Профессиональные компетенции зубного врача

Опубликовано: 03.05.2024

Вы здесь

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция зубного врача

[наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Зубной врач относится к категории специалистов.

1.2. На должность зубного врача назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности "Зубоврачебное дело" и имеющее [II, I, высшую] квалификационную категорию.

1.3. Назначение на должность зубного врача и освобождение от нее производится приказом руководителя учреждения.

1.4. Зубной врач должен знать:

- законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения;

- современные методы диагностики, лечения заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области;

- основы организации стоматологический помощи;

- современную аппаратуру, инструментарий и материалы, применяемые в стоматологии;

- действия персонала при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций, СПИДа;

- приемы реанимации, основы асептики и антисептики, методику стерилизации инструментария, методы оказания первой помощи при кровотечении, коллапсе, анафилактическом шоке;

- законодательство о труде и об охране труда Российской Федерации;

- этику общения с пациентами;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

- правила внутреннего трудового распорядка;

1.5. Зубной врач подчиняется непосредственно [вписать нужное] и в своей деятельности руководствуется уставом учреждения и настоящей должностной инструкцией.

1.6. Во время отсутствия зубного врача (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

2. Должностные обязанности

Зубной врач выполняет следующие обязанности:

2.1. Осуществляет диагностику и лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области.

2.2. Подготавливает стоматологическое оборудование к работе, осуществляет контроль его исправности, правильности его эксплуатации.

2.3. Проводит инструментальное обследование зубов и патологических зубодесневых карманов, мягких и твердых тканей челюстно-лицевой области, определяет степень подвижности зубов, интенсивность воспаления слизистой оболочки полости рта.

2.4. Берет биоматериал для исследования.

2.5. Проводит обучение пациентов индивидуальной гигиене полости рта.

2.6. Осуществляет профилактику, диагностику и лечение всех видов кариеса и его осложнений, заболеваний височно-челюстного сустава.

2.7. Осуществляет уход за больными с повреждениями челюстно-лицевой области.

2.8. Осуществляет профилактику, диагностику, оказывает первую стоматологическую помощь при острых одонтогенных воспалительных процессах.

2.9. Проводит местную и проводниковую анестезию.

2.10. Осуществляет оперативное удаление зуба при ограниченных воспалительных процессах.

2.11. Снимает оттиски, получает диагностические модели и производит их анализ, проводит этапное наблюдение, коррекцию протезов и ортодонтических аппаратов.

2.12. Подготавливает пациентов к физиотерапевтическим процедурам, проводит простейшие физиотерапевтические процедуры, осуществляет контроль за состоянием пациента во время проведения процедуры.

2.13. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, асептики и антисептики; выполняет требования инфекционного контроля в стоматологическом отделении.

2.14. Получает, хранит и использует лекарственные средства, стоматологические материалы, инструменты.

2.15. Оформляет установленную органами здравоохранения России медицинскую документацию.

2.16. Обеспечивает соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования и аппаратуры, используемой в стоматологической практике.

2.17. Соблюдает морально-правовые нормы и этику профессионального общения с пациентами.

2.18. Проводит санитарно-просветительную работу, направленную на гигиеническое воспитание населения, пропаганду здорового образа жизни, профилактику стоматологических заболеваний.

2.19. [Вписать нужное].

3. Права

Зубной врач имеет право:

3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей.

3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества стоматологической помощи населению, улучшению организации труда.

3.3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу стоматологического отделения, контролировать объем и качество выполненной ими работы, осуществлять контроль за работой техника по ремонту аппаратуры и оборудования.

3.4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, медицинских ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции.

3.5. [Вписать нужное].

4. Ответственность

Зубной врач несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах действующего трудового законодательства Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах действующего административного, уголовного и гражданского законодательства Российской Федерации.

4.3. За ошибки в проведении лечебных мероприятий, повлекшие за собой тяжкие последствия для пациента, - в пределах действующего административного, гражданского и уголовного законодательства Российской Федерации.

4.4. [Вписать нужное].

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].



Медицинское оборудование

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.05.03 Стоматология

Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения

готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

готовностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

готовностью к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности

готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности

способностью использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности

способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности

способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок

готовностью к ведению медицинской документации

готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач

готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач

способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач

готовностью к обеспечению организации ухода за больными и оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи

готовностью к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи пациентам со стоматологическими заболеваниями

Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

в профилактической деятельности:

способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения стоматологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания

способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за пациентами со стоматологической патологией

способностью и готовностью к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях

способностью и готовностью к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о стоматологической заболеваемости

в диагностической деятельности:

готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия стоматологического заболевания

способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов стоматологических заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)

готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека

в лечебной деятельности:

способностью к определению тактики ведения больных с различными стоматологическими заболеваниями

готовностью к ведению и лечению пациентов со стоматологическими заболеваниями в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара

готовностью к участию в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации

в реабилитационной деятельности:

готовностью к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов со стоматологическими заболеваниями, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении

в психолого-педагогической деятельности:

готовностью к обучению населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике стоматологических заболеваний

готовностью к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни

в организационно-управленческой деятельности:

способностью к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях

готовностью к участию в оценке качества оказания стоматологической помощи с использованием основных медико-статистических показателей

способностью к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации

Получить полный текст
Подготовиться к ЕГЭ
Найти работу
Пройти курс
Упражнения и тренировки для детей

готовностью к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины

способностью к участию в проведении научных исследований

готовностью к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан

Ректор ГБОУ ВПО СтГМУ

« »___________ 2015 года

МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.05.03 Стоматология

Путь к успеху в работе стоматологом фото

Врач-стоматолог - один из самых востребованных и высокооплачиваемых специалистов медицинской сферы. Почему спрос на этих докторов ежегодно возрастает, какие перспективы ждут выпускника медвуза по направлению “стоматология” и зачем стоит идти в профессию - все эти вопросы рассмотрим в данной статье.

Общие сведения о профессии

Стоматолог - это врач, занимающийся проблемами диагностики, лечения и профилактики проблем челюстно-лицевой зоны. Этот специалист компетентен в первую очередь в вопросах терапии и протезирования зубов.

Общие сведения о профессии изображение

Почему же стоматология считается очень перспективным направлением? Ответов на этот вопрос несколько:

  • Во-первых, на протяжении всей истории развития человечества люди стремились улучшить качество и длительность жизни. Одним из способов преуспеть в этих начинаниях были научные изыскания в области медицины. Проблема лечения зубных заболеваний упоминалась еще в трудах Гиппократа. Эти же вопросы волнуют и наших современников.
  • Во-вторых, ухудшение качества пищи, повсеместное добавление сахара и сахаросодержащих продуктов, избыточное количество химических соединений в нашем ежедневном рационе ускоряет процессы разрушения зубов, что, в свою очередь, повышает спрос на врачей-стоматологов.
  • В-третьих, технологические возможности современной стоматологии расширяют круг компетенций дантиста и позволяют решать более серьезные проблемы, например: изменять прикус, подсаживать костную ткань, моделировать, создавать и применять разные виды протезов.

Каждый год медицинские вузы выпускают дипломированных дантистов, однако спрос на этих специалистов все равно не уменьшается.

Как и где можно выучиться на врача-стоматолога?

Поступление в медицинский вуз начинается с вступительных экзаменов. Будущему доктору необходимо успешно сдать ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку. К этому этапу нельзя относиться халатно, так как конкурс на кафедру стоматологии обычно выше среднего.

Длительность обучения в вузе составляет 5 лет. Далее следует один год интернатуры и два года ординатуры. Такая продолжительность учебного процесса связана с серьезной ответственностью, которая ложится на доктора, начинающего самостоятельно принимать пациентов.

Обучение на врача-стоматолога

Что касается выбора учебного заведения, то кафедра стоматологии есть практически в любом медицинском университете. Самыми авторитетными медицинскими вузами Москвы считаются Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова и Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова.

Северная столица гордится выпускниками Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университет и медицинского университет им. академика И. П. Павлова.

Сюда же стоит добавить Казанский, Уральский и Самарский государственные медицинские университеты и Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.

Ассистируют врачам-стоматологам медицинские сестры. Они обучаются ремеслу в стоматологических колледжах. Лучшими на данный момент считаются Медицинское училище №1 и Медицинский колледж МИИТа.

Какие направления существуют в современной стоматологии?

Поступившие в медицинский университет могут обучаться, а действующие доктора могут повысить квалификацию по следующим профилям:

Универсальный доктор, который первым осматривает людей, обратившихся за помощью. Он лечит кариес, устраняя поврежденные участки зубов и устанавливая на их место пломбы. Также этот специалист выполняет терапию корневых каналов (эндодонтия).

Занимается случаями, когда без оперативного вмешательства не обойтись. Он удаляет зубы, готовит ротовую полость к протезированию, лечит различные воспаления, отвечает за операции на тканях пародонта и челюстях, проводит терапию опухолей.

  • Стоматолог-ортодонт.

Исправляет прикус. Лечит врожденные и приобретенные с возрастом изменения. Неправильный прикус - это не только эстетическая проблема, он мешает дикции и способен провоцировать болезни десен и зубов. Не допустить развития осложнений призваны корректирующие каппы и брекеты.

Когда зубы уже не подлежат реставрации, в дело вступает ортопед. Это доктор, занимающийся протезированием и имплантацией зубов. Он делает слепки, на основе которых зубной техник изготавливает протезы. Далее доктор примеряет и окончательно закрепляет их во рту пациента.

Работа этого дантиста похожа по функционалу на деятельность стоматолога-терапевта, однако лечит он детей и подростков с рождения до 17 лет. Специфика его работы заключается в умении общаться с малышами и донести им важность постоянного контроля за состоянием зубов и десен. Специалист не только лечит уже имеющиеся проблемы, но и следит за правильным формированием прикуса и здоровьем всей ротовой полости.

Какие направления существуют в современной стоматологии? картинка

Современные дантисты стремятся совмещать несколько профилей. Например, терапевт может заниматься коррекцией прикуса, выполняя функции ортодонта. Такие сотрудники больше всего ценятся в частной практике, так как за один прием специалист проводит осмотр, консультацию, планирует порядок лечения и выполняет его.

  • Стоматолог-пародонтолог.

Занимается терапией воспалений и инфекций десен. Так как зубы и десны образуют общую систему, без здоровых десен невозможно представить и крепкие зубы. В ведении этого дантиста лечение стоматитов, гингивитов, пародонтитов.

Кроме того, как студенты, так и действующие врачи должны быть осведомлены обо всех нюансах законодательного регулирования медицинской (стоматологической, в частности) сферы, уметь не только лечить, но и профилактировать заболевания полости рта, знать назначение, функционал и принцип работы стоматологических инструментов.

Условия труда

На работу врача-стоматолога влияет множество факторов. К сожалению, большинство их них негативно отражается на рабочей остановке доктора. Дантисты трудятся в условиях постоянного шума, эмоционального напряжения и резкого изменения уровня освещенности. Взаимодействие с полимерными материалами, используемыми для изготовления пломб, и вынужденная статическая поза на протяжении рабочего дня также не способствуют комфорту специалиста.

Условия труда стоматолога

Труд стоматолога связан и со зрительным напряжением, ведь грамотное обследование и лечение пациента требует постоянной концентрации.

От патогенных микроорганизмов, капель жидкости, механических и термических повреждений доктора оберегают специальные маски и пластиковые защитные очки. Однако этого недостаточно и для полноценного комфортного состояния специалиста стоматологический кабинет должен быть оборудован современной системой вентиляции воздуха.

Возможности трудоустройства и уровень заработной платы

После окончания медицинского университета студенты в обязательном порядке проходят интернатуру и ординатуру, поэтому сложностей с устройством на работу не возникает.

Если брать государственный сектор медицинских услуг, то у молодого специалиста два пути:

  • Повышать свои профессиональные навыки и расти по карьерной лестнице, пиком которой является пост главного врача.
  • Развиваться в области научных изысканий и заниматься теоретическими аспектами решения стоматологических проблем. Для этого доктору нужно поступить в аспирантуру, а затем стремиться к докторской диссертации и научным степеням.

В частных клиниках ситуация обстоит иначе. Помимо того, что у сотрудника есть возможность реализовывать свои карьерные устремления, платные медцентры показывают доктору медицину с коммерческой точки зрения и дают ему шанс в дальнейшем открыть свою клинику или медицинскую школу.

Возможности трудоустройства стоматолога

Доход дантиста зависит от места работы, региона проживания, трудового опыта и занимаемой должности. Московские специалисты, работающие в государственных поликлиниках, получают от 20 000 рублей. Средний показатель - 40-45 000 рублей.

Что касается медицинских центров, предоставляющих платные услуги, то там врачи-стоматологи имеют 60-80 000 рублей в месяц. Наиболее квалифицированные сотрудники получают до 100 000 рублей в месяц.

Это усредненные цифры. Частные медицинские центры готовы платить и больше самым опытным и стремящимся к постоянному развитию докторам.

Существуют и различия в заработной плате стоматологов, отвечающих за разные направления: хирург или, например, ортодонт получает больше, чем стоматолог-терапевт. Но это не повод расстраиваться, ведь на рынке современного дистанционного образования представлено множество курсов переподготовки, позволяющих на базе уже имеющегося медицинского образования обучиться хирургической, терапевтической, ортопедической, общей, профилактической и даже детской стоматологии. Обладание навыками в нескольких направлениях дает врачу преимущества перед коллегами и почти наверняка является залогом повышения заработной платы.

Секреты успеха в работе

Для того чтобы иметь шанс добиться результатов в стоматологическом деле, прежде всего необходимо обладать развитой мелкой моторикой рук и идеальным зрением. Любое неосторожное или неточное движение может привести к травме пациента.

Что касается знаний, то здесь первостепенно совершенное понимание анатомии и физиологии человека, владение информацией о всех наработках медикаментозного лечения полости рта и умение распознать мельчайшие изменения нормального состояния зубов на рентгенограмме.

Успех врача-стоматолога во многом зависит и от его личностных качеств. Специфика работы с людьми такова, что доктору необходимо быть открытым, доброжелательным, тактичным и коммуникабельным. Он должен уметь установить контакт и найти общий язык с любым, даже самым агрессивным или боязливым пациентом.

Идеальный дантист - педант, который подходит к работе максимально ответственно и неустанно расширяет кругозор как личностный, так и профессиональный.

Секреты успеха в работе снимок

Независимо от того, какую цель преследует молодой специалист - вырасти до главврача, стать светилом науки или открыть собственную стоматологическую клинику - ему нужно помнить, что успех и благосостояние доктора в первую очередь зависят от здоровых и счастливых пациентов. А чтобы этого добиться, соблюдайте ряд советов:

  • Помогайте пациенту выбрать наименее болезненный путь к выздоровлению;
  • Никогда не навязывайте необязательные услуги ради собственного обогащения;
  • Будьте гибкими и докажите больному, что вы - опытный и достойный доверия специалист;
  • Искренне заботьтесь о своих пациентах, проверяйте, правильно ли они поняли ваши рекомендации;
  • Следите за техническими новинками своей профессиональной сферы и старайтесь работать с качественным стоматологическим оборудованием;
  • Помните, что цены на любую услугу должны быть обоснованы;
  • Будьте открыты миру, пациентам и новым знаниям.

Отдельно стоит выделить работу с детьми. Юные пациенты не знают, как нужно себя вести в стоматологическом кабинете, поэтому от умения наладить с ними контакт зависит полноценность и качество лечения. Осложняется такая работа еще и тем, что молочные зубы более хрупкие из-за непрочности эмали. Откладывать терапию, надеясь на то, что они выпадут и проблема решится сама нельзя ни в коем случае, ведь последствием может стать смещение роста коренных зубов. Детский стоматолог - это близкий друг любого ребенка. Без чуткости, открытости, любви к малышам и принятия их страхов не получится полноценно лечить юных пациентов.

Работа стоматологом может реализовать ваш личностный, профессиональный и карьерный потенциал. Помимо того, что эта специализация востребована, она также дает возможность помогать людям, быть полезным обществу и каждый день повышать качество чьей-то жизни.

Если вы являетесь уже действующим специалистом, то без расширения компетенций и углубления знаний никак не обойтись. Можно собирать информацию по крупинкам самостоятельно, можно пройти длительные курсы, но есть более легкий и быстрый способ.

СНТА приглашает посетить вебинар “Основы терапевтической пародонтологии”. Он будет особенно полезен стоматологам-хирургам, терапевтам и специалистам общей практики и научит их диагностировать, профилактировать и лечить пациентов с заболеваниями тканей пародонта.

Помимо традиционных методик, ведущая вебинара врач-стоматолог-пародонтолог с 20-летним стажем Елена Курчина познакомит слушателей с новинкой сферы - современной технологией «Scaling and Root Planing» с использованием ручных инструментов.

Вебинар рассчитан на целый день с 9.00 до 18.00. За это время вы успеете изучить:

  • Современный взгляд на этиологию и патогенез заболеваний пародонта;
  • Первичное лечение и методики щадящей терапии;
  • Планирование протезирования на имплантатах у пациентов с заболеваниями пародонта;
  • Способы ухода за пародонтологическим инструментом.

Познакомиться с применением новых технологий получится не только в теории. Программа предполагает полуторачасовой мастер-класс, который наглядно продемонстрирует слушателю программы:

  • Правильное использование ручных инструментов во время Root Planing;
  • Методики полировки корня;
  • Антисептическую обработку и корректное наложение лечебной повязки.

По итогам мероприятия его участники получают удостоверение о повышении квалификации, 36 баллов НМО, а также сертификат участника. Запись на вебинар уже открыта.

Профессиограмма


Врач-стоматолог

Презентация профессии

Стоматолог – это врач, который специализируется на проблемах с челюстно-лицевой зоной. Зубной доктор, дантист и т.д. заботится о ротовой полости в случае возникновения проблем с зубами любой сложности. Профессия стоматолога охватывает довольно обширный спектр деятельности:

  • лечение,
  • профилактика,
  • хирургические вмешательства,
  • протезирование,
  • исправление прикуса и многое другое.

Профессия стоматолога на сегодняшний день является очень востребованной, потому что у многих современных людей появляется необходимость прибегнуть к услугам этого врача. При этом число граждан, у которых возникают проблемы с зубами,с каждым годом неизменно растет. Это связано с тем, что экология ухудшается, большинство не придерживаются правильного и сбалансированного питания, а также пренебрегают проведением регулярной и качественной гигиены полости рта. Поскольку востребованность услуг этого специалиста только возрастает, профессия стоматолога является в настоящее время особенно актуальной. Врач, получивший ее, сможет всегда найти себе работу и быть при деле.

При этом стоматолог – это достаточно широкое понятие. Так, этот специалист может быть терапевтом, который занимается первичным осмотром пациентов, ставит диагноз, лечит зубы и подготавливает их к протезированию. Последним уже занимаются ортопеды. Они дарят людям возможность иметь красивую улыбку, хоть и с искусственными зубами. Кроме того, есть специалисты-ортодонты, они занимаются проблемами, связанными с прикусом. Удаление зубов и челюстные операции проводит хирург. Есть еще одна очень важная и не менее востребованная специализация – стоматолог-эстетист. Он делает зубы красивыми, убирая при этом все дефекты, которые они имеют, производит отбеливание зубов и прочие процедуры.

История возникновения

История возникновения профессии уходит своими корнями далеко в прошлое. Впервые упоминания о зубных болезнях появились в трудах Гиппократа. Причем он предлагал устранять их с помощью каленого железа. В те времена многие люди страдали от зубной боли, и смертность
от обычного флюса была достаточно велика. Затем знания о зубах и уходе за ними начинают стремительно развиваться.На Востоке в 500 году уже нашей эры появляются первые зубные щетки. Щипцы же для удаления больных зубов появились в 4 веке нашей эры. Древние цивилизации довольно сильно страдали от зубных болей, поэтому появились сильнодействующие лекарства для их утоления: мышьяк, опиум и т.д. Уже
в эти времена люди поняли, что можно не только удалять больной зуб, но и лечить его, устраняя только поврежденный участок. Так в 659 году появляются первые пломбы. В Европе стоматология стремительно развивалась.

В Россию же данная отрасль знаний пришла во времена правления Петра Первого. Именно он ввел профессию стоматолога официально. С данного момента в нашем государстве начинается стремительное развитие стоматологического дела. В 1881 году в Санкт-Петербурге появляется первое учебное заведение, которое готовит будущих стоматологов. За ним подобные учреждения открываются по всей территории государства.

Современная стоматология – это высокотехнологичная наука, которая постоянно совершенствует методы лечения и профилактики заболеваний полости рта. Даже утрата зуба теперь не проблема, ведь существует протезирование, наращивание и многие другие процедуры, направленные на создание идеальной «голливудской» улыбки для каждого человека.

Тип и класс профессии

Профессия «врач-стоматолог» относится к типу «человек – человек», «человек – техника», к «творческому» классу.

Содержание деятельности

Спектр деятельности стоматолога напрямую зависит от того, какая
у него специализация.

Стоматолог-терапевт. Ежедневно сталкивается с людьми, поступающими для профилактических осмотров или же с острой болью для лечения кариеса. Он устраняет пораженные участки зуба с помощью специального оборудования и ставит на их метоп ломы, чтобы закрыть открытые ткани зуба и предотвратить дальнейшее развитие болезнетворных процессов. Также стоматолог-терапевт занимается лечением воспалительных процессов десен. Он умеет диагностировать стадию заболевания и подбирать индивидуальное корректное лечение. Стоматолог постоянно сталкивается с инфекционными, грибковыми и бактериальными процессами в полости рта. Это различные стоматиты, кандидозы и т.д. Их устраняют только посредством умелого подбора лечения.

Хирургические специальности. Данные врачи проводят оперативные вмешательства и удаление зубов. Их деятельность связана с необходимостью вскрывать ткани ротовой полости, лица или шеи для проведения необходимых манипуляций. Именно хирург занимается удалением зубов, пластикой данных областей и устранением опухолевых образований. Абсцессы, нарывы – все это сфера деятельности стоматолога-хирурга или челюстно-лицевого хирурга.

Стоматолог-ортопед. Данный специалист устраняет дефекты челюсти и линии роста зубов, которые возникли в результате травмы. Он же занимается протезированием, имплантацией. Его работа сложная и требует максимально точности и внимательности. Малейшее отклонение, и работу придется начинать сначала.

Стоматолог-ортодонт. Данный специалист занимается устранением деформаций, которые являются следствием возрастных изменений. Обычно он работает с неправильным прикусом, устраняет его путем установки скоб, пластин и брекетов.
Детский стоматолог. Спектр его обязанностей схож со стоматологом-терапевтом. Только работает он с детьми и подростками. Данному специалисту важно уговорить ребенка лечить зубы, научить пациентов правилам ухода за полостью рта.

Требования к знаниям

Общетеоретические и клинические дисциплины, симптоматику стоматологических заболеваний, методы их профилактики и лечения, устройство и принципы действия стоматологического инструментария.
Квалифицированный специалист должен знать:

  • назначение и принцип работы стоматологического оборудования
    и инструментов;
  • методы стерилизации;
  • принципы и последовательность препарирование кариозных полостей
    в твердых тканях зуба;
  • принципы раскрытия полости зуба и трепанации коронок зубов;
  • методы инструментальной и медикаментозной обработки корневых каналов;
  • правила пломбирования полостей всех классов;
  • методы обследования больного в клинике терапевтической стоматологии;
  • правила деонтологии и заполнения истории болезни;
  • оформление рецептов;
  • принципы гигиены полости рта;
  • возможные ошибки и осложнения при лечении кариеса, его осложнений, заболевания зубов не кариозного происхождения. Их устранение и лечение.
  • определить подвижность зуба;
  • определить вид налета на зубах, зубного камня;
  • удалять зубные отложения: налет, над- и поддесневой зубной камень;
  • определить степень очищаемости зубов;
  • проводить пальпацию региональных лимфатических узлов, лицевого скелета, мягких тканей лица;
  • проводить антисептическую обработку полости рта;
  • проводить пальпацию СОПР;
  • устранять местные травмирующие факторы;
  • проводить дальнейшее пломбирование корневых каналов;
  • выполнять артикуляционное выравнивание пломбы;
  • находить подход к каждому больному в любом психическом и физическом состоянии;
  • выписать необходимые лекарства и лечебные процедуры;
  • успокоить пациента;
  • грамотно и ответственно рекомендовать медсестрам и больным диагностические и лечебные процедуры;
  • оперативно приходить на помощь больным;
  • проводить санацию;
  • расшифровывать рентгеновские снимки;
  • проводить коррекцию прикуса;
  • при необходимости протезировать зубы или их удалять;
  • с целью профилактики заболеваний зубов обучать навыкам гигиены полости рта и правилам ухода за зубами и деснами,
  • давать рекомендации по выбору зубной пасты, щетки, нити, эликсиров;
  • правильно ставить диагноз.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Профессия стоматолога предполагает ответственность, аккуратность, склонность к работе руками, хорошую мелкую моторику, доброжелательность, умение находить общий язык с пациентами.

Стоматологу приходится постоянно повышать и расширять свою квалификацию, и нужно быть готовым к этому. Стоматолог должен знать анатомию и физиологию человека, и особенно хорошо нужно знать строение челюстей, зубов, полости рта. Разбираться в применяемых материалах, лекарствах, уметь пользоваться стоматологическими инструментами и оборудованием. Владеть методиками диагностики и лечения, уметь «читать» рентгенограммы.

Профессионально важные качества:

  • хорошо развитая моторика рук;
  • координация движений;
  • аккуратность;
  • хорошая память;
  • внимание.

Условия труда

Вредными условиями труда у врачей-стоматологов являются нервно-эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза, нагревающий микроклимат, резкие колебания освещенности, значительное напряжения зрения, шум и вибрация, создаваемые высокооборотными турбинами. На них также оказывают вредное воздействие наркотические и токсические вещества, анестетики, антибиотики, полимерные материалы, в основном акриловые пластмассы и эпоксидные смолы, употребляемые
для изготовления пломб и зубных протезов, рентгеновское излучение, микробный фактор, имеется опасность заражения различными инфекциями.

Работа врача-стоматолога, особенно специалиста по терапевтической стоматологии, требует постоянного и значительного напряжения зрения на всех этапах обследования больного, при выборе инструментария, в процессе лечения и при заполнении медицинской документации.
Зрительная работа терапевта-стоматолога относится к разряду наивысшей точности.

Для защиты органов дыхания от патогенных микроорганизмов и капель жидкости предназначены защитные маски из гипоаллергенного нетканого материала, которые препятствуют микробной контаминации рабочего поля, удерживая бактерии, находящиеся в потоке выдыхаемого воздуха. Ряд масок оборудуется защитным экраном, который предохраняет глаза от попадания травмирующих частиц, а также биологических и агрессивных химических жидкостей. Альтернативой маске служит респиратор, изготовляемый из материала, не раздражающего кожу.

Для предохранения глаз от механических, термических повреждений служат защитные очки (прилегающие открытые и закрытые с прямой
и непрямой вентиляцией, неприлегающие) и экран, предохраняющие от попадания на слизистую оболочку биоматериала и агрессивных химических веществ. При работе с гелиолампами и лазерными аппаратами для защиты сетчатки глаза необходимо использовать очки
со светофильтрами.

Для обеспечения надлежащего санитарного состояния воздуха в помещениях зуботехнической лаборатории необходимо наличие рациональной системы центральной искусственной вентиляции, а также обязательное устройство местной вытяжной вентиляции в виде вытяжных шкафов, отсосов, зонтов, обеспечивающих удаление пыли, паров и газов непосредственно с мест их образования.

Медицинские противопоказания:

  • нервные и психические заболевания;
  • нарушение координации движений кистей рук;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • выраженные заболевания зрения и слуха.

Требования к знаниям специалиста

Тем, кто хочет овладеть этой профессии следует хорошо знать такие предметы, как химия, анатомия и физиология человека. Им требуется иметь навыки в фармакологии, превосходно знать строение полости рта.

Базовое образование

Стать стоматологом можно получив высшее образование по специальности «стоматология», медико-стоматологический университет. После обучения необходимо пройти интернатуру, после чего выдают сертификат. Или, уже имея высшее медицинское образование, пройти послевузовское обучение по соответствующей специальности.

Пути получения профессии

Обучиться данной специальности возможно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Области применения профессии

Профессия стоматолог одна из самых нужных и высокооплачиваемых. Стоматологи всех направлений могут работать в государственных и частных стоматологических клиниках, в стоматологических кабинетах санаториев, военных госпиталей и пр.

Перспективы карьерного роста

Перспектив у каждой из этих специализаций, относящихся к стоматологии, очень много. И даже если стоматологи остаются работать на одной должности, они все равно растут профессионально и повышают квалификацию. С опытом у врачей повышаются репутация и качество обслуживания, а вместе с тем растет и собственная клиентская база, что обеспечивает постоянный рост дохода.

Важным является и то, что у стоматологов есть возможность работать не только в муниципальных клиниках, но и в частных, причем количество последних растет с каждым днем.

Второй путь развития карьеры такого специалиста заключается в уверенном продвижении по административной лестнице. Со временем врач может получить такую должность, как заведующий отделением, затем заместитель главврача, а в последующем – и главный врач клиники.

Также есть еще один вариант – это научная карьера. Стоматолог может не оканчивать ординатуру и интернатуру, так как есть возможность поступить в аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию, а потом приступить к работе над докторской. В таком случае вершиной карьеры становятся звание профессора, заветная и почетная должность заведующего кафедрой и научной школы.

Кроме того, можно открыть свой собственный кабинет или клинику.

И если вначале предлагаемая в них стоматология цены будет иметь низкие, то затем, очень скоро, вы обзаведетесь постоянным потоком клиентов, а потом уже можно откорректировать стоимость услуг по своему усмотрению.

1. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность зубного врача.

2. На должность зубного врача назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности "Стоматология" и сертификат специалиста по специальности "Стоматология" без предъявления требований к стажу работы.

3. Зубной врач должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; современные методы диагностики, лечения заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области; основы организации стоматологической помощи; виды современной аппаратуры, инструментария и материалов, применяемые в стоматологии; правила действия при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций, ВИЧ-инфекции; приемы реанимации; основы асептики и антисептики; методику стерилизации инструментария; методы оказания первой помощи при кровотечении, коллапсе, анафилактическом шоке; основы эпидемиологии; основы валеологии и санологии; медицинскую этику и деонтологию; психологию профессионального общения; основы диспансеризации; основы медицины катастроф; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

4. Зубной врач назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Зубной врач непосредственно подчиняется руководителю своего структурного подразделения (отделения), а при его отсутствии руководителю медицинской организации или его заместителю.

2. Должностные обязанности

Осуществляет диагностику и лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в соответствии с профилем занимаемой должности. Проводит работу по профилактике заболеваний и поражений зубов, санации полости рта у детей и взрослых. Подготавливает стоматологическое оборудование к работе, осуществляет контроль исправности, правильности его эксплуатации. Осуществляет доврачебную помощь при травмах и термических повреждениях челюстно-лицевой области. Производит снятие оттисков, получение диагностических моделей и их анализ, параллелометрию, проведение этапного наблюдения, коррекцию протезов и ортодонтических аппаратов. Осуществляет подготовку пациентов к физиотерапевтическим процедурам. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику, выполнение требований инфекционного контроля в стоматологическом отделении. Осуществляет ведение медицинской документации. Осуществляет получение, хранение и использование лекарственных средств, стоматологических материалов, инструментов. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

3. Права

Зубной врач имеет право:

1. вносить предложения руководству по совершенствованию организации и улучшению условий своей трудовой деятельности;

2. контролировать работу подчиненного ему медицинского персонала (при его наличии), отдавать им распоряжения и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий;

3. запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

4. принимать участие в научно-практических конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой;

5. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;

6. повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.

Зубной врач пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

4. Ответственность

Зубной врач несет ответственность за:

1. своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;

2. своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;

3. соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;

4. своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;

5. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;

6. соблюдение исполнительской дисциплины и выполнение должностных обязанностей подчиненными ему работниками (при их наличии);

7. оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности медицинской организации, его работникам, пациентам и посетителям.

За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов зубной врач может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Читайте также: