Лекарство от здоровья почему в конце улыбается зубы целые

Опубликовано: 30.04.2024

Стандартный триллер здесь — это всего лишь оболочка, а поднимаемые темы намного глубже пресловутой борьбы добра со злом. Итак, о чем рассказывает фильм «Лекарство от здоровья», объяснение концовки которого может в корне изменить ваше отношение к этой истории?

Краткий сюжет фильма «Лекарство от здоровья»

Молодой человек по имени Локхарт работает в крупной финансовой компании на Уолл-стрит. Начальство поручает ему ответственное задание: нужно отправиться в элитный санаторий в Швейцарии, чтобы попытаться найти главу корпорации. Босс по фамилии Пемброк уже несколько недель живет в отдаленном лечебном пансионате и не хочет возвращаться к работе.

лекарство от здоровья объяснение концовки

Прибыв на место, Локхарт довольно быстро понимает, что в санатории происходит нечто неладное. Вскоре он и сам оказывается среди местных пациентов. Когда-то на территории нынешнего оздоровительного комплекса жил сумасшедший барон, одержимый кровавыми опытами. Постепенно становится понятно, что тайные опыты ведутся здесь до сих пор, а среди жертв мог оказаться и Пемброк.

Объяснение концовки

В финале картине Локхарт узнает, что глава санатория — тот самый барон, который 200 лет назад устраивал кровавые опыты. Ему удалось разработать лекарство от смерти путем использования специальной жидкости, вырабатываемой угрями. Тела богатых пациентов становятся для барона одним из компонентов эликсира вечной молодости.

лекарство от здоровья объяснение концовки

Локхарту удается победить монстра. Вместе с новой знакомой Ханной он покидает санаторий, но по безумной улыбке главного героя становится понятно, что его психическому здоровью нанесена непоправимая травма.

лекарство от здоровья объяснение концовки

После выхода фильма появилось немало гипотез касаемо того, что же хотел сказать режиссер. Разумеется, многим показалось, что Гор Вербински сделал аллюзию на нацистские опыты, перенеся их в другие реалии. Тут вам и борьба за чистоту крови, и эксперименты над людьми.

На самом же деле, сценаристы вдохновлялись не прошлым, а настоящим. Главная тема фильма — не издевательство над людьми, а общество потребления в котором каждому из нас приходится жить. Главный герой — стандартный винтик современной системы мира. Он работает, чтобы исполнить свои мечты, не замечая, как на его руках все сильнее сжимаются оковы. Ради того, чтобы достигнуть поставленных целей, он сдает мать в дом престарелых и соглашается на любые приказы начальников.

лекарство от здоровья объяснение концовки

Ну, а история в санатории — это самая настоящая сатира на современный мир. Немногочисленная элита с помощью своих методик высасывает жизненные соки из людей, используя их для собственных целей. Причем пациенты спа-комплекса сами соглашаются на такие эксперименты со своим здоровьем.

Угри в ленте играют немаловажную роль. Здесь эта хищная рыба представлена, как паразит, который проникает в организм человека и использует его для выработки эликсира молодости. Многие критики сошлись во мнении, что сама идея «Лекарства от здоровья» - это аллюзия на концепцию «винтиков и шестеренок», работающих на благо общества потребления.

лекарство от здоровья объяснение концовки

В пользу этой версии говорят и последние сцены. Локхарт вместе с Ханной вырывается из санатория. Он свободен. По пути главный герой встречает работодателей, которые пытаются силой увезти его с собой, но главный герой больше не хочет быть частью системы. В финале мы видим, что он неестественно улыбается, будто понимая, что жить иначе, не так, как все, в современном мире почти невозможно.

Конечно, кому-то такая трактовка может показаться слишком надуманной, но сами авторы фильма неоднократно утверждали, что их творение глубже и серьезнее любого стандартного триллера. Тем более, система современных ценностей волнует многих западных творцов.

Сама лента не является шедевром и вряд ли войдет в анналы киноискусства. Однако «Лекарство от здоровья» сделано и снято добротно, поэтому и наблюдать за развитием истории будет интересно до самого финала.

«Лекарство от здоровья» — фильм с плавающей жанровой принадлежностью. Сначала мы наблюдаем историю выскочки с Уолл-стрит по имени Локхарт (Дэйн ДеХаан), который пытается вернуть своего пропавшего босса из закрытого спа-центра (Институт Фольмера), расположенного в швейцарских Альпах. Затем нам открываются приключения Локхарта в зловещем оздоровительном центре — эта часть фильма снята в жанрах психологического триллера, мелодрамы, детектива и готического фильма ужасов. Заключительный акт «Лекарства от здоровья» представляет собой настоящий научно-фантастический фильм о монстре. Финал картины засыпает зрителя шокирующими откровениями, из-за которых можно забыть весь предшествующий сюжет. Мы также видим угрей. Много-много угрей.

Вы уже посмотрели «Лекарство от здоровья»? У вас остались вопросы? Давайте попробуем во всем разобраться.

Что на самом деле произошло?

Лекарство от здоровья

Если вкратце, доктор Хайнрейх Фольмер (Джейсон Айзекс), хоть и был введен в фильм, как нетипичный руководитель оздоровительного центра, на самом деле был бессмертным швейцарским бароном и безумным ученым, который родился 200 годами ранее событий фильма. Фольмер выжил и победил старение благодаря витаминному зелью, которое он и его сотрудники производили, манипулируя телами богатых пациентов центра. Необычно молодая пациентка Ханна (Миа Гот) на самом деле была дочерью Фольмера с подавленным старением, которая родилась в момент предполагаемой казни отца.

Угри и пациенты были искусственно объединены в симбиотический жизненный цикл, благодаря которому и вырабатывались «витамины» Вольмера.

Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…

Все поняли? Нет? Тогда давайте поговорим еще подробнее.

Предыстория

Лекарство от здоровья

По прибытии в институт Фольмера Локхарту сообщают, что жители соседнего города с подозрением относятся к этому месту (как и подобает в хорошей готической истории ужасов о безумном ученом).

200 лет назад Институт был замком известного сумасшедшего барона, который предавался запретной любви со своей сестрой, пораженной неизлечимой болезнью. Стремясь вылечить ее, барон начал проводить страшные медицинские эксперименты над местными крестьянами, результатом чего были мумифицированные трупы и народное восстание, в ходе которого брат с сестрой были заживо сожжены, а замок был разрушен.

Некоторое время спустя (начало 20 века) предшественники доктора Фольмера приобрели эту землю для медицинских нужд и сосредоточились на омолаживающих свойствах подземных вод.

Фольмер превратил заведение в эксклюзивный частный курорт для богатых. Все пациенты, кроме Локхарта, попавшего сюда из-за сломанной ноги, и загадочного подростка Ханны, — сверхбогатые бизнесмены.

Локхарт поддерживает дружбу с пожилой пациенткой, которая назначила себя историком-любителем этого места. Женщина и рассказала Локхарту более полную версию истории о бароне: он был не просто влюблен в свою сестру, он был одержим идеей рождения генетически совершенных детей путем кровосмесительства.

«Болезнь», от которой страдала сестра барона, на самом деле была бесплодием. И именно бесплодие пытался вылечить барон. И он добился успеха! Сестра/жена забеременела, но в ходе крестьянского восстания дети, предположительно, утонули в подземных водах.

Тем не менее, исследуя офис Фольмера, Локхарт узнает, что в здании Института был сделан снимок, где был изображен человек с перевязанным лицом (как у жертвы ожога) и девочкой.

Что планировал Фольмер?

Лекарство от здоровья

Фольмер регулярно дает Ханне эликсир молодости, но добивается ее постепенного взросления. Его конечная цель — довести девушку до того возраста, в котором завершился эксперимент с ее матерью. Единственное, что сдерживает Фольмера от вступления в отношения с дочерью — задержка ее полового созревания.

Появление Локхарта служит толчком, ускоряющим развитие Ханны. У нее случаются месячные.

При чем тут угри?

Лекарство от здоровья

Угорь — символический образ в «Лекарстве от здоровья». Локхарт видит о них сны, он галлюцинирует, видит обнаженную Ханну, лежащую в ванне, полной угрей.

Мы обнаруживаем, что у Фольмера есть лаборатория в подземных пещерах, где он интенсивно изучает угрей. Как вы уже догадались, это необычные угри — это уникальный вид, который размножается и живет в подземных водах.

И что в этом особенного? Вот что: оказывается, «волшебная вода» из-под земли на самом деле не очень полезна для человека, но угрям она продлевает жизнь до 300 лет.

Барон попытался перенести обнаруженный эффект на человека, помещая живых угрей в горло и желудки людей, а затем извлекая концентрированную жидкость из человеческих тел, чтобы производить продлевающий жизнь эликсир, который, как заметил Локхарт, напоминает по вкусу потную рыбу.

Таким образом, концепция «спа» — это способ Фольмера не повторять ошибок баронской эпохи. Вместо того, чтобы привлекать внимание, похищая людей, он использует в своих интересах психологические расстройства богачей 21 века, чтобы заставить их пить чудо-воду и становиться живым фабриками эликсира.

Смысл «Лекарства от здоровья»

Лекарство от здоровья

Фильм «Лекарство от здоровья» — метафора засилия псевдонаучной демагогии, которую в наши дни используют для массового запудривания мозгов. Богатые пациенты Института Фольмера предпочитают верить в ложные диагнозы и причудливые методы лечения, вместо того, чтобы понять, что их психологические проблемы связаны с объективной реальностью (и культурой), которую они создают и в которой живут.

Эта идея ярко проявляется, когда Локхарт, понимает, насколько поддался «чарам» Фольмера и обнаруживает, что его нога никогда не была сломана.

Эта идея также развивается, когда мы узнаем о безумном стремлении Фольмера решить свою проблему за счет своих жертв.

В каком-то смысле, лейтмотивом фильма можно назвать фразу: «послушайте и другое мнение!»

Главный герой, Локхарт, приезжает в уединенный санаторий в Альпийских горах, чтобы забрать оттуда своего задержавшегося «на водах» босса, Пемброка, который необходим корпорации для завершения важной сделки. Врачи улыбаются молодому человеку, но дать ему встретиться с боссом не торопятся. Локхарт вынужден остаться в лечебнице и постепенно начинает подозревать, что за ее фасадом скрывается нечто по-настоящему жуткое.

«Лекарство» потрясающе снято, операторская работа действительно исключительная, причем картинка впечатляет не только и не столько красивыми пейзажами, интерьерами и спецэффектами, на которые без особой мысли направляют камеру, а изобретательными ракурсами и продуманной композицией – все как в серьезном кино.

Еще один аспект, который нельзя не похвалить, это ритм картины. Сейчас многие голливудские фильмы, особенно дорогие, грешат сбивчивым, запутанным и обрывочным повествованием, у которого нет ощущения ровного, погружающего в себя потока. Триллер/хоррор Вербински развивается и подается с исключительным чувством ритма – все занимает ровно столько времени, сколько должно, нет ощущения торопливости или затянутости. По крайней мере поначалу. И все же, это сильно бросается в глаза, картины с настолько выверенной динамикой сейчас редкость, а складывается она из адекватной работы сценариста, режиссера и монтажера.

Также музыка в фильме прекрасно исполняет свою роль – давит на нервы, гипнотизирует, запоминается, тщательная работа над звуком тоже заметна – скрипы и всхлипы страшной лечебницы отлично дополняют картину. Актерская игра тоже производит впечатление – все прекрасно вживаются в свои образы, даже если это совсем небольшие роли или откровенно мерзкие.

Миа Гот, жена Шайи ЛеБафа, прекрасна в роли загадочной нимфы, а Джейсон Айзекс отлично пугает своим образом жуткого, но очень харизматичного доктора.

Большинство узнает в нем старшего Малфоя из «Поттера», но мне он больше всего запомнился в сериале «ОА» от «Netflix, где Айзекс тоже играл обаятельного, но абсолютно бесчеловечного доктора.

Там он не делал ничего визуально мерзкого (хотя эксперименты все равно были связаны с водой), но ужасал куда больше, тем, что из благих побуждений мог принести столько зла. Кстати, он скоро сыграет Жукова в фильме «Смерть Сталина». Интересно, минкульт вообще пропустит такое в прокат? Снимают, правда, Англия и Франция, а не США, но все равно.

Так в чем тогда проблема?

Фильм, безусловно, очень красив. Причем не поверхностной вычурной красотой какой-нибудь «Красавицы и чудовища», а осмысленной, вдумчивой красотой, которая способна рассказывать собственную историю каждым ракурсом, звуком, деталью, цветом.

Рассказана история тоже на удивление увлекательно, проблема в одном – картина строится на атмосфере тайны, жуткой истины, скрывающейся за невинным фасадом, на интриге, вот только когда правда, наконец, открывается зрителю, никакого вау-эффекта от нее не чувствуешь – финальный поворот угадывался уже за полчаса до этого, а то и раньше, а вся обещанная жуть оказывается да – жуткой – но не шокирующей. Скучной даже. И главное – именно о такой примерно разгадке мы и думали с самого начала. Никакого переворота с ног на голову не происходит.

Стоит признать, что фильм действительно нагоняет страха. И не сценами вроде сверления зубов крупным планом или прочими очевидными пинками по болевым точкам наших фобий, а самой ситуацией. Ты попадаешь в больницу, из которой не в силах уехать, лишаешься свободы, утрачиваешь идентичность и постепенно – рассудок.

Персонал вроде приветлив, но всякими «ради вашего же блага» тебя загоняют в ловушку, ты все больше запутываешься в паутине и теперь у тебя нет возможности вырваться.

Это действительно жутко. Попасть в психушку, лишиться документов и не иметь возможности доказать врачам, что ты здоров, что тебя нужно отпустить, что у тебя есть права, ты человек и они не имеют права держать тебя здесь и пичкать всякой дрянью – это ужасающий сценарий, который мы видели не раз. В «Подмене», недавнем «Железном кулаке», в «Облачном атласе» и так далее.

Сходства с другими фильмами

Картина вообще часто вызывает дежа вю. Похожа она и на «Остров проклятых» своей страшной психбольницей и распутыванием заговора, так же как ДеХаан внешне напоминает ДиКаприо. Вот только сюжет «Острова проклятых» не был таким предсказуемым и надуманным.

Да, мне он показался несколько вторичным, учитывая, сколько раз мы уже видели нечто подобное, и все же он был куда глубже, а финальное решение героя действительно оставляет фильм в памяти. Здесь подобной глубины нет, хотя претензии и потуги присутствуют, но дальше довольно голословных параллелей не уходят.

Сравнивают картину и с парой фильмов Кубрика, «Сиянием» и «С широко закрытыми глазами». Есть уединенное место в горах, сводящее с ума, есть подобие жуткого культа в виде медперсонала, но, опять же глубины картин маэстро тут нет и подавно.

Присутствует и знакомая загадочность лент Дэвида Линча, атмосфера паранойи, но у Линча все в конце концов объяснялось довольно туманно, если объяснялось вообще, здесь нам более-менее разжевывают сюжет и выглядит он не слишком изобретательно.

Легкие спойлеры

Только ленивый не упомянул о сходстве «Лекарства» с недавним «Багровым пиком» и вот тут попадание действительно стопроцентное. Оба, пусть и в разной степени, можно назвать готическими хоррорами. Оба посвящены связи обычного человека с невольными обитателями мира мрака.

Действие картин проходит практически полностью в мрачном готическом замке (пусть здесь он и перестроен под лечебницу), оба фильмы чрезвычайно красивы, оба вставляют в центр сюжета инцест как нечто, вызывающее дискомфорт у большинства зрителей, и оба разрешают основной конфликт ударом лопаты. Даже идея постепенного отравления привычными и безобидными на вид жидкостями присутствует и там, и там.

Но главное сходство – в разочаровании конечным твистом, в куче красивых оберток оказывается абсолютно убогая, предсказуемая и банальная дрянь, которая оставляет один вопрос – зачем это все было снимать? Ради этого? Кто посчитал это достойным экранизации?

Обе картины были не только сняты режиссерами, которых часто называют визионерами, но и написаны ими же (пусть и в соавторстве с кем-то еще). То есть, дель Торо и Вербински сняли что-то, что сами придумали и в чем видели большую ценность.

Оговорюсь, что при всех недостатках, «Лекарство» все же понравилось мне больше, в том числе и своей историей – да, она банальна, но не так бестолкова, как в «Багровом пике».

Жесткие спойлеры

Если вы уже посмотрели фильм, то у вас наверняка осталось множество вопросов. Вряд ли у меня найдутся ответы на них, но не перечислить количество необъяснённых вещей я не могу, так халтурно продумывать и подавать факты в фильме, построенном на интриге вокруг этих фактов, просто нельзя.

Вербински делает все, чтобы визуально притянуть наше внимание к воде во всех ее формах: крупные планы на капающем кране, лужи из кулера под трупом в начале, вездесущие колодцы, ванны, сливные бачки, и все виды гидротерапии – парилки, бассейны, камера депривации, поливание из шланга и прочее. Да и отец Локхарта именно утопился. Не меньший акцент делается и на угрях, которые поначалу выглядят галлюцинациями Локхарта или фаллическими фобиями Ханны.

Так что в конце концов такое было с этой водой и угрями? До конца это ясно так и не становится.

Да, очевидно, что воду с угрями закачивали в пациентов, затем выпаривали ее и собирали пот во флаконы – это и есть лекарство, продлевающее жизнь. Именно это высушивание и вызывало истощение организма, выпадение зубов и прочие прелести, поэтому пациентов засовывали в те самые баки с жидкостью (в которых их видит Локхарт и принимает за трупы), чтобы восстановить баланс веществ в организме.

Но что именно содержит омолаживающий эликсир – вода или угри? А что промывает мозги пациентам настолько, что они уверены в собственной болезни, но чувствуют при этом некий прогресс и даже готовы задавить толпой любого, кто угрожает их образу жизни? Этот гипноз – он от воды, угрей или некого сектантского индоктринирования, которого мы не видели вообще?

Барон говорит, что вода токсична, но способна принести пользу, если ее правильно дистиллировать – через пациентов. Но причем тут угри? Он их изучал, упоминал, что на примере их кардинально выросшего срока жизни стали ясны свойства воды, но если угри – всего лишь пример ее действия, зачем их в пациентов-то закачивать? Если именно они – носитель эликсира, зачем говорить, что вода – токсична, но при дистилляции дает эффект?

В принципе, если считать, что угри – это паразиты, можно многое этим объяснить. Некоторые реальные паразиты действительно попадают в будущих хозяев с выпитой водой, развиваются и начинают контролировать хозяина с помощью выделяемых ферментов. Некоторые – заставляют носителя забраться как можно выше, несмотря на явную опасность (чтобы там его сожрал более привлекательный для паразита носитель), некоторые – как раз вынуждают хозяина постоянно держать поближе к воде, чтобы паразит мог туда вернуться в случае истощения и гибели своего носителя. Также паразиты зачастую вызывают у носителя чувство эйфории, чтобы замаскировать то, насколько ему на самом деле хреново.

Получается, что пациенты, набитые угрями, именно из-за них меняли свое отношение к жизни, ценностям и приоритетам. Паразиты вызывали в них ощущение комфорта, давали надежду на излечение и приказывали отвергать все, что может разрушить эту простую идиллию (отсюда атака на Локхарта). Отсюда и нежелание никуда уезжать «от воды».

Только сильное потрясение может выбить туман из головы зараженных, так как выброс стрессовых гормонов ненадолго перекроет биохимическое влияние паразита – поэтому и Пемброк, и Локхарт сумели очнуться. Первый, впрочем, ненадолго.

По идее, получается, что логичным объяснением станет то, что водой пациентов отравляли, чтобы выцедить из нее эликсир, а угрями – чтобы зомбировать и подавить волю. Но вашу ж мать, почему тогда нигде об этом не говорится ни слова? Об источнике зомбирования – вообще ничего.

Мне кажется, что изначально источником всего была обычная вода. Не было никаких угрей. Она отравляла, зомбировала и служила источником волшебного пота при иссушении. Затем кто-то посмотрел на этот сценарий и сказал – как-то не страшно нифига. Ты собрался пугать всех водой из-под крана? Может, добавить в нее какую-нибудь жуть? Скользкое, мерзкое, оскверняющее изнутри, давящее на наши фобии паразитов? Ну оке, будет вода с угрями. Что в этом новом концепте за что отвечает – так и не решили, подали как есть. То есть угри тут просто дорисованы поверх основного фантастического элемента, чтобы он был более мерзким визуально.

Это не единственный аспект, который вызывает впечатление непродуманного, халтурного, как будто никому не было дела до того, насколько это логично и не противоречит ли это другим фактам.

Например, почему угри то агрессивны, то нет? Они не кусают Локхарта в камере депривации, не сжирают Ханну в бассейне, но при этом мгновенно разрывают на куски труп и тело барона. Мол жрут только мертвечину? Не очень похоже. Труп барона был свежим и теплым, мало чем отличался от неподвижного тела Локхарта в камере депривации. Или их отпугнул стук сердца? В общем, неясно.

Почему Пемброк и Локхарт пишут одинаковые письма? Локхарт пытается намекнуть коллегам, что тут дело неладное, навести их на подозрения тем, что письма – как под копирку, но не решается писать открыто, ибо письмо прочитает барон перед отправкой? Не похоже. Локхарт явно искренне верит в написанное, так же как и Пемброк.

Вообще странен весь символизм большого бизнеса и слепой погони за успехом, которая буквально иссушает так же как «лечение» барона, выжимает все соки, зомбирует, вживляя идею осмысленности такой жизни, несмотря на то, что ничего кроме истощения, одиночества и разочарования она не несет.

Это приемлемый посыл, но откуда у пациентов берется эта идея тщетности погони за успехом, презрение к капитализму? Тоже угри нашептали? Почему нельзя было показать сцену, где пациентам внушается эта идея персоналом больницы? Потому что все сектантские загоны про «мы все больны» про убожество американской мечты – это же должен кто-то формулировать, иначе у разных пациентов возникали бы разные загоны. Все – бредовые, но разные. И они не писали бы одинаковых писем.

Еще один вопрос без ответа – почему Ханна росла так долго? Ясно, что из-за «витаминов» – они не просто продлевают жизнь, они замедляют развитие, как старение, так и взросление. Но зачем барон пичкал ее эликсиром? Он же хотел побыстрее дождаться ее созревания. Она была настолько больна, что умерла бы без эликсира? Просто двести лет ждать пока дочь дорастет до первых месячных – это такая себе идея.

Вопрос и в том, счастливая ли концовка – сможет ли Ханна прожить без эликсира, что будет с ней, когда он кончится и выведется из организма? Она начнет расти и взрослеть как все, словно обычный подросток, или обратится двухсотлетней старухой за неделю, после чего умрет?

Ну и последнее, что озадачило многих зрителей – финальные кадры с криповатой улыбкой ДеХаана. Почему он улыбается столь зловеще? Вспоминает роль Гоблина в «Высоком напряжении»?

Некоторые даже решили, что это уже и не Локхарт вовсе, а барон, надевший его лицо, но у них совсем разное телосложение, поэтому я в это не верю. По идее, он должен улыбаться как человек, впервые обретший свободу, как и Ханна. Локхарт больше не находится в плену гонки за деньгами и властью, он перестал чувствовать вину за смерть родителей – но это мало похоже на улыбку здорового человека, радующегося свободе. Кто знает, может, просто неудачное режиссерское или актерское решение, за которым не стоит какой-то осознанной мысли.

Надо понимать, что угри-то из него никуда не делись, но вот к чему это приведет мы и предположить-то не можем, учитывая как мало нам сказали о них. Может, они выйдут с мочой тем же вечером (были там в фильме ночные горшки с угрями), а может перехватят контроль и заставят снова делать что-то против его воли.

Итого

Я правда не знаю, рекомендовать ли этот фильм и с какими оговорками. Он разочаровывает своим содержимым, которое так долго прячет и дразнит его жуткой природой, но дразнит и прячет при этом так профессионально, красиво и атмосферно, что хочется посоветовать его посмотреть уже ради этого процесса, вызывающего некое гипнотическое омерзение, которое отвращает, но вызывает желание смотреть дальше – как зомбирующий паразит.

Насладиться прекрасной картинкой по идее лучше в кино, но из-за того, что велик риск разочароваться в сюжете, наверное, лучше все же попробовать посмотреть его дома.

Совсем сбрасывать его со счетов не стоит – это не полная пустышка и что-то картина дать определенно может. Несмотря на то, что я хвалил ритм повествования, середина фильма рано или поздно утомляет, Локхарт слишком долго докапывается до правды, его каждый раз ловят и возвращают на место, это повторяется слишком много раз и в какой-то момент понимаешь, что уже жаждешь скорой развязки. Я просто не ставлю это в вину Вербински как режиссеру, если только как сценаристу – тут лучше было не увлекаться и не тянуть угря за глазки.

Многие критики, хвалившие картину, напоминают, что мы вечно ноем о вторичности Голливуда, живущего с уже существующих произведений, а когда появляется оригинальная (в смысле ни на чем не основанная, написанная с ноля) история – не поддерживаем ее рублем. Если она не соберет кассу, оригинальных историй станет еще меньше, ведь студии смотрят на тренд.

Это отчасти так, вот только это не повод платить за то, что тебе не нравится. Оригинальное – хорошо, но этого мало, нужно еще сделать хороший фильм. Если этого не вышло, какая уже разница, основан он на чем-то чужом, или это все свое, новое. Вот «Живое» – тоже ни на чем не основано (не считая вдохновения от «Чужого»), фильм вышел отличным, его расхвалили. «Лекарство», к сожалению, такого приема не дождалось, да и не заслужило.

В общем, решать вам. Если мои оговорки вас нет отпугнули или если вас не смутил «Багровый пик» – сходите. Если же сомнений много – подождите и попробуйте дома. Вдруг понравится. Красиво же, атмосферно, символизм интересный.

Брокер в роли принца в белом больничном халате: символизм от Гора Вербински

Поучительную историю о том, как важно кипятить и фильтровать воду перед употреблением нам расскажет физиологический хоррор «Лекарство от здоровья» Гора Вербински. Оскароносный режиссер и автор «Пиратов Карибского моря», «Одинокого рейнджера» и «Звонка» в этот раз порадовал аудиторию фильмом меланхоличным, полным символизма, больше авторским, нежели рассчитанным на массового потребителя.

Кадр из фильма «Лекарство от здоровья»

«Всю нашу жизнь мы создаем, продаем, потребляем. Но суть ее не в материализме. Что мы видим вокруг, пусть и достигнув мещанского триумфа? Только лишь всю мелочность своего бытия. Важнее всего – наш разум. Именно он – залог нашего здоровья» - дает Вербински зрителю первую подсказку, не затягивая с прелюдией и погружая в мир бизнеса, бирж и белых воротничков. Они бегут постоянно вперед и вперед, следуя единому девизу: «время – деньги». Не растрачиваясь на пустые телодвижения, статичные, с неизменными мешками под глазами, трудяги-брокеры даже смерть свою встречают в офисе. И речи быть не может о том, чтобы потратить неделю, месяц или, не дай Боже, год в какой-нибудь здравнице!

Кадр из фильма «Лекарство от здоровья»

На первый взгляд, «Лекарство от здоровья» по своему смысловому наполнению, социальному подтексту и завязке напоминает «Волшебную гору» Манна. В дальнейшем, продемонстрировав символические образы в виде огня, балерины, змей и фотографии, фильм перекликается с The Evil Within, недавними «Призраками Элоиз», «Островом Проклятых» и даже немного с «Обителью Зла».

Не собираясь долго мучить аудиторию напряжением и догадками, Вербински постепенно наполняет ранее выданные символы значением, попутно раскрывая Локхарта, опутывая его общением с другими людьми. Зеленый гоблин из «Нового Человека-паука» выступил в непривычной для себя роли протагониста и главного персонажа, чьей задачей является не только раскрываться, взаимодействовать, но и скреплять своим повествованием весь фильм. С ДиКаприо или МакЭвоем по части игры в помутненный рассудок Дэйн ДеХаан с трудом посоревнуется, впрочем, актеру вполне удалось найти свой собственный образ и, что немаловажно, сыграться с Миа Гот, исполняющей роль Анны.

Кадр из фильма «Лекарство от здоровья»

Мие в ее 24 года досталась роль девочки-подростка, которая только-только начинает формироваться как женщина. Мелькая с самого момента приезда Локхарта в здравницу, ее героиня Анна как бы намекает, кому в этом произведении зрителю стоило бы обратить чуть больше внимания. Ее нестандартная внешность и спокойная игра хорошо гармонирует с ДеХааном – здесь Вербински явно не прогадал, отказавшись от поднадоевших однотипных голливудских лиц.

Кадр из фильма «Лекарство от здоровья»

Красота и насилие, физиология и разум, - все это дополняется мрачной мистической предысторией про барона, его сестру-жену и тайну замка, которая, по идее, должна сглаживать некоторые странности в поведении окружающих людей. И, если к ненормальному поведению медперсонала в больницах фильмов ужасов зрителя уже приучили, то вот отдельные сцены с главными персонажами могут вызвать подозрение, что их в повествование включили лишь ради саспенса и вброса большего символизма, в котором не каждый захочет разобраться, набраться смелости для повторного просмотра.

Кадр из фильма «Лекарство от здоровья»

Впрочем, Гор Вебински и Джастин Хэйс хорошо постарались, раскрыв почти весь арсенал образов и закольцевав композицию, дав достаточно информации как о прошлом Локхарта, так и об истории замка. В фильме поднято достаточно много важных тем – о здоровье, материализме, социуме в целом и индивидууме в отдельности. В добавок, картина дарит зрителю образ Принца в белом больничном халате и нового, вполне неплохого злодея в копилку истории кинематографа.

Именно тогда «Лекарство от здоровья» окончательно избавляется от всех возможных ассоциативных рядов, приобретает собственный голос, звучание и значение. ДеХаан на мгновение возвращается к Зеленому гоблину, одной улыбкой даря массу экспрессии для приквела, сиквела, какого-угодно продолжения истории барона в «Лекарстве от здоровья».

В российском прокате с 30 марта 2017 года

Расписание и покупка билетов на фильм «Лекарство от здоровья»

Однажды на мою рабочую почту начал приходить чудесный спам, чужих певцов блуждающие сны. В подвале дома обнаружены останки первобытного бомжа! Студент-двоечник задушил преподавателя бычьим цепнем! Под площадью трех вокзалов найден четвертый вокзал! Короеды спасли ребенка от пьяной матери! Заказное введение шлаков – новый способ мести!

Дурак зовет в дорогу

Теперь я почти уверен, что похожие сообщения в это же время получал по почте американский кинорежиссер Гор Вербински. Вероятно, сначала он, как и я, просто складывал их в отдельный файл и рассылал друзьям и коллегам. А потом, в очередной раз перечтя перед сном, позвонил сценаристу Джастину Хейсу, с которым делал «Одинокого рейнджера».

«Смотри-ка, Джастин, – сказал, наверное, Вербински, – какие оригинальные идеи. Давай их творчески доработаем! А то «Пираты Карибского моря» надоели мне хуже горькой редьки. Может, сочинишь сюжет, а вот этим всем разукрасим, потеха будет».

Сюжет был у Хейса буквально под рукой, рука чесалась. Повышая культурный уровень и профессиональную квалификацию, он читал на ночь глядя «Волшебную гору» Томаса Манна и адски маялся от скуки. Какой-то туберкулезный санаторий в горах. Уже пятьсот страниц ничего не происходит. Скелеты не выходят из шкафов, покойники не нападают на пациентов, определенно чего-то не хватает. Где интрига, где саспенс? А тут – оп! Заказное введение шлаков! Сценарист бросился к любимому письменному столу, работа закипела.

Итак, санаторий. В швейцарских Альпах. Но не просто санаторий! Он стоит на месте готического замка – под площадью трех вокзалов найден четвертый вокзал! Замок принадлежал первобытному барону, который был помешан на чистоте крови и женился на сестре. Жители соседней деревни не вынесли такого святотатства и сожгли сестру барона живьем (но ребенка спасли короеды). Об этом знает каждый таксист, по крайней мере тот, что везет в санаторий прилетевшего из Нью-Йорка Ганса Касторпа, т. е. Локхарта (Дейн Дехаан), молодого финансиста, командированного начальством в Альпы, чтобы вернуть из продолжительного отпуска президента компании Пемброка (Гарри Гронер), без подписи которого невозможно оформить жизненно важное слияние с успешным конкурентом.

Место для провала

Действие «Лекарства от здоровья» происходит в Швейцарии, но фильм снимался в Германии, в замке Гогенцоллерн, который на время работы команды Гора Вербински пришлось закрыть для посещений на несколько месяцев. Подземный грот должны были снимать в Вене, но в итоге студии пришлось построить декорацию площадью 2000 кв. м. Производство фильма обошлось в $40 млн. Со дня американской премьеры – 17 февраля 2017 г. – он собрал по всему миру всего $24,2 млн.

Но встретиться с мистером Пемброком непросто, он все время на процедурах. Локхарт пробует качать права, ему советуют попить водички из местного легендарного источника, а заодно пройти курс детоксикации, ведь молодому человеку только кажется, что он здоров. Мобильная связь не работает. Из-за спины Томаса Манна начинают торчать уши Кафки. Камера Бояна Бацелли неторопливо панорамирует живописные пейзажи и вглядывается в лица богатых пожилых пациентов в одинаковых белых халатах. Они разгадывают кроссворды, заторможенно играют на свежем воздухе в крокет и похожи на довольных зомби. Время тянется как в первом томе «Волшебной горы», Локхарта это решительно не устраивает. Он требует такси в аэропорт, но попадает в аварию. Потерял сознание, очнулся, гипс.

А у кровати сидит главврач-вредитель (Джейсон Айзекс). Он говорит, что вам надо вывести шлаки – значит, точно будет вводить. Вы читали в интернете страшные статьи про паразитов в организме человека? А Вербински и Хейс читали. С водичкой-то поосторожней надо. Кто-нибудь проводил анализ на гельминтов? Пока новый пациент Локхарт скачет на костылях по санаторию, разыскивая шефа, в его организме незаметно происходят патологические изменения. Он начинает видеть червей и бояться унитаза. Кругом одни гельминты. А вдруг его задушат бычьим цепнем?

И это я еще не рассказал про стоматологов-садистов. Про ритуальную свадьбу. Про менструальную кровь, привлекающую угрей (Вербински умеет поставить эффектную сцену). Про убийство дедушки лопатой.

Чувствуется, что авторов «Лекарства от здоровья» несло, они никак не могли остановиться. Хронометраж фильма – два с половиной часа. Но ведь совершенно нечего выкинуть. Такой материал! Пациентов держат живьем в формалине! Санитары читают Томаса Манна! Нет, уехать из этого санатория невозможно. Кому такое в голову придет. Дайте еще таблеток, и можно без хеппи-энда. Хотя, конечно, нельзя.

Как написали в моей любимой спам-рассылке, раненый сыч нашел своих хозяев.

Читайте также: