Может ли зубной техник работать медицинской сестрой

Опубликовано: 26.03.2024

Цикл экспертных публикаций по медицинскому праву
«Настольная книга Главного Врача»

Кого можно принять на должность
"ассистент врача-стоматолога" в стоматологическую клинику?


"Ищу ассистента" - самая частая фраза-вакансия в стоматологии. Стоматологи все чаще ощущают кадровый дефицит среднего мед.персонала. В первую очередь – ассистентов врача-стоматолога. Это важная фигура в современной клинике, без работы в 4 руки качественная стоматология уже немыслима.

Известно, что в квалификационном справочнике медицинских профессий такой должности, как «ассистент стоматолога», нет. Мы так называем медицинского работника, который непосредственно помогает врачу в работе с пациентом в полости рта.

Но раз должности «ассистент» не существует – кого же мы имеем право принять на это место?

Отвечаем на самые популярные вопросы по теме.

Вопрос №1: Кто может выполнять в клинике работу «ассистента врача-стоматолога»?

Согласно приказу МЗ РФ от 23 июля 2010 г. n 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", необходимым квалификационным характеристикам и должностным обязанностям ассистента врача-стоматолога соответствует профессия «МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА».

Вот должностные обязанности медицинской сестры по приказу МЗ РФ №541н:

- Оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований.

- Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными.

- Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта.

- Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения.

- Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию.

- Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

- Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов.

- Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

- Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях.

- Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача.

- Обеспечивает выполнение врачебных назначений.

Как видим, последние два выделенных пункта однозначно определяют для медицинской сестры возможность работать в качестве ассистента врача-стоматолога. Кроме того, прочие обязанности позволяют работать как обычной медсестре, если работодатель посчитает необходимым включить в должностную инструкцию такие обязанности.

Итак, мы определили, что в качестве ассистента можем нанимать на работу медсестру.
Но медсестра – это название конкретной должности по трудовому договору и штатному расписанию. Этой должности могут соответствовать сразу несколько профессий.

Вопрос №2: Специалистов с каким ОБРАЗОВАНИЕМ и КВАЛИФИКАЦИЕЙ мы можем нанимать на должность медсестры?

Вновь обратимся к приказу МЗ РФ № 541н. В нем сказано, что к квалификации медицинской сестры предъявляются следующие требования:

Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

"Сестринское дело" – это медсестра.

"Лечебное дело" – это фельдшер.

"Акушерское дело" – это акушерка.

Соответственно – любой медицинский работник, имеющий диплом медсестры, фельдшера или акушерки и соответствующий сертификат из вышеуказанного списка может быть принят на должность медицинской сестры и выполнять весь функционал ассистента врача-стоматолога.

Помните, что для работы сотруднику нужно одновременно соответствовать ДВУМ условиям: иметь диплом медсестры, фельдшера или акушерки и действующий сертификат по одной из специальностей "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии".

Оформлять такого сотрудника нужно строго в соответствии с названием занимаемой им должности в штатном расписании. Если в штатном расписании мы имеем должность "медсестра", то и в трудовом договоре, и в трудовой книжке, и в должностной инструкции пишем "медсестра". Независимо от того, какой у сотрудника диплом - медсестры, фельдшера или акушерки.


Вопрос №3: А как же сертификат «сестринское дело в стоматологии»? Он нужен?

Мы знаем, что в некоторых городах для трудоустройства медсестры в стоматологическую клинику и даже для лицензирования пытаются требовать именно сертификат «сестринское дело в стоматологии».

Именно поэтому так важно знать законы. В приказе МЗ РФ №541н такой специальности, как «медсестра в стоматологи» или "сестринское дело в стоматологии" НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Ее просто нет в списке должностей по приказу 541н.

Этот образовательный цикл – добровольное усовершенствование, чтобы обычная медсестра получила первичные базовые знания о работе в стоматологии, материалах и инструментах, специфике. После его прохождения и медсестре, и работодателю легче адаптироваться к работе именно в стоматологии. Но обязанности его проходить нет. Его наличия не имеет права требовать ни работодатель, ни проверяющий. Как любые наши учебные курсы - только по желанию.

Данное усовершенствование является ДОБРОВОЛЬНЫМ, не влияет на возможность трудоустройства и главное – требовать его никакие гос.органы не имеют права.

Вопрос №4: Какие еще бывают медсестры по специализации?

Для стоматологической клиники актуальными являются еще несколько видов медсестринских специализаций по приказу МЗ РФ №541н.

Главная медицинская сестра

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Управление сестринской деятельностью", стаж работы по специальности не менее 5 лет или среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Сестринское дело", "Акушерское дело", "Лечебное дело" и сертификат специалиста по специальности "Организация сестринского дела", стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 10 лет.

ВНИМАНИЕ! Коллеги – создавая в штатном расписании должность ГЛАВНОЙ медсестры и делая такую запись в трудовом договоре СМОТРИТЕ НА ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ и помните, что эта должность для человека с ВЫСШИМ сестринским образованием, ОРГЗДРАВОМ по сестринскому делу и СТАЖЕМ работы не менее 10 лет!

Многие в силу незнания этих нюансов вводят эту должность ради громкого звучания, берут на нее обычную медсестру со средним образованием, а потом попадают на крупные штрафы трудовой инспекции. Будьте внимательны, это очень частая ошибка!

Старшая медицинская сестра

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

Медицинская сестра процедурной

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

Операционная медицинская сестра

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Операционное дело" без предъявления требований к стажу работы.

Старшая операционная медицинская сестра - среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Операционное дело" без предъявления требований к стажу работы.

Медицинская сестра-анестезист

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Анестезиология и реаниматология" без предъявления требований к стажу работы.

Медицинская сестра стерилизационной

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Сестринское дело в педиатрии", "Общая практика" без предъявления требований к стажу работы.

В зависимости от структуры клиники и штатного расписания вы также можете нанимать на эти должности медицинских сестер соответствующих квалификаций с учетом требований к образованию и квалификации. Должность во всех документах указывается именно так, как она написана в квалификационном справочнике.

Вопрос №5: Можно ли принять на работу ассистентом зубного врача или гигиениста стоматологического?

Давайте посмотрим на должностные обязанности этих двух профессий согласно приказу МЗ РФ №541н:

Зубной врач

Должностные обязанности. Осуществляет диагностику и лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в соответствии с профилем занимаемой должности. Проводит работу по профилактике заболеваний и поражений зубов, санации полости рта у детей и взрослых. Подготавливает стоматологическое оборудование к работе, осуществляет контроль исправности, правильности его эксплуатации. Осуществляет доврачебную помощь при травмах и термических повреждениях челюстно-лицевой области. Производит снятие оттисков, получение диагностических моделей и их анализ, параллелометрию, проведение этапного наблюдения, коррекцию протезов и ортодонтических аппаратов. Осуществляет подготовку пациентов к физиотерапевтическим процедурам. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику, выполнение требований инфекционного контроля в стоматологическом отделении. Осуществляет ведение медицинской документации. Осуществляет получение, хранение и использование лекарственных средств, стоматологических материалов, инструментов. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Гигиенист стоматологический

Должностные обязанности. Осуществляет диагностику кариеса зубов, болезней пародонта, некариозных поражений, болезней слизистой оболочки и регистрацию стоматологического статуса пациента. Определяет гигиеническое состояние полости рта и обучает пациента методам чистки зубов; проводит контрольную чистку зубов; дает индивидуальные рекомендации по выбору средств гигиены для детей и взрослых. Дает рекомендации пациентам по уходу за ортодонтическими и ортопедическими конструкциями. Осуществляет профилактические и гигиенические мероприятия, направленные на сохранение стоматологического здоровья населения и выработку навыков рационального ухода за полостью рта. Составляет и реализует программу индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний. Осуществляет профилактические процедуры: покрытие зубов фторлаком и фторгелем, полоскания и аппликации реминерализующими растворами, герметизацию фиссур зубов, снятие над- и поддесневых зубных отложений, пародонтальные аппликации. Проводит профилактику основных стоматологических заболеваний детей организованных детских коллективов. Осуществляет стоматологическое просвещение среди населения разных возрастных групп, медицинского персонала, воспитателей детских дошкольных организаций, учителей, родителей. Проводит анкетирование населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Оформляет уголки гигиены полости рта в организованных детских коллективах, готовит памятки и санбюллетени. Ведет учетно-отчетную документацию. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, ВИЧ-инфекции. Оказывает больным и пострадавшим первую медицинскую и неотложную помощь при травмах, отравлениях, аллергических реакциях, острой сердечной недостаточности, обмороке, шоке, коллапсе.

Как видим, это абсолютно самостоятельные профессии, предусматривающие ЛИЧНУЮ работу с пациентом, а не помощь врачу. У них свои обязанности, они могут вести самостоятельный прием пациентов без присутствия врача-стоматолога. Могут даже открывать свои кабинеты и клиники с отдельной лицензией.

ВНИМАНИЕ!
Если клиника не имеет лицензии "Стоматология профилактическая", то она не может принять в штат гигиениста стоматологического.
Если нет лицензии "стоматология" доврачебная - не может принять на работу зубного врача.
Если нет лицензии "сестринское дело" - не может принять на работу медсестру или замещающего эту должность специалиста.
Помните об этом!

Безусловно, по обоюдной договоренности и зубной врач, и гигиенист могут выполнять функции ассистента стоматолога, эти обязанности можно включить им в должностную инструкцию, но официально оформлены они должны быть согласно своему образованию и квалификации – именно зубным врачом или гигиенистом. А не медсестрой и уж тем более не ассистентом врача-стоматолога.

Врач-стоматолог (молодой специалист, ординатор)

По закону, если у такого врача уже есть диплом об окончании ВУЗа и сертификаит (свидетельство об аккредитации), то принять его на работу можно только как врача-стоматолога. Замещать должность медсестры он не может (кроме случаев, когда таким врачом получен документ о сдаче экзамена на должность среднего мед.персонала). Поэтому оформляем его врачом, как написано в образовательных документах, а далее согласно принятой в клинике программе проводим обучение, инструктаж, испытательный срок, стажировка и т.д.

Вопрос №5: а как же студенты медицинских ВУЗов? Как же молодые врачи-стоматологи?
Их можно трудоустраивать на должность медсестры?

Можно, но не всех.
Есть вот такой документ: ПРИКАЗ Минздрава РФ №419н от 27.06.2016 "Об утверждении порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала"

В соответствии с этим документом, чтобы студент-медик мог законно работать в должности медсестры (медбрата), нужно:
1. Чтобы он окончил 3 полных курса медицинского ВУЗа и более.
2. Он должен подать самостоятельно заявку на аттестацию в комиссию при его ВУЗе. Автоматически после окончания 3го курса право работать медсестрой не наступает.
3. Он должен сдать соответствующий аттестационный экзамен.
4. После успешной сдачи экзамена ему на руки выдается выписка из протокола аттестационной комиссии. Именно этот документ - выписка из протокола - и дает студенту право работать медсестрой.
Документ (выписка) действует в течение 5-ти лет с момента выдачи. Потом нужно снова сдавать экзамен, в противном случае право на работу медсесрой по прошествии более 5ти лет теряется. Все по аналогии с медицинскими сертификатами - подтверждать каждые 5 лет.
Помните, что через 5 лет нужно либо получить у такого работника подтверждение пересдачи экзамена, либо освободить его от занимаемой должности медсестры.

Кстати, любой дипломированный врач также может обратиться в ВУЗ, сдать такой экзамен и получить право работать в должности среднего медицинского персонала (если у него в этом есть необходимость). Правила и механизм идентичны, всё как для студентов.

Выводы:

1. Профессии «ассистент стоматолога» в РФ не существует. Под это определение идеально подходит медсестра. К тому же, в РФ стоматолог без медсестры в штате клиники не имеет права работать вообще.

2. На должность медсестры (с функциями ассистента) можно принять медсестру, фельдшера или акушерку с документами согласно требованиям к занимаемой должности по пр. №451н

3. Специализация «сестринское дело в стоматологии» является добровольной.

4. Главная медсестра – это сотрудник с высшим образованием, ОЗЗ и стажем от 10 лет. Медсестру со средним образованием ставить на эту должность нельзя.

5. Зубной врач и гигиенист, а также врач-стоматолог – это не ассистенты, а самостоятельные профессии. На должности медсестры они работать не могут.

6. Медсестры, как и врачи, делятся по специализациям. Для некоторых специализаций (например, медсестра стерилизационной) достаточно базового среднего образования, а для других (например, медсестра-анестезист или операционная м/с) необходима обязательная профессиональная постдипломная переподготовка.

7. Студентов медицинских ВУЗов и врачей с законченным высшим образованием можно принимать на должность медсестры только при наличии выписки из протокола аттестационной комиссии об успешном прохождении аттестации на должность среднего медицинского персонала.

О том, кто может проводить рентгеновские исследования в стоматологической клинике, читайте в ЭТОЙ СТАТЬЕ

С уважением,
эксперт по медицинскому праву,
руководитель "Центра Защиты Врачей",
доктор Владислав Аносов.

Главная картинка статьи На кого может переучиться медсестра и сколько времени это займет?

Сестринское дело — популярное среди россиян направление переобучения. Для некоторых получение профессии медсестры и вовсе становится началом карьеры. Однако, со временем невысокая зарплата (в среднем от 25 тыс. до 35 тыс. рублей), стрессы, ночные дежурства и практически полное отсутствие профессионального роста многих медсестёр наталкивают на мысль о дальнейшем карьерном развитии. Но на кого лучше переучиться медсестре? Мы подготовили список популярных профессий и проверили, в каком случае специалистам хватит переподготовки, а в каком придётся учиться заново

Можно ли с медсестры переучиться на врача

К сожалению, тут переподготовкой не обойтись. И это логично — между профессиями медсестры и врача лежит огромная пропасть. В обязанности медсестры входят следующие задачи:

отслеживание состояния пациентов;

перевязки, инъекции и другие несложные процедуры по назначению врача.

Врач же производит осмотр, ставит диагноз и назначает лечение на основании итогов обследований. На нём лежит огромная ответственность за жизнь и здоровье пациента.

Медсестре, которая решила стать врачом, придётся получать высшее образование. На обучение в ВУЗе и прохождение ординатуры уйдет от шести до восьми лет и, вероятнее всего, немало денег. На форумах медработников многие медсёстры жалуются, что просто «не потянут» обучение на врача.

возможно ли из медсестры переучиться на врача

Можно ли переучиться с медсестры на фармацевта

Можно! Более того, переобучение на фармацевта займет на год-полтора меньше, чем получение образования с нуля, ведь вы сможете перезачесть себе результаты зачетов и экзаменов по уже сданным дисциплинам.

Однако, следует быть готовым к тому, что на медицинский колледж или ВУЗ, где можно переучиться с медсестры на фармацевта, все равно придется потратить несколько лет.

как медсестра может переучиться на фармацевта

Как стать фельдшером

Фельдшерам, обладающим правом ставить диагнозы, назначать лечение и выписывать рецепты, платят больше, чем медсестрам, т. к. их профессия более престижна… но, увы, обучиться ей не так просто.

Многие юристы отмечают, что закон не подразумевает возможности переподготовки на фельдшера с медсестры. В то же время специалисты указывают на то, что записаться на переподготовку и получить диплом можно, если медсестра фактически работала фельдшером в течение 10 лет и может подтвердить это на основании приказа Минздрава № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков…».

Как переучиться с медсестры на лаборанта

Научно-технический сотрудник лаборатории подготавливает и тестирует оборудование, анализирует химический состав и свойства исследуемых образцов и составляет отчеты о результатах работы. Работа не самая безопасная для здоровья — придётся регулярно контактировать с химическими веществами — и невысоко оплачивается (средняя зарплата в 2019 году в России — всего около 23 тыс. рублей). Тем не менее, она более стабильная, и менее нервная, чем работа медсестры. В некоторых случаях это и подталкивает медсестер на переобучение на лаборанта.

как лучше переучиться с медсестры на лаборанта

Получить эту профессию достаточно просто — высшее образование не требуется (хотя специалисты рекомендуют всё же его получить тем, кто рассчитывает на карьерный рост). В целом же, достаточно отучиться в ССУЗе.

Как переучиться с медсестры на лаборанта и возможно ли это? Тут всё так же, как и в случае с обучением медсестры на фельдшера: в 2019 году закон этого не предусматривает. И какой-то «лазейки», как в случае с переподготовкой на фельдшера, здесь нет, то есть переподготовка действительно невозможна. По словам медицинских работников, медсестер на переподготовку в лаборанты принимали неохотно еще лет 10 назад. Теперь юристы рекомендуют медсестрам, желающим стать лаборантами, получить новое образование по специальности «Лабораторное дело».

«Появились новые стандарты: переподготовку запретили, учиться надо заново, среднее образование занимает года три», — жалуются медсестры на профессиональном форуме. Еще один вариант — поступление в ВУЗ.

Как переучиться на зубного техника

Зубной техник занимается изготовлением протезов и ортодонтических конструкций, с пациентами контактирует редко. Трудится под руководством врача-ортопеда или терапевта. Первые годы работает за низкую зарплату и помогает более опытным коллегам, но с годами средний ежемесячный доход зубного техника в частной клинике может достичь и 60 тыс. рублей. Да и с занятостью проблем не будет, а при удачном стечении обстоятельств можно будет уйти в «свободное плавание», набрав базу клиентов и организовав свой кабинет. Соблазнительно? Не поспоришь!

как лучше медсестре переучиться на зубного техника

Как медсестре переучиться на зубного техника? Достаточно пройти курс переподготовки по направлению «Ортопедическая стоматология» в аккредитованном учебном заведении и получить сертификат, либо, опять же, выбрать среднее образование по той же специальности. Длинный путь — отучиться в ВУЗе и потом на курсах зубного техника. Периодически придется повышать квалификацию и осваивать новые методы, техники работы.

А если вообще не переобучаться?

Карьерный рост медсестры весьма ограничен — можно стать максимум старшей медицинской сестрой, которая контролирует работу других медсестер, пишет график дежурств и больше работает с документами, и то для этого обычно требуется высшее образование.

специальности, на которые может переучиться медсестра

На кого можно переучиться медсестре: список специальностей

В выборе сферы деятельности у специалиста с сертификатом «Сестринское дело» недостатка нет. Получив образование по этому направлению, переучиться можно на многие другие специальности:

Направление обучения Кем можно стать после обучения
Анестезиология и реаниматология Медсестра-анестезист, старшая медицинская сестра
Гигиеническое воспитание Инструктор по гигиеническому воспитанию, помощник врача по гигиеническому воспитанию
Диетология Заведующий молочной кухней, диетическая медицинская сестра
Лечебная физкультура Инструктор по лечебной физкультуре, старшая медицинская сестра
Медицинский массаж Медсестра по массажу, старшая медицинская сестра
Медицинская статистика Медицинский статистик
Медико-социальная помощь Медсестра медико-социальной помощи
Общая практика Медицинская сестра врача общей практики (семейного врача)
Операционное дело Операционная медсестра, старшая операционная медсестра
Организация сестринского дела Директор больницы/дома сестринского ухода, хосписа, заведующий молочной кухней, главная медсестра, главный фельдшер, главная акушерка
Реабилитационное сестринское дело Медсестра по реабилитации, старшая медицинская сестра
Рентгенология Рентгенолаборант
Сестринское дело в педиатрии Медсестра, старшая медсестра, палатная (постовая) медсестра палатная, медсестра процедурной или перевязочной, участковая медсестра, медсестра приемного отделения, патронажная медсестра, завкабинетом медицинской профилактики – медицинская сестра
Сестринское дело в косметологии Медсестра по косметологии, старшая медсестра
Физиотерапия Медсестра по физиотерапии, старшая медсестра
Функциональная диагностика Медсестра, старшая медсестра

стоит ли переобучаться медсестре в другую специальность

Нужно ли вам переобучаться?

С одной стороны, зачастую медсестрам, желающим получить другую специальность, предлагают пройти не переподготовку, а полноценное обучение, которое требует и времени, и денег. Впрочем, иногда оно того стоит.

С другой стороны, на медфорумах встречается и такое мнение: «Посредственных докторов полно, а действительно хорошая медсестра — редкость, так может, в некоторых случаях стоит совершенствоваться в своей профессии, а не менять ее?». Да и возможность получать зарплату повыше у медицинских сестер всё-таки есть. Например, та же старшая медсестра может претендовать на 38 тыс. в месяц, а операционная (ассистирует хирургу) — в среднем на 34 тыс. рублей.

Таким образом, что бы вы ни вы выбрали, главное — не останавливаться и продолжать совершенствоваться в новой или уже имеющейся профессии.

Июнь - не только первый месяц лета, но и пора поступлений для школьников. В данной статье мы решили рассказать, чем занимается зубной техник и стоит ли идти учиться на зубного техника, так как многие абитуриенты даже не подозревают, что в стоматологическом деле есть такая важная профессия.

За экспертным мнением обратились к зуботехнической лаборатории “РотФронт” и агентству медицинского контент-маркетинга Чехов.today

Выбирая профессию впервые или желая найти новую, мы задаем себе вопросы:

  • Что мне интересно делать
  • Сколько я буду зарабатывать
  • Получится ли у меня

Чтобы не ошибиться с выбором профессии ищите её на пересечение трёх «областей»:

  • «Хочу» – ваши желания
  • «Могу» – ваши возможности
  • «Надо» – требование рынка

Профессия зубного техника:настоящее и будущее

Хочу ли я быть зубным техником?

Прежде всего профессия зубного техника относится к медицинским, и если Вы не стали врачом, но мечтаете возвращать людям здоровье и красоту, эта работа наполнит вашу жизнь смыслом.

Восстанавливать созданное природой – задача сложная, но зубному технику, как и врачу, часто приходится исправлять ошибки, допущенные природой, а это большая ответственность перед людьми, доверившими Вам своё здоровье.

Профессия зубного техника:настоящее и будущее

Смогу ли я работать зубным техником? В профессии зубного техника нужна безграничная любовь к «оттачиванию» мельчайших деталей, желание и умение выполнять работу с ювелирной точностью.

Кроме медицинских знаний необходим художественный вкус, потребуется также химия, физика и материаловедение, ведь зубной техник – это художник, скульптор и строитель, создающий красивые и надёжные ортопедические конструкции, которые должны служить многое годы.

Если Вы найдете удовлетворение в создании сложных форм, работе с цветом и прозрачностью материалов, то профессия зубного техника даст Вам неиссякаемый источник вдохновения.

Погрузитесь в атмосферу творчества на вебинаре Алека Аронина «Нанесение керамики»:

Нужны ли сегодня зубные техники и сколько они зарабатывают?

«К счастью» и «к сожалению», но людям приходится лечить зубы и врачи-стоматологи вместе с зубными техниками решают проблемы пациентов.

Все знают, что профессия стоматолога одна из самых высокооплачиваемых в мире, а хорошие зубные техники зарабатывают не меньше врачей-стоматологов.

Сколько Вы сможете зарабатывать зависит от амбиций, таланта и трудолюбия.

Где учат на зубного техника?

Чтобы официально трудоустроиться в зуботехническую лабораторию на должность зубного техника необходимо среднее медицинское образование.

Например в Петербурге на зубного техника учат в медицинском колледже №3 на специальности «стоматология ортопедическая».Обучение занимает 3 года на дневном отделении и 4 года на вечернем.

Как и в любой профессии, стать хорошим специалистом можно только практикуясь, поэтому если Вы заинтересованы освоить специальность как можно быстрей – устраивайтесь на практику ещё во время учебы.

Многие лаборатории берут на работу трудолюбивых, целеустремленных стажеров, даже если они студенты первого курса.

Профессия зубного техника:настоящее и будущее

Можно ли стать зубным техником в зрелом возрасте?

Решительные люди готовы к переменам в любом возрасте и если Вы обладаете необходимыми способностями и успешно продемонстрируете их, выполнив тестовое задание, то возраст не помеха.

Например в зуботехнической лаборатории «РотФонт» в качестве тестового задания необходимо выполнить моделировку зуба.
Если Вы готовы испытать себя на «профпригодность», запишитесь и пройдите тестовое задание .

Минусы профессии зубного техника

Любая профессия временами «не сахар» и решаясь посвятить часть жизни выбранному делу нужно тщательно взвешиваться не только плюсы, но и минусы:

  • Работа техника в основном сидячая
  • Требуется постоянное напряжение зрения
  • Приходится контактировать с вредными химическими веществами

На многих этапах производства ортопедических конструкций не избежать повышенного уровня шума, вибраций и пыли.

Какие перспективы роста у зубного техника?

В этой профессии практически нет возможностей для карьерного роста, но если Вы проявите организаторские способности, то можете рассчитывать на должность начальника участка.

Рост в профессии зубного техника – это главным образом достижение новых высот в своем ремесле и здесь нет предела для совершенствования умений.

Талантливые и энергичные зубные техники могут разнообразить свою деятельность преподавательской работой, ведя авторские семинары, или стать представителем компаний, производящих оборудование, технологии и материалы для стоматологической отрасли.

Будущее профессии зубного техника

Сегодня часто обсуждается тема, что развитие компьютерных технологий приведёт к исчезновению многих профессий.

Не берёмся предсказывать будущее, но компьютерные технологии действительно меняют взаимодействие между стоматологами и зубными техниками.

Посмотрите выступление врача-ортопеда о современном взаимодействии врачей и зубных техников:

Чтобы «оставаться в профессии» сегодня от зубных техников требуются не только мануальные навыки производства ортопедических конструкций, но и умение работать с системами автоматизированного проектирования и производства (CAD/CAM).

Наступили времена, когда от специалиста любой отрасли требуется постоянное обновление знаний в своей профессии и смежных областях.

Желаем Вам удачи в непростом выборе своего будущего!

Изменения и поправки

Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 марта 2013 г.

Регистрационный N 27723

В соответствии с подпунктом 5.2.7. Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

Утвердить Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников согласно приложению.

Министр В. Скворцова

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников

I. Медицинские работники

1.1. Должности руководителей:

главный врач (начальник) медицинской организации;

директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;

заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-специалист;

заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;

главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

1.2. Должности специалистов с выс-шим профессиональным (медицинским) образованием (врачи):

а) врачи-специалисты, в том числе:

врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка;

врач клинической лабораторной диагностики;

врач мануальной терапии;

врач общей практики (семейный врач);

врач-педиатр городской (районный);

врач по авиационной и космической медицине;

врач по водолазной медицине;

врач по гигиене детей и подростков;

врач по гигиене питания;

врач по гигиене труда;

врач по гигиеническому воспитанию;

врач по коммунальной гигиене;

врач по лечебной физкультуре;

врач по медико-социальной экспертизе;

врач по медицинской профилактике;

врач по медицинской реабилитации;

врач по общей гигиене;

врач по паллиативной медицинской помощи;

врач по радиационной гигиене;

врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;

врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

врач по спортивной медицине;

врач приемного отделения;

врач-психиатр детский участковый;

врач-психиатр подростковый участковый;

врач скорой медицинской помощи;

врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;

врач ультразвуковой диагностики;

врач функциональной диагностики;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи горноспасательных частей;

1.3. Должности специалистов с выс-шим профессиональным (немедицинским) образованием:

инструктор-методист по лечебной физкультуре;

судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик);

химик-эксперт медицинской организации;

эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;

1.4. Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал):

заведующий молочной кухней;

заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра);

заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушер, медицинская сестра);

заведующий кабинетом медицинской профилактики - фельдшер (медицинская сестра);

заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;

инструктор по гигиеническому воспитанию;

инструктор по лечебной физкультуре;

инструктор по трудовой терапии;

медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);

медицинская сестра диетическая;

медицинская сестра медико-социальной помощи;

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра патронажная;

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра по косметологии;

медицинская сестра по массажу;

медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра по реабилитации;

медицинская сестра стерилизационной;

медицинская сестра участковая;

медицинская сестра по физиотерапии;

медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант);

операционная медицинская сестра;

помощник: врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене;

старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);

фельдшер скорой медицинской помощи;

фельдшер-водитель скорой медицинской помощи.

1.5. Иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал):

младшая медицинская сестра по уходу за больными;

II. Фармацевтические работники

2.1. Должности руководителей:

директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;

заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

2.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием (провизоры):

2.3. Должности специалистов со средним профессиональным (фармацевтическим) образованием (средний фармацевтический персонал):

2.4. Иные должности фармацевтических работников (младший фармацевтический персонал):

1. Должности "главный врач (начальник) медицинской организации", "заместитель руководителя (начальника) медицинской организации", "заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации" относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности;

2. Наименования должностей заместителей руководителя (начальника) медицинской организации дополняются наименованием раздела медицинской деятельности, руководство которой он осуществляет. Например, "заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части", "заместитель руководителя медицинской организации по лечебной части", "заместитель руководителя медицинской организации по клинико-экспертной работе", "заместитель руководителя медицинской организации по работе с сестринским персоналом" и другое.

3. Должности "заместитель директора (заведующего) аптечной организации", "заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами", "заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами", "заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации" относятся к должностям фармацевтических работников в случае, если их организационная и (или) функциональная деятельность непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением.

4. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, "врач-терапевт".

5. Наименования должностей заведующих (начальников) структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и другое) дополняются наименованием должности врача, соответствующей профилю структурного подразделения. Например, "заведующий хирургическим отделением - врач-хирург".

6. В медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, или при наличии в медицинской организации структурного подразделения, оказывающего специализированную медицинскую помощь, наименование должности "врач приемного отделения" дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности. Например, "врач приемного отделения - врач скорой медицинской помощи".

7. Наименования должностей "акушер", "санитар", "фасовщик", замещаемых лицами женского пола, именуются соответственно: "акушерка", "санитарка", "фасовщица"; а наименование должности "медицинская сестра", замещаемой лицами мужского пола, именуется - "медицинский брат (медбрат)".

[ ] Наименование должности "врач-лаборант" сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.

Кто такой

Зубной техник – высококвалифицированный специалист, работающий в зуботехнической лаборатории — отделении стоматологической клиники, которое занимается изготовлением зубных имплантов и протезов, челюстно-лицевых и ортодонтических конструкций и иных компонентов протезирования и восстановления зубного ряда, функций челюсти.

Существует некоторое количество узких специализаций в профессии зубного техника: керамист, техник-ортодонт, съемщик и другие. Вне зависимости от профиля, деятельность зубного техника включает в себя разработку отдельного зуба или нескольких модели зубов по ранее снятому слепку, выполненному стоматологом-ортопедом, подбор материалов и конструктивных элементов для протезов, моделирование и отливку конечного изделия, полировку и многое другое.

орпа.jpg

Что лечит

Зубной техник, как специалист среднего звена, занимается изготовлением коронок, протезов, ортодонтических и челюстно-лицевых конструкций и не принимает прямого участия в процессе лечения зубов. Основными обязанностями зубного техника являются:

  • Изготовление разнообразных типов искусственных коронок; э
  • Металлокерамическое протезирование;
  • Формирование основы и коронки штифтовых зубов;
  • Изготовление мостовидных протезов;
  • Выполнение работ по созданию съемных протезов (пластинчатых и бюгельных);
  • Создание всех видов ортодонтических и челюстно-лицевых конструкций.

Особенности профессии

Специалисты, выбравшие сферой своей деятельности стоматологическое протезирование, помогают пациентам эффективно скорректировать зубной ряд, добиться оптимального положения и функционирования челюстного аппарата. Зубной техник основывается на текущем состоянии зубов пациента, помогает скорректировать характеристики будущей конструкции так, чтобы ее отличия от естественного оттенка, размера и типа поверхности были минимальны или отсутствовали.

Ответственность

Профессия зубного техника накладывает на специалиста большую ответственность, так как он напрямую отвечает последующее качество жизни пациента и то, насколько комфортным в повседневном использовании будет созданный им протез. Ортодонт должен только знать принципы работы с композитами и металлами, но и уметь применять свои знания на практике.

Основные знания и умения, которыми должен владеть специалист в данной области:

  • принципы классической ортодонтии;
  • состав всевозможных расходных материалов для протезирования;
  • взаимодействие (синергия) тех или иных компонентов, использующихся в протезировании зубов;
  • основные принципы строения зубочелюстной системы;
  • физические и химические свойства эмалей и иных материалов;
  • особенности ухода за съемными и несъемными конструкциями; методики крепления зубных протезов;
  • основные навыки использования диагностического оборудования создание слепков и цветовая коррекция.

Загруженность

В услугах зубного техника нуждаются не только люди, имеющие нарушения зубного ряда, которым срочно необходимо его восстановить, но и те, кому хочется исправить ряд недостатков, не затрудняющих нормальное функционирование зубочелюстной системы. В целом, профессия является достаточно востребованной как в клиниках, так и в частной практике, поэтому загруженность специалиста в области ортодонтии и зубного протезироваия можно характеризовать в пределах от средней до высокой.

Востребованность

Зубные техники — перспективные медицинские специалисты, у которых есть возможность на постоянной основе расширять область своих знаний и навыков. Как правило, специалист может работать и в государственной, и в коммерческой клинике, вести частную практику совместно со стоматологом (при наличии необходимого опыта и постоянных клиентов). Также зубной техник всегда может трудоустроиться в клиниках эстетической медицины и косметологических центрах.

Плюсы и минусы профессии

К очевидным преимуществам профессии зубного техника можно отнести следующие:

  • Это достаточно популярная профессия.
  • Зубным техникам с опытом работы легко трудоустроиться по специальности.
  • Возможен неплохой профессиональный рост.
  • Хорошие специалисты остаются востребованными и могут вести практику даже в пенсионном возрасте.
  • Быстро формируется клиентская база для частной практики.

Однако, помимо перечисленных преимуществ, профессия зубного техника имеет ряд недостатков, среди которых:

  • Крайне конкурентная профессия.
  • Длительное обучение, требующее хорошей памяти и развитой моторики.
  • Напряженная работа, требующая определенной усидчивости.
  • Не слишком высокая заработная плата на начальных этапах, особенно в государственных медучреждениях.

Личные качества

От хорошего зубного техника требуются такие личные качества и свойства характера, как высокая степень ответственности, активность, умение распознавать незначительные цветовые отличия, развитая мелкая моторика. Кроме того, важными качествами являются умение абстрагироваться, высокий уровень стрессоустойчивости, аккуратность, аналитический склад ума, коммуникабельность и эмпатичность, так как зубному технику на этапе снятия слепков часто приходится общаться с пациентами.

техник.jpg

Востребованность

Ежегодно медицинские университеты и институты выпускают большое количество зубных техников. Основными местами их последующего трудоустройства являются стоматологические центры, комплексные медорганизации, коммерческие и частные клиники, поликлиники. Также выпускник может сделать выбор в пользу научной или преподавательской деятельности и продолжить свое профессиональное развитие в данном направлении, обучая студентов, выбравших специализацией ортодонтию и протезирование.

Карьерный рост

Карьерный рост зубного техника заключается как в продвижении вверх по карьерной лестнице, так и в возможном переходе на сходную должность в коммерческой организации, подразумевающей более высокую оплату. Также существует возможность заняться научной и преподавательской деятельностью, как в России, так и за рубежом, при наличии значительных карьерных достижений и знания иностранного языка.

Где учиться

Зубные техники в некоторых случаях начинают подрабатывать в больницах во время обучения, что позволяет им получить опыт до окончания высшего учебного заведения и трудоустраиваться на более выгодных для себя условиях. Лучшими вузами для получения профильного образования традиционно считаются следующие:

  • МГМСУ им. А.И. Евдокимова
  • РНИМУ им. Н.И. Пирогова
  • МГМУ им. И.М. Сеченова
  • МГУ им. М.В. Ломоносова
  • СПбГУ
  • СПбГПМУ Минздрава РФ
  • КФУ
  • РУДН

Профессия зубного техника остается неизменно востребованной и социально значимой, в связи с чем ежегодно привлекает сотни новых абитуриентов. Аргументов в пользу такого выбора несколько больше, чем минусов. При выборе специализации в области стоматологического протезирования решающими факторами принято считать привлекательные условия оплаты труда, относительно несложную (в сравнении с другими медицинскими специальностями) работу, возможность вести успешную частную практику в любом возрасте. Профессия подойдет людям, имеющим склонность к естественным наукам, усидчивым и аккуратным.

Дистанционное обучение в medicaledu.ru

Обучение на курсах medicaledu.ru организовано следующим образом. Слушатель получает персональный доступ к порталу, где содержатся необходимые учебные материалы и тесты для самопроверки знаний.

Программы обучения:

  • Профессиональная переподготовка для детских стоматологов
  • Профессиональная переподготовка для стоматологов-ортопедов
  • Профессиональная переподготовка для терапевтических стоматологов
  • Профессиональная переподготовка для стоматологов-хирургов
  • Повышение квалификации для детских стоматологов
  • Повышение квалификации для стоматологов-ортопедов
  • Повышение квалификации для стоматологов общей практики
  • Повышение квалификации для терапевтических стоматологов
  • Повышение квалификации для стоматологов-хирургов

Заработная плата

Так как ортодонтия является востребованной сферой деятельности, но при этом не относится к профессиям, предполагающим высокую степень личного риска специалиста, заработная плата в данной области может оцениваться в интервале от низкой до средней. Значения варьируются от 20 до 100 тысяч рублей, в зависимости от места работы, опыта, квалификации, региона и иных факторов, оказывающих влияние на размер оплаты труда.

Читайте также: