Признак дентиция или состояние зубов положен в основу периодизации

Опубликовано: 16.04.2024

«Проблема периодизации психического развития в зарубежных и отечественных концепциях».

В данной периодизации стадии психического развития соотносились с периодами исторического развития общества. В основе периодизации лежит способ добывания пищи.

1.Стадия рытья и копания

2.Стадия охоты (5-11 лет)

5.Стадия торговли и промышленности (14-20 лет)

Специфическим механизмом перехода от одной стадии к другой является игра, что является достоинством этой периодизации, но периодизация основана на одном критерии развития и недостаточно учитывает изменения признака в процессе развития.

Периодизация созданная по биогенетическому принципу – где онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез.

1.Раннее детство (0-3 лет)

2.Дошкольный возраст (3-6 лет)

3.Начальное школьное образование (6-12)

4.Общее образование (12-16 лет)

5.Стадия высшего образования (17 и выше)

3.Период постоянных зубов (до появления зубов мудрости). Данная периодизации имеет скорее исторический контекст, поскольку для обьяснения особенностей психического развития не используется.

1.Оральная фаза (1-й год жизни)

2.Анальная фаза (2-3 год жизни)

3.Фаллическая фаза (3-6 год жизни)

5.Генитальная фаза (фаза половозрелости) Периодизация Фрейда, как и вся теория в целом подвергается критики, но она может быть использована с целью понимания механизма фиксации личности на какой - либо стадии.

1.Сенсомоторный (0-2 лет)

2.Стадия конкретных операций (2-11 лет)

- дооперационная стадия (2-6 лет)

- операционная 6-11 лет)

3.Стадия формальных операций (от 12 до взрослости) В качестве основной единицы изучения интеллектуального развития ребенка, Пиаже выделил схемы действий – способы решения задач разного уровня. В основе - опыт ребенка. В теории Пиаже не рассматривался вопрос о связи между познанием и эмоциональной сферой, она посвящена только интеллектуальному развитию. Он считал, что до 7 лет в развитии ребенка действуют только генетические программы. Но несмотря на это, представления Пиаже до сих пор используется современной наукой.

1.Младенчество (0-1 г.)

2.Ранний возраст (1-3 лет)

3.Возраст игры (3-6 лет)

4.Школьный возраст (6-12 лет)

5.Подростковый и юношеский возраст (12-20 лет)

6.Ранняя взрослость (20-25 лет)

2.Раннее детство (1-3)

3.Дошкольное детство (3-7)

4.Младшее школьное детство (7-11)

5.Младшее подростничество (11-13)

1.Младенчество. Непосредственно-эмоциональное общение (0-1 года)

2.Раннее детство с предметной деятельностью. (1-3 лет)

3.Дошкольное детство с игрой. (3-7 лет)

4.Школьный возраст с учением. (7-10 лет)

1.Детство – до 11 лет.

2.Отрочество (11-15 лет)

Периоды биологической эволюции и исторического развития

2.Стадия высшего млекопитающего.

3.Стадия первобытных народов.

1.Кризис новорожденности (0-2 мес.)

2.Младенчество (2 мес.-1 год)

3.Раннее детство (1-3 лет)

4.Дошкольный возраст (3-7 лет)

5.Школьный возраст (8-12 лет).

6.Пубертатный возраст (14-17 лет). Периодизации, предложенные Выготским и Элькониным - наиболее продуктивные, т.к. связаны с поисками

существенных особенностей самого развития.

«Возрастные кризисы на протяжении всего жизненного цикла человека».

Кризис новорожденности - самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к происходит смена среды, переход из утробной среды, во внешнюю среду. Основные симптомы- Максимальная беспомощность и зависимость от взрослого. Причины кризиса. 1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);

2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Кризис 7 лет происходит на границе дошкольного и младшего школьного возраста. Это период рождения социального Я ребенка. (Л.И Божович). Утрата детской непосредственности. Возрастает уровень запросов ребенка самому себе. Происходит активное формирование самооценки. Причины- переход из мира детей в мир взрослых, игровая деятельность сменяется учебной, осознание и освоение новой роли ученика. Основные симптомы- Негативизм, упрямство, строптивость, наигранность; вертлявость, неусидчивость; вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому обьяснению; передразнивание взрослых; манерничанье, кривляние, симптом горькой конфеты. Ведущая деятельность – учеба.

Новообразования – соподчинение мотивов, новый уровень сознания и рефлексия ребенка.

Симптомы кризиса: Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен, негативизм, повышенная возбудимость, изменение Я-концепции, попытка понять самого себя и свои возможности, половое влечение. Новообразования: умения детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, чувство взрослости, рефлексия.

Характеристика: амбивалентность и парадоксальность рождающегося характера. связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки.

Симптомы: негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, стремление во всем поступать по своему, противостояние авторитетам и иконоборчество, ревностное отношение к личностному пространству. Новообразования к концу кризиса:

- профессиональное и личностное самоопределение;

- ценностно-смысловая саморегуляция поведения;

- складывается личная система ценностей;

- формирование логического интеллекта;

- задается личный стиль мышления;

- осознание своей индивидуальности.

Практическое задание № 3.

Эссе о старости

Пускай года, как ласточки летят.

Зависит возраст женщины-от духа.
Быть можно молодой и в шестьдесят.
А можно жить и в двадцать, как старуха!

Как точно говорит Лариса Рубальская о возрасте. Этот возраст я выбрала для эссе по одной причине – я очень не хочу стареть! Иногда, наблюдая за стариками на улице, хочется прижать к себе, разгладить их морщины на лице, сказать что –то доброе, приятное. Потому-что, глядя на некоторых из них, читаешь в их глазах усталость, боль, возможно от потери близких людей, возможно от того, что их дети и внуки вот уже больше года ни звонили и не приезжали, и старики чувствуют себя ненужными, брошенными. А возможно этого старика оскорбили в магазине, обозвали. А возможно он в это время думает о том, что что- то не успел сделать в этой жизни и он горюет о несбывшихся мечтах. Он хотел стать художником, но что - то помешало ему это сделать. А сейчас, когда можно было воплотить свои мечты в жизнь, уже нет ни сил ни зрения, да и здоровье диктует свои правила. Дома у него множество рисунков, и в них он видит себя, свою прожитую жизнь. Он рисует сейчас, потому что пытается хоть как - то возместить то, о чем мечтал тогда.

В другое время и в другом месте наблюдала совсем противоположную картину. По тротуару шла женщина, лицо в морщинах, движения неуверенные и по этим признакам можно было только догадаться, что она проживает возраст старости. Все остальное говорило о том, что эта женщина еще молода. Ее волосы были красиво уложены, наряд говорил о том, что у нее хороший вкус. В руках она несла сумку с фруктами. Ее лицо сияло от счастья. Ну а как же, ведь рядом бежал ее правнук, он цеплялся за ее подол, постоянно ей что то говорил и обнимал ее.

Если говорить о такой старости, то наверное стоит задуматься, так ли она страшна? Может быть это и есть смысл всей моей жизни? Как бы я ни хотела отодвинуть этот возраст как можно дальше, он обязательно придет, и нужно только постараться, чтобы она была такой, какой мне хочется.

В процессе онтогенеза эмпирически выделяется ряд сменяющих друг друга периодов, качественно различающихся с точки зрения строения, функционирования и соотношения различных психических процессов и характеризующихся особыми личностными образованиями. Поэтому поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема отечественной психологии развития от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.

Проблема периодизации психического развития неоднократно обсуждалась в зарубежной психологии. В своих трудах Д.И. Фельдштейн дает подробный анализ зарубежных периодизаций психического развития (Э. Эриксона, Э. Шпрангера, Г. Салливена и других), указывая, что эти концепции раз­личаются, прежде всего, в соответствии с разными критериями, лежащими в их основании. В одних случаях границы возрастных периодов выделялись исходя из сложившейся системы учебно-воспитательных учреждений, в других ‑ в соответствии с «кризисными» периодами в развитии ребенка, в третьих- согласно анатомическим и физиологическим особенностям, характеризующим это развитие. Значительная группа периодизаций психического развития строилась на основе вычленения какого-либо одного признака детского развития как условного критерия для разделения его на отдельные периоды.

Цель любой периодизации ‑ обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том, что обуславливает это качественное своеобразие. В свое время А. Геззел, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С, Выготский и др. выделяли разнообразные основания для построения периодизации. Систематизация этих попыток была предпринята Л.С. Выготским в работе «Проблема возраста».

Понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному признаку, по нескольким признакам детского развития.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества. Один из вариантов ‑ периодизация ученика С. Холла Гетчинсона. Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи.

Еще один пример ‑ периодизация Р. Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до трех лет) начинается стадия дошкольного возраста (3 ‑ 6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следует стадия начального школьного образования (6 ‑ 12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12 ‑ 16 лет), когда он получает общее образование; и позже ‑ стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

Ко второй группе (самой многочисленной) Л.С. Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития. Пример простейшей периодизации такого типа он берет у П.И. Блонского, который в качестве основания использовал дентицию, и выде­лял соответственно беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство. Он считал, что процесс развития определяется нарастанием энергетических ресурсов организма, которые и задают время кальцинации – окостенения скелета, смены зубов. Такой прямой параллелизм ничем на подтвержден, не говоря уже о том, что и выделенные периоды не равнозначны: скажем время прорезывания зубов очень важно для ребенка, а переход к постояннозубому детству ничем в психическом плане не примечателен.

В эту же группу Л.С. Выготский помещает периодизацию, предложенную В. Штерном, основанием которой является собственно психологический, а не биологический критерий ‑ собственная активность человека. Так, к примеру, В. Штерн говорит о периоде, когда ребенок только играет, о периоде сознательного учения с разделением игры и труда, о периоде юношества с развитием самостоятельности и началом трудовой деятельности. В. Штерну же принадлежит и периодизация, в основе которой положено развитие речи с выделением фазы первого слова, фазы однословных и двухсловных предложений, фазы грамматизации и т.д.

К этой же группе можно отнести и периодизацию З. Фрейда, основанием которой является изменение зон, в которых находит удовлетворение либидо. З. Фрейд описывает следующие стадии развития личности:

  • оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны в области рта; формы поведения – захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание;
  • анальная фаза (2-3-й годы жизни): эрогенные зоны ‑ в области заднего прохода; формы поведения ‑ интерес к функциям отправления;
  • фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны ‑ в области первичных половых органов; формы поведения – исследование своих гениталий.
  • латентная фаза (с 5-6 лет до 11-12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфических форм поведения нет;
  • генитальная фаза (фаза половозрелости): во главе с гениталиями активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.

Особое место в периодизациях второй группы занимает периодизация Ж. Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта он считает фактором достижения равно­весия с окружающей средой и описывает:

  • предоперациональную стадию мышления (сенсомоторный интеллект) с его рефлексами и приспособительными реакциями;
  • стадию предпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами);
  • стадию конкретных операций и 4) стадию формальных операций.

По аналогии со стадиями, выделенными Ж. Пиаже, в основу периодизации Л. Колберг положил становление морали, описывая с этих позиций доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения), уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы).

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ


Читайте в новом номере

Наибольшие трудности для детей и их родителей, а также для врача-педиатра представляет прорезывание молочных зубов. Представление о том, что молочные зубы являются лишь временным органом, на смену которому придут постоянные зубы, а также о том, что их заболевания и потеря не влекут никаких последствий, является заведомо неправильным. В данной статье представлен анализ литературы, посвященной проблеме прорезывания зубов у младенцев. Подчеркивается, что синдром прорезывания зубов должен быть диагнозом исключения. Отмечена невысокая специфичность клинических симптомов, выявляемых при прорезывании молочных зубов. Представлены современные данные, раскрывающие патогенетические механизмы развития местных и системных проявлений при этом состоянии. Показана ведущая роль провоспалительных цитокинов в клинической манифестации таких симптомов прорезывания зубов, как гиперемия, болезненность и отек десен, повышение температуры тела и нарушение сна. Обсуждаются вопросы безопасного и эффективного применения топических лекарственных средств для уменьшения дискомфорта при прорезывании зубов у младенцев. Представлена характеристика геля для местного применения
Камистад ® Бэби, который с успехом используется для купирования местных проявлений синдрома прорезывания зубов.

Ключевые слова: дети, зубы, прорезывание, Камистад ® Бэби, лекарственные средства для уменьшения местных симптомов прорезывания молочных зубов, провоспалительные цитокины.

Для цитирования: Заплатников А.Л., Касьянова А.Н., Майкова И.Д. Синдром прорезывания зубов у младенцев: новый взгляд на старую проблему. РМЖ. 2018;5(II):68-71.

Teething syndrome in infants: a new look at the old problem
Zaplatnikov A.L. 1,2 , Kasyanova A.N. 1 , Maikova I.D. 2

1 Russian Medical Academy of Сontinuous Professional Education, Moscow
2 Children’s City Clinical Hospital named after Z.A. Bashlyaeva, Moscow

Primary teeth eruption is the greatest challenge for children and their parents, as well as for a pediatrician. It’s a false belief, that the milk teeth are only temporary organs, which will be replaced by permanent teeth, and that their diseases and loss do not have any consequences. This article presents an analysis of the literature devoted to the problem of teething. It is emphasized, that teething syndrome should be the diagnosis of exclusion. The clinical symptoms, detected during the primary teeth eruption, are not specific. The article presents current data, revealing the pathogenetic mechanisms of development of local and systemic manifestations in this case. The leading role of pro-inflammatory cytokines in the clinical manifestation of such symptoms of teething as hyperemia, tenderness and swelling of the gums, increased body temperature and sleep disturbance, is shown. The issues of the safe and effective use of topical medications to reduce discomfort during teething are discussed. The characteristics of Kamistad ® Baby, which is successfully used for relief of local manifestations of the teething syndrome, are presented.

Key words: children, teeth, teething, Kamistad ® Baby, medicines used to reduce local symptoms of primary teeth eruption, pro-inflammatory cytokines.
For citation: Zaplatnikov A.L., Kasyanova A.N., Maikova I.D. Teething syndrome in infants: a new look at the old problem // RMJ. 2018. № 5(II). P. 68–71.

В статье представлен анализ литературы, посвященной проблеме прорезывания зубов у младенцев. Обсуждаются вопросы применения топических лекарственных средств для уменьшения дискомфорта при прорезывании зубов у младенцев. Представлена характеристика геля для местного применения

Синдром прорезывания зубов у младенцев: новый взгляд на старую проблему
В последние годы большинство исследователей и практикующих педиатров придерживается мнения, что синдром прорезывания зубов у младенцев — это диагноз исключения [1–5]. Однако, несмотря на это, все еще встречаются случаи, когда у детей первого года жизни под маской «прорезывания зубов» пропускается дебют таких грозных заболеваний, как пиелонефрит, пневмония, менингит. Особо следует отметить, что поздняя диагностика указанных патологических состояний приводит к тяжелому течению, риску развития осложнений и в крайних случаях может стать причиной неблагоприятного исхода.
В связи с этим, обсуждая данную проблему, всегда следует обращать внимание врачей-педиатров на необходимость внимательного анализа анамнестических данных, детализации клинических проявлений, а также активного наблюдения за состоянием ребенка в динамике. При этом, действительно, в период прорезывания зубов у детей, наряду с местными (гиперемия и отечность десен), могут иметь место и общие симптомы (беспокойство, раздражительность, снижение аппетита, нарушение сна, повышение температуры тела и др.), однако они неспецифичны и встречаются при различных инфекциях и воспалительных заболеваниях. Учитывая это, при развитии у ребенка в период дентации лихорадки в первую очередь необходимо исключить инфекционно-воспалительные процессы и только при их отсутствии можно остановиться на диагнозе «синдром прорезывания зубов» [2–5]. Следует отметить, что этот синдром в Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (МКБ-10) обозначен в разделе «Болезни полости рта, слюнных желез и челюстей» под шифром К00.7 [6].
Прорезывание зубов является одной из стадий развития зубов. Молочные зубы начинают кальцинироваться уже у плода к 4-му мес. беременности и в дальнейшем развиваются примерно до 6-го мес. беременности [1, 5, 7]. В подавляющем большинстве случаев у детей в возрасте между 6-м мес. и 2-м годом жизни прорезываются 20 молочных зубов. Первыми появляются центральные резцы; последними — вторые верхние моляры. Схема молочных зубов на верхней и нижней челюстях включает по 2 центральных резца, по 2 боковых резца, по 2 клыка и по 4 моляра (рис. 1) [8].
Рис. 1. Схема прорезывания молочных зубов [1]

Нижние центральные резцы обычно появляются первыми — между 4-м и 6-м мес. жизни ребенка, верхние резцы появляются чуть позже — между 5-м и 7-м мес. жизни. Прорезывание центральных и боковых резцов на верхней и нижней челюстях чаще всего завершается в течение 1-го года жизни ребенка.
В среднем прорезывание молочных зубов происходит в следующие сроки:
центральные и боковые резцы — с 3-го по 12-й мес.;
первые моляры — с 12-го по 19-й мес.;
клыки — с 18-го по 24-й мес.;
вторые моляры — с 24-го по 32-й мес.
Постоянные зубы в количестве 32 начинают прорезываться в возрасте около 6 лет с появления нижнего моляра. Процесс прорезывания постоянных зубов длительный, может продолжаться 18–20 лет, заканчиваясь прорезыванием третьего моляра, более известного как «зуб мудрости» [1].
Наибольшие трудности для детей и их родителей, а также для врача-педиатра вызывает прорезывание молочных зубов. Представление о том, что молочные зубы являются лишь временным органом, на смену которому придут постоянные зубы, а также о том, что их заболевания и потеря не влекут никаких последствий, является заведомо неправильным

Таблица 1. Основные симптомы, которые могут встречаться при синдроме прорезывания зубов [13–17]

.
Появление молочных зубов позволяет ребенку переключиться с жидкой пищи на полужидкую, а затем и твердую. Более того, положение молочных зубов обеспечивает правильное развитие зубных дуг, они действуют как направляющие для постоянных зубов, оставляя им достаточное пространство для правильного роста и адекватного позиционирования в полости рта [1, 8, 9]. Установлено, что молочные зубы не только обеспечивают механическую обработку пищи и играют важную роль в процессах пищеварения, но и являются важным маркером состояния здоровья ребенка [10]. Например, по состоянию зубов можно заподозрить у ребенка синдром мальабсорбции или нарушение минерального обмена. Иногда зубы могут служить первичным источником инфекции, которая затем гематогенным путем может распространяться на другие ткани.
Появление первых зубов является физиологическим процессом. В большинстве случаев прорезывание зубов не вызывает проблем, несмотря на развивающиеся местные и даже системные нарушения (табл. 1). Среди наиболее распространенных локальных симптомов прорезывания зубов можно отметить отечность десны, что делает ее более чувствительной, вызывая чувство дискомфорта. В результате этого у ребенка возрастает желание сосать, жевать и кусать, увеличивается производство слюны (сиалорея), которая, выделяясь в большом количестве из полости рта, может вызвать раздражение кожи с развитием периорального дерматита. Системные симптомы включают лихорадку или общий дискомфорт с повышенным беспокойством, уменьшением аппетита и нарушением сна [11, 12]. При этом И.Н. Захарова и соавт. (2016) отметили, что клинические особенности процесса прорезывания зубов могут зависеть от типа конституции ребенка [4]. Так, у детей с лимфатическим типом конституции прорезывание молочных зубов, как правило, происходит с запозданием и в неправильном порядке. При этом часто встречаются выраженное беспокойство, плач, нарушение характера стула, припухлость и болезненность десен, обильное слюнотечение. В случаях нервно-артритической конституции первые зубы у детей, как правило, появляются вовремя. Однако их прорезывание нередко сопровождается резкой болезненностью, возбудимостью, эпизодами плача и нарушением сна. Кроме этого, имеет место отказ от еды, могут отмечаться срыгивание, рвота и повышение температуры тела [4].

В исследовании М. Memarpour et al. (2015) была проанализирована частота наиболее распространенных симптомов у детей при прорезывании молочных зубов. В исследование было включено 270 детей в возрасте от 8 до 36 мес. Самыми частыми симптомами прорезывания зубов были слюнотечение (92%), нарушение сна (82,3%) и раздражительность (75,6%). При этом указанные симптомы были более выраженными у детей с низкой массой тела при рождении. Помимо этого, маловесные дети были более чем в 2,5 раза склонны к развитию диареи [OР = 2,90, ДИ 95% (1,56–5,40), p=0,001]. Также авторы установили, что прорезывание клыков сопровождалось потерей аппетита чаще, чем прорезывание резцов (p=0,033) или моляров (p=0,014) [13].
Метаанализ, проведенный С. Massignan еt al. (2016), включающий 16 исследований, посвященных изучению синдрома прорезывания зубов у детей в возрасте до 36 мес. из 8 стран (Австралия, Бразилия, Колумбия, Финляндия,
Индия, Израиль, Сенегал, США), показал, что только у 30% детей прорезывание зубов протекало бессимптомно, в то время как у 70% детей имели место разные клинические проявления [14]. Среди них наиболее часто отмечали набухание десен, раздражительность и выраженное слюноотделение — в 86,8%, 68,1% и 55,7% случаев соответственно. Кроме этого, процесс прорезывания молочных зубов у ряда детей сопровождался потерей аппетита, беспокойным сном, заложенностью носа и небольшим повышением температуры тела. При этом было установлено, что обычно указанные симптомы отмечались в течение непродолжительного времени [14].
Аналогичные результаты были получены М. Macknin et al. (2000), которые показали, что у подавляющего большинства детей симптомы дискомфорта могут появиться за 4 дня до прорезывания и, как правило, купируются в течение 3 дней после появления зуба [18].
В последнее десятилетие установлено, что ключевая роль в развитии различных симптомов прорезывания зубов принадлежит провоспалительным цитокинам. По данным литературы, в десневой жидкости при первичном прорезывании зубов увеличивается концентрация таких цитокинов воспаления, как интерлейкины (ИЛ-1, ИЛ-2, ИЛ-8) и фактор некроза опухоли α (ФНО-α), что может объяснить клинические проявления, связанные с прорезыванием зубов [19–21].
Так, L. Shapira et al. (2003) изучали связь между прорезыванием зубов, содержанием воспалительных цитокинов (ИЛ-1, ИЛ-2, ИЛ-8, ФНО-α) в десневой жидкости и клиническими симптомами. В исследование были включены 16 здоровых детей в возрасте от 5 до 14 мес. (средний возраст — 9,8 мес.), которые обследовались 2 раза в неделю в течение 5 мес. Анализируя полученные результаты, авторы пришли к заключению, что период прорезывания зубов сопровождался значительным повышением в жидкости десен уровней ИЛ-1β, ИЛ-8 и ФНО-α. При этом было отмечено, что имела место прямая положительная корреляция между повышением концентрации определенных провоспалительных цитокинов и конкретными симптомами прорезывания. Так, было установлено, что при повышении в десневой жидкости уровня ИЛ-1β значительно чаще наблюдали лихорадку, желудочно-кишечные расстройства, нарушение сна и аппетита. Одновременно было отмечено, что увеличение концентрации ИЛ-8 чаще сопровождалось желудочно-кишечными расстройствами, в то время как для повышения уровня ФНО-α более характерны были появление лихорадки и нарушение сна [19].
Для уменьшения выраженности местных симптомов прорезывания зубов у младенцев применяются различные лекарственные средства. При этом некоторые препараты, разработанные для купирования симптомов дискомфорта при прорезывании зубов, содержат лидокаин. Однако в связи с отсутствием четкого дозирования и возможного проглатывания препарата возрастает вероятность передозировки лидокаина и развития эффектов системного характера. Учитывая высокий риск развития тяжелых побочных эффектов, в настоящее время при прорезывании зубов и стоматитах у детей рекомендуется ограничить применение препаратов, содержащих лидокаин [22]. Эксперты FDA также предупреждают о нецелесообразности использования и гомеопатических препаратов, т. к. их безопасность и эффективность не были оценены. Особую опасность при этом могут представлять гомеопатические препараты, содержащие белладонну [23]. В связи с этим среди средств, предназначенных для купирования местных симптомов прорезывания зубов, особый интерес представляет Камистад ® Бэби [24].
Камистад ® Бэби не содержит лидокаин, его активными ингредиентами являются экстракт цветков ромашки аптечной и полидоканол [24]. Хорошо известно позитивное терапевтическое действие экстракта цветков ромашки при различных воспалительных заболеваниях полости рта [25–28]. Благодаря экстракту цветков ромашки, входящему в состав геля Камистад ® Бэби, при его использовании уменьшается выраженность местных симптомов прорезывания зубов, а также достигаются антисептический и регенерирующий эффекты. В свою очередь наличие в составе полидоканола обеспечивает обезболивающее, охлаждающее и отвлекающее действие [29]. С учетом комбинированного механизма действия и хорошей переносимости Камистад ® Бэби может быть рекомендован к использованию у младенцев для эффективного и без-
опасного купирования местных симптомов прорезывания зубов. Камистад ® Бэби выпускается в виде геля, который рекомендуется использовать 2–3 р./сут (лучше после еды и перед сном), нанося его, слегка втирая, на поверхность десен [24].
Таким образом, учитывая невысокую специфичность клинических симптомов, выявляемых при дентации, синдром прорезывания зубов является диагнозом исключения. При этом для уменьшения проявлений дискомфорта у младенцев необходимо использовать только безопасные и эффективные средства, одним из которых является Камистад ® Бэби.

Только для зарегистрированных пользователей

Зубочелюстная система – это очень сложный механизм, который при различных патологиях легко способен подвергаться различным изменениям. Наиболее значимые и частые изменения наступают при полной потере зубов, при менее значительных дефектах зубного ряда, а также при беременности.

При полной потере зубов

Изменения в зубочелюстной системе при полной потере зубов самые серьезные и проявляются наиболее ярко. Зубов чаще всего полностью не бывает у пожилых людей, хотя иногда такое встречается и в более молодом возрасте, а иногда и у детей или подростков – при полной врожденной адентии.

Потеря фиксированной межальвеолярной высоты

Когда утрачивается последняя пара антагонистов, межальвеолярная высота становится нефиксированной, что приводит к сбоям в работе мышц. В первые три месяца после того, как потеряны последние зубы, сильно снижается биоэлектрическая активность мышц, а фаза биоэлектрического покоя по времени начинает преобладать над фазой активности. Причина этого явления в том, что расстраивается импульсация, идущая из ЦНС. Если есть зубы-антагонисты, то импульсация стимулируется раздражениями из периодонта, однако если их нет, то раздражение исходит только от слизистой с альвеолярной части.

ВАЖНО: При потере всех зубов функция жевания отсутствует практически полностью. Большинство людей при этом растирает пищу при помощи языка и десен, однако это ни в коей мере не является полноценным восполнением утраченной жевательной функции.

Спустя 9-12 месяцев после утраты зубов человек начинает жевать по-новому, выдвигая вперед нижнюю челюсть и поднимая ее вверх, совершая затем несколько жевательных движений вверх-вниз.

Атрофия альвеолярных отростков и слизистой оболочки

Атрофия альвеолярных отростков

После того, как зуб удален или утрачен, альвеолярные отростки изменяются: дно лунки заполняется костной тканью, а ее свободные края атрофируются. Когда ранка заживет, кость продолжит перестраиваться, но уже будут преобладать процессы атрофии, так как альвеолярные отростки больше не участвуют в жевательном процессе.

Атрофия альвеолярных отростков – это необратимый процесс, и протезирование не только не остановит, но еще и усугубит его, так как кость не может нормально воспринимать силы сжатия от базиса протеза. А если протез будет поставлен хоть немного неправильно, то атрофия увеличится еще сильнее.

Атрофические процессы у всех людей протекают по-разному, и могут быть вызваны не только отсутствием необходимой нагрузки на отросток, но и местными и общими заболеваниями, а также возрастом больного. Также важно учесть, что атрофия выражена тем сильнее, чем больше времени прошло после того, как был удален или утрачен зуб.

При атрофии челюстных костей есть некоторые закономерности:

  • Если на верхней челюсти совсем нет зубов, то атрофия сильнее выражена в вестибулярной поверхности. При этом твердое небо постепенно уплощается, а альвеолярные отростки со временем исчезают совсем. Меньше атрофируется торус и верхнечелюстные альвеолярные бугры;
  • На нижней челюсти при отсутствии зубов атрофия также неравномерна. У фронтальных зубов она сильнее с язычной стороны, и альвеолярный отросток становится острым гребнем. У жевательных зубов атрофия горизонтальная, и из-за истончения внутренних косых линий иногда возможно также появление острого края. А с внутренней стороны подбородочной области иногда возникает торус.

Происходит не только атрофия кости – изменяется также положение переходной складки. С вестибулярной стороны ее свод уплощается, и если атрофия заходит слишком глубоко, то переходная складка постепенно оказывается в той же плоскости, что и протезное ложе. Зоны прикрепления уздечек и мышц при этом подходят к центру альвеолярного гребня. Из-за всего этого сильно уменьшается протезное ложе, что плохо влияет на фиксацию протеза.

Развитие старческой прогении

Старческая прогения – это прогеническое соотношение беззубых челюстей. Это означает, что челюсти изменяются в трансверзальном направлении, нижняя челюсть расширяется и челюстная кость выступает вперед. Из-за этого очень сложно правильно поставить зубы в протезе, да и сам протез фиксируется с трудом, что находит отражение в жевательной эффективности.

ВАЖНО: Если дефекты зубных рядов не будут вовремя скорректированы, то образуется вторичная деформация прикуса, то есть возникшая уже после его формирования. Возможно нарушение работы жевательных мышц.

Стоит сказать, что поскольку утрата зубов не всегда связана с возрастом, термин «старческая прогения» не нужно понимать буквально – прогения может развиваться в любом возрасте, если у человека утрачены все зубы.

Изменения в височно-нижнечелюстных суставах

Процессы атрофии из-за снижения функциональности распространяются не только на альвеолярные части челюстей, но и на некоторые элементы ВНЧС. Глубина суставной ямки уменьшается, сама ямка становится более пологой, и одновременно атрофируется суставный бугорок. Головка нижней челюсти также изменяется, и по форме начинает напоминать цилиндр.

Нижняя челюсть начинает двигаться более свободно – при открывании рта до обычной межальвеолярной высоты они превращаются из комбинированных в шарнирные. Из-за уплощения всех элементов ВНЧС, боковые и передние движения челюсти способы совершаться так, что альвеолярные гребни будут располагаться в горизонтальной плоскости.

Изменение внешнего вида больного

Если теряется фиксированная межавльвеолярная высота, то изменяется и внешний вид пациента. Подбородок выдвигается вперед, угол нижней челюсти становится тупым, углубляются подбородочные и носогубные складки. Опускается кончик носа, углы рта, а иногда и наружные края век, западают губы и сильно уменьшается в размерах нижняя треть лица. Все это делает лицо визуально более старым.

Отсутствие зубов визуально старит

Нарушение функции жевания и речи

При потере всех зубов функция жевания отсутствует практически полностью. Большинство людей при этом растирает пищу при помощи языка и десен, однако это ни в коей мере не является полноценным восполнением утраченной жевательной функции. Из-за того, что уменьшается степень раздробленности пищи, ее становится труднее смачивать слюной, то есть нарушается ротовое пищеварение.

Также при полной потере зубов отмечаются серьезные нарушения речи – она становится невнятной и шепелявой. Восстановить ее без протезирования практически невозможно, так как зубы очень активно участвуют в создании звуков, и можно только немного приспособиться, сделав речь более понятной.

При дефектах зубных рядов

Если зубы утрачены не полностью, а лишь частично, то есть нарушена непрерывность зубного ряда, то наблюдается перегрузка отдельных групп зубов. Также нарушается речевая и жевательная функция, а вот насколько сильно – зависит от расположения и количества утраченных зубов. Постепенно дефекты могут привести к проблемам с функционированием височно-нижнечелюстного сустава.

Если дефекты зубных рядов не будут вовремя скорректированы, то образуется вторичная деформация прикуса, то есть возникшая уже после его формирования. Возможно нарушение работы жевательных мышц.

Постепенно будет сформировано две группы зубов – зубы, сохранившие свою функциональность, и те, что утратили ее из-за дефектов зубного ряда. Кроме того, из-за неравномерного распределения жевательной нагрузки зубной ряд может смещаться, а окклюзионные поверхности – деформироваться. Нагруженные зубы часто страдают от стирания и кариесов, в то время как в области ненагруженных возможны проблемы с деснами и костной тканью.

Симптомы аномалий зубных рядов

Различают следующие виды аномалий зубного ряда: нарушения формы и размера зубных рядов. Нарушения последовательности расположения зубов, симметричности их положения, а также контактов между смежными зубами приводят к аномалиям формы и размера зубных рядов. Существуют клинические признаки аномалий зубных рядов и антропометрические объективные методы их диагностики.

Клиническую диагностику аномалии зубных рядов проводят при осмотре полости рта, антропометрическую - на гипсовых моделях челюстей с помощью измерителя, циркуля и линейки.

В любом возрасте ребенка зубы в зубном ряду должны располагаться в последовательности, определяемой зубной формулой. Транспозиция нарушает строение зубного ряда, расположение зубов вне зубного ряда нарушает его очертания, форму, а также окклюзию.

В зависимости от возраста ребенка зубы в зубном ряду могут располагаться плотно или редко. Целость зубного ряда определяется наличием контактов между соседними зубами, причем должны соприкасаться их боковые (апроксимальные) поверхности. Контакты зубов другими поверхностями являются неправильными.

У детей 2,5-4 лет зубы должны располагаться плотно. Если количество молочных зубов, а также ширина коронок не меньше, чем в норме, то наличие промежутков между зубами у детей 4-6 лет считается признаком нормы. Появление диастем и трем обусловлено ростом альвеолярных отростков, вызванным предстоящим прорезыванием более крупных резцов и клыков. Однако наличие трем может быть вызвано также уменьшением количества и размера коронок молочных зубов, неправильным их положением, увеличением размера зубного ряда.

Постоянные зубы должны обязательно контактировать между собой своими боковыми поверхностями. Наличие трем и диастем между постоянными зубами считается аномальным явлением и выделено в отдельную нозологическую форму.

Нарушением зубного ряда является тесное (скученное) положение зубов в зубном ряду, которое может наблюдаться в любом возрасте. Скученность молочных зубов - явление редкое, тогда как постоянных - довольно частое. Причиной скученности зубов обычно является уменьшение зубного ряда, реже - увеличение количества зубов и мезиодистального размера их коронок.

К аномалиям зубных рядов относится нарушение их формы. Известно, что молочные зубы в норме располагаются в форме полукруга. После прорезывания постоянных боковых зубов верхний зубной ряд приобретает форму полуэллипса, нижний - параболы. Клинически форма зубного ряда оценивается путем осмотра его при широко открытом рте и мысленного сравнения с указанными геометрическими фигурами.

Деформация формы зубных рядов может быть разнообразной. Обычно нарушение формы обозначают описательными терминами: уплощенная, вытянутая, седловидная или гитарообразная, треугольная, трапециевидная. Иногда зубной ряд имеет асимметричную форму. Неправильное строение зубного ряда может наблюдаться на всем его протяжении, а также в отдельных участках; изменения в разных участках могут быть одинаковыми или разными по величине и направлению. Деформация зубных рядов многообразна, скученность зубов в одном участке может сочетаться с тремами в другом участке. Изменения верхнего и нижнего зубных рядов могут быть не связаны между собой. Независимость этих изменений приводит к нарушению смыкания зубов-антагонистов.

Лечение аномалий зубных рядов

Коррекция аномалий зубных рядов предполагает применение методов ортодонтии, хирургической и ортопедической стоматологии, приводящих к расширению или сокращению зубных дуг и правильной постановке зубов. Рациональный способ лечения определяется с учетом совокупности нескольких факторов: смыкания боковых зубов, причин аномалии (недоразвитость базиса челюсти или др.), суженности зубной дуги, возраста пациента (завершен ли период активного роста челюстей). Также учитывается, возможно ли устранить аномалию только лишь методами ортодонтии, или необходимо и целесообразно подключать хирургические и ортопедические методы лечения и т. д.

В настоящее время существует значительное количество различных систем ортодонтических аппаратов, позволяющих с успехом устранять многие аномалии зубных рядов. У детей с молочным прикусом и во время прорезывания постоянных зубов отклонения устраняются с помощью пластиночных аппаратов с винтами. При равномерном сужении зубного ряда винт размещают в области премоляров в середине зубной дуги, а при глубоком небе используется пружина Коффина. Если сужению зубного ряда сопутствует протрузия верхних фронтальных зубов, применяется пластиночный ортодонтический аппарат с винтом, дополненный вестибулярной дугой. При расположении сужения в переднем либо заднем сегменте зубного ряда винт устанавливается соответственно локализации аномалии. По показаниям используются ограничители. В случае одностороннего сужения или смещения нескольких зубов применяется асимметричное положение винта и распил пластинки. При трапециевидной форме зубного ряда (его уплощении на фронтальном участке) используется пластинка с секторальным распилом в области резцов, а при укорочении переднего участка верхней челюсти возможно применение капп Бынина и Шварца.

При постоянном прикусе воздействие на аномалии зубных рядов осуществляется с помощью несъемной аппаратуры (например, дуги Энгля) и брекет-систем, посредством которых возможно одновременно перемещать зубы вперед и придавать нормальное положение относительно их собственной оси. При укорочении боковых сегментов зубного ряда зачастую бывает недостаточно места для клыков и премоляров из-за того, что первые моляры смещены вперед. Для придания им нормального положения показано использование пластинки с секторальным распилом, винтом и кламмером на смещаемый зуб. В подобных случаях одних ортодонтических методов может оказаться недостаточно, поэтому приходится прибегать к удалению премоляра, отчего лечение лучше проводить сразу после прорезывания постоянных зубов.

При расширении зубного ряда у пациента возникают щели и промежутки между зубами. Устранение трем и диастем с использованием ортодонтических аппаратов затруднено, поскольку возникновение таких аномалий обычно связано с увеличением тела челюсти или альвеолярного отростка. Проблему можно устранить протезированием. Но если промежутки не слишком значительны и не вызывают у пациента нареканий, ортопедическое и ортодонтическое воздействие является необязательным.

В случае макродентии и скученности зубов одно ортодонтическое лечение малоэффективно. Для расстановки зубов в правильное положение обычно требуется удаление 1-2 зубов, чаще премоляров, на место которых перемещают аномально расположенные резцы и клыки. Такое сочетание ортодонтической и хирургической стоматологии часто применяется у пациентов старшего возраста, но если диагноз макродентия поставлен в период смены зубов, возможно использование метода Хотца, при котором последовательно удаляемые молочные зубы позволяют правильно располагать прорезающиеся постоянные зубы. Своевременное применение этого метода зачастую дает возможность избежать ортодонтической помощи или сделать ее минимальной.

В последнее время все большее распространение получают несъемные дуговые ортодонтические аппараты и лингвальные брекеты, которые фиксируются с небной стороны коронок зубов. Будучи весьма функциональными, они имеют значительные эстетические преимущества, поскольку не видны окружающим, что немаловажно для пациентов, особенно в пубертатном периоде.

Сужение зубного ряда у детей с молочными зубами и в период их смены устраняют пластиночными аппаратами с винтами. При равномерном сужении зубных рядов ортодонтический винт целесообразно расположить посередине зубного ряда в области премоляров. Если зубной ряд сужен значительно, можно использовать 2 винта. При глубоком небе применяют пластинку с пружиной Коффина. Если сужен передний или задний участок зубного ряда, то винт устанавливают соответственно. При значительном сужении переднего участка верхнего зубного ряда расширяющий винт устанавливают в области клыков, а в боковом участке зубного ряда - ограничитель. При сочетании сужения зубного ряда с протрузией верхних фронтальных зубов применяют пластиночный аппарат с винтом и вестибулярной дутой.

При одностороннем сужении, смещении нескольких зубов используют пластинки с асимметрично расположенным винтом и распилом.

Уменьшение сагиттального размера зубного ряда может быть в области как передних, так и боковых зубов. Уплощение в переднем участке зубного ряда приводит к трапециевидной его форме. Для нормализации формы зубного ряда у детей с молочными зубами и в период их смены следует применять пластинку с винтом и секторальным распилом в области резцов; на нижней челюсти - пластинку с двумя винтами в области клыков и первых молочных моляров или премоляров.

Если укорочен передний участок верхнего зубного ряда, то по показаниям можно использовать каппы Бынина, Шварца.

У детей с постоянными зубами расширить и удлинить зубной ряд можно несъемной аппаратурой, в частности дугой Энгля, брекет-системой. Одновременно с перемещением зубов вперед можно поворачивать зубы вокруг продольной оси.

Укорочение одного или обоих боковых участков зубного ряда проявляется часто недостатком места для премоляров и клыков при правильной ширине зубного ряда и длине его переднего отдела. Причиной обычно является смещение первых моляров вперед. Смещать эти зубы дистально следует сразу после их прорезывания. Для этого применяют пластинку с винтом и секторальным распилом и кламмером на перемещаемый зуб. В старшем возрасте ортодонтическое лечение может быть неэффективно. Нужно удалять один из премоляров.

При увеличении параметров зубного ряда у ребенка появляются тремы между зубами при правильном их количестве и размере. При этом расширение зубного ряда может быть в области как передних, так и боковых зубов. Устранить его ортодонтическими аппаратами сложно, так как оно связано, как правило, с увеличением альвеолярного отростка или тела челюсти. У детей с таким нарушением зубного ряда необходимо оставлять равномерные промежутки между зубами или устранять их протезированием.

Увеличение продольного отрезка зубного ряда происходит за счет наклона резцов вперед; между ними появляются тремы. В младшем возрасте зубной ряд укорачивают с помощью пластинки с вестибулярной дугой. В пластинке обязательно должны быть удерживающие кламмеры. У детей старше 12 лет можно применять скользящую дугу Энгля.

Результат лечения зависит не только от степени деформации, но и от величины перекрытия зубов-антагонистов. Даже при правильной глубине перекрытия увеличение размеров зубного ряда возможно только при разобщении зубных рядов на данном участке.

Никакая информация, размещенная на этой или любой другой странице нашего сайта, не может служить заменой личного обращения к специалисту. Информация не должна использоваться для самолечения и приведена только для ознакомления.

Читайте также: