Для сформированного временного прикуса нормой является следующая форма зубных рядов

Опубликовано: 26.04.2024

Период охватывает срок полноценного функционирования зубов временного прикуса (от 2,5 -3 до 5 лет).

Число временных зубов – 20. Все прорезавшиеся зубы имеют правильную форму, размеры, эмаль в цвете не изменена, гладкая, блестящая. Форма коронок временных зубов выпуклая, резко отграниченная от корня с выраженной шейкой. Величина коронки меньше соответствующего постоянного зуба. Цвет временных зубов молочно-голубой.

Зубные дуги имеют форму полукруга (рис. 17), 10 зубов на нижней и 10 на верхней челюсти, располагаются плотно, без диастем и трем (рис. 18). Зубы имеют по 2 антагониста за исключением нижних центральных резцов и вторых верхних моляров.

Соотношение челюстных костей ортогнатическое: глубина резцового перекрытия не более 1/3, срединная линия совпадает, сагиттальная щель отсутствует, физиологичное фиссурно-бугорковое смыкание по сагиттали и трансверзали, вторые моляры смыкаются в одной плоскости (рис. 19). Продолжается рост челюстей и альвеолярных отростков в сагиттальном и трансверзальном направлениях (рис. 20).

К концу периода между фронтальными зубами появляются диастемы и тремы, а позади вторых временных моляров место для прорезывания первого постоянного моляра.

Нижняя челюсть смещается вперёд, формируется прямая скользящая окклюзия, вторые моляры смыкаются с образованием мезиальной ступеньки.

Характерна физиологическая стираемость коронок временных зубов, появляется подвижность временных резцов, которая увеличивающаяся по мере резорбции их корней (рис. 21, 22).

Формирование элементов височно-нижнечелюстного сустава закончено, продолжается их рост, увеличивается поперечный размер суставной головки, наклон суставной поверхности достигает 45-60 о относительно основания нижней челюсти (рис. 18-22).

Дыхание носовое, жевание активное, глотание соматическое, в покое язык расположен за передними зубами.

К концу периода снижается жевательная эффективность, что связано с истиранием коронок и появлением подвижности временных зубов.

Рис. 18. Параметры зубных рядов

Форма зубных рядов у ребенка в периоде сформированного временного прикуса – полукруг, в начале периода апроксимальные поверхности временных зубов контактируют плотно, в конце периода увеличиваются сагиттальные, трансверзальные и вертикальные размеры альвеолярных отростков, между фронтальными зубами появляются промежутки, позади вторых временных моляров место для прорезывания первых постоянных моляров.

Рис. 19. Зубочелюстной аппарат ребенка (3 года)

Временные зубы установлены в прикус, плотно контактируют апроксимальными поверхностями, корни временных резцов сформированы, формируется верхушечная треть корней временных клыков и моляров, зачатки постоянных зубов на стадии минерализации коронок – уровень обозначен цветом.

Рис. 20. Прикус ребенка (3 года)

Соотношение челюстных костей ортогнатическое, резцовое перекрытие 1/3 высоты коронки нижних резцов, нижние центральные резцы и верхние вторые моляры смыкаются с одним одноименным антагонистом, другие зубы имеют по два антагониста: одноименный и рядом стоящий, дистальные поверхности вторых моляров смыкаются в одной плоскости или образуют мезиальную ступень, угол нижней челюсти уменьшается до 147-152 о .

Рис. 21. Зубочелюстной аппарат ребенка (4 года)

Временные зубы в окклюзии, плотно контактируют апроксимальными поверхностями, началась резорбция верхушечной трети корней временных центральных резцов, корни других временных зубов сформированы, зачатки постоянных зубов на стадии минерализации коронок ( уровень обозначен желтым цветом ).

Рис 22. Ортопантомограмма ребенка (4 года)

Временные зубы в окклюзии, началась резорбция верхушечной трети корней временных резцов, корни других временных зубов сформированы, зачатки постоянных зубов на стадии минерализации коронок.

Рис. 23. Зубочелюстной аппарат ребенка (5 лет)

Выражена истертость коронок временных зубов, между фронтальными зубами диастемы и тремы, позади вторых временных моляров место для прорезывания первого постоянного моляра, резорбция верхушечной трети корней временных резцов, корни других временных зубов сформированы, формируется пришеечная область корней первых постоянных моляров и резцов, зачатки других постоянных зубов на стадии минерализации коронок ( уровень обозначен желтым цветом ).

Рис. 24. Ортопантомограмма ребенка (5 лет)

Между фронтальными временными зубами диастемы и тремы, позади вторых временных моляров место для прорезывания первого постоянного моляра, зачатки первых постоянных моляров находятся очень близко к поверхности албвеолярных отростков челюстей. Резорбция верхушечной трети корней временных резцов, корни других временных зубов сформированы, формируется пришеечная область корней первых постоянных моляров и резцов, зачатки других постоянных зубов на стадии минерализации коронок.

Рис. 25. Прикус ребенка (5 лет)

Соотношение челюстных костей ортогнатическое, смыкание резцов режущими краями без перекрытия, дистальные поверхности вторых моляров смыкаются и образуют мезиальную ступень, угол нижней челюсти 147-152 о .

Вопросами изучения этиологии, патогенеза методов лечения и профилактики зубочелюстных аномалий занимаются ортодонты. В то же время детский стоматолог, в силу инициативной формы своей работы проводя периодическое исследование зубочелюстной системы ребенка, состояния твердых тканей зуба, пародонта, слизистой оболочки рта, прикуса, других заболеваний, сталкивается с данной патологией.

Клинические признаки правильного прикуса

Понятие «норма» в медицине определяет условно принятое обозначение правила, относящегося к какому-нибудь признаку. Прикус — соотношение зубных рядов (зубов) при их смыкании с наибольшим количеством контактов. Следовательно норма прикуса — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношение челюстей, соответственно виду прикуса и периоду его развития до полного формирования постоянного прикуса.

Определение нормы формирующегося временного прикуса в первом периоде связано с процессом прорезывания временных первых, вторых моляров, клыков. Показателем являются симметричность и последовательность прорезывания. Наличие физиологических диастем и трем на обеих челюстях между боковыми резцами и клыками, клыками и премолярами на нижней челюсти следует рассматривать как норму временного прикуса.

Норма второго периода сменного прикуса характеризуется последовательностью и симметричностью прорезывания первых и вторых премоляров, затем постоянных клыков. В периоде формирования временного прикуса нередко определяются симптомы диспропорции роста как свидетельство неравномерности созревания органов и тканей зубочелюстной системы и их функций, что проявляется в виде признаков формирующихся аномалий прикуса. Такие симптомы, однако, могут быть определены, как проходящие, но, учитывая многообразие различных причинных факторов проявления симптомов, их можно рассматривать и как начало патологии.

В периоде постоянного прикуса незначительные отклонения в положении зубов, их величине и форме, изменения формы зубных рядов и соотношения челюстей в сагиттальном и вертикальном направлениях в пределах нормы следует рассматривать как признак законченного индивидуального развития прикуса.

Различные факторы проявления зубочелюстных аномалий

В возникновении зубо-челюстно-лицевых аномалий большое значение имеет генетическая обусловленность, которая определяется на основе генеалогического анализа по трем вариантам:

прямое наследование признаков (диастема, адентия, изменение числа и формы зубов);

передача по наследству несоответствия размеров челюстных костей (истинная прогнатия / прогения);

передача по наследству несоответствия размеров челюстей и зубов (тесное / редкое расположение зубов);

В отличие от генетически обусловленных аномалий врожденные аномалии связаны с глубокими нарушениями в эмбриональном периоде. К ним относятся: пороки развития зубов, челюстей или системные аномалии в челюстно-лицевой области.

Также существует большое количество приобретенных зубочелюстных аномалий, ибо их возникновение зависит от различных вредных воздействий в периодах формирования временного, сменного и постоянного прикуса.

Неправильное сосание

Эта функция занимает особое место на первом году жизни ребенка, т.к. благодаря ей не только осуществляется процесс питания ребенка, но так же происходит процесс правильного формирования прикуса ребенка и установление зубных рядов в нейтральном положении.

Нарушение функции сосания заключается в следующем:

нарушение ритма и процесса естественного вскармливания;

недостаточное всасывание молока, неравномерное проглатывание;

употребление соски, пустышки, не связанное с приемом пищи;

сохранение сосательной активности после 10 месяцев жизни;

замедленное перемещение челюстей при процессе сосания;

Неправильное глотание

Неправильное глотание, а также привычка давить языком на зубы являются важными этиологическими факторами в развитии зубочелюстных аномалий.

В норме процесс глотания претерпевает определенные изменения от рождения до установления прикуса. Ребенок рождается с хорошо развитым рефлексом глотания и достаточной активностью языка, особенно его кончика. В покое язык свободно располагается между десневыми валиками и преимущественно бывает вытянут вперед, что обеспечивает его готовность к работе.

Но с появлением первых временных зубов возникает перестройка процесса глотания. При нормальном (соматическом) способе глотания губы спокойно сложены, зубы сжаты, кончик языка упирается в передний участок твердого неба за верхними резцами. При неправильном способе глотания зубы не сжаты и кончик языка контактирует для с нижней губой при сокращении подбородочной мышцы, а иногда и других мимических мышц, что отражается на конфигурации лица: заметна протрузия губ, сморщивание лба, закрывание глаз и вытягивание шеи.

Неправильная функция глотания ведет к значительным изменениям в челюстно-лицевой области. Чаще других возникают такие отклонения, как сужение зубных рядов, уплотнение фронтального участка зубной дуги нижней челюсти, открытый прикус.

Нарушение функции дыхания

Нарушения данной функции имеют важное значение в развитии аномального прикуса, т.к. она обусловлена затрудненным прохождением струи воздуха через носовые ходы и определяется как ротовое или смешанное дыхание. Обычно такое состояние бывает связано с неправильным способом глотания и несмыканием губ. Этим сочетанием определяются его клинические признаки: полуоткрытый рот, смещенный назад и вниз корень языка, что изменяет профиль лица ребенка — появляется . При дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состоянии физиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. В результате неправильного дыхания нарушается динамическое равновесие мышц околоротовой области и языка.

Нарушение функции жевания

Нарушение функции жевания у детей принято характеризовать как . Причиной такого способа жевания может явиться несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен совпадать с периодом формирования временного прикуса. Отрицательно влияет на становление функции жевания нарушение сроков и последовательности прорезывания зубов, врожденное их отсутствие (адентия). Отсутствие временных зубов влияет и на положение языка. Язык устремляется в область дефекта, появляются вредные привычки неправильного положения языка и сосания.

Вредные привычки

К ним в стоматологии относят зафиксированные двигательные реакции, не имеющие физиологически приспособительного значения: сокращения мышц околоротовой области, языка, движения нижней челюсти, сосание и прикусывание пальцев, языка, губ и различных предметов, неправильно протекающие функции жевания, дыхания, глотания, речи, неправильное положение тела (неправильная осанка, неправильное положение челюсти или языка в покое).

Различные предрасполагающие факторы развития аномального прикуса

аномалии уздечек верхней губы, нижней губы и языка;

аномалии строения преддверия полости рта;

нарушение физиологической стираемости временных зубов;

нарушение сроков и последовательности прорезывания временных зубов и их смены;

заболевания твердых тканей зубов и их осложнения;

ранняя потеря временных и постоянных зубов.

Клинические проявления зубочелюстных аномалий

Аномалии периода формирования временного прикуса

На первом году жизни могут быть установлены врожденные аномалии или пороки развития органов челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица (расщелины губы, альвеолярного отростка, неба, значительные деформации челюстных костей, характеризующие врожденные уродства). В периоде формирования временного прикуса до полного прорезывания 20 временных зубов зубочелюстные аномалии проявляются как отклонения от нормального развития, так как о прикусе, т.е. определенном взаимоотношении зубных рядов, можно судить лишь после его окончательного сформирования.

На первом году жизни определяются следующие морфологические отклонения:

аномалии прикрепления уздечек языка;

нарушение последовательности и парности прорезывания зубов;

аномалии количества, величины, формы и положения временных зубов;

несоответствие размеров челюстей;

изменение формы челюстей;

изменение кривизны десневых валиков в разных направлениях;

неправильное положение языка в покое и при глотании;

различные вредные привычки;

К признакам отклонения в физиологическом развитии зубов и челюстей у ребенка в возрасте старше 1 года добавляются так же:

изменения цвета зубов

сохранение активности сосания

вялое формирование функции жевания

кончик языка упирается при глотании в напряженные губы

Типы развитых аномалий и деформаций сформировавшегося или формирующегося прикуса

Прогнатия

Прогнатия характеризуется выдвинутым положением верхней челюсти. Вследствие дистального сдвига нижней челюсти или выдвижения верхней вперед имеет место нарушение смыкания как передних, так и боковых зубов. При этом верхние зубы выдвигают вперед верхнюю губу, а нижняя же попадает под верхние зубы. Все это в целом отражается на внешнем виде и функции жевания и речи.

Прогения

При прогеническом соотношении зубных рядов наблюдается выдвижение вперед нижней челюсти, вследствие чего нижние зубы перекрывают одноименные верхние. При значительном проявлении данной аномалии откусывание пищи резцами становится невозможной и их роль переносится на боковые зубы. При данной патологии резко изменен внешний вид больного и нарушены речь и жевание.

Глубокий прикус

Глубокий прикус характеризуется большим перекрытием передними зубами верхней челюсти передних зубов нижней челюсти при отсутствии режущебугоркового контакта. Режущие края нижних зубов могут касаться шейки верхних. Иногда контакт отсутствует и зубы касаются десны, повреждая ее. Стоматологу следует различать глубокий прикус и глубокое перекрытие, являющееся анатомическим вариантом ортогнатического прикуса. При нем верхние передние зубы перекрывают нижние более чем на 1/3 треть высоты своих коронок, но режущебугорковый контакт сохраняется.

Открытый прикус

При этом виде прикуса отсутствует смыкание передних зубов, а иногда и премоляров и в контакт вступают лишь моляры. Одновременно имеются глубокие функциональные нарушения. Отсутствие контактов между передними зубами заставляет больного откусывать пищу премолярами или молярами. Сокращение полезной жевательной площади затрудняет и разжевывание пищи. В растирании пищи значительное участие принимает язык, который увеличивается в размерах. Речь больного нарушается, как и внешний вид.

Перекрестный прикус

Под перекрестным прикусом понимают соотношение зубных рядов, при котором щечные бугорки нижних боковых жевательных зубов расположены кнаружи от одноименных верхних. Передние зубы смыкаются правильно.

Классификация зубочелюстных аномалий

Для определения сформированных зубочелюстных аномалий предложено много различных классификаций. Но наиболее подходящими для использования детскими стоматологами являются следующие.

Неправильное положение зубов и изменения формы зубных рядов удобно определять по классификации, предложенной Д. А. Калвелисом. Аномальное положение отдельных зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещении в зубном ряду по отношению к трем перпендикулярным плоскостям:

вестибулярное или оральное (передне-заднее направление);

мезиальное или дистальное смещение;

неправильное положение зубов по отношению к горизонтальной плоскости

повороты зубов вокруг продольной оси

скученное положение зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещения, наложениях

Для детальной оценки тесного положения зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда может быть рекомендовано четыре степени тяжести.

Степень I.

Равномерно выраженное тесное положение зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда.

Степень II.

Преобладание неправильного положения одного постоянного резца с поворотом по оси, налеганием на рядом стоящий зуб или наклоном в оральном или вестибулярном направлении.

Степень III.

Характеризуется двумя признаками: неправильным положением зубов и изменением формы зубного ряда и альвеолярного отростка во фронтальном участке с вытеснением из зубного ряда одного или двух зубов, и изменением положения зубов, обусловленным их поворотами по оси, наклонами, значительным налеганием друг на друга и перемещением в оральном или вестибулярном направлении.

Степень IV.

Характеризуется вытеснением из зубного ряда двух и более зубов в сочетании со значительным уплощением фронтального участка зубного ряда нижней челюсти. При этом определяется недостаточность апикального базиса и значительный оральный наклон коронок зубов над уровнем базальной дуги (т.е. в области перехода альвеолярного отростка в базальную дугу).

Методы комплексной профилактики аномалий прикуса.

Профилактика аномалий прикуса проводятся в различные периоды детского и юношеского возраста, включая внутриутробное развитие.

От рождения до 6 месяцев.

От 6 месяцев до 3 лет (Период временного прикуса).

От 3 лет до 6 лет (Период сформированного временного прикуса и начало формирования смешанного).

От 6 до 9 лет (Первый период смешанного прикуса).

От 9 до 12 лет (Второй период смешанного прикуса, начало формирования постоянного прикуса).

От 12 до 15 лет (Период формирования постоянного прикуса).

Для каждого периода характерны свои методы профилактики.

Нормализация жизни матери, нормальное питание, условия труда и. т. д.

Профилактика травматизма при рождении ребенка.

Характер вскармливания ребенка.

Санация полости рта. Причем нужно отдавать предпочтение нестирающимся пломбировочным материалам. И если у ребенка есть потеря зубов, то нужно изготавливать профилактические протезы.

Купирование вредных привычек осознанных и неосознанных.

Операции на уздечке языка проводятся:

1. При рождении — ребенок не может полноценно питаться молоком.

2. В 3 года — при нарушении речи.

3. В 7 лет — при аномальном положении и прорезывании нижних резцов.

4. После 7 лет — в плане профилактики заболеваний пародонта нижних зубов. ( Такое вмешательство так же обусловлено тем, что короткая уздечка верхней и нижней губы провоцирует образование мезиального, открытого или дистального прикуса).

Углубление преддверия полости рта (проводится в 8-9 лет).

Устранение макроплазии (проводится в 8-9 лет).

Удаление временных зубов, оставшихся после прорезывания постоянных.

Серийное и последовательное удаление зубов (по методу Котец).

Особое место в профилактике развития аномального прикуса занимает лечебная физкультура. Ее основными задачами являются:

Купирование вредных привычек.

Нормализация функционирования зубочелюстной системы.

Ослабление гиперактивных мышц.

Усиление слабых мышц.

Примерный комплекс ЛФК для детей с дистальным прикусом.

Часть I.

1. Зубки на зубки, заборчиком.

2. Закусить нижними зубами верхнюю губу.

3. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть с частотой 1 раз в секунду.

4. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть на 15, 20, 40, более секунд.

5. При запрокинутом подбородке доставать кончиком языка до кончика носа, для усиления активности мышц выдвигателей, купирования вредных привычек, выдвижение нижней челюсти вперед в более правильное положение.

Часть II. ( Комплекс усиление активности круговой мышцы рта ).

1. Упражнения с глотком воды, применяется и при нормализации функции дыхания у ребенка. Набирается глоток воды и как можно дольше не проглатывается.

2. Удерживать губами линейку, эквилибратор, и. т.д.

Часть III. ( Общеукрепляющая терапия ).

1. Дозированная нагрузка, она предполагает использование морковки или другого овоща, который режется на пласты 1мм, через 3 дня: 1.5 мм и.т.д. И по мере адаптации пародонта к нагрузке увеличивается размер этого слоя.

2. Передними зубами закусывается эластический круг, и происходит тренировка пародонта.

1. Формирование этой функции зубочелюстной системы наиболее активно нарушается при укороченной уздечке языка у детей 9-12 месяцев:
а) функция глотания
б) функция дыхания
в) функция сосания +
г) функция смыкания губ
д) функция речи

2. Определите положение нижней челюсти у новорожденного, которое считается физиологическим:
а) дистальное +
б) нейтральное
в) антериальное
г) правильный ответ не назван
д) мезиальное

3. Выберите, какое положение нижней челюсти у детей в 6-9 месяцев относится к варианту нормы:
а) дистальное +
б) нейтральное
в) антериальное
г) мезиальное
д) правильный ответ не назван

4. Что является основным этиологическим фактором в развитии готической формы неба:
а) генетическая обусловленность
б) вредная привычка сосания языка
в) нарушение носового дыхания +
г) нарушение осанки
д) сосание соски

5. Норма для сформированного молочного прикуса – следующая форма зубных рядов:
а) зубной ряд верхней челюсти имеет форму полуэллипса, нижняя – полукруга
б) зубной ряд верхней челюсти имеет форму полукруга, нижней челюсти – полуэллипса
в) зубные ряды челюстей имеют форму полуэллипса
г) зубы челюстей располагаются по средней окклюзионной кривой, образуя плотные бугрово-фиссурные контакты +
д) зубные ряды имеют форму полуокружности

6. Ранний признак изменения формы верхней челюсти, выявленный при осмотре ребенка – данный симптом зубочелюстных аномалий:
а) вестибулярное положение зубов
б) альвеолярную протрузию
в) изменение формы альвеолярного отростка +
г) высокое небо
д) сужение верхней челюсти

7. Пациентке 14 лет. Жалобы на косметический недостаток. Объективно: лицо симметричное, носовое дыхание затруднено, жевание пассивное, глотание инфантильное, укороченная уздечка языка. Зубная формула соответствует возрасту. Соотношение боковых зубов по II-му классу Энгля. Верхняя челюсть трапецивидной формы. 12, 11,21, 22 повернуты по оси. При смыкании перекрывают нижние фронтальные зубы на 2/3 высоты коронок. Скученное положение зубов на нижней челюсти.
Определите диагноз:
а) адентия 12, 22 зубов.
б) транспозиция 33, 32 зубов
в) прямой прикус
г) прогения
д) глубокий прикус, сужение верхней и нижней челюсти +

8. Пациенту 10 лет. Объективно: дыхание ротовое, увеличение нижней трети лица. Неправильное положение языка при глотании. При антропометрическом исследовании гипсовых моделей челюстей выявлено увеличение глубины небного свода. Отсутствие смыкания зубов во фронтальном участке челюстей. Вертикальная щель приблизительно 2-3 мм.
Определите диагноз:
а) адентия 12, 22 зубов
б) транспозиция 33, 32 зубов
в) прямой прикус
г) прогения
д) вертикальная резцовая дизокклюзия. +

9. Пациенту 15 лет. Объективно: зубная формула соответствует возрасту, скучное положение зубов на нижней челюсти. 41 ,31 зубы повернуты по оси, смещены язычно 42,32 зубы. Небные бугорки верхних боковых зубов проецируются при смыкании в щечную сторону от продольных фиссур нижних одноименных зубов и контактируют со щечными буграми премоляров и моляров нижней челюсти.
Определите диагноз:
а) прогения
б) вертикальная резцовая дизокклюзия
в) лингвооклюзия. +
г) ретрузия
д) прямой прикус

10. Пациентке 13 лет. Объективно: отсутствует 22 зуб, 13 прорезался на ? высоты коронки, 23 зуб смещен медиально, недостаток места для 22 зуба. Небные бугорки боковых зубов верхней челюсти при смыкании контактируют с язычными бугорками нижних боковых зубов. На рентгенограмме отсутствует зачаток 22 зуба. Определите диагноз:
а) прогения
б) вертикальная резцовая дизокклюзия
в) лингвооклюзия.
г) ретрузия
д) двусторонняя палатаноокклюзия, адентия 22 зуба +

11. Главное для характеристики прикуса у ребенка:
а) количество зубов
б) форма зубных рядов
в) перекрытие фронтальных зубов
г) положение зубов
д) форма зубных рядов и их соотношение в состоянии центральной окклюзии +

12. Признак, который оптимально характеризует смыкание зубов в центральной окклюзии в постоянном прикусе:
а) каждый зуб имеет по одному антагонисту
б) каждый зуб имеет по два антагониста
в) каждый зуб имеет по два антагониста за исключением вторых резцов и вторых моляров
г) каждый зуб имеет по два антагониста за исключением центральных нижних резцов и последних верхних моляров +
д) каждый зуб имеет по два антагониста за исключением центральных нижних резцов

14. Наличие сагиттальной щели у ребенка после 6 месяцев говорит о:
а) формировании трансверзальных аномалий прикуса
б) формировании открытого прикуса
в) формировании перекрестного прикуса
г) формировании дистального прикуса +

15. Пациентке 6 лет. Между верхней и нижней губой образуется ступенька, подбородочный отдел нижней челюсти не выступает. Объективно: нарушена функция глотания, кончик языка при глотании упирается в нижние передние зубы. При смыкании нижние фронтальные зубы перекрывают верхние фронтальные зубы на ? высоты коронок.
Определите диагноз:
а) скученность зубов
б) прогения
в) обратное резцовое перекрытие +
г) прямой прикус
д) открытый прикус

16. Ребенок 7 лет. Жалобы на отсутствие смыкания зубов в переднем отделе челюстей. Сосала палец до 3 лет. При осмотре установлено нарушение конфигурации лица, сглажены носогубные складки, несмыкание губ, верхняя губа выступает вперед. Верхняя челюсть вытянута вперед, нижняя челюсть уплощена, в боковых отделах более развиты альвеолярные отростки, имеется вертикальная щель.
Определите диагноз:
а) скученность зубов
б) открытый прикус +
в) прямой прикус
г) резцовое перекрытие
д) глубокий прикус

17. Ребенок 10 лет. Жалобы на выступание верхней челюсти вперед, несмыкание губ, функциональные нарушения. При осмотре – верхняя губа выступает вперед, касается красной каймы нижней губы, носогубные складки выражены, подбородочная складка западает. Между зубами верхней челюсти тремы, диастема, режущие края касаются красной каймы нижней губы, нижняя челюсть сужена, режущие края касаются слизистой твердого неба.
Определите диагноз:
а) открытый прикус
б) прямой прикус
в) резцовое перекрытие
г) прогнатический прикус +
д) ортогнатия

18. Ребенок 6 лет. При обследовании верхняя губа выступает вперед. В полости рта вертикальная щель во фронтальном отделе, тремы, сужение верхней челюсти. вестибулярный наклон верхних фронтальных зубов, глотание инфантильное. Сосание языка.
Определите диагноз:
а) прямой прикус
б) резцовое перекрытие
в) прогнатический прикус
г) ортогнатия
д) открытый прикус, вредная привычка +

19. Ведущий клинический признак генетически обусловленной верхнечелюстной прогнатии:
а) выступление верхней губы
б) большая верхняя челюсть
в) наклон резцов верхней челюсти вперед +
г) нарушение смыкания зубных рядов в сагиттальной плоскости
д) большая верхняя и уменьшенная нижняя челюсть

20. Ведущий клинический признак генетически обусловленной нижнечелюстной прогнатии:
а) выступление подбородка
б) сглаженность подбородочной складки
в) соотношение первых постоянных моляров по III классу Энгля +
г) уменьшение верхней челюсти во фронтальном отделе
д) расположение нижних фронтальных зубов впереди верхних

21. Младенческая ретрогения обусловлена следующим:
а) увеличением верхней челюсти
б) увеличением нижней челюсти
в) дистальным положением нижней челюсти +
г) увеличением нижней челюсти относительно верхней и уменьшением верхней челюсти
д) мезиальным положением верхней челюсти

22. Выберите методы рентгенологического исследования, которые целесообразно провести для определения симметричного роста нижней челюсти:
а) панорамная рентгенограмма нижней челюсти +
б) боковая телерентгенограмма
в) томограмма височно-нижнечелюстного сустава
г) ортопантомограмма и телерентгенограмма в правой проекции
д) внутриротовая контактная рентгенограмма (по правилам изометрии).

23. Данный лицевой признак позволяет предположить недоразвитие фронтального участка верхней челюсти:
а) западение верхней губы
б) западение верхней губы и выраженные носогубные складки
в) западение подносовой точки и выраженные носогубные складки
г) западение верхней губы, подносовой точки и выраженные носогубные складки +
д) западение верхней губы и выраженные носогубные складки

24. Из-за чего возникает недостаток места при тесном положении зубов?
а) наличия крупных зубов
б) сужения зубного ряда +
в) перемещения зубов мезиально
г) несоответствия размеров зубов и челюстей
д) уменьшения переднего отрезка зубных рядов

25. Что свидетельствует об изменении формы зубного ряда?
а) тесное положение зубов +
б) изменение перекрытия во фронтальном участке
в) наличие щели между резцами
г) вестибулярное положение клыков
д) уплощение фронтального участка зубного ряда

26. В норме соотношение зубных рядов в сагиттальном направлении в сформированном временном прикусе характеризует:
а) краевое смыкание резцов +
б) верхний зубной ряд имеет форму полуэллипса, нижний – параболы
в) вторые временные моляры образуют мезиальную ступеньку при смыкании зубных рядов в центральной окклюзии
г) дистальные поверхности вторых временных моляров при смыкании зубных рядов в центральной окклюзии находятся в одной плоскости
д) глубокое фронтальное перекрытие

27. Ребенок 9 лет. При осмотре нижняя губа выступает вперед, средняя треть лица удлинена, западает, нижняя треть лица укорочена, выступает вперед. Обратное глубокое резцовое смыкание. Макроглоссия.
Определите диагноз:
а) прогенический прикус +
б) резцовое перекрытие
в) прогнатический прикус
г) ортогнатия
д) открытый прикус, вредная привычка

28. Ребенок 8 лет. При осмотре носогубные складки сглажены. Нижняя часть лица превалирует над средней и верхней, губы не сомкнуты, верхняя губа укорочена, виден увеличенный язык, расположенный между зубными рядами. Вертикальная щель во фронтальном отделе.
Определите диагноз:
а) открытый прикус +
б) резцовое перекрытие
в) прогнатический прикус
г) ортогнатия
д) открытый прикус, вредная привычка.

29. Отметьте сведения из анамнеза, которые могут иметь значение для неблагоприятного прогноза дистального прикуса:
а) ребенок со дня рождения был на искусственном вскармливании, болел рахитом, у матери дистальный глубокий прикус +
б) у ребенка на 1-м году жизни было воспаление легких, смешанное вскармливание с 5 месяцев, первые зубы прорезались в 6 месяцев
в) ребенок в 3 месяца поднимал голову, отмечен кариес 55, 65 и 85, 75 зубов
г) изменение формы челюстей, во сне подкладывает руку под голову
д) короткая уздечка верхней губы

30. Основной клинический признак сужения зубных рядов:
а) изменение формы зубного ряда
б) нарушение окклюзионных контактов
в) изменение переднего отрезка
г) недостаточность апикального базиса
д) степень сужения +

Стоматологические статьи

    10 декабря 2009 45239

Таблица 1. Сроки закладки минерализации, прорезывания и формирования зубов

Однако в последнее время в связи с процессами акселерации с многих детей начало прорезывания приходится на более раннее время - 4 или 5 месяцев жизни, поэтому некоторые авторы предлагают средние сроки прорезывания, которые были определены ими в результате собственных клинических исследований (таб. 2).

Таблица 2. Анатомия временных зубов.

Временные зубы отличаются от постоянных величиной, формой, цветом (таб. 3).

Таблица 3. Сравнительные признаки временных и постоянных зубов

Среди временных зубов выделяют: резцы – 8; клыки – 4; моляры – 8. По своему строению зубы не однородны, Это зависит от групповой принадлежности зуба, от описываемой поверхности зуба. Для удобства описания выделяют поверхности: вестибулярная, язычная, медиальная, дистальная, окклюзионная.
Группа временных резцов – это однокорневые зубы. На каждой челюсти располагается по 4 резца: 2 медиальных (центральных) и 2 латеральных (боковых) соответственно левые и правые. Общим в строении резцов является форма коронки, уплощенная в вестибуло-язычном направлении вблизи режущего края. Корень имеет конусовидную форму.

Анатомическая форма временных зубов правой верхней челюсти

Анатомическая форма временных зубов правой нижней челюсти.

Группа временных клыков – это однокорневые зубы. На каждой челюсти располагается по 2 клыка: правый и левый. Общим в анатомии этих зубов является наличие заостренной со всех поверхностей коронки и самого длинного конусовидного корня.
Группа временных моляров. Это зубы с многобугорковой жевательной поверхностью и несколькими корнями. Временные моляры самые крупные зубы временного прикуса. У ребенка 8 моляров: 4 моляра верхней челюсти – первый и второй (правые и левые); и 4 моляра нижней челюсти – первый и второй (правые и левые).

Период сформированного временного прикуса имеет следующие зубные признаки: 1. временных зубов 20, они имеют выраженную анатомическую форму, 2. зубы в пределах зубного ряда имеют плотный контакт. Контактный пункт точечный, но при увеличении физиологической подвижности к концу периода сформированного временного прикуса контактный пункт становится плоскостным. 3. верхний и нижний зубные ряды имеют форму полукруга и их середины совпадают между собой; 4. зубы верхней челюсти во фронтальном отделе перекрывают зубы нижней. Это объясняется большей шириной верхней зубной дугой но сравнению с нижней; 5. каждый зуб верхней челюсти артикулирует с двумя нижними, за исключением второго моляра, который артикулирует только со своим антагонистом - вторым нижним моляром; 6. дистальные апроксимальные поверхности вторых временных моляров находятся в одной вертикальной плоскости.
К моменту окончания прорезывания временных зубов осуществляется первый этап физиологического подъема высоты прикуса, который начинается с установления контакта между первыми временными молярами и завершается полным прорезыванием и правильным артикуляционным взаимоотношениям вторых временных моляров.
Следующий период формирования зубочелюстной системы - это период редукции временного прикуса, продолжающийся с 4,5 до 6 лет. Полностью сформированный временный прикус в этот период нестабильный и претерпевает ряд изменений. Его еще называют периодом, предшествующим смене временного прикуса, или периодом «изнашивания» временного прикуса.

Р ис. 4. Редукция временного прикуса (модели челюстей): а) вид спереди, б) вид сзади.

Рис. 5 Правильное соотношение

В следствие роста челюстных костей в процессе подготовке к смене временных зубов на постоянные (большие по размеру), для этого периода характерно формирование физиологических промежутков между зубами (диастем – между центральными резцами и трем - между остальными зубами). Постепенно нарастает стираемость бугров жевательных зубов и режущих краев фронтальных зубов. Усиливается физиологическая подвижность отдельных зубов, подлежащих смене. Зубные ряды удлиняются. За счет стиранея жевательных поверхностей боковых зубов происходит медиальный (к средней линии) сдвиг нижней челюсти и формируется «прямой скользящий прикус». При этом резцы контактируют режущими краями , а в боковом участке возникает медиальная ступенька, образованная дистальными поверхностями вторых временных моляров (симптом Цилинского).
Такое соотношение зубов обеспечивает в последующем правильное положение и соотношение первых постоянных моляров. Промежутки приматов (диастемы и тремы) являются резервным местом для медиального смещения нижнего зубного ряда и последующего беспрепятственного размещения постоянных зубов. Стирание зубов приводит к уменьшению высоты коронок, формируется прямой «скользящий» прикус. Завершается дифференцировка элементов височно-нижнечелюстных суставов, продолжается закладка третьих моляров, развитие и минерализация премоляров и вторых моляров. К концу периода «изнашивания» временного прикуса начинается прорезывание первых постоянных моляров.

Развитие постоянных зубов в целом напоминает развитие временных зубов. У постоянных моляров временные предшественники отсутствуют, поэтому их называют дополнительными. Все остальные постоянные зубы являются замещающими.
В ходе прорезывания постоянных замещающих зубов происходит разрушение и выпадение временных зубов, которое включает и прогрессивную резорбцию корней временных зубов и их альвеол (рис. 6).

Вследствие давления постоянного зуба на альвеолу временного зуба начинается дифференцировка остеокластов, которые активно включаются в процессы резорбции костной ткани.
Локализация зон физиологической резорбции корней временных зубов различна в зависимости от групповой принадлежности зуба: у однокорневых зубов она располагается в области верхушки зуба с язычной стороны, а у многокорневых зубов - в зоне бифрукации корней.
Сроки прорезывания постоянных зубов при правильном развитии ребенка совпадают со временем выпадения временных зубов (табл. 4).
Процесс выпадения временного зуба протекает синхронно с процессом прорезывания постоянного зуба.
Клинически после выпадения временного зуба обнаруживаются бугры или часть режущего края прорезывающихся постоянных зубов.

Таблица 4. Сроки прорезывания постоянных зубов.

Прорезывание постоянных зубов начинается с первого постоянного моляра в 6 лет. Затем последовательно в возрасте 6 – 8 лет прорезываются центральные и боковые резцы. В 9 – 10 лет прорезываются первые премоляры, за которыми, чаще всего, следуют клыки (10 – 11 лет) и вторые премоляры (11 – 12 лет). В 12 – 13 лет прорезываются вторые постоянные моляры. Таким образом, к 12 – 13 годам все временные зубы заменяются постоянными. Окончательное формирование корней завершается к 15 годам.
У замещающих зубов имеется особая анатомическая структура, способствующая их прорезыванию – проводниковый канал, который содержит проводниковый тяж.
Закладка такого постоянного зуба размещается первоначально в общей костной альвеоле с его временным предшественником. В дальнейшем она полностью окружается альвеолярной костью, за исключением небольшого канала, содержащего остатки зубной пластинки и соединительную ткань. Вместе эти структуры способствуют направленному движению постоянного зуба в ходе его прорезывания.

Итак, с прорезыванием первого постоянного моляра начинается сменный прикус. Сменный прикус представляет собой более высокую степень развития и дифференцировки жевательного аппарата. Он характеризуется наличием временных и постоянных зубов, который продолжается от 6 до 12—14 лет.
Сменный прикус представляет особый интерес ортодонтов вызывает особый интерес, поскольку в это время происходит наиболее интенсивный роста челюстных костей, обменные процессы в костной ткани находятся на высоком уровне. Поэтому своевременное выявление этиологических факторов особенно эффективно в денный период, как эффективно и лечение самих зубочелюстных аномалий.
Однако, сведения о развитии сменного прикуса неоднозначны. Так, например А.Д. Осадчий (1967 г.) выделяет в сменном прикусе два периода: 6 – 8 лет – ранний сменный прикус и 9 – 12 лет – поздний сменный прикус. И.Л. Злотник (1952 г.) также выделяет эти два периода, но с разницей в возрасте, соответственно, 6 - 9 и 10 – 12 лет.

Такое выделение периодов связано с наличием в зубных рядах в период раннего сменного прикуса первого постоянного моляра, четырех постоянных резцов на верхней и нижней челюсти. А премоляров и клыка – в периоде позднего сменного прикуса. В 9 лет рост челюстных костей замедляется, но отмечается заметный рост альвеолярного отростка, связанный с прорезыванием постоянных клыков и премоляров и формированием корней резцов и первого моляра (Ф.Я. Хорошилкина, 1999 г.).
Данное разделение учитывает и темпы роста челюстных костей и альвеолярного отростка и уровень интенсивности обменных процессов в них.
Прорезывание первых постоянных зубов (первых моляров) обеспечивает второй физиологический подъем высоты прикуса, формируется сагиттальная и трансверзальная окклюзионные кривые. Третий период повышения высоты прикуса начинается в 12 лет прорезыванием второго моляра. Он сопровождается активным ростом зубоальвеолярных дуг, который продолжается от 13,5 до 15 лет.
В процессе развития жевательного аппарата у детей сменный прикус наиболее лабильный. Одновременное наличие в полости рта временных зубов, утративших устойчивость вследствие рассасывания корней, и постоянных зубов, которые находятся на различных стадиях прорезывания и формирования корней, приводит к значительному снижению жевательной функции, ведущему к неравномерной тренировке жевательных мышц, неправильному росту челюстных костей и нередко формированию аномалий зубочелюстной системы. В этот период отмечается как саморегуляция имеющихся аномалий, так и формирование новых. В связи с неустойчивым состоянием отдельных звеньев зубочелюстной системы и всего жевательного аппарата в целом, а также усиленным ростом челюстей в данный период, необходимо использовать его для выполнения корригирующих ортодонтических вмешательств. Продолжение статьи здесь

Авторы: В.И. Куцевляк, А.В. Самсонов, С.В. Алтунина, Ю.В. Ткаченко

Прорезывание зубов оказывает значительное влияние на формирование детского организма и является индикатором общего развития ребенка. С прорезыванием временных зубов трансформируется процесс приема пищи: угасает сосательный рефлекс, изменяется механизм акта глотания, начинает формироваться жевательная функция. Развивающееся активное жевание способствует росту челюстей и изменению пропорций мозгового и лицевого черепа.

Активизируется развитие речи — становится возможным осуществление правильной артикуляции и звукообразования, что является неотъемлемой частью социальной адаптации и стимуляции умственного развития ребенка. Физиологическую норму прорезывания зубов временного прикуса можно установить на основании ряда критериев, таких как определенные сроки, парность и последовательность прорезывания [7, 13, 18].

Задержка сроков прорезывания временных зубов, по данным отечественной и зарубежной литературы, может быть обусловлена недоношенностью, отрицательным влиянием патологии неонатального и постнатального периодов развития ребенка [10, 25, 31, 35, 36].

Ряд авторов отмечает отрицательное влияние перенесенного рахита на физиологическое течение прорезывания временных зубов. По мнению Н. И. Агапова (1953), последствия рахита неодинаково сказываются на состоянии верхней и нижней челюстей, что способствует нарушению последовательности и парности прорезывания временных зубов [1]. Л. В. Ильина-Маркосян (1961) при гистологическом изучении микроструктуры челюстных костей при рахите сделала вывод, что задержку прорезывания можно объяснить нарушением костной структуры челюстей. Эти нарушения проявляются в виде отложения остеоидной ткани по периферии костных балок, а в некоторых участках в виде более обширных скоплений остеоида, который медленно подвергается резорбированию. Автор полагала, что нарушение последовательности прорезывания обусловлено задержкой роста нижней челюсти. Вследствие этого временные зубы сначала прорезываются на верхней, а лишь затем на нижней челюсти. Перенесенный в первый год жизни ребенка рахит оказывает выраженное влияние на сроки прорезывания временных зубов и приводит к их задержке на 4—5 мес. в сравнении со здоровыми детьми. В группе детей с перенесенным рахитом нарушены все признаки физиологического прорезывания временных зубов: сроки, парность и последовательность [12]. Кроме того, непосредственное влияние на сроки прорезывания временных зубов оказывает тип вскармливания в грудном возрасте и особенности введения последующего прикорма, формирующего характер жевательной нагрузки в дальнейшем. Отмечено раннее прорезывание временных зубов у детей грудного вскармливания, в сравнении с группой детей, находящихся на искусственном и смешанном вскармливании [7].

Отрицательное влияние на становление зубочелюстного аппарата и в частности на процесс прорезывания зубов оказывают дисфункции эндокринных желез. Так, при гипотиреозе и гипопаратиреозе наблюдается несоответствие между этапом формирования зубов, челюстных костей и возрастом ребенка. Клинически отмечается задержка прорезывания временных зубов на 1—3 года, период смены их на постоянные опаздывает на 3—4 года [4, 17, 23]. Наблюдаются остеопороз и деформации челюстных костей, адентия, гипоплазия эмали, атипичные форма коронок зубов и уменьшение их размеров [17, 21]. При гипертиреозе наряду с изменением морфологического строения зубов, зубных рядов и челюстей нарушается работа жевательных мышц и мышц языка, что в совокупности приводит к нарушению смыкания зубных рядов, более раннему прорезыванию зубов [23].

У современного поколения здоровых детей отмечается более раннее прорезывание временных зубов по сравнению с общепринятыми сроками в среднем на 1—2 мес., что связано с урбанизацией населения и глобальной акселерацией развития человека. Последствием раннего прорезывания временных зубов у детей является высокая интенсивность кариозного процесса вследствие недостаточной минерализации твердых тканей зубов [10, 11].

Знание сроков и закономерностей прорезывания временных зубов, учитывая значительную роль этого процесса в формировании детского организма, может являться диагностическим и прогностическим признаком ряда заболеваний, критерием выбора качества и количества прикорма во время перехода ребенка на твердую пищу, основанием для определения сроков проведения профилактических и терапевтических манипуляций в стоматологии и логопедии. Тем не менее приведенные сведения о сроках прорезывания временных зубов в отечественной справочной, учебной и научной литературе разноречивы (табл. № 1), что обусловлено климато-географическими зонами проведения исследований. На территории Красноярского края и Красноярска подобные исследования носили единичный, эпизодический характер [24].

Читайте также: