К атавизмам человека относят зубы мудрости

Опубликовано: 22.04.2024

Каждый орган и структура человеческого организма выполняет свою функцию. Есть органы жизненно важные, без которых невозможно жить (например, мозг или сердце), а есть и такие, без которых жизнь, хотя и более низкого качества, все же возможна. О таких органах мы уже рассказали в статье «Девять органов, без которых можно жить». Но иногда бывает так, что у человека появляются лишние части тела и даже органы, которые называются рудиментами и атавизмами. Так что это такое, почему они появляются и чем опасны?

Из курса биологии

Впервые о рудиментах и атавизмах нам рассказывают за школьной скамьей, когда приходит время углубиться в изучение общей биологии. Но большинство людей не понимает, в чем отличие рудиментов от атавизмов, полагая, что это одно и то же. Такое представление ошибочно.

Рудименты – это лишние органы, части тела, но их наличие не является каким-то отклонением в развитии, поскольку они были у наших ближних эволюционных предков.

Атавизмы – органы и части тела, которые были у очень далеких предков и отсутствовали у ближних, но в результате какого-то причудливого генетического сбоя проявились у конкретного человека.

Чтобы лучше понять, в чем разница, объясним на примере. Возьмем, допустим, копчик. Это основание позвоночника, в котором срослись несколько позвонков, и на сегодняшний день он считается рудиментарным органом, но, тем, не менее, он есть у всех, так как был у наших относительно недалеких предков. И это та часть скелета, напрямую свидетельствующая о том, что у наших далеких предков действительно были хвосты.

Но если ребенок рождается именно с хвостом, то уже говорят об атавизме. Даже сегодня рождение малыша с такой особенностью хоть и редкое явление, но не из ряда вон. Иногда в хвосте четко прослеживаются позвонки и даже есть возможность им пошевелить.

Именно атавизмы дают понять нам, как же выглядели наши предки, и какой образ жизни они вели на той, древней Земле.

Лишний сосок – атавизм по Дарвину

Еще Чарльз Дарвин в одном из своих трудов о происхождении человека писал, что дополнительный сосок – атавизм, некое наследие эволюционного прошлого, которое у некоторых людей прокрадывается в современный облик.

Обычно дополнительные соски формируются по линии молочных желез, тогда их действительно можно назвать атавизмом, а вот если вне этой линии (такое тоже бывает ) — то это скорее причуды внутриутробного развития.

shutterstock_1730527933.jpg

Дополнительные соски встречаются редко, а те, что сформировались не по линии молочных желез, еще реже. Кстати, последние могут формироваться где угодно: на спине, плечах, конечностях, шее и даже лице. Известны случаи, когда они обнаруживались на половых губах женщин и в промежности.

Если обратиться к статистическим данным, то первое упоминание о дополнительных сосках появилось в 1878 году: немецкие ученые отмечали, что такая особенность формируется у одного из 500 людей. Позднее были опубликованы другие данные:

у 0,22% людей, проживающих в Венгрии;

в США – у 0,6% белокожих детей, и у 1,63% – у чернокожих;

самый большой процент случаев в Германии – 5,6%.

Самыми знаменитыми обладателями лишних сосков являются Марк Уолберг и Лилли Ален.

Наличие дополнительных сосков – не признак патологии, это скорее косметическая проблема, и их удаление – основной метод лечения.

Рудименты и лишние органы в полости рта

В полости рта у многих людей имеются уникальные рудиментарные «органы» – зубы мудрости. Это пережиток прошлого, без которого наши предки не могли существовать. Эти зубы активно участвовали в процессе пережевывания пищи.

Учитывая изменившиеся привычки питания и столовый этикет, челюсть современного человека значительно уменьшилась в сравнении с челюстями наших предков, и третьим молярам просто не осталось места.

Особого функционального предназначения эти зубы не несут, у редких людей они занимают правильное положение и участвуют в процессе жевания. В большинстве случаев они только причиняют вред: боль и сложности в прорезывании, смещение зубов и формирование скученности и только при условии того, что они все-таки смогут прорезаться.

Иногда в толще челюсти они расположены неправильно, горизонтально, и давят на соседние зубы, что может вызывать множество проблем: кариозные поражения зубов, в том числе и кариес корня, формирование еще больших осложнений – периодонтита и др.

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться некоторые пациенты, чаще дети, – это сверхкомплектные, лишние зубы. В норме у человека 20 молочных зубов и 28-32 постоянных. Сверхкомплектные – это, можно сказать, двойной комплект уже имеющихся.

Согласно статистическим данным, чаще всего сверхкомплектные зубы появляются у центральных резцов, молочных моляров и постоянных премоляров, то есть вместо 4 резцов, их может быть 6 и т.д.

_16._Fig._2._Iniitial_pan_Nov.jpg

Сверхкомплектные зубы могут иметь различную анатомическую форму и даже могут не походить на натуральные зубы. Это некие конгломераты, не выполняющие основной функции, но способные приносить массу проблем, например, стать причиной серьезного смещения зубов основного комплекта и формировать патологии прикуса.

Полидактилия или лишние пальцы

Полидактилия – наличие лишнего пальца на руке или ноге, что встречается не так редко, как кажется: у одного малыша из 500. Но так ли это опасно?

Этьен Бурде из Имперского колледжа в Лондоне, отметил: если ребенок рождается с полидактилией, то это всегда рассматривается как врожденный дефект, никто даже не задумывается о том, что они могут быть полезными.

Иногда, действительно, лишний палец является рудиментарным или недоразвитым. Но его удаление всегда связано со множеством проблем. Дело в том, что лишние пальцы имеют схожее анатомическое строение с пальцами основного комплекта: есть фаланги, сухожилия, мышцы и все это связано с кистью воедино. Поэтому сложно удалить лишний палец и сохранить кисть рабочей.

Последние исследования показали, что мелкая моторика рук у детей с полидактилией намного более развита, чем у пятипалых детей. Кроме того, при движении лишнего пальца мозг задействует дополнительные ресурсы, но без каких-либо негативных последствий для когнитивных функций в целом. Мозг компенсаторно формирует дополнительную область, чтобы контролировать этот лишний палец.

Лишние мышцы

Многие замечали, что при холоде волосы на руках становятся дыбом и появляется гусиная кожа. Кстати, гусиная кожа может появляться в других ситуациях, например, при сильных эмоциях, и тогда говорят «аж мурашки по телу». Но задумывались ли вы, почему так происходит? Все дело в рудиментарных мышцах, очень маленьких, которые прикреплены к волосам на теле. Наши предки обладали более густой шевелюрой, и во время опасности эти мелкие мышцы приподнимали волосы, делая человека зрительно более большим, этот защитный механизм был проработан с одной целью – напугать противника. Кстати, таким защитным механизмом пользуются многие животные.

Но у современного человека такой необходимости нет, но вот эти мелкие мышцы остались. И когда холодно, появляется гусиная кожа, которая, кстати, также помогает согреться.

Рудиментами у человека являются:

1) наличие хвоста

3) копчиковая кость

4) густой волосяной покров на теле

6) складка мигательной перепонки

Рудименты есть у всех людей, как остатки органов от предков, атавизмы — у малого процента людей. Рудименты — органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли, потому что эволюция идет очень медленно. Например, у кита — кости таза. У человека: волосы на теле, третье веко (складка мигательной перепонки), копчик; мышца, двигающая ушную раковину; аппендикс и слепая кишка, зубы мудрости. Атавизмы — органы, которые должны находиться в рудиментарном состоянии, но из-за нарушения развития достигли крупного размера. У человека – волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость.

мно­го­сос­ко­вость-это рудименты,а не атавизмы,даже в учебнике написано

В каком учебнике? Укажите, пожалуйста издательство и автора.

Атавизм — появление у данной особи признаков, свойственных отдаленным предкам. У человека – волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость.

Многососковость-это рудимент, по справочнику Ионцевой (Биология в схемах и таблицах) страница 299.

Ну ошибка там у нее, к сожалению:( Посмотрите другие источники.

в пояснении сказано что к рудиментам относятся волосы на теле , почему вариант 4 не подходит тогда?

Сильное оволосенение и "волосы на теле" — это разные вещи.

"Нормальное" количество волос на теле — рудимент; МНОГО (оволосенение) — атавизм.

Копчик — рудимент; хвост — атавизм.

В пояснении говорится, что способность двигать ушной раковиной-это рудимент, а в ответе первому гостью в отнесли её к атавизмам. Как это понимать??

мышца, дви­га­ю­щая ушную ра­ко­ви­ну — это рудимент, а вот спо­соб­ность дви­гать ушной ра­ко­ви­ной (т.е. развилось умение управлять данной мышцей) — это уже атавизм.

еще в двадцатых годах писали о том, какие важные функции выполняет так называемая мигательная перепонка.Как свидетельствуют исследования, это образование играет важную роль, и без нее «полноценная зрительная функция была бы сильно затруднена»[74]. В частности, «глазное яблоко человека способно поворачиваться на 180°-200°. Без полулунной складки угол поворота был бы гораздо меньше»[75]. Полулунная складка «является поддерживающей и направляющей структурой, увлажняет глаз, помогая двигаться более эффективно»[76]. «Еще одна функция полулунной складки – собирать инородный материал, который попадает на поверхность глазного яблока. Для этого складка выделяет клейкое вещество, которое собирает инородные частицы и формирует из них комок с целью легкого удаления без риска поцарапать или повредить поверхность глазного яблока»[77]. Это удаление происходит следующим образом: «Если глаз держать открытым, когда в него попадет инородное тело, глазное яблоко все время будет многократно поворачиваться внутри, пытаясь сбросить объект на полулунную складку и далее в область слезного мясца… После нескольких попыток ресница окончательно захватывается полулунной складкой и перемещается на кожу у внутреннего края глазной щели»[78].

Полулунную складку нельзя считать рудиментарными остатками мигательной перепонки, в частности, еще и по причине «обслуживания» этих структур разными нервами, что указывает на отсутствие исторической связи между этими структурами[79].

Нельзя считать рудиментами и другие примеры, приведенные в учебниках, например, аппендикс. Теперь уже известно, что аппендикс «играет немаловажную роль в работе иммунной системы человека»[80].

Копчик, который называется «остатком редуцированного хвоста», служит важным местом прикрепления определенных тазовых мышц: «три – пять маленьких копчиковых косточек, без сомнения, являются частью большой опорной системы, состоящей из костей, связок, хрящей, мышц и сухожилий»[81].

Еще говорится, что к рудиментам относится «особая мышца, позволяющая некоторым людям двигать ушами и кожей головы» . На самом деле мышцы наружного уха, по свидетельству исследователей, «нужны для того, чтобы обеспечить органу усиленное кровообращение, уменьшая таким образом опасность обморожения… Мышцы – это не просто сократительный орган. Они служат хранилищем гликогена и активно участвуют в обмене веществ. Если бы в строении наружного уха отсутствовали мышцы, питание его было бы затруднено»[82]. Что же касается отдельных случаев сильного развития таких мышц, то это «всего лишь одно из тысяч мелких индивидуальных особенностей, которые делают каждого человека уникальным»[83]. При этом, говоря о таких случаях аномального развития подкожных мышц, следует помнить, что у обезьян – как считают эволюционисты, ближайших родственников человека – уши неподвижны[84].

Атавизмы у человека


  • Лечащие врачи: Пластический хирург, Кардиохирург, Хирург, Гинеколог
  • Диеты при болезни: Послеоперационная диета

Общие сведения

Термин «атавизм» происходит от латинского слова atavus и переводится как «отдаленный предок». К атавизмам можно отнести любые аномалии развития у особей, которые были свойственны и существовавшие в норме у отдалённых предков, но отсутствующие у нынешних ближайших сородичей. Считается, что они должны были быть утрачены в ходе эволюции, но их «отголоски» все еще напоминают о древних реликтах.

Схожесть плана строения, развития организма и возникновение атавизмов доказывает единство происхождения всего живого на Земле.

Определение атавизма, отличия у человека и животных

Атавизм животных нельзя считать патологией или уродством, а лишь эволюционным приспособлением или особенностью отдельного индивида, выражающегося в появлении морфологических признаков, характерных для предков. У представителей животного мира они наиболее ярко выражены в зубной формуле и особенностях строения конечностей. Так, у усатых китов сохраняются всю жизнь и не заменяются на настоящие эмбриональные зачатки зубов, что оказывается важным при формировании костей челюстей, а у жвачных животных зачатки верхних резцов никогда не прорезаются. Другим примером можно считать возникновение у лошадей двух дополнительных пальцев (трехпалости) по сторонам достаточно развитого среднего пальца, задних плавников и ног у китов, дельфинов и змей.

В биологии это понятие схоже с ретенцией – способности сохранения у взрослых особей признаков строения, которые относились к древним видам. Благодаря атавизмам удается понять структурные и функциональные особенности предков тех и иных животных.

Примеры атавизмов у человека

В список наиболее часто встречающихся атавизмов человека входит:

  • наличие хвостовидного придатка;
  • сплошной волосяной покров тела;
  • развитие добавочных пар молочных желез.

Наиболее ярко выраженным и известным атавизом является так называемый человеческий хвост, который в норме должен исчезать (в результате резорбции) на VII неделе развития зародыша.


Этап развития плода человека, для которого характерно наличие хвоста и жаберных мешков

У человека некоторые атавизмы могут приводить к патологическим изменениям и препятствовать нормальному росту и развитию организма в целом. Пример, дефект в виде несращения предсердной перегородки в сердце.

Внимание! Некоторые авторы относят к атавизмам микроцефалию , наличие третьих моляров («зубов мудрости»), хотя современная наука доказала другую природу происхождения этих явлений.

Рудименты и атавизмы у человека

К рудиментам относятся органы, утратившие своё значение для организма в процессе филогенеза. Они обычно находятся на стадии исчезновения либо в примитивной форме, при этом для дальних предков они имели значение. Рудиментарные органы существуют у многих современных видов животных на том или ином этапе развития.

Причиной развития рудиментов может быть возникновение новых структур, но чаще всего – это постепенное ослабление их значимости и частоты функционирования. В некоторых случаях органы, поддавшиеся редукции, могли быть «вредными» или полностью «непригодными» в новых условиях существования.

Таким образом, нарушения в нормальном развитии могут приводить к тому, что у взрослых особей рудименты — признаки доисторических особей сохраняются всю жизнь. В норме эти рудименты появляются в зародышах и в дальнейшем исчезают в ходе индивидуального развития в подтверждение закона зародышевого сходства.


Примеры рудиментов и атавизмов у человека

Чем отличаются рудименты от атавизмов?

Рудименты и атавизмы имеют схожее эволюционное объяснение. Различные органы и признаки, оказывались бесполезными для организмов в ходе эволюции, однако, они не утратились моментально, а сохранялись в течение многих веков, постепенно редуцировались и разрушались под грузом мутаций. Дело в том, что в ходе естественного отбора некоторые мутации, нарушающие развитие определенного признака, перестают отбраковываться и начинают свободно накапливаться. Этот процесс длительный и может привести к приобретению редуцирующимися органами новых функций. Основные примеры рудиментов в теле человека – это почти полностью утраченный волосяной покров, аппендикс, а также остаточные структуры третьего века.

К рудиментам человека можно отнести структуры, которые потеряли свои функции и значение для постнатального онтогенеза, но сохраняются в эмбриональном периоде или всю жизнь. Поэтому, помимо остаточного волосяного покрова, мышц ушной раковины, копчика, аппендикса к рудиментам можно отнести хорду, хрящевые жаберные дуги, правую дугу аорты, шейные ребра и другие особенности различных этапов развития эмбриона человека.

Аномалии эмбриогенеза, которые вызывают формирование у высокоорганизованных организмов предковых признаков — атавизмов, характерных для предков и в норме не встречающихся у современных особей отличаются тем, что утратили свое функциональное значение для современных индивидов.

Таким образом, рудименты и атавизмы отличаются временем и особенностями развития в онтогенезе, причем первые встречаются у всех индивидов в той или иной мере в период эмбриогенеза или постнатального развития, а вторые – атавизмы, являются аномалиями и встречаются редко и у единичных представителей.

Патогенез

В основе патогенеза атавизмов и рудиментов лежит биологическая редукция, проявляющаяся в виде упрощения, ослабления либо почти полного исчезновения органов, которые не имеют эволюционного значения. Считается, что биологическая редукция залог процветания вида и биологического прогресса. Так, наличие у человека шейной фистулы в период эмбрионального развития, структурно напоминающей жаберную щель как у дальних предков млекопитающих – представителей рыб и амфибий не несет физиологического значения, а потому было эволюционно «отброшено». Однако, в спорадическом порядке под действием стрессовых факторов генетические программы запускаются и становятся толчком для формирования в эмбриогенезе и сохранения на всю жизнь морфологических структур, характерных для предковых форм существования.

Классификация

Предковые признаки у современных индивидов и развитие атавистических аномалий может происходить различными путями, разделяя их на 4 группы:

  • Образовавшиеся в результате недоразвития органов. К ним относится появление детей с 2-, 3-камерным сердцем, «волчьей пастью» либо гипоплазированными органами.
  • При сохранении эмбриональных структур предковых форм, например, сохранившегося боталлового протока, латеральных свищей шеи, щитоязычного канала.
  • Как нарушение нормального перемещения органов в период индивидуального развития, включая тазовое размещение почек и неопущение яичка (крипторхизм).
  • При формировании функционирующих структур характерных для предковых форм — полимастии, сохранении левой и правой дуги аорты, рёбер в шейном отделе позвоночника.


Схематическое изображение шейных ребер

Причины

Происхождение человека всегда вызывала у философов и ученых живой интерес, но за последние полтора столетия человеческие атавизмы были более скрупулезно изучены. Благодаря расшифровке ДНК удалось объяснить происхождение атавизмов. После секвенирования и изучения генома человека удалось глубже понять механизмы развития признаков и структуру генов за них отвечающих. Оказалось, что атавизм является проявлением генов сохранившихся в ДНК и отвечающих за этот признак (хвостовидный придаток, дополнительная пара молочных желез и т.д.). В норме они не функционируют, так как подавляются влиянием других генов.

Внешнее проявление признаков может быть полностью утрачено, но сохранившиеся в геноме фрагменты генетических «программ» в особых обстоятельствах могут «сработать» и стать толчком для развития атавизма. Это чаще всего мутации в регуляторных генах, отвечающих за редукцию. Они возникают под экстремальным воздействием различных химических и физических факторов в развивающемся эмбрионе.

Почему у отдельных людей появляются атавизмы?

Атавизмы являются врождёнными пороками развития. Они появляются при реэкспрессии – пробуждении дремлющих генов в результате гибридного дисгенеза, наследственности, воздействия мутагенов (ионизирующего излучения, радиации, алкалоидов, пестицидов и т.д.) и стрессирующих экологических факторов. Однако, чаще всего атавизмы – результат мультифакторного воздействия и их этиогенез до конца не изучен.

Симптомы

Атавизмы являются морфологическими аномалиями. Так как они не являются нормой, то могут приводить к снижению жизнеспособности и нарушениям жизнедеятельности организма, проявляясь в виде нежелательных симптомов:

  • при атавистических изменениях в сердце у детей может наблюдаться одышка, цианоз, частые обмороки, сердечные шумы, боли в области сердца;
  • двурогость матки вызывает нарушение менструального цикла, неспособность к вынашиванию беременности, а также как и крипторхизм у мальчиков – может привести к бесплодию;
  • рёбра в шейном отделе позвоночника могут вызывать компрессионный синдром, мышечную слабость и боль — локальную и/или распространенную.


Отличие двурогой матки от нормальной

Косметические проблемы вызывает волчья пасть, полимастия, латеральные свищи шеи, а также наличие хостовидного отростка ребенка. Причем он может быть различного типа – мягкий и бескостный либо с позвонками, длиной от 2,5 до 30 см. В структуре могут содержаться мышечные волокна, кровеносные сосуды, нервы и даже волосяной покров.

Анализы и диагностика

Выявить предковые черты удается у новорожденных в условиях планового комплексного обследования состояния здоровья. Проблемы с сердцем и другими органами удается обнаружить при помощи УЗИ, рентгенографии и МРТ. Для определения общего состояния проводят серологические исследования, изучают состояние опорно-двигательной, пищеварительной, выделительной, эндокринной и других систем.

Лечение

Если «возврат» предковых признаков в виде атавизма доставляет дискомфорт и снижает качество жизни, то пациенту просто необходима квалифицированная медицинская помощь. Ему может быть предложено симптоматическое лечение для устранения болевого синдрома, воспалений и пр., а также кардинальные хирургические операции у кардио-, пластического хирурга или других специалистов в зависимости от атавистического органа для удаления структур утративших функциональное значение в современном мире.

Рудименты – органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли, потому что эволюция идет очень медленно. Например, у кита – кости таза. У человека:

  • волосы на теле,
  • третье веко,
  • копчик,
  • мышца, двигающая ушную раковину,
  • аппендикс и слепая кишка,
  • зубы мудрости.

Атавизмы – органы, которые должны находиться в рудиментарном состоянии, но из-за нарушения развития достигли крупного размера. У человека – волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость. Отличия атавизмов от рудиментов: атавизмы – это уродства, а рудименты есть у всех.

Гомологичные органы – внешне отличаются, потому что приспособлены к разным условиям, но имеют сходное внутреннее строение, поскольку возникли из одного исходного органа в процессе дивергенции. (Дивергенция – процесс расхождения признаков.) Пример: крылья летучей мыши, рука человека, ласта кита.

Аналогичные органы – внешне похожи, потому что приспособлены к одним и тем же условиям, но имеют разное строение, потому что возникли из разных органов в процессе конвергенции. Пример: глаз человека и осьминога, крыло бабочки и птицы.

Конвергенция – процесс схождения признаков у организмов, попавших в одинаковые условия. Примеры:

  • водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) имеют сходную форму тела;
  • быстро бегающие позвоночные имеют мало пальцев (лошадь, страус).

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие небольшого числа пальцев в конечности лошади и страуса служит примером
1) конвергенции
2) морфофизиологического прогресса
3) географической изоляции
4) экологической изоляции

Выберите один, наиболее правильный вариант. Пример рудиментарного органа у человека –
1) слепая кишка
2) многососковость
3) жаберные щели у эмбриона
4) волосяной покров головы

Выберите один, наиболее правильный вариант. В результате какого эволюционного процесса водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) приобрели сходную форму тела
1) дивергенции
2) конвергенции
3) ароморфоза
4) дегенерации

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая пара водных позвоночных животных подтверждает возможность эволюции на основе конвергентного сходства?
1) синий кит и кашалот
2) голубая акула и дельфин афалина
3) морской котик и морской лев
4) европейский осетр и белуга

Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие различных по строению конечностей у млекопитающих, принадлежащих к разным отрядам, – это пример
1) ароморфоза
2) идиоадаптации
3) регенерации
4) конвергенции

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой признак у человека считают атавизмом?
1) хватательный рефлекс
2) наличие аппендикса в кишечнике
3) обильный волосяной покров
4) шестипалая конечность

РУДИМЕНТЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К рудиментам относят
1) ушные мышцы человека
2) пояс задних конечностей кита
3) слаборазвитый волосяной покров на теле человека
4) жабры у эмбрионов наземных позвоночных
5) многососковость у человека
6) удлиненные клыки у хищников

РУДИМЕНТЫ - АТАВИЗМЫ
1. Установите соответствие между примером и признаком: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) зубы мудрости
Б) многососковость
В) мышцы, двигающие ушную раковину
Г) хвост
Д) сильно развитые клыки

2. Установите соответствие между эволюционными признаками человека и их примерами: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мышцы ушной раковины
Б) хвостовые позвонки
В) волосяной покров на лице
Г) наружный хвост
Д) червеобразный отросток слепой кишки

3. Установите соответствие между особенностями строения организма человека и сравнительно-анатомическими доказательствами его эволюции: 1) атавизмы, 2) рудименты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) складки мигательной перепонки
Б) добавочные пары молочных желёз
В) сплошной волосяной покров на теле
Г) недоразвитые ушные мышцы
Д) аппендикс
Е) хвостовидный придаток

4. Установите соответствие между структурами организма человека и свидетельствами эволюции: 1) рудимент, 2 атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ушные мышцы
Б) аппендикс
В) копчиковые позвонки
Г) густой волосяной покров на всем теле
Д) многососковость
Е) остаток третьего века


СОБИРАЕМ 5:
А) копчик

АНАЛОГИЧНЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примером аналогичных органов является
1) рука человека и крыло бабочки
2) колючки боярышника и колючки барбариса
3) ловчие листья росянки и колючки барбариса
4) крыло бабочки и крыло птицы
5) почечные чешуи и усики гороха
6) усики гороха и усики винограда

ГОМОЛОГИЧНЫЕ - АНАЛОГИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ
Установите соответствие между характеристиками органов и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие генетического родства
Б) выполнение различных функций
В) единый план строения пятипалых конечностей
Г) развитие из одинаковых эмбриональных зачатков
Д) формирование в сходных условиях

ГОМОЛОГИЧНЫЕ - АНАЛОГИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примером и типом органов: 1) Гомологичные органы 2) Аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Предплечье лягушки и курицы
Б) Ноги мыши и крылья летучей мыши
В) Крылья воробья и крылья саранчи
Г) Плавники кита и плавники рака
Д) Роющие конечности крота и медведки
Е) Волосы человека и шерсть собаки

2. Установите соответствие между формами приспособленности организмов к среде обитания и органами, которые у них сформировались: 1) гомологичные, 2) аналогичные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обтекаемая форма головы акулы и дельфина
Б) крыло совы и крыло летучей мыши
В) конечность лошади и конечность крота
Г) глаз человека и глаз осьминога
Д) плавники карпа и ласты морского котика

3. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ходильные конечности раков и ложноножки гусениц
Б) чешуя ящерицы и перо птицы
В) глаза осьминога и собаки
Г) крылья птицы и стрекозы
Д) ноги бабочки и жука
Е) когти кошки и ногти обезьяны

4. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) лист березы и усик гороха
Б) иголка кактуса и лист яблони
В) корнеплод моркови и корневище папоротника
Г) шип крыжовника и игла кактуса
Д) клубень картофеля и луковица тюльпана
Е) цветок лилии и зонтик чеснока

КОНВЕРГЕНЦИЯ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции у животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Если разные виды неродственных организмов обитают в схожих условиях, то у них могут развиться схожие приспособления. (2) У рыб и ракообразных в связи с обитанием в водной среде сформировались схожие органы дыхания – жабры. (3) Необходимость получать кислород в наземно-воздушной среде привела к появлению у позвоночных животных сначала мешковидных, а затем ячеистых лёгких. (4) Передние конечности пингвинов и тюленей преобразовались в ласты в связи с переходом к водному образу жизни. (5) Примером конвергенции может быть не только внешнее сходство, но и одинаковое поведение животных. (6) Например, броненосцы и некоторые виды тараканов, будучи потревоженными, сворачиваются в идеальный шар.

ДИВЕРГЕНЦИЯ - КОНВЕРГЕНЦИЯ
1. Установите соответствие между примером эволюционного процесса и способами, которыми он достигается: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) передние конечности кошки и верхние конечности шимпанзе
Б) крыло птицы и ласты тюленя
В) щупальце осьминога и рука человека
Г) крыло пингвина и плавники акулы
Д) разные типы ротовых аппаратов у насекомых
Е) крыло бабочки и крыло летучей мыши

2. Установите соответствие между примером и процессом макроэволюции, который он иллюстрирует: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие крыльев у птиц и бабочек
Б) окраска шерсти у серой и черной крыс
В) жаберное дыхание у рыб и раков
Г) разная форма клювов у большой и хохлатой синиц
Д) наличие роющих конечностей у крота и медведки
Е) обтекаемая форма тела у рыб и дельфинов

3. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности пчелы и кузнечика
Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина
В) крылья птицы и бабочки
Г) передние конечности крота и насекомого медведки
Д) конечности зайца и кошки
Е) глаза кальмара и собаки

4. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности крота и зайца
Б) крылья бабочки и птицы
В) крылья орла и пингвина
Г) ногти человека и когти тигра
Д) жабры краба и рыбы

5. Установите соответствие между признаками организмов и формой эволюции, в результате которой этот признак сформировался: 1) дивергентная, 2) конвергентная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) строение зубов тигра и бобра
Б) крылья бабочки и ласточки
В) конечности дельфина и лошади
Г) обтекаемая форма тела у акулы и ихтиозавра
Д) усики винограда и усики гороха
Е) крылья стрекозы и пчелы

6. Установите соответствие между примерами и эволюционными процессами: 1) конвергенция; 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневые шишки батата и корнеплоды моркови
Б) ногти приматов и копыта оленей
В) прыгательные конечности кенгуру и кузнечика
Г) иглы ежа и дикобраза
Д) клюв пеликана и дрозда
Е) ласты тюленя и пингвина

СОБИРАЕМ
А) грудные плавники кита и акулы
Б) жабры раков и моллюсков

Крылья птицы и бабочки


Рассмотрите рисунок с изображением крыльев у разных животных и определите: (А) как эволюционисты называют эти органы, (Б) к какой группе эволюционных доказательств относят эти органы и (В) в результате какого механизма эволюции они образовались.
1) гомологичные
2) эмбриологические
3) конвергенция
4) дивергенция
5) сравнительно-анатомические
6) аналогичные
7) движущая
8) палеонтологические

Акула, дельфин, пингвин, ихтиозавр


Рассмотрите рисунок с изображением обитателей вод разных классов позвоночных и определите, (А) какой способ эволюционного процесса иллюстрирует рисунок, (Б) в каких условиях протекает этот процесс и (В) к каким результатам приводит. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) гомологичные органы
2) конвергенция
3) происходит у родственных групп организмов, которые живут и развиваются в разнородных условиях среды
4) рудиментарные органы
5) происходит в одинаковых условиях существования животных, относящимся к разным систематическим группам, которые приобретают сходные черты строения
6) аналогичные органы
7) дивергенция



Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания органов, изображённых на рисунке. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Эти органы происходят из одного зародышевого листка.
2) Органы выполняют разные функции.
3) Это органы хордовых животных.
4) Органы имеют разное происхождение.
5) Животные, обладающие этими органами, живут в сходных условиях среды.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К терминам эволюционного учения относят
1) дивергенция
2) мониторинг
3) естественный отбор
4) плазмида
5) панспермия

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны сравнительно-анатомические методы изучения эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Аналогичные органы свидетельствуют о сходстве приспособлений к одинаковым условиям среды у разных организмов, возникающих в ходе эволюции. (2) Примером гомологичных органов являются передние конечности кита, крота, лошади. (3) Рудименты закладываются в эмбриогенезе, но полностью не развиваются. (4) Эмбрионы разных позвоночных в пределах типа имеют сходное строение. (5) В настоящее время составлены филогенетические ряды для слонов, носорогов.

Fact-checked

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.


Рудиментарные органы человека - это те органы в организме, которые с течением эволюции прекратили функционирование и перестали быть значимыми.

Рудименты и атавизмы

Рудименты и атавизмы имеют принципиальные различия. В отличие от часто встречающихся у популяции Земли нефункционирующих частей организма, которыми являются рудиментарные органы, атавизмы встречаются в очень редких случаях. К атавизмам можно отнести такие уникальные случаи, как:

  • дополнительные к имеющимся молочные железы;
  • отросток хвоста;
  • волосяной покров, полностью заполняющий площадь тела человека;
  • и другие.

Рудиментарные органы и их предназначение

Многочисленные научные исследования помогли прийти к выводу, что рудиментарные органы - пример доказательства эволюции. Таким образом подтверждаются:

  • теория эволюции (вследствие выявления определенных родственных связей между организмами, которые существуют сейчас, и теми, которые вымерли)
  • естественный отбор (из-за действия которого ненужный признак был удален)

Ныне рудиментарные органы имеют определенное предназначение, хотя их основные функциональные возможности были утеряны за ненадобностью.

К рудиментарным органам у человека относят:

Аппендикс

Аппендиксом называют придаток слепой кишки. Средний размер данного рудимента - 10 см в длину и 1 в ширину. Воспаление этого придатка, аппендицит, в наше время лечится посредством оперативного вмешательства. До прорыва в медицинской науке аппендицит чаще всего был чреват летальным исходом. Ранее аппендикс выполнял важные функции и позволял человеческому организму переваривать жесткую пищу. Сейчас аппендикс также имеет определенную роль в гормональных процессах, выполняет некоторые секреторные функции и имеет определенную защитную роль.

trusted-source

[1], [2], [3]

Копчик

Копчик являет собой сросшиеся позвонки (в количестве от 3 до 5) в нижней части позвоночника. Данный орган воспринимается как рудиментарный хвостовой отросток. Сейчас он важен для организма человека в таких аспектах:

  • к копчику крепятся связки и мышцы, отвечающие за дистальные части толстого кишечника
  • часть мышц, прикрепленных к копчику, отвечают за нормальное протекание процессов функционирования мочеполовой системы
  • к копчику прикреплена часть ягодичной мышцы, которая играет важную роль в процессе разгибания и сгибания бедра
  • благодаря копчику, нагрузка на тазовые кости равномерно распределена.

trusted-source

[4], [5], [6]

Ушные мышцы

Данный рудиментарный орган встречается реже других и являет собой мышцы, которые расположены вокруг раковины уха. Особи, обладающие этим органом, способны выполнять независимые движения ушами. Сейчас эти мышцы не выполняют никаких функций. Ранее они помогали лучше услышать приближение врагов, животных и избежать опасности.

trusted-source

[7]

Морганиевы желудочки гортани

Рудиментарный орган существует в виде углублений в зоне между голосовыми складками (ложными и истинными) на боках гортани. Когда-то они играли важную роль в защите гортани и были нужны для создания разных звуков. Сейчас они участвуют в процессе создания резонаторного голоса.

Зубы мудрости

Данные рудиментарные зубы являются по счету восьмыми и вырастают примерно в 18-25 лет. Основная функция, которую они исполняли - продуктивное пережевывание грубой сырой пищи. Необходимость в них отпала тогда, когда человечество начало термически обрабатывать продукты питания.

Часто зубы мудрости вырастают неправильно относительно других, например, растут вбок или впиваются в щеку. Это обусловлено тем фактом, что с течением эволюции мозг увеличился, челюсти уменьшились, а зубы мудрости не изменили траекторию своего роста.

Зубы мудрости иногда могут быть препятствием к поддержанию гигиены полости рта из-за еды, которая попадает к этим зубам. Также они сложно поддаются чистке. Часто их удаляют сразу после появления. Однако в наше время существуют люди, у которых нет закладок зубов мудрости.

Эпикантус

Эпикантус, или третье веко, характерен для бушменов и представителей монголоидной расы. Он выглядит, как складка, и создает эффект сужения разреза глаз. Ученые сходятся во мнении, что ранее этот рудимент выполнял защитную роль, исходя из природных условий.

trusted-source

[8], [9], [10], [11], [12], [13], [14]

Пирамидальная мышца живота

Данный орган выглядит, как треугольная мышца малого размера в передней группе мышц живота. Сейчас она не исполняет совершенно никаких функций у людей. У большой части населения она отсутствует. Однако она есть и выполняет важную роль у всех сумчастых.

Другие органы

У некоторых рас и народов есть рудиментарные органы человека, нехарактерные для других. Так, у бушменов и готтентотов отложения в виде жировой прослойки на бедрах и ягодицах выполняют примерно те же функции, что и горбы у верблюдов.

Читайте также: