Как правильно держать варган в зубах

Опубликовано: 02.05.2024

Основные условия для успешного звукоизвлечения на варгане с мягкой рамой и маленькими зазорами.

Многих начинающих отпугивает возникающий при игре на некоторых варганах металлический звон и стук, а так же беспокоит излишнее напряжение множества мелких мышц кисти и губ. Часто в таких случаях в голову приходит "по зубам бью", или "варган бракованный", но это не так – язычок варгана задевает о деки из-за их чрезмерного сжатия самим игроком. Склонны к этому инструменты с маленькими зазорами между деками и язычком (зазоры – один из факторов, определяющих качество инструмента - чем меньше зазор, тем громче звук и шире его спектр) и мягкой рамой. Некоторые сразу уходят в сторону более варганов с бОльшими зазорам или жесткой рамой и со временем вырабатывают привычку держать их, сжимая изо всех сил, что закрывает (или сильно затрудняет) дорогу к будущему разнообразию и повышению качества звукоизвлечения. А в последние годы акустический уровень варганов развивается невероятными темпами, зазоры становятся все меньше, качество инструментов и удовольствие от игры на них просто фантастическое - они не идут ни в какое сравнение с тем, на чем люди играли десятки веков. Привыкшим играть на сувенирных австрийских и алтайских варганах приходится нелегко.

Однако, соблюдение нескольких простых правил поможет полностью избавиться от рассматриваемого эффекта и наслаждаться игрой на варгане в более расслабленном режиме, не прилагая никаких лишних усилий и получая чистый и легкий звук.

Основные причины возникновения лязга

  1. Хват. Удерживающая рука не должна прикладывать никаких усилий, направленных на сжатие дек. Держать нужно как будто двумя плоскими дощечками, а не захватывая инструмент в кулак-трубочку или кольцо. Хват - основа чистого звука.
    Правильный способ удержания варгана

    Рис. 1: Как нужно правильно держать варган - первый сустав пальца прижимает основание рамы строго по направлению, перпендикулярного плоскости рамы; указательный и безымянный - строго в противоположном (зеленые зоны). Часть основания большого пальца и/или кончики мизинца и безымянного качаются щеки или подбородка, обеспечивая полный контроль смещения руки относительно головы (желтые зоны).
    Неправильный способ удержания варгана
    Неправильный способ удержания варгана
    Неправильный способ удержания варгана
    Неправильный способ удержания варгана
    Неправильный способ удержания варгана
    Неправильный способ удержания варгана
    Рис. 2-7: Неправильные способы удержания варгана - пальцы поджимают раму сверху и снизу.
    Неправильный способ удержания варгана

    Рис. 8: Неправильный способ удержания варгана - пальцы не только поджимают раму сверху и снизу, но и не фиксируют его в плоскости рамы - варган вращается вокруг вертикальной оси и не может быть хорошо прижат к зубам.
    Неправильный способ удержания варгана

    Рис. 9: Неправильный способ удержания варгана - большой палец пересекается с язычком и глушит его.
  2. Усилие прижатия дек к зубам. Варган нужно прижимать не сильно и не слабо; правильное усилие достаточно просто подобрать экспериментальным путем - он должен всегда быть плотно прижат и не отрываться при вибрировании язычка.

Сжатие дек губами. Часто этого просто не замечают до тех пор, пока не посмотрят в зеркало - когда при извлечении первых звуков все внимание сосредоточено на руке и удержании инструмента, губы живут своей жизнью. Можно принудительно их раскрыть и перестать касаться дек, что бы быть уверенным в отсутствии их влияния, а затем потихоньку начать обхватывать инструмент для повышения громкости издаваемого звука. Без усилий!

Шевеление нижней челюстью. Это одна из самых малозаметных и непонятных поначалу причин, приводящая к тому же самому звяканью. Начинается оно во время активной артикуляции, в азарте (как разговор на повышенных тонах). Сохраняйте каменное выражение лица!)

  • Точность удара. Еще один фактор, способный вызвать смещение язычка во время колебаний и задевание его о деки - удар наискосок. Траектория удара в момент соприкосновения пальца с кончиком язычка должна быть строго перпендикулярна плоскости рамы варгана. Нельзя цеплять колено язычка ни в продольном направлении ("выдергивая" его из точки крепления), ни в поперечном (удар сверху вниз или снизу вверх).
  • Надеемся, представленные рекомендации помогут вам в полной мере варганами с высокой чувствительностью и сосредоточиться на самом музицировании, а не "выжимании звука"!

    Как держать варган

    Вначале научимся правильно держать варган. Любой профессионал скажет, как важно уверенно и удобно располагать инструмент в руке. Для этого есть много способов. Самый оптимальный способ заключается в следующем. Положите округлую часть инструмента на указательный и средний палец. Затем по возможности крепко зафиксируйте большим пальцем в месте крепления язычка, поскольку он должен двигаться при игре без препятствий, и ни к чему не прикасаться. Такой способ держать варган подходит практически любым дуговым варганам.

    Положение варгана при игре

    Варган звучит, когда его располагают возле рта и приводят в движение его язычок. При игре основание варгана необходимо прижать к зубам или к губам. Челюсти размыкаются таким образом, чтобы между ними оказалось достаточно пространства для свободного движения язычка варгана. Кончик язычка варгана при этом должен оказаться примерно посередине рта. Именно в этом положении можно получить наиболее чистый и открытый звук.
    Ротовая полость – это своеобразный резонатор, служащий для усиления звука. В игре на варгане участвует все – ротовая полость, язык и даже дыхание. При правильном «использовании» этих составляющих с помощью варгана можно наиграть практически любое музыкальное произведение. И это будет не дилетантское подражание игре профессионалов. Напротив, варган способен воспроизводить не только основные звуки, но и призвуки, дополняющие основной тон инструмента особым оттенком, тембром.
    Прижмите варган к зубам и отведите язычок, а затем отпустите. Это поможет вам услышать его голос. Попытайтесь извлечь как можно больше разнообразных звуков.
    Если вы подвигаете языком и затем прижмете его к небу, то вы услышите, как изменяется структура звука. Вы хотите играть громко? Для этого необходимо прижать варган к зубам, и вот уже его звучание наиболее громкое и длительное. Губы при этом должны слегка обхватывать варган, дополнительно фиксируя его в этом положении. Вас не устраивает эта громкость? Давайте научимся извлекать тихие звуки! Надо прижать варган к губам, и вы услышите его мягкое звучание. Причем чем меньше напряжены губы, тем звук будет тише и короче. Не бойтесь экспериментировать! Нет предела в совершенствовании техники игры, нет границ в использовании всевозможных приёмов и звучных обертонов!
    Сила, с которой прижимается инструмент должна быть выбрана такой, чтобы не чувствовать напряжения ни в руке, ни на губах. В то же время инструмент должен быть жестко зафиксирован, чтобы самопроизвольно не смещался при игре. Следуя этим простым правилам, можно наслаждаться игрой на варгане в течение многих часов и, что немаловажно, без какого-либо вреда для здоровья.
    Важно знать, что в первые дни знакомства с варганом возможны непривычные ощущения от его вибраций после долгой игры, которые, впрочем, через некоторое время исчезнут сами собой. Беспокоиться из-за них не стоит.

    Основы извлечения звука

    Совет новичкам - перед тем как ударить по язычку, следует убедиться в том, что на его пути нет никаких препятствий. Для этого нажмите на язычок пальцем и попробуйте завести его за зубы и обратно - он должен двигаться свободно в обоих направлениях. Язычок варгана приводят в движение, ударяя по нем пальцем второй руки. Удары должны быть непродолжительными и отрывистыми. Удар бывает прямым и обратным. В первом случае палец задевает язычок при движении к себе, а во втором - палец задевает язычок при движении от себя.
    Сразу следует оговориться, что требуется определенное время для того, чтобы научиться точно и с нужной силой попадать по уже движущемуся язычку, сохраняя громкость и динамику звука. Но это стоит затраченных усилий! Попеременное сочетание обоих ударов позволяет воспроизвести игру с высоким темпом или сложным ритмическим рисунком.
    Давайте поговорим теперь о наиболее продуктивных способах извлечения звука.

    Способ первый: Локоть опущен. Указательный палец направлен вверх, и слегка напряжен. Остальные пальцы подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются подушечкой или ребром указательного пальца путём сгибания и разгибания кисти в запястье. Этот способ универсален и позволяет играть в любом темпе, с любой динамикой.

    Способ второй: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть свободно нависает над варганом. Все пальцы, кроме указательного подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются ребром указательного пальца путём вращения кисти в запястье. Этот способ, так же как и первый, позволяет играть в разнообразном темпе.

    Способ третий: Локоть опущен. Пальцы сложены "лодочкой" и будто бы накрывают язычок варгана, большой палец немного отведен в сторону. Удары по язычку совершаются серединой большого пальца путём сгибания и разгибания руки в локте. Этот способ удобен для неспешной, размеренной игры.

    Способ четвертый: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном состоянии и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Большой палец находится напротив виска. Удары по язычку совершаются путём поочерёдного сгибания двух или трёх пальцев: безымянного, среднего и указательного. Кисть при игре остаётся неподвижной. Этот способ используют тогда, когда нужно извлекать звуки парами или тройками.

    Новичкам следует особенно внимательно следить за тем, чтобы удары по язычку производились строго в плоскости его движения, иначе язычок будет издавать неприятный звук, похожий на металлический лязг.
    Все описанные способы хороши и удобны в определенных ситуациях. Чередуя их во время игры, можно изобразить своеобразный танец играющей руки. В мастерском исполнении это фантастическое зрелище.

    Изменение звука

    Чем динамичней темп исполняемого произведения, тем чаще требуется наносить удары по язычку варгана, так как любое изменение объема ротовой полости и органов дыхания отражается на исполняемом произведении только при колеблющемся язычке варгана.
    Интересно, что звуки при игре похожи на буквы русского алфавита. Джавайте проведем заодно урок русского языка! Итак, самые простые звуки при игре на варгане получаются, когда ротовая полость исполнителя находится в положении как при произношении гласных букв: "А", "И", "О", "У", "Ы", "Э".
    Некоторые буквы играют особую роль в музыкальном исполнении. Например, буква «У». Надо заметить, что объём ротовой полости так же влияет на высоту звука. Когда ротовая полость находится в положении произношения буквы "У" - издаваемый звук максимально низкий.
    Но это не единственная буква, произношение которой надо знать для игры на варгане. Вам это кажется удивительным? Тогда продолжим! Положение языка так же отражается на воспроизводимом звуке. При расположении языка, которое характерно произношению согласных букв: "К", "Л", "Н", "Р", "Т" тембр звучания инструмента становится выше, соответствуя произнесённой букве.
    Если прижать к вибрирующему язычку палец, тем самым уменьшая колеблющуюся часть язычка, то звук получится выше, но глуше и станет менее продолжительным.
    При игре на варгане не существует нотных правил или твёрдо определённых позиций для тех или иных звуков. Все зависит от частоты колеблющейся части язычка, и устройства речевого аппарата исполнителя.

    Громкость и длительность звука

    Громкость и длительность звучания варгана зависят как от силы удара по язычку, так и от манеры удерживания инструмента. Мы уже говорили об этом чуть выше, но нелишне повторить. Когда язычок варгана движется с большой амплитудой, сам инструмент прижат к зубам - звук громкий. Когда губы приоткрыты и не касаются варгана, приложенного к зубам, или язычок варгана движется с минимальной амплитудой - звук тихий. Когда варган плотно прижат к зубам, колебания язычка длятся дольше, и достигается максимальная длительность звучания. Прижимая варган к губам, и плотно зажимая язычок пальцем в месте его крепления с инструментом, добиваются уменьшения длительности звучания.

    Вы видите, как разнообразны способы исполнения на варгане! Но это еще не все. Расскажем теперь о том, как резко прекратить игру на варгане. Это не так-то легко, как кажется на первый взгляд и требует не меньшей сноровки, чем сама игра.
    Чтобы заставить резко замолчать варган, требуется сначала удалить его от зубов, придерживая его губами, и только затем удалить варган от рта, либо коснуться язычка пальцем руки, удерживающей инструмент.
    Более продолжительные, красивые и громкие звуки можно получить, используя дыхание ртом и направляя губами воздух между основанием и язычком варгана. Так возможно максимально усиливать или ослаблять колебания язычка. Яркий звук получается на резком вдохе, резкий же выдох останавливает колебания язычка.
    На разных варганах и у людей с разными дыхательными и физическими способностями эффекты от использования дыхания могут проявляться по-разному.
    Людям с большим объёмом лёгких можно вообще управлять звуком, всего лишь удерживая варган одной рукой возле рта. Дыхание при помощи носа используется музыкантами, когда нужно быстро набрать воздуха в легкие для исполнения очередного музыкального фрагмента без изменений в звуке. Резкий вдох ртом исказит мелодию, тогда как носовой вдох никак на неё не повлияет


    Бамц! - по зубам
    или
    Что я делаю не так?
    Основные ошибки начинающих при игре на варгане

    Вот вы получили долгожданный варган. Радостно рассматриваете его, показываете родным и знакомым. С замиранием сердца подносите ко рту, готовые наслаждаться его неземным звучанием и — бамц! - варган бьёт вам по зубам! Зубам больно, вам — досадно. Повторяете процедуру снова и снова, но эффект приблизительно тот же, или звука нет совсем, или он очень тихий, вы сами его не слышите, а окружающие — подавно, хотя сочувственно улыбаются и качают головой.
    Что делать?
    Конечно, вы уже читали много разных статей про то, как же играть на варгане, вы даже можете стоять перед зеркалом и рассматривать через него свой рот и зажатый в нём варган. Но если не знать, на что стоит обращать внимания, можно ничего не увидеть. Поэтому мы попытались собрать основные ошибки, подмеченные при многолетнем опыте обучения покупателей, когда ни времени, ни зеркала обычно не бывает, а человек мечтает начать играть прямо сейчас. Быть может, этот ликбез пригодиться и вам.

    Итак, основные ошибки и как их избежать (заметьте, тип варгана, его цена и происхождения значения практически не имеют).

    Ошибка первая: звон зубовный.

    Упомянутый выше удар язычка по зубам происходит по понятным причинам. Как его устранить? Проверьте следующие моменты в постановке варгана во рту:
    1. Есть ли между зубами верхней и нижней челюсти щель и достаточна ли она для прохождения язычка. Это может показаться смешным, но поверьте, встречаются граждане, которые не считают нужным открывать рот для игры на варгане. За это варган мстит ударами — а что ещё ему прикажете делать? Напоминаем: у варгана звучит колеблющийся перед ротовой полостью язычок. Если рот закрыт или щель совсем узкая, звука не будет.
    2. Проверьте, не смещён ли варган относительно нижней или верхней челюсти, к обоим челюстям прижат ли плотно. Бывает, что новички спускают инструмент слишком низко на нижние зубы или пытаются задрать к верхним. В обоих случаях получат удар. Найдите удобное среднее положение: одна дека варгана прижата к верхним зубам, другая — к нижним, язычок попадает чётко в щель, между ними, инструмент прижат достаточно плотно, чтобы не сместиться во время удара. Обратите внимания, это важно, иначе вы можете выверить расстояния перед зеркалом, но варган сдвинется во время удара по язычку, и вы опять за это получите по зубам.
    3. Встречаются особые случаи, связанные с индивидуальным строением зубов и челюстей. Но и тогда возможно найти то идеальное положение, при котором варган не причиняет вам неудобств, одно удовольствие. Главное — желание и терпение.

    Ошибка вторая: звон металла.
    Происходит из-за попадания язычка при игре по самой раме инструмента. Характерна для доромбов, маультроммелей и других варганов из мягкой стали или с инертными язычками. Обратите внимание на следующие моменты:
    1. Не пережимайте деки в месте захвата кольца пальцами. Для доромбов З. Силади захват типа "сигареты" не подойдёт: из-за мягкого металла деки почти наверняка сойдутся слишком близко и варган начнёт неприятно дребезжать. Кстати, небольшой призвон или редкие удары язычка по раме самим мастером не считаются за брак инструмента, и на записях исполнения его сына Арона, виртуоза игры на варгане, можно порой услышать такой звук. Держать доромбы лучше всего за само кольцо, снизу, следя при этом, чтобы не зажать пальцами язычок или научиться зажимать варган практически в плоскости кольца.
    2. Ударяйте чётко в плоскости инструмента. При смещении удара вниз или вверх язычок будет цеплять деки или попадать по зубам, а если удар будет нанесён слишком сильно, может произойти поломка инструмента.
    Будьте внимательны, это один из самых важным пунктов при обучении игре на варгане!Легче всего добиться правильной игры, ударяя на себя – как в якутской, алтайской, башкирской традициях.
    3. Не пережимайте губами деки варгана. В случае чувствительных варганов с мягкими настроенными деками и в случае сильных губ – варган начнёт дребезжать.
    4. Держите варган так, чтобы плоскость рамы лежала в горизонтальной плоскости, не наклоняйте инструмент ни вниз, ни вверх. В идеале инструмент должен просто плотно прилегать к зубам.

    Ошибка третья: защип губы.
    Одна из нечастых ошибок, которую стоит упомянуть только потому, что она очень неприятна и болезненна. При ней язычок бьёт не по зубам, а по губам, иногда защипляя её. Мы обычно советуем при обучении губы чуть приподнимать, так, чтобы не касаться дек. Но важно не поднять их слишком высоко, иначе звук получится слишком слабый, вам самим будет сложно его расслышать, и не напрягать губы сильно. Обычно если правильно прижать варган к зубам и расслабить чуть приподнятые губы, ошибки не происходит. Позже можно научиться играть на губах, модулировать звучание с их помощью.

    Ошибка четвёртая: ничего не слышу
    Причины бывают разные. Основные - это: неплотно прижатый к зубам варган, слишком приподнятые губы, слабый удар, страх инструмента и страх, что с вами случится что-либо перечисленное выше. Всё это легко лечится уверенностью в себе, в ваших способностях совладать с инструментом. Встречаются люди, которые, получая варган, сразу начинают говорить: а как это, а это сложно, у меня не получится! Поверьте, это не сложнее, чем водить машину, велосипед или управлять компьютерной мышью: немного тренировки, и действие запоминается телом настолько, что потом даже вопрос не возникает о том, как это происходит. Обращайте внимание на силу прижима к зубам, ведь колебание передаётся вашему черепу и от этого зависит громкость и сила звука. Обычно у людей передние резцы верхней и нижней челюсти находятся в одной плоскости, к ним очень удобно прижать варган, чтобы он и не сместился, и звучал хорошо. Также следите, чтобы конец инструмента приходился примерно на середину вашего рта или во второй трети. Т.е. нельзя, чтобы язычок варгана был в районе вашей щеки, звука не будет практически совсем. Сместите варган так, чтобы язычок попадал в рот. Только тогда он зазвучит, как надо.

    Ошибка пятая: почему у меня звучит не так.
    Вот вы уже добились первых звуков, но они кажутся вам не такими, как вы ожидаете, как слышали на записях или примерах к этому инструменту. Не спешите винить варган. Во-первых, помните, что громкое, звучное, яркое исполнение приходит с опытом. Когда вы только учитесь, не стоит сразу стремиться входить в транс быстрым "чесом". Во-вторых, помните, что варган звучит для вас несколько иначе, чем для слушателей. Кроме того на одном и том же инструменте два разных человека играют по-разному, это связано с различиями в строение черепа, с разным дыханием, положением ротовой полости – со многими факторами. Если же звучание объективно какое-то не такое, проверьте, может вы просто зажали пальцами язычок и он глушится. У профессиональных музыкантов есть приём, когда во время игры язычок зажимается так, чтобы постепенно менять его длину и тон звучания. Но его освоение приходит со временем.

    Наконец, последняя ошибка: если вы дочитали статью до конца и вам кажется, что вы ничего не поняли, значит, у вас просто нет под рукой варгана. Бросайте читать и начинайте играть! И всё получиться.

    игра на варгане

    В этой стать мы расскажем о том, как играть на варгане.

    Содержание

    • Что такое варган
    • Истоки варгана
    • Традиции варгана сегодня
    • Виды варганов
    • Инструкции по игре: «Как виртуозно играть на варгане»
    • Защита ваших зубов
    • Видео урок

    Что такое варган?

    Варган — это древний музыкальный инструмент, который широко распространен не только на всем евразийском континенте, но и в некоторых других регионах нашей планеты. Звуки варгана исходят из трости, когда она вибрирует через каркас, прикрепленный к вашим приоткрытым зубам или губам. Трость или язык еврейской арфы вибрируют в вашем рту там, где звуки резонируют и где можно дополнительно модулировать звук, изменяя размер полости рта. Делая так, можно модулировать различные обертоны / гармоники из основного тона (который представляет собой частоту вибрации язычка). Применяя различные техники звукоизвлечения и дыхания, вы можете создать множество звуковых и ритмических эффектов.

    Истоки варгана

    Варган

    На вопрос о происхождении варгана очень сложно ответить, поскольку, скорее всего, многие древние модели и варианты были сделаны из бамбука или дерева и давно исчезли.

    Однако принято считать, что варганы возникли в Юго-Восточной Азии или Океании, где до сих пор играют на архетипических вариантах из бамбука.

    Самые старые находки этого инструмента в Европе были сделаны в Руане (Франция) в 1868 году: пять бронзовых варганов относятся к V-VII векам нашей эры.

    1. Как держать варган

    как играть на варгане

    как держать варган

    Начните с того, что возьмите варган так, чтобы изогнутая часть «L» была обращена от вас. Теперь крепко возьмитесь за край закругленного конца указательным и большим пальцами, как на втором рисунке. Не допускайте, чтобы он соскользнул или сдвинулся с места, поэтому прикладывайте примерно такое же усилие, как если бы вы ущипнули кого-то.

    Убедитесь, что никакая часть вашей руки или пальцев не касается тонкого металлического элемента в центре, потому что он должен свободно вибрировать.

    2. Положение рта

    как играть на варгане

    как играть на варгане

    Поместите верхние зубы на верхнюю планку варгана, а нижние зубы на нижнюю планку. Ваши зубы и руки не должны препятствовать звучанию центрального элемента инструмента. Если варган будет скользить вверх или вниз, когда вы играете, вибрирующая средняя часть может удариться о зубы, и это может оказаться достаточно больно.

    Теперь поместите зубы ближе к открытому концу планок, чтобы между уголком рта и концом перекладины оставалось пространство. Это сделает звук намного громче.

    Теперь крепко прижмите варган к зубам. Это важно, потому что, когда вы извлекаете звук, пластина в центре вибрирует, и если инструмент не плотно прилегает к зубам, это может повредить ваши зубы.

    3. Звукоизвлечение

    Звук формируется вследствие вибрации пластины в центре варгана, которую исполнитель заставляет вибрировать при помощи пальцев руки. Звук можно извлекать одним вытянутым пальцем, Перемещаясь вперед и назад, можно воспроизводить мелодии с быстрыми ритмическими паттернами, как в примере 1.

    Аудио 1

    Повторение, тройное извлечение

    Если ладонь играющей руки повернута ко рту, а верхняя часть руки удерживается горизонтально, локоть на уровне плеча, то указательный, средний и безымянный пальцы могут играть поочередно и в быстрой последовательности, в некоторой степени так же, как гитарист-фламенко играет на гитаре. Эффект можно услышать в аудио примере 2 . Эта техника требует практики, прежде чем звук станет четким. Чтобы рука оставалась неподвижной и двигались только пальцы, большой палец может поддерживать руку на скуле.

    Аудио 2

    Артикуляция дыханием

    Помимо того, что вы держите рамку инструмента и щипаете трость, почти все в игре на варгане происходит у вас во рту и в горле или делается диафрагмой, дыханием: отдельные, артикулированные тона можно воспроизводить с помощью коротких вдохов. При вдохе и выдохе воздушный поток усиливает основную ноту. В аудио примере 3 это хорошо демонстрируется. При дыхании между щипками раздаются вибрирующие звуки.

    Артикуляция языком

    Последовательность тонов может быть «произнесена» вашим языком, как артикуляция на блокфлейте или флейте. При воспроизведении язычок прерывает воздушный поток. С варганом воздушный поток не нужен. В этом случае язык открывает и закрывает полость рта, открывая и прерывая резонанс. С воздушным потоком или без него техника очень похожа. Для медленных мелодий я предлагаю открывать и закрывать полость языком сразу за верхними резцами, как при произнесении de de de . Для быстрой смены тонов вы можете произнести дудл дудл дудл , покачивая языком по нёбу. Это можно услышать в примере 4. Между отрывками артикуляция осуществляется выражением де де, дудл дудл дудл . Эта техника проста и может использоваться очень быстро. Тем не менее, это редко можно услышать на записях где звучит варган.

    Аудио 4

    Звуковые эффекты

    Многие техники игры производят звуковые эффекты, влияющие как на мелодию, так и на ритм. Количество возможных звуковых эффектов может быть неограниченным. Стоит просто попробовать и открыть для себя все новые и новые эффекты. Особенно язык — очень талантливый орган.

    Интересный эффект, который можно использовать для артикуляции, исходит от голосовых связок. В закрытом состоянии резонанс изменяется таким образом, что в дополнение к «нормальным» обертонам усиливаются более глубокие обертоны. Два обертона можно услышать одновременно, и на них можно влиять независимо друг от друга. Для этого необходимо закрыть голосовые связки. Это то же действие, которое используется при произнесении гласной. При кашле сдерживается и внезапно выдыхается голосовой щелчок. В звуковом фрагменте 5 слышна мелодия. Затем связки закрываются и слышны дополнительные тона измененного резонанса.

    Аудио 5

    Носовая и ротовая полость — важные резонансные элементы при игре на варгане. Движения в этих полостях напрямую влияют на его звук. Носовая полость может быть закрыта мягким небом относительно резонаторных камер бронхов и грудной клетки. Именно это «закрытие» носа можно использовать, это звучит как будто вы простудились. Также полость рта может быть закрыта. Это делается при произнесении «ng», молчаливое произнесение «ing ing ing ing» во время игры на варгане приводит к интересному эффекту, который слышен в первой части аудио примера 6.

    Аудио 6

    Вторая часть иллюстрирует эффект языка: средняя часть языка прилегает к верхним коренным зубам, кончик касается нёба и покидает его, как будто вы говорите ne ne ne.

    4. Защита ваших зубов

    Почти все варганы, выполненные в форме лука прижимаются к зубам для игры. Таким образом, игрок может фиксировать инструмент в своем рту , чтобы пластина могла равномерно вибрировать.

    Однако не стоит бояться, так как это не вредит зубам. Бесчисленное количество игроков предпочитают Bow-образные варганы из-за их полного звука — и, насколько нам известно, ни один из них никогда не ломал передние зубы в процессе игры.

    Тем не менее, игра на варгане в течение длительного времени может быть очень утомительной для зубов. Точно так же быстрое переключение между несколькими варганами во время игры один за другим, например, в случае соло. У менее опытных или чувствительных исполнителей может возникнуть зубная боль.

    Однако есть простые способы защитить ваши зубы: лучшее решение — использование искусственных накладок. Каждый стоматолог сможет сделать это для вас. Щиток сделан из дуропласта, и его обычно делают для детей и взрослых, чтобы они не скрипели зубами по ночам. Щиток изготавливается из слепка ваших зубов, поэтому он точно вам подойдет. Вам понадобится одна накладка для верхних зубов и одна для нижних. Резиновые накладки незаметны, просты в обращении и наиболее эффективны — кроме того, они не оказывают негативного влияния на звук и возможности игры на варгане!

    На этом все, теперь вы узнали как играть на варгане. Успехов!

    Достаточно простая конструкция у варгана, но играть на нем не сразу научишься

    • Как играть на варгане
    • Как играть на горне
    • Что такое варган
    • Как играть на комусе
    • Как держать кастаньеты
    • Как играть на вертушках
    • Как научиться играть на варганеКак научиться играть на варгане
    • Как играть на ударныхКак играть на ударных
    • Как играть на бокалахКак играть на бокалах
    • Как играть на двухрядной гармошкеКак играть на двухрядной гармошке
    • Как играть на арфеКак играть на арфе
    • Как собрать ударную установкуКак собрать ударную установку
    • Как играть на гармошкеКак играть на гармошке
    • Как играть на гармониКак играть на гармони
    • Как играть армейским боем на гитареКак играть армейским боем на гитаре
    • Как играть на стаканахКак играть на стаканах
    • Как играть на гитаре цыганочкуКак играть на гитаре цыганочку
    • Как воспитать спортсменаКак воспитать спортсмена
    • Как научиться играть на гармошкеКак научиться играть на гармошке
    • Как играть на бубнеКак играть на бубне
    • Как играть блюз на пианиноКак играть блюз на пианино
    • Как научиться играть на дудукеКак научиться играть на дудуке
    • Как научиться боевой магииКак научиться боевой магии
    • Владимир Мазур: биография, творчество, карьера, личная жизньВладимир Мазур: биография, творчество, карьера, личная жизнь
    • Эрвин Нгапет: биография, творчество, карьера, личная жизньЭрвин Нгапет: биография, творчество, карьера, личная жизнь
    • Как играть на саксофонеКак играть на саксофоне
    • Как научиться играть на гитареКак научиться играть на гитаре
    • Как играть в сваруКак играть в свару
    • Как играть с хорькомКак играть с хорьком

    Читайте также: