Влияют ли зубы на речь

Опубликовано: 21.04.2024

Зубные деформации, особенно касающиеся верхних резцов, являются при чиной неправильного произношения звука с. В соответствии со статистическими данными, полученными Arnold, среди 1117 больных с наруше ниями речи у 546, т.е. в 48,3% случаев, была обнаружена шепелявость. Эти данные свидетельствуют о том, что такого рода нарушение артикуляции встречается довольно-таки часто и объясняется оно тем, что правило полиморфизма звуков не распространяется на звук с.

Изменение в звучании этого звука появляется даже при очень незначительных отклонениях языка вправо или влево или же перемещениях его вперед или назад. Согласно нашим статистическим данным, у 30% больных с шепелявостью имеются деформации в области зубных рядов. Среди других этиологически важных причин шепелявости прежде всего следует отметить нарушения слуха, а также нарушение способности анализировать слуховые впечатления. Частой причиной шепелявости являются функциональные расстройства артикуляционных мышц и подражание.

Аномалии в развитии зубов оказывают отрицательное влияние на произношение ряда звуков, а именно: в, ф, д, т, п а иногда и р. В каждом случае зубных деформаций необходимо тщательно проверить слух, а также прочие перечисленные выше моменты. На 94 рисунке представлены аномалии зубных рядов, проявляющиеся в изменении формы величины и положения передних зубов, причём в этих случаях не было никаких нарушений артикуляции.

Причинами артикуляционных расстройств могут быть следующие отклонения от нормы в состоянии зубных рядов: 1) широкие диастемы между передними зубами, через которые со свистом проходит воздух, обуславливая изменения в произношении звуков, относящихся к первой артикуляционной зоне, и, кроме того, звука с (sigmatismus stridens); это явление может в некоторых случаях возникать во время смены молочных зубов на постоянные, а также при наличии дефектов в зубных рядах; 2) неправильное положение верхних или нижних резцов, когда зубы перемещены вперед или назад, в сторону ротовой полости; 3) отсутствие резцов, обуславливающее неправильное произношение звуков ф, е, а также с, з, ц.

Логопедическое лечение связано с большими трудностями в тех случаях, когда у больного имеют место нарушения слуха; лица с хорошим слухом часто сами коррегируют артикуляционные ошибки.
Ортодонтическое лечение деформаций зубо-челюстной системы является необходимым как с точки зрения артикуляционных расстройств, так и нарушений дыхания.

деформация зубов

Проблемы артикуляции речи из-за проблем неба

Правильная артикуляция является возможной лишь в том случае, если ротовая полость будет отделена от полости носа и носоглотки, т.е. если мышцы замыкающего глоточного кольца нормально функционируют. Патологические изменения, касающиеся как твердого нёба, так и мышц, участвующих в образовании замыкающего глоточного кольца являются причиной нарушения голоса и артикуляции, носящего название открытой гнусавости (rhinolalia aperta). Закрытая гнусавость (rhinolalia clausa) возникает в тех случаях, когда в связи с нарушением проходимости носовых ходов, обусловленной отеком слизистой оболочки, гипертрофией носовых раковин, образованием полипов, злокачественных новообразований, изменяются условия резонанса во время произношения носовых согласных (м, и). Когда упомянутые моменты имеют место у одного и того же больного, то развивается смешанная гнусавость (rhinolalia mixta).

Причины открытой гнусавости могут быть приобретенные или врожденные.

Приобретенные причины нарушения функции неба бывают центрального происхождения (на них мы остановимся ниже) или же являются результатом непосредственного повреждения твердого нёба, мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Возникающие при этом артикуляционные расстройства носят название dysglossia palatalis.

Причинами этого рода расстройства являются:
1) органические дефекты в области нёба,
2) нарушение функции мышц мягкого нёба после операции удаления миндалин,
3) поражение мышц при инфекционных заболеваниях,
4) миастения,
5) истерия,
6) нарушения слуха.

В третьем периоде сифилиса могут образовываться мелкоклеточные инфильтраты, гуммы на твердом или же мягком нёбе, а также на задней и боковых стенках глотки. Они являются причиной нарушения подвижности мягкого нёба, вследствие чего становится невозможным нормальное сжатие замыкающего глоточного кольца, возникает открытая гнусавость. Распад гуммы приводит к образованию значительных дефектов в твердом и мягком нёбе, а также в нёбно-язычных и нсбно-глоточных дужках. Гуммы, находящиеся на задней стенке глотки препятствуют образованию валика Passavant во время эмиссии голоса и речи. Артикуляция становится неясной, стертой не только вследствие наличия широкого сообщения между ротовой полостью, носоглоткой и полостью носа, что создает условия для носового резонанса, но также и под влиянием ряда других присоединяющихся причин.

Особо следует отметить в этих случаях нарушение резонаторной функции ротовой полости, обуславливающее изменения в звучании отдельных звуков. Артикуляционные расстройства усугубляются в тех случаях, когда нарушается подвижность языка, уменьшается его эластичность, которая является необходимым условием при оформлении артикулированных звуков, особенно в изменившихся условиях резонанса, разбираемых нами. Подобные симптомы можно наблюдать при позднем врожденном сифилисе. Дефекты нёба, являющиеся причиной развития нёбной дисглоссии, могут возникнуть и вследствие целого ряда других болезненных и травматических моментов.

Некоторые стоматологические проблемы очень серьезны и могут негативно повлиять на произношение ребенком некоторых звуков.


Развитие ребенка включает много этапов, в том числе, когда малыш делает первые шаги, первый раз пробует твердую пищу и начинает говорить. Развитие речи является одним из самых важных событий для ребенка. Это форма усвоения поведения, на которое влияет множество факторов: среда, участие родителей, умственное и физическое развитие ребенка. Для большинства детей развитие речи является легким процессом, но у некоторых малышей возникают трудности, и они нуждаются в дополнительном внимании и помощи. Исследования показали, что около 10% детей имеют какую-либо форму патологии речи, и если ее не исправить, могут появиться другие проблемы в развитии.

Речь определяется как выражение или способность выражать мысли и чувства с помощью сочленения звуков в язык. Действительный механизм речи может быть сложным. Речь координируется различными органами ребенка, в том числе мускулатурой, дыханием, зубами, а также психическими/ неврологическими особенностями.

Речь начинается с плача ребенка, когда ребенок учится сообщать свои потребности и желания. Именно поэтому вскоре после рождения ребенок начинает плакать по-разному, и мама может отличить крик боли от крика голода.

Примерно в 6 месяцев большинство детей начинают производить звуки, очень похожие на речь, пытаясь произносить слова, однако пока безуспешно. У большинства детей попытки увенчаются успехов в течение ближайших 6 месяцев. Сначала ребенок будет произносить отдельные слова и неполные предложения. У кого-то речь будет развиваться быстро, у кого-то медленно, но в пределах нормы. Однако есть дети, у которых существуют действительные нарушения развития речи.

Виды нарушений речи

Нарушение речи связано с трудным пониманием или произношением слов. К нарушениям речи относится:

─ Нарушение артикуляции: трудности с воспроизведением звуков в слоги или неправильное произношение слов, так что слушатели не могут ничего понять.
─ Нарушение беглости речи: другое название заикание. Заикание характеризуется как ненормальное прерывание речи, повторения или протягивание звуков и слогов.
─ Нарушение голоса: проблемы с высотой тона, силой звука и качеством голоса, что отвлекает слушателей от того, что было сказано.
Данные типы нарушений могут также вызвать боль или дискомфорт у ребенка при разговоре.
─ Дисфагия/Нарушения глотания: они включают проблемы со слюнотечением, принятием пищи и глотанием.

Расстройства речи могут быть либо рецептивными, либо экспрессивными:
─ Рецептивные нарушения: трудности понимания речи.
─Экспрессивные нарушения: трудности словообразования, ограниченный словарный запас или неспособность использовать язык для общения.

Как зубы, язык и полость рта влияют на речь?

Зубы, язык и другие структуры полости рта играют важную роль в произношении согласных ф, в, с, з и т.д. В общем и целом дети способны компенсировать незначительные трудности с речью, и проблем может и не быть. Некоторые стоматологические проблемы более серьезны и могут негативно повлиять на произношение. Вот некоторые из них:

1) Открытый прикус. Это аномалия прикуса, передние зубы не смыкаются друг с другом. Для произношения некоторых звуков необходимо смыкать передние зубы.

2) Короткая подъязычная уздечка. Это соединение под языком, которое может быть настолько коротким, что язык фактически прикрепляется своим кончиком ко дну ротовой полости. В результате язык не может двигаться и касаться различных частей полости рта, чтобы произносить звуки т, д, н, л, р. Обычно данная проблема решается небольшой хирургической процедурой.

3) Отсутствие зубов. По причине ли ранней потери или недостаточного развития зубов отсутствующие передние зубы также затрудняют произношение многих звуков.

4) Заячья губа или волчья пасть. Отсутствие полного закрытия губы или неба позволяет воздуху нарушать правильное формирование звуков речи. Хирургическое закрытие помогает решить проблему, однако помощь логопеда все-таки может понадобиться.

5) Последствия сосания пальца. Длительное сосание пальца может привести к выдвижению передних зубов вперед, вызывая открытый прикус и деформирование неба. В результате неизбежны проблемы с развитием речи.

6) Выталкивание языка. Данная проблема наблюдается, когда язык при глотании или говорении проталкивается через зубы. Если не обратиться к специалисту, проблема вызовет смещение зубов и трудности с речью. Выталкивание языка должно быть диагностировано стоматологом.

Заключение
Поскольку речь является важной частью развития, ее нарушения могут помешать личностному, социальному и образовательному становлению ребенка. При любых подозрениях на нарушения развития речи, следует обратиться к специалисту.

Влияет ли на речь неправильный прикус

Многие знают, нередко по собственному опыту, что прикус, отсутствие или аномалии отдельных зубов влияют на дикцию. Но не все слышали, что качество речи в свою очередь влияет на формирование зубочелюстного аппарата.

Таким образом, прикус и речь – это тесно связанные между собой функции, взаимно влияющие друг на друга и требующие в некоторых случаях комплексных методов лечения.

Содержание статьи:

Какая взаимосвязь

В состав речеобразующего аппарата помимо внутренних органов дыхания (легких, бронхов, гортани и трахеи) входят губы, нижняя челюсть, ротовая полость со всем своим содержимом.

Часть этих органов входит в зубочелюстной аппарат человека. Следовательно, нарушение их функциональности обязательно сказывается на фонации (звукообразовании) и речи.

Больше всего прикус влияет на звучание шипящих (ш, ж, ч, щ) и свистящих (ц, с, з) звуков (фонем). Чтобы они звучали правильно, нужно, чтобы между верхнечелюстными и нижнечелюстными фронтальными зубами образовывалась щель не больше 1,5-2,0 мм.

Влияет ли неправильный прикус на речь

Некоторые аномалии препятствуют выполнению этого условия:

  • Прогнатия. Западение НЧ относительно верхней, иногда отсутствие контакта между фронтальными верхними и нижними зубами. Аномалия выражается в заднеязычном или «нижнем» звучании свистящих и шипящих фонем. Вместо «с» произносится «ф».
  • Прогения. Выдвижение вперед НЧ относительно верхней, неправильное смыкание верхне- и нижнечелюстных фронтальных зубов, «межзубное» произношение. Свистящие/шипящие, а также «д» и «т» звучат смягченно.
  • Передний открытый прикус. Фронтальные зубы не смыкаются, имеют между собой щель. Аномалия проявляется постоянно приоткрытым ртом. Свистящие и шипящие фонемы произносятся «межзубно» из-за попадающего в щель языка.
  • Открытый боковой прикус. Между жевательными зубами имеется щель, через которую утекает воздух. Звуки получаются «хлопающими» не только при произношении свистящих/шипящих, но и других – х, р, к, г.
  • Глубокий прикус. Верхнечелюстные резцы перекрывают нижнечелюстные больше чем наполовину. Нарушаются все звуки, при произношении которых требуется поднятие кончика языка и упор его за верхними зубами.

Трудно обеспечивается зазор между верхнечелюстными и нижнечелюстными зубами для выхода воздуха. Звуки получаются «зажатыми», неотчетливыми.

  • Перекрестный прикус. Зубные дуги смещены вбок по горизонтали друг относительно друга. Это препятствует прилеганию края языка к жевательным зубам. Воздух проходит через боковую щель, а не центрально, что вызывает «хлюпающие» нечеткие звуки при выговаривании свистящих/шипящих.
  • К сильному нарушению речи приводит также отсутствие одного или нескольких фронтальных зубов.

    Если родители замечают неправильный прикус у ребенка, им нужно без промедления обратиться ортодонту. Легче всего аномалии исправляются при сменном прикусе – с 5-6 до 8-9 лет.

    Но это не означает, что они становятся неисправимыми у подростков и взрослых. При правильном лечении коррекция нарушений достигается в любом возрасте.

    Скелетная опора
    Назначение скелетной опоры в ортодонтии, что это такое и какие виды бывают.

    Заходите сюда, если интересуют характеристики прогенического прикуса.

    Задачи ортодонта и логопеда

    Ортодонт – это специалист, который диагностирует и лечит зубочелюстные аномалии, то есть «выравнивает» зубы. Асимметрия лица, неправильный прикус, аномальное расположение отдельных единиц, нарушение их формирования и роста, проблемы с дыханием и речью, если они связаны с нарушением зубочелюстного аппарата – все это входит в компетенцию ортодонта.

    Логопед занимается профилактикой и исправлением речи. Специалист «по правильности» произношения устанавливает причины и механизм нарушения произношения и устраняет его специальным обучением.

    Нарушение речи при отсутствии проблем со слухом и нормальном функционировании речевого аппарата называется дислалией. Патология может быть механической и функциональной. Последняя форма вызывается непониманием или неумением ребенка правильно произносить звуки.

    Обычно это происходит, когда при разговоре с малышом взрослые долго подделываются под его речь, «сюсюкают». Механическая дислалия обуславливается нарушениями развития речевого аппарата и челюстей – аномалией прикуса, короткими уздечками, неправильным положением языка, готическим нёбо.

    Полностью речь формируется к 6-7 годам. Однако первые признаки ее нарушения проявляются уже в полтора-два года. Логопеду уже в этом возрасте нужно начинать ее коррекцию.

    В случае промедления есть опасность усугубления положения. Ранняя речевая коррекция благотворно действует на развитие зубочелюстного аппарата. Это связано с активизацией работы языка, от положения и действий которого зависит развитие верхней и нижней челюсти.

    В случаях, когда устранение нарушения речи предусматривает нормализацию прикуса, специалисты по речи и зубам должны объединять свои усилия. Наилучшим временем для коррекции считается сменный прикус – период, который начинается в 5-6 лет. С этого времени логопед и ортодонт должны работать вместе.

    Если родители замечают неправильный прикус или постоянно приоткрытый рот у своего ребенка, они должны незамедлительно обратиться к ортодонту. Неправильное произношение шипящих, свистящих и некоторых других фонем (в частности, «р») также указывает на то, что у малыша имеются нарушения произношения, возможно связанные с прикусом.

    Причины развития аномалий

    Неправильный прикус влияет на речь

    Зубочелюстные аномалии а, следовательно, и нарушение речи могут развиваться по следующим причинам:

    • Малое время (до 1,5-2 месяцев) грудного вскармливания. Неправильный захват младенцем груди. При кормлении грудью нужно, чтобы грудничок немного тянулся губами к груди. Это способствует развитию круговой мышцы рта.
    • Кормление из бутылок без сосок, неправильные формы пустышек, слишком долгое пользование сосками и пустышками.
    • Длительное кормление слишком мягкой пищей.
    • Вредные привычки: прикусывание губ, втягивание щек, сосание пальцев и посторонних предметов.
    • Ранняя потеря «молочников», задержка прорезывания зубов, множественный кариес.
    • Хронические болезни дыхательной системы (насморки, воспаления аденоидов и пр.) вынуждающие ребенка дышать ртом при несомкнутых челюстях.
    • Травмы зубов и зубных рядов.
    • Наследственные факторы.

    По мнению известного во всем мире ученого и практика, стоматолога гнатолога Рудольфа Славичека, не только прикус влияет на речь, но и произношение влияет на прикус.

    «… Развитие речи оказывает большое влияние на развитие жевательного органа», «Нарушения в формировании речи могут приводить к неправильному формированию зубов» – это цитаты из его книги «Жевательный орган».

    Из этого следует, что неправильная речь также может являться причиной развития зубочелюстной аномалии.

    Характеристика постоянного прикуса
    Особенности формирования постоянного прикуса и возможные подводные камни.

    В этой публикации поговорим об ортопедическом лечении синдрома Костена.

    Особенности лечения взрослых

    В отличие от детей, зубочелюстной аппарат у взрослых полностью сформирован, и закончил свое развитие. Речевые нарушения вследствие неправильного прикуса или других причин уже срочно закреплены.

    Поэтому коррекция произношения проходит значительно труднее, чем у детей. И даже после исправления прикуса речевые нарушения остаются. Для их исправления требуется упорная и длительная работа логопеда.

    Коррекция прикуса у взрослых проводится обычно с помощью брекетов. После ее завершения выполняются мероприятия по нормализации работы языка. Лечение идет успешней при одновременном исправлении прикуса и дефекта речи.

    Последствия отказа от коррекции

    Влияет ли прикус на речь

    Нелечение аномалий и вызванных ими дефектов речи приводит к неблагоприятным последствиям как для жевательной, так и речеобразующей функции.

    Длительно сохраняющаяся аномалия может привести к следующим негативным последствиям:

    • Заболевания пародонта из-за неравномерной нагрузки на отдельные зубы и их периодонт. В конечном итоге это приводит к потере зубов.
    • Нарушение работы височно-нижнечелюстного сустава и его дисфункция, способная серьезно осложнить жизнь пациента.
    • Постоянное травмирование мягких тканей ротовой полости с возможностью озлокачествления.
    • Эстетический дефицит и связанные с ним психологические проблемы.

    Последствия нелечения алалии не менее существенны. Прежде всего это снижение коммуникабельности из-за сознаваемого дефекта и плохая социальная адаптация. Дети подвергаются насмешкам сверстников, стыдятся своего речевого дефекта и замыкаются в себе.

    Крайне негативным моментом является влияние алалии на умственное развитие. Исследование детей с дефектами речи выявили такой факт: в 2-4 года малыши с нарушением речеобразующего аппарата ничем не отличались от своих сверстников в отношении интеллекта. А в 5-6 лет у них уже отмечалась задержка умственного развития.

    В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.

    Выводы

    Аномалии прикуса могут приводить к неправильному произношению как простых, так и сложных звуков. Основные принципы нормализация речи и прикуса сводится к следующим моментам:

    • Лечение нарушений речи, обусловленных неправильным прикусом, должно быть комплексным с участием ортодонта и логопеда.
    • Чем раньше начинается коррекция, тем успешней она идет.
    • Результат зависит от возраста пациента и его готовности к сотрудничеству со специалистами.
    • Коррекция легче проходит в сменном прикусе. Однако при правильном методе и комплексном подходе успех достигается у пациентов любого возраста.
    • Не только речь зависит от прикуса, но и нарушение прикуса может возникать из-за дефектов произношения.

    Родители должны внимательно наблюдать за становлением речи их ребенка, при отклонении от нормы необходимо, не мешкая, обращаться к специалистам.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Причины зубочелюстных аномалий и их влияние

    на здоровье и речь ребенка.

    В последнее время резко возросло число детей с аномалиями строения зубочелюстной системы. В большинстве случаев речевые патологии так или иначе связаны с вышеуказанными нарушениями.

    О каких-таких нарушениях идет речь, откуда они возникают, и как всё это влияет на речь и здоровье Вашего ребенка? Именно в этих вопросах мы сегодня попробуем разобраться и взглянуть на привычные вещи совсем другими глазами.

    Для начала поговорим о норме.


    Основными признаками правильно сформированного прикуса являются:

    - ровные зубные дуги;

    - верхняя челюсть расположена кпереди относительно нижней;

    - средняя вертикальная линия, проходящая между центральными зубами, совпадает со средней линией лица;

    - коронки верхних передних зубов на 1/3 перекрывают коронки нижних передних зубов.

    Отклонения от этих норм является признаками неправильно сформированного прикуса.

    А теперь остановимся на аномалиях прикуса.

    Основные типы аномалий прикуса.

    Дистальный прикус





    Дистальный прикус - верхние передние зубы выдвинуты вперед по отношению к нижним. Отличительная черта такого прикуса - это чрезмерно развитая верхняя челюсть или недоразвитая нижняя челюсть.

    При дистальном прикусе нарушается процесс распределения жевательной нагрузки. В данном случае задние зубы будут брать на себя нагрузку передних зубов. У людей с дистальным прикусом задние зубы будут более подвержены кариесу.


    При данной патологии подбородок человека непропорционально маленький, лицо кажется более детским и нерешительным. После исправления прикуса пропорции лица выравниваются, лицо приобретает более правильные пропорции и кажется более волевым.

    Мезиальный прикус

    Мезиальный прикус - выступает вперед нижняя челюсть. Характеризуется передним положением нижней челюсти по отношению к верхней.

    Одним из отличительных признаков мезиального прикуса является выступающий подбородок. Такой подбородок делает лицо молодого человека волевым, уверенным в себе, но вряд ли украсит девушку.

    Открытый прикус


    Открытый прикус передние или боковые зубы не смыкаются, образуя между собой щель. Открытым называют прикус, при котором зубы верхней и нижней челюсти не смыкаются (не контактируют). Патология может наблюдаться в переднем отделе и боковом; в области нескольких зубов или целой группы зубов.

    Наиболее явным внешним проявлением открытого прикуса в переднем отделе является постоянно приоткрытый рот. Нарушение только в одном из боковых отделов проявляет себя в ассиметрии черт лица.

    Глубокий прикус


    Глубокий прикус - резцы верхнего зубного ряда более чем на половину перекрывают резцы нижнего зубного ряда, при этом нижние резцы не опираются на зубные бугорки верхних зубов.

    В норме верхние зубы должны перекрывать нижние на 1/3 длины коронки нижних зубов. Когда же верхние зубы перекрывают нижние более чем на половину их длины, то такой прикус считается глубоким. Он может быть глубоким не только в переднем, но и в боковых отделах тоже.

    Лицо при таком прикусе имеет недостаточную высоту, нижняя губа часто выворачивается наружу, так как ей не хватает места.

    Однако если человек старается поджимать губу, то губы могут быть очень тонкими.

    Перекрестный прикус


    Перекрестный прикус - слабое развитие одной из сторон любой челюсти. В норме все верхние зубы должны перекрывать нижние в переднем отделе на 1/3 длины коронки нижних, а в боковом отделе наружные бугры верхних зубов должны перекрывать наружные бугры нижних зубов. Перекрестный прикус - это нарушение такого взаимоотношения зубов в любую сторону. Он может быть односторонним и двусторонним, может быть в переднем отделе и в боковых отделах.

    При данной патологии наблюдается нарушение формы лица, прикусывание слизистой оболочки щёк, нарушена жевательная и речеобразовательная функция.

    Прямой прикус


    Прямой прикус отличается тем, что верхние зубы не покрывают нижних, а стоят прямо над ними. При этом их режущие края соприкасаются.

    Аномальные прикрепления уздечки языка


    Различают пять видов аномальных уздечек языка согласно их форме и плотности, а также особенностям соединения волокон уздечки с мышцами языка:

    • тонкие, почти прозрачные, нормально прикрепленные к языку, но ограничивающие его подвижность в связи с незначительной протяженностью;
    • тонкие полупрозрачные, прикрепленные близко к кончику языка, имеющие незначительную протяженность; при поднятии кончика языка в его центре образуется желобок;
    • представляющие собой плотный короткий тяж, прикрепленный близко к кончику языка. В результате натяжения уздечки кончик языка подворачивается внутрь, а спинка набухает. Облизывание верхней губы затруднено, а иногда невозможно. При пальпаторном исследовании такой уздечки выявляется, что подвижность языка обусловлена фиксацией его кончика соединительно-тканным тяжом. Под ним, имеющим форму шнура, располагается дубликатура слизистой оболочки;
    • характеризуемые выделяемым тяжом, но сращенным с мышцами языка;
    • с малозаметным тяжом, его волокна переплетаются с мышцами языка и ограничивают его подвижность.

    Аномальные прикрепления уздечки верхней губы

    Аномалийное прикрепление уздечки верхней губы может вызывать нарушение смыкания губ, способствовать формированию диастемы (промежутка между центральными резцами), препятствовать ортодонтическому лечению при использовании аппарата с вестибулярной дугой.

    Последствия неправильного прикуса.

    Последствия неправильного прикуса могут быть весьма тяжелыми. Увеличивается нагрузка на отдельные зубы, происходит быстрое стирание эмали, повышается чувствительность. Нарушается функция жевания, и как следствие - ранее развитие заболеваний пародонта: пародонтит (воспаление десен) и пародонтоз (расшатывание зубов, связанное с патологическими изменениями в связках, удерживающих зуб в кости и самой кости), заболевания височно-нижнечелюстного сустава.

    А при прямом прикусе слизистая оболочка полости рта постоянно страдает из-за хронического травмирования зубами.

    Распространенным явлением при глубоком прикусе является повышенная стираемость зубов. Это, в свою очередь, ведет к изменению тонуса жевательных мышц, что в конечном итоге сказывается на височно-нижнечелюстном суставе (ВНЧС). Пациенты с глубоким прикусом чаще других жалуются на хруст, щелканье и боль в суставе. Иногда поражение ВНЧС может стать причиной частых головных болей.

    Причины, влияющие на неправильное формирование зубочелюстной системы.

    А теперь настало время разобраться в том, откуда берутся столь пугающие нас аномалии прикуса? Мы все знаем, что язык, несомненно, очень важный орган, позволяющий нам говорить. От его подвижности зависит, насколько наша речь будет четкой, правильной и красивой. Но, оказывается, способность воспроизводить звуки речи - это не единственная функция языка.

    Давайте проведем небольшой эксперимент.

    Закройте рот и скажите, где находится ваш язык? Правильно, передний край языка находится в верхнем положении и упирается в переднюю треть неба.

    • У человека при нормальном носовом дыхании и закрытом рте, язык, занимает верхнее положение и выполняет своеобразную роль каркаса для формирующихся верхней челюсти и неба. Но, если вдруг, по каким либо причинам наше носовое дыхание нарушается … . А причин нарушения носового дыхания может быть множество – это аденоидные разрастания, увеличенные миндалины, частые простудные заболевания, сопровождающиеся ринитом и тонзиллитом.Как только ребенок начинает дышать ртом, язык опускается вниз и перестает выполнять роль каркаса для верхней челюсти. Постепенно происходит сужение верхней челюсти, которое в свою очередь ведет к образованию готического неба. Особо нужно отметить, что когда рот постоянно открыт, происходит атрофирование круговой мышцы рта. А слабость круговой мышцы рта влечет за собой вялую артикуляцию звуков, делая речь ребенка нечеткой и смазанной. При нижнем положении языка нарушается осанка. Опущенная нижняя челюсть по законам физики вызывает перемещение центра тяжести, в результате чего голова и плечи ребенка смещаются несколько вперед относительно тела. В случаи, если у ребенка уже имеются различные нарушения осанки, любые специальные занятия лечебной физкультурой будут малоэффективны без устранения неправильного положения языка.
    • Поговорим о процессе глотания. Глотательный рефлекс относится к врожденным. Ребенок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щек, языка при сосании в полости рта младенца создается отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми десневыми валиками, направляет молоко в ротоглотку. Это считается нормой до момента прорезывания первых зубов. При переходе с жидкой пищи на твердую, сосание заменяется жеванием, и тип глотания у ребенка перестраивается на соматический: кончик языка при соматическом глотании должен упираться в переднюю треть твердого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

    Таким образом, если ребенок очень долго употребляет жидкую пищу – этого перехода не происходит и язык привыкает занимать только нижнее положение. Длительное сосание пустышки приводит к такому же результату. Ребенок с инфантильным типом глотания постоянно прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса.

    При инфантильном типе глотания язык становится малоподвижным, массивным, прикорневая часть при этом как правило спастична. Все это ведет к затрудненному формирования звуков верхнего подъема: шипящие, соноры и значительно осложняет постановку этих звуков.

    • У многих детей есть привычка спать на спине, запрокинув голову назад. При запрокинутой голове нижняя челюсть ребенка смещается назад, при этом ее мышцы находятся в патологически натянутом состоянии и препятствуют росту нижней челюсти. В результате чего образуется дистальный прикус.
    • А некоторые дети наоборот спят со склоненной на грудь головой. Такому положению может способствовать высокая подушка или высокое изголовье спального места. Голова ребенка нагибается вперед, мягкие ткани шеи расслабляются и нижняя челюсть смещается вперед. Это обуславливает формирование мезиального прикуса.
    • При укороченной уздечке язык в состоянии физиологического покоя не занимает правильную позицию, при которой кончик языка должен прилегать к нёбной поверхности верхних резцов. В результате чего не обеспечивается необходимое давление языка на свод верхней челюсти изнутри, под действием которого в норме должен формироваться правильный купол нёба и ровный верхний зубной ряд.

    Это далеко не все, но наиболее распространенные причины, так или иначе влияющие на аномальное формирование зубочелюстной системы.

    Что делать?

    Если у ребенка уже сформировалось неправильное положение языка в ротовой полости и имеют место нарушения носового дыхания. Что можно сделать в этом случаи? Можно ли как-то переучить язык и восстановить правильное носовое дыхание.

    На помощь приходят современные достижения в области стоматологии - это так называемы миофункциональные трейнеры

    Миофункциональный трейнер ИНФАНТ и его роль в коррекции и профилактике речевых нарушений.


    Трейнер ИНФАНТ предназначен для детей от 3 до 5 лет.

    Трейнеры изготовлены из гипоаллергенного материала и выпускаются 2-х цветов: голубой – для мальчиков, розовый – для девочек.

    - Упругие воздушные подушечки в области жевательных зубов, которые стимулируют ребенка к легкому накусыванию аппарата;

    - Петельку с ремешком позволяющим увеличить нагрузку на различные группы мышц.

    Минимальное время использование ИНФАНТА – 3-4 месяца.

    Почему нужно использовать трейнер ИНФАНТ?

    1. Трейнер ИНФАНТ изначально был создан для нормализации и восстановления носового дыхания у детей с открытым ртом при аденоидах. Когда у ребенка открыт рот – плохо формируется фонематический слух, т.к. евстахиева труба перекрывается аденоидами. При использовании трейнера функция включается и носовые ходы начинают работать. Профилактика ринофоний. Кроме того, при закрытом рте улучшается внимание, увеличивается работоспособность.
    2. ИНФАНТ предназначен для предупреждения аномалий в формировании зубочелюстной системы или устранения уже имеющихся проблем и привычек, нормализации глотательной функции. Когда язык внизу, глотание уже не правильное. Во взрослом возрасте это ведет к парадонтозу.
    3. ИНФАНТ – мнемотехническое средство, предупреждающее неправильное произношение звуков.
    4. Маркерный язычок – стимулирует ребенка поднимать язык. Формируется кинестетическая память и создается поза для формирования звуков верхнего подъема. Улучшается подвижность кончика языка, растягивается уздечка.
    5. Воздушные подушечки в области жевательных зубов стимулируют ребенка к накусыванию препарата, идет тренировка жевательных и лицевых мышц. Улучшается тонус.
    6. Формируется верхнее положение языка, поддерживается свод челюсти. Если небо готическое оно начинает выравниваться. С логопедической точки зрения создается массажный эффект. Профилактика дефектов шипящих звуков и соноров.
    7. ИНФАНТ – способствует смыкательной функции губ. А активность губ – это четкая лабилизация звуков. Улучшается просодика и дикция. Четкая артикуляция гласных предупреждает дисграфию на письме. Дети не пропускают гласные на письме.
    8. Если небо узкое, готическое, а нижняя челюсть №, то формируется перекрестный прикус. Ребенок вращает челюстью туда, сюда - это сложная дислалия. Добиться правильного произношения в таких случаях практически невозможно.
    9. Если ребенок дышит ртом то, как следствие, сужаются носовые ходы, так как они не функционируют и как следствие ухудшается резонаторная функция и интонация. Восстанавливая дыхание, восстанавливаем проходимость носовых ходов и тем самым улучшаем интонацию.

    Зависимость речи от прикуса

    По своему опыту многие знают, что прикус, наличие или отсутствие аномалий, влияют на произношение. Но не всем известна и обратная взаимосвязь, когда качество речи и правильность произношения отдельных звуков влияет на формирование зубочелюстной системы.

    Из данного факта следует, что речь и прикус – между собой тесно связанные факторы, непосредственно взаимодействующие, и в отдельных случаях требующие комплексного подхода к лечению.

    Содержание статьи:

    Какая взаимосвязь

    В речеобразующий аппарат, помимо органов дыхания (гортани, трахеи, бронхов и легких), входят губы, обе челюсти, и полость рта со всем ее содержимым. Большая часть данных органов входит в зубочелюстную систему человека.

    Таким образом, изменение или нарушение функционирования одного из органов непременно отражается на речи и четкости звукопроизношения (фонации).

    Преимущественно прикус оказывает влияние на звучание свистящих (-с, -з, -ц) и шипящих (-ч, -щ, -ж, -ш) фонем (звуков). Чтобы произношение этих звуков было правильным, передние нижнечелюстные и верхнечелюстные зубы между собой должны образовывать щель, величина которой не превышает 1,5-2 мм.

    Прикус влияет на речь

    Выполнению данного условия обычно препятствуют такие аномалии:

      Прогнатия (дистальный тип). Характеризуется западанием нижней челюсти относительно верхней, отсутствием контакта между нижними и верхними фронтальными единицами (в редких случаях).

    Дефект произношения выражается в нижнем, либо заднеязычном звучании шипящих и свистящих звуков. Тогда возникают проблемы с произношением -с, -ж, -ш, Прогения (мезиальный тип). Выражается выдвижением кпереди нижнечелюстной дуги относительно верхнечелюстной, неправильным смыканием передних зубов обеих челюстей.

    Наблюдается межзубное произношение шипящих и свистящих фонем, а переднеязычные звуки -т, -д при этом произносятся смягченно.

  • Передний открытый. Проявляется несмыканием фронтальных элементов, образованием между ними щели и постоянно приоткрытым ртом. Шипящие/свистящие звуки, вследствие попадания языка в межзубную щель, имеют межзубное звучание.
  • Боковой открытый. Межзубная щель образовывается между жевательными единицами, и наблюдается эффект вытекания воздуха. Тогда свистящие/шипящие, а также -г, -х, -р, -к звуки при произношении получаются хлопающими.
  • Глубокий. При данном дефекте наблюдается перекрывание верхнечелюстных резцов нижнечелюстными антагонистами больше чем на ½.

    Искажается произношение звуков, которые формируются при поднятии кончика языка и его упора в верхние элементы. Выход воздуха затрудняется из-за проблемы обеспечения зазора между нижнечелюстными и верхнечелюстными единицами. Звуки получаются нечеткими, зажатыми. Перекрестный. Характеризуется горизонтальным смещением челюстных рядов относительно друг друга. Это состояние препятствует полному прилеганию к жевательным элементам кончика языка.

    Воздушный поток выходит не через центральную щель (как при правильной окклюзии), а через боковую, что вызывает при произношении шипящих/свистящих фонем хлюпанье.

    К сильному искажению речи также приводит отсутствие одной, либо сразу нескольких передних единиц.

    Когда родители замечают неправильное смыкание челюстных дуг у своего малыша, им следует в короткие сроки обратиться за консультацией к ортодонту. Исправить дефект прикуса легче всего в возрасте 5-9 лет, т.е. при сменной окклюзии.

    Но это обстоятельство не означает, что в более старшем возрасте (у взрослых и подростков) патология прикуса является неисправимой. При верном и корректном подходе к лечению патологического состояния, положительный результат достигается всегда.

    Опасности супраокклюзии
    Что представляет собой супраокклюзия и чем она опасна.

    Заходите сюда, чтобы рассмотреть информативные методы диагностики в ортодонтии.

    Задачи ортодонта и логопеда

    Логопед – специалист, занимающийся профилактикой дефектов речи или исправлением имеющихся проблем, устанавливаются причина и механизм искажения произношения, а также проводятся мероприятия по его исправлению.

    Ортодонт – специалист, деятельность которого направлена на диагностирование и лечение дефектов зубочелюстного аппарата. В его компетенцию входит неправильная окклюзия, асимметрия лица, неверное расположение отдельных элементов, нарушения в их формировании и росте, проблемы с произношением и дыханием.

    Нарушение произношения при нормальной деятельности речевого аппарата и нормальном слухе, называется дислалией. Данное патологическое состояние имеет функциональную или механическую природу.

    Первая форма характеризуется неумением либо непониманием ребенком правильности произношения звуков. Это случается обычно, когда взрослые долгое время при разговоре с ребенком «подделывают» свою речь под детскую.

    Вторая форма – это результат нарушения развития челюстей и речевого аппарата, а именно когда имеются дефекты окклюзии, короткая уздечка, готическое небо, неверное положение языка.

    Важно! Формирование речи заканчивается к 7 годам. Но первые признаки нарушений произношения уже отчетливо проявляются в 1,5-2 года. Коррекцию речи в этом возрасте можно начинать с занятий у логопеда.

    Промедление, т.е. обращение за квалифицированной помощью в старшем возрасте, чревато усугублением положения. Ранняя корректировка речи благоприятно воздействует на развитие зубочелюстной системы. Этот факт связан со своевременной активацией работы языка и мышц лица, от действия и положения которых зависит правильность развития челюстных дуг.

    В ситуациях, когда устранение дефектов речи предусматривает коррекцию окклюзии, логопед и ортодонт должны объединить свою работу. Наилучшим возрастным периодом для исправления имеющихся проблем считается возраст 5-6 лет, когда у малыша еще сменный прикус.

    Когда родители замечают неправильное смыкание челюстей, либо их ребенок часто приоткрывает рот, им следует как можно быстрее посетить ортодонта. Неверное произношение отдельных групп звуков (свистящих, шипящих), отдельных фонем (-р, -л), также указывает на наличия у ребенка нарушений произношения, связанных с неправильным прикусом.

    Причины развития аномалий

    Влияет ли неправильный прикус на речь

    Дефекты зубочелюстной системы, а значит, и нарушения произношения, могут возникнуть по многим причинам. Самыми распространенными из них являются:

    1. Недолгое грудное вскармливание (до 2-х мес.) и неверный захват малышом груди. Во время кормления надо чтобы младенец губами немного тянулся к груди, что способствует правильному развитию круговых мышц.
    2. Проблемы с внутриутробным развитием плода или родовая травма.
    3. Длительное пользование соской и вредные привычки, такие как втягивание щек, прикусывание губ, сосание пальца или иных посторонних предметов.
    4. Преждевременное выпадение (ранняя потеря) молочных единиц.
    5. Хроническая форма болезней дыхательной системы (воспаление аденоидов, ринит и др.), заставляющие малыша дышать ртом.
    6. Травмирование челюстных рядов или отдельных элементов.
    7. «Плохая» наследственность, т.е. неправильная окклюзия может передаваться ребенку от одного из родителей.
    8. Несоответствие физиологических параметров зубов с размерам челюстей.
    9. Гормональный сбой, например, при дисфункции щитовидной железы.
    10. Слабое здоровье малыша либо его физического состояния.

    Все эти причины подтверждают взаимосвязь прикуса и речи, т.е. зубочелюстные дефекты могут стать причиной неверного произношения, и наоборот.

    Смещение средней линии зубов лечение
    Признаки смещения средней линии зубов и методы определения сложности случая.

    В этой публикации все об инвагинации зуба.

    Особенности лечения взрослых

    Челюстная система взрослых, в противовес детской, полностью сформирована, и завершила свое развитие. Нарушения произношения, являющиеся следствием неправильной окклюзии и иных дефектов, уже прочно закреплены.

    Учитывая данный факт, коррекция речи у взрослых проходит значительно дольше и сложнее, нежели у детей. И по завершении лечения, в большинстве случаев, речевые нарушения в той или иной степени выраженности все равно остаются. Чтобы полностью их исправить, дополнительно требуется длительная и упорная работа логопеда.

    Обычно у взрослых исправление дефектов прикуса проходит при помощи брекет-конструкций. По окончанию обязательно проводятся мероприятия по налаживанию работы мышц ротовой полости и в особенности языка.

    Важно! Лечение проходит быстрее, если одновременно с коррекцией прикуса ведется исправление произношения.

    Последствия отказа от коррекции

    Неправильный прикус влияет на речь

    Игнорирование патологических состояний, обусловленных неправильным смыканием челюстей, приводит к негативным последствиям, касающихся как речеобразующей, так и жевательной функций.

    Долгое время сохраняющийся дефект прикуса может привести к таким неблагоприятным последствиям:

    1. Возникновению заболеваний пародонта, в конечном итоге приводящих к преждевременной утрате зубных единиц.
    2. Нарушению функциональности нижнечелюстного височного сустава.
    3. Постоянному травмированию мягких тканей полости рта с риском возникновения кровоточивости, воспаления, эрозии и озлокачествления.
    4. Эстетическому дефекту, провоцирующему возникновение психологических проблем.
    5. Ухудшению качества гигиенического ухода за ротовой полостью, из-за чего чаще возникают серьезные стоматологические заболевания, и ярче проявляется дискомфортная симптоматика.
    6. Снижением жевательной активности и неравномерным распределением жевательной нагрузки на зубы.
    7. Быстрым истиранием эмалевого покрытия и ухудшению общего самочувствия.

    Последствия игнорирования лечения алалиии не такие существенные. В первую очередь патологическое состояние влияет на снижение коммуникабельности и ухудшает социальную адаптацию. Обычно дети с речевыми проблемами замкнуты, трудно идут на контакт, стыдятся своего дефекта, подвергаются насмешкам своих ровесников.

    Крайне негативным фактом считается воздействие алалии на умственное развитие. Обследование деток с речевыми дефектами выявило тот факт, что малыши в возрасте 2-4 года с нарушением речи в интеллектуальном отношении не отличаются ничем от сверстников. К 5-6 годам – задержка в отношении интеллекта отмечается у половины обследованных детей.

    Важно! Даже незначительные нарушения окклюзии при отсутствии лечения опасны проявлением осложнений разных степеней тяжести.

    В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.

    Выводы

    Различные дефекты прикуса приводят к проблемам с произношением как легких в выговаривании, так и сложных фонем. Основные моменты в нормализации окклюзии и звукопроизношения сводятся к следующему:

    1. Исправление нарушений речи, связанных с неправильным смыканием челюстей, должно проходить с одновременным лечением у ортодонта и логопеда.
    2. Успешность этого процесса напрямую зависит от периода начала, т.е. чем раньше оно начинается, тем больше результатов можно добиться.
    3. Результативность лечения также связана с возрастом пациента, желанием и готовностью к сотрудничеству с врачами.
    4. Коррекцию патологий зубочелюстной системы лучше начинать при сменном прикусе. Но при комплексном подходе к проблеме и подборе адекватной методики, успех у пациентов достигается в любом возрасте.
    5. От прикуса зависит не только речь. Подтверждено, что и дефекты прикуса в разной степени выраженности тоже могут являться следствием дефектов звукопроизношения.

    Важно! Родителям следует внимательно наблюдать за формированием речи их малыша. При обнаружении отклонений от нормы, нужно незамедлительно обратиться к специалисту.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Читайте также: