Можно ли давать кусочки ребенку без зубов

Опубликовано: 22.04.2024

С какого возраста можно давать твердую пищу и как научить ребенка ее жевать?

  • Когда вводить в прикорм?
  • Как перевести ребенка на твердую пищу?
  • Если ребенок отказывается

Когда младенец начинает пробовать помимо материнского молока или смеси блюда прикорма, всю пищу для карапуза перетирают и делают гомогенной. Пюре и жидкие кашки используются для перехода малютки к более густой, а затем и к твердой пище.


Многие мамы сомневаются, с какого возраста можно уже не давать измельченную до однородного состояния еду, а учить кроху жевать. Знать возраст, в котором рекомендовано введение в рацион твердой пищи, важно и для предотвращения возможных проблем, например, когда здоровый малыш в 3-4 года отказывается от еды кусочками или давится при кормлении.

Когда вводить в прикорм?

Ни жевательный аппарат, ни пищеварительная система младенцев первых 4-6 месяцев жизни не готовы к другой пище, помимо грудного молока либо адаптированной смеси. К тому же, у столь маленьких детей очень выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс, при котором любые твердые предметы автоматически выталкиваются языком.

Когда кроха подрастает, данные врожденные рефлексы начинают угасать. Одновременно продолжается созревание желудочно-кишечного тракта малютки, а потребности в питательных веществах увеличиваются. Примерно в возрасте 4-6 месяцев дети уже готовы пробовать пищу, у которой плотность повышена.


Своевременное начало приучения ребенка к более густой пище помогает научить малыша кусать, жевать и глотать плотную еду. Нервная система полугодовалого крохи уже развита настолько, что малютка может координировать движения своего языка и глотательные движения. Даже при отсутствии зубов малыш учится измельчать и перемешивать пищу во рту, используя десны и язык. Для этого в его меню должны появиться блюда с разной степенью измельчения кусочков.

Оптимальным возрастом для прикорма с более плотной консистенцией называют 6-10 месяцев. Если в этом промежутке родители боятся давать крохе негомогенную еду, более позднее ее введение в рацион может стать причиной неприятия ребенком пищи кусочками. В результате ребенок не может глотать твердую пищу и давится, если предложенное блюдо не полностью измельчено.

Рекомендуем посмотреть выпуск программы доктора Комаровского, в котором подробно освещается тема ввода прикорма в рацион малышей:

Как перевести ребенка на твердую пищу?

Переход от жидкого и полностью однородного питания к твердой пище обязательно должен быть постепенным. Сначала жидкое блюдо для крохи делают полужидким, а затем – вязким и густым. Кроме того, пюреобразную пищу со временем делают мелкоизмельченной, а после переходят к среднему измельчению и крупным кусочкам.


Этапы перехода будут такими:

  1. В возрасте 4-6 месяцев в зависимости от типа вскармливания малышам начинают предлагать пюреобразное питание с ложки. Все продукты в этом возрасте дают полужидкими и без комочков, чтобы малыш без труда их глотал. Овощные пюре дважды протирают через сито либо измельчают блендером на высокой скорости, а кашу варят из смолотой в муку крупы, предлагая сначала 5% блюдо, а чуть позже – 10%.
  2. С 7-9-месячного возраста консистенцию блюд для ребенка делают более густой. Овощи крохе по-прежнему предлагают в виде пюре, но протирают через сито 1 раз или устанавливают в блендере более низкую скорость. Для приготовления каш уже можно применять крупу со средним измельчением. Мясо в рационе младенцев этого возраста сначала должно быть гомогенизированным (дважды измельченным в мясорубке, а затем взбитым в блендере с овощным отваром). В 9 месяцев отварное мясо можно лишь пропускать 2 раза через мясорубку, чтобы в пюре оставались мелкие кусочки до 2-3 мм.
  3. Также в 8-9 месяцев ребенку начинают предлагать твердую пищу в виде печенья, сухарика и пшеничного хлеба. Такие плотные продукты дают крохе в руку, позволяя помусолить их режущимися зубами. При этом за малюткой следует внимательно наблюдать, не допустив ситуации, когда кроха подавится отколовшимся кусочком. Для большей безопасности твердую еду можно помещать в ниблер.
  4. В возрасте 10-12 месяцев приходит пора приучить ребенка к менее измельченным блюдам. В этом возрасте пищу для малыша уже измельчают так, чтобы в ней оставались кусочки величиной 3-5 мм. Фрукты и овощи для карапуза можно разминать вилкой или натирать на терке, а мясо варить в виде фрикаделек. Крупу для каши уже используют цельную, но хорошо ее разваривают. Кроме того, в таком возрасте ребенок обычно хочет брать пальчиками и удерживать разные предметы, что позволяет предлагать малышу кусочки отварных овощей, отварные макароны, небольшие ломтики белого хлеба, кусочки банана и другую пищу, которую малыш может самостоятельно положить в рот и пережевать.
  5. Годовалый ребенок совершенствует жевательный навык и уже может справиться с крупяными и овощными запеканками, паровыми котлетами и биточками, тертыми на крупной терке свежими овощами и фруктами, а также с другими блюдами. К 1,5-2-летнему возрасту ребенок уже полноценно пережевывает твердую пищу.


Если ребенок отказывается

Некоторые дети протестуют против более плотной еды и требуют любимые пюреобразные блюда. Это нередко возникает из-за слишком быстрого перехода к неизмельченной пище. Кроме того, многие младенцы являются консерваторами и не любят менять привычный уклад, поэтому им следует дать время на привыкание к нововведениям.

Попробуйте изменить консистенцию любимого блюда малыша, настойчиво предлагая небольшое количество каждый день. При этом принуждать кроху к еде нельзя, чтобы у ребенка не появилось негативного отношения к более густой пище и питанию в целом. Увеличивать величину кусочков следует постепенно и очень медленно, чтобы это было для малыша незаметным.


Если ребенок старше года не жует еду кусочками, доктор Комаровский рекомендует:

  • Предложить ребенку самостоятельно размять пищу в своей тарелке, сказав, что в магазине любимое пюре отсутствовало, а блендер не работает.
  • Отыскать среди твердой пищи что-то вкусное, что наверняка понравится ребенку, например, свежую сушку или ломтики сладких фруктов.
  • Организовать прием пищи в общественном месте, где ребенок сможет наблюдать за другими детьми и будет ограничен в выборе продуктов.

О том, как научить малыша жевать, смотрите в следующем видео.

Project Description

Здравствуйте, дорогие мамочки!

Сегодня мы с вами разберём самые распространенные вопросы о пище кусочками. Как, когда и зачем вводить кусочки малышу? Что нужно знать и чего делать ни в коем случае нельзя? Что делать, если малыш отказывается? и тд.

ПИЩА КУСОЧКАМИ. ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА?

  • Тренируя навыки жевания, малыш учится не только жевать пищу, но и проглатывать её или избавляться от неё в случае если она пошла «не туда». Навык глотания важен, чтобы ребёнок не давился и не рвал из-за попадания неоднородной пищи в глотку.
  • Тренирует челюстно-лицевые мышцы, учит управлять движениями языка, чем отлично помогает в развитие речи
  • Знакомит малыша с пищей в том виде, в котором он будет её есть всю оставшуюся жизнь
  • Поддерживает и развивает пищевой интерес
  • Развивает мелкую моторику и «пинцетный» захват пальчиками
  • Ну и просто облегчает жизнь маме, которой не нужно постоянно пюрировать все блендером или покупать баночное детское питание. Можно даже готовить одинаковую еду на всю семью

КОГДА ПРИУЧАТЬ К КУСОЧКАМ?

Примерно в 6 месяцев малыши начинают грызть игрушки и другие предметы, так они самостоятельно осваивают навык жевания. Чесание дёсен — это уже приятный бонус.

Тогда же начинает угасать выталкивающий рефлекс.

В 9-10 месяцев этот самый рефлекс угасает окончательно, при условии, что ребёнок уже знаком с неоднородной пищей. Если до этого момента малыш не пробовал ничего кроме пюре, то вероятность того, что он будет выплевывать или вытаскивать даже мелкие кусочки и давиться ими — очень велика.

С кусочками лучше знакомить не позднее 8-9 месяцев, даже в 6-7 месяцев малыш МОЖЕТ жевать небольшие очень мягкие кусочки и микродозы* еды.

*Микродоза — это очень небольшое количество мягкого продукта, предлагаемого ребёнку.

А конкретнее — это маленький кусочек размером примерно с одну рисинку, мягкий настолько, чтобы его можно было раздавить между указательным и большим пальцами. Это может быть как цельный продукт (рисинка, крупинка гречки), так и кусочек от крупного продукта (отщипываем от фрукта, овоща и тд кусочек размером с 1-2 рисинки).

Если продукт густой или пюреобразный, то микродозой считается то, что остаётся на ложке, после того, как мы опустили её в содержимое тарелки; либо то, что поместилось на кончик ложки.

По объёму микродоза составляет от 0.5г до 2г.

Можно ли давать кусочки, если у малыша ещё нет зубов?

Наличие и количество зубов не влияет на освоение навыков жевания (человек жуёт дальними «жевательными» зубами, а они прорезываются в

2 года) Малышижуют дёснами и перетирают пищу языком об нёбо.

КАК НАУЧИТЬ ЖЕВАТЬ?

  1. Не торопимся

Если малышу уже больше 9-10 месяцев, и с жеванием есть проблемы, то нельзя просто неожиданно начать кормить ребенка пищей кусочками. Малыш просто не поймёт, что происходит и, скорее всего, этот опыт закончится не очень хорошо: малыш либо выплюнет, либо подавится и испугается. Начните с «микродоз» ( выше есть определение ). Отлично подойдёт крупа гречневая/рисовая или маленькие кусочки любых мягких продуктов. Как только малыш начнёт легко справляться с такими кусочками, кушать не один, а сразу несколько таких кусочков, хорошо их жевать и проглатывать, можно предложить ему небольшие мягкие кусочки

1х1см, например, печёное или приготовленное на пару яблоко, грушу или тыкву. Постепенно будет увеличиваться размер кусочков, объём порции пищи кусочками и твердость самих кусочков

  1. Не боимся

Думаю, каждая мама замечала, насколько чутко малыши чувствуют наше настроение. Они капризничают, когда мы злимся или расстраиваемся и испуганно затихают, когда мы боимся. Поэтому, если мама, предлагающая кусочки, боится, то малыш, чувствуя это, тоже будет бояться, не откроет рот, выплюнет или подавится. Берем себя в руки и начинаем верить в своего ребёнка.

  1. Не смешиваем кусочки с пюре

Тут на примере: вы пьёте, скажем, йогурт… и тут вам неожиданно попадается в нем кусочек чего-то,- скорее всего вы либо выплюнете, либо поперхнётесь, кого-то даже стошнит. Это будет не самый приятный сюрприз, и вряд ли вам захочется продолжить трапезу.

У малышей реакция такая же: он ест, а точнее даже пьёт (глотает не жуя) своё пюре, а в нем посторонний предмет, защитная реакция — избавится от него. Поэтому предлагаем кусочки до или после пюре.

  1. Контролируем ситуацию
  • Не отходим от ребёнка, не отворачиваемся, не уходим в другую комнату и не занимаемся своими делами. Пока малыш кушает кусочки вы должны его видеть
  • Не спешим, не торопим, не пугаем, не отвлекаем. Хвалим и разговариваем только когда прожевал и проглотил

Если вы дали слишком большой или слишком твёрдый кусочек и малыш подавился, нужно немедленно оказывать ему первую помощь.

Но лучше, конечно, не рисковать и начать всё же с маленьких и мягких кусочков пищи.

КАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ?

  • Нельзя давать ребёнку до 2х лет ТВЕРДЫЕ и БОЛЬШИЕ куски, с которыми он не может пока справиться!
  • Это не значит, что мы предлагаем малышу только пюре. Мы вводим кусочки, но с умом. Например, кусок сырой морковки ребёнок не сможет прожевать, не имея жевательных зубов. Небольшой кусочек банана или печёного яблока — сможет.
  • Никогда не давайте маленькому ребёнку еду вне стола и во время игры! Малыш в этот момент не осознаёт процесс приема пищи, и есть высокая вероятность того, что он подавится. То же самое касается отвлечения, игр, мультиков за столом — ребёнок не сконцентрирован и может подавиться.
  • Никогда не оставляйте малыша без присмотра во время приёма пищи!

  • Вы должны полностью контролировать процесс и видеть, какой кусочек ребёнок положил в рот и как он реагирует. Малыш может подавиться чем угодно и в любом возрасте, и вы должны понимать, справляется ли он сам или ему нужна помощь.
  • Вы должны уметь оказать первую помощь, если ребёнок подавился! Прямо сейчас обязательно посмотрите видео на YouTube о первой помощи младенцу, который подавился (лично мне понравилось видео Артема Харчикова «Младенец подавился. Первая Помощь» ) Малыш может подавиться не только во время приёма пищи, но и деталькой от игрушки, мусором с пола и тд. ВОВРЕМЯ совершив несложный набор действий, вы спасёте ребёнка.
  • Не слушайте «добрые» советы бабушек и некоторых докторов — дать ребёнку погрызть кусок яблока или твёрдой морковки, чтобы научить жевать или чтобы «почесать зубки». Не отвлекайте малыша во время еды. Не давайте еду вне стола. Всегда контролируйте процесс кормления.

КОНСИСТЕНЦИИ БЛЮД

Для того, чтобы понять, как должна меняться консистенция блюд, скачайте файл по ссылке

Когда в семье появляется маленький ребенок, перед родителями встает сложная задача: не просто вырастить и воспитать, но еще и привить малышу все необходимые навыки. Например, молодых родителей часто волнует вопрос о том, как научить ребенка жевать. Мы собрали для вас советы от известных российских и зарубежных педиатров, которые помогут найти оптимальное решение.

В чем трудности

как научить жевать 3.jpg

Для взрослых процесс пережевывания пищи кажется чем-то совершенно естественным. Но у ребенка есть только сосательный рефлекс, и даже жидкое пюре для него становится непривычной и незнакомой пищей. Кроме того, для этого же периода характерны другие рефлекторные реакции, благодаря которым отвергаются твердые кусочки пищи, попавшие в рот. Ослабевают они к 4 месяцам, но отлучать ребенка от груди в этом возрасте не нужно: материнское молоко «подстраивается» под потребности малыша, его состав меняется с течением времени.

Когда вводить первый прикорм

Именно в это время – в период от 4–6 месяцев. В зависимости от разных факторов это может быть монокомпонентное овощное пюре или безмолочная каша из одного злака. Стоит учитывать вес, рост, состояние пищеварительной системы и другие особенности здоровья ребенка.

Это важно!

Любую новую пищу нужно давать постепенно, с осторожностью: начинать с одной чайной ложки, а докармливать материнским молоком или смесью. В период прикорма нужно внимательно смотреть за состоянием ребенка и возможными аллергическими реакциями.

Как понять, что ребенок готов к твердой пище

Как правило, малыш сам дает понять, что он заинтересован в обновлении своего рациона. Это видно из его поведения:

  • Перестает сосать пищу с ложки, снимая её губами
  • Пытается пережевывать
  • Проявляет интерес к «взрослой» еде
  • Тянет в рот твердые предметы
  • Во время кормления широко открывает рот

Обычно это происходит не ранее 6-8 месяцев – именно тогда можно начинать давать ребенку каши и другие продукты с небольшими плотными частицами.

Как подобрать рацион для детей младшего возраста

  • В 6–7 месяцев допустимы крохотные частицы размером до 0,3 мм. Идеально подойдут перетертые овощи
  • В 8–9 месяцев в рацион можно добавить пищу с частицами до 1,5 мм. Это могут быть злаковые хлопья в составе каш, крохотные кусочки хорошо проваренных овощей
  • В 9–12 месяцев ребенок уже может справиться с пережевыванием пищи с кусочками до 3 мм.
  • В 1 год и далее нужно учить ребенка самостоятельно пережевывать твердую пищу

Частые ошибки

как научить жевать.jpg

Молодые родители могут непроизвольно допускать оплошности. Это нормально и не должно вызывать паники: первый ребенок — это всегда непросто. Если малыш отказывается от твердой пищи, есть несколько причин.

Слишком большой размер твердых частиц. У ребенка срабатывает защитный рефлекс, из-за которого он нередко выплевывает еду. А если кусок очень большой, у малыша может начаться рвота.

Прикорм начали вводить очень поздно. Некоторые «специалисты» и «опытные родственники» убеждают молодых мам, что кормить ребенка грудным молоком нужно до года, не давая ему другой пищи. Малыш привыкает к такому питанию, и жевательный рефлекс у него не формируется. Бояться не стоит, это сложно, но можно исправить.

Ребенку не нравится вкус. Да, он уже самостоятельная личность, у которой формируются собственные предпочтения. Так что малыш может запросто кушать брокколи и отказываться от печеной груши. Или наоборот. Не стоит насильно пичкать ребенка тем, что ему не нравится, или заставлять его доедать всю порцию.

Негативные ассоциации. Некоторые психологи считают, что отказ есть с ложки может быть вызван тем, что ребенок ассоциирует еду с лекарством (проявляется в случаях, когда малышу давали невкусные микстуры).

Слишком много новых продуктов. Не стоит пытаться вводить в рацион много разнообразной еды. Как пишет Эллин Сэттер в книге «Кормление и питание ребенка с любовью и здравым смыслом» лучше добавлять «страшные и незнакомые» блюда к тому, что ребенок уже любит, причем очень маленькими порциями.

Ребенка кормят, как взрослого . Лариса Суркова пишет в книге «Как здорово с ребенком от 1 до 3 лет: генератор полезных советов», не стоит отказывать малышу в тактильных ощущениях. Если он хочет мять еду, нюхать, размазывать по столу — дайте ему это сделать. В конце концов, стол можно застелить клеенкой (и пол, кстати, тоже).

Продукты под запретом

Чтобы избежать пищевой аллергии и проблем с пищеварением, ребенку, не достигшему четырехлетнего возраста, ни в коем случае нельзя давать:

  • леденцы, карамель, ирис
  • орехи и любые семечки
  • жесткие куски мяса
  • целый виноград
  • крупные куски твердых овощей и фруктов

Что делать, если ребенок не может есть твердые кусочки

как научить жевать 2.jpg

В некоторых случаях даже годовалый малыш не может пережевывать пищу и постоянно давится маленькими кусочками. Это значит, что жевательный рефлекс сформировался не до конца, и родителям придется действовать очень деликатно:

  • Готовить ребенку густые крем-супы и пюре, но оставлять при взбивании блендером несколько крохотных разваренных кусочков овощей
  • Позже овощи можно будет измельчать при помощи вилки, кусочки станут более крупными, но недостаточно твердыми, чтобы ребенок подавился
  • Наилучшего эффекта помогут добиться продукты, вкус которых нравится ребенку. Это могут быть печеные яблоки и груши, бананы, детское печенье
  • Еду нужно делать не только вкусной, но и красивой, чтобы она привлекала малыша

Если же в процессе обучения ребенок продолжает давиться и не способен глотать твердую пищу — это повод обратиться к врачу, который найдет причину проблемы.

Игровой процесс

Ребенка нужно заинтересовать. Игровой сюжет для приема пищи — это абсолютная норма. В процессе малышу можно рассказывать интересную историю, в которую он будет вовлечен. Хорошо известный всем «самолетик», летящий в «ангар», — реальный способ накормить ребенка без нервов и истерик. Однако важно понимать, что, если малыш начал отворачиваться, значит, он уже наелся. Докармливать его остатками пюре, даже если это единственная ложка, не нужно. Обучение малыша употреблению «взрослой», твердой пищи — действительно непростое занятие, требующее от родителей внимания и терпения. Помните, что вы помогаете своему ребенку сформировать один из самых важных навыков! На этом пути нужно стать малышу союзником. Кормление насильно вызовет отторжение. Обучить, пичкая невкусными пюре или заставляя доедать кашу, когда ребенок уже сыт, просто невозможно.

Консистенция детской пищи в период прикорма должна соответствовать развитию жевательного аппарата и пищеварительной системы ребенка.

Прикорм – переходный этап от молочного питания к взрослой еде. Нужно ли торопиться и можно ли опоздать с введением твердой пищи? И как понять, что ребенок готов к переходу на новый тип детского питания?

В первые месяцы после рождения ребенок питается только грудным молоком или адаптированной смесью. Органы и системы малыша еще настолько незрелы, что не готовы принять и усвоить другую пищу. Кроме того, в этот период у младенцев очень выражены врожденные рефлексы – сосательный и защитный рефлекс «выталкивания», при котором язык автоматически выталкивает изо рта все посторонние предметы, в том числе и кусочки еды.

По мере роста и развития ребенка функциональная активность пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем маленького организма возрастает, малютка начинает активно двигаться, и чисто молочное питание уже не может обеспечить его потребности в питательных веществах и энергии. Примерно к 4–6 месяцам жизни малыша возникает необходимость в дополнительных продуктах детского питания с большей плотностью и пищевой ценностью. Начинается важный этап в жизни крохи, конечной целью которого является перевод его на «взрослую» пищу с общего стола.

Твердая пища

Введение твердой пищи обусловлено не только возрастающими потребностями ребенка в питательных веществах и калориях. При постепенном переходе на более густую и плотную еду происходит «тренировка» и дальнейшее развитие пищеварительной системы ребенка, его жевательного аппарата, стимуляция моторной функции кишечника, формируются вкусовые предпочтения и привычки. В этот период кроха должен освоить важные навыки: кусания, жевания, продвижения и глотания плотного пищевого комка.

Примерно к 6 месяцам развитие нервной системы ребенка позволяет ему координировать движения языка с глотательными движениями, чтобы проглотить твердый кусочек. В течение нескольких последующих месяцев этот навык совершенствуется, что возможно только при проглатывании твердых кусочков разной степени измельченности. Хотя жевательных зубов у грудничка еще нет, он учится совершать жевательные движения, размельчая и перемешивая пищу при помощи языка и десен. Если обучение этим навыкам не происходит своевременно (в промежутке между 6 и 10 месяцами), в дальнейшем, при попытке ввести в рацион более плотную по консистенции пищу, ребенок может начать давиться предложенной едой, вплоть до возникновения рвоты, и надолго отказаться от пережевывания и глотания твердой пищи. Как следствие, у ребенка может сформироваться приверженность к жидкому и пюреобразному детскому питанию и привередливость в еде. Отсутствие умения хорошо пережевывать пищу также приводит к появлению проблем с пищеварением в будущем. Кроме того, несвоевременное приобретение навыка жевания становится причиной слабости речевого аппарата и тормозит развитие речи ребенка. Логопеды утверждают, что люди, разговаривающие с «кашей во рту», в свое время не научились правильно жевать. Вот почему очень важно, чтобы по мере физиологического созревания органов и систем маленького организма постепенно изменялась структура и консистенция пищи.

Консистенция продуктов и блюд для ребенка может быть жидкой, полужидкой, вязкой, густой и твердой, и по мере роста малыша должна меняться от однородной жидкой до густой и твердой. Изменяться также должна и структура пищи – от гомогенной до пюреобразной, протертой, а затем мелко-, средне- и крупноизмельченной.

Обучение потреблению более густой и плотной детской пищи можно условно разделить на несколько этапов, в зависимости от возраста и степени зрелости ребенка.

Твердая пища для детей

Питание ребенка: 4-6 месяцев

Современные научные исследования и накопленный практический опыт позволяют сделать вывод, что физиологическая готовность к приему ребенком пищи, отличной от материнского молока (адаптированной смеси), появляется примерно в возрасте от 4 до 6 месяцев. Только к 4 месяцам пищеварительный тракт ребенка становится более зрелым, возрастает активность ряда пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета. Развитие нервной системы обеспечивает малышу возможность продвигать и проглатывать более густые виды пищи, угасает рефлекс «выталкивания», появляется готовность к жеванию, формируется эмоциональная реакция на чувство голода и насыщения (целенаправленные движения головой и руками, показывающие отношение ребенка к приему пищи).

Попытки родителей накормить ребенка из ложки до 4 месяцев необоснованны и нежелательны, они могут приводить к нарушениям пищеварения (срыгиванию, рвоте, разжижению и учащению стула или, наоборот, к запорам), развитию пищевой аллергии и даже попаданию частичек пищи в дыхательные пути. Такие попытки чаще всего вызывают протест со стороны крохи, он выплевывает пищу, давится ею, отталкивает ложку. Кроме того, раннее введение прикорма может уменьшить количество молока у кормящей мамы вследствие снижения частоты и активности сосания грудничком маминой груди.

Детские блюда, с которых начинается знакомство малыша с новой пищей, должны иметь гомогенную (однородную, без комочков) полужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании.

В соответствии с последними рекомендациями по организации прикорма первым в рацион ребенка вводится однокомпонентное овощное пюре из зеленых или белых овощей (кабачка, брокколи, цветной капусты), а затем – молочная каша из безглютеновых злаков (риса, гречи, кукурузы). Для получения гомогенной консистенции овощного пюре в домашних условиях овощи отваривают в воде или на пару и далее измельчают в блендере на высокой скорости, с добавлением небольшого количества овощного отвара, или дважды протирают через мелкое сито. Можно также использовать «баночные» пюре промышленного производства со степенью измельчения, соответствующей возрасту маленького едока.

При введении прикорма в виде каши удобнее всего использовать готовые детские каши промышленного производства, которые просто растворяют в воде, грудном молоке или детской смеси. Для приготовления домашних каш крупу перемалывают в кофемолке до состояния муки и отваривают на воде с добавлением грудного молока (адаптированной смеси) или предварительно разваренную цельную крупу измельчают в блендере до однородной консистенции (можно протереть ее через сито). Вначале готовят 5?%-ную полужидкую кашу (примерно 5 г крупы на 100 мл жидкости), затем, через 2–4 недели, переходят на более густую 10?%-ную кашу (примерно 10 г крупы на 100 мл жидкости).

Твердая пища для детей

Питание ребенка: 7–9 месяцев

В этот период ребенок начинает активно интересоваться едой, охотно открывает рот при кормлении, умеет снимать пищу с ложки верхней губой и учится жевать. Кроме того, это время активного прорезывания зубов – карапуз тянет в рот все предметы, попадающие ему в ручки, чтобы «почесать» набухшие десны. А значит, пора предлагать маленькому едоку пищу более густой пюреобразной консистенции, постепенно вводя в его рацион овощные блюда с мелкими мягкими, неволокнистыми кусочками (не более 2–3 мм). Овощи для ребенка можно измельчать в блендере на низкой скорости или один раз протереть через сито.

С 8–9 месяцев в дневной рацион ребенка можно включать в небольших количествах протертые овощные супы. Каши готовятся более густые из среднеизмельченной крупы.

Также с 8–9 месяцев в ежедневный рацион ребенка вводят мясо. Начинать знакомство с этим продуктом лучше в виде гомогенизированного пюре, для этого отварное мясо дважды пропускают через мясорубку, а затем взбивают в блендере с небольшим количеством овощного отвара или пропускают через сито. После того как данная консистенция будет ребенком успешна освоена, примерно к 9 месяцам можно переходить на меньшую степень измельчения мясного пюре, с небольшими кусочками (не более 2–3 мм), для этого достаточно дважды пропустить отварное мясо через мясорубку или измельчить в блендере до нужного состояния.

Рекомендуется также использовать овощные и мясные консервы промышленного производства с маркировкой, соответствующей возрасту ребенка, так как для «баночек» строго соблюдается принцип соответствия степени измельчения продуктов возрасту ребенка (при этом необходимо знать, что на этикетке «баночного» питания указывается минимальный возраст, с которого можно вводить данный продукт).

Примерно к 7 месяцам ребенок осваивает навык «ладонного захвата» и способен удерживать твердую пищу в руке. Начиная с этого момента можно давать малышу помусолить специальное детское печенье, сухарик белого хлеба или сушку без добавок.

С 8 месяцев разрешается давать пшеничный хлеб. Эти продукты производятся из пшеничной муки высших сортов, имеют низкую пищевую ценность и высокую калорийность, поэтому даются ребенку в ограниченном количестве, не более 15 г в день (один сухарик или печенье), только для развития навыка жевания. В связи с этим размачивать их в молоке нецелесообразно, гораздо полезнее в этом случае предложить ребенку кашу.

Очень важно, чтобы ребенок упражнялся в жевании только под наблюдением взрослых, так как он легко может подавиться отломившимся кусочком. Более безопасно в этом плане специальное растворимое детское печенье, которое тает у малыша во рту, снижая до минимума риск подавиться. Необходимо выбирать печенье, которое не содержит искусственных красителей, ароматизаторов и вкусовых добавок, так как они могут вызвать аллергические реакции.

Питание ребенка: 10–12 месяцев

К этому возрасту у ребенка обычно уже прорезалось от 6 до 8 зубов, он уже отлично освоил навык кусания, пробует «жевать» все более крупные кусочки еды и делает первые попытки взять в руку ложку. Стоит отметить, что, даже не имея жевательных зубов, малыш осваивает навык жевания, используя для этого десны и язык, совершая именно жевательные движения, в которых задействованы все звенья жевательного аппарата, кроме зубов (челюсти, жевательные мышцы, язык, губы, щеки).

В этот период пища ребенка должна становиться более плотной, при этом продукты не протираются, а измельчаются с постепенным увеличением размеров кусочков до 3–5 мм. Овощи и фрукты ребенку можно давать натертыми на мелкой терке или просто хорошо размятыми вилкой. Мясо с 10–11 месяцев предлагают в виде фрикаделек, а ближе к 1 году – в виде паровых котлет и суфле. Крупу для каш можно варить не измельчая, при этом каши готовятся разваренными.

Ребенок в возрасте 10–12 месяцев уже умеет брать пальчиками и удерживать мелкие предметы (навык «пинцетного захвата»), и ему можно смело предлагать небольшие ломтики отварных овощей, спелой груши, банана или печеного яблока, отварные макаронные изделия, маленькие кусочки хлеба, которые он уже умеет самостоятельно брать рукой и класть себе в рот. Такое «кусочничество» не только совершенствует навык жевания, но и очень хорошо развивает мелкую моторику, при этом обучая ребенка навыкам самостоятельного приема пищи. Не следует класть на тарелку много еды, иначе малыш будет пытаться запихнуть в рот как можно больше и может подавиться.

Твердая пища для детей

Дети старше года

После года у ребенка начинают прорезываться коренные (жевательные) зубы. К этому времени малыш уже должен хорошо освоить навык жевания, хотя полноценно пережевывать твердую пищу кроха сможет только к 1,5–2 годам, когда у него во рту можно будет насчитать 16 и более зубов. Основу рациона ребенка на 2-м году жизни должна составлять твердая пища, требующая жевания, которая постепенно становится все более плотной и менее измельченной. С учетом развития жевательного аппарата к 1,5–2 годам в меню ребенка должны появиться салаты из свежих овощей и фруктов, натертых на крупной терке или нашинкованных мелкими кусочками, овощные и мясные рагу, овощные и крупяные запеканки, мясные и рыбные котлеты, биточки, тефтели и т.п. Таким образом, при постепенном расширении состава и вида предлагаемых блюд ребенок полностью адаптируется ко «взрослой» пище, и к 3 годам его вполне можно переводить на общий стол.

Ребенок отказывается есть

Что же делать, если ребенок отказывается есть пищу кусочками и требует свое любимое пюре? В первую очередь необходимо разобраться с причинами, вызвавшими такое «привередничество».

Если ребенок отказывается есть от предлагаемой еды, давится и всячески протестует против нового вида питания, возможно, вы форсируете события, и кроха просто не готов к переходу на пищу более плотной консистенции. Если ребенку еще не исполнилось 6 месяцев, отложите попытки введения более густой пищи на 2-е полугодие жизни. В случаях, когда карапузу больше полугода, у него уже прорезались первые зубки, он интересуется едой и умеет есть с ложки, но при этом отказывается от блюд с кусочками, не огорчайтесь. Многие дети в этом возрасте большие консерваторы и очень осторожно относятся ко всему новому, дайте своему крохе некоторое время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.

У малыша наверняка уже есть какие-то вкусовые предпочтения, поэтому гораздо эффективнее приучать его к новой консистенции, предлагая продукт, который он ест более охотно. Проявите терпение и настойчивость и давайте ребенку небольшое количество менее измельченной пищи ежедневно, при этом ни в коем случае не принуждая ребенка есть через силу. Любые насильственные действия приведут к обратному результату и сформируют негативное отношение к новой консистенции блюда и к приему пищи в целом.

Если вы все делаете правильно, через некоторое время маленький гурман с удовольствием будет пережевывать еду нужной консистенции.

Ребенок отказывается есть твердую пищу еще и потому, что если размер ложки и объем пищи в ней слишком велики для маленького ротика. Обычные чайные ложки не подходят для малышей 1-го года жизни. Ложка для ребенка должна быть неширокой, лучше продолговатой формы и иметь небольшой объем (2,5–3 мл), может подойти кофейная или специальная детская ложечка, изготовленная из безопасных материалов (латекса, силикона). При кормлении ребенка следует набирать небольшое количество пищи и не вводить ложку глубоко в рот, чтобы не раздражать корень языка и не вызвать рвотный рефлекс.

Негативное отношение крохи к твердой пище может быть вызвано слишком быстрым увеличением размеров кусочков или резким переходом от одной консистенции продукта к другой. Не нужно торопиться с переводом ребенка на «взрослые» блюда и порции, необходимо соблюдать рекомендуемые сроки введения новой пищи, возрастные консистенции и объемы, чтобы переход от одного вида питания к другому был плавным и незаметным для малыша.

Иногда отказ ребенка от употребления твердой пищи может быть проявлением неврологического расстройства или симптомом некоторых заболеваний (например, воспалительные поражения в ротовой полости и глотке, болезни пищевода и т.д.). Малыш может на время отказаться от пищи кусочками, когда у него режутся зубки. Если попытки введения твердой пищи долго остаются безуспешными или у ребенка есть какие-то симптомы, настораживающие родителей, необходимо обратиться к врачу.

Появление первых зубов – это естественный физиологический процесс, который одновременно может стать настоящим испытанием не только для малыша, но и для его родителей. Во многом состояние ребенка в этот момент зависит от позитивного настроя, поддержки и внимания со стороны родителей. Однако не стоит забывать и о целом арсенале средств, которые помогут облегчить неприятные симптомы прорезывания зубов и сделают этот этап в жизни менее волнительным и болезненным.

Плач, капризы, повышенная температура тела, отсутствие аппетита, бессонные ночи – все это неизменные атрибуты периода дентации (прорезывания зубов) у детей. Прорезывание зубов – естественный физиологический процесс, который начинается в возрасте 4-7 месяцев и завершается к 3 годам, когда у ребенка прорезываются все 20 молочных зубов. Несмотря на опыт поколений, в действительности очень мало родителей знают, что же на самом деле необходимо предпринять, чтобы максимально облегчить жизнь и малышу и себе.

Распознать скорое появление молочного зуба можно по наличию характерных признаков:

  • У ребенка припухают десны и повышается слюноотделение – как правило, обычно за 4 дня до прорезывания зуба, в день прорезывания и через 3 дня после, что позволило назвать это 8-дневное окно «периодом прорезывания». 1
  • Ребенок совершает интенсивные жевательные движения деснами, пытаясь избавиться от навязчивого зуда.
  • Зачастую у детей в период дентации наблюдается насморк. Выделения из носа, редкий влажный кашель во время прорезывания зубов длятся не более 3-5 дней и связаны с повышенным выделением слизи и скоплением слюны в верхних дыхательных путях.
  • Лихорадка при прорезывании зубов может длиться 1-2 дня, и температура тела ребенка при этом не превышает 37,4-38⁰С. Она обусловлена выделением биологически активных веществ в зоне роста зубов и спадает самостоятельно вскоре после прорезывания. Однако, если температура тела ребенка выше 38⁰С или длится более 2-х дней, необходимо обратиться к врачу.

Субфебрильную температуру тела (37-38°C) у детей НЕ СЛЕДУЕТ сбивать медикаментозным путем. Если температура тела малыша выше 38°С или длится более двух дней, немедленно обратитесь к врачу для исключения инфекции!

  • Нарушения пищеварения и снижение аппетита также связано с большим объемом выделяющейся слюны, стимулирующей перистальтику кишечника.
  • Ребенок может стать беспокойным и раздражительным.

Как помочь малышу при прорезывании молочных зубов:

  • Прежде всего, наберитесь терпения, ведь период дентации длится от 3 до 8 дней. В этот момент окружите ребенка заботой и лаской – чаще берите на руки или укачивайте, тем самым успокаивая его.
  • При зуде десен используйте резиновые прорезывали с жидким содержимым внутри. Обращайте внимание на состав изделия – в нем не должны присутствовать бисфенол А, латекс, ПВХ, фталаты.

Прорезыватели облегчают малышу дискомфорт от появления первых молочных зубов, развивают мышление, концентрируют внимание, улучшают мелкую моторику пальцев рук. Воспользуйтесь безопасной «заморозкой» – прежде, чем дать прорезыватель ребенку, на час поместите изделие в холодильник.

  • Если вы уже начали прикорм ребенка, используйте ниблеры (емкость из силикона или сеточки с отверстиями, внутрь которой помещаются продукты для жевания, или предложите ребенку охлажденное детское пюре, йогурт и пр.
  • Постарайтесь освоить несколько простых приемов массажа десен пальцем, чтобы дополнительно помочь малышу справиться с болезненным процессом дентации.

Акцент на безопасность

При всех вводных преодолеть ярко выраженные болезненные симптомы при прорезывании зубов у ребенка без приема специальных препаратов, как правило, практически невозможно. Чтобы помочь малышу без риска для его здоровья, необходимо следовать рекомендациям врача-педиатра. При этом выбор стоит делать исключительно в пользу натуральных и безопасных средств.

Для облегчения состояния малыша при прорезывании зубов родители довольно часто обращаются к помощи стоматологических гелей на основе местных анестетиков (лидокаин, бензокаин, холина салицилат) , не подозревая о возможных рисках.

Местные обезболивающие в составе гелей обладают кратковременным эффектом (не более 1 часа), после чего боль возвращается. Пытаясь помочь своему ребенку, родители применяют гели чаще, чем позволяет безопасный режим дозирования. Закономерным итогом чрезмерного применения стоматологических гелей у грудных детей является быстро нарастающая интоксикация, которая может проявляться угрожающими жизни симптомами, такими как нарушение дыхания, глотания, сердечного ритма и др. 2, 3

Food and Drug Administration (FDA) – управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов на территории США выступает против применения гелей с лидокаином 4 при болезненном прорезывании зубов у детей, предупреждая о риске наступления серьезных побочных эффектов.

  • FDA также запретило использовать гели на основе бензоина при прорезывании молочных зубов у детей. 5
  • Подобные местноанестезирующие препараты обезболивают десна ребенка на 10-20 минут (в ротовой полости они смываются слюной и сглатываются ребенком), а риски от их применения перевешивают потенциальный эффект.

Чтобы помочь малышу без риска для его здоровья, необходимо следовать рекомендациям врача-педиатра. При этом выбор стоит делать исключительно в пользу натуральных и безопасных средств.

Раствор для приема внутрь на основе лекарственных растений (ромашка, лаконос, ревень) – Дантинорм Бэби – выпускается в виде индивидуальных дозированных контейнеров. Каждый контейнер содержит одну дозу стерильного раствора препарата объемом 1 мл, которую легко закапать в рот малышу.

В отличие от обезболивающих гелей действие препарата Дантинорм Бэби наступает в среднем через 10 минут и длится в среднем 8 часов, что при приеме 3 раза в сутки обеспечивает защиту малыша от симптомов прорезывания зубов 24 часа в сутки. 6 За многие годы применения Дантинорм Бэби во всем мире не было зарегистрировано ни одного случая передозировки препарата и не поступало информации о случаях возникновения побочных эффектов, связанных с его приемом. 7

На сегодняшний день Дантинорм Бэби – единственный лекарственный препарат, применяемый без ограничений при прорезывании зубов у грудных детей, одобренный Стоматологической Ассоциацией России.

Мнение эксперта: Лариса Кисельникова, заведующая кафедрой детской стоматологии МГМСУ им. Евдокимова, главный внештатный детский специалист-стоматолог по ЦФО Минздрава России.

«Стоматологическая Ассоциация России (СтАР) проводит постоянный мониторинг качества средств и медизделий, применяемых в стоматологической практике. В 2019 году специальная комиссия СтАР провела экспертную оценку документации, проанализировала зарубежный и российский опыт применения Дантинорм Бэби. По итогам проверки комиссия подтвердила его высокую эффективность и безопасность».

Читайте также: