Условия труда зубного врача
Опубликовано: 29.04.2024
Профессиограмма
Врач-стоматолог
Презентация профессии
Стоматолог – это врач, который специализируется на проблемах с челюстно-лицевой зоной. Зубной доктор, дантист и т.д. заботится о ротовой полости в случае возникновения проблем с зубами любой сложности. Профессия стоматолога охватывает довольно обширный спектр деятельности:
- лечение,
- профилактика,
- хирургические вмешательства,
- протезирование,
- исправление прикуса и многое другое.
Профессия стоматолога на сегодняшний день является очень востребованной, потому что у многих современных людей появляется необходимость прибегнуть к услугам этого врача. При этом число граждан, у которых возникают проблемы с зубами,с каждым годом неизменно растет. Это связано с тем, что экология ухудшается, большинство не придерживаются правильного и сбалансированного питания, а также пренебрегают проведением регулярной и качественной гигиены полости рта. Поскольку востребованность услуг этого специалиста только возрастает, профессия стоматолога является в настоящее время особенно актуальной. Врач, получивший ее, сможет всегда найти себе работу и быть при деле.
При этом стоматолог – это достаточно широкое понятие. Так, этот специалист может быть терапевтом, который занимается первичным осмотром пациентов, ставит диагноз, лечит зубы и подготавливает их к протезированию. Последним уже занимаются ортопеды. Они дарят людям возможность иметь красивую улыбку, хоть и с искусственными зубами. Кроме того, есть специалисты-ортодонты, они занимаются проблемами, связанными с прикусом. Удаление зубов и челюстные операции проводит хирург. Есть еще одна очень важная и не менее востребованная специализация – стоматолог-эстетист. Он делает зубы красивыми, убирая при этом все дефекты, которые они имеют, производит отбеливание зубов и прочие процедуры.
История возникновения
История возникновения профессии уходит своими корнями далеко в прошлое. Впервые упоминания о зубных болезнях появились в трудах Гиппократа. Причем он предлагал устранять их с помощью каленого железа. В те времена многие люди страдали от зубной боли, и смертность
от обычного флюса была достаточно велика. Затем знания о зубах и уходе за ними начинают стремительно развиваться.На Востоке в 500 году уже нашей эры появляются первые зубные щетки. Щипцы же для удаления больных зубов появились в 4 веке нашей эры. Древние цивилизации довольно сильно страдали от зубных болей, поэтому появились сильнодействующие лекарства для их утоления: мышьяк, опиум и т.д. Уже
в эти времена люди поняли, что можно не только удалять больной зуб, но и лечить его, устраняя только поврежденный участок. Так в 659 году появляются первые пломбы. В Европе стоматология стремительно развивалась.
В Россию же данная отрасль знаний пришла во времена правления Петра Первого. Именно он ввел профессию стоматолога официально. С данного момента в нашем государстве начинается стремительное развитие стоматологического дела. В 1881 году в Санкт-Петербурге появляется первое учебное заведение, которое готовит будущих стоматологов. За ним подобные учреждения открываются по всей территории государства.
Современная стоматология – это высокотехнологичная наука, которая постоянно совершенствует методы лечения и профилактики заболеваний полости рта. Даже утрата зуба теперь не проблема, ведь существует протезирование, наращивание и многие другие процедуры, направленные на создание идеальной «голливудской» улыбки для каждого человека.
Тип и класс профессии
Профессия «врач-стоматолог» относится к типу «человек – человек», «человек – техника», к «творческому» классу.
Содержание деятельности
Спектр деятельности стоматолога напрямую зависит от того, какая
у него специализация.
Стоматолог-терапевт. Ежедневно сталкивается с людьми, поступающими для профилактических осмотров или же с острой болью для лечения кариеса. Он устраняет пораженные участки зуба с помощью специального оборудования и ставит на их метоп ломы, чтобы закрыть открытые ткани зуба и предотвратить дальнейшее развитие болезнетворных процессов. Также стоматолог-терапевт занимается лечением воспалительных процессов десен. Он умеет диагностировать стадию заболевания и подбирать индивидуальное корректное лечение. Стоматолог постоянно сталкивается с инфекционными, грибковыми и бактериальными процессами в полости рта. Это различные стоматиты, кандидозы и т.д. Их устраняют только посредством умелого подбора лечения.
Хирургические специальности. Данные врачи проводят оперативные вмешательства и удаление зубов. Их деятельность связана с необходимостью вскрывать ткани ротовой полости, лица или шеи для проведения необходимых манипуляций. Именно хирург занимается удалением зубов, пластикой данных областей и устранением опухолевых образований. Абсцессы, нарывы – все это сфера деятельности стоматолога-хирурга или челюстно-лицевого хирурга.
Стоматолог-ортопед. Данный специалист устраняет дефекты челюсти и линии роста зубов, которые возникли в результате травмы. Он же занимается протезированием, имплантацией. Его работа сложная и требует максимально точности и внимательности. Малейшее отклонение, и работу придется начинать сначала.
Стоматолог-ортодонт. Данный специалист занимается устранением деформаций, которые являются следствием возрастных изменений. Обычно он работает с неправильным прикусом, устраняет его путем установки скоб, пластин и брекетов.
Детский стоматолог. Спектр его обязанностей схож со стоматологом-терапевтом. Только работает он с детьми и подростками. Данному специалисту важно уговорить ребенка лечить зубы, научить пациентов правилам ухода за полостью рта.
Требования к знаниям
Общетеоретические и клинические дисциплины, симптоматику стоматологических заболеваний, методы их профилактики и лечения, устройство и принципы действия стоматологического инструментария.
Квалифицированный специалист должен знать:
- назначение и принцип работы стоматологического оборудования
и инструментов; - методы стерилизации;
- принципы и последовательность препарирование кариозных полостей
в твердых тканях зуба; - принципы раскрытия полости зуба и трепанации коронок зубов;
- методы инструментальной и медикаментозной обработки корневых каналов;
- правила пломбирования полостей всех классов;
- методы обследования больного в клинике терапевтической стоматологии;
- правила деонтологии и заполнения истории болезни;
- оформление рецептов;
- принципы гигиены полости рта;
- возможные ошибки и осложнения при лечении кариеса, его осложнений, заболевания зубов не кариозного происхождения. Их устранение и лечение.
- определить подвижность зуба;
- определить вид налета на зубах, зубного камня;
- удалять зубные отложения: налет, над- и поддесневой зубной камень;
- определить степень очищаемости зубов;
- проводить пальпацию региональных лимфатических узлов, лицевого скелета, мягких тканей лица;
- проводить антисептическую обработку полости рта;
- проводить пальпацию СОПР;
- устранять местные травмирующие факторы;
- проводить дальнейшее пломбирование корневых каналов;
- выполнять артикуляционное выравнивание пломбы;
- находить подход к каждому больному в любом психическом и физическом состоянии;
- выписать необходимые лекарства и лечебные процедуры;
- успокоить пациента;
- грамотно и ответственно рекомендовать медсестрам и больным диагностические и лечебные процедуры;
- оперативно приходить на помощь больным;
- проводить санацию;
- расшифровывать рентгеновские снимки;
- проводить коррекцию прикуса;
- при необходимости протезировать зубы или их удалять;
- с целью профилактики заболеваний зубов обучать навыкам гигиены полости рта и правилам ухода за зубами и деснами,
- давать рекомендации по выбору зубной пасты, щетки, нити, эликсиров;
- правильно ставить диагноз.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Профессия стоматолога предполагает ответственность, аккуратность, склонность к работе руками, хорошую мелкую моторику, доброжелательность, умение находить общий язык с пациентами.
Стоматологу приходится постоянно повышать и расширять свою квалификацию, и нужно быть готовым к этому. Стоматолог должен знать анатомию и физиологию человека, и особенно хорошо нужно знать строение челюстей, зубов, полости рта. Разбираться в применяемых материалах, лекарствах, уметь пользоваться стоматологическими инструментами и оборудованием. Владеть методиками диагностики и лечения, уметь «читать» рентгенограммы.
Профессионально важные качества:
- хорошо развитая моторика рук;
- координация движений;
- аккуратность;
- хорошая память;
- внимание.
Условия труда
Вредными условиями труда у врачей-стоматологов являются нервно-эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза, нагревающий микроклимат, резкие колебания освещенности, значительное напряжения зрения, шум и вибрация, создаваемые высокооборотными турбинами. На них также оказывают вредное воздействие наркотические и токсические вещества, анестетики, антибиотики, полимерные материалы, в основном акриловые пластмассы и эпоксидные смолы, употребляемые
для изготовления пломб и зубных протезов, рентгеновское излучение, микробный фактор, имеется опасность заражения различными инфекциями.
Работа врача-стоматолога, особенно специалиста по терапевтической стоматологии, требует постоянного и значительного напряжения зрения на всех этапах обследования больного, при выборе инструментария, в процессе лечения и при заполнении медицинской документации.
Зрительная работа терапевта-стоматолога относится к разряду наивысшей точности.
Для защиты органов дыхания от патогенных микроорганизмов и капель жидкости предназначены защитные маски из гипоаллергенного нетканого материала, которые препятствуют микробной контаминации рабочего поля, удерживая бактерии, находящиеся в потоке выдыхаемого воздуха. Ряд масок оборудуется защитным экраном, который предохраняет глаза от попадания травмирующих частиц, а также биологических и агрессивных химических жидкостей. Альтернативой маске служит респиратор, изготовляемый из материала, не раздражающего кожу.
Для предохранения глаз от механических, термических повреждений служат защитные очки (прилегающие открытые и закрытые с прямой
и непрямой вентиляцией, неприлегающие) и экран, предохраняющие от попадания на слизистую оболочку биоматериала и агрессивных химических веществ. При работе с гелиолампами и лазерными аппаратами для защиты сетчатки глаза необходимо использовать очки
со светофильтрами.
Для обеспечения надлежащего санитарного состояния воздуха в помещениях зуботехнической лаборатории необходимо наличие рациональной системы центральной искусственной вентиляции, а также обязательное устройство местной вытяжной вентиляции в виде вытяжных шкафов, отсосов, зонтов, обеспечивающих удаление пыли, паров и газов непосредственно с мест их образования.
Медицинские противопоказания:
- нервные и психические заболевания;
- нарушение координации движений кистей рук;
- заболевания опорно-двигательного аппарата;
- выраженные заболевания зрения и слуха.
Требования к знаниям специалиста
Тем, кто хочет овладеть этой профессии следует хорошо знать такие предметы, как химия, анатомия и физиология человека. Им требуется иметь навыки в фармакологии, превосходно знать строение полости рта.
Базовое образование
Стать стоматологом можно получив высшее образование по специальности «стоматология», медико-стоматологический университет. После обучения необходимо пройти интернатуру, после чего выдают сертификат. Или, уже имея высшее медицинское образование, пройти послевузовское обучение по соответствующей специальности.
Пути получения профессии
Обучиться данной специальности возможно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Области применения профессии
Профессия стоматолог одна из самых нужных и высокооплачиваемых. Стоматологи всех направлений могут работать в государственных и частных стоматологических клиниках, в стоматологических кабинетах санаториев, военных госпиталей и пр.
Перспективы карьерного роста
Перспектив у каждой из этих специализаций, относящихся к стоматологии, очень много. И даже если стоматологи остаются работать на одной должности, они все равно растут профессионально и повышают квалификацию. С опытом у врачей повышаются репутация и качество обслуживания, а вместе с тем растет и собственная клиентская база, что обеспечивает постоянный рост дохода.
Важным является и то, что у стоматологов есть возможность работать не только в муниципальных клиниках, но и в частных, причем количество последних растет с каждым днем.
Второй путь развития карьеры такого специалиста заключается в уверенном продвижении по административной лестнице. Со временем врач может получить такую должность, как заведующий отделением, затем заместитель главврача, а в последующем – и главный врач клиники.
Также есть еще один вариант – это научная карьера. Стоматолог может не оканчивать ординатуру и интернатуру, так как есть возможность поступить в аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию, а потом приступить к работе над докторской. В таком случае вершиной карьеры становятся звание профессора, заветная и почетная должность заведующего кафедрой и научной школы.
Кроме того, можно открыть свой собственный кабинет или клинику.
И если вначале предлагаемая в них стоматология цены будет иметь низкие, то затем, очень скоро, вы обзаведетесь постоянным потоком клиентов, а потом уже можно откорректировать стоимость услуг по своему усмотрению.
В общем письме Минздрава, Минтруда и Профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации даны разъяснения по поводу классификации условий труда медицинских работников на рабочих местах при воздействии биологического фактора.
Напоминаем, что до 1 января все работодатели должны произвести оценку условий труда (СОУТ). В противном случае Минтруд грозит штрафами.
Информация актуальна слушателям курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:
Необходимость проведения специальных измерений условий труда для определения биологического фактора?
В данном письме даются разъяснения о том, как при проведении СОУТ соотнести условия труда на рабочем месте к классу и подклассу условий труда при воздействии биологического фактора.
Напомним, что Минтруд в целях реализации требований Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" разработал Методику проведения СОУТ. Данная методика утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н.
Согласно этой методике все рабочие места медицинских работников, а также тех, кто непосредственно осуществляет медицинскую деятельность (биологи, лаборанты) автоматически относятся к классу условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами). Об этом гласит второй абзац пункта 29.
То есть для отнесения рабочих мест к данному классу не нужно проводить исследования (испытания) и измерения. Измерения определяют лишь концентрацию патогенных микроорганизмов.
Почему для рабочих мест медработников не нужно проводить специальные исследования (измерения) на предмет биологического фактора?
Согласно требованиям ФЗ от 04.05.1999 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для получения права работы с патогенными микроорганизмами нужно получать лицензию. Это правило распространяется только на те организации, которые не осуществляют медицинскую деятельность. Эти организации используют возбудителей инфекционных заболеваний человека (животных) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности в замкнутых системах.
Что же касается медработников, то тут достаточно, чтобы должность работника и его должностная инструкция соответствовали положениям Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников (Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н).
ЕКС предусмотрена квалификационная характеристика должности врача-специалиста, применяемая в отношении должностей врачей-специалистов, по которым в ЕКС отсутствуют отдельные квалификационные характеристики.
Таким образом, наличие наименования должности в Номенклатуре, а в должностной инструкции медицинского или иного работника медицинской организации (учреждения), разработанной в соответствии с ЕКС хотя бы одного соответствия определению понятия "медицинская деятельность" является достаточным основанием для осуществления дальнейшего отнесения условий труда с учетом групп патогенности к классу (подклассу) условий труда без проведения исследований (испытаний) и измерений.
Как определить класс и подкласс условий труда для рабочих мест медработников?
Минздрав и Минтруд указывают, что для этого достаточно определить группу патогенности микроорганизмов (возбудителей инфекционных заболеваний). Здесь нужно пользоваться Приложением N 9 к Методике проведения СОУТ.
Эксперты и те, кто проводит специальную оценку условий труда, для определения группы патогенности микроорганизмов, нужно сопоставить и установить совпадения по наименованию болезней.
Как определяются группы патогенности микроорганизмов?
Группа патогенности микроорганизмов определяется в соответствии с
- "Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности" (приложение N 3 к Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности), утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 64),
- "Классификацией микроорганизмов - возбудителей инфекционных заболеваний человека, простейших, гельминтов и ядов биологического происхождения по группам патогенности" (приложение N 1 к Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителей паразитарных инфекций, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2008 г. N 4).
Для целей специальной оценки условий труда иные положения санитарно-эпидемиологических кроме правил СП 1.3.3118-13 и СП 1.3.2322-08 не применяются.
При специальной оценке условий труда в медорганизациях учитываются все патогенные микроорганизмы (возбудители инфекционных заболеваний), которые воздействуют на работника в ходе осуществления медицинской деятельности, исходя из наличия потенциального контакта с инфицированными пациентами, или с инфицированным биологическим материалом, включая кровь, выделения (внешние и внутренние) организма человека, с учетом механизмов и путей передачи патогенных биологических агентов (патогенных микроорганизмов).
Оценка условий труда на основе изучения документов и отчетов
Минздрав и Минтруд указывают, что изучив обязательные отчёты статнаблюдения, можно определить наименования болезней и группы патогенности возбудителей этих инфекционных заболеваний. Единственное правило: эти документы должны быть не старше пятилетней давности.
В качестве исходных материалов при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, наряду с документами, перечисленными в пункте 4 Методики, должны использоваться данные статистической отчетности, предоставляемые организацией в установленном порядке в вышестоящие органы об имеющихся либо имевшихся инфекционных заболеваниях у пациентов, которые определяют наличие воздействия биологического фактора в условиях труда на рабочих местах.
Для подтверждения наличия на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, контакта с патогенными микроорганизмами - возбудителями инфекционных заболеваний (работы в условиях воздействия биологического фактора) и дальнейшего отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по биологическому фактору используются данные имеющейся в медицинской организации документации, в которой отражены основные и сопутствующие заболевания пациентов (больных), а также данные из форм федерального статистического наблюдения.
Например, приказами Росстата:
- от 28.01.2009 N 12 утверждена форма N 8 "Сведения о заболеваниях активным туберкулезом";
- от 31.12.2010 N 483 утверждена форма N 33 "Сведения о больных туберкулезом";
- от 30.12.2015 N 672 утверждена форма N 61 "Сведения о болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека";
- от 21.07.2016 N 355 утверждена форма N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации";
- от 22.12.2016 N 866 утверждена форма N 14 "Сведения о деятельности подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях" и т.д.
Сведения, полученные в ходе изучения указанной медицинской документации и (или) из обязательных для предоставления медицинской организацией форм федерального статистического наблюдения, являются достаточным основанием для установления наименований болезней и групп патогенности возбудителей этих инфекционных заболеваний.
Сведения в вышеуказанных и других формах статистической отчетности, обязательные для предоставления медицинской организацией, являются основными для отнесения условий труда медицинских и иных работников к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора
Примеры использования методики
В ходе оказания медицинской помощи больному ОРВИ, герпесом I типа и сифилисом на рабочем месте работника, непосредственно осуществляющего медицинскую деятельность, устанавливается III группа патогенности, в соответствии с Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности, что соответствует нахождению в данной группе возбудителя сифилиса - Treponema pallidum. При дальнейшем отнесении условий труда рабочего места работника к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора с использованием приложения N 9 к Методике это соответствует вредному классу условий труда второй степени (подкласс 3.2).
При оказании медицинской помощи больному ринитом, гастроэнтеритом, туберкулезом и ВИЧ-инфицированному отнесение условий труда на рабочем месте к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора устанавливается по наиболее высокой II группе патогенности микроорганизмов, к которой относятся возбудители вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), что при использовании приложения N 9 к Методике соответствует вредному классу условий труда третьей степени (подкласс 3.3).
Оценка условий труда по обращению работника и инициация Комиссии
Согласно положениям статьи 5 Закона N 426-ФЗ, работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации и эксперту, проводящим специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
В этой связи, одновременно со сбором исходных данных рекомендуется провести опрос работников на предмет наличия у них предложений по осуществлению на их рабочих местах идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов, с учетом того, что Федеральным законом не ограничивается состав подлежащих идентификации по просьбе работников вредных производственных факторов.
Результаты указанного опроса оформляются протоколом заседания Комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя (далее - Комиссия), в котором указываются наименования рабочих мест и их количество, наименования должностей и количество занятых на них работников, а также перечень подлежащих идентификации вредных производственных факторов на каждом рабочем месте, где заняты обратившиеся с предложениями работники.
Все перечисленные выше исходные данные передаются представителю организации, проводящей специальную оценку условий труда, и ее эксперту для дальнейшей работы с оформлением со стороны Комиссии акта передачи, в котором перечисляются передаваемые материалы и стоят подписи председателя и членов Комиссии, включая представителя первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), а также представителя организации, проводящей специальную оценку условий труда, и ее эксперта.
Одновременно работодатель согласовывает график работы эксперта и обеспечивает его сопровождение членом комиссии по проведению специальной оценки условий труда (например: специалистом по охране труда или лицом, на которого приказом возложены его функции).
Когда не нужна идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов?
В отношении рабочих мест, предусмотренных частью 6 статьи 10 и частью 1 статьи 11 Закона N 426-ФЗ, идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не осуществляется, а декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не оформляется.
Согласно части 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
рабочих мест, на которых по результатам ранее проведённых аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии со статьёй 4 Закона N 426-ФЗ для работодателя установлена обязанность не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения.
Эффективность профессиональной деятельности врачей в большей степени определяется не только их квалификацией и материально-техническим оснащением лечебно - профилактических учреждений, но и состоянием их собственного здоровья.
Ключевые слова: стоматология, профессиональные вредности, факторы риска.
Стоматология является одной из наиболее многочисленных врачебных специальностей, занимая по численности пятое место (8,1%) после врачей - лаборантов диагностического профиля (9,4%), педиатров (14,8%), терапевтов (21%) и врачей специализированного профиля (28,1%) [8, 11].
Повседневная практическая деятельность врача - стоматолога связана с наличием большого количества факторов риска, которые влекут за собой негативные последствия, приводящие к ухудшению здоровья специалиста и невозможности качественно выполнять свои профессиональные обязанности [1, 2]. Среди них: повышение нервно-эмоционального напряжения, вынужденная рабочая поза, нерациональное освещение, опасность передачи инфекции, контакт с аллергенами и токсическими веществами, шум, вибрация и многие другие.
Цель работы: анализ литературных данных, посвященных вопросу изучения профессиональных вредностей в работе врача - стоматолога.
Профессиональные вредности, воздействующие на стоматолога, делят на следующие группы [1, 2, 8]:
1. Физические факторы (вибрация, шум, ультразвук).
• Вследствие воздействия шума (и вибрации), сопровождающего работу высокоскоростного стоматологического оборудования, у врачей возрастает вероятность развития расстройств нервной системы и профессиональной односторонней тугоухости [5, 7]. Часто для увеличения мощности стоматологической установки, ее оснащают дополнительной аспирационной системой. Несмотря на шумоизоляцию этих помп, они издают монотонные громкие шумы, которые пагубно влияют на слуховой аппарат и затрудняют взаимодействие как между врачом и пациентом, так и ассистентом и врачом на стоматологическом приеме.
• Электромагнитное излучение (профессиональный компьютер, светильник со стоматологической установки, телефон, печь СВЧ, холодильник и др.) при воздействии на организм может негативно влиять на органы репродуктивной системы, приводя к неблагоприятным отдаленным воздействиям. Не стоит забывать так же о пагубном влиянии электромагнитного излучения на органы кроветворения (косный мозг), центральной нервной системы и конечно же на глаза, где длительное повреждающее воздействие приведет к серьезным проблемам со зрением (катаракте, изменению сетчатки по типу ангиопатии, склерозу ретинальных сосудов, в некоторых случаях, образованию дистрофических очагов в макулярной области).
• В своей работе врач стоматолог постоянно получает дозу рентгеновского излучения. Это негативно сказывается на его здоровье. Постоянный контакт с рентгеновскими лучами и несоблюдением техники безопасности в работе с рентгеном может привести к:
1. Заболеванию крови – гемолитическая анемия; 2. Возникновению катаракт; 3. Увеличению числа заболеваемости онкологией; 4. Быстрое старение; 5. Уменьшению продолжительности жизни – ранняя смерть; 6. Химические факторы (острые, хронические интоксикации).
Соединение метилметакрилат (ММА), широко используемое в ортопедической стоматологии в качестве материала, предназначенного для изготовления пломб, содержится в воздухе стоматологических помещений круглогодично в концентрациях, которые превышают ПДК (10 мг/м3). Острое ингаляционное воздействие ММА способствует раздражению слизистой оболочки глаз и верхних дыхательных путей.
Основные проявления интоксикации данным вещетвом: тошнота, повторная рвота, головная боль, шум в голове, головокружение, жажда, слабость, сонливость, приводящая к потере сознания, гипотония и развитие эпилептиформных судорог. Хроническое ингаляционное воздействие ММА в повышенных концентрациях в воздухе рабочей зоны способствует развитию интоксикации, сопровождающейся нарушением функции нервной системы [3, 4, 9].
2. Биологические факторы (патогенные микроорганизмы).
На прием к врачу - стоматологу обращаются различные пациенты, в том числе имеющие хронические инфекционные болезни (туберкулез легких, венерические заболевания и др.), являющиеся носителями патогенных бактерий и вирусов, например, гепатита В, гепатита С, менингита и ВИЧ - инфекции.
Кроме того, в полости рта человека при воспалительных заболеваниях пародонта и наличии кариозного поражения количество микроорганизмов возрастает во много раз, в том числе и патогенных.
3. Психофизиологические факторы.
Основными психофизиологическими факторами, влияющими на здоровье врача-стоматолога, являются:
1. Положение во время работы, стоя или сидя в течение длительного времени; 2. Статическая нагрузка на кисти рук; 3. Зрительное напряжение [9, 11].
Стоматологи - хирурги большую часть своего рабочего времени работают стоя, в наклонном положении. Продолжительная работа в такой позе способствует возникновению искривления позвоночника и ног, деформации таза, плоскостопию, варикозному расширению вен нижних конечностей.
Общепризнано, что нерационально - тонкие ручки инструментов вызывают перенапряжение и спазм мускулатуры кисти. Нередко у стоматологов наблюдается развитие контрактуры Дюпюитрена, т.к. большинство инструментов (щипцы, наконечники) постоянно давят на одно и то же место ладони в течение рабочей смены. Кроме того, длительное, часто повторяющееся напряжение отдельных мышечных групп в вынужденном положении способствует развитию тендовагинита.
В процессе работы доктор производит постоянный визуальный контроль, так как работать в полости рта режущим инструментом, вращающимся со скоростью до 450 тыс. оборотов в минуту, рядом с мягкими тканями, достаточно опасно и может привести к негативным последствиям. При трудностях в доступе к рабочему полю, доктор максимально приближает свой взор к рабочей зоне, это приводит к сокращению мышц хрусталика и увеличению его кривизны.
Врач – стоматолог работает в условиях сочетания естественного и искусственного освещения. К источникам искусственного освещения относятся лампы накаливания, люминесцентные лампы, ксеноновые рефлекторы, способные вызывать развитие зрительного и общего утомления, рабочую миопию за счет напряженной работы прямых внутренних мышц глаза и спазмы аккомодации. Видимый нами дневной свет в своем спектре содержит часть ультрафиолетовых лучей, но их влияние компенсируется хрусталиком, который имеет оранжевый оттенок – своеобразный естественный фильтр предотвращающий попадание ультрафиолетового спектра на сетчатку. Однако излучаемый галогеновой лампой поток ультрафиолета хрусталик не в состоянии задержать, что приводит к воздействию ультрафиолета на сетчатку. Поражаются фоторецепторы глаза, что ведет к выпадению чувствительности отдельных клеток, а затем и к выпадению полей зрения.
Ассистент играет значимую роль, он делает работу врача стоматолога менее напряженной и уменьшает количество затраченного времени. Однако 60% врачей работают без ассистента, это снижает удобство в работе при выполнении сложных манипуляций и увеличивает количество времени затраченного на одного пациента. Как следствие перерыв между пациентами сокращается и к концу рабочего дня доктор находится в состоянии физического и психологического напряжения.
Еще одним немаловажным фактором, выступающим в снижении работоспособности врачей - стоматологов, является потребительский экстремизм [6]. Пациенты – экстремисты, подавая судебные иски, подвергают врачей хроническому стрессу, так как стоматологи начинают переживать за «сложившуюся» ситуацию, приезжать в судебные и досудебные инстанции, отстаивать очереди, тратить деньги и время. Все это будет вести к повышению нервозности врача (стрессу), повышению усталости, что в итоге будет отражаться на состоянии иммунитета.
При снижении активности иммунитета мы становимся восприимчивее к разному рода заболеваний, в том числе и обострению уже имеющихся - хронических заболеваний. Это имеет особое значение в зимний период, где на фоне сниженного иммунитета (нехватка солнечных лучей, а значит нехватка витамина Д) иммунитет ослабляется еще сильнее, что повышает вероятность заболевания врача стоматолога острыми респираторными вирусными инфекциями, аденовирусом, а также повышается вероятность заражения различными видами болезней от пациентов непосредственно на стоматологическом приеме.
1. Работа врача - стоматолога связана с воздействием ряда профессиональных факторов риска, приводящих к ухудшению здоровья специалиста;
2. Организация и разработка профилактических мероприятий по созданию оптимальных условий рабочей среды является залогом укрепления здоровья и повышения работоспособности врачей стоматологов.
Список литературы
1. Азарова Е.А., Затонская Н.А., Филимоненко С.С., Федорова А.Г. Профессиональные вредности работы стоматолога. Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко. – 2006. – 26 с.
2. Аюпов И.Ш. Профессиональные заболевания врача - стоматолога. Методы профилактики // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2.;
3. Бескакотова, Н.В. Влияние гигиенических факторов производственной среды на развитие утомляемости у врачей стоматологов / Н.В. Бескакотова, Е.Н. Срабуева, С.Р. Жакеновой // Карагандинская государственная медицинская академия, 2006. - 17 - 38 с.
4. Бодагова Е.А., Говорин Н.В. Психическое здоровье врачей разного профиля // Социальная и клиническая психиатрия. 2013. №1. С.21-26.
5. Денисов Э.И. Неспецифические эффекты воздействия шума / Э.И. Денисов, П.В. Чесалин // Гигиена и санитария. 2007. - №6. - С.54-56
6. Зелинский М.В., Синельников В.А., Хазгериев Д.Э., … Актуальная проблема потребительского экстремизма как фактора угрожающего современной стоматологической практике // Научная дискуссия: вопросы медицины. сб. ст. по материалам LX-LXI междунар. науч.-практ. конф. – № 4-5 (46). – М., Изд. «Интернаука», 2017. – С. 96-108.
7. Иващенко Г.М., Пин Н.А. Методика измерения вибрации, возникающей при обработке зубов бормашиной // Стоматология. 1971. - № 1. — С. 70.
8. Измеров Н.Ф. Национальная система медицины труда как основа сохранения здоровьяработающего населения России / Н.Ф. Измеров // Здравоохранение Российской Федерации. -2008. -№1. - С.7-8.
9. Ларенцова Л.И. Изучение профессионального стресса у врачей —стоматологов / Л.И. Ларенцова, Ю.М. Максимовский // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2005.- №1 (15) - 4 с.
10. Ожгихина Н.В., Ожгихина Ж.Э. Профессиональные вредности в работе врача-стоматолога. Психофизиологический фактор // Проблемы стоматологии. – 2013. - № 1
11. Субаев М.Н., Сетко Н.П. Гигиеническая оценка индивидуальных профессиональных рисков здоровью детских врачей стоматологов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
Работа стоматологических организаций, как и других медицинских учреждений, строго контролируется на государственном уровне. В 2021 году в этой области произошли крайне серьезные изменения, связанные с реализацией проекта регуляторной гильотины. В рамках этого проекта предполагается пересмотр всего объема действующей правовой базы на предмет упразднения устаревших или избыточных требований. Этот процесс коснулся и стоматологических клиник.
Действующая нормативная база
Еще недавно основная нормативная документация в стоматологии включала лишь несколько ключевых правовых актов. Важнейшим из них были Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденные постановлением Главного государственного санврача от 18 мая 2010 года N 58. Они содержали целый раздел под номером V, в котором приводились требования санитарии и гигиены для организаций этого профиля.
Однако с 1 января 2021 года этот нормативный документ был отменен. Вместо него в действие вступил новый СанПиН для стоматологии в 2021 – Санитарно-эпидемиологические требования СП 2.1.3678-20, утвержденные постановлением Главного государственного санврача от 24 декабря 2020 года N 44. Как и предыдущий нормативный документ, они содержат требования к медицинским организациям разного профиля. Стоматологическим клиникам и кабинетам посвящен относительно небольшой блок, включающий пункты 4.26.1-4.26.17.
Кроме этого ключевого документа, в нормативной базе для данной области деятельности произошел еще ряд существенных изменений – например, поправки в СанПин стоматологии в рентгенологии и другие. При этом многие правовые акты по результатам пересмотра остались действующими. Полный список документов с их актуальным статусом приведен в нижеследующей таблице.
Нормативный акт | Область применения | Утверждающий документ | Статус |
СанПиН 2.1.3.2630-10 | Санитарные требования к медучреждениям | Постановление Главного государственного санврача от 18 мая 2010 года N 58 | Отменен |
Постановление Правительства от 16 апреля 2012 года N 291 | Порядок лицензирования медицинской деятельности | – | Действующий |
Приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н | Правила оказания стоматологической помощи взрослым | – | Действующий |
Приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н | Правила оказания стоматологической помощи детям | – | Действующий |
СанПиН 2.6.1.1192-03 | Устройство и эксплуатация рентген-кабинетов | Постановление Главного государственного санврача от 18 февраля 2003 года N 8 | Действующий |
СП 2.1.3678-20 | Санитарные требования к организациям, оказывающим услуги, выполняющим работы или продающим товары | Постановление Главного государственного санврача от 24 декабря 2020 года N 44 | Действующий |
Общие требования к медицинским организациям
Весь раздел 4 новых санитарно-эпидемиологических требований посвящен деятельности медицинских организаций. Поскольку стоматологические кабинеты и клиники входят в эту категорию, они также должны отвечать этим нормативам. Основными из них становятся:
- выполнение общефедеральных гигиенических нормативов в отношении содержания вредных веществ в атмосфере и почве в непосредственной близости от здания, где находится учреждение;
- выполнение требований к площади помещения в соответствии с его функцией;
- наличие раздельных туалетов для пациентов и работников;
- использование устойчивых к механическим воздействиям и безопасных материалов при внутренней отделке помещений;
- использование современных инженерных систем, обеспечивающих бесперебойную и безопасную работу организации. Таким образом, вентиляция в стоматологии должна осуществляться с помощью качественной техники, обеспечивающей эффективный приток необходимого объема воздуха;
- достаточный уровень освещенности для качественной работы медицинского персонала;
- использование мебели, позволяющей проводить регулярную дезинфекцию и санитарную обработку. Дезинфекция и стерилизация в стоматологии с помощью обеззараживающих растворов или специальных средств;
- организация внутреннего устройства здания, позволяющая изолировать инфекционных больных.
Минимальный набор помещений, который должен присутствовать в составе стоматологической организации любого формата, включает вестибюль, кабинет врача стоматологического профиля, комнату для персонала, туалет и помещение для хранения инвентаря и других объектов.
Требования к стоматологическим учреждениям: размещение помещений
Хирургический кабинет в стоматологии или другое медицинское учреждение стоматологического профиля должно отвечать следующим нормам:
- разрешается размещение таких организаций в жилых домах при условии, что это не приводит к превышению допустимых нормативов по санитарно-гигиеническим критериям;
- в этой ситуации стоматология должна иметь отдельный вход;
- кабинеты для приема детей и взрослых должны быть отдельными. Также для детей необходимо оборудовать отдельный туалет;
- высота потолка помещений для осуществления основной деятельности должна составлять не меньше 2,4 метра, площадь кабинета, в котором размещается одна основная стоматологическая установка, – не меньше 14 квадратных метров. На каждую дополнительную установку нужно предусмотреть не менее 10 квадратных метров;
- для осуществления оперативных вмешательств в клинике должна быть оборудована операционная, для пребывания пациентов сразу после операции – отдельная комната.
Требования, устанавливающие площадь стерилизационной в стоматологии и минимальные нормативы по площади других помещений, приведены в приложении № 1 к постановлению, утверждающему санитарные правила СП 2.1.3678-20.
Требования к стоматологическим учреждениям: установка оборудования
Новый СанПиН в стоматологии для медсестер устанавливает также требования к оборудованию, применяемому в стоматологических учреждениях. В этой сфере действуют следующие нормативы:
- в случае наличия одностороннего естественного освещения, то есть окон, расположенных по одной стене, кресла для приема пациентов должны устанавливаться вдоль этой стены;
- если в одном помещении установлены несколько кресел, они подлежат разделению непрозрачными перегородками высотой не меньше 1,5 метров;
- если в стоматологической организации имеется не больше 3 кресел, технику для стерилизации нужно устанавливать прямо в кабинете;
- в каждом кабинете должна быть раковина для мытья рук. При наличии отдельной операционной раковина устанавливается в предоперационном помещении;
- в зуботехнической лаборатории, работающей с гипсом, раковину нужно оборудовать устройством для улавливания этого материала из сточных вод;
- прокладка инженерных систем должна быть скрытой.
Помимо указанных, к зуботехническим лабораториям предъявляется ряд дополнительных требований по инженерному оснащению, которые обеспечивают безопасность и эффективность их работы.
Организация работы рентген-оборудования
С 2021 года к работе стоматологических организаций также стали предъявляться новые требования в части организации работы рентген-кабинетов. С 1 января этого года вступил в действие приказ Минздрава от 9 июня 2020 года N 560н. В приложении № 10 к этому нормативному документу приводятся правила организации рентгенологического кабинета в стоматологических клиниках.
Исходя из состава новых требований, можно предположить, что изменения по рентгену в стоматологии существенно осложнять работу уже действующих организаций. Начнем с того, что теперь наличие собственного рентгеновского аппарата становится одним из ключевых лицензионных требований для стоматологической клиники: направлять пациентов для прохождения таких исследований в другие организации станет невозможно. При этом если в составе медицинского учреждения действует отдельный рентгент-кабинет, его нужно будет оснастить как визиографом, так и ортопантонографом: ранее было достаточно только одного инструмента.
Однако приобретение дополнительного оборудования – не единственная сложность, которая ожидает российские стоматологические организации. Дело в том, что в соответствии с СанПиН 2.6.1.1192-03, который продолжает действовать, установка каждого дополнительного прибора в рентген-кабинете требует увеличения его площади как минимум на 4 квадратных метра. При этом минимальная площадь, необходимая для основной установки, составляет 8 квадратных метров. В результате наименьшая разрешенная площадь рентген-кабинета в соответствии с новыми требованиями должна составлять 12 квадратных метров.
Еще одна сложность заключается в описании полученных снимков. Выполнять эту работу может только врач-рентгенолог: делать это стоматологу самостоятельно запрещается. Да, действующее законодательство допускает прием на работу рентгенологов в удаленном формате; при этом оно регламентирует, что описание снимков должно быть предоставлено в основную стоматологическую организацию в течение 24 часов. Но ведь в ходе сложного лечения таких снимков может потребоваться и два, и три, и даже больше? Верно, в каждом из этих случаев придется ждать до 24 часов, а значит, лечение явно затянется.
Аптечка неотложной помощи
Современные журналы в стоматологии регулярно публикуют информацию об обновлениях действующего законодательства в этой быстро меняющейся сфере. Они коснулись также состава аптечки неотложной помощи в стоматологии. Актуальная нормативная база предусматривает организацию и хранение аптечек для купирования следующих типов неотложных состояний у пациентов:
- общие осложнения;
- анафилактический шок, вызванный действиями по лечению зубов;
- риск заражения ВИЧ-инфекцией либо инфекциями из группы гепатитов;
- конкретные синдромы, требующие принятия неотложных мер по выводу из соответствующего состояния.
Укладки для реализации необходимых мер дифференцированы для детей и взрослых. Их состав регламентирован профильными нормативными документами. Для детей это приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н. А вот для взрослых до недавних пор их состав регламентировался приказом Минздрава от 7 декабря 2011 года N 1496н. Однако с 1 января 2021 года, как и многие другие правовые акты, он прекратил свое действие. Взамен этого приказа был принят новый – приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н. Теперь стоматологическим отделениям для взрослых потребуется пересмотреть состав аптечек согласно новым требованиям, чтобы выполнить нормы обновленного законодательства.
Полный текст:
- Аннотация
- Об авторах
- Список литературы
- Cited By
Аннотация
Цель. Провести обзор литературы о современном состоянии условий труда и здоровья медицинских работников стоматологического профиля.
Материалы и методы. Провести исследование российской и зарубежной литературы последних лет в базах РИНЦ, Scopus, Web of Science, Pubmed.
Результаты. Значительный процент врачебных специальностей составляют медицинские работники стоматологической направленности. Развитие и внедрение инновационных технологий, расширение аппаратурных и медикаментозных методов лечения в стоматологии увеличило ряд вредных факторов труда специалистов этой области.
Заключение. Данные по гигиенической оценке условий труда и организации трудового процесса медицинских работников стоматологического профиля требуют существенного дополнения и учета индивидуальных профессиональных рисков. Расширение детализация аспектов воздействия профессиональных вредностей в сфере стоматологии позволит снизить риск возникновения патологических процессов у специалистов данной области.
Ключевые слова
Об авторах
пер. Нахичеванский д. 29, Ростов-на-Дону, 344022
Список литературы
1. Петренко Н.О. Зубков Д.А. Анализ заболеваемости и комплексная оценка состояния здоровья медицинских работников стоматологического профиля. Сборник тезисов науч.-практ. конф., посвящ. 85-й годовщине образования гос. сан.-эпид. службы России. Саратов. 2007; 47-54.
2. Лакшин А.М., Кич Д.И. Состояние здоровья и условия труда врачей стоматологов: учеб.-метод. пособие. М.: РУДН. 2001; 41 с.
3. Даллакян Л.А., Руснак А.В., Стревалюк А.Р. Гигиенические аспекты работы врача стоматолога. Здоровье и образование в ХХI веке. 2015; 17(1): 64-67.
4. Афонина Л.А. Профилактика основных профессиональных заболеваний врача-стоматолога. Международный студенческий научный вестник. 2016; 6.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16719 (дата обращения: 29.05.2018).
5. Темуров Ф.Т. Частота заболеваемости медицинских работников стоматологического профиля. Клиническая стоматология. 2016; 1(77): 72-76.
6. Сетко Н.П., Булычева Е.В. Современные проблемы условий труда и состояния здоровья детских стоматологов. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015: 12-10: 1811-1814; URL: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=8387 (дата обращения: 07.02.2017).
7. Елисеев Ю.Ю., Петренко Н.О. Снижение профессионального риска в труде врачей-стоматологов. Охрана труда и техника безопасности в учреждениях здравоохранения. 2014; 4: 38-42.
8. Елисеев Ю.Ю., Березин И.И., Петренко Н.О., Сучков В.В. Современное состояние условий труда врачей стоматологов. Современная стоматология. 2014; 2: 43-50.
9. Юн О.П., Широков В.А. Условия труда и распространенность болевых синдромов шейно-плечевой области у стоматологов. Здоровье населения и среда обитания. 2010; 1(202): 34-36.
10. Елисеев Ю.Ю., Петренко Н.О. Оценка влияния условий и характера труда на состояние здоровья врачей-стоматологов. Охрана труда и техника безопасности в учреждениях здравоохранения. 2013; 8: 1-10.
11. Нефедов О.В., Сетко Н.П., Булычева Е.В. Современные проблемы условий труда и состояния здоровья стоматологов (обзор литературы). Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; 1-4: 533-536; URL: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=8597 (дата обращения: 07.06.2018).
12. Субаев М.Н., Сетко Н.П. Физиолого-гигиеническая характеристика условий труда детских стоматологов. Здоровье населения и среда обитания. 2015; 2: 17-20.
13. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Российская газета. 2013; 6271(295).
14. Катаева В.А. Труд и здоровье врача-стоматолога. М.: Медицина. 2002; 208 с.
15. Шляхетский Н.С., Саханов А.А., Мороз Б.Т. Охрана труда врача-стоматолога на современном этапе. Оптимизация больничной среды средствами новых технологий. 2004; 173-175.
16. Федотова Ю.М., Костюкова Ю.И. Профессиональные заболевания врача-стоматолога. Научное обозрение. Медицинские науки. 2017; 2: 19-21; URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=966 (дата обращения: 09.06.2018).
17. Саханов А.А, Мороз Б.Т., Шляхецкий Н.С. Исследование уровня запыленности и бактериальной обсемененности в зоне дыхания врачей стоматологов терапевтов и ортопедов. Институт стоматологии. 2008; 4(41): 70.
18. Ожгихина Н.В., Ожгихина Ж.Э Профессиональные вредности в работе врача-стоматолога. психофизиологический фактор. Проблемы стоматологии. 2013; 1: 63-66.
19. Лупкина З., Круминя Г., Эглите М. Распространение ранних симптомов синдрома запястного канала среди стоматологов. Медицина труда и промышленная экология. 2018; 2: 36-40.
20. Петренко Н.О. Анализ заболеваемости инфекциями, передающимися гемоконтактным путем у медицинского персонала стоматологического профиля. Материалы 66-ой научно – практической конференции студентов и молодых специалистов Саратовского государственного медицинского университета: «Молодые ученые -Здравоохранению региона». Саратов. 2005; 147-151.
21. Стародубов В.И., Эйгин Л.Е., Новикова И.А., Калининская А.А., Шляфер С.И. Заболеваемость врачей стоматологов и анализ факторов, на нее влияющих. Монография. М., ЦНИИОИЗ. 2001; 141 с.
22. Галиусов А.А., Мартынов Ю.В. Оценка профессионального риска инфицирования ВИЧ врача стоматолога. Эпидемиология, микробиология, инфекционные и паразитарные болезни. 2008; 4(29): 200-203.
23. Филатов Н.Н., Храпунова И.А., Филиппов В.Ю. Основные факторы профессионального заражения медицинских работников гемоконтактными инфекциями. Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2005; 2(21): 41-45.
24. Хафизов Р.Г., Хафизова Ф.А., Азизова Д.А., Зарипова Э.М., Хаирутдинова А.Р. Организация эргономического стоматологического кабинета. Учебно-методическое пособие. Казань. 2014; 25 с.
25. Мальковец О.Г., Терещенко Е.Н, Зайковская Е.И. Профилактика профессиональных заболеваний врача-стоматолога на лечебном приеме. Стоматолог. Минск. 2016; 3(22): 45- 46.
26. Дьяченкова О.Д. Некоторые аспекты качества жизни у врачей стоматологического профиля г. Воронежа. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2009; 5: 64-65.
27. Дундурс Я.А., Спруджа Д.Р., Баке М.Я., Аулика Б.В. Улучшение качества воздуха в стоматологических помещениях. Гигиена и санитария. 2004; 2: 11-15.
28. Крюкова В.О. Профессиональные аспекты гигиены труда врача-стоматолога. Современные тенденции развития науки и технологий. 2016; 5-1: 117-122.
29. Федотова Ю.М., Рейценштейн А.А. Меры профилактики контактного дерматита врача – стоматолога. Международный студенческий научный вестник. 2016; 6; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16666 (дата обращения: 11.06.2018).
30. Григорова Е.Ю., Сиротина О.А. Производственная пыль и ее влияние на здоровье зубного техника. Международный студенческий научный вестник. 2016; 4-1; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15802 (дата обращения: 10.06.2018).
31. Максимова Е.М., Сирак С.В. Анализ рисков и мер по профилактике профессиональных болезней врачей-стоматологов. Фундаментальные исследования. 2013; 5-2: 319-323; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31612 (дата обращения: 10.06.2018).
32. Бабанов С.А. Профессиональные заболевания органа зрения, связанные с воздействием физических факторов. РМЖ «Клиническая Офтальмология». 2015; 2: 89-94.
33. Жукова Е.В., Куренкова Г.В., Лемешевская Е.П. Гигиенические особенности профессиональной деятельности отдельных групп медицинских работников (хирургов, анестезиологов, стоматологов, терапевтов, физиотерапевтов): учебно-методическое пособие для студентов. Иркутск: ИГМУ. 2017; 32 с.
34. Нехорошев А.С., Данилова Н.Б. Характеристика условий труда врачей-стоматологов терапевтических стоматологических кабинетов. Медицина труда и промышленная экология. 2006; 1: 41-43.
35. Рыжова Д.В, Фадеев Р.А. Влияние средств оптического увеличения на здоровье стоматологов по данным литературы. Вестник новгородского государственного университета. 2016; 6(97): 107-114.
36. Одинаев Ф.И., Одинаев Ш.Ф., Шафиев Ш.И., Шутова С.В. Электромагнитные излучения и здоровье человека. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2015; 20(6): 1715-1717.
37. Демченко В.Г., Мехедова Е.А., Семенюк В.М., Тытарь Д.В. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности врачей-стоматологов-ортопедов. Институт стоматологии. 2011; (3): 32-33.
38. Бездетко Г.И., Бессонова Т.И., Шкатова Е.Ю., Попова О.П., Андреева А.А. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности врачей-стоматологов. Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2017; 4: 38-41.
Читайте также: