Основы для зубного техника

Опубликовано: 15.04.2024

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции зубного техника, образец 2021 года. Должностная инструкция зубного техника должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности зубного техника, права зубного техника, ответственность зубного техника.

Должностная инструкция зубного техника относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".

В должностной инструкции зубного техника должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности зубного техника

1) Должностные обязанности. Изготавливает различные виды искусственных коронок, включая металлокерамику, простые конструкции штифтовых зубов, различные конструкции мостовидных протезов, съемные пластинчатые и бюгельные протезы, ортодонтические и челюстно-лицевые конструкции. Осуществляет подготовку стоматологического оборудования и оснащения зуботехнической лаборатории к работе, контроль их исправности, правильности эксплуатации. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Зубной техник должен знать

2) Зубной техник при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; основы медицинской стоматологической помощи; организацию деятельности в зуботехнической лаборатории; характеристики основных материалов, применяемых в зубопротезной технике; технологию изготовления зубных челюстно-лицевых протезов и ортодонтических аппаратов; правила использование фарфора и металлокерамики в зубопротезной технике; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования; основы эпидемиологии; основы валеологии и санологии; основы медицины катастроф; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации зубного техника

3) Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Стоматология ортопедическая" и сертификат специалиста по специальности "Стоматология ортопедическая" без предъявления требований к стажу работы.

1. Общие положения

1. Зубной техник относится к категории специалистов.

2. На должность зубного техника назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности "Стоматология ортопедическая".

3. Назначение на должность зубного техника и освобождение от нее производится приказом директора организации.

4. Зубной техник должен знать:

  • Основы медицинской стоматологической помощи.
  • Организацию производства зуботехнической лаборатории.
  • Основы строения и функций зубо-челюстной системы, биомеханику жевательного аппарата.
  • Сведения об основных стоматологических заболеваниях.
  • Теоретические и клинические основы ортодонтического лечения.
  • Правила чтения схем, формул и зарисовок полости рта.
  • Характеристики основных и вспомогательных материалов, применяемых в зубопротезной технике.
  • Ассортимент, маркировку, основные свойства применяемых материалов и полуфабрикатов.
  • Назначение и правила использования аппаратов, инструментария и приспособлений, используемых в зубо-технической лаборатории.
  • Основные клинические этапы и технологии изготовления зубных (съемных, несъемных, бюгельных, челюстно-лицевых протезов и ортодонтических) аппаратов.
  • Основные принципы плавки и литья сплавов металлов.
  • Назначение и требования к каждому элементу и узлу в протезах, включая промежуточные этапы их изготовления.
  • Основы конструкции современной зуботехнической аппаратуры для обжига фарфора, муфельных печей, литейной аппаратуры, устройств ультразвуковых и для светоотверждения и др.
  • Технологию применения фарфора и металлокерамики в зубопротезной технике.
  • Причины, приводящие к браку, и способы его выявления, устранения, предупреждения.

5. Зубной техник подчиняется непосредственно _______ (указать должность) .

2. Должностные обязанности зубного техника

1. Осуществляет подготовку стоматологического оборудования и оснащения зуботехнической лаборатории к работе, контроль исправности, правильности эксплуатации.

2. Самостоятельно изготавливает различные виды искусственных коронок, включая металлокерамику; простые конструкции штифтовых зубов; конструкции мостовидных протезов; съемные пластиночные протезы; бюгельные протезы; соответствующие программам ортодонтические и челюстно-лицевые конструкции.

3. Проводит оценку слепков (оттисков) и получает соответствующие рабочие модели из различных материалов.

4. Изготавливает индивидуальные ложки, восковые базисы с окклюзионными валиками и проводит постановку искусственных зубов.

5. Создает из воска элементы, узлы и детали зубочелюстных протезов, ортодонтических аппаратов.

6. Проводит замену восковой композиции на пластмассу или металлический сплав.

7. Производит штамповку протезов из нержавеющей стали и других материалов.

8. Проводит паяние, сплавку, обжиг, отбеливание, отделку, полировку деталей, протезов и аппаратов и др.

9. Проводит асептическую обработку слепков, протезов.

10. Соблюдает требования охраны труда, техники безопасности, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования и аппаратуры, используемой в стоматологической практике.

11. Оформляет установленную Минздравом России медицинскую документацию.

12. Получает, хранит, осуществляет учет использования лекарственных средств, стоматологических материалов, инструментов. Оформляет заявки на получение зуботехнических материалов.

13. Соблюдает морально-правовые нормы профессионального общения, выполняет требования трудовой дисциплины.

14. Проводит санитарно-просветительную работу.

15. Регулярно повышает квалификацию.

16. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

3. Права зубного техника

Зубной техник вправе:

1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей.

2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества стоматологической помощи населению, улучшению организации труда.

3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу зуботехнической лаборатории, контролировать объем и качество выполненной ими работы, осуществлять контроль над работой техника по ремонту аппаратуры и оборудования.

4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции.

5. Повышать квалификацию и аттестоваться на присвоение квалификационных категорий.

4. Ответственность зубного техника

Зубной техник несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция зубного техника - образец 2021 года. Должностные обязанности зубного техника, права зубного техника, ответственность зубного техника.

Зубной техник – чем он занимается и что требуется от специалиста

Содержание страницы:

Стоматолог может лечить все, что касается зубов, но когда нужно создать сложную ортопедическую конструкцию или протез, то занимается этим зубной техник. Раньше такой профессии не было и дантисту приходилось совмещать обе функции, но из-за массового распространения зубопротезирования ситуация изменилась. Теперь зубные техники являются узконаправленными специалистами, которые имеют право заниматься своим ремеслом и зарабатывать, но только после прохождения обучения.

Зубной техник считается основным помощником стоматолога-ортопеда, однако, в отличие от стоматолога, он не проводит непосредственного приема пациентов. Что делает зубной техник и каковы особенности этой профессии?

Он занимается изготовлением протезов: виниров, коронок, мостовидных и бюгельных конструкций, которые могут быть как съемные, так и нет.

Иногда в зуботехническую лабораторию пациенту все же приходится заглянуть с целью:

  • коррекции цвета протезов;
  • в случае поломки съемного протеза;
  • для замены аттачментов в бюгельных конструкциях.

Кабинет зубного техника

Кабинет зубного техника

Зуботехнический стол — основное место работы. Обычно он укомплектован светильником, реактивным соплом, которым обдувают рабочую поверхность, всасывающей воронкой, иногда встроенной розеткой для шлифмотора, и, конечно же, стулом.

Специализация

Часто зубной техник делает определенный вид протезов и совершенствуется именно в его изготовлении. Поэтому в профессии существует разделение по следующим направлениям:

  1. Металлокерамист (несъемное протезирование). Работает с искусственным материалом, представляющим собой сплав металлов с керамикой. Такие конструкции отличаются износостойкостью, устойчивостью к коррозии и теплу. Металлокерамический протез — это металлический каркас с нанесенной керамической массой.
  2. Оператор CAD/CAM системы. Специалист в этой области должен хорошо разбираться в процессах моделирования и фрезеровки.
  3. Протезирование на имплантатах. Суть метода в том, что в костно-челюстную ткань вживляется имплантат, который заменяет собой утраченный зубной корень и является опорой для искусственного зуба.
  4. Съемное протезирование. Оно бывает полным, когда зубной ряд одной или обеих челюстей полностью отсутствует, либо частичным, надевающимся вместо одного или нескольких утраченных зубов.
  5. Ортодонтические аппараты. Конструкции для выравнивания зубного ряда.

Особенности профессии

Особенности профессии

Эта профессия считается технической и в чем-то похожа на работу ювелира. Практически всегда изделие моделируется вручную, индивидуально для каждого пациента, и должно выполнять возложенные на него функции: в точности подходить под потребности пациента, иметь эстетичный внешний вид, в работе используются качественные долговечные материалы.

Моделирование конструкции начинается с работы над моделью из зуботехнического воска. Только после проверки всех параметров модель переводится в металл, керамику или композит.

Зубной техник применяет в работе знания из разных наук: физики, химии, анатомии. Ему необходимы навыки слесаря, фрезеровщика, химика-гальваника, сварщика. А современные технологии подразумевают наличие знаний в компьютерной 3-D графике.

Ввиду особенностей профессии, инструменты, используемые в работе, тоже самые разнообразные: наковальни, аппараты для штамповки коронок, лобзики, молотки.

Риск профессии

Часто изготовление подобных конструкций связано с вдыханием вредных химических веществ. По этим причинам техник работает в защитных перчатках, маске и очках.

Регулярно, каждые два-три года, зубной техник проходит курсы повышения квалификации, знакомится с новыми технологиями и материалами. Сегодня это очень востребованная профессия, поскольку красивая улыбка — желание каждого здравомыслящего человека.

Получение специальности

Специальность зубного техника называется «стоматология ортопедическая», и получают ее в средних медицинских заведениях, а само обучение длится ровно столько, сколько указано в программе и на этот момент курс составляет 2 года и 10 месяцев. Поступление обычно проводится на конкурсной основе по результатам ЕГЭ и особое внимание нужно уделить русскому языку, физике и химии. Поступить учиться можно на базе среднего образования в любой медицинский колледж, где есть нужный факультет.

Во время того, как студент учится, чтобы стать зубным техником, ему потребуется изучить множество дисциплин и получить все необходимые навыки и среди них наиболее актуальными являются:

  • Создание съемных и не съемных протезов;
  • Изготовление ортодонтических и челюстно-лицевых конструкций;
  • Литейное дело;
  • Лепка.

Помимо этого, профессия зубного техника – это одна из медицинских специальностей, где учат не только по основному роду деятельности, но и тому, что пригодится на других направлениях, а именно:

  • Генетика;
  • Топографическая анатомия;
  • Фармакология;
  • Физиология;
  • Хирургия;
  • Знание латыни;
  • Терапия.

Учиться студент будет не только сидя на лекциях, но и закрепляя полученные знание в практическом виде, находясь в лаборатории и создавая протезы различной сложности. Разумеется, все это будет происходить под пристальным присмотром педагогов и специалистов в своем деле. Используя такой способ обучения, студент лучше поймет суть процесса, а также привыкнет работать с различными материалами.

После выпуска у молодого специалиста есть три направления, где он сможет проявить себя и начнет зарабатывать, а именно:

  • лечебно-профилактическое дело;
  • управленческая деятельность;
  • производственно-технологическое дело.

Основные обязанности

Основные обязанности

Лечебно-профилактическое направление ориентировано на оказание первой помощи и просветительную работу, связанную с гигиеническими процедурами и методами профилактики в стоматологии. Такой путь выбирают себе те студенты, которые не хотят отдаляться от медицины, но и не стремятся быть полноценным врачом.

Управленческий вид деятельности обязывает руководить коллективом и планировать дальнейшую работу лечебного заведения. Зачастую на эту специальность идут люди, давно занимающиеся этой профессией и желающие пойти дальше по карьерной лестнице.

Производственно-технологический вид деятельности непосредственно связан с созданием протезов и ортодонтических конструкций, а также с наблюдением за состоянием готовых изделий. Рабочие место находится в специально обустроенной лаборатории. Кроме того, людям этой профессии фактически не приходится общаться с пациентами, за исключением починки готового изделия или его коррекции, но очень важно иметь прочную связь со стоматологами, чтобы конструкции удавались как можно точнее.

Следует также понимать, что зарплату зубному технику платят не за просто так, а за качественно выполненную работу, для которой потребуются обширные знания в области химии и физики.

Получить идеальный результат, можно лишь четко выполняя поставленные врачом задачи, а в случае неудачи техник берет на себя все расходы и заново делать конструкцию. По этой причине стоит еще раз подумать, нужно ли стремится получить эту специальность, так как без внимания к деталям и быстрой реакции в эту профессию лучше не идти.

Важно отметить и тактильную чувствительность, ведь она обязана должна быть у зубного техника на высоком уровне. Помимо этого, специалисту потребуется хорошее зрение, стальные нервы, любовь к монотонной работе и аккуратность, без которой чаще всего возникают проблемы.

Когда я готовился к поступлению в медицинский колледж на зубного техника, то весь интернет "перелопатил" в поисках какой-либо информации о поступлении. И, к сожалению, результатов практически никаких не добился.

Информации в интернете не особо много и не всему можно верить. К счастью, у меня есть знакомые зубные техники, которые помогли и подсказали в каком направлении нужно искать. Только, как оказалось, их информация была слегка устаревшая и все-равно на вступительных экзаменах я чувствовал, что что-то упустил.

Я эту статью пишу как раз для того, чтобы помочь абитуриентам подготовиться к экзаменам . Хочу, чтобы у всех тех, кто собирается поступать в колледж на эту специальность было понимание о том:

  • Что нужно учить?
  • Какие инструменты нужно купить?
  • Чему нужно научиться?

Какие экзамены сдаются при поступлении?

Вступительных экзамена всего два :

  1. Собеседование (хотя его может и не быть)
  2. Лепка зуба

Примерная модель зуба для экзамена по лепке

Лепка зуба. Что это и с чем едят?

Лепка зуба - это экзамен на котором проверяются не столько знания анатомии зуба, сколько проверяется мелкая моторика, умение анализировать и сравнивать .

НО! Это не значит, что анатомию зуба Вам знать не нужно. Еще как нужно! При поступлении никто у Вас не будет спрашивать про строение зубов. Но если вы это будете знать уже на этапе экзамена - это будет Вашим преимуществом и поможет Вам сделать максимально правильную модель зуба.

Когда я сдавал экзамен (это было в 2019 году в Омском областном медицинском колледже), нам выдали модель зуба размером с киндер сюрприз и сказали слепить из пластилина копию в масштабе 1:1.

По факту тут ничего сложного нет, если не впервые это делаешь и понимаешь на что нужно обращать внимание.

Лепка зуба

Что нужно знать?

Идти на экзамен нужно не с пустой головой, надеясь на авось или на то, что все мы с детства умеем лепить. На экзамене многие понимают, что лепить они не умеют. Если охарактеризовать большинство работ абитуриентов на экзамене, то " ЭТО ФИАСКО, БРАТАН " - иначе и не назовешь.

К моменту поступления я рекомендую приобрести хотя бы минимальный багаж знаний :

Во-первых, нужно знать какие существуют группы зубов. Их всего 4:

Расположение зубов и их виды

Во-вторых, нужно знать три признака зуба, которые я постараюсь объяснить простым человеческим языком, и продемонстрирую на изображениях:

Признак угла коронки (к центру угол острый)

Признак кривизны коронки (центральная половина зуба более выпуклая)

Окончание корня устремлено от центра дистально

В-третьих, необходимо приучить себя смотреть на зубы.

Автор, у тебя там часом крыша не поехала? - подумаете Вы. Но поверьте, это замечательная практика и тренировка для глаз. Таким образом Вы научитесь различать особенности формы зубов.

Эта практика на первых парах окажется полезнее, чем чтение и зубрение особенностей формы того или иного зуба.

Инструменты необходимые для занятий дома и экзамена.

Сейчас я назову Вам инструменты и материалы, которые необходимо приобрести:

1. Скульптурный пластилин . Самый важный элемент, который потребуется Вам для тренировки. Обратите внимание на то что пластилин должен быть не простой, а именно скульптурный. Этот пластилин отлично держит форму и не "тает" в руках.

Скульптурный пластилин

2. Моделировочный инструмент (это в идеале). Либо любой другой металлический инструмент, который с одной стороны будет заострен и иметь форму скальпеля, а с другой стороны он должен быть тупым, чтобы заглаживать мелкие детали. Можно и из подручных средств что-то сделать - не вопрос. Главное, чтобы Вам было удобно им работать.

Варианты моделировочных инструментов

Это все! Больше ничего не покупайте. Не тратьте деньги на лишние инструменты, их Вы подберете под себя в процессе учебы и работы, когда поймете чем удобнее работать лично Вам.

Остальное нельзя купить за мастер кард. Остальное нужно развивать в себе. Я сейчас о усидчивости, трудолюбии, художественные навыки, желание творить и самое главное - терпение . Терпения Вам понадобится очень много, потому что прям сразу ничего получаться не будет, а если и будет, то значит не очень хорошо, а если очень хорошо - то все-равно недостаточно хорошо. А почему? Да потому что в нашей профессии всегда есть к чему стремиться.

Ну да ладно. Что-то уж слишком я запугал Вас. В общем дальше, когда мы купили пластилин и инструмент, можно начать лепить.

Очень красивая моделировка премоляра

Учимся лепке зуба.

Лепка зуба развивает мелкую моторику и чувствительность пальцев. Для того чтобы научиться лепить зуб есть одна замечательная книга "Художественное моделирование и реставрация зубов" Ломиашвили Л.М., Аюпова Л.Г.

В этой книге довольно неплохо описывается порядок лепки зуба. Поэтому я рекомендую данную книгу для подготовки (она имеется в свободном доступе, насколько я знаю). Только постарайтесь не погружаться в медицинские термины, поскольку думая о них можно забыть об основной цели - научиться лепить.

Фото из книги которую я указал выше

Хочу дать несколько советов:

  • Начинайте лепить с моляра. Возможно кто-то со мной не согласится и скажет, что нужно начинать с самого простого зуба, а не самого сложного. Это лично мое мнение. Я сам так учился. После того как Вы слепите моляр, даже не особо красивый и точный, то любой другой зуб сможете слепить без особого труда.
  • Хотя бы по разу, а лучше по два слепите зуб из каждой группы. Мне на экзамене достался второй верхний резец, а я тренировался только на моляре. И тогда я запаниковал потому что кроме того, что я его ни разу не лепил, я еще и не знал 3 признака зуба, про которые я выше рассказал.
  • Лепить зуб лучше большого размераи когда уже немного научитесь, нужно уменьшать, и уменьшать, и уменьшать до тех пор, пока не дойдете до реального масштаба.

Хочу закончить данную статью очень хорошим видео, которое в свое время помогло мне при лепке зуба.

Стоматолог – это врач, человек с медицинским образованием, специалист по лечению челюстно-лицевого аппарата. Они бывают хирургами, специалистами по удалению зубов, стоматологами-терапевтами. А дантист – это зубной техник, умеющий работать на специальных станках по изготовлению протезов челюстей и имплантатов. Пусть вас не обманывает официальное название этой профессии, которая звучит как «стоматология ортопедическая».

изготовление протеза

Работа зубного техника

Работа зубного техника скрыта от глаз посторонних, пациенты стоматологического кабинета редко пересекаются со специалистами этого профиля. Разве что в случаях, когда нужно на месте или оценить какую-то нестандартную ситуацию (или даже аномалию), или пациент настаивает на точной подгонке цвета или формы изготавливаемого протеза.

Местом работы дантиста является зуботехническая лаборатория, которую можно воспринимать как синтез производственного цеха с ювелирной мастерской.

В работе используются:

  • Сильный монокулярный или бинокулярный микроскоп;
  • точные фрезеровальные станки;
  • вытяжной шкаф или всасывающая воронка;
  • газовые горелки на манер оборудования для газовой сварки;
  • реактивное сопло для обдува рабочих поверхностей.

Есть также шлифовальный станок, а само рабочее место должно быть оборудовано удобным ортопедическим креслом.

Но основа зуботехнической лаборатории – специальный стол, на котором всё перечисленное монтируется в определённом порядке, чтобы всё было под рукой для удобства пользователя.

Впрочем, только теоретическими знаниями в получении такой специальности, как зубной техник, дело не ограничивается. Знания и навыки, лежащие в основе этой профессии, требуют синтеза таких наук, как фармакология, хирургия, топографическая анатомия, латынь, связанная с лечением зубов терапия. Не лишними будут сведения о генетике. Так что при обилии чисто технологических моментов это специальность всё-таки является медицинской.

Современное состояние зубопротезного дела предполагает использование принципов, скорее, мануфактуры, с распределением обязанностей внутри лаборатории, когда над изделием работает на один человек, а два или более. Ответственность в таком случае вырастает многократно, потому что разделение обязанностей требует высочайшей слаженности всего коллектива.

профессия зубного техника

Тонкости специализации

Студент зубопротезного технологического колледжа в процессе обучения получает навыки работы с различными материалами. То есть одной теорией, как бы она была не нужна, дело не ограничивается. Постоянные практикумы позволяют руками почувствовать материалы, с которыми в будущем придётся работать, освоить богатейший инструментарий, получить советы от специалистов своего дела.

Выпущенный из стен колледжа вчерашний студент должен владеть техническим минимумом, состоящим из:

  • Умения создавать съёмные и несъёмные протезы.
  • Изготовления ортодонтических и челюстно-лицевых конструкций.
  • Литейного дела.
  • Лепки.

Всё это требует навыков сварщика, слесаря, фрезеровщика, гальваника, и владения знаниями на стыке физики, химии, анатомии. Не обойтись без владения самыми современными технологиями в виде 3D-моделирования, со знанием и умением пользоваться соответствующими компьютерными программами.

После получения диплома новоиспечённый зубной техник может выбрать род деятельности, подразумевающий особую специализацию в соответствии со своими склонностями, а также с учётом потребности на рынке труда.

Производственно-технологическое направление

Это работа, непосредственно связанная с изготовлением индивидуальных для каждого пациента протезов, имплантатов и других ортодонтических конструкций, а также с мониторингом состояния готовых изделий.

Хотя этот вид деятельности не предполагает какого-либо общения с пациентами, но в случае ремонта или доводки протезов дантист общается со своими клиентами напрямую. В большинстве случаев контакта с пациентом не требуется, зато со стоматологом у дантиста должно возникнуть тесное взаимодействие. Кроме чисто профессиональных навыков, связанных с изготовлением порученных ему изделий, протезист должен быть человеком коммуникабельным, способным на контакт.

В больших клиниках, где работа дантиста связана с поточным производством, можно специализироваться на каком-то определённом направлении. Это может быть протезирование по имплантатам, изготовление съёмных или несъёмных протезов, отливка, моделирование каркасов, обработка металлов и т. п. В больших лабораториях, организованных по принципу мануфактур или даже конвейера, могут трудиться от 3 до 10 и более техников, со строгой специализацией по процессам.

работа зубного техника

Лечебно-профилактическое

При этом выборе, деятельность будет связана с оказанием первой помощи, просветительской работой по гигиене и методам профилактики в стоматологии. Это путь без возможности стать полноценным врачом.

Управленческие курсы

Эту стезю вчерашний студент не выберет – никто просто не доверит ему управление коллективом при отсутствии прочных производственных навыком и элементарного жизненного опыта. В управленческую деятельность идут люди с определённым жизненным и профессиональным багажом, имеющие авторитет в выбранной сфере руководства.

Особенности профессии

Одинаковых зубов и челюстей не бывает. Если проводить какие-то аналогии, то первое, что приходит на ум, это отпечатки пальцев, которых не бывает одинаковых; хоть какое-то отличие среди аналогичных, но будет. Поэтому после того, как стоматолог у себя в кабинете сделает слепок с челюсти пациента и отдаст его в зуботехническую лабораторию, начинается кропотливая работа дантиста.

Пока только – модели, потому что в первом приближении она делается из специального твёрдого и тугоплавкого зуботехнического воска. На такой модели отрабатываются мельчайшие детали рабочих поверхностей будущих протезов или имплантатов, от которых будет зависеть комфорт ношения.

После отработки всех параметров протеза, при условии, что матрица в виде отпечатка совпала с копией рабочей модели, она переводится в керамику, композит или в металл. Допуски в изготовлении изделий даже не миллиметровые, а микронные – именно такой класс точности требуется для этой работы.

Из чего вытекают следующие требования к выбранной профессии:

  • Усидчивость;
  • внимательность к мелочам;
  • достаточная тактильная чувствительность;
  • устойчивая нервная система;
  • хорошее зрение.

Преимуществом будет художественный вкус: ведь протез челюсти, особенно в её передней части, которая демонстрируется при улыбке, должен быть не только функциональным, но и эстетичным.

Именно зубной техник, а не врач-стоматолог, определяет материал, из которого будет изготовлен протез.

курсы зубного техника

Профессиональные риски

Медицинские

Работа зубного техника связана с риском отравления вредными веществами: горючих газов, паров металлов, едких антисептиков, гальванических процессов.

На его рабочем столе дантиста есть вытяжной шкаф, или всасывающая воронка. На некоторых этапах протезирования не обойтись без защитных изолирующих очков, таких же перчаток и респиратора.

Финансовые

В случае, если изготовленный протез ни по каким параметрам не подошёл пациенту и он категорически от него отказывается, все переделки выполняются за счёт дантиста.

Потому стоит хорошенько подумать и тщательно оценить риски, прежде чем идти на обучение профессии зубного техника.

Заключение

В тандеме «стоматолог-дантист» вся «слава», естественно, достаётся тому, кто непосредственно общается с пациентом и проводит с ним всё рабочее время. То есть, со стоматологом. Лучшая реклама стоматолога – отзывы о нём, то самое «сарафанное радио».

Но хороший стоматолог прекрасно сознаёт цену этой славы, и делится ею со своим зубным техником, тесно взаимодействуя с ним. Потому так важны навыки коммуникативного общения, которые помогут выпускнику быстро влиться в коллектив, стать мастером своего дела.

Используемые источники:

  • Зуботехническое материаловедение. Учебник / А.И. Дойников, В.Д. Синицын. — М.: Медицина, 1986.
  • Зубопротезная техника. Учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  • Зуботехническое дело в стоматологии / Б.А. Смирнов, А.С. Щербаков. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
  • Статья с Википедии

Кабинет зубного техника

Зуботехнический стол — основное место работы. Обычно он укомплектован светильником, реактивным соплом, которым обдувают рабочую поверхность, всасывающей воронкой, иногда встроенной розеткой для шлифмотора, и, конечно же, стулом.

Специализация

Часто зубной техник делает определенный вид протезов и совершенствуется именно в его изготовлении. Поэтому в профессии существует разделение по следующим направлениям:

  1. Металлокерамист (несъемное протезирование). Работает с искусственным материалом, представляющим собой сплав металлов с керамикой. Такие конструкции отличаются износостойкостью, устойчивостью к коррозии и теплу. Металлокерамический протез — это металлический каркас с нанесенной керамической массой.
  2. Оператор CAD/CAM системы. Специалист в этой области должен хорошо разбираться в процессах моделирования и фрезеровки.
  3. Протезирование на имплантатах. Суть метода в том, что в костно-челюстную ткань вживляется имплантат, который заменяет собой утраченный зубной корень и является опорой для искусственного зуба.
  4. Съемное протезирование. Оно бывает полным, когда зубной ряд одной или обеих челюстей полностью отсутствует, либо частичным, надевающимся вместо одного или нескольких утраченных зубов.
  5. Ортодонтические аппараты. Конструкции для выравнивания зубного ряда.

По процессам работа тоже разделяется на: литье металлов и полимеров, гипсовку в артикулятор, моделирование протезных каркасов, отливку моделей. Таким образом, над производством одного протеза в зуботехнической лаборатории совместно трудится от двух до пятнадцати человек.



Почему зубной техник это не стоматолог?

Зубной техник отвечает за красоту улыбки, к здоровью зубов он имеет мало отношения. Этот специалист никогда не встречается лично с большинством своих пациентов. Его работа протекает в зуботехнической лаборатории, где именно его руками создаются виниры, коронки, различные стоматологические протезы и мосты. От чувства вкуса зубного техника будет зависеть конечный вид того изделия, которое будет носить пациент во рту.

Когда стоматология, как наука, только развивалась, зубной врач выполнял все, что было связано с зубами пациента. Постепенно, с развитием протезирования, когда изготовление зубных протезов становилось все сложнее и требовало много времени и таланта, появилась отдельная специальность, это зубной техник.

Особенности профессии

Эта профессия считается технической и в чем-то похожа на работу ювелира. Практически всегда изделие моделируется вручную, индивидуально для каждого пациента, и должно выполнять возложенные на него функции: в точности подходить под потребности пациента, иметь эстетичный внешний вид, в работе используются качественные долговечные материалы.

Моделирование конструкции начинается с работы над моделью из зуботехнического воска. Только после проверки всех параметров модель переводится в металл, керамику или композит.

Зубной техник применяет в работе знания из разных наук: физики, химии, анатомии. Ему необходимы навыки слесаря, фрезеровщика, химика-гальваника, сварщика. А современные технологии подразумевают наличие знаний в компьютерной 3-D графике.

Ввиду особенностей профессии, инструменты, используемые в работе, тоже самые разнообразные: наковальни, аппараты для штамповки коронок, лобзики, молотки.

Риск профессии

Часто изготовление подобных конструкций связано с вдыханием вредных химических веществ. По этим причинам техник работает в защитных перчатках, маске и очках.

Регулярно, каждые два-три года, зубной техник проходит курсы повышения квалификации, знакомится с новыми технологиями и материалами. Сегодня это очень востребованная профессия, поскольку красивая улыбка — желание каждого здравомыслящего человека.

Получение специальности

Специальность зубного техника называется «стоматология ортопедическая», и получают ее в средних медицинских заведениях, а само обучение длится ровно столько, сколько указано в программе и на этот момент курс составляет 2 года и 10 месяцев. Поступление обычно проводится на конкурсной основе по результатам ЕГЭ и особое внимание нужно уделить русскому языку, физике и химии. Поступить учиться можно на базе среднего образования в любой медицинский колледж, где есть нужный факультет.

Во время того, как студент учится, чтобы стать зубным техником, ему потребуется изучить множество дисциплин и получить все необходимые навыки и среди них наиболее актуальными являются:

  • Создание съемных и не съемных протезов;
  • Изготовление ортодонтических и челюстно-лицевых конструкций;
  • Литейное дело;
  • Лепка.

Помимо этого, профессия зубного техника – это одна из медицинских специальностей, где учат не только по основному роду деятельности, но и тому, что пригодится на других направлениях, а именно:

  • Генетика;
  • Топографическая анатомия;
  • Фармакология;
  • Физиология;
  • Хирургия;
  • Знание латыни;
  • Терапия.

Учиться студент будет не только сидя на лекциях, но и закрепляя полученные знание в практическом виде, находясь в лаборатории и создавая протезы различной сложности. Разумеется, все это будет происходить под пристальным присмотром педагогов и специалистов в своем деле. Используя такой способ обучения, студент лучше поймет суть процесса, а также привыкнет работать с различными материалами.

После выпуска у молодого специалиста есть три направления, где он сможет проявить себя и начнет зарабатывать, а именно:

  • лечебно-профилактическое дело;
  • управленческая деятельность;
  • производственно-технологическое дело.

Базовые обязанности зубного техника

В настоящее время, зубные техники есть в каждой стоматологической поликлинике, государственной или частной. Кроме того, они работают в некоторых больницах. Иногда они могут работать, также, в отдельных специализированных зуботехнических лабораториях.

Базовые обязанности зубного техника связаны непосредственно с его работой. Техник занимается изготовлением модели зуба, подбирает материалы для протезов, рисует эскиз и готовит макет конструкции протеза. Зубной техник делает предварительную модель протеза из воска, потом выполняет подгонку конструкции к индивидуальным особенностям пациента, затем по ней готовит протез из металлокерамики, металла или синтетического материала. Готовое изделие он отдает врачу-ортопеду уже в полностью доделанном виде готовом к использованию.

Должностные обязанности зубного техника

В должностных обязанностях зубного техника записано: Изготовление разных типов искусственных коронок, в том числе металлокерамических, изготовление простых штифтовых зубов, мостовидных протезов разнообразных конструкций, съемных протезов (пластинчатых и бюгельных), челюстно-лицевых аппаратов, ортодонтических конструкций. Зубной техник готовит к работе стоматологическое оборудование и инструментарий своей лаборатории, держит под контролем их работоспособность и исправность, использует их в соответствии с правилами эксплуатации. При необходимости, в неотложных ситуациях оказывает первую доврачебную помощь.

Но помимо базовых, зубной техник обязанности также несет и функциональные. Он обязан соблюдать технологию изготовления протезов, соблюдать сроки изготовления, следить за чистотой своего рабочего места, не нарушать правила внутреннего распорядка поликлиники или лаборатории, соблюдать правила техники безопасности и противопожарной безопасности, заполнять необходимую учетно-отчетную документацию в установленный срок.

Зубной техник обязан знать и, соответствующим образом, использовать в работе современные актуальные методы, инструменты и технологии изготовления протезов. Также, для техника желательно, как и для большинства специалистов, уделять внимание повышению квалификации, изучать прессу и литературу по своей специальности, посещать курсы и семинары.

В обязанностях зубного техника можно обнаружить и знание законов РФ в области здравоохранения, основ стоматологической медицинской помощи, характеристик актуальных материалов, которые применяются в протезировании, правил использования металлокерамики и фарфора в изготовлении протезов, технологий и основные этапов изготовления челюстно-лицевых и ортодонтических конструкций. Зубной техник должен понимать, как организована работа в зуботехнической лаборатории, по каким принципам функционирует бюджетная страховая медицина. Также, ему необходимо владеть общими знаниями, такими как, основы эпидемиологии, валеологии и санологии. Как видите, обязанности у зубных техников довольно-таки широки. И, несмотря на то, что все это знать сходу невозможно, знания приходят с опытом.

В основном, от зубного техника требуется иметь среднее специальное профессиональное образование, действующий сертификат по специальности «Ортопедическая стоматология», действующую медицинскую книжку. Опыт работы желателен, но не имеет решающего значения при приеме на работу. Также, в разных клиниках могут предъявлять дополнительные требования при приеме на работу. Такие как умение работать с какими-либо специфическими материалами.

Для того, чтобы стать зубным техником нужно закончить медицинский колледж по специальности Ортопедическая стоматология. Для техника необходимы внимательность, умение работать руками, усидчивость, понимание анатомии, знание химии и технологий.

Если говорить очень кратко, то обязанности зубного техника можно описать как «изготовление разнообразнейших приспособлений для протезирования зубов и оказания помощи по улучшению внешнего вида и функционального действия челюстей и зубов». Работа эта не только ручная, но и требует хорошей предварительной «умственной» подготовки.

УТВЕРЖДАЮ (наименование организации) ____________________________ (руководитель организации) ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ Зубного техника ___________/________________ (подпись) (Ф.И.О.) «___»________ ___ г. N ____ «___»________ ___ г. г. ____________ М.П.

I. Общие положения

1. На должность зубного техника назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности «Стоматология ортопедическая» и сертификат специалиста по специальности «Стоматология ортопедическая», без предъявления требований к стажу работы.

2. Назначается и увольняется приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством.

3. Зубной техник должен знать:

3.1. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения.

3.2. Основы медицинской стоматологической помощи.

3.3. Организацию деятельности в зуботехнической лаборатории.

3.4. Характеристики основных материалов, применяемых в зубопротезной технике.

3.5. Технологию изготовления зубных челюстно-лицевых протезов и ортодонтических аппаратов.

3.6. Правила использования фарфора и металлокерамики в зубопротезной технике.

3.7. Основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования.

3.8. Основы эпидемиологии.

3.9. Основы валеологии и санологии.

3.10. Основы медицины катастроф.

3.11. Основы трудового законодательства.

3.12. Правила внутреннего трудового распорядка.

3.13. Правила по охране труда и пожарной безопасности.

II. Должностные обязанности

1. Изготавливает различные виды искусственных коронок, включая металлокерамику, простые конструкции штифтовых зубов, различные конструкции мостовидных протезов, съемные пластинчатые и бюгельные протезы, ортодонтические и челюстно-лицевые конструкции.

2. Осуществляет подготовку стоматологического оборудования и оснащения зуботехнической лаборатории к работе, контроль их исправности, правильности эксплуатации.

3. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

III. Права

Зубной техник имеет право:

1. Получать информацию, необходимую для четкого выполнения своих профессиональных обязанностей.

2. Вносить предложения по совершенствованию работы зубного техника.

3. Принимать участие в работе совещаний, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к его компетенции.

4. Повышать профессиональную квалификацию на курсах усовершенствования или на рабочем месте в установленном порядке.

IV. Ответственность

Зубной техник несет ответственность:

1. За нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

V. Условия и оценка работы

1. Режим работы Работника определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.

2. Оценка работы:

Регулярная — осуществляется непосредственным руководителем в процессе исполнения Работником трудовых функций;

— ____________________________________________________________________. (указать порядок и основания для иных видов работы)

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2010 N 18247).

Должностная инструкция техника зубного N2

(должность руководителя) ______________________________ (наименование организации) ____________/________________/ (подпись) (Ф.И.О.)

Читайте также: