Прямая речь андрей зубов

Опубликовано: 26.04.2024

Историк, религиовед, политолог, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры философии МГИМО и генеральный директор университетского Центра «Церковь и международные отношения». Андрей Зубов в лектории читает лекции по истории религии и философии.

«Отличается глубоким пониманием внутренней логики религиозных систем, чутким и корректным отношением к любой религии».Зубов – выступил ответственным редактором двухтомника «История России. XX век», котрый после его выхода окрестили «гуманитарной сенсацией». Изначально учебник создавался под руководством А. И. Солженицына. Авторский коллектив (около 40 человек) предпринял попытку полностью отказаться от советской историографии, и подойти к истории не с точки зрения геополитики, а с точки зрения общества и человека. Владеет английским, тайским и французским языками.

Лекции по истории афиша.

АРХИВ ЛЕКЦИЙ АВТОРА

Архив 2019 год.

«Европейский спиритуализм ХХ века»

Кто: Андрей Зубов

Что: «Европейский спиритуализм ХХ века»

— Человек есть дух, — писал философ-спиритуалист Луи Лавель. — Духовность — единственный род активности, из-за которой он заслуживает называться человеком. В осуществлении своей свободы человек создает не вещи, а смыслы вещей.

«Экзистенциализм: Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс»

Кто: Андрей Зубов

Что: «Экзистенциализм: Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс»

На лекции по истории философии профессор Андрей Борисович Зубов расскажет о двух великих немецких философах Мартине Хайдеггере и Карле Ясперсе.

«Семен Франк и философия всеединства»

Кто: Андрей Зубов

Что: «Семен Франк и философия всеединства»

Для Семена Франка “мы” главнее, чем “я”, а контакт между людьми он считал шагом к познанию мира. При этом Франк страшно критиковал коллективизм, который, по его мнению, убивал личность. Эта точка зрения оказалась для него роковой. “Всякий диктат противоречит свободе,” - говорил Франк в 1917 году, за что его и выслали из России.

«История Ислама» Интенсивный курс по истории религий. День 3

Кто: Андрей Зубов

Что: «История Ислама» Интенсивный курс по истории религий. День 3

Трехдневный курс 20, 21 и 22 мая
Ислам - самая молодая религия в мире, но при этом - вторая по численности приверженцев. Почти два миллиарда человек в мире исповедуют ислам, однако те, кто не является мусульманами, очень мало знают об этой религии. А ведь ислам - это идеология не только религиозной, но и светской жизни. Эта религия регулирует практически все вопросы - не только мировоззренческие, но и бытовые.

«История Ислама» Интенсивный курс по истории религий. День 2

Кто: Андрей Зубов

Что: «История Ислама» Интенсивный курс по истории религий. День 2

Трехдневный курс 20, 21 и 22 мая
Ислам - самая молодая религия в мире, но при этом - вторая по численности приверженцев. Почти два миллиарда человек в мире исповедуют ислам, однако те, кто не является мусульманами, очень мало знают об этой религии. А ведь ислам - это идеология не только религиозной, но и светской жизни. Эта религия регулирует практически все вопросы - не только мировоззренческие, но и бытовые.

«История Ислама» Интенсивный курс по истории религий. День 1

Кто: Андрей Зубов

Что: «История Ислама» Интенсивный курс по истории религий. День 1

Трехдневный курс 20, 21 и 22 мая
Ислам - самая молодая религия в мире, но при этом - вторая по численности приверженцев. Почти два миллиарда человек в мире исповедуют ислам, однако те, кто не является мусульманами, очень мало знают об этой религии. А ведь ислам - это идеология не только религиозной, но и светской жизни. Эта религия регулирует практически все вопросы - не только мировоззренческие, но и бытовые.

«Макс Вебер: от религии - к экономике»

Кто: Андрей Зубов

Что: «Макс Вебер: от религии - к экономике»

Немецкий философ Макс Вебер - один из крупнейших исследователей мировых религий: протестантизма, индуизма, буддизма. Он обосновывал их постулаты с точки зрения экономики.
Как сегодня религии влияют на развитие общества? Правда ли, что человек не может оставаться лишь молчаливым наблюдателем в гуще исторических событий?

«Николай Бердяев и философия духа»

Кто: Андрей Зубов

Что: «Николай Бердяев и философия духа»

Николай Бердяев - один из самых популярных русских философов в мире. Может быть, все дело в том, что он в своем мировоззрении прошел знакомый многим путь от очарования марксизмом, а затем разочарования в нем. После чего Бердяев и создал собственную философию - философию духа.

«Освальд Шпенглер и “Закат Европы”»

Кто: Андрей Зубов

Что: «Освальд Шпенглер и “Закат Европы”»

Немецкий философ Освальд Шпенглер начал писать главную книгу своей жизни в 1918 году, сразу после поражения Германии в Первой мировой войне. Шпенглер был беден и одинок, он работал над книгой по ночам, а на дверь вешал табличку “В отъезде”, чтобы никто его не беспокоил. В результате появился “Закат Европы” - сенсационная книга, в которой мировая война рассматривалась как начало агонии всей европейской цивилизации.

«Владимир Соловьев - отец русской христианской мысли»

Кто: Андрей Зубов

Что: «Владимир Соловьев - отец русской христианской мысли»

Владимир Соловьев - великий русский философ, поэт, литературный критик. Именно он стал отцом христианской философии, став одним из ключевых мыслителей XIX века.

Узнать о том, что такое любовь с точки зрения науки, открыть для себя русскую литературу не по школьной программе, поиграть в детскую "Мафию", выучить английский по авторской методике — лекторий "Прямая речь" вот уже семь лет формирует интеллектуальную среду.

Изначально все затевалось по-взрослому и для взрослых, но толчок начинанию, можно сказать, дали дети. Создатели лектория решили возродить практику интеллектуального досуга (важной частью еще недавней советской культурной жизни были и творческие вечера, и встречи с интересными людьми: авторами, актерами, поэтами, учеными, и знаменитые квартирники), не побоявшись, что люди не захотят ходить на платные лекции.

Сооснователь лектория "Прямая речь" Татьяна Булыгина вспоминает, как все начиналось: "На момент создания лектория у нас с мужем был успешный автобизнес. Но после того как родилась первая дочь, я потихоньку принялась менять на полках книги по экономике на другие книжки, начала думать о самообразовании, восполнять какие-то пробелы. Мы стали устраивать раз в месяц интеллектуальные посиделки. Хотелось поговорить и о музыке, и об истории, хотелось приглашать интересных спикеров, дискутировать. Появилась компания таких же заинтересованных в своем развитии людей, которые стали собираться у нас постоянно. Но лекторий стал называться лекторием только после моей встречи со Светланой Большаковой, она тогда работала редактором программы Дмитрия Быкова на радио".


Для лектория выбрали традиционное московское место притяжения — район Патриарших прудов, а именно Ермолаевский переулок, знаменитый доходный дом архитектора Нирнзее. Название лектория придумала Татьяна, перебрав десятки вариантов.

Проект очень быстро вырос из формата "для своих": желающих послушать лекторов "Прямой речи", среди которых поэт, писатель, публицист Дмитрий Быков, телеведущий Николай Дроздов, писатели Дина Рубина и Татьяна Толстая, историк Наталия Басовская, биолог Илья Колмановский, психолог Михаил Лабковский, религиовед Андрей Зубов и многие другие интереснейшие люди, оказалось в достатке.

Лекторов ищут сами основатели. "Как коллекционеры, которые тщательно, со знанием дела отбирают картины для своей коллекции, так и мы сами отслушиваем и отсматриваем всех лекторов, выбираем по каким-то своим критериям. Рецептов нет. Важно только одно: чтобы было интересно всем нашим слушателям, а у нас довольно быстро появились программы, ориентированные не только на взрослых, но и на детей, подростков",— говорит Татьяна.

Неудивительно, что при таком подходе "Прямая речь" пользуется спросом. "Почему лектории стали популярны? — рассуждает Татьяна.— Потому что теряет популярность телевизор. А прикладные знания оказались нужны всем. Например, мы наблюдаем, как в детском лектории меняется отношение подростков к лекциям, как они видят, что это не как в школе, это не скучно, наоборот, это интересно, они вовлечены в процесс, раскрываются с разных, порой потрясающих сторон".

Илья Колмановский с лекцией

Илья Колмановский с лекцией "Путешествие фрикадельки"

Сегодня в "Прямой речи" помимо лекций устраивают чтения, концерты, творческие встречи, литературные и светские вечера, языковые курсы, ставят спектакли, вместе ходят в театр, проводят мероприятия и корпоративы, например для крупных банков, которые стали выбирать такую форму досуга для своих сотрудников. Развивается и "детская программа": для посетителей от 7 лет организуют не только увлекательные и доступные лекции, но и игры, мастер-классы.

Так, ребят от 13 лет ждут на "Загадках истории: трехдневном курсе для подростков". Развить такие полезные качества, как логика и умение отстоять свое мнение, в форме игры поможет "Детская "Мафия"" (для детей от 10 лет). А еще можно посетить интерактивные лекции, например те, во время которых ученый, биолог и научный журналист Илья Колмановский рассказывает о феномене цвета, оптических иллюзиях, занимательной биологии и приключениях рыбки Немо.

Подготовка, говорят лекторы, тоже отличается. Готовя занятия для детей, Илья Колмановский, к примеру, следует трем правилам. Первое, рассказывает он: нужно принести курицу, или бычье сердце, или хотя бы голодного хамелеона и сверчка — ну хоть что-то настоящее. Второе правило: нужна драма. Или балет. Важно, чтобы ребенок почувствовал себя на месте эритроцита или нейрона, поэтому, говорит Илья, "мы часто разыгрываем такие сценки для иллюстрации мысли". И третье: очень велика роль пары "вопрос-ответ". "Фронтальная лекция — только тема для разговора, она определяет повестку. Потом некоторые дети задают массу вопросов, остальные очень мотивированы слушать ответы. Каждый ответ — это экспромт, мини-лекция на 1-3 минуты, мы вместе быстро находим картинки и видео в интернете и продолжаем инсценировки и эксперименты на сцене",— рассказывает Илья.

Естественнонаучными и литературными разговорами с подростками "Прямая речь" не ограничивается.

"Выбирая тему лекции, мы хотим, чтобы это было шире, чем школьная программа, хотя и из скучных тем школьной программы можно сделать лекцию для детей очень увлекательной. Все дело в спикере. Даже не важно, на какую тему будет читать Быков или Колмановский, Эйдельман или Великова, Зицер или Басовская. Тут роль играет фактор их личности, и они, конечно, прекрасны в диалоге с детьми. Но лекции для детей, естественно, покупают родители, и для начала им важно, чтобы темы пересекались со школьной программой",— объясняет Татьяна Булыгина принципиальный подход к лекционной деятельности.

А нынешним летом команда "Прямой речи" решила пойти еще дальше: придумала досуг для детей, которые остались на каникулы в городе, и открыла летнюю площадку для ребят до 12 лет.

"Уже несколько лет наши слушатели просили нас сделать умный лагерь для детей, и мы долго решались на столь ответственный шаг — сделать так, чтобы детям было интересно у нас целый день. А нам со Светланой к тому же надо было организовать интересное пространство и для своих детей",— рассказывает Татьяна о том, как пришли к идее лагеря.

С девяти утра до шести вечера по будням в самом центре Москвы в двух шагах от Патриарших прудов, зоопарка, планетария, музеев, театров и прочих развлечений детей занимали квестами, играми, познавательными прогулками и лекциями, которые в day camp "Прямой речи" проводили Дмитрий Быков, Илья Колмановский, Дмитрий Петров и Тамара Эйдельман.

Изначально все затевалось по-взрослому и для взрослых, но толчок начинанию, можно сказать, дали дети

Изначально все затевалось по-взрослому и для взрослых, но толчок начинанию, можно сказать, дали дети

Лекции Тамары Эйдельман, в которых она раскрывает загадки прошлого, помогая по-новому взглянуть на исторических персонажей, пользуются большим успехом. В чем секрет? "Наверное, надо в истории видеть не только закономерности (хотя они тоже важны), но и людей. Когда начинаешь рассказывать про людей, то становится интересно. При этом я не имею в виду какие-то "жареные" факты — просто судьбы человеческие, это самое существенное, что есть в истории",— говорит Тамара Натановна.

Детский лагерь "Прямой речи" превзошел все ожидания создателей. "Я встречала и провожала детей, участвовала в мастер-классах и видела, как им было интересно. А самое главное, они все подружились,— говорит Татьяна.— В конце смены не хотели расставаться, и, знаю, они продолжают общаться. У нас уже полным ходом идет регистрация на лето 2018 года. В наших группах мало детей, это, можно сказать, камерное мероприятие, поэтому желающих гораздо больше, чем мест. Раз идея нашла такой отклик, мы сделаем лагеря еще и на осенние, зимние, весенние каникулы".

Вообще, у лектория на детей большие виды. С 18 и 20 сентября по 18 декабря две группы юных изобретателей смогут попробовать себя в роли инженеров и математиков на курсе робототехники с конструктором LEGO WeDo! Ребят научат делать настоящих роботов, которыми можно управлять с помощью простейшего программирования. А еще будут работать студии по искусству и театру на английском. Важным начинанием станут курсы по психологии для детей. "Мы постоянно в контакте с нашими слушателями, в том числе и с младшими. Нам дети, конечно, подкидывают идеи — скажем, многие темы лекций Ильи Колмановского придумывают сами юные слушатели. Или другой пример: ребят сейчас интересуют лекции-консультации с педагогом Димой Зицером. Им нужно разруливать их подростковые проблемы, и они с радостью все вместе собираются, чтобы обсудить это. По их запросу мы разработаем еще несколько курсов для подростков с психологами",— рассказывает Татьяна Булыгина.

Какие у Татьяны и Светланы ближайшие планы? "Мы постоянно в поисках нового и интересного. Сейчас мы создаем собственное издательство. Уже очень скоро появятся серии книг авторов нашего лектория". Как говорят американцы, stay tuned.

PDF-версия

  • 11
  • 12
  • 13
  • 14




  • О сообществе
  • Блог
  • Фото

"Почти 20 лет я управляю Россией. Это - очень большой срок. За 20 летцарствования Николая II Россия сделала огромный экономический рывок. Бюджет страны вырос в 2,5 раза, доходы граждан возросли еще больше. В 1906-1907 года были осуществлены масштабные политические и хозяйственные реформы, которые, если бы не ошибка с ввязыванием в Мировую войну, сделали бы Россию богатой и культурной страной уже в первой половине ХХ века. Увы, Николай II плохо управлял государством, мешал здоровым общественным силам, пытался сохранить авторитарные методы властвования, не верил Думе и земству, прессе и суду - а верил себе и в себя и, в итоге - погубил богатую, полную жизненных сил страну.

За 20 лет Германия, разоренная преступной нацистской авантюрой, приведшей её к военной катастрофе, восстановила свою экономику, вернула народу достаток, создала вновь демократические учреждения и построила эффективную федерацию. Понятно, я говорю о западной её части, которую мы именовали ФРГ. В восточной части под иной вывеской продолжался тоталитарный режим, навязанный Сталиным и его преемниками в СССР. И, главное, ФРГ осуществила системный выход из тоталитарного состояния. На это потребовалось, правда, еще два десятилетия, но основы были заложены великим Конрадом Аденауэром и его европейскими союзниками, еще так незадолго бывшими врагами германского нацизма.

Два эти примера неутешительны для меня. Я не умел и не хотел строить демократическое государство в России. Я признаюсь вам - я не понимал и не любил демократии. Я верил только в силу приказа, только в вертикаль власти, ведь я учился в Советском Союзе, да еще в системе КГБ. Поэтому, взяв в 2004 году все рычаги управления страной в свои руки, я сконструировал с помощью моих друзей из спецслужб такую систему власти, какая была мне знакома и в которой я мог действовать уверенно. Я не упрочил в России гражданскую свободу. Напротив, я ослабил ее как мог. Сначала я думал об ограничении политической свободы, но быстро понял, что без полного контроля над потоками денег и потоками информации власть над страной сохранить не удастся. И поэтому я взял под контроль и экономику и СМИ.

Но оказалось, что лишенный политической, экономической и информационной свободы народ России, не способен к созидательному развитию своей страны. Деньги бесконтрольно разворовывались, группировки сводили счеты одна с другой. Даже самые важные национальные проекты, вроде Сколково или ракетодрома Восточный превратились в воронку выкачивания денег при минимальной, если и вообще какой-либо пользе для народа России.

Эффективными средством в борьбе с насилием, коррупцией, воровством во всём мире с древности является судебная система и местное самоуправление, конкуренция ветвей власти. Я слышал об этом, но независимый суд, деятельное самоуправление и противостояние исполнительной власти судебной и законодательной казались мне весьма опасными для меня лично и моих друзей. Рано или поздно эти структуры поставили бы под вопрос и мою власть президента и доходы моих друзей. Поэтому я последовательно ликвидировал независимый суд, который еще только- только утверждался в России. Методом изменений электорального законодательства и прямыми фальсификациями выборов я добился превращения Законодательной ветви власти в послушную машину голосования, как это было в СССР с советами всех уровней. Огромными деньгами я купил большинство журналистов и СМИ, а неподкупных лишил возможности громко говорить, кого запугав, кого вытеснив из страны.

На эту ситуацию граждане России ответили массовым выездом из страны. Те кто могли - уехали и составили не худшую часть населения Европы, Америки, Австралии. Другие - хотят уехать. Социологи говорят нам, что до трети молодых людей в возрасте 18-24 года мечтают покинуть Россию. Одно это - свидетельство полной неудачи моей политики. Из растущей, динамичной, богатеющей страны люди не бегут.

Традиционно в России внешняя политика - исключительная прерогатива президента. Но я очень плохо разбирался во внешней политике. Работа со штази в ГДР мало чему научила меня в этом отношении. Я привык считать, что наглость, сила и подкуп решают всё. Именно так я и стал действовать в международных отношениях, когда укрепил свои силы и, обманув Конституцию и народ, начал третий президентский срок, к тому же и шестилетний. Я в ослеплении мечтал стать восстановителем великой России в пространствах СССР, а то и Российской Империи и Варшавского договора. Я думал о славе величайших государственных деятелей мира, полагая, что эта слава измеряется обширностью завоеваний. Я не понимал, что времена изменились и оценки людей - тоже. Я жил в прошлом. Я оказался жертвой коммунистической, сталинской пропагандистской машины. Мне горько это признать.

Когда народ Украины решил в начале 2014 г. прогнать моего ставленника Януковича и добился в этом успеха, я был страшно разгневан и хотел поставить Украину на место. Крым должен был стать только началом. Но меня умолили некоторые из моих близких друзей не начинать на Украине большую войну и не бросать войска на Киев. Украина так и осталась вяло текущим конфликтом, который сжег уже десятки тысяч жизней. Тогда я думал - вот-вот и мы победим, режим в Киеве сменится и всё образуется. Но вышло иначе. Теперь, скажу откровенно, я не знаю как выйти из этого конфликта в Украине, не потеряв лица, а то и головы.

Но тогда, в 2014 русский народ восторженно встретил присоединение Крыма и войну в Донбассе. Никогда я не был так популярен, как в 2014-16 гг. Я подумал, что хоть и не получилось с восстановлением контроля над всей Украиной, я гениально открыл тайну народной любви. На этой волне я легко вводил антисанкции и даже начал войну в Сирии, чтобы поддержать старых друзей СССР - семью Асадов. Но Сирия стала для России тем, чем Афганистан был для брежневского СССР - ловушкой и позором. Воевать не с режимом, а с народом другой страны - последнее дело. Выиграть в такой войне невозможно. В России проиграли и Наполеон, и Гитлер. Вряд ли Сирия станет здесь исключением.

Наконец-то я понял, что не распад СССР был величайшей трагедией, а разрушение преемства русской культуры, русской жизни, и культуры и жизни всех народов той России, которая рухнула в Гражданскую войну в 1917-22 гг. И надо не воссоздавать империю в пространстве - ибо это всегда слезы, смерти и, в конечном счете, неудача, а восстанавливать, как говорил великий герой Шекспира, расторгнутую связь времен, восстанавливать единство культуры, права, памяти на том пространстве, которое после всех трагедий нам оставил Бог. Не экстенсивное государственное развитие, а интенсивное, не территориальное, а культурно-правовое, экономическое, политическое - вот наша цель, как смогла сделать ФРГ лишь на половине своей былой имперской территории, и сделать блестяще. Увы, я понял это слишком поздно.

В начале 2000-х годов мы достигли максимальной интеграции в международные структуры. Стали членами G7, я говорил о вступлении в НАТО, о теснейшей интеграции в Европейский Союз. Эта интеграция сулила нам успех и благосостояние. При низких ценах на нефть в начале 2000-х уровень жизни в России рос высокими темпами, инвестиции текли рекой. Теперь об этом я вспоминаю, как о чудесном сне. Теперь нам приходится с двумя процентами мирового валового продукта противостоять Европе и США, которые производят половину мировых ценностей. Понятно, что это совершенно бесперспективно и только ввергает народ России в нищету, не суля никаких преимуществ ни ныне, ни в будущем.

Я уже с трудом удерживаю власть над элитой, над ФСБ, над грызущимися кланами моих "друзей". Они сводят счеты между собой в ущерб и моей власти и народу России, всё больше оставляя мне роль ширмы театра теней, за которой разыгрывается настоящая, но, увы, разрушительная деятельность противоборствующих группировок.

Итог безотраден. За 20 лет мы не построили демократическое богатое государство, как ФРГ, после краха нацизма. Мы не построили и динамичную экономику при авторитарной системе, какой была николаевская Россия к 1914 г. Мы вообще ничего не построили. Как ни горько это сознавать, я только разрушил своим неумелым управлением то немногое, что было сделано до меня хорошего, и в разы усилил всё плохое.

Я понимаю, что из того тупика, в который я вогнал потенциально богатую, огромную страну выход будет нелегким. Не мне искать его. Я уже показал, на что я способен. Это - огромное разочарование в себе самом.

Но как президент, пусть и не легитимный во многих отношениях, я могу ныне, поняв свои ошибки, сделать только одно - передать власть не одной из группировок, но законному её обладателю - НАРОДУ РОССИИ.

Используя все еще имеющиеся в моих руках рычаги власти, я объявляю свободные парламентские выборы и обещаю, что назначу премьер-министром того, кого поддержит большинство новой Думы. Выборы будут проводиться свободно, без сбора предварительных подписей, по тем правилам, которые были до 2003 года.

А после этого я уйду. Как ушел мой предшественник в декабре 1999. И пусть меня судит народ России. Быть может это мое последнее действие хотя бы немного смягчит мою вину перед Россией и миром - Вину, масштаб которой я только ныне начинаю сознавать".

Подборка лучших аудиовизуальных проводников в мир литературы

oknanews.info
oknanews.info


Текст: Сергей Сызганцев

Литературная жизнь с распространением интернета давно уже вышла за пределы критических откликов в толстых журналах. Причем для того, чтобы вести сегодня разговор о литературе, даже не обязательно прибегать к помощи букв: создатели подкастов и ютуб-каналов не дадут соврать. Чтобы наглядно продемонстрировать, как литературе живется в современных медиаформатах, мы отобрали пять наиболее заметных YouTube-каналов и пять подкастов на книжные темы. Их ведущие не только советуют книги, но и проводят книжные марафоны, игры и тесты, а ещё устраивают розыгрыши различных изданий.

«Полина Парс» («Читалочка»)


Что такое «Набоков головного мозга»? Как роман «Земля» Михаила Елизарова «разговаривает» с читателем и где найти Пелевина на страницах «Муравечества» Чарли Кауфмана? Книжный блогер Полина Парс в вольной форме ответит не только на эти вопросы, но и объяснит, какое место в культуре занимает танатология, почему нам нравится всё ужасное в искусстве, и расскажет о малоизвестных, но любопытных книгах.

Недавно автор также запустила новый проект «Повесть временных лет» – аналог программы Леонида Парфёнова «Намедни», только про развитие литературы, начиная с 1991 года.

Books Around Me


Если вы любите фэнтези, тяжёлый рок и никак не определитесь в выборе между Нилом Гейманом, Робин Хобб и Робертом Джорданом, то вам понравится канал Юли Books Around Me. В своих видео Юля объясняет, почему серия «Локвуд и компания» Джонатана Страуда – идеальное чтение под Хеллоуин, чем интересны биографии музыкантов и как влюбиться в книжных героев благодаря экранизациям. А еще на своем примере показывает и рассказывает, чем занимается книжный блогер между покупками новых книг и съёмками видео.

2 talk girls


Что почитать у Сорокина, а что у Стивена Кинга? Как готовить по рецептам Гордона Рамзи и чем хороши завтраки? И почему «Столица в огне» Кага Отохико – «Война и мир» по-японски? На эти и другие вопросы вам ответят Светлана и Екатерина. А ещё две подруги готовят по рецептам из книг в рубрике «Книжный завтрак», устраивают совместные чтения, соглашаются читать нелюбимые книги и создают неповторимую атмосферу дружеских посиделок. Что касается жанров, то больше всего внимания здесь уделяется фэнтези и зарубежной прозе.

«Юзефович»


С недавних пор Галина Юзефоич не только литературный критик, но и интервьюер. На своём канале она общается с известными деятелями искусства: писателями, актёрами театра и кино, музыкантами и журналистами. Среди гостей Юзефович – Анна Чиповская, Леонид Парфёнов, Захар Прилепин, Диана Арбенина, Яна Вагнер и другие. Кроме того, в формате "«Юзефович» рекомендует" Галина радует зрителей книжными списками на все случаи жизни.

«Книжный чел»


«Книжный Дудь» – Григорий Мастридер в форматах «Книжный чел» и «Мастриды» общается с известными писателями, рассуждает о лучших книгах, продуктивности и рациональности, а также ведёт подкаст «Терминальное чтиво», где рассказывает об инсайтах, исследованиях и трендах. Недавние гости Мастридера – писатели Андрей Геласимов, Евгений Водолазкин и Алексей Поляринов.

Бонус: «Лекторий Прямая Речь»


На канале представлены лекции по литературе от Дмитрия Быкова, Александра Архангельского и многих других известных лекторов. При этом канал не ограничивается литературой: здесь есть и языковые курсы с полиглотом Дмитрием Петровым, и лекции Андрея Зубова по истории религий, и Татьяны Черниговской по биологии и психолингвистике - словом, много, очень много лекций.

«Книжный базар» – Meduza


Литературный критик «Медузы» Галина Юзефович и главный редактор книжного сервиса Storytel Анастасия Завозова обсуждают, почему Джоан Роулинг – первоклассный автор детективов, а Гарри Поттер – «главный ньюсмейкер мира», выясняют, почему современная антиутопия «Рассказ служанки» актуальней классической «1984», и выясняют, имеет ли право писатель говорить о том, что не пережил сам. А ещё советуют книги и отвечают на вопросы слушателей.

«Полка»


Создатели образовательного проекта «Полка» в своих подкастах рассказывают о важных книгах отечественных авторов, ищут в русской классике образы рыцарей и богатырей, а также выясняют, что такое сторге, эрос, филия и агапе и каково их место в русской литературе.

В рамках «Полки» также выходят несколько отдельных передач: например, журналист Юрий Сапрыкин регулярно общается с социологами, историками и литературоведами в своем «ТОКе», о культурном наследии страны рассказывают в подкасте «Тоже Россия», а в «Между строк» разбирают поэзию - по одному стихотворению в каждом выпуске.

«Ковен Дур»


 «Ковен дур» – литературный стендап четырёх писательниц: Козинаки, Спащенко, Степановой и Птицевой. Каждую неделю девушки рассказывают об авторском закулисье, делятся книжными советами и просто разговаривают на околокультурные темы.

«Радио Arzamas»


В «Радио Arzamas» выходят не только подкасты, но и курсы аудиолекций. О литературе, искусстве, антропологии, истории и философии рассказывают лучшие российские ученые. Здесь вы наверняка узнаете, что такое романтизм и как он повлиял на мировое искусство, как Туве Янссон, Алвар Аалто и Ян Сибелиус сделали Финляндию самой счастливой страной мира и зачем современным историкам нужны дневники людей прошлого.

«Экспекто Патронум»


«Экспекто Патронум» – «дочерний» подкаст образовательного проекта Arzamas, посвящённый детской литературе, но который будет интересен и взрослым. Ведущие Аня Шнур и Аня Красильщик говорят о «Гарри Поттере и Тайной комнате»; выясняют, что делать, если ты – не такой как все; вместе с Глазастиком из «Убить пересмешника» ищут надежду там, где её, кажется, нет, а также разгадывают «Зверский детектив» и думают над личностью Барсукота.

Андрей Зубов

Историк

Сегодня историка и главу карельского отделения «Мемориала» Юрия Дмитриева приговорили к 3,5 годам колонии, обвинив в «насильственных действиях сексуального характера». Профессор и доктор исторических наук Андрей Зубов считает, что последовавшие за принятием поправок в Конституцию громкие аресты (Ивана Сафронова и Сергея Фургала), обыски у сотрудников ФБК, «Открытой России» и «МБХ-медиа» — отчаянные попытки Путина подстроить реальность под представления, давно потерявшие актуальность. По мнению Зубова, в российской истории подобный самообман деспотичной власти встречается не впервые и обычно он кончается плохо для самой власти.

Помните советский фильм «Вокзал для двоих»? А Россия теперь — «государство для одного». Путин больше не чувствует пульс страны. Он не понимает, что отношение к нему изменилось, что его желание любой ценой провести парад и голосование по поправкам ожесточили людей. Фальшивые результаты голосования никому не нужны и никого не убеждают. Реальные результаты видны сегодня на улицах Хабаровска. Когда в ходе одного из последних митингов в этом городе толпу спросили «Кто голосовал против поправок?», поднялся лес рук.

Для любого политика, а тем более для диктатора, такая оторванность от пульса жизни «своего» народа — это катастрофа. Даже для абсолютного монарха. Подобная ситуация случилась с Николаем I в начале 1840-х годов, когда он начал думать: что хочет он — хочет и «его» народ. В итоге бессмысленная война в Венгрии, потом «спор о ключах» Иерусалимского храма, приведший к катастрофе Крымской войны. Народу эти войны и эти споры были совершенно не нужны. Они только тешили тщеславие монарха и немногих империалистов, среди которых был, к сожалению, и старый Федор Тютчев.

Фактически с самого начала своего правления ту же ошибку допустил Николай II. Тогда земские деятели мечтали о конституционном развитии России. Это было вполне естественное стремление в то время, когда все страны Европы, кроме России, уже были конституционными монархиями или республиками. А Николай II назвал это естественное желание растущего образованного слоя управлять своей страной «бессмысленными мечтаниями». В итоге, опять же, напрасная и позорная война с Японией (которой Япония всячески желала избежать), смута 1905 года и конституция — не дарованная царем в мирное время, а вырванная революцией. И далее, до самого 1917 года, Николай II и его супруга были в глубине души уверены, что «глубинному народу» никакая конституция не нужна, что простой народ любит «своего» царя, а вся смута — от «студентов и интеллигентов» и от руки то ли Англии, то ли Германии. Должно быть, только в тобольском заключении несчастный свергнутый этим «глубинным народом» император понял, как он заблуждался. Да точно ли понял?

То же самое происходит и с Путиным. «Он потерял ощущение реальности», как сказала про него лет шесть назад Ангела Меркель. Путин продолжает решать свои проблемы — сначала «Крым наш», потом «Сирия наша», теперь «вечное правление наше». А еще он хочет, чтобы все имели такое же видение истории, которому его учили в школе, в университете или Высшей школе КГБ 50 лет назад. Он пытается это впихнуть людям в голову с помощью условных мединских.

Конечно, большинство россиян не имеет собственного представления об историческом процессе в России. Многие продолжают жить более-менее тем же самым представлением, что и Путин. Но, по большому счету, им это уже неинтересно. Их не беспокоит, был ли виноват СССР в начале Второй Мировой войны в 1939 году, они заняты своими насущными проблемами. И когда Путин пишет об этом статью, непонятно, с кем он спорит. С историками? Для них его аргументы абсолютно бессмысленны. С Западом? Запад не переубедишь — ни Литву, ни Польшу, ни Германию. С соседями по СНГ? Но неформальный саммит в декабре прошлого года, где он рассказывал о начале войны, показал: им это тоже неинтересно. Путин говорит сам с собой. Надел пиджак, встал перед зеркалом. и произнес речь.

А тем временем ФСБ пытается закрутить гайки. И дело против Ивана Сафронова, и дело против Юрия Дмитриева чудовищны в своей несправедливости. Но страх не должен парализовывать волю людей. В этой политической системе борьба вполне возможна. По-настоящему страшно было при Сталине. Тогда cтрана, напившаяся крови сначала в Первую мировую, а потом в Гражданскую войну, творила злодеяния своими же руками.

Сегодняшние россияне в целом подобных катастрофических событий не переживали: их окружает мирный контекст, который омрачают локальные войны, в которые не вовлечена большая часть населения страны. Россияне все же несколько больше интегрированы в международные процессы по сравнению с царскими временами: больше людей говорит на языках, ездят учиться в Европу и понимают, как там живут люди. И в этих условиях хватать Сафронова и обвинять его со сталинскими формулировками в шпионаже в пользу Чехии — отвратительно и смешно одновременно. Как и обвинять достойного историка в педофилии на основании трех фото его воспитанницы, сделанных для опеки.

История во второй раз действительно повторяется в виде фарса. Бенито Муссолини, который грезил возрождением Римской империи и вел себя соответственно, итальянцы с усмешкой называли «Ave, imitator». Путин сегодня — такой же имитатор. Конечно, мы должны бороться за личную судьбу отдельных граждан, за их свободу. Но сегодняшние потуги на репрессии пока далеки от сталинских и представляют собой скорее предвестников скорого конца режима, нежели нового Большого Террора.

Читайте также: