Конспект занятия про зубы

Опубликовано: 29.04.2024

Марина Устинова
Конспект занятия в подготовительной группе «Зубы»

Конспект занятия в подготовительной группе

Устинова Марина Павловна

Тема: «Зубы», занятие из серии «Познаём себя»

Цель: формировать умение детей заботиться о своем здоровье, учить ответственно относиться к состоянию зубов.

формировать умение заботиться о своем здоровье, познакомить со строением зубов;

закреплять правила и навыки ухода за зубами развивать внимание, память, воображение детей;

воспитывать сознательное, положительное отношение к вопросу об уходе за зубами.

Доминирующая образовательная деятельность: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Планируемые результаты: принимает активное участие в деятельности, знает строение и функции зубов, понимает, насколько важно иметь здоровые зубы, имеет представление о здоровом образе жизни, делает выводы, умозаключения, проявляет эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками.

Материалы и оборудование: зубная паста детская и взрослая, зубные щетки (детские и взрослые, картинки зубов (здоровый и больной,продукты: яблоко, лук, чеснок, морковь, молочные продукты, чипсы, шоколад, кока-кола, буквы для названия «Здоровые зубы - здоровью любы», пластилин, салфетки, подставка под зубы, мешочки – подарок Зубной феи.

Работа над словарем: эмаль, челюсть, кариес, зубная нить, зубочистки.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД:

3.Приемы организации практической деятельности детей:

4.Приемы поддержания интереса у детей:

5.Приемы оценки и самооценки:

Содержание организованной деятельности детей

I. Вводная часть

Вводное слово воспитателя:

Ребята, какое слово мы произносим, когда видим знакомых людей? Когда ещё мы говорим это слово? Давайте поприветствуем сейчас друг друга.

- Какое слово спрятано в слове «здравствуйте» (здравие, здоровье).

- Сегодня мы продолжаем говорить о здоровье, о том, как сохранить свое

- Повторим основной девиз «Уроков здоровья»:

«Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!»

Звучит фрагмент песни «От улыбки».

- Какая песня прозвучала?

- В этой песне есть такие слова «От улыбки станет всем светлей». Как вы

понимаете смысл этих слов? (улыбка дарит радость, поднимает настроение)

- Ребята, а какую улыбку можно назвать красивой? (добрая, радостная, нежная, с красивыми зубами). Улыбнитесь, какие вы красивые.

- Сегодня на занятии мы узнаем, что нужно делать, чтобы зубы не болели и всегда оставались красивыми.

II. Основная часть

«Функции зубов»:

- У вас на столах лежат зеркала. Возьмите зеркало в руки рассмотрите свои зубки. Будьте аккуратны при работе с зеркалом.

- Посмотрели, аккуратно положите зеркало на место.

- Пощупайте язычком свои зубы и десны, что вы почувствовали? Какие они?

(гладкие, твердые, острые)

- Все ли зубы имеют одинаковую форму?

- Зачем человеку зубы?

1) Зубы откусывают и пережевывают пищу.

2) Зубы помогают правильно говорить.

- Попробуйте сказать свое имя, не касаясь языком передних зубов. Сделайте

- Наличие здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для ясного, четкого произношения слов, для нормальной речи. К 6-7 годам, т. е. в вашем возрасте, у детей молочные зубы выпадают и на их месте вырастают постоянные. Смена молочных зубов на постоянные зубы - естественный процесс, и не надо этого бояться.

Форма зубов, строение зуба

- Рассмотрим макет зубов.

- Зубы - это кости, которые сверху покрыты эмалью. Зубы во рту сидят на подставках, которые называются челюстями. Хоть зуб и выглядит полированным камешком, но он живой и требует питания. У всех зубов есть корни. Если за зубами неправильно ухаживать, то в зубах появляются дырочки - кариес. Кариес

- это болезнь зубов. А больные зубы вредят другим органам - сердцу, почкам.

Раз зубок, два зубок -

Скоро Дашеньке годок!

Хнычет доченька опять,

Будем Дашу утешать:

Уж вы зубки вырастайте

Не мешайте доче спать!

Не мешайте ей играть!

Будем прыгать и скакать,

Маму нежно обнимать

Посмотрите на эти картинки (веселый и грустный зуб)

- Почему зуб грустный?

- Как нам помочь больному зубику? Может кто-то из вас знает средство? (мама дает таблетку от зубной боли; вычистить зубочисткой пищу из зуба,

прополоскать, идти к зубному врачу). Зубной врач - это стоматолог.

Работа в тетради.

Внимательно рассматриваются и обсуждаются иллюстрации в рабочей тетради.

- Игра «Что полезно и что вредно для зубов».

Давайте разделимся на 2 команды. Одна команда выберет полезные для зубов продукты, а другая команда - вредные.

- Молодцы, справились с заданием.

- Какие предметы гигиены нужны человеку, чтобы ухаживать за зубами (зубная паста, щетка, зубочистки).

- Посмотрите, как правильно чистить зубы (схема в тетради).

- Запомните правила чистки зубов:

1) Верхние зубы надо чистить сверху вниз, нижние - снизу вверх.

2) Надо чистить все зубы - и передние, и боковые, чистить со всех сторон -снаружи и изнутри.

3) Надо также водить щеткой вправо и влево, чистим жевательную поверхность зуба.

Дети вместе с воспитателем лепят модель жевательного зуба так, как показано на рисунке, обращая особое внимание на неровности его поверхности, в которых может скапливаться пища во время еды.Последовательность лепки:

- отрезаем и отламываем небольшой кусочек пластилина, из него формируем

- сдавливаем шарик по бокам, превращаем его в кубик

- пластмассовым ножиком наносим насечки на верхнюю часть кубика

- из нижней части пластилинового кубика формируем корни зуба

- салфеткой вытерли руки

После выполнения задания еще раз обратить внимание детей на сложное устройство зуба.

III. Заключительная часть

Сейчас мы поиграем, а заодно и проверим,как вы усвоили материал:

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите «Нет, нет, нет!»

Говорила маме Люба:

«Я не буду чистить зубы».

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, в каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

- Сколько раз в день необходимо чистить зубы?

- Какая пища для зубов полезна?

Ребята, а какая традиция существует в вашей семье, когда выпадает молочный зубик? Посмотрите, Зубная фея принесла вам мешочки, что на них изображено? (зуб) Вот когда у вас выпадет очередной зуб, можно положить в этот мешочек.

Как поел, почисти зубки,

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

Если только рассмеяться,

То начнутся чудеса –

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка взрослые и дети,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей!

- Давайте чаще улыбаться!

НОД в средней группе «Кто лечит зубы» НОД в средней группе. Тема : «Кто лечит зубы?» Цель: формировать представление о профессии врача- стомотолога, его обязаностях; воспитывать.

Тематический план «Недели здоровья» Тематический план: «Чистота – залог здоровья.» «Здоровые зубы – красивая улыбка.» «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу.» «Всем друзьям,.

Программные задачи:

  • познакомить детей о необходимости ухода за зубами, как правильно чистить зубы, с техникой чистки зубов, с правилами ухода за зубами, поддерживать желание ухаживать за зубами;
  • закрепить полученные знания о правилах здорового питания;
  • воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, привычку к здоровому образу жизни.

Оборудование:

Зубные щетки и расчески по количеству детей, зубная паста, вспомогательные картинки с изображением мороженого, торта, врача, орехов, овощей, фруктов, сока; вата, макет зубов, рисунок- схема “Как правильно чистить зубы”.

Ход занятия

Дети заходят в группу, здороваются с гостями и садятся на стульчики полукругом напротив воспитателя.

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать ее.

Разгрызешь стальные трубы,
Если часто чистишь…………(зубы)

Если дети затрудняются отгадать, воспитатель сама называет отгадку, и вместе с детьми рассуждают, почему так говорят.

Воспитатель: Это зубы. Сегодня мы поговорим о зубах и как правильно за ними ухаживать. Скажите, где расположены зубы?
Дети: Во рту.
Воспитатель: Зачем они нам нужны?
Дети: Чтобы кушать, пережевывать пищу, четко и красиво разговаривать.
Воспитатель: Это только на первый взгляд кажется, что наши зубы очень крепкие и прочные. Но если не соблюдать некоторые правила, то можно остаться без зуба. Хотите узнать эти правила?
Дети: Да.
Воспитатель: А чтобы вам легче было запомнить эти правила, я буду говорить, и показывать картинку.

  1. Не ешь и не пей горячего.
  2. А так же и холодного.
  3. Не ешь много сладкого.
  4. Не грызи зубами орехи и другие твердые предметы.

Воспитатель: Запомнили эти правила? Давайте еще раз вместе с вами проговорим.

Дети повторяют правила

Воспитатель: И еще, чтобы сберечь зубы надо:

  1. Чистить зубы два раза в день: утром и вечером.
  2. Больше кушать молочных продуктов. Назовите, какие вы знаете молочные продукты?
  3. Кушать овощи, фрукты, ягоды.
  4. Пить соки.

Воспитатель: Запомните эти правила! Если их соблюдать, то зубы у вас будут здоровые.
Воспитатель: Ребята, а скажите, для того чтобы быть здоровыми, красивыми, не болеть, чем надо заниматься?
Дети: Спортом, зарядкой.
Воспитатель: Давайте и мы вместе с вами сделаем зарядку:

Это лёгкая забава –
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает и расскажет, как правильно надо чистить зубы?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас ребята я вам покажу, как правильно надо чистить зубы.

Воспитатель подходит к столу берет макет зубов, зубную щетку и показывает действия правильной чистки зубов на макете.

Воспитатель: Чистить зубы надо сверху - вниз, от корней зубов к их кончикам. Каждый зуб должен быть прочищен не менее 10 раз с одной стороны и столько же раз с другой стороны. Когда мы едим, мелкие частички пищи скапливаются между зубов. Если их вовремя не убрать, то на зубах образуется большое количество микробов, которые со временем могут разрушить весь зуб. Зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером. Перед тем, как чистить зубы, надо вымыть руки, вымыть с мылом щетку, поместить пасту на всю длину щетки. Когда зубы почистили, хорошо прополощите рот водой и промойте щетку с мылом, а затем поставьте щетку в стаканчик или подставку.

Воспитатель: Запомнили, как правильно надо чистить зубы? Хотите сами попробовать?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Подходите к столам, берите расческу, зубную щетку.

На заранее подготовленных столах лежат по количеству детей зубные щетки, расчески, на которых между зубцов вставлены не большие кусочки ваты. Имитация зубов- расческа, вата- остатки пищи между зубов. Дети вместе с воспитателем пробуют, как правильно надо чистить зубы. Воспитатель помогает детям, кто затрудняется. После того, как задание дети выполнили, наступает сюрпризный момент: Открывается дверь, заходит Крош, держится за щеку лапой.

Воспитатель: Здравствуй Крош, что с тобой случилось?
Крош: У меня сильно разболелись зубы.
Воспитатель: Крош, а ты зубы чистишь?
Крош: Я никогда не чищу зубы. Зачем это надо?
Воспитатель: Ребята, подскажите Крошу зачем надо чистить зубы?
Дети: Зубы надо чистить для того, чтобы они были здоровыми, крепкими, красивыми.
Крош: А конфеты можно есть?
Дети: Конфеты можно есть, но только немного. Лучше есть овощи, фрукты, ягоды, пить соки. А еще, чтобы зубы не болели, надо есть творог, сыр, молоко пить.
Воспитатель: Но это еще не все Крош. Дети, что еще необходимо делать?
Дети: Зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером.
Крош: Я все понял. Пойду в умывальную комнату и почищу зубы.
Воспитатель: Крош, а зубная щетка у тебя есть?
Крош: Нет, но у вас же много их, мне кто - нибудь даст свою щетку. Я быстренько почищу и верну щеточку.
Дети: Свою зубную щетку давать никому нельзя.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим Крошу новую зубную щетку и зубную пасту. Пусть Крош пройдет в умывальную комнату и почистит зубы.
Воспитатель: А пока Крош чистит зубы, мы с вами поиграем в игру “Хлопни правильно”.
Воспитатель: Проходите на стульчики.

Воспитатель зачитывает детям предложения, а дети должны хлопнуть в ладоши, если данное утверждение соответствует правилам, чтобы зубы были здоровыми.

  1. Чистить зубы надо каждый день: утром и вечером.
  2. Можно пользоваться чужой зубной щеткой.
  3. Есть овощи и фрукты.
  4. Чистить зубы надо детским кремом.
  5. После чистки зубов, зубную щетку промываем мылом.
  6. Можно открывать зубами крышки бутылок.
  7. Есть много сладкого.
  8. Есть молочные продукты.
  9. Раскалывать зубами орехи.

Воспитатель хвалит детей.

Выходит Крош из умывальной комнаты, радостный, веселый.

Крош: Спасибо вам ребята, я теперь знаю, что зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером.
Воспитатель: Но этого Крош мало, зубы не только два раза в день чистят, но еще надо знать как правильно чистить зубы.
Воспитатель: Зубную пасту и зубную щетку мы тебе уже подарили, и еще мы с ребятами хотим тебе Крош подарить памятку, как правильно чистить зубы.

Воспитатель вместе с детьми дарят Крошу рисунок- схему “ Как правильно чистить зубы”.

Крош: Большое вам спасибо! Я эту памятку повешаю у себя в умывальной комнате и никогда не буду забывать, как правильно ухаживать за зубами.
Воспитатель: Крош, наши дети приготовили для тебя стихи, из которых ты узнаешь, как быть здоровым.
Крош: С удовольствуем послушаю.

Дети рассказывают стихи.

Стихи:

Рано утром просыпайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся.

Как поел, почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам - фрукты,
Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем,
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет,
Сохранишь на много лет!

Крош благодарит детей и прощается.

Воспитатель: Ребята, кто скажет какие полезные советы и правила по уходу за зубами вы сегодня узнали?

Предполагаемые ответы детей:

  1. Пользоваться только своей зубной щеткой.
  2. Промывать зубную щетку мылом.
  3. Зубы чистить сверху - вниз, два раза в день, и т.д.

Воспитатель выслушивает все ответы детей.

Воспитатель: Ребята, мы с вами такие молодцы, и Крошу помогли, и вы все правила запомнили. Давайте себе похлопаем!

Цель: дать некоторые представления о значении зубов.

  • уточнить знания о назначении зубов, об их функции;
  • понять причины повреждения зубов;
  • объяснить детям необходимость постоянного ухода за зубами;
  • дать представление о том, что продукты бывают полезными и вредными для зубов;
  • развивать умение воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы.

Методические приемы: загадывание загадки, использование наглядности, рассказ воспитателя, вопросы к детям, показ педагогом действий, самообследование, повторение воспитателем нового слова в различном контексте; игра «Полезные и вредные продукты».

Материал: 2 корзинки с набором полезных и вредных для зубов продуктов (1- морковь, яблоко, капуста, творог, сметана, масло, кефир; 2- шоколад, конфеты, печенье, зефир, пирожное, мороженое); карточки с изображением стилизованного «веселого» и «грустного» зуба; игрушка-медведь; знаки-правила; зеркала каждому ребенку.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова зубная щетка, зубы, полезные продукты; познакомить с новым словом - эмаль.

Предварительная работа: беседы с детьми о необходимости постоянного ухода за зубами; беседы о пользе и вреде некоторых продуктов, рассматривание иллюстраций, посещение медицинского кабинета.

Воспитатель. Ребята, я хочу загадать вам загадку, которую придумал К.Чуковский. Послушайте:

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей,

И мясо, и хлеб – всю добычу мою,

Я с радостью белым зверям отдаю.

- Как вы думаете, о чем эта загадка? Правильно! Белые звери – это зубы.

- Скажите, где расположены зубы? (Ответы)

- Зачем они нам нужны? (Ответы)

- У кого ещё есть зубы? (Ответы)

- А зачем зубы животным? (Животные используют зубы не только для еды, но и для защиты)

Воспитатель. Рассмотрим свои зубы в зеркало. Какого они цвета? (Ответы)

Попробуйте согнуть их язычком. Получается? (Дети выполняют)

Что можете сказать о твердости зубов? (Ответы)

А можно ли сломать зуб? (Ответы)

Да, если ударить по зубу с большой силой или грызть очень твердое. В этом случае зуб может сломаться. Тогда будет очень больно. Как надо обращаться с зубами, чтобы их не сломать? (Ответы)

Посмотрите еще раз на свои зубки. Видите, сверху они покрыты белым твердым веществом, которое называется эмалью. Эмаль хоть и твердая, но её нужно беречь, потому что она защищает наши зубки.

Воспитатель. - Ой, кажется, кто-то плачет? Вы не слышите? (Воспитатель выносит медвежонка с перевязанной щекой, в лапах у него корзинка)

- Здравствуй, Мишутка, что с тобой случилось?

Медвежонок. - Ой, ой, ой, зубы болят!

Воспитатель. - А ты не забывал их чистить?

Медвежонок.- Я всегда чищу зубы. Только забыл, когда нужно это делать? Помогите, дети! (Утром и вечером) Правильно, я так и делал. Но они почему-то заболели!

Воспитатель. – Может, ты вредные для зубов продукты ешь?

Медвежонок. – Нет. Я всегда ем мед, варенье, оно очень сладкое. Здорово! А сегодня я банку малинового варенья взял , а крышка не открывалась, и я её зубами грыз. Банку я открыл, все варенье съел, да только вот зубы чего-то разболелись. Ой, как больно!

Воспитатель. Дети, правильно Мишутка поступил? (Ответы)

Ты поступил не правильно. Когда ты грыз крышку, то повредил эмаль, которая защищает твои зубки. Да и кушаешь ты не полезные для зубов продукты. А что ты в корзинке принес?

Медвежонок. Я шел к ребятам в гости и принес угощение (достает из корзинки шоколад, конфеты, печенье и т.д.)

Воспитатель. Ой, да это же все сладости! Но ведь от сладкого портятся зубки и потом болят.

Медвежонок. А я не знал! Значит, у меня болят зубы, потому что я много сладостей ем?

Воспитатель. И еще, потому что грызешь твердые предметы – вот, например, крышку от банки.

Медвежонок. Что же мне делать? Я совсем запутался, что полезно кушать, а что нет.

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Мишутке разобраться. Вот у нас на столе разные продукты – полезные и вредные для зубов. Здесь на картинке зубик улыбается – сюда положим полезные продукты, а где больной зубик – вредные. (Дети раскладывают)

Медвежонок. Теперь я все понял! Но только я не люблю капусту. Что мне делать?

Воспитатель. А ты, Мишутка, не ешь малиновое варенье, а лучше свежую малинку сорви. Чистить зубки два раза в день и тогда они точно болеть не будут.

Воспитатель. А сейчас, предлагаю поиграть.

Мишка в домике живет (широко открыть рот),

Очень любит мишка мед (облизать губы),

Щеки полные набьет (надуть щеки),

И жует, жует, жует (изобразить жевание).

А как мед поест мишутка,

Чистит щеткою он зубки (языком провести по верхним, а затем по нижним зубам – вверх – вниз, вправо – влево).

Воспитатель. А сейчас я вас познакомлю с правилами, которые вы все должны знать и соблюдать.

- Полощи зубы теплой водой после каждого приема пищи.

- Чисти зубы утром после завтрака и перед сном.

- Обязательно посещай зубного врача.

- Не ешь очень горячую и очень холодную пищу.

- Никогда не грызи твердые предметы.

Медвежонок. Я все понял. Ой, а зубы-то болят, ой, ой, ой!

Воспитатель. Что ж, придется отвести тебя к доктору Айболиту, он поможет. Давайте напомним Мишутке, что нужно делать, чтобы зубы не болели (ответы)

Правильно, молодцы! Я хочу угостить вас всех вкусным и полезным для зубов продуктом, а каким догадайтесь сами. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь) Правильно. Вы кушайте на здоровье, а Мишутку нужно к доктору отвести.

Данное занятие знакомит детей с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами. Формирует представления о строении и разновидностях зубов, их предназначении.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word.docx 24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе на тему

«Здоровые зубы – здоровью любы»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

- Формировать представления детей о зубах, их строении и разновидностях, их предназначении.

- Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание полости рта после еды, посещение стоматолога в целях профилактики зубных болезней).

- Закреплять знания о полезной и здоровой пище.

- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, память, речь, воображение.

- Воспитывать желание ответственно и осознанно относиться к своему здоровью, потребность соблюдать личную гигиену и желание иметь красивые и здоровые зубы.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное».

Предварительная работа : просмотр мультфильма «Птичка Тари», беседы с детьми о необходимости чистить зубы, рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование : макет зуба, дидактическая игра «Вредные и полезные продукты питания», сказка «Зайка – Зазнайка», мнемотаблица «Зуб", набор для опытов «Зачем чистят зубы».

- Давайте поздороваемся со всеми (выполняется вместе с детьми).

Здравствуйте, ладошки! (хлоп-хлоп-хлоп)

Здравствуйте, ножки! (топ-топ-топ)

Здравствуйте щечки!(плюх-плюх-плюх) (погладить свои щечки)

Здравствуйте губки (чмок-чмок-чмок)

Здравствуйте , зубки (щелк-щелк-щелк)

Эй, язычки, просыпайтесь! (цок-цок-цок)

Здравствуйте носики (бип-бип-бип)

Здравствуйте , глазки! (миг-миг-миг) (моргают)

Здравствуйте, гости (протянуть руки вперед)

Здравствуйте, дети и все все на свете! (помахать руками)

- Ребята, а кто помнит как зовут доброго доктора , который лечил больных людей и зверей? (Ответы детей.) Правильно, Айболит. Сегодня утром он прислал вам посылку. Давайте её откроем и вместе посмотрим, что внутри. (Воспитатель достаёт из посылки письмо и читает.)

«Здравствуйте, мои милые, друзья из детского сада №1327. Я надеюсь, что вы растёте здоровыми и любознательными, умными и воспитанными детками. Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, для чего я вам прислал эту посылку. Я надеюсь, что вы узнаете много полезного и интересного. Желаю успеха! Любящий вас доктор Айболит!»

Когда мы едим – они работают,

Когда не едим – они отдыхают.

Не будем их чистить – они заболят. (Зубы.)

- Правильно – это зубы. Смотрите и в посылке от Айболита, тоже лежит волшебный зубик. Сегодня мы поговорим с вами про зубы, про наших верных помощников, узнаем для чего они нам нужны и как за ними ухаживать, а зубик , которого прислал нам Доктор Айболит, нам поможет.

- Где находятся зубы, ребятки? (во рту). Правильно во рту.

- А знаете ли вы, зачем вам зубы нужны? Чтобы кусаться? (Чтобы жевать, правильно говорить, улыбаться, откусывать, пережевывать, грызть.)

- Без зубов человек может разговаривать? Без зубов человек не сможет красиво улыбаться. Без зубов мы не сможем откусить, грызть, пережевывать фрукты и овощи.

- Молодцы, ребята! Правильно, зубы выполняют очень большую работу. Им приходится много пережевывать пищи. Если не пережевывать еду – мы будем проглатывать еду кусками, а это очень вредно, может заболеть живот.

Без зубов человек не сможет хорошо питаться, у него не будет сил и он совсем заболеет. Зубы помогают нашему организму набраться сил и жизненной энергии.

- Давайте постучим языком по верхним зубам. Скажите: д-д-д. Какие зубы: твёрдые или мягкие? Да, ребята, зубы – самые твёрдые части нашего тела.

- Ребята, давайте рассмотрим с вами волшебный зубик.

- Какого цвета зуб? (белого).

- Правильно, он белый, одетый в красивую «рубашку» из эмали. Эмаль – это тонкий слой, покрывающий верхнюю часть зуба. Эмаль защищает зубы от холода от тепла от ударов.

- Кто мне скажет, чем покрыты зубы?

- Верхняя часть зуба, ребятки, называется коронкой (показываю).

- Как называется верхняя часть зуба? (правильно, коронка).

- А в десне, ребятки, находится корень у зубика, посмотрите вот он какой. Это корень зуба. Что это? (корень).

- Корень находится глубоко в десне, мы его не видим. Корень крепко держит зуб. Зуб крепко держатся в десне с помощью корня и не падают и не шатаются. Что это, ребятки? (корень) Где он находится? (в десне?) Корень, что делает? (крепко держит зуб).

- У маленьких деток зубки маленькие, их называют молочными, потому что они прорезываются в то время, когда ребенок питается только грудным молоком и не может есть твердую пищу. Молочные зубки выпадут и на их месте вырастут коренные зубы. У взрослых – 32 зуба.

- Какие у детей зубы? (молочные). А у взрослых какие? (коренные).

- А сейчас, я предлагаю вам сейчас послушать одну историю, которая называется «Зайка-зазнайка»

Далеко – далеко в лесу, в самой чаще у зайчихи родились зайчата. Малыши быстро подрастали, и всем в лесу стало заметно, что они не похожи друг на друга. Первый зайчик был очень добрый и всегда стремился всем помогать: ежику донести грибочки, маме-зайчихе принести капусты, дяде Мише Топтыгину вытащить пчелиное жало из лапы. Зайчишку так и прозвали «Зайка – помогайка».

Второй зайка очень любил чистоту. Он был первым помощником у зайчихи. Нужно навести порядок, подмести пол, вымыть посуду – наш зайчик тут как тут. Его так и прозвали «Зайка – убирайка».

А третий любил хвастаться и часто обижал своих братьев. «Я быстрее всех бегаю и прыгаю, говорил он. _- Я самый ловкий. Я самый умный». Его стали звать «Зайка – зазнайка». Зайчиха была очень заботливой и внимательной мамой. Каждое утро она выводила свое семейство на зарядку, приучала всех умываться и чистить зубы. Она повторяла:

- Зайцы должны иметь отличные крепкие зубы, иначе как вы будите грызть морковку и капусту? Берегитесь микроба – зубоеда. Все зайчишки слушались маму и старались делать все, как она учила, кроме одного: Зайки-зазнайки.

- Не хочу умываться. Не хочу чистить зубы. Они у меня и так самые крепкие и самые беленькие.

Шло время, и наш зайчик продолжал зазнаваться и не слушаться маму. А коварный микроб не дремал. Он ждал своего часа.

И вот однажды вредный микроб-зубоед подкрался к глупому зайчишке и укусил его, когда он ел любимую морковку.

-Ой, ой, как больно!-закричал Зайка-зазнайка и схватился лапкой за щеку. К зайцам в домик срочно вылетел доктор дятел.

- Так, так. Понятно. У вас кариес, голубчик. Надо срочно лечить, - сказал доктор Он быстро вылечил зубик зайке, но след от укуса микроба-зубоеда так и остался – маленькая пломба. С тех пор зайка перестал зазнаваться. Утром на зарядку первым выбегал и про зубки не забывал. А микроб-зубоед до сих пор где-то прячется и ждет, когда появится еще какой-нибудь зазнайка, который не хочет чистить зубы.

- Какими были зайчата?

- Кто из них поступал правильно и кто неправильно?

- Почему случилась неприятность с Зайкой-зазнайкой?

- Надо ли слушаться старших? - А теперь встанем ребятки в кружок, немножко отдохнем.

Физкультминутка: Долго мы сидеть устали, И со стульчиков все встали, Потянулись, потянулись, Солнышку мы улыбнулись, Вправо, влево наклонились Быстро к речке мы спустились, Льется чистая водица Мы умеем сами мыться, Зубы чистить, умываться Полотенцем вытираться, Вправо, влево наклоняться, Физкультурой заниматься Вот здоровья в чем секрет Всем друзьям физкультпривет!

- Как называется заболевание зуба? (Заболевание зубов называется кариес. (Картинка.)

- Кариес – это разрушение эмали зуба. Эмаль зуба разрушается, образуется дырочка в зубе, и зуб начинает болеть.

-Что такое кариес, ребятки? (болезнь зуба), (дырочка в зубе).

- Как вы думаете, от чего может потрескаться эмаль зуба.

- Эмаль зуба может потрескаться от горячего или от холодного, если грызть зубами леденцы или орехи раскалывать зубами. На эмали зубика появляется трещинка, туда попадают бактерии и начинают портить зуб. И появляется вот такая дырочка в зубике. Это очень больно. А кроме того, больные зубы вредят другим органам – сердцу, глазам, почкам.

- Как появляется кариес? (разрушается эмаль зуба).

- Вспомним нашу историю про Зайку. Все могло закончиться очень печально, но на помощь пришли помощники.

- Как вы думаете, кто эти помощники?

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит (зубная щетка).

- Правильно, на помощь пришли помощники - это зубная щетка и зубная паста.

- Кто мне скажет как надо правильно чистить зубы?

Дид. игра «Как правильно надо чистить зубы?»

- Перед тем как чистить зубы нужно вымыть руки с мылом, вымыть щетку с мылом, положить немного пасты на щетинку. Как почистили зубки, нужно снова вымыть щетку с мылом и поставить в стаканчик. Через каждые 3 месяца нужно покупать новую зубную щетку. (показ картинки)

- Есть еще один секрет, ребятки: очень важно правильно чистить зубы. Садитесь за столы. Мы проведем опыт с расческами. Представим себе, что расчески – это наши зубки, а кусочки ваты– это остатки пищи, которые застряли между зубами.

- Ребятки, вам нравятся такие зубы, где много мусора? (нет).

- Вот так у нас после еды и сладостей собираются остатки пищи, на них появляются микробы, зубы начинают портиться.

- Попробуем почистить наши зубки. -Возьмите зубные щетки и проведите слева направо по расческе. Что получилось? (мусор остался).

- А теперь сверху вниз, и переверните расческу снизу-вверх. Что получилось?

- Чистыми стали наши зубки?

- Кто скажет, как надо правильно чистить зубы? (сверху вниз верхние зубки и снизу-вверх нижние.

А сейчас я вам покажу, что происходит с зубами, если их не чистить.

Эксперимент «Зачем чистят зубы?»

Провожу химический опыт, который наглядно показывает детям, что будет, если не чистить зубы .

- Вот видите, что может случится с зубами, если их не чистить, зубная эмаль разрушается.

-Ребята, а если нет возможности почистить зубки, что нужно делать? (прополоскать ротик водичкой).

- А если все-таки случилась беда, и зубы заболели, что нужно делать?

- Надо обязательно показать их зубному врачу.

- Как называется зубной врач? (стоматолог).

- Дети, чтобы зубы были здоровы, нужно не только правильно за ними ухаживать, но и есть полезные продукты.

Дидактическая игра «Что полезно для зубов?»

-Ребята, как вы думаете для того чтобы зубки были крепкими, какие продукты нужно кушать? (ответы детей).

Чтобы зубы укреплять, Будем в пищу потреблять: Лук, капусту, апельсины, Не забудем витамины, Масло, гречку и горох, Молоко, томаты, сок

- Поиграем в игру, что полезно для зубов, а что вредно? (В центр обруча раскладываются картинки с полезными продуктами для зубов, а за обручем вредные)

- Молодцы! Вы хорошо знаете, что полезно, а что неполезно.

Будут здоровыми зубы всегда, Если полезная в доме еда. Мясо, кефир и фрукты – Очень нужные продукты. Сахар зубы разрушает, А яблоко укрепляет.

Мнемотаблица на слово «Зуб». - А теперь мы разберем с вами мнемотаблицу. Затем дети ее запоминают 10-15 секунд, мнемотаблица убирается, а дети воспроизводят ее графически по памяти на листах с незаполненными пронумерованными клеточками.

2 – чтобы зубы были здоровыми, нужно есть полезные для них продукты – фрукты и овощи.

3 – у пилы тоже есть зубы: (Ела, ела дуб, поломала зуб,зуб)

4 – Зубам нужен уход: чистить пастой и щеткой.

6 – У треугольника три ула, три стороны, в слове «зуб» три буквы, треугольник похож на зуб.

7 – цыфра 3 похожа на букву З.

8 – Когда зубу нужна помощь, нужно идти к доктору, а также надо посещать стоматолога для профилактики.

Игра «Вредные и полезные советы»

А сейчас встанем в круг и поиграем. Я буду давать вам советы.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

  1. Чистить зубы надо каждый день: утром и вечером.
  2. Можно пользоваться чужой зубной щеткой.
  3. Есть овощи и фрукты.
  4. Раскусывать леденцы и жевать их.
  5. Есть сметану, рыбу, яйца.
  6. Чистить зубы надо детским кремом.
  7. Долго жевать жевательную резинку.
  8. Пить теплое молоко.
  9. После чистки зубов, зубную щетку промываем мылом.
  10. Открывать зубами крышки бутылок.
  11. Посещать стоматолога два раза в год.
  12. Ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.
  13. Пользоваться специальными детскими зубными пастами.
  14. Пить горячий чай.
  15. Есть овсяную кашу.
  16. Полоскать рот после еды, если нет под рукой зубной щетки.
  17. Ковырять вилкой в зубах.
  18. Есть молочные продукты.
  19. Есть мороженное.
  20. Менять зубную щетку раз в 2-3 месяца.
  21. Раскалывать зубами орехи.
  22. Закалять свой организм, заниматься спортом, делать утреннюю гимнастику.

- Молодцы, дети понравилось вам сегодня играть? Итак, ребята, что же нового вы узнали сегодня?

- Берегите свои зубы с детства, и тогда, когда вы станете взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятностей.

- Доктор Айболит хочет, чтобы зубки у вас были здоровыми и не болели и прислал вам стихотворение и небольшой подарок, чтобы вы не забыли как ухаживать за зубами.

Как поел, почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идём

В год два раза на приём.

И тогда улыбки свет Сохранишь на много лет!

Конспект занятия по теме: У ребятишек зубы есть для того, чтобы ими есть.

Цель: познакомить со строением зубов и их значением в жизни нашего организма; изучить правила ухода за зубами и убедить детей в необходимости соблюдения этих правил;

воспитывать человека, который умеет заботиться о своём здоровье.

Оборудование: компьютер, презентация, мультфильмы, памятки, задания для работы в группах .

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Хочу еще раз сказать это чудесное слово «Здравствуйте! Здравствуйте!». И вы тоже по чаще говорите «Здравствуйте!» маме, папе, друзьям, прохожим и, конечно же, нашим гостям. (Дети поворачиваются лицом к гостям, здороваются).

- Вы почувствовали, как у них поднялось настроение? Дело в том, что слово «Здравствуйте!» особенное. Когда мы говорим его, то не только приветствуем кого-то, но и желаем ему здоровья. Это слово обладает оздоровительной силой. В этом слове, как и в слове «здоровье» много звуков, которые дают нам заряд бодрости. Так будьте же здоровы, никогда не болейте.

Психологический настрой. «Сотвори солнце в себе».

- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет, всех любит. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направлю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка стала большой. Как солнце. Оно несет тепло всем-всем.

-Посмотрите, какой сегодня чудесный день! Он только начинается, настроение у всех очень хорошее, радостное, бодрое. Давайте, будем уважать друг друга, дарить друг другу хорошее настроение

2.Введение в тему занятия .

-Сейчас мы с вами отправимся в путешествие вместе с героем мультфильма Артёмом, а потом вы мне сами скажете, о чём будет идти речь на занятии и почему это так важно. Внимание на экран (мультфильм «Путешествие в страну здоровых зубов»)

-Вам понравился мультфильм?

-Кто из героев больше понравился и почему?

-Кто может назвать тему занятия? Почему это очень важная тема?(рассуждения детей о необходимости ухода за зубами)

Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о зубах, вы узнаете, для чего нужны зубы, о формах зубов, что нужно делать, чтобы сохранить свои зубы здоровыми. Девизом нашего занятия будет: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу. (вывешивается на доску)

Основная часть.

- Ребята, скажите зачем человеку зубы?

1. Зубы откусывают и пережёвывают пищу.

- Чтобы пища лучше переваривалась, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами.

2. Зубы помогают правильно говорить.

- Попробуйте сказать слова не касаясь языком передних зубов: «дом», класс, «стол», своё имя. Сделайте вывод, зачем нужны зубы?

- Наличие здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для нормальной дикции, то есть ясного, чёткого произношения слов, для нормальной речи.

3. Здоровые зубы украшают лицо человека.

Нельзя также упускать из виду и того, что здоровые зубы служат украшением лица, больные же зубы или отсутствие зубов нарушает правильность черт лица, делает лицо некрасивым.

- Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. К 10-11 годам молочные зубы выпадают и на их месте вырастают постоянные. Смена молочных зубов на постоянные зубы – естественный процесс, который происходит у всех детей, и не надо этого бояться. Но, если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.

Форма зубов

Найдите у себя постоянные зубы, молочные зубы. Они отличаются цветом и размером. Временные зубы бело-голубоватого цвета и меньше по размеру. За молочными зубами нужно ухаживать так же тщательно, как и за постоянными. Если молочные зубы будут болеть, во рту будет много микробов, тогда постоянные зубы здоровыми не вырастут.

Все зубы разные по форме и размеру, так как выполняют разную работу. Передние зубы – это резцы. Они находятся вверху и внизу прямо посередине. Проведите языком по краю. Чувствуете, какие они острые. Этими зубами мы откусываем небольшие кусочки от пищи. Например, когда едим яблоко, хлеб.

По бокам резцов расположены клыки. Да, они так называются. Клыки нужны для разрывания и разгрызания плотной пищи, например, морковки, мяса. Посмотрите на них – они не такие, как резцы. Чувствуете, какие у них острые края? Клыки есть у многих животных, особенно у хищников.
А пережёвывают, перетирают пищу большие и малые коренные зубы. Их поверхность неровная, с выступами. Так легче перетирать пищу.
Зубы всякие нужны, зубы всякие важны!


Оздоровительная минутка.

Прежде чем продолжить наше занятие, выполним упражнение

«Думающая шляпа». Растираем ладошки до образования «теплого комочка», одеваем «комочек» на голову, и крутим мочки уха. Выполнять 3 раза. Данное упражнение позволяет быстро включиться в работу, улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь.

Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с.

Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком как лошадка 15-20 с. Упражнение подготовит к напряженной работе.

Работа с рисунком «Строение зуба»
- Вы узнали, ребята, что зубы выполняют очень трудную работу. А чтобы хорошо справляться с ней, зубы должны быть хорошо защищены.
- Такая защита у зубов есть! Ребята, легонько постучите кончиком ручки по зубам. Чувствуете, какие они твёрдые. Это потому что они покрыты толстым слоем эмали. Нет ничего более твёрдого в нашем организме, чем эмаль. Она твёрже, чем кость. Здоровую крепкую эмаль не берёт даже сверло, а острие сабли при ударе об эмаль тупится.
Внутри зуба под эмалью спряталась мягкая пульпа. Здесь помещены нервы и кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород питательные вещества и витамины, необходимые для роста и сохранения зуба. У каждого зуба есть свой корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Через корень проходит нерв, который передаёт сигнал в мозг и обратно о состоянии ваших зубов. Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы дёсны были здоровыми, иначе инфекция может распространиться на зуб и разрушить его.

-О важности и необходимости ухода за зубами должен знать не только взрослый, но и маленький ребёнок.

Читайте также: