Зубная боль это психологический факт или явление
Опубликовано: 27.04.2024
Заболевания и состояния, боль при которых может ошибочно приниматься за зубную. В основном это заболевания смежных областей (придаточные пазухи, органы зрения и слуха, глотка, шейные позвонки, мозг); причиной могут быть также заболевания сердца и сосудов, костно-мышечной системы (позвоночник), нервной системы, а также психические нарушения.
Невралгия тройничного нерва. Тройничный нерв отвечает за чувствительность лица и полости рта. При его поражении боль очень сильная и похожа на зубную. К сожалению, многие пациенты с невралгией подверглись многочисленным депульпированиям и удалению зубов, однако продолжают испытывать боль. Несмотря на уверенность пациента в том, что причиной боли является зуб, стоматологу необходимо скорректировать диагноз и направить больного к невропатологу. Другим вариантом является постгерпетическая невралгия, которая встречается у людей, перенесших опоясывающий герпес (опоясывающий .лишай). Поэтому важно сообщить стоматологу, если некоторое время назад появлялись зудящие пузырьки на коже и слизистой, или был поставлен этот диагноз.
Кластерная головная боль - это синдром неясного происхождения, представленный острой приступообразной болью. Возможно, это одна из форм мигрени. Кластерная головная боль чаще встречается у мужчин в возрасте 30-60 лет. Многие пациенты отмечают появление боли после приема алкоголя.
В классических случаях отмечается односторонняя боль в области верхней челюсти, верхнечелюстной пазухи и позади глазницы. Кластерную головную боль часто ошибочно принимают за острый пульпит или периодонтит жевательных зубов верхней челюсти.
Воспаление среднего уха (средний отит) - распространенное заболевание, особенно у детей, вызываемое стрептококками. Хорошо известно, что при заболеваниях жевательных зубов боль может отдавать в область уха. И, наоборот, при воспалении среднего уха симптомы смещаются в заднюю часть верхней и нижней челюстей. После постановки диагноза пациента направляют к оториноларингологу.
Острый верхнечелюстной синусит (гайморит). Корни зубов верхней челюсти прилежат к дну пазухи, поэтому воспаление часто имитирует зубную боль. Большинство форм синусита являются аллергическими и характеризуются тупой болью в скуловой области и альвеолярном отростке верхней челюсти.
При остром гайморите боль может быть колющей, давящей, пульсирующей. Часто она отдает в подглазничную область, в область зубов верхней челюсти. При этом боль ощущается не в каком-либо одном зубе, а в нескольких. Рекомендуется обратиться к лору.
Заболевания придаточных пазух часто носят хронический характер и являются аллергическими. Они имеют тенденцию к сезонности, ведь для большинства людей аллергенами являются семена и пыльца различных растений. В странах с северным климатом процент заболеваемости синуситами увеличивается весной и осенью. Пациент должен быть направлен к лору и аллергологу.
Заболевания сердца. Стенокардия - это боль за грудиной, которая может «отдавать» в левое плечо и вдоль руки. Боль обычно возникает после физической нагрузки. Эти симптомы крайне важны, так как стенокардия является предвестником острого инфаркта миокарда. Иногда боль при этом ощущается только в левом плече и руке, еще реже - в левом углу нижней челюсти.
Итак, если имеются жалобы на боль в задней части нижней челюсти слева и при этом отсутствуют объективные причины со стороны зубов, можно предположить сердечную природу боли. В таком случае стоматолог направит пациента на консультацию к кардиологу или терапевту.
Слюннокаменная болезнь развивается в протоке одной из слюнных желез. Долгое время единственным проявлением является сухость во рту. Когда камень достигает критического размера, он закупоривает слюнной проток; появляется зубная боль. Может возникать припухлость в поднижнечелюстной области. Чтобы поставить диагноз, делают несколько рентгеновских снимков. Лечение проводит хирург-стоматолог, оно заключается в надрезе протока и удалении камня под местной анестезией.
Боль костно-мышечного происхождения может быть вызвана травмой или дисфункцией мышц шеи, головы, челюстей. Боль может отмечаться в области зубов, щеки, виска, боковой поверхности шеи, затылка. В эту группу также входят заболевания височно-нижнечелюстного сустава и шейного отдела позвоночника. Другие заболевания суставов (ревматоидный артрит, подагра, псориаз; коллагеновые болезни, или коллагенозы) могут вызывать боль в челюстно-лицевой области.
При внутренней дисфункции височно-нижнечелюстного сустава часто возникают жалобы на зубную боль. Нарушение работы сустава вызвано смещением суставного диска, образованием сращений или из-за различных форм артрита, травмами, зеванием, продолжительном открыванием рта. Проявления: рот открывается не полностью, при открывании нижняя челюсть сдвигается в сторону, щелканье или скрип в суставе, а также боль впереди от козелка уха.
Боль продолжительная, тупая, приглушенная, но может становиться более острой при широком открывании рта или жевании. В некоторых случаях боль отдает в висок, щеку, дистальные отделы верхней и нижней челюстей. В таких случаях пациент может считать, что испытывает зубную боль.
Опухоли . Проявлением злокачественных опухолей в области челюстей редко является боль. В типичных случаях отмечаются жалобы на покалывание или снижение чувствительности (онемение). Большинство опухолей поражает не только чувствительные, но и двигательные нервы.
Атипичные болевые состояния, маскирующиеся под зубную боль - это группа синдромов, не соответствующих какой-либо специфической болезни. При этом пациент обычно убежден в том, что причиной боли являются зубы» и настаивает на их лечении или удалении. Хотя причина неизвестна, многие эксперты предполагают участие нервной системы. Атипичная боль обычно хроническая, ноющая; пациенты ощущают ее глубоко внутри кости и с трудом локализуют. Иногда кажется, что боль перемещается из одной области в другую, возможны жалобы на боли во всем теле. Обследование должно включать психологический скрининг и тесты на нарушение поведенческих реакций, которые оценивают депрессивное, тревожное, враждебное поведение. Не исключено, что первичной причиной атипичной боли является психологическое нарушение. Показана консультация психолога или психиатра.
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 12:53, контрольная работа
Описание работы
Работа сдержит задания по дисциплине "Психология" и ответы на них
Файлы: 1 файл
контрольная психология.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра управления персоналом
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ
Студент курса ___ группы_______
Определите, к какой группе психических явлений – психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям – относится каждое явление, описанное ниже. Дополните каждую группу еще двумя своими примерами.
Утомление, выдержка, воображение, ярость, любовь к родителям, преодоление усталости, запоминание, активность во время урока, эмоциональная неустойчивость, страх, трусость, борьба мотивов.
Психический процесс: воображение, запоминание, мышление, восприятие, борьба мотивов.
Свойства личности: выдержка, активность во время урока, темперамент, характер способности, потребности мотивы.
Психическое состояние: утомление, ярость, любовь к родителям, преодоление усталости, эмоциональная неустойчивость, страх, стресс, депрессия, тревога.
Что из приведенного списка относится к психологическим фактам, что – к психологическим явлениям, а что не является ни тем, ни другим и почему?
Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация в темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцинации, творчество, любовь к чтению, дыхание, эмпатия, зубная боль, способности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, обида, счастье, общение, воинственность.
Психологическое явление: мышление, память, вера, эмпатия, способности, рефлексия, сон.
Психологический факт: поведение, низкая адаптация к темноте, бессонница, галлюцинации, творчество, любовь к чтению, обучаемость, смерть, идеалы, иллюзия, бесстрашие, некоммуникабельность, отчаяние, трудолюбие, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, обида, счастье, общение, воинственность.
Колики в желудке, дыхание, зубная боль, озноб, потливость, голод – все это относится к физиолог ическим проявлениям.
Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
- Человек не увидел яркой вспышки света, а лишь ощутил боль в глазах.
Ответ: порог ощущений ( высокий порог чувствительности).
- Человек не слышит, как муха ползает по столу.
Ответ: приспособление (адаптация).
- При усилении осушения в зале, звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.
- Ориентировка слепых опирается на обонятельные, осязательные, двигательные, и вибрационные ощущения.
Ответ: компенсаторная сенсибилизация.
- Слепые люди могут отличить шелест листьев берёзы от шелеста листьев клёна.
Ответ: порог различения.
Укажите, в каких примерах говорится о восприятии. По каким признакам вы это установили?
А. Необходимым условием достижения высоких спортивных результатов является наличие у спортсмена хорошо развитых некоторых способностей, или «чувств»: чувства мяча у футболистов, чувства воды у пловцов, чувства планки у прыгунов в высоту и т.д.
Б. Князь Андрей … любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колтыхаясь в лучах вечернего солнца…. Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. (Л. Н. Толстой. Война и мир. Собр. соч. в 20т., т. 5, с.176)
В. Французские спелеологи получили данные, свидетельствующие о том, что при длительном пребывании под землёй в полном одиночестве теряется представление о времени. Так, Антуан Сеньи на 122-й день своего пребывания в пещере был удивлён, когда ему сообщили о скором окончании эксперимента: по его подстчетам, было лишь 6 февраля, а не 2 апреля, как ему сообщили.
Г. Во 2 классе учитель, показав детям репу, редьку, и редис, спросил, чем отличаются эти овощи по цвету, форме. Потом учитель кладет на парты салфетки с кусочками овощей.
Дети их пробуют.
Учитель: Валя, тебе понравилась репа?
Ученица: Она вкусная.
Учитель: А редька?
Учитель проходит по рядам, даёт ребятам понюхать лук, все нюхают, смеются, морщатся.
Д. …Ванька перевёл глаза на тёмное окно, в котором мелькало отражение его свечи, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. (А. П. Чехов)
Ответ: Г – в этом случае прослеживается свойство контактности.
Д – в этом случае прослеживается свойство предметности.
Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие – непроизвольного внимания?
а) Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени.
б) Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздрожителях.
г) Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий для работы.
в) Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.
д) Использование определенных потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал.
е) Использование определенных установок и психических состояний.
ж) Постановка значимых целей и задач деятельности.
Укажите, в какой из описанных ситуаций, имело место смысловое и в какой – механическое запоминание? По каким признакам вы это установили?
А. Ученик, рассказывая биографию Суворова, пропустил важный эпизод из жизни великого полководца. Тогда учитель сказал мальчику только одно слово: «Альпы», - он тут же без труда рассказал этот эпизод.
Ответ: смысловое, так как ученик запомнил яркий эпизод в биографии.
Б. С. Ш.. обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился, как всегда безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно только короткое слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие, люди с самой обыкновенной памятью, мгновенно вспомнили это слово («тиф»), а С. Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал по порядку все заученные слова.
Ответ: механическое запоминание, так как человек заучил слова, не понимая их смысла.
Прочитайте характеристику ребенка. Определите, какой вид мышления преобладает у данного ребенка, и какие качества ума прослеживаются в данном описании. Поясните свой ответ.
Дима любит трудные задания, особенно такие, где решение может быть несколькими способами. Он очень внимательно читает условие задания, стремясь связать задачу с изученным материалом, особенно по математике, справляется в классе первым. В других областях знаний тоже показывает высокие результаты.
Ответ: У ребенка преобладает логический вид мышления, любит решать задачи несколькими способами. Также имеется склонность к математическим наукам. У ребенка преобладают качества настойчивость, внимательность, упорство, целеустремленность.
Определите, к какой категории эмоциональных явлений (положительные и отрицательные эмоции, стенические и астенические эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс) относится переживание, описанное в каждом случае. По каким признакам это можно установить?
А. Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы - куда девались их задор и одержимость.
Ответ: Стресс. Игроки стали неузнаваемы, испытали нервный срыв.
Б. Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник, не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: всё забыл.
Ответ: У ученика состояние стресса, так как перед экзаменом он испытал состояние сильного напряжения, тревоги и, поэтому на экзамене у него вышла стадия защиты.
В. Ученик 7 класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда всем начинает говорить грубости. Злоба так захватывает его, что он хочет её вылить на других. Из-за этого возникают ссоры, драки и прочие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается.
Ответ: Категория настроения, так как в плохом настроении человек совершает поступки, о которых сам потом жалеет.
Г. При обучении прыжкам с парашютом некоторые новички не находят в себе сил покинуть борт самолёта. Иных только повторным приказом удаётся заставить сделать шаг за борт самолёта. Страх и волнение не оставляют их и тогда, когда шёлковый купол парашюта раскрывается над ними, они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках.
Ответ: Люди сначала испытывают состояние стресса, потому что не могут найти сил, чтобы покинуть борт самолета, боятся сделать это. Потом, совершив прыжок с парашютом, наступает аффект.
Д. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле странно-неловко выпячиваясь, и билась головой о стену…
Ответ: Шоковое состояние, потому что человек не верит и не осознает, что ребенка его больше нет в живых.
Даны образцы проявления в поведении людей свойств индивида и свойств личности. Выберите те образцы поведения, которые характеризуют индивида и те, которые характеризуют личность.
А. У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении в протекании других познавательных процессов, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одной деятельности на другую.
Б. Студент рассказал о том, как он распределяет время между учебой, спортом и личной жизнью.
Г. Преподаватель Г. Отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.
В. Гражданин М. вступил в политическую партию.
Е. У инженера Ш. прекрасная дикция и приятный голос.
Д. Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.
Укажите те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.
Сангвиник: бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний.
Флегматик: медленное усвоение и перестройка навыков, выдержанность, ровное, спокойное настроение, сосредоточенность внимания.
Холерик: повышенная эмоциональная возбудимость, возбужденное состояние, энергичность.
Меланхолик: неуверенность в себе, однообразие мимики, подавленность и растерянность при неудачах, малая активность, терпеливость, невыразительность речи.
Ниже перечислены черты характера. Распределите их по группам (черты характера, выражающие направленность личности: отношение к труду, другим людям, самому себе; волевые черты характера).
Настойчивость, общительность, эгоизм, инициативность, чуткость, консерватизм, бережливость, выдержка, внушаемость, самокритичность, заносчивость, скромность. Приведите еще по два примера в каждую группу.
Не для кого уже не секрет, что причины большинства заболеваний связаны со стрессом. Около трети больных обращаются в поликлинику с заболеваниями «на нервной почве», и ориентированность медицины на излечение только симптома - телесного недуга, зачастую не приносит результата. Неудивительно, что позитивное отношение к классической медицине неукоснительно снижается. Важным этапом на пути к излечению пациента становится развитие сотрудничества между представителями двух помогающих специальностей: медицинских работников и психологов.
Написано немало книг по психосоматике, они включают в себя руководство по диагностике, самопомощь, краткие сведения по возможным причинам болей, нарушений и дисфункция в теле. Однако, довольно мало информации о возможных психологических причинах заболеваний зубов.
Возможно, для кого то, такая информация станет ответом, и поможет улучшить эмоциональное самочувствие и поспособствует выздоровлению.
С древних времен «зуб» считается символом жизненной силы. В мифах и сказаниях из посаженного в землю драконьего зуба мог родиться воин, которому в бою не будет равных. В преданиях можно встретить сюжеты, повествующие о белоликих детях, выросших из зубов бездетных родителей. Некий ритуал и по сей день совершается при потере первого зуба ребенком, кто то кладет его под подушку, кто то закапывает в землю, кто то прячет – боясь, что нечистая сила им завладеет и сможет манипулировать хозяином. Большое значение придается символизму зубов и в сновидениях, в глубинной психологии считается, что зубы обладают сексуальным контекстом. Крепкие зубы - признак витальной сексуальной силы, сон с выпадением зубов – может сигнализировать о проблемах с потенцией. В народных сонниках символ зуба обычно трактуется как информация о кровных родственниках. Шатающиеся зубы говорят о заболевании кого то из близких, выпадение может сигнализировать о скорой кончине.
Если заглянуть в мир фольклора, то поразительным ковром перед нами расстелятся тысячи пословиц, поговорок, присказок о зубах и их применении:
Тема зубов тревожила и беспокоила людей тысячи лет назад, в равной степени как и сейчас. Давайте попробуем разобраться с возможными психологическими причинами болезней зубов.
-Злюсь так, что зубы сводит
-Терпи стиснув зубы
-Сцепил зубы, заходили желваки
Сильное мышечное напряжение, вызванное стрессом, создает дополнительное давление на зубы, что в длительном временном периоде приводит к болям, расшатыванию и возможному выпадению зубов.
Конечно, приведенная в статье информация не объясняет всех заболеваний зубов и десен, а лишь задает дополнительное направление в изучении и выявлении причин возникновения проблем со здоровьем.
Может ли быть связана зубная боль с психоэмоциональным состоянием человека? В статье рассказывается, как связаны между собой душевные переживания и боль в зубах (равно как и других органах). Вы узнаете о том, каким образом характер человека косвенно влияет на состояние его челюсти и в чем заключаются метафизические причины зубной боли.
Люди издавна связывали свои болезни с различными внешними факторами, не всегда зависящими от них самих. Когда-то считалось, что проклятье, произнесенное вслух, может наслать страшный недуг (или даже убить кого-то), а у язычников неверность богу сулила «отступнику» и его семье несчастья и беды.
Сегодня изменилось немногое — люди все так же подвержены влиянию психосоматических факторов. Наш характер и мировосприятие заметно сказываются на общем самочувствии. Проблемы психологического характера способны вызывать ощутимые физические симптомы, такие как внезапное недомогание, слабость, боли в голове, сердце и… даже зубах.
Зубная боль во многом зависит и от психического здоровья человека
Откуда берутся зубные проблемы?
Многие из нас переживали в жизни периоды, когда при одинаковом уходе за ротовой полостью зубы чувствовали себя хуже, были склонны к болезненности и разрушению. Психологи возлагают ответственность за это на неустойчивую человеческую психику, а парапсихологи и вовсе оперируют таким понятием, как «метафизические факторы» зубных болей.
Объясним это понятным языком. Известно, что зубы — первый орган, участвующий в пищеварительном процессе. Они занимаются измельчением пищи до состояния, приемлемого для желудка. А с другой стороны, какой орган первым «переваривает» интеллектуальную и духовную пищу? Верно, головной мозг. Как любая твердая пища может усложнить жевание или даже повредить зуб, так и жизненные обстоятельства, непредвиденные проблемы становятся душевным испытанием. Нерешительные, слабые духом люди хуже других справляются с выпавшими на их долю неприятностями, и резкая боль в зубах может быть одним из проявлений внутреннего неблагополучия.
Когда человек боится попасть в западню, чувствует себя бессильным и не может дать отпор обидчику, зубная боль свидетельствует о неумении постоять за себя, «вгрызться зубами» во врагов и бороться за свое счастье. Если зубы разрушаются от износа, то это, скорее, признак плохого окружения, которое пользуется человеком и крадет у него жизненную энергию. Молчаливое ожидание изменений в надежде на лучшие дни (без предпринятия активных шагов со своей стороны) обрекает личность на стагнацию.
Связь между зубными болезнями и характером
Вера в себя, непоколебимость и умение собрать волю в кулак — качества, укрепляющие зубы. Напротив, отсутствие внутреннего стержня, малодушие и пессимизм действуют разрушительно.
Быть уверенным в себе — значит иметь готовность встретить невзгоды. Зубы у таких людей крепкие, они могут измельчить любую твердую пищу и остаются целыми. Противоположные черты, такие как слабохарактерность, склонность роптать и предаваться унынию, рушат иммунитет зубов и костей в целом.
Ежедневный уход за ротовой полостью тесно связан с состоянием зубов. И дело не только в самой гигиене. Дисциплинированный и аккуратный человек печется о своем здоровье — а значит, и его организм вкупе с зубами будет укрепляться. Те же, кто пренебрегает ежедневной чисткой, по характеру обычно и отличаются небрежностью и невнимательностью. Таких людей легко вывести из колеи, они не готовы быстро собраться с силами в тяжелый период. Следовательно, и здоровье у них хрупкое.
Если зуб потерян, значит, человек совершил плохой поступок, принял неверное решение. Пока последствия не стали катастрофическими, есть шанс исправить ситуацию. Иногда достаточно провести анализ: «Почему я поступил неправильно? Какие черты и склонности побудили меня к этому?» Парапсихологи утверждают: физическая боль и недомогание, а особенно потеря зуба, даются как урок, стимул к личностным переменам.
Холистические стоматологи по болезни зуба, и вовсе диагностируют болезнь всего организма. Они считают, что каждая часть тела соединена и то, что делается с одной частью, влияет на целое.
Какие бы органы вас ни беспокоили — зубы, голова, сердце, желудок, конечности — не воспринимайте это сразу как очередную «болячку». Останьтесь наедине с собой и задумайтесь: какие сигналы подает организм, и что нужно изменить в себе? Все, что происходит с нами в жизни, закономерно, а зеркалом душевного состояния служит наше тело. Берегите здоровье и будьте сильны духом!
. Все наши мысли и размышления - это формы внутреннего диалога типа «с одной стороны … с другой стороны …»,
Основы психологии
Другие контрольные работы по предмету
Определите, к какой группе психических явлений - психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям - относится каждое явление, описанное ниже. Дополните каждую группу ещё двумя своими примерами.
Утомление, выдержка, воображение, ярость, любовь к родителям, преодоление усталости, запоминание, активность во время урока, эмоциональная неустойчивость, страх, трусость, борьба мотивов.
Психические процессы: воображение, запоминание, борьба мотивов, мышление, восприятие.
Психические состояния: утомление, ярость, любовь к родителям, страх, эмоциональная неустойчивость, эйфория, тревога.
Свойства личности: трусость, активность во время урока, характер, темперамент, способности.
Что из приведённого списка относится к психологическим фактам, что - к психологическим явлениям, а что не является ни тем, ни другим и почему?
Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация к темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцинации, творчество, любовь к чтению, дыхание, эмпатия, зубная боль, способности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, обида, счастье, общение, воинственность.
Психологические факты: поведение, низкая адаптация к темноте, бессонница, галлюцинации, творчество, обучаемость, идеалы, бесстрашие, иллюзия, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, трудолюбие, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, обида, счастье, общение, воинственность.
Психологические явления: мышление, память, вера, эмпатия, способности, рефлексия, сон.
Колики в желудке, дыхание, зубная боль, озноб, потливость, голод относятся к физиологическим проявлениям.
Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
1.Человек не увидел яркой вспышки света, а лишь ощутил боль в глазах.
.Человек не слышит, как муха ползёт по столу.
.При усилении осушения в зале, звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.
.Ориентировка слепых опирается на обонятельные, осязательные, двигательные и вибрационные ощущения.
.Слепые люди могут отличить шелест листьев берёзы от шелеста листьев клёна.
1.высокий порог чувствительности
Укажите, в каких примерах говорится о восприятии. По каким признакам вы это установили?
А. Необходимым условием достижения высоких спортивных результатов является наличие у спортсмена хорошо развитых некоторых особенностей, или «чувств»: чувства мяча у футболистов, чувства воды у пловцов, чувства планки у прыгунов в высоту и т.д.
Б. Князь Андрей … любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колтыхаясь в лучах вечернего солнца…. Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. (Л.Н. Толстой. Война и мир, Собр. Соч. в 20 т., т.5, с.176)
В. Французские спелеологи получили данные, свидетельствующие о том, что при длительном пребывании под землёй в полном одиночестве теряется представление о времени. Так, Антуан Сеньи на 122-й день своего пребывания в пещере был удивлён, когда ему сообщили о скором окончании эксперимента: по его подсчётам, было лишь 6 февраля, а не 2 апреля, как ему сообщили.
Г. Во 2 классе учитель, показав детям репу, редьку, и редис, спросил, чем отличаются эти овощи по цвету и форме. Потом учитель кладёт на парты салфетки с кусочками овощей. Дети их пробуют.
Учитель: Валя, тебе понравилась репа?
Ученица: Она вкусная.
Учитель: А редька?
Учитель проходит по рядам, даёт ребятам нюхать лук, все нюхают, смеются, морщатся.
Д. …Ванька перевёл глаза на тёмное окно, в котором мелькало отражение его свечи, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. (А.П. Чехов).
Г является восприятием, т.к. в данном случае прослеживается свойство контактности.
Д является восприятием, т.к. здесь свойство предметности.
Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие - непроизвольного внимания?
а) Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определённого отрезка времени.
б) Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная т относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.
в) Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчёта.
г) Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий для работы.
д) Использование определённых потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал.
е) Использование определённых установок и психических состояний.
ж) Постановка значимых целей и задач деятельности.
Произвольное внимание: а, г, д, ж
Непроизвольное внимание: б, в, е,
Укажите, в какой их описанных ситуаций, имело место смысловое и в какой - механическое запоминание? По каким признакам вы это установили?
А. Ученик, рассказывая биографию Суворова, пропустил важный эпизод из жизни великого полководца. Тогда учитель сказал мальчику только одно слово: «Альпы», - он тут же без труда рассказал этот эпизод.
Б. С.Ш., обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился, как всегда безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно только короткое слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие, люди с самой обыкновенной памятью, мгновенно вспомнили это слово («тиф»), а С.Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал по порядку все заученные слова.
В ситуации А имело место смысловое запоминание, т.к. ученик запомнил яркий эпизод в биографии и ассоциировал его (эпизод) лишь одним словом и, следовательно, забыв этот эпизод, с помощью учителя, назвавшего лишь одно слово, он тут же его воспроизвёл.
А в ситуации Б имеет место механическое запоминание, т.к. человек просто заучил слова, не понимая их смысла.
Прочитайте характеристику ребёнка. Определите, какой вид мышления преобладает у данного ребёнка, и какие качества ума прослеживаются в данном описании. Поясните свой ответ.
Дима любит трудные задания, особенно такие, где решение может быть несколькими способами. Он очень внимательно читает условие задания, стремясь связать задачу с изученным материалом. Он любит поспорить с учителем, отстаивая свою правоту. С заданиями, особенно по математике, справляется в классе первым. В других областях знаний тоже показывает высокие результаты.
У ребёнка преобладает логический вид мышления, т.к. он старается найти решение задач разными способами.
У ребёнка имеется склонность к математическим наукам, т.к. он без особого труда справляется с задачами по этому предмету.
Также преобладают такие качества как внимательность, упорство, целеустремлённость и настойчивость.
Определите, к какой категории эмоциональных явлений (положительные и отрицательные эмоции, стенические и астенические эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс) относится переживание, описанное в каждом случае. По каким признакам это можно установить?
А. Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы - куда девались их задор и одержимость.
Б. Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник, не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: всё забыл.
В. Ученик 7 класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда всем начинает говорить грубости. Злоба так захватывает его, что он хочет её вылить на других. Из-за этого возникают ссоры, драки и прочие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается.
Г. При обучении прыжкам с парашютом некоторые новички не находят в себе сил покинуть борт самолёта. Иных только повторным приказом удаётся заставить сделать шаг за борт самолёта. Страх и волнение не оставляют их и тогда, когда шёлковый купол парашюта раскрывается над ними, они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках.
Д. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле странно-неловко выпячиваясь, и билась головой о стену…
Наташу! кричала она, отталкивая от себя окружающих.- Подите прочь все неправда! Убили! Ха-ха-ха! …. неправда!» (Л.Н. Толстой. Война и мир.)
А. Стресс, т.к. игроки стали неузнаваемы, испытали нервный срыв, несумев защитить своих ворот во
Читайте также: