Как лечить зубы ребенку с зпр

Опубликовано: 23.04.2024

Наша огромная страна переживала разные времена. И в каждой эпохе было что-то свое – хорошее и плохое. Если говорить о нашем недавнем советском прошлом, то, наверное, можно с уверенностью сказать, что возможности лечения и реабилитации людей с ограниченными возможностями у специалистов – медиков, психологов – были весьма ограничены в силу различных социальных причин. Безусловно, это довольно болезненно сказывалось как на здоровье и качестве жизни самих пациентов, так и их близких.


К счастью, времена изменились. Сегодня общество, то есть мы с вами, во многом пересмотрело свои взгляды на проблемы инвалидов. В первую очередь, мы признали, что особенные люди существуют! Многим из нас стали небезразличны их проблемы, мы научились их понимать, но не жалеть, сегодня мы готовы им помогать. Мы становимся добрее и милосерднее. Для многих стало откровением, что за физической неспособностью быть «такими, как все», спрятан потрясающий интеллект и кроются всевозможные таланты. Эти люди пишут книги, сочиняют музыку, рисуют картины, играют в театре. И все это, конечно, же благодаря тем, кто сумел остановиться, приглядеться, понять и помочь им раскрыть эти способности. К счастью, сегодня существуют всевозможные реабилитационные центры и специалисты – врачи, психологи, реабилитологи, которые готовы и способны в той или иной степени адаптировать такого ребенка или взрослого человека к жизни в социуме и т.д. Постепенно инфраструктура больших городов становится более или менее пригодной для физического перемещения по улицам и в общественном транспорте, да и в целом ассимилирования в это общество людей с ограниченными возможностями.

Тем не менее, с какими только непредвиденными трудностями не приходится сталкиваться этим особым людям и их родителям. Например, даже для здорового человека поход в стоматологическую клинику зачастую вызывает сильнейший стресс, то для инвалида или его родителей зачастую это становится практически неразрешимой задачей.

Представьте себе человека с глубокой умственной отсталостью, с различными психическими нарушениями. Основной проблемой здесь выступает даже не страх посещения стоматолога (хотя и он чаще всего присутствует), а в принципе сама возможность общения, способность высидеть в стоматологическом кресле от получаса и более, да еще с открытым ртом, и выполнять все инструкции лечащего врача… Это трудно для доктора, это пугает и приводит в ступор близких такого пациента, и это совершенно невыносимо для него самого.

Еще со времен СССР существовал единственный способ решения подобных проблем – удаление больных зубов, зачастую, хотя и не всегда, под общим наркозом. Причем на прием к стоматологу такие пациенты попадали чаще всего уже с острой болью, такой острой, что терпеть ее сил просто не было. Ни о каком лечении или профилактике речи даже не шло. Результат? Примерно к 25 годам человек, чаще всего находящийся на попечении государства, оставался практически беззубым.

Собственно, и в современной стоматологической практике лечение, а чаще удаление зубов людям с ограниченными возможностями происходит обычно под общим наркозом. Действительно, «удержать» такого человека в кресле может только он. Но тут же возникает совершенно справедливый вопрос: о каком общем наркозе вообще может идти речь у человека с таким набором основных и сопутствующих заболеваний?

Поэтому максимально подробно и честно рассказывать об общем наркозе и особенностях его применения в нашей стоматологической клинике для людей с ограниченными возможностями, будет врач-анестезиолог клиники «Рудента» Аскар Саиткамилович Махмутходжаев.

О наркозе – в деталях


Да, наркозы у наших особых пациентов – действительно самые сложные наркозы. У таких людей частыми спутниками бывают различные заболевания, такие как пороки сердца, эпилепсия, бронхиальная астма, гидроцефалия. Поэтому мы всегда ориентируемся в первую очередь именно на эти патологии и у нас всегда под рукой все необходимые лекарства – по-другому и быть не может. Более того, мы контролируем даже такие показатели, как влажность и температуру в помещении к моменту пробуждения.

Еще один краеугольный камень – страх родителей, что после наркоза у ребенка, в которого было вложено много усилий в плане интеллектуального развития, физической реабилитации или социальной адаптации, произойдет «откат» назад. То есть все успехи и прогресс, достигнутые ценой огромных усилий, а зачастую и ценой довольно приличных материальных вложений, будут сведены на нет. Так вот мы хотим вас заверить: в нашей практике мы не наблюдали ни одного случая даже малейшего ухудшения по основному заболеванию или какого-либо ухудшения самочувствия по сопутствующим патологиям. Причем чаще всего мы говорим о детях, которые лечились под общим наркозом на протяжении 3-4 часов за один прием.

Про безопасность

Хочется начать с того, что специалисты клиники «Рудента» – врачи-стоматологи и анестезиологи – изо дня в день занимаются лечением зубов у людей с ограниченными возможностями. Они кропотливо изучали и сегодня прекрасно понимают их проблемы, знают, как справиться с той или иной задачей, предвосхитить и устранить риски возникновения осложнений.

Помимо этого, они постоянно учатся в прямом смысле слова. Они кропотливо изучают новые подходы и разработки (в том числе западные) в области лечения людей с ограниченными возможностями, стараются быть в курсе последних нововведений и применяют полученные знания на практике, учитывая все тонкости и особенности.

Для контроля над работой жизненно важных органов в процессе лечения мы используем расширенный Гарвардский стандарт мониторинга. Он включает в себя показатели артериального давления, электрокардиограммы, температуры тела, показатели газовой смеси, а также волюмоспирометрию и .т.д.

Кроме того, в «Руденте» сегодня используется один из самых современных и безопасных препаратов для наркоза – газ Севоран. Это очень надежный и нетоксичный препарат, который поступает в организм через дыхательные пути, то есть это так называемый ингаляционный наркоз. Для его подачи используется аппарат для искусственной вентиляции легких, произведенный в Германии одной из самых прогрессивных компаний «Дрегер».

После наркоза таким пациентам уделяется особо пристальное внимание. После окончания наркоза мы не отпускаем их сразу домой, как это происходит обычно со здоровыми людьми, а более длительное время наблюдаем у нас в клинике, пока не только врач, но и родители или сопровождающие такого пациента не поймут, что с ним все хорошо.


Наше мнение

По нашему глубокому убеждению, жить с больными зубами небезопасно как для обычного человека, так и для человека с ограниченными способностями. Точнее, зачастую это гораздо вреднее и опаснее, чем пройти санацию полости рта под общим наркозом. Ведь не секрет, что больные зубы являются сами по себе причиной заболеваний, а также могут стать входными воротами для различных инфекций.

Кроме того, хотелось бы отметить, что нормальная гигиена нужна абсолютно всем. В ряде случаев самостоятельно в домашних условиях ее соблюдать сложно. Поэтому современная стоматология предлагает ряд процедур, которые можно и нужно проводить в условиях клиники. И делать это необходимо регулярно – то есть примерно раз в полгода.

При возникновении даже минимальных проблем с зубами нужно немедленно идти к стоматологу, а не дожидаться такого состояния, когда единственным «лекарством» станет удаление зубов (тем более что протезирование или имплантация зубов для людей с рядом тяжелых психических заболеваний не всегда возможно). Мы убеждены, что лучше решать маленькие проблемы по мере их поступления. Тогда удастся избежать как осложнений со стороны стоматологических заболеваний, так и длительных наркозов, когда объем лечения будет большим.

Одним словом, режим профосмотров и необходимого лечения должен быть таким же, как у обычных людей. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем лучше и безопаснее!

Нам приходится говорить нет

Да, бывают и такие случаи, когда нам приходится отказывать нашим пациентам. Есть целый список общих противопоказаний к проведению общего наркоза. Это недавно перенесенные тяжелые инфаркты, почечная недостаточность в терминальной стадии, цирроз печени. В случае с людьми с ограниченными возможностями этот список можно дополнить таким диагнозом, как декомпенсированная гидроцефалия. То есть это те заболевания, которые требуют наблюдения в условиях реанимации в течение суток.

Также приходится отказывать пациентам с тремя и более тяжелыми патологиями одновременно – например, ДЦП, бронхиальной астмой и пороком сердца, так как риск осложнений слишком высок. В таких случаях требуется стационар.

О сложностях

Многих родителей беспокоит вопрос, как вообще прийти в клинику первый раз, они не знают, как ребенок с глубокой умственной отсталостью или, например, агрессивный ребенок с аутизмом прореагирует на врачей, на обстановку в клинике, как на него возможно будет надеть маску, сделать укол и т.п.

Эти опасения вполне оправданы. Однако в нашей детской стоматологии на практике не было еще такого случая, когда нам не удалось бы «наладить отношения» даже с самым «несговорчивым» пациентом. Мы научились находить к ним подход. А со взрослыми такой проблемы чаще всего вообще не возникает.

Но для тех, кто все равно опасается неадекватной реакции со стороны ребенка, мы хотим успокоить: засыпание «под маской» происходит очень быстро – в течение всего 30-60 секунд.

Про скидки

Мы понимаем, что стоимость и лечения, и наркоза довольно высоки. И зачастую семья с особым ребенком попросту не может себе этого позволить.

Поэтому со своей стороны мы стараемся максимально идти навстречу и предоставляем 20-процентную скидку на все услуги клиники. Кроме того, введение по необходимости дополнительных препаратов ни в коем случае не увеличивает стоимость лечения.

При работе с нашими особыми пациентами в 99% случаев используется общий наркоз, а не седация. Дело в том, что, как правило, отсутствует контакт с ребенком. Кроме того, у таких пациентов хватает усидчивости не более чем на 10 минут. А объем лечения чаще всего такой, что врачу приходится трудиться не меньше часа. Поэтому и для детей, и для взрослых используется именно наркоз.

  • Взрослая стоматология
  • Детская стоматология
    • Терапевтическое лечение молочных и постоянных зубов
    • Хирургия
    • Лечение заболеваний десен и гигиена полости рта
    • Ортодонтия: Исправление прикуса и выравнивание зубов
    • Анестезиология: лечение без стресса
    • Детские коронки на молочные зубы
    • Лечение «особых" детей
    • Подростковая стоматология


Лечение зубов у детей – процесс непростой. Еще сложнее обстоит дело с лечением юных пациентов с различными нервно-психическими заболеваниями, детей, организм которых крайне подвержен аллергическим реакциям, с аутизмом и ДЦП, с эпилепсией, диабетом и т.д.

Наш центр детской стоматологии специализируется на предоставлении услуг для таких «особых» детей. Каждый из специалистов Центра детской стоматологии «32 Практика» имеет опыт лечения детей с заболеваниями, успешно организует процесс, как с медицинской, так и с психологической точки зрения.


Дети очень любят играть, и познание процесса лечения зубов через игру всегда дает положительные результаты.

Специфика лечения зубов у детей с синдромом Дауна

Дети с синдромом Дауна нуждаются в особенном внимании и знаний проведения стоматологического лечения. При этом синдроме сопутствующим является особое строение неба, увеличенный язык, вероятны судороги и т.д. В связи с ослабленным иммунитетом, у них часто возникает множественный кариес зубов. В основном юных пациентов с синдромом Дауна врачи «32 Практика» лечат «во сне». Однако, если малыш достаточно, легко идет на контакт и врач видит его готовность к лечению, то сообщает родителям о возможности проведения лечения под местной анестезией.

Cпецифика лечения детей с диагнозом аутизма и ДЦП

Дети, страдающие Аутизмом или ДЦП в большей степени подвержены стрессу, особенно в раннем и подростковом возрасте. Лечение «во сне» помогает предотвратить возникновение сильных переживаний у ребенка, связанных с работой бормашины. Прием ребенком антипсихотических средств при аутизме требует обязательного обсуждения с врачом анестезиологом.

Cпецифика лечения детей с диагнозом эпилепсии

Лечение детей с диагнозом эпилепсия может проводиться весьма успешно. Доброжелательность доктора и его умение поладить с малышом, подготовить к приему дают положительные результаты. Ведь в стоматологии много факторов, которые могут стать причиной испуга малыша и, как следствием, приступа. Однако, необходимо понимать, что эпилепсия может, особенно в раннем возрасте, может вызвать изменения в поведении юного пациента, делающие контакт очень затруднительным. В этом случае рекомендуется проведение лечения во сне.

Cпецифика лечения детей с диагнозом астма и т.д

Врачи «32 Практика» рекомендуют обязательно сообщать до начало приема о наличии у ребенка заболеваний бронхиальной астмой и другими заболеваниями органов дыхания. Хотя в «32 Практика» все продумано до мелочей, чтобы ребенок проникся доверием к врачу, и ему понравилось находиться в клинике, лучше быть готовыми к маловероятному, но все-таки возможному наступлению приступа. Также при наличии у юного пациента заболевания, будут подбираться специальные препараты. Обычно в состав местных анестетиков входит адреналин, а он противопоказан ввиду высокоаллергогенных серосодержащих стабилизаторов. Рекомендовано с собой на прием брать препарат первой помощи, которым обычно пользуетесь для купирования приступа. В аптечке Центра имеются антигистаминные и глюкокортикоидные препараты.

Cпецифика лечения детей с диагнозом диабет

В случае лечения юных пациентов с заболеваниями сахарным диабетом или другими болезнями эндокринной системы необходим контроль гликемии. Также важно знать, что одним из сопутствующих симптомов сахарного диабета является более длительное заживление ран, в частности десен у ребенка. Врач, чтобы заживление прошло успешно прописывает дополнительные препараты.

Идеальная улыбка

Идеальная улыбка

в короткие сроки пациенты «32 Практика» приобретают идеальную улыбку, которая делает их увереннее, красивее и успешнее!

Рекомендуемые статьи

Максимова Ольга Александровна

  • Возрастные особенности развития детей и связанные с этим страхи
  • Первый визит
  • Современные средства
  • Главные ошибки родителей
  • Как победить дентофобию? Советы родителям

Далеко не каждый взрослый отправляется к зубному врачу с улыбкой и в приподнятом настроении. Страх перед стоматологом свойственен многим, можно считать это наследием той эпохи, когда для лечения зубов использовали не самые эффективные анестетики и громкие бормашины, которые наводили ужас на пациентов.

Мы воспитываем детей своим примером, поэтому если ребенок боится стоматолога, хотя ни разу еще не лечил зубы — значит, мы что-то сделали не так. Возможно, мама или папа избегают визита к врачу или откладывают посещение кабинета до последнего, страдая от зубной боли. Так мы передаем свои страхи по наследству.

А если у малыша уже был неудачный опыт, то страхи вполне объяснимы — он избегает повторной боли. Кстати, бояться зубного он может и после того, как неудачно сходил к врачу другого профиля — появляется так называемая боязнь белых халатов.

Причин страха намного больше, и не всегда они связаны с неосознанной трансляцией негативного отношения к зубному от родителей или личным плачевным опытом малыша. Далее мы расскажем о возрастных особенностях каждого периода и причинах тревоги.

Возрастные особенности развития детей и связанные с этим страхи

Детям свойственно тревожиться перед неизвестным и испытывать страхи начиная с раннего детства. Контакт с посторонним человеком может вызвать самые позитивные эмоции у восьмимесячного малыша. К этому возрасту у него уже накапливается внушительный опыт осмотров, прививок и плановых визитов к самым разным врачам.

После трех лет у многих малышей появляется страх при виде крови. Это добавляет неприятных впечатлений от разного рода медицинских манипуляций. В результате ребенок боится лечить зубы даже тогда, когда посещает стоматолога впервые — причиной этому служит в том числе страх перед неизведанным. К тому же во многих случаях в процедурном кабинете он находится рядом с родителем или даже на его коленях, а приходя к зубному, располагается в кресле — отсутствие тесного контакта усиливает тревогу. Что делать?

Первый визит

Первое детское впечатление — самое сильное. Если опыта лечения зубов еще нет, важно сформировать его как можно более приятным.

Первый поход к стоматологу приходится на появление первых зубов. Обычно рекомендовано посетить этого специалиста в год вне зависимости, появились ли молочные зубки у малыша. Постарайтесь выбрать клинику с доброжелательным отношением персонала, а также интересным оформлением — это поможет ребенку заинтересоваться, расслабиться и получить положительные эмоции.

Лучше, чтобы первое посещение не совпадало с лечением, пусть оно будет ознакомительным мероприятием. Врач проведет осмотр, познакомится с ребенком, а малыш получит возможность осмотреться, увидеть инструментарий, пообщаться с персоналом клиники и побыть в удобном кресле. Закрепить позитивные впечатления можно с помощью символического подарка за хорошее, спокойное поведение на такой экскурсии.

Такая мера поможет охотно отправиться к зубному второй раз, уже за здоровыми зубками. Во время второго посещения можно пройти чистку с использованием приятной пасты. В дальнейшем и лечить зубы ребенок будет уже без страха.

Современные средства

Что делать, если ребенок не дает лечить зубы из-за страха боли? Если он уже испытывал неприятные ощущения в стоматологическом кресле, задача усложняется. Волшебной таблетки от страха нет, однако существует множество современных способов, которые помогут сделать процесс лечения безболезненным и комфортным. Речь идет о седации.

Этот способ подходит только тем деткам, которые способны сесть в кресло стоматолога, хоть и с волнением. Седация предполагает вдыхание закиси азота, ее применяют у детей старше трех лет. Такой метод помогает расслабиться, снять тревожность и получить возможность спокойно выполнить все терапевтические процедуры. Ребенок при этом находится в сознании, седация лишь снимает эмоциональное напряжение.

Для детей младше трех лет, а также тех, кто категорически отказывается даже открыть рот в присутствии человека в белом халате, подойдет наркоз. Лечение во сне — более сложное мероприятие, которое требует основательной подготовки. Важно пройти предварительное обследование, а также проконсультироваться с анестезиологом. Современные препараты позволяют погрузить малыша в сон без опасений за его здоровье.

Главные ошибки родителей

Если ребенок боится зубного, причины могут быть разные. И важно исключить те, что напрямую зависят от родителей. К самым распространенным ошибкам относят:

  • Родители не мотивируют малыша на лечение — он не знает, зачем это нужно и почему так важно.
  • Знакомство с врачом начинается тогда, когда зуб уже болит или необходимо удаление.
  • Родители прибегают к насилию — пытаются удержать кричащего малыша в кресле физически. От такого подхода не будет никакой пользы: качественно пролечить зуб и поставить пломбу врач все равно не сможет, а у малыша останется психологическая травма.
  • Родители неверно выбирают время для визита, например, посещают специалиста в тот момент, когда ребенок привык спать или слишком устал за день.
  • Обманные действия — родители обещают, что доктор только посмотрит, в то время как малыша ждет более сложная и неприятная процедура.

Как победить дентофобию? Советы родителям

Победить уже имеющийся страх у ребенка можно с помощью нескольких рекомендаций:

  • Не стоит стыдить ребенка: все мы чего-то боимся, и вы сделаете только хуже, вынуждая малыша стыдиться своего страха, а не открыто говорить о нем.
  • Ходите к зубному регулярно, а не только тогда, когда нужно вылечить или удалить зуб. Важно посещать профилактические осмотры, ходить на чистку — пусть у малыша будут и приятные ассоциации со стоматологическим креслом.
  • Общайтесь с ребенком, объясняйте, куда и зачем вы отправились. Не стоит заводить его в клинику обманом — он потеряет доверие и не будет слушать ваших увещеваний в следующий раз, когда вы станете объяснять, что «это не больно».
  • Показывайте собственный пример: посещайте зубного сами. Выберите клинику, где можно это делать с ребенком, или просто рассказывайте о своих впечатлениях. Визит к стоматологу должен быть неотъемлемой частью жизни.
  • Как заставить ребенка открыть рот у стоматолога? Никак. Заставлять не нужно. Если вы скрутите плачущего малыша или будете ему угрожать, это может быть последним визитом к зубному. Малыш закатился в истерике и не успокаивается? Вы лучше отправиться домой и повторить попытку в следующий раз.
  • Держите ребенка за руку или расположите малыша на себе, сядьте в кресло сами. Постарайтесь найти такую клинику, где вам пойдут навстречу и отнесутся к такому пожеланию положительно.
  • Пообещайте награду за смелость и обязательно выполните обещание. Планируется удаление зуба? Скажите малышу, что заберете зуб с собой и положите на ночь под его подушку, а утром он обнаружит подарок от феи. Нужно пройти лечение? Запланируйте поход в магазин или заранее купите желанный подарок, передайте его врачу — он наверняка не откажется презентовать его маленькому храбрецу.
  • Поиграйте в стоматолога накануне. Предложите ребенку полечить плюшевого друга, используйте игровые наборы, имитирующие инструменты, дайте понять, как счастлив после лечения его пациент — теперь он может есть любимые продукты и чувствует себя отлично.

Правильный выбор клиники и врача имеет огромное значение. Специалист, который нашел контакт с малышом, способен его отвлечь и расположить. А наличие современных материалов позволит внести элемент игры в процесс терапии. Например, стоматолог может предложить выбрать цвет пломбы или дать потрогать какой-то неострый инструмент. В хорошей клинике пойдут навстречу вашим пожеланиям и разрешат малышу держать в руках любимую игрушку, подарят небольшой презент за смелость и отвагу, покажут мультфильмы в ожидании приема. Эти мелочи произведут неизгладимое впечатление на маленького пациента и сформируют у него позитивное отношение к лечению зубов.

Запланируйте первый поход к стоматологу в клиники «СТОМА» — у нас работают высококвалифицированные специалисты, которые найдут общий язык с любым малышом. Мы практикуем индивидуальный подход к маленьким пациентам. Доброжелательная атмосфера, современные средства и материалы позволят пройти осмотр и лечение с комфортом. Предварительная запись осуществляется по телефону клиники и через специальную форму на сайте.

Задержка психического развития: взгляд врача и педагога.

Задержка психического развития: взгляд врача и педагога.

Неуспеваемость школьников в большинстве случаев вызвана ЗПР — задержкой психического развития. Это заболевание не позволяет ребенку в достаточной мере усваивать новую информацию, анализировать и воспроизводить ее, таким детям трудно общаться со сверстниками, потому что они невнимательные, эмоционально незрелые и не способны играть и общаться в коллективе. Как родителям вовремя увидеть проблему и как помочь ребенку с ЗПР «нагнать» своих ушедших вперед сверстников - об этом расскажут специалисты ГБУЗ НО «Детская городская поликлиника №39 Советского района г. Нижнего Новгорода» - врач-невролог Людмила Константиновна Михайленко и педагог-психолог Светлана Валерьевна Панькина.

Людмила Константиновна, что такое ЗПР, каковы медицинские факторы ее возникновения у детей?

Задержка психического развития - это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Причин, которые приводят к ЗПР, довольно много. Это и генетическая предрасположенность, и повреждения нервной системы ребенка еще во внутриутробный период развития, во время беременности мамы — например, постгипоксические изменения мозга, которые возникают при неблагоприятной беременности или если у мамы есть определенные заболевания, к примеру, анемия, вегето-сосудистая дистония, заболевания почек. Я уже молчу о вредных привычках — если мама курит, выпивает или принимает наркотики.

Светлана Валерьевна, расскажите о педагогических факторах ЗПР.

Есть такое понятие как педагогическая запущенность. Неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития. Некоторые мамы говорят: «Я хочу чтобы мой ребенок отдохнул перед школой. А его там всему научат». И такие дети приходят в школу как «чистый лист» и страдают из-за этого. Школьные программы достаточно сложные, поэтому большинство детей идут в школу с определенными умениями (например - читающие). Формировать у ребенка навыки, которые помогут ему в школе - это и есть задача родителей. Есть и другое отношение - «он еще маленький, мы еще все успеем». В итоге — не успевают. Важно перед школой научить ребенка учиться.

Людмила Константиновна, верно ли, что ЗПР проявляется в полной мере только при подготовке к учебному процессу? Или родители могут заподозрить ЗПР у ребенка по каким-то симптомам в более раннем возрасте? Можно ли самому правильно следить за развитием ребенка?

Конечно, ЗПР проявляется значительно раньше. Есть популярная литература, где подробно расписываются стадии психоречевого развития ребенка, даже в возрасте до года. Кажется, что такой кроха может, что от него можно ожидать? А он может многое. Есть понятие предречевого развития, когда малыш начинает «гукать» (до 3 мес), потом «гулить» (от 3-х до6 мес), потом лепетать (с 6 до 9 мес), а потом уже появляются слоги, а потом и первые слова. Важны и эмоции, которые проявляет маленький человек: в 3 месяца — это «комплекс оживления». В 4 месяца — он начинает ориентироваться, узнавать близких людей, это «комплекс оживления с ориентировочной реакцией». Потом начинает интересоваться игрушками. А в полгода он начинает переворачиваться на живот, исследовать окружающий мир, улыбается, тянет ко всему ручки. Если в эти периоды родители наблюдают какие-то сбои, нужно бить тревогу. Сейчас, повторюсь, масса литературы на эту тему, поэтому самому следить за развитием ребенка можно и нужно. А вот отзывы с «форумов мамочек» - не ориентир в этих вопросах. Когда одна мама читает, как другая пишет о том, что ее ребенок в полтора года уже предложениями начинает говорить, то решает - «Ой, с моим ребенком что-то не так!». А ведь развитие идет индивидуально. Смотреть на развитие ребенка необходимо «в комплексе» - если ребенок сейчас отстает по «говорливости», он может «говоруна» обгонять по другим показателям — по моторике, например. Поэтому, если у вас какие-то сомнения возникают, лучше обратиться к специалисту, а не читать интернет.

К какому специалисту нужно обращаться?

Первым врачом, которому стоит показать ребенка, должен быть невролог. А он, при необходимости направит ребенка к трем важным специалистам. Сурдолог должен выявить возможные проблемы со слухом у ребенка. Ведь ребенок как слышит — так и говорит, если у него даже небольшие проблемы со слухом, его речь может стать «смазанной». Генетик выявляет возможные генетические заболевания, которые могли привести к ЗПР. Психиатр оценивает мыслительные функции ребенка, проводит тесты. Дальнейшее лечение зависит от найденных причин ЗПР. В случае же, если проблема носит только педагогический характер, мы направляем ребенка к специалистам-педагогам.

Светлана Валерьевна, что входит в комплексную педагогическую помощь ребенку с ЗПР?

После проведения необходимых тестов становится видно, какая функция страдает, и мы занимаемся ее развитием. Как правило, у ребенка с ЗПР страдает сразу несколько функций - память, внимание, мышление, эмоции. Какая-то развита менее всего, а остальные за нее «цепляются». Каждое занятие включает в себя упражнения и задания, направленные на развитие страдающей психической функции, несколько упражнений на развитие других психических процессов. Это и артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики( лепка из пластилина, аппликация) - ведь моторика тесно связана с развитием речевых центров мозга, игры, направленные на развитие тактильных ощущений, игровые ситуации, помогающие развитию навыков общения.

Людмила Константиновна — обоснованы ли родительские страхи, если при диагнозе ЗПР врачи назначают препараты? В каком случае можно обойтись без лекарств?

Если у ребенка педагогическая запущенность, никаких лекарств ему не нужно, нужно только наверстать упущенное. Если же ЗПР связана с генетическим фактором — папа, например, начал говорить после 4-х лет, мама — после 5-ти, а ребенок — «молчит, но все понимает», то мы максимально оттягиваем сроки назначения препаратов. Если же у ребенка диагностируются органические поражения нервной системы, то, чем раньше мы назначим медикаментозное лечение, тем лучше. И все эти вопросы должен решать только специалист. Препараты, которые назначаются, как правило, направлены на улучшение кровоснабжения, питания мозга.

Вопрос Светлане Валерьевне. Какие проблемы испытывают дети с ЗПР в коллективе?Есть ли пути их решения? Дайте советы родителям.

В коллективе, как правило, детей с ЗПР не очень любят. Чаще всего у таких деток слабо развита и общая моторика - главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), а значит они не могут участвовать на равных в подвижных играх сверстников. Ребенок с ЗПР часто не умеет общаться. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть, проявить жестокость. Поэтому родителям важно учить детей навыкам общения — дома, подстраиваясь под интересы ребенка, создавать элементарные игровые ситуации и регулярно проигрывать, повторять их с игрушками, которые ему интересны, с другими детьми. Эмоциональная незрелость приводит к тому, что таким детям легче общаться с ребятами помладше. Родители должны включаться в работу детского сада и школьного коллектива — посещать мероприятия, приглашать других ребят к себе в гости, учить ребенка заинтересовывать своих сверстников, чтобы он мог образовать вокруг себя коллектив и найти друзей. Важно рассчитывать нагрузки — если ребенок устал, заставлять его заниматься чем-то дальше бесполезно, нужно дать ему отдохнуть, переключить его внимание на что-то другое. Важно обращать внимание ребенка на детали выполняемого им задания, чтобы у него в голове сформировался план по выполнению, учить самоконтролю.

Людмила Константиновна, если ребенок не успевает, имеет смысл сменить школу, класс, или перейти на домашнее обучение?

Многие родители ругают детей за неуспеваемость, забывая во-многом правильную поговорку, что «стране больше нужны здоровые троечники, чем больные отличники». Если ребенок систематически не справляется со школьной программой - это вызывает невроз у него и у родителей, поэтому желательно сменить лицей на обычную школу, обычную школу - на коррекционную. Однако, домашнее обучение, на мой взгляд, нежелательно. Ребенок должен жить в коллективе, социуме, уметь общаться. На индивидуальное обучение следует переводить только детей, не имеющих перспектив, как бы жестко это не звучало. Тяжелые случаи ДЦП, например, когда ребенок не может самостоятельно передвигаться.

Светлана Валерьевна, а Вы что думаете по этому поводу?

Совершенно согласна. Главное, что родители должны учитывать при выборе школы для ребенка — это не свои амбиции, а возможности ребенка.

Ребенок боится и отказывается лечить зубы: что делать и как уговорить идти к стоматологу, если он не хочет

Чтобы зубы были не только красивыми, но и здоровыми, заботиться о них нужного с раннего детства. Однако одной лишь гигиены полости рта недостаточно для предотвращения развития разнообразных проблем вроде кариеса или налета. Хотя бы раз в полгода малыша надо отводить в стоматологический кабинет на осмотр и профилактические процедуры. Но как осуществить это, если он панически пугается при упоминании врачей и поликлиник? В статье рассказываем, что делать, как научить ребенка не бояться стоматолога и заставить лечить зубы, делимся полезными лайфхаками, как обеспечить нужный психологический настрой.

Откуда появляется страх

Дентофобия – именно так называется боязнь лечения у дантиста. При ее наличии человек обращается за помощью специалиста только в крайних случаях, когда терпеть боль уже нет никакой возможности. Дети также страдают от нее. В малом возрасте страх, как правило, вызван уже приобретенным негативным опытом. При этом пугать малыша могут не сами дантисты, а «белые халаты» в целом. Если не победить данную фобию в детстве, она перейдет во взрослую жизнь, и тогда избавиться от нее будет уже почти невозможно.

ребенок боится лечить зубы что делать

Если вы не знаете, как заставить ребенка пойти к стоматологу, а лечить зубы он отказывается, в первую очередь необходимо выяснить основание для происходящего. Чаще всего боязнь возникает по следующим причинам:

  • кроха впервые видит врача или испытывает сильную боль;
  • имеются особенности характера – мнительность, стеснительность, нерешительность;
  • ранее малыша уже насильно удерживали в стоматологическом кресле для проведения каких-то процедур, в его голове закрепился негативный опыт;
  • родитель не смог объяснить, почему важно ходить в стоматологию, для чего нужны все эти манипуляции.

Заметим, что маленькие дети почти всегда отрицательно реагируют на осмотр ротовой полости. Это кажется чем-то противоестественным, а потому и воспринимается так враждебно. Генеральная цель родителей – убедить кроху в том, что ничего плохого в происходящем нет. Напротив, это поможет ему быть здоровым и красивым.

Кроме того, важно бороться со страхом «белых халатов». Малыш не должен бояться врачей, ведь ему в любом случае придется контактировать с ними. Необязательно для лечения – профилактические осмотры в детском саду и школе никто не отменял.

Основные ошибки

Страх не рождается на пустом месте. У любой фобии имеется первопричина. И, как бы горько не было осознавать это, но зачастую создателями боязней становятся именно родители. Помните, даже случайно оброненное слово может произвести на ребенка колоссальное впечатление, оказать влияние на его жизнь.

Ниже разбираем наиболее частые ошибки, которые допускают неопытные мамы и папы:

  • Поход к стоматологу уже при наличии проблем. Конечно, в таком состоянии (когда ноет и болит зуб) малышу будет крайне проблематично довериться незнакомому человеку. Именно поэтому и нужно водить его на плановые осмотры – для адаптации.
  • Отсутствие мотивации лечиться. С раннего возраста важно формировать позитивные здоровьесберегающие установки. Если развить их в детстве, они останутся навсегда и помогут человеку придерживаться принципов здорового образа жизни.
  • Использование насилия. Никогда ни к чему не принуждайте кроху. Всегда необходим качественный диалог, поиск компромиссов.
  • Ну удобное время посещения. Все визиты в больницу следует организовывать в комфортный для посетителя час.

Ну и главное – обман. Не обманывайте об абсолютной безболезненности процедуры, если заранее знаете, что это не так.

Первый визит

Выше мы уже частично затрагивали тему важности начального опыта, теперь поговорим об этом более предметно. Именно от того как пройдет сеанс, зависит последующее отношение малыша к стоматологу, лечению зубов в целом.

Что важно? Отсутствие принуждения. Не пытайтесь привить любовь к стоматологическому кабинету силой. Обычно подобные действия вызывают только отрицательные реакции.

Эффективнее всего – личный пример. Когда вы сами не страшитесь зубных, понимаете значимость всех проводимых процедур, кроха впитает ваши настроения и не станет переживать.

Кроме того, чтобы ребенок не боялся, хорошо ходить именно к детскому стоматологу. Те дантисты, что работают со взрослыми, часто лишены той тактичности и чуткости, необходимые в малом возрасте.

Ознакомительное посещение

Для удобства прикрепляем подробный сценарий того, как должен проходить первый визит:

  • Знакомство. Врач не может сразу начинать с лечения или выполнения каких-то сложных манипуляций. Его задача – расположить пациента к себе.
  • Перчатки. Надевать их не рекомендуется, как и использовать устрашающие инструменты и приспособления. Оптимальный вариант – когда будет организована небольшая экскурсия по кабинету с рассказом о том, что и для чего нужно.
  • Диалог. Все действия должны сопровождаться пояснениями. Неизвестность пугает кроху.
  • Досуг. В некоторых клиниках для маленьких пациентов включают мультики либо достают игрушки. Это неплохое решение, позволяющее сместить фокус внимания.

как уговорить ребенка идти к стоматологу

Заметим, что мы говорим о плановом профилактическом осмотре.

Что делать, когда ребенок очень боится и не хочет лечить зубы: как уговорить его идти к стоматологу

Какие-то современные методики, разработанные совместно с психологами, предполагают увлекательные приключения, другие – предварительную проработку возможных проблем. Ниже рассказываем о наиболее удачных и популярных практиках, которые легко адаптировать под российскую действительность.

Игра в доктора

Это уникальный инструмент познания окружающего мира, особенно в детском возрасте. Даже самые непримечательные и противные вещи кажутся более привлекательными и интересными, если они представлены в позитивном игровом ключе. Превратить стандартный поход в стоматологию в настоящее приключение – искусство. Однако, если не хотите, чтобы ваш малыш заработал дентофобию, это именно то, что вы должны сделать.

Ниже наиболее удачные развлекательные сценарии:

  • Предложите полечить зубки любимой игрушке. Ребенок так заинтересуется процессом, что захочет проверить состояние собственных.
  • Ролевая игра. Что-то из категории «дочки-матери», только «врач-пациент». Сначала в роли стоматолога выступит родитель – просто чтобы объяснить и рассказать, как все устроено. А затем этот образ примерит малыш. Такие хитрости помогают развеять страхи перед посещением кабинета.
  • Сказка про доброго доктора Айболита. Перед визитом можете пересмотреть старый мультфильм.

Разумеется, это далеко не полный перечень всех игр. Вы вольны придумывать и предлагать собственные. Главное – создать комфортную психологическую обстановку.

ребенок боится стоматолога

Награда и поощрение

Точно так же, как плохое поведение в стоматологической клинике должно пресекаться, хорошее поощряться. Лучше всего передать презент доктору, чтобы он, в свою очередь, отдал его малышу. Такая нехитрая манипуляция позволит завоевать расположение маленького пациента.

Однако подарки не должны превращаться в инструмент управления. В ходе каждого визита ребенок приобщается к культуре заботы о здоровье, более ответственно относится к состоянию полости рта.

Мультики во время лечения

Просмотр любимого мультфильма при визите поможет отвлечься от того, что делает доктор, сконцентрироваться на чем-то более приятном. Эта методика активно практикуется дантистами в «Дентике Кидс».

ребенок не хочет лечить зубы

Собственный пример

Конечно, мультики, игры, подарки – это все очень хорошо. Но, помните, ничто не работает лучше, чем достойный личный пример. Если вы сами буквально падаете в обморок от одного упоминания о необходимости обращения к дантисту, вряд ли вам удастся развить любовь к этому специалисту у своих детей. Именно поэтому прежде чем заниматься их воспитанием, важно проработать собственные страхи и фобии.

Если же вы, наоборот, понимаете важность стоматологического лечения и стойко выносите любые процедуры, то хорошей идеей будет отправиться на сеанс вместе с малышом. Там он увидит ваш позитивный настрой, быстро зарядится нужным настроением.

Как быть, если зуб уже болит

Рассуждать о профилактических процедурах и плановых осмотрах легко. Ребенку ничего не угрожает, он не испытывает острой боли, а противиться походу в стоматологический кабинет может только по каким-то личным причинам. В подобных ситуациях у вас есть достаточно времени и ресурсов, чтобы переменить его мнение, развеять страхи, помочь настроиться на нужный лад. А как быть, когда зубик уже ноет? Боль и дискомфортные ощущения – не совсем то, что позволяет привить любовь к стоматологии.

Ребенок боится сверлить зубы, как отвести его к стоматологу? Если времени на уговоры нет, постарайтесь поговорить с ним по-взрослому. Объясните все происходящее, расскажите, почему он испытывает дискомфорт, а затем предложите решение. Представьте зубного врача в каком-то сказочном свете, отведите ему роль волшебника, который сделает так, чтобы больше не болело.

ребенок боится лечить зубы

Обманывать малыша о том, что все пройдет совсем гладко и безболезненно не стоит. Столкнувшись с ложью один раз, он может постепенно начать относиться к вашим словам с большей настороженностью, а в отдельных случаях – утратить доверие.

Таким образом, ключ к решению проблемы – доверительные переговоры и обсуждения без секретов и прикрас.

Как не бояться стоматолога детям 10 лет и старше

Если с малышом еще можно о чем-то договориться, то с подростком сделать это гораздо сложнее. Огромную роль играет возраст – непростой и переломный, он заставляет недоверчиво относиться к взрослым, зачастую вступать с ними в конфликтные столкновения. Ваша основная задача как родителя заключается в установлении теплых отношений с собственным чадом. Необходимо объяснить: его выбор уважается и учитывается. Далее, сформировав благоприятную психологическую обстановку, вы сможете расположить чадо к посещению кабинета дантиста.

Однако и здесь все не так просто. Иногда страх вызван неприятным опытом, полученным в раннем детстве. Тут одной беседой вряд ли обойдешься. Как же тогда быть? Разберем несколько советов от стоматологов о том, что же делать, если ребенок панически боится идти к зубному врачу:

  • Проговаривайте все процедуры, которые предстоит сделать. Зачастую неизвестность пугает в разы сильнее. Детальное обсуждение всех манипуляций помогает развеять часть страхов.
  • Если подросток отказывается от визита, и ситуация не является экстренной, не настаивайте на лечении. Возможно ему просто нужно немного времени, чтобы собраться с мыслями и решиться.
  • Формируйте положительные самосохранительные установки, мотивацию к регулярным и своевременным стоматологическим осмотром. Попробуйте привить любовь к красивым белоснежным зубам, ровной улыбке, свежему дыханию. Когда все это будет иметь ценность для ребенка, он захочет заботиться о здоровье полости рта.
  • Не отказывайте в поддержке. По закону родитель имеет право находиться в кабинете в момент проведения процедуры. Не пренебрегайте им. В вашем обществе подросток будет чувствовать себя защищенно, а, следовательно, все пройдет более благополучно.

Ну, и, разумеется, нельзя не упомянуть о роли специалиста. Он должен иметь довольно богатый практический опыт, чтобы суметь расположить к себе юного пациента, завоевать его доверие.

как научить ребенка не бояться стоматолога

Советы, как уговорить ребенка пойти к стоматологу и лечить зубы

В заключении кратко резюмируем все вышесказанное, сформулируем основные рекомендации для родителей:

  • При возможности планируйте поход к зубному врачу в первой половине дня. Если визит будет назначен на более позднее время, малыш может «накрутить» себя, раскапризничаться, стать нервным и плаксивым.
  • Не нагнетайте обстановку перед походом в стоматологию. Даже если есть какие-то мелкие проблемы и неприятности, постарайтесь проигнорировать их, чтобы минимизировать психологический дискомфорт. Если ребенок будет расстроен, это только усугубит его состояние уже в момент проведения процедуры.
  • Обсуждайте то, какие манипуляции будут производиться в стоматологическом кабинете. А затем попробуйте переключить внимание крохи на какие-то отвлеченные темы. Это позволит дождаться приема без паники и лишних нервов.
  • Ответственно подходите к выбору клиники и специалиста. Лучше всего, если это будет человек, работающий непосредственно с детьми.
  • Не нервничайте. Да, не стоит забывать, что от психологического состояния родителя тоже многое зависит. Если вы будете взвинчены и накручены, ребенок почувствует это и быстро перейдет в эту же фазу.
  • По окончании процедуры обязательно похвалите малыша, как-то поощрите его. Это обеспечит хороший задел на будущее. Если в памяти останутся положительные воспоминания, решиться на следующий поход к специалисту будет проще. Если кроха переполнен эмоциями, дайте ему выговориться и рассказать обо всем.
  • Регулярно посещайте стоматологический кабинет. Делать это рекомендуется не реже двух раз в год. Почему такая периодичность? Во-первых, она позволяет своевременно выявлять и устранять имеющиеся проблемы. А, во-вторых, она помогает малышу адаптироваться, привыкнуть.
  • Не обсуждайте лечение собственных зубов при ребенке. Особенно если ваш опыт был отрицательным.
  • Не запугивайте маленького пациента врачом. Визит в стоматологию не должен быть чем-то устрашающим.

Подводя итоги всему вышесказанному, можем заключить, что колоссальное значение имеет психологический настрой. Нередко родители используют врачей (в том числе и зубных) как инструмент устрашения – «Не будешь слушаться, отведу тебя к доктору!». Это в корне неправильная позиция, влекущая за собой массу разнообразных проблем и сложностей. Чтобы ваш малыш не впадал в панику от одного вида белого халата, необходимо проговаривать и прорабатывать с ним все возможные ситуации. Как родитель, вы должны объяснить, почему важно лечить зубы и чем чревато отсутствие должного лечения. Но делать это следует мягко и деликатно, ни в коем случае нельзя давить. Надеемся, наша статья о том, как сделать, чтобы ребенок не боялся стоматолога, помогла найти ответы на все интересующие вопросы, оказалась полезной!

Читайте также: