В состав фосфоритов и апатитов костей и зубов входит

Опубликовано: 22.04.2024

Кандидат химических наук С. ДОРОЖКИН.

Неорганических веществ, накапливаемых в значительных количествах живыми организмами, не так уж много. К ним относятся: карбонат кальция - из него состоят кораллы и ракушки подавляющего большинства моллюсков; оксалат кальция, встречающийся в растениях, а также у млекопитающих (например, в составе камней, образующихся в почках); двуокись кремния, из которой образованы скелеты большинства морских одноклеточных организмов, в частности радиолярий; сульфаты щелочноземельных металлов (встречаются в некоторых растениях и медузах); оксиды железа (присутствуют в бактериях, моллюсках, некоторых растениях) и, наконец, фосфаты кальция - основной строительный материал костей и зубов всех позвоночных животных. О фосфатах кальция и пойдет разговор в этой статье.

Фосфаты кальция состоят из трех химических элементов: кальция, фосфора в степени окисления +5 и кислорода, который входит в состав фосфат-иона. Кроме того, в состав многих фосфатов кальция может входить и водород в виде кислого фосфат-аниона (например, HPO 4 2- и H 2 PO 4 - ) либо в виде воды с образованием кристаллогидратов. Многообразные комбинации оксидов кальция и фосфора (как в присутствии воды, так и без нее) дают достаточно большое разнообразие различных фосфатов кальция. По виду фосфат-иона различают орто- (PO 4 3- ), мета- (PO 3 - ), пиро- (P 2 O 7 4- ) и поли- ((PO 3 ) n n- ) фосфаты кальция, а в случае многозарядных анионов (верно только для орто- и пирофосфатов) по количеству оставшихся ионов водорода различают одно-, двух-, трех- и четырехзамещенные фосфаты кальция (последнее верно только для пирофосфатов).

Все химически чистые фосфаты кальция имеют белый цвет; однако встречающиеся в природе минералы фосфатов кальция чаще всего окрашены, причем четко установлено, что окраску им придают ионы примесей, наиболее распространенные из которых - примеси ионов железа и редкоземельных элементов. Большинство фосфатов кальция малорастворимы в воде, зато все они растворимы в кислотах.

Наиболее важные минералы фосфора - апатит Са 5 (РО 4 ) 3 Х, где Х - это фтор, реже хлор или гидроксильная группа; и фосфорит, основа которого - ортофосфат кальция (Са 3 (РО 4 ) 2 ). Кроме того, фосфор входит в состав некоторых белковых веществ и содержится в растениях и организмах животных и человека.

Фосфатная руда обычно состоит из мелких кристалликов размером менее 1 мм. Более крупные кристаллы встречаются редко, а наиболее красивые шестигранные кристаллы или друзы природного фторапатита представляют коллекционный интерес.

В биологических системах главное место фосфатов кальция - кости и зубы позвоночных животных, то есть рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Помимо этих нормальных и необходимых для живых организмов твердых тканей существуют еще и нежелательные твердые отложения (например, зубной камень, камни в мочевом пузыре, а также атеросклерозные бляшки кровеносных сосудов), которые тоже содержат фосфаты кальция. Кроме того, обнаружено несколько видов ископаемых моллюсков, чьи раковины состоят не из обычного для моллюсков карбоната кальция, а из фосфата кальция.

Все эти биологически образованные фосфаты кальция в научной литературе принято называть термином "биологический апатит". Главное отличие биологического апатита от просто апатита заключается в их химическом составе. Многочисленными исследованиями установлено, что в биологическом апатите часть ионов кальция, фосфата или гидроксида замещена другими ионами. Например, места ионов кальция могут занимать ионы стронция, магния, натрия или калия; ионы фосфата частично замещены ионами карбоната, а в качестве Х-ионов присутствуют гидроксид, фторид, хлорид или даже карбонат. Внимательный читатель непременно обратит внимание на то, что многие ионы-заместители имеют отличную от исходных ионов величину заряда. Например, среди заместителей двухзарядного иона кальция присутствуют однозарядные ионы натрия и калия, а заместителем трехзарядного иона ортофосфата часто служит двухзарядный ион карбоната. Компенсация электрических зарядов в биологическом апатите происходит путем образования необходимого количества ионных вакансий, что приводит к нестехиометрическому (то есть переменному) химическому составу биологического апатита.

Именно поэтому невозможно говорить о точном химическом составе биологического апатита. Более того, химический состав сильно зависит и от вида твердой ткани; он различен для зубов и костей. В среднем кости человека и млекопитающих содержат 60-70% фосфатов кальция, 20-30% коллагена и до 10% воды (значения меняются в зависимости от возраста, питания, состояния здоровья).

Кости - самые крупные твердые части тела человека и млекопитающих. В организме у них две основные функции: механическая поддержка тела и хранилище неорганических ионов. Кости млекопитающих - это композитный материал, содержащий органическую (в основном белок коллаген) и неорганическую (фосфаты кальция) фазы. В этом композите фосфаты кальция придают костям механическую прочность, твердость, жесткость и высокую сопротивляемость к сжимающим нагрузкам, а коллаген - некоторую эластичность и вязкость. В отличие от кости керамика, на 100% состоящая из фосфатов кальция, хрупка и легко разрушается при ударной нагрузке или изгибании. Внутри материал костей пористый, и эти поры заполнены жидкостью, которая играет роль смазки, что, в свою очередь, дополнительно улучшает пластические свойства костной ткани.

Считается, что рост кости начинается с формирования некоего каркаса из закрученных в спирали молекул коллагена, внутри которого зарождаются и растут пластинчатые нанокристаллы биологического апатита. Плоские нанокристаллы апатита - толщина некоторых составляет всего 2-4 нанометра - уложены параллельно друг другу и каким-то (точно еще не выясненным) образом располагаются между собранными в пучки нитевидными молекулами коллагена.

Кости живого существа не есть что-то застывшее или омертвевшее - они находятся в непрерывном динамическом равновесии с окружающими тканями живого организма. Существующие в организме клетки, называемые остеокластами, непрерывно растворяют биологический апатит (эти клетки выделяют кислоту, которая и растворяет фосфаты кальция); в то же время другие клетки - остеобласты - кристаллизуют биологический апатит заново. Процессы постоянного растворения-кристаллизации способствуют поддержанию необходимой концентрации ионов кальция и фосфата в тканях организма, а также поддержанию здоровья костной ткани, поскольку возникшие почему-либо дефектные участки кости растворяются остеокластами в первую очередь, а взамен остеобласты кристаллизуют правильную и здоровую костную ткань.

Как протекает процесс образования костной ткани из растворенных в крови ионов кальция и фосфата с химической точки зрения? Полной ясности нет. Если смешать водные растворы солей кальция (например, кальций азотнокислый) и фосфата (например, фосфат аммония) в определенных пропорциях и в определенных условиях, то, по идее, должен закристаллизоваться апатит. Однако многочисленными исследованиями доказано, что все не так просто: апатит, действительно, образуется, но не сразу: кристаллизация происходит через образование одного или нескольких промежуточных фосфатов кальция, называемых фазами-предшественниками. На основании этих данных был сделан вывод, что биологический апатит кости тоже формируется аналогичным образом. Правда, до сих пор никому из исследователей не удалось четко зафиксировать какие-либо промежуточные фазы (или их отсутствие) в процессе роста кости. Все упирается в эксперимен тальные трудности: если в пробирке можно провести кристаллизацию и ждать сколь угодно долго, периодически отбирая пробы на анализ, то с живой костью такой эксперимент не проведешь. Посему ученые вынуждены довольствоваться лишь косвенными данными: например, на сегодняшний день установлено, что химический состав биологического апатита молодых костей (например, детенышей животных) отличается от состава апатита взрослых и старых животных.

Второе по значимости место (после костей) в твердых тканях живых организмов занимают зубы. С химической точки зрения структура зубов человека и всех млекопитающих оказалась сложнее, чем структура кости: зубы состоят из наружной очень твердой части, называемой эмалью, и внутренней более мягкой части, называемой дентином. Химический состав и свойства дентина и кости довольно близки (поэтому почти все вышесказанное о кости относится и к дентину), в то время как химический состав зубной эмали сильно отличается, приближаясь к составу чистого апатита.

Главное отличие эмали от дентина и кости состоит в том, что первая почти не содержит органической фазы. Именно поэтому зубная эмаль - самый твердый материал в организме человека и млекопитающих. Дополнительную твердость ей придают ионы фтора, благодаря чему образуется наименее растворимая и наиболее твердая форма апатита - фторапатит. Именно по этой причине выпускают зубную пасту, содержащую фтор: при контакте с зубной эмалью ионы фтора частично вступают в химическое взаимодействие с образованием фторапатита, что повышает сопротивляемость эмали растворению в кислотах, выделяемых живущими в полости рта бактериями. (Здесь следует пояснить, что с химической точки зрения зубной кариес - это процесс растворения биологического апатита в слабых органических кислотах.)

Считается, что механизм образования зубной эмали мало чем отличается от образования костной ткани (та же минерализация органической матрицы, то же вероятное наличие фаз-предшественников). Однако органической фазы в зубной эмали гораздо меньше, она не содержит белка коллагена, а кристаллы эмали имеют длину до 100 микрон. Тем не менее в литературе имеются сведения, что на начальных этапах формирования зубная эмаль содержит только около 50% биологического апатита, доля которого со временем увеличивается до 98-99%. Кроме того, поврежденная зубная эмаль не восстанавливается клетками, подобными остеокластам и остеобластам. Следовательно, эмаль можно считать в некоторой степени "мертвой" тканью живых организмов (в отличие от "живой" кости.)

Нужно коротко упомянуть о наличии еще одной фазы, по-английски называемой "enameloid" (соответствующего русского термина еще нет), которая существует на границе раздела фаз между эмалью и дентином. Установлено, что эта фаза состоит из кристаллов биологического апатита, таких же, как в зубной эмали, но находящихся в органической матрице белка коллагена, как в дентине и кости. Пока что свойства этой промежуточной фазы недостаточно хорошо изучены.

Поскольку неорганический компонент костей и зубов человека и млекопитающих состоит из фосфатов кальция биологического происхождения, очевидно, что с точки зрения биосовместимости (то есть способности живых организмов принимать чужеродные вещества без отторжения) искусственные заменители костей и зубов (имплантаты), сделанные из фосфатов кальция, должны быть оптимальными. Так и есть, однако имплантаты, изготовленные из чистых фосфатов кальция, практически не применяют в медицине: во-первых, они слишком хрупкие, а во-вторых, из них трудно изготовить изделия заданной формы. Здесь нужно вспомнить, что кости и дентин имеют пористую структуру и содержат до 40% органической фазы, которая существенно улучшает их механические свойства. Следовательно, идеальный костный имплантат тоже должен содержать органическую фазу и быть пористым, чтобы в него могли прорастать мягкие ткани живого организма.

Существуют следующие "обходные" пути для преодоления плохих механических свойств фосфатов кальция.

Имплантат можно сделать из какого-нибудь прочного материала (титан, нержавеющая сталь и т.д.), а чтобы сделать его биосовместимым, покрыть сверху (например, путем плазменного напыления или осаждением из пересыщенного раствора) слоем фосфатов кальция. В этом случае все механические нагрузки лягут на прочную металлическую сердцевину, а поверхностный слой фосфатов кальция будет способствовать приживаемости. Таким способом изготавливают, например, искусственные тазобедренные суставы и имплантируемые в десны втулки для крепления на них искусственных (обычно сделанных из керамики) зубов.

Можно пойти по пути, проложенному природой, и приготовить органоминеральный композит, состоящий из фосфатов кальция и какого-либо биологически совместимого или хотя бы инертного полимера. Простейший способ приготовления - когда добавляют порошкообразный фосфат кальция в раствор или расплав полимера и тщательно перемешивают образовавшуюся смесь, а затем формируют готовые изделия. Такие композиты уже существуют, и их пытаются использовать для изготовления небольших костей.

Чтобы исправить мелкие дефекты крупных костей (заполнить трещины либо восстановить искусственно удаленные небольшие фрагменты), используют вязкие суспензии фосфатов кальция в водном растворе какого-либо биологически совместимого полимера (например, крахмала). Такие суспензии можно шприцем вводить в места костных дефектов, и тогда остеокласты и остеобласты используют их как строительный материал, чтобы построить новую кость.

Особую категорию представляют самозатвердевающие цементы, сделанные из порошков двух различных фосфатов кальция. Подбирают пару: кислый фосфат кальция (например, CaHPO 4 ) и щелочной фосфат кальция (например, Ca 4 (PO 4 ) 2 O или просто гидроксид или карбонат кальция), тщательно смешивают в необходимых пропорциях и добавляют либо воду, либо разбавленный водный раствор фосфорной кислоты. В результате протекающих химических реакций цемент затвердевает и образуется апатит. Этот способ хорош тем, что таким цементом легко заполнить костные дефекты, имеющие самую замысловатую геометрическую форму.

Можно приготовить из фосфатов кальция пористый имплантат. Например, окунуть обычную губку в водную суспензию фосфатов кальция, содержащую добавки, которые способствуют прилипанию, а затем прокалить ее при температуре около 1200°С: губка и все органические добавки сгорят и останется "голый скелет" из фосфатов кальция. Если покрыть его снаружи слоем биосовместимого полимера, получится структура, похожая на триплекс - лобовое стекло автомобиля, которое, благодаря полимерной пленке, при аварии не рассыпается на мелкие кусочки. Преимущества таких материалов очевидны: хирург может просто отрезать (отпилить) кусок необходимого размера и формы от большого куска пористой керамики, не опасаясь его разрушения.

Фосфориты и апатиты.

Основными рудами фосфора являются фосфориты (осадочный продукт) и апатиты — продукты вулканического происхождения. Промышленная добыча фосфатов совпадает с началом применения минеральных удобрений. Суперфосфатная промышленность основана И. Муспраттом в Ливерпуле (1846). Муспратт обрабатывал муку фосфатов минерального происхождения серной кислотой, что и было началом производства суперфосфатов, т. е. продукта, содержащего растворимый кислый фосфорнокислый кальций и гипс (сернокислый кальций).

Широкое значение для сельского хозяйства суперфосфат приобретает начиная с 60‑х годов прошлого века. Точно установленной теории образования фосфатов не существует, но большинство исследователей считает, что фосфор, содержащийся в фосфоритах, — животного происхождения. Кристаллической формой фосфорнокислой извести является апатит, состав которого соответствует формуле:

Ископаемые фосфаты в зависимости от той формы, в какой заключается в них фосфорнокислый кальций, можно разделить на две группы: 1) содержащие фосфорнокислый кальций от 92% до 95% в кристаллической форме; к ним относится апатит; 2) содержащие фосфорнокислый кальций в аморфной форме в количестве от 20% до 60% с примесью песка, глины и других веществ.

Кроме этих пород в природе находятся разновидности, содержащие фосфорнокислую известь с различными солями азотной кислоты. Такой разновидностью является гуано (Перу).

Мировые ресурсы. По последнему подсчету Мэнсфильда в 1925 мировые запасы фосфатов оцениваются в 27 миллиардов тонн (табл. 2).

Эти количества однако далеко не исчерпывают всех запасов фосфоритов и апатитов земного шара. По данным Мэнсфильда, богатые залежи фосфоритов, не учтенные в указанном количестве, имеются в долине реки Huasko в Чили, около 300 миль к северу от Вальпарайзо. В Испании открыты значительные месторождения, запасы которых оцениваются в 50 млн. тонн, и наконец в указанную таблицу не вошли богатейшие месторождения хибинских апатитов, открытых лишь в последние годы. До сих пор исчерпана лишь очень незначительная часть громадных резервов фосфатов земного шара, причем добывались и применялись фосфориты с высоким содержанием фосфорного ангидрида. Но запасы высокопроцентных фосфоритов обеспечивают потребность всех стран на много сотен лет.

САСШ. Флоридские фосфориты распространены по всему полуострову, Известно несколько сортов флоридских фосфоритов: 1) Hard rock, средний химический состав их Р₂O₅ от 33% до 36%, R₂O₃ — 2‑3% и CaCO₃ — 5,5‑7,8%. Некоторые сорта содержат фтор; 2) “Pebble”, из области р. Peace River. Различаются фосфориты в первичном залегании в глинах и во вторичном — вымытые, так называемые речные; содержание P₂O₅ больше в первых. Общее количество добычи фосфоритов в 1928 (2 312 981 амер. тонн) на 7% больше добычи предыдущего года. Новые разработки фосфоритов во Флориде начаты в 1928 около lakeland’а и Mulberry. В 1929 добыто 3138 тыс. тонн фосфоритов.

Тенессийские фосфориты, бурые, в районе Mount Pleasant, Tennessee. Кроме бурого фосфорита в Теннеси известны черный, голубой и белый фосфорит. Химический состав бурых: Р₂O₅ — 37‑38%; R₂O₃ — 3%; не­растворимого остатка — от 1,47% до 2,05%. Зарегистрированная добыча бурых и голубых фосфоритов в Теннеси поднялась с 481 759 а/тонн в 1927 до 633,9 тыс. тонн в 1929. Разработка фосфоритов Южной Каролины и Кентукки в последние годы прекращена в связи с конкуренцией тенессийских и флоридских фосфоритов.

Западные штаты. Добыча фосфоритов в 1928 составляла 41 865 а/тонн.

Добыча фосфоритов на континенте Азии и Японии на 1928 определяется в 110 тыс. тонн, из которых около 80 000 добыто в Японии и остальное количество в Британской Индии, Индо-Китае и Палестине. Активная эксплуатация залежей фосфоритов в Трансиордании (Палестина) началась лишь в 1928. Залежи определяются в 4 млн. тонн фосфоритов высокого содержания Р₂O₅. Разработка ведется английским концерном.

Африка. Богатейшие месторождения фосфоритов находятся в Алжире, Тунисе, Марокко и Египте. Фосфориты Северной Африки отличаются высоким содержанием углекислого кальция (12‑20%) при содержании фосфорнокислого кальция от 50% до 67%, фтора от 3% до 8% и влаги от 3% до 5%. Характерно для этих фосфоритных залежей частое нахождение в них зубов, костей и других остатков животных. Этим объясняется выделение углеводородных газов при переработке африканских фосфоритов. Фосфориты Африки сравнительно легко растворимы в слабых кислотах (иногда в 10%‑ной лимонной кислоте), что дает возможность их непосредственного применения при мелком помоле.

Эксплуатируемые в Алжире месторождения фосфоритов расположены в восточном департаменте Constantine, в западной части Bordjbon — Arreridj и в восточной области Тебесса (Tebessa), граничащей с Тунисом. В последние годы начата эксплуатация месторождений в Djebet-Onk, в связи с чем алжирское правительство проектирует проведение железной дороги на порту Sousse в Тунисе. В области Тебесса известны месторождения Dyr, Kogif и Ain-Kissa. Добыча Алжира, в 1929 составила 778 тыс. тонн. Месторождения Туниса являются продолжением залежей области Тебесса. Известны в центральном Тунисе месторождения Kalaad es Snam, Kefet Rabib, Sonefir и другие. Содержание Р₂О₅ — от 27% до 30%. К югу от указанных место­рождений, у границы Алжира, в области Gafsa находятся одни из самых крупных залежей фосфоритов всей Северной Африки. Фосфоритная руда Туниса состоит преимуще­ственно из слабо сцементированных мелких зерен. Наиболее известные месторождения этой области — Netlami, Redeyeff и Ain-Moulares с общим запасом фосфоритов (среднее содержание Р₂O₅ — 28%) приблизительно в 85 млн. тонн. Добыча Туниса в 1929 дала 2 510 тыс. тонн.

Марокканские фосфориты по качеству превосходят другие фосфориты Африки: содержание в них Р₂О₅ — от 33% до 34%. Наиболее значительные месторождения расположены в прибрежной полосе Атлантического океана в 80, 90 и 170 км от берега. Северное месторождение, открытое в 1912, эксплуатируется в долине самой большой реки Марокко — Ум-эр-Рбиа. Экспортируются эти фосфориты через порты Казаблаака и Федкала. Открытое в 1920 центральное месторождение на левом берегу Ум-эр-Рбиа тянется к югу до подножья горы Джибиле; вывоз через порт Сафо. Южное месторождение расположено на левом берегу реки Тензиф и доходит до подножья Большого Атласа. Вывоз через порт Магадор. Месторождения Марокко разрабатываются с 1922. В 1929 добыча фосфоритов составляла 1607 тыс. тонн.

Египет. Месторождения расположены у Красного моря около Коссеира и Сафага. Разработка Коссеира находится в руках “Soc. Ediziana per l’Extrazione ed il Commercio di Fosiati de Kosseir”. Вторые эксплоатируюгся обществом “Egyptian Phosphate”. По качеству египетские фосфориты одинаковы с алжирскими и тунисскими. Вывоз египетских фосфоритов вследствие высоких ставок Суэцкого канала происходит главным образом на Восток. Крупнейшим потребителем этих фосфоритов является Япония. В самом Египте, не имеющем своей суперфосфатной промышленности, потребляется лишь некоторое количество этих фосфоритов в виде фосфоритной муки, Добыча составляет от 250 до 300 тыс. тонн ежегодно: в 1929 — 215 тыс. тонн.

Островные фосфориты. Фосфориты островов Океании почти белого цвета и содержат в сухом виде до 85,5% фосфорно­кислого кальция и около 6% углекислого кальция. Островные фосфориты применяются в смеси с некоторыми низкосортными фосфоритами Северной Африки. В 1929 во всей Океании было добыто 562 тыс. тонн.

Азия. В Японии развита суперфосфатная промышленность; потребность ее в фосфоритах составляет около 500 тыс. тонн в год, но только около 10% покрывается слабой добычей на Раза, одном из островов Лу-Чу. Вся добыча Азии, включая Палестину, Индию, Индо-Китай, составляет от 100 до 120 тыс. тонн в год.

Европа. По богатству залежей и по качеству европейские фосфориты далеко уступают африканским и американским, и лишь с развитием эксплуатации крупных месторождений фосфоритов СССР (вятские фосфориты и хибинские апатиты) Европа может рассчитывать на увеличение добычи. В Англии пользуются известностью капролиты южного побережья, минерализированные экскременты рептилий. В Испании наиболее известны два месторождения фосфоритов: одно около Логросан, а другое в провинции Эстремадура. В Логросан месторо­ждение представлено мощными жилами фосфоритов с характером апатитов. Месторождения, более богатые в отношении рудных запасов, но значительно более бедные по содержанию фосфатов, находятся в Cáseres. К северу от Алькантара до Порталлегре и Морвао в Португалии известны фосфоритные жилы мощностью от 20 см до 8 м. Качество руды аналогично фосфоритам провинции Логросан.

Франция. Лучшие месторождения расположены в департаменте Соммы. Здесь фосфориты залегают в мелу в виде рыхлых масс, состоящих главным образом из зерна фосфорно­кислого кальция (60‑80%). Содержание Р₂O₅ фосфоритов от 29,10% до 36%. В местности Дуллан, примыкающей к Па-де-Кале, расположены месторождения, запасы которых определялись в 1 500 тыс. тонн. В настоящее время эти месторождения почти выработаны. Содержание Р₂O₅ в фосфоритах Па-де-Кале от 20,7% до 23,5%. Известны и эксплуатируются месторождения фосфоритов также в департаменте Уаз и в других местностях Франции. В последнее время открыты значительные месторождения около Arguts´a, в департаменте Haute-Garonne; содержание Р₂О₅. выше 16%.

В Германии месторождения фосфоритов в долине реки Лаан уже исчерпаны. Месторождения Силезии, Гарца, Вестфалии и прибрежной полосы Балтийского моря промышленного значения не имеют. В Бельгии разрабатываются с 1874 месторождения в районе Льежа, Ракура, Воггем и др. Содержание Р₂O₅ в этих фосфоритах от 18% до 25%. На Скандинавском полуострове в Швеции и Норвегии известны мощные жилы кристаллического апатита. Фосфоритовые залежи Эстонии расположены вдоль Северного моря. Запасы этих месторождений определяются в размере около 2 700 тысяч тонн. Добыча начата в 1922 фирмой A. S. Eesti Phosphorite. В 1927 добыто 3,6 тыс. тонн, в 1928 — 7 тыс. тонн, в 1929 — 8.400 тонн.

Мировая добыча и потребление (кроме СССР) представлены ниже в таблице 3.

Тест «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы»

А1. Из элементов II А группы хранить на воздухе можно:

а) барий б) кальций в) стронций г) магний

А2. К радиоактивным элементам IIA группы относится:

а) бериллий б) цинк в) радий г) франций

А3. При взаимодействии металлов IIA группы с азотом образуются соединения с общей формулой:

А4. Барий взаимодействует с каждым из двух веществ:

а) вода и гелий в) водород и хлорид магния

б) вода и кислород г) гидроксид калия и хлор

А5. Какое вещество является основным компонентом мрамора?

А6. В рентгенодиагностике используют:

а) сульфат кальция в) фосфат бария

б) сульфат бария г) фосфат кальция

А7. При комнатной температуре практически не взаимодействует с водой:

а) барий б) кальций в) стронций г) магний

А8. Металлические свойства в ряду химических элементов

Ba → Sr → Ca → B е

а) усиливаются в) не изменяются

б) ослабевают г) изменяются периодически

А9. Формула известковой воды:

а) Mg ( O Н) 2 б) Sr ( O Н) 2 в) Ba ( O Н) 2 г) Ca ( O Н) 2

В1. Установите соответствие.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА ТЕХНИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ

1) MgSO 4 а) негашеная известь

2) CaSO 4 ∙ 2Н 2 О б) гашеная известь

3) Ca ( O Н) 2 в) гипс

4) CaO г) английская соль

С1. Запишите уравнения реакций для осуществления превращений:

Mg → MgSO ₄ → Mg(OH) ₂ → MgO → Mg(NO ₃ ) ₂

Для первого уравнения составьте электронный баланс.

Тест «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы»

А1. К щелочноземельным металлам не относят :

а) барий б) кальций в) бериллий г) стронций

А2. С каким из простых веществ не взаимодействует кальций?

а) с серой б) с цинком в) с азотом г) с водородом

А3. При взаимодействии металлов IIA группы с водородом образуются соединения с общей формулой:

А4. Кальций взаимодействует с каждым из двух веществ:

а) вода и гидроксид натрия в) водород и вода

б) водород и оксид калия г) оксид серы ( VI ) и хлор

А5. Какой из металлов IIA группы входит в состав хлорофилла?

а) барий б) кальций в) стронций г) магний

А6. В состав фосфоритов и апатитов, костей и зубов входит:

а) фосфат кальция в) фосфат бария

б) сульфат бария г) сульфат кальция

А7. К щелочам не относится основание, формула которого:

а) Ca ( O Н) 2 б) Sr ( O Н) 2 в) B е( O Н) 2 г) Ba ( O Н) 2

А8. Восстановительные свойства в ряду химических элементов

B е → Mg → Ca → Sr → B а

а) усиливаются в) не изменяются

б) ослабевают г) изменяются периодически

А9. Элемент IIA группы, название которого означает «мягкий камень»:

а) бериллий б) кальций в) стронций г) магний

В1. Установите соответствие.

ХИМИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ

1) карбонат кальция а) английская соль

2) сульфат магния б) жженая магнезия

3) оксид магния в) гашеная известь

4) гидроксид кальция г) мел

С1. Запишите уравнения реакций для осуществления превращений:

Be → BeCl 2 → Be(OH) ₂ → BeO → Na 2 BeO ₂

Для первого уравнения составьте электронный баланс.




Логотип

Логотип

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей


Розыгрыш ЦЕННЫХ ПРИЗОВ среди ВСЕХ участников
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Ермакова Наталья АлександровнаНаписать 3881 12.12.2018

Номер материала: ДБ-296517

  • Химия
  • 9 класс
  • Тесты
    11.12.2018 470
    11.12.2018 1044
    11.12.2018 87
    11.12.2018 1370
    11.12.2018 460
    11.12.2018 1251
    11.12.2018 9052
    11.12.2018 383

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Если в воде содержится большое количество солей кальция (CaCO3 и CaSO4), вода называется жесткой. Если же солей кальция мало - то вода мягкая.

Общие сведения:

Кальций постоянно находится в почве и воде. Из его углекислых солей состоят известковые и меловые горы. В недрах некоторых из них карбонат кальция под влиянием сильного давления кристаллизуется и переходит в мрамор.

Известны богатые залежи серно-кислых солей кальция - гипса - CaSO4, а также плавикового шпата или флюорита кальция - CaF2. В виде фосфорита - Ca3(PO4)2. Кальций входит в состав апатита. Из других соединений кальция известны соединения кальция с кремнием - силикаты.

В организме человека кальций составляет 1,9% общего веса, при этом 99% всего кальция приходится на долю скелета и лишь 1% содержится в остальных танях и жидкостях организма. Зола костей на 50% состоит из солей кальция; из них на Ca3(PO4)2 падает 85% и на CaCO3 - 12%.

Кальций в пище, как растительной, так и животной, находится в виде нерастворимых солей. Всасывание их в желудке почти не происходит. Абсорбция кальциевых соединений происходит в верхней части тонких кишок, главным образом в 12-перстной кишке. Здесь на всасывание оказывают большое влияние желчные кислоты. Последние образуют с кальциевыми солями комплексные, легко динамизирующиеся соединения, проходящие через стенку ворсинок. Всасывание кальция представляет собой сложный процесс, интенсивность которого находится в зависимости от многих факторов. Всасывание ухудшается при избытке жиров, от введения солей магния, натрия, калия, от содержания в пище большого количества щавелевой и лимонной кислот, от увеличения фосфатов в пище.

Абсорбированный кальций выделяется почками, печенью и эпителием толстых кишок. Не всосавшийся кальций выделяется кишечником.
Выделение кальция с мочой и калом увеличивается при тиреотоксикозе и при применении тироксина, а также при введении в организм избыточного количества кислых веществ и при ацидозе.

Суточная потребность в кальции для взрослого человека составляет - 0,45 г в день. Для беременных и кормящих требуется в 2 раза больше - до 1 г в день.

Физиологическая регуляция уровня кальция в крови осуществляется гормонами паращитовидных желез и витамином D через посредство нервной сстемы.

Паращитовидные железы поддерживают уровень кальция в крови путем мобилизации его из костного "депо".

Витамин D способствует абсорбции кальция из кишечника и облегчает отложение кальция и фосфора в костях.

Нормальное содержание кальция в крови - 9,0-11,5 мг/100 мл. Кальций находится в сыворотке крови в различных формах: в виде нефильтрующихся коллоидных соединений и фильтрующихся сединений в количестве 4-5 мг%; остальные 5-6 мг% кальциевых соединений проходят через ультрафильтры, из них 2 мг% находится в ионизированной форме. Коллоидный кальций представляет собой резерв кальция.

Соотношение указанных выше форм кальция зависит от Рн концентрации СО2, от соотношения альбуминов и глобулинов и количества неорганического фосфора.

Кальций участвует во всех жизненных процессах организма. Ионы кальция, вместе с ионами других элементов участвуют в сохранении физиологического состояния коллоидов организма.
Кальций участвует в регуляции проницаемости клеточных оболочек. Ионы кальция уплотняют клеточные оболочки, понижают их проницаемость - в противположность ионам натрия и калия, увеличивающих проницаемость.

Нормальная свертываемость крови, т.е. - образование тромбинфермента из проторомбина под влиянием тромбокиназы, происходит только в присутствии солей кальция.

Кальций играет важную роль в нервно-мышечной возбудимости тканей.
При увеличении в крови концентрации ионов кальция и магния нервно-мышечная возбудимость уменьшается, а при увеличении концентрации ионов натрия и калия - повышается.

При детской тетании введение хлористого кальция прекращает судороги.
Угнетающее действие кальция не ограничено скелетными мышцами и произвольной нервной системой, но также распространяется на гладкую мускулатуру и автономные нервы.

Кальций играет определенную роль и в нормальной ритмической работе сердца.

Избыток кальция и его проявления:

Чаще всего избыток кальция наблюдается в крови при гиперфункции паращитовидных желез, что приводит к следующим патологическим состояниям:


  • Опорно-двигательный аппарат - остеомаляция, хронический гипертрофический артрит, кистозная и фиброзная остеодистрофия, остеофиброз, мышечная слабость, затруднение координации движений, деформация костей позвоночника и ног, самопроизвольные переломы, переваливающаяся походка, хромота;
  • ЖКТ - тошнота, рвота, боли в брюшной полости;
  • мочеполовая система - дизурия, хронический гломерулонефрит, полиурия, частые мочеиспускания, ноктурия, анурия;
  • при анализе плазмы - устанавливают гиперкалициемию и гиперфосфатемию.

При избытке кальция наблюдаются сильные сердечные сокращения и остановка сердца в систоле.

Кроме гиперкальциемии, избыток витамина D также вызывает патологические состояния. Ежедневная дача витамина D2 до 25 тыс. интенсивных ЕД приводит к следующим токсическим явлениям: тошнота, анорексия, потеря в весе, диарея, головная боль, полиурия, частые позывы к мочеиспусканию, слабость, белок и цилиндры в моче, гематурия, дегенеративные изменения в эпителии почечных канальцев, сосудах, сердце, желудке, кишечнике, печени, бронхах с метастатической или дистрофической калицификацией.

Недостаток кальция и его проявления:

Недостаток кальция чаще всего наблюдается при гипофункции паращитовидных желез. При этом уровень кальция снижается, а уровень фосфора повышается.
В анализе мочи отмечается гипокальциемия и гиперфосфатурия.
У детей часто развивается тетания. При явной тетании отмечаются следующие симптомы: ригидность мышц, подергивание век с побледнением лица, страбизм, нистагм, могут быть судороги.

Типичным проявлением у детей яляется ларингоспазм, который может вызваться легким рефлекторным воздействием (холод, волнение, внезапное пробуждение), также наблюдаются одышка, звучное, стонущее дыхание.
Спазм диафрагмы может вызвать apnoe с цианозом и потерей сознания.
Тетания бронхов может симулировать приступ астмы.
Сердечный спазм сопровождается тахикардией и аритмией.
Ангиоспазм проявляется побелением пальцев рук и ног, болями в мышцах.
Спазм гладких мышц ЖКТ проявляется болями, рвотой, запорами, диареей.
Спазм мочевого пузыря может спровоцировать почечную колику.
Спазм желчного пузыря - печеночную колику.
Судороги поперечно-полосатых мышц могут быть локализованы в какой-то одной группе мышц - например кардиопедальный спазм (рука акушера).
Генерализованные судороги напоминают приступ эпилепсии.
Психические симптомы: повышенная раздражительность, дезориентация, галлюцинации, спутанность сознания, потеря памяти, тупость.
Гипокальциемия проявляется также и трофическими изменениями в структуре эктодермического происхождения - волосы, ногти, зубы, хрусталик.

Волосы - делаются грубыми и выпадают.
Ногти - становятся ломкими
Кожа - утолщается и грубеет.
Зубы - дефекты в дентине, на эмали зубов появляются ямки, желобки.
Хрусталик - теряет прозрачность.

Кроме недостатка кальция, недостаток витамина D, особенно у детей, ведет к развитию характерных рахитических изменений. Химический анализ рахитичных костей открывает уменьшение кальция, фосфатов и карбонатов и увеличение магния и органического вещества.

Содержимое публикации

МАОУ «Давыдовская гимназия»

Московской области Орехово-Зуевского

муниципального района.

Урок по химии в 9 классе:

«Фосфор».

Учитель химии:

Марченко О.В.

Урок по химии в 9 классе на тему: «Фосфор».

Тип урока: изучение новой темы.

Обучающие:

Изучить свойства и значение фосфора для развития человека и растений;

Совершенствовать умения учащихся применять полученные знания для характеристики элемента по его положению в периодической системе.

Развивающие:

Развивать умение учащихся формулировать гипотезу и проводить ее проверку, опираясь на знания химии;

Воспитательные:

Способствовать формированию взглядов учащихся о познаваемости мира;

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас на уроке химии. Всем желаю успешной работы и хороших оценок.

Проверка знаний учащихся.

Ребята, что мы проходили на прошлом уроке? Сейчас мы это вспомним. Выполним небольшой, химический диктант. Я перечисляю некоторые утверждения, содержащие сведения о строении и свойствах изученных соединений азота, а вы решаете о каких из них идет речь. Если утверждение справедливо для аммиака, то учащиеся I варианта, записывают номер данного утверждения. Учащиеся II варианта записывают утверждения, справедливые для азотной кислоты.

Ответы: Вариант №1 аммиак NH3: 2, 4, 6, 9, 10, 12, 13, 15

Вариант №2 азотная кислота HNO3: 1, 3, 5, 7, 8, 11, 14

С классом: Осуществить следующие превращения:

I I I. Изучение нового материала

Учитель: Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д. И. Менделеева, и вас ждут новые открытия, потому что, по словам Ж. Пиаже «понять что-либо значит открыть вновь». Сегодня на уроке речь пойдет о химическом элементе, участвующем в детективной истории, отрывок из которой я вам сейчас прочту.

Учитель: (читает отрывок из книги) «…Да. Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки никто из нас, смертных, еще не видывал. Из ее пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившие на нас из тумана…Страшный пес величиной с молодую львицу. Чудовище лежало перед нами…Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте».

Узнали? Что же это за произведение?(Ответ учащихся)

Правильно.. Это отрывок из произведения Артура Конан Дойля “Собака Баскервилей». Назовите химический элемент, который замешан в этой истории.

УЧАЩИЕСЯ: Фосфор. Давайте сформулируем тему урока. Действительно, тема сегодняшнего урока «Фосфор и его свойства». Откройте тетради и запишите тему урока. Вот в какой неприятной истории оказался замешан элемент №15. Но могло ли быть такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства, прав ли был А.Конан Дойль? Выясним сегодня на уроке.

Поскольку мы с вами изучаем не первую группу химических элементов, я прошу вас сформулировать цели, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке.

Цель нашего урока: получить знания о химическом элементе, простом веществе фосфоре, его аллотропных модификациях, химических свойствах, применении и значении фосфора в природе и жизни человека.

УЧИТЕЛЬ: Фосфор мы будем изучать по плану, обратите внимание он лежит у вас на столе и вы видите его на экране

1.Положение в ПСХЭ

2.Историческая справка.

3.Нахождение в природе. Получение.

4.Физические свойства. Значение.

5.Химические свойства.

6.Биологическая роль.

Положение в ПСХЭ.

Теперь давайте поработаем вместе.Ребята, охарактеризуйте фосфор как химический элемент по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. (работа у доски)

2.Историческая справка.

Учитель. Элемент был назван «светоносным»

За то, что в полной темноте

Свет испускает белый фосфор

В воздушной находясь среде. Какова же история открытия фосфора.

К сегодняшнему уроку я попросила вас подготовить сообщения. Послушаем сообщение «История открытия фосфора» (сообщение учащегося)

В настоящее время свободный фосфор получают в электрических печах без доступа воздуха из ортофосфата кальция, смешивая с песком и углем. Процесс проходит в две стадии. Но мы запишем суммарное уравнение процесса.

3.Нахождение в природе

Фосфор принадлежит к весьма распространённым в природе элементам. Он занимает 13 место среди всех элементов. Вследствие высокой химической активности фосфор в свободном состоянии в природе не встречается. Он содержится во многих минералах, из которых главными являются апатиты и фосфориты. В 1926 году А.Е.Ферсманом и его сотрудниками были открыты огромные запасы апатитов на Кольском полуострове в Хибинах. Незадолго до войны было открыто очень крупное месторождение фосфоритов Кара-Тау в Казахстане.

Запишите, что фосфор в природе встречается в соединениях, его природные минералы – фосфориты и апатиты.

В настоящее время свободный фосфор получают в электрических печах без доступа воздуха из ортофосфата кальция, смешивая с песком и углем. Процесс проходит в две стадии. Но мы запишем суммарное уравнение процесса.

4.Физические свойства.

Учитель.Поговорим о физических свойствах фосфора.

- Ребята, что называется аллотропией?

- С какими аллотропными модификациями мы уже знакомы? (Элемент кислород образует два простых вещества: кислород и озон; сера существует в трех аллотропных модификациях: ромбическая, моноклинная, пластическая).

Элемент фосфор образует три аллотропных видоизменения: белый, красный и черный.

Индивидуальная работа учащихся с учебником.

Задание: дайте характеристику:

1 ряд – белому фосфору

2 ряд – красному фосфору

3 ряд – черному фосфору

По следующему плану:

1. Тип кристаллической решетки

2. Физические свойства

Бесцветен с желтоватым оттенком, имеет чесночный запах

Порошок красно-бурого цвета.

Чёрное вещество с металлическим блеском , жирное на ощупь ,

фит, проводит электрически

Действие на организм: Ядовит или нет.

Не растворяется в воде, а растворяется в сероуглероде.

Не растворяется ни в воде, ни в сероуглеро

Не растворяется ни в вое, ни в органических растворителях.

Светится в темноте.

Не светится в темноте.

Не светится в темноте.

Обмен полученной информацией и обсуждение.

Учитель. Ребята, вы видите, что свойства белого, красного и черного фосфора различны, хотя они образованы одним химическим элементом. Как вы думаете, почему различны их свойства?

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Различие заключается в строении этих веществ. Белый фосфор – кристаллической вещество, состоит из молекул Р4, имеющих форму тетраэдра. Красный фосфор имеет полимерное строение, то есть тетраэдры Р4 связаны друг с другом в длинные цепи. Черный фосфор имеет слоистую атомную кристаллическую решетку.

5.Химические свойства.

Учитель:А теперь мы с вами рассмотрим химические свойства фосфора.

Взаимодействует с металлами с образованием фосфидов: (окислитель)

2Р + 3Са = Са3Р2 (фосфид кальция) P + 3 Na = Na 3 P (фосфид натрия)

2.Горит в кислороде и на воздухе с образованием оксида фосфора ( V ): (восстановитель)

Окислительные или восстановительные свойства проявляет фосфор?

(один учащийся работает у доски)

3.Со сложными веществами- с бертолетовой солью

Такая реакция происходит, когда мы зажигаем спички.Красный фосфор применяют в производстве спичек. Его вместе с тонко измельченным стеклом и клеем наносят на боковую сторону коробка. При трении спичечной головки, в состав которой входят хлорат калия KCl О3и сера, происходит воспламенение: В головке спичек содержится бертолетова соль, в намазке шкурки – красный фосфор.

6. Значение и применение фосфора.

Учитель. Каково же биологическое значение железа. Об этом нам расскажет…

(Сообщение учащихся)

Учитель. Где же применяется фосфор.

Закрепление.

Учитель. Итак, подведем итоги нашего урока. Сегодня мы познакомились с таким элементом периодической системы, как фосфор. Узнали историю его открытия, физические и химические свойства, применение этого элемента.

Задание.Прочитайте стихотворение, составьте цепочку превращений и осуществите ее.

В мире превращений, вы знаете явления!

Пусть эти превращения дадут вам уравнения.

Красный фосфор я сжигаю, к дымку воду приливаю,

Проверяю лакмусом, станет сразу красным он!

Добавили натрия гидроксид – цвет фиолетовый в колбе возник,

Потом получаем фосфат серебра, цветом – лимонная кожура.

Растворился осадок желтый, добавлением кислоты азотной…

А сейчас в тетради дети напишите превращения эти!

2. Тест. Ребята, а теперь проверим, что вы поняли на уроке и выполним тест по вариантам

Учитель. Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями по уроку.

Рефлексивный тест для учащихся ( поставить + или -)
1.Узнал много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На поставленные вопросы я получил ответы.
4. На уроке работал (с интересом, без удовольствия) и цели урока достигнуты.

Выставляем оценки за работу на уроке

V. Домашнее задание: § 32 упр.до стр.227, № 1-3, творческое задание: написать сказку или составить ребус, кроссворд, или рекламный плакат по изученной теме.

Учитель. Спасибо всем, кто принял активное участие в подготовке и проведении этого урока!

Сообщения учащихся.

История открытия фосфора.

В поисках эликсира молодости и попытках получения золота алхимик XVII столетияГеннингБранд из Гамбурга пытался изготовить "философский камень". Для этой цели он собрал около тонны мочи из солдатских казарм и выпаривал ее до образования сиропообразной жидкости. Эту жидкость он подверг сильному прокаливанию в смеси с песком и древесным углем без доступа воздуха. В результате Бранд получил вещество, обладающее необыкновенными свойствами: оно светилось в темноте.

Интерес к новому веществу был огромный, и Бранд надеялся извлечь из своего открытия изрядную прибыль: недаром он был в прошлом гамбургским купцом. Сохраняя способ изготовления в строжайшей тайне, Бранд показывал новое вещество за деньги. А желающим продавал его небольшими порциями только за чистое золото. Спустя некоторое время Бранд продал также и секрет изготовления фосфора дрезденскому химику Крафту, который, подобно Бранду, стал ездить по дворцам влиятельных особ, показывая фосфор за деньги, наживая огромное состояние.

Конец «философскому бизнесу» положил английский химик Роберт Бойль, который в 1680 году опубликовал в научном журнале более простую и доступную методику получения фосфора.

Наименование элемента происходит от греческих слов «фос» - свет и «форос»,- несущий.

В России термин фосфор введен в 1746 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

Биологическое значение фосфора.

Из фосфора строится АТФ, которая является универсальным источником энергии для всех реакций, протекающих в клетке. Фосфор необходим для нормальной мышечной и умственной деятельности.

В наш организм фосфор поступает с пищей: рыбой, хлебом, молоком, сырами, мясом, бобовыми (горох, фасоль), овсяной, перловой, ячневой крупой.

При недостатке фосфора в организме: развивается рахит, снижается умственная и мышечная деятельность. Доза фосфора в 0,05–0,15 г для человека смертельна. Профессиональным заболеванием рабочих первых спичечных фабрик был фосфорный некроз – поражение челюстей.

Применение фосфора.

Ежегодное производство фосфора велико. Большая часть его расходуется на получение термической фосфорной кислоты, из которой производят фосфорные удобрения. Довольно много фосфора перерабатывается в полифосфаты, применяемые в синтетических моющих средствах в качестве умягчителей воды. Ещё один важный потребитель фосфора – спичечное производство. Первые безопасные спички появились в конце 19 века в Швеции, поэтому их часто называли шведскими спичками.

Во время первой и второй мировых войн белым фосфором снаряжали зажигательные бомбы и артиллерийские снаряды; кроме того, он использовался в специальных бомбах для образования дымовых завес.

В металлургии фосфор применяется как компонент некоторых сплавов (оловянные бронзы).

Фосфорорганические производные применяются как инсектициды (вещества, применяемые для борьбы с насекомыми) – хлорофос, тиофос, карбофос.

по теме: «Фосфор».

1. В каком соединении степень окисления фосфора равна +5:

2. В реакции горения фосфора коэффициент перед формулой восстановителя равен:

3. Определите число протонов и нейтронов в ядре атома фосфора

А. р15 и n16 В. р16 и n31

Б. р31 и n15 Г. р16 и n

4. Укажите формулу фосфида:

5. Фосфор встречается в природе:

А.в свободном виде

Б. в составе минералов фосфоритов

В. в составе минералов апатитов

6.Проводит электрический ток:

А. Белый фосфор. Б. красный фосфор. В. чёрный фосфор.

по теме: «Фосфор».

1.Степень окисления фосфора не может быть рана:

2.Кем был открыт фосфор:

А. Лавуазье В. Ломоносовым

Б. Велером Г. Брандом

3.В уравнении реакции фосфора с кальцием коэффициент перед формулой окислителя равен:

4.На внешнем энергетическом уровне атома фосфора количество электронов:

5. В организме человека фосфор содержится в:

В. нервной ткани

Г. мозговой ткани

6. Белый и красный фосфор различаются между собой:

А. типом кристаллической решётки Б. химической активностью

В. физическими свойствами Г.качественным составом

Читайте также: