Привычка прокладывания языка между зубами нуждается в

Опубликовано: 16.04.2024

Инфантильное глотание

Инфантильное глотание характеризуется прокладыванием языка между деснами (зубами) при осуществлении глотательных движений. Данный тип физиологичен для младенцев, но является аномальным для детей старше 3 лет. Сохранение младенческого паттерна глотания во взрослом возрасте приводит к формированию дефектного прикуса, фонетических нарушений речи. Диагностируется при проведении проб, иногда требуется инструментальная визуализация (ТРГ, рентген глотки, пищевода, электромиография). Лечение включает логопедическую помощь (миогимнастика, массаж, кинезиотейпирование) и ортодонтическое лечение (трейнеры, аппараты).

МКБ-10

Инфантильное глотание

  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы инфантильного глотания
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение инфантильного глотания
    • Логопедическая коррекция
    • Стоматологическая помощь
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Инфантильный, или реверсивный, тип глотания (ИТГ) физиологичен для детей от рождения до 2,5-3 лет. Благодаря его механизмам в младенческом возрасте обеспечивается акт сосания молока и другой жидкой пищи. После прорезывания молочных зубов и перехода к жеванию происходит смена реверсивного типа глотания на соматический. Сохранение инфантильного глотания в более старшем возрасте связано с неблагоприятными ортодонтическими последствиями и речевыми нарушениями. Обследование детей со сменным прикусом выявляет наличие ИТГ у 26-30% из них, у 90% ‒ в сочетании с зубочелюстными аномалиями.

Инфантильное глотание

Причины

Сохранению инфантильного глотания у старших детей и даже взрослых способствует целый ряд патологических факторов: от неправильного рациона и вредных привычек до сопутствующих заболеваний. У большинства детей (около 80%) в анамнезе отмечается искусственное или смешанное вскармливание. Наиболее частые причины ИТГ следующие:

  • патологические оральные привычки: продолжительное сосание соски-пустышки, сосание пальца;
  • неправильное кормление детей: отсутствие в рационе (или позднее введение) твердой пищи, употребление после прорезывания зубов пищи жидкой и пюреобразной консистенции, не требующей жевания;
  • болезни зубов и полости рта: позднее прорезывание временных зубов (запаздывание на 3 и более месяцев), раннее удаление центральных молочных резцов (травматическое или хирургическое), анкилоглоссия;
  • заболевания ЛОР-органов: аденоиды, гипертрофия небных миндалин, хронические риниты, искривление носовой перегородки, заставляющие дышать ртом;

Патогенез

Глотание является одной из витальных физиологических функций организма. Оно обеспечивается скоординированными действиями мускулатуры полости рта, глотки, гортани, пищевода под контролем нервной системы. Все дети рождаются с хорошо развитыми сосательным и глотательным рефлексами. Во время сосания происходит сокращение мышц губ, языка, щек, благодаря чему в ротовой полости создается отрицательное давление, и туда поступает жидкая пища. Язык младенца, совершая реверсивные движения (вперед-назад), направляет молоко в глотку.

При инфантильном типе губы приоткрыты, зубные ряды разомкнуты, а язык проложен между ними. Во время глотательных движений язык отталкивается от губ (позднее – от язычной поверхности нижних резцов, боковых зубов). Инфантильное (младенческое) глотание расценивается как физиологическая норма примерно до 2-3 лет.

По мере появления временных зубов и введения в рацион ребенка твердой пищи происходит переход от сосания к жеванию, глотание перестраивается с инфантильного на соматический (взрослый). Происходит изменение положения языка ‒ он поднимается и прижимается к небному своду, благодаря глотательно-перистальтическим движениям перемещает пищевой комок по полости рта, продвигает его в глотку и пищевод. При наличии патологических предпосылок смены типа глотания не происходит, у ребенка закрепляется неправильный паттерн, который становится причиной аномального прикуса и речевых расстройств.

Симптомы инфантильного глотания

Реверсивное глотание можно определить по ряду характерных признаков:

  • Губы разомкнуты или сомкнуты, но при проглатывании пищи еще плотнее сжимаются, т. к. возникает сокращение мышц рта.
  • Язык находится в межзубном положении или упирается в нижние резцы.
  • В реализации глотательного акта также принимают участие подбородочная мышца и мышцы шеи.

Вся нижняя часть лица ребенка находится в высоком тонусе, напряжена, что проявляется точечными ямками на коже подбородка и в уголках рта («симптом наперстка»). Нередко происходит втяжение щек, отмечается выбухание губ в момент упора в них кончика языка. Включение в глотание шейных мышц сопровождается вытягиванием шеи и наклоном головы. Иногда возникает дрожание век.

Осложнения

Постоянное давление языка на щеки и губы при инфантильном глотании приводит к деформации зубных рядов (чаще сужению зубоальвеолярных дуг), наклону резцов вперед, образованию диастемы. У детей и взрослых формируется неправильный прикус (открытый передний или боковой, мезиальный), готическое небо. Нарушается развитие костей лицевого скелета и эстетика лица. У взрослых может возникнуть дисфункция ВНЧС, боли в ШОП и различных отделах головы. Дизартикуляция языка вызывает фонетические дефекты речи, в большинстве случаев ‒ межзубный сигматизм.

Диагностика

Как правило, родители ребенка обращаются к врачу-ортодонту с запросом на исправление прикуса. Инфантильное глотание выявляется уже в ходе дополнительного обследования:

  • Стоматологический осмотр. Обнаруживает ротовое дыхание, разобщение прикуса, дефекты зубных рядов. Самой элементарной функциональной пробой, позволяющей подтвердить механизм ИТГ, является проба с глотанием воды маленькими порциями.
  • Телерентгенография. Боковая ТРГ головы позволяет обнаружить морфологические изменения лицевого скелета, провести анализ для выработки плана лечения. После курса лечения выполняется повторное сравнительное рентгеновское и цефалометрическое исследование.
  • Рентгеноконтрастное исследование.Рентгеноскопия глотки и пищевода является функциональным методом диагностики. Помогает проследить движения языка, провести оценку времени глотания.
  • Электромиография. Необходима для исследования степени активности мимических и жевательных мышц в процессе глотательных движений. При соматическом глотании биопотенциалы жевательных мышц существенно выражены, а круговой мышцы рта незначительны, при инфантильном – наоборот.
  • Логопедическая диагностика.Консультация логопеда-дефектолога показана для выявления дефектов звукопроизношения и их связи с инфантильным глотанием. Как правило, при обследовании устной речи обнаруживаются искажения звуков (межзубное, боковое произношение).
  • Осмотр носоглотки. Пациентам с хронической ЛОР-патологией требуется осмотр оториноларинголога с проведением эндоскопии носа и фарингоскопии.

Лечение инфантильного глотания

Без устранения ИТГ невозможно полностью избавиться от стоматологических и речевых проблем, они неизбежно будут возвращаться вновь и вновь. Для выработки нового глотательного стереотипа необходимо избавиться от вредных привычек, как можно больше жевать твердую пищу – яблоки, орехи, мясо; грызть морковь, сушки. Также требуется пройти курс логопедической коррекции и ортодонтического лечения.

Логопедическая коррекция

Занятия с логопедом призваны закрепить новый характер глотания взрослого типа. Они начинаются еще до ортодонтического этапа, продолжаются во время и после его окончания. Для ухода от инфантильного глотания назначается:

  • Артикуляционная гимнастика. Основная задача – выработать привычное верхнее положение языка, нормализовать дыхание через нос. В комплекс включаются упражнения на подъем языка («Качели», «Вкусное варенье», «Маляр»), упражнения для губ и челюстей, дыхательная гимнастика. Полезно имитировать жевание, зевание, глотание, контролируя нахождение языка за верхними зубами.
  • Логопедический массаж. Активное механическое воздействие необходимо с целью расслабления круговой мышцы губ и активизации жевательной мускулатуры. В процессе массирования применяются ручные приемы, массаж зондами, вибромассажерами. После массажа рекомендуется наложение тейпов на мышцы, участвующие в акте глотания.

Стоматологическая помощь

На начальном этапе используются вестибулярные пластинки и трейнеры, ношение которых может быть рекомендовано детям с 3-х лет. Начиная со старшего дошкольного возраста, для коррекции нарушений окклюзии применяются ортодонтические аппараты (Брюкля, Френкеля).

При наличии короткой подъязычной уздечки, которая является причиной инфантильного глотания, но не может быть растянута консервативно, проводится френулопластика. Радикальное лечение гипертрофированных миндалин требует выполнения аденотомии, тонзиллэктомии.

Прогноз и профилактика

Комплексная коррекция инфантильного глотания и его последствий позволяет выработать правильный физиологический стереотип и нормализовать нарушенные функции. Совместная работа логопеда и стоматолога способствует восстановлению окклюзии, улучшению эстетики профиля лица, устранению речевых дефектов. Без ликвидации ИТГ зубочелюстная патология будет прогрессировать и рецидивировать, неблагоприятно сказываясь на качестве жизни.

Профилактика инфантильного способа глотания заключается в приоритете грудного вскармливания, своевременном отучении ребенка от пустышки и вредных ротовых привычек, лечении заболеваний носоглотки. С момента прорезывания зубов необходимы регулярные стоматологические осмотры.

Ян (Н. W. Jahn) указал, что среди детей 6-летнего возраста часто отмечается привычка держать язык между зубами. Встречается такая привычка приблизительно в 10% случаев. У детей, имеющих такую вредную привычку, страдает произношение палатинальных согласных, имеется утолщение языка и губ.

По наблюдениям автора, ненормальные глотательные движения и привычка удерживать язык между зубами являются причиной дефектов речи, открытого прикуса и других деформаций.
Для устранения этой привычки автор предлагает аппарат в виде внутриротовой решетки, препятствующей языку укладываться между зубами.

А. Либман среди причин неправильного произношения звуков называет разрушенные передние зубы, наличие диастем, аномалии прикуса, а также короткую или деформированную Рубцовыми стяжениями верхнюю губу.

А. Сахаров указывает, что «нередко неправильности при формировании отдельных фонем зависят от понижения слуха в результате осложнений после перенесенных инфекционных болезней в детском возрасте».

Ротовая полость играет главную роль, а язык, в свою очередь, является самым главным органом при образовании речи. Между фонацией и жеванием существует значительное различие. Хотя при обоих процессах принимают участие жевательные мышцы, но образование звуков происходит без какого-либо нажима со стороны жевательных мышц.

Артикуляция звуков начинается из состояния физиологического покоя. Артикуляционные движения являются симметричными, но не ритмичными, а жевательные движения начинаются из центральной окклюзии и к ней же возвращаются. Они асимметричны, но ритмичны и следуют одно за другим, как систола за диастолой, вдох за выдохом и т. д. (Р. Кострица).

язык между зубами

S. Borel—Maisonny на заседании французского одонтологического общества сообщил о том, что причиной неправильного произношения согласных звуков могут быть неправильные движения языка, аномалии прикуса, короткая уздечка языка, понижение слуха и др.
В настоящее время еще недостаточно уделяется внимания нарушениям речи, сопутствующим деформации зубочелюстной системы.

Определить наличие нарушения произношения звуков можно путем прослушивания ребенка, однако для этого необходимы навыки и знания особенностей артикуляции, учет изменений голоса в переходном возрасте у мальчиков и у девочек и др.

Слабые отклонения в произношений могут быть незаметны в обычной речи для окружающих, но специалист натренированным слухом может легко их обнаружить.
Наиболее частым нарушением является шепелявость, охватывающая группу свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, я, ш, щ), а также, как указывает Омельченко, произношение звуков лир.

Причиной нарушений могут быть как функциональные, так и органические расстройства. Чистота произношения свистящих звуков зависит от состояния зубов, их наличия, правильности прикуса и др.
Иногда причиной неправильного произношения является неправильное положение языка — кончик языка располагается между зубами.

В. А. Гринер и Ю. А. Флоренская указывают, что «статическая фиксация отдельных элементов речи быстро уступает место методам изучения посредством фонограмм и даже кинограмм», более совершенно фиксирующим явления речевого потока.

Ю. А. Флоренская и Т. П. Платонова сообщают, что речевой режим больного все время меняется в зависимости от состояния органов речи. Типы речевой недостаточности различны и зависят от зоны поражения артикуляционного аппарата.

С. Н. Ржевкин считает возможным проводить запись речи — слов и звуков на осциллографе. Хотя тут же автор указывает, что произношение одного и того же звука различными лицами, мужчинами и женщинами, дает разные изображения на осциллограмме.

В литературе по вопросам общей и экспериментальной фонетики имеются указания на применение способов палатографирования, лингвографирования и рентгенографирования звуков речи и других приемов. Кроме того, в последнее время уже имеются в литературе физиологические характеристики отдельных звуков русского и других языков без дефектов звукопроизводящего аппарата.

Зубочелюстные аномалии возникают в силу самых разнообразных причин, среди которых заболевание рахитом, воспалительные заболевания полости рта и глотки, а также носа и дыхательных путей, искусственное вскармливание грудных детей, различные стоматологические травмы, наличие вредных привычек (сосание пальца или языка, затянувшееся использование соски), неблагоприятные экологические факторы, характер питания (нежелание пережевывать твердую пищу) и т.п. Следует отметить, что из всех отклонений 30 процентов приходится на наследственные, остальные 70 процентов — на перечисленные выше факторы. Зубочелюстные аномалии приводят ко многим нарушениям, в том числе, и к повышенному риску развития кариеса. Выявлением, профилактикой и лечением зубочелюстных аномалий занимается детская ортодонтия. Рассмотрим отдельные зубочелюстные аномалии подробнее.

нарушения молочного прикуса

Привычка сосания большого пальца

сосание большого пальца

Сосание большого пальца — вредная привычка, которая приводит к деформации зубных рядов и развитию зубочелюстной аномалии. Палец, находящийся длительное время во рту ребенка, давит на зубы, особенно на верхнюю челюсть, что приводит к формированию симметричного или несимметричного открытого прикуса. Такой неправильный прикус характеризуется выступающими вперед верхними передними зубами и неправильным положением нижней челюсти. Кроме того, сосание пальца может спровоцировать возникновение таких аномалий, как перекрестный прикус боковых зубов, краевое смыкание боковых резцов, выступающие вперед резцы (протрузия).

Все эти аномалии могут привести к нарушению функций глотания, дыхания и речи. Отметим, что дети, находящиеся на естественном вскармливании и получающие материнскую грудь по первому требованию, сосут пальцы реже, чем груднички на искусственном вскармливании.

несимметричный открытый прикус
щель между передними зубами
протрузия передних зубов, большая сагитальная ступенька

Последствия длительного сосания соски и кормления из бутылочки

сосание соски
Если ребенок долго пользуется соской, то у него может сформироваться открытый прикус. Пустышка, проложенная между челюстями ребенка, оказывает постоянное давление на передние зубы — верхние зубы выдаются вперед, нижние, наоборот, назад. Кроме того, у ребенка могут возникнуть следующие проблемы: сужение верхнего зубного ряда, обратное резцовое перекрытие или задержка развития роста нижней челюсти. Если ребенка постепенно отлучить от соски к 2-летнему возрасту, то возникшие проблемы могут уйти с помощью коррекции вестибулярными пластинками.

открытый симметричный прикус

Если отлучение от соски к этому возрасту не произойдет, то, скорее всего, ребенку предстоит лечение у врача-ортодонта.

сосание бутылки

Если неправильно кормить ребенка из бутылочки с соской, то это, наряду с формированием открытого прикуса, может привести к возникновению «бутылочного» кариеса. бутылочный кариес
В первую очередь при этом страдают верхние передние зубы. Для здоровья зубов и формирования правильного прикуса необходимо своевременно перевести ребенка на принятие твердой пищи. Помимо кариеса и его осложнений неправильный прикус чреват нарушениями жевания и развития речи, что сказывается на общем развитии ребенка.

Как бороться с вредными привычками

Лучше всего, если родителям удастся отучить ребенка от вредных привычек к 3-летнему возрасту. Тогда ваш ребенок сможет избежать формирования серьезных зубочелюстных аномалий. Варианты отучения от привычек существуют разные, главное, чтобы в этом не было принуждения и насилия. Хорошим подспорьем может стать календарь, помогающий детям научиться контролировать свои привычки, где ребенок сам отмечает «хорошие» и «плохие» дни. В некоторых случаях помогает специальных горький нетоксичный лак, который наносится на ногти с целью отучить ребенка от сосания пальца. Есть специальное средство с горьким вкусом, которое можно наносить на соску. Проконсультируйтесь детским ортодонтом или педиатром по поводу применения таких средств. Не стоит пользоваться бабушкиными рецептами и наносить на соску горчицу или перец. Так вы можете спровоцировать аллергический приступ. Также не стоит использовать ограничивающие средства (шины, повязки, варежки и т.п.), так как после прекращения ограничений ребенок снова начинает сосать палец.

Питание из бутылки лучше всего скорректирует мама малыша, переведя ребенка на твердую пищу и питье из чашки. Если ребенок все еще нуждается в бутылочке, то лучше заменить сладкие напитки несладкими, защитив ребенка от раннего кариеса. Вы должны помнить, что иногда попадаются очень упорные дети, не желающие расставаться со своими привычками. Не травмируйте ребенка, а обратитесь к ортодонту и будьте готовы к будущему регулярному наблюдению у этого специалиста. Пусть вас успокоит то, что большинство аномалий поддаются лечению и коррекции, если вы наблюдаетесь у опытного детского специалиста, и исправление прикуса у детей в большинстве случаев проходит успешно.

Вестибулярные пластинки

вестибулярная пластинка с козырьком
вестибулярная пластинка с козырьком

С 4-летнего возраста ортодонт может назначить вестибулярную пластинку, применение которой дает успешные результаты и помогает справиться с формирующимися аномалиями. Вестибулярная пластинка может заменить ребенку привычную для него соску или пустышку. Вестибулярные пластинки могут быть с козырьком - применяются при зубоальвеолярной протрузии верхнего зубного ряда, или с проволочной заслонкой - применяются при открытом прикусе с прокладыванием языка между зубами.

вестибулярная пластинка с заслонкой для языка
вестибулярная пластинка с заслонкой для языка

Применение вестибулярной пластинки, подобранной врачом-ортодонтом, помогает восстановить правильное положение языка, а также функции дыхания, речи, жевания и откусывания, может благотворно повлиять на выравнивание зубов и исправление прикуса. Обычно пластинку нужно носить ночью и несколько часов днем.

Ранняя потеря молочных зубов

потеря молочных зубов и смещение моляров

Как уже говорилось выше, несвоевременная потеря молочных зубов может негативно отразиться на формировании правильного прикуса. Молочные зубы подготавливают место для постоянных зубов, что обеспечивает ровные зубные ряды в старшем возрасте. При ранней потере молочных зубов постоянные зубы могут прорезываться неправильно, может возникать недостаток места между молярами и клыками, постоянные моляры могут сдвигаться на место удаленных молочных зубов, что может привести к необходимости их удаления в будущем, когда начнут прорезываться постоянные зубы. Чтобы эти явления не происходили, используются специальные аппараты — заместительные устройства — помогающие сохранить место в зубном ряду. Если потеряны несколько молочных зубов, то применяется съемная пластинка, если потерян один зуб, то применяют несъемное ортодонтическое устройство.

съемное устройство, замещающее потерянные молочные зубы
несъемное устройство, замещающее потерянный молочный зуб
несъемное устройство, замещающее потерянный молочный зуб

протез при потере передних молочных зубов

Если утеряны передние зубы (в результате кариеса или травмы), то используется пластинка-протез. С помощью этого устройства можно восстановить жевательную функцию и речь, защитить пародонт от перегрузки, сохранить место для постоянных зубов и предотвратить смещение остальных зубов.

Наблюдение у ортодонта в период молочного прикуса

Аномалии «молочного» периода оказывают негативное влияние на формирование сменного, а затем и постоянного прикуса. Если в этом возрасте не устранить проблему, то формирование постоянного прикуса будет происходить с нарушениями, что повлечет более серьезное ортодонтическое лечение. Прогрессирующие аномалии, влияющие на рост и развитие челюстей, необходимо начать лечить как можно раньше. Своевременное ортодонтические лечение, начатое в период молочного прикуса, нормализует дальнейший рост челюстей и способствует исправлению прикуса.

Профилактика функциональных нарушений зубочелюстной системы. Лечебная гимнастика

Содержание

  • 1 1
  • 2 2
  • 3 3
  • 4 4
  • 5 5
  • 6 6
  • 7 7
  • 8 8
  • 9 9
  • 10 10
  • 11 11
  • 12 12
  • 13 13
  • 14 14
  • 15 15
  • 16 16
  • 17 17
  • 18 18
  • 19 19
  • 20 20
  • 21 21
  • 22 22
  • 23 23
  • 24 24

1 [ править ]

Что применяют для устранения вредной привычки?

Аппарат Персина для лечения дистальной окклюзии

Вестибулярную пластинку

2 [ править ]

В чем нуждается привычка прикусывания нижней губы?

Профилактические мероприятия

3 [ править ]

В чем нуждается привычка прокладывания языка между зубами?

Профилактические мероприятия

4 [ править ]

К протрузии чего приводит привычка сосания пальца?

Верхних резцов

5 [ править ]

В чем нуждается привычка сосания пальца?

Профилактические мероприятия

6 [ править ]

Что чаще всего подвергается травме при протрузии верхних фронтальных зубов?

Верхние резцы

7 [ править ]

Что позволяет вестибулярная пластинка Хинца?

Предупредить прокладывание языка между зубами

Переместить боковые зубы дистально

Изменить наклон моляров

Предупредить смещение моляров мезиально

8 [ править ]

К чему приводит затрудненное носовое дыхание?

Сужение верхнего зубного ряда

9 [ править ]

К чему приводит инфантильное глотание?

Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава

Вертикальная резцовая дизокклюзия

10 [ править ]

С помощью чего можно предупредить прокладывание языка между зубами?

Пластинки с протрагирующими пружинами

Вестибулярной пластинки Хинца

Регулятора функции Френкеля

11 [ править ]

В каком возрасте эффективна лечебная гимнастика?

12 [ править ]

Что позволяет вестибулярная пластинка Хинца?

Устранить вредные привычки

Переместить боковые зубы дистально

Изменить наклон моляров

Предупредить смещение моляров мезиально

13 [ править ]

В каком возрасте эффективна наиболее эффективно использование миотрейнера?

14 [ править ]

С помощью чего можно устранить вредные привычки?

Пластинки с протрагирующими пружинами

Вестибулярной пластинки Хинца

Регулятора функции Френкеля

15 [ править ]

В каком случае применяется изображенный аппарат?

При ретрузии резцов верхней челюсти

Неправильном положении языка и инфантильном типе глотания

16 [ править ]

В чем нуждается привычка сосания нижней губы?

В лечебных мероприятиях

Профилактических мероприятиях

17 [ править ]

Использование чего показано при функциональных нарушениях?

Вестибулярная пластинка

18 [ править ]

Что включает профилактика зубочелюстных аномалий?

Устранение вредных привычек

Санацию полости рта

19 [ править ]

Что будет показанием для использования преортодонтических миотрейнеров?

Функциональные нарушения

Задержка прорезывания зубов

20 [ править ]

Что позволяет удерживать в правильном положении данный аппарат?

21 [ править ]

К протрузии чего приводит привычка сосания пальца?

Верхних резцов

22 [ править ]

К чему приводит привычка прокладывания языка между зубными рядами?

К вертикальной резцовой дизокклюзии

Глубокой резцовой дизокклюзии

23 [ править ]

Использование чего показано при функциональных нарушениях?

Преортодонтический миотрейнер

24 [ править ]

Что предупреждает изображенный аппарат?

Прокладывание языка между зубными рядами

Коррекция речевых патологий с Т4К

Линда Кендрик (логопед). Частная Практика, Сидней.

Как логопед в процессе работы я регулярно сталкиваюсь с детьми всех возрастов с различными речевыми нарушениями. Одним из весьма распространённых нарушений, встречающихся в моей практике, является межзубный сигматизм, вызванный прокладыванием языка между зубными рядами при глотании и речи, часто сопровождаемый нарушением функции оральной мускулатуры и ослабленным тонусом круговой мышцы рта. У таких детей рот в покое постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различных аномалий прикуса. Известно, что на развитие челюстной системы оказывают огромное влияние положение языка в покое и при глотании, вредные привычки и ротовой тип дыхания, а аномалии зубочелюстного развития всегда сопровождаются у ребёнка нарушениями артикуляции.

MYO

Речевые нарушения возникают как при укороченной уздечке языка или губ, так при малом преддверии нижней челюсти, а также на фоне глубокого резцового перекрытия и открытого прикуса, основными причинами которого являются:

  • вредная привычка прокладывать язык между зубами в покое, при глотании и речи,
  • длительное сосание пустышки,
  • сосание большого пальца.

Зачастую логопед является первым, к кому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными проблемами, потому что нарушения речи является самым значимым аспектом для родителей и преподавателей. При подобных нарушениях очень важно своевременно поставить ребёнку правильный диагноз и разъяснить родителям первопричину нарушений, как комплексную, а не только речевую, проблему. Нередко здесь может потребоваться консультация других специалистов - отоларинголога, стоматолога или ортодонта.

В марте 2004, по совету ортодонта, для лечения подобных случаев я стала использовать в своей работе миофункциональные трейнеры (TRAINER System ™, рис.2). Я очень надеюсь, что представленный ниже случай из моей практики, в лечении которого я применила трейнеры, поможет другим логопедам увидеть, насколько эти простые аппараты могут быть эффективными и полезными в речевой терапии.

MYO

Моё первое знакомство с системой трейнеров произошло, когда я консультировала 6-летнюю девочку с типичными речевыми проблемами, обусловленными миофункциональными нарушениями. После осмотра подтвердилось, что у ребёнка присутствует межзубный сигматизм, нарушающий произношение звуков "с" и "з". У девочки в сменном прикусе наблюдалась стойкая привычка прокладывания языка при глотании между зубными рядами, обусловленная инфантильным типом глотания, в результате которой сформировался открытый прикус во фронтальном отделе.

В состоянии покоя для ребёнка был также характерен полуоткрытый рот и положение языка между зубными рядами. При этом у девочки наблюдался смешанный тип дыхания (комбинация ротового и носового дыхания), и полный диапазон движений языка, хотя для смыкания губ ей требовались минимальные усилия.

Важным фактором формирования данных нарушений у пациентки было длительное использование соски-пустышки - вплоть до 4-х летнего возраста! Последние исследования подтвердили, что длительное использование соски-пустышки замедляет формирование функции жевания и вертикальный рост альвеолярных отростков, способствуя сохранению инфантильного (реверсивного) типа глотания и связанных с ним парафункций мышц приротовой области. При инфантильном глотании язык ребенка упирается в передние резцы, что вызывает их протрузию и ведёт к формированию открытого прикуса.

MYO

Девочка никогда не консультировалась у стоматолога. Я предложила родителям совместить речевую коррекцию с использования миофункционального трейнера, в качестве дополнительной терапии к логопедическому лечению. Трейнер – это позиционер функционально-механического действия, предназначенный для коррекции миофункциональных нарушений, в том числе и речевых. В конструкции трейнера предусмотрен специальный язычок (3) для коррекции положения языка в полости рта, который «напоминает» ребенку о правильной его позиции – касаясь его язык занимает в полости рта физиологически правильное небное положение. Ограничитель положения языка (4) помогает ребенку избавиться от вредной привычки прокладывать его между зубными рядами при глотании. Благодаря эффекту мышечной «памяти», результаты активной дневной миофункциональной коррекции закрепляются во время ночного ношения аппарата.

Эластичный материал, из которого изготовлен трейнер, абсолютно индифферентен к тканям полости рта, не вызывает раздражения слизистой, не приобретает неприятного запаха и не меняет цвет в процессе использования.

Я дала родителям направление к ортодонту, который профессионально подтвердил, что моя рекомендация верна. В ожидании консультации ортодонта, я приступила к традиционной речевой терапии - логопедическому лечению, направленному на исправление у ребенка произношения звука "с" и назначила ему комплекс упражнений для мышц рта, с целью нормализации положения губ в состоянии покоя. Хотя девочка была способна удерживать язык за передними зубами, она не могла позиционировать кончик языка на альвеолярном отростке – его давление постоянно приходилось на заднюю поверхность верхних резцов, в момент воспроизведения звуков. Точная постановка звука "с" на этом этапе оказалась для нее весьма затруднительной.

После консультации с ортодонтом пациентке был назначен для ежедневной тренировки оральной мускулатуры миофункциональный преортодонтический трейнер «T4K», предназначенный для детей в раннем сменном прикусе (6-8 лет), который она под наблюдением родителей использовала в течение часа каждый день, а также надевала на всю ночь для закрепления результата.

Уже через месяц у девочки заметно улучшился тонус круговой мышцы рта, и в состоянии покоя она держала губы сомкнутыми. Теперь уже она с осознанием упражнялась в правильном позиционировании языка при традиционных речевых упражнениях, и в процессе этих тренировок научилась правильно произносить звук "с".

Следующий осмотр пациентки спустя шесть недель продемонстрировал дальнейший прогресс. Она произносила звуки "с" и "з" с 95%-ой точностью, и добилась правильного расположения кончика языка - точно на альвеолярном отростке, без давления на зубы. Параллельно у пациентки произошла коррекция открытого прикуса и нормализация носового дыхания.

MYO

Открытый прикус во фронтальном отделе, протрузия фронтальной группы зубов на верхней челюсти, привычное межзубное прокладывание языка при глотании.

Эти результаты нас очень вдохновили, поскольку с помощью трейнера нам удалось не только избавить ребёнка от речевой патологии, но и устранить первичную дисфункцию мягких тканей, а также исправить патологию прикуса - улыбка девочки стала гораздо привлекательней. Пациентка использовала трейнер еще несколько месяцев для закрепления достигнутых результатов. Для меня этот успешный первый опыт речевой коррекции с использованием трейнера, стал прекрасным поводом для дальнейшего регулярного использования этих аппаратов в подобных случаях.

Комментарий ортодонта:

У многих детей в период молочного и сменного прикуса в связи с патологическими процессами в носоглотке (тонзиллиты, риниты, аденоиды, ОРЗ) возникает и закрепляется в качестве вредной привычки ротовой или смешанный тип дыхания, формирующий у ребенка т.н. «аденоидный» тип лица, характерный недоразвитием зубочелюстной системы, проявляющейся сужением зубных дуг. Развитие воздухоносных путей и лицевого скелета тесно взаимосвязаны - ротовое дыхание ведёт к задержке роста гайморовых пазух, что отрицательно сказывается на развитии верхней челюсти и ведёт к её сужению и формированию готической формы нёба.

Как подтвердил рентгенологический анализ, у детей с такими патологиями регулярное использование трейнера в возрасте 4-8 лет (в молочном и раннем сменном прикусе) позволяет достичь нормализации как формы нёба, так и носовой перегородки – дно полости носа опускается и область твёрдого нёба приобретает куполообразную форму. Во второй половине сменного прикуса такого эффекта уже не наблюдается. Это происходит в результате правильного позиционирования языка, давление которого на свод верхней челюсти изнутри позволяет устранить мышечный дисбаланс – располагаясь нёбно, язык поддерживает свод верхней челюсти, нормализуя его форму и ширину. Поэтому корректировать тип дыхания необходимо как можно раньше, для чего на сегодняшний день разработаны трейнеры и для молочного прикуса. Применение этих силиконовых позиционеров позволяет не только нормализовать тип дыхания, но и устранить нарушения в формировании артикуляционного аппарата, а значит ускорить постановку звуков «р», «к», «ц», «х».

Т.Г. Царёва, врач-ортодонт, ст. преподаватель
кафедры стоматологии детского возраста
с курсом ортодонтии РУДН

Читайте также: