Карелина логопедический массаж зубной щеткой

Опубликовано: 16.04.2024

Логопедический массаж И.Б. Карелиной

Описание презентации по отдельным слайдам:

Логопедический массаж И.Б. Карелиной

Логопедический массаж И.Б. Карелиной - авторская методика нетрадиционного логопедического массажа, выполняемого зубной щеткой, что является более щадящим и приемлемым для детей раннего и дошкольного возраста, имеющих речевую патологию. Представлена методика комплексного расширенного массажа для детей раннего возраста, способствующая "запуску речи" у не говорящих детей. Основы данной методики представлены в пособии И. Б. Карелиной «Логопедический массаж при различных речевых нарушениях», в котором содержатся основные современные сведения о приемах общего и логопедического массажа, о нервно-мышечном строении речевого аппарата и санитарно-гигиенических требованиях к проведению логопедического массажа.

На ролике https://youtu.be/7dQi1a4QXGk представлено практическое занятие с ребёнком 7 лет, в котором проводится массаж зубной щёткой – сначала лица , а затем языка по представленным схемам. Занятие проводит специалист центра «Детство-пресс», по ходу действия объясняя и демонстрируя особенности выполнения массажа по пособию И.Б. Карелиной, А.В. Карелина «Логопедический массаж» (от 1,5 до 7 лет).

В последнее время значительно выросло число детей, имеющих речевую патологию, при которой необходимы длительные логопедические занятия, а также медицинская абилитация в виде медикаментозного лечения, ЛФК, общего массажа и других медицинских мероприятий. Именно поэтому в логопедической практике стали развиваться различные вспомогательные технологии, такие как кинезотерапия и логопедический массаж, которые способствуют более эффективному преодолению речевых нарушений у детей. Издавна массаж является средством нормализации соматического, психического, неврологического статуса. Введение вербально-эмоционального компонента в процесс проведения сугубо медицинской манипуляции, предлагаемое нами, способствует повышению эффективности коррекционнопедагогического воздействия в работе с детьми раннего возраста с различными вариантами дизонтогенеза, одним из важнейших аспектов которого является «запуск речи» у неговорящих детей, т. е. формирование у этой категории детей речевой активности, направленное на воспитание полноценной личности. Формирование речи в процессе нормального онтогенеза является регулятором поведения и служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность физического, умственного и речевого развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией и насколько точно эти знания он может выразить в речи. Таким образом, речевое и сенсорное развитие способствует формированию у ребенка всех видов восприятия, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Речевое развитие также является основой для развития мышления ребенка, т. к. оперирование сенсорной и речевой информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И, наконец, нормальное речевое развитие формирует всю языковую систему, и прежде всего коммуникативную и номинативную функции речи, а также способствует расширению и обогащению словаря ребенка. Детям с органическим поражением головного мозга требуется организация сенсорно обогащенной среды, которая помогает интенсивному развитию нервных клеток и их синаптических контактов. Нейрофизиологический аспект клинического и психолого-педагогического воздействия определяется непосредственной близостью сенсорных, речевых и моторных зон коры головного мозга, взаимное влияние которых друг на друга обеспечивает успех абилитационной работы. В раннем возрасте, когда сенсомоторное развитие является доминирующим, ему следует уделять особое внимание. Мы считаем, что преодоление нарушений речевой сферы должно происходить не только на специально 4 организованных коррекционных занятиях, но и в процессе медицинской абилитации, а именно — лечебного массажа и ЛФК

Речевое развитие с успехом коррегируется в процессе выполнения элементарных ежедневных бытовых, игровых, лечебных и учебных действий, т. к. любое прикосновение к ребенку, даже самое простое, оказывает мощное психологическое воздействие. Оно может быть успокаивающим или возбуждающим. Тактильное ощущение — самое первое чувство, которое появляется у ребенка еще в утробе матери. Тактильная чувствительность формирует способности и влияет на здоровье. Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы абилитации детей с речевыми нарушениями. Он используется в логопедической работе с детьми, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как дизартрия, ринолалия и ЗРР различного генеза. В целом массаж применяется в коррекционно-педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

  • 1652
  • 2
  • 0
  • pdf
  • fb2
  • epub
  • rtf
  • mobi
  • txt

Аннотация

В пособии предложена авторская методика нетрадиционного логопедического массажа, выполняемого зубной щеткой, что является более щадящим и приемлемым для детей дошкольного возраста, имеющих речевую патологию. Также в пособии содержатся основные современные сведения о приемах общего и логопедического массажа, о нервно-мышечном строении речевого аппарата и санитарно-гигиенических требованиях к проведению логопедического массажа.
Книга содержит обобщенный авторский опыт использования логопедического массажа в практической логопедической работе.

Книга предназначена для логопедов, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, среднего медицинского персонала (массажистов), а также для родителей, желающих ознакомиться с техникой логопедического массажа.

Отзывы

Популярные книги

Фантастические звери и места их обитания

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 48108
  • 3
  • 1

«Волшебные твари и где их искать» — это учебник по уходу за домашними животными, обязательный для вс.

Фантастические звери и места их обитания

Вы призвали не того. Книга 1

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 39585
  • 37
  • 10

Классический призыв с героем-импотентом и лоли-гаремом. проезжает мимо. Тут у нас немного другое.

Вы призвали не того. Книга 1

Объятые Пламенем (ЛП)

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 76676
  • 27
  • 18

Серия: Потерянная дружба #3,5 .

Объятые Пламенем (ЛП)

Дорогой читатель. Книгу "Логопедический массаж при различных речевых нарушениях" Карелина Инна Борисовна вероятно стоит иметь в своей домашней библиотеке. С невероятным волнением воспринимается написанное! – Каждый шаг, каждый нюанс подсказан, но при этом удивляет. На первый взгляд сочетание любви и дружбы кажется обыденным и приевшимся, но впоследствии приходишь к выводу очевидности выбранной проблематики. Благодаря живому и динамичному языку повествования все зрительные образы у читателя наполняются всей гаммой красок и звуков. Периодически возвращаясь к композиции каждый раз находишь для себя какой-то насущный, волнующий вопрос и незамедлительно получаешь на него ответ. С первых строк понимаешь, что ответ на загадку кроется в деталях, но лишь на последних страницах завеса поднимается и все становится на свои места. Легкий и утонченный юмор подается в умеренных дозах, позволяя немного передохнуть и расслабиться от основного потока информации. Зачаровывает внутренний конфликт героя, он стал настоящим борцом и главная победа для него - победа над собой. Динамичный и живой язык повествования с невероятной скоростью приводит финалу и удивляет непредсказуемой развязкой. Грамотно и реалистично изображенная окружающая среда, своей живописностью и многообразностью, погружает, увлекает и будоражит воображение. Благодаря динамичному и увлекательному сюжету, книга держит читателя в напряжении от начала до конца. "Логопедический массаж при различных речевых нарушениях" Карелина Инна Борисовна читать бесплатно онлайн будет интересно не всем, но истинные фаны этого стиля останутся вполне довольны.

Читать Логопедический массаж при различных речевых нарушениях

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 2
  • 1652
  • 2
  • 0

Новинки

Ловушка для Котенка

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 1
  • 0
  • 0

Многие мечтают попасть на научно-исследовательскую станцию «Найрив», чтобы поработать с лучшими уче.

Ловушка для Котенка


0

Многие мечтают попасть на научно-исследовательскую станцию «Найрив», чтобы поработать с лучшими уче.

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Дизартрия — расстройство, при котором страдает произносительная сторона речи из-за недостаточной иннервации. Коррекция включает в себя логопедический массаж для детей при дизартрии.

Статья:

Дизартрия — расстройство, при котором страдает произносительная сторона речи из-за недостаточной иннервации. Коррекция включает в себя логопедический массаж для детей при дизартрии. Он помогает снять спазм мышц, таким образом улучшая артикуляцию. Как нужно выполнять массаж при дизартрии, чтобы достичь максимального эффекта, какие виды воздействия бывают, расскажем в статье.

Коррекция дизартрии массажем у детей

Логопедический массаж при разных формах дизартрии предполагает механическое воздействие на различные участки лица и на язык. В итоге устраняется патологическая симптоматика в периферическом отделе речевого аппарата, меняется тонус мышц.

В результате у ребенка, снижается сила спазма мышц и их количество, происходит нормализация мышечного тонуса при дизартрии (артикуляционных и мимических мышц). Восстанавливается подвижность органов речи, улучшается кровоток в мягких тканях лица, головном мозге.

Эти факторы способствуют улучшению качества речи: она становится плавной, выразительной, понятной окружающим. Малыш начинает вести себя спокойнее, лучше спит.

Логопедический массаж назначает только логопед после детального обследования. Специалист оценивает степень нарушения, и в зависимости от этого подбирает индивидуальную схему коррекции.

Противопоказания

Логопедический массаж для детей при дизартрии нельзя проводить, когда у ребенка имеются:

  • сыпь, отеки различного характера на коже;
  • обострение герпетической инфекции;
  • простудные, вирусные заболевания;
  • воспалительные процессы полости рта и губ — стоматит, гингивит, кариес, грибковая инфекция;
  • воспалительные процессы близлежащих органов — конъюнктивит, ринит, лимфаденит, фурункулез;
  • порезы, ссадины, гематомы;
  • тяжелые хронические заболевания — онкологические, сердечно-сосудистые, гематологические, неврологические, психиатрические.

Массаж лица

Правильная последовательность проведения расслабляющего массажа такая: сначала воздействуют на лицо и губы, затем на язык.

Массаж лица при дизартрии заключается в растирании, разминании, поглаживании. Перед процедурой снимите украшения, ногти должны быть коротко подстрижены. Первые сеансы короткие, постепенно продолжительность увеличивается.

Классический вариант начинается с разминающих движений в области лба. Движения плавные, от центральной части в сторону висков. Затем поглаживание от бровей к линии волос подушечками всех пальцев.

На веки нельзя сильно нажимать: все движения должны быть легкими, поглаживающими. Направление — круговое, по часовой стрелке.

В области щек необходимо расслабить мышцы путем их растягивая от рта в сторону висков, а от скул — книзу, к подбородку. После этого переходим к носу, плавно растирая крылья вверх и вниз, поглаживая носогубную складку в направлении от носа к уголкам губ.

Артикуляционный массаж губ при дизартрии заключается в разминании вибрационными движениями, затем растирании от середины губ к уголкам. Затем растирают подбородок, поглаживают уши.

Когда у ребенка имеется асимметрия лица, разный тонус мышц слева и справа, уделяйте пораженной стороне больше внимания, чтобы добиться нормализации мышечного тонуса при дизартрии.

Логопедический массаж языка

Язык — основной орган речи. Поэтому логопедический массаж языка при дизартрии — необходимый элемент лечения. Помогает бороться со слабостью, ограничении подвижности мускулатуры, парезах и параличах. Специалисты в своей работе используют несколько методик. Рассмотрим их подробнее.

Массаж зубной щеткой

Зубная щетка за счет своей ворсинок отлично разминает язык. Ее можно использовать и на занятиях с логопедом, и для самостоятельного логопедического массажа в домашних условиях. Примерные этапы следующие:

  • положите бумажную салфетку или носовой платок под язык, чтобы слюна не стекала и не раздражала кожу. По мере намокания салфетку нужно менять;
  • ребенок должен расслабить язык настолько, насколько он сможет;
  • сначала выполните круговые разминающие движения по спинке языка, нажим при этом должен быть несильным;
  • поглаживание по всей площади языка, движения прерывистые, как при чистке зубов;
  • малыш напрягает язык, приподнимая его кверху, вы массируете нижнюю часть языка и ямку под ней.

При массировании следите за тем, чтобы не вызвать рвотный рефлекс у ребенка.

Массаж языка пальцами

Пальцевый логопедический массаж языка при дизартрии позволяет проработать все группы мышц, в том числе глубокие. Сеансы помогают снять гипертонус мимических и артикуляционных мышц. Для проведения процедуры нужны чистый носовой платок, салфетки тканевые, специальные напальчники

  1. Расслабление мышц языка;
  2. Захватите язык двумя пальцами, крутите по и против часовой стрелки, постучите по спинке;
  3. Движения на себя, при этом захват тремя пальцами за кончик: один — сверху, два — снизу;
  4. Теперь займемся средней частью языка. Также захватите язык и потяните к себе, задержавшись в этом положении на пару секунд;
  5. Захватите язык, немного оттяните к себе. В таком положении пальцами другой руки делайте сжимающие движения по всей поверхности языка. Сжали — отпустили, сжали — отпустили;
  6. Повороты вокруг оси, при этом язык нужно ставить на одно ребро, продержаться так пару секунд, потом на другое ребро;
  7. Необходимо работать и с губами — их роль в артикуляции значительная. Стучите по ним подушечками пальцев, растягивайте кверху и книзу, сворачивайте в трубочку.

Логопедический массаж при разных формах дизартрии нужно выполнять один-два раза в день, в течение 15 минут, в течение пары недель. Точную продолжительность и количество вам подскажет логопед: всё зависит от диагноза и степени нарушений. Учитывайте также возраст: маленькие дети не могут долго усидеть, поэтому один день выберите несколько упражнений, и выполните только их. А на следующий день делайте другие.

Зондовый массаж

Один из современных методов коррекции — зондовый массаж при дизартрии. Это из новых способов лечения, который постепенно завоевывает популярность. Проводится он при помощи специальных, зондов, разработанных Новиковой Е. В. — доктором педагогических наук.

Стандартный набор состоит из 9 инструментов, каждый из которых предназначен для определенных целей. Например, «саночки» в форме полозьев санок с закругленными концами предназначены для стимуляции мышц. «Топорик» в форме двух сплющенных петель может применяться и при повышенном (легкое воздействие), и при пониженном тонусе (сильное нажатие) мышц.

Есть вариации других авторов, например, зонды с су-джок эффектом для дополнительной стимуляции нервных окончаний и мышц.

После сеансов у детей нормализуется речевое дыхание, голос становится выразительным, сильным, устраняются дефекты звукопроизношения, улучшается состояние центральной нервной системы.

Артикуляционный массаж зондами при дизартрии нельзя делать детям до полугода, в этом возрасте такой необходимости и нет.

Последовательность проведения расслабляющего массажа определяет логопед/дефектолог, исходя из конкретной ситуации, тяжести заболевания и возраста пациента. Стандартная тактика следующая:

  1. Инструментом в виде маленького шара нужно водить по всей поверхности языка;
  2. Обкалывание языка зондом в виде вил. Происходит сокращение мышц. Затем врач совершает колебательные и вращательные движения инструментом в различных точках в течение пяти секунд;
  3. «Восьмеркой» нажимают на орган в нескольких точках;
  4. «Саночки» существуют в трех размерах. Ими тоже производят надавливающие движения;
  5. «Топорики» используются для скольжения с небольшим нажатием;
  6. «Крестовиной», «толкачиком»нажимают на язык, а потом убирают зонд. Происходит сокращение мускулатуры языка.

Зондовый массаж при дизартрии проводится длительно: обычно курсами по 2 – 3 недели. Каждое движение нужно повторить по 20 – 30 раз. Повторный курс показан через полтора месяца.

Можно ли проводить массаж в домашних условиях

Специалисты рекомендуют проводить логопедический массаж в домашних условиях. Во-первых, это залог непрерывности лечения, что влияет на эффективность коррекции. Во-вторых, дети, особенно маленькие, в обычной обстановке более раскрепощены, а с незнакомым человеком даже заставить открыть рот бывает невозможно. В-третьих, дома вы можете выполнять массаж в любое время: не нужно подстраиваться под график, менять свой режим, что само по себе стрессовый фактор.

Лицо массируйте при помощи пальцев. Можно использовать чайные ложки. Вместо зондов при массировании языка вы можете использовать также подручные средства: ложки или те же зубные щетки. Разминание пальцами также будет полезным.

Необходимо, чтобы вы умели делать расслабляющий массаж при дизартрии. Важно правильно делать все движения, знать, куда нужно нажать сильнее, а где лучше использовать легкие прикосновения. Обучиться можно на курсах. Также основы вам может показать логопед. Если сочетать процедуры с обычным массажем, эффект будет в разы выше. Только учтите, что он бывает расслабляющим или тонизирующим.

Неправильная техника может спровоцировать ухудшение: могут появиться другие виды нарушения речи, кроме дизартрии.

Важные правила логомассажа

Артикуляционный массаж при дизартрии — несомненно, эффективный способ коррекции. Чтобы получить пользу, и избежать осложнений, необходимо выполнить следующие условия:

  1. Все этапы лечения контролирует логопед: медикаментозное лечение, физиотерапию, массаж. Поэтому выбор специалиста — один из основополагающих моментов в терапии;
  2. Кроме профессиональных качеств, важно установить эмоциональный контакт между логопедом и ребенком. Значит, специалист должен уметь находить общий язык с детьми разных возрастов. Если ребенок будет вести себя скованно, начнет закатывать истерики во время сеансов — пользы от таких процедур не будет, какими бы регалиями не обладал логопед;
  3. Комната, в которой проводится расслабляющий массаж при дизартрии, должна быть комфортной. Нужно ее проветрить, убрать отвлекающие предметы;
  4. Делать процедуры лучше лежа. Но если ребенка так неудобно, он может сесть;
  5. Ребенок должен быть в хорошем настроении, сытым и довольным. Нельзя проводить лечение, когда он устал, эмоционально переутомился или болеет. Во время массаж он не должен испытывать дискомфорт или боли;
  6. Также важно ваше настроение. Если вы взвинчены, нервничаете, это почувствует малыш и тоже начнет беспокоиться;
  7. Если используете ложку, щетку, то приобретите их специально для массажа;
  8. Чем раньше начать терапию, тем быстрее вы получите результат. Поэтому обращайте внимание на речь ребенка, особенно если он находится в группе риска: у вас беременность и роды протекали тяжело, во время беременности вы болели, у ребенка была черепно-мозговая травма, он серьезно и долго болел, у вас есть близкие родственники с речевыми расстройствами. Первыми «звоночками» являются ограничение подвижности губ, неба, языка, трудности с сосанием, проглатыванием пищи. Гнусавость и невнятность речи, когда ребенок начал разговаривать. Если вы обнаружили эти симптомы, обратитесь к врачу;
  9. Процедуры будут эффективными только при комплексном подходе. Это значит, одновременно проводятся уроки с логопедом по постановке звуков, дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики.

Наберитесь терпения. Ведите обычную жизнь: пусть ваш малыш чувствует, что он ничем не отличается от остальных, что его также любят и ценят. Это — важный момент, который несомненно, поможет ему справиться со своими проблемами.

Такой метод может эффективно дополнять артикуляционную, дыхательную гимнастику, иные способы стимуляции развития нормальной речи.

Кому показан логопедический массаж

Логопедический массаж для детей проводится по следующим показаниям:

  • повышение тонуса, спазмы мускулатуры, участвующей в речевой функции;
  • дефекты речи;
  • заикание;
  • ринолалия;
  • дислалия;
  • дизартрия и др.

Порядок проведения

Выделяют два вида логопедического массажа. Первый предусматривает работу только пальцами, второй – применение специальных инструментов. Назначить тот или иной вид массажа врач может по определенным показаниям.

Процедура включает в себя сочетание техник:

  • дыхательная коррекция;
  • массирование лицевой мускулатуры;
  • массаж шейных мышц;
  • массирование речевых структур (языка, внутренней поверхности щек, губ) с помощью зонда.

Ручной или мануальный массаж состоит в проведении поглаживаний, пощипываний, растираний. В некоторых случаях врач использует вспомогательные инструменты – соску, шпатель, зубную щетку. Действия специалиста нацелены на разминание мускулатуры, улучшение кровоснабжения тканей. К ручному массажу относят также точечный, при котором мастер оказывает влияние на рефлекторные зоны.

Детский логопедический массаж с применением зонда разработала врач-логопед Е. В. Новикова. Эта техника предусматривает воздействие на зоны речевого аппарата с применением 9 разных видов зонда. Выбор конкретного инструмента происходит с учетом проблемной зоны, а также степени выраженности речевого нарушения. Зонды разной формы призваны привести к разным эффектам.

Результаты логопедического массажа

Метод позволяет изменить состояние мышц, нервных волокон, сосудов речевого аппарата. Данная техника дает возможность ускорить процесс нормализации произношения, а также эмоционального состояния детей с дефектами речи. Массаж способен благоприятно отразиться на тканях, улучшить секреторную функцию кожи и активизировать кровоснабжение и лимфоток. Это приводит к улучшению обменных процессов, снабжения тканей кислородом.

Ритмические движения специалиста ускоряют отток венозной крови, улучшается функция лимфатических сосудов, меняется структура мышечной системы (возрастает эластичность волокон мускулатуры, сила сокращения, работоспособность). Применение различных техник дает возможность снизить тонус спастичных мышц и поднять его при вялых парезах.

Таким образом, логопедический массаж позволяет получить следующие эффекты:

  • нормализация мышечного тонуса, процессов сокращения мускулатуры;
  • стимуляция мышц, отвечающих за постановку тех или иных звуков;
  • стимуляция кровообращения, ускорение проведения нервных импульсов;
  • купирование спазма;
  • помощь в понимании ребенком контролируемых и неконтролируемых зон речевого аппарата и управлении ими;
  • уменьшение слюноотделения, обусловленного заболеваниями нервной системы;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • облегчение процесса коррекции звукопроизношения.

Специалист по логопедическому массажу проведет сеанс в рамках приема, а также обязательно расскажет о том, как вы можете закрепить полученные результаты дома. Он разъяснит некоторые приемы, чтобы вы могли самостоятельно стимулировать развитие речевого аппарата ребенка.

Кому противопоказан

Массаж противопоказан при следующих заболеваниях:

  • острые воспалительные процессы в полости рта: вирусные заболевания (герпес), сыпь, обусловленная бактериальной инфекцией, гингивит и пр.;
  • увеличение подчелюстных лимфоузлов;
  • острое инфекционное заболевание;
  • высокая температура тела;
  • симптоматическая эпилепсия;
  • внутричерепная гипертензия.

Также проведение логопедического массажа невозможно в случаях, когда ребенок в силу возраста или психического состояния неспособен слушать врача, негативно настроен к его действиям, не сможет усидеть на месте.

Преимущества обращения в клинику «Семейный доктор»

Преимуществом логопедического массажа в рамках приема специалиста является доступная цена, что делает эту процедуру востребованной во многих случаях дефектов речи. Своим пациентам мы предлагаем качественную помощь.

  • Комплексная диагностика: точная оценка состояния мускулатуры речевого аппарата, определение общего состояния здоровья, нарушений речи и пр.
  • Командный подход: сочетание передовых методик и техник коррекции для получения желаемого результата.
  • Профессионализм врачей: прием ведут специалисты с многолетним опытом работы.

Для записи на удобное для Вас время, позвоните по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66 , заполните форму on-line записи или обратитесь в регистратуру клиники.

«Массаж языка»!? Что, правда! А как это выглядит? – это обычная реакция людей, которые впервые узнают о его существовании. А между тем, массаж языка существует! И применяется специалистами! Поговорим о нем подробнее.

Массаж языка или логопедический массаж — что это такое?

Это комплекс мероприятий, влияющих на изменение мышечного тонуса языка и переключаемость его движений. Также массаж языка влияет на трофику (питание) мышц языка, на состояние его иннервации, нормализуя их. В комплекс логопедического массажа включаются не только мышцы языка. Воздействие на окружающие и функционально связанные с языком области, такие как щечные, губные, подъязычная области, подбородочная область, область шеи, обязательно включается в массаж.

Виды массажа языка?

Массаж языка может быть ручной. Ручной логопедический массаж выполняет специалист логопед подушечками пальцев. Ручной логопедический массаж является как самостоятельным этапом массажа языка, так и может быть подготовительным этапом ко второму виду логопедического массажа – зондовому массажу языка.

Второй вид логопедического массажа – зондовый массаж. Зондовый логопедический массаж выполняется специальными логопедическими зондами. Логопедические зонды — это особые «палочки», имеющие различную форму для воздействия на разные структуры полости рта. Логопедический зондовый массаж является более глубоким по сравнению с ручным массажем языка. В ряде случаев специалист может заменить зонд зубной щеткой или другим устройством. Главное, чтобы специалист четко понимал, чего он хочет добиться!

Кто делает массаж языка? У кого есть специальные знания для этого?

Несмотря на то, что слово массаж подразумевает участие массажиста в процессе, в случае логопедического массажа это не так! Логопедическим массажем занимаются логопеды! Но не все логопеды готовы и умеют выполнять массаж. Обычно логопед, набравший опыт и понимающий, что без логопедического массажа не решить многих проблем, получает дополнительное образование по теме «логопедический массаж». После обучения и получения специального документа логопед считается специалистом по массажу языка.

Необходимо добавить, что массажем языка можно заниматься и самостоятельно, например, когда базовые приемы мама делает своему ребенку. Но все равно, назначение массажа и контроль над его эффективностью лучше доверить опытному логопеду-миофункциональному терапевту! Простого логопеда отличает от логопеда-миофункционального терапевта именно то, что второй более детально понимает и умеет работать с мышцами артикуляционного аппарата и жевательного органа.

Как делается массаж языка?

Массаж языка проводится в специальном логопедическом кабинете. Например, кабинет логопеда в Семейном стоматологическом центре «Диал-Дент» выглядит так:

Логопедический массаж проводится в расслабленном для пациента состоянии. Обычно это лежа, полулежа или сидя. Если массаж языка проводится маленькому ребенку, то ребенок сидит на коленях у мамы. Занимает массаж языка около 15 минут. Воспринимается обычно пациентами позитивно, потому что не вызывает отрицательных и болезненных состояний. Специалист проводит массаж языка в специальных одноразовых перчатках. Массажные зонды после каждого пациента стерилизуются! В этом выгодное отличие медицинского центра, например, «Диал-Дент» от других организаций, где могут проводить массаж языка, например, детского сада и т.д. В учреждениях такого типа, как детский сад, логопедам не полагается ни перчаток, ни стерилизаторов. Поэтому там делают массаж голыми руками, а зонды протирают спиртом. Этого, с нашей точки зрения, недостаточно для обеспечения безопасности пациентов!

Кому показан массаж языка?

Массаж языка может быть как стимулирующим, так и расслабляющим. А также комбинированным, когда одну область языка надо расслабить, а другую простимулировать! Отсюда идут показания для массажа языка. Логопедический массаж показан пациентам:

  • с нарушениями речи;
  • нарушениями жевательной и глотательной функции;
  • с нарушением прикуса;
  • проходящим ортодонтическое лечение (исправление прикуса и выравнивание зубов);
  • проходящим ортопедическое лечение (протезирование зубов);
  • с короткой уздечкой языка с целью ее безоперационного растяжения;
  • с гипертонусом языка и жевательных мышц (бруксистам и кланчерам — людям, сжимающим и скрежещущим зубами);
  • с повышенными нагрузками на речевой аппарат (преподаватели, лекторы и т.д.).

Логопедический массаж — не самостоятельная процедура!

Логопедический массаж всегда проводится как часть комплексной программы по достижению какого-либо эффекта. Обычно комбинируется с артикуляционной гимнастикой, с миогимнастикой и точечным массажем.

Логопедический массаж и стоматология! Какова связь? И что мы используем в «Диал-Дент»?

Люди, имеющие неправильный прикус и неровные зубы, почти всегда имеют и неправильную и несбалансированную работу мышц языка, губ, жевательных мышц и других мышц жевательного органа. Мало того, современная концепция причин образования дефектов прикуса говорит о том, что большинство дефектов зубного ряда имеют причиной неправильно работающие мышцы. Неправильная речь, неправильная работа языка при глотании и жевании, несимметричное давление языка — все это приводит к тому, что зубы в определенных условиях могут разъехаться в разные стороны. Так возникает деформация прикуса, которая тем сильнее выражена, чем неправильнее работают язык и другие мышцы.

Большинство ортодонтов, не вникая в работу мышц и не советуясь с логопедами, ставят брекеты или каппы и выравнивают зубные ряды без учета состояния мышц. Такой подход устарел и практически всегда ведет к рецидиву, когда зубы искривятся вновь через какое-то время после лечения. Зная это, ортодонты старой формации заставляют своих пациентов носить ретейнеры. Ретейнеры — это конструкции, удерживающие зубы в выровненном состоянии. Это может быть проволока, приклеенная на зубы, или пластиковая каппа для ночного ношения.

В «Диал-Дент» мы всегда учитываем мышечную причину нарушения прикуса. Участие логопеда в диагностике и в процессе выравнивая зубов дает возможность убрать или скорректировать миофункциональные причины деформаций. Такой междисциплинарный подход более современный и дает наилучший и наиболее стабильный результат лечения! После лечения рецидивов не происходит, потому что выровнены мышечные балансы. Соответственно и само ортодонтическое лечение происходит быстрее и без проблем с участием логопеда-миофункционального терапевта.

Стоимость массажа языка в «Диал-Дент». Специалист по логопедическому массажу.

В Семейном стоматологическом центре «Диал-Дент» массажем языка или логопедическим массажем занимается логопед-миофункциональный терапевт Татьяна Борисовна Цукор. Окончила Московский педагогический государственный университет им. Ленина. Стаж работы более 15-ти лет. Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Лауреат конкурсов «Сердце, отданное детям 2008» и «Сердце, отданное детям 2010».

Стоимость сеанса у логопеда 3100 рублей. Длительность сеанса от 30 минут до 50 минут зависит от задачи и возраста пациента. В сеанс в случае необходимости включается и логопедический массаж.

Являясь уникальным логопедом, которая долго и успешно сотрудничает со стоматологами, Цукор Т.Б. проводит курсы обучения как для стоматологов-ортодонтов, так и для логопедов. В рамках курса разбираются и все аспекты логопедического массажа. Конечно же, о возможностях такого мощного инструмента, как логопедический массаж, должен знать каждый ортодонт. Обучение проводится как в рамках выступления на конгрессах, так и индивидуально или в малых группах.

Наш логопед проводит занятия и по Скайпу. Стоимость такого занятия — 1700 рублей. Как вы понимаете, логопедический массаж по скайпу сделать невозможно, поэтому если необходим массаж, то придется все-таки приезжать в «Диал-Дент».

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии, а также по обучению массажу можно Т.Б. Цукор на ее странице в Facebook .

Читайте также: