Какие из зубов имеют наилучшее приспособление к откусыванию пищи

Опубликовано: 22.01.2022

О переводах, обучении переводчиков и копирайтинге

Tooth and dental equipment on white background.

Виды зубов

Зубы [teeth] – это особые костные образования [bony bodies] , необходимые для первичной механической обработки пищи [food handling] . Они располагаются в ротовой полости [mouth/oral cavity] человека и являются частями верхней и нижней челюстей [upper and lower jaws] , формируя собой ряды [rows] .

Для оптимизации лечения зубов [dentistry] и исправления прикуса [occlusion] были выработаны системы нумерации [tooth-dental chart] . Самая распространённая – система Зигмонди-Палмера [Palmer notation/Zsigmondy system] , где для счёта постоянных зубов [permanent teeth] используются арабские цифры от одного до восьми, для счёта молочных [milk/deciduous/primary teeth] – римские, от одного до пяти.

1

Существуют следующие виды зубов человека:

– резцы (1,2,I,II) [incisors] : центральный и боковой (или медиальный и латеральный [medial and lateral] ), предназначены для откусывания пищи;

– клыки (3,III) [canines/cuspids] , которые служат для откусывания [biting] и отрывания [tearing] особо твёрдой пищи;

– малые коренные (или премоляры) (4,5.IV) [premolars/bicuspids] , необходимые для пережёвывания [chewing] и размельчения [grinding] пищи;

– большие коренные (или моляры) (6,7,V) [molars/tricuspids] , к которым также относят зубы мудрости [wisdom teeth] (третьи моляры [third molars] ) (8), вырастающие позже всех. Выполняют ту же функцию, что и премоляры. Зубы мудрости прорезаются [erupt] не у всех, но если прорезаются, могут вызвать осложнения. Их появление может сопровождаться тупой головной болью [obtuse headache] , поскольку они начинают давить на остальные зубы, таким образом сдвигая их и изменяя прикус. Поскольку остановить рост зубов мудрости невозможно, единственное решение – удаление [removal/extraction] .

Строение зубов

Все зубы имеют одинаковое строение. Они состоят из двух основных частей: коронки [dental crown] , выступающей над десной [gum] , и корня [dental root] , в неё погруженного.

2

Коронку зуба покрывает эмаль [dental enamel] , которая является самой твёрдой тканью [the firmest tissue] в организме человека, что объясняется высоким содержанием неорганических веществ (до 97%) [inorganic compounds] . Эмаль на поверхности коронки (в самой толстой части) может достигать 2 мм и утончается при приближении к десне. Место соприкосновения десны и коронки зуба называется шейкой зуба [dental neck] , между шейкой и десной находится зубодесновой желобок [tooth-gum line] . Функция эмали – защитная [protective] . У эмали щелочная среда, которую надо поддерживать средствами личной гигиены [personal hygiene] . Если этого не делать, во рту появляются болезнетворные бактерии [malignant bacterium] . В результате (в начальной стадии кариеса [dental caries/tooth decay] ) происходит очаговая деминерализация [mineral breakdown] неорганической части эмали, что приводит к разрушению защитного слоя, а затем дентина, в котором образуются полости. Если не обратиться своевременно к врачу, могут возникнуть осложнения: пульпит [pulpitis] (воспаление пульпы зуба [inflammation of dental pulp tissue] ) и периодонтит [periodontitis/pyorrhea] (воспаление оболочки корня [inflammation of the tissue around the tooth] ).

При глубоком поражении зуба удаляется нерв [dental nerve] для предотвращения воспалительного процесса и обезболивания последствий операции по удалению зуба. В образовавшееся отверстие вставляют имплант [imlant] , как правило, корневидный [rootlike] , на титановой основе. При недостаточном размере костной ткани челюсти, на которой держится имплант, может понадобиться её наращивание [bone augmentation] .

Дентин [dentin] – это твёрдые ткани зуба. Различают два слоя дентина: внутренний (околопульпарный [parapulpar] ) и внешний (плащевой [mantel/cover] ). Дентин образуется из зубных сосочков, или почек [papilla/tooth germ] , с помощью одонтобластов (разновидность клеток) [odontoblasts] , которые составляют периферический [circumferencial layer] слой пульпы. Первичный дентин [primary dentin] образуется (дентиногенез [dentinogenesis] ) в процессе развития зуба, прорезывания из десны. Именно он формирует молочные (непостоянные) зубы [natal teeth] . Вторичный [secondary dentin] – на протяжении всей жизни, из-за чего с возрастом уменьшается зубная полость и ухудшается питание зубов, что, в свою очередь, является причиной их выпадения [teeth loss] . Третичный [tertiary dentin] формируется при повреждениях зуба [dental trauma] , препарировании вследствие лечения кариеса или иных патологий.

Корень зуба окружён зубным цементом [cementum] , необходимым для плотного закрепления зуба в костной альвеоле [bone alveolar] . Между цементом и альвеолой находится периодонт [periodontis] .

Пульпа [pulp] – рыхлая волокнистая соединительная ткань [connective tissue] , заполняющая зубную полость, которая содержит в себе большое количество кровеносных и лимфатических сосудов [blood and lymphatic vessels] . Она участвует в образовании дентина, выполняя таким образом пластическую функцию [plastic function] . Защитная функция пульпы осуществляется за счёт действия макрофагов [macrophages] , удаляющих погибшие клетки и болезнетворные микроорганизмы; лимфоцитов, формирующих иммунную систему; фибробластов [fibroblasts] , участвующих в образовании и поддержании необходимого состава межклеточного вещества, через которое происходят обменные процессы.

Трофическая [trophic] , или питательная [nutritive] , функция происходит посредством хорошо развитых сосудистой [vascular system] и капиллярной систем [capillary] .

Сенсорная функция [sensory function] осуществляется с помощью нервных волокон [neurofibres] , входящих в полость зуба через апикальное отверстие [apical aperture] , откуда веерообразно расходятся по полости до периферии коронки пульпы.

Итак, давайте изначально разберемся: что же такое зубы?

Зубами называют костеподобные образования, которые размещены в полости рта на нижней и верхней челюсти, и в совокупности с ними, а также мышцами, губами и языком составляют жевательный аппарат человека.

Для чего же они нужны нам? Основной функцией зубов является первичная механическая переработка пищи, от которой зависит дальнейшее пищеварение. Чем лучше измельчена пища, тем лучше проходит ее дальнейшее переваривание и усваивание полезных веществ. Каждая группа зубов отвечает за определенные функции: откусывание, размельчение и перетирание (об этом будем говорить чуть позже).

Зубы человека-1

Вторая, не менее важная функция зубов - это постановка речи и формирование звуков. Зачастую детки, которые в раннем возрасте потеряли резцы, в дальнейшем обращаются за помощью к логопеду. Да и не будь у человека хоть одного из резцов, то диктор получится совсем никудышний. Есть звуки, которые без помощи зубов просто не произнесутся.

В третьих, японские ученные, проведя ряд исследований, доказали что жевательные движения улучшают работу головного мозга, а непосредственно развитие гипокампа (область головного мозга, которая отвечает за краткосрочную память и переработку поступающей информации) напрямую зависит от количества зубов.

Давайте теперь рассмотрим строение зубов человека.

Анатомия зуба довольно проста, он состоит из трех частей: коронка, шейка и корень. Коронка – это часть зуба, которая возвышается над десной, непосредственно эту часть мы все с вами видим невооруженным глазом. В свою очередь она условно делиться на несколько частей: окклюзионная либо жевательная (поверхность, направленная к противоположной челюсти); язычная либо небная (зависит от челюсти); вестибулярная (наружная часть); апроксимальная, она в свою очередь делиться на медиальную (ближнюю) и дистальную (дальнюю).

Зубы человека-2

Корень зуба находится в кости, он является его основой, креплением. Каждый зуб расположен в специальной луночке, она называется альвеолой. Зуб может иметь один, либо несколько корней.

Шейка зуба – место, где коронка переходит в корень. В норме мы ее видеть не должны, она находится под десной.

Гистологическое строение зуба также поделено на несколько частей: эмаль, дентин, цемент, пульпа.

Зубы человека-3

Основной частью любого зуба является дентин. По своему строению дентин очень напоминает строение кости, но намного прочнее за счет хорошей минерализации.

Корневая часть дентина покрыта сверху цементом, который также хорошо минерализован, но является более мягким, нежели дентин.

Между цементом и альвеолярной частью кости находится пространство, которое заполнено соединительной тканью, его называют периодонтом. Он выполняет функцию крепления и амортизатора для зуба, также с его помощью зуб получает полезные питательные вещества.

В коронковой части дентин покрыт эмалью. Зубная эмаль – это наиболее прочная и твердая ткань в человеческом организме,на 95-96% состоящая из неорганических веществ, в большинстве это кальциевые соли. Она выполняет такие функции: защита тела зуба от физических, термических, химических раздражителей, а также обеспечивает функцию откусывания и перетирания пищи.

Сразу, после прорезывания, каждый зуб находится в капсуле, она называется пелликула. Под действием слюны через некоторое время она исчезает.

Во внутренней части каждого зуба имеется просвет, его еще называют пульповая камера, либо корневой канал. Ее полость заполнена рыхлой тканью – пульпой, она представляет собой сосудистый пучок, переплетенный с нервными волокнами и лимфатическими сосудами. Благодаря пульпе зуб получает нужное ему питание.

Группы зубов

Взрослый человек, не зависимо от пола имеет у себя во рту как минимум 28 зубов, а то и 32. В зависимости от выполняемой функции, различают такие виды зубов: резцы, клыки, премоляры и моляры (в простонародье их принято называть жевательные зубы).

Резцы, их часто еще называют центральные либо передние зубы, выполняют функцию откусывания пищи. Также, они играют немаловажную роль в постановке речи, отсутствие хотя бы одного из резцов значительно сказывается на произношении звуков.

Зубы человека-4

Клыки – это самые мощные зубы, они выполняют функцию отрывания пищи.

Премоляры, либо малые коренные зубы, предназначенные для измельчения пищи, они, в отличии от резцов и клыков, имеют жевательную, либо ее еще называют окклюзионную поверхность. Эти зубы на верхней челюсти имеют уже и по несколько корней.

Ну и четвертая группа– моляры, это самые большие зубы в нашей ротовой полости. Они выполняют самую главную роль в акте жевания – перетирание пищи. Именно от них зависит то, на сколько хорошо пища дальше будет усваиваться и отдавать организму полезные вещества. Моляры имеют широкую жевательную поверхность и более сложную корневую систему, зачастую у них по 2-3 корня, иногда и больше. К этой же группе относятся и зубы «мудрости». Зубами «мудрости» их называют потому что они прорезываются уже в зрелом и сознательном возрасте. Но, к сожалению, эти зубы практически не выполняют никакой функции, многие дети сейчас рождаются без них, в ходе эволюции они просто исчезают.

Зубы на верхней и нижней челюсти между собой немного отличаются, хотя и называются одинаково. Верхняя челюсть у нас неподвижная, нижняя подвижная.

Итак, резцы на верхней челюсти значительно больше, чем на нижней. Центральные первые резцы верхней челюсти значительно больше вторых резцов. На нижней же, наоборот, первые резцы меньше чем вторые.

Верхние клыки имеют более длинный корень, чем на нижние. Режущий край верхних имеет один бугор и напоминает форму треугольника. Нижние клыки имеют два бугорка, но не очень сильно выраженных.

Премоляры как на верхней, так и на нижней челюсти по размерам практически одинаковые, они имеют два хорошо выраженных бугра и фиссуру (углубление на жевательной поверхности). Но все же, верхние премоляры имеют более выраженные небные бугры, щечные поменьше, а нижние наоборот, у них более развиты щечные бугры, язычные поменьше. У верхних премоляров корневая система более развита, они уже могут иметь по несколько корней, либо один корень, но в нем 2-3 корневых канала.

Зубы человека-5

Моляры имеют уже по четыре, а то и больше, бугра, они поделены фиссурами, что обеспечивает хорошее перетирание пищи. Развитость бугров идет по такой же схеме, как и на премолярах. Первые моляры, как на верхней, так и на нижней челюстях больше вторых, они берут на себя более 25% всей жевательной нагрузки. Корневая система первых моляров значительно развитее, в то время как у вторых корни зачастую срастаются в один, но при этом корневых каналов остается несколько. Моляры верхней челюсти зачастую имеют больше корней чем нижние.

Зубы «мудрости» мы рассмотрим отдельно. Эти зубы вообще относятся к молярам, но в ходе эволюции, челюсть у человека немного видоизменилась, и эти зубы стали нам абсолютно не нужны, а точнее, для них просто нет места. У многих людей они прорезываются совсем не такими, как должны быть, недоразвитыми, либо практически без корней, либо коронка, напоминающая клыки, а есть люди, у которых этих зубов даже в закладке нет.

Зубы человека-6

Часто, придя в стоматологию, человек может услышать, что у него есть 37 либо 46 зуб. Все сразу задаются вопросом: Как такое может быть, ведь у меня всего-то 32 зуба? В мире существует несколько систем, которыми обозначаются зубы. Самая популярная из них - это система Виола. Она заключается в том, что каждую челюсть делят пополам, получается у нас четыре сегмента: правый верхний- первый сегмент, нумерация зубов идет 11-18; левый верхний – второй сегмент, нумерация 21-28; левый низ - третий сегмент, нумерация 31-38; правый низ это четвертый сегмент, нумерация 41-48. Нумерация производится от первого резца до зубов «мудрости». Молочные зубы нумеруются по такому же принципу, только нумерация начинается с 5 десятка.

Берегите свои зубки, следите за ними и будьте здоровы!

Автор статьи: Гончарова Яна Евгеньевна - стоматолог-терапевт Центра стоматологии МистоДент

Контрольная работа по теме «Пищеварение»

1.Какие вещества расщепляются ферментом птиалином?

А-белок Б - жиры В- углеводы

2.Какие вещества расщепляет фермент желудочного сока пепсин?

А-белок Б - жиры В- углеводы

3.В какой среде наиболее активен фермент липаза ?

А- нейтральная Б- кислая В- щелочная

4.Какая пищеварительная железа выполняет следующие функции: очищает кровь от вредных веществ, превращает глюкозу в гликоген, аммиак — в мочевину, выводит из крови разрушившийся гемоглобин, создает щелочную среду в кишечнике?

А – желудок Б- печень В- поджелудочная железа Г- слюнная железа

5. Какие органические вещества синтезируются в эпителии кишечника и всасываются в лимфатическую систему?

А – глюкоза Б- аминокислоты В- глицерин Г- жирные кислоты Д-жиры

6.В каком отделе пищеварительного тракта всасывается основная масса воды ?

А –желудок Б- тонкие кишки В- толстая кишка Г- прямая кишка

7.Где расщепляется клетчатка?

А –желудок Б- тонкие кишки В- толстая кишка

8. Каково значение перистальтических (сжимающих) движений кишечника?

А-проведение пищевой массы Б- проталкивание массы В- задержание массы

9. Вещества, образующиеся при переваривания белка

А - Жирные кислоты. Б - Аминокислоты. В - Вода и углекислый газ.

Г- Мочевина, вода, углекислый газ

10. Функция кишечных ворсинок.

А- Передвижение пищевой кашицы по пищев

Б- Только защита от проникновения микроорганизмов из кишечника в кровь

В- Только всасывание продуктов расщепления органических веществ пищи.

Г- Защита от проникновения микроорганизмов из кишечника в кровь и всасывание питательных веществ в кровь

11. Орган пищеварительной системы, в котором наиболее интенсивно происходит всасывание питательных вещств

А-желудок Б-Тонкий кишечник В - толстый кишечник Г – 12 перстная кишка

12 Функция поджелудочной железы.

А - Выработка витаминов Б- Выработка желудочного сока.

В - Образование адреналина. Г - Образование инсулина и пищеварительного сока.

13. Изменения пищи в ротовой полости:

А - только механические; Б - только химические;

В - механические и химические; Г - не механические и не химические

14.. Выделение слюны на запах хлеба — это:

А - безусловный рефлекс; Б - условный рефлекс;

В - не рефлекс; Г - безусловное торможение.

В1. Установите последовательность органов пищеварения.

А –глотка Б – желудок В – рот Г – кишечник Д – пищевод

В2. Каковы функции печени?

А.Обезвреживает ядовитые вещества

В.Регулирует количество сахара в крови

Д.Вырабатывает фермент трипсин

Е.Обеспечивает кислую среду в желудке

(Запишите выбранные ответы в порядке возрастания)

С1. Почему ранки в полости рта быстро заживают?

С2.Почему вредно самолечение кишечных заболеваний антибиотиками?

С3.Что следует делать при отравлениях?

Ответы: к теме: «Пищеварение»

В2 – (а – 1 3 4; б – 2 5)

Контрольная работа по теме «Пищеварение», 8 класс

Выберите один верный ответ:

1. Какие питательные вещества начинают активно расщепляться в желудке человека?

1) углеводы 2) жиры 3) клетчатка 4) белки

2. В каком отделе пищеварительного канала у человека в основном происходит всасывание питательных веществ?

1) ротовой полости 2) желудке 3) тонком кишечнике 4) толстом кишечнике

3. Какой орган у человека обеспечивает очищение крови от поступивших в организм ядов?

1) желудок 2) тонкий кишечник 3) печень 4) поджелудочная железа

4. Какой орган пищеварительной системы человека расположен в грудной полости?

1) глотка 2) пищевод 3) желудок 4) печень

5. Какой процесс из перечисленных, происходит в толстом кишечнике?

1) интенсивное всасывание воды 2) расщепление жиров 3) образование желчи 4) синтез белков

6. Какие вещества непосредственно всасываются в кровь в тонком кишечнике?

1) клетчатка 2) жирные кислоты 3) аминокислоты 4) нуклеиновые кислоты

7. Какая среда создается для пищеварения в ротовой полости?

1) кислая 2) щелочная 3) нейтральная 4) слабо-щелочная

8. Сколько малых коренных зубов в ротовой полости?

1) 4 2) 8 3) 12 4) 20

Дайте развернутый ответ на вопросы:

Почему пища, например, молоко или куриный бульон, введенная шприцем прямо в кровь, вызывает гибель человека?

Почему и как происходит выделение у человека слюны при попадании в рот соли? Что происходит с пищей в ротовой полости?

Контрольная работа по теме «Пищеварение», 8 класс

Выберите один верный ответ:

1.Какие из зубов имеют наилучшее приспособление к откусыванию пищи?

1) клыки 2) резцы 3) малые коренные 4) большие коренные

2. Наибольшую поверхность соприкосновения с пищей имеют?

1) клыки 2) резцы 3) малые коренные 4) большие коренные

3. Фермент пепсин вырабатывается железистыми клетками, расположенными в стенках

1) желудка 2) тонкого кишечника 3) печени 4) пищевода

4. Механизм глотания запускается в момент, когда пища попадает на

1) кончик языка 2) корень языка 3) резцы 4) коренные зубы

5. К какой системе органов относят печень?

1) эндокринной 2) кровеносной 3) пищеварительной 4) выделительной

6. Какую функцию обеспечивают кишечные ворсинки?

1) участвуют в образовании собственных витаминов

2) усиливают движение кишечника во время переваривания

3) увеличивают поверхность соприкосновения с веществами

4) нейтрализуют поступающие с пищи яды

7. В двенадцатиперстной кишке для переваривания пищи создается среда

1) кислая 2) щелочная 3) нейтральная 4) слабо-щелочная

8. В каком пищеварительном соке содержится лизоцим?

1) слюна 2) желудочный сок 3) поджелудочный сок 4) желчь

Дайте развернутый ответ на вопросы:

Какие питательные вещества и под действием, каких ферментов расщепляются в двенадцатиперстной кишке?

2.Каков состав желудочного сока и его действие?




Логотип

Логотип

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей


Розыгрыш ЦЕННЫХ ПРИЗОВ среди ВСЕХ участников
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Мирончук Наталия СергеевнаНаписать 11981 03.03.2016

Номер материала: ДВ-503044

  • Биология
  • 8 класс
  • Другие методич. материалы
    03.03.2016 1349
    03.03.2016 587
    03.03.2016 7770
    03.03.2016 242
    03.03.2016 833
    03.03.2016 1304
    03.03.2016 669

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Зуб – не орган

Что такое орган? Это группа тканей, выполняющих определенную функцию. Несмотря на то, что в гистологическом строении зуба можно выделить 3 вида тканей: эмаль, дентин и цемент, его нельзя назвать органом. Зуб – это анатомическое образование, расположенное в альвеоле челюсти и призванное откусывать и пережевывать пищу. В зависимости от прикуса, временный или постоянный, у человека может быть 20 и 28-32 зуба соответственно. Уже на 6-8 неделе гестации у эмбриона происходит закладка зачатков молочных зубов в виде эпителиальной пластинки, из которых позже формируются эмалевые колпачки. Дифференцировка этих зачатков у плода происходит к 12-14 неделе беременности. Если говорить о постоянных зубах, то их закладка начинается позже – на 18-20 неделе, но происходит не сразу, а постепенно: сначала образуются резцы, клыки, премоляры, которые в молочном прикусе отсутствуют, гораздо позже – на 6 месяце беременности - формируются моляры.

Зачатки зубов мудрости или третьих моляров формируются уже после рождения – на 4-5 году жизни, или же этот процесс не происходит вовсе – это вариант нормы.

По состоянию зубов, их закладке и, конечно, прорезыванию можно судить о состоянии здоровья. А особенности зубов могут быть симптомом ряда заболеваний.

Анатомическая классификация зубов

В норме у взрослого человека на каждой челюсти должно быть 14-16 зубов:

  • 4 резца: 2 центральных и 2 боковых (правый и левый);
  • 2 клыка;
  • 4 премоляра;
  • 4-6 моляров.
Условно все зубы можно разделить на центральные (фронтальные), обычно входящие в линию улыбки, то есть до клыков. Их основное предназначение – откусывание пищи. И жевательные (задние) зубы, которые имеют более массивное строение, бугры, обеспечивающее лучшее перетирание пищи.

Называть жевательные зубы коренными – неверно! Любой зуб, даже центральный, имеет корень, а, например, у клыков он более массивный и длинный в сравнении с другими. Именно клыку принадлежит мировой рекорд Гиннесса. Самый длинный клык - 37,2 мм, для сравнения, в среднем длина зуба - порядка 20 мм.

Анатомически в каждом зубе можно выделить:

  • Коронку
На которой расположен режущий край центральных и бугры жевательных зубов. В коронке прослеживается экватор – самая выпуклая часть зуба, образующая плотный контакт с соседними – это необходимо для равномерного распределения жевательной нагрузки.
  • Шейка
Самая узкая часть зуба, к которой прикрепляется зубодесневая связка, и здесь эмаль переходит в цемент корня. В норме большая часть шейки скрыта десной.
  • Корень
В зависимости от анатомической принадлежности у зуба может быть 1-3 корня, и это самая длинная его часть.

shutterstock_185622941.jpg

Анатомическое строение зубов мудрости неодинаково, и это особенно выражается в количестве корней. Известны случаи, когда у зуба мудрости было аж 7 корней!

Гистологическое строение зуба: эмаль

Эмаль – бессосудистая, самая плотная минерализованная «ткань» человеческого организма, покрывающая коронку зуба, то есть ту часть, которая выступает над десной. Уникальное строение эмали позволяет ей оставаться относительно неизмененной в течение жизни. Ее основное структурное образование – эмалевые призмы, которые концентрируются в пучки. Выделяются идущие в косом направлении линии Ретциуса, которые можно сравнить с кольцами деревьев – они образуются из-за циклических процессов минерализации, то есть насыщения эмали минералами.

Основная структурная единица призмы эмали – кристаллы апатитоподобных веществ, которые плотно прикреплены друг к другу. С возрастом размер этих кристаллов увеличивается.

Химическое строение эмали таково:

  • 95% неорганических соединений
Представлены апатитами, но главный из них гидроксиапатит Са10(РО4)6(ОН)2 – 75,04%. Состояние эмали определяет соотношение кальция и фосфора, этот коэффициент, который зависит от возраста и группы зубов, используется для определения состояния эмали.
  • 3,8% воды
Кроме связанной воды, которая представлена водной оболочкой кристаллов апатитов, в химическом строении зуба определяется и свободная вода. Эта эмалевая жидкость заполняет микропространства и участвует в ионных обменных процессах, происходящих в зубах.
  • 1,2% органических соединений
Они представлены липидами, углеводами и белками.

Дентин – основное вещество зуба

Под эмалью лежит дентин – менее обызвествленная минерализованная ткань. Химическое строение несколько отличается, здесь присутствует больше органических веществ в сравнении с эмалью – 28%, но все же больше неорганических – 72%. Дентин пронизан трубочками, внутри которых циркулирует дентинная жидкость, выполняющая несколько функций:

  • Питательная
Доставляет в дентин и эмаль вещества для обменных процессов из пульпы зуба и наоборот - от эмали к пульпе.
  • Чувствительная
Дентинная жидкость – некий проводник, который раздражает нервные окончания пульпы и передает соответствующие импульсы. Так мы чувствует температуру еды, боль при раздражении, например, при повышенной чувствительности зубов.

Поэтому первая чувствительная зона зуба – дентин-эмалевое соединение.

Цемент корня

Это также минерализованная ткань, отчасти напоминающая грубоволоконную кость. В химическом составе преобладают неорганические вещества. Цемент корня пропитан неорганическими солями, а за счет коллагеновых волокон плотно спаивается с костной тканью альвеолы челюсти.

shutterstock_1488467030 (1).jpg

Пульпа зуба или «нерв»

Это рыхлая соединительная ткань, изобилующая кровеносными и нервными сосудами, которая заполняет эндодонт зуба, то есть его внутреннюю часть. Анатомически выделяют коронковую пульпу и корневую, которая выполняет следующие функции:

  • Пластическую
За счет содержания в ней одонтобластов она участвует в образовании дентина;
  • Трофическую
С кровеносными сосудами в пульпу поступают питательные вещества и минералы, и пульпа «отдает» их дентину и эмали.
  • Чувствительную
Это самая чувствительная часть зуба.
  • Защитную
За счет одонтобластов стимулирует выработку вторичного дентина.

Обмен минералов

После каждого приема пищи эмаль зубов стирается на несколько микрон, но в течение 10-40 минут восстанавливается. За счет чего? В первую очередь, за счет защитных механизмов, предусмотренных природой. Ежедневно в зубах происходят два процесса:

  • деминерализация – выход минералов, например, за счет механического стирания, дефицитных состояний и, конечно, действия кислот, вырабатываемых кариесобразующими бактериями др.;
  • реминерализация – насыщение эмали и дентина минералами, которые «приносит» слюна, или же они поступают из пульпы.
Если эти процессы находятся в равновесии, проблем нет: кариес и гиперчувствительность не развиваются! Но если в рационе недостаточно кальция и фосфора, и организму просто неоткуда их брать, чтобы доставить к зубам, баланс нарушается. В итоге – эмаль обедняется, и появляется чувствительность, которая со временем только прогрессирует. А затем происходит и разрушение эмали, и в этих местах чаще всего начинается кариес.

Дата публикации: 30.03.2021

Отсутствие резцов влияет на эстетику, речь, дикцию и уверенность в себе любого человека.

Резцы — зубы фронтальной зоны. К ним относят четыре верхних и четыре нижних элемента. Два центральных называют единицы, рядом стоящие до клыков — двойки или латеральные зубы. Они имеют один корень и режущую плоскую коронку. Выполняют функцию разрезания, откусывания пищи. И, конечно, украшают нас, когда мы улыбаемся и смеемся.

В современной стоматологии есть несколько методов устранения такой проблемы, возвращая красивую улыбку, здоровые зубы и хорошее настроение.

Отсутствие резцов и эффективные техники исправления ситуации

Отсутствие резцов и любых других зубов в стоматологии называется адентией. Отмечают врожденную и приобретенную адентию. Частичная встречается часто, а полная врожденная крайне редко. Потеря всех зубов — чаще удел людей пожилого возраста, когда замедляется работа иммунной системы и организма в целом, происходит постепенная потеря большого количества элементов.

Верхние резцы чаще отсутствуют, чем нижние, чем это обусловлено — пока неизвестно.

Если нет резцов, это не значит, что можно так оставить, лучше обратиться к профессиональному стоматологу в клинику и исправить дефект. Независимо врожденный он или произошел из-за травмы, неудачного лечения или вовсе от запущенной болезни.

Существуют эффективные техники, которые могут предложить решение проблемы отсутствия резцов:

  • Ортопедические. Стоматолог-ортопед предложит протезирование — коронки, мосты, микропротезы, импланты;
  • Ортодонтические. Врач-ортодонт определяет тип конструкций, брекеты, которые помогут сместить имеющиеся зубы на место недостающих.

Каждый из предложенных методов лечения поможет сделать отсутствие резцов челюсти незаметным или заменить на искусственные аналоги. Ничем не уступающим естественным зубам.

Какие опасности поджидают пациентов с отсутствующими резцами

Адентия любого зуба — это дисбаланс во всей зубочелюстной системе, в том числе на это влияет и отсутствие резцов боковых, верхних, нижних, независимо от расположения. Нельзя откладывать проблему надолго. Иначе можно столкнуться с такими негативными последствиями, как:

  • повышенная нагрузка на другие зубы, что приводит к быстрой стираемости эмали, возможности появления трещин, атрофии костной ткани;
  • травматическая окклюзия, когда при смыкании челюстей происходит перегрузка тканей пародонта, что вызывает даже расшатываемость зубов, их подвижность;
  • смещение зубов из-за того, что нет резца на противоположной челюсти зуб, потерявший опору начинает сдвигаться, так же, как и соседние. Меняется прикус и происходят суставные изменения челюсти;
  • функциональные нарушения. Отсутствие резцов способствует неправильному откусыванию пищи, глотанию, дефекту речи, разбрызгивании слюны во время разговора;
  • атрофия костной ткани из-за недостаточной нагрузки начинает развиваться через 3-6 месяцев после удаления резцов. Убыль объема становится показанием к костной пластике при намечающейся имплантации;
  • изменение внешности человека: при отсутствии верхних резцов происходит западание мягких тканей губы, меняются пропорции лица при большей адентии, а, если нет латеральных зубов — появляются большие промежутки, щели между элементами фронтального ряда.

Причины отсутствия

В практике встречаются клинические случаи, когда передних зубов нет с рождения — это называется первичное отсутствие резцов. Чаще у ребенка это двойки верхней челюсти, как правило, пары — с обеих сторон. Если нет только одного резца, то второй скорее всего мал и недоразвит. При не обнаружении его на простом осмотре, на рентгеновском снимке его можно увидеть в кости челюсти.

В 6-7 лет у ребенка начинается смена резцов, если не появились новые зубы имеете место адентия.

Почему отсутствуют резцы:

  • наследственность;
  • нарушение внутриутробного развития, когда во время формирования у эмбриона зачаток зубов, что-то пошло не так: болезнь женщины, прием серьезных лекарств;
  • серьезные детские заболевания, в том числе генетические;
  • эндокринные нарушения, гормональные сбои;
  • недолеченные молочные зубы;
  • прием лекарственных препаратов;
  • нехватка витаминов, минералов, нарушение метаболизма.

Вторичное отсутствие резцов возникает у взрослых в случае травмы, несвоевременном лечении кариеса, пульпита, кисты и других заболеваний (в том числе десен) разрушивших зуб. Когда доктор вынужден удалить резец. Еще одной из причин может стать непрофессиональное лечение, некачественная имплантация.

Симптомы и проявления адентии

Основной симптом адентии резцов — их отсутствие в зубном ряду.

При этом они могут иметь ретинированную форму — быть в кости или десне. Увидеть это возможно только на рентген-диагностике.

Чаще всего к стоматологу обращаются при отсутствии боковых резцов — двоек. Из-за возникшего пустого пространства происходит смещение соседних элементов, клыков. Проявляется такой дефект как щели (тремы), неправильный прикус, ухудшение речи (шепелявость, свист во время разговора).

А встречаются уникальные случаи, когда человек и не знает, что у него не хватает каких-то зубов, считая, что все нормально. Только на рентген-снимке видит свои недостающие резцы в костной ткани, так и не появившиеся на свет.

Методы лечения

Ортодонтическим методом лечения отсутствия резцов занимается врач-ортодонт. Есть несколько вариантов установки конструкций — брекетов, пружин, тяг:

  1. сдвиг клыка к центру, на место недостающего резца. После его расположения там, клыку придается форма, он корректируется под латеральный резец. Однако с течением времени может сформироваться прямо прикус, что является нарушением, ведет к быстрой стираемости эмали и нарушении сустава челюсти;
  2. сдвиг клыка в дистальном направлении. Оттягивая клык к премолярам, освобождается пространство для дальнейшей имплантации или установки протеза, чтобы заполнить пустое место.

Протезирование. После удаления резцов или при формировании достаточного места для протезирования с помощью ортодонтических конструкций врач выбирает метод восстановления искусственного зуба.

Адгезивный протез часто используется для фронтальных зубов. Он фиксируется на соседние зубы, в которых специально делают насечки для его установки. Протез эстетичен, выдерживает нагрузки, но для его применения надо исключить наличие таких факторов, как:

  • бруксизм
  • подвижность зубов-опор
  • сильная разрушенность этих зубов
  • аллергия на стоматологический материал

Пломбировочный материал и виниры (люминиры) подходят в случае отсутствия боковых резцов, когда между клыком и единицей возникают тремы — щели. Врач может использовать пломбировочный композитный состав, накладывая его на соседние зубы, наращивая и заполняя пространство. Или использовать микропротезы — виниры, тонкие накладки, которые наклеивает на предварительно сточенную поверхность зуба. Виниры, люминиры возвращают эстетику переднему ряду.

Также виниры могут исправить форму клыков после работы ортодонта, их сдвига к резцам, превратив их в белоснежные “двойки”.

Имплантация — один из видов решения проблемы отсутствия резцов боковых или передних. При оформленном месте для вживления искусственного корня зуба — импланта, делается ложе в кости и десне, происходит установка. После полного приживления фиксируется абатмент и искусственная коронка.

Самый надежный способ восстановления недостающего резца, но имеет ряд противопоказаний, один из которых детский возраст до 18 лет, пока идет рост кости.

Сроки лечения

Быстро исправить положение дел с отсутствием резца не получится. Если только это не немедленная имплантация после удаления. В остальных случаях, необходима работа ортодонта для формирования места для будущего выбранного протеза (год-два). Если это винир, то установка его займет до недели (пока будет готов индивидуальный микропротез), то же самое и с адгезивным мостом по времени. Имплантация зависит от остеоинтеграции искусственного корня. Может пройти несколько месяцев. Зато такой метод реставрации служит долгие годы, следить надо только за коронкой.

Стоимость лечения

Стоимость лечения зависит от многих факторов: клинической картины, выбранного метода или комбинации их (ортодонтия и протезирование). Последний метод лечения будет длиться больше года и потребует больше финансовых затрат.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.