Зубы и духовые инструменты

Опубликовано: 28.04.2024

При изучении стоматологических заболеваний исследователи уделяют недостаточно внимание специфическим стоматологическим проблемам музыкантов, играющих на духовых инструментах. Между тем, игра на духовом инструменте связана со сложной координационной работой зубочелюстной системы и особой техникой дыхания.

По данным зарубежных авторов, на качество жизни миллионов музыкантов, исполнителей—профессионалов оказывают существенное влияние вовремя не диагностированные и не вылеченные патологические процессы в челюстно-лицевой области. Среди них наиболее часто встречаются патология пародонта и деформации зубных рядов.

Игра на духовых инструментах более 3 часов в день уже является значимым фактором риска развития патологических процессов, что должно учитываться врачом-стоматологом.

Прогрессирующие стоматологические заболевания, такие, как, пародонтит, деформации, повышенное стирание напрямую влияют на качество извлекаемого музыкального тона, что ведет к «профнепригодности».

Целью настоящего исследования явилось сравнительное изучение состояния тканей пародонта у музыкантов, играющих на духовых и ударных инструментах.

Обследовано 80 музыкантов-мужчин, курсантов Московской военной консерватории (МВК), играющих на духовых инструментах с внутриротовым амбушюр (основная группа). Контрольную группу составили курсанты-музыканты этой же музыкальной консерватории, играющие на ударных инструментах, — 20 человек. В основную группу вошли музыканты-трубачи курсанты МВК с 1 по 4 курс по 20 человек с каждого курса. Возраст курсантов как основной, так и контрольной групп составил от 17 до 25 лет. Ежедневная средняя продолжительность занятий на инструменте составляла 3 часа в сутки. Все обследуемые пациенты имели физиологическую окклюзию и интактные зубные ряды.

Обследование проводили по общепринятой схеме: опрос, осмотр. При осмотре полости рта оценивали внешний вид слизистой оболочки, цвет, отечность, кровоточивость десен, определяли наличие мягких и твердых над- и поддесневых зубных отложений, глубину пародонтальных карманов.

Стоматологический диагноз ставили на основании клинического обоснования и результатов клинико-инструментальных исследований: упрощенного индекса гигиены полости рта по Грину-Вермиллиону (ИГР-У), индекса РМА в модификации Parma, индекса CPI. Состояние демпфирующей способности пародонта изучали при помощи периотестометрии на аппарате «Периотест 3218».

Результаты и их обсуждение. Индекс КПУ в контрольной группе составил 6,3, практически такой же, как и в основной группе на 1 курсе, но по мере увеличения стажа профессиональной игры на духовом инструменте показатели ухудшаются: к 2 курсу — на 6,5 %, к 3 курсу — еще на 0,5 % и на 4 курсе еще на 9,9 %. Таким образом, за 4 года показатель КПУ вырос на 7,6 % за счет показателя «П».

Показатель индекса ИГР-У у пациентов контрольной группы так же, как и КПУ соответствует показателю в основной группе на начальном курсе и равен 1,8. Он как и КПУ увеличивается к 4 году обучения, аналогичная динамика этих показателей свидетельствует об их взаимосвязи с опережающим ухудшением гигиены полости рта. К 4 курсу индекс гигиены ИГР-У ухудшился на 50 %.

Индекс РМА изначально в контрольной группе недостоверно ниже, чем у курсантов 1 курса, хотя в контрольную группу входят студенты разных курсов. С увеличением стажа игры на духовых инструментах мы выявили ухудшение показателей индекса РМА к 4 курсу на 2,7 %.

Динамика индекса CPI схожа с индексами ИГР-У и КПУ. На 1 курсе в основной группе показатель примерно соответствует данным в контрольной группе. С увеличением стажа игры на инструменте количество пораженных секстантов увеличивается на 53 %.

Данные периотестометрии свидетельствовали о нарушении демпфирующей способности пародонта передних зубов нижней челюсти у курсантов-трубачей уже на 1 курсе МВК. С каждым годом занятий на духовом инструменте продолжает снижаться демпфирующая способность пародонта. На 4 курсе у 9 курсантов из 20 (45 %) показатели периотестометрии передних зубов соответствуют пародонтиту легкой степени тяжести.

Изменения показателей периотестометрии у разных групп зубов были различны. На верхней челюсти у 480 изученных зубов не было отмечено превышения показателей. На нижней челюсти, наоборот, нами отмечено почти у каждого курсанта нарушение демпфирующей способности пародонта резцов, причем с увеличением курса обучения показатели ухудшаются.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о наличии нарушений в пародонте преимущественно на нижней челюсти в области передних зубов, прогрессирующей по мере увеличения продолжительности игры на духовом инструменте.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что музыканты, играющие на духовых инструментах, составляют группу повышенного риска развития пародонтита в переднем отделе зубов в результате перегрузки тканей пародонта во время игры на духовом инструменте и нуждаются в проведении профессиональных лечебных и профилактических мероприятий, включая обучение гигиене полости рта и мотивированию к уходу за зубами и пародонтом.


А.Н. Михайлов, А.В. Огарёва, И.В. Золотницкий, С.А. Хрынин
ГОУ ВПО «МГМСУ»

О конкурсах, дружбе и пользе для здоровья.

Детский духовой оркестр ДМШ № 10


Чаще всего, решив отдать ребенка в музыкальную школу, родители представляют своё чадо за пианино или стоящим с маленькой (пока) скрипочкой в руках. Не все знают, как много существует разных замечательных инструментов – и каждый из них может помочь подружиться с миром музыки. Например, духовые инструменты – это целая «армия»!

Без них не обойдется ни симфонический оркестр, ни народный, не говоря уж о джазовом или военном, которые частенько состоят из одних духовых. В музыкальных школах из всех духовых инструментов популярна у детей и родителей обычно лишь флейта. А ведь, скажем, в состав большого симфонического оркестра входит 4-6 видов деревянных духовых и не менее четырех медных!

Сегодня мы поговорим не просто о духовых инструментах, а о целом оркестре, который уже три года живет, развивается и работает в детской музыкальной школе №10. О буднях и победах молодого коллектива расскажет его создатель и художественный руководитель, выпускник Новосибирской консерватории Дмитрий Павлович СЛАТВИНСКИЙ.

Такие разные духовые инструменты


- Дмитрий Павлович, в каком возрасте можно начинать учиться игре на духовых инструментах?

- Официально рекомендуемый возраст – 12 лет. Однако, конечно, оптимально начинать занятия уже лет с семи-восьми. Есть специальные маленькие, ученические инструменты, а младший школьный возраст идеально подходит для развития музыкальных способностей, обучения нотной грамоте. Да и начать выступать на сцене ребенку в этом возрасте намного легче. Но возможно приступить к обучению и позднее – в 10, 12 лет и даже позже.

Духовые инструменты в ДМШ.


- На каких духовых инструментах учат играть в музыкальных школах?

- Выбор велик. Есть инструменты чисто оркестровые - например, баритон, эуфониум, специально предназначенные для духового оркестра. Если говорить о традиционных, универсальных по предназначению инструментах, то из деревянных духовых это в первую очередь флейта и кларнет. К этой же группе относится и очень популярный у подростков саксофон.

" - Медные духовые в нашей школе представлены довольно широко: есть классы валторны, трубы, тромбона, тубы, причем у каждого инструмента свои разновидности.

Медные инструменты, в отличие от исторически устоявшихся струнных и фортепиано, ещё находятся в развитии, модифицируются, появляются новые виды.

Доступно, полезно и перспективно


- Нужны ли для обучения на духовом отделении какие-то особые природные данные, кроме, разумеется, музыкального слуха?

- Никаких особенных требований, в общем-то, нет. Профессиональному духовику нужно уметь правильно дышать, но то, как развивается этот навык, будет видно лишь со временем. Не должно быть каких-то совсем серьезных проблем с зубами, прикусом. Не смогут играть на духовых и дети, у которых диагностируют повышенное внутричерепное давление, это чревато головными болями при значительных нагрузках .

Кларнет в детском духовом оркестре


- Существует мнение, что игра на духовых инструментах, напротив, помогает укрепить здоровье тем, у кого проблемы с легкими. Это так? (Как мама аллергика-астматика, вижу явное улучшение здоровья сына за годы его занятий на блокфлейте и кларнете.)

- Да, детям со склонностью к астме занятия на духовых инструментах действительно могут помочь избежать развития заболевания за счет постановки правильного дыхания, хотя, конечно, это не панацея. Людям с уже имеющимся серьезным диагнозом может быть трудно играть на этих инструментах.

" - А еще занятия на медных духовых могут помочь избавиться … от нервного тика! И уже доказано, что обучение игре на любом инструменте помогает развитию речи и математического мышления.


- Дмитрий Павлович, часто родители выбирают за ребенка обучение на фортепиано или скрипке, считая эти инструменты более перспективными: и репертуар для них богаче, и солируют они чаще. Верно ли это?

- Нет, конечно! Известные фортепианные произведения более «на слуху», чем, скажем, репертуар для тромбона. Но, во-первых, наши ученики выступают на сцене очень много, начиная с первых месяцев обучения, – это просто необходимо, чтобы увидеть проблемы каждого, а во время выступления они лучше проявляются. Во-вторых, если говорить о профессиональной карьере, музыканты-духовики востребованы ничуть не меньше, чем пианисты – им будут рады в любом оркестре.

" - Кстати, родителям мальчиков на заметку: выпускнику ДМШ по классу духовых инструментов часто весьма рады в военных оркестрах, когда приходит повестка в армию… Есть оркестр при НГТУ и некоторых других вузах.


- Если ребенок пошел учиться, скажем, играть на трубе, какие еще предметы его ожидают в ДМШ?

- Обычный набор предметов, обязательный для любой специальности. Это сольфеджио, слушание музыки (затем оно сменяется музыкальной литературой), ансамбль, со второго класса – общее фортепиано. Ещё для большинства учеников ДМШ обязателен хор. Но большинство моих учеников вместо хора участвуют в школьном духовом оркестре.

Вместе веселее!


- Расскажите, пожалуйста, в чем особенности ученического, детского оркестра? Как он создавался, каков его состав?

- Наш духовой оркестр был организован три года назад, тогда в нем было всего десять человек. Сейчас нас около тридцати. За это короткое время мы завоевали награды районного, городского, областного, всероссийского и даже международного конкурсов! Ученикам ДМШ №10 помогают, особенно во время важных выступлений, несколько педагогов музыкальной школы и студентов консерватории.

Основу, конечно, составляют медные духовые, им помогают ударные инструменты – в оркестре четыре музыканта-ударника, тоже ученики ДМШ. Есть большой барабан, ударная установка, перкуссионные инструменты (тарелки, колокольчик, треугольник…). Помогают украсить звучание и деревянные духовые.

Детский духовой оркестр ДМШ №10


- Юные музыканты оркестра довольно много работают, несколько раз в неделю собираются на репетиции. Чем же интересны детям именно такие занятия, ведь, помимо этого, у всех есть индивидуальные уроки на инструменте?

- Детям в оркестре интересно! Это и общение, и чувство единой команды. У них свои, иногда довольно сложные, взаимоотношения, многие стали настоящими друзьями. После занятий – то в футбол играют во дворе школы, то просто провожают друг друга, иногда очень долго, в общем, расставаться не торопятся. Мы вместе отмечаем праздники, у нас регулярно бывают чаепития.

" - Но основано наше единство все-таки на том, что мы вместе создаем музыку! И это ничуть не менее интересно, чем играть одному, пусть даже более сложную партию, хотя среди музыкантов оркестра уже немало лауреатов и дипломантов разных конкурсов.

Кстати, в оркестре играет несколько братьев и сестер, есть даже четверо музыкантов из одной семьи – значит, увлечение старших оказалось заразительным.

Трубач выдувает медь


- Сплоченности вашего коллектива помогают совместные поездки?

- Безусловно. В прошлом году нам удалось съездить на конкурс в Иркутск. А в начале этого учебного года мы были в Кемерово, на фестивале «Серебряные звуки», и стали лауреатами II степени! А заодно – познакомились с городом и даже спустились в настоящую шахту.

духовой оркестр ДМШ № 10, поездка в Кемерово

" - Интересно, что на заключительном гала-концерте этого фестиваля в парке Кемерово одновременно звучало около 600 духовых инструментов!


- Где проходят ваши выступления? Духовой оркестр ассоциируется у многих с парками, площадями, по крайней мере, с огромными залами. Вы часто выступаете на открытом воздухе?

- Нет, наши инструменты предназначены для игры в помещениях. Правда, летом мы несколько раз выступали перед ДК «Академия», но в основном концерты проходят в залах. К сожалению, вместительный зал с соответствующей акустикой – не частая удача для нас.

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest


о детях от 7 до 10 лет, о подростках Другие статьи автора


Ааа, моя любимая школа! Дмитрий Павлович, какой вы молодец. В свое время работая в 130й школе сотрудничала с Левиным Эдуардом Михайловичем, прекрасный человек, ни разу не отказал и приводил своих учеников к нам в школу, чтобы показать моим ученикам инструменты, послушать звучание каждого из них, как в отдельности, так и в оркестре.
В 2013 у него был юбилей, 80 лет, дай бог ему здоровья. А то, что приходят молодые педагоги и продолжают творить такие музыкальные коллективы, это просто большая удача для школы! Так держать. Сын подрастет и его ждет что-то из медно-духовых это точно )))

Сама в свое студенческое время играла в оркестре (домра-бас была 2м доп. инструментом), ощущения совершенно иные, чем когда играешь сольно, они гораздо сильнее

Педагогический процесс начинается с приёмных испытаний. Игра на духовых инструментах требует довольно значительной затраты физических усилий, поэтому от поступающего учиться требуется хорошее здоровье и крепость физического сложения. Необходимо врачебное освидетельствование каждого кандидата. Кандидатов, с ярко выраженными внешними признаками профессиональной непригодности (хронические болезни сердца, лёгких, ушей, глаз, наличие грыжи, отсутствие передних зубов или значительные их искривления, препятствующие игре на избранном инструменте, неправильное строение рта, ненормальное развитие рук и пальцев), принимать к обучению, ни в коем случае, нельзя.

Помимо определения внешних признаков профессиональной пригодности для обучения на духовых инструментах, необходимо позаботиться о главном – определении музыкальных способностей кандидатов. У каждого кандидата необходимо тщательно проверить музыкальный слух, музыкальную память и чувство ритма.

Для определения музыкального слуха удобнее всего пользоваться фортепиано, т. к. оно даёт возможность проверить у кандидата не только мелодический слух, но и гармонический. Общее впечатление о музыкальном слухе испытуемого легко получить, если предложить ему спеть знакомую песню. Затем необходимо проверить наличие мелодического и гармонического слуха. Мелодический слух проверяется на воспроизведении голосом отдельных звуков, взятых порознь. Для повторения голосом, ребёнку вначале лучше давать звуки, расположенные на расстоянии широких интервалов (квинты, кварты, терции), постепенно уменьшая их до размера тона и полутона (большие и малые секунды). Для проверки гармонического слуха ребёнку предлагают определить, сколько звуков он слышит в одновременно исполненном на рояле созвучии – интервале или аккорде, а затем повторить их голосом поочерёдно. Этот способ может быть применён лишь к детям с очень хорошим слухом, и не считается обязательным при приёме в ДМШ. Сопоставление результатов обоих видов проверки даёт наиболее полное представление о степени развития и качестве музыкального слуха испытуемого.

При проверке музыкальной памяти испытуемому предлагается вначале спеть какую-нибудь массовую песню или знакомый музыкальный отрывок. На этих примерах устанавливается, насколько верно он запомнил мелодию того или иного музыкального отрывка. Затем на фортепиано или на духовом инструменте исполняется небольшая музыкальная фраза, незнакомая испытуемому. Мелодия должна быть проста, гармонически устойчива и объёмом не более двух тактов; и смотря по тому, насколько точно испытуемый воспроизводит её голосом, определяется качество его музыкальной памяти. Для более точного определения качества памяти, такую проверку следует произвести на 2-х – 3-х фразах.

Для определения ритмического чувства ребёнку дают послушать не сложную, но ритмически острую фразу и просят его воспроизвести её музыкальный ритм, хлопая в ладоши. В целях более полного представления о наличии и степени развития ритмического чувства рекомендуется, наряду с ритмом, проверить и ощущение им различия метрических размеров. Для этого необходимо сыграть (пропеть) небольшие музыкальные отрывки, имеющие различную метрическую структуру (2/4; 3/4; и др.), и предложить испытуемому, после исполнения каждого такого отрывка, определить размер. Чувство ритма можно проверить и без исполнения мелодии на фортепиано, а прохлопыванием в ладоши или простукиванием карандашом, сначала педагогом, а затем кандидатом, не сложных ритмических фигур. Вначале ритмические рисунки не должны быть очень сложны, затем степень их сложности постепенно возрастает. Последний способ не является лучшим, т. к. приёмной комиссии желательно выявить у ребёнка наличие не чувства ритма вообще, а чувство музыкального ритма. Отстукивание же ритма выявляет, скорее, наличие ритмической памяти, но не выявляет, есть ли у испытуемого чувство метрических пульсаций, что гораздо важнее и ценнее.

Одновременно с определением степени умственного и физического развития кандидатов педагогу необходимо иметь точные сведения об их возрасте, т. к. в практике обучения на духовых инструментах это имеет существенное значение. Наиболее подходящий возраст для начала обучения игре на духовых инструментах 11 – 12 лет. Однако, индивидуальные особенности физического развития кандидатов, а также конструктивные особенности некоторых духовых инструментов могут внести в возрастной ценз известные коррективы. Так, например, обучение игре на широкомундштучных медных инструментах (тромбон, баритон, туба) целесообразно начинать в 13 – 15 лет, поскольку в более раннем возрасте у детей будут недостаточно развиты губы, руки, грудная клетка и т. п. Целесообразно обучение на блок-флейте с 6 – 7 лет с последующим переводом на другие духовые инструменты. Это способствует тому, 10 – 11 летние ребята уже имеют необходимые знания в области сольфеджио, элементарной теории музыки и владеют основами игры на духовом инструменте – блок-флейте.

После отбора кандидатов перед педагогом возникает наиболее сложный вопрос – выбор инструмента. При отборе кандидата на тот или иной духовой инструмент необходимо учитывать особенности строения зубов и челюстей. Ровность передних зубов особенно необходима для игры на инструментах с маленьким мундштуком (труба, валторна), т. к. поля мундштука этих инструментов будут лежать на той части губ, которая находится непосредственно над передними зубами, и искривлённость хотя бы одного зуба, приведёт к болезненным ощущениям во время игры. При игре на инструментах с большим мундштуком (тромбон, туба), искривлённость зубов имеет меньшее значение, т. к. поля мундштука лежат на той части губ, которая не соприкасается с зубами. Кандидата, имеющего искривлённые верхние или нижние зубы целесообразнее определить на деревянные инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот), где давление мундштука на губы значительно меньше, чем при игре на медных. Различные виды «прикуса» принципиально не служат препятствием для начала обучения на любом духовым инструменте.

Форма и строение губ также имеют решающее значение для выбора того или иного инструмента. На инструменты, имеющие мундштук меньшего размера, нужно подбирать учеников с более тонкими губами, а на инструменты с большим размером мундштука – с более полными. Однако, надо иметь ввиду, что слишком тонкие губы, со слабо развитой мускулатурой непригодны для обучения на медных инструментах, требующих не только эластичности и подвижности, но и крепости губных мышц. Полными губами удобнее охватывать и регулировать тростниковые пластинки деревянных духовых инструментов (кларнет, фагот). Для игры на духовых инструментах имеет значение и внутреннее строение губ: степень развития губных мышц, насыщенность тканей губ кровеносными сосудами, эластичность их внешнего покрова.

Играющие на духовых инструментах должны обладать не слишком широким и толстым языком, способным легко и быстро двигаться в передне-заднем направлении. Музыканту, имеющему широкий и мясистый язык, трудно овладеть лёгким staccato. Учеников, с таким языком, целесообразнее определить на те инструменты, для которых исполнение быстро сменяющихся звуков staccato не характерно (тромбон, туба). Из деревянных инструментов, ученикам с широким языком, особенно трудно обучаться на кларнете и саксофоне. Известно, что извлечение отрывистых звуков на кларнете и саксофоне даётся с трудом даже тем музыкантам, у которых язык имеет нормальное строение.

При выборе инструмента, на котором будет обучаться ученик, следует обратить внимание и на особенности его пальцевого аппарата. Начинающие обучение на деревянных духовых инструментах должны иметь нормально развитые, обладающие природной подвижностью, пальцы. Очень короткие пальцы при игре будут неизбежно напрягаться, что затруднит развитие пальцевой техники. Имеющих короткие руки, нецелесообразно учить игре на тромбоне, ибо исполнение звуков на 6 – 7-й позициях, для таких музыкантов составляет большие, а иногда и непреодолимые, трудности.

Помимо вышеизложенных физиологических предпосылок, при выборе инструмента необходимо учитывать ещё и моменты психологического порядка (интерес ученика к тому или иному духовому инструменту, его желание учиться именно на данном инструменте). Если у педагога нет серьёзных оснований препятствовать этому, то просьбы такого рода нужно удовлетворять.

Самый тщательный учёт всех указанных особенностей кандидата не гарантирует от ошибок. Приёмные испытания дают лишь самые приблизительные представления о действительной степени музыкальной одарённости кандидатов. Поэтому, в течение первого полугодия занятий необходимо тщательно присматриваться к ученикам, и только после первых результатов занятий, окончательно решить вопрос о выборе инструмента. Индивидуальные занятия в классе по специальности помогают педагогу выявить характер дарования каждого ученика и суметь с наибольшей полнотой развить все стороны этого дарования, используя соответствующие педагогические приёмы. В исполнительско-педагогической практике имеется много случаев, когда музыканты, перейдя с одного инструмента на другой, более подходящий для них инструмент, добивались больших успехов в овладении исполнительским мастерством.

Организация проведения приёмных испытаний:

a) тщательно подготовить примеры для испытаний;

b) задачи для проверки различных сторон музыкальности должны быть представлены в достаточном количестве и в порядке постепенного усложнения;

c) недопустимо проводить испытания в обстановке спешки и нервозности;

d) необходимо обеспечить испытуемому возможность наиболее полно и спокойно раскрыть все свои способности.


Творчество
Эстрада
Музыка
Ортопедия

­ На правах рукописи

УДК: 616.314.17-008.1-76:7.071.2

ХРЫНИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ОСОБЕННОСТИ ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ НЕСЪЕМНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ ПРИ ПАРОДОНТИТЕ МУЗЫКАНТОВ, ИГРАЮЩИХ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

Работа выполнена в ГБОУ ВПО «Московский Государственный медико-стоматологический университет им. » Минздрава России.

Научный руководитель:

кандидат медицинских наук, доцент

Официальные оппоненты:

- заслуженный деятель науки РФ,

доктор медицинских наук, профессор

(ГБОУ ВПО Московский государственный медико – стоматологический университет им. МЗ РФ, кафедра ортопедической стоматологии ФПДО)

- заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор

(ГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства России» заведующая кафедрой клинической стоматологии и имплантологии Института повышения квалификации ФМБА России)

Защита состоится «21» мая 2013 года в «13» часов на заседании диссертационного совета Д 208.041.03 при ГБОУ ВПО «МГМСУ» им. Минздрава России по адресу: Почтовый адрес: 127473 стр.1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО «МГМСУ им. » Минздрава России Москва, ул. Вучетича, д.10а.

Автореферат разослан « » 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор медицинских наук, профессор

При изучении стоматологических заболеваний исследователи редко уделяют достаточно внимания специфическим стоматологическим проблемам музыкантов, играющих на духовых инструментах (Porter M. M., 1987). В то же время, своевременно не диагностированные и не вылеченные патологические процессы в челюстно-лицевой области у музыкантов, профессионально играющих на духовых инструментах, существенно влияют на их профессиональное мастерство (, 2010; Herman E., 1989).

У музыкантов, профессионально занимающихся игрой на духовых инструментах, губы и зубные ряды в течение ряда лет, ежедневно, по несколько часов, подвергаются нефизиологическим воздействиям, направленным на формирование амбушюр. Возникающие стоматологические заболевания способны нарушить годами выработанный амбушюр (, 2007; , 2009).

Ортопедическая стоматологическая реабилитация музыкантов, играющих на духовых инструментах, является сложной задачей для практикующего врача – стоматолога. При изготовлении несъемных зубных протезов для музыкантов, играющих на духовых инструментах, особенно важным является положение, форма и длина коронок искусственных зубов, которые должны обеспечивать правильную поддержку и частоту выдуваемого тона (Seidner S., 1980). По мнению Porter M. M., (1987); Bow P., (1988), у таких музыкантов уже на этапе временного протезирования необходим учет индивидуальных особенностей размера, формы и положения зубов в зубном ряду, что позволяет улучшить адаптацию к несъемным зубным протезам и, тем самым, снизить вероятность потери профессиональной пригодности или уровня мастерства игры на духовых инструментах. Lockwood A. H., (1989); Prensky H. D., Shapiro G. I., Silverman S. L., (1990) рекомендуют проведение репетиции игры на духовом инструменте при припасовке в полости рта и коррекции новых стоматологических конструкций.

В нашей стране отсутствуют работы, посвященные особенностям ортопедического стоматологического лечения с помощью несъемных зубных протезов у этой категории музыкантов. А ведь из-за боязни нарушения амбушюр при изменении размера, формы, положения зубов в зубном ряду многие музыканты отказываются от стоматологического лечения, а также необходимого обновления имеющихся зубных протезов передних зубов верхней челюсти. В этом плане заслуживают внимания два метода ортопедического лечения, позволяющие сохранить форму, размер и положение зубов в зубном ряду: метод «силиконового ключа» (, 2009; и др., 2010) и CAD/CAM технологии с функцией «корреляция» ( с соавт., 2012).

Отфрезерованные реставрации при помощи CAD/CAM технологии не имеют усадки, что препятствует развитию их деформации; данные конструкции имеют более гладкую поверхность и минимальную пористость, что снижает уровень микробной обсемененности. Такие протезы, в сравнении с конструкциями, выполненными методом «силиконового ключа» при помощи пластмасс холодной или горячей полимеризации, отличаются повышенной прочностью, лучшим краевым прилеганием, отсутствием остаточного мономера. Кроме этого, CAD/CAM технологии позволяют в последующем изготовить постоянную реставрацию, аналогичную ранее смоделированной временной, сохранившейся в компьютерной базе (, 2009; , 2010; Mörmann W, 2006).

В связи с этим, представляется актуальным изучить возможность и целесообразность применения CAD/CAM технологии при протезировании передних зубов верхней челюсти у музыкантов, играющих на духовых инструментах.

Получить полный текст
Подготовиться к ЕГЭ
Найти работу
Пройти курс
Упражнения и тренировки для детей

Цель исследования

Совершенствование протезирования переднего отдела зубного ряда верхней челюсти с применением CAD/CAM технологии у музыкантов, играющих на духовых инструментах.

Задачи исследования

1. Провести комплексное клинико – инструментальное изучение состояния передних зубов верхней челюсти, в том числе опорных зубов имеющихся зубных протезов, и пародонта у музыкантов в возрастной группе от 40 до 60 лет, играющих на духовых инструментах.

2. Исследовать защитную функцию слизистой оболочки полости рта и ротовой жидкости у музыкантов, играющих на духовых инструментах, имеющих дефекты передних зубов, реставрации или протезы на фоне патологии пародонта в этой зоне.

3. Предложить усовершенствованную методику протезирования передних зубов и зубных рядов с помощью CAD/CAM системы «CEREC» у музыкантов, играющих на духовых инструментах.

4. Дать комплексную оценку результатов, проведенного по предложенной методике стоматологического ортопедического лечения музыкантов, играющих на духовых инструментах.

Научная новизна

Получены новые данные о состоянии твердых тканей передних зубов верхней челюсти, гигиеническом состоянии полости рта, распространенности и интенсивности заболеваний пародонта, степени воспаления слизистой оболочки десны, демпфирующей способности пародонта, клеточном составе смешанной слюны, фагоцитарной активности лейкоцитов смешанной слюны, уровне метаболитов оксида азота в слюне у музыкантов, играющих на духовых инструментах, в возрастной группе от 40 до 60 лет.

Предложена научно обоснованная методика ортопедического лечения музыкантов, играющих на духовых инструментах и пользующихся несъемными зубными протезами, с применением CAD/CAM системы «CEREC», показавшая её высокую эффективность, улучшающая качество жизни и снижающая риск утраты профессии данной категории пациентов из–за стоматологических проблем.

Практическая значимость работы

На основании анализа результатов собственных клинических и инструментальных исследований достоверно показано наличие нарушений в пародонте у музыкантов, профессионально играющих на духовых инструментах, преимущественно в области передних зубов верхней челюсти.

Установлено, что музыканты, играющие на духовых инструментах, являются группой повышенного риска развития пародонтита в передних отделах зубных рядов в результате перегрузки тканей пародонта во время игры на духовом инструменте, и нуждаются в проведении целенаправленных профессиональных стоматологических лечебно - профилактических мероприятий и стоматологической диспансеризации.

Сопоставление двух методов ортопедического лечения с позиции клинической эффективности позволило установить, что CAD/CAM технология, по сравнению с методом «силиконового ключа», имеет ряд существенных преимуществ и позволяет отсроченно изготавливать постоянные протезы, точно копирующие индивидуальные особенности зубов пациента.

Реализация предложенной методики лечения с использованием CAD/CAM технологии способствует улучшению стоматологического здоровья этой категории пациентов и сохранению их профессиональной деятельности, повышения качества их жизни.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Комплексное стоматологическое обследование музыкантов в возрастной группе от 40 до 60 лет, играющих на духовых инструментах, убедительно свидетельствует, что профессиональное занятие игрой на духовых инструментах вызывает снижение защитной функции ротовой жидкости, нарушение неспецифической клеточной защиты слизистой оболочки рта и тканей пародонта, повреждение тканей пародонта и твердых тканей передней группы зубов верхней челюсти.

2. Предложена усовершенствованная методика ортопедического лечения с применением CAD/CAM системы «CEREС» несъемными зубными протезами музыкантов, играющих на духовых инструментах.

3. Доказана высокая эффективность предложенной методики ортопедического лечения данной категории пациентов по показателям их качества жизни.

Внедрение результатов исследования

Разработанные в диссертации методики внедрены в практику ортопедического отделения Центра стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО МГМСУ им Минздрава России. Теоретические положения и полученные результаты используются в учебном процессе и научной работе кафедры госпитальной ортопедической стоматологии, кафедры ортопедической стоматологии экто - и эндопротезирования, лаборатории материаловедения НИМСИ МГМСУ.

Личный вклад

Автором выполнена выкопировка из 95 амбулаторных карт, проведена статистическая обработка материала и анализ полученных результатов по оказанию стоматологической помощи музыкантам, играющим на духовых инструментах.

Получить полный текст
Подготовиться к ЕГЭ
Найти работу
Пройти курс
Упражнения и тренировки для детей

Автором лично проведена клиническая часть работы по стоматологическому клиническому обследованию тематических пациентов и их протезированию несъемными зубными протезами.

Автор освоил и применил клинические и лабораторные методы исследования: оценку распространенности и интенсивности заболеваний пародонта, гигиенического состояния полости рта, степени воспаления слизистой оболочки десны, демпфирующей способности пародонта, изучение клеточного состава ротовой жидкости, фагоцитарной активности лейкоцитов, уровня метаболитов оксида азота и методику анкетирования пациентов.

Автор изучил литературные источники по проблемам терапевтического, хирургического и ортопедического стоматологического лечения музыкантов, играющих на духовых инструментах. Организовал сбор научного материала, осуществил статистический анализ результатов исследования, написал статьи, диссертацию и автореферат. Автор участвовал в создании и внедрении метода ортопедического лечения несъемными зубными протезами музыкантов, играющих на духовых инструментах, с применением CAD/CAM технологии.

Апробация работы

Результаты диссертационной работы доложены, обсуждены и одобрены на:

1. IX Всероссийской конференции «Образования, наука и практика в стоматологии», Москва 20 – 22 февраля 2012 г.

2. XXXIIII Итоговой конференции молодых ученых МГМСУ, Москва, 2012.

3. Межкафедральной конференции молодых ученых, посвященной 90-летию МГМСУ», Москва-Тверь-Москва, 22 сентября 2012.

4. Всероссийской молодежной конференции «Комплексный подход к профилактике и лечению основных стоматологических заболеваний» в рамках Фестиваля Науки, Санкт Петербург, 17 октября 2012.

5. XI международной научно-практической конференции по стоматологии, VI съезде стоматологов Республики Белорусь, Минск, 24 октября 2012.

6. XXXV Итоговой конференции молодых ученых МГМСУ, Москва, 2013.

Диссертация апробирована на межкафедральном совещании сотрудников кафедры госпитальной ортопедической стоматологии, кафедры ортопедической стоматологии экто – и эндопротезирования, кафедры патофизиологии л/ф, кафедры госпитальной хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, лаборатории материаловедения НИМСИ при МГМСУ им. МЗ РФ 31 января 2013г.

По материалам диссертации опубликовано 13 печатных работ, в том числе 7 публикаций - в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ, подана заявка на изобретение.

Объём и структура диссертации

Материалы диссертации изложены на 110 страницах машинописного текста. Диссертация состоит из введения и 3 глав: (обзор литературы, материалы и методы исследования, результаты собственных исследований), заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, который включает 198 источников, из них 129 отечественных и 69 иностранных авторов. Работа иллюстрирована 9 таблицами и 27 рисунками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В ходе работы нами была проведена выкопировка из 95 амбулаторных карт профессиональных музыкантов, играющих на духовых музыкальных инструментах с внеротовым мундштуком, обратившихся с 2002 по 2012 год за стоматологической помощью в ортопедическое отделение ЦС и ЧЛХ ГБОУ ВПО МГМСУ им. МЗ РФ.

Было отобрано 60 музыкантов, играющих на духовых инструментах не менее трех часов в день, в возрастной группе от 40 до 60 лет (средний возраст 48±7,8 года, место работы: ДЮШ «Инсор», «Радуга» и др.). В этой возрастной группе музыкантам наиболее затруднительно адаптироваться к изменению «амбушюр» (уникальное расположение органов ротовой полости) после протезирования во фронтальном отделе верхней челюсти. Для сравнения, мы взяли 20 пациентов, сотрудников симфонического оркестра «Русская филармония», той же возрастной группы. Критерии не включения: хронический генерализованный пародонтит тяжелой степени тяжести и в стадии обострения, челюстно-лицевые аномалии и деформации, повышенное стирание зубов, выраженная патология ВНЧС, общесоматические заболевания (сахарный диабет и др.), курение.

Всем больным проведено традиционное стоматологическое обследование, включая, рентгенологическое, а также определение индексов: гигиены полости рта (OHI-S) по методу Green J. C., Vermillion J. R. (1964), гингивита – РМА (Parma C., 1960), пародонтального – CPI, кровоточивости десневого сосочка (РBI) по Muhelmann H. R. в модификации Saxer U. P. (1975).

Для оценки состояния костной ткани пародонта анализировали ортопантомограммы, использовали индекс Фукса.

Состояние демпфирующей способности пародонта исследовали с помощью аппарата «Периотест 3218» фирмы «Gulden» (Германия).

Лабораторные исследования проведены в лаборатории «Клеточные биотехнологии» НИМСИ МГМСУ им. (Зав. - д. м.н., проф. ).

В смывах с поверхности тканей полости рта определяли количество лейкоцитов и их активность по содержанию продуктов свободно-радикального окисления. Измеряли спонтанную и общую хемилюминесценцию нейтрофилов на «Биохемилюминометре 3606М» (Россия).

Об образовании оксида азота в ротовой жидкости судили по количеству нитритов, которое определяли по оптической плотности растворов, окрашенных реактивом Грисса, при длине волны 540 нм на спектрофотометре «PD-303» фирмы «APEL» (Япония).

Обследование 60 музыкантов, играющих на духовых инструментах показало, что 36 из них нуждались в протезировании фронтальных зубов верхней челюсти, однако 6 из них отказались от предложенного стоматологического лечения из-за страха «потери амбушюр». По показаниям 30 пациентам были изготовлены во фронтальном отделе верхней челюсти несъемные конструкции при помощи системы «CEREC» фирмы «Sirona» (Германия) с учетом сохранения параметров формы и положения зубов в зубном ряду, используя функцию «корреляция» при моделировании протезов. Для шинирования зубов верхней челюсти использовали коронковые шины из композитных блоков VITA CAD-TEMP (Германия).

Эффективность ортопедического лечения оценивали методом анкетирования с помощью опросника (OHIP-14) (, , 2004).

Для статистической обработки полученных результатов использовали пакет прикладных программ Microsoft Excel и Statistica 6.0. Полученные цифровые значения обрабатывались методом вариационной статистики и считались достоверными при р 0,5), что свидетельствует о низкой гигиене полости рта у всех обследованных мужчин в возрасте от 40 до 60 лет. Индекс РМА у музыкантов, играющих на духовых инструментах, составил 41,0±0,42 и практически был равен таковому у пациентов контрольной группы (39,1±0,69). Изучение индекса CPI показало, что у музыкантов-трубачей, по сравнению с контрольной группой пациентов, данный показатель почти в 1,5 раза выше, соответственно, 3,4±0,11 и 2,2±0,09 (р 0,5

Анализ 80 ортопантомограмм выявил признаки хронического генерализованного пародонтита легкой и средней степени тяжести у всех обследованных пациентов контрольной и основной групп. Однако, тяжесть течения пародонтита была выше в основной группе (табл. 3).

Распределение обследованных по степени резорбции межальвеолярных перегородок (анализ ортопантомограмм).

Степень резорбции межальвеолярных перегородок

Дистальный прикус

Дистальный прикус (прогнатия) у детей и взрослых

дистальный прикус

Данный вид аномалии - самый частое нарушение прикуса в практике любого врача-ортодонта.

Дистальный прикус - это такое соотношение челюстей, когда нижний зубной ряд находится в заднем положении относительно верхнего: по причине недоразвития нижней челюсти и\или из-за чрезмерного развития верхней челюсти.

Ребенок рождается с физиологической прогенией, что помогает ему с наименьшими травмами пройти родовые пути. Сосание материнской груди (или ортодонтической соски) стимулирует рост нижней челюсти - и к моменту прорезывания зубов нижняя челюсть "догоняет" верхнюю.

Чем же грозит дистальный прикус:

- негармоничный профиль ("птичье" лицо), маленький подбородок

Контур мягких тканей лица напрямую зависит от положения зубов: если верхние зубы выпирают, а нижние, наоборот, завалены назад или скученны, то профиль будет выглядеть некрасиво. Заднее положение нижней челюсти влечет за собой заднее положение подбородка. В серьезных случаях дистального прикуса лицо выглядит "птичьим". неровные зубы

- торчащие верхние передние зубы

Не находясь в прикусе, в большинстве случаев верхние передние зубы сильно выпирают вперед, иногда человек не может спокойно сомкнуть губы

- скученность зубов

В связи с сужением челюстей при данной патологии наблюдается дефицит места для зубов, что влечет за собой их скученность.

- глубокий прикус и снижение нижней трети лица

Нижняя челюсть находится в заднем положении (и\или верхняя в переднем) из-за чего верхние зубы полностью перекрывают нижние. Глубокий прикус влечет за собой снижение нижней трети лица - это придает человеку возраст и профиль выглядит негармоничным. Нередко наблюдается такой глубокий прикус, что нижние резцы травмируют верхнюю десну в области неба.

- затруднение дыхания

ЛОР-органы непосредственно связаны с зубочелюстным аппаратом. Верхняя челюсть - это кость, которая анатомически образует дно носового отдела дыхательных путей. Нижняя челюсть совместно с рядом расположенными мягкими тканями влияет на объем гортанно-глоточного пространства. Чем в более заднем положении челюсть - тем меньше это пространство, что затрудняет дыхание.

- проблемы с осанкой, искривление позвоночника

Челюстные кости тесно связаны с опорно-двигательным аппаратом. Нарушение прикуса может стать как причиной, так и следствием проблем с позвоночником.

- стираемость зубов

Если имеется бугровое смыкание зубов, эмаль быстрее стирается и зубы изнашиваются.

- дефекты дикции

В произношении многих звуков задействованы зубы: например, звуки "т", "д", "ф", "в", "с", "з", "ш", "ж" и прочие. Неправильно расположенные зубы или нарушенный прикус затрудняет или делает невозможным произношение некоторых звуков.

- боли в суставе (область виска), а также щелчки, хруст и пр.

Нередко причиной патологии височно-нижнечелюстного сустава служит дистальный прикус: хрящ в суставе изнашивается при повышенной нагрузке, что дает соответствующие симптомы.

- высокий риск травмы передних зубов

В дистальном прикусе чаще всего наблюдается несмыкание передних верхних и нижних зубов (если смотреть в профиль). Оставаясь без подлежащей опоры, верхние передние зубы не могут выдержать ударной нагрузки - происходят сколы коронки зуба, а то и переломы корня.

- хроническое воспаление губ (хейлит)

Если ввиду прикуса постоянно закусывает нижнюю губу, то она воспаляется, обветривается, трескается, кровоточит. Поэтому причина хейлита - это не всегда нехватка витаминов или ветрена погода.

- затруднение откусывания пищи

Если передние зубы невозможно поставить "стык в стык", страдает функция откусывания пищи.

Среди причин формирования дистальной окклюзии выделяют:

- наследственный фактор

сосание пальца

Считаю, самый основная причина - это наследственная предрасположенность. Все мы похожи на своих родителей, в том числе и зубами, лицом. Но это не значит, что ничто нельзя изменить или улучшить.

- вредные привычки: сосание пальца, закусывание губы и пр.

Вредные привычки, особенно в детстве, напрямую влияют на формирование прикуса. Даже непродолжительное регулярное давление на зубы (например, пальцем) искривляет зубные ряды и нарушает гармоничное развитие челюстных костей.

- инфантильный тип глотания (прокладывание языка между зубами)

При таком типе глотания человек прокладывает язык между между верхними и нижними зубами, что так же, как и вредные привычки, ведет к искривлению зубных рядов. В норме при глотании кончик языка упирается в небную поверхность десны передних зубов, частично - в небную поверхность верхних резцов.

- заболевания ЛОР-органов (аденоиды, ангины, поллиноз и пр.)

При затруднении носового дыхания человек дышит ртом. Ротовое дыхание - вынужденный, но нефизиологичный процесс. Особенно неприятные последствия ротовое дыхание имеет у детей. В норме зубы у человека сомкнуты, язык прилежит к небу и небной поверхности верхних и нижних зубов, оказывая постоянное равномерное давление. Что происходит с зубными рядами в случае ротового дыхания? Рот приоткрыт, язык лежит на нижних зубах, к верхней челюсти не прилегает. Если на верхнюю челюсть ребенка не оказывается давление языка - она тормозит в росте. В итоге получаем сужение верхнего зубного ряда и блокировку роста нижней челюсти.

- раннее удаление молочных зубов на нижней челюсти

Раннее удаление молочных зубов без последующего временного протезирования приводит к скученности зубного ряда. Маленькая верхняя челюсть - блок роста нижней челюсти - дистальный прикус.

- привычка сидеть, опершись рукой род подбородок, игра на духовых инструментах и пр.

В детском возрасте, когда происходит рост и развитие челюстных костей и зубных рядов, любое регулярное давление на зубы и\или челюсти ведет к аномалии.

Что делать, если Вы обнаружили признаки дистального прикуса у себя или своего ребенка?

неровные торчащие зубы, недоразвитие нижней челюсти

Обязательно проконсультируйтесь у врача-ортодонта.

В дошкольном возрасте проблему может решить устранение причины: лечение аденоидов, отучение от сосания пальца, нормализация глотания и так далее. Нормализация достигается мышечной гимнастикой, использованием профилактических ортодонтических сосок, аппаратов, трейнеров. При ортодонтическом лечении детей 6-12 лет, имеющих дистальную окклюзию, очень высокую эффективность дают функциональные (двучелюстные) пластинки. В некоторых случаях необходимо лечение с помощью несъемной техники.

В более старшем возрасте коррекцию прикуса проводят с помощью брекетов. При тяжелой степени патологии в возрасте после 18-20 лет в комбинации с лечением брекетами выполняется хирургическая коррекция размера и положения челюстей.

Врач ортодонт Французова Мария Сергеевна Записаться на консультацию можно здесь>>>

Читайте также: