Профессиональный стандарт зубной техник

Опубликовано: 17.04.2024

Утверждение профессионального стандарта для зубных техников фото

Появился профстандарт для зубных техников. В разработке участвовало более 20 экспертов в области ортопедической стоматологии.

Информация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки по направлениям:

Зубные техники должны оказывать населению доврачебную медицинскую помощь в области стоматологии ортопедической при помощи изготовления зубных протезов, ортодонтических аппаратов и челюстно-лицевых протезов.

Зачем нужен профстандарт зубного техника?

Профстандарт в отношении зубных техников будет выступать в качестве методического документа, который описывает характеристики знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работника, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Этот документ должен мотивировать специалиста к профессиональному и карьерному росту.

Другой задачей профтандарта «Зубной техник» является стандартизация подходов подготовки зубных техников и определение трудовых функций. С помощью профстандарта становится возможным сформировать единый подход к определению уровня квалификации и набора компетенций зубного техника, необходимых для занятия профессиональной деятельностью и повышению существующего уровня квалификации и качества подготовки зубных техников.

Третья задача профтандарта заключается в том, что он даёт зубным техникам алгоритм профессиональной деятельности, например, в различных ситуациях принимать правильное решение и принимать обоснованные действия.

Четвертая задача: помочь работодателям. Работодатели смогут контролировать деятельность работников с целью повышения эффективности их труда и управления персоналом.

Пятая задача: планирование и организация мероприятий по профессиональному развитию работников. Так профессиональный стандарт поможет разрабатывать индивидуальный план профессионального развития и карьерного роста работников. Также можно с его помощью проводить оценку деятельности персонала в целях оптимизации использования потенциала работников.

Шестая задача: конкретизация должностных инструкций зубных техников. Сейчас должностные инструкции формируются на основании квалификационных характеристик Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Профстандарт поможет уточнить должностные обязанности зубных техников.

Седьмая задача профтандарта для зубного техника: корректировка образовательных программ. Благодаря появлению профессионального стандарта стало возможным разрабатывать

образовательные программы среднего специального образования,

дополнительного профессионального образования (программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов),

семинаров и вебинаров в структуре непрерывного медицинского образования (НМО).

Соответствие профстандарта «Зубной техник» положениям нормативно-правовых актов

Должность зубного техника соответствует общероссийскому классификатору занятий (ОКЗ, ОК 010-2014 (МСКЗ-08), принят Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2020-ст), согласно которому зубной техник относится к группе 321 «Фельдшеры, техники по обслуживанию медицинского оборудования и фармацевты», код 3214 - Зубные техники и техники-протезисты.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. №14-ст), должность «Зубной техник» относится к разделу 86 «Деятельность в области здравоохранения», подразделам 86.1 «Деятельность больничных организаций», 86.2 «Медицинская и стоматологическая практика», 86.9 «Деятельность в области медицины прочая», разделу 33 «Производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов», подразделу 33.1 «Производство изделий медицинской техники, включая хирургическое оборудование, и ортопедических приспособлений».

Профессиональный стандарт «Зубной техник» разработан в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов, утвержденными приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170 н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» и макетом профессионального стандарта, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2014г. № 665-н «О внесении изменений в Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 г. № 147-н».

Уровни квалификации зубного техника разработаны в соответствии с уровнями квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, утвержденными приказом Минтруда России от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» и соответствуют 5-му уровню.

Трудовые функции зубного техника

На основе обобщённой трудовой функции выделены 5 трудовых функций. Смотрите в таблице.

Обобщенная трудовая функция

Трудовые функции

Изготовление зубных протезов, челюстно-лицевых протезов, ортодонтических аппаратов

Функция 1: Изготовление зубных протезов включает в себя изготовление частичных и полных пластиночных съемных протезов, починку и перебазировку протезов лабораторным способом, изготовление несъёмных протезов, в том числе пластмассовых, цельнолитых, штампованных и штампованно-паяных, комбинированных, керамических и металлокерамических коронок, штифтовых конструкций и мостовидных протезов, бюгельных протезов.

Функция 2: Изготовление ортодонтических аппаратов охватывает изготовление как съёмных, так и несъёмных ортодонтических аппаратов функционально действующих, механически действующих, а также ортодонтических аппаратов комбинированного действия, предназначенных для исправления аномалий и деформаций зубочелюстной системы детей и взрослых.

Функция 3: Изготовление челюстно-лицевых протезов предполагает изготовление челюстно-лицевых протезов, изготовление сложных челюстных протезов, изготовление профилактических, лечебных, защитных шин, изготовление боксерских шин

Функция 4: Ведение документации и организация трудовой деятельности», в том числе ведение документации в бумажной и электронной форме документа, организация рабочего места с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, инфекционной и противопожарной безопасности, проведение контроля качества выполненной работы

Функция 5: Оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме, где зубной техник оценивает состояние пациента, требующее оказания медицинской помощи в экстренной форме; распознает состояние, представляющее угрозу жизни, включая состояние клинической смерти: остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и/или дыхания), требующее оказания медицинской помощи в экстренной форме; участвует в оказании медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти: остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и/или дыхания).

Квалификационные требования к зубным техникам

Зубные техники должны иметь среднее профессиональное образование по специальности «Стоматология ортопедическая».

Каждые пять лет проходить курсы повышения квалификации "Стоматология ортопедическая" и получать свидетельства об аккредитации специалиста (сертификаты).

36 баллов НМО получить стоматологи.jpg

Оставьте свою заявку на сайте или позвоните по бесплатному номеру телефона, указанному на сайте


Коллеги, ОЧЕНЬ ВАЖНО.
СтАР выложила для обсуждения проект профессиональных стандартов ДЛЯ ВСЕХ стоматологических специальностей.

Мы реально можем внести эти изменения и способствовать их утверждению в СтАР перед передачей их на регистрацию.

Ссылка для скачивания проекта профстандартов по стоматологии: ЗДЕСЬ


А теперь мои поправки и комментарии к проекту:

Для всех специальностей:

1. Внести право САМОСТОЯТЕЛЬНО всем врачам-стоматологам проводить рентген-исследования.

Предлагаю следующую формулировку:
Обосновывать, планировать, определять объем и проводить дополнительное обследование пациентов, включая лучевые методы обследования: внутриротовая контактная рентгенография, телерентгенография, радиовизиография, ортопантомография, томография при наличии сертификата о повышении квалификации по программе «Радиационная безопасность пациентов и персонала при проведении рентгенологических исследований».

Сдал НРБ и получил право самостоятельно делать снимки. Столько лет был маразм, что медсестра, зубной врач или зубной техник, и даже АКУШЕРКА имеет право пройти курсы рентгенолаборанта и делать снимки, а ни один врач-стоматолог юридически никак не может, а по факту все сами их в клиниках делают! Давайте это изменим!

2. Срок 3 года до права на первичку выглядит очень спорно. Нужно ли это искусственное ограничение в профессиональном росте коллег? Как работа стоматологом общей практики повлияет на уровень квалификации за эти 3 года? Почему работа в должности ортодонта или терапевта не учитывается? А только работа в должности врача-стоматолога? Закончив ВУЗ, получив аккредитацию в 2019 году и получив сразу первичку по ортопедии, этот доктор обязан 3 года отработать именно как врач стоматолог, чтобы пойти по новому профстандарту на другую первичку – а это неразумно. А если он эти 3 года хочет работать стоматологом-ортопедом, то не видать ему первички по хирургии, пока снова не «скатится» на уровень простого врача-стоматолога? Нет логики. Тогда уже написать, что 3 года в должности ЛЮБОГО врача-стоматолога (в том числе терапевта, ортопеда, хирурга и тд).

3. У кого не было интернатуры (так было несколько лет в советский период) – как проходить проф.переподготовку? На практике у таких коллег при стаже 25 лет не принимают документы на первичку. Считаю очень важным исправить этот правовой казус именно в данном документе.

Врач-стоматолог и врач-стоматолог общей практики:

1. Проведение лечения осложнений кариеса зубов у детей и взрослых (исключая повторное эндодонтическое лечение) в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций (протоколов лечения), с учетом стандартов медицинской помощи.
Предлагаю ИСКЛЮЧИТЬ запрет на повторное эндодонтическое лечение. Иначе после ампутации пульпы – нельзя. После временной пломбировки кальцием – нельзя, после пломбировки пастой без нарушения проходимости каналов – нельзя. Зато при дентиклях получается – можно. При внутренних резорбциях – можно. При облитерации – можно. Не логично. Если и делать ограничения, то по групповой принадлежности зубов (исключая моляры, например) и\или по первичной проходимости каналов (в случае отсутствия проходимости корневых каналов направить к стоматологу-терапевту)

2. Ортопедическое лечение дефектов зубов, одиночных дефектов зубного ряда до трех единиц (исключая протезирование на зубных имплантатах, CAD/CAM технологии) у взрослых со стоматологическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций (протоколов лечения), с учетом стандартов медицинской помощи.
Предлагаю ИСКЛЮЧИТЬ запрет на применение КАД-КАМ технологий для врача-стоматолога и врача-стоматолога общей практики. Совершенно ничем не обоснованный запрет, откат к каменному веку.


Врач стоматолог- терапевт:

1. Проведение повторного эндодонтического лечения, (дополнить - в том числе) с применением инновационных технологий

2. УБРАТЬ: Проведение комплексного лечению заболеваний пародонта, в том числе кюретаж, открытый кюретаж, лоскутные операции, направленная регенерация тканей (НРТ), проведение мукогингивальной пластики (вестибулопластика, френулопластика и закрытие рецессии десны). Это чисто хирургические манипуляции, стоматологи-терапевты НЕ УМЕЮТ проводить лоскутные операции и пластику десны и никогда этому не учились. К тому же в условиях терапевтического кабинета их проводить запрещено – только в хирургии или операционной. Оставим это хирургам, все будут довольны и спокойны.

3. В трудовых действиях про восстановление указано право только ПРЯМЫМ методом: Постэндодонтическое восстановление зубов штифтово-культевыми конструкциями прямым методом. А про непрямые ни слова, неоднозначное толкование - и к этому обязательно будут придираться в судах и при экспертизах. Предлагаю изложить пункт так, как он описан в необходимых умениях: «Проводить постэндодонтическое восстановление одиночных зубов штифтово-культевыми конструкциями прямым и непрямым методами, включая вкладки, накладки, виниры, эндокоронки, частичные и полные коронки»

4. Из умений терапевта УБРАТЬ: Обосновывать, планировать, определять объем и проводить комплексное лечение заболеваний пародонта (включая кюретаж, открытый кюретаж, лоскутные операции, направленную тканевую регенерацию и мукогингивальную пластику)

5. Добавить право на резекцию верхушки корня и ретроградную пломбировку корневых каналов. Для эндодонтистов это давно необходимая процедура.

6. Разрешить аппаратную экструзию и клиническое удлинение коронковой части зуба в пределах 1го зуба.

Врач стоматолог-хирург:

1. Добавить в требования к образованию лечебный факультет и ординатуру\проф.переподготовку по ЧЛХ. Многие ЧЛХ закончили леч.фак и получили образование по челюстно-лицевой хирургии, и имеют все нужные навыки для работы в должности хирурга-стоматолога, но законодательно им такой вариант закрыт. Предлагаю не ограничивать образование только стом.факультетом для коллег- ЧЛХ

2. В перечень разрешенных манипуляций добавить аутотрансплантацию зубов.

3. Добавить то, что следует убрать из функционала стоматолога-терапевта: Проведение комплексного лечению заболеваний пародонта, в том числе кюретаж, открытый кюретаж, лоскутные операции, направленная регенерация тканей (НРТ), проведение мукогингивальной пластики (вестибулопластика, френулопластика и закрытие рецессии десны). Это чисто хирургические манипуляции, не для терапевта. Да и где физически он будет проводить направленную регенерацию тканей, лоскутные операции и пластику десны – в своем терапевтическом кабинете.

4. Пункт «Хирургическая помощь при травмах зубов и челюстей, включая шинирование» дополнить «включая шинирование и остеосинтез». При травмах ЧЛО в рамках оказания первой помощи остеосинтез является порой гораздо более эффективным, чем шинирование, которое в части случаев просто невозможно. Остеосинтез даже на этапе медицинской эвакуации (например, перелом челюсти, транспортировка из глубинки в центральные медицинские организации) своим ходом при ситуациях без угрозы жизни дает лучший прогноз, правильную репозицию и устойчивую иммобилизацию. Нужно оставить право хирургам-стоматологам это использовать.

5. Добавить право на ретроградную пломбировку корневых каналов.

6. Разрешить аппаратную экструзию и клиническое удлинение коронковой части зуба в пределах 1го зуба.


Врач стоматолог-ортопед:

1. Разрешить аппаратную экструзию и клиническое удлинение коронковой части зуба в пределах 1го зуба.

2. Лечение дисфункций ВНЧС.


Ортодонт:

1. Добавить право на временное протезирование одиночными коронками, вкладками, накладками взрослых и детей.

2. Добавить право на временное съемное и несъемное протезирование детей с целью сохранения целостности зубного ряда и профилактики вторичных деформаций: временные съемные и несъемные протезы, сохранители места.
Иначе какой врач будет это делать? Детскому нельзя заниматься съемным протезированием по данному профстандарту. Взрослый ортопед не лечит детей. Врач общей практики может, но он по квалификации априори ниже ортодонта в этом направлении лечения. Ортодонту нужно право на протезирование детей, наравне с детским стоматологом.

3. Добавить: Проводить анатомо-функциональное восстановление твердых тканей постоянных зубов У ДЕТЕЙ вкладками, винирами, полукоронками и другими видами непрямых реставраций

4. Добавить: Проводить анатомо-функциональное восстановление твердых тканей временных и постоянных зубов у детей с применением стандартных защитных коронок, в том числе стандартных защитных коронок с держателем пространства

5. Добавить право на самостоятельную установку ортодонтических имплантатов.

Пишите свои комментарии к документу мне на почту или в профильных группах Фейсбук (моя личная страница, Линия защиты, Клуб Эффективных менеджеров, Мир стоматологов и др.), где я также инициировал обсуждение документа

Вы здесь

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция зубного техника [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 г. N 541н, Норм бесплатной выдачи санитарно-гигиенической одежды, санитарной обуви и санитарных принадлежностей работникам учреждений, предприятий и организаций здравоохранения, утв. Приказом Минздрава СССР от 29.01.1988 г. N 65, Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Зубной техник относится к категории специалистов.

1.2. На должность зубного техника назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности "Лабораторная диагностика", "Медико-профилактическое дело" и сертификат специалиста по специальности "Лабораторная диагностика", "Гистология", "Лабораторное дело", "Судебно-медицинская экспертиза", "Бактериология", без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Назначение на должность зубного техника и освобождение от нее производится приказом руководителя учреждения.

1.4. Зубной техник должен знать:

- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

- основы санитарно-микробиологических исследований;

- методы общеклинических, биохимических, гематологических и цитологических лабораторных исследований;

- методы санитарно-гигиенических исследований объектов внешней среды;

- санитарно-гигиенические нормы и режим работы лаборатории;

- технику проведения лабораторных исследований с использованием лабораторной аппаратуры;

- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;

- правила организации и стерилизации в медицинских организациях и ее значение в профилактике внутрибольничных инфекций;

- основы здорового образа жизни;

- основы общей гигиены и производственной санитарии; основы микробиологии;

- влияние биологических факторов на результаты исследований;

- организацию делопроизводства в клинико-диагностических лабораториях;

- правила работы в клинико-диагностических лабораториях;

- психологию профессионального общения;

- основы медицины катастроф;

- основы трудового законодательства;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

2.1. Изготавливает различные виды искусственных коронок, включая металлокерамику, простые конструкции штифтовых зубов, различные конструкции мостовидных протезов, съемные пластинчатые и бюгельные протезы, ортодонтические и челюстно-лицевые конструкции.

2.2. Осуществляет подготовку стоматологического оборудования и оснащения зуботехнической лаборатории к работе, контроль их исправности, правильности эксплуатации.

2.3. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

3. Права

Зубной техник имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инструментов, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.6. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.

3.7. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.8. [Другие права, предусмотренные трудовым законодательством].

4. Ответственность

Зубной техник несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах действующего трудового законодательства Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах действующего административного, уголовного и гражданского законодательства Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. [Вписать нужное].

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

* Приказ Минздравсоцразвития от 23.07.2010 № 541н (ред. от 09.04.2018) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

По сравнению с ЕКС профстандарты более подробно регламентируют условия допуска к работе. Помимо специфических требований к конкретным должностям, они устанавливают два общих для всех медработников: прохождение обязательных медосмотров и отсутствие ограничений к профессиональной деятельности при работе с несовершеннолетними — отсутствие судимости либо уголовного преследования (статья 351.1 ТК).

Наибольшие расхождения между ЕКС и профстандартами — в требованиях к подготовке и документах об образовании, необходимых на той или иной должности. Но не волнуйтесь, на самом деле новых требований не так уж много. Некоторые повторяют нормы приказа Минздрава от 10.02.2016 № 83н. Далее в статье разберем, что изменилось, а какие требования остались прежними.

Далее: скачайте профстандарты в конце статьи

Мы выбрали необходимые данные по профстандарту для руководителя, кадровой и экономической служб: вид профессиональной деятельности (ВПД), объединенная трудовая функция (ОТФ), уровень квалификации, должности, для которых предназначен профстандарт и трудовые функции. Чтобы узнать подробности о каждом профстандарте, кликните на картинку с названием документа.

Деятельность среднего медперсонала в области рентгенологии

А. Выполнение рентгенологических и КТ-исследований пациентам

В. Выполнение МРТ пациентам

1) выполнение рентгенологических исследований и КТ-исследований;

1) выполнение МРТ-исследований;

2) выполнение анализа медико-статистической информации, ведение меддокументации, организация деятельности находящегося в распоряжении медперсонала;

3) оказание медпомощи в экстренной форме.

· Скачайте профстандарт в конце статьи

Изменения в квалификационных требованиях к рентгенлаборанту

Профстандарт «Рентгенолаборант» в сравнении с ЕКС уточняет квалификационные требования к рентгенолаборанту с учетом приказа Минздрава России от 10.02.2016 № 83н, а для выполняющих МРТ-исследования вводит новые.
ЕКС предусматривал единые требования вне зависимости от выполняемых исследований. Рентгенолаборант должен был иметь среднее профобразование по одной из шести специальностей и сертификат специалиста по рентгенологии.
Базовые требования к рентгенолаборанту (для выполняющих ОТФ А) в целом соответствуют прежнему регулированию. Профстандарт воспроизвел положения ЕКС с учетом квалификационных требований Минздрава: дополнил образование специальностями «Медико-профилактическое дело» и «Лабораторная диагностика», а также указал на обязательное наличие профпереподготовки по рентгенологии, без которой работник не мог получить соответствующий сертификат (свидетельство об аккредитации).
А вот для рентгенолаборанта, выполняющего МРТ-исследования (ОТФ В), требования повышены. Во-первых, сокращен перечень специальностей: МРТ-исследования могут выполнять только работники, обучавшиеся сестринскому, лечебному или акушерскому делу. Соответственно эта работа будет не доступна стоматологам, а также учившимся медико-профилактическому делу или лабдиагностике. Во-вторых, дополнительно к профпереподготовке по рентгенологии необходимо повышение квалификации по технологиям МРТ-исследований.

Как изменились квалификационные требования – посмотрите в таблице на полях.

Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи, в том числе в неотложной и экстренной формах при острых заболеваниях и несчастных случаях

Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по профилю «лечебное дело»

3. Проведение обследования пациентов с целью диагностики неосложненных острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений;

4. назначение и проведение лечения неосложненных заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений;

5. проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов;

6. проведение мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, укреплению здоровья и пропаганде ЗОЖ;

7. ведение меддокументации, организация деятельности находящегося в распоряжении медперсонала;

8. оказание медпомощи в экстренной форме.

Дата вступления в силу

· Скачайте профстандарт в конце статьи

Профстандарт «Фельдшер» не изменил квалификационные требования. По-прежнему необходимы среднее профобразование по «Лечебному делу» и сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации по «Лечебному делу».

Задайте свой вопрос о профстандартах, и мы добьемся ответа официальных лиц

Деятельность среднего медперсонала в области сестринского дела

Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по профилю «сестринское дело»

Медицинская сестра участковая

Медицинская сестра патронажная

Медицинская сестра приемного отделения

Медицинская сестра палатная (постовая)

Медицинская сестра перевязочной

Медицинская сестра процедурной

Медицинская сестра стерилизационной

3. Оказание медпомощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях;

4. проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медпомощи;

5. проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию ЗОЖ;

6. ведение меддокументации, организация деятельности находящегося в распоряжении медперсонала;

7. клиническое использование крови и (или) ее компонентов;

8. оказание медпомощи в экстренной форме

Дата вступления в силу

· Скачайте профстандарт в конце статьи

Профстандарт «Медицинская сестра / медицинский брат» не изменил требования к медсестре. Но в документе они сформулированы более внятно, с учетом приказа Минздрава от 10.02.2016 № 83н об утверждении квалификационных требований. Разработчики предложили две образовательные траектории. Первая — среднее профобразование по «Сестринскому делу». Вторая — среднее профобразование по «Лечебному делу» или «Акушерскому делу» с последующей профпереподготовкой по «Сестринскому делу».

А вот с сертификатом специалиста (свидетельством об аккредитации) будьте внимательны. ЕКС для большинства медсестер допускал сертификаты по трем специальностям: «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии». Профстандарт требует иметь именно сертификат (свидетельство) «Сестринское дело».

Профстандарты в отличие от ЕКС используют терминологию современного законодательства об образовании и учитывают переход от сертификации медработников к аккредитации

Доврачебная медико-санитарная помощь взрослым и детям по профилю «анестезиология-реаниматология»

Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи взрослым и детям по профилю «анестезиология-реаниматология»

Медицинская сестра — анестезист

3. Выполнение работ по обеспечению анестезиологического пособия при проведении медвмешательств;

4. осуществление сестринского ухода и лечебных мероприятий пациентам в отделении интенсивной терапии;

5. ведение меддокументации, организация деятельности находящегося в распоряжении медперсонала;

6. оказание медпомощи в экстренной форме

Дата вступления в силу

· Скачайте профстандарт в конце статьи

Профстандарт «Медицинская сестра – анестезист», на первый взгляд, ужесточил квалификационные требования к медработнику по сравнению с ЕКС. Но это не так. Действительно, профстандарт требует иметь не только среднее профобразование по «Лечебному делу», «Акушерскому делу» или «Сестринскому делу», но и отсутствующую в ЕКС профпереподготовку по «Анестезиологии и реаниматологии». Однако профпереподготовка для анестезистов была нужна и ранее, это следовало из приказа Минздрава от 10.02.2016 № 83н.

Далее: все изменения квалификационных требований по профстандартам в одной таблице

Для работы также нужен действующий сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации по специальности «Анестезиология и реаниматология».

Деятельность среднего медперсонала в области медреабилитации

Оказание медпомощи по профилю «реабилитационное сестринское дело»

Медицинская сестра по реабилитации

3. Проведение обследования пациента по медреабилитации, в т. ч. при реализации индивидуального плана медреабилитации;

4. проведение мероприятий по медреабилитации, в т. ч. при реализации индивидуального плана медреабилитации;

5. ведение меддокументации, организация деятельности находящегося в распоряжении медперсонала;

6. оказание медпомощи в экстренной форме

Дата вступления в силу

· Скачайте профстандарт в конце статьи

В профстандарте «Медицинская сестра по реабилитации» квалификационные требования существенно отличаются от ЕКС, но это связано с тем, что в ЕКС медсестра по реабилитации отдельно не прописана и сравнивать ее можно только с обычной медсестрой. Тем не менее требования профстандарта не новы, они соответствуют приказу Минздрава от 10.02.2016 № 83н.

Медсестре по реабилитации необходимо среднее профобразование по «Лечебному делу», «Акушерскому делу» или «Сестринскому делу», а также профпереподготовка по «Реабилитационному сестринскому делу» и по нему же сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации.

Медицинская помощь несовершеннолетним обучающимся

Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях

Медицинская сестра — специалист по оказанию медицинской помощи обучающимся

3. Организация и работа по проведению медицинских профилактических осмотров и скрининг-обследований обучающихся;

4. проведение мероприятий по профилактике инфекцинных и неинфекционных заболеваний и формированию ЗОЖ;

5. профилактика факторов риска для здоровья обучающихся, определяемых условиями обучения и воспитания в образовательных организациях, контроль проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

6. проведение анализа медико-статистической информации, ведение меддокументации, организация деятельности находящегося в распоряжении медперсонала;

7. оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в неотложной форме;

8. оказание медпомощи в экстренной форме

Дата вступления в силу

· Скачайте профстандарт в конце статьи

** Приказ Минздрава от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Профстандарт «Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях» утвердили для еще пока не существующей должности медицинской сестры — специалиста по оказанию медпомощи обучающимся. Когда Минздрав внесет должность в номенклатуру ** , на нее будут принимать медсестер детские сады и школы.

Поскольку должность новая, ее нет в ЕКС. Но если сравнивать с требованиями Единого квалификационного справочника к медицинской сестре, то профстандарт повышает минимально необходимый уровень образования медсестры образовательной организации до высшего. Ей необходимо закончить бакалавриат по «Сестринскому делу» и пройти повышение квалификации по вопросам оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся.

Для работы также нужен действующий сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации по специальности «Сестринское дело (бакалавриат)».

первичная доврачебная медико-санитарная помощь по профилактике стоматологических заболеваний

оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи по профилактике стоматологических заболеваний

3. Проведение обследования пациента для оценки и регистрации стоматологического статуса и гигиенического состояния рта;

4. проведение лечебных и профилактических мероприятий и контроль их эффективности;

5. проведение работы по санитарно-гигиеническому просвещению населения и пропаганде ЗОЖ;

6. проведение анализа медико-статистической информации, ведение меддокументации, организация деятельности находящегося в распоряжении медперсонала;

7. оказание медпомощи в экстренной форме

Дата вступления в силу

· Скачайте профстандарт в конце статьи

Профстандарт «Гигиенист стоматологический» не изменил квалификационные требования. Гигиенист должен иметь среднее профобразование по «Стоматологии профилактической» и по ней же сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь населению в области ортопедической стоматологии

Изготовление зубных протезов и аппаратов

3. Изготовление съемных пластиночных, несъемных и бюгельных протезов;

4. изготовление ортодонтических аппаратов;

5. изготовление челюстно-лицевых протезов;

6. ведение меддокументации и организация трудовой деятельности;

7. оказание медпомощи в экстренной форме

Дата вступления в силу

· Скачайте профстандарт в конце статьи

Профстандарт «Зубной техник» также оставил квалификационные требования без изменений. Техник должен иметь среднее профобразование по «Стоматологии ортопедической» и по ней же сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации.

Особенность профстандартов для специалистов по судмедэкспертизе и лабораторной диагностике

Профстандарты для специалистов по судмедэкспертизе и лабораторной диагностике наглядно показывают разницу структуры ЕКС и профстандарта. Эти профстандарты оперируют одинаковыми должностями: лаборант, медицинский лабораторный техник и медицинский технолог. Но квалификационные требования и уровни квалификации отличаются в зависимости от выполняемого ВПД и ОТФ. В ЕКС эти должности определены без разграничения ВПД, поэтому квалификационные требования в нем сформулированы гораздо шире.

Деятельность среднего медицинского персонала в области судебно-медицинской экспертизы

Выполнение лабораторных и инструментальных исследований при производстве судебно-медицинских экспертиз (исследований)

Медицинский лабораторный техник, медицинский технолог, лаборант

3. Подготовка вещественных доказательств и объектов биологического и иного происхождения к проведению лабораторных и инструментальных исследований при производстве судебно-медицинских экспертиз (исследований);

4. выполнение стандартных операционных процедур лабораторных и инструментальных исследований при производстве судебно-медицинских экспертиз (исследований);

5. ведение меддокументации, организация деятельности находящегося в распоряжении медперсонала;

6. оказание медпомощи в экстренной форме

Дата вступления в силу

· Скачайте профстандарт в конце статьи

Профстандарт «Специалист по судебно-медицинской экспертизе со средним медицинским образованием» для всех должностей по судмедэкспертизе (СМЭ) устанавливает единые квалификационные требования: профобразование по «Лабораторной диагностике» и профпереподготовка по «Судебно-медицинской экспертизе», сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации по «Судебно-медицинской экспертизе».

В ЕКС требования к этим должностям отличаются, но определены более широко, поскольку применимы для различных видов деятельности — распространяются не только на специалистов по СМЭ. Очевидно, по той же причине в них отсутствует указание на необходимость профпереподготовки, которая тем не менее необходима для работы в сфере СМЭ на основании приказа Минздрава от 10.02.2016 № 83н.

Осуществление медицинской деятельности в области клинической лабораторной диагностики

А: выполнение клинических лабораторных исследований первой и второй категории сложности

В: выполнение, организация и аналитическое сопровождение клинических лабораторных исследований второй категории сложности

Медицинский лабораторный техник, лаборант

3. Взятие, прием, предварительная оценка и обработка биологических материалов, приготовление проб и препаратов;

4. выполнение клинических лабораторных исследований;

5. обеспечение санитарно-противоэпидемического режима медлаборатории;

6. ведение меддокументации, организация деятельности находящегося в распоряжении медперсонала;

7. оказание медпомощи в экстренной форме

8. Выполнение клинических лабораторных исследований второй категории сложности;

9. первичная интерпретация результатов клинических лабораторных исследований;

10. проведение контроля качества клинических лабораторных исследований;

11. ведение меддокументации, организация деятельности находящегося в распоряжении медперсонала;

12. оказание медпомощи в экстренной форме

Дата вступления в силу

· Скачайте профстандарт в конце статьи

Профстандарт «Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием» представляет две объединенных трудовых функции: А и В. Первую выполняют медицинский лабораторный техник и лаборант, вторую — медицинский технолог.

Для работников, которые выполняют ОТФ, А, необходимо профобразование по «Лабораторной диагностике». В ЕКС у лаборанта также может быть «Медико-профилактическое дело». Для допуска к работе необходим сертификат либо свидетельство об аккредитации по той же специальности. ЕКС также допускает «Гистологию», «Лабораторное дело», «Судебно-медицинскую экспертизу», а для лаборанта — «Бактериологию».

ОТФ В может выполнять работник со средним профобразованием по «Лабораторной диагностике» и сертификат либо свидетельство об аккредитации по той же специальности. ЕКС также допускает «Гистологию», «Лабораторное дело» и «Судебно-медицинскую экспертизу».

Как видно, квалификационные требования к специалистам в ЕКС и профстандартах отличаются. Чтобы вам было удобнее планировать обучение сотрудников, мы свели все изменения по каждой должности в единую таблицу. Скачайте ее ниже.


Кликайте на сбоку, чтобы листать страницы.
На последней странице появится кнопка СКАЧАТЬ.
Кликните на нее и скачайте приложение.

  • 7680
  • 0

В данной статье Факультет Медицинского Права продолжает цикл статей, посвященный профессиональным стандартам в сфере здравоохранения. Напомним, в предыдущих статьях мы пришли к выводу, что медицинские и фармацевтические работники, не прошедшие ординатуру, но имеющие свидетельство об аккредитации (до изготовления бланков такого свидетельства - выписку из протокола аккредитационной комиссии), на практике будут допущены к медицинской или фармацевтической деятельности в организациях здравоохранения, не зависимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, в рамках профессиональных стандартов.

Анализ профстандартов «Врач-стоматолог» и «Провизор»: ошибки законодателя

В свою очередь, нам на сегодняшний день применение профессиональных стандартов в этом качестве видится незаконным с чем отчасти соглашается и Министерство здравоохранения РФ. Действительно, в письме № 16-5/10/2-4126 «Об аккредитации специалистов» Минздрав сообщил, что в нормативные-правовые акты РФ уже готовятся соответствующие поправки .

В свою очередь мы анонсировали, что сами профстандарты к такому повороту событий пока тоже не очень готовы, в связи с чем законодателю следовало бы задуматься еще и о том, чтобы привести к единому знаменателю их положения и исправить имеющиеся в них на сегодняшний ошибки и неточности. Именно об этом и пойдет речь в данной статье. Однако прежде чем приступить к чтению рекомендуем Вам ознакомиться также с иными статьями данного цикла:

Анализ наименования профессиональных стандартов

Как известно, на данный момент в РФ утверждены следующие профессиональные стандарты:

Анализ наименования профессиональных стандартов

  • Профессиональный стандарт «Специалист по педиатрии»;
  • Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела» ;
  • Профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал» ;
  • Профессиональный стандарт «Врач-стоматолог» ;
  • Профессиональный стандарт «Провизор»

Первое, что бросается в глаза – это довольно нетипичное название последних двух профстандартов. Судите сами – для врачей с высшим медицинским образованием уже приняты профстандарты «Специалист в области педиатрии» и «Специалист в области медико-профилактического дела», готовятся к утверждению проекты «Специалист по акушерству и гинекологии», «Специалист в области анестезиологии и реаниматологии», «Специалист в области хирургии» и т.д., а тут Минтруд «делает ход конем», утверждая профстандарт «Врач-стоматолог» и «Провизор». Интересное совпадение, учитывая то, что именно в отношении этих двух специальностей в 2016 года начала проводится первичная аккредитация выпускников вузов.

Анализ квалификационных требований профессиональных стандартов

Если обратить внимание на квалификационные требования к специалистам, отраженные в профстандартах «Специалист по педиатрии» и «Специалист в области медико-профилактического дела», то мы увидим, что таковые идентичны Приказу Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее - Приказ № 707н), так как содержат и требование о наличии сертификата специалиста, и указание на обязательное прохождение медицинским работником ординатуры или интернатуры, и широкий спектр возможных должностей. В свою очередь профессиональные стандарты «Врач-стоматолог» и «Провизор», а также, что интересно, недавно проходивший общественное обсуждения проект профстандарта «Врач-педиатр участковый», не содержат многих ключевых требований того же Приказа № 707н, в частности об обязательном наличии послевузовского профессионального образования, что явно указывает на их общее предназначение – они разработаны для специалистов, прошедших только первичную аккредитацию (выпускники вузов).

Анализ квалификационных требований профессиональных стандартов

Следуя этой логике и с учетом того, что в свидетельстве об аккредитации согласно Приказу Минздрава России от 06.06.2016 № 352н будет ссылка на профстандарт, мы полагаем, что таковой будет играть разделительную роль, то есть давать различие в объеме полномочий и квалификационных возможностей в рамках занятия той или иной должности для лиц разного уровня профессиональной подготовки ( примечание: уровень образования и возможные должности как раз привязаны к обобщенной трудовой функции ). Естественно объем полномочий не может и не должен быть идентичен для лиц, прошедших первичную аккредитацию (уровень образования - специалитет) и лиц, прошедших первичную специализированную аккредитацию (уровень образования - ординатура). По крайней мере, мы надеемся, что будет именно так и законодателю не придет в голову уровнять в полномочиях вчерашних выпускников и лиц, прошедших помимо вуза еще и двухлетнюю ординатуру.

Таким образом, можно сделать вывод, что действующие и планируемые профессиональные стандарты на самом деле законодателем условно поделены на 2 группы:

  1. для лиц, прошедших первичную аккредитацию и обладающих лишь общей квалификацией уровня «специалитет» (профстандарты «Врач-стоматолог», «Провизор» и «Врач-педиатр участковый»);
  2. для лиц, прошедших первичную специализированную, а также периодическую аккредитацию или сертификацию , обладающих конкретной специализацией и имеющих подготовку в ординатуре или интернатуре (профстандарты «Специалист по педиатрии» и «Специалист в области медико-профилактического дела).

К слову, наш вывод подтверждает отчет о пресс-конференции, посвященной новым механизмам государственного допуска к медицинской деятельности в РФ посредством непрерывного медицинского образования (НМО) , опубликованный на сайте Стоматологической Ассоциации России, согласно которому стандарт «Врач-стоматолог» касается выпускников с 2016 г., а для специалистов, ранее получивших дополнительное профессиональное образование и сертификат «стоматолога-терапевта», «стоматолога-ортопеда» и др. следует ждать или реорганизации номенклатуры специальностей, либо ассоциация будет вынуждена инициировать создание Государственных профессиональных стандартов по каждой из стоматологических специальностей, так как в 2021г. будут проведены первые аккредитационные процессы для действующих врачей и стандарты специальностей к тому времени должны быть утверждены Минтрудом.

Добавим также, что с нашей точки зрения, условное деление профстандартов на две группы, видится логичным, так как в таком случае квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с различным уровнем образования действительно могли бы быть урегулированы соответствующими профессиональными стандартами, что мы собственно и рекомендовали сами в статье «Задумки, проблемы и ошибки законодателя на пути разработки профстандартов и допуска выпускников до занятия медицинской и фармацевтической деятельностью».

Учитывая деление профстандартов, анализу в данной статье были подвержены только лишь уже утвержденные стандарты «первой группы»: «Врач-стоматолог» и «Провизор». Однако отметим, что дальнейшие выводы также должны быть учтены и при разработке профессиональных стандартов по таким базовым специальностям (направлениям подготовки) как «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Медико-профилактическое дело», в отношении которых идентичные профстандарты могут быть утверждены в ближайшем будущем так как первичная аккредитация по данным специальностям будет проводиться с 2017 года ( примечание: не следует путать с профстандартами второй группы ).

Анализ квалификационной составляющей профстандарта «Врач-стоматолог»

  • программы повышения квалификации;
  • программы профессиональной переподготовки;
  • стажировки;
  • тренинги в симуляционных центрах;
  • использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары)1;
  • участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах

Анализ квалификационной составляющей профстандарта «Провизор»

  • Провизор
  • Провизор-технолог
  • Высшее образование – специалитет
  • Повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности
  • программы повышения квалификации;
  • программы профессиональной переподготовки;
  • стажировки;
  • тренинги в симуляционных центрах;
  • использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);
  • участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах

Резюме

Таким образом, на наш взгляд, профессиональные стандарты «Врач-стоматолог» и «Провизор» в части возможных наименований должностей, требований к образованию и обучению работников и, что наиболее важно, особых условий допуска к работе не соответствуют действующему законодательству. Исключение данных недоработок, а также приведение действующих и разрабатываемых профессиональных стандартов к единому виду является очень важным шагом на пути к установлению возможности допуска выпускников медицинских и фармацевтических факультетов, прошедших процедуру первичной аккредитации, к профессиональной деятельности. К слову, другие действующие профстандарты «второй группы» для уже работающих специалистов, а не выпускников, также требуют корректировки, однако мы не сочли возможным и необходимым анализировать и их в рамках настоящего цикла статей, посвященных профессиональным стандартам работников сферы здравоохранения.

Резюме

Однако всего лишь корректировкой профстандартов дело не обойдется – требуется значительная доработка и действующего законодательства. Рекомендуем ознакомиться с позицией Факультета Медицинского Права по данному вопросу, которая подробно отражена в статье: «Задумки, проблемы и ошибки законодателя на пути разработки профстандартов и допуска выпускников до занятия медицинской и фармацевтической деятельностью».

Читайте также: