Как не шепелявить без зубов

Опубликовано: 30.04.2024

Съемное протезирование сейчас очень распространено. Оно решает проблему отсутствия зубов, позволяя человеку нормально жевать и разговаривать. После установки протеза некоторое время ощущается дискомфорт, связанный с привыканием. Стоматологи дают определенные рекомендации, помогающие привыкнуть к съемным зубным протезам и минимизировать дискомфорт от их применения.

Дискомфорт после съемного протезирования

Привыкание к съемным зубным протезам начинается сразу после их установки. Обычно такая ортопедическая конструкция представляет собой пластмассовую основу с искусственными зубами, которая фиксируется на нижней или верхней челюсти. При этом она может перекрывать небо, что сказывается на дикции и вкусовых ощущениях.

Независимо от того, какой протез установлен — бюгельный или пластинчатый, период адаптации проходит сложно. Особенно это касается молодых людей. Но с этим протезом придется жить, потому важно знать, какие могут быть проблемы во время привыкания и как можно быстро от них избавиться.

нейлоновый протез

Первые дни и даже недели после протезирования человек может испытывать массу неудобств, связанных с наличием во рту инородного тела, таких как:

  • Гиперсаливация — выраженное слюноотделение связано с тем, что протез воспринимается организмом как еда, потому активирует выделение слюны и желудочного сока;
  • Дискомфорт при жевании — беспокоят необычные ощущения, человек не может сразу сориентироваться, какую нужно давать жевательную нагрузку;
  • Рвотные позывы — особенно это касается протезов, которые перекрывают небо, со временем состояние улучшается;
  • Нарушение речи — фонетические проблемы могут беспокоить в течение нескольких месяцев, избавиться от них помогают специальные упражнения;
  • Изменение вкуса — после протезирования придется привыкать к новым вкусовым ощущениям, ведь закрытая протезом часть слизистой ранее принимала участие в восприятии вкуса.

В некоторых случаях повышенный рвотный рефлекс становится противопоказанием к съемному протезированию. Таким пациентам подбираются варианты восстановления зубов, конструкции которых не будут провоцировать позывы.

Период привыкания

У некоторых пациентов после съемного протезирования привыкание проходит долго. Это может быть связано с особенностями челюсти. Многое зависит и от конструкции изделия. Полный несъемный протез причиняет наибольший дискомфорт, а вот к одиночным коронкам человек привыкает быстро. Если вставить обе челюсти, это станет проблемой на несколько недель.

Самый быстрый срок привыкания — 3 дня, максимальный не ограничен, а некоторые люди и вовсе со временем отказываются от такого протеза, так как не могут адаптироваться. Если восстановить только нижнюю челюсть, этот период сокращается. Протез на верхней челюсти требует большего срока адаптации.

Что влияет на длительность адаптации:

  • Размер конструкции;
  • Материал изготовления;
  • Метод фиксации;
  • Способ распределения жевательной нагрузки;
  • Индивидуальные особенности челюсти.

К конструкции на имплантах привыкнуть проще, ведь она надежно зафиксирована и нет опасения, что искусственная челюсть случайно выпадет изо рта. А вот нарушение дикции после протезирования происходит всегда. На ее восстановление может уйти несколько недель.

съёмный протез на имплантах

Бывают и такие случаи, когда после протезирования человеку не только дискомфортно, но и больно жевать. Это не является нормой и говорит о необходимости замены конструкции, иначе жизнь с ней станет мучительной и опасной.

Восстановление дикции

Нарушение дикции и шепелявость после протезирования случаются в 99% случаев. Справиться с этим помогут некоторые рекомендации. Во-первых, в течение месяца после протезирования рекомендуется оставлять конструкцию на ночь во рту. Во-вторых, важно ежедневно делать специальные упражнения для разработки речи.

Первое время протез будет сильно мешать во всем, с ним сложно разговаривать, смеяться, сильно открывать рот.

Что следует делать для восстановления нормальной дикции после протезирования:

  • Больше читать вслух;
  • Много разговаривать;
  • Стараться внятно произносить звуки с, з, ц, т, д, ч, ш, щ;
  • Проговаривать скороговорки.

У большинства людей при соблюдении этих рекомендаций речь восстанавливается через неделю. Если же пациент долгое время проходил без зубов до изготовления протеза, этот срок удлиняется.

Правильный уход за конструкцией

Выполнение гигиенических процедур после протезирования является неотъемлемой частью каждого дня. Если за конструкцией не ухаживать, со временем она станет непригодной к ношению и вызовет новые неудобства. Без чистки на ней скапливаются бактерии, образуется налет, что ведет к неприятному запаху изо рта. По этой причине также происходит воспаление десен. Кроме того, изделие активно впитывает красители, что сказывается на внешнем состоянии.

Правильный уход за протезом для его комфортного ношения:

  • Каждый день утром и вечером он вынимается из полости рта для чистки;
  • Обрабатывается чистой водой и антисептиками;
  • Чистка выполняется отдельной зубной щеткой;
  • После каждого приема пищи он вынимается и ополаскивается;
  • Раз в неделю замачивается в антисептическом растворе.

О тонкостях ухода за отдельными конструкциями расскажет стоматолог, который ее устанавливал. Выбор средств гигиены будет зависеть от материала изготовления.

Рекомендации стоматологов

Облегчить привыкание к съемному протезу помогут правильный выбор продуктов питания, соблюдение правил гигиены, выполнение рекомендованных упражнений. Комфортная адаптация включает комплекс мероприятий, позволяющих психологически и физически привыкнуть к наличию во рту инородного тела.

Полезные рекомендации стоматологов для быстрой адаптации после съемного протезирования:

  1. В начале ношения съемного протеза многие сталкиваются с проблемой царапин, ссадин и болезненности. В норме такого быть не должно. Нужно удостовериться, все ли в порядке с изделием. Также важно правильно его надевать. Если проблема не решается самостоятельно, нужно обратиться к врачу.
  2. При повышенном слюноотделении следует пить больше воды на протяжения дня, делая это небольшими глотками.
  3. Первое время нужно есть только мягкую пищу, затем переходить на твердую. Большой ошибкой будет резкое ограничение рациона. Нельзя ограничиваться жидкой пищей, в меню должны быть различные супы, фрукты и овощи.
  4. Для профилактики проблем с деснами ежедневно нужно делать массаж зубной щеткой или пальцами, предварительно хорошо вымыв руки.
  5. При частом возникновении рвотных рефлексов рекомендуется глубоко дышать через нос, полоскать рот содовым раствором, рассасывать леденцы.
  6. Для дополнительной фиксации протеза можно применять фиксирующие мази и гели.

Если привыкание затянулось надолго — это нехороший знак. Проблема может быть связана с неправильной фиксацией протеза, его повреждением, атрофией челюсти. В каждом случае рассматривается индивидуальная схема лечения для исправления проблемы.

Отзывы пациентов

Я очень долго привыкала к пластиночному протезу на верхней челюсти. Самым ужасным для меня было чувствовать постоянный страх, что он случайно выпадет. Потом мне подруга посоветовала прекратить страдания и купить фиксирующий клей в аптеке. Это действительно помогло, появилось больше уверенности в себе. С этим клеем и смеюсь спокойно, и ем без проблем. Читала отзывы, что протезы плохо влияют на слизистую, но я ничего такого не заметила.

Съемный протез ставили моему отцу 2 года назад. Привыкал он к нему где-то недели три, после чего сказал, что зубы уже как родные. Однако через несколько месяцев случилась поломка, и протез ремонтировали, после чего и начались проблемы. У отца начали воспаляться десны, появился неприятный запах изо рта, стала мучать боль при жевании. Стоматолог сказал, что это протезный стоматит, выписал гели и таблетки. После начала лечения потребовался еще месяц, чтобы все нормализовалось.

У меня стоит съемный частичный протез на нижней челюсти уже 5 месяц. Первые недели было, конечно, очень странно есть и разговаривать. Старался выполнять все рекомендации врача, но тогда казалось, что никогда к нему не привыкну. Сейчас уже никаких проблем нет.


Красивая и четкая речь – это первое, что необходимо современному человеку. От нее зависит успех на работе, а также качество общения с близкими людьми. Одним из самых неприятных дефектов является шепелявость. Именно поэтому очень важно уделять внимание четкости речи с самого раннего возраста. В детстве избавиться от шепелявости, как и от других речевых дефектов намного легче, чем уже будучи взрослым человеком. Но тем не менее, это всегда возможно при условии выполнения специальных эффективных упражнений.

Что такое шепелявость

Шепелявость является дефектом речи, который связан с невозможностью правильного произношения таких букв как: «с», «ш», «з», «ч», «щ» и «ц». Несмотря на неправильное произношение этих звуков грамматика или логичность речи никак не страдает. Человек, который шепелявит испытывает дискомфорт только от того, что люди могут неправильно понимать его слова из-за их искажения этим дефектом речи.

Если проблемы с речью испытывает ребенок до 5 лет, это считается нормой, так как вплоть до этого возраста речевой аппарат только начинает развиваться. А вот взрослый, который шепелявит, может испытывать из-за этого серьезные проблемы с коммуникацией. Поэтому каждому, столкнувшемуся с этим дефектом, необходимо знать, как избавиться от шепелявости.

проблемы с речью у ребенка

Причины шепелявости

Отклонение может развиться по следующим причинам:

  • При нарушении работы речевого аппарата. К самым распространенным относится атония языка, а также слабо развитая уздечка. Из-за этого возникает сбой в артикуляции и искажение произносимых звуков.
  • Стоматологические проблемы. К ним относится неправильно сформированный прикус, а также отсутствие зубов.
  • Длительный стресс или перенапряжение нервной системы. От этого развивается нарушение тонуса мышц, что плохо сказывается на произношении отдельных звуков и слов.

Еще одной частой причиной шепелявости считается сильный испуг. В основном от этого страдают дети в возрасте до 5 лет, когда их речевой аппарат еще слабо развит. В таком случае быстро помогут специальные упражнения. Как избавиться от шепелявости в детском возрасте знает практически каждый. В первую очередь, это скороговорки и чтение стихов с выражением.

проблемы с речью из-за неправильного прикуса

Устранение шепелявости у подростков и взрослых

Взрослые люди могут страдать от дефектов речи из-за проблем с зубами. Поэтому выявив истинную причину проблемы, необходимо сразу же искать способы, как избавиться от шепелявости. Для этого может понадобится оперативная коррекция мышц, уздечки языка, исправление прикуса или же протезирование зубов. Если добавить к этим процедурам регулярное посещение логопеда, это значительно увеличит шансы на восстановление четкости речи.

Также нельзя забывать о самостоятельной коррекции в домашних условиях. В этом поможет обычная пробка от бутылки. Упражнения с ней считаются самыми эффективными из категории тех, как избавиться от шепелявости у подростков и взрослых. Нужно лишь зажать в зубах пробку и рассказывать различные истории, просто разговаривать или читать стихи. Хорошо помогает и чтение со сжатыми губами. Такие упражнения необходимо делать ежедневно и не меньше получаса.

упражнение от шепелявости

Скороговорки – лучший способ избавления от шепелявости

С их помощью можно отлично стимулировать работу речевого аппарата. Для него это станет своеобразной гимнастикой. Чтобы скороговорки принесли пользу, необходимо ежедневно уделять на них время. Только систематические занятия способны принести желаемый эффект в виде восстановления разговорных навыков.

Скороговорки предназначены для разработки многих проблемных букв. К ним относятся и самые сложные: «ж», «с», «з», «ц», «щ», «ч». Чаще всего взрослых волнует вопрос, как избавиться от шепелявости буквы «с». Для ее разработки нужно упражняться скороговорками с такими словами как: насос, коса, ананас, сосна, сыр, сорока, ссора и т.д. Эти методы эффективны для взрослых, подростков и детей.

чтение от шепелявости

Упражнения с дыхательными практиками и массажем

Одними из наиболее действенных способов избавиться от шепелявости считаются специальный массаж и дыхательные упражнения. Особенно эффективными они бывают тогда, когда причина шепелявости кроется в сбившемся от волнения дыхания. Такое часто возникает у взрослых людей, переживших сильный стресс. Как избавиться от шепелявости будучи взрослым человеком знает далеко не каждый. Логопед может предложить в качестве лечения дыхательную практику.

Дыхательная гимнастика поможет восстановить ритм дыхания, нормализовать прохождение воздуха по носовым проходам, а также успокоить нервную систему. Специальный артикуляционный массаж окажет благотворное влияние на мышечный тонус и устранит сбой в работе речевого аппарата.

занятия по устранению шепелявости

Упражнение для восстановления дыхания у детей

Многие родители задаются вопросом, можно ли избавиться от шепелявости в краткие сроки. Врачи утверждают, что это возможно, если вовремя выяснить причину проблемы и сразу же приступить к ее решению. Иногда шепелявость образовывается из-за стремления малыша быстро разговаривать. В результате этой спешки у него может сбиться дыхание, что повлечет за собой нарушение речевого аппарата. Чаще всего такое происходит из-за нервного перевозбуждения. С помощью специального дыхательного упражнения можно снять сильное волнение.

Нужно попросить малыша глубоко вдохнуть, чтобы воздухом наполнился даже живот. При выдохе нужно со всей силы втянуть его обратно. Всего несколько таких упражнений помогут снять тревожность и успокоиться. На будущее взрослым необходимо запомнить, что нельзя торопить ребенка, когда он что-то рассказывает. Чтобы избежать подобных осложнений в виде дефектов речи, нужно всегда проявлять терпение и никогда не перебивать малыша.

занятия с логопедом

Эффективные упражнения от шепелявости

Чтобы разработать артикуляционный аппарат, нужно постоянно заниматься речью как у логопеда, так и в домашних условиях. Специалист даст ценные рекомендации о том, как избавиться от шепелявости у взрослых, а дома можно делать следующие упражнения:

  • «Чашечка». Нужно слегка приоткрыть рот и придать языку форму чашечки, не вытаскивая его при этом наружу. После этого необходимо постараться произнести букву «з». В первое время она будет произноситься как «ж», но при регулярных занятиях правильный звук будет проступать все более четко.
  • «Блинчик». Для этого упражнения нужно расслабить язык на нижней челюсти и немного вытянуть его вперед, чтобы он напоминал блин. Затем слегка покусать язык зубами, дать ему отдохнуть и повторить действие. Делать это нужно крайне аккуратно, чтобы не прикусить его. Это упражнение будет отличным массажем.
  • «Пиление дров». Нужно поставить ноги на ширине плеч и выдвинуть левую вперед. Затем следует сомкнуть руки и делать движения, повторяющие распиливание дров. При этом необходимо постоянно произносить звук «ж-ж-ж-ж». Движения нужно совершать не быстро, но решительно.
  • «Бокс языком». Для этого нужно представить, что язык – это боксер, который вынужден бороться на ринге в перчатках. Им нужно наносит удары по верхним зубам и небу. При этом нужно произносить звук «д».

Выполняя эти нехитрые рекомендации, можно побороть шепелявость в любом возрасте. Главное, это не ждать быстрых результатов и заниматься систематически

Шепелявость – дефект речи, при котором наблюдается неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом дефект никак не влияет на понятность речи и корректность ее грамматического и логического построения. Помочь человеку разобраться, как перестать шепелявить, может логопед, а также несколько советов для работы над восстановлением речи на дому.

Причины

Расстройства речи не возникают на пустом месте. Как правило, изменениям функционирования речевого аппарата предшествуют определенные события. Специалисты выделяют несколько факторов, отвечающих на вопрос «Почему человек шепелявит?»:

  • патологии органов речевого аппарата, наблюдающиеся у ребенка с рождения. За развитие нарушений произношения шипящих и свистящих может быть ответственна неправильно развитая уздечка, отклонение длины языка, толстые губы и т.д.;
  • нарушения развития челюстно-лицевого аппарата, включающие в себя неправильный прикус, высокий свод нёба, диастему и другие патологии;
  • нарушения неврологического характера, оказывающие негативное влияние на артикуляционный аппарат;
  • если один из членов семьи страдает от этой проблемы, ребенок шепелявит, подражая его манере речи;
  • физические повреждения лицевой части головы;
  • это нарушение часто диагностируется у пожилых людей, что объясняется снижением слуха или отсутствием зубов;
  • наследственная предрасположенность.

Это расстройство речи – не приговор, а значит, есть способы, как избавиться от шепелявости. Первой ступенью на пути к восстановлению речи является выявление дефекта по его симптомам.

Симптомы

Нарушение речи

Основные симптомы шепелявости включают в себя следующие моменты:

  • неправильная постановка языка при произношении звуков;
  • затрудненное и неверное произношение свистящих и шипящих звуков;
  • пациенты стараются избегать произношения трудных слов;
  • дети могут путать слоги, заменяя сложные слоги более простыми для произношения;
  • многие шепелявые люди замыкаются в себе и стараются минимизировать живое общение, отдавая предпочтение текстовому общению.

Выявить расстройство среди детей, чья речь только начинает формироваться, бывает сложно. Взрослым больным, в свою очередь, настоятельно рекомендуется не стесняться шепелявости, а немедленно обратиться к специалисту.

Диагностика

Прием у логопеда

При первых проявлениях симптомов шепелявости необходимо обратиться к логопеду, который оценит степень развития патологии и покажет, как научиться выполнять упражнения, лежащие в основе коррекционного курса. В ходе осмотра специалист фиксирует следующие моменты:

  • то, как пациент произносит звуки;
  • особенности функционирования слуховых и зрительных каналов восприятия информации;
  • работа артикуляционного аппарата;
  • психоречевая развитость пациента;
  • навыки письма и чтения;
  • качество памяти;
  • грамотность построения речи.

В зависимости от причин, спровоцировавших возникновение отклонений, пациент может быть направлен на прием к стоматологу, хирургу или отоларингологу.

Коррекция

Коррекция логопеда

Восстановление корректного функционирования речевого аппарата требует достаточно продолжительного времени и не дает мгновенных результатов, хотя в случае оперативного вмешательства возможны некоторые улучшения уже через неделю после операции.

Коррекция строится на комплексном подходе к тому, как перестать шепелявить, и включает в себя не только логопедические меры, но и работу педагога, психолога, стоматолога и других специалистов по мере необходимости в каждом отдельном случае.

В проблеме того, как научиться жить без шепелявости, поможет коррекция постановки звукопроизношения и правильного дыхания, упражнения для разработки артикуляционного аппарата, массаж языка и прочие процедуры. Взрослому пациенту в особо тяжелых случаях может потребоваться протезирование зубов, исправление прикуса или операция по коррекции мышц языка.

Гораздо проще коррекция проходит, если ребенок шепелявит до 7 лет. Коррекция звукопроизношения в таком возрасте проводится естественно при соблюдении определенных правил и упражнений для профилактики развития патологии. Подростку, как и более взрослым пациентам, бороться с шепелявостью сложнее, однако избавиться от нее можно, четко придерживаясь плана, составленного специалистом.

Упражнения для коррекции произношения звуков

Несколько основных упражнений, созданных врачами-логопедами, подскажут, как научиться корректировать звукопроизношение самостоятельно. Если делать эти упражнения регулярно, результат не заставит себя ждать.

  1. Расслабление. Расслабить мышцы языка поможет облизывание верхней губы по направлению от верха к низу. После выполнения этого упражнения можно переходить к произношению звуков, с которыми возникают сложности.
  2. Чашечка. Для выполнения этого задания необходимо зафиксировать челюсть в одном положении. Языком сделать своеобразную чашечку, одинаково поднимая его боковые и переднюю стенки. Далее нужно попытаться произнести звук [з], который в данном упражнении будет больше похож на [ж].Упражнение чашечка
  3. Пробка. Хорошо влияет на развитие речевого аппарата чтение вслух с зажатой в зубах пробкой от бутылки. Сложностей с тем, как научиться читать с посторонним предметом в зубах, обычно не возникает.
  4. Чтение сквозь губы. Врачи рекомендуют регулярно прочитывать небольшие кусочки текста с закрытым ртом. Необходимо плотно сжать губы, приоткрыв при этом зубы, и начать читать текст так, чтобы это было слышно.
  5. Скороговорки. Одним из лучших средств в коррекции шепелявости является заучивание и произношение скороговорок. Чтобы не приобрести проблему в виде шепелявости, необходимо произносить скороговорки в качестве профилактики.скороговорки от шепелявости

Выше описаны лишь основные упражнения для коррекции шепелявости. На самом деле, их гораздо больше. Помимо выполнения заданий на разработку речевого аппарата, необходимо также уделять время постановке дыхания, которое часто сбивается во время волнения и становится причиной неправильного произношения звуков, тем самым создавая проблемы не только шепелявым людям.

Родители маленького ребенка должны взять на заметку, как научиться правильно разговаривать с ним в процессе его в развития. В качестве мер профилактики необходимо делать с малышом различные игровые упражнения для постановки правильного звукопроизношения, а также учить ребенка скороговоркам.

Люди шепелявят по самым разным причинам. Некоторым даже нравится такая особенность, однако специалисты напоминают, что шепелявость – это проблема, которую необходимо решать, даже несмотря на то, что она не приносит ощутимого вреда здоровью.

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Аннотация: В статье будет рассказано о том, как развивается речевая особенность, почему появляется и как с ней бороться.

Статья:

Одним из самых распространенных речевых нарушений является шепелявость (на втором месте после картавости), характеризуется неправильным произношением шипящих и свистящих звуков. От нее страдают дети и взрослые, иногда дефект произношения так выражен, что может стать препятствием в общении. В статье будет рассказано о том, как развивается речевая особенность, почему появляется и как с ней бороться.

Что такое шепелявость

Шепелявость – речевое нарушение, характеризующееся неправильным произношением свистящих и шипящих звуков. Ребенок испытывает трудности с «с-з», «ш-щ», «ж», «ц». Слова у ребенка с таким дефектом звучат как «шметана», а не «сметана». При этом, грамматика или логичность речи никак не страдает, но могут быть некоторые сложности с пониманием того, что произносят такие люди.

До пяти лет у ребенка только развивается речевой аппарат, происходит формирование артикуляции, поэтому допустимо «перешептывание» в разговоре. Шепелявый ребенок вызывает умиление и улыбку, но совсем другое дело, когда подобный дефект встречается у взрослого. Но не стоит отчаиваться, шипящий стигматизм можно исправить. И чем раньше заняться коррекцией произношения, тем успешнее будет результат.

Симптомы шепелявости

Произношение звуков «ш, ж» автоматизируется примерно в 4-5 лет, часто без помощи логопеда процесс проходит некорректно. Эти звуки отличаются своей звонкостью, «Ш» — это глухой, а «Ж» — звонкий, нарушение чаще всего парное. «Ч» и «Щ» нарушаются реже, обычно они заменяются на «чть» или «щсь» или произносятся с округленными губами. Чтобы произнести «Ш» и «Ж» правильно, язык изгибается в форме широкой чаши и немного приподнимается вверх.

Боковые края прижимаются к коренным зубам. Сами зубы приближены друг другу, губы округлены. Если язык поднимается недостаточно, появляется шепелявость. Это может быть из-за нарушения мышечного тонуса, когда язык слишком вялый или наоборот слишком напряжен. В данном случае может быть показан логопедический массаж.

Шепелявость может появиться при неправильном прикусе. Особенно это заметно при наличии большого расстояния между верхними и нижними зубами, и они не могут до конца сомкнуться. Это называется передним открытым прикусом или прогнатией.

Кроме шепелявости также существуют:

  • пропуск «Ш», «Ж» — «жук» – «ук» или «апка» вместо «шапка»;
  • замена этих звуков на «С», «З».

Если пятилетний ребенок не произносит эти звуки правильно или их заменяет на другие во время смены молочных зубов на постоянные, есть вероятность, что со временем проблема сама собой разрешится. Однако, если зубной ряд уже сменился постоянными зубами, а малыш все еще произносить звуки неверно, шепелявость не исчезнет без работы со специалистом.

Шепелявость Ш и Ж может проявляться по-разному:

  1. Губно-зубной. Нижняя губа примыкает к верхним резцам, так появляется звук похожий на Ф (кошка-кофка).
  2. Призубный. Кончик упирается в край зубов, что приводит к появлению звука Т (кошка-котка).
  3. Боковой. Кончик языка или большая его часть уходят в бок и возникает хлопающие звуки.
  4. Щечное. Щеки ребенка надуваются, язык лежит внизу полости. Так появляется шум при произношении.
  5. Носовое произношение. Заметно выражена гнусавость, как при заложенном носе. Это происходит из-за недостаточной работы мягкого неба.
  6. Мягкое Ш. Звук очень мягкий, близкий к Щ.

Если у взрослых есть подозрения на шепелявость, когда ребенку исполнится 5 лет, желательно отправиться на прием к логопеду. Специалист должен определить шепелявость это, или иная проблема с артикуляцией.

Признаки у подростков и взрослых

Основными причинами шепелявости служат:

  • плохая подвижность языка;
  • неправильный прикус;
  • тугоухость и нарушения фонематического слуха;
  • патологии ротовой полости;
  • ОНР (общая недоразвитость речи);
  • проживание в двуязычной семье.

Причины шепелявости у детей и взрослый могут быть разными. Основными причинами такого дефекта у взрослых служат:

  • неправильный прикус;
  • короткая уздечка;
  • отсутствие зуба или нескольких;
  • недостаточной подвижность языка;
  • травмы головы;
  • нарушения слуха;
  • наследственные факторы.

Взрослый также должен обратиться к специалисту при первых признаках шепелявости, который примет необходимые меры для исправления данной ситуации.

Выявление причин патологии

Речевое расстройство часто связано с изменениями и неправильным строение ротовой полости, как прикус. В данном случае, логопедические занятия будут бесполезны. Чтобы ответить на вопрос — как перестать шепелявить, необходимо провести обследование и точно определить причины этого.

Проводится это согласно строгому алгоритму:

  1. специалист проводит общение с пациентом;
  2. определяется сколько времени наблюдается шепелявость, когда она появилась;
  3. факторы ее появления;
  4. проводится осмотр ротовой полости, зубов пациента;
  5. логопедические обследование для анализа фонетики, лексикона и других составляющих;
  6. при необходимости назначает консультация невролога (при подозрении на патологии ЦНС).

В некоторых случаях могут быть назначены более сложные анализы и исследования, такие как МРТ головного мозга и другие. Назначать их должен только специалист. Не стоит пытаться проводить лечение самостоятельно, так как это может только усугубить ситуацию, особенно если есть неврологические расстройства.

Методы коррекции

Исправить шепелявость у малышей проще, чем у взрослого, его речевой аппарат мягок и податлив. С возрастом мышцы могут быть в тонусе или начать атрофироваться, что потребует более длительной работы. Коррекция шепелявости – это сложный процесс, длительность которого зависит от степени тяжести и причин появления. Терапия может состоять из логопедической помощи, психоневрологической, педагогической, коммуникативной.

Логопеды для коррекции шепелявости используют:

  • правильная постановка звуков;
  • логопедический массаж языка;
  • упражнения для механической вибрации языка;
  • упражнения для автоматизации звуков;
  • гимнастика (артикуляционная).

Иногда шепелявость может пройти самостоятельно к семи годам. Количество взрослых людей с таким нарушением примерно 2%. Для исправление этого может потребоваться хирургическая, стоматологическая помощь.

Артикуляционная гимнастика

Основная причина шепелявости – положение языка при произношении С и Ш. Подобное явление исправляется регулярными логопедическими тренировками и артикуляционной гимнастикой. Такие занятия могут проводится дома, логопед дает методические указания и следит за прогрессом, правильностью их выполнения.

Занятия начинаются с расслабления языка. Им несколько раз проводится по верхней губе, не напрягая его. Если повышенный тонус остался, упражнение повторяется еще раз. Упражнения для шепелявости выглядят так:

  • Чашечка. Нужно открыть рот, поднять переднюю и боковую часть языка, чтобы в его центре образовалось углубление, в форме чашечки. Нижняя челюсть остается неподвижной, язык не должен покидать ротовую полость снаружи. В конце упражнения нужно постараться выговорить «З». Вначале она может звучать как «Ж», если выполнять задание регулярно и правильно, ситуация постепенно начнет меняться.
  • С полуоткрытым ртом нужно высунуть язык, расположив его на нижней губе, произносить звуки «ляля». Для правильного выполнения важно сохранить положение языка и не вызвать его напряжения.
  • Блинчик. Язык выдвинуть вперед с полуоткрытым ртом и распластать. По его поверхности совершить верхней губой постукивающие движения. Это проводится до чувства легкости выполнения этого задания. Чтобы повысить эффективность занятий, специалисты советуют читать книги, зажав ручку между губами.
  • При разговоре пациент закрывает свой рот, губы держатся закрытыми, но нижняя и верхняя челюсть не должны соприкасаться. В такой артикуляционной позе читается газета или книга вслух, либо что-то рассказывается. Речь должна быть в меру громкой, чтобы ее слышали другие люди. Время выполнения составляет от 10 до 30 минут.
  • Вытянуть губы вперед, поднять язык вверх, но не касаться неба, сжать челюсти. После пациент должен проговорить звук Ш, напоминающее шипение. Лучший эффект возникнет при нажатии пальцами на щеки.

Постепенно ребенок усвоит правильные фонемы, приобретет их автоматизацию. Это возможно только при регулярных занятиях. На первых этапах это нужно проводить под контролем логопеда.

Такой специалист есть в дошкольном учреждении и поликлиниках. Когда ребенок усвоит порядок проведения упражнений, эту работу можно проводить самостоятельно в домашних условиях. Шепелявый пациент должен начинать работу со звуком Ш как можно раньше. От этого зависит длительность и сложность коррекционной работы.

Дыхательная гимнастика

Есть специальные занятия, позволяющие снизить проявления шепелявости. Такими являются дыхательные упражнения, используемые для устранения многих речевых нарушений, в том числе и для детей. Дыхательная гимнастика для шепелявости состоит из нескольких упражнений:

  • Зажать одну ноздрю пальцем и сделать глубокий вдох, выдыхать нужно ртом, плавно и не спеша. Такое же повторить со второй ноздрей. Упражнение делается 10 раз подряд с каждой.
  • Ребенок лежа на спине, мама кладет на живот игрушку. Малыш должен дышать таким образом, как-бы создавая волны на животе. Живот втягивается, затем надувается.
  • Перекатывать шарик через стол от малыша к взрослому посредством дыхания. Это может быть также любой не тяжелый предмет.
  • Игра с мыльными пузырями.

Ребенку будет полезно пить через трубочку. Можно сделать игру, выдыхая воздух через трубочку в стакан с водой, делая «бурю в стакане».

Использование скороговорок

Доказали свою эффективность скороговорки. Они призваны установить и автоматизировать звуки «Ш» и «Ж». Есть различные скороговорки, направленные на разные проблемные звуки, так например для «Щ» существует «хищник в роще рыщет − хищник пищу ищет». Произносить их нужно быстро, но четко, сохраняя правильную фонетику и порядок слов. Постепенно скорость увеличивается.

Упражнения с логопедом

Упражнения с логопедом проводятся с ребенком и взрослым пациентом. Для первых используются занятия в игровой форме. Занятия у выбор упражнений зависит от возраста ребенка, причин шепелявости, тяжести и других индивидуальных факторов. Упражнения должны подбираться для каждого конкретного ребенка непосредственно самим специалистом и проводится под его контролем. Когда пациент полностью усвоит их, можно проводит такие занятия дома вместе с родителями.

В некоторых случаях логопед может назначать логопедический массаж, который также проводится специалистом.

Задания для коррекции «Ш» и «Щ»

Для постановки и дальнейшей автоматизации звуков Ш и Щ подойдет скороговорка про кукушонка — «кукушка кукушонку купила капюшон». Она сформирует правильную артикуляцию этих звуков. Необходимо губы вытянуть вперед и приподнять кончик языка к небу и зубам, но не касаться их. Сам язык не должен быть узким. Края соприкасаются с обоими рядами зубов, тем самым блокируя поток воздуха по обеим сторонам ротовой полости. Струя воздуха должна двигаться только вперед, чтобы получить звук Ш и Щ. Для буквы Щ подойдет скороговорка про хищника.

Работа над звуком «Ч»

Звук «Ч» считается сложным с логопедической точки зрения. Она требует проведения сложных артикуляционных движений. Губы должны двигаться вперед и немного округлится. Зубы находятся в сомкнутом положении, но с небольшим промежутком между них. Кончик языка имеет расплющенную форму, он поднимается к небу и находится у верхнего ряда зубов. При выдохе в щели получается «Ч». Для этого можно использовать также скороговорки, например, «у нас в печурочке золотые чурочки», «чудак под диванчик прячет чемоданчик».

Во время таких упражнений, складывается правильный артикуляционный механизм, вырабатывается его автоматическое произношение. На начальном этапе может не получаться, но не стоит отчаиваться, следует продолжать занятия. Логопедическая коррекция позволят через некоторое время нормализовать произношение проблемных фонем, скорректировав признаки шепелявости.

Советы логопедов для профилактики

Многие дефекты можно устранить с помощью логопедических занятий, шепелявость не исключение. Чтобы этот процесс прошел быстрее и результативнее, стоит придерживаться некоторых советов от логопедов:

  • Регулярно проводить артикуляционную гимнастику. Упражнения должны задействовать все элементы – губы, щеки, язык.
  • Развивать дыхательную систему. Необходимо задействовать нижнюю часть легких.
  • Регулярно тренироваться на скороговорках, выбирая те, в которых есть звуки, с которыми существуют проблемы. Без артикуляционной гимнастики эти занятия имеют меньшую эффективность.

Нужно иметь правильный настрой, важно обеспечить полноценный отдых, исключить или снизить стрессовость. Не стоит забывать, что шепелявость иногда вызывается неправильным прикусом и строением челюсти. В данном случает без помощи стоматологов и ортодонтов не обойтись.

Заключение

В большинстве случаев шепелявость полностью устранима и у детей и у взрослых. Главное четко и регулярно выполнять все необходимые задания, упражнения , следовать рекомендациям специалистов.

Галина Грабина
Как избавиться от шепелявости: упражнения

Если при разговоре звук «с» меняется на «ш», возможно, у вас неправильное расположение языка. Обычно, при произношении звука «с» язык расположен слегка за зубами. Если расположение другое, то это может указывать на его напряженность.

Снятие напряжения Самое простое упражнение, чтобы расслабить язык. Облизывайте верхнюю часть губы сверху вниз. Снимите напряжение, потом нужно произносить проблемные буквы. Это упражнение напрягает мышцы и поможет сделать их более эластичными.

«Чашечка» Челюсть сохраняйте в неподвижном состоянии, а языку придайте форму чашечки, будто хотите удержать воду. Не высовывайте язык наружу. Постарайтесь равномерно приподнять его по бокам и на кончике. Попробуйте произнести звук «З». Может не получиться, но выйдет похоже на «Ж». «Непослушный язык» Приоткройте рот, выдвиньте и уложите язык теперь на нижнюю губу. Произнесите «ля –ля –ля». Упражняясь, кончиком языка касайтесь обоих уголков рта. Нижняя губа не должна подворачиваться.

«Блинчик» Представьте, распластайте на нижних зубах язык, как блинчик, слегка высунув вперед. Верхними зубами легонько постукиваем по языку. После этого пусть язык полежит в спокойном состоянии. Упражняйтесь, пока манипуляции не станут легкими и непринужденными.

«Пробка» Ежедневно прочитывайте вслух главу из печатного издания, зажав между передними зубами пробку от бутылки.

«Разговор с закрытым ртом» Сомкните губы и разомкните внутри рта зубы. Ежедневно прочитывайте несколько абзацев или проговаривайте текст минут 30. Старайтесь, чтобы вас было слышно. Установка звука «ш» Вытяните вперед губы, сожмите зубы, поднимите язык к небу, не касайтесь последнего.Попробуйте имитировать шипение змеи: «Ш-ш-ш». Для максимального эффекта зажмите одну щеку большим пальцем, а другую – средним. Выполнять упражнение около недели – пока закрепится навык. Вначале занятий нужно закреплять каждый звук. Чтобы звуки усваивались лучше, делайте это нараспев.

Далее начните справляться с шепелявостью, произнося слоги, небольшие слова и фразы. Если появился положительный результат, можете переходить к сложноподчиненным словам и небольшим скороговоркам. Можно отрабатывать звук «ш», применяя несложную артикуляционную гимнастику. Интенсивно пожуйте с закрытым ртом.

Улыбнитесь, растягивая разомкнутые губы, но не разжимайте челюсти. Сверните губы в «трубочку». Чередуйте «улыбку» и «трубочку», постепенно ускоряя движения. Есть упражнения, которые развивают речевое дыхание.

«Гуси шипят» Расставьте ноги на ширину плеч, руки закрепите на поясе. Считайте про себя от 1 до 4 и наклоняйтесь вперед.Вытяните шею и произнесите на длинном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторять медленно 4—5 раз.

«Косарь» Ноги расставьте на ширину плеч. Обе руки немного сгибаются в локтях и вытягиваются вперед. Пальцы сожмите в кулаки. Разворачивая корпус вправо-влево, повторяйте движения косаря,широко двигая руками одновременно проговаривайте: «Ж-у-х! ж-у-х!». Темп средний, делать 7— 8 раз. «Пилим дрова» Нужен напарник. Встаньте лицом друг к другу. Ноги расставьте, нужно, чтобы левая нога была впереди. Возьмитесь за руки (напрямую, двигайте ими — сгибайте и разгибайте, будто распиливаете дрова.Во время движения проговаривайте: «Ж-ж-ж-ж». Упражняйтесь в умеренном темпе. Длительность — 35—40 секунд.

«Паровоз» Мелкими шагами ходите по помещению, а если нет возможности — ходите на месте. Согните руки и двигайте ими поочередно вперед-назад,проговаривайте звук движущегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Упражнение делайте 35—40 секунд.

Скороговорки Для исправления дефекта речи успешно используется проговаривание скороговорок с нужными звуками. — Для отработки звука «ч» Для отработки звука «ч» можно применять скороговорки. «У нас в печурочке золотые чурочки». «Чудак под диванчик прячет чемоданчик». Чтобы правильно произносить этот звук, нужно немножко выдвинуть округленные губы вперед. Зубы должны быть сомкнуты, но не полностью — оставьте маленькую щель. Широкий кончик языка нужно поднять к твердому небу, которое расположено у основания верхних передних зубов. В образовавшуюся между зубами щель, воздух проходит быстро и, благодаря тому, что делает толчок, получается нужный звук «Ч».

—Для восстановления звука «ш» можно использовать скороговорку. «Кукушка кукушонку купила капюшон». Для правильного воспроизведения этого звука сделайте нужно губы выдвинуть вперед. Широкий кончик языка поднимите к передней части твердого неба, но не нужно касаться передних верхних зубов и обязательно оставьте щель. Боковые края языка прижимайте к задним крупным зубам верхней челюсти так, чтобы не выходила по бокам струя выдыхаемого воздуха. Выходящий вперед изо рта воздух образует звук «ш».

— Отрабатывайте звук «щ» «Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет». По артикуляции звуки «Щ» и «Ш» очень похожи между собой. Но, в случае формирования звука «щ», касайтесь твердого неба серединой языка. Упражнения для дыхания 101Иногда происходит так, что в разговоре, при сильном волнении пропадает четкость правильность произношения звуков. Сделайте следующее. Перед важным разговором не надо волноваться. Сделайте упражнения для дыхания – это поможет вам успокоиться. Глубоко вдохните, надуйте живот, при выдохе – втяните. Продумайте речь дома, заранее. Если чувствуете, что речь становится быстрее, то сделайте паузу, вдох и продолжайте разговор.

Улыбнитесь, показывая зубы, но не сжимая челюсть. Язык расположите у верхних зубов или прямо посередине и со всей силы выдохните воздух. Если все было проделано правильно, вы сможете услышать легкий свист, который означает, что вы на правильном пути.

Подкрепить результат, необходимо еще несколько раз улыбаясь проговаривать звук «с» — нараспев, громко и долго. После того, как первая ступень будет достигнута, приступайте к изучению слогов. «Сы-со-се-са-су-сы» — выговаривайте по несколько раз, тщательно следя за своим языком, артикуляцией и мимикой лица. После того, как и слоги вы стали выговаривать легко, начните работать над словами. Говорите медленно, но громко, протягивая звук С. «С-с-с-сани», «С-с-солнце» и так далее.

Конспект ОД для детей младшей группы с элементами песочной терапии «Как избавиться от плохого настроения?» Методическая разработка образовательной деятельности для детей младшей групп из цикла игровых образовательных ситуаций «Песочные истории».

Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей дошкольников Считается, что это система естественного оздоровления организма. Ее можно отнести к к альтернативному направлению медицины, которая лечит.

Игровые упражнения, как средство формирования речевого выдоха Ребенок приходит в детский сад. Его ждет интересная, увлекательная жизнь в коллективе, где он найдет друзей, умных наставников, научится.

Игры и упражнения телесно-ориентированных техник как компонент здоровьесберегающей технологии Цель: способствовать быстрому снятию заблокированных эмоций (радости, хорошего настроения, удовольствия) «Перекрестное марширование».

Воспитательский час «Как избавиться от цыпок?» Цель: Профилактика кожных заболеваний, значимость тщательного и постоянного мытья рук Задачи: Образовательные: Формировать умение правильного.

Как избавиться от плохого настроения Как избавиться от плохого настроения. 1. Помните, что именно Вы хозяин своего настроения, можно сказать уверенно «всё в Ваших руках». 2.

Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. 1. Зеркальное рисование На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши.

Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка. Игры и упражнения» Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов,.

Конспект ООД «Как избавиться от плохого настроения?» из цикла игровых образовательных ситуаций «Песочные истории» Методическая разработка образовательной деятельности для детей младшей групп из цикла игровых образовательных ситуаций «Песочные истории».

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и речи детей.

Читайте также: