Анатомическую форму зуба на гипсовой модели восстанавливают

Опубликовано: 23.04.2024

Л. М. Ломиашвили
д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

С. В. Вайц
аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1) .

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3) , намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4) , соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6) .

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8) .

Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)

Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9) .

Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка

Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке

Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка

Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба

Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность

Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности

Моделирование из пластики

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19) .

Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20) .

Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность

Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти

Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23) .

Рис. 23. Придание материалу формы шара

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок

Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина

Клинический случай

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28) .

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29) .

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31) .

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004)

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32) .

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33) .

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Сведения об авторе

Ломиашвили Лариса Михайловна, д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Lomiashvili L. M., Doctor of Medicine, Head of the Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Михайловский Сергей Геннадьевич, врач-интерн ОмГМА, Россия, Омск

Mikhailovsky S. G., intern doctor OmGMA, Russia, Omsk

Вайц Сергей Владимирович, аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Weitz S. V., PhD student, Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Methodological approaches to modeling teeth from plastic materials

Аннотация. К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии! Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Annotation. Unfortunately, in higher education institutions, students of the Faculty of Dentistry are given limited knowledge about the forms of teeth, not enough hours are devoted to reproducing teeth from improvised materials (clay, plasticine, plastic). But the correctness of the newly created forms is a way to unravel harmony! The ability to properly restore the shape of missing hard tooth tissues in clinical dentistry is of paramount importance.

Ключевые слова: моделирование; скульптурная глина; моделирование из пластики; платилин; 16 зуб, 36 зуб; реставрация зуба.

Keywords: modeling; sculptural clay; plastic modeling; platilin; 16 tooth, 36 tooth; tooth restoration.

Стоматология инновационных технологий SMILE-AT-ONCE

Художественная реставрация зубов – это эстетическая процедура по восстановлению внешнего облика зуба. В отличие от наращивания не ставится цель вернуть жевательные функции, они восстанавливаются частично, а главная задача врача – максимально приблизиться к естественной форме и природному цвету эмали.

Художественная реставрация зубов

Чем художественная реставрация отличается от пломб?

Существует мнение, что любая реставрация в стоматологии аналогична пломбированию, ведь часто используются одни и те же материалы, и задачи в общих чертах похожи. Однако различий между двумя процедурами хватает, хоть у них много общих требований:

  • Восстановить первоначальную форму зуба.
  • Крепко фиксироваться и не выпадать.
  • Не разрушаться и под воздействием пищи.
  • Предотвращать появление кариеса.
  • Состоять из нетоксичного материала.
  • Минимально стираться со временем.
  • Не разрушать здоровые ткани зуба.
  • Просматриваться на рентгене.
  • Не иметь пористой поверхности.
  • Идеально прилегать к соседним зубам, не вызывая дискомфорта.

Запломбированные зубы

Главное же отличие пломбы от реставрации всего в одном пункте – соответствие естественному цвету эмали. Пломбировочный материал такого качества появился лишь в 1980-х годах, и с тех пор эстетическая стоматология шагнула далеко вперед. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что знак равенства между пломбой и художественной реставрацией ставить нельзя – это две похожие процедуры, но с разными задачами.

Показания и противопоказания

Художественная реставрация, как и большинство эстетических процедур, имеет ряд очевидных показаний:

  • Неудовлетворительное состояние цвета и формы зубов в зоне улыбки.
  • Незначительные сколы и трещины на резцах, клыках и премолярах.

Скол зуба

  • Легкие искривления зубного ряда после пародонтита и других заболеваний.
  • Последствия пришеечного и межзубного кариеса, которые привели к клиновидному дефекту и другим нарушениям.

Клиновидный дефект

  • Разрушения тканей зуба после глубокого кариеса.

Разрушения тканей зуба после глубокого кариеса

Противопоказания бывают абсолютные и относительные, к первой группе относятся:

  • Установленный кардиостимулятор.
  • Глубокий или перекрестный прикус.
  • Аллергия на используемые для реставрации материалы — перед процедурой проводятся аллергопробы, чтобы это уточнить.
  • Отсутствие соседних зубов для опоры.

Относительных противопоказаний чуть больше, и все они решаемы в кратчайшие сроки – спустя время, лечением или отказом от вредных привычек:

  • Стираемость зубов на патологическом уровне, или бруксизм.
  • Любые воспалительные процессы, включая гингивит в острой стадии.

Гингивит

  • Возраст до 18-ти лет.
  • Беременность на первом и третьем триместре.
  • Курение и злоупотребление алкоголем.

Курение и злоупотребление алкоголем являются противопоказанием к проведению художественной реставрации

  • Недостаточный уровень ежедневной гигиены.

Стираемость зубов

Преимущества и недостатки

Плюсы художественной реставрации зубов:

  • Относительно быстрый и эстетичный результат – зуб не отличить от естественного облика невооруженным глазом.
  • Прочность и долговечность – средний срок службы большинства реставраций составляет 10-15 лет.
  • Нет особых требований по уходу – после установки зубы можно чистить в привычном режиме, но без использования жестких щеток и абразивных паст.
  • Устойчивость к большинству пищевых красителей – в группу риска входит только красное вино и табачный дым.
  • Минимальный риск развития повторного кариеса и других заболеваний.

Минусы процедуры:

  • Даже самая прочная и дорогая реставрация может сломаться – необходимо бережное отношение и отказ от вредных привычек грызть твердые предметы.
  • Отреставрированный зуб лишь частично восстанавливает свои жевательные функции. Главная задача – вернуть первоначальный облик, но не прочность.
  • При изготовлении непрямым методом – долгое ожидание результата, необходимость постоянно приходить в кабинет врача на примерку и доводку.
  • Относительная высокая стоимость – реставрация всегда дороже классического пломбирования.

Скол винира

Методы и этапы реставрации зубов

Существует два метода реставрации зубов:

  • Прямой метод. В этом случае для реставрации используются фотополимеры – светоотверждаемые пломбировочные материалы. Эту работу осуществляет стоматолог-терапевт, и именно ее чаще всего называют художественной реставрацией зубов
  • Непрямой метод. Этот метод уже больше похож на протезирование, так как здесь для реставрации используются накладки на зубы - виниры. Непрямую реставрацию осуществляет стоматолог-ортопед

Проведение прямой реставрации зубов

Прямая реставрация чаще всего применяется, если поражения зубов фронтального отдела достаточно небольшие.

Первый этап прямой реставрации – подготовка. Она включает в себя целый ряд мероприятий:

  • Гигиеническая очистка зубов при помощи нейлоновых щеток и полировочной пасты
  • Подбор цвета пломбировочного материала – осуществляется с помощью специальной цветовой шкалы по отношению к зубу, который готовится к восстановлению
  • Введение анестезии для снятия неприятных ощущений при реставрации
  • На втором этапе проводится препарирование разрушенных зубов. Если зуб поражен кариесом, то проводится его высверливание, если же зуб просто разрушен, то оставшаяся часть приводится в удобный для реставрирования вид. При препарировании обычно используют щадящие технологии, чтобы оставить как можно больше здоровых тканей.

На третьем этапе зуб изолируется от слюны и влажного дыхания – при попадании влаги качество реставрации значительно ухудшается, поскольку влага плохо влияет на фотополимерные пломбы.

Прямая реставрация зубов

Если это необходимо, то на четвертом этапе в каналах зуба фиксируются штифты, причем в передних зубах для этого обычно используют прозрачные стекловолоконные штифты.

Дальше при помощи светоотверждаемых композитов моделируется коронка зуба.

На последнем, шестом этапе проводится окончательное моделирование при помощи боров и шлифовка, и полировка поверхности пломбы.

Проведение непрямой реставрации зубов

Непрямая реставрация зуба с помощью виниров – это облицовывание всей передней части зуба микропротезом. По идее, винир является коронкой, однако он облицовывает зуб только с одной или с двух сторон. Винир позволяет сделать более идеальную реставрацию, чем пломба, однако непрямая реставрация стоит дороже, и у нее имеются противопоказания:

  • Неправильный прикус
  • Отсутствие одного или нескольких жевательных зубов
  • Патологическая стираемость зубов
  • Бруксизм
  • Привычка обкусывать ногти, откусывать зубами нитки и открывать бутылки
  • Занятия боксом и другим спортом, способным повредить зубы
  • Наличие на язычной поверхности зуба пломбы

Непрямая реставрация зубов

Непрямая реставрация зубов также проводится в несколько этапов:

  1. Первый этап – это определение цвета будущего винира. Обычно виниры делают из керамики, которой можно придать практически любой цвет, так что новый зуб не будет отличаться от соседних.
  2. На втором этапе зуб препарируется для постановки винира – обычно стачивается от полумиллиметра до полутора миллиметров с передней части зубов. Это необходимо для того, чтобы винир не выпирал над другими зубами в ряду.
  3. На третьем этапе с зуба снимают слепок для изготовления винира.
  4. Четвертый этап заключается в фиксировании на подготовленном зубе временных виниров, чтобы защитить препарированный зуб от негативного воздействия разных факторов в ротовой полости.
  5. На последнем этапе постоянный винир уже изготовлен – остается только зафиксировать его в ротовой полости при помощи композитного клея.

Трудности художественной реставрации

Художественная реставрация зубов, особенно прямая – это достаточно трудный процесс, который дается далеко не всем стоматологам. При художественной реставрации врач должен достичь идеального эстетического результата, что достаточно сложно по ряду причин:

  • Сложность формы зуба. Анатомическая форма зуба достаточно сложна – зуб сложно слепить даже из пластилина, что уж говорить о работе с композитным материалом прямо во рту у пациента. Чаще всего стоматолог не справляется именно с приданием зубу точной, эстетически правильной формы.
  • Цвет зуба. Современные композитные материалы имеют множество разных оттенков, которые позволяют при смешивании получить естественный цвет зубов пациента. К несчастью, многие стоматологи с трудом справляются с комбинированием оттенков, из-за чего отреставрированный зуб по цвету может отличаться от своих соседей. Кроме того, цвет зуба меняется на всей его поверхности, что только усложняет процесс подбора композита.
  • Прозрачность зуба. Зуб, помимо цвета, изменяет еще и свою прозрачность – она повышается в направлении от шейки зуба до режущего края. Поэтому очень важно использовать пломбировочные материалы с разной прозрачностью – иначе зуб будет выглядеть неестественно.

Лучшие технологии при реставрации зубов

Цвет зуба, который мы можем видеть, формируется в ходе сложных процессов отражения света от тканей эмали и от микроструктур, присутствующих на каждом зубе.

Чтобы максимально точно воссоздать цвет зуба во время реставрации, врачи раньше использовали пломбировочные материалы, выпускаемые в чрезвычайно широкой гамме. При наслаивании их друг на друга в соответствии с оттенками и степенью прозрачности, удавалось сделать реставрацию такой же, как натуральные зубы.

Однако сегодня стоматологические технологии пошли дальше – и появились материалы-хамелеоны. В этих материалах изначально заложены все оптические свойства натуральных зубов, так что свет в них преломляется точно так же, как в естественных зубах. Кроме того, при нанесении они сами становятся идентичны натуральной эмали, как бы сливаясь с ней.

Механизм действия материала-хамелеона

На феномене Рэлеевского рассеивания цвета основан выраженный эффект невидимости композитов-хамелеонов – они, подобно зубу, состоят из разнообразных мультиповерхностных структур. Соотношение различных частиц тщательно подобрано таким образом, что вместе они создают сложный комплекс взаимных отражений света, а благодаря их разной отражающей способности происходит диффузное отражение света.

Световой пучок проходит внутрь реставрации, и отражается от поверхности частиц наполнителя и от структур зуба. В результате отражение, преломление и рассеивание света внутри реставрации-хамелеона происходит так же, как и в натуральном зубе, и она сливается с окружающими тканями, воспринимаясь как единое целое.

Чем больше поверхность соприкосновения композита с твердыми тканями зуба, тем более выражен эффект хамелеона. Структура частиц материалов-хамелеонов имитирует диффузное отражение света натуральным зубом. А благодаря отличной полируемости поверхность реставрации легко довести до сухого блеска, что завершает целостность восприятия.

Реставрация зубов композитом

Преимущества материалов-хамелеонов

  • При использовании композитов-хамелеонов невозможно ошибиться с цветом реставрации. Конечно, выбрать цвет самого материала-хамелеона все же нужно, однако даже если врач немного ошибется в выборе, это никак не повлияет на эстетику – эффект «хамелеона» скроет этот изъян, и зуб будет выглядеть в точности как настоящий;
  • Реставрацию при помощи пломбы можно осуществить примерно в два раза быстрее. При использовании материала-хамелеона не нужно подбирать оттенки, сочетая эмаль и дентин, а также использовать материалы разной прозрачности – достаточно просто осуществить реставрацию из нужного оттенка материала;
  • Реставрация выглядит достаточно «живой». Оптические свойства материалов-хамелеонов таковы, что они полностью повторяют игру цвета в настоящем зубе. Помимо этого, у хамелеонов очень высокая цветостабильность, то есть даже с течением времени цвет будет оставаться естественным;
  • Перейти на материалы-хамелеоны с любого другого материала очень легко. Если необходимо перейти с одних простых композитов на другие, то придется приспосабливаться к цветовой гамме, соотношением дентинных и эмалевых оттенков и другим особенностям. Материалы-хамелеоны, в свою очередь, ничего такого от стоматолога не требуют, так что использовать их очень просто.

Художественная реставрация зубов

Альтернативы реставрациям

Как таковых альтернатив художественной реставрации зубов немного, и все они являются популярными эстетическими процедурами:

  • Виниры – установка керамических накладок в зоне улыбки давно зарекомендовала себя в стоматологии. Врачи делают акцент именно на керамике, потому что этот материал максимально долго держит естественный облик, гораздо прочнее композита, и к нему проще подобрать желаемый оттенок. Единственный объективный минус – стоимость от 20000 рублей за один зуб.

Винир

  • Металлокерамические или керамические коронки – подходят для восстановления зубов, разрушенных более чем на 50%. Современные технологии позволяют обойтись без серьезного обтачивания опоры, а прочная коронка смотрится максимально естественно. Разброс цен на них весьма ощутимый, и это единственный минус – от 15000 до 50000 рублей, в зависимости от материала и сложности установки.

Керамические коронки

  • Зубные вкладки – идеальный вариант для жевательных зубов с возможностью использовать самый разный материал. Дорогая вкладка из керамики или диоксида циркония, более доступные модели – из металла. Поскольку установка производится в два этапа с лабораторным изготовлением, то и результат будет на порядок выше, чем обычное пломбирование, пусть и самым дорогим композитом. Стоимость вкладки начинается в районе 15000 рублей.

Из сказанного выше становится понятно, что единственной гарантированной альтернативой станет микропротезирование. У каждого метода свои плюсы и минусы, но именно художественная реставрация зубов помогает наиболее точно восстановить естественный контур и оттенок эмали.

Микропротезирование

Цены на реставрацию зубов

Минимальная стоимость художественной реставрации начинается от 5000 рублей за восстановление небольшого скола, и от 15000 рублей за полноценный зуб. В цену не входят диагностики и предварительные процедуры.

Отзывы

  • Если стоматолог опытный, и используется качественный материал, то отреставрированный зуб прослужит от 10 лет и больше, прежде чем начнет разрушаться. Чего нельзя делать, чтобы уберечь от поломки – откусывать твердую пищу, грызть орехи и семечки – тогда результат сложной работы может исчезнуть буквально за полгода.
  • Прямой метод реставрации недолговечен. Если перестать чистить зубы дважды в день и не пользоваться ополаскивателем, то восстановленный участок очень быстро теряет цвет и здоровый блеск, начинает тускнеть и разрушаться. При должной гигиене можно продлить срок службы до 6-7 лет.
  • Перед процедурой не стоит отказываться от анестезии. Щадящий укол качественным обезболивающим препаратом поможет справиться не только со страхом врача, но еще и уберет ненужный дискомфорт. Останется только звук шлифовального инструмента и небольшие вибрации в процессе установки.
  • Серьезные разрушения зуба вынуждают стоматолога удалять пульпу. К этому нужно быть готовым, и в таком случае реставрация может растянуться на 2-3 сеанса. Результат будет аналогичен, но придется терпеть неприятные манипуляции во рту.

  • Стоматолог-ортопед Мартынов Д.В. Персональный сайт.
  • Актуальная информация о протезировании зубов и современной стоматологии.

Запись на консультацию к стоматологу

Основные этапы протезирования зубов

После подготовки к протезированию стоматолог-ортопед приступает к основному этапу лечения. Как правило, независимо от вида планируемой конструкции, оно включает некоторые общие этапы, перечисленные ниже.

1. Восстановление зубов, подлежащих протезированию

Сильно разрушенные зубы, если было принято решение об их сохранении, восстанавливаются при помощи вкладок или штифтов. Вид восстановления, а также используемые материалы определяются стоматологом в каждом случае индивидуально.

2. Препарирование опорных зубов

Восстановленные в ходе предыдущего этапа зубы подготавливаются к покрытию коронками. Вначале временными, а затем постоянными. Для этого они препарируются стоматологом-ортопедом («обтачиваются»), чтобы освободившийся объём впоследствии можно было использовать для создания готовой реставрации.

3. Снятие оттисков

Ортопедические конструкции и реставрации изготавливаются зубными техниками в специальных лабораториях. Чтобы передать им информацию об анатомической форме и расположении зубов пациента, врач-стоматолог снимает оттиски, по которым изготавливаются точные гипсовые копии верхней и нижней челюстей пациента. Чаще всего оттиски зубов снимаются при помощи эластичных силиконовых материалов. Они обладают особыми свойствами, позволяющими им идеально сохранить все детали поверхности зубов.

4. Лабораторные этапы изготовления ортопедических реставраций.

Технические этапы изготовления коронки, вкладки или любой другой ортопедической конструкции можно сравнить с созданием ювелирного украшения. Например, для изготовления металлокерамической коронки техник вначале моделирует форму её каркаса из воска на гипсовой модели, а затем отливает подготовленный каркас из металла. Поверх него наносятся несколько слоёв стоматологической керамики, которая затем окрашивается и обжигается в печи для придания ей оптических свойств эмали зуба: соответствующей прозрачности и цветового оттенка.

5. Определение соотношения челюстей

Очень ответственный этап любого протезирования зубов. В норме верхний и нижний зубной ряд смыкаются всегда в одном и том же положении. Это положение определяется тремя факторами: анатомической формой зубов, состоянием жевательных мышцы и височно-нижнечелюстного сустава. При нарушении одного из них, например, при потере зуба или разрушении его жевательной поверхности, достигнутая сбалансированная работа элементов жевательного аппарата нарушается. Вся система начинает адаптироваться к новому состоянию. Для того чтобы правильно выполнить протезирование в новых условиях, необходимо создать такую анатомическую форму и размер коронок искусственных зубов, которые бы не оказывали негативного влияния на функцию жевательных мышц и височно-нижнечелюстной сустав.

6. Временное протезирование

Любое протезирование зубов — это многоэтапное лечение, требующее нескольких визитов пациента. Исключением является, разве что cad-cam технологии, позволяющие изготовить небольшие реставрации (вкладки, коронки и мостовидные протезы) в одно посещение.

На подготовительном этапе протезирования, а также в тот период, когда в лаборатории изготавливается постоянная конструкция, целостность и эстетика зубных рядов пациента восстанавливается при помощи временных конструкций. Они изготавливаются из различных материалов (чаще всего пластмассы или других полимеров) и могут быть как съёмными, так и несъёмными в зависимости от конкретной ситуации.

7. Примерка окончательной конструкции и фиксация готовой работы

Последний этап лечения, когда стоматолог-ортопед фиксирует готовую реставрацию в полости рта.

8. Реабилитационно-профилактический этап

Не менее важный этап, чем все предшествующие. После окончательной фиксации реставрации требуется некоторое время на адаптацию к ней пациента. Длительность этапа зависит от вида конструкции и индивидуальных особенностей. В этот период, как впрочем, на протяжении всей жизни, пациент должен соблюдать данные стоматологом рекомендации по уходу за постоянной реставрацией. Также важно помнить о необходимости контрольных визитов к стоматологу раз в 6 месяцев для оценки состояния полости рта и проведённого ранее протезирования зубов.

Помните, что в каждом конкретном случае объём лечебных манипуляций определяется индивидуально. Только стоматолог-ортопед, проводивший полное обследование пациента, может определить, какие манипуляции показаны пациенту и в каком объёме.
Тема следующей статьи — восстановление сильно разрушенных зубов.

«Врач - наша профессия, медицина - наше призвание».

Ставропольский государственный медицинский университет был основан в 1938 году. Многоуровневое непрерывное образование включает в себя подготовку квалифицированных специалистов с высшим медицинским, экономическим и гуманитарным образованием от довузовской подготовки до докторантуры.

Помочь абитуриентам в их стремлении стать студентами университета - главная задача факультета довузовского образования СтГМУ. Малая медицинская академия, функционирующая на базе факультета, - это возможность для учащихся 9-11 классов познакомиться с профессией врача, приобрести навыки научно-исследовательской деятельности, встретиться с видными учёными-клиницистами, посетить кафедры и музеи СтГМУ, адаптироваться к условиям обучения в вузе. В университете осуществляется прием школьников на подготовительные курсы по базовым для СтГМУ предметам: химии, биологии и русскому языку.

В структуре вуза – 4 факультета базового образования – лечебный, педиатрический, стоматологический, факультет гуманитарного и медико-биологического образования, на которых проходят обучение более 3, 5 тысяч будущих специалистов.

Факультет гуманитарного и медико-биологического образования начал свою работу в 2011 году и осуществляет обучение по 6 направлениям двухуровневой подготовки по программам бакалавриата и магистратуры: экономика, биотехнология, биология, адаптивная физкультура, специальное дефектологическое образование, социальная работа. Востребованность кадров в медицинской и фармацевтической промышленности, аграрном комплексе, в сфере экономики и менеджмента предоставляет широкий выбор возможностей нашим выпускникам.

К услугам наших студентов около 400 тысяч экземпляров книг и периодических изданий из фонда научной библиотеки академии, читальный зал предоставляет доступ к более 1000 электронных учебников, в числе которых – учебные и методические пособия преподавателей СтГМУ.

Уже начиная с первого дня учебы обучающиеся, помимо теории, постепенно получают практические навыки будущей профессии. Уникальный для Юга России Центр практических навыков, оснащенный по последнему слову техники, дает возможность студентам работать с фантомами и манекенами экспертного класса. Клиническая подготовка студентов проходит на базе 28 лечебно-профилактических учреждений г. Ставрополя и трех собственных клинических подразделений: клиники микрохирургии глаза, клиники пограничных состояний, и стоматологической поликлиники.

На факультете иностранных студентов не одно десятилетие готовят врачей для более тридцати стран мира. Ставропольский государственный медицинский университет является одним из 12 медицинских вузов России, аккредитованных для подготовки студентов из Индии.

СтГМУ активно интегрируется в общеевропейское образовательное пространство. Вуз сотрудничает с некоммерческим партнерством «Национальный союз студентов-медиков», объединяющим медицинские вузы 14 городов Российской Федерации. Участвуя в программах по международному обмену, наши студенты изучают опыт других стран в сфере науки и здравоохранения.

В университете действует крупнейший на юге России институт последипломного и дополнительного образования, в состав которого входят два факультета. Обучение в интернатуре проводится по 19 специальностям, в клинической ординатуре – по 43 специальностям, на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации – по 72 специальностям. Факультет повышения квалификации преподавателей реализует программы дополнительного профессионального образования по педагогике, информатике, специальности и прикладным смежным дисциплинам.

Ставропольский государственный медицинский университет успешно готовит кадры для практического здравоохранения. За время своего существования вуз стал одной из крупнейших медицинских школ России. Целый ряд выдающихся ученых и врачей внесли значительный вклад в развитие университета и медицинской науки в целом.

Сегодня Ставропольский медицинский университет стремится к максимальному расширению перечня предлагаемых образовательных программ разного уровня – специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, второе высшее образование, программы повышения квалификации. Теперь в СтГМУ можно получить и среднее специальное образование.В 2012 году в состав академии вошел Ессентукский медицинский колледж, реализующий профессиональные образовательные программы по специальностям Лечебного и Сестринского дела. Выпускники колледжа - фельдшеры и медсестры -имеют высокий уровень подготовки, который обеспечивает гарантированное трудоустройство в лечебных и санаторно–курортных оздоровительных учреждений края и Северо – Кавказского региона. После окончания колледжа студенты получают дипломы государственного образца и возможность пройти специализацию и усовершенствование по 30 медицинским специальностям с получением сертификата.

Исследования – один из компонентов обучения, и возможность для студентов открыть перспективы для будущего карьерного роста. Важнейшим элементом инфраструктуры вуза является центр научно-инновационного развития, в состав которого входят шесть лабораторий: экспериментальной хирургии, нанотехнологии лекарственных средств, клеточных технологий, лаборатория фармакологии, физиологии и патологии эндотелия, лаборатория фармакогенетических исследований. На сегодняшний день в университете действуют 4 научные школы. Три десятка наград, завоеванных за последние 10 лет на различных международных медицинских выставках и форумах, дают представление о научной деятельности преподавателей и студентов. Вуз также сотрудничает с корпорацией РОСНАНО в практической реализации наиболее важных для жителей России научных разработок.

Оздоровление студентов – одна из важных составляющих политики учебного заведения. 25-метровый плавательный бассейн, три тренажерных зала, открытая баскетбольная площадка, санаторий-профилакторий «Искра» делают Ставропольский государственный медицинский университет вузом здорового образа жизни. Специалистами Центра студенческого здоровья ведется постоянный мониторинг физического и психического состояния обучающихся в СтГМУ.

Обучение в Медуниверситете - это не только теория, практика и научные изыскания. Много внимания в процессе обучения преподаватели уделяют гармоничному развитию личности каждого студента. В центрах воспитательной работы - волонтерское движение, патриотическое воспитание, команда КВН, танцевальная и музыкальная студии. Вокал, сценическое искусство, хореография, фольклор, спортивные секции, туристический клуб – лишь немногие из направлений, где студент СтГМУ может реализовать себя. В университете имеются 4 общежития, оборудованные для комфортного проживания.

Ставрополь, улица Мира 310, postmaster@stgmu.ru

До препарирования зуба под коронку необходимо учесть следующее:
• Наличие гипсовых моделей челюстей.
• Наличие фотографий.
• Результаты пробного препарирования на моделях.
• Внешность пациента.
• Наличие окончательного слепка.
• Подготовку временных коронок.

Изучение гипсовых моделей челюстей перед препарированием зуба под коронку

Гипсовые модели челюстей служат большим подспорьем при планировании лечения. Модель противоположной челюсти можно сопоставить с рабочей при условии, что модели не были повреждены во время пробного препарирования и в прикусе не произошло никаких изменений с момента их изготовления.

Для диагностических моделей обычно достаточно снять слепки альгинатной массой, но иногда требуется более высокая точность и более стабильный материал, особенно если модели нельзя отлить немедленно. Для получения качественных отпечатков окклюзионных поверхностей альгинатную массу втирают в фиссуры пальцем.

Если качество модели противоположной челюсти вызывает сомнения, во время препарирования зуба следует снять новый слепок и изготовить новую.

препарирование зубов под коронку

Изучение фотографий перед препарированием зуба под коронку

Когда основным показанием к протезированию передних зубов служит изменение их внешнего вида, до препарирования их следует сфотографировать. И врач, и пациент легко забывают исходные характеристики зубов после препарирования.

Фотографии хорошего качества стали непременной частью полноценного обследования во всех случаях, когда планируется изменение внешнего вида зубов. Цифровая фотография сильно облегчает эту задачу. Для ортодонтов клинические фото уже давно входят в стандарт обследования.

Некоторые пациенты приносят с собой старые фотографии, чтобы показать, как их зубы выглядели до заболевания. Это может помочь в восстановлении исходного внешнего вида зубов.

Пробное препарирование культи зуба перед препарированием зуба под коронку

Пробное препарирование на моделях челюстей нередко позволяет предположить трудности, с которыми врачу суждено столкнуться в реальности. Например, при короткой коронковой части жевательных зубов, если задачей является создание места для керамики на окклюзионной поверхности при протезировании металлокерамическими коронками, пробное препарирование позволяет определить достаточность длины культи для адекватной ретенции или необходимость дополнительных фиксирующих элементов.

При тонком верхнем переднем зубе можно судить о том, возможно ли его препарирование с нёбной стороны под керамическую коронку, или следует изготовить металлокерамическую. В некоторых случаях становится очевидной необходимость дополнительных изменений, таких как увеличение расстояния между режущими краями верхних и нижних зубов, или гингивотомия для имитации удлинения коронки.

Пробное препарирование так часто позволяет обнаружить подобные проблемы, что неопытному врачу всегда следует начинать с него, прежде чем переходить к обработке зуба в полости рта.

Если планируется изменить форму, размер и наклон резцов, то и опытному клиницисту будет нелишним предварительно отпрепарировать зубы на моделях челюстей. Диагностическое препарирование в подобных случаях позволяет уточнить необходимость эндодонтического лечения и косметическую эффективность проведенной манипуляции.

Препарирование гипсовых моделей начинают твердосплавным бором, используя механический наконечник, завершают -лезвием скальпеля или долотом. Турбинный наконечник при работе с таким мягким материалом трудно контролировать.

Пробное препарирование рекомендуется проводить поэтапно, особенно если стоит вопрос о возможности вскрытия пульпарной камеры. На рисунке представлен пример препарирования половины зуба, так что вторая половина дает представление о его исходной форме. Не рискуя повредить пульпу, больше тканей убрать нельзя.

Читайте также: