Анатомическая модель зуб человека

Опубликовано: 26.04.2024

Л. М. Ломиашвили
д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

С. В. Вайц
аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1) .

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3) , намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4) , соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6) .

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8) .

Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)

Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9) .

Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка

Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке

Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка

Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба

Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность

Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности

Моделирование из пластики

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19) .

Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20) .

Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность

Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти

Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23) .

Рис. 23. Придание материалу формы шара

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок

Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина

Клинический случай

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28) .

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29) .

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31) .

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004)

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32) .

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33) .

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Сведения об авторе

Ломиашвили Лариса Михайловна, д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Lomiashvili L. M., Doctor of Medicine, Head of the Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Михайловский Сергей Геннадьевич, врач-интерн ОмГМА, Россия, Омск

Mikhailovsky S. G., intern doctor OmGMA, Russia, Omsk

Вайц Сергей Владимирович, аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Weitz S. V., PhD student, Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Methodological approaches to modeling teeth from plastic materials

Аннотация. К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии! Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Annotation. Unfortunately, in higher education institutions, students of the Faculty of Dentistry are given limited knowledge about the forms of teeth, not enough hours are devoted to reproducing teeth from improvised materials (clay, plasticine, plastic). But the correctness of the newly created forms is a way to unravel harmony! The ability to properly restore the shape of missing hard tooth tissues in clinical dentistry is of paramount importance.

Ключевые слова: моделирование; скульптурная глина; моделирование из пластики; платилин; 16 зуб, 36 зуб; реставрация зуба.

Keywords: modeling; sculptural clay; plastic modeling; platilin; 16 tooth, 36 tooth; tooth restoration.

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • ТОЧКА РОСТА
  • Кабинет физики
  • Наборы ОГЭ физика 2021
  • Кабинет астрономии
  • Кабинет химии
  • Наборы ОГЭ химия 2021
  • Кабинет биологии
    • Лабораторные приборы
    • Микропрепараты
    • Модели по ботанике
    • Набор муляжей овощей и фруктов для оформления кабинета биологии
    • Гербарии
    • Модели по зоологии
    • Влажные препараты в школе
    • Коллекции в класс биологии
    • Модели по анатомии
    • Динамические пособия
    • Посуда и принадлежности для опытов по биологии
    • Перечень учебно-наглядных пособий кабинета биологии
  • Кабинет ОБЖ и НВП
  • ЛАБОРАТОРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
  • ЦИФРОВЫЕ ЛАБОРАТОРИИ
  • Начальная школа
  • Кабинет географии
  • Кабинет истории
  • Кабинет математики
  • Кабинет русского языка и литературы
  • Кабинет домоводства
  • Кабинет труда (мальчики)
  • Кабинет иностранного языка
  • Наборы для проектной деятельности
  • Робототехника
  • ТСО и Мебель

ПРИКАЗ № 465 Минпросвещения (перечень средств обучения)

КЛАССЫ ПРИКЛАДНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. «ТЕХНОСФЕРА»

  • Биохимические лаборатории
  • Класс IT-технологий
  • Инженерный класс
  • Физико-химическое направление Академкласса
  • Биохимическое направление Академкласса
  • Информ.-технич. направление Академкласса
  • Медицинский класс

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (старшая группа)

  • Демонстрационные пособия
  • Дидактические пособия
  • Интерактивные пособия и программно-методические комплексы
  • Учебно-развивающие комплексы
  • Игровые развивающие наборы, наборы для сюжетно-ролевых игр, настольные игры
  • Развивающие наборы для проектной деятельности, технологические игрушки
  • Музыкальные инструменты
  • Наборы для детского творчества
  • Технические средства обучения
  • Напольное покрытие

РОБОТОТЕХНИКА

РАСПРОДАЖА

  • Epson EB-450W мультимедиапроектор
  • Оборудование со склада
  • Оборудование кабинета физики L-микро

ВЫСШЕЕ ПРОФЕС­СИОНАЛЬ­НОЕ ОБРАЗО­ВАНИЕ

  • Физический практикум по Механике (общая физика)
  • Физический практикум по Электричеству
  • Физический практикум по Оптике и Атомной физике
  • Физический практикум по Молекулярной физике
  • Общая химия. РМС

СРЕДНЕЕ и НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕС­СИОНАЛЬ­НОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • Радиомонтажная мастерская
  • Кабинет "Автодело"

ПРИКАЗ № 336 Минобрнауки России от 30.03.2016

код продукта: 00002094

  • Модель

Описание

Пособие предназначено для использования в качестве демонстрационного материала в курсе биологии по разделу "Человек и его здоровье", наглядно демонстрирует строение зуба человека. С помощью модели можно продемонстрировать внешнее и внутреннее строение зуба.

Модель изготовлена из пластмассы, раскрашена в естественные цвета.

* Внимание! Изображение товара может отличаться от полученного Вами товара. Производитель оставляет за собой право изменять комплектацию и технические характеристики учебных пособий без предварительного уведомления, при этом функциональные и качественные показатели наглядных пособий не ухудшаются.
Информация о товаре носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой Статьей 437 ГК РФ.

Убедительная просьба, при покупке учебного оборудования согласовывать с менеджером важные для Вас характеристики, комплектацию и цену учебного оборудования.

Каждый желающий изучить строение зубов, сталкивается с огромным количеством различных атласов и учебников со множеством иллюстраций и описаний. Весь этот огромный поток информации может обескуражить и подтолкнуть к унынию даже самых мотивированных студентов. Современные технологии могут помочь в более легком получении информации, благодаря визуальным 3D-технологиям.

В этот сборник мобильных приложений, включены наиболее точные и подробные источники моделей зубов, доступные для взаимодействия и подробного изучения.

Мобильные приложения с 3D-моделями зубов

Содержание сборника:

Real Tooth Morphology — морфология зубов

Это инновационное приложение использует КТ-данные настоящих снимков, высокого разрешения.

Информация была собрана и обработана двумя университетскими учеными, которые использовали современные методы 3D-реконструкции, для точного отображения внешней и внутренней структур зубов.

Программа содержит руководство по морфологии и строению зубов, раскрывая интересные и необычные особенности, которые будут встречаться у стоматологических больных. вся информация может быть изучена и объяснена в рамках интерактивного гида.

Это идеальный инструмент для практикующих врачей, студентов стоматологических факультетов и тех кто хочет узнать структуру зубов и полости рта. Подробная детализация и высокое разрешение при просмотре каждой модели, в том числе внутренних структур, позволяет узнать много интересных особенностей зубов.

Язык контента — английский. Загрузка — платная.

Dental Corpus ANATOMY — 3D-реконструкции зубов

«Dental Corpus ANATOMY» представляет собой интерактивный инструмент для студентов-стоматологов и медицинских работников.

Целью этого приложения является визуализация сложной корневой анатомии и предоставление подробной информации о размере, морфологии и развитии зубов. Каждый зуб представляет собой 3D-модель, созданной благодаря подробно собранной информационной базе из стоматологических учебников. Фотографии реально извлеченных зубов в комбинации рентгеновскими снимками и иллюстрациями, делает это приложение уникальным образовательным инструментом. Присутствует возможность сохранить или распечатать любую информацию, предоставленную в формате PDF.

  • 3D модели зубов нижней и верхней челюсти на основе информации из современной литературы
  • 3D-реконструкция системы корневых каналов каждого зуба
  • Вращение, перемещение и масштабирование любого объекта
  • Схема определения всех анатомических ориентиров корня зуба и его поверхностей
  • Подробная информация о размерах и развитии каждого зуба
  • Расширенный учебный материал в PDF-файлах
  • Рентгенограммы и иллюстрации зубов вместе со смежными анатомическими структурами
  • Загружаемые информационные материалы

Язык контента — английский. Загрузка — платная.

My Dental Anatomy — 3D-анатомия зубов

«My Dental Anatomy» — приложение для изучения анатомии зубов, которое позволяет взаимодействовать с 3D-моделью, вращая и зумируя её.

Программа предоставляет пользователям подробный обзор моделей человеческих зубов, позволяя манипулировать ими, просматривать их в режиме «рентген», скрывать и показывать отдельные анатомические части и просматривать текстовую информацию о них.

Это приложение может быть большим подспорьем для студентов-медиков или тех кто изучает строение зуба.

  • Дружественный интерфейс
  • Простая навигация
  • Вращение, масштабирование и панорамирование моделей
  • Выбор режима просмотра:
    Режим «Рентген»
    Режим «Анимации»
  • Удобный поиск
  • Аудио произношение всех терминов по анатомии, на английском языке
  • Высоко-реалистичный, стоматологический 3D-атласс

Скачивание — бесплатное, но в приложении присутствует платный контент.

ToothView — 3D-строение зубов

«ToothView» представляет собой программное обеспечение с 3D-анимациями, которые могут быть использованы для изучения анатомии зуба.

Пользователи могут просматривать все внутренние и внешние особенности моделей, под разным углом и в любой проэкции. Приложение поможет ориентироваться пользователю в дентальной классификации и гистологии, поскольку все структурные части, такие как — эмаль, дентин и пульпа, четко прорисованы в 3D-поле.

Каждый вид зубов можно рассматривать как в группах, так и по отдельности. Доступны модели для изучения строения — резцов, клыков, премоляров и коренных зубов. Данная программа используются тысячами стоматологов во всем мире для современного обучения.

Скачивание — бесплатное. Язык контента — английский.

iD Lecture — материалы по анатомии зуба

iD Lecture, материалы, анатомии зуба

«iD Lecture» — мощный инструмент для создания 3D-презентаций в режиме реального времени, разработанный для повышения качества информации и вовлеченности во время презентации стоматологических лекций.

Просмотр каждого зуба в полном 3D-виде и выделение особенностей каждого зуба в одном событии / слайде с «iD Anatomy». Используйте наши мощные инструменты для нарезки, анимации и разметки вашего лекционного материала.

«iD Lecture» — это мультиплатформенное программное обеспечение, доступное для iPad, Mac, ПК android-устройств и iPhone (только для просмотра). Наша облачная система хранения данных обеспечивает плавный переход всей вашей информации с платформы на платформу.

Язык контента — английский. Загрузка — бесплатная.

СТРОЕНИЕ ЗУБОВ И ОСНОВЫ ИХ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Воссоздание дефектов зубных рядов металлокерамическими реставрациями невозможно без знаний анатомии жевательного аппарата.

Различают три функционально ориентированные группы зубов:

фронтальные (передние, откусывающие) и боковые (разжевывающие).

Форма зубов соответствует их функции. Группу откусывающих зубов составляют резцы и клыки.

Резцами называют зубы, коронки которых имеют режущий край, клыки отличаются от них тем, что коронка имеет заостренную коническую форму.

Откусывающих зубов — 12, они расположены по б на каждой челюсти: по 3 — от средней линии.

Группу разжевывающих зубов составляют премоляры и моляры.

Премоляров — 8: по 4 — на каждой челюсти, по 2 — после клыков; моляров — 12: по б — на каждой челюсти, по 3 — после премоляров.

Разжевывающие зубы имеют многобугорковую жевательную поверхность: премоляры — 2 бугорка, моляры верхней челюсти — по 4 бугорка, моляры нижней челюсти — 5 и 4 бугорка.

В зубе различают три части (см. рис. 1):

Рисунок 1. Строение зуба Строение зубов и основы их моделирования

А: 1 — коронка зуба; 2 — шейка зуба; 3 — корень зуба Б: 1 — эмаль; 2 — цемент; 3 — дентин; 4 — канал корня зуба; 5 — периодонт

1. коронка выступает над десневым краем, покрыта эмалью, ее главную массу составляет дентин;

2. корень погружен в альвеолу челюсти, состоит из дентина, покрытого цементом;

3. шейка зуба расположена между коронкой и корнем, у ее верхней границы заканчивается эмалевый покров.

Различают следующие поверхности коронок зубов:

1. жевательные (окклюзионные), которые соприкасаются с зубами-антагонистами; у резцов они называются режущим краем, у клыков — рвущим бугром;

2. боковые (аппроксимальные), которыми зуб контактирует с соседними зубами; поверхность, обращенная к стоящему впереди зубу, носит название медиальной, а к стоящему позади — дистальной;

3. вестибулярные, которые обращены в сторону губы или щеки;

4. оральные, которые обращены в сторону полости рта.

На всех поверхностях зуба можно определить наиболее выпуклую часть. Линия, соединяющая наиболее выпуклые части зуба на всех его поверхностях, называется экватором.

Экватор разделяет зуб на окклюзионную и десневую части. Каждый зуб имеет определенные размеры. У коронки зуба принято различать высоту, ширину и толщину.

Высота коронки зуба — расстояние от режущего края или бугра жевательной поверхности до уровня шейки зуба. Ширина коронки зуба — расстояние между аппроксимальными поверхностями. Режущежевательная поверхность зубов шире, чем их пришеечная часть.

Толщина коронки зуба — вестибуло-оральный размер зуба. Размер высоты зубов убывает от фронтальной группы к жевательной, за исключением клыков.

Наряду с этими характеристиками имеются признаки принадлежности зуба к правой или левой части челюсти:

- признак кривизны коронки проявляется в том, что наибольшая выпуклость вестибулярной (зубной, щечной) поверхности расположена медиально;

- признак угла коронки выражается в том, что медиальная поверхность и режущий край резцов и клыков образуют более острый угол, чем угол, образуемый режущим краем и дистальной поверхностью;

- признак корня состоит в том, что корни резцов и клыков отклоняются в заднебоковом направлении, а премоляров и моляров — в заднем от продольной оси корня.

Зубы верхней челюсти

Центральный резец верхней челюсти

Коронка зуба имеет лопатообразную форму.

Боковые поверхности постепенно сходятся по направлению к шейке. Вестибулярная поверхность выпуклая и часто имеет форму прямоугольника. У лиц молодого возраста она волнистая, волны идут продольно и как бы делят вестибулярную поверхность на три части, образуя по режущему краю три изгиба.

С возрастом исчезает (стирается) волнистость вестибулярной поверхности коронки и режущего края, и он становится ровным. Коронка шире у режущего края и уже у шейки зуба, медиальный угол режущего края прямой, дистальный — немного закруглен.

Внешняя линия резца с медиальной стороны округлая, с дистальной — несколько вогнутая. Оральная поверхность вогнута и имеет форму треугольника с вершиной, направленной к шейке зуба. В верхней трети находится бугорок.

У людей молодого возраста небный бугорок делится на несколько маленьких бугорков. Аппроксимальная поверхность имеет форму треугольника с вершиной, обращенной к режущему краю. Линия шейки зуба (эмалево-цементная граница) изогнута.

Губная поверхность выпуклая только в верхней половине (ближе к шейке), ее половина, идущая к режущему краю, уплощена. Боковой резец верхней челюсти Боковые резцы по размеру меньше центральных резцов, формы их значительно варьируют.

Коронка зуба имеет лопатообразную форму. Боковые поверхности коронки почти параллельны. Коронка бокового резца меньше центрального во всех измерениях (короче и уже примерно на 1 мм). Медиальный угол у бокового резца более закруглен, чем у центрального.

Вестибулярная поверхность выпуклая (при этом она тем больше выражена, чем уже коронка зуба) и имеет форму треугольника с вершиной, обращенной к шейке зуба. При сравнительно широкой коронке форма ее такая же, как и у центрального резца, то есть уплощенная в нижнем отделе коронки. В зубном ряду шейка бокового резца располагается несколько дистально по сравнению с режущим краем.

Клык верхней челюсти

Клык, располагаясь дистально от бокового резца, образует угол зубной дуги — переход от режущих зубов к жевательным. В зубном ряду коронка клыка несколько отклонена вестибулярно и соответственно выступает из дуги зубного ряда. Форма коронки конусовидная, переднезадний размер ее больше у основания, поперечный — больше у середины.

При рассмотрении коронки клыка сверху ярко очерчивается ее медиально-дистальная кривизна. Вестибулярная поверхность выпуклая и. имеет нерезко выраженный продольный валик, лучше заметный у режущего края; валик делит губную поверхность на две неравные части: меньшую — медиальную и большую — дистальную.

Оральная поверхность более узкая, чем вестибулярная, слегка выпуклая и так же, как вестибулярная поверхность, имеет продольный валик, идущий от шейки к режущему бугру. Валик делит поверхность на две части — медиальную и дистальную. По обе стороны от него часто имеются углубления.

В верхней трети валик переходит в хорошо развитый зубной бугорок. Аппроксимальная поверхность коронки клыка, по сравнению с таковой у резцов, — выпуклая.

Медиальная поверхность — режущий край — коронки клыка верхней челюсти заканчивается бугром и имеет два тупых угла — медиальный и дистальный. Медиальный угол расположен ближе к бугру, чем дистальный, вследствие чего из двух линий, составляющих режущий край, дистальная длиннее медиальной.

Дистальная часть режущего края часто вогнутая. Медиальный угол обычно ниже дистального. Первый премоляр верхней челюсти Коронка первого премоляра похожа на призму, стороны которой выпуклы, имеет больший диаметр в вестибулярно-оральном направлении, меньший — в медиально-дистальном.

Она сложена как бы из двух половин — вестибулярной и оральной, имеющих округлые поверхности. Вестибулярная половина коронки больше оральной, она имеет хорошо выраженный жевательный бугор, похожий на бугор клыка, и два меньших — медиальный и дистальный.

Хорошо I выраженный бугор имеет и оральная половина коронки. Вестибулярная поверхность похожа на поверхность клыка, но она короче. I Как и у клыка, вестибулярная поверхность разделена нередко выраженным I валиком на две части — меньшую (медиальную) и большую (дистальную).

Аппроксимальная поверхность имеет прямоугольную форму. Наибольшая выпуклость на аппроксимальной поверхности коронки располагается в верхней трети. Жевательная поверхность премоляра при взгляде сверху имеет овальную форму и два основных бугра, которые разделены бороздками, лежащими продольно и поперечно в виде буквы «Н».

Поперечная линия проходит посередине жевательной поверхности в медиально-дистальном направлении и доходит до аппроксимальных эмалевых валиков, которыми заканчивается жевательная поверхность. Борозды имеют искривление соответственно искривлению медиальной стороны коронки.

Жевательная поверхность и коронка в целом несколько сужены в оральном направлении. Вестибулярный бугор острее и выше орального. Второй премоляр верхней челюсти Второй премоляр верхней челюсти сходен с первым премоляром, но коронка его во всех диаметрах несколько меньше коронки первого премоляра.

Различия в строении коронок первого и второго премоляров состоит в том, что у второго премоляра бугры жевательной поверхности по величине равны. Вестибулярная поверхность второго премоляра верхней челюсти обладает менее выраженным сходством с вестибулярной поверхностью клыка: вестибулярная поверхность премоляра имеет более округлую форму.

Первый моляр верхней челюсти Вестибулярная поверхность коронки первого моляра отличается тем, что медиальный бугор выше и больше дистального. Вестибулярная поверхность как бы состоит из вестибулярных поверхностей двух премоляров.

Оральная поверхность коронки резко суживается к шейке, медиальный оральный бугор значительно больше дистального, поэтому фиссура, разделяющая их, располагается значительно дистальнее от середины коронки.

Аппроксимальная поверхность моляра более округлая, чем медиальная. Аппроксимальная линия наибольшего периметра зуба с медиальной стороны расположена выше, с дистальной — ниже. Медиальная поверхность — более отлогая, чем аппроксимальная.

Жевательная поверхность имеет в схеме форму ромба. Вестибуло-оральный размер жевательной поверхности больше медиально-дистального. Медиальновестибулярный и дистально-оральный бугры имеют острую форму, другие — округлую.

Схематично расположение фиссур на жевательной поверхности моляра можно представить в виде расположенной под углом буквы «Н», поперечная линия которой проходит по длинной диагонали ромба.

Все фиссуры моляра имеют скос к середине жевательной поверхности и делят жевательную поверхность первого моляра нижней челюсти на четыре бугра: два вестибулярных и два оральных. Медиально-вестибулярный бугор самый большой, а дистально-оральный — самый маленький.

Фиссуры жевательной поверхности моляра имеют разную глубину, они представляют собой углубления, расположенные в разных местах на разных уровнях, в иных местах неглубокая фиссура располагается на возвышенности жевательной поверхности.

Часто они варьируют, в результате образуются различные формы жевательной поверхности. Второй моляр верхней челюсти Второй моляр верхней челюсти меньше первого.

Форма коронки, как и форма жевательной поверхности, весьма разнообразна. Различают четыре варианта:

1. форма коронки и жевательной поверхности такая же, как у первого моляра; 2. коронка удлинена в медиально-дистальном направлении, укорочена в вестибулярно-оральном и похожа на вытянутую призму;

3. коронка еще больше вытянута в длину, жевательная поверхность имеет три бугра, располагающихся по прямой линии;

4. коронка, как и жевательная поверхность, имеет треугольную форму.

На жевательной поверхности расположены три бугра в форме треугольника: два бугра — вестибулярные, один — оральный. Наиболее часто встречаются коронки первого и третьего вариантов.

Третий моляр верхней челюсти Третий моляр самый маленький из всех моляров верхней челюсти. Форма зуба и размеры его подвержены весьма большим колебаниям. Форма коронки тре-

а — вестибулярная поверхность; б — оральная поверхность; в — аппроксимальная поверхность; г — жевательная поверхность


Центральные и боковые резцы нижней челюсти

Центральные и боковые резцы нижней челюсти являются самыми маленькими зубами. Центральные резцы меньше боковых. Коронки резцов нижней челюсти узкие и длинные и по форме похожи на долото. Аппроксимальные поверхности почти параллельны. На аппроксимальной поверхности коронки видно, что шейка ее имеет ярко выраженную лунообразную форму.

Вестибулярные поверхности коронок слабо выпуклые или плоские. У режущего края на них заметны две вертикальные бороздки. Оральные поверхности коронок гладкие, вогнутые, имеют треугольную форму, зубные бугорки слабо выражены. Признак углов в центральных резцах отсутствует, в боковых — выражен слабо, причем дистальный угол может быть выше медиального.

Признак кривизны у боковых резцов едва заметен.

Клык нижней челюсти Клык нижней челюсти имеет массивную коронку, суживающуюся к краю с вестибулярной и оральной сторон.

С вестибулярной стороны коронка разделяется продольным валиком на две фасетки: медиальную — меньшую и дистальную — большую. Режущий край создается двумя сходящимися под углом отрезками (медиальным — меньшим и дистальным — большим), образующими у вершины угла режущий бугор. С оральной стороны имеется выраженный зубной бугорок.

Аппроксимальные стороны клыка под небольшим углом сходятся к шейке. Наибольший диаметр (экватор) коронки в вестибулярно-оральном направлении проходит ближе к шейке, а в медиально-дистальном — вблизи режущего края.

Коронки клыков нижней челюсти выступают из дуги зубного ряда в трех направлениях: несколько «выстоят» по отношению к вестибулярным и оральным поверхностям коронок соседних зубов, режущие края выступают над режущими краями резцов.

Первый премоляр нижней челюсти

Коронка первого премоляра нижней челюсти по отношению к корню наклонена орально, жевательная поверхность имеет округлую форму и сужена в вестибуло-оральном направлении.

Вестибулярная поверхность по форме похожа на вестибулярную поверхность клыка. Она разделена продольным валиком на фасетки: медиальную — меньшую и дистальную — большую.

Вестибулярная часть жевательной поверхности имеет бугор с двумя скатами — медиальным и дистальным.

Оральная поверхность — уже и короче вестибулярной, что обусловлено менее развитым оральным бугром.

Аппроксимальная поверхность имеет выпуклости, которые расположены ближе к жевательной поверхности. К шейке коронка суживается.

Жевательная поверхность премоляра нижней челюсти имеет более округлую форму, чем жевательная поверхность премоляра верхней челюсти, форма которого — овальная.

На поверхности расположено два бугра: вестибулярный — больший и оральный — меньший.

Бугры связаны эмалевыми валиками, расположенными по краю аппроксимальных поверхностей и посередине жевательной поверхности.

Медиально и дистально от бугров имеются симметрично расположенные углубления. Вестибулярный бугор наклонен в сторону орального бугра.

Оральный бугор тупой и часто находится вне окклюзионного контакта с жевательной поверхностью антагониста. Второй премоляр нижней челюсти Второй премоляр по размерам больше первого премоляра нижней челюсти.

Отличие первого премоляра от второго заключается в том, что у первого премоляра верхушка вестибулярного бугра лежит много выше верхушки орального бугра, коронка первого премоляра сужена к оральной стороне, коронка второго премоляра округлая.

Коронка второго премоляра нижней челюсти больше коронки первого премоляра, она может иметь различную форму и быть несколько наклонена орально.

Ось коронки с осью корня образуют меньший угол, чем у первого премоляра. тьего моляра весьма варьирует, но чаще всего повторяет форму более крупных моляров. Сходство формы с более крупными молярами тем больше, чем больше развита коронка.

Жевательная поверхность чаще всего имеет три бугра, однако за нормальную принято считать жевательную поверхность с четырьмя буграми. Иногда третий моляр имеет размеры премоляра и даже меньшие.

Зубы нижней челюсти

Вестибулярная поверхность коронки по форме напоминает вестибулярную поверхность первого премоляра нижней челюсти. Оральная поверхность значительно больше, чем у первого премоляра, что обусловлено большей развитостью орального бугра.

Аппроксимальная и медиальная поверхности слегка выпуклые и сходятся к шейке зуба. Жевательная поверхность округлой формы.

На ней имеется два, а чаще три бугра: вестибулярный и два оральных. Вестибулярный бугор тупой, несколько наклонен орально.

Оральный бугор острый, более выражен, чем у первого премоляра, и расположен несколько выше, чем вестибулярный.

Как и у первого премоляра, медиальная и дистальная стороны жевательной поверхности образованы связывающими бугры эмалевыми складками.

Бороздка, отделяющая вестибулярный бугор от орального, обычно резко выражена, иногда от нее отходит желобок, разделяющий оральный бугор на медиальные и дистальные отделы, что превращает зуб в трехбугорковый.

Первый моляр нижней челюсти

Форма коронки первого моляра приближается к форме куба.

Вестибулярная поверхность выпуклая и у края жевательной поверхности наклонена в оральную сторону. Оральная поверхность — так же выпуклая, но она меньше вестибулярной.

Медиальная поверхность — больше дистальной и более выпуклая. Обе аппроксимальные поверхности резко сходятся к шейке.

Жевательная поверхность — прямоугольной формы, медиально-дистальный размер ее больше вестибулярно-орального.

Жевательная поверхность имеет пять бугров: три вестибулярных и два оральных. Самым большим бугром является медиально-вестибулярный, меньшим — дистально-вестибулярный.

Бугры отделены друг от друга бороздками. Две главные бороздки идут от медиального края к дистальному и от орального к вестибулярному.

Они перекрещиваются посередине жевательной поверхности под прямым углом, причем продольная бороздка не доходит до аппроксимальных краев жевательной поверхности, поперечная же переходит в виде желобка на вестибулярную и оральную поверхности зуба.

Второй моляр нижней челюсти Коронка второго моляра несколько меньше коронки первого моляра.

Жевательная поверхность имеет четыре бугра: два вестибулярных, из которых медиальный больше и выше дистального, и два оральных, равных по размеру.

Вестибулярные бугры расположены выше оральных и имеют округлую форму. Оральные бугры заостренной формы.

Аппроксимальные поверхности почти параллельны и несколько суживаются у шейки. Вестибулярная поверхность разделяется сравнительно глубокой бороздой на две половины.

Борозда заканчивается у начала вестибулярной выпуклости. Оральная поверхность так же разделена бороздой, доходящей до оральной выпуклости коронки зуба. Эта борозда короче вестибулярной.

Оральная выпуклость расположена выше вестибулярной. Третий моляр нижней челюсти Коронка третьего моляра, как правило, меньше коронки второго моляра и может быть различной формы.

Однако это явление наблюдается реже, чем у противостоящего ему третьего моляра верхней челюсти. Жевательная поверхность обычно состоит из четырех бугорков, но иногда встречаются и пять бугорков.




«За шагом шаг ты сходишь постепенно в мир, не подвластный взгляду твоему!»

Из философии синтоистов

«Идти туда — не зная, куда и делать то — не зная что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Да же если Вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, Ваши руки не всегда воспроизводят правильно его формы и объемы. Студентов художественно графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, полу чая высшее профессиональное образование в вузах, студенты стоматологического факультета в ограниченном объеме приобретают знания о формах зубов. Недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из под ручных материалов (глины, пластилина, пластики). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов имеет первостепенное значение в клинической стоматологии. Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Раз вить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием. Цель занятий — развитие зритель ной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода вы бора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать ра боту, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит для Вас.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов — дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой при ем широко используется и в терапевтической стоматологии, например, этап контурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Моделирование зубов из пластики

Пластика — материал, из которого можно создать красивую модель зуба (фото 1). Это до вольно плотный, не липкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения — перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воз действие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное время, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы по ходу работы. Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110 120 градусов в печи в течение 5-10 мин. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Она хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара (фото 2). Затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (фото 3) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж образной формы. На жевательной поверхности инструментом — шпателем или гладилкой — по нанесенной разметке про водится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (фото 4): (1) передний язычный бугорок, (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок), а также формируется экватор модели зуба 36. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольно го, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (фото 5 6). Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (фото 7). Модели, выполненные из пластики, можно хранить длительное время, они будут напоминать о результатах, достигнутых в моделировании.

Моделирование зубов из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов. Работать с глиной по своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая (фото 11), то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны (фото 12), оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы (фото 13). После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно за вершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (фото 14).

Рассмотрим моделирование первого право го моляра верхней челюсти (зуб 16). Задаются габаритные очертания модели зуба 16 (фото 15, 16), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P). Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносит ся разметка (фото 17), соответствующая фиссуре первого порядка Н образной формы. За вершение формирования внешних контуров модели и экватора (фото 18) проводится рука ми. До этого этапа все действия выполнялись руками (фото 19).

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (фото 20, 21). Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки так, чтобы между ними появилась фиссура Н образной формы (фото 22). Инструменты для работы выбираются такие, которыми удобнее работать, это может быть шпатель, гладил ка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно двух трех инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.




Моделирование зубов из пластилина

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках — и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с этим материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким, липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования зуба 36 из пластилина. Придаем пластилину форму шара (фото 29). Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (фото 30): (1) передний язычный, (2) задний язычный, (3) передний щечный, (4) задний щечный, (5) дистальный. С помощью инструмента (рис. 31) проводится моделирование дистального валика (В), продольно го валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (фото 32) медиального валика (В), продольного ва лика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Клиническое применение навыков моделирования зубов

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности.

Рассмотрим клиническую ситуацию: зуб 36 имеет средний кариес с распространением в дентин (фото 34). В зубе 36 отпрепарирована кариозная полость (фото 35). Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили, 2004 (фото 36, 37). Внесена вторая порция пломбировочного матери

ала. Внешний вид реставрации до этапа шлифов ки, полировки отображает анатомически полно ценную жевательную поверхность (фото 38). Вид реставрации зуба 36 после шлифовки, полировки демонстрирует зеркальный блеск поверхности для биоинтеграции реставрации (фото 39).

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Читайте также: