Условия труда зубного врача

Опубликовано: 29.04.2024

Профессиограмма


Врач-стоматолог

Презентация профессии

Стоматолог – это врач, который специализируется на проблемах с челюстно-лицевой зоной. Зубной доктор, дантист и т.д. заботится о ротовой полости в случае возникновения проблем с зубами любой сложности. Профессия стоматолога охватывает довольно обширный спектр деятельности:

  • лечение,
  • профилактика,
  • хирургические вмешательства,
  • протезирование,
  • исправление прикуса и многое другое.

Профессия стоматолога на сегодняшний день является очень востребованной, потому что у многих современных людей появляется необходимость прибегнуть к услугам этого врача. При этом число граждан, у которых возникают проблемы с зубами,с каждым годом неизменно растет. Это связано с тем, что экология ухудшается, большинство не придерживаются правильного и сбалансированного питания, а также пренебрегают проведением регулярной и качественной гигиены полости рта. Поскольку востребованность услуг этого специалиста только возрастает, профессия стоматолога является в настоящее время особенно актуальной. Врач, получивший ее, сможет всегда найти себе работу и быть при деле.

При этом стоматолог – это достаточно широкое понятие. Так, этот специалист может быть терапевтом, который занимается первичным осмотром пациентов, ставит диагноз, лечит зубы и подготавливает их к протезированию. Последним уже занимаются ортопеды. Они дарят людям возможность иметь красивую улыбку, хоть и с искусственными зубами. Кроме того, есть специалисты-ортодонты, они занимаются проблемами, связанными с прикусом. Удаление зубов и челюстные операции проводит хирург. Есть еще одна очень важная и не менее востребованная специализация – стоматолог-эстетист. Он делает зубы красивыми, убирая при этом все дефекты, которые они имеют, производит отбеливание зубов и прочие процедуры.

История возникновения

История возникновения профессии уходит своими корнями далеко в прошлое. Впервые упоминания о зубных болезнях появились в трудах Гиппократа. Причем он предлагал устранять их с помощью каленого железа. В те времена многие люди страдали от зубной боли, и смертность
от обычного флюса была достаточно велика. Затем знания о зубах и уходе за ними начинают стремительно развиваться.На Востоке в 500 году уже нашей эры появляются первые зубные щетки. Щипцы же для удаления больных зубов появились в 4 веке нашей эры. Древние цивилизации довольно сильно страдали от зубных болей, поэтому появились сильнодействующие лекарства для их утоления: мышьяк, опиум и т.д. Уже
в эти времена люди поняли, что можно не только удалять больной зуб, но и лечить его, устраняя только поврежденный участок. Так в 659 году появляются первые пломбы. В Европе стоматология стремительно развивалась.

В Россию же данная отрасль знаний пришла во времена правления Петра Первого. Именно он ввел профессию стоматолога официально. С данного момента в нашем государстве начинается стремительное развитие стоматологического дела. В 1881 году в Санкт-Петербурге появляется первое учебное заведение, которое готовит будущих стоматологов. За ним подобные учреждения открываются по всей территории государства.

Современная стоматология – это высокотехнологичная наука, которая постоянно совершенствует методы лечения и профилактики заболеваний полости рта. Даже утрата зуба теперь не проблема, ведь существует протезирование, наращивание и многие другие процедуры, направленные на создание идеальной «голливудской» улыбки для каждого человека.

Тип и класс профессии

Профессия «врач-стоматолог» относится к типу «человек – человек», «человек – техника», к «творческому» классу.

Содержание деятельности

Спектр деятельности стоматолога напрямую зависит от того, какая
у него специализация.

Стоматолог-терапевт. Ежедневно сталкивается с людьми, поступающими для профилактических осмотров или же с острой болью для лечения кариеса. Он устраняет пораженные участки зуба с помощью специального оборудования и ставит на их метоп ломы, чтобы закрыть открытые ткани зуба и предотвратить дальнейшее развитие болезнетворных процессов. Также стоматолог-терапевт занимается лечением воспалительных процессов десен. Он умеет диагностировать стадию заболевания и подбирать индивидуальное корректное лечение. Стоматолог постоянно сталкивается с инфекционными, грибковыми и бактериальными процессами в полости рта. Это различные стоматиты, кандидозы и т.д. Их устраняют только посредством умелого подбора лечения.

Хирургические специальности. Данные врачи проводят оперативные вмешательства и удаление зубов. Их деятельность связана с необходимостью вскрывать ткани ротовой полости, лица или шеи для проведения необходимых манипуляций. Именно хирург занимается удалением зубов, пластикой данных областей и устранением опухолевых образований. Абсцессы, нарывы – все это сфера деятельности стоматолога-хирурга или челюстно-лицевого хирурга.

Стоматолог-ортопед. Данный специалист устраняет дефекты челюсти и линии роста зубов, которые возникли в результате травмы. Он же занимается протезированием, имплантацией. Его работа сложная и требует максимально точности и внимательности. Малейшее отклонение, и работу придется начинать сначала.

Стоматолог-ортодонт. Данный специалист занимается устранением деформаций, которые являются следствием возрастных изменений. Обычно он работает с неправильным прикусом, устраняет его путем установки скоб, пластин и брекетов.
Детский стоматолог. Спектр его обязанностей схож со стоматологом-терапевтом. Только работает он с детьми и подростками. Данному специалисту важно уговорить ребенка лечить зубы, научить пациентов правилам ухода за полостью рта.

Требования к знаниям

Общетеоретические и клинические дисциплины, симптоматику стоматологических заболеваний, методы их профилактики и лечения, устройство и принципы действия стоматологического инструментария.
Квалифицированный специалист должен знать:

  • назначение и принцип работы стоматологического оборудования
    и инструментов;
  • методы стерилизации;
  • принципы и последовательность препарирование кариозных полостей
    в твердых тканях зуба;
  • принципы раскрытия полости зуба и трепанации коронок зубов;
  • методы инструментальной и медикаментозной обработки корневых каналов;
  • правила пломбирования полостей всех классов;
  • методы обследования больного в клинике терапевтической стоматологии;
  • правила деонтологии и заполнения истории болезни;
  • оформление рецептов;
  • принципы гигиены полости рта;
  • возможные ошибки и осложнения при лечении кариеса, его осложнений, заболевания зубов не кариозного происхождения. Их устранение и лечение.
  • определить подвижность зуба;
  • определить вид налета на зубах, зубного камня;
  • удалять зубные отложения: налет, над- и поддесневой зубной камень;
  • определить степень очищаемости зубов;
  • проводить пальпацию региональных лимфатических узлов, лицевого скелета, мягких тканей лица;
  • проводить антисептическую обработку полости рта;
  • проводить пальпацию СОПР;
  • устранять местные травмирующие факторы;
  • проводить дальнейшее пломбирование корневых каналов;
  • выполнять артикуляционное выравнивание пломбы;
  • находить подход к каждому больному в любом психическом и физическом состоянии;
  • выписать необходимые лекарства и лечебные процедуры;
  • успокоить пациента;
  • грамотно и ответственно рекомендовать медсестрам и больным диагностические и лечебные процедуры;
  • оперативно приходить на помощь больным;
  • проводить санацию;
  • расшифровывать рентгеновские снимки;
  • проводить коррекцию прикуса;
  • при необходимости протезировать зубы или их удалять;
  • с целью профилактики заболеваний зубов обучать навыкам гигиены полости рта и правилам ухода за зубами и деснами,
  • давать рекомендации по выбору зубной пасты, щетки, нити, эликсиров;
  • правильно ставить диагноз.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Профессия стоматолога предполагает ответственность, аккуратность, склонность к работе руками, хорошую мелкую моторику, доброжелательность, умение находить общий язык с пациентами.

Стоматологу приходится постоянно повышать и расширять свою квалификацию, и нужно быть готовым к этому. Стоматолог должен знать анатомию и физиологию человека, и особенно хорошо нужно знать строение челюстей, зубов, полости рта. Разбираться в применяемых материалах, лекарствах, уметь пользоваться стоматологическими инструментами и оборудованием. Владеть методиками диагностики и лечения, уметь «читать» рентгенограммы.

Профессионально важные качества:

  • хорошо развитая моторика рук;
  • координация движений;
  • аккуратность;
  • хорошая память;
  • внимание.

Условия труда

Вредными условиями труда у врачей-стоматологов являются нервно-эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза, нагревающий микроклимат, резкие колебания освещенности, значительное напряжения зрения, шум и вибрация, создаваемые высокооборотными турбинами. На них также оказывают вредное воздействие наркотические и токсические вещества, анестетики, антибиотики, полимерные материалы, в основном акриловые пластмассы и эпоксидные смолы, употребляемые
для изготовления пломб и зубных протезов, рентгеновское излучение, микробный фактор, имеется опасность заражения различными инфекциями.

Работа врача-стоматолога, особенно специалиста по терапевтической стоматологии, требует постоянного и значительного напряжения зрения на всех этапах обследования больного, при выборе инструментария, в процессе лечения и при заполнении медицинской документации.
Зрительная работа терапевта-стоматолога относится к разряду наивысшей точности.

Для защиты органов дыхания от патогенных микроорганизмов и капель жидкости предназначены защитные маски из гипоаллергенного нетканого материала, которые препятствуют микробной контаминации рабочего поля, удерживая бактерии, находящиеся в потоке выдыхаемого воздуха. Ряд масок оборудуется защитным экраном, который предохраняет глаза от попадания травмирующих частиц, а также биологических и агрессивных химических жидкостей. Альтернативой маске служит респиратор, изготовляемый из материала, не раздражающего кожу.

Для предохранения глаз от механических, термических повреждений служат защитные очки (прилегающие открытые и закрытые с прямой
и непрямой вентиляцией, неприлегающие) и экран, предохраняющие от попадания на слизистую оболочку биоматериала и агрессивных химических веществ. При работе с гелиолампами и лазерными аппаратами для защиты сетчатки глаза необходимо использовать очки
со светофильтрами.

Для обеспечения надлежащего санитарного состояния воздуха в помещениях зуботехнической лаборатории необходимо наличие рациональной системы центральной искусственной вентиляции, а также обязательное устройство местной вытяжной вентиляции в виде вытяжных шкафов, отсосов, зонтов, обеспечивающих удаление пыли, паров и газов непосредственно с мест их образования.

Медицинские противопоказания:

  • нервные и психические заболевания;
  • нарушение координации движений кистей рук;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • выраженные заболевания зрения и слуха.

Требования к знаниям специалиста

Тем, кто хочет овладеть этой профессии следует хорошо знать такие предметы, как химия, анатомия и физиология человека. Им требуется иметь навыки в фармакологии, превосходно знать строение полости рта.

Базовое образование

Стать стоматологом можно получив высшее образование по специальности «стоматология», медико-стоматологический университет. После обучения необходимо пройти интернатуру, после чего выдают сертификат. Или, уже имея высшее медицинское образование, пройти послевузовское обучение по соответствующей специальности.

Пути получения профессии

Обучиться данной специальности возможно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Области применения профессии

Профессия стоматолог одна из самых нужных и высокооплачиваемых. Стоматологи всех направлений могут работать в государственных и частных стоматологических клиниках, в стоматологических кабинетах санаториев, военных госпиталей и пр.

Перспективы карьерного роста

Перспектив у каждой из этих специализаций, относящихся к стоматологии, очень много. И даже если стоматологи остаются работать на одной должности, они все равно растут профессионально и повышают квалификацию. С опытом у врачей повышаются репутация и качество обслуживания, а вместе с тем растет и собственная клиентская база, что обеспечивает постоянный рост дохода.

Важным является и то, что у стоматологов есть возможность работать не только в муниципальных клиниках, но и в частных, причем количество последних растет с каждым днем.

Второй путь развития карьеры такого специалиста заключается в уверенном продвижении по административной лестнице. Со временем врач может получить такую должность, как заведующий отделением, затем заместитель главврача, а в последующем – и главный врач клиники.

Также есть еще один вариант – это научная карьера. Стоматолог может не оканчивать ординатуру и интернатуру, так как есть возможность поступить в аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию, а потом приступить к работе над докторской. В таком случае вершиной карьеры становятся звание профессора, заветная и почетная должность заведующего кафедрой и научной школы.

Кроме того, можно открыть свой собственный кабинет или клинику.

И если вначале предлагаемая в них стоматология цены будет иметь низкие, то затем, очень скоро, вы обзаведетесь постоянным потоком клиентов, а потом уже можно откорректировать стоимость услуг по своему усмотрению.

Классификация условия труда медработников от Минтруда и Минздрава

В общем письме Минздрава, Минтруда и Профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации даны разъяснения по поводу классификации условий труда медицинских работников на рабочих местах при воздействии биологического фактора.

Напоминаем, что до 1 января все работодатели должны произвести оценку условий труда (СОУТ). В противном случае Минтруд грозит штрафами.

Информация актуальна слушателям курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Необходимость проведения специальных измерений условий труда для определения биологического фактора?

В данном письме даются разъяснения о том, как при проведении СОУТ соотнести условия труда на рабочем месте к классу и подклассу условий труда при воздействии биологического фактора.

Напомним, что Минтруд в целях реализации требований Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" разработал Методику проведения СОУТ. Данная методика утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н.

Согласно этой методике все рабочие места медицинских работников, а также тех, кто непосредственно осуществляет медицинскую деятельность (биологи, лаборанты) автоматически относятся к классу условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами). Об этом гласит второй абзац пункта 29.

То есть для отнесения рабочих мест к данному классу не нужно проводить исследования (испытания) и измерения. Измерения определяют лишь концентрацию патогенных микроорганизмов.

Почему для рабочих мест медработников не нужно проводить специальные исследования (измерения) на предмет биологического фактора?

Согласно требованиям ФЗ от 04.05.1999 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для получения права работы с патогенными микроорганизмами нужно получать лицензию. Это правило распространяется только на те организации, которые не осуществляют медицинскую деятельность. Эти организации используют возбудителей инфекционных заболеваний человека (животных) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности в замкнутых системах.

Что же касается медработников, то тут достаточно, чтобы должность работника и его должностная инструкция соответствовали положениям Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников (Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н).

баллы НМО аккредитация медработников

ЕКС предусмотрена квалификационная характеристика должности врача-специалиста, применяемая в отношении должностей врачей-специалистов, по которым в ЕКС отсутствуют отдельные квалификационные характеристики.

Таким образом, наличие наименования должности в Номенклатуре, а в должностной инструкции медицинского или иного работника медицинской организации (учреждения), разработанной в соответствии с ЕКС хотя бы одного соответствия определению понятия "медицинская деятельность" является достаточным основанием для осуществления дальнейшего отнесения условий труда с учетом групп патогенности к классу (подклассу) условий труда без проведения исследований (испытаний) и измерений.

Как определить класс и подкласс условий труда для рабочих мест медработников?

Минздрав и Минтруд указывают, что для этого достаточно определить группу патогенности микроорганизмов (возбудителей инфекционных заболеваний). Здесь нужно пользоваться Приложением N 9 к Методике проведения СОУТ.

Эксперты и те, кто проводит специальную оценку условий труда, для определения группы патогенности микроорганизмов, нужно сопоставить и установить совпадения по наименованию болезней.

Как определяются группы патогенности микроорганизмов?

Группа патогенности микроорганизмов определяется в соответствии с

  • "Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности" (приложение N 3 к Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности), утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 64),
  • "Классификацией микроорганизмов - возбудителей инфекционных заболеваний человека, простейших, гельминтов и ядов биологического происхождения по группам патогенности" (приложение N 1 к Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителей паразитарных инфекций, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2008 г. N 4).

Для целей специальной оценки условий труда иные положения санитарно-эпидемиологических кроме правил СП 1.3.3118-13 и СП 1.3.2322-08 не применяются.

При специальной оценке условий труда в медорганизациях учитываются все патогенные микроорганизмы (возбудители инфекционных заболеваний), которые воздействуют на работника в ходе осуществления медицинской деятельности, исходя из наличия потенциального контакта с инфицированными пациентами, или с инфицированным биологическим материалом, включая кровь, выделения (внешние и внутренние) организма человека, с учетом механизмов и путей передачи патогенных биологических агентов (патогенных микроорганизмов).

Оценка условий труда на основе изучения документов и отчетов

Минздрав и Минтруд указывают, что изучив обязательные отчёты статнаблюдения, можно определить наименования болезней и группы патогенности возбудителей этих инфекционных заболеваний. Единственное правило: эти документы должны быть не старше пятилетней давности.

В качестве исходных материалов при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, наряду с документами, перечисленными в пункте 4 Методики, должны использоваться данные статистической отчетности, предоставляемые организацией в установленном порядке в вышестоящие органы об имеющихся либо имевшихся инфекционных заболеваниях у пациентов, которые определяют наличие воздействия биологического фактора в условиях труда на рабочих местах.

Для подтверждения наличия на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, контакта с патогенными микроорганизмами - возбудителями инфекционных заболеваний (работы в условиях воздействия биологического фактора) и дальнейшего отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по биологическому фактору используются данные имеющейся в медицинской организации документации, в которой отражены основные и сопутствующие заболевания пациентов (больных), а также данные из форм федерального статистического наблюдения.

Например, приказами Росстата:

  • от 28.01.2009 N 12 утверждена форма N 8 "Сведения о заболеваниях активным туберкулезом";
  • от 31.12.2010 N 483 утверждена форма N 33 "Сведения о больных туберкулезом";
  • от 30.12.2015 N 672 утверждена форма N 61 "Сведения о болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека";
  • от 21.07.2016 N 355 утверждена форма N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации";
  • от 22.12.2016 N 866 утверждена форма N 14 "Сведения о деятельности подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях" и т.д.

Сведения, полученные в ходе изучения указанной медицинской документации и (или) из обязательных для предоставления медицинской организацией форм федерального статистического наблюдения, являются достаточным основанием для установления наименований болезней и групп патогенности возбудителей этих инфекционных заболеваний.

Сведения в вышеуказанных и других формах статистической отчетности, обязательные для предоставления медицинской организацией, являются основными для отнесения условий труда медицинских и иных работников к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора

Примеры использования методики

В ходе оказания медицинской помощи больному ОРВИ, герпесом I типа и сифилисом на рабочем месте работника, непосредственно осуществляющего медицинскую деятельность, устанавливается III группа патогенности, в соответствии с Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности, что соответствует нахождению в данной группе возбудителя сифилиса - Treponema pallidum. При дальнейшем отнесении условий труда рабочего места работника к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора с использованием приложения N 9 к Методике это соответствует вредному классу условий труда второй степени (подкласс 3.2).

При оказании медицинской помощи больному ринитом, гастроэнтеритом, туберкулезом и ВИЧ-инфицированному отнесение условий труда на рабочем месте к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора устанавливается по наиболее высокой II группе патогенности микроорганизмов, к которой относятся возбудители вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), что при использовании приложения N 9 к Методике соответствует вредному классу условий труда третьей степени (подкласс 3.3).

Оценка условий труда по обращению работника и инициация Комиссии

Согласно положениям статьи 5 Закона N 426-ФЗ, работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации и эксперту, проводящим специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

В этой связи, одновременно со сбором исходных данных рекомендуется провести опрос работников на предмет наличия у них предложений по осуществлению на их рабочих местах идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов, с учетом того, что Федеральным законом не ограничивается состав подлежащих идентификации по просьбе работников вредных производственных факторов.

Обучение для врачей

Результаты указанного опроса оформляются протоколом заседания Комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя (далее - Комиссия), в котором указываются наименования рабочих мест и их количество, наименования должностей и количество занятых на них работников, а также перечень подлежащих идентификации вредных производственных факторов на каждом рабочем месте, где заняты обратившиеся с предложениями работники.

Все перечисленные выше исходные данные передаются представителю организации, проводящей специальную оценку условий труда, и ее эксперту для дальнейшей работы с оформлением со стороны Комиссии акта передачи, в котором перечисляются передаваемые материалы и стоят подписи председателя и членов Комиссии, включая представителя первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), а также представителя организации, проводящей специальную оценку условий труда, и ее эксперта.

Одновременно работодатель согласовывает график работы эксперта и обеспечивает его сопровождение членом комиссии по проведению специальной оценки условий труда (например: специалистом по охране труда или лицом, на которого приказом возложены его функции).

Когда не нужна идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов?

В отношении рабочих мест, предусмотренных частью 6 статьи 10 и частью 1 статьи 11 Закона N 426-ФЗ, идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не осуществляется, а декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не оформляется.

Согласно части 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

рабочих мест, на которых по результатам ранее проведённых аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии со статьёй 4 Закона N 426-ФЗ для работодателя установлена обязанность не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения.

Эффективность профессиональной деятельности врачей в большей степени определяется не только их квалификацией и материально-техническим оснащением лечебно - профилактических учреждений, но и состоянием их собственного здоровья.

Ключевые слова: стоматология, профессиональные вредности, факторы риска.

Стоматология является одной из наиболее многочисленных врачебных специальностей, занимая по численности пятое место (8,1%) после врачей - лаборантов диагностического профиля (9,4%), педиатров (14,8%), терапевтов (21%) и врачей специализированного профиля (28,1%) [8, 11].

Повседневная практическая деятельность врача - стоматолога связана с наличием большого количества факторов риска, которые влекут за собой негативные последствия, приводящие к ухудшению здоровья специалиста и невозможности качественно выполнять свои профессиональные обязанности [1, 2]. Среди них: повышение нервно-эмоционального напряжения, вынужденная рабочая поза, нерациональное освещение, опасность передачи инфекции, контакт с аллергенами и токсическими веществами, шум, вибрация и многие другие.

Цель работы: анализ литературных данных, посвященных вопросу изучения профессиональных вредностей в работе врача - стоматолога.

Профессиональные вредности, воздействующие на стоматолога, делят на следующие группы [1, 2, 8]:

1. Физические факторы (вибрация, шум, ультразвук).

• Вследствие воздействия шума (и вибрации), сопровождающего работу высокоскоростного стоматологического оборудования, у врачей возрастает вероятность развития расстройств нервной системы и профессиональной односторонней тугоухости [5, 7]. Часто для увеличения мощности стоматологической установки, ее оснащают дополнительной аспирационной системой. Несмотря на шумоизоляцию этих помп, они издают монотонные громкие шумы, которые пагубно влияют на слуховой аппарат и затрудняют взаимодействие как между врачом и пациентом, так и ассистентом и врачом на стоматологическом приеме.

• Электромагнитное излучение (профессиональный компьютер, светильник со стоматологической установки, телефон, печь СВЧ, холодильник и др.) при воздействии на организм может негативно влиять на органы репродуктивной системы, приводя к неблагоприятным отдаленным воздействиям. Не стоит забывать так же о пагубном влиянии электромагнитного излучения на органы кроветворения (косный мозг), центральной нервной системы и конечно же на глаза, где длительное повреждающее воздействие приведет к серьезным проблемам со зрением (катаракте, изменению сетчатки по типу ангиопатии, склерозу ретинальных сосудов, в некоторых случаях, образованию дистрофических очагов в макулярной области).

• В своей работе врач стоматолог постоянно получает дозу рентгеновского излучения. Это негативно сказывается на его здоровье. Постоянный контакт с рентгеновскими лучами и несоблюдением техники безопасности в работе с рентгеном может привести к:

1. Заболеванию крови – гемолитическая анемия; 2. Возникновению катаракт; 3. Увеличению числа заболеваемости онкологией; 4. Быстрое старение; 5. Уменьшению продолжительности жизни – ранняя смерть; 6. Химические факторы (острые, хронические интоксикации).

Соединение метилметакрилат (ММА), широко используемое в ортопедической стоматологии в качестве материала, предназначенного для изготовления пломб, содержится в воздухе стоматологических помещений круглогодично в концентрациях, которые превышают ПДК (10 мг/м3). Острое ингаляционное воздействие ММА способствует раздражению слизистой оболочки глаз и верхних дыхательных путей.

Основные проявления интоксикации данным вещетвом: тошнота, повторная рвота, головная боль, шум в голове, головокружение, жажда, слабость, сонливость, приводящая к потере сознания, гипотония и развитие эпилептиформных судорог. Хроническое ингаляционное воздействие ММА в повышенных концентрациях в воздухе рабочей зоны способствует развитию интоксикации, сопровождающейся нарушением функции нервной системы [3, 4, 9].

2. Биологические факторы (патогенные микроорганизмы).

На прием к врачу - стоматологу обращаются различные пациенты, в том числе имеющие хронические инфекционные болезни (туберкулез легких, венерические заболевания и др.), являющиеся носителями патогенных бактерий и вирусов, например, гепатита В, гепатита С, менингита и ВИЧ - инфекции.

Кроме того, в полости рта человека при воспалительных заболеваниях пародонта и наличии кариозного поражения количество микроорганизмов возрастает во много раз, в том числе и патогенных.

3. Психофизиологические факторы.

Основными психофизиологическими факторами, влияющими на здоровье врача-стоматолога, являются:

1. Положение во время работы, стоя или сидя в течение длительного времени; 2. Статическая нагрузка на кисти рук; 3. Зрительное напряжение [9, 11].

Стоматологи - хирурги большую часть своего рабочего времени работают стоя, в наклонном положении. Продолжительная работа в такой позе способствует возникновению искривления позвоночника и ног, деформации таза, плоскостопию, варикозному расширению вен нижних конечностей.

Общепризнано, что нерационально - тонкие ручки инструментов вызывают перенапряжение и спазм мускулатуры кисти. Нередко у стоматологов наблюдается развитие контрактуры Дюпюитрена, т.к. большинство инструментов (щипцы, наконечники) постоянно давят на одно и то же место ладони в течение рабочей смены. Кроме того, длительное, часто повторяющееся напряжение отдельных мышечных групп в вынужденном положении способствует развитию тендовагинита.

В процессе работы доктор производит постоянный визуальный контроль, так как работать в полости рта режущим инструментом, вращающимся со скоростью до 450 тыс. оборотов в минуту, рядом с мягкими тканями, достаточно опасно и может привести к негативным последствиям. При трудностях в доступе к рабочему полю, доктор максимально приближает свой взор к рабочей зоне, это приводит к сокращению мышц хрусталика и увеличению его кривизны.

Врач – стоматолог работает в условиях сочетания естественного и искусственного освещения. К источникам искусственного освещения относятся лампы накаливания, люминесцентные лампы, ксеноновые рефлекторы, способные вызывать развитие зрительного и общего утомления, рабочую миопию за счет напряженной работы прямых внутренних мышц глаза и спазмы аккомодации. Видимый нами дневной свет в своем спектре содержит часть ультрафиолетовых лучей, но их влияние компенсируется хрусталиком, который имеет оранжевый оттенок – своеобразный естественный фильтр предотвращающий попадание ультрафиолетового спектра на сетчатку. Однако излучаемый галогеновой лампой поток ультрафиолета хрусталик не в состоянии задержать, что приводит к воздействию ультрафиолета на сетчатку. Поражаются фоторецепторы глаза, что ведет к выпадению чувствительности отдельных клеток, а затем и к выпадению полей зрения.

Ассистент играет значимую роль, он делает работу врача стоматолога менее напряженной и уменьшает количество затраченного времени. Однако 60% врачей работают без ассистента, это снижает удобство в работе при выполнении сложных манипуляций и увеличивает количество времени затраченного на одного пациента. Как следствие перерыв между пациентами сокращается и к концу рабочего дня доктор находится в состоянии физического и психологического напряжения.

Еще одним немаловажным фактором, выступающим в снижении работоспособности врачей - стоматологов, является потребительский экстремизм [6]. Пациенты – экстремисты, подавая судебные иски, подвергают врачей хроническому стрессу, так как стоматологи начинают переживать за «сложившуюся» ситуацию, приезжать в судебные и досудебные инстанции, отстаивать очереди, тратить деньги и время. Все это будет вести к повышению нервозности врача (стрессу), повышению усталости, что в итоге будет отражаться на состоянии иммунитета.

При снижении активности иммунитета мы становимся восприимчивее к разному рода заболеваний, в том числе и обострению уже имеющихся - хронических заболеваний. Это имеет особое значение в зимний период, где на фоне сниженного иммунитета (нехватка солнечных лучей, а значит нехватка витамина Д) иммунитет ослабляется еще сильнее, что повышает вероятность заболевания врача стоматолога острыми респираторными вирусными инфекциями, аденовирусом, а также повышается вероятность заражения различными видами болезней от пациентов непосредственно на стоматологическом приеме.

1. Работа врача - стоматолога связана с воздействием ряда профессиональных факторов риска, приводящих к ухудшению здоровья специалиста;

2. Организация и разработка профилактических мероприятий по созданию оптимальных условий рабочей среды является залогом укрепления здоровья и повышения работоспособности врачей стоматологов.

Список литературы

1. Азарова Е.А., Затонская Н.А., Филимоненко С.С., Федорова А.Г. Профессиональные вредности работы стоматолога. Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко. – 2006. – 26 с.

2. Аюпов И.Ш. Профессиональные заболевания врача - стоматолога. Методы профилактики // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2.;

3. Бескакотова, Н.В. Влияние гигиенических факторов производственной среды на развитие утомляемости у врачей стоматологов / Н.В. Бескакотова, Е.Н. Срабуева, С.Р. Жакеновой // Карагандинская государственная медицинская академия, 2006. - 17 - 38 с.

4. Бодагова Е.А., Говорин Н.В. Психическое здоровье врачей разного профиля // Социальная и клиническая психиатрия. 2013. №1. С.21-26.

5. Денисов Э.И. Неспецифические эффекты воздействия шума / Э.И. Денисов, П.В. Чесалин // Гигиена и санитария. 2007. - №6. - С.54-56

6. Зелинский М.В., Синельников В.А., Хазгериев Д.Э., … Актуальная проблема потребительского экстремизма как фактора угрожающего современной стоматологической практике // Научная дискуссия: вопросы медицины. сб. ст. по материалам LX-LXI междунар. науч.-практ. конф. – № 4-5 (46). – М., Изд. «Интернаука», 2017. – С. 96-108.

7. Иващенко Г.М., Пин Н.А. Методика измерения вибрации, возникающей при обработке зубов бормашиной // Стоматология. 1971. - № 1. — С. 70.

8. Измеров Н.Ф. Национальная система медицины труда как основа сохранения здоровьяработающего населения России / Н.Ф. Измеров // Здравоохранение Российской Федерации. -2008. -№1. - С.7-8.

9. Ларенцова Л.И. Изучение профессионального стресса у врачей —стоматологов / Л.И. Ларенцова, Ю.М. Максимовский // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2005.- №1 (15) - 4 с.

10. Ожгихина Н.В., Ожгихина Ж.Э. Профессиональные вредности в работе врача-стоматолога. Психофизиологический фактор // Проблемы стоматологии. – 2013. - № 1

11. Субаев М.Н., Сетко Н.П. Гигиеническая оценка индивидуальных профессиональных рисков здоровью детских врачей стоматологов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.

Работа стоматологических организаций, как и других медицинских учреждений, строго контролируется на государственном уровне. В 2021 году в этой области произошли крайне серьезные изменения, связанные с реализацией проекта регуляторной гильотины. В рамках этого проекта предполагается пересмотр всего объема действующей правовой базы на предмет упразднения устаревших или избыточных требований. Этот процесс коснулся и стоматологических клиник.

Действующая нормативная база

Еще недавно основная нормативная документация в стоматологии включала лишь несколько ключевых правовых актов. Важнейшим из них были Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденные постановлением Главного государственного санврача от 18 мая 2010 года N 58. Они содержали целый раздел под номером V, в котором приводились требования санитарии и гигиены для организаций этого профиля.

Однако с 1 января 2021 года этот нормативный документ был отменен. Вместо него в действие вступил новый СанПиН для стоматологии в 2021 – Санитарно-эпидемиологические требования СП 2.1.3678-20, утвержденные постановлением Главного государственного санврача от 24 декабря 2020 года N 44. Как и предыдущий нормативный документ, они содержат требования к медицинским организациям разного профиля. Стоматологическим клиникам и кабинетам посвящен относительно небольшой блок, включающий пункты 4.26.1-4.26.17.

Кроме этого ключевого документа, в нормативной базе для данной области деятельности произошел еще ряд существенных изменений – например, поправки в СанПин стоматологии в рентгенологии и другие. При этом многие правовые акты по результатам пересмотра остались действующими. Полный список документов с их актуальным статусом приведен в нижеследующей таблице.

Нормативный акт Область применения Утверждающий документ Статус
СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарные требования к медучреждениям Постановление Главного государственного санврача от 18 мая 2010 года N 58 Отменен
Постановление Правительства от 16 апреля 2012 года N 291 Порядок лицензирования медицинской деятельности Действующий
Приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н Правила оказания стоматологической помощи взрослым Действующий
Приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н Правила оказания стоматологической помощи детям Действующий
СанПиН 2.6.1.1192-03 Устройство и эксплуатация рентген-кабинетов Постановление Главного государственного санврача от 18 февраля 2003 года N 8 Действующий
СП 2.1.3678-20 Санитарные требования к организациям, оказывающим услуги, выполняющим работы или продающим товары Постановление Главного государственного санврача от 24 декабря 2020 года N 44 Действующий

Общие требования к медицинским организациям

Весь раздел 4 новых санитарно-эпидемиологических требований посвящен деятельности медицинских организаций. Поскольку стоматологические кабинеты и клиники входят в эту категорию, они также должны отвечать этим нормативам. Основными из них становятся:

  • выполнение общефедеральных гигиенических нормативов в отношении содержания вредных веществ в атмосфере и почве в непосредственной близости от здания, где находится учреждение;
  • выполнение требований к площади помещения в соответствии с его функцией;
  • наличие раздельных туалетов для пациентов и работников;
  • использование устойчивых к механическим воздействиям и безопасных материалов при внутренней отделке помещений;
  • использование современных инженерных систем, обеспечивающих бесперебойную и безопасную работу организации. Таким образом, вентиляция в стоматологии должна осуществляться с помощью качественной техники, обеспечивающей эффективный приток необходимого объема воздуха;
  • достаточный уровень освещенности для качественной работы медицинского персонала;
  • использование мебели, позволяющей проводить регулярную дезинфекцию и санитарную обработку. Дезинфекция и стерилизация в стоматологии с помощью обеззараживающих растворов или специальных средств;
  • организация внутреннего устройства здания, позволяющая изолировать инфекционных больных.

Минимальный набор помещений, который должен присутствовать в составе стоматологической организации любого формата, включает вестибюль, кабинет врача стоматологического профиля, комнату для персонала, туалет и помещение для хранения инвентаря и других объектов.

Требования к стоматологическим учреждениям: размещение помещений

Хирургический кабинет в стоматологии или другое медицинское учреждение стоматологического профиля должно отвечать следующим нормам:

  • разрешается размещение таких организаций в жилых домах при условии, что это не приводит к превышению допустимых нормативов по санитарно-гигиеническим критериям;
  • в этой ситуации стоматология должна иметь отдельный вход;
  • кабинеты для приема детей и взрослых должны быть отдельными. Также для детей необходимо оборудовать отдельный туалет;
  • высота потолка помещений для осуществления основной деятельности должна составлять не меньше 2,4 метра, площадь кабинета, в котором размещается одна основная стоматологическая установка, – не меньше 14 квадратных метров. На каждую дополнительную установку нужно предусмотреть не менее 10 квадратных метров;
  • для осуществления оперативных вмешательств в клинике должна быть оборудована операционная, для пребывания пациентов сразу после операции – отдельная комната.

Требования, устанавливающие площадь стерилизационной в стоматологии и минимальные нормативы по площади других помещений, приведены в приложении № 1 к постановлению, утверждающему санитарные правила СП 2.1.3678-20.

Требования к стоматологическим учреждениям: установка оборудования

Новый СанПиН в стоматологии для медсестер устанавливает также требования к оборудованию, применяемому в стоматологических учреждениях. В этой сфере действуют следующие нормативы:

  • в случае наличия одностороннего естественного освещения, то есть окон, расположенных по одной стене, кресла для приема пациентов должны устанавливаться вдоль этой стены;
  • если в одном помещении установлены несколько кресел, они подлежат разделению непрозрачными перегородками высотой не меньше 1,5 метров;
  • если в стоматологической организации имеется не больше 3 кресел, технику для стерилизации нужно устанавливать прямо в кабинете;
  • в каждом кабинете должна быть раковина для мытья рук. При наличии отдельной операционной раковина устанавливается в предоперационном помещении;
  • в зуботехнической лаборатории, работающей с гипсом, раковину нужно оборудовать устройством для улавливания этого материала из сточных вод;
  • прокладка инженерных систем должна быть скрытой.

Помимо указанных, к зуботехническим лабораториям предъявляется ряд дополнительных требований по инженерному оснащению, которые обеспечивают безопасность и эффективность их работы.

Организация работы рентген-оборудования

С 2021 года к работе стоматологических организаций также стали предъявляться новые требования в части организации работы рентген-кабинетов. С 1 января этого года вступил в действие приказ Минздрава от 9 июня 2020 года N 560н. В приложении № 10 к этому нормативному документу приводятся правила организации рентгенологического кабинета в стоматологических клиниках.

Исходя из состава новых требований, можно предположить, что изменения по рентгену в стоматологии существенно осложнять работу уже действующих организаций. Начнем с того, что теперь наличие собственного рентгеновского аппарата становится одним из ключевых лицензионных требований для стоматологической клиники: направлять пациентов для прохождения таких исследований в другие организации станет невозможно. При этом если в составе медицинского учреждения действует отдельный рентгент-кабинет, его нужно будет оснастить как визиографом, так и ортопантонографом: ранее было достаточно только одного инструмента.

Однако приобретение дополнительного оборудования – не единственная сложность, которая ожидает российские стоматологические организации. Дело в том, что в соответствии с СанПиН 2.6.1.1192-03, который продолжает действовать, установка каждого дополнительного прибора в рентген-кабинете требует увеличения его площади как минимум на 4 квадратных метра. При этом минимальная площадь, необходимая для основной установки, составляет 8 квадратных метров. В результате наименьшая разрешенная площадь рентген-кабинета в соответствии с новыми требованиями должна составлять 12 квадратных метров.

Еще одна сложность заключается в описании полученных снимков. Выполнять эту работу может только врач-рентгенолог: делать это стоматологу самостоятельно запрещается. Да, действующее законодательство допускает прием на работу рентгенологов в удаленном формате; при этом оно регламентирует, что описание снимков должно быть предоставлено в основную стоматологическую организацию в течение 24 часов. Но ведь в ходе сложного лечения таких снимков может потребоваться и два, и три, и даже больше? Верно, в каждом из этих случаев придется ждать до 24 часов, а значит, лечение явно затянется.

Аптечка неотложной помощи

Современные журналы в стоматологии регулярно публикуют информацию об обновлениях действующего законодательства в этой быстро меняющейся сфере. Они коснулись также состава аптечки неотложной помощи в стоматологии. Актуальная нормативная база предусматривает организацию и хранение аптечек для купирования следующих типов неотложных состояний у пациентов:

  • общие осложнения;
  • анафилактический шок, вызванный действиями по лечению зубов;
  • риск заражения ВИЧ-инфекцией либо инфекциями из группы гепатитов;
  • конкретные синдромы, требующие принятия неотложных мер по выводу из соответствующего состояния.

Укладки для реализации необходимых мер дифференцированы для детей и взрослых. Их состав регламентирован профильными нормативными документами. Для детей это приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н. А вот для взрослых до недавних пор их состав регламентировался приказом Минздрава от 7 декабря 2011 года N 1496н. Однако с 1 января 2021 года, как и многие другие правовые акты, он прекратил свое действие. Взамен этого приказа был принят новый – приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н. Теперь стоматологическим отделениям для взрослых потребуется пересмотреть состав аптечек согласно новым требованиям, чтобы выполнить нормы обновленного законодательства.

Полный текст:

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список литературы
  • Cited By

Аннотация

Цель. Провести обзор литературы о современном состоянии условий труда и здоровья медицинских работников стоматологического профиля.

Материалы и методы. Провести исследование российской и зарубежной литературы последних лет в базах РИНЦ, Scopus, Web of Science, Pubmed.

Результаты. Значительный процент врачебных специальностей составляют медицинские работники стоматологической направленности. Развитие и внедрение инновационных технологий, расширение аппаратурных и медикаментозных методов лечения в стоматологии увеличило ряд вредных факторов труда специалистов этой области.

Заключение. Данные по гигиенической оценке условий труда и организации трудового процесса медицинских работников стоматологического профиля требуют существенного дополнения и учета индивидуальных профессиональных рисков. Расширение детализация аспектов воздействия профессиональных вредностей в сфере стоматологии позволит снизить риск возникновения патологических процессов у специалистов данной области.

Ключевые слова

Об авторах

пер. Нахичеванский д. 29, Ростов-на-Дону, 344022

Список литературы

1. Петренко Н.О. Зубков Д.А. Анализ заболеваемости и комплексная оценка состояния здоровья медицинских работников стоматологического профиля. Сборник тезисов науч.-практ. конф., посвящ. 85-й годовщине образования гос. сан.-эпид. службы России. Саратов. 2007; 47-54.

2. Лакшин А.М., Кич Д.И. Состояние здоровья и условия труда врачей стоматологов: учеб.-метод. пособие. М.: РУДН. 2001; 41 с.

3. Даллакян Л.А., Руснак А.В., Стревалюк А.Р. Гигиенические аспекты работы врача стоматолога. Здоровье и образование в ХХI веке. 2015; 17(1): 64-67.

4. Афонина Л.А. Профилактика основных профессиональных заболеваний врача-стоматолога. Международный студенческий научный вестник. 2016; 6.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16719 (дата обращения: 29.05.2018).

5. Темуров Ф.Т. Частота заболеваемости медицинских работников стоматологического профиля. Клиническая стоматология. 2016; 1(77): 72-76.

6. Сетко Н.П., Булычева Е.В. Современные проблемы условий труда и состояния здоровья детских стоматологов. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015: 12-10: 1811-1814; URL: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=8387 (дата обращения: 07.02.2017).

7. Елисеев Ю.Ю., Петренко Н.О. Снижение профессионального риска в труде врачей-стоматологов. Охрана труда и техника безопасности в учреждениях здравоохранения. 2014; 4: 38-42.

8. Елисеев Ю.Ю., Березин И.И., Петренко Н.О., Сучков В.В. Современное состояние условий труда врачей стоматологов. Современная стоматология. 2014; 2: 43-50.

9. Юн О.П., Широков В.А. Условия труда и распространенность болевых синдромов шейно-плечевой области у стоматологов. Здоровье населения и среда обитания. 2010; 1(202): 34-36.

10. Елисеев Ю.Ю., Петренко Н.О. Оценка влияния условий и характера труда на состояние здоровья врачей-стоматологов. Охрана труда и техника безопасности в учреждениях здравоохранения. 2013; 8: 1-10.

11. Нефедов О.В., Сетко Н.П., Булычева Е.В. Современные проблемы условий труда и состояния здоровья стоматологов (обзор литературы). Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; 1-4: 533-536; URL: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=8597 (дата обращения: 07.06.2018).

12. Субаев М.Н., Сетко Н.П. Физиолого-гигиеническая характеристика условий труда детских стоматологов. Здоровье населения и среда обитания. 2015; 2: 17-20.

13. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Российская газета. 2013; 6271(295).

14. Катаева В.А. Труд и здоровье врача-стоматолога. М.: Медицина. 2002; 208 с.

15. Шляхетский Н.С., Саханов А.А., Мороз Б.Т. Охрана труда врача-стоматолога на современном этапе. Оптимизация больничной среды средствами новых технологий. 2004; 173-175.

16. Федотова Ю.М., Костюкова Ю.И. Профессиональные заболевания врача-стоматолога. Научное обозрение. Медицинские науки. 2017; 2: 19-21; URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=966 (дата обращения: 09.06.2018).

17. Саханов А.А, Мороз Б.Т., Шляхецкий Н.С. Исследование уровня запыленности и бактериальной обсемененности в зоне дыхания врачей стоматологов терапевтов и ортопедов. Институт стоматологии. 2008; 4(41): 70.

18. Ожгихина Н.В., Ожгихина Ж.Э Профессиональные вредности в работе врача-стоматолога. психофизиологический фактор. Проблемы стоматологии. 2013; 1: 63-66.

19. Лупкина З., Круминя Г., Эглите М. Распространение ранних симптомов синдрома запястного канала среди стоматологов. Медицина труда и промышленная экология. 2018; 2: 36-40.

20. Петренко Н.О. Анализ заболеваемости инфекциями, передающимися гемоконтактным путем у медицинского персонала стоматологического профиля. Материалы 66-ой научно – практической конференции студентов и молодых специалистов Саратовского государственного медицинского университета: «Молодые ученые -Здравоохранению региона». Саратов. 2005; 147-151.

21. Стародубов В.И., Эйгин Л.Е., Новикова И.А., Калининская А.А., Шляфер С.И. Заболеваемость врачей стоматологов и анализ факторов, на нее влияющих. Монография. М., ЦНИИОИЗ. 2001; 141 с.

22. Галиусов А.А., Мартынов Ю.В. Оценка профессионального риска инфицирования ВИЧ врача стоматолога. Эпидемиология, микробиология, инфекционные и паразитарные болезни. 2008; 4(29): 200-203.

23. Филатов Н.Н., Храпунова И.А., Филиппов В.Ю. Основные факторы профессионального заражения медицинских работников гемоконтактными инфекциями. Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2005; 2(21): 41-45.

24. Хафизов Р.Г., Хафизова Ф.А., Азизова Д.А., Зарипова Э.М., Хаирутдинова А.Р. Организация эргономического стоматологического кабинета. Учебно-методическое пособие. Казань. 2014; 25 с.

25. Мальковец О.Г., Терещенко Е.Н, Зайковская Е.И. Профилактика профессиональных заболеваний врача-стоматолога на лечебном приеме. Стоматолог. Минск. 2016; 3(22): 45- 46.

26. Дьяченкова О.Д. Некоторые аспекты качества жизни у врачей стоматологического профиля г. Воронежа. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2009; 5: 64-65.

27. Дундурс Я.А., Спруджа Д.Р., Баке М.Я., Аулика Б.В. Улучшение качества воздуха в стоматологических помещениях. Гигиена и санитария. 2004; 2: 11-15.

28. Крюкова В.О. Профессиональные аспекты гигиены труда врача-стоматолога. Современные тенденции развития науки и технологий. 2016; 5-1: 117-122.

29. Федотова Ю.М., Рейценштейн А.А. Меры профилактики контактного дерматита врача – стоматолога. Международный студенческий научный вестник. 2016; 6; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16666 (дата обращения: 11.06.2018).

30. Григорова Е.Ю., Сиротина О.А. Производственная пыль и ее влияние на здоровье зубного техника. Международный студенческий научный вестник. 2016; 4-1; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15802 (дата обращения: 10.06.2018).

31. Максимова Е.М., Сирак С.В. Анализ рисков и мер по профилактике профессиональных болезней врачей-стоматологов. Фундаментальные исследования. 2013; 5-2: 319-323; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31612 (дата обращения: 10.06.2018).

32. Бабанов С.А. Профессиональные заболевания органа зрения, связанные с воздействием физических факторов. РМЖ «Клиническая Офтальмология». 2015; 2: 89-94.

33. Жукова Е.В., Куренкова Г.В., Лемешевская Е.П. Гигиенические особенности профессиональной деятельности отдельных групп медицинских работников (хирургов, анестезиологов, стоматологов, терапевтов, физиотерапевтов): учебно-методическое пособие для студентов. Иркутск: ИГМУ. 2017; 32 с.

34. Нехорошев А.С., Данилова Н.Б. Характеристика условий труда врачей-стоматологов терапевтических стоматологических кабинетов. Медицина труда и промышленная экология. 2006; 1: 41-43.

35. Рыжова Д.В, Фадеев Р.А. Влияние средств оптического увеличения на здоровье стоматологов по данным литературы. Вестник новгородского государственного университета. 2016; 6(97): 107-114.

36. Одинаев Ф.И., Одинаев Ш.Ф., Шафиев Ш.И., Шутова С.В. Электромагнитные излучения и здоровье человека. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2015; 20(6): 1715-1717.

37. Демченко В.Г., Мехедова Е.А., Семенюк В.М., Тытарь Д.В. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности врачей-стоматологов-ортопедов. Институт стоматологии. 2011; (3): 32-33.

38. Бездетко Г.И., Бессонова Т.И., Шкатова Е.Ю., Попова О.П., Андреева А.А. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности врачей-стоматологов. Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2017; 4: 38-41.

Читайте также: