Принципы объемного моделирования зубов вырезание из гипса моделирование из воска пластилина

Опубликовано: 17.04.2024


Подготовительный этап перед установкой ортопедических изделий – это и есть процедура под названием моделирование зубов. Под ней подразумевается воспроизведение полости зуба, его внешней формы либо части, к примеру, коронки из воска. Это необходимо для того, чтобы наглядно понять, как будут выглядеть и насколько удобны зубные протезы.

восковое моделирование зубов

Особенности

В стоматологии моделирование зубов из воска называют Wax-up-технологией. Стоматологами используются две методики такого моделирования. Одна – это формирование образца будущего зуба на культях (гипсовых основах), а вторая – соединение методик Wax-up и Mock-up, создание композитной модели прямо во рту на основе восковой.

Это является обязательной процедурой при выполнении ортопедического исправления изъянов ротовой полости. Модели нужно делать для многих целей. В первую очередь необходимо для того, чтобы врач составил план предстоящей реставрации. Макет из воска служит тестовым материалом, по нему ортопед и техник устанавливают метод реставрации поврежденного зуба, обсуждают объем дальнейших работ и возможные трудности протезирования.

При наличии модели пациенту будет легче объяснить все особенности лечения и согласования конечного вида зубов. Выполнение данной работы позволит еще на начальной стадии изготовления протеза исключить все его несоответствия и неточности.

Воск – это наиболее подходящий материал, который хорошо поддается обработке, а после того, как остывает, быстро и легко принимает нужную форму. Для выполнения такой работы он имеет отличные характеристики, а именно:

  • довольно пластичный;
  • плотный;
  • прочный.

Техник благодаря этим его свойствам в состоянии очень точно воссоздать необходимые размеры зуба для того, чтобы сделанный протез был как можно больше похож на собственные. Восковое моделирование зубов нужно для отработки нюансов будущей работы по возобновлению функциональности и эстетики зубных рядов.

моделирование и реставрация зубов

Преимущества моделирования

Благодаря этой универсальной процедуре в итоге готовая конструкция получается идеальной. У нее есть явные преимущества, это:

  • невозможность повреждения соседних зубов при ношении протеза;
  • отсутствие неприятных ощущений, так как размер точно соответствует параметрам;
  • возможность благодаря поддающемуся материалу еще на начальной стадии устранить все неточности и погрешности.

Правильно выполненное моделирование значительно сокращает время привыкания к протезу, потому что конструкция выделяется максимальным удобством.

Недостатки

Восковое моделирование и реставрация зубов считается идеальной техникой, не имеющей недостатков. Однако есть минус, который касается самого материала. У воска, если сравнивать с другими, достаточно высокий показатель термического расширения. Это объясняется его полимерностью. В результате возникают расхождения в размерах отливок и недостаточное крепление литого протеза. Для того, чтобы этого не произошло, используется метод восполнения измерений с помощью расширения формовочного материала и нанесения компенсационного лака.

моделирование зубов из воска

Показания

Исходя из состояния полости рта, стоматолог-ортодонт может назначить художественное моделирование зубов при повышенной разрушаемости области над десной, которая проявляется из-за запущенного кариеса. В таком случае необходимо восстанавливать зубные стенки путем применения микропротезирования либо коронки. Также при стираемости по аномальным особенностям, например, неправильном прикусе. Избавиться от этого дефекта можно с помощью виниров или коронок.

К показаниям относится отличительный цвет. При установке импланта существует возможность выбора желаемого цвета, однако вначале нужно провести процедуру моделирования. При разрушении целого зубного ряда восковой слепок является обязательным этапом при их реставрации. Если остался лишь корень, без моделирования не обойтись. Полное отсутствие зубов - адентия - является одним из показаний к выполнению этой процедуры. То же касается и наличия множественных патологических дефектов. Если нужно установить нескольких коронок, мостовидную конструкцию, то непременно создается восковой слепок. Процедура Wax-up позволяет учесть индивидуальные особенности и пожелания клиента.

Противопоказания

Восковое моделирование формы зубов считается полностью безопасной и безболезненной для пациента процедурой. Она не доставляет никакого дискомфорта и неприятных ощущений, выполняется без использования обезболивающих средств. Однако для ее проведения существуют некоторые противопоказания. К ним относятся:

  • болезни тканей костной челюсти;
  • восстановительный период после лучевой терапии;
  • воспалительные процессы различного характера;
  • тяга к наркотикам;
  • острая форма аномалий полости рта.

Также надо учитывать тот факт, что для выстраивания слепков применяется натуральное сырье, а именно пчелиный воск. Потому по отношению к людям, у которых есть аллергия на мед либо продукты пчеловодства, данную технологию применять запрещается. При наличии реакции на материал пациент должен поставить в известность врача, чтобы он подобрал безопасную методику протезирования и восстановления.

художественное моделирование и реставрация зубов

Непрямое моделирование

Непрямое моделирование и реставрация зубов предполагает создание оттиска будущего искусственного зубопротеза на гипсовой основе. Этот способ не занимает много времени. Пациенту не нужно долго присутствовать на приеме у врача. Стоматолог должен качественно сделать слепки полости рта, а окончательное изготовление проходит в лаборатории. Непрямую методику удобно использовать для зубов, растущих в труднодоступных местах.

Прямое моделирование

При прямой методике изготовление модели из воска первым делом полость зуба заполняется жидким воском либо он в пластичном состоянии вдавливается в нее. Затем выполняется моделирование и штифтование, а потом восковая модель из полости извлекается. Создается композитный образец на основе модели из воска прямо во рту.

В этом варианте сразу создается художественное моделирование и реставрация зубов, а также их функциональность. После того как техник проведет данную работу, окончательную версию образца покажут клиенту, а потом перенесут в рот при помощи специальной методики. С временной системой человеку придется походить определенной время, чтобы оценить, правильно и удобно ли сделан образец. Если понадобится подкорректировать, то все исправления стоматолог сделает непосредственно на временных моделях.

Прямой метод больше всего подходит людям с высокой стираемостью эмали, а также тем, у кого есть проблемы с нижнечелюстным височным суставом, при необходимости повысить прикус. В случае отсутствия претензий изделие отправляют в лабораторию для изготовления постоянной конструкции.

Главная цель реставрации жевательных зубов - функциональная реабилитация, которая зависит от анатомической правильности и точности изготавливаемой конструкции. Именно поэтому моделирование жевательных зубов является обязательной процедурой.

Прямой способ перед непрямым имеет ряд преимуществ:

  • восковый образец получается более точным;
  • можно устранить выявленные неточности и недостатки;
  • есть возможность точнее откорректировать границы будущего протеза в области краев десен.

Однако при нем очень трудно поправить неточности на боковых группах зубов. Также при корректировке модели существует опасность нечаянно повредить инструментом слизистую.

художественное моделирование зубов

Основные задачи моделирования

Моделирование восковой модели из воска после заполнения им полости сводится к трем главным задачам. Первая касается того, что восковой слепок подгоняют, учитывая центральную окклюзию и все движения нижней челюсти. Это необходимо чтобы на вкладке антагонирующие зубы не наталкивались на препятствия. Поэтому врач просит пациента медленно сомкнуть челюсти, после этого убирает излишки материала. Это повторяется несколько раз, пока не зубы не сомкнутся полностью. Далее аккуратно нужно подвигать нижней челюстью во все стороны и тоже соскоблить лишний воск.

Следующая задача заключается в том, чтобы поверхность вкладки переходила в поверхность зуба и при этом сохраняла такую же плоскость без шершавости и каких-либо выемок. Это очень важно для предупреждения развития повторного кариеса.

Еще одной целью является придание восковому слепку правильной анатомической формы. Чаще всего внешний вид вкладки портит ее конфигурация, а не цвет. Нередко в глаза бросаются уродливые:

  • зубы;
  • металлические коронки;
  • вкладка.

И если внимательно присмотреться, то можно разглядеть, что причина кроется в том, что форма зуба не соответствует симметричному. Если металлу придана правильная анатомическая конфигурация, то вкладка либо коронка будут незаметными.

форма зубов моделирование

Требования к материалу

Для моделирования зубов применяют воск 1 и 2 типа, причем первый уместен для прямого метода, второй – непрямого. Это связано с их качественными характеристиками. Материал второго типа имеет более низкое качество, но такое свойство абсолютно не влияет на результат модели. Воск первого типа является безукоризненным для выполнения слепка прямо в полости рта пациента.

Есть ряд правил касающихся выбора, сохранности и применения данного материала. Одно из них касается того, что для получения большего контраста рекомендуется использовать воски разного цвета. После остывания материал не должен крошиться, обязан быть жестким. На качество слепка отрицательно влияет наличие в процессе нагревания крошек в восковой массе. Если в ней есть частички, хлопья, то поверхность получится не гладкая, а рельефная. Также надо иметь в виду, что материал при скоблении не должен образовывать сколы либо отваливаться кусками. Отрицательно влияет на качество воска превышение допустимых сроков его хранения.

Точное и качественное анатомическое моделирование зубов зависит от правильного подбора материала для конкретного способа.

Подготовительный процесс

Перед тем как делать восковое моделирование зубов, нужно исполнить ряд назначений, одним из первых является проведение диагностики полости рта. Если есть необходимость, то следует выполнить рентген и компьютерную томографию челюсти. Также отмечается, что в случае наличия заболеваний ротовой полости надо пройти курс лечения. Не забывать проводить санацию и соблюдать правила гигиены.

Только после того, как будет проведено полное обследование и лечебный курс, врач приступает к созданию слепков.

Техника выполнения

Техника моделирования зубов выполняется в определенной последовательности. Вначале снимаются слепки с того места, где будет стоять временная система, и с противоположной стороны. Для этой процедуры используется особый стоматологический силикон. С помощью прикусных силиконовых валиков закрепляется смыкание челюстей. При помощи специальной пластины, фиксируемой около ушей, получают образцы с челюстей с направлением их непосредственного движения. Такая пластина называется лицевой дугой.

На основании полученных данных изготавливаются образцы, которые потом переносятся на гипс. Следующим действием является фиксация слепков на артикуляторе. Это прибор, который копирует движение челюстей. Благодаря данному устройству техник отлаживает артикуляционные и жевательные движения зубов и челюстей.

Если образец будет преобразовываться в Mock-up, то полученный результат переносится в полость рта. Слепок снимается с силиконовыми ключами, убираются отложения. Для фиксации системы наносится клей. В оттиски закладывается пластмасса либо композит, их наносят на зубы. В конце оттиски (силиконовые ключи) снимают, убирают лишний материал, выполняют шлифовку, полировку. Врач после того, как закончит фиксирование, оценит проведенную работу с эстетической и функциональной точки зрения.

Задачей моделирования культи зуба является восстановление анатомической формы, нарушенной как патологическим процессом в твердых тканях, так и препарированием под коронку. Процедуру делают с применением специального воска методом постепенного наслаивания на культю из гипса. Также последовательно восстанавливают форму и рельеф частей зуба:

  • вестибулярной;
  • язычной или небной;
  • жевательной;
  • боковых.

Самое главное, чтобы воск на 1-1,5 мм не доходил до линии шейки, противном случае ее объем увеличится, в результате коронка не сможет плотно ее обхватить. Смоделированный зуб не должен быть больше восстанавливаемого. Между боковыми поверхностями последнего и рядом стоящими зубами на уровне середины необходимо оставить просвет в толщину металла.

техника моделирования зубов

Надо иметь в виду, что восковое моделирование зубов, которое является неотъемлемой процедурой при установке в полости рта определенных видов ортопедических конструкций, - это недешевая стоматологическая услуга. Значительная цена объясняется:

  • стоимостью на расходный материал;
  • высокой точностью процесса;
  • использованием специального оборудования.

Число и сложность моделирования единиц зубного ряда влияет на стоимость, которая может меняться. Окончательную цену на восковое моделирование зубов специалист озвучит после проведения диагностики. Данная процедура позволяет пациенту выявить дискомфорт, а в дальнейшем быстрее привыкнуть к протезам. Этот дополнительный этап при имплантации зубов считается безупречными способом при протезировании различными методиками. Специалисты отмечают, что процедура не наносит вред соседним зубам, а применяемый воск выделяется универсальностью и абсолютно нетоксичен.

Передние зубы верхней челюсти характеризуются как функциональными, так и эстетическими параметрами. По своей особенности – это те зубы, которые видны как при разговоре, так и при улыбке. Именно поэтому существует такое значительное количество подходов, пытающихся максимально сымитировать все тонкости анатомии зубов верхней челюсти. Учитывая, что техник кроме формы, также должен понимать характеристики цвета, текстуры, ротации и пространственной позиции зубов, ему достаточно легко потеряться во всех этих деталях. Именно поэтому в данной статье мы будем фокусироваться не на отдельных элементах моделирования, а на системном походе к восстановлению морфологии и структуры фронтальной группы зубов.

Системный подход к моделированию фронтальных зубов

После окончания моделирования основной формы, техник может приступать к восстановлению индивидуальных характеристик зуба, следуя предложенному протоколу и тем самым экономя огромное количество времени.

Описанный подход является уникальным как при моделировании всех шести передних единиц, так и при восстановлении формы одного зуба, независимо от того работает техник с воском или окончательными конструкциями, в обычном или цифровом режиме. Ведь самое важное кроется в деталях, которые подчеркивают после моделирования основной формы будущих реставраций.

Пошаговый протокол

1. При восстановлении нескольких передних зубов, моделирование следует всегда начинать с середины ряда, а именно с лабиального режущего края центральных резцов. Середину реставрации определяют по срединным анатомическим ориентирам лица: по линии, соединяющей переносицу, верхушку носа и центр подбородка. Вторую межзрачковую линию (фото 1) моделируют перпендикулярно к срединной линии лица: режущие края резцов с губной стороны должны быть параллельными межзрачковой линии.

Фото 1. Лицевые ориентиры и перенос межзрачковой линии на горизонтальную плоскость центральных резцов.


2. После этого моделируют контактные точки: позиция таковых от резцов до клыков смещается все больше к пришеечной области, как показано на фото красной линией (фото 2 - 3).

Фото 2. Область контактных точек смещается более пришеечно от резцов до клыков.


Фото 3. Область контактных точек смещается более пришеечно от резцов до клыков (красные линии).


3. На следующем этапе моделируют язычные поверхности. Поскольку все зубы берут участие в акте жевания, следовательно, моделировать их язычную поверхность без учета взаимодействия с зубами-антагонистами попросту невозможно. Режущий край зубов, по своей сути, является их режущим гребнем, на фото линия режущего края с губной стороны изображена красной, а с лингвальной стороны – синей (фото 4 - 5). Эти края являются границами режущего гребня. Не следует забывать, что язычный край данного гребня является не только эстетической, но и функциональной составляющей, которая взаимодействует во время жевания с нижними резцами, в то время как губной край верхних зубов визуализируется при улыбке и разговоре пациента. Губной край реставрации можно удлинять или переносить до тех пор, пока он не компрометирует функции, эстетики и фонетики моделируемых зубов. Режущие края редко являются симметричными и параллельными (фото 4 - 5). Проще говоря, функция язычной стороны резцов является производной от их губного контура.

Фото 4. Режущий гребень состоит из лабиального края (красная линия) и лингвального края (синяя линия).


Фото 5. Режущий гребень состоит из лабиального края (красная линия) и лингвального края (синяя линия).


4. Линия мезиального угла, которая представлена на фото черной линией, является следующим элементом для моделирования (фото 6). Если посмотреть на зубы с лицевой стороны, то их можно разделить на сегменты по вертикали (фото 3): центральный можно разделить на три части, боковые резцы и клыки – на две. Линия мезиального угла центрального резца начинается около его контактной точки и оканчивается в пришеечной части зуба в области мезиальной трети его боковой стороны. Линия данного угла должна максимально соответствовать линии соседнего центрального резца. Аналогичный латеральный ориентир для бокового резца начинается в области или выше контактной точки и заканчивается в пришеечной области около середины стороны зуба. Линия мезиального угла клыков также начинается выше контактной точки и движется к середине зуба.

Фото 6. Линия мезиального угла (черная линия).


5. После этого приступают к моделировке линий дистальных углов (фото 7), снова двигаясь от области центральных резцов до клыков. Данные ориентиры должны максимально совпадать у зубов с правой и левой стороны. Конечно же, ширина симметричного зуба может отличаться, но оптически их можно модифицировать для того, чтобы линии дистальных углов максимально совпадали.

Фото 7. Линия дистального угла смещается от резцов до клыков.


6. Высота пришеечного контура, нарисованная белой линией (фото 8 - 9), должна максимально повторять контур мягких тканей (розовый). Поэтому при моделировании данного параметра нужно использовать дубликат позиции мягких тканей. Верхушка цементно-эмалевого соединения центрального резца находиться в области дистальной трети, а бокового резца и клыка – в области середины зуба (фото 6).

Фото 8. Высота пришеечного контура (белая линия) повторяет контур мягких тканей.


Фото 9. Высота пришеечного контура (белая линия) повторяет контур мягких тканей.


7. Последним шагом в моделировании является корректировка губной составляющей режущего края. Форма данного образования (фото 10) может сильно варьировать, поскольку не взаимодействует с режущими краями нижних резцов во время жевания.

Фото 10. Форма лабиального края.


Как правило, губные края центральных резцов и клыков повторяют горизонтальную линию, но в ходе моделирования автор использует Kois Waxing Guide (Panadent) (фото 11), для того чтобы убедится, что резцы и клыки точно находятся в одной горизонтальной плоскости.

Фото 11. Kois Waxing Guide используется для проверки горизонтальной плоскости резцов и клыков.


Если очертить основные формы моделирования без зубов, то все становится простым и понятным (фото 12). Важно правильно заполнить эти линии в ходе реставрации и правильно соединить соответствующие точки. После грубого моделирования техник приступает к восстановлению индивидуальных параметров. При вестибулярном виде зубов дистальная сторона клыков выпадает из поля зрения или прослеживается очень слабо (фото 13), поэтому визуальная форма зубной дуги может быть расширена за счет лучшей визуализации дистальной стороны третьих зубов.

Фото 12. Вид базовых линий без зубов.


Фото 13. При вестибулярном виде дистальная часть клыков видна слабо.


Выводы

Воссоздание эстетических контуров передних зубов требует значительного опыта, знаний и навыков. В ходе данного процесса все составляющие аспекты являются важными: морфология зубов, эстетика лица, контур мягких тканей, а также параметры окклюзии. В ходе моделирования важно не зациклиться на какой-то конкретной форме или зубе, но учитывать всю концепцию зубного ряда на основе базового оптимального алгоритма. В дальнейшем же элементы моделировки можно индивидуализировать, значительно экономя время на процессе восстановления необходимых дентальных характеристик.

Л. М. Ломиашвили
д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

С. В. Вайц
аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1) .

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3) , намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4) , соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6) .

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8) .

Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)

Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9) .

Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка

Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке

Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка

Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба

Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность

Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности

Моделирование из пластики

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19) .

Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20) .

Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность

Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти

Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23) .

Рис. 23. Придание материалу формы шара

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок

Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина

Клинический случай

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28) .

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29) .

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31) .

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004)

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32) .

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33) .

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Сведения об авторе

Ломиашвили Лариса Михайловна, д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Lomiashvili L. M., Doctor of Medicine, Head of the Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Михайловский Сергей Геннадьевич, врач-интерн ОмГМА, Россия, Омск

Mikhailovsky S. G., intern doctor OmGMA, Russia, Omsk

Вайц Сергей Владимирович, аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Weitz S. V., PhD student, Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Methodological approaches to modeling teeth from plastic materials

Аннотация. К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии! Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Annotation. Unfortunately, in higher education institutions, students of the Faculty of Dentistry are given limited knowledge about the forms of teeth, not enough hours are devoted to reproducing teeth from improvised materials (clay, plasticine, plastic). But the correctness of the newly created forms is a way to unravel harmony! The ability to properly restore the shape of missing hard tooth tissues in clinical dentistry is of paramount importance.

Ключевые слова: моделирование; скульптурная глина; моделирование из пластики; платилин; 16 зуб, 36 зуб; реставрация зуба.

Keywords: modeling; sculptural clay; plastic modeling; platilin; 16 tooth, 36 tooth; tooth restoration.

Подготовительные мероприятия к восковому моделированию зубов

Ортопедическая стоматология достаточно смело внедряет в практику передовые методики и новые материалы, позволяющие улучшить эстетику и качество протезных конструкций.

К таким новым технологиям относится и восковое моделирование зубов.

Содержание статьи:

Общее представление

Данная методика в стоматологии иначе называется Wax-up-технологией, которая является обязательным этапом при проведении ортопедического исправления дефектов полости рта.

Выполнение модели в стоматологии необходимо для таких целей:

  1. Составления врачом-ортопедом и техником планов предстоящей реставрации. Восковый макет является тестовым материалом, по которому они четко определяют способ восстановления поврежденной единицы, рассматривают возможные нюансы и трудности проведения протезирования, объем дальнейшей работы.
  2. Облегчения объяснения пациенту всех особенностей и моментов предстоящего лечения, а также согласования конечного вида зубов после их восстановления.
  3. Исключения всех неточностей и несоответствий будущего протеза еще на начальном этапе его изготовления.

Для выполнения такой работы, воск считается самым подходящим материалом. Он в разогретом состоянии достаточно пластичен, поддается любой обработке, а после остывания легко и быстро принимает требуемую форму.

К тому же, этот материал прочный и плотный. Эти свойства помогают технику очень точно воспроизвести нужные параметры зуба, чтобы изготовленный протез был максимально схож с оригиналом.

Необходимо также отметить, что ни один вид зуботехнических работ не проходит без выстраивания зубов из воска. Данный этап необходим для отработки нюансов предстоящей работы по восстановлению функциональности и эстетики зубных рядов.

Показания

Wax up восковое моделирование

Wax-up-технология рекомендована и применяется для любого непрямого реставрирования эстетики, а именно для коронок, люминиров, мостовидных протезов, виниров.

Благодаря созданию восковых моделей, итоговый результат от постановки данных изделий просчитывается максимально точно.

Методика применима и для коррекции параметров (формы и размера) коронкой части, а также для полной реконструкции зубной формы. Во втором варианте технология используется:

  • при производстве временных ортопедических изделий на образцах с препарированными единицами;
  • для планирования размещения съемно-несъемных систем;
  • при определении величины обтачивания зубов;
  • для оценивания результата коррекции окклюзии на диагностическом макете;
  • при планировании точного места размещения имплантатов с немедленной последующей нагрузкой.

Восковое моделирование допускается к использованию и для ортопедического устранения дефектов расположения зубов, например, при исправлении прогенического соответствия челюстей.

Противопоказания

Моделирование с использованием воска является безболезненной и полностью безопасной для человека процедурой. Методика не вызывает у него неприятных ощущений и дискомфорта, не предполагает применения обезболивающих препаратов.

Поскольку для выстраивания моделей используется только натуральное сырье – пчелиный воск, у технологии имеется одно единственное противопоказание к применению. Пациентам, испытывающим аллергическую реакцию на сам мед или продукцию пчеловодства, проводить подобную процедуру нельзя.

Важно! Если имеется реакция на мед, пациент обязан предупредить об этом специалиста. Он подберет для него другой, более безопасный метод протезирования и восстановления.

Методы

Диагностическое восковое моделирование

Разработано два варианта выполнения моделирования:

  1. Прямое.
  2. Непрямое.

В первом варианте композитный образец создается на основе восковой модели непосредственно во рту. В данном варианте создается сразу как эстетика зуба, так и его функциональность.

То есть, первоначально техник на макете проводит моделирование, и передает окончательную версию образца ортопеду в клинику. Там специалист демонстрирует ее пациенту, затем переносит в рот, прибегая к помощи специальной методики.

У пациента появляется во рту временная система, с которой он, проходив некоторое время, сможет оценить правильность и удобство сделанного образца. Если появляется необходимость его корректировки, врач выполняет ее прямо на временных единицах.

Прямой метод моделирования подходит пациентам, у которых выявлена высокая стираемость эмали, проблемы с нижнечелюстным височным суставом, если им необходимо повысить прикус.

Если пациент не предъявляет претензий к модели, то она отправляется в лабораторию для производства постоянной конструкции.

Во втором варианте образец будущего протеза формируется на гипсовой основе (культе). Техник предъявляет пациенту полученную модель, и только после утверждения им результата, приступает к изготовлению постоянной конструкции.

В данном случае моделирование необходимо только для показа результата.

Прямой метод перед непрямым способом имеет несколько преимуществ:

  1. Точность воскового образца более высокая.
  2. Присутствует возможность устранения выявленных недостатков и неточностей.
  3. Можно точно скорректировать границы будущего протеза в области десенных краев.
  4. Учитывается артикуляционное взаимоотношение восстанавливаемой единицы и антагонирующей.

Но, в тоже время, прямой метод имеет сложности с обзором удаленных областей, т. е. достаточно трудно исправить неточности на боковых группах зубов.

Также присутствует риск случайного повреждения слизистой инструментом при корректировке модели.

Снятие слепка зубов
Цель снятия слепка зубов и применяемые материалы.

Читайте в следующей статье характеристики стальных коронок на зубы.

Требования к материалу

Для проведения воскового моделирования специалисты используют только мягкий материал – восковницу или пчелиный воск.

Материал для моделирования выбран неслучайно. Это натуральный, достаточно плотный и пластичный материал, не содержит в себе токсинов. Созданный из воска макет легко можно подкорректировать и изготовить идеальный во всех отношениях слепок будущего протеза.

В некоторых случаях вместо пчелиного сырья может использоваться карнаубский воск. Материал растительного происхождения, добываемый из карнаубской пальмы. Он отличается повышенной жесткостью и твердостью, а также имеет более высокую температуру плавления.

Чтобы получить качественную конструкцию, материал должен соответствовать определенным условиям и требованиям. Так, воск должен обладать следующими характеристиками:

  • малой усадкой при охлаждении – от 0,1% до 0,15% от общего объема при температуре от 90°C до 0°C;
  • достаточно хорошей пластичностью в пределе температур от 40°C до 55°C;
  • твердостью при температурах от 35°C до 40°C, обеспечивающей сохранение формы образца при его нахождении во рту;
  • гомогенный состав после растворения.

У сырья должны отсутствовать расслоения и излишняя липкость при обработке, не должно быть зольности после выжигания образца. Он также не должен окрашивать гипсовый макет.

Подготовка

Восковое моделирование зубов wax up

Подготовительный этап имеет большое значение при восстановлении целостности и функциональности зубных рядов.

Важно! Нельзя приступать к ортопедическому исправлению дефектов полости рта, не проведя комплексную ее подготовку.

Она включает в себя полное обследование полости рта, а при обнаружении проблем – их устранение. Задачей специалиста на этом этапе является создание в полости рта оптимальных условий для выполнения протезирования.

Условно подготовительный этап подразделяется:

  • терапевтический;
  • хирургический;
  • ортодонтический.

Терапевтическая подготовка включает санацию и профессиональную стоматологическую чистку. Также на данном этапе выполняется лечение выявленного во рту воспаления и кариеса.

При необходимости во время лечения предполагается проведение еще нескольких манипуляций:

  • замену давно поставленных пломб;
  • пломбировку корневых каналов;
  • их подготовку к закреплению протезов;
  • лечение пародонтальных тканей;
  • препарирование зубов (их обточка и депульпирование).

Во время хирургической подготовки ампутируются «мертвые единицы», т.е. те, которые не подлежат лечению. Также удаляются их корни, экзостозы, гипертрофированные десенные ткани и участки слизистой, остеофиты.

Важно! Следующий этап подготовки можно проводить только после полного восстановления, а на это уходит примерно около двух месяцев.

Ортодонтический этап позволяет изменить положение и наклон зубов, которые предполагается использовать как опоры под съемные или несъемные конструкции.

Также проводится коррекция веерообразного расположения жевательных элементов, их угла наклона, создается дополнительное место в зубном ряду для размещения протеза, корректируется неправильная окклюзия.

Техника создания

Процесс создания

Моделирование по Wax-up-технологии проводится в следующей последовательности:

  1. Делаются слепки (оттиски), причем они снимаются с места, где будет размещена временная система, так и с противоположной стороны. Для этого врачом берется специальный стоматологический силикон.
  2. Фиксируется смыкание челюстей при помощи прикусных силиконовых валиков.
  3. Получение образцов с челюстей с направлением их естественного движения. Это возможно сделать при помощи лицевой дуги – особой пластине, закрепляемой около ушей.
  4. На основании полученных сведений изготавливаются образцы, после они переносятся на гипс.
  5. Закрепление моделей на артикуляторе – приборе, имитирующем движение челюстей. Он позволяет специалисту отладить жевательные и артикуляционные движения зубочелюстной системы.
  6. Создание воскового макета и его демонстрирование пациенту.

Если образец будет преобразовываться в Mock-up, то делается перенос полученного результата в ротовую полость:

  1. Снимается слепок с новых единиц, называемых в стоматологии силиконовыми ключами.
  2. Удаляются отложения (препарирование и обтачка для размещения временных ортопедических изделий не проводятся).
  3. Наносится клей для закрепления системы.
  4. Закладывание одного из материалов (композита или пластмассы) в оттиски, и нанесение их на зубы.

В заключении силиконовые ключи (оттиски) снимаются, удаляются излишки материала и проводятся шлифовка и полировка. Ортопед, закончив фиксацию, оценивает результат с точки зрения эстетики и функциональности.

Преимущества

Преимущественные характеристики

Несмотря на то, что применение Wax-up методики при ортопедическом исправлении дефектов в полости рта предполагает выполнение специалистом дополнительной работы, требующей затрат материальных средств и времени, врачи советуют не отказываться от ее выполнения по ряду причин:

  1. Процедура позволяет предотвратить неточности в расчетах при производстве имплантатов, а также устранить выявленные ошибки на первом этапе.
  2. Исключаются проявления неприятных ощущений и дискомфорта по окончанию протезирования.
  3. Сокращается до минимума продолжительность привыкания к новым искусственным единицам.
  4. Человек может во всех деталях рассмотреть восковую модель будущего протеза, уточнить некоторые интересующие его нюансы, тем самым исчезает недопонимание между пациентом и специалистом относительно видения результата.
  5. Моделирование не затрагивает здоровые соседние единицы, не повреждает их.
  6. Препарирование зубов-опор выполняется щадящим способом, что также исключает дискомфорт и неприятные ощущения.

Немаловажное преимущество имеет вид материала, используемого при моделировании. Воск – инертный природный материал, не вызывающий побочных реакций со стороны организма.

Особенности ультраниров
Что такое ультраниры, и чем они отличаются от других накладок.

В этой публикации вы найдете отзывы о компонирах.

Недостатки

Многими стоматологами техника воскового моделирования считается идеальной. У самой методики действительно отсутствуют недостатки.

Но существует один минус, относящийся к материалу – это достаточно высокий показатель термического расширения воска в сравнении с другими материалами, используемыми для моделирования.

Его высокие цифры объясняются полимерностью воска. В итоги могут возникать размерные расхождения отливок и недостаточная фиксация литого протезного изделия.

Чтобы предупредить подобный недостаток, применяется методика компенсации измерений при помощи расширения формовочного материала и нанесения компенсационного лака.

Установка в полости рта некоторых видов ортопедических конструкций при помощи воскового моделирования является недешевой стоматологической услугой. Высокая стоимость технологии объясняется ценой на исходный материал, применением специального оборудования и высокой точностью процесса.

Примерная стоимость создания восковой модели для 1 единицы зубного ряда варьирует в пределе от 1200 р. до 1500 р.

Стоимость услуги может увеличиться, если потребуется сразу восстановить несколько единиц или исправляемый дефект очень сложный.

Итоговая цифра за применение Wax-up-моделирования обычно озвучивается врачом после визуального осмотра полости рта и изучения рентгеновских снимков.

В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.

Отзывы

Сколько негативных ощущений и переживаний доставляют человеку его деформированные, отсутствующие или сколотые зубы.

Для исправления этих дефектов он, обращаясь к стоматологу, не всегда может четко объяснить свое видение результата на словах. Разрешить такую ситуацию позволяет восковое моделирование.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.




«За шагом шаг ты сходишь постепенно в мир, не подвластный взгляду твоему!»

Из философии синтоистов

«Идти туда — не зная, куда и делать то — не зная что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Да же если Вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, Ваши руки не всегда воспроизводят правильно его формы и объемы. Студентов художественно графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, полу чая высшее профессиональное образование в вузах, студенты стоматологического факультета в ограниченном объеме приобретают знания о формах зубов. Недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из под ручных материалов (глины, пластилина, пластики). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов имеет первостепенное значение в клинической стоматологии. Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Раз вить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием. Цель занятий — развитие зритель ной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода вы бора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать ра боту, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит для Вас.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов — дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой при ем широко используется и в терапевтической стоматологии, например, этап контурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Моделирование зубов из пластики

Пластика — материал, из которого можно создать красивую модель зуба (фото 1). Это до вольно плотный, не липкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения — перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воз действие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное время, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы по ходу работы. Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110 120 градусов в печи в течение 5-10 мин. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Она хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара (фото 2). Затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (фото 3) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж образной формы. На жевательной поверхности инструментом — шпателем или гладилкой — по нанесенной разметке про водится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (фото 4): (1) передний язычный бугорок, (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок), а также формируется экватор модели зуба 36. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольно го, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (фото 5 6). Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (фото 7). Модели, выполненные из пластики, можно хранить длительное время, они будут напоминать о результатах, достигнутых в моделировании.

Моделирование зубов из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов. Работать с глиной по своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая (фото 11), то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны (фото 12), оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы (фото 13). После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно за вершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (фото 14).

Рассмотрим моделирование первого право го моляра верхней челюсти (зуб 16). Задаются габаритные очертания модели зуба 16 (фото 15, 16), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P). Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносит ся разметка (фото 17), соответствующая фиссуре первого порядка Н образной формы. За вершение формирования внешних контуров модели и экватора (фото 18) проводится рука ми. До этого этапа все действия выполнялись руками (фото 19).

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (фото 20, 21). Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки так, чтобы между ними появилась фиссура Н образной формы (фото 22). Инструменты для работы выбираются такие, которыми удобнее работать, это может быть шпатель, гладил ка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно двух трех инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.




Моделирование зубов из пластилина

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках — и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с этим материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким, липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования зуба 36 из пластилина. Придаем пластилину форму шара (фото 29). Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (фото 30): (1) передний язычный, (2) задний язычный, (3) передний щечный, (4) задний щечный, (5) дистальный. С помощью инструмента (рис. 31) проводится моделирование дистального валика (В), продольно го валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (фото 32) медиального валика (В), продольного ва лика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Клиническое применение навыков моделирования зубов

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности.

Рассмотрим клиническую ситуацию: зуб 36 имеет средний кариес с распространением в дентин (фото 34). В зубе 36 отпрепарирована кариозная полость (фото 35). Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили, 2004 (фото 36, 37). Внесена вторая порция пломбировочного матери

ала. Внешний вид реставрации до этапа шлифов ки, полировки отображает анатомически полно ценную жевательную поверхность (фото 38). Вид реставрации зуба 36 после шлифовки, полировки демонстрирует зеркальный блеск поверхности для биоинтеграции реставрации (фото 39).

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Читайте также: