Из за какой болезни у ивана денисовича выпали зубы

Опубликовано: 25.10.2021

1. Иван Денисович родом:
а) из Тверской области
б) из Рязанской области+
в) из Брянской области
г) из Калужской области

2. Год, когда Иван Денисович попадает на войну:
а) в 1941 году+
б) в 1942 году
в) в 1943 году
г) в 1944 году

3. В каком город проводит первые 7 лет тюрьмы Иван Денисович?
а) в Чите
б) в Норильске
в) в Воркуте
г) в Усть-Ижме+

4. Болезнь Ивана Денисовича, из-за которой у него выпали зубы:
а) оспа
б) цинга+
в) грипп
г) туберкулез

5. Определите заключенного, который напоминал Шухову его покойного сына:
а) Цезарь
б) Алеша
в) Гопчик +

6. Иван Денисович был отправлен в исправительно-трудовой лагерь за это:
а) что побывал в немецком плену и якобы выполнял задание немецкой разведки +
б) политическую пропаганду
в) то, что вместе с немцами занимался торговлей

7. Шухов нашел на стройке это и забрал с собой в лагерь:
а) Сломанный мастерок
б) Обломок лопаты
в) Стальную ножовку +

8. Цезарь отдал Шухову свой ужин и хлеб. За что?
а) Шухов купил Цезарю хорошего табака
б) Шухов занял Цезарю место в очереди за посылкой +
в) Шухов помог Цезарю пронести кусок стекла

9. Выберите, каким был описанный день для Ивана Денисовича?
а) Почти счастливым +
б) Ничем не примечательным
в) Одним из худших

10. Выделите центральную тему произведения:
а) Одиночество человека в лагерных условиях
б) Победа человеческого духа над лагерным насилием +
в) Правила выживания в условиях исправительного лагеря

11. Иван Денисович Шухов был:
а) Крестьянином +
б) Офицером
в) Строителем

12. Вера, которую исповедует Алёша:
а) Баптизм +
б) Католичество
в) Старообрядчество

13. Гопчику ___ лет.
а) 16 +
б) 14
в) 18

14. Определите, по какой статье осужден Иван Денисович:
а) статья 28
б) статья 38
в) статья 48
г) статья 58+

15. Иван Денисович шьет в тюрьме за деньги это:
а) сумки
б) кошельки
в) тапочки+
г) перчатки

16. В начале рассказа Иван Денисович поздно встает с постели. Что его заставляют мыть в наказание за это?
а) пол+
б) посуду
в) окно
г) стены

17. Фельдшер _________, когда Иван Денисович приходит в санчасть.
а) дает таблетки
б) делает растирание
в) ставит градусник+
г) ставит укол

18. Определите, что составляет основную трудность жизни в лагере:
а) Отсутствие возможности выспаться
б) Добывание еды +
в) Отсутствие женщин

19. Цезарь ______ до того, как попал в исправительно-трудовой лагерь.
а) Снимал картины для кино +
б) Служил в армии
в) Преподавал в школе литературу

20. По какой причине Шухов с утра пошел в санчасть?
а) Шухову нужно было передать хлеб для больного из их бригады
б) В санчасти работал близкий друг Шухова
в) Шухов плохо себя чувствовал с утра +

21. Дома Шухова ждали:
а) Мама и папа
б) Жена и две дочери +
в) Жена и два сына

22. Сцена строительства дома бригадой, где работает Шухов, представлена следующим образом:
а) она вызывает острое негодование
б) от нее веет серостью и безнадежностью
в) одной из самых вдохновляющих в повести +

23. ______ дней (-я) провел в лагере Шухов:
а) 4013
б) 3653 +
в) 2547

24. Год, когда Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича»:
а) 1959 +
б) 1955
в) 1950

25. Первоначальное название повести «Один день Ивана Денисовича» было таким:
а) «Архипелаг ГУЛАГ»
б) «Щ-854» +
в) «Один день Шухова»

26. Под каким номером работала бригада Шухова в лагере?
а) Бригада № 104 +
б) Бригада № 204
в) Бригада № 304

27. Год, в котором происходят события в лагере:
а) 1955 год
б) 1951 год +
в) 1961 год

28. ___ стакана табака купил вечером в лагере Шухов:
а) 4
б) 3
в) 2 +

29. Профессия, которую осваивает Иван Денисович в тюрьме:
а) фельдшер
б) повар
в) бухгалтер
г) каменщик+

30. У Ивана Денисовича есть дети:
а) два сына
б) две дочери+
в) один сын
г) одна дочь

Конспект урока

А. И. Солженицын. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Идейный смысл повести;

2. Роль «лагерной» темы на основе анализа фактов из биографии и творчества автора;

3. Временная и пространственная организация места «заключённого».

Сталинская эпоха – период в истории СССР, когда его руководителем фактически являлся И. В. Сталин. Начало этого периода обычно датируется интервалом между XIV съездом ВКП(б) и разгромом «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926-1929 гг.).

Тоталитарный режим – (от фран. «totalitaire», лат. «totus» – весь, целый) – крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия.

Репрессии – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.

Зона (лагерь) – общее название мест лишения свободы.

Список литературы

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

2. Солженицын А. И. Один день Ивана Денисовича: рассказы 60-х. СПб.: Азбука-классика, 2006. — 349 с.

1. Голубков М. М. Александр Солженицын: в помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. М.: МГУ, 1999. — 112 с.

Онлайн-ресурсы:

1. Литература о жизни и творчестве писателя. Cайт, посвящённый Александру Исаевичу Солженицыну. URL: http://www.solzhenitsyn.ru/ (дата обращения: 24.08.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Среди новых тем, появившихся в литературе 50-х годов во время хрущёвской «оттепели», выделяется «лагерная» тема. Сталинское правление осталось в истории как время репрессий и жестоких ограничений свободы личности, но об этом стало возможно говорить только после смерти «вождя народов».

Послевоенное время исследователи считают апогеем сталинизма, когда количество политзаключённых резко возрастает. Филолог Михаил Голубков пишет: «Солженицын – пророк в своём отечестве. Можно без преувеличения сказать, что это центральная фигура современной русской литературы… Читать Солженицына – большой труд… Его осмысление и понимание – одна из самых актуальных задач, стоящих и перед каждым думающим человеком, которому небезразлична национальная судьба, и перед обществом, ищущим национальной идеи…».

В своей Нобелевской лекции Александр Исаевич Солженицын размышляет о двух типах писателей ХХ века: «Один художник мнит себя творцом независимого духовного мира и взваливает на свои плечи акт творения этого мира… – но подламывается, ибо нагрузки такой не способен выдержать смертный гений; как и вообще человек, объявивший себя центром бытия… Другой знает над собой силу высшую и радостно работает маленьким подмастерьем под небом Бога, хотя ещё строже его ответственность за всё написанное, нарисованное, за воспринимающие души». Себя как художника он относит, безусловно, ко второму типу, что и определяет целиком его творческую позицию.

Одним из первых произведений в творческой биографии Солженицына становится повесть «Один день Ивана Денисовича», напечатанная в журнале «Новый мир». Автор дебютирует в солидном возрасте – в 1962 году ему было 44 года – и сразу заявляет о себе как зрелый, самостоятельный мастер. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» – это самое первое впечатление Александра Твардовского, который прочитал произведение в рукописи.

Повесть «Один день Ивана Денисовича» привлекает внимание читателей не только новизной материала, но и своим художественным совершенством. «Вам удалось найти исключительно сильную форму», – пишет Солженицыну Шаламов. Сам автор относил своё произведение к жанру рассказа. Жанровое обозначение «повесть» появилось по предложению Твардовского, который хотел придать рассказу «больше весу». Повесть полностью соответствует основному эстетическому требованию Солженицына: выражать правду жизни во всей её полноте.

Авторский замысел родился в 1952 году в Экибастузском Особлаге: «Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днём… достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё». Первоначальное название рассказа – «Щ – 854». Твардовский скажет: «Описан один день, но о тюрьме сказано всё».

В своём произведении Солженицын воссоздаёт подробности лагерного быта: мы видим, что и как едят «заключённые», что курят, где достают это, как спят, во что одеваются, где работают, как говорят между собой и как с начальством, что думают о воле, чего сильнее всего боятся и на что надеются.

По признанию автора, «образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями». Рассказывая о лагере и о лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Кузёмина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».

В произведении есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, латыш Кильдигс, Сенька Клёвшин. Писатель выделяет ещё одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике»: «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля – инвалида, а до камня тёсаного, тёмного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком». «Придурки» – лагерные «аристократы» – лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко.

Судьбы героев повести убеждают, что историю тоталитаризма Солженицын вёл не с 1937 года, а с первых послеоктябрьских лет. Об этом говорят лагерные сроки «заключённых». Безымянный «высокий молчаливый старик» сидит с первых советских лет. Первый бригадир Шухов – Кузёмин был арестован в «год великого перелома», а последний – Тюрин – в 1933, в «год победы колхозного строя». Наградой за мужество в немецком плену стал десятилетний срок для Сеньки Клёвшина… Думая о них, Солженицын начал работу над главной своей книгой «Архипелаг ГУЛАГ».

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Филворд - английский кроссворд

Найдите слова в филворде.

1. Из-за какой болезни у Ивана Денисовича выпали зубы?

2. Кто являлся безвольным, ненадёжным, трусоватым, не умел постоять за себя?

3. С каким словом отождествляется в произведении понятие «день»?

4. О ком идёт речь: «он не был шакал даже после восьми лет общих работ − и чем дальше, тем больше утверждался»; «на подлость, на предательство он не пошёл бы и под страхом смерти»;

5. Часто получает из дома богатые посылки, и это даёт ему возможность хорошо устроиться в лагере;

6. Эти герои высокие, худощавые, даже внешне похожи друг на друга, как братья.

Повесть «Один день Ивана Денисовича» Солженицын написал в 1959 году. Первоначальное авторское название произведения – рассказ «Щ‑854» (порядковый номер главного героя Шухова в исправительном лагере). На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание повести «Один день Ивана Денисовича». Произведение принесло Солженицыну мировую известность и, по мнению исследователей, повлияла не только на литературу, но и на историю СССР.

  1. Основные персонажи рассказа
  2. «Один день Ивана Денисовича» очень кратко
  3. Короткий пересказ «Одного дня Ивана Денисовича»
  4. Содержание «Один день Ивана Денисовича» с цитатами
  5. Видео краткое содержание Один день Ивана Денисовича

Основные персонажи рассказа

  • Шухов Иван Денисович – заключенный исправительно-трудового лагеря, каменщик, «на воле» его ждут жена и две дочки.
  • Цезарь – заключенный, «не то он грек, не то еврей, не то цыган», до лагерей «снимал картины для кино».

  • Тюрин Андрей Прокофьевич – бригадир 104‑й тюремной бригады. Был «уволен из рядов» армии и попал в лагерь за то, что он сын «кулака». Шухов знал его еще с лагеря в Усть-Ижме.
  • Кильдигс Ян – заключенный, которому дали 25 лет; латыш, хороший плотник.
  • Фетюков – «шакал», заключенный.
  • Алешка – заключенный, баптист.
  • Гопчик – заключенный, хитрый, но безобидный паренек.

«Один день Ивана Денисовича» очень кратко

Краткое содержание Один день Ивана Денисовича

Действие рассказа происходит в январе 1951 года в России в особом лагере для политзаключенных. Главный герой рассказа – Иван Денисович Шухов, простой русский солдат. Ему около 40 лет. Иван Денисович не является преступником. Он – жертва сталинских репрессий.

Шухов воевал на войне 1941–1945 гг. и попал в немецкий плен. Он чудом бежал из плена. Но советские власти обвинили его в предательстве – шпионаже в пользу фашистов. За это Шухову дали 10 лет тюрьмы. Читатели знакомятся с Шуховым, когда тот уже 8 лет находится в лагерях. Срок Шухова истекает через 2 года. Но он почти не надеется выйти на свободу – из этого лагеря еще никого не выпускали, а снова добавляли сроки.

В рассказе описывается обычный тюремный день Ивана Денисовича Шухова. Мы узнаем, как он живет в холодном бараке с другими арестантами, какую одежду носит, как спит, какую еду есть в столовой, как ходит на работы (на строительство ТЭЦ), как проходит досмотры, как терпит унижения от надзирателей и т.д.

На воле у Ивана Денисовича есть семья – жена и две дочери. Но ему разрешено писать письма домой только 2 раза в год. Шухов не видел семью более 10 лет. Он отвык от семьи и от жизни на воле. Иван Денисович Шухов – умный, добрый и трудолюбивый человек. Чтобы выжить в тюрьме, он становится более жестким и расчетливым, обманывает начальство и т.д. Но в душе он остается хорошим человеком: помогает другим заключенным и т.д.

Наконец, главного героя все-таки выпускают из тюрьмы, когда заканчивается срок. Как складывается дальнейшая жизнь Шухова на свободе, не известно.

Это интересно: «Матренин двор» Солженицына – рассказ о трагической судьбе открытой, не похожей на своих односельчан женщины Матрены. Опубликован впервые в журнале «Новый мир» в 1963 году. Прочитать краткое содержание «Матренин двор» по главам особенно актуально для учеников 9 класса, в котором произведение изучается.

Короткий пересказ «Одного дня Ивана Денисовича»

Солженицын Один день Ивана Денисовича краткое содержание:

Крестьянин и фронтовик Иван Денисович Шухов оказался «государственным преступником», «шпионом» и попал в один из сталинских лагерей, подобно миллионам советских людей, без вины осуждённых во времена «культа личности» и массовых репрессий. Он ушёл из дома 23 июня 1941 г., на второй день после начала войны с гитлеровской Германией, «…в феврале сорок второго года на Северо-Западном [фронте] окружили их армию всю, и с самолётов им ничего жрать не бросали, а и самолётов тех не было.

Дошли до того, что строгали копыта с лошадей околевших, размачивали ту роговицу в воде и ели», то есть командование Красной Армии бросило своих солдат погибать в окружении. Вместе с группой бойцов Шухов оказался в немецком плену, бежал от немцев и чудом добрался до своих. Неосторожный рассказ о том, как он побывал в плену, привёл его уже в советский концлагерь, так как органы государственной безопасности всех бежавших из плена без разбора считали шпионами и диверсантами.

Вторая часть воспоминаний и размышлений Шухова во время долгих лагерных работ и короткого отдыха в бараке относится к его жизни в деревне. Из того, что родные не посылают ему продуктов (он сам в письме к жене отказался от посылок), мы понимаем, что в деревне голодают не меньше, чем в лагере. Жена пишет Шухову, что колхозники зарабатывают на жизнь раскрашиванием фальшивых ковров и продажей их горожанам.

Если оставить в стороне ретроспекции и случайные сведения о жизни за пределами колючей проволоки, действие всей повести занимает ровно один день. В этом коротком временном отрезке перед нами развёртывается панорама лагерной жизни, своего рода «энциклопедия» жизни в лагере.

Во-первых, целая галерея социальных типов и вместе с тем ярких человеческих характеров: Цезарь — столичный интеллигент, бывший кинодеятель, который, впрочем, и в лагере ведёт сравнительно с Шуховым «барскую» жизнь: получает продуктовые посылки, пользуется некоторыми льготами во время работ; Кавторанг — репрессированный морской офицер; старик каторжанин, бывавший ещё в царских тюрьмах и на каторгах (старая революционная гвардия, не нашедшая общего языка с политикой большевизма в 30‑е гг.); эстонцы и латыши — так называемые «буржуазные националисты»; баптист Алёша — выразитель мыслей и образа жизни очень разнородной религиозной России; Гопчик — шестнадцатилетний подросток, чья судьба показывает, что репрессии не различали детей и взрослых.

Да и сам Шухов — характерный представитель российского крестьянства с его особой деловой хваткой и органическим складом мышления. На фоне этих пострадавших от репрессий людей вырисовывается фигура иного ряда — начальника режима Волкова, регламентирующего жизнь заключённых и как бы символизирующего беспощадный коммунистический режим.

Во-вторых, детальнейшая картина лагерного быта и труда. Жизнь в лагере остаётся жизнью со своими видимыми и невидимыми страстями и тончайшими переживаниями. В основном они связаны с проблемой добывания еды. Кормят мало и плохо жуткой баландой с мёрзлой капустой и мелкой рыбой. Своего рода искусство жизни в лагере состоит в том, чтобы достать себе лишнюю пайку хлеба и лишнюю миску баланды, а если повезёт — немного табаку. Ради этого приходится идти на величайшие хитрости, выслуживаясь перед «авторитетами» вроде Цезаря и других.

При этом важно сохранить своё человеческое достоинство, не стать «опустившимся» попрошайкой, как, например, Фетюков (впрочем, таких в лагере мало). Это важно не из высоких даже соображений, но по необходимости: «опустившийся» человек теряет волю к жизни и обязательно погибает. Таким образом, вопрос о сохранении в себе образа человеческого становится вопросом выживания. Второй жизненно важный вопрос — отношение к подневольному труду. Заключённые, особенно зимой, работают в охотку, чуть ли не соревнуясь друг с другом и бригада с бригадой, для того чтобы не замёрзнуть и своеобразно «сократить» время от ночлега до ночлега, от кормёжки до кормёжки.

На этом стимуле и построена страшная система коллективного труда. Но она тем не менее не до конца истребляет в людях естественную радость физического труда: сцена строительства дома бригадой, где работает Шухов, — одна из самых вдохновенных в повести. Умение «правильно» работать (не перенапрягаясь, но и не отлынивая), как и умение добывать себе лишние пайки, тоже высокое искусство. Как и умение спрятать от глаз охранников подвернувшийся кусок пилы, из которого лагерные умельцы делают миниатюрные ножички для обмена на еду, табак, тёплые вещи… В отношении к охранникам, постоянно проводящим «шмоны», Шухов и остальные Заключённые находятся в положении диких зверей: они должны быть хитрее и ловчее вооружённых людей, обладающих правом их наказать и даже застрелить за отступление от лагерного режима. Обмануть охранников и лагерное начальство — это тоже высокое искусство.

Тот день, о котором повествует герой, был, по его собственному мнению, удачен — «в карцер не посадили, на Соцгородок (работа зимой в голом поле — прим. ред.) бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу (получил лишнюю порцию — прим. ред.), бригадир хорошо закрыл процентовку (система оценки лагерного труда — прим. ред.), стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…»

В конце повести даётся краткий словарь блатных выражений и специфических лагерных терминов и аббревиатур, которые встречаются в тексте.

Содержание «Один день Ивана Денисовича» с цитатами

«В пять часов утра, как всегда, пробило подъем – молотком об рельс у штабного барака». Шухов никогда не просыпал подъема, но сегодня его «знобило» и «ломало». Из-за того, что мужчина долго не вставал, его отвели в комендатуру. Шухову грозил карцер, но его наказали только мытьем полов.

На завтрак в лагере была баланда (жидкая похлебка) из рыбы и черной капусты и каша из магары. Заключенные неспешно ели рыбу, выплевывали кости на стол, а затем смахивали на пол.

После завтрака Шухов зашел в санчасть. Молоденький фельдшер, который на самом деле был бывшим студентом литературного института, но по протекции врача попал в санчасть, дал мужчине термометр. Показало 37.2. Фельдшер предложил Шухову «на свой страх остаться» – дождаться врача, но советовал все же идти работать.

Шухов зашел в барак за пайкой: хлебом и сахаром. Мужчина разделил хлеб на две части. Одну спрятал под телогрейку, а вторую в матрас. Тут же читал Евангелие баптист Алешка. Парень «эту книжечку свою так засавывает ловко в щель в стене – ни на едином шмоне еще не нашли».

Бригада вышла на улицу. Фетюков пытался выпросить у Цезаря «потянуть» сигарету, но Цезарь охотнее поделился с Шуховым. Во время «шмона» заключенных заставляли расстегивать одежду: проверяли, не спрятал ли кто нож, еду, письма. Люди замерзли: «холод под рубаху зашел, теперь не выгонишь». Колонна заключенных двинулась. «Из-за того, что без пайки завтракал и что холодное все съел, чувствовал себя Шухов сегодня несытым».

«Начался год новый, пятьдесят первый, и имел в нем Шухов право на два письма». «Из дому Шухов ушел двадцать третьего июня сорок первого года. В воскресенье народ из Поломни пришел от обедни и говорит: война». Дома Шухова ждала семья. Его жена надеялась, что по возвращении домой муж займется прибыльным делом, построит новый дом.

Шухов и Кильдигс были первыми в бригаде мастерами. Их отправили утеплять машинный зал и класть стены шлакоблоками на ТЭЦ.

Один из заключенных – Гопчик напоминал Ивану Денисовичу его покойного сына. Гопчика посадили «за то, что бендеровцам в лес молоко носил».

Иван Денисович уже почти отбыл свой срок. В феврале 1942 года «на Северо-Западном окружили их армию всю, и с самолетов им ничего жрать не бросали, а и самолетов тех не было. Дошли до того, что строгали копыта с лошадей околевших». Шухов попал в плен, но вскоре сбежал. Однако «свои», узнав про плен, решили, что Шухов и другие солдаты – «фашистские агенты». Считалось, что он сел «за измену родине»: сдался в немецкий плен, а после вернулся «потому, что выполнял задание немецкой разведки. Какое ж задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь».

Обеденный перерыв. Работягам не додавали еды, много доставалось «шестеркам», хорошие продукты забирал повар. На обед была каша овсянка. Считалось, что это «лучшая каша» и Шухову даже удалось обмануть повара и взять для себя две порции. По дороге на стройку Иван Денисович подобрал кусок стальной ножовки.

104‑я бригада была, «как семья большая». Снова закипела работа: укладывали шлакоблоки на втором этаже ТЭЦ. Работали до самого захода солнца. Бригадир, шутя, отметил хорошую работу Шухова: «Ну как тебя на свободу отпускать? Без тебя ж тюрьма плакать будет

Заключенные вернулись в лагерь. Мужчин снова «шмонали», проверяя, не взяли ли они чего со стройки. Неожиданно Шухов нащупал в кармане кусок ножовки, о которой уже забыл. Из нее можно было сделать сапожный ножичек и обменять на продукты. Шухов спрятал ножовку в варежку и чудом прошел проверку.

Шухов занял Цезарю место в очереди для получения посылки. Сам Иван Денисович посылок не получал: просил жену не забирать у детей. В благодарность Цезарь отдал Шухову свой ужин. В столовой снова давали баланду. Отпивая горячую жижицу, мужчина чувствовал себя хорошо: «вот он, миг короткий, для которого и живет зэк

Шухов зарабатывал деньги «от частной работы» – кому тапочки пошьет, кому зашьет телогрейку. На вырученные деньги он мог покупать табак, другие нужные вещи. Когда Иван Денисович вернулся в свой барак, Цезарь уже «гужевался над посылкой» и отдал Шухову еще и свой паек хлеба.

Цезарь попросил у Шухова ножичек и «опять Шухову задолжал». Началась проверка. Иван Денисович, понимая, что во время проверки посылку Цезаря могут украсть, сказал, чтобы тот прикинулся больным и выходил последним, Шухов же постарается самым первым забежать после проверки и проследить за едой. В благодарность Цезарь дал ему «два печенья, два кусочка сахару и один круглый ломтик колбасы».

Разговорились с Алешей о Боге. Парень говорил о том, что нужно молиться и радоваться, что находишься в тюрьме: «здесь тебе есть время о душе подумать». «Шухов молча смотрел в потолок. Уж сам он не знал, хотел он воли или нет».

«Засыпал Шухов, вполне удоволенный» «В карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся».

«Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.

Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.

Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось…»

Заключение

В повести «Один день Ивана Денисовича» Александр Солженицын изобразил жизнь людей, которые попали в исправительно-трудовые лагеря ГУЛАГа. Центральной темой произведения, по определению Твардовского, является победа человеческого духа над лагерным насилием. Несмотря на то, что фактически лагерь создан для уничтожения личности заключенных, Шухову, как и многим другим, удается постоянно вести внутреннюю борьбу, оставаться людьми даже в таких сложных обстоятельствах.

Это интересно: Рассказ «Судьба человека» повествует о жизни солдата Великой Отечественной Войны, Андрее Соколове. Данное произведение входит в учебную программу литературы 9 класса. Вы можете прочитать краткое содержание «Судьба человека» Шолохова, чтобы ознакомиться с самыми важными эпизодами рассказа.

Видео краткое содержание Один день Ивана Денисовича

Рассказ “Один день Ивана Денисовича” является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя А. И. Солженицына. Главным героем рассказа является простой русский солдат Иван Денисович Шухов, который оказывается в тяжелой жизненной ситуации.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Об этом старике говорили Шухову, что он по лагерям да по тюрьмам сидит несчетно, сколько советская власть стоит, и ни одна амнистия его не прикоснулась, а как одна десятка кончалась, так ему сразу новую совали.

Теперь рассмотрел его Шухов вблизи. Изо всех пригорбленных лагерных спин его спина отменна была прямизною, и за столом казалось, будто он еще сверх скамейки под себя что подложил. На голове его голой стричь давно было нечего – волоса все вылезли от хорошей жизни. Глаза старика не юрили вслед всему, что делалось в столовой, а поверх Шухова невидяще уперлись в свое. Он мерно ел пустую баланду ложкой деревянной, надщербленной, но не уходил головой в миску, как все, а высоко носил ложки ко рту. Зубов у него не было ни сверху, ни снизу ни одного: окостеневшие десны жевали хлеб за зубы. Лицо его все вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что немного выпадало ему за все годы отсиживаться придурком. А засело-таки в нем, не примирится: трехсотграммовку свою не ложит, как все, на нечистый стол в росплесках, а – на тряпочку стираную.

Однако Шухову некогда было долго разглядывать его. Окончивши есть, ложку облизнув и засунув в валенок, нахлобучил он шапку, встал, взял пайки, свою и Цезареву, и вышел. Выход из столовой был через другое крыльцо, и там еще двое дневальных стояло, которые только и знали, что скинуть крючок, выпустить людей и опять крючок накинуть.

Вышел Шухов с брюхом набитым, собой довольный, и решил так, что хотя отбой будет скоро, а сбегать-таки к латышу. И, не занося хлеба в девятый, он шажисто погнал в сторону седьмого барака.

Месяц стоял куда высоко и как вырезанный на небе, чистый, белый. Небо все было чистое. И звезды кой-где – самые яркие. Но на небо смотреть еще меньше было у Шухова времени. Одно понимал он – что мороз не отпускает. Кто от вольных слышал, передавали: к вечеру ждут тридцать градусов, к утру – до сорока.

Слыхать было очень издали: где-то трактор гудел в поселке, а в стороне шоссе экскаватор повизгивал. И от каждой пары валенок, кто в лагере где шел или перебегал, – скрип.

А ветру не было.

Самосад должен был Шухов купить, как и покупал раньше, – рубль стакан, хотя на воле такой стакан стоил три рубля, а по сорту и дороже. В каторжном лагере все цены были свои, ни на что не похожие, потому что денег здесь нельзя было держать, мало у кого они были и очень были дороги. За работу в этом лагере не платили ни копья (в Усть-Ижме хоть тридцать рублей в месяц Шухов получал). А если кому родственники присылали по почте, тех денег не давали все равно, а зачисляли на лицевой счет. С лицевого счету в месяц раз можно было в ларьке покупать мыло туалетное, гнилые пряники, сигареты «Прима». Нравится товар, не нравится – а на сколько заявление начальнику написал, на столько и накупай. Не купишь – все равно деньги пропали, уж они списаны.

К Шухову деньги приходили только от частной работы: тапочки сошьешь из тряпок давальца – два рубля, телогрейку вылатаешь – тоже по уговору.

Седьмой барак не такой, как девятый, не из двух больших половин. В седьмом бараке коридор длинный, из него десять дверей, в каждой комнате бригада, натыкано по семь вагонок в комнату. Ну, еще кабина под парашной, да старшего барака кабина. Да художники живут в кабине.

Зашел Шухов в ту комнату, где его латыш. Лежит латыш на нижних нарах, ноги наверх поставил, на откосину, и с соседом по-латышски горгочет.

Подсел к нему Шухов. Здравствуйте, мол. Здравствуйте, тот ног не спускает. А комната маленькая, все сразу прислушиваются – кто пришел, зачем пришел. Оба они это понимают, и поэтому Шухов сидит и тянет: ну, как живете, мол? Да ничего. Холодно сегодня. Да.

Дождался Шухов, что все опять свое заговорили (про войну в Корее спорят: оттого-де, что китайцы вступились, так будет мировая война или нет), наклонился к латышу:

Латыш ноги с откосины снял, спустил их в проход, приподнялся. Жила этот латыш, стакан как накладывает – всегда трусится, боится на одну закурку больше положить.

Показал Шухову кисет, вздержку раздвинул.

Взял Шухов щепотку на ладонь, видит: тот самый, что и прошлый раз, буроватый и резки той же. К носу поднес, понюхал – он. А латышу сказал:

– Тот! Тот! – рассердился латыш. – У меня другой сорт нет никогда, всегда один.

– Ну, ладно, – согласился Шухов, – ты мне стаканчик набей, я закурю, может, и второй возьму.

Краткое содержание:

  • Характеристики героев
  • Шухов, Иван Денисович
  • Тюрин, Андрей Прокофьевич
  • Цезарь Маркович
  • Буйновский
  • Алёшка
  • Сенька Клевшин
  • Фетюков
  • Кильдигс, Ян
  • Павло
  • Гопчик
  • Пантелеев
  • Коля Вдовушкин
  • Волковой
  • Татарин
  • Полтора Ивана
  • Хромой
  • Обсуждение

Характеристики героев

Шухов, Иван Денисович

Шухов Иван Денисович - главный герой, заключённый Щ-854, вот уже восемь лет сидящий в различных лагерях. Сейчас он находится в Особом лагере, где сидят по 58 статье - изменники Родины и шпионы. Вот и Шухов сидит за измену Родине, как шпион. На самом деле он просто побывал в окружении, был схвачен фашистами и провёл в плену всего два дня. После чего они впятером убежали и по лесам и болотам сумели, но уже только вдвоём выйти к своим. Вот за это "преступление" Шухов и получил десять лет. Он подписал все бумаги, так как его сильно били в контрразведке и Шухов решил, что лучше подписать, чем быть забитым до смерти. Шухову всего 40 лет, а у него уже выпала половина зубов и половина волос.


У Шухова есть в деревне жена с ребятишками, которые голодают. Он строго-настрого запретил жене присылать посылки, отрывать последнее от их детей. Она ждёт Шухова домой и даже подыскала ему работу красителем ковров, именно этим занимаются многие мужчины в их деревне и живут богато. Но Шухов не верит в освобождение, он видит, что никто не отправляется домой - после отбывания срока всем дают новый срок и они остаются в тюрьме дальше.

В лагере Шухов на хорошем счету, в бригаде его уважают и поручают самую ответственную работу. Он мастер на все руки - может и тапочки сшить, а может и каменщиком работать. В рассказе описывается один его день в лагере, который для него сложился крайне удачно. Он мог попасть в карцер, но не попал, на завтрак и ужин он съел две порции, сумел пронести полотно ножовки в лагерь и не заболел, хотя с утра чувствовал себя плохо. И засыпал он в тот день в очень хорошем настроении.

Тюрин, Андрей Прокофьевич

Бригадир шуховской 104 бригады, старый зек, проведший в лагерях уже 19 лет. Он самое важное лицо для всей бригады, так как от него многое зависит - где будут работать, какой будет размер пайка и т.д. Сын кулака, из-за чего был выгнан из Красной армии, несмотря на то, что он был отличник боевой и политической подготовки. Справедливый, но требовательный человек. Лицо его было в крупных рябинах, от оспы.

Цезарь Маркович

Богатый однобригадник Шухова, молодой зек, который часто получал посылки, поэтому сумел всех "подмазать". Он работал в конторе, помощником нормировщика, мог носить зимнюю шапку, лишнюю одежду и многое другое. Дружил только с Буйновским. На воле был режиссёром, но не успел снять даже свою первую картину. Носил густые, чёрные усы.


Буйновский

Однобригадник Шухова, имел номер Щ-311, бывший капитан второго ранга или сокращённо кавторанг. Сидел недавно, был вспыльчивым человеком, так как привык командовать. Также, как и Шухов, не получал посылок. С ним, с единственным заключённым, дружил Цезарь. За пререкания с начальством на утреннем разводе получил 10 дней карцера.

Алёшка

Однобригадник Шухова, баптист, из-за чего и получил 25 лет лагерей. Он всегда был чисто вымытый, опрятен, любил читать свою записную книжку, где у него была записана половина Евангелия. Был тихий, никому не отказывал в помощи, жил на одну пайку, нигде не подрабатывал. Был сосед Шухова по койке.

Сенька Клевшин

Однобригадник Шухова, полуглухой зек. Был в плену, три раза из него бежал, после чего немцы посадили его в Бухенвальд, где он состоял в подпольной организации и готовил восстание. Теперь был тихий, но мог, если его разозлят, дать сдачи. Работал вместе с Шуховым каменщиком.

Фетюков


Однобригадник Шухова, опустивший зек, готовый на унижения, лишь бы получить лишнюю еду или курево. Раньше он был большим начальником в какой-то конторе, ездил на автомобиле. После того, как его посадили, жена вышла замуж, а трое его детей от него отказались, и помощи с воли у него не было. Теперь он собирал окурки, лизал за другими миски, был ленив. Автор его постоянно называет шакал.

Кильдигс, Ян

Однобригадник Шухова и его напарник, хороший каменщик. Он латыш, но хорошо говорит по-русски. Весёлый человек, за что его любит вся бригада и все латыши в лагере. Ему дали 25 лет, а в лагере он пока только два года. Хорошо питается, так как получает по две посылки в месяц.

Павло

Помбригадир в Шуховской бригаде, с Западной Украины. Со всеми в лагере обращается по имени-отчеству и на вы.

Гопчик

Однобригадник Шухова, молодой, шустрый, шестнадцатилетний парень. Получил срок за то, что носил бендеровцам в лес молоко. Его все любят, но он хитрый - свои посылки в одиночку ест.


Пантелеев

Эпизодический персонаж, однобригадник Шухова, "стукач". В описываемый день остался в лагере, прикинувшись больным, чтобы встретиться с опером.

Коля Вдовушкин

Эпизодический персонаж, молодой фельдшер, который не отстранил Шухова от работы. К медицине не имел никакого отношения, просто назвался фельдшером. Был студент литературного факультета, писал стихи.

Волковой

Эпизодический персонаж, лейтенант, начальник режима. Был такой злой, что его боялся даже начальник лагеря. Раньше носил плётку и сёк зеков. Именно он дал Буйновскому 10 суток карцера за пререкания с ним.

Татарин

Эпизодический персонаж, худой надзиратель. Именно он поймал утром Шухова лежащим в постели и приказал вымыть барак надзирателей.

Полтора Ивана

Эпизодический персонаж, дежурный надзиратель. Был худой и очень страшный на лицо, но добрый внутри относился к зекам нормально.

Хромой

Эпизодический персонаж, дневальный по столовой.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.