У человека обнаружены больные почки а врач рекомендует ему лечить больные зубы и ангину

Опубликовано: 22.04.2024

Ситуативные задачи по биологии

Кошка, собака, кролик и другие наземные млекопитающие умирают через несколько минут после полного погружения в воду. Однако, утка может переносить 10-20 минутное погружение под воду, а тюлень - 20 минут и более. Некоторые виды китов уходят на глубину более чем на час. Дайте объяснение этим явлениям.

Решение. Все водные животные (утка, тюлень и др.)содержат большое количество миоглобина в мышцах(миоглобин – мышечный белок, способный присоединять кислород и запасать его в тканях). Кровь водных животных содержит также более высокие концентрации гемоглобина. Кроме того, у этих животных уменьшается частота сердечных сокращений, суживаются сосуды. Происходит замедление тока крови к органам и тканям, которые могут обходиться без кислорода. Это позволяет снабжать кислородом жизненно важные органы(головной мозг, спинной мозг, сердце). Кроме того ткани водных животных менее чувствительны к недостатку кислорода.

В романах Ф.Купера, индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 метра. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение?

Решение . Увеличение длины трубки и следовательно глубины погружения невозможно из-за того, что при этом увеличивается так называемое мертвое пространство(т.е. пространство дыхательных путей, где газообмен не происходит). При использовании соломинки оно включает объем дыхательных путей и объем соломинки. Увеличение мертвого пространства приводит к удушью, так как даже при самом глубоком вдохе его невозможно будет преодолеть, т.е. в легкие постоянно будет поступать один и тот же воздух.

Человек часто зевает без видимых причин утром после сна, днем во время работы. Однако в период интенсивной работы такого не наблюдается. Почему?

Решение. Зеваем, когда несколько заторможенное состояние клеток коры головного мозга сочетается с накоплением углекислого газа в крови. Зевота – безусловный рефлекс, непроизвольный дыхательный акт, состоящий из глубокого медленного вдоха и быстрого энергичного выдоха. Это позволяет обогатить кровь кислородом и освободиться от избыточного количества углекислоты. Напряжение мышц способствует увеличению скорости кровотока в сосудах человека, снабжение клеток мозга питательными веществами, кислородом и удаление отработанных продуктов, углекислого газа.

При погружении под воду обычно используют акваланг. К сожалению, опыт использования акваланга показал, что с его помощью погружаться можно только на глубину до 40метров. Объясните, почему дальнейшее погружение опасно для жизни аквалангиста?

Решение. Дальнейшее погружение не возможно из-за того, что при увеличении глубины на каждые 10 метров давление возрастает на одну атмосферу, соответственно возрастает давление вдыхаемых газов, т.е. на глубине 40 метров давление кислорода увеличивается до 4 атмосфер. А это вызывает судороги и гибель организма.

При глубоком и частом дыхании в ткани мозга попадает много кислорода. Это приводит к сужению, а то и спазмам кровеносных сосудов мозга. Почему организм борется не только против недостатка, но и против избытка кислорода?

Решение. При избытке кислорода падает концентрация углекислого газа, от которой зависит работа дыхательного центра. Низкая концентрация углекислого газа вызывает задержку дыхания. Кроме того, высокие концентрации кислорода вызывают разрушение жировой смазки альвеол, раздражают дыхательные пути , усиливают вредные процессы перекисного окисления в мембранах клеток.

Давно замечено, что охлаждение ног часто вызывает простудные заболевания, тогда как охлаждение рук не приводит к подобному явлению. Почему?

Решение. Частые простудные заболевания объясняются тем, что рецепторы нижних конечностей человека связаны с лимфатическими узлами гортани. При лимфатических узлов, те сжимаются – защитная функция их понижается и инфекция из ротовой полости проникает в дыхательные пути.

15 апреля 1875 года воздушный шар “Зенит”, на борту которого находились три воздухоплавателя, достиг высоты 8 тыс. метров. Когда шар приземлился, то в живых остался только один человек. Предположите причины гибели людей.

Решение. Причиной гибели людей на воздушном шаре “Зенит” было резкое снижение величины парциального давления кислорода на большой высоте. Артериальная кровь при этом по газовому составу приближается к венозной; все ткани тела начинают испытывать острый недостаток кислорода, что приводит к тяжелым последствиям. При специальной тренировке организм в какой-то степени приспосабливается к пониженному содержанию кислорода в атмосферном воздухе.

Гормоны и ферменты имеют высокую биологическую активность. Однако по строению, воздействию и происхождению они значительно отличаются. Дайте объяснение этому явлению.

Решение. Общее между ферментами и гормонами заключается в том, что это- биологически активные вещества, необходимые для жизни организма. Различие: ферменты – это белковые вещества, которые катализируют химические реакции. Гормоны – вещества разного химического состава вырабатываются железами внутренней секреции, действуют через кровь, оказывают разное влияние на органы и ткани, называемые “мишенями”.

Жажда, это чувство хорошо знакомое жителям пустынных районов. Чувство жажды связано с недостаточным поступлением воды в организм или избыточным выделением ее. Однако мы часто испытываем чувство жажды, когда воды в организме достаточно. Почему?

Решение. Появление чувство жажды связано с уменьшением образования слюны и возникающим вследствие этого ощущения сухости во рту и глотке. Сухость слизистой оболочки рта и глотки является раздражителем нервных окончаний центральной нервной системы, и мы осознаем чувство жажды.

Давно замечено, что жажду нельзя утолить слабоминерализированной талой или дистиллированной водой, а в горячих цехах при жажде рабочим дают пить подсоленную и минеральную воду. Почему?

Решение. В талой и дистиллированной воде нет солей, поэтому она не соответствует водно-солевым растворам внутренней среды – крови. Начинается движение воды из тканей в кровь, ткани обезвоживаются. Если рабочий горячего цеха , потерявший много солевого пота, хочет пить, то лучше дать ему чуть подсоленную воду. При этом восстанавливается водно-солевой обмен между тканями и внутренней средой организма.

Часто при недостатке питания говорят:”Белковый дефицит в рационе”,а почему не говорят об углеводном или жировом дефиците в рационе?

Решение. Выражение «белковый дефицит» связано с тем, что белки в организме не могут образовываться из жиров и углеводов. Они незаменимы в питании, хотя в процессе усвоения в клетках из аминокислот образуются другие белки , характерные для данного организма . Углеводы и жиры могут образовываться из белков.

Задача№12 В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности

подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен. На основании каких знаний применялось «испытание рисом»?

Решение. Испытание рисом основано на том, что при страхе прекращается слюноотделение, во рту пересыхает и сухой рис съесть невозможно. Безусловно, при этом мог пострадать и невиновный.

Больной жалуется на боли в желудке. Анализ показал, что у него нулевая кислотность. Переваривание каких веществ затруднено в желудке? Как можно помочь больному?

Решение. Фермент желудочного сока, расщепляющий белки , может действовать при температуре тела в кислой среде. Если у человека нулевая кислотность, то переваривание белков затруднено. Врач выписывает соляную кислоту, в концентрации соответствующей нормальной концентрации желудочного сока.

Печень играет важную роль в поддержании постоянства состава крови. Если ее исключить из большого круга кровообращения путем соединения «потока» крови от кишечника с нижней полой веной, то животное погибнет в течении первых суток после такой операции. Почему?

Решение. Животное погибнет, так как не происходит в организме регуляция содержания вредных веществ в крови, нарушается состав крови.

Вода жизненно необходима организму. При голодании человек может потерять весь свой жир, 50% белка, но потеря 10% воды смертельна. Каждые сутки взрослый человек потребляет 2л воды. Однако для нормальной работы организма ему требуется впятеро больше. Где же берут наши ткани столько воды? Решение. Вода образуется в процессе окисления (расщепление с поглощением кислорода) питательных веществ. Наибольшее количество воды образуется при расщеплении жиров.

В большом круге кровообращения часть плазмы из крови просачивается через стенки капилляров в межклеточное пространство тканей, пополняя тканевую жидкость. Это должно бы привести к постепенному уменьшению крови в сосудах, увеличению тканевой жидкости и «разбуханию» тканей. Но этого не происходит. Почему же количество крови не уменьшается, а количество тканевой жидкости не увеличивается?

Решение. Тканевая жидкость постоянно пополняется за счет плазмы крови, одновременно часть тканевой жидкости просачивается в мельчайшие лимфатические сосуды, по которым и возвращается в кровь.

Основной цвет кожи – розовый за счет густой сети капилляров. Кровеносные сосуды, которые мы видим (вены), имеют синеваты цвет, хотя кровь в капиллярах и венах красная. Как вы можете объяснить такое различие? С чем связана окраска сосудов?

Решение. Окраска сосудов связана с толщиной стенок сосудов. Капилляры имеют очень тонкие стенки и кровь через них хорошо просвечивает. Густая сеть капилляров, находящихся в коже, придает им розовый цвет. Стенки вен толще и имеют молочно- белую окраску, поэтому сквозь них венозная кровь, бедная кислородом, а гемоглобин, свободный от кислорода, имеет синеватый оттенок. Это вместе с молочно-белой окраской вен обуславливает их синеватую окраску.

Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой 1500кг, хотя ее масса только 0,5кг. Объясните, почему кость , несмотря на свою легкость, столь прочна, тверда и упруга.

Решение. Прочность кости определяется расположением костных перекладин (пластинок), противодействующих линии максимальной нагрузки, наличием большого количества трубчатых структур – остеонов. Твердость и упругость определяется составом межклеточного костного вещества: минеральные соли придают твердость, а органические – упругость.

Объясните, почему ткани, пересаженные от одного организма к другому, часто отторгаются, а белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетке любого человека.

Решение. Отторжение инородных тканей связано с деятельностью иммунной системы – несовместимость тканей. А питательные вещества не отторгаются, потому что проходят через пищеварительную систему и разрушаются до аминокислот, из которых синтезируются белки, характерные для этого организма.

Один слон весит столько, сколько 200тыс. мышей. Однако известно, что 200тыс. мышей съедают столько, сколько 10 слонов. Дайте объяснение этому явлению.

Решение. Повышенное потребление пищи необходимо для поддержания постоянной температуры тела у мышей, так как размеры тела связаны с теплоотдачей. Чем меньше размеры тела, тем большая поверхность теплоотдачи приходится на единицу массы , а следовательно при прочих равных условиях маленькие животные на единицу массы отдают больше тепла. Поэтому маленьким животным необходимо потреблять больше пищи, чтобы компенсировать повышенную теплоотдачу усиленным образованием его за счет расщепления пищевых веществ.

Известно, что когда человеку холодно, он начинает непроизвольно дрожать. Дайте объяснение этому явлению.

Решение. Мелкие непроизвольные сокращения мышц на холоде вызывают дрожь – таким образом организм увеличивает образование тепла, так как при работе мышц часть энергии превращается в тепло.

Почки выполняют огромную работу и снабжаются большим количеством питательных веществ и кислорода. В них обильно поступает кровь, примерно 1,2 л в мин. Подсчитайте, сколько литров крови проходит через почки за сутки в вашем организме. В чем заключается важнейшая работа почек в?

Решение. 1728 л крови проходит в сутки через почки. Почки играют огромную роль в поддержании внутренней среды организма, многократно пропуская кровь и очищая ее от веществ, подлежащих удалению из организма с мочой.

В Х І Х в. Западной Европе было проведено широкое обследование людей, страдающих туберкулезом. В результате выяснилось, что люди, носившие кепки, заболевали чаще тех, кто ходил в цилиндрах. Как можно объяснить такую закономерность?

Решение. Как правило люди, носившие цилиндры, были более состоятельные, а следовательно имели меньше шансов заболеть.

У человека обнаружены больные почки. А врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и воспаление лимфатических узлов в глотке – ангину. Объясните, почему врач дает такую рекомендацию больному.

Решение. Потому, что у больного очаги инфекции находятся в больных зубах и пораженной ангиной глотке, откуда микробы и попадают в почки.

Деятельность организма обеспечивает нервная система, однако, кожу без преувеличений называют зеркалом организма. Так ли это?

Решение. Кожа человека отражает «как зеркало» деятельность внутренних органов. Различные язвы, сыпи, покраснения являются показателями состояния организма в целом. Нормальный цвет кожи служит оценкой здоровья.

В работе содержатся задания разного уровня сложности. Форма заданий приближена к итоговой аттестации. Работа состоит из 3 частей: с выбором одного правельного ответа, нескольких; задания дополнения

ВложениеРазмер
itog._k.r._po_biologii_za_kurs_8_klassa_2012.docx 45.3 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый тест по биологии за курс 8 класса

1. Слюна человека содержит фермент, который расщепляет

1. крахмал 2. жиры 3. белки 4. белки, жиры, углеводы

2. Рефлекторная дуга заканчивается

  1. исполнительным органом 3. рецептором
  2. чувствительным нейроном 4. вставочным нейроном

3. Как называются клетки, способные вырабатывать антитела?

1. фагоциты 2. лимфоциты 3. эритроциты 4. тромбоциты

4. Малый круг кровообращения начинается:

1. от левого желудочка 2. от правого желудочка 3. от аорты 4. от правого предсердия

5. Звуковая волна вызывает в первую очередь колебания

  1. волосковых клеток 3. жидкости улитки
  2. мембраны улитки 4. барабанной перепонки

6. Как называется чрезмерное повышение артериального давления?

1. гипертония 2. гипотония 3. аллергия 4. аритмия

7. Из чего состоит средний слой стенки артерий, вен, желудка и кишечника?

  1. из гладких мышц 3. из эпителиальной ткани
  2. из скелетных мышц 4. из соединительной ткани

8. Какие органы относятся к центральной нервной системе:

1. нервы, нервные узлы 3. спинной мозг, головной мозг, нервные узлы

2. спинной мозг, головной мозг 4. головной мозг, нервы, нервные узлы

9. Понятие «анализатор» включает следующие составляющие

  1. рецептор, воспринимающий сигнал 3. проводящие пути
  2. зона коры, где проводится анализ раздражений 4. все указанные компоненты

10. Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян?

1. Пргипопитеки 2.Дриопитеки 3. Парапитеки 4. Австралопитеки.

11. Наименьшая скорость движения крови в

  1. артериях 2. аорте 3. капиллярах 4. венах

12. Парным органом мочевыделительной системы является

  1. мочеточник 3. мочеиспускательный канал
  2. мочевой пузырь 4. почка

13. Как называется оболочка, которой покрыты легкие?

1. легочная плевра 2. эпителий 3. альвеола 4. мембрана

14. К железам внешней секреции относят:

1. печень 2. половые железы 3. гипофиз 4. надпочечники

15. Дыхательные пути - это

  1. носовая полость, гортань, трахея 3. только бронхи
  2. носовая полость, гортань, трахея, бронхи 4. трахея и бронхи

16. В органах пищеварения не расщепляются

1. углеводы 2. води и минеральные соли 3. жиры 4. белки

17. Пластический обмен это –

  1. синтез органических веществ из неорганических 3. синтез минеральных веществ
  2. окисление органических веществ 4. окисление минеральных веществ

18. При недостатке витамина В1 развивается

  1. цинга 3. рахит
  2. расстройство деятельности нервной системы 4. «куриная слепота»

19. В ротовую полость открываются протоки

1. печени 2. поджелудочной железы 3. надпочечников

4. слюнных желез

20. К инфекционным болезням, передающимся через воздух, относится

1. инфаркт миокарда 2. СПИД 3. малокровие 4. туберкулез

21. Какой орган выделительной системы главный?

1. кожа 2. сердце 3. почки 4. кишечник

22 . Где в коже содержится пигмент?

3. соединительная ткань.

4. в клетках ростового слоя эпидермиса.

23. Как называется неподвижное соединение костей?

1. стык 2. сустав 3. шов 4. Хрящ

24. Если мыло в воде плохо мылится, это свидетельствует о том, что вода:

25. Какой из органов чувств способен обнаруживать предметы и определять их место в пространстве?

1. слух 2. Зрение 3. Обоняние 4. осязание

1. Установите соответствие:

1. стекловидное тело А. зрительный

2. улитка Б. пространственный (вестибулярный)

3. колбочки В. слуховой

6. полукружные каналы

2. Установите соответствие

НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ

3. Установите соответствие между типами зубов и их функциями и особенностями строения:

Строение и функции

Широкая, бугристая поверхность

Разжевывание и перетирание пищи

Состоит из дентина и эмали

  1. У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача.
  2. В чем значение крови для организма человека?

Итоговый тест по биологии за курс 8 класса

1. Белки расщепляются в

1. пищеводе 2. ротовой полости 3. печени 4. желудке, кишечнике

2. Как называются длинные отростки тел нейронов, покрытые оболочкой из соединительной ткани и выходящие за пределы головного и спинного мозга?

1. нервы 2. нервные центры 3. нервные узлы 4. гормоны

3. Что составляет основную часть плазмы?

1. белки 2. жиры 3. углеводы 4. вода

4. Большой круг кровообращения начинается:

1. от левого желудочка 2. от правого желудочка 3. от аорты 4. от левого предсердия

5. Структурой глазного яблока, регулирующей количество поступающих в глаз солнечных лучей, является

  1. роговица 2. зрачок 3. хрусталик 4. стекловидное тело

6. Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, пронизывающие все органы человека?

1. вены 2. артерии 3. капилляры 4. клапаны

7. Кровь движется к сердцу по

1. артериям 2. капиллярам 3. венам 4. лимфатическим сосудам

8. Как называется ответ организма на раздражение, который осуществляет и контролирует центральная нервная система?

1. гормон 2. Нейрон 3. Рефлекс 4. Синапс

9. Какой участок языка воспринимает горький вкус?

1.кончик языка 2. Корень языка 3. Боковая поверхность языка 4. Уздечка языка

10. Какой человек стал именоваться Человеком разумным?

1. питекантроп 2. Синантроп 3. Кроманьонец 4. Неандерталец

11. Нормальное артериальное давление человека

  1. 100/60 2. 120/70 3. 150/90 4. 180/100

12. Наружная часть почки образована

  1. корковым слоем 2. мозговым слоем 3. почечной лоханкой 4. сетью капилляров

13. В качестве профилактики от заболевания гриппом нужно

  1. заниматься спортом 3. прикрывать рот и нос марлевой повязкой при обращении с больными
  2. делать зарядку 4. не бывать на улице

14 . Секрет желез внутренней секреции непосредственно выделяется:

1. в полость рта 2. кровеносные сосуды 3. органы мишени 4. во внешнюю среду

15. Голосовые связки расположены в

1. глотке 2. трахее 3. гортани 4. ротовой полости

16. У человека желудок расположен за

1. пищеводом 2. глоткой 3. толстой кишкой 4. тонкой кишкой

17. Энергетический обмен это -

  1. синтез органических веществ из неорганических 2.синтез минеральных веществ

3.окисление органических веществ с освобождением энергии

4.окисление минеральных веществ

18.Кто такие гельменты?

1. микроорганизмы 2. Паразитические черви 3. Вирусы 4. Бактерии

19. Как называется восполение червеобразного отростка, отходящего от слепой кишки?

1. дизентерия 2.гастрит 3. Аппендикс 4 холецистит

20. Какая система осуществляет перенос кислорода от легких к тканям и органам?

1. дыхательная 2. кровеносная 3. выделительная 4. Пищеварительная

21. Какое количество воды ежедневно удаляется через почки?

1. 0,5 л 2. 1,5 л 3. 2 л 4. до 3 л

22 . Под влиянием солнечных лучей в коже человека может образоваться витамин

1. В1 2. С 3. D 4. А

23. .Сколько изгибов образует позвоночник человека?

24. Сколько воды необходимо выпивать человеку в сутки :

  1. 0,5 л 2. 1-1,5 л 3. 2-2,5 л 4. Более 3 л

25. В какой момент человек воспринимает запахи?

1. при вдыхании воздуха 2. при выдыхании воздуха

3. при задержке дыхания 4. при поступлении кислорода в кору головного мозга

1.Соотнесите название структур глаза и окружающих его органов с их функциями или расположением в органе .

Название структур глаза

Функция структуры или его расположение в органе

А.увлажнение и защита глаза от бактерий

Б. место расположения глаза

В. Проведение нервного импульса

Г. Прозрачная оболочка

Д. светочувствительная оболочка

Е.. оболочка, придающая глазам цвет

Ж. орган, выполняющий функцию линзы

В2. Установите соответствие:

1. передается по наследству, врожденный;

2. возникает под действием вакцины;

3. приобретается при введении в организм лечебной сыворотки;

4. формируется после перенесенного заболевания.

3.Ниже приведены названия пищеварительных ферментов и их функции. Соотнесите их с отделами пищеварительной системы, в которых эти ферменты действуют наиболее активно.

Ферменты и их функции

Отделы пищеварительной системы

1. Амилаза и мальтоза расщепляют углеводы

2.Пепсин – расщепляет белки в кислой среде

А) ротовая полость

3.Липаза – расщепляет жиры

4.Трипсин – расщепляет белки в щелочной среде

1. В чем состоит барьерная функция печени?

2. Почему сердце работает всю жизнь, не утомляясь?

Инструкция по выполнению итогового теста

На выполнение итогового теста по биологии за курс 8-го класса отводится 45 минут.

Итоговый тест состоит из 3 частей:

Часть А содержит 25задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.

Часть В включает 3 задания, требующих написать ответ в виде последовательности цифр и букв.

Часть С включает 2 вопроса, на которые надо дать развернутый ответ.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, есл и они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

1-А, 2- В, 3-А, 4-А, 5-В, 6-Б

А – 2, 4, 6 Б – 3,6 В – 1, 5, 6

1-б, 2-а, 3-г, 4-е, 5-ж, 6-д, 7-в.

  1. Рекомендация врача вызвана тем, что у данного человека очаги инфекции находятся в больных зубах и пораженной ангиной глотке. Оттуда микробы и попадают в почки. Это нисходящая инфекция для почек.
  2. Кровь это вид соединительной ткани. Осуществляет связь между всеми частями организма. Обеспечивает питание и вынос продуктов распада

Ответы Вариант 2

С.1. Печень орган массой до 1,5 кг. В печень входят печеночная артерия, воротная вена, выходят лимфатические сосуды и общий печёночный проток. Стенки капилляров печени способны поглощать из крови циркулирующие в ней вещества, захватывать и переваривать вредные микроорганизмы, остатки эритроцитов, капли жира. Пройдя через капилляры , кровь собирается в центральные вены , которые впадают в нижнюю полую вену. ПО этим сосудам очищенная кровь выводится из печени.

Ответ на С 2. Сердце часть своего сердечного цикла отдыхает.

Систола (сокращение) предсердий и дистола (расслабление) желудочков-предсердия сокращаются, митральный и трёхстворчатый клапаны открываются и кровь поступает в желудочки.

Систола желудочков – кровяное давление в них повышается , полулунные клапаны аорты и клапаны легочных артерий открываются, кровь из желудочков поступает в сосуды.

Общая дистола-желудочки расслабляются. сердце остаётся в состоянии покоя, пока кровь, поступающая по венам , не заполнит предсердия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа состоит из трех частей: часть1( тесты), часть2( установить соответствие), часть3( ответить на вопрос). Охвачены все темы по курсу" Животные".

Данная работа может быть использована как контрольная работа за курс 7 класса.

Данная работа может быть использована как контрольная работа за курс 7 класса.


Итоговая контрольная работа по биологии за курс 6 класса "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"

Итоговая контрольная работа по биологии, 6 класс, 2 варианта (по УМК В.В. Пасечника).


Итоговая контрольная работа по биологии за курс 10 класса.

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 10 класса.( программа Пасечника В.В.) Тест составлен по материалам с сайта "Решу ЕГЭ" и рассчитан на 40 мин.

Данная работа содержит в себе проверку знаний по основному материалу по биологии в 11 классе. Темы: "Основы учения об эволюции", "Антропогенез", "Основы экологии".


Итоговая контрольная работа по биологии за курс 6 класса

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 6 класса.

1. Правда ли, что за день до укола и сразу после прививки хорошо бы пропить антигистаминные препараты? Говорят, они помогут снизить побочные эффекты - повышение температуры, отек и боль в руке.

- Не просто бесполезный, а вредный совет! Опыт предыдущих вакцинаций показывает, что антигистаминные препараты нужны только людям, у которых есть соответствующий аллергический анамнез. Они принимают такие таблетки по назначению врача в плановом порядке. Всем остальным эти препараты не показаны. Более того, одно из недавних крупных исследований показало, что «профилактический» прием антигистаминных препаратов при вакцинации замедляет иммунный ответ на прививку.

Словом, любое лекарство должно применяться по показаниям, подчеркивает эксперт. Если у вас их нет, то пользы не будет, а вред возможен.

2. Если после прививки возникает гриппоподобный синдром - повышение температуры, озноб, головные боли и боли в мышцах - чем лучше всего снимать эти симптомы?

- Оптимальный вариант - парацетамол. Если нужен чуть более сильный болеутоляющий эффект - ибупрофен. В целом оба эти препарата обладают противовоспалительным и обезболивающим действием.

3. После первой дозы прививки простудился. Что делать?

- Допустимый интервал между двумя дозами антиковидных вакцин - до двух месяцев. При этом вторая вакцинация может быть не ранее, чем через две недели после перенесенного острого респираторного заболевания (простуды).

Дело в том, что после прививки в организме идет ослабленный инфекционный процесс. Если к этому добавляется еще респираторный вирус, организму приходится перенапрягаться, выбирать, с чем бороться. Таких перегрузок лучше избегать.

Поэтому мы рекомендуем особенно внимательно относиться к своему здоровью между прививками, минимизировать контакты, посещение людных мест, пользоваться масками - они ведь защищают не только от ковида, но и от любых ОРВИ.

4. Если человек все-таки не уберегся и после первой прививки подхватил коронавирус - что тогда?

- В этом случае вторая прививка не делается. Также хочу напомнить: реальную защиту вакцина начинает давать в среднем через 32-42 дня после первой вакцинации. Поэтому не расслабляйтесь, берегите себя от заражения.

5. Воспаления во рту, кровоточивость десен - это противопоказания для вакцинации?

- Это никак не помешает вакцинации. Укол ведь делается внутримышечно, только для детей начинают испытывать вакцину в виде капель для носа (они могут стекать в рот, и тогда воспаления десен играли бы роль. - Ред.).

6. Многие переживают: нужно лечить зубы, но у стоматолога придется снимать маску, растет риск заразиться ковидом. Верно ли, что сначала нужно привиться от коронавируса, хоть и с больными зубами, а потом лечить их?

- Это правильная тактика - сначала привиться, а потом идти к стоматологу. Противопоказанием для вакцинации может быть только сильный воспалительный процесс в полости рта, который сопровождается повышением температуры и другими системными проблемами.

7. Хронический гастрит, боли в животе, другие заболевания ЖКТ могут быть противопоказаниями?

- Людям с любыми хроническими заболеваниями нужно прививаться в первую очередь, поскольку они в группе повышенного риска тяжелых осложнений ковида. Но если у вас обострение, то лучше сначала подлечить его, и через две недели отправляться на прививку.

8. У человека хронический ринит (насморк, заложенность носа), а «Спутник V», как известно, может давать гриппоподобный синдром и еще больше усугубить насморк. Тогда для снятия отека слизистой носа может понадобиться спрей с кортикостероидами - не помешает ли его применение выработке иммунитета?

- Мы знаем, что эффективность вакцинации снижают только гормоны (кортикостероиды), которые принимаются в виде таблеток или инъекционно. Ингаляционные гормоны и другие, которые используются местно (например, в виде мазей), не обладают системным действием на организм.

Так что при обострении ринита после прививки можно спокойно использовать назначенные врачем антигистаминные препараты и кортикостероиды интраназально (спреи и капли для носа).

9. Нужно ли перед вакцинацией сдать какие-нибудь анализы, пройти обследования?

- Нет. Главное, чтобы у вас в день вакцинации было обычное, нормальное самочувствие и не было каких-то ощущений дискомфорта. Перед прививкой пациента осматривает врач, измеряет давление, проверяет температуру, и состояние слизистых (нос, горло) - чтобы исключить острые заболевания.

10. Если боишься укола, побочных эффектов вакцинации - успокоительные препараты можно принять?

- Да, конечно. Кроме того, из-за тревоги может подниматься давление. Поэтому в день вакцинации я бы порекомендовал с утра самостоятельно измерить давление. И если оно повышено, принять соответствующие препараты, рекомендованные вам лечащим врачом.

11. Была аллергия на некоторые лекарства - можно ли вакцинироваться от ковида?

- Обязательно сообщите это врачу перед прививкой. В зависимости от лекарственных компонентов, на которые у вас была аллергия, врач может посоветовать ту или иную вакцину - у них разный состав.

12. Нужно ли сдать анализ на антитела после прививки?

- Я бы сказал: можно, но не обязательно. Уровень антител измеряется для популяционных, эпидемиологических исследований - чтобы понять, у какой части населения сформировался коллективный иммунитет. Если вам лично очень уж интересен уровень антител, можно сдать анализ, но это будет непоказательно. Со временем этот уровень в любом случае падает, но все равно остается клеточный иммунитет, который будет давать защиту.

Часто можно услышать и другое название ангины — острый тонзиллит. Острая инфекционная болезнь, в первую очередь, поражающая миндалины. Спровоцировать возникновение ангины могут любые микроорганизмы (как бактерии, так и вирусы, и даже грибки). Но первенство среди возбудителей ангины по праву принадлежит стрептококкам, которые попадают в человеческий организм после контакта с больным либо предметами его обихода.

Есть и другой сценарий возникновения ангины – когда микроорганизмы, которые в обычное время спокойно живут в глотке человека, под действием неблагоприятных обстоятельств, активизируются, вызывая ангину. К таким обстоятельствам можно отнести переохлаждение (как общее, так и локальное), снижение иммунитета, нарушение носового дыхания (болезни носоглотки), инфекции от плохих зубов и т.д.

Главное, что все обязаны помнить: ангина — чрезвычайно заразна и как самому больному, так и его окружению, необходимо быть очень осторожными, соблюдать правила безопасности, особенно когда речь идет о болезни детей либо сложных формах заболевания.

Симптомы ангины

Симптоматика ангины достаточно разнообразна. Так, есть вполне типичные симптомы, которые встречаются очень часто и прямо указывают на ангину. А есть нетипичные или индивидуальные, которые могут быть характерны и для других заболеваний. Остановимся на наиболее распространенных:

  • повышенной температуре тела (свыше 38 градусов);
  • болезненных ощущениях в горле (особенно при глотании);
  • образовании гнойничков на миндалинах (видны при первичном осмотре);
  • воспалительном процессе в области миндалин и глотки (также видно невооруженным глазом);
  • общем слабом состоянии (недомогание – один из главных симптомов ангины, хоть и не вполне типичный);
  • ломоте в суставах (не всегда);
  • увеличении лимфоузлов (далеко не всегда).

Важно понять главное: перечисленные симптомы могут иметь место все одновременно, а могут и не иметь вообще (по крайней мере, на взгляд больного), могут напоминать обычную простуду. Так, горло при ангине красное и болезненное, но не всегда. Отсюда вывод – простуда, которая длится более пяти дней, должна подтолкнуть Вас обратиться к врачу.

У детей

Дети болеют ангиной гораздо чаще взрослых. И причина тому проста – дети посещают детские коллективы, где есть все условия для распространения инфекции. Добавим сюда заболевания ЛОР-органов, провоцирующие заболевание ангиной, также постоянные спутники детей (в первую очередь, в силу возрастных физиологических особенностей). Наиболее распространена вирусная ангина у детей, но вполне может иметь место и бактериальная ангина, и стафилококковая ангина, и даже герпетическая ангина.

Нельзя также забывать, что детский иммунитет в сравнение с взрослым гораздо слабее, печень – не совершеннее, и действие антибиотиков для него более нежелательно. Вот почему все родители, желающие сохранить детское здоровье, при малейших подозрениях должны обращаться за медицинской помощью, дабы свести к минимуму риски и последствия.

Говоря об ангине, психосоматика может также играть не последнюю роль. Так, психологи предполагают, что причиной возникновения ангины у ребенка вполне может быть отсутствие возможности высказывать свое мнение, говорить о том, что ему не нравится. Родители, рекомендуем обратить внимание на данный любопытный факт.

У взрослых

Хотя организм взрослого в сравнении с детским гораздо сильнее, а иммунитет – крепче, перенести ангину ему бывает очень даже не легко. Особенно, если имеет место несвоевременное обращение к специалисту либо неадекватное лечение.

Более чем неприятна также ангина при грудном вскармливании, когда необходимые для лечения антибиотики могут через молоко матери попасть к ребенку, и навредить ему. Вот почему беременным и кормящим следует быть еще более осторожными, а при необходимости – незамедлительно обращаться к врачу, который и обязан принять соответствующие наиболее адекватные решения согласно ситуации.

Формы

Современная медицинская наука выделяет достаточно много видов ангины, разбираться в которых – прерогатива специалистов. В рамках же данного дискурса рассмотрим несколько главных ее форм: катаральную, фолликулярную, лакунарную и некротическую.

Каждая разновидность ангины отличается от других степенью и глубиной поражения самих миндалин, а также локализацией воспалительного процесса.

При ангине инкубационный период может составлять от 10 часов до нескольких суток. Само второе название ангины «острый тонзиллит» указывает на острое начало болезни (резкий скачок температуры тела, болезненных ощущений в горле и т.д.)

Катаральная ангина

Самая легкая форма. На катаральную форму указывает поверхностное поражение миндалин. Больной почти всегда чувствует себя не очень плохо – температура не повышается выше 38 градусов, анализы показывают незначительные изменения в крови либо вообще их отсутствие. При осмотре врач обнаруживает воспаление в миндалинах, глотке, небе. А через пару дней все проходит и больной выздоравливает (возможно, так и не узнав, что у него была ангина), либо болезнь переходит в другую, более стойкую форму.

Фолликулярная ангина

Проще говоря — гнойная ангина. При фолликулярной ангине имеет место поражение миндальных фолликулов. Сами миндалины очень отекают, на них появляются нагноения (все это видно врачу в процессе осмотра). Но гнойный налет локализируется исключительно в пределах миндалин.

Лакунарная ангина

Логично, что для данной формы характерно поражение миндальных лакун, которые ярко выражены, расширены, отечны. Гнойный налет распространяется по всем миндалинам, имеет рыхлую либо пленочную структуру, но легко отделяется и не вызывает кровоточин.

Некротическая ангина

Наиболее сложная и опасная форма. Больной чувствует себя очень плохо (от сильной лихорадки до рвоты и потери сознания). Анализ крови указывает на острый лейкоцитоз, сильно повышается СОЭ. Наблюдается сильный гнойный налет различной структуры, который кроме самих миндалин распространяется также на слизистую оболочку глотки, неба и т.д. Когда же гнойный налет отторгается, на миндалинах, в глотке и во рту остаются некрозы (отсюда и название).

Причины

Главной причиной ангины является контакт с источником заражения (то есть больным). Как уже отмечалось, заболевание имеет очень высокую степень распространения, поэтому риск заболеть после контакта очень высок. Другая возможная причина – сбой в организме (другие инфекции, переохлаждения и т.д.), вследствие чего снижается иммунитет, и активизируются имеющиеся в глотке микроорганизмы. Как вывод – следует избегать контакта с больными ангиной, и всеми возможными способами повышать защитные силы организма.

Диагностика

Сразу оговоримся: диагностикой ангины должен заниматься исключительно врач. Явную ангину способен диагностировать и терапевт, но лучше обратиться к узкому специалисту – отоларингологу. В большинстве случаев, достаточно обычной ларингоскопии (детального осмотра слизистых оболочек горла), но могут понадобиться и дополнительные анализы (с их помощью можно определить первопричину ангины).

Осложнения и последствия

Дабы лишний раз не пугать возможными последствиями ангины, сразу отметим: в большинстве случаев, когда пациент вовремя обратился к врачу и вовремя начал получать адекватное лечение, ангина проходит без осложнений. Но о возможных рисках Вы все же знать обязаны. Так, последствия и осложнения могут носить как локальный (местный), так и общий характер.

  • абсцессы;
  • отек гортани;
  • кровотечение в миндалинах и прочие.

К общим же относятся:

  • возникновение ангины хронической;
  • поражение внутренних органов: почек, печени, сердца, ЖКТ. Так, часто после сложной ангины воспаляется аппендицит;
  • ревматизм;
  • менингит;
  • инфекционно-токсический шок;
  • самое серьезное — заражение крови (сепсис), что может привести даже к смерти.

И снова уместно напомнить, что самолечение в случае заболевания ангиной – недопустимо.

Лечение ангины

Главные правила лечения ангины:

1. Самолечение в случае ангины недопустимо (хотя бы виду серьезных рисков и осложнений). В случае, если некоторые «домашние», «народные» средства и процедуры все же допустимы, то они должны либо рекомендоваться лечащим врачом, либо быть с ним согласованы.

2. В лечении ангины наиболее важно – правильно подобрать антибиотики.

3. Выбор антибиотика – задача исключительно специалиста, то есть врача.

Отсюда основной вывод – между Вами и ангиной всегда должен быть врач, и при малейшем подозрении, обращаемся к доктору. Любые методы самолечения должны быть согласованы с лечащим врачом, и являются далеко вторичными в сравнении с антибиотикотерапией.

Со своей стороны, больной должен:

  • строго соблюдать предписания врача;
  • разнообразно и полноценно питаться (пить больше жидкости);
  • больше отдыхать (в сложных случаях положена госпитализация);
  • вполне допустимо использование анальгетиков (при температуре выше 38 градусов, болезненных состояниях). Лучше, если их также назначит врач.

Не менее важно и то, что прекратить лечение можно лишь с разрешения лечащего врача, даже если больной чувствует себя полностью выздоровевшим, дабы избежать рецидивов и осложнений.

В Международном медицинском центре «Клиника К+31» работают высококлассные специалисты (как широкой, так и узкой направленности), которые окажут Вам квалифицированную помощь и сведут к минимуму возможные последствия заболевания ангиной. Здесь есть все для выздоровления – лучшие доктора, высокий уровень диагностического оборудования, самая современная медицинская база, комфортные условия и европейский сервис. Обращаясь в «Клиника К+31», всегда можно быть уверенным, что Вы получаете лучшее лечение.

Профилактика ангины

Как уже упоминалось, лучшие профилактические меры против данного заболевания это:

  1. Минимизация контактов с очагом инфекции (в первую очередь, больным ангиной). Если контакта не избежать – необходимо принять все меры безопасности (во время контакта надевать маску, после него — промывать носоглотку и прочие).
  2. Работа над повышением иммунитета (как общего, так и местного).
  3. Старайтесь ко всему относиться спокойно. Ангина, если разумно к ней подойти – далеко не самое страшное в жизни заболевание, которое сегодня успешно лечится. Главное – обратиться к грамотному специалисту.

Вопрос-ответ

Вопрос: Может ли быть ангина без температуры?

Ответ: Безусловно, да. Медики даже говорят о существовании такой специфической формы заболевания. Так, при катаральной ангине температура тела может и не повышаться совсем. Именно поэтому рекомендуем обратить внимание на другие симптомы болезни, дабы не допустить перехода из легкой стадии болезни в более сложную.

Вопрос: Можно ли курить при ангине?

Ответ: Вопрос не вполне корректен, поскольку курение само по себе опасно для здоровья человека. Что же касается курения во время ангины, то, хотя прямой взаимосвязи здесь нет, вредная привычка однозначно усугубляет состояние больного, и способствует продлению сроков выздоровления (поскольку угнетает иммунную защиту организма, дополнительно раздражает слизистую оболочку горла и т.д.)

Вопрос: Как передается ангина от человека к человеку?

Ответ: От человека к человеку ангина передается воздушно-капельным путем. То есть, наибольшая вероятность заразиться ангиной – в процессе разговора с больным. Но вполне вредоносные микроорганизмы могут попасть от больного к здоровому человеку и через предметы, бывшие в контакте с больным.

ТОНЗИЛЛИТ (АНГИНА) И ЧЕМ ОН ОПАСЕН ДЛЯ ПОЧЕК?!

Острый тонзиллит (в повседневной жизни ангина) — инфекционное заболевание с местными проявлениями в виде острого воспаления нёбных миндалин, вызываемое чаще всего стрептококками или стафилококками, реже другими микроорганизмами. Ангиной также называют обострение хронического тонзиллита.

ЧТО ТАКОЕ СТРЕПТОКОКК?

Бета-гемолитический стрептококк из группы А (лат. Streptococcus pyogenes) это весьма распространенный микроб (бактерия), который может быть выявлен в организме многих здоровых людей, однако при неблагоприятных условиях он может провоцировать боли в горле, ангину (острый тонзиллит), скарлатину, инфекции кожи, образование нарывов, заражение крови и осложнения в виде острого ревматизма и ОСТРОГО ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТА.

КАК ПРОИСХОДИТ ЗАРАЖЕНИЕ СТРЕПТОКОККАМИ?

В ходе эпидемиологических исследований было установлено, что бета-гемолитический стрептококком заражено до 20% здоровых детей, которые являются носителями этого микроба.

Чаще всего бета-гемолитический стрептококк передается через частички слизи, которые выделяются из горла и носа заболевшего человека (или носителя) во время кашля или чихания.

СТРЕПТОКОКК ПРИЧИНА МНОГИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ:

В наши дни стрептококки вызывают интерес преимущественно из-за редких случаев быстро прогрессирующей болезни, а также риска серьезных осложнений при не вылеченных инфекциях.

Острая инфекция стрептококка может проявиться в виде фарингита (острый фарингит), скарлатины (сыпь), импетиго (инфекция поверхностных слоев кожи) или целлюлит (инфекция глубоких слоев кожи). Агрессивная, токсигенная инфекция может привести к некротизирующему фасцииту, миозиту и синдрому стрептококкового токсина шока. У пациентов после острой стрептококковой инфекции могут также развиться иммунно-обусловленные постстрептококковые осложнения, такие как острый ревматизм и острый гломерулонефрит.

ПОЗДНИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ СТРЕПТОКОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ (ИММУННО-ОБУСЛОВЛЕННЫЕ)

В частности, почти у 1% детей в возрасте от 3 до 15 лет, недавно заразившихся бета-гемолитическим стрептококком, иммунная система начинает вырабатывать антитела (иммунные клетки защиты), которые атакуют не только саму инфекцию, но и нормальные ткани тела, включая ткани суставов, ПОЧЕК и сердца. Потому что некоторые белки стрептококка по структуре очень похожи на белки клеток сердца, почек и суставов, т.е. иммунная система не может распознать чужеродный белок от своего собственного и таким образом организм сам начинает себя атаковать. По этой причине спустя 1-2 недели после начала ангины (или скарлатины), вызванной бета-гемолитическим стрептококком у таких детей может развиться так называемая «острая ревматическая лихорадка» при которой происходит воспаление суставов и сердца и/или «ОСТРЫЙ ПОСТРЕПТОКОККОВЫЙ ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТ».

РАССМОТРИМ КАК МОЖНО ЗАПОДОЗРИТЬ ОСТРЫЙ ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТ:

Если заметите, что через несколько недель после перенесенной ангины (скарлатины, фарингита) у него появились следующие симптомы:

  • Появились отеки лица, пастозность век или в другой области тела или ребенок стал редко мочится.
  • Моча приобрела темно-красную (бордовую) окраску (цвет мочи мясных помоев)

Другими симптомами могут быть повышение температуры, слабость, озноб, сильная головная боль.

ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИТЕ ТАКИЕ СИМПТОМЫ, НЕМЕДЛЕННО ОБРАТИТЕСЬ К ВРАЧУ!

В любом случае всем детям и взрослым, заболевшие ангиной, фарингитом или скарлатиной у которых анализы выявили бета-гемолитического стрептококка из группы А должно проводится лечение антибиотиками.

Лечение должно быть начато как можно скорее (это необходимо для предотвращения образования нарывов в горле или распространения инфекции на соседние органы), а также развития поздних осложнения на сердце, почек и суставов.

Если у вас возникли вопросы по данной теме, мы постараемся на них ответить.


Поражение небных миндалин при остром тонзиллите (гипертрофия (увеличение размера) небных миндалины, налеты)


Бета-гемолитический стрептококк из группы А (лат. Streptococcus pyogenes) это весьма распространенный микроб (бактерия), который может быть выявлен в организме многих здоровых людей


Скарлатина — острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, интоксикацией, ангиной и обильной точечной сыпью. Болеют чаще всего дети 2-10 лет. Возбудителем скарлатины является стрептококк группы А.


Макрогематурия (гематурия видимая на глаз, моча в виде «мясных помоев»)

Читайте также: