и культура (1999)

Религиозно-нравственные основпания права (опыт христианского дискурса) (2001)

Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа (2000)

Переписка из двух кварталов (2001)

Россия 1991-2001: Победы и поражения (2001)

Проблема монотеизма и политеизма в религии древнего Египта (2004)

Ислам и христианство: проблемы диалога (2004)

Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия (2004)

Циклы русской истории (2005)

Размышления над причинами революции в России: На грани веков. Царствование Павла I и начало царствования Александра Благословенного (2005)

Почему не воплотились бессмысленные мечтания (2005)

Размышления над причинами революции в России. Царствование Александра Благословенного (2006)

Дом смерти предназначен для жизни (2006)

Побойтесь Бога! (2012)

Аншлюс без кавычек (2014)

Редактор

Ретроспективная и сравнительная политология. Публикации и исследования. Выпуск 1 (1991)

История II Ватиканского собора. Том 2. Формирование соборного сознания. Первый период и перерыв между сессиями октябрь 1962 — сентябрь 1963 (2005)

История II Ватиканского собора. Том 3. Сформировавшийся собор (2005)

История религии. Курс лекций. Книга 1. Доисторические и внеисторические религии (2006)

История II Ватиканского собора. Том 4. Соборная церковь. Третий период и перерыв между сессиями. Сентябрь 1964 — Сентябрь 1965 (2008)

История II Ватиканского собора. Том 1. Навстречу новой эре в истории католичества. Провозглашение и подготовка собора. Январь 1959 — Сентябрь 1962 (2008)

Андрей Борисович Зубов (род. 16 января 1952, Москва, СССР) — российский историк, религиовед и политолог, доктор исторических наук, профессор МГИМО.

Содержание

Образование

Окончил Московский государственный институт международных отношений в 1973. Доктор исторических наук (1989, тема диссертации — «Парламентская демократия и политическая традиция Востока»). Профессор кафедры философии МГИМО (У) МИД РФ. Владеет английским, тайским и французским языками.

Научная деятельность

Вплоть до 2001 года работал в Институте востоковедения РАН. Первоначально специализировался на изучении вопросов политической истории Таиланда, парламентаризма в странах Востока. В настоящее время занимается проблемами религиоведения и истории России.

Профессор кафедры «Религиоведения, философии и вероучительных дисциплин» Философско-богословского факультета Российского православного института св. Иоанна Богослова.

Профессор кафедры философии МГИМО [1] . Генеральный директор Центра «Церковь и Международные отношения» МГИМО.

«История России. XX век»

Андрей Борисович Зубов — ответственный редактор двухтомника «История России. XX век» (1 том: 1894-1939 и 2 том: 1939-2007). Авторский коллектив объединяет более 40 авторов из России и зарубежья. Проект изначально создавался под руководством А. И. Солженицына, но затем Солженицын дистанцировался от него (причины раскрываются в письме Солженицына Зубову, копия письма доступна в блоге russia_xx [2] .)

Концепцию книги А. Б. Зубов представляет следующим образом:

В предисловии ответственного редактора я формулирую несколько моментов, которые мне кажутся важными Первый момент: мы ставим в вершину угла человека, считаем, что высшей ценностью общества является судьба человека: его благополучие, свобода, внутреннее достоинство. Когда человека вынуждают не добровольно, ради коллективизации, ради геополитического расширения отдавать свою жизнь, силы, благополучие, свободу и т. д., это всегда историческая неудача. История определяется не тем, насколько сильно или велико государство, а насколько счастлив, свободен и благополучен человек.
Мы исходили из принципа, что высшей ценностью человека является свобода воли. И там, где она не может реализовываться свободно, государство терпит фиаско. Не человек для государства, а наоборот — это первый наш девиз. И он исторически обоснован — ведь человек появился значительно раньше государства и создавал государство ради своих целей. Теперь второй принцип, и здесь мы уже даем некоторую оценку. Исходя из первого принципа, государство, созданное большевиками, было по своей природе бесчеловечным — оно ставило общее как главное, а человека — как второстепенное и служебное по отношению к общему. [3]

Оценки творчества Зубова

Полемика вокруг книги «История России. XX век»

Книга «История России. XX век» (2009), ответственным редактором которой выступил А. Б. Зубов, получила положительную оценку целого ряда историков и общественных деятелей. Председатель Президиума СВОП, д.п.н., декан факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ, профессор, председатель клуба «Валдай» С. А. Караганов сказал о нём:

Два этих тома нужно читать всем, кто хочет быть сознательным русским, кто хочет покончить с русской катастрофой XX века.
Каждому нужно понять главную мысль книги. Вот какой ее увидел я. Мы — потомки миллионов белых и миллионов красных, убитых коллективизацией и голодоморами, и продразверсточников, продолжавших тайно верить, и рушивших церкви, репрессированных, и их охранников и палачей, мы, сильно поредевшие за XX век, миллионы русских, должны осознать, что своими самыми поступками и решениями выбираем судьбу — не только собственную, но и всей страны. А значит, нужно отвечать за свой выбор [4] .

Заведующий кафедрой философии МГИМО, д.фил.н., профессор А. В. Шестопал так оценил книгу:

«История России. XX век» под редакцией Андрея Зубова адресована широкому кругу читателей. Так задумано, так написано. Живо, интересно, с привлечением огромного круга материалов, ранее недоступных, либо известных только специалистам, опубликованных малым тиражом, часто за пределами России.
Это первая коллективная работа такого масштаба, соединившая под одной обложкой авторов, работающих в России, и авторов русского зарубежья. [5]

Мне кажется, авторов книги «История России. XX век» отличает именно этот подход: духовность и стремление к честности и правде, какой бы горькой и трагичной она ни была. Возможно, они и ошибались, возможно, есть и искажения, но они честно пытались рассказать об истории нашей Родины в ХХ столетии. [5]

Доктора исторических наук Михаил Фролов и Владислав Кутузов, доценты Е. В. Ильин и В. В. Василик крайне критически оценили том учебника «История России. ХХ век: 1939—2007», отметив, что критериям научного исторического исследования он не соответствует [6] .

В то же время этот труд вызвал целый ряд критических статей части общественности из-за явной антисоветской направленности. [7]

26 апреля 2010 года в журнале «Эксперт» вышла статья «История фальсификатора», посвящённая книге «История России. XX век» и А. Б. Зубову. 6 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда обязала редакцию журнала «Эксперт» опубликовать «опровержение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию Зубова А. Б.» [8]

Полемика Зубова с Аверинцевым

В 1993-1994 годах в журнале «Континент» состоялась примечательная полемика между А.Б. Зубовым и академиком С.С. Аверинцевым о христианском осмыслении истории. Аверинцев писал в отклике на статью Зубова «Пути России» [9]

Христианину естественно, даже неизбежно искать христианского осмысления истории — отечественной и всеобщей. Но он должен ясно отдавать себе отчет, к какому делу он приступает. Ибо христианство — сразу и проще всего на свете, и сложнее всего на свете. …К сожалению, за духовный и мистический подход к истории уважаемый автор принимает самый тривиальный, обыденный, одномерный морализм. К вящему сожалению, морализм этот до того агрессивен, что слишком часто заставляет вспомнить, как русский простонародный ум производил встарь слово „мораль“ („мараль“) от глагола „марать“ („мараль пущать“).

Деликатная категория грамматического лица, которая в определенных контекстах просто безразлична с точки зрения формальной логики, сплошь да рядом определяет корректность или некорректность высказывания внутри христианского дискурса. Мытарь сказал о себе: «я грешник», — и был прав; Фарисей сказал об этом же Мытаре: «он грешник», — и поступил дурно… Переход к третьему лицу все портит [10] .

Аверинцев выразил несогласие с используемой Зубовым дихотомической схемой «эвдемонизм» — «сотерия»:

«
история обеих революций вышеназванного года, купно с эпопеей гражданской войны, — что угодно, только не торжество эвдемонизма. Да, святыни были проданы, но не за фунт масла, не за снедь, а прежде всего за упоительную иллюзию: история — послушная глина под нашими руками. Это страшно; но разве это так непонятно? »

Кроме того, Аверинцев не согласился с утверждения, будто «в 1941 году граждане СССР почти поголовно верили Сталину, готовы были умереть за него»:

«
Достаточно вспомнить одноединственное слово, чтобы утверждение это рассыпалось: такое слово «власовцы»… Русский народ гораздо меньше склонен класть головы по приказу начальства, чем это любят утверждать то в похвалу, то в укор ему. Лишь когда явственно, ощутимо встает вопрос о самом существовании отечества, пробуждаются силы, которых только что словно не было. »

Зубов ответил Аверинцеву статьей «Опыт метанойи» [11] .

[…] И потому так убедительны слова Сергея Аверинцева о «собственном бытии» и «личном подвиге», о том, что введение «третьего лица» портит оценку и превращает покаянный самоанализ души в «уныло агрессивное морализаторство».

В своем ответе Зубов высказал резко критическое отношение к фигуре генерала Власова:

Я не ведаю, и не смею фантазировать по поводу материала той пружины, которая вывела генерал-­лейтенанта Карбышева под струи лагерных брандспойтов, но я верно знаю, что в душе другого русского генерала, героя кровавых галицийских полей Антона Деникина, вертикаль веры и долга властно подчинила себе горизонталь земных расчетов, примитивную логику, объявляющую любого врага твоего врага твоим другом. И в этой его победе над собой я радостно ощущаю и толику своей победы, как в измене Власова — бездну своего предательства [11] .

Позднее Зубов кардинально изменил свое отношение и к проблеме Власова, и к характеристике войны как Отечественной (что нашло свое выражение и в книге «История России. XX век»).

Эта дискуссия Зубова и Аверинцева была включена журналом «Континент» в «Избранное „Континента“ за 1992—2011» [12] , что дополнительно подчеркивает ее значимость.

Общественная деятельность

Член Союза писателей Москвы. Член редколлегии журнала «Континент». В 1998 году награжден премией фонда «Знамя».

Координатор Общественного комитета «Преемственность и возрождение России», целью которого является «восстановление правового и культурно-исторического преемства с дореволюционной Россией как основы её возрождения».

Член Народно-трудового Союза российских солидаристов (НТС) с 2003 года. Член Совета НТС с мая 2006 до апреля 2008 года. Председатель Исполнительного Бюро НТС (2006-2008). Член редколлегии журнала «Посев» (до апреля 2008 г.).

Прихожанин и чтец в храме Рождества Богородицы в Крылатском (Москва).

Выступил в прессе в связи с делом Pussy Riot. [13]

Труды

Автор пяти монографий и около 150 научных и публицистических статей, в том числе:

Книги

  • «Парламентаризм в Таиланде: Опыт исследования современного восточного общества методом анализа избирательной статистики». М., Наука: Главная ред. восточной литературы, 1982.
  • «Парламентская демократия и политическая традиция Востока». М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990.
  • L’Euroasia del Nord : Il rischio del caos dopo l’impero sovetico / Ed.San Paolo.- Turin — Milano, 1994.
  • «Обращение к русскому национальному правопорядку как нравственная задача и политическая цель». Москва: Группа Гросс, 1997.
  • «История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии». М., «Планета детей», 1997.
  • Под ред. Зубова: «История России. XX век». М., АСТ, 2009.

Некоторые статьи

  • «Пути России» // «Континент», № 1 (75), 1993; републикация: Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Опыт метанойи». «Континент», № 3 (81), 1994. Републикация: «На морали стоит социальный мир…». Из статьи А. Зубова «Опыт метанойи» // Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Европа и мир» // «Континент», № 1 (83), 1995; републикация: Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Будущее российского федерализма» // «Знамя», № 3, 1996 г.
  • «Если бы от мира сего было царство Мое…» // «Знамя», № 10, 1997 г.
  • «Единство и разделения современного русского общества: вера, экзистенциальные ценности и политические цели» // «Знамя», № 11, 1998 г.
  • «Сорок дней или сорок лет?» // «Новый Мир», № 5, 1999 г.
  • «Христианство и культура». // «Знамя», № 10, 1999 г.
  • «Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа». // «Знамя», № 4, 2000 г.
  • «Переписка из двух кварталов». // «Новый Мир», № 8, 2001 г.
  • «Россия 1991—2001: Победы и поражения» // «Знамя», № 8, 2001 г.
  • «Проблема монотеизма и политеизма в религии древнего Египта». // Сборник «Египет и христианство», Москва, 2004.
  • «Ислам и христианство: проблемы диалога». // «Континент», № 119, 2004.
  • «Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия» // «Новый Мир», № 7 за 2004 г.
  • «Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия». Окончание // «Новый Мир», № 8 за 2004 г.
  • «Циклы русской истории». // «Вопросы философии», № 3, 2005 г.
  • «Размышления над причинами революции в России: На грани веков. Царствование Павла I и начало царствования Александра Благословенного». // «Новый Мир», № 7, 2005 г.
  • «Почему не воплотились бессмысленные мечтания» // «Посев», № 12, 2005 г.
  • Размышления над причинами революции в России. Царствование Александра Благословенного. // «Новый Мир», № 7, 2006 г.
  • «Дом смерти предназначен для жизни» // «Посев», № 7, 2006 г.

В сети

  • Аудио записи лекций А. Б. Зубова по религиоведению
  • «Восточноевропейский и послесоветский пути возвращения к плюралистической государственности» // Публичные лекции Полит.ру. 3 сентября 2009 г. — 04.11.2009.

Примечания

  1. ↑Зубов, Андрей Борисович // Официальный сайт МГИМО
  2. ↑russia_xx: О Солженицыне и книге «История России. ХХ век»
  3. «Наша книга — это история не государства, а общества» — МГИМО-Университет
  4. Сергей Караганов.Другая наша история. Российская газета (19 марта 2010). Проверено 13 августа 2010.
  5. 12История России. XX Век — ХХ Век в истории России. Круглый стол «Журнала Московской патриархии». Часть 2. ЧАСТЬ 2
  6. ↑Стенограмма заседания клуба «Конференция „Реальная война“/ ВНИМАНИЕ — ФАЛЬСИФИКАЦИЯ.
  7. ↑Максим Хрусталев «Как наши историки во вранье превзошли даже Резуна»
  8. ↑Центр защиты деловой репутации «Историк А.Б.Зубов vs „Эксперт“. Определение судебной коллегии» 6 июля 2011
  9. ↑Андрей ЗУБОВ - Пути России // «Континент», № 1 (75), 1993; републикация: Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент», № 148, 2011
  10. ↑Сергей АВЕРИНЦЕВ - По поводу статьи А. Зубова «Пути России» // «Континент», № 3 (81), 1994; републикация: Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент» № 148, 2011
  11. 12«На морали стоит социальный мир…» // «Континент», № 3 (81), 1994; републикация: Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент» № 148, 2011
  12. ↑Избранное «Континента» 1992 - 2011
  13. ↑ Андрей Зубов Побойтесь Бога!Новая газета № 30 19.3.2012

Ссылки

  • Официальная страничка на сайте МГИМО. — 13.05.2010.
  • Биография
  • «История религиозных идей», курс лекций в Православном университете апостола Иоанна Богослова.
  • «Праздники "страны с непредсказуемым прошлым"». Информационно-аналитический канал "Открытая студия" на Радио России, 20 октября 2004.
  • «Нужна ли россиянам история России?» Ток-шоу "Особое мнение" на Радио России, 8 мая 2008.
  • «Пакт Молотова-Риббентропа». Ток-шоу "Особое мнение" на Радио России, 20 августа 2009.
  • «История России. ХХ век». Интервью на Радио «Свобода», 3 января 2010.
  • «Исторические уроки модернизации страны. Что представляла Россия собой 100 лет назад?» Ток-шоу "Особое мнение" на Радио России, 14 января 2010.
  • «В чём величие России?» Ток-шоу "Особое мнение" на Радио России, 12 октября 2010.
  • Радио Свобода: Историк Андрей Зубов – о борьбе московских ученых против фальсификации выборов

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Сосна (значения)
  • Шанц

Смотреть что такое "Зубов, Андрей Борисович" в других словарях:

Зубов Андрей Борисович — Андрей Борисович Зубов (родился в 1952 г. в Москве) российский политолог, историк, публицист. Содержание 1 Образование 2 Научная деятельность 3 Общественная деятельность … Википедия

Зубов, Андрей — Андрей Борисович Зубов (родился в 1952 г. в Москве) российский политолог, историк, публицист. Содержание 1 Образование 2 Научная деятельность 3 Общественная деятельность … Википедия

Зубов — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 В 1.3 Г … Википедия

Зубов А. Б. — Андрей Борисович Зубов (родился в 1952 г. в Москве) российский политолог, историк, публицист. Содержание 1 Образование 2 Научная деятельность 3 Общественная деятельность … Википедия

Тукмаков, Владимир Борисович — Владимир Борисович Тукмаков Владимир Тукмаков, 2009 … Википедия

Шнейдер, Александр Борисович — Данные в этой статье приведены по состоянию на 1990. Вы можете помочь, обновив … Википедия

Игорь Борисович Королев — Позиция центральный нападающий Рост 185 см Вес 86 кг Клубы … Википедия

Игорь Борисович Королёв — Позиция центральный нападающий Рост 185 см Вес 86 кг Клубы … Википедия

Королев, Игорь Борисович — Позиция центральный нападающий Рост 185 см Вес 86 кг Клубы … Википедия

Историк, религиовед, политолог, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры философии МГИМО и генеральный директор университетского Центра «Церковь и международные отношения». Андрей Зубов в лектории читает лекции по истории религии и философии.

«Отличается глубоким пониманием внутренней логики религиозных систем, чутким и корректным отношением к любой религии».Зубов – выступил ответственным редактором двухтомника «История России. XX век», котрый после его выхода окрестили «гуманитарной сенсацией». Изначально учебник создавался под руководством А. И. Солженицына. Авторский коллектив (около 40 человек) предпринял попытку полностью отказаться от советской историографии, и подойти к истории не с точки зрения геополитики, а с точки зрения общества и человека. Владеет английским, тайским и французским языками.

Лекции по истории афиша.

АРХИВ ЛЕКЦИЙ АВТОРА

Архив 2019 год.

«Европейский спиритуализм ХХ века»

Кто: Андрей Зубов

Что: «Европейский спиритуализм ХХ века»

— Человек есть дух, — писал философ-спиритуалист Луи Лавель. — Духовность — единственный род активности, из-за которой он заслуживает называться человеком. В осуществлении своей свободы человек создает не вещи, а смыслы вещей.

«Экзистенциализм: Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс»

Кто: Андрей Зубов

Что: «Экзистенциализм: Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс»

На лекции по истории философии профессор Андрей Борисович Зубов расскажет о двух великих немецких философах Мартине Хайдеггере и Карле Ясперсе.

«Семен Франк и философия всеединства»

Кто: Андрей Зубов

Что: «Семен Франк и философия всеединства»

Для Семена Франка “мы” главнее, чем “я”, а контакт между людьми он считал шагом к познанию мира. При этом Франк страшно критиковал коллективизм, который, по его мнению, убивал личность. Эта точка зрения оказалась для него роковой. “Всякий диктат противоречит свободе,” - говорил Франк в 1917 году, за что его и выслали из России.

«История Ислама» Интенсивный курс по истории религий. День 3

Кто: Андрей Зубов

Что: «История Ислама» Интенсивный курс по истории религий. День 3

Трехдневный курс 20, 21 и 22 мая
Ислам - самая молодая религия в мире, но при этом - вторая по численности приверженцев. Почти два миллиарда человек в мире исповедуют ислам, однако те, кто не является мусульманами, очень мало знают об этой религии. А ведь ислам - это идеология не только религиозной, но и светской жизни. Эта религия регулирует практически все вопросы - не только мировоззренческие, но и бытовые.

«История Ислама» Интенсивный курс по истории религий. День 2

Кто: Андрей Зубов

Что: «История Ислама» Интенсивный курс по истории религий. День 2

Трехдневный курс 20, 21 и 22 мая
Ислам - самая молодая религия в мире, но при этом - вторая по численности приверженцев. Почти два миллиарда человек в мире исповедуют ислам, однако те, кто не является мусульманами, очень мало знают об этой религии. А ведь ислам - это идеология не только религиозной, но и светской жизни. Эта религия регулирует практически все вопросы - не только мировоззренческие, но и бытовые.

«История Ислама» Интенсивный курс по истории религий. День 1

Кто: Андрей Зубов

Что: «История Ислама» Интенсивный курс по истории религий. День 1

Трехдневный курс 20, 21 и 22 мая
Ислам - самая молодая религия в мире, но при этом - вторая по численности приверженцев. Почти два миллиарда человек в мире исповедуют ислам, однако те, кто не является мусульманами, очень мало знают об этой религии. А ведь ислам - это идеология не только религиозной, но и светской жизни. Эта религия регулирует практически все вопросы - не только мировоззренческие, но и бытовые.

«Макс Вебер: от религии - к экономике»

Кто: Андрей Зубов

Что: «Макс Вебер: от религии - к экономике»

Немецкий философ Макс Вебер - один из крупнейших исследователей мировых религий: протестантизма, индуизма, буддизма. Он обосновывал их постулаты с точки зрения экономики.
Как сегодня религии влияют на развитие общества? Правда ли, что человек не может оставаться лишь молчаливым наблюдателем в гуще исторических событий?

«Николай Бердяев и философия духа»

Кто: Андрей Зубов

Что: «Николай Бердяев и философия духа»

Николай Бердяев - один из самых популярных русских философов в мире. Может быть, все дело в том, что он в своем мировоззрении прошел знакомый многим путь от очарования марксизмом, а затем разочарования в нем. После чего Бердяев и создал собственную философию - философию духа.

«Освальд Шпенглер и “Закат Европы”»

Кто: Андрей Зубов

Что: «Освальд Шпенглер и “Закат Европы”»

Немецкий философ Освальд Шпенглер начал писать главную книгу своей жизни в 1918 году, сразу после поражения Германии в Первой мировой войне. Шпенглер был беден и одинок, он работал над книгой по ночам, а на дверь вешал табличку “В отъезде”, чтобы никто его не беспокоил. В результате появился “Закат Европы” - сенсационная книга, в которой мировая война рассматривалась как начало агонии всей европейской цивилизации.

«Владимир Соловьев - отец русской христианской мысли»

Кто: Андрей Зубов

Что: «Владимир Соловьев - отец русской христианской мысли»

Владимир Соловьев - великий русский философ, поэт, литературный критик. Именно он стал отцом христианской философии, став одним из ключевых мыслителей XIX века.

Читайте также: