Как опустить язык за нижние зубы

Опубликовано: 17.04.2024

Что делать, если ребенок не выговаривает свистящие звуки

В последнее время встречаю все больше детей со смазанной, невнятной речью, где искажены или отсутствуют звуки даже раннего онтогенеза. Если раньше у детей к 7 годам не было двух-трех звуков: [р] и [л], то сейчас даже в школу ребенок приходит без свистящих, шипящих и вышеупомянутых сонорных звуков. Особую тревогу вызывает отсутствие у первоклассника свистящих звуков: [с], [з] и [ц], которые должны появится у ребенка с нормой развития к 4 годам. Работа над свистящими звуками не займет много времени: от одного до трех месяцев – главное вовремя начать.

Причины

Конечно, для этого необходимо обратиться к логопеду, чтобы он посмотрел, каков характер нарушения звукопроизношения свистящих звуков. Называется это нарушение сигматизм свистящих и делится на следующие виды:

Межзубный сигмтизм. Явление, когда при произношении свистящих звуков кончик языка вываливается между зубов, отчего вместо звука [с] мы слышим или [с'], или шепелявый призвук [ш]. Связано это, в первую очередь, с тем, что у ребенка слабы мышцы языка, который напоминает тряпочку и не держится за зубками.

Губно-зубной сигматизм. При производстве звуков [с] и [з] – зубы приближаются к верхней губе, вследствие чего мы слышим призвук [в] или [ф]: «фобака» вместо «собака», «велёный» вместо «зелёный».

Боковой сигматизм. Когда ребенок произносит [с], язык заваливается на бок или рот искривляется в одну сторону, поэтому звучание приобретает шепелявый оттенок.

Призубный сигматизм – кончик языка поднимается к верхним зубам, вместо звука [с] мы слышим [т'], вместо [з] – [д']: «тяпоги» вместо «сапоги», «дяйка» вместо «зайка».

Носовой сигматизм встречается, если у ребенка аденоиды или ринолалия, струя воздуха попадает в нос, вследствие чего звуки [с] и [з] приобретают носовой оттенок.

Также часто наблюдаются дефекты смягчения: когда ребенок вместо твердого [с] или [з] произносит их мягкие варианты. Это явление встречается в случаях, когда язык малыша напряжен, спинка задирается к верхнему нёбу, вызывая смягчение звуков. Ребенок с малых лет учиться говорить по подражанию и, если в семье сюсюкают или кто-то из членов также искажает звук, то вполне вероятно, что на слух малыш определит для себя «правильное» произношение. Поэтому важно, чтобы и родители дома чисто и четко разговаривали.

Учимся «свистеть» и «звенеть» правильно

При работе над любым дефектным звуком нам всегда в помощь – артикуляционная гимнастика. От ее ежедневного выполнения зависит половина успеха. Свистящие звуки [с] и [з] – одинаковы по артикуляции, поэтому для них подойдет один и тот же комплекс упражнений, главное понять, каков артикуляционный уклад нам нужен. Для звука [с] он такой: губы растянуты в улыбке, зубы стоят ровно друг над другом «заборчиком», между зубами небольшая щель, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка немного напрягается и поднимается к нёбу, его края прикасаются к верхним зубам, по центру языка образуется неглубокий желобок, по которому струя воздуха проходит свободно и выдыхается между щелью в зубах. Попробуйте!

Итак, нам необходимо выработать «желобок» на языке, небольшой верхний прогиб языка с опорой на нижние зубы («горка»), ровность положения верхних и нижних зубов – «заборчик», симметричную растяжку губ в улыбку. В тех случаях, если у ребенка чрезмерно напряженный или расслабленный язык необходим зондовый логомассаж языка.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков


Переходим к артикуляционной гимнастике, о которой подробнее можно узнать здесь:

«Почистим зубки языком» - нижние зубы;

Подробнее хочу остановится на последних четырех упражнениях. «Желобок» - сворачиваем язычок в трубочку, боковые края задираются кверху, кончик просовывается между зубами. Это упражнение не могут выполнить даже некоторые взрослые, поэтому нужно потренироваться. Для этого можно взять ватную палочку и надавить ей на середину языка, вызывая прогиб вдоль всего языка. Если это не получается, то я рекомендую положить ребенку на кончик языка небольшой кусочек ватки и дуть на него, открыв рот и высунув язык. При производстве звука [с] нам просто необходим небольшой желобочек на языке, чтобы по нему проходил воздух. При систематических тренировках желобок вырабатывается у всех детей без исключения.

«Горка» - кончик языка упирается в нижние зубы, спинка поднимается вверх, образуя горку, рот открыт. Это упражнение особенно полезно тем детям, у которых язык слабый и вываливается между зубов. Необходимо помнить, что при производстве свистящих звуков спинка языка должна быть немного напряжена. Если не получается выгнуть язык, то под него можно положить пластмассовую трубочку из-под сока, механически закрепив при этом кончик языка за нижними зубами шпателем или пальцем.

«Киска сердится» - это упражнение рассчитано на тренировку мышц языка с эффектом: напряжение-расслабление. На счет один язык упирается в нижние зубы и напрягается – «горка», на счет два – расслабляется, средняя его часть опускается, язык также продолжают упираться в нижние зубы, рот открыт, для удобства можно поставить на язык зубы.

«Сани» - старое забытое упражнение, но оно очень хорошо для слабых язычков при межзубном сигматизме. Рот широко открыт, губы в улыбке, отрывисто произносим звук: ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы. Язык напоминает сани, при этом его средняя часть автоматически движется вперед-назад.

Учимся правильно произносить звук [с]

Когда ребенок научится выполнять все упражнения правильно и без усилий, переходим к постановке звука [с]. Произносим протяжно – ссссссссссссссссс. Контроль: губы обязательно в улыбке и не съезжают в сторону, язык лежит на дне ротовой полости в виде небольшой горки, упираясь кончиком в нижние зубы, зубы стоят ровненько, образуя небольшую щель для прохождения воздуха, который на выдохе проходит по небольшому желобку вдоль языка. Если у ребенка не получается произносить [с] самостоятельно, то механически поможем ему, заправляя ватной палочкой кончик языка за нижние зубы, при этом можно немного надавить на язык для получения желобка. Если ребенок смыкает зубы, то ватную палочку можно закрепить между зубками, если не держит губы в улыбке – можно, помогая руками растягивать уголки губ в стороны. Струя выдыхаемого воздуха должна быть холодной и проходить через центр рта, а не в нос, как это бывает, или сбоку через щеку. Можно подставить тыльную сторону ладошки ко рту и проверить холодная струя или горячая.


Получив чистый изолированный звук [с], начинаем его автоматизировать в открытых слогах: сы, сэ, са. Слоги – со и су не берем на первом этапе, поскольку последующие гласные [о] и [у], требуют движения губ вперед, ломая правильную артикуляцию губ. Затем также отрабатываем в закрытых слогах: ас, ос, ес, ис, ус, ыс и т.д. Далее в слогах со стечением согласных: ска, ско, ста, спа, сва и т.д. Пробуем слоги су и со, затем начинаем автоматизацию в словах, где [с] в начале слова: сад, сыр, сын, сэр, собака; [с] – на конце слова: ас, таз, квас, ананас; в самом конце берем автоматизацию в середине слова: маска, каска, киска. Такая последовательность при автоматизации звука очень важна, поскольку требует дополнительных усилий ребенка при переключении органов артикуляции. Например, при произнесении слова «маска» ребенку необходимо в середине слова переключить губы на улыбку, а язык поставить в нижнее положение, не всегда это легко получается.

Этап автоматизации звука – самый долгий этап и занимает до двух месяцев. Традиционно мы автоматизируем звук сначала в слогах, потом в словах, фразах, предложениях и в связном тексте. Для того чтобы эта работа была наиболее интересной, можно использовать картинки с изображением предметов, содержащих заданный звук, игры с мячом, карточки, стишки, потешки, скороговорки. Речевой материал подбирается на каждый подэтап автоматизации. А также в повседневной речи взрослому необходимо каждый раз поправлять ребенка при неверном произношении, акцентируя внимание на тот орган артикуляции, который неправильно движется. Чаще всего малыши забывают раздвигать губы в улыбку, вытягивая их вперед, при этом и язык слегка поднимается вверх, а нам необходимо закрепить его в хорошем нижнем положении. Если у ребенка к 5 годам нет даже звука [с'], который появляется у нас уже к полутора годам, то это, по всей вероятности, дизартрия, в лечении которой потребуется комплексный подход медиков, логопедов, дефектологов.

Учимся правильно произносить звук [з]

Производство звука [з] отличает от звука [с] лишь тем, что включается голос. Чтобы вызвать интерес у ребенка можно показать, а потом попросить ребенка воспроизвести, как звенит комарик: з-з-з-з-з-з-з. Для наилучшего закрепления ощущения можно руку ребенка положить сначала на горлышко взрослого, а потом на свое, и произнести попеременно звуки [с] [з], тогда ребенок ощутит силу голоса – при [з] «моторчик заработал в горле». Постановка [з] чаще всего происходит по подражанию взрослому.

Когда появляется изолированный звук [з], начинаем работу по его автоматизации по той же схеме, что у звука [с]: в слогах, словах, фразах и т.д. Встречаются такие случаи, когда ребенок оглушает [з] и говорит вместо него [с]. Здесь нужно поработать над фонематическим слухом ребенка, возможно он плохо слышит эти звуки и не различает. В случае трудностей также возвращаемся к тактильным ощущениям: рука на горлышке.


Учимся правильно говорить звук [ц]

Звук [ц] является трудным для многих детей, так как это аффрикат, то есть состоит из двух звуков смычного и фрикативного [т] и [с], поэтому требует дополнительных усилий языка. Многие дети заменяют [ц] на [с]: «сапля» вместо «цапля», «писа» вместо «пицца». Дело в том, что при производстве [ц] требуется сначала поднять кончик языка наверх за верхние зубы([т]), а затем быстро опустить его вниз за нижние зубы ([с]). Если у ребенка не отработан верхний подъем языка, то ему сложно произнести [ц]. Поэтому для постановки звука [ц], кроме вышеперечисленных артикуляционных упражнений для свистящих звуков я рекомендую упражнения: «почистим зубки языком» - сверху и «парус» - поднимаем кончик языка наверх за верхние зубы и держим на счет до 20, рот при этом широко открыт.

При постановке звука [ц] – основной прием – это быстро произносить два звука [т] и [с]: тс-тс-тс-тс-тс-тс-тс (по подражанию). При появлении хорошего изолированного звука начинаем автоматизацию сначала в закрытых слогах, поскольку там [ц] находится в более звучной позиции, и более легко переключается язык от гласного к двойному согласному: ац-ац-ац – бац, ец-ец-ец - отец и далее уц, иц, оц, яц, затем также в словах, где [ц] находится на конце. Только после закрепления в закрытых слогах переходим к открытым: ца, цо, цу, цэ, ци; далее на позицию в начале слова: цапля, цирк, цокот и т.п. В самом конце автоматизируем в слогах и словах со стечением согласных: кольцо, крыльцо, отца, молодца. Если четкий звук [ц] появился во всех позициях слова переходим к фразам, предложениям, связной речи.

После постановки и автоматизации всех свистящих звуков дети нередко начинают их путать в речи, поэтому необходим еще один этап логопедической работы: дифференциация звуков. Чаще всего путают [с] и [з] (оглушение или озвончение), [с] и [ц]. В данном случае необходимо тренировать фонематический слух, используя игры: «хлопни, если услышишь звук», «повтори цепочку слогов»:

На каждом этапе логопедической работы важно добиться хорошего результата как по закреплению звука в речи, так и по развитию фонематического слуха. Если какая-либо сторона речи у ребенка останется недоразвитой, то позже возможно появление ошибок на письме, таких как замена одного звука другим или их смешение. При чтении могут возникнуть аналогичные проблемы, поэтому лучше не откладывать работу по постановке свистящих в долгий ящик. Если ребенок к 4 годам не свистит и не звенит – это уже повод обратиться за консультацией логопеда. К 1 классу у ребенка должны быть поставлены и автоматизированы все звуки, так как начинается более сложный этап речевого развития – формирование письменной речи.

1. Произнесение звука [С]
2. Отличие артикуляции звука [З] от звука [С]
3. Артикуляция звука [Ц]
4. Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно
4.1. Упражнения для губ
4.2. Гимнастика для языка
4.3. Дыхательная гимнастика
5. Второй этап постановки
6. Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.

Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.

Произнесение звука [С]

  • губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные [О] и [У], что приводит к упреждающему округлению губ;
  • зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);
  • язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам;
  • вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием;
  • мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в носовую полость;
  • голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

Отличие артикуляции звука [З] от звука [С]

  • при звонком звуке [З] голосовые связки смыкаются и приходят в колебание;
  • напор выдыхаемой струи воздуха при произнесении звука [З] становится слабее и щель между спинкой языка и альвеолами уже, чем при артикуляции звука [С]. Воздушная струя — узкая, холодная, но более слабая и менее напряженная, чем при произнесении звука [С].

Артикуляция звука [Ц]

Она представляет собой тесное соединение смычного согласного [Т] и щелевого [С]:

  • в первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов;
  • мягкое нёбо поднято;
  • голосовые связки разомкнуты;
  • вслед за этим смычка взрывается, спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции звука [С].

Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков [С], [З], [Ц], настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук [Ф], а не [X].

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Второй этап постановки

Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступать к непосредственной постановке звука.

Наиболее распространенными приемами постановки звука [С] являются следующие:

  • Приоткрыв рот, показать ребенку перед зеркалом различие между правильной и дефектной артикуляцией, изобразить это с помощью кистей рук. Добившись правильного положения языка, можно включить выдох и дать ребенку возможность ощутить струю выдыхаемого воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.
  • В качестве базы для постановки звука [С] может быть использован звук [Т], если он произносится правильно. Следует попросить ребенка произнести звук [Т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания должно контролироваться при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. Затем нужно предложить ребенку проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в десны нижних резцов. Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть слитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ребенку уже можно пояснить, что это и есть правильный звук [С].
  • В более трудных случаях (при боковом сигматизме) важно добиться прохождения воздушной струи по центру языка, поэтому необходимо особенно большое внимание уделять выполнению упражнений «Ветерок» и «Кто дальше загонит мяч?».
  • Получив требуемый результат (образование желобка и прохождение по нему струи), предлагаем ребенку поднять верхнюю губу и подуть. Постепенно переводим язык в положение за нижние зубы.
  • Опустив кончик языка за нижние резцы, ребенку следует прикусить боковые края языка и подуть по центру языка в щелку между зубами.

Звонкий звук [З] легко воспроизводится на основе простого присоединения голоса к фонеме [С].

При автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова.

Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.

После постановки звука [С] ([З], [Ц]) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения. Если у ребенка не сформированы звуки [Л], [Л'], [Р], [Р'], то при отработке [С] ([З], [Ц]) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками [Л], [Л'], [Р], [Р']). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие [Ш], [Щ], [Ч]).

Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук [С] изолированно («с-с-с-с-с»).

Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук [С] ([З], [Ц]).

Детям можно предлагать игры:

  1. 1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки [С], [З], [Ц] имеются в начале (в середине или в конце) слова;
  2. 2. распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях;
  3. 3. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков [С] — [З] — [Ц].

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука. Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.

Дети начинают правильно произносить свистящие звуки к 3-4 годам. Но все чаще мы сталкиваемся с тем, что у детей возникают проблемы с артикуляцией, в результате чего они неправильно произносят С и другие свистящие звуки. Они могут заменять их на другие, произносить межзубно, либо при произношении язык пропускает воздух через боковые края – в итоге мы слышим какие-то хлюпающие звуки, а иногда эти звуки и вовсе опускаются.

Если не предпринять соответствующие меры, то речевой дефект сохранится и во взрослой жизни. Чем раньше начата коррекция, тем проще будет избавиться от нарушений речи, поэтому не нужно откладывать поход к логопеду на потом.

Необходимость постановки правильного произношения свистящих звуков

Нарушения речи, которые появились в детском возрасте, во взрослой жизни могут привести к серьезным сложностям в общении. Крайне важно поставить правильное произношение свистящих и других групп звуков, чтобы избежать проблем в коммуникации.

Как правило, неправильное произношение каких-либо звуков является нормальным явлением для детей до 4 лет. Это понятно, ведь правильное произношение не дано нам с рождения – это умение нужно развивать. Но если после 4 лет проблемы остаются, то в случае с шипящими и свистящими звуками, речь идет о таких нарушениях, как сигматизм и парасигматизм.


Сигматизм – это неправильное произношение свистящих и шипящих звуков в мягкой и твердой форме (фактически эти звуки отсутствуют в речи ребенка). Если ребенок заменяет эти звуки другими, то здесь речь идет о другой форме нарушения – парасигматизме. Эти дефекты приводят к тому, что при произношении слов ребенок допускает грубые ошибки, в результате чего окружающим становится трудно его понять (особенно при боковом сигматизме, который является одной из самых сложных форм данного дефекта). На фоне этого развиваются психоэмоциональные проблемы ребенка, он может замыкаться в себе и испытывать серьезные проблемы с коммуникацией, что приводит к заниженной самооценке.

В частности, из-за неправильного произношения может быть такое нарушение как дисграфия – расстройство письменной речи, которое заключается в специфических повторяющихся ошибках во время письма (замена, перестановка букв и т.д.).


Артикуляционная гимнастика

Постановка свистящих звуков предполагает сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Для произношения этих звуков необходимы точные движения языка, в которых участвуют кончик, спинка и боковые края языка. Важны точные движения нижней челюсти, губ, а также формирование правильной воздушной струи (она должна двигаться посередине языка и быть достаточно сильной).

Для этого проводится специальный комплекс артикуляционных упражнений. Вот несколько примеров таких упражнений для губ:

  • «Улыбка». Нужно улыбнуться так, чтобы были хороши видны нижние и верхние зубы. Такое положение нужно удерживать в течение 5-7 секунд.
  • «Трубочка». Нужно вытянуть губы трубочкой и длительно произносим звук У без участия голоса. Второй вариант – губы нудно вытянуть слегка вперед, образуя своеобразный квадрат. Зубы при этом сомкнуты.
  • «Зайчик». Улыбаемся, чтобы хорошо были видны нижние и верхние зубы. Поднимаем верхнюю губу, наморщив нос, затем опускаем обратно. Опускаем нижнюю губу, открываем нижние резцы. Зубы и губы должны быть сомкнуты. Количество повторений – 5-7 раз.
  • «Двери открываются». Неторопливо открываем рот, чтобы между нижними и верхними зубами было расстояние в 1-1,5 см. Губы нужно удерживать, как в упражнении «Улыбка».


Упражнения для языка:

  • «Блинчик». Широкий язык, не напряжен. Нужно положить его на нижнюю губу. Важно следить за тем, чтобы нижняя губа также не напрягалась. Верхние зубы при этом хорошо видны (как в положении «Улыбка»).
  • «Качели». Поднимаем широкий язык за верхние резцы, а затем опускаем его на нижние. Упражнение выполняется под счет, количество повторений – 8-10 раз.
  • «Чистим зубки». Улыбаемся, показав зубы, затем кончиком языка «чистим» нижние зубы, делая движения языком из стороны в сторону, затем – снизу-вверх.
  • «Горка». Улыбаемся, показывая зубы, затем открываем рот и кончик языка кладем за нижние зубы, выдвигая среднюю части спинки вперед (формируется своеобразная «горка»).
  • «Киска сердится». Улыбаемся, показывая зубы, затем открываем рот. Кончик языка – за нижние резцы, после чего выгибаем спинку языка и поглаживаем ее верхними зубами. Важно, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
  • «Горка высокая – горка низкая». Кончик языка опускаем за нижние резцы, выдвигаем среднюю часть спинки языка вперед. Продолжаем удерживать кончик языка за зубами, оттягивая среднюю часть спинки языка вглубь. Количество повторений – 3-4 раза.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика обучает ребенка правильному выдуванию струи воздуха из легких. Для примера приведет несколько упражнений:

  • «Ветерок». Дуем сквозь сближенные губы, контролируя выдыхаемую воздушную струю при помощи полоски бумаги, поднесенной ко рту.
  • «Загони мяч в ворота». Вытягиваем губы вперед трубочкой, дуя на ватный шарик (он лежит на столе). Нужно загнать этот шарик струей воздуха в импровизированные «ворота».
  • «Кто дальше загонит мяч?» Улыбаемся, положа широкий передний край языка на нижнюю губу, как будто произнося длительно звук Ф, сдуваем ватный шарик на противоположный край стола. При этом нижняя губа не должна натягиваться на нижние резцы. Важно следить, чтобы ребенок не надувал щеки, т.е. чтобы он произносил звук Ф, а не Х.
  • «Фокус». Улыбаемся, приоткрываем рот. Затем нужно положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы его боковые края были прижаты, а в середине образовался желобок. Сдуваем кусочек ваты, положенный на кончик носа. Струя воздуха должна идти именно посередине языка – только так ватка полетит вверх.

Постановка свистящих звуков с помощью подражания

Подражание – это один из самых действенных способов постановки свистящих звуков. Объясняется это вполне естественными причинами – все дети склонны к копированию действий взрослых, поэтому занятия оказываются эффективными. В то же время нужно отметить, что эта техника дает результат при незначительных нарушениях звукопроизношения у детей.

Суть метода в том, что логопед и ребенок располагаются перед большим зеркалом. Взрослый должен медленно произносить С (или другой свистящий звук), акцентируя внимание ребенка на положении языка и губ во время произношения.

Можно заранее проговорить то, что он должен делать (к примеру, при произношении звука С):

  • Открой рот и улыбнись.
  • Распластай свой язычок, напряги его кончик и упрись им в нижние зубы.
  • Теперь выдыхай струю воздуха, чтобы по языку прошел «ветерок».

Дети видят, как это делает взрослый, поэтому всячески стараются повторить за ним.


Постановка свистящих звуков механическим способом

Постановка звуков может предполагать использование механического воздействия. Для этого подойдут логопедические зонды, палочка от чупа-чупс, спички, счетные палочки и т.д. Важно следить, чтобы все используемые предметы были чистые и индивидуального назначения.

Последовательность действий следующая:

  • Ребенок растягивает губы в улыбке.
  • Кончик языка должен касаться нижней челюсти.
  • Затем логопед просит ребенка выдувать воздух.
  • Воздух должен проходить по средней линии до кончика языка.
  • Во время выхода струи воздуха, середина языка слегка прижимается зондом, образовывая желобок. Инструмент нужно просунуть на 2 см, после чего надавливают и двигают с разной силой на язык во время выхода воздушной струи.
  • Затем специалист устанавливает, в каком именно положении слышен звук (в данном случае, звук С).

Результат достигается регулярными тренировками. В дальнейшем зонд нужно убирать, автоматизируя изолированное произношение.


Постановка свистящих звуков от других звуков

Правильное произношение свистящих звуков возможно и от опорных звуков.

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».

Звук «И» одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка.

Выполнить «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор». Длительно произнести звук [и], затем упражнение «Холодный ветер»: «и-и-и-иссссс».

Звук «Ф» – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. То же со звуком [ф]: «ф-ф-ф-ф-сссс».

Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук «И», сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук «С».

Постановка звука С от Ш:

  • Ребенок должен тянуть Ш.
  • В это время необходимо, чтобы он медленно продвигал язык вперед – от альвеол к верхним зубам. При этом язык не должен отрываться от нёба. Верхние зубы находятся прямо над нижними.
  • Если слышно прерывистое звучание звука, то это значит, что при перемещении языка, ребенок отрывает его от нёба. Нужно сказать ребенку, чтобы он приоткрыл рот и сделал движение языком, глядя прямо в зеркало.
  • При таком движении языка в произношении будет слышаться немного смягченный звук Ш, затем неясный свистящий звук и в дальнейшем правильный звук С. Это будет возможным только в том случае, если резцы будут закрыты. Если рот будет приоткрыт, то звук С будет неточным.
  • Когда он научится более-менее произносить четкий звук С, нужно сказать ребенку, что у него получился звук, который напоминает «свист» комара.
  • Затем нужно потренировать с ребенком этот «свист». Пусть он ставит язык в то место, где у него получается этот звук.
  • Затем при произношении звука С, ребенок должен сомкнуть зубы так, чтобы они оказались в форме правильного прикуса (т.е. закрыть рот). В этом положении он должен продолжать повторять «свист» комара.
  • Когда он свободно будет произносить изолированный звук С, скажите ему, какой звук он выговаривает.

Постановка от Т и Ть

Рот ребенка слегка приоткрыт (зубы не сомкнуты). Ребенок должен произносить Т на выдохе (будет слышно подобие «тсссссс»). Затем ребенку предлагается вытянуть губы трубочкой и продолжить выговаривать Т на выдохе. При таком произношении будет слыша свистящая С. Звук Сь произносится аналогично от мягкого Ть.

Постановка от правильного Сь

Нужно попросить ребенка вслед за вами (по подражанию) произнести мягкий звук Сь. Посмотрите, где у него находится кончик языка:

  1. Кончик языка может упираться в основание верхних зубов, либо в верхние резцы. В этом случае нужно начинать ставить звук С.
  2. Кончик упирается в нижние зубы. Придется учить ребенка произносить этот звук при верхнем положении языка.

Постановка Сь при верхнем положении языка выглядит следующим образом. Нужно прислонить кончик языка к верхним зубам и в этом положении произносить Сь. Приоткройте рот, чтобы ребенок видел движение ваших артикуляционных органов. Затем попросите ребенка произнести Сь так же, как и вы.


Когда ребенок научится этому, можно переходить к окончательному закреплению. Выполняются следующие упражнения:

  • Тянем звук. Ребенок улыбается и достаточно продолжительно выговаривает С. В это время нужно подставить ладонь ко рту (при произношении должен идти чуть прохладный звук).
  • Округляем губы. Продолжаем выполнять упражнение и держать ладонь у рта, ребенок округляет губы, вытягивая их в трубочку (как при произношении звука У). Можно показать на примере, как это делается.
  • Следите за воздухом. При выполнении всех действий воздушная струя должна быть непрерывной.
  • Достигаем произношения твердого С. Если у ребенка не получается, объясните ему, что его основная задача – он должен продолжать дуть на ладонь, при этом струя будет становится все более теплой, пока воздух не станет горячим.
  • Произносим [су]. Данное упражнение помогает достичь желаемого твердого звука С. Важно продолжать следить за горячим воздухом.

Постановка от звука Ц

Этот вариант постановки используется не так часто, но знание об этом будет полезно любому логопеду. Ребенок должен длительно и протяжно произносить звук Ц. При соблюдении этого условия слышен второй составляющий дифтонг – звук С. Сложность заключается в том, чтобы обратить внимание ребенка на возможность услышать этот звук.

Важно понимать, что все упражнения можно проводить и в домашних условиях. Все нужно проводить постепенно, т.е. ставить звук поэтапно: сначала изолированно, затем подключая слоги и т.д. Важен принцип поэтапной коррекции, не приступая ко второму этапу, пока не пройден первый. Важно не терять время и если ребенку уже исполнилось 4 года, но он не выговаривает свистящие звуки, то нужно обращаться за помощью к логопеду.

При поражении нервной системы нарушается связь речевого аппарата с центральной нервной системой. Развивается дизартрия, ограничивается подвижность голосовых органов – языка, нёба, губ, замедляется артикуляция. У детей дизартрия сопровождается недоразвитием речи, нарушением способности чтения и письма, неправильным произношением слов. Дизартрия возникает как последствие поражения ЦНС при детском церебральном параличе, опухолях, нейроинфекциях, травмах и других заболеваниях. У взрослых расстройство речи может возникнуть после инсульта, при развитии опухоли головного мозга, при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, нейросифилисе и других заболеваниях.

В неврологическом отделении Юсуповской больницы проводят диагностику и лечение различных заболеваний нервной системы, в том числе демиелизирующих, болезни Альцгеймера, Паркинсона, нарушений мозгового кровообращения и других поражений нервной системы. В реабилитационном центре применяют современные методики восстановления речи и утерянных способностей больного. Для восстановления мозговой деятельности при поражении нервной системы применяют лечебную физкультуру, упражнения на тренажерах, занятия с логопедом. Различные методы лечения и реабилитации применяются в зависимости от возраста, состояния пациента, степени поражения ЦНС.

Постановка звуков при дизартрии: последовательность

Постановка звука «с»

Звук «с» при дизартрии отрабатывается в зависимости от сложности нарушения речи пациента. В сложных случаях, когда у пациента нарушен слух и речь постановка звука «с» может проводиться несколькими способами, с предварительной отработкой звуков «ф», «фа». Логопед учит пациента правильно держать язык при выдохе и одновременно произносить звук. При постановке звука используют специальную тонкую лопатку, которой слегка прижимают язык во время выдоха и отработки звука. Так можно проводить постановку свистящих звуков при дизартрии (переднеязычные зубные, щелевые «з» и «с»). Свистящие звуки образуются с помощью воздушной струи, проходящей через органы речи и напоминающей свист.

При образовании свистящих звуков воздушная струя проходит через узкую щель, которая образуется между передней частью языка и твердым нёбом. Опорным звуком для постановки «с» является звук «и». Поэтому занятия включают произношение звука «и». Врач предлагает спрятать язык за зубы и широко улыбнувшись произнести «и-и-и». Затем врач с пациентом, проговаривают слова, содержащие звук «и», логопед использует различные упражнения. Постановка звука «с» начинается после проведения упражнений со звуком «и» различными способами. Сомкнув зубы и улыбаясь, про себя следует произнести звук «и», затем представить, что дуете на мяч. Губы не должны смыкаться, кончик языка должен находиться за нижними зубами. Во время выполнения упражнения слышится звук «с».

Второй способ выполняется с помощью механического помощника. Кончик языка находится за нижними зубами, зубы обнажены в улыбке, на кончик языка кладут тонкую палочку, слегка прижимая язык. Палочка формирует желобок в центре языка. Врач предлагает пациенту подуть на кончик языка сильной воздушной струей. Слышится звук «с». Для того чтобы упражнение было успешным, следует поднести ко рту тыльную сторону ладони и следить за воздушной струей – она должна быть прохладной и узкой. Когда пациент начинает хорошо произносить звук, переходят к автоматизации звука в предложениях и словах.

Постановка звука «д», звука «т» и «ть»

Постановка звука «т» при дизартрии и «д» начинается с упражнений для языка, которые помогают увеличить его гибкость и снять тонус. Пациент поднимает язык вверх, прикасаясь кончиком языка к нёбу, язык направляет вправо, влево, проводится логопедическая гимнастика. Затем врач предлагает постучать молоточком (языком). Пациент произносит звук «т» приподнимая язык к нёбу и продвигая вперед между передними зубами. Мягкий согласный звук возникает при поднятии языка ближе к нёбу и создания более узкого прохода для выходящего воздуха, чем при произношении твердого согласного звука.

Постановка звука «ть» при дизартрии проводится при помощи метода произношения мягкого согласного звука. Врач-логопед отрабатывает с пациентом произношение мягких и твердых согласных звуков. С помощью шпателя врач прижимает кончик языка, опускает его за нижние зубы, ребенок произносит слог «та» - в результате получается «тя». Врач просит ребенка поцокать языком. Затем ребенок во время цоканья выдыхает, а не вдыхает воздух - получается звук «ти». Для усиления мягкости звук «т» произносится между двумя гласными.

При произношении звука «д» голосовые складки смыкаются, нёбо опущено, в гортани ощущается вибрация. Постановка звука «д» может проводиться несколькими способами: подражанием, от звука «б», от звука «т». От звука «т»: врач кладет одну руку ребенка себе на гортань, вторую на гортань ребенка. Затем произносит звуки «т» и «д» по очереди, просит обратить внимание на разность вибрации гортани при произношении звуков. Обращает внимание на вибрацию при произношении звука «д». От звука «б»: Кончик языка ребенка располагается между зубами. Врач просит произнести слоги «ба-ба-ба», в момент произношения раздвигает губы ребенка – слышатся слоги «да-да-да».

Постановка звука «н»

Проводится артикуляция и постановка звука «н». Во время артикуляции губы находятся в нейтральном положении, кончик языка касается верхних зубов, при произношении звука в носовой полости возникает вибрация. Постановка звука проводится с помощью двух способов: подражания и от звука «м». Способ подражания: пальцем одной руки ребенок касается своего носа, пальцем другой руки носа врача. Врач показывает расположение языка во рту во время произношения звука. Ребенок чувствует вибрацию и пытается повторить.

Способ от звука «м»: язык ребенка просунут между сомкнутыми губами, ребенок произносит протяжное «м». Слышится оттенок звука «н» По мере привыкания к межгубному произношению звука «н» в словах, губы раздвигаются пальцами. Затем язык переводится в нормальное положение к верхним зубам.

Постановка звука «л»

Неправильное произношение звука «л» или пропуск звука «л» называют ламбдацизмом. Встречается несколько видов ламбдацизма:

  • При произношении звука «л» слышится звук «у» - двугубный тип.
  • Корневая часть языка приходится на мягкое нёбо, при произношении звуков поток воздуха идет через нос и изменяет звук «л» на «нг», речь становится гнусавой – носовой тип.
  • Кончик языка во время произношения звуков перемещается в межзубное пространство – межзубный тип.
  • Звук «л» совсем не проговаривается.

Ребенок может не произносить звук «л» по нескольким причинам:

  • У ребенка короткая подъязычная связка.
  • Ослаблены мышечные ткани языка.
  • Ребенок не воспринимает звук «л», нарушен фонематический слух.

Подготовка к постановке звука «л» при дизартрии начинается с артикуляции. Следует правильно располагать органы артикуляции – губы, нёбо, язык. Зубы не должны смыкаться, кончик языка должен упираться в верхние десна или зубы, он должен быть напряжен. Верхнее нёбо и корневая часть языка должны быть приподняты, вибрация создается в области голосовых складок. Постановка звука зависит от вида ламбдацизма. При двугубом ламбдацизме произношение звука нарушается из-за неправильного расположения губ. В этом случае используют упражнение с улыбкой, зубы сжимаются, а губы разводятся в улыбке. Логопед проводит с ребенком артикуляционную гимнастику, занятия, во время которых снимается напряжение губ. Также звук «л» можно поставить по подражанию. Логопед показывает ребенку правильное расположение губ, языка, зубов и произносит звук. В это время ладонь ребенка располагается на щеке врача, и он чувствует, как создается вибрация. Звук «л» относится к сложным звукам, постановка которых формируется к 6 годам жизни ребенка.

Постановка звука «э», «ы» и других гласных

Постановка звука «ы» при дизартрии, а также звуков «у», «э», «о», «а», «и» проводится в первую очередь. Логопед уточняет артикуляцию гласных звуков. Затем начинается работа с мягкими сонарами, затем с их твердыми парами звуков. Предварительно проводится логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Врач предлагает ребенку глубоко вдохнуть через нос, слегка улыбаясь открыть рот, кончик языка направить к нижним резцам. Выдохнуть и шепотом произнести звук «э», затем упражнение повторить с голосом.

Как поставить звук «р»

Как ставить звук «р» при дизартрии, как сделать процесс автоматизации звука «р» интересным, знает опытный врач-логопед. Постановка звука «р» при дизартрии может занять длительное время. После разминки врач предлагает ребенку запомнить слова, затем повторить их с помощью картинок. На картинках изображены предметы, цветы, растения, животные, названия которых содержат звук «р». Такие занятия тренируют память и правильное звукопроизношение. Способы, которые применяют при постановке звука «р»:

  • Подражание.
  • С помощью артикуляции.
  • Механическая помощь: от опорного звука, от артикуляционного уклада.

Постановка звука «м»

Губы плотно смыкаются, затем раскрываются быстрым выдохом воздуха. При произношении звука «м» ощущается легкая вибрация носа и щек. Постановка звука «м» может проводиться способом подражания. Врач прижимает к своей щеке руку ребенка, к щеке ребенка свою руку. Ребенок чувствует вибрацию через свою ладонь и воспроизводит вибрацию сам. Также проводят занятия с повторением слогов, содержащих звук «м» - ма-мо, ма-ма, му-ма и других.

Постановка звука «ф»

Подготовка к постановке звука «ф» начинается с проведения артикуляционной гимнастики, самомассажа лица, уточнения артикуляции звука. Артикуляция звука «ф» начинается со сближения нижней губы и верхних зубов. Кончик языка находится в ротовой полости на дне, язык отодвинут назад, мягкое нёбо приподнято. Нарушение произношения звука «ф» происходит редко, в случаях наличия дефекта губы.

Постановка звука «й»

Звук «й» относится к среднеязычным, ротовым, щелевым, согласным, звонким, мягким звукам. Перед постановкой звука «й» проводится логопедическая гимнастика, затем звук ставится по подражанию, которое сопровождается тактильными ощущениями и показом артикуляции. Постановку звука можно проводить произнесением звукосочетаний «йа» в быстром темпе, использовать звук «зь», нажимая при произношении звука на кончик языка ребенка – получается звук «й». Звук «й» слышен при звонком произношении звука «хь».

Постановка звука «ц»

Постановка звука «ц» проводится после того, как ребенок начинает хорошо выговаривать звуки «с» и «т». При быстром повторении и слиянии звуков «т-с» получается звук «ц». Звучание звука «ц» можно добиться по подражанию. Ладонь ребенка подносится ко рту врача-логопеда, звук «ц» произносится на сильном выдохе – ребенок чувствует струю холодного воздуха на своей ладони. Врач показывает ребенку положение языка, губ и зубов при произношении звука. Затем ребенок должен несколько раз повторить слоги, состоящие из звукосочетания «ц» и гласных.

При произношении звука кончик языка упирается в передние зубы, язык выгнут и поднят, боковые края органа напряжены. Во время произношения звука кончик языка отходит от передних зубов, усиливая поток воздуха. Примыкающая к нёбу часть языка опускается. Зубы при произношении сближены, губы растянуты в улыбку. Воздух выходит толчком при размыкании нёба и языка, приложенная ко рту ладонь ощущает сильную и холодную струю. Для закрепления результата врач произносит с ребенком скороговорки, играет в игры на опознание звука «ц» с закрытыми глазами.

При межзубном сигматизме для хорошего произношения звука применяют лопаточку или чайную ложечку, которой фиксируют кончик языка с внутренней стороны нижних зубов во время произношения звука. Средняя часть языка должна соединиться с твердым нёбом. При губно-зубном сигматизме нижняя губа мешает произношению звука. Для чистоты произношения звука врач придерживает нижнюю губу ребенка, пока ребенок учится произносить прямые и обратные слоги, содержащие звук «ц». Постановка звука «ц» проводится с помощью ежедневных занятий с ребенком, с помощью игр, проговаривания скороговорок.

Постановка звука «ш»

Постановка звука «ч» при дизартрии и звука «ш», «д», «ж», «щ», «ц», «г», «б», «р», а также постановка звука «з» при дизартрии проводится вторым этапом. Способы постановки звука «ш» при дизартрии применяются после того, как ребенок научится делать языком чашечку. Широкий язык приподнимается к верхним зубам, не пропуская по краям воздух. Кончик языка образует щель с нёбом. Ребенок должен с некоторым усилием выдохнуть теплый воздух, в гортани не должна создаваться вибрация. Исправление звука «ш» может проходить от звука «р» и слога «кш». Постановка звука проводится с применением шпателя или лопаточки, которые помогают тормозить вибрацию языка и в результате получается шипение. Постановка звука может проходить по подражанию.

Постановка звука «п»

На первом этапе лечения автоматизируется звук «п», проводится дифференцировка звука «п». Очередность постановки звуков зависит от степени сложности для произношения, постепенности перехода от несложно произносимых к сложно произносимым звукам. Очередность постановки звуков будет зависеть от схожести по артикуляции и акустике. Звук «п» губно-зубной, ротовой, взрывной, смычный, мгновенный, глухой. В момент произношения звука губы сомкнуты и напряжены, затем губы размыкаются, и воздух толчком выходит наружу. Между зубами небольшое расстояние, мягкое нёбо закрывает проход в нос, голосовые связки разомкнуты. Постановка звука проходит по подражанию, используется речедвигательная ритмика.

Постановка шипящих звуков

Обучение проходит с помощью занятий, методы постановки шипящих звуков зависят от диагноза, уровня нарушений психомоторных функций. Используется принцип индивидуального подхода, занятия должны развивать ребенка эмоционально, интеллектуально. Во время постановки звуков подключаются зрительные, слуховые и тактильные анализаторы, используются двигательно-кинестетический, слухо-зрительно-кинестетический, дидактический методы. Проводится активная и пассивная артикуляционная гимнастика, массаж.

Постановка звуков при стертой дизартрии

Дизартрия классифицируется как несколько видов нарушений:

  • Псевдобульбарная дизартрия. При таком нарушении обнаруживаются двусторонние очаговые повреждения нервных волокон, проходящих от пирамидных нейронов коры прецентральной извилины мозга до двигательных ядер черепных нервов (пирамидный путь). У больного укорочены дыхательные и речевые циклы, произносимые фразы обрывисты.
  • Бульбарная дизартрия. Нарушение связано с очаговым повреждением нервных волокон чаще всего в продолговатом мозге. Речь взрослого больного невнятная, гнусавая, сложная для восприятия.
  • Подкорковая или экстрапирамидная дизартрия. Происходит поражение подкорковых ядер нервов головного мозга. Речь больного может изменяться от ускорения до замедления, может быть слишком разборчивой или смазанной, невнятной.
  • Корковая дизартрия. Поражается кора головного мозга. Поражение коры мозга сопровождается утратой речи, сохраняется понимание произносимых другими слов и фраз.
  • Мозжечковая дизартрия. Нарушение связано с поражением нервных волокон мозжечка и проводящих путей. Речь больного гнусавая, медленная, сегментированная, невнятная.

Дизартрия имеет классификацию по шести формам:

  • Спастическая. Развивается при поражении нервных волокон мышц лица, которое приводит к параличу мышц, при двустороннем центральном парезе, при поражении корково-ядерных путей, двустороннем поражении передних центральных извилин.
  • Вялая. Вместе с расстройством речи нередко возникает расстройство глотания, дизартрия развивается в результате периферического пареза или паралича определенных мышц лица.
  • Односторонняя верхнемотонейронная. Развивается в результате паралича мышц лица, одностороннего центрального пареза, поражения корково-ядерных путей или передних центральных извилин.
  • Гиперкинетическая. Дизартрия развивается при поражении нервных связей подкорковых узлов и самих подкорковых узлов. В этом случае нарушена мелодичность речи, она смазанная, невнятная, звуки произносятся в нос. Относится к экстрапирамидным дизартриям.
  • Атаксическая. Дизартрия вызвана поражением мозжечка и проводящих путей. При атаксической дизартрии нарушается модуляция речи, речь становится скандированной, растянутой.
  • Гипокинетическая. Развивается при поражении подкорковых узлов и их нервных связей, относится к экстрапирамидным дизартриям.

Также существует смешанная форма дизартрии, которая наблюдается при травмах нервной системы. Логопеды различают несколько степеней нарушения речи:

  • Первая степень – дефекты речи малозаметны, выявляются врачом при специальном обследовании.
  • Вторая степень – речь понятна, но в произношении отмечаются дефекты речи.
  • Третья степень – речь понятна только близким больного, частично ее понимают другие люди.
  • Четвертая степень дизартрии – речь непонятна близким людям или полностью отсутствует.

Дифференциация звуков при дизартрии определяется индивидуальным подходом. Два этапа постановки звука при дизартрии помогают отработать гласные и согласные, дифференцировать в определенной последовательности. Порядок постановки звуков при дизартрии зависит от типа дизартрии. Если у ребенка стертая дизартрия, то занятия следует начинать с уточнения гласных звуков, согласные несут в основном семантическую нагрузку. Длительность гласных позволяет быть речи разборчивой, определяет темп и мелодико-интонационную окраску речи.

Логопед, работая с пациентом, по длительности гласных звуков определяет разборчивость произносимых слов, учит произносить гласные звуки с определенной силой и высотой звука - такие занятия придают эмоциональный компонент речи. При дизартрии есть определенная последовательность в лечении, постановке звуков. Постановка гласных звуков при дизартрии проводится первым этапом, затем согласных и сонорных, смычно-взрывных, щелевых и переднеязычных. Комплексное лечение дизартрии состоит из медикаментозной терапии, ЛФК, иглотерапии, физиотерапии, занятий с логопедом. Врач-невролог Юсуповской больницы определяет степень поражения речевого аппарата, направляет на прием к логопеду. В больнице применяют методы восстановительной терапии при лечении дизартрии, нарушениях речи, с больными занимается логопед и специалисты реабилитационного центра. На консультацию к врачу можно записаться по телефону.

В предыдущей статье о «кости красоты» максилле мы обсудили ее важность в формировании привлекательности лица. Будучи выдвинутой вперёд и вверх, максилла обеспечивает надлежащую поддержку глазным яблокам, поднимает и красиво очерчивает скулы, привлекательно укорачивает расстояние между носом и верхней губой и создаёт сногсшибательную широкую улыбку. Вперёд и вверх эту «кость красоты» выталкивает именно давление, создаваемое правильным положением языка на нёбе и взрослый тип глотания. Вот об этом мы подробнее и поговорим в этой статье.

«Язык на крыше»

proper tongue posture

правильное и неправильное положение языка

На своих многочисленных видео на YouTube британский доктор Майк Мью (направление горизонтального развития лица orthotropics) постоянно подчеркивает важность правильного положения языка. Что же оно означает? Обычно современный человек упирается кончиком языка в область зубов. Как мы узнали из предыдущей статьи, кончик языка должен находиться позади передних зубов в углублении на нёбе, в так называемой позиции испанской буквы «мягкого ñ», но это ещё не все. Даже если сейчас вы попытаетесь принять это положение, задняя часть языка у многих останется в слишком низкой позиции.


неправильное и правильное положение языка

Правильное же положение языка — это когда к нёбу поднят не только кончик языка, но и вся его задняя часть также находится на «крыше рта» — нёбе и буквально «прилеплена» к нему. Именно это и обеспечивает дополнительную направленную вверх силу. Попробуйте принять такое положение языка и глотнуть. Это огромная разница в ощущениях. И теперь максилла выдавливается вперед и вверх с большей силой, исходящей из задней части языка и его мышц, уходящих глубоко в переднюю поверхность шеи до подъязычной кости.


Большая разница! Теперь вся сила этих мышц направлена на выталкивание вверх максиллы — «кости красоты», которая и делает ваше лицо привлекательнее. Если сравнить максиллу с диваном, то представьте, что вы пытаетесь переместить ее один (как раньше), а если присоединяется сила задней части языка, то для передвижения «дивана» к вам присоединяется два сильных приятеля. И теперь этот процесс происходит с утроенной силой!

Как язык влияет на ширину максиллы


https://orthotropics.com/

Правильное положение языка, которому ребёнок должен быть обучен с детства — определяющий фактор ровной линии его зубов, которые в дальнейшем не будут нуждаться ни в каких аппаратах для их выравнивания или брекетах. У мальчика на фото выше к восьми годам сформировался двусторонний перекрёстный прикус, который к тому же оказался открытым. Один из его клыков в верхнем ряду оказался скученным и смещённым. При этом мы можем увидеть, как неправильный прикус повлиял на лицевое развитие мальчика. Лицо и прикус в нижнем ряду на этом фото — лишь результат обучения ребёнка правильному положению языка и, вследствие этого, «взрослому» типу глотания (по методике orthotropics). Вы только сравните состояние верхней челюсти до и после лечения — она выровнялась, выдвинулась вперёд и расширилась. Как это повлияло на привлекательность лица мальчика — думаю, не стоит даже и комментировать!

Преимущества правильного глотания


https://orthotropics.com/

В статье о максилле мы уже обсуждали важность получения ребёнком грудного вскармливания для надлежащего развития его ротового аппарата и тонуса лицевых мышц, а также для тех же целей необходимости даже для взрослого человека употребления твердой пищи (хотя бы простых яблок и морковки). Именно это закладывает основу привлекательного горизонтального развития лица и будущего здоровья в целом. Например, на фотографии выше вы можете увидеть разницу лицевого развития брата и сестры. У девочки язык находится не на нёбе, а упирается в зубы, что вызвало в её случае опускание максилл и, как следствие, удлинение лица. При этом мать кормила девочку грудью 13 месяцев, после чего перевела на искусственное вскармливание из бутылочки. К сожалению, использование пустышек заставляет язык опираться не на нёбо, как в случае сосания груди, а на дно рта. То же самое происходит и при сосании большого пальца, которое со временем становится вредной привычкой.

Брата девочки кормили грудью два с половиной года без перехода на искусственное питание. Он впервые поел твёрдую пищу в 12 месяцев. Мы можем наблюдать у мальчика отличный тонус мышц и великолепное лицевое развитие. К тому же, ортодонты диагностируют у него правильный прикус и надлежащее положение челюсти. Многие сейчас могут начать грешить на гены, но речь здесь идёт о брате и сестре. Действительно, удивительно видеть такую разницу в лицевом развитии детей из-за разного подхода к их вскармливанию в младенчестве. Поражает, что такая разница в развитии лица проявляется уже в 9 лет. А ещё это осознание заставляет нас задаться шокирующим вопросом — а насколько наше нынешнее лицо отличается от того, как могло бы выглядеть наше идеальное лицо при благоприятном развитии событий?

Как неправильное глотание искажает красоту лица


https://orthotropics.com/

Доктор Майк Мью подчёркивает, что при «взрослом» типе глотания, которое достигается благодаря правильному положению языка, все усилия выполняются исключительно посредством силы глубоких мышц языка. При правильном глотании активности губ и щёк быть не должно! В противном случае в результате несбалансированного сокращения лицевых мышц происходит потеря их тонуса и, как следствие — появление «опадающего» овала лица с одутловатыми щеками и мешочками под глазами (этот эффект происходит из-за опускания максилл).


https://orthotropics.com/

При этом дыхание через рот вследствие слабого тонуса мышц приводит к низкому положению языка, что запускает процесс лицевой дистрофии на новые круги. Неправильное глотание также вызывает напряжение в мышцах щёк, подбородка и губ (так называемые мышечные тяжи), и это приводит в будущем к мимическим морщинам.

Связь языка с подсознанием


По утверждению Майка Мью, задняя часть языка контролируется нашим подсознанием. Получается, что правильное положение языка буквально находится в состоянии автопилота и, как только вы его натренируете, он без контроля со стороны сознания будет знать, где располагаться, и как. В долгосрочной перспективе это означает, что, приложив некоторые первоначальные волевые усилия, для создания привлекательного лица мы сможем использовать силу нашего подсознания. Передняя часть языка представляет собой аспект сознательно разума, и поэтому мы легко можем контролировать его волевым усилием, но… не в бессознательном состоянии, например, когда мы спим. И это ещё один аргумент в пользу важности выработки подсознательного рефлекса правильного положения языка. А ещё надлежащее положение языка важно для здоровой циркуляции энергии в организме — как это понимает китайская нетрадиционная медицина.


Дело в том, что язык она считает «переключателем», соединяющим центральные каналы энергии ци, и замыкающим «маленький небесный контур». Положение языка в углублении на нёбе за передними зубами считается базовым соединением каналов и называется «точкой ветра». Есть ещё «точка огня» (ян) почти посередине твёрдого нёба и «точка воды» (инь) ещё дальше к нёбному основанию, но подождите с ними экспериментировать, поскольку это гораздо большая нагрузка на глубокие мышцы языка — глотать в таком положении новичку крайне трудно, а, во-вторых, вы рискуете вспомнить все «прелести» рвотного рефлекса! В то же время положение кончика языка на нёбе за резцами, если вы к нему «прислушаетесь», может дать ощущение приятной непрерывной вибрации слабого тока. Со временем это ощущение становится устойчивым, а у самого человека благодаря выработанному подсознательному рефлексу держать язык в этом положении, развивается чувство силы и спокойствия.

Миофункциональная тренировка правильного положения языка


© The Myofunctinal Center, LLC и сайт the-great-work.org

Секрет успеха миофункциональных упражнений — на первых порах постоянно напоминать себе о том, что нужно помещать кончик языка в углубление на нёбе за передними резцами (в позицию испанской буквы ñ) и поднимать к нёбу основание языка (звать на помощь сильных приятелей, которые помогут поднять на верхний этаж диван — максиллу). Для новичков лучший способ научиться — в этом положении языка делать излише широкую «сырную» улыбку с сомкнутыми зубами (не оказывайте при этом на них давления).

Следующий этап, после того, как вы привыкнете к новому ощущению и осознаете новое положение языка — попробуйте глотнуть. Сначала вы почувствуете что-то странное в задней части горла. Это задняя часть вашего языка, поднимающегося к «крыше» — нёбу. Теперь повторите и попытайтесь сохранить это ощущение языка, удерживайте его в этом положении. Работают только мышцы языка — следите, чтобы не было активности губ и щёк! При глотании движется только кадык! Для многих на первых порах это будет ощущаться довольно дискомфортно, будто вы удушиваетесь собственным языком. Но ведь многие из вас качают мышцы в тренажерном зале, испытывая дискомфортные ощущения — с мышцами языка, одними из самых сильных в теле, происходит то же самое. И чем они хуже остальных мышц тела — они тоже нуждаются в тренировке! Каждый раз, когда вы забываете ощущение правильного положения языка — выполняйте это упражнение, чтобы напомить себе о нем. Вы можете делать это упражнение в любое время в любом месте — никто не заметит.

Как только вы освоитесь с этим упражнением — переходите к следующему усложнённому этапу — пробуйте с таким положением языка маленькими глотками пить воду. И апогей — с новым положением языка попробуйте есть — сначала жидкую пищу, а затем и глотать твёрдую. Для начала уделите на тренировку одной из самых сильных мышц вашего тела пять минут в день, например, после чистки зубов. Через небольшой промежуток времени это войдёт у вас в привычку, а со временем перейдёт в область рефлекса на бессознательном уровне, когда ваш «внутренний автопилот» будет занимать правильное положение, даже когда вы спите. С детками также можно заниматься в игровой форме, чтобы им было интересно, уделяя этой «игре» заранее определенное время. У детей прогресс идёт очень быстро — буквально в короткие недели. Взрослым придётся заниматься чуть дольше, но уже через семь-восемь месяцев результат, как говорится, будет «налицо».


Отлично тренирует правильное положение языка и «взрослый» процесс глотания и ношение внутриротового аппарата ALF. Будучи легкой проволочной конструкцией, расширяющей верхнюю челюсть и устраняющей черепные торсии, он не занимает пространство языка, и, кроме того, кончик языка сам находит правильную точку «опоры» в специальном изгибе этого аппарата. Интересен в этом отношении и сплинт Starectа — несмотря на то, что он балансирует кости черепа несколько в ином направлении, его ношение также обеспечивает правильное положение языка и развитие «взрослого» типа глотания.

Многие интересуются — можно ли выполнять вышеприведённые миофункциональные упражнения при дисфункции височно-челюстных суставов. Основатель метода orthotropics Майк Мью фиксировал случаи полного исцеления от ДВНЧС при выполнении упражнений мьюинга. В то же время основатель ортокраниодонтии у нас в стране А.О. Савинов на своём форуме писал, что возможность выполнения подобных упражнений зависит от конкретного случая. Пожалуй, в случае лицевых болей от миофункциональных упражнений всё же лучше воздержаться.

Итак, какой бы подход в тренировке правильного положения языка вы не выбрали — помните, что мышцы языка — настоящая движущая сила середины лица. И чем больше, усиливая давление на верхнее нёбо, мы её развиваем, тем больше расширяется наша верхняя челюсть, что формирует красивую улыбку, и тем выше и трёхмернее становятся наши максиллы, что придаёт особую привлекательность нашему лицу. И напоследок: постоянная практика — ключ к успеху!



Миофункциональная коррекция: результаты — здесь .

Читайте также: